автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Семантика веб-дизайна интернет-культуры

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Ляшенко, Екатерина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Чита
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Семантика веб-дизайна интернет-культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Семантика веб-дизайна интернет-культуры"

На правахрукописи

ЛЯШЕНКО ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

СЕМАНТИКА ВЕБ-ДИЗАЙНА ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТА)

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

24 0КГ 2013

005535777

Чита - 2013

005535777

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры, искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

Научный руководитель кандидат культурологии, доцент

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»,

доцент кафедры теории и истории культуры

искусств и дизайна

Сергеев Дмитрий Валентинович

Официальные оппоненты: доктор философских наук

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»,

профессор кафедры социологии Иванова Юлия Валентиновна

доктор культурологии, доцент ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», доцент кафедры культурологии и социокультурной антропологии Поляков Александр Федорович

Ведущая организация ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный

университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Защита состоится «12» ноября 2013 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.069.02 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672000, г. Чита, ул. Кастринская, 1.

Автореферат разослан «12» октября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор философских наук, доцент Захарова Е. Ю.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных условиях глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов приобретает свойства технически доступного и социально-массового явления, затрагивающего все сферы человеческой деятельности, что актуализирует исследование культуры Интернета. Современные технологии взаимодействия открывают широкие возможности для создания культурного продукта с высокой степенью инноваций и креативности, который, в свою очередь, становится автономным источником формирования интернет-культуры, отличающейся высокой динамичностью, интерактивностью, вариативностью, полифункциональностью, способностью к саморазвитию и саморегулированию.

Способом организации информации в Интернете является веб-дизайн. Пользователь воспринимает значение контента в том объеме и с теми коннотациями, в каком виде веб-дизайнер выразил их в композиции сайта, а при усвоении веб-дизайна как креолизованного общественно фиксированного языка овладевает возможностями, традициями, моделями поведения интернет-культуры. Субъекты интернет-культуры, оставаясь в пространстве национальных культур, выступают носителями ценностей этих культур, эстетических норм, традиций, включаясь в то же время в формирование интернациональной электронной культуры. Веб-дизайн, создавая единое пространство для пользователей разных государств, способствует их вхождению в процесс глобализации, оформляя ресурсы, удобные для человека любой культуры.

Особое место среди функций, выполняемых веб-дизайном, принадлежит семантической, поскольку именно с помощью системы символов, знаков, метафор, встроенных текстов осуществляется трансляция культурных смыслов на национальном и глобальном уровнях. Все это актуализирует значимость исследований семантики веб-дизайна как способа трансляции ценностей новой культуры, формирования нового мировоззрения человека, создания современных коммуникативных пространств глобализирующегося мира.

В этих условиях возрастает значимость исследований знаковых характеристик веб-дизайна российского Интернета, отражающего особенности национальной культуры российского пользователя, специфику его приобщения к мировой информационной культуре, с одной стороны, а с другой, -российского Интернета как одного из сегментов Глобальной сети.

Степень научной разработанности темы. В последнее десятилетие наблюдается интерес к изучению веб-дизайна, в том числе сайтов российского Интернета. Активное исследование этой проблемы началось в начале XXI в.

3

Анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, прямо или косвенно касающихся этой проблемы, позволяет выделить следующие направления исследования:

- особенности культуры информационного общества раскрыты в трудах зарубежных ученых XX в. (Ж. Бодрийяр, В. Буш, Э. Гидденс, У. Дайзард, М. Кастельс, Ф. Машлуп, А. Тоффлер, С. Шпенглер, Г. Кан) и отечественный исследователей (Р.Ф. Абдеев и М.С. Каган);

- проблемы формирования культуры информационного общества нашли отражение в работах Н.П. Лукиной, Е.Н.Молчановой, Е.Э. Суровой,

A.A. Чернова, А.Н. Шеремета, Е.И. Ярославцевой и др.;

- вопросы информационного общества в контексте культурной коммуникации в изменяющемся обществе освещены в трудах классиков XX в. (У. Эко, М. Маклюэн) и современников (О.В. Беззубовой, Б.В.Григорьева, Я.Н. Засурского, Л.М. Земляновой, В.Д. Магазанника, Л.В. Нургалеевой,

B. А. Сулимова, В.И. Чумаковой, и др.);

- особенности культуры электронных образов информационного общества изучены в трудах E.H. Губановой, В.М. Диановой, Б.В. Маркова и др. Исследованием особенностей электронных образов в рамках киберкультуры занимался В.А. Емелин, в контексте экранной культуры их рассматривал И.А. Негодаев.

В работах современных авторов освещались различные аспекты интернет-культуры: комплексные гуманитарные исследования Интернета (А.Е. Войскунский), эстетические аспекты интернет-культуры (В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская), трансформация познавательных процессов в интернет-культуре (В.В. Анненков, Л.Б. Коржева), изучение культурных особенностей сетевых сообществ (В.Ю.Нестеров, Е.Д. Патаракин и др.), особенности современной информации в Интернете (А.Н. Назайкин), анализ специфики рекламы в Интернете (М.М. Лукина, Е.И. Платонова, К. Шредер, и др.), культура блогосферы (A.M. Ранчин, А.В.Попов), исследование языковой коммуникации в интернет-культуре и влияние этой культуры на пользователя (М.А. Кронгауз), характеристики гипертекста в контексте современной культуры (С.И. Орехов, М.Г. Карымова). Гипертекст был описан ранее В. Бушем, Д. Энгельбартом, Т. Нельсоном, Т. Бернерс-Ли.

Отдельные аспекты культуры российского Интернета исследованы в работах отечественных авторов: проблемы развития культуры Рун.тга (Ф.А. Кулин, A.B. Дубовиков), особенности эстетики российского веб-дизайна (A.A. Горных, А.Р. Усманова).

Веб-дизайн как явление современной культуры представлен в трудах отечественных исследователей:

- веб-дизайн как инструмент моделирования виртуального пространства современной культуры (Н.С. Кузнецова);

- механизмы приобщения к интернет-культуре (Г. П. Блуднов) и интерпретации ее форм в контексте изучения массовых коммуникативных процессов (A.B. Буланичев, A.A. Останин);

- особенности формообразования в современном дизайне (Т.Н. Бытачевская);

- функции веб-дизайна при переводе СМИ в интернет-версии (A.A. Беляев);

- отдельные элементы веб-дизайна в рамках семиотического подхода к информации (A.B. Петров);

- применение компьютерной семиотики в контексте изучения человеко-компьютерного взаимодействия (H.A. Тарабанов);

- особенности дизайна в информационной среде (И.А. Розенсон);

- стилистические особенности веб-дизайна в условиях глобализации (Д.В. Бородаев).

Основные тенденции развития современного веб-дизайна нашли отражение в авторских проектах отечественных и зарубежных веб-дизайнеров (Я. Нильсен, Дж. Зельдман, А. Лебедев, Д. Кирсанов и др.).

Несмотря на значимость и важность существующих исследований веб-дизайна в интернет-культуре и культуре Рунета, в настоящее время недостаточно культурологических исследований, предметом анализа которых являются семантическая функция веб-дизайна в системе интернет-коммуникаций, семантика веб-дизайна российских сайтов как отражение особенностей интернет-культуры современной России.

Объект исследования - веб-дизайн интернет-культуры.

Предмет исследования - семантика веб-дизайна российской интернет-культуры.

