автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Семантико-стилистические свойства русских цветообозначений (на материале советской поэзии)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бобыль, Светлана Владимировна
1.ВНЕЩЕБИ Е 3
2.Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКИХ ЦС.
1. К вопросу изучения ЦС. в научной литературе . с,9
2. Семантические черты ЦС в русском языке . . .16
3. Семантико-функциональныеова ЦБ вихотворной речи 24
3.Глава II. СЕМАНТИКА ЦВЕТ00Б03НАЧЕНИЙ В РУССКОЙ СТИХО -ТВОРНОЙ РЕЧИ
1. овные ЦС 32
2. Оттеночные ЦС.с,60
3. Специфические ЦС . . .84
4. Сложные ЦС90
4.Глава III. ФУНКЩОНМЬНО-СТИШСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦС В СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ . .v
1. Семантико-стилистическая характеристика ЦС .106
2. Стилистические особенности ЦС на уровне макро -контекста . , .112
3. Стилистические особенности ЦС на уровне медео -контекста .121
4. Стиличие бенни ЦС на уровне микро -контеа.ш125
5.ВЫВОДЫ .162
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Бобыль, Светлана Владимировна
В последнее время в отечественной лингвистике заметно усилился интерес к проблеме функционирования цветообозначающей лексики /далее ЦС/ в художественной литературе. ЦС исследуются как в плане соотнесения их с общенародной системой языка, так и в семантико-стилистическом аспекте как факт словесно-поэтического искусства. Конкретная разработка проблемы ведется в таких направлениях: I/ ЦС в произведениях /отдельных/ ведающихся писателей /9, 89, III, 155, 166, и т.д./; 2/ определенные ЦП в произведениях одного автора по жизненным периодам, этапам /15, 131, 145, 156, 161 и т.д./; 3/ сопоставление ЦС, используемых разными авторами /136, 137, 160, 214/.
В научной литературе выделены тематические лодразряды ЦП, установлены отношения между отдельными ЦС, выработана классификация, описаны стилистические свойства отдельных ЦП.
Хотя ЦС в русском литературном языке сравнительно немного, частота их использования в стихотворной речи достаточно высокая. Это объясняется, с одной стороны, сюжетной необходимостью употребить ЦП в прямом или переносном значениях, с другой, - это связано с семантической емкостью слов данного разряда, богатством их ассоциативных связей. ЦП не только создают цветовую гамму, своеобразную цветопись стихотворения, но через прямые значения и ассоциативные связи по-своему содействуют раскрытию темы и идеи, образов лирического героя и других персонажей. Более того цвет и его восприятие являются важным средством стилистического своеобразия произведения, и, следовательно, может служить показателем особенностей творческого мировосприятия поэта.
Изучение же семантико-стилистических особенностей ЦС в стихотворной речи позволяет более полно рассмотреть вопрос о все возрастающем значении их в русском речевом общении; обогатит наши представления о номинативных, коннотативных, изобразительных и интерпретирующих возможностях русского слова вообще и поэтического, в частности.
Сложный характер изучаемых единиц, их роль в художественном произведении, а также недостаточная изученность семантико-сти-листическиХ функций ЦС определили актуальность избранной автором диссертации проблемы исследования.
Цель изадачи исследования. Основной целью данной диссертации является описание семантико-стилистических свойств ЦС, образуемых как на основе узуально, так и окказионально возникших в стихотворном контексте смыслов. В работе показывается, как на базе узуальных значений и речевых смыслов в стихотворении возникают новые смыслы, по своему содержанию логические или экспрессивно-эмоциональные. Последние не только обогащают функциональную семантику, но и могут закрепляться в стиле и даже фиксироваться в словарях.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
I/ установить на материале стихотворной речи семантические отношения между ЦС в языке и речи, потому что без этого трудно изучить появление и развитие функциональных смыслов;
2/ описать роль постоянного и переменного контекстов в образовании и развитии семантико-стилистического содержания ЦС;
3/ выявить основные направления в расширении парадигма -тических отношений и синтагматических связей Цр; в стихотворной речи;
4/ исследовать типы смысловых приращений как способов выражения коннотаций;
5/ охарактеризовать стилистические черты ЦС на уровне макро-, медео- и микроконтекстов. Сравнить количественно-вероятностные параметры употребления этих слов в жанрах прозы с установленными в работе показателями частоты употребления ЦС в жанре стихотвор^-ной речи.
В соответствии с этим на защиту выносятся следующие основные положения, изложенные в диссертации:
I/ ЦС - лексически немногочисленный, но семантически и стилистически исключительно емкий разряд слов русского языка;
2/ с семантической точки зрения ЦС. характеризуются наличием как простой, так и сложной семантических структур, которые могут быть однородными и неоднородными; наличием простой и сложной структур лексического значения;
3/ по парадигматическим отношениям ОСНОВНЫЕ и ОЦЕНОЧНЫЕ ЦС образуют лексические парадигмы, члены которых, объединяются значением семантической доминанты /основного слова/ и различаются между собой градуальными семантическим признаками /степенью интенсивности, яркостью, насыщенностью и т.д./;
4/ в стихотворной речи происходит пересемантизация ЦС. Возникают новые смыслы логического или экспрессивно-эмоционального характера;
5/ на уровне языка /в словарях/ ЦС. выявляются в постоянном семантическом контексте, на уровне стихотворной речи - в переменном семантическом контексте;
6/ стилистические особенности ЦС основываются на языковых семантико-стшшстических свойствах, а также на особенностях контекста, в котором они функционируют. В качестве семантической опоры могут выступать и речевые приращения.
Научная новизна . В диссертации впервые предложено комплексное описание структурно-семантических и семантико-функ-циональных свойств цветообозначений с учетом их системных и окказиональных употреблений; представлено разноаспектное описание самых употребительных в стихотворной речи ЦС шест0десятисемяле.т-него периода развития русской советской поэзия; установлен се-мантико-стилистический потенциал наиболее частотных ГШ, выявлены пути развития их общенародных, народно-поэтических и индивидуально-авторских значений; показаны типы семантико-стилистического преобразования слов в поэтическом контексте.
Методы исследования. Методологической основой диссертации является марксистско-ленинское учение о языке, в частности положение о единстве коммуникативной, познавательной и экспрессивной функций языка. Направление исследования -с оциолингвис тическое.
Привлекаются данные других наук, поскольку, как писал В.И.Ленин,для того, "чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования" /2, с. 72/.
Из частных лингвистических методов и приемов в диссертации представлены: описательный в компонентной и контекстной разновидностях, сравнительный*, используется также методика парадигматического и статистико-вероятностного анализа.
Каждое ЦС, описанное в работе, выделяется из стихотворений на основе сплошной выборки. По словарям /уровень языка/ устанавливается семантическая структура слова /имплицитно/, а затем в речевом контексте этот показатель выявляется с учетом смысловых приращений узуального и окказионального характеров, устанавливаются семантические признаки, по которым произошло смысловое приращение; анализируются стилистические приемы, используя которые, автор переосмысливает слово /тем самым прослеживается план речи/.
При помощи компонентной методики исследуется способность контекста содействовать выявлению смысла цветообозначений. Элементы частотно-вероятностной методики применяются в связи с сопоставлением употреблений "цветовых" слов в прозаической и стихотворной речи.
Известно, что разработка вопроса о роли слова в художественном произведении как одном из основных "первоэлементов литературы" была начата еще в 20-е годы в работах В.В.Виноградова, Б.А.Ларина, А.Л.Пешковского, Л.В.Щербы. Однако до сих пор она не потеряла своей актуальности и относится к разряду сложных и до конца не изученных проблем. Как пишет авторитетный исследователь данной проблематики В.П.Григорьев, сегодня особенно важно: "Последовательно расширять опыт позитивного подхода к проблеме, суммарно обозначенной как "слово и образ" в самых различных ее аспектах. Отдельные специалисты не в состоянии справиться с задачей, сама постановка которой только в последние годы начинает по-настоящему осознаваться во всей ее сложности и которая подавляет своей необъятностью" /187, с. 54/.
