автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Семантико-функциональная характеристика имени числительного в фольклорном тексте (на материале различных фольклорных жанров)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Семантико-функциональная характеристика имени числительного в фольклорном тексте (на материале различных фольклорных жанров)"
рго с,.
^ СёЗ • ••
ОРЛОВСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Специализированный сове? Е на £6.01
Кг правах рукописи
ПРАЕЕДНЯЕОЗ Сергей Павлович
СЕМАНГ1йи>-®ШЦИ0НАЛЬНАЯ ЖРАЕГЕРКСТйЬ1А ПУЕИй'
ЧКСЛИГЕЛЫЮГО В ШаКйОРВЖ ТЕЗСТЕ /ЗА тшаш РАЗЛИЧНЫХ шыих)?ш 2ЙНР0Э/
Спэцзал&Еоотз 10.02, 01 - русский язьк
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соксканиз ученой степени кандидата филохогичэскиж наук
Орел 1994
Работа выполнена к Е^рсхом государственном .яедагогк-ческом институте.
Еаучкьй руководитель:
доотор филологических наук, профессор А. Г. ХРОЛЕШЮ
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук» профессор В. К. ХАРЧЕНКО»
кандидат. филологических наук» до цен? С. М. ВАСЙЛЬЧЕНКО
Ведущая' организация: Тульский государственный педагог! ■•гссхй институт,.
Защита диссертации состоится г'.¿^и-м^кГЛ- 1994г. в . й^'часоЕ на заседание специализированного совета К 112.26.01 по защите диссертации на соискание ученой стенок:-: кандидата филологических наук при Орловской государственном педагогическое инстмитуте по адресу: 302016, Орел,, уд. Комсомольская, 41 а ауд.
С дксеергацкей мэхко ознакомиться е научно?: бизляэтскг ОГПМ по адресу: 202015, Орел, ул. Комсомольская,
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского еда фундаментальных исследований (проект 93-06-11028).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Мысль о том, что язык фолькло-, ¡сак особая форма словесного искусства занимает одно из нтральных мест в общем фонде духовных ценностей русского на-|да, не нуждается в доказательствах. На протяжении почти двух ков язык русского устного народного творчеств 1 является объ-яом пристального внимания отечественных филологов. Основы .уки о языке русского фольклора были заложены работами И. Буслаева, А. А. Потебни, А. Е Беселовского. В дальнейшем юблемы устно-поэтической речи ставились и успешно решались в следованиях П. Г. Богатырева, К Я Проппа, А. П. Евгеньевой, А. Оссовецкого, Е. Б. Артеменко, А. Т. Хроленко и других.. Несмот-: на значительные достижения в области изучения устио-поэти-ской речи, язык устного народного творчества до сих пор про-|лжает оставаться .одной из наименее изученных сторон русского ¡льклора.
Тему нал., о исследования актуализирует необходимость бое глубокого лзучещп свойств фольклорного слова, его сочета-юсти, художественно-изобразительных возмогкностей.
Среди выразительных языковых средств народной поэтики иное место занимают имена числительные, составляющие обшир-й пласт фольклорной лексики. Употребление имен числительных народной поэзии имеет яркую специфику, и исследование этой юти речи помогает глубже понять поэтические особенности »льклора, своеобразие отразившегося в нем народного ментачи-!та. Следует отметить, что. количество специальных работ о юте и роли имен числительных в фольклоре незначительно, исание же имени числительного как части речи в функциональ->м, художественном аспекте практически отсутствует. Данная ¡бота представляет собой попытку проанализировать иелользова-ю' имен числительных в различных жанрах русского фольклора, юкольку при жанровом сопоставлении наиболее четко, проявля-'ся специфические черты того или иного языкового явления.