Цель исследования - выявить семантические характеристики веб-дизайна как одного из современных языков культуры на примере Рунета.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) раскрыть эвристический потенциал семиотического подхода к исследованию веб-дизайна в культурологии;

2) использовать иконологическую методологию анализа произведения искусства в рамках культурологического подхода при разработке структурно-семантической схемы анализа веб-сайтов;

3) описать характеристики интернет-культуры как семиотической системы;

4) исследовать схемы современных интернет-коммуникаций в контексте формообразующей роли веб-дизайна;

5) раскрыть особенности семантики российского веб-дизайна в контексте глобализационных тенденций развития современного Интернета;

6) выявить семантические характеристики креолизованных культурных текстов российского Интернета в контексте соотношения глобального и национального.

Теоретическая база исследования основывается на следующих концепциях:

- информационно-семиотической (Р.Барт, М. С. Каган, A.C. Кармин, Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, У. Эко, Р. Якобсон и др.);

- информационных сообщений в теории дизайна (Д.В. Бородаев, Дж. Зельдман, Д. Кирсанов, А. Лебедев, Я. Нильсен, И.А. Розенсон и др.);

- электронных образов в постмодернистском искусстве (В.В. Бычков, E.H. Губанова, В.М. Дианова, М.Г. Карымова, Н.Б. Маньковская, С.И. Орехов и

др-);

лингвистической относительности, восходящей к идеям В. фон Гумбольдта и получившей развитие в трудах Э. Сепира, Б.Л. Уорфа, А. Вежбицкой и др.

Методологическая основа исследования. В ходе исследования использованы возможности междисциплинарного культурологического подхода, позволившие разработать структурно-семантическую схему анализа веб-сайтов на основе иконологической методологии анализа произведения искусства.

Использование системного подхода позволило изучить интернет-культуру как семиотическую систему, где значительное место занимают креолизованные тексты.

Семиотический подход способствовал всестороннему раскрытию проблемы семантики веб-дизайна, исследованию современной интернет-культуры как семиосферы, составлению схемы культурной коммуникации в ней.

Интегративный подход дал возможность исследовать в веб-дизайне свойства проектирующего и проектируемого языка интернет-культуры, соединившего в себе информационную и эстетическую функции.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы семантический, аксиологический, феноменологический методы; сравнительно-сопоставительный и иконологический анализ произведения искусства.

Научная новизна исследования.

1. Установлено, что эвристический потенциал семиотического подхода заключается в использовании его категориального аппарата при описании веб-дизайна как языка интернет-культуры и семиосферы, который включает инвариантные элементы (тексты), относительно устойчивые принципы формирования знаков, вариативные схемы интернет-коммуникации.

2. Доказана возможность экстраполяции искусствоведческого анализа художественного произведения при интерпретации современных текстов интернет-культуры. Разработана структурно-семантическая схема анализа вебсайтов, включающая три уровня, на которых выявляются особенности веб-цветов и элементов страницы, характеристики визуальной структуры сайта, культурные смыслы электронных образов.

3. Описаны характеристики интернет-культуры как семиотической системы, включающей принципы (динамичность, интерактивность, вариативность), формы образования текстов (креолизация, симулякр) и способы их взаимодействия (перевод текстов из одной системы в другую, ризома).

4. В контексте формообразующей роли веб-дизайна исследованы схемы современной культурной коммуникации Интернета. Эта роль обеспечивается композицией веб-сайтов, транслирующей культурные ценности и определяющей особенности веб-дизайна как языка интернет-культуры.

5. Установлено, что глобализационные тенденции развития Интернета, проявившиеся в распространении стандартной схемы визуальной композиции, интернациональных проектов, характерных образов электронной культуры детерминировали становление и развитие семантики российского веб-дизайна и, в частности, его содержание, функции и формы представления.

6. На примере креолизованных текстов Рунета выявлены и описаны основные особенности взаимодействия в веб-сайте знаковых систем (изобразительного, естественных языков, фотографии, анимации, видео), детерминированные интеграцией сегментов Интернета в мировую интернет-культуру, распространением ее взаимодействия с вне-системой (усложнение технологий человеко-компьютерного взаимодействия, перевод областей деятельности в Интернет).

Положения, выносимые на защиту.

1. Семиотический подход к исследованию веб-дизайна позволяет выделить:

- характеристики интернет-культуры как семиосферы (скорость изменения текстов, особенности системы самоописания, вариативность,

соотношение неоднородности и единства, периферии и ядра, способы взаимодействия с вне-системой);

- современные вариативные схемы коммуникаций в интернет-культуре (процесс передачи сообщения, способы передачи сообщения адресату с созданием полей для коммуникаций и присоединением чужих сообщений, общая схема формирования симулякров, ложных знаков в веб-дизайне, способы формирования полей для сообщений, ризомные ответвления общей схемы формирования симулякров, схема мозаичного пространства интернет-культуры);

- проектирующие свойства веб-дизайна (креативность, влияние на восприятие пользователя, мотивация к определенной деятельности, интегрирование функций в системе интернет-культуры).

2. На основе концепции искусствоведческой методологии анализа образов и визуальных объектов (А. Варбурга, Э. Панофского, И. А. Ильина, Ю. Б. Борева) разработана трехуровневая структурно-семантическая схема анализа веб-сайтов. С помощью этой схемы исследованы веб-сайты Рунета как креолизованные тексты. Первый уровень - это изучение цветовой гаммы, ее значения, имитаций, текстур, фактур, иконических знаков, стилизаций, визуальных эффектов. На втором уровне исследуется условный сюжет, который выражен в веб-дизайне в метафоричности знаков, визуальной структуре, иллюзорности, логотипах, насыщенности графическими знаками, единстве страниц, сложности креолизации, системе ссылок, особенностях обновления дизайна и контента, инструментах моделирования киберпространства, степени коммерциализации. На третьем уровне анализа выявляются свойства веб-сайта как культурного текста с точки зрения текстовой самоценности, которая заключается в определении прототипов и заимствований, описании истории, проведении параллелей, определении известных аналогов, установлении культурных ценностей, транслируемых веб-дизайном.

3. Описание интернет-культуры как семиотической системы дает возможность проанализировать динамичность ее основных характеристик (соотношение неоднородности и единства в разнообразии ресурсов, монтажности и клиповости текстов, увеличении их количества, умножении числа сообщений, частое и быстрое перемещение текстов от периферии к ядру, расширение границ перевода текстов, взаимопроникновение различных систем извне, усложнение и совершенствование веб-дизайна, переход некоторых видов деятельности в виртуальную сферу, активное взаимодействие с вне-системой, короткие сроки хранения текстов, метатропичность).

4. В выявленных схемах интернет-коммуникаций (процесс передачи сообщения, способы передачи сообщения, общая схема формирования симулякров, формирование полей для сообщений, ризомная схема формирования симулякров и схема пространства сообщений интернет-культуры), формообразующая роль отводится веб-дизайну как языку культуры. Композиция в веб-дизайне как языке интернет-культуры - это способ формообразования, транслирующий культурные ценности, содержащий в своей структуре все основные виды знакового пространства. В построении визуальной композиции сайтов отразились многоадресность сообщений, поворот функциональности от репрезентативности к созданию полей для коммуникаций, распространение многочисленных ложных знаков, различных видов симулякров, возрождение отдельных черт архаических форм творчества.