Особый интерес в этом плане представляет стихотворная речь, в которой, с одной стороны, отразились элементы всех известных речевых стилей, а с другой г она обладает, рядом специфических черт, отличающих ее, как полагают некоторые исследователи, даже от речи художественно-прозаической /233, 141/.
Для решения поставленных задач был собран и систематизирован иллюстративный материал в объеме 4000 примеров, извлеченных из стихотворений ведущих поэтов советской литературы: Н.Асеева, П.Антокольского, З.Багрицкого, Е.Винокурова, С.Есенина, А.Казина, Л.Мартынова, В.Маяковского, К.Симонова. Основанием для отбора поннического материала послужили следующие требования: 1/высо-кий художественный уровень произведений, который, с одной стороны, вызывает особый интерес к исследованию поэтики данных авторов, а с другой, - незш.олучил должнпгоосвещения~в лингвистике; 2/ идейно-тематическое родство, совпадение во многом хронологии творчества; 3/ своеобразие, индивидуальные особенности творческой манеры авторов; 4/ определенное сходство стилистических приемов использования ЦС.
Практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы при написании учебных пособий по стилистике поэтической речи, при составлении словарей, в особенности словаря цветообозначений, нормативных и словаря отклонений, а также при чтении спецкурсов и спецсеминаров по семантике и стилистике словарного состава русского языка, наконец, в практике лингвистического анализа и редактирования языка художественных текстов.
Структура работы. Принципы и методы исследования обусловили композиционную структуру диссертации, которая состоит из "Введения" и трех глав: "Общая характеристика ЦС", "Семантика ЦС в русской стихотворной речи", "Функционально-стилистические особенности ЦС в русской стихотворной речи". Диссертационное исследование завершается "Выводами".
Заключение научной работыдиссертация на тему "Семантико-стилистические свойства русских цветообозначений (на материале советской поэзии)"
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование показывают, что в русском языке наряду с словами общего /общенародные слова/ и специального /термины/ употребления функционирует особый лексико-семантичес-кий и грамматический разряд слов - "цветовые" прилагательные. Наблюдения над семантической структурой и стилистической функцией ЦС в стихотворной речи позволяют сделать следующие основные выводы:
1. В стихотворной речи лексически ЦС немногочисленны. Нами отмечено 118 наименований цвета., среди которых 42 индивидуально-авторских типа овсяные волосы, медовые веснушки и т.д.
2. Как показывает лингвистическое исследование стихотворных произведений, семантически ЦС представляют исключительно сложный разряд слов, способных обозначать большой круг материальных и переносно-идеальных признаков. Как правило, разряды ЦС обладают разной семантической структурой. Причем она может изменяться в зависимости от того, на каком уровне: языка или речи /в данном случае стихотворной/ слово употребляется.
2.1. ОСНОВНЫЕ ЦС белый,желтый, зеленый, красный, серый, черный на уровне языка обладают сложной семантической структурой: белый - 7 ЛСВ, желтый - 3 ЛСВ, зеленый - 5 ЛСВ, красный - 6 ЛСВ, серый - 5 ЛСВ, черный - 14 ЛСВ. ЦС голубой, синий имеют простую семантическую структуру, поскольку в нее входит только по одному ЛСВ.
На уровне стихотворной речи они, как правило, как бы семантически "приравниваются" друг к другу и имеют сложную семантическую структуру: б е л ы й - 13 значений, голуб о и - 8, ж елтый-14, з еленый-П, красный - 12, с е-рый-8, синий- II, черный- 17.
2.2. ОТТЕНОЧНЫЕ ЦС обычно имеют неразвитую семантическую структуру. Это связано с тем, что ЦС данного типа концентрируется вокруг ОСНОВНЫХ ЦС, образуя с ними единую лексическую парадигму. Поэтому, будучи семантически связанными с ОСНОВНЫМИ ЦС, играющими роль смысловой доминанты, ОТТЕНОЧНЫЕ как бы их модифицируют, уточняют в цветовом значении.
2.3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦС по структуре тоже являются простыми, но объясняется это другими факторами: чаще всего это узус, привычка, традиция сочетать ЦС данного типа с одним предметом или словами одного лексико-понятийного плана. Именно с этой стороны показательны такие свойства СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЦС, как архаичность, ограниченность в сфере употребления и даже диалектноеть.
2.4. Что же касается СЛОЖНЫХ ЦС, то, как мы установили, их семантическая структура не может рассматриваться е том плане, который был применен по отношению к ОСНОВНЫМ, ОТТЕНОЧНЫМ и СПЕЦИФИЧЕСКИМ. В основном СЛОЖНЫЕ ЦЮ - это два семантически производных слова, каждое из которых выполняет неоднозначную семантическую роль в зависимости от общего авторского замысла.
3. Одним из существенных свойств ЦС является однородность и неоднородность их семантических структур, которая может изменяться в зависимости от того, каков уровень употребления: речи или языка.
3.1. На первом уровне ОСНОВНЫЕ ЦС обладают, как правило, неоднородной структурой, Еключая в нее и цветовые и нецветовые ЛСВ, на втором уровне степень неоднородности этого разряда слов возрастает, хотя большинство использований приходится на цветовое значение.
3.2. Среди ОТТЕНОЧНЫХ ЦС на уровне языка некоторые из них имеют неоднородную структуру, а в стихотворной речи "преобразуют" ее в более однородную. Смысловая структура других, имеющих одно значение, может не меняться.
3.3. Структура СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЦС однородна на обоих уровнях, что связано с особенностью их семантики определять ограниченный круг слов.
3.4. Что же касается СЛОЖНЫХ ЦС, то т;а часть их, которая относится к новациям в стихотворной речи, имеет неоднородную семантическую структуру.
4. Лексико-семантический потенциал ЦС зависит .и от их исходных семантических свойств. При этом устанавливаются разные типы "смысловой заряженности". Первый тип - это почти безграничная способность ОСНОВНЫХ ЦС сочетаться с другими словами.
Второй тип - это "смысловая заряженность" ОТТЕНОЧНЫХ ЦП, которые в стихотворной речи или расширяют сферу своих сочетаний, или нет. И третий тип - способность СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЦС сочетаться со словами одного лексико-понятийного плана.
5. В зависимости от исходной "смысловой заряженности" ЦС образуют постоянные и переменные семантические контексты. Причем характер первых заметно отличается от вторых в зависимости от уровня /языка или речи/ их функционирования. Так, например, ОСНОВНЫЕ ЦС на уровне языка образуют постоянные контексты, когда в цветовом значении определяют названия человека, частей его тела, предметы быта, представителей растительного и животного миров, астро-метео явления. Переменные же семантические контексты, которые прослеживаются на уровне стихотворной речи, показывают, что, кроме этого, ОСНОВНЫЕ ЦС могут сочетаться с абстрактными словами, с обозначениями понятий морально-психологического плана. Это же можно сказать и о других разрядах ЦС. На наш взгляд, к особенностям использования ЦС в стихотворной речи можно отнести его семантическую двуплановость, когда в нем сочетаются конкретно-бытовые и образно-символические значения.
В стихотворной речи меняется не только смысловая структура ЦС, но и структура его лексического значения. Как показали наблюдения, круг понятий и явлений, обозначаемых ЦС в стихотворной речи^по сравнению с системой языка намного возрастает.