Япукаи ксювка исследования состоит в следуй.'-, это Перми юаографйчее:-дае описание теки числительнс-:-с 5: явь::-' русского фольклора; в диссертации впервые расема1'ри£.:-?-.''п? ¿а:.-нея для понимания поэтики устного народного творчества крсбл-:-ма функционирования имен числительных на уровне меаял-г-озо?«. сопоставления.
Предметом нашего исследования являются имена числительные в языке пяти традиционных жанров русского народного творчества: былине, исторической песне, сказке, необрядовой лирическо! песке и причитаниях. Выбор имени числительного в качестве объекта анализа не является случайным. Он определен и своеобразием .функционально-семантических свойств, и положением, занимаемым им в фольклорных текстах, и высокой степенью употребительности. Достаточно бегло ознакомиться с любым фольклорным сборником, чтобы убедиться в том, что имена числительные в устно» народном творчестве используются гораздо активнее, нежели ] художественных текстах и в обиходно-бытовой речи. Уже на основании этого допустимо предположение, что имена числительные ] фольклоре не только обладают большой информативностью, но 1 выполняют эстетическою, художественно-композиционную роль ] тексте фольклорного произведения.
Цель нашей работы: выявить семантическую роль и функциональные особенности имен числительных в стотктуре фольклорной текста на основании их парадигматических отношений и синтагма тических связей.
Общая цель диссертации обусловливает постановку и решен» следующих задач:
- определить круг имен числительных, функционирующих фольклорных текстах различных жанров;
- выявить наиболее употребительные из них;
- выяснить жанровую специфику имен числительных;
- проанализировать парадигматические отношения и еинтаг матические связи имен числительных в пяти фольклорны жанрах;
- определить роль имен числительных в организации фоль хлорного текста
Теоретическое значение работы. Наблюдения и полученнь выводы способствуют разработке теоретических вопросов язык устного народного творчества, могут Г5шь-употреблены при нз
- 5 -
писании монографических исследований по лексике и семантике фольклора.
Практическая ценность исследования. йшстический материал я результаты исследования могут быть использованы з процессе создания словаря языка русстого фольклора, а татаэ в вузовском курса устного народного творчества, при проведении спецкурсов спецсеминаров по проблемам языка фольклора.
Методы исследования. В качестве основного метода исследо-' вания применяется описательный, основанный на непосредственном наблюдении языковых фактов и их сопоставлении. Используется метод контекстного анализа. . Широко примэняютсг прием количественных подсчетов, идентификации, методгаш компонентного, дистрибутивного, диахронического анализа. Выявлению системно-функциональных закономерностей поэтического языка способствует прием сопоставительного анализа. Диссертационное ¡«¡следование проводилось с учетом методологических идей В. Я. Проппа, одна из которых - необходимость анализа- текстов фольклорных произведений в единстве лингвистического и фолъ-клористического аспектов.
Источники фактического материала. В качестве источников, фактического материала использовались наиболее авторитетеные в научном планч сборники былин ("Онехекке былины, записанные А. Ф. Гильфердк-.rом летом 1871г.", "Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым","Беломорские былины, записанные А. В. Марковым", "Песни, записанные П. Е Рыбниковым"); исторических песен XVII,XVIII и XIX веков; лирических песен П. R Киреевского и А. И. Соболевского; похоронных, рекрутских и свадебных причитаний Е. В. Барсова; сказок Л- К. Зеленина, записанных в Вятской и Пермской губерниях, Е Е. Ончукова, И. А. Худякова, А. М. Смирнова. При сопоставительном анализе привлекались песенные сборники других народов: белорусские лирические песни "IleeHi пра каханне"; украинские народные песни и сборник английской песенной лирики "C.Sharp's Collection of English Folk Songs".
Апробация работы. Основные положения исследования были изложены в докладах на региональных научно-практических конференциях /Курск,1990; Белгород,1992/, Всесоюзной научной конференции молодых ученых /Омск,1991/, межвузовских научных конференциях /Курск,19S2; Тверь,1993; Е Новгород.1993/, конференци-
- 5 -
як е К/рс:".ок пединституте /1989-1993ГГ. /. н&а>'И отражение 2 семи публикациях.