5. Процесс глобализации детерминировал такие черты семантики российского веб-дизайна как заимствование стандартной западной схемы визуальной композиции сайта, формирование электронных образов интернет-культуры, их тиражированность, массовость, распространение симулякров, электронного фольклора, логотипизации событий. Семантика российского веб-дизайна характеризуется становлением инфраструктуры интернет-культуры, уточнением разграничения сайтов по целям, распространением отечественных проектов за пределы Рунета, обновлением дизайна в соответствии с требованиями мультиплатформенности.

6. К семантическим характеристикам креолизованных текстов российского Интернета относятся как общие черты Глобальной сети, так и специфические черты отечественного сегмента. В российском сегменте Интернета выделяется группа общепризнанных международных знаков, используемых в качестве ссылок, отмечается возрастание метафоричности простых знаков. На примере Рунета выявлены степени проникновения систем фотографии (текст как инородное включение, текст в тексте, фотография как основа дизайна сайта, декоративный элемент, фотография как иллюстрация и ссылка на сайт), анимации, видео в веб-дизайне.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлен теоретический анализ семиотических характеристик интернет-культуры и веб-дизайна в контексте культурной семантики. Результаты исследования вносят вклад в концептуальное осмысление новых языков культуры, дополняют и расширяют методологический потенциал культурологии в исследовании текстов интернет-культуры, могут быть полезны в работе веб-дизайнеров, искусствоведов, культурологов, психологов, социологов, философов.

Практическая значимость заключается в возможности применения материалов исследования при создании веб-проектов. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть реализованы при разработке курсов, учебных программ, пособий по изучению интернет-культуры и созданию веб-сайтов. Результаты исследования положены в основу учебно-методического комплекса элективного курса «Веб-дизайн» для студентов факультета культуры и искусств ЗабГУ, обучающихся по направлению 072500 «Дизайн» (профиль «Дизайн среды»). Культурологическое изучение теории веб-дизайна способствовало созданию авторских разработок дизайна сайтов.

Апробация результатов работы. Основные концептуальные идеи диссертации представлены в докладах и тезисах на международных и региональных конференциях («Гуманитарные науки в XXI веке» (Москва, 2011), «"Семиосфера" Ю.М. Лотмана: рецепции в современном социально-гуманитарном знании» (Москва, 2012), «Наука и современность» (г.Новосибирск, 2010), «Культурология в контексте гуманитарного знания» (г.Курск, 2011), «Художественное образование: тенденции, проблемы, перспективы» (г.Чита, 2010)), а также в докладах на семинарах аспирантов ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского». Новые результаты по проблематике диссертации получены при выполнении НИР (во ВНТИЦ по теме: «Веб-дизайн как язык современной интернет-культуры»; в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.3.2 - V очередь) Лот № 2, 2011 - 1.3.2. - 303-013; в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3676.2011).

Содержание работы отражено в 11 публикациях, в том числе четырех статьях в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, содержащих по два параграфа, Заключения, библиографического списка, приложений.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи, описывается теоретико-методологическая основа, дается оценка научной новизны, формулируются основные положения и выводы диссертационного исследования, выносимые на защиту, характеризуется теоретическая и практическая значимость исследования, отражается апробация результатов работы.

В первой главе «Теоретические подходы к исследованию веб-дизайна как современного языка культуры» анализируются теории, применяемые к исследованию веб-дизайна в культурологии, выявляются основные понятия, отражающие специфику данной проблемы. Раскрывается эвристический потенциал семиотического подхода к исследованию семантики веб-дизайна, описываются возможности ее изучения в контексте искусствоведения и теории дизайна.

В параграфе 1.1. «Семиотический подход к изучению веб-дизайна как языка культуры» исследуется веб-дизайн как язык культуры в контексте теорий семиотики, коммуникации, лингвистической относительности и электронных образов.

В начале параграфа выявляются проблемные поля изучения семантики веб-дизайна интернет-культуры (Интернет, веб-сайт, Рунет, интернет-культура, веб-дизайн). В диссертационном исследовании доказывается, что веб-дизайн является динамичным, сложноструктурируемым формообразующим языком интернет-культуры, результатом ее развития и фактором формирования, что позволяет применить к его изучению семиотический подход. Исследование интернет-культуры в рамках данной работы велось с помощью анализа и описания систем знаков, образованных веб-дизайном. Подобно тому, как Э. Кассирер сравнивает язык с организмом, веб-дизайн своей системой знаков и символов формирует пространство интернет-культуры, выполняя в ней ряд функций: информационную, эстетическую, лингвистическую, семантическую, объединенные формообразующей.

В связи с этим диссертант описывает веб-дизайн как семиосферу на основе выделенных Ю. М. Лотманом критериев (степень динамичности, вариативности, соотношение неоднородности и единства, периферии и ядра, множественности и единственности, взаимодействие с вне-системой, способы хранения и взаимодействия текстов).

Анализ веб-дизайна как семиосферы позволил диссертанту применить к его исследованию теории коммуникаций (Р. О. Якобсона, У. Эко и др.). На основе разработанной P.O. Якобсоном элементарной коммуникативной структуры выявлены схемы коммуникаций в современной интернет-культуре (процесс передачи сообщения, способы передачи сообщения, общая схема формирования симулякров, формирование полей для сообщений, ризомная схема формирования симулякров и схема пространства сообщений интернет-культуры).

Использование методологии анализа системы коммуникации Б. В. Григорьева и В. И. Чумаковой (исследование сущности коммуникаций, смысла и назначения коммуникативных процессов, причин, влияющих на их

11

качество, детерминированность) способствовало изучению формообразующей роли веб-дизайна в вышеуказанных схемах, выявленных диссертантом.

Диссертант подчеркивает, что использование семиотического подхода, рассматривающего социокультурные явления как тексты, позволило выделить специфику новой интернет-среды, способствующей распространению текстов сложной креолизации, которые предполагают синтез нескольких знаковых систем разной природы и могут быть изучены не только с помощью методологии культурной семантики и семиотики (Р.Барт, Ж. Бодрийяр, Ю. С. Степанов), но и методов, применяемых при изучении современных электронных образов и креолизованных текстов (М.Б. Ворошилова, Т. Н. Бытачевская, А. В. Петров, Б. В. Марков и др.).

В параграфе отмечается, что изучение веб-дизайна как языка интернет-культуры заключается в его проектирующих и проектируемых возможностях. Теоретическое обоснование этой характеристики веб-дизайна осуществлено с опорой на концепции В. фон Гумбольдта и А. Вежбицкой, теории лингвистической относительности Сепира-Уорфа, которые доказывают проектирующий характер языка в отношении поведения человека, его ценностей и мышления.

В конце параграфа подчеркивается, что эвристический потенциал семиотического подхода к изучению веб-дизайна заключается в использовании его категориального аппарата, теорий семиотики и современных исследований знаковости электронных образов, гипотезы лингвистической относительности для изучения веб-дизайна в качестве языка интернет-культуры.

В параграфе 1.2. «Семантика веб-дизайна в искусствоведении и теории дизайна» описывается методика использования иконологического анализа произведения искусства при разработке структурно-семантической схемы анализа веб-сайтов.

На основании анализа теории А. Варбурга о природе визуальных символов, связанной с общностью образов разных эпох, исследований Ю.С. Степанова о возможности применения терминов семиотики к искусству, современных идей P.A. Степучева, применившего семиотический анализ к графическому языку, в диссертационном исследовании доказана возможность экстраполяции искусствоведческого анализа художественного произведения при интерпретации современных текстов интернет-культуры. Данные тексты проанализированы с помощью вычленения в них композиционных структур, приемов и средств, приобретающих новые электронные формы. Общим принципом их организации является изоморфизм формы и содержания, что позволяет рассматривать веб-дизайн в качестве визуального объекта, который

может быть исследован теми же методологическими средствами, что и другие визуальные произведения искусства.

