автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в.

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Фидарова, Фатима Казантемировна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в."

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук.

На правах рукописи

Фидарова Фагама Казантемировна

Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. (на примере журнала «Гартенлаубе»).

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Москва 2006

Работа выполнена на кафедре культурологии ИППК МГУ им. М.В Ломоносова

Научный руководитель: Немировская Людмила Захаровна

доктор философских наук,

профессор

Официальные оппоненты: Ващенко Александр Владимирович

доктор филологических наук,

профессор

кандидат философских наук Туманян Ольга Владимировна

Ведущая организация: кафедра социологии и культурологии

МТУ им. Н. Э. Баумана

Защита состоится Д/ __2006 года в_15_часов на

заседании диссертационного совета Д 501.001.92. по теории и истории культуры в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу 119899 Москва, Воробьёвы горы, 2-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, ауд. № 825.

С диссертацией можно ознакомится в читальном зале Научной библиотеки МГУ (2-й корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан[£ года.

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент 'р)[л^^" В И. Бажуков.

/00 6 А

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современный мир

изобилует многообразием политических движений, среди которых

продолжают существовать, казалось бы, развенчанные идеологии, в

том числе и национал-социализм. Совокупность проблем, связанных с

возникновением и живучестью идей национал-социализма,

обусловила настоятельную необходимость осмысления последствий

подобного рода влияний на социокультурную ситуацию и

перспективы социодинамики под воздействием инокультурных

влияний. Усиление социокультурной дифференциации современного

мирового социума и кризис идентичности возрождает опасность

национал-социализма. В современной Германии существует также

множество нерешенных проблем, связанных со сложным

социоэкономическим положением (особенно это характерно для

новых федеральных земель на территории бывшей ГДР). Молодежь

этого региона, не нашедшая достойного места в объединенном

государстве, старшее поколение немцев, оказавшееся в силу ряда

причин не востребованным, - вот база для недовольства современной

ситуацией и возможная опора для лидеров, стремящихся к

возрождению идей национал-социализма. Националистические

тенденции и сегодня время от времени демонстрируются (напр., в

Австрии и во Франции в 2002 г.; победой неонацистской партии на

выборах в ландтаг Саксонии 19 сентября 2004 г. и др.). Население

Германии сегодня вновь недовольно медленным ходом решения

экономических проблем, оно делает выбор в пользу партии с

многообещающими лозунгами (подобными лозунгам Третьего рейха).

В наши дни идеологи национал-социализма, как и прежде,

делают ставку на молодежь. Неудовлетворенность молодежи

решением ее социальных проблем, бунтарство.привсчи к гтданию и

11*0С. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С.-Петербург

оэ гоо&кт^^

Германии в XX в. более 500 новых молодежных организаций. Присущий молодежи патриотизм, очень ловко использован лидерами национал-социализма. В свое время Гитлер показал молодому немцу путь, как стать «героем», вдохновил его захватническими планами. Время показало, что некоторые положения этой идеологии остались в сознании старшего поколения. И в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности вполне могут использоваться как составляющие элементы новых политических течений, которые способствуют актуализации и внедрению в современное массовое сознание идей национал-социализма.

В мировой научной литературе, начиная с 70-х г. прошлого века, появляется значительное количество работ, связанных с научным и политическим анализом прихода к власти национал-социализма. Необходимо отметить, что несколько поколений людей и в нашей стране, и во многих западных странах полагали, что причиной прихода к власти национал-социалистов является прусский милитаризм, вильгельмовский империализм Германии. Однако в современной немецкой историографии наблюдается несколько иная тенденция. Причины национал-социализма его исследователи усматривают также в различных течениях «консервативной революцию), а порой - и в психологических особенностях личности Гитлера. Вместе с тем очевидно, что чисто политический или исторический анализ не всегда позволяет выявить специфику умонастроения целого народа (и ответить на вопрос о том, что заставило миллионы немцев признать своим вождем Гитлера, следовать его идеям.

Культурологический анализ, обладающий целостностью и комплексностью подхода к рассматриваемому явлению, позволяет

выявить внутренние структуры социально-психологического и культурного состояния немецкого народа и проследить механизмы влияния идеологических концепций через составляющие культуры.

Можно полагать, что социально-психологическая ситуация в стране в определенной степени была обусловлена поражением Германии в Первой мировой войне, что породило в определенных слоях общества реваншистские стремления. Именно они явились питательной почвой, на которой стали вызревать и распространяться идеи национал-социализма, идеологи которого использовали не только все официальные каналы распространения своих идей, но и традиции немецкой бытовой, семейной культуры, в том числе большую популярность художественной литературы и журналов для семейного чтения.