Объем и структура диссертации. Работа со<жо»:с из введения, двух глав, заключения и приложений. Текст диссггтацж изложен на 193 страницах машинописи. В прилагаемом спи литературы указано 231 наименование.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение включает в себя два параграфа. В 91 "История изучения числительных в системах культуры" рассматриваются вопросы возникновения, становления, развития и функционирования понятий числа и числительного у разных народов. Этим проблемам уделялось большое внимание и историками''первобытной культуры (Э. Б. Тэйлор, Л. Леви-Брюль, Б.А.Фролов и др.),. и исследователями числовой мистики на различных этапах становления человечества (К Эккартсгаузен, В. М. Кириллин, А. И. Бородин у. др.), и фольклористами (В. Я Пропп, Н. Л Жуковская, А. Т. Хролен-ко, Т. А. Новичкова).
Употребление числительных в фольклоре представляется каь своеобразный срез исторического развития числа в культуре на-•рода от древнейших времен до современности, на котором отчетливо просматриваются различные этапы этого развития.
Условность числа, какую оно приобрело ь итоге десеманти-зации (а она, в свою очередь, явилась результатом крушенш традиций), очень четко отразилась в устном народном творчестве, где осуществился синтез исторических, этнических, культурных "л эстетических элементов. Это позволяет говорить о "второ> плане" числительных в фольклорных произведениях (А. Т. Хроленке). •
В $2 "Цели, задачи и методы работы" определяются актуальность теш, выбор. объекта и предмета исследования, формулируются цель к вадачи диссертации, указываются методы работы, отмечается научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность диссертационного сочинения.
Первая глава диссертации "Числительные в жанровом аспекте" посвящена изучению зканрообраёующей, композиционной и художественно- изобразительной функций, жанровым особенностям : специфике семантической структуры имен числительных в фоль
- 7 -
горных текстах различных ллнров.
Для языка фольклора существует инвариантный ряд числи-ельньк, которые функционируют с различной степенью активности о всех исследуемых жанрах. Этот числовой ряд достаточно четко формирован и выглядит следующим образом: один, полтора, ри, чотьде, пять, шесть., семь, Ш2££к>
Двадцать, двадцать пять, .тридцать, сорок, лтьдесят, икстьдесят, _сто, ^итьсот, тысяча. Одни чпслитель-29, хотя и зафиксированы во всех иаирах, употребляются еди-лчно (допустим, пятаадцать, семнадцать; таь). Другие высокочастотны лишь в отдельных канрах (напри-зр, гюлтора ~ в былине и исторической песне, десять - з сказ)), употребление мэ третьих отличается повсеместной вксокс-ютотностью (это относится к числительным один, _два, _три, фе, семь, тысяча). Мзджанровая стабильность этих числитель-IX обусловлена различными факторами:
- в первую очередь - ограниченностью основных слов для ¡ратания натуральных чисел; в фольклоре к разряду ииверианг-IX числительных относятся как раз опершее слова (исключение 'Ставляет числительное двадцать пять);
- предпг ^ение, отдаваемое числительным первого десятка, ъясяяется : .'таточной примитивностью количественных отношэ-й, отразившихся з устном народном творчестве, а также тем стоятельством, что они принадлежат началу ряда натуральных сел;
- немаловажное значение имеет и тот факт, что на. опредетых этапах становления человеческой культуры многие числи-льнне выступали в качестве предельных, приравнивались к по^ сию 'много', что не могло не отразиться на активности их акционирования, так как большинство числительных, используе-t в устно-поэтических произведениях, не имеют конкретного шчественного содержания, а лишь заключает в себе указание малое или большое количество. Например, числительное сорок :ивно функционирует в фольклорных произведениях. Наиболее гакое распространение оно получило в эпических текстах, яв-:сь своеобразным символом неопределенного множества, подствующее положение числительного сорок в эпосе (ерзвни-ъно с други ш устно-поэтическими жанрами) объяснимо тем,
действие былин приурочено ко времени, когда число сорок
- а - .