Визуальность веб-дизайна позволяет применить для изучения его семантики искусствоведческие методы, среди которых наиболее эффективными, по мнению диссертанта, являются трехуровневая иконологическая методология Э. Панофского, концепция трехслойной структуры искусства И.А. Ильина, пошаговый критический анализ художественного произведения Ю.Б. Борева.

На основе методологии Э. Панофского диссертантом разработана структурно-семантическая схема анализа веб-сайтов. На первом уровне реализуется процесс изучения первичного сюжета, постигаемого путем идентификации чистых форм, конфигураций линий и цвета, их взаимных отношений, выразительных качеств. С этой целью автором выделены следующие элементы семантики сайта: цветовая гамма, ее значение; цвет как вид языка; наличие имитаций, текстур, фактур; иконические знаки, стилизации, визуальные эффекты.

На втором уровне в центре внимания исследователя находится условный сюжет, который выражен соединением художественных мотивов и их комбинаций с образами и аллегориями. В отношении веб-дизайна это представлено необходимостью анализа метафоричности знаков; визуальной структуры, иллюзорности; логотипов; насыщенности графическими знаками; степени «юзабилити»; стиля, соответствия дизайна назначению, единства страниц; сложности креолизации; систем ссылок; частоты обновления дизайна и контента; инструментов моделирования киберпространства; степени коммерциализации. Анализ веб-сайтов на втором уровне, в том числе изучение особенностей визуальной структуры композиции, опирается на результаты исследований А.Н. Лаврентьева, который осуществил описание тенденций формообразования в дизайне, И.А. Розенсон, исследовавшей формообразование информационных сообщений.

На третьем уровне анализа диссертантом осуществляется выявление смысла и содержания визуального объекта, что позволяет рассматривать вебсайт как культурный текст и описывать его свойства с точки зрения текстовой самоценности, которая заключается в выявлении прототипов и заимствований, описании истории, проведении параллелей, определении известных аналогов. Далее в параграфе дается описание символьного опыта системы через анализ креативности, традиций и инноваций в элементах веб-сайта.

Результаты анализа веб-сайтов на третьем уровне дополняются результатами исследований, которые получены в искусствоведении В.В. Бычковым, Е.Н. Губановой, В.М. Диановой, М.Г. Карымовой,

13

Н.Б. Маньковской, С.И Ореховым и др. при анализе явлений постмодернистского искусства - симулякры, ризомность, кризис репрезентации, электронные образы, гипертекст.

Основная цель культурологического анализа на третьем уровне, как отмечает диссертант, состоит в установлении культурных ценностей, транслируемых веб-дизайном. Опираясь на результаты исследований практикующих веб-дизайнеров (Дж. Зельдман, Я. Нильсен, А. Лебедев, Д. Кирсанова и др.) и данные, полученные диссертантом, в параграфе делаются выводы о различии ценностей, отражаемых зарубежным и отечественным веб-дизайном. В качестве примера отмечается, что в американской практикоориентированной литературе по веб-дизайну актуализированы аксиологические проблемы, в частности, концепция «юзабилити», усовершенствования инфраструктуры веб-студий. В отечественных проектах основное внимание обращается на технологические и пользовательские проблемы российского сегмента интернет-культуры.

Анализ сайтов российского сегмента Интернета согласно структурно-семантической схеме анализа веб-сайтов дал возможность установить системные формы существования веб-дизайна, в том числе выявить веб-феномены, исследовать соотношение глобального и национального, определить наиболее распространенные эстетические образцы, описать культуру хранения информации и взаимодействия пользователей.

Вторая глава «Место веб-дизайна в семиосфере интернет-культуры» посвящена описанию современных тенденций развития семантики интернет-культуры и веб-дизайна, выявлению основных характеристик семиотики современной интернет-культуры, формулированию схем современной интернет-коммуникации с формообразующей ролью веб-дизайна.

В параграфе 2.1. «Особенности интернет-культуры как семиотической системы» диссертантом выявляются основные характеристики интернет-культуры как семиосферы, которые включают принципы, формы и способы формирования и взаимодействия ее текстов.

Развитие интернет-культуры, как отмечается в диссертации, характеризуется динамичностью, наличием системы самоописания, интерактивностью, гипертекстуальностью, мультимедийностью и вариативностью. Динамичность системы связана не только с тем, что она изменяется высокими темпами, но с интенсификацией ее развития. Основным классифицирующим и упорядочивающим механизмом самоописания является функционирование поисковых систем, освещающих контентное содержание Интернета. К механизмам динамичного самоописания интернет-культуры относятся каталоги и справочники. Интерактивность обеспечивает

14

формирование системы как отдельным пользователем, так и взаимодействием пользователей друг с другом и с системой внутри общего коммуникативного пространства Интернета. Вариативность целей создания сайтов и контингента их посетителей заключается в широкой полосе структурной нейтрализации между полюсами бинарных оппозиций (от высокого до низкого, от официально-делового до развлекательного и т.д.).

Разработанные Ю.М. Лотманом характеристики семиосферы соотношение в бинарных оппозициях неоднородности и единства, периферии и ядра, единственности и множественности - использованы диссертантом для выделения и описания форм и способов взаимодействия текстов интернет-культуры, которая в таком случае предстает как подчиняющаяся определенным принципам, упорядоченная и саморазвивающаяся система.

Соотношение неоднородности и единства в интернет-культуре выражается в различной географической степени проникновения в Глобальную сеть и центры ее развития, наличии широкого разнообразия ресурсов, монтажности и клиповости текстов, увеличении их количества, умножении числа сообщений, во многих случаях сокращенных или замененных символами.

Противопоставленность периферии и ядра в интернет-культуре проявляется в частом и быстром перемещении текстов и явлений от одного полюса к другому. Одна из причин высоких темпов распространения интернет-культуры связана с ее активным взаимодействием с вне-системой по нескольким направлениям (расширение границ перевода текстов, взаимопроникновение различных систем извне, усложнение и совершенствование веб-дизайна, переход некоторых видов деятельности в виртуальную сферу).

Соотношение единственности и множественности в интернет-культуре, по мнению диссертанта, обнаруживается в проблеме копирайта и коротких сроков хранения определенной категории текстов. Развитие аппарата коллективной памяти и возможность для генерирования новых текстов являются предпосылками для создания Семантической паутины и искусственного интеллекта. Современный этап, при быстро развивающихся возможностях мгновенного доступа к информации, характеризуется ее перенасыщенностью и расширением условий для распространения текстов, пропагандирующих контркультуру и анти-культуру.

Сложность семиотической организации культуры Интернета заключается в органическом единстве множества знаковых систем разной природы. Распространение сайтов в стиле «юзабилити» свидетельствует о метатропичности современной интернет-культуры на уровне некоторых текстов.

Тенденции дальнейшего развития интернет-культуры как семиосферы связаны с созданием Семантической паутины, расширением возможностей человеко-компьютерного взаимодействия, продолжающимися

глобализационными процессами в культуре. Наличие коммуникативной среды, объединяющей континенты, оказывает влияние на культуру внутри различных сегментов Интернета.