Особую роль в распространении идей национал-социализма сыграл журнал для семейного чтения «Гартенлаубе», который считался чисто развлекательным, а обсуждение политической тематики как бы не входило в его задачи. Идея или мечта о Третьем рейхе представлялась обывателям как выражение тоски по прежней Германии - Второму рейху Бисмарка - сильному процветающему государству. Этот журнал целенаправленно и систематически стал подбирать произведения немецких авторов разных лет с целью пропагандировать и развивать идеи национал-социализма.

Учитывая то, что национал-социализм, имеет, как полагают историки и политологи, внеисторический и внефилософский характер, автор, не углубляясь в анализ основных идей национал-социализма как формы политической культуры, сосредоточил свое внимание на механизме внедрения комплекса националистических идей в культуру повседневной жизни немецкого обывателя через

популярные произведения художественной культуры и литературу для семейного чтения.

Выбор данной темы обусловлен необходимостью комплексного изучения социокультурного механизма внедрения национал-социализма в массовое сознание, который может воспроизводиться при определенных условиях и не только в рамках немецкой культуры.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена живучестью идей национал-социализма, влиянием их на социокультурную динамику, кризисностью личностной идентичности и опасностью возрождения нацизма как мирового феномена. Актуальность исследования определяется необходимостью избавления культуры от внешних влияний разрушительного характера. Культура, являясь носителем (или выражением) смысла человеческого существования, должна обладать защитными механизмами.

Теоретическая значимость исследования определяется недостаточной теоретической и методологической разработанностью проблематики оснований и механизмов идеологизации культуры. Практическое значение исследования связано с противостоянием идеологизации культуры как стремления средствами самой культуры установить в ней жесткие регулятивы. Идеологизация ведет, как показал исторический опыт, к подавлению творческого начала и личной ответственности человека.

Объект исследования. Специфика немецкой национальной культуры, динамика ее развития и становления традиций.

Предмет исследования. Механизм идеологизации национальной культуры через использование традиций семейного чтения.

Цель исследования. Проследить идеологизацию культуры, рассмотреть процесс подчинения культуры определенным идеологическим концепциям, идеям и установкам на примере изменения характера публикаций журнала «Гартенлаубе», проанализировать их содержательную сторону как средство влияния на сознание людей через частную жизнь. Выявить основные составляющие националистической трансформации немецкой культуры.

Задачи исследования:

- выявить характер трансформации немецкой культуры под влиянием националистических идей, теории «жизненного пространства» и Третьего рейха;

- показать эволюцию идей национал-социализма на базе националистических (фёлькиш) мифов после поражения Германии в Первой мировой войне;

- раскрыть содержательные тенденции, направленные на идеологизацию культуры, в деятельности авторов литературы для семейного чтения;

- показать действие культурологического закона, выявленного Лотманом, состоящего в том, что деградация культуры разрушает ее естественное многообразие, репрессируя и отбраковывая любые отклонения от регламентированной нормы;

- представить механизм преодоления националистических идей на основе теоретической научной методологии;

- противопоставить идеологизации немецкой культуры синтез позитивных национальных идей и моделей; показать и актуализировать культурно-исторический потенциал немецкой народной культуры, обозначить перспективы ее развития.

Степень изученности проблемы

В основу исследования положены произведения современной культурологической классики, в которых анализируются проблемы социокультурных процессов XX века, категории „нация", „народ", „война" и др. В первую очередь - это труды О. Шпенглера, X. О.-И-Гассета, И. Хейзинги, М Вебера и др.1

Другую группу составили труды, посвященные анализу литературы для семейного чтения (среди них такие немецкие авторы как Е. Киршштайн,2 X. Группе,3 Г. Проэльс,4 Г. Квойдрак, 5 М. Циммерманн, 6 Ф. Шлаве,7 А. Эстерман8), а также исследования немецких литературоведов и критиков (К. Бондунг,9 Э. Келлер,10 В. Лангенбухер,11 У. Кетельзен,12 И. Вульф,13 Ю. Хиллесхейм,14 В. Бётингом,15 В. Цмегач,16 издательские статьи «Гартенлаубе»17).

Данная тематика рассматривалась в исследованиях зарубежных авторов по истории немецкой культуры и генезису массового сознания (М. Варнке,18 Г. Штейнхаузен,19 И. Шерр,20 В. Риль,21 Д.