яшь з Древне!; Руси особое метрологическое аку-'онке, выступ; з качестве озковгшя системы м*1>. Не следует стесывать ( счегов к тот факт, что долгое время у славян чнсл,"- сорок_^бу. предельным, т. е. служило для обозначения предельно щож&с ва. Указание на это мы находим гак в его индивидуалы."« каэв ник, так I: в сохранивсемся в качестве перехгака упочраблак его для обозначения большого количества предметов или л;одч Таким образом, в эпосе числительное сорок является своеобра ньш показаелем качественной или количественной полноты.
Фольклорное числительное тысяча выступает в роли предел "своего рода индекса чрезвычайно большого множества" (А. Т. Хр ленко). Отмечена одна особенность, связанная с этим-числител нш. Оно может употребляться само по себе, так сказать, чистом виде, но чаще используется в сочетании с другими чис; тельными (причем с теш,- которые были уже отмечены нами, ь наиболее употребительные). Часто встречающееся в узком кс тексте с числительным, обозначающим предел, числитель! пятьсот выступает как большое множество, выше которого тол! тысяча, как показатель половинчатости большого множества, > сигнал неполноты количества, т. е. числительное пятьсот^ им« значение большого, но не предельного количества. Со значите, •ной долей уверенности можно утверждать, что на определен) этапе, когда числительное тысяча обозначало предел,'очень м: го', числительное пятьсот выступало в роли просто 'много'.
Употребление имен числительных в произведениях фолькл жанрово дифференцировано, так как жанры различаются систе поэтики. Разграничение наблюдается так в количественном, та в качественном отношениях. Для разных жанров присущи свои с чаи преобладающего употребления тех или иных числительных.
В качестве одного из наиболее значимых критериев «анрс специфичности в употреблении числительных служит их част кость. Повышенная частотность отдельного числительного в г делах одного жанра позволяет говорить о превращении зт числительного в своеобразный хзнровый "сигнал", каковым былины, например, является числительное три, для лиричес песни - числительное две., для жанра похоронной причем числительное один.
Числительное три - самое употребительное и излюблекно< устном народном творчестве. Истоки популярности этого ч]
ат в .далеком прошлом человеческой культуры, когда широкое пространение получил принцип троичности (или триада), лека-
в основе различного рода ритуалов и систем теогонического ифологического плана. Со временем число три приобретает кции "основной констянты юфологтеского макрокосма и соци-ной организации" (В. Н. Топоров), что находит отражение в изведениях фольклора Принцип троичности лента и в основе окой употребительности числительных шесть, .девять, двеназ.-ъ (шест ь - удвоенная триада, девять - утроенная и г. д.).
В структуре' лирической песни особый интерес представляют 'то и роль числительного два Активное функционирование вычислительного тесно связано с лавровой спецификой народ-песенной лирики. Любовная и семейно-бытовая песня вводит щателя в духовный мир двух людей, а исполнитель стремится ^черкнуть переживания героев катадой деталью, в том числе к этреблгением числительного два_в сочетании с существительны-, обозначющими саше различные предметы, на первый взгляд не гэдие никакого отношения к чувствам хвняха и невесты, мула и '.ы. Частое употребление числительного два в песнях русского яьклора позволяет говорить о внутренней смысловой нагрузке, гвоеобразнс: символизме этого числительного применительно к пру нарадн* " лирики.