В параграфе 2.2. «Формообразующая роль веб-дизайна в интернет-коммуникациях» диссертантом разработаны вариативные схемы современной культурной коммуникации в Интернете, составленные на основе сформулированной P.O. Якобсоном элементарной коммуникативной структуры, исследуется формообразующая роль веб-дизайна в этих схемах.

Выделение схемы, раскрывающей процесс передачи сообщения и включающей детерминирующие факторы функционирования веб-дизайна (дизайнер, заказчик, ожидания пользователя, тенденции моды), позволяет констатировать, что дизайн сообщений, передаваемых в пространстве Сети, отражает культурные запросы, ценности и потребности пользователей. В свою очередь, технические достижения дают веб-дизайну возможность быстро реагировать на изменения этих запросов.

Анализ способов передачи сообщения адресату - без дополнительных сообщений, с присоединением сообщений других адресантов, с созданием полей для коммуникаций и присоединением чужих сообщений - позволяет сделать вывод о том, что эти сообщения. уже изначально отличаются многоадресностью, а дизайн — универсальностью. Это объясняет причину смещения функциональности от репрезентативности к созданию полей для коммуникаций, которыми могут пользоваться несколько адресантов. В таких условиях дизайн упрощается, минимизируется и унифицируется, а тексты больше не различаются по характеру приватности и публичности.

Общая схема формирования симулякров и ложных знаков в веб-дизайне, схема способов формирования полей для сообщений, схема гипертекстовых ответвлений формирования симулякров раскрывают ризомность современных текстов, которая оказывает влияние не только на внешнюю сторону композиции сайтов, но и на внутреннюю. Отмечается, что в образующихся коммуникативных полях создаются многочисленные сообщества, большинство из которых непрочны, так как перед ними не встают внешние вызовы.

Выделяются варианты периодической систематизации передаваемых в Интернете сообщений и схема монтажного пространства интернет-культуры, сформированная в результате прямых и косвенных ожиданий адресата. В системе интернет-коммуникаций возникают явления автокоммуникации, трансформации времени и пространства, включенности в процесс, внедрение

16

фольклорных и мифологических способов передачи информации, которые свидетельствуют о возрождении некоторых черт архаических форм творчества и обрядовости.

В качестве аналитической процедуры выявления формообразующей роли веб-дизайна в схеме интернет-коммуникации используется анализ композиции веб-сайтов с точки зрения способа формообразования, транслирующего культурные ценности с помощью знаковых графических метафор. Далее диссертантом применяются выделенные Б.В. Григорьевым и В.И. Чумаковой общие знаковые, метафоры для анализа композиции веб-сайта. В ней выделяется метафора «дом», где степень его открытости зависит от целей и национальной принадлежности сайта. Это может проявляться и в метафорических изображениях двери, надписи «домой», метафоре рабочего стола, помещений. Схема сайта также предстает как совокупность взаимосвязанных пространств. Широкую разветвленную сеть «дорог» формируют ссылки и гиперссылки, «коридорные» свойства охарактеризованы особенностями человеко-компьютерного взаимодействия. «Коридор» -метафора коммуникативного канала, чаще всего линейного, в котором действуют прямая и обратная связь между отправителем и получателем. В современных схемах отмечается ризомность этого явления. Узловые скопления сайтов формируют «города»-порталы, которые функционируют по правилам и ценностям массовой культуры. Интернет обеспечил широкие возможности для распространения массовой культуры, что может быть проиллюстрировано на примере социальных сетей. Каждый сайт, группы сайтов формируют «поле», метафора которого предполагает наличие ядра и периферии, центральных (валидных) знаков, которые распространяет свое влияние дальше других знаков. На уровне сайта валидность проявляется в общей стилевой направленности, фирменном стиле.

В диссертации подчеркивается, что эволюционно новая система электронного взаимодействия, сформированная веб-дизайном, посредством визуальной композиции веб-сайтов транслирует культурные ценности и формирует восприятие и культуру пользователей.

В третьей главе «Российский веб-дизайн в контексте современных культурных трансформаций» дается описание проведенных диссертантом исследований веб-сайтов Рунета как креолизованных текстов, в результате которого выявлены характеристики семантики веб-сайтов на примере Рунета.

В параграфе 3.1. «Соотношение глобального и национачьного в российском веб-дизайне» выявляются знаковые характеристики веб-сайтов российского Интернета, его особенности в контексте соотношения глобального и национального.

В параграфе дается обоснование репрезентативности эмпирической базы исследования, описываются способы работы со статистическими проектами, критерии выбора сайтов для исследования.

Глобализационные процессы в веб-дизайне Рунета способствуют не только унификации, но и культурной интеграции российской интернет-культуры в мировую, о чем свидетельствует появление и развитие ряда проектов, характерных для высокоразвитой интернет-культуры, основной функцией которых является привлечение целевых посетителей на сайты, создание агрегаторов партнерских программ, офферов, пространства для работы фрилансеров, сайтов регионального уровня.

Исследование креолизованных текстов Рунета подтвердило идею о том, что современный дизайн российских сайтов характеризуется заимствованием западных способов формообразования. В большинстве сайтов используется стандартная визуальная схема. В диссертации подчеркивается, что одним из основных механизмов, способствующих развитию отечественного веб-дизайна и интеграции российского сегмента интернет-культуры в глобальную, является участие России в интернациональных проектах (Google, Wikipedia и др.). В Рунете также существуют проекты, успешно распространяющиеся среди зарубежных пользователей (Avito). Соотношение традиций и инноваций в интернет-культуре заключается в расширении взаимодействия с вне-системой, появлении сайтов, дизайн которых отвечает требованиям

мультиплатформенности.

Среди характеристик интернет-культуры как массовой культуры отмечаются широкие возможности для распространения текстов антикультуры, что характерно для многих сегментов интернет-культуры в том числе, российской, в которой отмечается завершение процессов разделения сайтов по целям и перемещения всех видов контент-сайтов в соответствующие ниши. Электронные образы, характерные для интернет-культуры, соответственно, проявились в Рунете: отмечается их тиражированность, массовое распространение симулякров всех видов, уровней и форм. Электронные образы российского Интернета имеют специфику, характерную для трансформирующегося этапа культуры Рунета. Симулякры распространены на различных видах сайтов, встречаются монструозные формы. В то время как в исследованиях предыдущего десятилетия отмечался достаточно низкий уровень информационной культуры значительного числа пользователей Рунета, в данном диссертационном исследовании доказывается, что непрофессионально созданные сайты перемещаются в соответствующий сегмент.

К специфичным веб-феноменам диссертантом отнесены характерные графические символы веб-дизайна, который способен определять сценарий

18

поведения пользователей. Электронный фольклор использует стандартные механизмы передачи собственно отечественных культурных ценностей. В нем проявилась особенность современного электронного фольклора, которая заключается в целостном охвате события, креолизации изображения, словесного текста и оформления, быстром реагировании на происходящие события. Для выявления механизмов передачи культурного смысла диссертантом приводится диахронический анализ сайтов с плакатами-демотиваторами (2011 - 2012 гг., всего более 2 тыс. плакатов на нескольких сайтах). Демотиваторы - это синтез фольклора, дизайна и изображения, которые с помощью плакатного приема, выбора цвета, композиционных приемов, креолизации знаковых систем транслируют актуальные темы современности.

Интернет-культура России рассматривается в качестве важнейшего интегратора национальной культуры в глобальное пространство, а также транслятора новых мировых ценностей информационной культуры, поскольку тексты интернет-культуры представляют не только форму передачи информации, но и средство формирования культурных ценностей и приобщения к ним.