1 Шпенглер О Закат Европы Очерки морфологии мировой истории Т. 1 М., 1992, Ортега -и-Гассет X Восстание масс В кн Дегуманизация искусства М, 1991; Хейзинга И Homo Ludens М, 1992, Вебер M Протестантская этика и дух капитализма. Избр. пр М ,1992

2 Kirschstem Е Die Familienzeitschrift Scharlottenburg, 1937

3 Gruppe H Volk zwischen Politik und Jdylle m der «Gartenlaube» 1853-1914 München, 1975

4 Proelss H Zur Geschichte der "Gartenlaube". Berlin, 1902.

5 Cwojdrak G Die Gartenlaube. Berlin, 1982.

6 Zimmermann M Die Gartenlaube als Dokument ihrer Zeit München, 1963

7 Schlawe F Literarische Zeitschriften 1885 -1910 Stuttgart, 1961. eEstermamiA Die deutschen Literatur -Zeitschriften 1850 -1880 München, 1988

9 Vondung К Völkisch nationale und nationalsozialistische Literatuiteone München, 1973

10 Keller E Nationalismus und Literatur Bern und München, 1970 " Langenbucher W. Der aktuelle Unteihaltungsroman. Bonn, 1964

12 Ketelsen U Völkisch nationale und nationalsozialistische Literatur in Deutschland 1890 -1945. Stuttgart, 1976

13 Wulf J I iteratur und Dichtung im Dritten Reich Eine Dokumentation. Mohn, 1963

14 Hillesheim J, Michael E Lexikon nationalsozialistischer Dichter Würzburg, 1993

15 Beutin W, Ehleit К Deutsche Literaturgeschichte Stuttgar, 1992

16 Zmegac V Geschichte der deutschen Literatur vom 18 Jahrhundert bis zur Gegenwart Band 2 Regensburg, 1980.

171-ranke 1A Ernst Keil Ein Lebens und Charakterbild. Die "Gartenlaube", 1878 18 In Habermas J Stichworte zur geistigen Situation der Zeit Frankfurt, 1976 " Steinhausen G. Geschichte der deutschen Kultur Bd 1-2 Leipzig, 1936

20 Scherr J Deutsche Kultur und Sittengeschichte Leipzig, 1879

21 Riel W Die bürgerliche Gesellschaft Frankfurt, 1976 Rie! W Die Familie Stuttgart, 1861

Вольф1). Наконец исследования по новейшей истории Германии, истории Веймарской республики и культуры (К. Брахер,2 Г. Крейг,3 X. Штеффан,4 М. Кох-Хиллебрехт,5 Д. Моссе,6 Е.Г. Языков, 7 Ю. Лутцхофт8). Ученые и писатели занимались деидеологизацией культуры в теоретическом плане; эти вопросы интересовали деятелей культуры и писателей нашей страны - А. Солженицына, А. Сахарова и др.

Научная новизна исследования-.

Впервые предметом научного исследования истоков националистических идей в немецком массовом сознании стал механизм семейного чтения, его специфика именно для немецкой культурной традиции. Анализ привлеченных к исследованию источников журнала «Гартенлаубе» с 1853 по 1944гг. позволил сделать важнейшие выводы об особой культурно-политической миссии литературы для семейного чтения, показана эволюция идей национал - социализма накануне нацизма, ставших основой культуры. Впервые в отечественной культурологии:

- раскрыт генезис националистических, «фёлькиш» идей и их влияние на культурное развитие немецкого народа;

- раскрыт механизм внедрения нацистской идеологии в немецкую культуру на примере анализа литературы для семейного чтения;

- доказана деградирующая роль нацистской идеологизации для немецкой культуры;

1 Wolf D Karl Gutzkow und seme Zeit Bern, 1968

2 Bracher J Die Auflosung der Weimarer Republik. Stuttgart, 1957

'КрейгГ Немцы M.,Ладомир, 1999

4 Steffahn H. Hitler Reinbek bei Hamburg, 1983

5 Кох -Хиялебрехт M Гитлер Психограмма диктатора Мн, Попурри, 2003

6 Моссе Д Нацизм и культура М , Центрполиграф, 2003

7 Языков Е.Г Лекционный курс М, МГ У, 2001

" Lutzhofi Н Der nordische Gedanke ш Deutschland 1920 -1940 Stuttgart, 1971

- выявлены закономерности эволюции националистических идей в молодежном движении Германии;

- выявлены опасности перерастания в массовом сознании националистических идей в идеологию тоталитаризма.

Методологические основы исследования

Многоаспектное осмысление целостного механизма семейного чтения и его влияния на немецкую культуру накануне Второй мировой войны; выделение его традиционных оснований, принципов исторической эволюции в культурогенезе и проявление в локальной культуре немецкого народа стало возможным благодаря методологии системно-культурологического анализа, принципам историзма и конкретного социологизма. Исследование опирается на совокупность сравнительно-исторического, историко-типологического подходов, методы моделирования и культурного реконструирования, являющихся первостепенными для теоретических обобщений и анализа процессов социокультурной динамики.