7. В зависимости от экстралингвистических факторов /идея, проблематика, условия создания стихотворения, личности автора/ и интралингвистических /наличие у ЦС семантических структур, различающихся количеством и качеством ЛСВ, характер контекста/ варьируется частотно-вероятностная характеристика употреблений ЦС.
На 250 ООО словоупотреблений, взятых в процессе сплошной выборки из произведений исследуемых нами авторов, в стихотворной речи приходится ОСНОВНЫХ ЦС 1147, ОТТЕНОЧНЫХ - 407, СПЕЦИФИЧЕСКИХ - 112, СЛОЖНЫХ - 48.
8. Расширение изобразительно-выразительных возможностей ЦС в стихотворной речи происходит на уровнях макрс - /всего жанра/, медео- /стихотворения/ и микроконтекстов.
8.1. Для первого уровня в целом характерно возрастание числа переносных употреблений ЦС,перевод их из вещного плана в психологический, образование абстрактных значений вплоть до символического использования.
1/8.2. На уровне стихотворения отмечается возрастание роли ЦС в реализации данного словесного образа, идеи и проблемы произведения. При этом они могут выполнять роль лейтмотива - выражающего чувства, настроения писателя, отражая индивидуальность его мировосприятия, эмоционально-художественную роль, передавая авторское отношение, давая оценку описываемому, способствуя художественному воплощению характера героев, ЦС могут архитектонически организовывать произведение.
8.3. На уровне микроконтекста стилистические особенности ЦС связаны с характером стилистических фигур и их типами, семантическим потенциалом самих ЦС.
9. Как показали наши наблюдения, в художественном контексте ЦС повышенно эмоциональны и экспрессивны, кроме передачи цвета, несут смысловую нагрузку или выполняют стилистические функции. Они принадлежат к разряду наиболее выразительных изобразительных средств русской стихотворной речи.
Список научной литературыБобыль, Светлана Владимировна, диссертация по теме "Русский язык"
1. Ленин В. И, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина,- Полное собрание сочинений, т. 32,с. 49-86.
2. Ленин В.И. Рецензия на кн.: Н.А.Рубакин "Среди книг".- Полное собрание сочинений, т. 20, с. 236-239.
3. Адмони В.Г., Сильман Т.И. Отбор языковых средств и вопросы стиля. Вопросы языкознания, 1954, № 4, с. 93-101.
4. Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова.- Ташкент: Фан, 1973. 405 с.
5. Актуальные проблемы лексикологии: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции.- Минск: Изд-во Белорусского гос, ун-та, 1970. 229 с.
6. Алимпиева Р.В. Реализация компонентов семантической структуры слова красный в системе образно-поэтической речи.- В кн.: Вопросы семантики, вып. I. Л.:Изд-во ЛГУ, 1974, с. 107-128.
7. Алимпиева Р.В. Эстетическая значимость слов группы золотойгкак наименования цвета в поэзии С.Есенина. В кн.: 12 научно -методическая конференция Северо-Западного объединения каф.русского языка: Тезисы докладов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, с. 299-301.
8. Альтман М.С. Читая Пушкина. В кн.: Поэтика и стилистика ^ русской литературы. - Л.: Наука, 1971, с. II7-I27.
9. Альфонсов В. Слова и краски: Очерки по истории связей поэтов и художников. М. - Л.: Сов.писатель, 1966. - 243 с.
10. Амосова Н.Н. Слово и контекст. В кн.: Очерки по лексикологии, фразеологии и стилистике. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1958, с. 3-24.
11. Апостолов Н. "Лиловый" цвет в творчестве Толстого. В кн.: Толстой и о Толстом. - М.: Изд-во Толстовского музея, 1927, № 3, с. 175 - 177.
12. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка/стилистика декодирования/. Л.:Просвещение, Ленинградское отделение, 1973. - 300 с.
13. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Лексико-семантические проблемы.- М.: Наука, 1976. 384 с.
14. Аспекты семантических исследований/Под ред. А.А.Уфимцевой, Е.С.Кубряковой, Н.Д.Арутюновой. М.:Наука, 1980. - 356 с.
15. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1957. - 280 с.
16. Бакина И.А. Потенциальные слова, мотивированные прилагательными, в современной поэзии. В кн.: Слово в русской советской поэзии. - М.: Наука, 1975, с. 132-163.
17. Банникова И.А. Об изменении смыслового объема, поэтического слова и роли стилистического контекста. В кн.: Лексикологические основы стилистики, Изд-во ЛГПИ им. А.Герцена, 1973,с. 23-30.
18. Барлас Л.Г. Изучение художественно-изобразительной роли лексики литературного произведения. Автореф.дис. канд. филолог.наук. - М.: 1961. - 22 с.23у-Бахилина Н.Б. Ослепительно рыжий, безнадежно рыжий. Русская речь, 1975, с. 104-108.
19. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. - 286 с.
20. Бахтин М.М. К эстетике слова. В кн.: Контекст 1873.- М.: Наука, 1974, с. 258-281.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
22. Бекова С.В. К проблеме идеологического словаря писателя/се-мантико-стилистический анализ группы слов со значением цвета у М.Горького/ Канд.дис. - М.: 1973. - 180 с.
23. Безруков В.И. Контекст и прямое значение слова. Тюмень: Кн. изд-во, 1962. - 20 с.
24. Бертельс А.Е. Разделы словаря, семантические поля и тематические группы. Вопросы языкознания, 1982, № 4, с. 52-63.
25. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 8. - Харьков, Кн.изд-во, 1927, с. 100-239.
26. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.: ГИХЛ, 1934.319 с.
27. Беляева Н.Д. Качественно-относительные прилагательные со значением цвета в русском языке. Научные труды Ереванского гос.ун-та, вып. 6, ч. 2, 1959, т. 66, с. II3-I2I.
28. Беляева Н.Д. Прилагательные, обозначающие цвет, в произведениях П.Ильфа и Е.Петрова. Автореф.дис. .канд.филолог, наук. - Л.:1977.- 19 с.
29. Бецольд В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике /Пер. с нем./. Спб:Общественная польза, 1878. - 208 с.
30. Бистрова Е.А. Парадигматические отношения слов/на материале прилагательных цвета/-Известия АНПССР, Серия Общественные науки, 1971, вып. 4, с. 74-78.
31. Бондерман Д.А. Семантическая характеристика прилагательных цвета, входящих в состав фразеологизмов.- Труды Киргизского гос.ун-та, серия Еомано-германская филология и методика преподавания иностр.языков, вып. 6, 1971, с. Ill—115.
32. Бородина М.А., Гак В.Г. К типологии и методике историко-семан-тического исследования.- Л.: Наука, 1979.- 231 с.
33. Брагина А.А. Красное и зеленое.- Русский язык в школе, 1967, № 5, с. I06-III.
34. Брагина А.А. Красный.- Русская речь, 1970, № 2, с. 79-83.
35. Брагина А.А. Красный, серый, голубой.- Русский язык за рубежом,1967, №2, с. 79-82.
36. Брагина А.А. От "голубого неба" до "голубого экрана.- Русский язык в школе, 1966, № 3, с. 79-82.
37. Брагина А.А. "Цветовые" определения и формирование новых слов и сочетаний.- В кн.: Лексикология и лексикография.- М.:Наука, 1972, с. 73-104.
38. Бутырин К.М. Проблема поннического символа в русском литературоведении /19-10в.в/- В кн.: Исследования в поэтике и стилистике.- Л.: 1972.- 129 с.
39. Брандис М.Р. Стилистический анализ.- М.:Высшая школа, 1971.175.