В параграфе 3.2. «Российские веб-сайты как креолизованные тексты» выявляются тенденции, характерные для веб-дизайна Рунета, и приводится их сопоставление с развитием глобальной интернет-культуры. В цветовых гаммах выявляются полисемантичность цвета, лаконичность цветовых гамм в наиболее массовых проектах. Текстуры и фактуры в сайтах Рунета отсутствуют или используются в дополнительных настройках, значительное количество сайтов создается в стиле «юзабилити».

Отмечается распространение использования международных простых знаков, их метафоричность в Рунете увеличилась, также они могут быть скрыты в дополнительных ссылках, среди логотипов наиболее распространены унифицированные шрифтовые. Формообразующей структурой большинства сайтов является их графическая композиция, в ней отмечается усовершенствование средств человеко-компьютерного взаимодействия. Насыщенность графическими знаками в сайтах Рунета возрастает по мере увеличения их функциональности.

В диссертации на примере сайтов Рунета анализируются системы фотографии, видео, анимации, естественных языков как компонентов креолизованных текстов веб-сайтов. Выделяется пять степеней взаимного проникновения системы фотографии и веб-дизайна, характерные для российского Интернета (текст как инородное включение, текст в тексте, фото как основа дизайна сайта, декоративный элемент, фото как иллюстрация и фото

19

- ссылка на сайт). Система видео в структуре сайтов также отражает явление креолизации в веб-дизайне. Анимация представляет собой распространенный прием формообразования в веб-дизайне, часто применяемый в Рунете. Системы естественных языков и звуков выступают особыми компонентами в креолизованных текстах веб-дизайна, который, таким образом, отвечает за перевод текстов из одной системы в другую.

В результате выделения четырех категорий сайтов по типу преобладающих в них ссылок делается вывод о возрастании количества сайтов компаний, в которых основными являются внутренние собственные ссылки и дополнительными - внешние ссылки для цитирования, например, в социальных сетях. На примере баннерной рекламы изучается феномен «текст-в-тексте», отмечается высокая зависимость от ее включений в значительной части сайтов. Технологии рекламы увеличивают гетерогенность новых текстов культуры, что подтверждено на примере семантики веб-дизайна российского Интернета, где преобладают сайты, созданные в рекламных, информативных целях. Отмечается, что в пространстве сайта соединились несколько языков, а также подъязыков, между которыми существуют различные отношения (креолизация, параллельное, обособленное существование, складывание в единую сверхсистему).

Среди сайтов Рунета преобладают тексты со средней (с использованием нескольких знаковых систем: фото, естественных языков, графики, клипарта, метафоричных знаков) и высокой (с использованием всех знаковых систем, распространенных в веб-среде) степенью креолизации. Некоторые сайты отличаются высокой ризомностью дизайна и контента, т.е. полностью состоят из ссылок. Отдельную группу представляют гетеросоставные сайты, где креолизация разрушает единство целого. Отмечено явление внутренней креолизации контента (плакаты-демотиваторы). Сложность креолизации сайтов Рунета определена как средняя, она может быть неявной или низкой в результате вторичных изменений на сайте с целью унификации.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы. Отмечается значимость использования иконологической методологии анализа произведения искусства для исследования семантики веб-дизайна. Анализ семантики веб-дизайна интернет-культуры на примере Рунета позволил выделить особенности веб-дизайна как языка интернет-культуры и семиосферы, которые включают инвариантные элементы, относительно устойчивые принципы организации и функционирования, вариативные схемы коммуникации. Формообразующая роль веб-дизайна в современной культурной коммуникации Интернета обеспечивается композицией вебсайтов, транслирующей культурные ценности и определяющей особенности

20

веб-дизайна как языка интернет-культуры. Веб-дизайн выполняет формообразующую функцию в системе коммуникаций интернет-культуры, влияя на культуру пользователей. Становление и развитие семантики российского веб-дизайна детерминировано глобализационными тенденциями развития Интернета, оказывающими влияние на его содержание, функции и формы представления. Основные семантические характеристики креолизованных текстов Рунета, отражающие общее и особенное в семантике российского Интернета и Глобальной сети, заключаются в заимствовании тенденций формообразования, распространении электронного фольклора, электронных образов, сложной креолизации нескольких знаковых систем.

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах:

1. Ляшенко Е.С. Семиотический аспект Интернет-культуры // Гуманитарный вектор. 2011. № 2 (26). С. 99-105.

2. Ляшенко Е.С. Теоретические подходы к изучению веб-дизайна как языка интернет-культуры // Гуманитарный вектор. 2012. № 3 (31). С. 117-126.

3. Ляшенко Е.С. Соотношение глобального и национального в российском веб-дизайне // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского 2013 № 3 (50). С. 238-246. ' "

4. Багаув Ю.Д., Бекишева A.B., Кузьмина М.Ю., Ляшенко Е.С. Современная художественная культура России: новизна визуализации // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2013 № 3 (50) С 252259. '

Другие публикации:

5. Ляшенко Е.С. Web-дизайн и возрождение устных традиций // Художественное образование: тенденции, проблемы, перспективы: сб. статей по материалам конференции 7-8 октября 2009 г./ Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита: Изд-во Забайкал. гос. ун-та, 2010. С. 65-69.

6. Ляшенко Е.С. К вопросу об изучении веб-дизайна в культурологии // Наука и современность 2010: сб. статей по материалам V Международной научно-практической конференции 1 октября 2010 г./ Центр Развития научного сотрудничества. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 201-206.

7. Ляшенко Е.С. Символы в веб-дизайне // Гуманитарные науки в XXI веке: Материалы III Международной научно-практической конференции (01.08.2011). М.: Изд-во «Спутник+», 2011. С. 290-292.

8. Ляшенко Е.С. Композиция в веб-дизайне как способ формообразования, транслирующий культурные ценности // Культурология в контексте гуманитарного знания: Материалы Международной научно-практической конференции. Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2011. С. 190-195.

9. Ляшенко Е.С. Баннерная реклама в Интернете как феномен «текст в тексте» // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 4. С. 141-142.

10. Ляшенко Е.С. Веб-сайт как креолизованный текст интернет-культуры // Аспирант и соискатель. 2011. № 5. С. 88-90.

11. Ляшенко Е.С. Теоретико-методологические основания изучения веб-дизайна как языка современной интернет-культуры // Аспирант. Приложение к журналу «Вестник Читинского государственного университета» 2012 №1 (11) С. 44-48.

Учебно-методические пособия:

1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Веб-дизайн» для студентов, обучающихся по направлению 072500 «Дизайн» Профиль «Дизайн среды» / Забайкал. гос. ун-т; Сост. Е.С. Ляшенко. Чита: Изд-во Забайкал гос ун-та, 2013. 51 с.

2. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Веб-дизайн» / Забайкал. гос. ун-т; изд. 2-е, перераб. и доп. Сост. Е.С. Ляшенко. Чита: Изд-во Забайкал. гос. ун-та, 2013. 51 с.

Подписано в печать 10.10.2013. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Способ печати оперативный. Усл. печ. л. 1,3. Уч-изд. л. 1,3. Заказ № 10813. Тираж 100 экз.