Несомненный интерес представляет днкамигса функщтоккрова-я числительного один в причитаниях. Б похоронной прлчетн это слителькое - самое употребительное. Мотив одиночества, ступивсего после смерти близкого человека, пронизывает текст ача. На создание атмосферы горя, связанного с утратой, нап-влены все языковые . средства. Для досгилэния этой цели как льзя лучше подходят числительное один и слова - производные него (один-единственный, одш-одине1щька и др.). Плакаль-да призывает умершего побыть с ней хоть "один денечек", об-двиться "одним словечушким". В плаче присутствуют "одна де-виночка", оставшаяся расти в темном лесу, "одна утушка",плановая в синем море, и т. д. Шяду похоронными причитаниями к !ача;.ш по рекруту много общего. В первом случае оплакивается краий, во втором - рекрут, расставание с которым на.долгие ¡адцать пять лет, в представлении плакальщицы, равносильно крти. Отсюда "один час", за гайорый "красота с лица У их да >терялася", "одяа тропиночка", которой достаточно для счастья,
только о;; ь: раадуч-згьск. -Главный лирический свадсонц
иричитаний - ¡л'.г^лаг.к непусты .удг;: аамуж, печа.-:^ оч что она окажется вскоре одна среди чужой семьи. мно&ззт
ва поэтических средств, о которых щзаашге:- чувотъ
невесты, заметна роль числительного один, которое, ее-, .г&йсь существительными окошечко, мостииочка, денечек, ¿узетек способствует созданию атмосферы одиночества и грух;>у. с расставания а родительски домом. Таким образом, общая еоцк адьно-бытовая функция, близость содержания и сходство в характере исполнения причитаний не исключает специфичности ; использовании ог'дельных поэтических средств, а именно - име; числительных. Специфическим признаком жанра является часто« употребление числительного один' во всех трех разновидности: причети при наличии колебаний в частоте использования этог< числительного в похоронных, рекрутских и свадебных плачах.
Причины частотности числительных могут быть связаны < использованием их в определенных «^ормулЬНЫх фрагментах (например, Солина: числительное двенадцать в эпизоде, связанном < седланием коня) - в данном случае речь идет об одножанрово! обусловленности частотности; с употреблением в составе разнообразных композиционно-поэтических приемов (например, числи-'тельные первый, второй, третий г» счетных рядах, всевозможны« ассоциативные ряды числительных: ^^-тоетий, сто-тысяча к др.) - здесь уместно говорить об обш,е!«анровьп причинах высокой частотности, так как и счетные, и ассоциативные ряды представляются явлениями, характерными для всех анализируемых жанров.
Числительные в фольклоре функционируют в виде особы),* образом организованной микросистемы, которая состоит из одиночных числительных, счетных и ассоциативных рядов. Употребленш кадцого из типов группировки числительных обусловлено задачам] фольклорной поэтики. Все означенные классы числительных могу, функционировать как в обособленном состоянии, так и в тесно) контакте в пределах узкого контекста. Использование числительных в структуре счетных рядов связано с особенностями композиционных построений устно-поэтических произведений. Ассоциативные ряды числительных выполняют в Солш/.котве случаев художественно- изобразительную функцию, нвлхяга особы;.! средство) организации хузо.гесткекного времени и г*г-айс?ь& в фольклор-
ном теисте.
Особенности функционирования числительных в фольклоре особенно четко проступают при детальном анализе их связей с другими словами, преимущественно с существительными, жесткая связь числительного с существительным в основном не характерна для произведений устного народного творчества. Она отмечена в некоторых клишированных сочетаниях, например: полтора четыре стороны, семь шелков, ^ЕЩбвять ¿емель. Устойчивость первых' трех сочетаний особенно ярко проявляется в былинах (тридевять земель - типично сказочное образование), в' других жанрах эта неделимость менее заметна и присутствует з них за счет влияния со стороны эпических произведений. Символизм, сакральность тех или иных числительных, свойственные им на протяжении от древнейших эпох до настоящего времени, почти никак не отразились в фольклоре. В какой-то степени отголоски символичности воплощены в частом употреблении некоторых устойчивых сочетаний. При жанровом сопоставлении просматриваются изменения дистрибуции числительных, как это происходит с числительным четыре,, которое в былинах сочетается с крайне ограниченным кругом существительных (в подавляющем большинстве случаев оно зафиксировано а сочетании четыре стороны), з исторических песнях и в причитаниях его сочетаемость расширяется, в ли .ических песнях она может быть охарактеризована как очень зам' 'ная, и в сказке мы отмечаем ее предельную широту и совер-шеь ю свободу.