40. Вайнрайх У. 0 семантической структуре языка.- В кн.: Новое в лингвистике, вып. 5.- М.:Прогресс, 1970, с. 163-250.
41. Василевич А.П. Цветоименования как характеристика языка писателя /к методике исследования/.- В кн.: Лингвистика текста и стилистика.- Тарту, 1981, № XI4, с. 134-143.
42. Веселовский А.Н. Из истории эпитетов.- В кн.Историческая поэтика, ч. I.- Л.: Худож.лит., 1940, с. 73-93.
43. Виноградов В.В. История русского литературного языка.- В кн.: Избранные труды.- М.:Наука, 1977.- 315 с.
44. Виноградов В.В. Наука о языке художественной литературы и ее задачи.- М.:Наука, 1958.- 51 с.
45. Виноградов В.В. 0 теории художественной речи. М.:Высшая школа, 1971.- 239 с.
46. Виноградов В.В. 0 языке художественной литературы.- М.: Гослитиздат, 1959.- 654 с.
47. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей.- М. .'Гослитиздат, 1961.- 614 с.
48. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики.- М.:Высшая школа1981,- 320 с.
49. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове.-М.: Высшая школа, 1972,- 614 с.
50. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-М.: АНСССР, 1963.- 255 с.
51. Виноградов В.В. Язык художественного произведения.- Вопросы языкознания, 1954, № 5, с. 3-27.
52. Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики.- Л.:Худож.лит., 1936.- 426 с.
53. Винокур Г.0. Об изучении языка литературных произведений.- Вкн.: Избранные работы по русскому языку.- М.:Учпедгиз, 1959, с. 229-257.
54. Винокур Г.О. Понятие поэтического языка.- В кн.: Доклады и сообщения филологического факультета МГУ, вып. 3, 1947, с.3-7.
55. Вирясова Л. Об одном индивидуально-авторском приеме М.Шолохова.- В кн.: Тезисы, доклада и сообщения II научной конференции пР°Ф*-преп.состава, секция филологических наук.-Фрунзе, 1962, с. 6-13.
56. Владимиров А., Осипов Н. Магия цвета.- М.:3нание, 1965.-271 с.
57. Войнова С.И. Сравнительный анализ фразеологических единиц с компонентами цветообозначениями /на материале русского и болгарского языков/. -Автореф.дис.канд.филол.наук.- Л.: 1978.- 24 с.
58. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В.Ломоносова и теория трех стилей.- М.:Изд-во МГУ, 1970.- 210 с.
59. Гайдук В.П. К вопросу о цветовой символике "Божественной комедии" Данте.- В кн.:Дантовские чтения.- М.:Наука, 1971,с. 74-181.
60. Гак В.Г. Беседы о французском слове.- М.-Междунар.отношения,1966.- 335 с.
61. Гак В.Г. Краски.- В кн.: Сопоставительная лексикология.- М.: Междунар.отношения, 1977, с. 192-202.
62. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. .-Наука, 1981.- 139 с.
63. Гете И.В. К учению о цвете /хроматика/.- В кн.: Избранные сочинения по естествознанию.- М.-Л.:АН СССР, 1957, с. 261-343.
64. Герасимов Г.И. Оранжево-красный или красно-оранжевый.- Русская речь, 1982, № 2, с. 78-83.
65. Грановская Л.М. Заметки об освоении иноязычных цветообозначе-ний в 18 нач. 19 в в.- В кн.: Образование новой стилистики языка в пушкинскую эпоху.- М.: Наука, 1964, с. 371-384.
66. Грановская Л.М. Из наблюдений над языком И.А.Бунина.- Уч. зап.Азерб.ПИЯ им. М.Ф.Ахундова, вып. 9, серия филологическая, 1961, с. 253-267.
67. Грановская Л.М. Некоторые особенности употребления прилагательных, обозначающих цвет, в русском языке художественной литературы конца 19 первой половины 20 в.в.-Уч.зап,Азерб. ПИЯ, вып. 3, серия филол.наук, 1963, с. 5-18.
68. Грановская Л.М. Прилагательные, обозначающие цвет, в русском языке 17-20 веков,- Автореф.дис.канд.филолог.наук.- М.: 1964-22с.
69. Григорьев В.П. Словарь языка русской советской поэзии:Проспект. Образцы словарных статей. Инструктивные материалы.- М.:Наука, 1965.- 223 с.
70. Григорьян В.М. Синонимичные прилагательные и их стилистические функции.- Автореф.дис.канд.филолог.наук.- М.:1955.-15 с.
71. Гринберг И. Пути советской поэзии.- М.:Худож.лит., 1968.-384с.
72. Даунене З.П., Судавичене Л.В. 0 некоторых грамматических особенностях имен прилагательных, обозначающих цвет.- Русский язык в школе, 1971, № I, с. 97-100.
73. Демидова М.П. Семантико-стилистические функции сравнительных оборотов в стихах С.Есенина.- В кн. Вопросы современного русского литературного языка, вып. I,- Челябинск: Кн. изд-во, 1966, с. 207-217.
74. Джандасакова Е.В. "Лазурный" и "оранжевый" в поэзии.- Уч.зап. МГПИИЯ им. М.Тереза, т. 18, 1973, с. 139-142.
75. Джандкакова Е.В. 0 поэтике заглавий.- В кн.:Лингвистика и поэтика.- М.:Наука, 1979, с. 207-215.
76. Джанджакова Е.В. Семантика слова в поэтической речи.- Автореф. дис.канд.филол.наук.- М.: 1974.- 22 с.
77. Дзивак О.Н. Лексика на обозначение цвета в современном украинском литературном языке.- Автореф.дис.канд.филолог.наук.- К.: 1974.- 34 с.
78. Донец Н.А. Элементы цветописи у М.Горького /на материале рассказов "По Руси" и "Сказок об Италии"/.- В кн.:Вопросы грамматики и стилистики.- Уч.зап. Латвийского гос.ун-та им. П.Стучки, т. 83, 1967, с. 57-79.
79. Донецких Л.А. Условия реализации эстетических возможностей имен прилагательных в текстах художественных произведений.-Автореф.дис.канд.филолог.наук.- Л.:1981.- 30 с.
80. Донецких Л.И. Семантическое своеобразие и стилистические функции имен прилагательных /На материале трилогии К.Федина/.-Автореф.дис.канд.филолог.наук.- Л.: 1966,- 16 с.
81. Дробышева Л.Я. Стилистическая роль прилагательных в романах Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". -Уч.зап.Омского гос.пед.ин-та, вып. 53, 1970, с. 3-23.
82. Дятчук В.В., Пустов1т Л.0. Семантична структура I функц1онування лексики укра1нсько1 л1тературно1 мови.- К.: Наукова думка,1983,- 155 с.
83. Евгеньева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях ХУП-Х в.- М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1963,- 348 с.
84. Ерастова Н.Ф. Семантико-стилистические функции субстантивированных причастий и прилагательных в произведениях Н.А.Некрасова. -Автореф.дис.канд.филолог.наук.-Калинин: 1975.- 24 с.
85. Ефимов А.И. Об изучении языка художественных произведений.-М.-Учпедгиз, 1962.- 142 с.
86. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи.- М.:Изд-во МГУ, 1961.- 517 с.
87. Жирмунская М.П. Словообразовательные потенции прилагательных цветообозначения в современных германских языках.- Автореф. дис.канд.филолог.наук.- М.:1982.- 25 с.
88. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Статьи I9I6-I926., 1928, 350 с.
89. Жирмунский В.М. Композиция лирического стихотворения.- М.: Опояз, 1921.- 107 с.
90. Загоровская О.В. Эстетическая фгункция языка»-В книге; Коммуникативная функция языка.- М.:Наука, 1976.- 270 с.