Забайкальский государственный университет 672039 г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30

 

Текст диссертации на тему "Семантика веб-дизайна интернет-культуры"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

На правах рукописи

04201365086

ЛЯШЕНКО Екатерина Сергеевна

СЕМАНТИКА ВЕБ-ДИЗАЙНА ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТА)

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель канд. культ., доцент Д. В. Сергеев

Чита - 2013

Оглавление

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию веб-дизайна как современного языка культуры..............................................................................14

1.1 Семиотический подход к изучению веб-дизайна как языка культуры .................................................................................................................................14

1.2 Семантика веб-дизайна в искусствоведении и теории дизайна.......31

Глава 2. Место веб-дизайна в семиосфере интернет-культуры..............50

2.1 Особенности интернет-культуры как семиотической системы........50

2.2 Формообразующая роль веб-дизайна в интернет-коммуникациях. 63 Глава 3. Российский веб-дизайн в контексте современных культурных

трансформаций......................................................................................................79

3.1 Соотношение глобального и национального в российском веб-дизайне....................................................................................................................79

3.2 Российские веб-сайты как креолизованные тексты...........................98

Заключение.................................................................................................124

Литература..................................................................................................136

Приложение 1. Вариативные схемы коммуникаций в интернет-

культуре ............................................................................................................156

Приложение 2. Структурно-семантическая схема анализа веб-сайтов

...........................................................................................................................159

Приложение 3. Эмпирическая база исследования.............................160

Приложение 4. Пример исследования веб-сайтов.............................163

Приложение 5. Метафорические знаки...............................................165

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов приобретает свойства технически доступного и социально-массового явления, затрагивающего все сферы человеческой деятельности, что актуализирует исследование культуры Интернета. Современные технологии взаимодействия открывают широкие возможности для создания культурного продукта с высокой степенью инноваций и креативности, который, в свою очередь, становится автономным источником формирования интернет-культуры, отличающейся высокой динамичностью, интерактивностыо, вариативностью, полифункциональностыо, способностью к саморазвитию и саморегулированию.

Способом организации информации в Интернете является веб-дизайн. Пользователь воспринимает значение контента в том объеме и с теми коннотациями, в каком виде веб-дизайнер выразил их в композиции сайта, а при усвоении веб-дизайна как креолизованного общественно фиксированного языка овладевает возможностями, традициями, моделями поведения интернет-культуры. Субъекты интернет-культуры, оставаясь в пространстве национальных культур, выступают носителями ценностей этих культур, эстетических норм, традиций, включаясь в то же время в формирование интернациональной электронной культуры. Веб-дизайн, создавая единое пространство для пользователей разных государств, способствует их вхождению в процесс глобализации, оформляя ресурсы, удобные для человека любой культуры.

Особое место среди функций, выполняемых веб-дизайном, принадлежит семантической, поскольку именно с помощью системы символов, знаков, метафор, встроенных текстов осуществляется трансляция культурных смыслов на национальном и глобальном уровнях. Все это актуализирует значимость исследований семантики веб-дизайна как способа

3

трансляции ценностей новой культуры, формирования нового мировоззрения человека, создания современных коммуникативных пространств глобализирующегося мира.

В этих условиях возрастает значимость исследований знаковых характеристик веб-дизайна российского Интернета, отражающего особенности национальной культуры российского пользователя, специфику его приобщения к мировой информационной культуре, с одной стороны, а с другой, - российского Интернета как одного из сегментов Глобальной сети.

Степень научной разработанности темы. В последнее десятилетие наблюдается интерес к изучению веб-дизайна, в том числе сайтов российского Интернета. Активное исследование этой проблемы началось в начале XXI в. Анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, прямо или косвенно касающихся этой проблемы, позволяет выделить следующие направления исследования:

- особенности культуры информационного общества раскрыты в трудах зарубежных ученых XX в. (Ж. Бодрийяр, В. Буш, Э. Гидденс, У. Дайзард, М. Кастельс, Ф. Машлуп, А. Тоффлер, С. Шпенглер, Г. Кан) и отечественных исследователей (Р.Ф. Абдеев и М.С. Каган);

- проблемы формирования культуры информационного общества нашли отражение в работах Н.П. Лукиной, E.H. Молчановой, Е.Э. Суровой,

A.A. Чернова, А.Н. Шеремета, Е.И. Ярославцевой и др.;

- вопросы информационного общества в контексте культурной коммуникации в изменяющемся обществе освещены в трудах классиков XX в. (У. Эко, М. Маюноэн) и современников (О.В. Беззубовой, Б.В. Григорьева, Я.Н. Засурского, Л.М. Земляновой, В.Д. Магазанника, Л.В. Нургалеевой,

B.А. Сулимова, В.И. Чумаковой, и др.);

- особенности культуры электронных образов информационного общества изучены в трудах E.H. Губановой, В.М. Диановой, Б.В. Маркова и др. Исследованием особенностей электронных образов в рамках киберкультуры занимался В.А. Емелин, в контексте экранной культуры их

4

рассматривал И. А. Негодаев.

В работах современных авторов освещались различные аспекты интернет-культуры: комплексные гуманитарные исследования Интернета (А.Е. Войскунский), эстетические аспекты интернет-культуры (В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская), трансформация познавательных процессов в интернет-культуре (В.В. Анненков, Л.Б. Коржева), изучение культурных особенностей сетевых сообществ (В.Ю. Нестеров, Е.Д. Патаракин и др.), особенности современной информации в Интернете (А.Н. Назайкин), анализ специфики рекламы в Интернете (М.М. Лукина, Е.И. Платонова, К. Шредер, и др.), культура блогосферы (A.M. Ранчин, A.B. Попов), исследование языковой коммуникации в интернет-культуре и влияние этой культуры на пользователя (М.А. Кронгауз), характеристики гипертекста в контексте современной культуры (С.И. Орехов, М.Г. Карымова). Гипертекст был описан ранее В. Бушем, Д. Энгельбартом, Т. Нельсоном, Т. Бернерс-Ли.

Отдельные аспекты культуры российского Интернета исследованы в работах отечественных авторов: проблемы развития культуры Рунета (Ф.А. Кулин, A.B. Дубовиков), особенности эстетики российского веб-дизайна (A.A. Горных, А.Р. Усманова).

Веб-дизайн как явление современной культуры представлен в трудах отечественных исследователей:

- веб-дизайн как инструмент моделирования виртуального пространства современной культуры (Н.С. Кузнецова);

- механизмы приобщения к интернет-культуре (Г. П. Блуднов) и интерпретации ее форм в контексте изучения массовых коммуникативных процессов (A.B. Буланичев, A.A. Останин);

- особенности формообразования в современном дизайне (Т.Н. Бытачевская);

- функции веб-дизайна при переводе СМИ в интернет-версии (A.A. Беляев);

- отдельные элементы веб-дизайна в рамках семиотического подхода к

5

информации (A.B. Петров);

- применение компьютерной семиотики в контексте изучения человеко-компыотерного взаимодействия (H.A. Тарабанов);

- особенности дизайна в информационной среде (И.А. Розенсон);

- стилистические особенности веб-дизайна в условиях глобализации (Д.В. Бородаев).

Основные тенденции развития современного веб-дизайна нашли отражение в авторских проектах отечественных и зарубежных веб-дизайнеров (Я. Нильсен, Дж. Зельдман, А. Лебедев, Д. Кирсанов и др.).

Несмотря на значимость и важность существующих исследований веб-дизайна в интернет-культуре и культуре Рунета, в настоящее время недостаточно культурологических исследований, предметом анализа которых являются семантическая функция веб-дизайна в системе интернет-коммуникаций, семантика веб-дизайна российских сайтов как отражение особенностей интернет-культуры современной России.