На уровне использования числительных заметен факт взаимо. 1яния жанров. Довольно распространенное в эпической поэзии сочетание полтора ведра практически не используется з других ианрах, за исключением исторической песни, куда оно явно привнесено уз былины. Сочетание семь шелков, являясь порождением сравнения разноцветной узорчатой ткани и основных единиц цветовой гаммы, закрепилось в лирической песне, получив там некоторое расширение, под воздействием былинной традиции. Привнесенным из скаглл в былину представляется числительное тридевять, которое в былине сочетается с аироким кругом существительных, в чем просматриваемся отход от сказочных канонов,
Разбор анализируемого материала приводит к выводу, что в произведениях [юльклоиа предпочтение отдается свободному сочетанию числительного и существительного. Связь медду кошонси-
тами количественно-именных сочетаний не зависит от природы ни существительного, ни числительного. Каждое числительное в состоянии вступать в отношения с довольно внушительным р;г. :.м существительных, в большинстве случаев никак тематически не ограниченных.
Числительные сочетаются со всеми выделенными лексико-те-матическими группами. "Для всех разбираемых ¿¡анров характерно предпочтение, отдаваемое группам "время","стоимость" и "человек", что является прямым свидетельством: именно эти элементы фольклорной картины мира больше всего нузкдаются в счете. Если при межжанровом сопоставлении лекснко-тематичэских -групп "время" и "стоимость" выявляются незначительные отличия в инвентарном и количественном аспектах, то при сравнительно-мировом анализе группы "человек" наблюдаются довольно заметные расхождения,' связанные с идейным содержанием произведения, с подбором- художественно-изобразительных средств, с характером изображения тех или иных событий, с задачами, стоящими перед исп-днителем, и т. д. Тяготение отдельных групп числительных к определенны},1 лексико-тематическим группа},! позволяет говорите об известной обобщенности числительного, вхождения его в систему выразительных средств.
Во второй главе "Проблема устойчивости системы фольклорных числительных в пространственно-временном аспекте" рассматриваются истерические, изменения, национальная специфика, локальное своеобразие в употреблении имен числительных,- а также динамика использования числительных в идеодекте былинного певца.
Класс имен числительных характеризуется чрезвычайной - устойчивостью, что отразилось в произведениях устного народного творчества, ' где отчетливо просматривается тенденция к \ использованию традиционных языковых средств. Тем не менее эволюционные процессы затронули и эту одну из самых консервативных частей речи. Наблюдаются .изменения как инвентарного плана ;(т.е. меняется, количественный показатель),- так и частотность . числительных (т.е., наблюдаются различия с качественной сторо-'ны),"
,V- Более ранним по.времени записи былинам Кирши Данилова в . большей степени.;характерны архаичные формы числительных полт-■ ретья, тридесять, полутридцать, хотя и в былинах А. Ф. Гильфер-
динга, записанных позднее, присутствуют устаревшие слова полсема и полвосьма, что свидетельетьуе1? оО аккумулирующих свойствах, эпического текста.
Привлекает внимание тот факт, что к моменту записи "Древних российских стихотворений" не до конца сформировалось понятие сложного числительного (по крайней мере, орфографически ), о чем говорит различное написание в разных местах одного и того же слова, имеющего одно и го же значение.