Методологическим основанием к выделению ценностных моделей массового сознания и массовой кулыуры явились труды ученых культурологов: X. Ортеги-И-Гассета (модель „человека-массы"), М. Вебера (идеи поляризации массового сознания и „луха капитализма"), О. Шпенглера (критика идеологии войны как постоянной спутницы человеческой истории); И. Хейзинги (идея опасности утраты игрового аспекта национальной культуры и возрождения варварства и хаоса) и т. п. Идеи классиков современной культурологической науки позволили сделать анализ системным и многоплановым.

Для разработки генетического принципа анализа своеобразным методологическим ключом послужили работы («Национализм и литература» Э. Келлера, «Литература и поэзия в Третьем рейхе» И.

Вульфа, «Лексикон национал-социалистических писателей» Ю. Хиллесхейма). Эти и другие аналогичные исследования, способствовали формированию принципов конкретного историзма, целостного подхода к исследованию индивидуально-личностной и общественной жизни.

В данном исследовании был использован компаративный и кросскультурный метод, необходимый для выявления всей сложности отношений нацистов к интеллектуалам, сближения Германии и Италии после Первой мировой войны, изменившие культурный и социальный облик обеих стран («Немцы» Г. Крейга, «Гитлер» X. Штеффана, «Национал-социалистическая диктатура» под ред. К. Брахера).

Практическая значимость работы. Материалы диссертации представляют интерес для культурологов, политологов, литературоведов. Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе по истории культуры XX века, изучению процессов идеологизации и деидеологизации национальной культуры (напр., семейного чтения), по проблемам критики расовой теории, а также эволюции немецкой культуры в переломные эпохи; политической (националистической) литературы после Первой мировой войны. Материалы исследования послужат основой для дальнейшего изучения механизма идеологизации массового сознания, психологии и культуры, а также могут быть использованы в педагогической деятельности для разработки спецкурсов по истории немецкой культуры XX в.

Основные положения, выносимые на защиту: - литература для семейного чтения в немецкой культурной традиции была использована как механизм идеологизации массового

сознания немецкого народа в пер. половине XX в. - после Первой и накануне Второй мировой войны;

- расовая теория, игравшая на начальном этапе роль общеевропейской концепции, повлияла на культурное развитие немецкого общества;

- для идеологизации немецкой культуры была использована традиция «фёлысиш литература», которая в немецком обществе после 1933 г. была доведена национал-социалистами до уровня государственной литературы.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в докладах на VII и VIII Международных ежегодных научных конференциях «Россия и Запад: диалог культур» (МГУ, ФИЯ Центр по изучению взаимодействия культур, 2000 и 2001, Университетских чтениях (ИППК МГУ), а также на Ломоносовских чтениях (2003, 2004, 2005 гт. МГУ), на отделениях и факультетах МГУ, РГИ культуры МГУ.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, выявляется степень ее разработанности, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, раскрывается его научная новизна.

В первой главе - «Основы семейного чтения в немецком обществе и его традиционные ценности» - дается анализ культурно-исторической необходимости формирования в немецкой традиции литературы для семьи. Особенное внимание уделяется изменению духовной ситуации в общественной жизни XIX в.

В параграфе 1.1 - «Анализ литературы для семейного чтения в Германии в XIX в. и основные семейные ценности» - рассматривается

история создания литературы для семейного чтения (феномен «Vielleserei»1 - нем. „читать много" и «Lesesucht»2 - нем. „страсть к чтению").

Отмечается, что с эпохой Просвещения возникает литература двух видов: для ученых и для семьи. Задачей именно второй являлось пробуждение интереса к чтению и развлечение. Укрепление семьи было важно, поскольку явно ощущалось, «что чувство быть коллективом, семьей утрачено».

С поражением революции 1848 г. в Германии буржуазия и средний класс потеряли надежду на приобретение политической власти, подобно той, что была получена французами в 1832 г. Поражение в революции привело к тому, что в последующий период в обычай вошел эскапизм и упадническое настроение. Как видно, время требовало создания литературы для семейного чтения, ибо средний класс был лишен всякого деятельного участия в государственном управлении, и в то же время необходимо было вернуть уважение понятию «семья».

В 1853 г. в Лейпциге начал выходить журнал для семейного чтения. Это был журнал «Die Gartenlaube» (нем „беседка"), в кратчайший срок обогнавший всех конкурентов. Основатель журнала - Эрнст Кейль.

Популярности журнала во многом способствовала программа «Гартенлаубе», которая затем стала образцом подражания для вновь возникающих журналов для семейного чтения. Содержание журнала составляли романы, новеллы и рассказы с продолжениями, которые ранее нигде не публиковались. Это были труды только немецких авторов, стихи и фельетоны. Значительное место отводилось

1 Langenbucher W Der aktuelle Unterhaltungsroman Bonn, 1964 S 39

2 Ibid.

страноведению, позже добавились и другие рубрики (женская мода, письма читателей, советы домохозяйке, человек и его здоровье, различные изобретения в области науки и техники). Чтение литературы всей семьёй с мамой стало культурной традицией немецкого общества. ,беседка", а позже „уголок" стали составными элементами литературы для семейного чтения. Они способствовали созданию и сохранению особой семейной ценности -уюта в доме, без которого семья становится разобщенной.