91. Захаров И.М. Прилагательные , в функции определения в басенном языке Крылова.- Уч.зап.Пермского гос.ун-та, вып. 4,т. 6, 1954, с. 68-112.
92. Зв&гинцев В.А. Семасиология.- М.: Изд-во МГУ, 1957.- 322 с.
93. Зимон Е.И. Семантико-стилистическое варирование имен прилагательных в современном английском языке.- Автореф.дис. .канд-филолог.наук.- М.: 1981. 20 с.
94. Зиновьев В.Н. Существительное "синь" и его синонимы в русском языке. Уч.зап.Горьковского ун-та, вып. 59, серия филологическая, I960, с. 23-42.
95. Ильенко С.Г. Контекст и связанный текст в их лингвистической интерпретации. В кн.: Языковые единицы и контекст.-Л.:ЛГПП им. А.И.Герцена, 1973, с. 194-199.104^/Иссерлин Е.М. История слова красный. Русский язык в школе, 1951, № 3, с. 85-89.
96. Исследования по теории стиха. Отв.ред. В.Е.Холщевников.-Л.: Наука, 1978,- 231 с.
97. Исследования по эстетике слова и стилистике художественной литературы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1964,- 198 с.
98. Истомина В.М. Восприятие и название цвета в раннем возрасте.-Известия АПН РСФСР, вып. ИЗ, I960, с. 15-27.
99. Капралов С.Г. Цветовая лексика в рассказе И.С.Тургенева "Бежий луг".- Русский язык в школе, 1968, № 5, с. 18-21.
100. Капская А. Семантико-словообразовательная структура названий цветов в украинском языке.- Автореф.дис.канд.филол.наук.-Л.: 1970,- 22 с.
101. Карпенко А.С. Стих и время: Проблемы стихотворного развития в русской советской поэзии 20-х годов.- М.: Наука, 1966.404 с.
102. Качаева Л.А. Об особенностях использования прилагательного "желтый" в языке А.И. Куприна.- Уч.зап.МГПИИЯ им. М.Тереза, 1970, № 58, с. I08-II3.
103. Кирсанова Н.А., Ножкина Э.М. Средства создания экспрессиив языке драматургии М.Горького.- В кн.: Вопросы стилистики, вып. 3.- Саратов, Изд-гво Саратовского ун-та, 1969, с. 158171.
104. ИЗ. Клюева В.Н. Прилагательные, обозначающие цвет во фразеологических единицах.- Уч.зап. I МГПИИЯ, т. 10, 1956, с. 3-18.
105. Ковалев В.Н. Языковые выразительные средства русской художественной прозы.- К.:Вища школа, 1981.- 183 с.
106. Коваль-Костинская О.В. Лексико-семантическая группа названий цветов болгарского языка.- Автореф.дис.канд.филол.наук,- К.:1975.- 18 с.
107. Коваленкова О.Н. Цветовая гамма в "Преступлении и наказании" М.Ф.Достоевского.- Русская речь, 1982, № I, с. 9-13.
108. Кожин А.Н. Литературный язык Киевской 1>уси.- М.: Рус.яз. 1981Л88 с.
109. Кожина М.И. О понятии стиля и месте, языка художественной литературы среди функциональных стилей.- Пермь , Кн.изд-во, 1962.- 62 с.
110. Кожина М.И. Стилистика русского языка М.: Просвещение, 1977.- 222 с.
111. Кожинов В.В. Слово как форма образа.- В кн.: Слово и образ.-М.: Просвещение, 1964, с. 3-52.
112. Колшанский Г.В. Контекстная семантика.- М.: Наука, 1982.149 с.
113. Колычев О.Л. Содружество муз /о цветовой образности в стихотворениях русских поэтов/. Вопросы русской литературы, 1970, № 3, с. 162-167.
114. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. -М.: Изд-во МГУ, 1969.- 192 с.
115. Кондаков Г.В. Гармония контраста.- Русская речь, 1971, № I, с. 13-19.
116. Коноваленко Ф.А. Атрибутивные словосочетания с именами прилагательными и их стилистические функции в авторской речи А.М.Ерького.- Автореф.дис.канд.филол.наук,- Харьков, 1964.- 20 с.
117. Константин Г.Попов. Лексические особенности средство образной выразительности в языке К.Паустовского.- В кн.: Годишникна софийский университет, факул: тет по славянска филология, т. 63, вып. 2.- София, 1970, с. 4-74.
118. Копорский С.А. Из наблюдений над стилей повести А.П.Чехова "Степь".- ИДВ111, Филологические науки, I960, №4, с. 17-25.
119. Корсунская Т.Г., Фридман Х,Х., Черемисина М.И. О системе цветообозначений в русском, английском и немецком языках.-Уч.зап.Горьковского ин-та иностранных языков, вып. 25, 1963, с. 99-102.
120. Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость.- Л.: Наука, 1975.- 164 с.
121. Кравков С.В. Цветовое зрение.- М.: Наука, 1951.- 175 с.131 ^Краснова Л.В. Символика белого и черного цветов в поэтике
122. А.Блока.- Филологические науки, 1976, №4, с. 3-II.
123. Критенко А.П. Семантическая структура названий цветов в украинском языке.- В кн.: Слав1стичний зб1рник.- К.:Вид-во АН УССР, 1963, с. 97—III,
124. Кругликова Л.Е. О формировании некоторых фразеологических единиц с "цветовым" прилагательным.- В кн.: Формирование значения лингвистических и фразеологических единиц.- Научные труды Курского гос.пед.ин-та, т. 197, 1979, с. 74-81. .
125. Кругликова Л.Е. Фразеологические единицы современного русского литературного языка с "цветовыми" прилагательными.-Автореф.дис.канд.филол.наук.- Л.: 1977.- 22 с.
126. Куликова И.С. Две цветовые картины мира.- Русская речь, 1971, № 3, с. 10-18.
127. Куликова И.С. Семантико-стилистическая характеристика атрибутивных именных сочетаний /На материале световых и цветовых прилагательных в произведениях К.Г.Паустовского и М.М.Пришвина/ Автореф.дис.канд.филол.наук.- Л.:1966.-20 с.
128. Курилович Е. Поэтический язык с лингвистической точки зрения.- В кн.: Очерки по лингвистике.- М.:Иностр.лит., 1962, с. 418-427.
129. Куслик А.Н. Роль прилагательных, выражающих основные понятия, в образовании фразеологических единиц.- Уч.зап.ЛГПИ им. Герцена, т. 262, 1965, с. 89-94.
130. Куслик A.M. Семантическая структура прилагательных,обозначающий цвет, в современном немецком языке.- Уч.зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена, т. 217. I960, с. 147-172.
131. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи.-В кн.: Б.А. Эстетика слова и язык писателя.- Л.:Худож.лит., 1974, с. 54-101.
132. Лебедева Л.А. Постоянные сравнения и их отношения к лексическому окружению.-Автореф.дис.канд.филол.наук.- Р-н/Дону, 1977.- 26 с.
133. Литтенбауэр В. Названия цвета в славянских языках.- В кн.: 4-й Международный съезд славистов:Материалы дискуссии, т. 2.-М.:АН СССР, 1962, с. 144-145.
134. Лилич Г.А. 0 переносных значениях некоторых качественных прилагательных в славянских языках.- Вестник ЛГУ, № 14, серия Истории, языка и литературы, вып. 3, 1963, с. 64-72.
135. Лилич Г.А. 0 слове "серый" в творчестве Горького.- В кн.:
136. Словоупотребление и стиль М.Горького.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1962, с. 120-135.
137. Лингвистика и поэтика: Сборник статей / Отв.ред. В.П.Григорьев.- М.: Наука, 1979.- 308 с.