Сравнение спектров отдельных числительных показывает, что характер сочетаемости с существительными с течением времени не остается неизменным. Изменению подлежит и количество слов, о™-меченных в сочетании с числительными, и их частотность. Показательно употребление числительного семь в сборнике Кирши Данилова с весьма широким кругом существительных и сужение дистрибуции этого числительного в "Онежских былинах" до минимума. Отмечен и обратный процесс: числительное сорок, в более старых былинах Кирпи Данилова преобладая в сочетании седгак со[к> ков, в дальнейшем не отличается какой-либо приверженностью, равномерно сочетаясь с тематически разнородным кругом существительных. Расширение/сужение валентности числительного такдз может зависеть от наличия/отсутствия в текстах тех или иных эпизодов, типических мест, устойчивых фрагментов.
(ри исполнении былин одним сказителем, пусть дате и через знач'. ельный промежуток времени, характер функционирования чис.7 ельных практически остается неизменным. Этому спо ¡ствует вхождение числительных з формульные конструкции. Мог, наблюдаться непринципиальные расхождения, связанные с' отсу.ствием б одном из вариантов того иди иного числительного, с сокращением и развертыванием стиха, с перестановкой компонентов ассоциативных образований, с изменениями дистрибутивного характера, ко подобного рода варьирование осуществляется з твердых границах, без сопровождения какими-либо изменениями общего плана. Расхождения, обнаруженные при сличении двух вариантов не еыходя! за рам<м установленного традицией канона, в пользу этого свидетельствует неизменность используемых речевых средств и приемов.
Важость рассмотрения лоюэдышх особенностей употребления имен числительных втекает из тесной связи, существуйй мелду временным и пространственным аспектами исследования. Хотя гея
числительное в силу своей традиционности и устойчивости изначально рассматривалось как малоперепективкый объект изучг-та географической специфики, удалось установить отдельные ф>. .ы региональной дифференциации в функционировании этой части речи. Отсутствие каких-либо ярких отличительных черт объяснимо тем, что русская культура б целом оказывает определенное влияние на местные языковые характерные свойства, уравнивая, снимая различия между ними.
Устойчивость и изменение имен числительных в разновременных и разнолокальных вариантах устно-поэтического произведения лесным образом связаны со сложившейся на протяжении длительного времени фольклорной традицией. Незначительные изменения в использовании языковых средств ке отражаются на обвэм характере песни или былины, и колебания в изображении отдельных деталей не влекут за собой коренных преобразований текста.
Сравнение функционирования нкэн числктельньс: в фольклорных произведениях родственных народов позволяло выделить ряд общих черт качественного и количественного порядка, Сходство в инвентаре языковых средств, в предпочтительности определенных речевых единиц, в использовании композиционных приемов свидетельствует об общности структурного, лексического и функционального характера устно-поэтического творчества славянских народов. Вместе е тем сопоставительный анализ славянских и английских песен показал, насколько отчетливо проявляется национальная специфика в использовании•слов е количественной семантикой. В английских песнях, как и в песнях^славян, числительные не обозначает конкретное количество чего-либо, а имеют лишь общее значение малой или большой величины, т. е. очевидна смысловая дифференциация на понятия 'мало' и 'того'.
В заключении подводятся итоги анализа семантической структуры системных отношений и функциональных особенностей имен числительных в произведениях русского фольклора и намечаются перспективы дальнейших исследований в этой области.
1.- Имена числительные входят в художественную систему устного народного творчества', . и их употребление напрямую связано с определенными закономерностям, фольклорной поэтики. В использовании числительных« отчетливо прослеживается жанровая дифференциация, которая носит частотный и инвентарный характер, Различие в количественном и качественном отношениях сви-
детеяьствует о своеобразии фольклорной картины мира, составной частью которой являются числительные, выступающие в роли количественного параметра при определении качественной структуры мира, что сказывается и ее специфике поэтических средств изоЗ-• решения действительности. Употребление числительных в пределах одного жанра отличается устойчивостью. Вселяется общефоль-клоркый инвариантный числовой ряд, в который вопли числительные» .зафиксированные зо всех гзярзх. Зместе с тем отмечаются числительные, которые наиболее активно используются в том или ином жанре и в процессе функционирования зачастую приобретают? черты своеобразных лавровых примет.