Объект исследования - веб-дизайн интернет-культуры.

Предмет исследования - семантика веб-дизайна российской интернет-культуры.

Цель исследования - выявить семантические характеристики веб-дизайна как одного из современных языков культуры на примере Рунета.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) раскрыть эвристический потенциал семиотического подхода к исследованию веб-дизайна в культурологии;

2) использовать иконологическую методологию анализа произведения искусства в рамках культурологического подхода при разработке структурно-семантической схемы анализа веб-сайтов;

3) описать характеристики интернет-культуры как семиотической системы;

4) исследовать схемы современных интернет-коммуникаций в

6

контексте формообразующей роли веб-дизайна;

5) раскрыть особенности семантики российского веб-дизайна в контексте глобализационных тенденций развития современного Интернета;

6) выявить семантические характеристики креолизованных культурных текстов российского Интернета в контексте соотношения глобального и национального.

Теоретическая база исследования основывается на следующих концепциях:

- информационно-семиотической (Р. Барт, М.С. Каган, A.C. Кармин, Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, У. Эко, Р. Якобсон и др.);

- информационных сообщений в теории дизайна (Д.В. Бородаев, Дж. Зельдман, Д. Кирсанов, А. Лебедев, Я. Нильсен, И.А. Розенсон и др.);

— электронных образов в постмодернистском искусстве (В.В. Бычков, E.H. Губанова, В.М. Дианова, М.Г. Карымова, Н.Б. Маньковская, С.И. Орехов

и др.);

— лингвистической относительности, восходящей к идеям В. фон Гумбольдта и получившей развитие в трудах Э. Сепира, Б.Л. Уорфа, А. Вежбицкой и др.

Методологическая основа исследования. В ходе исследования использованы возможности междисциплинарного культурологического подхода, позволившие разработать структурно-семантическую схему анализа веб-сайтов на основе иконологической методологии анализа произведения искусства.

Использование системного подхода позволило изучить интернет-культуру как семиотическую систему, где значительное место занимают креолизованные тексты.

Семиотический подход способствовал всестороннему раскрытию проблемы семантики веб-дизайна, исследованию современной интернет-культуры как семиосферы, составлению схемы культурной коммуникации в ней.

Интегративный подход дал возможность исследовать в веб-дизайне свойства проектирующего и проектируемого языка интернет-культуры, соединившего в себе информационную и эстетическую функции.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы семантический, аксиологический, феноменологический методы; сравнительно-сопоставительный и иконологический анализ произведения искусства.

Научная новизна исследования.

1. Установлено, что эвристический потенциал семиотического подхода заключается в использовании его категориального аппарата при описании веб-дизайна как языка интернет-культуры и семиосферы, который включает инвариантные элементы (тексты), относительно устойчивые принципы формирования знаков, вариативные схемы интернет-коммуникации.

2. Доказана возможность экстраполяции искусствоведческого анализа художественного произведения при интерпретации современных текстов интернет-культуры. Разработана структурно-семантическая схема анализа веб-сайтов, включающая три уровня, на которых выявляются особенности веб-цветов и элементов страницы, характеристики визуальной структуры сайта, культурные смыслы электронных образов.

3. Описаны характеристики интернет-культуры как семиотической системы, включающей принципы (динамичность, интерактивность, вариативность), формы образования текстов (креолизация, симулякр) и способы их взаимодействия (перевод текстов из одной системы в другую, ризома).

4. В контексте формообразующей роли веб-дизайна исследованы схемы современной культурной коммуникации Интернета. Эта роль обеспечивается композицией веб-сайтов, транслирующей культурные ценности и определяющей особенности веб-дизайна как языка интернет-культуры.

5. Установлено, что глобализационные тенденции развития

8

Интернета, проявившиеся в распространении стандартной схемы визуальной композиции, интернациональных проектов, характерных образов электронной культуры детерминировали становление и развитие семантики российского веб-дизайна и, в частности, его содержание, функции и формы представления.

6. На примере креолизованных текстов Рунета выявлены и описаны основные особенности взаимодействия в веб-сайте знаковых систем (изобразительного, естественных языков, фотографии, анимации, видео), детерминированные интеграцией сегментов Интернета в мировую интернет-культуру, распространением ее взаимодействия с вне-системой (усложнение технологий человеко-компыотерного взаимодействия, перевод областей деятельности в Интернет).

Положения, выносимые на защиту.

1. Семиотический подход к исследованию веб-дизайна позволяет выделить:

- характеристики интернет-культуры как семиосферы (скорость изменения текстов, особенности системы самоописания, вариативность, соотношение неоднородности и единства, периферии и ядра, способы взаимодействия с вне-системой);

- современные вариативные схемы коммуникаций в интернет-культуре (процесс передачи сообщения, способы передачи сообщения адресату с созданием полей для коммуникаций и присоединением чужих сообщений, общая схема формирования симулякров, ложных знаков в веб-дизайне, способы формирования полей для сообщений, ризомные ответвления общей схемы формирования симулякров, схема мозаичного пространства интернет-культуры);

- проектирующие свойства веб-дизайна (креативность, влияние на восприятие пользователя, мотивация к определенной деятельности, интегрирование функций в системе интернет-культуры).

2. На основе концепции искусствоведческой методологии анализа

9

образов и визуальных объектов (А. Варбурга, Э. Панофского, И. А. Ильина, Ю. Б. Борева) разработана трехуровневая структурно-семантическая схема анализа веб-сайтов. С помощью этой схемы исследованы веб-сайты Рунета как креолизованные тексты. Первый уровень - это изучение цветовой гаммы, ее значения, имитаций, текстур, фактур, иконических знаков, стилизаций, визуальных эффектов. На втором уровне исследуется условный сюжет, который выражен в веб-дизайне в метафоричности знаков, визуальной структуре, иллюзорности, логотипах, насыщенности графическими знаками, единстве страниц, сложности креолизации, системе ссылок, особенностях обновления дизайна и контента, инструментах моделирования киберпространства, степени коммерциализации. На третьем уровне анализа выявляются свойства веб-сайта как культурного текста с точки зрения текстовой самоценности, которая заключается в определении прототипов и заимствований, описании истории, проведении параллелей, определении известных аналогов, установлении культурных ценностей, транслируемых веб-дизайном.

3. Описание интернет-культуры как семиотической системы дает возможность проанализировать динамичность ее основных характеристик (соотношение неоднородности и единства в разнообразии ресурсов, монтажности и клиповости текстов, увеличении их количества, умножении числа сообщений, частое и быстрое перемещение текстов от периферии к ядру, расширение границ перевода текстов, взаимопроникновение различных систем извне, усложнение и совершенствование веб-дизайна, переход некоторых видов деятельности в виртуальную сферу, активное взаимодействие с вне-системой, короткие сроки хранения текстов, метатропичность).

4. В выявленных схемах интернет-коммуникаций (процесс передачи сообщения, способы передачи сообщения, общая схема формирования симулякров, формирование полей для сообщений, ризомная схема формирования симулякров и схема пространства сообщений интернет-

10

культуры), формообразующая роль отводится веб-дизайну как языку культуры. Композиция в веб-дизайне как языке интернет-культуры - это способ формообразования, транслирующий культурные ценности, содержащий в своей структуре все основные виды знакового пространства. В построении визуальной композиции сайтов отразились многоадресность сообщений, поворот функциональности от