138. Литвин . Ф.А. Многозначность слова в тексте и вида контекста.-В кн.: Вопросы лексикологии,-Новосибирск, Наука, 1977,с. I24-I4I.
139. Лосев А.Ф. О понятии языковой валентности.-Известия АН СССР, серия литературы и языка, 1981, № 5, т. 40, с. 403-413.
140. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха.-Л.: Просвещение, 1972.- 270 с.
141. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М.:Искусство, 1970.- 384 с.
142. Люлько Н.Н. Символика в пьесах Леонова.- Вестник ЛГУ, № 8, вып. 2, 1976, с. 104—III.
143. Люлько Н.Н. Цвет в пейзажах К.Г.Паустовского.-Русская речь, 1967, № 6, с. 33-37.
144. Майзель С.О. Свет и зрение: Стенограмма публичных лекций.-М.-Л.-.Правда, 1948.- 16 с.
145. Максимова М.К. Переносное значение слов, обозначающих цвет в языке произведений А.И.Герцена.-Уч.зап.ЛГПИ им. А.И.Герцена, т. 293. Теория и методика преподавания русского языка, 1968, с. 69-93.
146. Малиновский Е.А. К эволюции поэтического языка С.Есенина.
147. Цветообозначения в ранних и поздних стихотворениях поэта/.-В кн.:Материалы Всесоюзной конференции по общему языковедению. /К 75-летию проф. Е.Д.Поливанова/.- Самарканд, 1966, с. 21-25.
148. Малиновский Е.А. Красочный элемент оценочно-определяющего характера как образно-изобразительное средств* языка в ранних произведениях С.Есенина.- В кн.:Материалы научной конференции по языку.- Самарканд, 1966, с. 21-25.
149. Маноли И.З. Французское поэтическое слово: Очерк на материале художественных произведений французских писателей 20 в. -Кишинев: Штиинца, 1979.-104 с.
150. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина.- М.: Сов.писатель, 1972.-310 с.
151. Меркин Г.С. Заметки о лексике лирики Н.Рыленкова.- В кн.: Слово в русской советской поэзии.- М.: Наука, 1975, с. 247262.
152. Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А.Блока.-Известия Крымпединститута, 1930, № 3, с. 133-201.162.^Миннарт М. Свет и цвет в природе.- М.:Наука, 1969.-344 с.
153. МредлжшшиГм.Н. 0 языке русских писателей.- Тбилиси.:
154. Изд-во Тбилиского гос.ун-та, 1972. -„28S с." . , .
155. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический.- В кн.: Пражский лингвистический кружок.- М.:Прогресс, 1967,с. 406-432.
156. Мурьянов М.Ф. "Синие молнии".- В кн.: Поэтика и стилистика.-Л. .-Наука, 1971, с. 23-28.
157. Надиров С.С. "Цветовые" прилагательные в стихотворениях г/
158. Александра Блока.- Русский язык в школе, 1970, № 6, с.3-7.
159. Назарьян Р. Цвет как категория поэтики.- Труды Самаркандского ун-та, 1974, вып. 254, с. 35-47.
160. Наумова Т.Н. Соотношение семантики слова и целого высказывания/Лингвистические и психолингвистические аспекты/.-Автореф.дис.канд.филол.наук.- М.:1972,- 23 с.
161. Невзглядова Е.В. Явление семантического осложнения в поэтической речи.- Известия АН СССР. Серия литературы и языка, т. 28, вып. 2, 1962, с. 148-154.
162. Некрасова Е.В. Синее, голубое у С.Есенина.- Русская речь, 1979, № 4, с. 37-41.
163. Нефедова Т.С. Семантико-синтаксические свойства и стилистическое назначение кратких прилагательных в современном русском языке /На материале газеты/-Автореф.дис.канд.филол. наук.- Р-н/Д, 1978.- 16 с.
164. Новенко С.Г. Контекст и связанный текст в их лингво-мето-дической интерпретации.- В кн.: Языковые единицы и контекст.-Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973, с. 194-197.
165. Ностальцева М.В. Творческая установка и символика Ф.М.Достоевского.- В кн.: Проблемы комплексности и изучения художественного творчества.- Казань, Изд-во Казанского госуниверситета, 1980, с. 39-42.
166. Орлова В.И., Семенова М.Н. "Красный, как кровь".-Русская речь, 1976, № I, с. 71-73.
167. Оррас Б.А. Об одном стилистическом приеме М.Горького.-Русский язык в школе, 1959, № 5, с. 28-31.
168. Оррас Б.А. Стилистические функции имен прилагательных в языке прозы М.Горького.- Автореф.дис.канд.филол.наук.-М.: I960, 17 с.
169. Очерки по лексикологии: Сборник научных работ/Отв.ред.проф. З.К.Тарланов.- Л.:Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973.-66 с.
170. Панкратьева А.С. Цветовые прилагательные романа М.Шолохова "Тихий Дон".- Автореф.дис.канд.филолог.наук.- Ташкент, 1977.- 33 с.
171. Панченко A.M. О цвете в древней литературе восточных и южных славян.- В кн.: Литературные связи древних славян.ТОДРЛ, 1968, т. 23, с. 3-15.
172. Пелевина Н.Ф. О соотношении языка и действительности/обозначение красного и синего цветов/.- НДВШ,#илол.науки, 1962,2, с. 149-153.
173. Петрищева Е.Ф. Об эмоциональной окрашенности слов в современном русском языке.- В кн.: Развитие лексики современного русского языка.- М.: Наука, 1965, с. 39-51.
174. Петрова З.М. Заметки об образно-поэтической системе и языке поэмы С.О.Боброва "Херсонида".- В кн.: Поэтика и стилистика.1. Л.:Наука, 1971, с. 74-82.
175. Петрушевский Ф.Ф. Цветовые ощущения древних и новых народов. Вестник изящных искусств.- СПб, 1889, вып. 4, т. 7, с. 297331.
176. Пешковский A.M. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы.- В кн. \jfzs poeticМ. :ГАХН, 1927, с. 57-73.
177. Полякова Е.Н. Цветообозначения в пермских памятниках 17 -нач. 18 века. В кн.: Лингвистическое краеведение Прикамья.-Пермь, Изд-во Пермского гос.пед-ин-та, 1976, с. 44-56.
178. Потебня А.А. Об изменении значения и заменах существительного.- В кн.: Потебня А.А. Из записок по русской грамматике.
179. М.: Просвещение, 1968, с. 5-3II.
180. Поэт и слово: Опыт словаря/Под ред. Б.П.Григорьева.- М.: Наука, 1973. 455 с.
181. Поэтика и стилистика: Сб,статей/Под ред. И.В.Чуприны и В.Е.Гольдина.- Саратов; Изд-во Саратов, ун-та, 1980.- 161 с.
182. Поэтика искусства слова: Сб.статей/Редкол.: С.Г.Лазутин.-Воронеж; Изд-во Воронеж, ун-та, 1978.- 149 с.
183. Поэтика одного произведения: Сб.статей/Под ред. В.Г.Лариева.-Самарканд; Изд-во Сам1У, 1977.- 78 с.
184. Поэтическая стилистика/Редкол.: С.Г.Лазутин и др.- Воронеж; Изд-во Воронеж, ун-та, 1982.- 116 с.
185. Поэтический строй русской лирики: Сб. статей/Отв. ред. Л.М.Фридлендер.- Л.:Наука, 1973.- 351 с.
186. Пуриче М.П. Цветовые наименования в говорах молдавского языка.-Автореф.дис.канд.филолог.наук.- Кишинев: 1969.- 26 с.