2. В основном все числительные, независимо от язнра, ме имеют конкретного количественного воплощения, а выполняют роль специфического знака, условно обозначая, в зависимости от художественной задачи, стоящей перед исполнителем, малое или большое количество чего-либо. Фольклорное понимание количества строится на оперировании двумя категория:®: "мало" и "много", что зачастую приводит к алогичности в использовании числительных. Попытка употребления в отдельных случаях реальных дат для придания исторической точности происходящему (например, з исторических песнях)" дает в большинстве случаев обратный 'результат.
3. Фольклорные числительные представляют собой единую микросистему, которая подчинена общей поэтической системе и сое ¡т из одиночных числительных, счетных и ассоциативных ря-до! Яавдый из этих элементов микросистемы выполняет определен ' .о функцию в структуре фольклорного текста Употребление сче1. .ых и ассоциативных рядов числительных в устно-поэтической речи - черта, типологическая для славянских народов, чего нельзя сказать о числительных з английской лирике, где преимущественно используются одиночные элементы микросистемы. Зто позволяет делать утверждение об особенностях структурного и функционального характера фольклора неродственных народов.
4. Числительные при сочетании с существительными отдают предпочтение трем лексико-тематическиы группам: "время","стоимость" и "человек". При этом осэтзэствлкется связь двух типов: преобладает свободное взаимодействие и имеет место азсткое, клишированное соединение. На прим-эре устойчивых сочетаний второго типа связи демонстрируется взакмовлмние гапраз: под' воз-
действием былинной традиции б других гзанрах получили распространение сочетания полтора ведра, семь шелков, из сказки чй.-чк-тельнов тридевять было привнесено в былину, где его сочо'; иость значительно расширилась. .
Свобода сочетаемости каждого отдельного числительного е существительным, а также тяготение мёвдг отдельными группами числительных и существительных убеэдает, что сакральная основа, заложенная в понятие числа ка различных этапах развития человечества, у фольклорных числительных никак не проявляется и мистический символизм практически отсутствует. • ..
5. Данная работа находится в русле решения вопроса о жанровом своеобразии устно-поэтической речи. Возможно, с расширением материала исследования, с привлечением других канров (например,. ' обрядовой лирики) в нашу работу могут быть внесены некоторые корректировки, не затрагивающее основных выводов. Излагаем, что методика нашей работы'может быть использована при работе над составлением Словаря русского фольклора.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: 1
1. Система имен числительных в курском фольклоре//Методи-ка и опыт изучения сельских поселений Центрального Черноземья: Тез. докл. - М., 1990.' - С. 95-96.
2. Взаимодействие числительных с существительными в былинном тексте//Этническая история и культура народов Советской страны: Всесоюзная . научная - конференция молодых ' . ученых: Тез. докл. - Омск, 1991. - С. 139-140.
3. Фольклорное представление о количестве (на материале : лирических песен Курского края) //Центральночерноземная дерев, ня: история и современность: Тез. докл. - М. ,1992. - С. 85-86,
4. Синтагматические свойства" числительных в былинном тексте (на материале "Онежских былик, записанных А. Ф. Гильфер-дингом летом 1871 года")//Синтагматика и парадигматика фоль; клорного слова. - Курск, 1992, '-.С. 60-71.
5. Сопоставительный анализ системы имен числительных в русской и английской народной лирической песне//Синтагматика и
. парадигматика-фольклорного слова. - - "typen, 199£. - С. 72-80 (в соавторстве). ■ . .
,6." Об имени числительном в языке севернорусских причита-: |няй>уЧеловек в; славянской культуре. - Курск, 1092. - С. 96-97. •