Таким образом, анализ литературы для семейного чтения в Германии 19 в. показал процесс формирования основных семейных ценностей, без которых невозможно самосознание нации. В данном случае все внимание было направлено на изучение семейного мировоззрения как базы общественного сознания. Отмечено, что в целях формирования немецкого самосознания особую роль играла идея достоинства семьи, которая стала центральной социокультурной идеей.

В параграфе 1.2 - «Отличительные особенности литературы для семейного чтения и воспитание национального духа» - дается анализ литературы для семейного чтения как воспитателя национального духа. Заботу о своем читателе «Гартенлаубе» и другие издания поставили в центр своего внимания. Важной характерной особенностью литературы являлась задача объединения всех немцев за пределами Германии, социальные вопросы. Литература много сделала и для объединения членов семьи, потерявших друг друга во время войны или при других обстоятельствах, и оказавшихся в других государствах. Издания, стремящиеся вникнуть во все проблемы семьи, не могли оставить без внимания немцев, вынужденных эмигрантов, для которых в силу разных причин не нашлось места в своей стране.

Формируется определение издания для семьи. Оно должно быть неразрывно связано с историей народа, его задачами и целями.

В диссертации подчеркивается, как и какими средствами литература для семьи от издания к изданию осуществляла задачу по формированию немецкого «национального духа» В диссертации исследуются методы и приемы такого воздействия. В конце главы подводятся итоги и называются главные основания исторической необходимости феномена семейного чтения в немецкой традиции.

Вторая глава - «Идеологическая направленность немецкой публицистики начала XX в.)» - посвящена критике идеи обоснования необходимости Первой мировой войны, идеологизации культурных традиций и развенчанию попыток создания положительного образа Муссолини. Эта идея необходимости войны четко прослеживается в статьях О. Аммона, Ф. Роедера, Г. Квандта. Анализируются произведения «Капрал», романы Р. Штраца, Р. Герцога, Л. Гангхофера, стихотворения С. Георге, Г. Омптеды.

Вопрос об идеологической направленности немецкой публицистики начала 20 в. имеет важное и принципиальное значение, (поскольку, к примеру, самый популярный журнал того времени «Гартенлаубе» в своей программе указывал: «... мы далеки от любых идеологических дискуссий»).1

И действительно, в программе «Гартенлаубе» нет ни слова об идеологической поддержке какой-либо партии.

В параграфе 2.1 - «Политика поддержки Первой мировой войны» - дается анализ основного содержания политической идеологии Германии начала 20 в. и ее влияния на культуру. С 19121914 г. «Гартенлаубе» полностью переориентировал свою программу на нестабильную и тревожную обстановку из-за возрастающих

колониальных и экономических противоречий и интересов между мировыми державами.

С 1913 г. немецкая публицистика начала активную подготовку народа к предстоящей войне. Благодаря обсуждению расовой проблемы в Европе и в Германии немцы якобы также прочно усвоили, что для нордической расы война является проявлением лучших качеств и мужества.

Весь дух и пафос статей этого «подготовительного» периода можно охарактеризовать как целенаправленный: для страны существуют национальные опасности и их можно преодолеть только с помощью применения военной силы. Исключительно важным считалось участие армии в военных действиях, поскольку «пассивное» состояние армии, по мнению «Гартенлаубе», ведет к ее разложению. Немецкая публицистика видела свою задачу в том, чтобы более наглядно раскрыть эти реальные, существующие национальные угрозы, напомнить народу о его армии, которой „нет равных" в мире, но она может оттачивать свое мастерство только в военных действиях. Многочисленные издания заверяли народ в финансовой и экономической мощи государства, и призывали «объединенный народ» оказать помощь армии, которая якобы действует в интересах всего «народа». По мнению Уве Кетельзена, все старые авторы лишь за некоторым исключением поддержали войну, они оправдывали ее как «немецкую войну».

В романе Р. Герцога «Штольтенкампы» (1917) хозяин сталелитейного завода Фритц Штольтенкамп забыл о семейном счастье и любви женщины, он знал лишь одно: время пушек придет. И это давало ему радость и надежду. Главный пафос романа - война сохраняет молодость.

1 Г)1е ОаПспЬиЬе 1853 № 1

В военном рассказе «Капрал» (1915) очень хорошо описан мотив жестокости с оттенком расового превосходства.

Поэт С. Георге не сразу поддержал войну, но в 1917 г. вышло его единственное посвященное ей стихотворение «Война». Георге также часто и охотно употреблял в своих стихах понятие крови, придавая ей сакральный смысл, и предостерегая от «осквернения крови».