187. Ризель Э.Г. К вопросу об иерархии стилистических систем и основных текстологических единиц.-Иностранные языки в школе, 1975, JS 6, с. 8-15.
188. Ругалева А.А. Исследования валентности прилагательных, обозначающих основные понятия цвета в современном английском языке. Автореф.дис.канд.филолог.наук.- М.: 1971.- 16 с.
189. Рудяков Н.А. Основы стилистического анализа художественного произведения.-Кишинев; Штиинца, 1972.- 178 с.
190. Рыбакова И.В. Эпитеты со значением цвета в художественной прозе Пушкина и Лермонтова.- В кн.: Вопросы русского языка, еып. 2. Стилистика и методика русского языка.- Ярославль; Верхне-Волжское кн.изд-во, 1969, с. 56-84.
191. Рыньков Л.Н. Метафористические сочетания в языке художественной литературы 19 века. Автореф.дис.канд.филолог.наук.-Л.: 1981.- 39 с.
192. Садыкова М. Слова, обозначающие цвет и окраску, в узбекском языке.- Автореф.дис.канд.филолог.наук.-Ташкент: 1963.15 с.
193. Сазонова И.К. Лексика и фразеология современного литературного языка.- М.: Иниздат, 1963.- 136 с.
194. Семантика слова и его функционирование:Межвузов.сборник научных трудов/Оте.ред. Н.И.Шипилова.- Кемерово, 1981. -138 с.
195. Семантическая структура слова: Психолингвистические исследования.- М.: Наука, 1971.- 215 с.
196. Сеченов И.М. Физиология и психология.- В кн.: Сеченов И.М. Избранныепроизведения, т. I.- М.: Изд-во АН СССР, 1952.771 с.
197. Сидорец B.C. Структурно-семантическая характеристика прилагательных в прозе И.А.Бунина.-Автореф.дис.канд.филолог, наук.- Мозырь: 1971.- 17 с.
198. Смирницкий А.И. К вопросу о слове/Проблема "тождества слова"/ Труды ИЯ АН СССР, 1954, jf 4, с. 3-49.
199. Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое е слове.- • В кн.: Вопросы грамматического строя.- М.:Изд-во АН СССР,1955, с. 11-54.
200. Современный русский язык/Под ред. В.А.Белошапковой- М.: Высшая школа, 1981.- 560 с.
201. История русской литературы 19 в.- М. -.Высшая школа, 1976.638 с.
202. Соколова Л.Ф. Колоративная лексика в поэзии С.Есенина/К понятийной характеристике словаря одного автора/.- В кн.: Теория поэтической речи и поэтическая лексикография.- Шад-ринск«Мзд-. пед.ин-та, 1971, т. 161, с. 132-164.
203. Соловьев С.М. Колорит произведения Достоевского.- В кн.: Достоевский и русские писатели.- М.: Сов.писатель, 1971, с. 414-446.
204. Соловьев С.М. ЦЕет и жанр в произведениях Пушкина.- Русская речь, 1976, й 3, с. 24-27.
205. Степанов А.В. О стилистическом анализе художественного текста.- Русский язык в школе, I960, № 3, с. 32-37.
206. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова.-Воронеж, йзд-во Воронеж, гос-ун-та, 1979.- 155 с.
207. Стехин Ю.К. Словоупотребление в современной русской стихот
208. Борной речи,- Автореф.дис.докт.филолог.наук. Днепропетровск, 1979.-35 с.
209. Стехин Ю.К. Специфика стихотворной речи:Пособие по спецкурсу-Днепропетровск; Изд-во Д1У, 1974.- 51 с.
210. Стилистика художественной литературы: Сб.статей.- М.: Наука, IS82.- 217 с.
211. Стих и проза: Сб.статей/Под ред. М.А.Петровского и Б.М. Яхно.- М.:ГАХН, 1928.- 211 с.223*~Стуруа Л.Ш. Художественная функция цвета в прозе Г.Табидзе.
212. Автореф.дис.канд.филолог.наук.- Тбилиси: 1974.- 27 с. 224.^Суровцева М.А. К истории слова синий в русском языке.- Уч. зам.Кишиневского гос.ун-та, т. 71, 1964, с. 90-95.с
213. Суровцева М.А. К истории слова черный в русском языке.- Уч. зап.Кишиневского гос.ун-та, т. 84, 1967, с. II4-II8.226.^/Суровцева М.А. Развитие цветового значения слова "красный".-Русский язык в школе, 1970, № 3, с. 97-93.
214. Тараненко И.П. Название цЕетов в произведениях А.Гончарова.-В кн.: Актуальные проблемы лексикографии: Тезисы докладови сообщений Всесоюзной научной конференции.- Минск, 1970.197 с.
215. Тарасов Л.Ф. Поэтическая речь Типологический аспект.- Харк1в; Вища школа, 1976.- 139.
216. Тарасов Л.Ф. Русская стихотворная речь:Историко-типологический аспект.- Автореф.дис.докт.филолог.наук.- Днепропетровск, 1980.- 48 с.
217. Терновская 0., Журавлев А. Цвет в творчестве раннего Маяковского.- Русский язык в школе, 1973, № 3, с. 11-14.
218. Тимофеев л.И. Стих и проза: Популярный очерк теории литературы.- М.: Сое.писатель, 1938.- 174 с.
219. Томашевский Б.В. История литературы:Поэтика. Изд.6-е.-М./ Л.: Огиз, 1931.- 244 с.
220. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение:Курс лекций.-Л.: Учпедгиз, 1959.- 535 с.
221. Трифонова С.В. О прямом и образном употреблении слова "голубой" у М'.Горького.- В сб. Словоупотребление и стиль М.Горького Л.: Изд-во ЛГУ, 1972, с. 136-147.
222. Туревич Н.Г. Полевые структуры цветовой семантики и функциональная стилистика.- В кн.: Языковые средстЕа дифференциации функциональных стилей современного русского языка.-Днепропетровск; Изд-ео ДГУ, 1982, с. 39-50.
223. Тури Б.С. Лингвистические функции эпитетов в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".- Уч. зап.Измаильского пед.ин-та, вып. 3, 1962, с. 137-158.
224. Туркина Р.В. Семантическая структура слога.- Калинин; Изд-во Калининского ун-та, 1977.- 84 с.
225. Тыньянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка.- Л.: ^опй&яиби 1924.- 138.
226. Убин И.И. Лексические средства выражения категории интенсивности/русский и английский язык/.- Автореф.дис.канд. филолог.наук,- М.: 1974.- 33 с.
227. УдалоЕа А.И., Давыдова О.А. Колоративные прилагательные в поЕести-поэме М.Л.Пришвина "Женьшень".- В кн.: Очерки по стилистике русского языка, т. I.- Научные труды Курского гос. пед.ин-та, т. 39, 1974, с. 122-130.
228. Улуханов И.С. Об изменении значений слоеРусская речь, 1970, №■ 4, с. 72-77.
229. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы/на материале английского языка/.- М.:Изд-во АН СССР, 1962.- 287 с.
230. Уфимцева А. А. Слово в лексико-семантшческой системе языка.-М.:Наука, 1968.- 272 с.
231. Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск: Кн. Изд-во, 1969.- 92 с.
232. Федоров А.И. Язык и стиль художественного произведения.-М.- Л. .'Гослитиздат, 1963.- 132 с.
233. Фрейлих С. "Несказанное, синее, нежное".- Новый мир, 1970, $ 9, с. 256-260.
234. Фрушкина Р.Т. Психолингвистические методы изучения семантики.- В кн.: Психолингвистические проблемы семантики.- М.: Наука, 1983, с. 69-86.
235. Хабичев ril. А. Багряный и багровый.- Русская речь, 1976, $ I, с. 86-88.М
236. Хаиира Эр. Окказиональные элементы в современной речи.- В кн.: Стилистические исследования на материале современного русского языка.- М.: Наука, 1972, с. 245-316.
237. Хаустен Р.А. Свет и цвет /Пер. с англ.- М.-Л.:Госиздат, 1926.- 195 с.
238. Храпченко М.Б. Язык художественной литературы.- Новый мир, 1983, гё 10, с. 235-249.
239. Чагдуров C.iii. О выразительности слова в художественной прозе.-Улан-Удэ; Кн. изд-во, 1959.- 88 с.
240. Чекалина Е.М. Историко-семасиологическое исследование прилагательных цвета в французском языке 11-16 в.в.-Автореф. дис.канд.филолог.наук.- Л.:1972.- 22 с.
241. Чекалина Е.М. Семантическое поле цветообозначений в старофранцузском языке.- В кн;Вопросы филологии, вып. 2.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, с. 85-111.
242. Черемисина Е.В. Вопросы эстетики русской художественной литературы.- К.:Вища школа, 1981.- 239 с.
243. Черкасова Е.М. О метафористическом употреблении слов/по материалам произведений Л.Леонова и М.Шолохова./.- В кн.: Исследования по языку советских писателей.- М.: Изд-во АН СССР, 1959, с. 5-90.
244. Чернова В.В. О слове "красный" в системе лексики произведений Н.Н.АсееЕа.- В кн.-.Очерки по стилистике русского языка; вып. I.-Научные труды Курского гос.пед.ин-та, т. 39, 1974, с. 131-137.
245. Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии Древнерусский период.- М.:Изд-во МГУ, 1956.- 243 с.
246. Чистякова Л.М. "Красный" в поэтическом языке В.В.Маяковского.-Уч.зап. ЛГПИ им. Герцена, т. 324, Труды по русскому языку, 1969, с. 202-231.
247. Чирнер X. Семантический объем прилагательных, обозначающих цвета, е русском языке в сопоставлении с немецким.- Канд. дис.- М.: 1973.- 214 с.
248. Чичерин А.И. Идеи и стиль.- Вопросы литературы, I960, JS 2, с. 70-80.
249. Чуковский К. Из воспоминаний.- М.:Сое.писатель, 1953.- 363 с.
250. Щамота А.Н. Переносные значения слоЕа/на материале языка художественной литературы/.- Автореф.дис.канд.филолог, наук.- К.:1971.- 20 с.
251. Шипиро Ф.С. Лексико-семантические инновации русского языка советской эпохи и их стилистическое использование В.Маяковским.-Автореф.дис.кацц.филолог.наук.- Л.: 1970.- 16 с.
252. Шаронов В.В. Свет и цвет.- М.: Физмат, 1961.- 311 с.
253. Шемякин Ф.Н. К еопросу об отношении слова и наглядного образа/цвет и его названия/.- Известия АПН РСФСР, еып. ИЗ, I960, с. 5-48.
254. Шемякин Ф.Н. К проблеме слоЕесных и чувствительных обобщений /на материале названий цвета в немецком и селькупском языках/. Известия АПН РСФСР, вып. ИЗ, I960, с. 49-61,
255. Шемякин Ф.Н. Язык и чувственное познание.- В кн.: Язык и мышление.- М.:Наука, 1967, с. 38-54.
256. Шелепина О.Е. Прилагательные со значением цвета е поэзии С.Есенина.- Вестник Львовского гос.ун-та, Серия филолог, наук, вып. 4, 1966, с. 29-34.
257. Шенгелов С. Цвет в художественной литературе.- Наука и жизнь, IS70, № 8, с. 24-27.
258. Шерцль. Название цЕетов и символическое значение их. Воронеж; Воронеж, тип. В.И.Исаева, 1884.- 70 с.
259. Шестак Л.А. Семантический анализ фразеологии с цветовыми прилагательными /На материале русского и польского языков/.-Автореф.дис.канд.филолог.наук.- Львов: 1982.- 21 с.
260. Шкловский В. Художественная проза: Размышления и разборы.-М.: Сов.писатель, 1961.- 667 с.
261. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики.- М.: Наука, IS73.- 280 с.
262. ШмелеЕ Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка.- М.:Про-свещение, 1964.- 244 с.
263. Шмелев Д.И. Слоео и образ.- М.:Наука, 1964.- 120 с.
264. Эйзенштейн С.А. Блок и цвет,- В кн.: Эйзенштейн С. Избранныепроизведения.- т.: Искусство, 1964, с. 559-267.
265. Эйхенбаум Б. О поэзии.- Л.: Сов.писатель, 1969.- 552 с.
266. Юрик В.А. Опыт структурного анализа семантического поля цветов в русском и латышском языках.- Уч.зап.Латвийского гос. ун-та им. П.Стучки, вып. 3 А, т. 25, 1958, с. 185-198.
267. Язикова Ю.С. Красный цвет в Окуровском цикле М.Горького.-В кн.:Вопросы теории и истории языка/Памяти Б.А.Ларина/.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1969, с. 130-137.
268. Язикова Ю.С. Из наблюдений над словоупотреблением М.Горького.-В кн.: Очерки по лексикологии, фразеологии и стилистике.
269. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967, с. 53-69.
270. Язык искусства: 0 мастерстве поэта и прозаика.- Л.: Сов. писатель, 1961.- 506 с.
271. Язык научной литературы.- М.:Наука, 1975.- 264 с.
272. ЯкубоЕская М.Д. Об одном глаголе в поэзии А.Блока.- В кн.: Лингвистика и поэтика.- №.: Наука, 1979, с. 274-282.1. СЛОВАРИ
273. Ахманова 0. Словарь лингвистических терминов.- М.:Сов.энциклопедия, 1966.- 608 с.
274. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. СлоЕарь эпитетов русского литературного языка.- Л.:Наука, 1979.- 567 с.
275. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка Словоизменение.- М.:Русск.яз., 1977.- 880 с.
276. Новое в русской лексике:Словарные материалы 77.- М.:Русск. яз., 1980.- 176 с.
277. Новое в русской лексике: Словарные материалы 78.- М.:Русск. яз., 1981.- 262 с.
278. Русский язык: Энциклопедия/Гл.Ред.Ф.П.Филин.- М.:Сов.энциклопедия, 1979.- 413 с.
279. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т.т.- М.: Изд-во АН СССР, IS50 1956.
280. Словарь синонимов:Справ.пособие / Сост. П.П.Алектрова, С.Л.Баженова, З.Т.Короткевич и др. Ред. А.П.Евгеньева.-Л.: Наука, 1977.- 648 с.
281. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.:Просвещение, 1978.- 726 .
282. Список источников фактического материала и условных сокращений
283. АС -Асеев II. Стихотворения и поэмы.- Л.: Сое.писатель, 1967.
284. АНТ Антокольский П. Избранное: В 2-х томах.- М.: Худож.лит. 1966.
285. БАГ Багрицкий Э. Стихотворения и поэмы.- м.Л.:Сое.писатель, 1964.
286. ВИН Винокуров Е. Избранные произведения: В 2-х томах.- М.: Худож.лит., 1976.
287. Е Есенин С. Собрание сочинений: В 6-ти томах.- М.: Худож. лит., I97I-I978.
288. КАЗ Казин В. Избранное.- М.: Худож.лит., 1978.
289. МАРТ Мартынов Е. Стихотворения и поэмы: В 2-х томах.- М.: Худож.лит., 1965.
290. М Маяковский В. Собрание сочинений: В 12-ти томах.- М.: Худож.лит., 1940-1949.
291. С Симонов К. Собрание сочинений: В IO-ти томах.- М.: Худож. лит., 1979-1983.