Поэт Ф. Флайшауер в своем стихотворении «Немецкой крови немецкая земля» (1917) призывал своих соотечественников бороться и быть мужественными, ибо, по его словам, они жертвуют ради своей собственной страны.

Другой поэт Г. Омптеда был специальным корреспондентом на фронте, и он тоже убеждал своих читателей «Гартенлаубе» в стихотворении «Немецкий флаг» (1914), что «речь идет о жизни или смерти», и «что лучше быть мертвым, чем не быть немцем».

Войну 1914 г. немецкая публицистика оценивала как «защиту своей собственной жизни», и определяла позицию всего остального мира как враждебную по отношению к немцам (мир «ополчился против немцев»). Однако, внушала она всеми средствами, у «голубоглазого, светловолосого германца» есть все шансы победить. И когда западные державы не согласились на «мирные» предложения немцев, (т. е. с территориальными претензиями Германии), то «Гартенлаубе» (и практически вся публицистика Германии) поддержала «минную подводную войну», назвав ее оправданной и вынужденной мерой.

Таким образом, политическая идеология Германии начала 20 в. была идеологией поддержки экспансии и оправдания неизбежности военных действий. Эта идеология стала основным содержанием массовой литературы для семейного чтения и не могла не

формировать вполне определенные идеалы массового сознания. Для этой цели использовались все возможные средства манипуляции С помощью художественных образов и исторических паттернов внушалась мысль о расовом превосходстве и достоинстве немцев как единого народа. Категориям «нордическая раса», «народ», «нация» придавался особый смысл, они были основными в идеологии психической обработки массового сознания.

В диссертации отмечается, что Германия того периода наглядно продемонстрировала, во что может вылиться цивилизационный процесс, когда он активно управляется властью. Подобная ситуация неизбежно сопровождается «омассовлением», проникающем во все сферы человеческой жизни, и «глобализацией» форм и способов общественного существования - хозяйства, политики, техники искусства, публицистики.1

В параграфе 2.2 - «Идеологизация культурных традиций и общественного сознания как средство выхода из послевоенного кризиса» анализируется состояние немецкого общества после проигранной войны.

Первая мировая война для Германии закончилась поражением, и привела к глубокому экономическому и политическому кризису. Страна убедилась, что насилие не решило ее проблемы, а лишь усугубило их. Испытывая разочарования по поводу военного поражения, и того, что страна оказалась исключенной из большой мировой политики, многие писатели в своих произведениях попытались дать рекомендации о преодолении морального и экономического кризиса.

' См анализ такого цивилизационного процесса в кн О Шпенглера «Закат Европы Очерки морфологии мировой истории» T 1 М, 1992, стр 163-164 Эти и другие положения О Шпенглера легли в основу методологии диссертационного исстелования

Так, Р. Штрац, один из авторов «Гартенлаубе», в своем романе «И если мир наполнен демонами» (1923) попытался дать оценку условий Веймарской республики и Версальских соглашений. Один из героев его романа доктор Вернер Гримм размышлял о том, что после Первой мировой войны немцев стали считать грешниками. «Но грешили все, - подчеркивает Вернер, - и мы должны простить друг друга, враги нас и мы врагов! Мир, в котором осталась хоть капля яда, сам является медленно действующим ядом».1 Очень много разочарования и в других словах Г римма. Автор выражал надежду на возврат в тот мир, который открыт для всех, но вместе со всеми и с поднятой головой, как «миролюбивые, равноправные граждане».2

В публицистике тех лет четко прослеживалась активная поддержка союза «Стального шлема», организации, куда входили бывшие фронтовики. Идеологическая активность «Стальных шлемов» сблизила их с национал-социалистами, и они вместе с патриотическими союзами в 1931 г. образовали Гарцбургский блок.

У молодого поколения послевоенного времени преобладало чувство гордости за своих отцов. Эти радостное чувство очень хорошо описано в романе Р. Герцога «Отчаянная молодежь» (1929).

Важную методологическую поддержку в анализе данного раздела диссертации автор приобрел, опираясь на произведение X.-Ортеги -Гассета «Восстание масс». В нем выведено понятие «человек -масса», который «во все вмешивается и непременно насильственным образом», он чувствует себя «совершенным во всех отношениях».3 X.-Ортега-И-Гассет, прекрасно зная методы фашистской обработки

1 Die Gartenlaube 1923 S 182.

2 Ibid.

Ортега-и-Гассет X Восс гание масс В кн Дегуманизация искусства. M , 1991 С 94-95

массового сознания, вывел понятие «человек —массы» как образец конформистского сознания.

Таким образом, в этом разделе диссертации анализируются средство и механизм идеологизации культурных традиций и общественного сознания в период после поражения в Первой мировой войне. Для этого использовались известные спекуляции на настроениях немцев, разжигались их опасения и провоцировались надежды на новую агрессию.

В параграфе 2.3 - «Роль критики Версальского договора и пропаганды образа Муссолини для создания новой, национальной идеи» дается анализ причины сближения Германии с лидером итальянских фашистов.

Пока великие державы, увлечённые вопросами репараций, были уверены в том, что лишённая армии с подорванной экономикой Германия не скоро оправится, политические идеологи Германии собирали новые силы и активно использовали массовую литературу в целях пропаганды утраченных позиций в мировой политике.

Так, издание «Гартенлаубе» прямо занялось восхвалением идеологии Муссолини. Издание активно пропагандировало идеи итальянского вождя фашистов Муссолини, явно намекая на то, что и Германия нуждается в таком же лидере.

В данном разделе анализируются истоки так называемой «новой национальной идеи», причины сближения идеологов немецкого расизма с лидером итальянского фашизма.

В параграфе 2.4 - «Идеи консерватизма и их влияние на изменение идеологической и культурной ситуации в годы Веймарской Республики» - дается подробный анализ того, как развивалось молодежное движение в начале 20 в. и почему националисты и партии стремились привлечь молодежь на свою сторону.

Романтизация крестьянства и ненависть к городу, фёлькиш стиль в литературе, набравший силу в конце XIX в., были характерны для многих авторов послевоенного времени. Стиль фёлькиш можно проследить в крестьянских романах. В них крестьянин, крестьянский дух являются символами благополучия для государства, а переселение людей из деревни в город представлялось национальным вырождением.

Л. Гангхофер, один из авторов издания «Гартенлаубе», писал «деревенские романы», его считали фёлькиш писателем. Главный герой его романа «Деревенский апостол» (1884) Роман после трех лет военной службы возвратился в родную деревню, поскольку он решил «стать крестьянином». Для Гангхофера народ -это крестьяне, в них природная мудрость, любовь к родному краю. Крестьянская тема привлекала нацистов, поскольку деревенские жители были более «послушны» и «патриотичны».

Таким образом, выявлено, что в литературе для семейного чтения прозвучала активная поддержка развязывания Первой мировой войны. Войну 1914 г. она характеризовала как защиту своей собственной жизни. Все старые авторы лишь за некоторым исключением поддерживали войну. После поражение в войне в обществе произошла идеологизация культурных традиций и общественного сознания, и эта тенденция также нашла свое отражение в литературе для семейного чтения. Годы Веймарской республики стали свидетелями необычайного роста политического романтизма. Наиболее любимые авторы романов для семейного чтения Р. Штрац, Р. Герцог пытались дать ответ на вопрос, как жить дальше в условиях Веймарской республики. В литературе для семейного чтения усилились идеи консерватизма. Романтизация крестьянства и ненависть к городу была характерна для многих

авторов консервативного движения. Литература для семейного чтения включала в себя и фёлькиш литературу, доведенную после 1933 г. до уровня государственной.

В этом разделе анализируются механизмы формирования и внедрения в массовое сознание идей консерватизма и противопоставления их различным проявлениям либерализма и демократии.

В целом, вторая глава диссертационного исследования анализирует главную направленность немецкой публицистики начала 20 в. - поворота к идеологизации, оправдания расизма, национал-социализма и фашизма. Показано, как в массовое сознание немцев активно внедрялась мысль о правомерности и оправданности войны по захвату чужих территорий. Сама эта идея едва ли не освещалась или, во всяком случае, разъяснялась как «глубоко патриотическая».

В третьей главе - «Пропаганда идей национал-социализма» -анализируются проблемы механизма идеологизации в немецкой литературе расовой теории, теории захвата „жизненного пространства", мифа о Третьем рейхе.

В параграфе 3.1 - «Расовая теория и теория „жизненного пространства" анализируется тенденция развитии расовой теории в Германии. Особо отмечается якобы «европейский характер» теории, основанной на нехватке пространства, из чего логически следует (тоже якобы «естественный») призыв к захвату территорий.

Благодаря активной массовой пропаганде, в Германии начали проявлять все больший интерес к расовой теории. В 1895 г. вышла фундаментальная монография А. Плетца «Основы расовой теории». Известным последователем Гобино и Гэлтона в Германии был О. Аммон (1842-1913).

Проблемы расовой теории немецкая публицистика начала обсуждать с 1912 г., что стало общеевропейской тенденцией. Уже в 1912 г. «Гартенлаубе» напечатал исследование О. Аммона «Физические различия европейских рас», а в 1914 г. - «Расы и их психические особенности».

Аммон выделил наиболее ярко выраженные черты характера и умственные способности всех европейских рас и пришел к выводу, что к нордической расе относятся скандинавы, англичане, немцы или германцы, и все они отличаются особым умом и моральными качествами. Вместе с тем О. Аммон сделал очень ценное наблюдение (которое последующими расовыми теоретиками было изменено), что в настоящий момент нельзя больше ни один народ рассматривать чистокровным (арийским), напротив, все народы являются метисами различных рас.

После появления ряда отрывков из книги Аммона в «Гартенлаубе» медленно, но достаточно целенаправленно, расовая тема начинала набирать силу. Многие проблемы, возникающие в отношениях между немцами и другими нациями, авторы журнала пытались подвести под расовую теорию. Эта тенденция четко проявилась в военном рассказе «Капрал» (1915), в фронтовых записках поэта Г. Омптеда, в статье Е.Платца (1913) о жизни колонистов в Паране.

После Первой мировой войны расовая теория приобрела уже совсем другой характер. Она стала орудием мести в отношении великих держав.

Немецкая публицистика нашла неожиданную и эффективную форму выхода из кризиса и стала использовать расовую теорию в этих целях. На всех титульных массовых журналов этого периода красовались светловолосые и голубоглазые девушки и юноши,

супружеские и семейные пары, которые должны были сохранить «нордическое ядро» в немцах.

Уже с 1922 г. репродукции картин и фотографии на титульных листах были ориентированы исключительно на эту актуальную тему цвета волос и глаз. Благодаря им, казалось, что послевоенный пессимизм приобретает надежду к переменам, ибо недостатка в материале не было.

Перелистывая журналы тех лет, читатель невольно приходил к мысли, что нация, обладающая всеми лучшими качествами нордической расы, оказалась просто изгнанной из большой мировой политики. Но в то же время появилась надежда на преодоление экономического кризиса и послевоенного пессимизма, ибо всем уже было известно, что нордическая раса - творец и хранитель культуры, и она должна править и господствовать.

Вопросы расовой темы для многих писателей «консервативного движения» стали ключевыми или обязательной составной частью их произведений, и эта тенденция была подхвачена литературой для семейного чтения.

Особую поддержку журналу в этом направлении оказывал один из авторов для семейного чтения Р. Герцог. Свой очередной роман в 1929 г. «Неугомонная молодежь» он заканчивал такими словами: «Юноши и девушки Германии, со светлыми и белыми волосами, я приветствую вас, я люблю вас!».1

В романе Р. Штраца «Если мир наполнен демонами» (1923), посвященном послевоенной теме, также затрагивается эта, ставшая теперь основной, расовая проблема. Главный герой романа считает, что для Европы закончилась не война, а почти что удавшаяся попытка

1 0]е ОаПеп1аиЬе 1929 Я 1010

самоубийства белой расы в пользу желтой.

Однако национал-социалисты не представляли себе расу без Raum (нем. „пространство"). Уже накануне Первой мировой войны в «Гартенлаубе» четко прозвучал вопрос о нехватке земли, но тогда в нем не было прямого призыва к захвату пространства, как это происходило после войны.

В послевоенное время в Германии наиболее острыми стали два момента: отсутствие достаточного пространства для нордической расы, которая призвана править, и призыв к захвату колоний. Журнал «Гартенлаубе» активно поддержал ведущих авторов по этим проблемам.

В 1930 г. «Гартенлаубе» опубликовал статью Ханса Фелла «Поэт немецкой нужды». Она была посвящена Хансу Гримму и его роману «Народ без пространства» («Volk ohne Raum», 1926).

Фелл подчеркивал, что X. Гримм как участник Первой мировой войны всем сердцем почувствовал, в чём скрыты корни всех бед Германии: «нехватка свободы и свободного пространства для раскрытия огромных сил духа и кулака, которые остаются в нашем народе скрытыми».1

X. Гримм призывал в своем романе к захвату пространства, которое, на его взгляд, принадлежит немцам по закону божьему. Роман X. Гримма возглавил список подлинной национал-социалистической литературы.

Идея о том, что немцам тесно в своей стране, была поддержана также автором статьи доктором А. Вейнсхеймером в 1931 г., который считал, что у угнетенного немецкого народа родилось понятие «народ

' Die Gartenlaube 1929 S 278

без пространства». К тому же и сам президент Гинденбург после Первой мировой войны четко указывал на то, что немцы должны иметь колонии.

Автор отмечает, что у голландского ученого культуролога И. Хейзинги есть совершенно справедливое суждение, которое может быть использовано как методология к проблеме оценки подобных устремлений некоторых народов. Хейзинга определял их как проявления варварства. Он писал в произведении «Homo Ludens», что в некоторых, считающих себя высокоорганизованными государствами, (он имел в виду, в частности, Германию и Италию) игнорируется международное право и отвергаются традиции общечеловеческой морали. Но культура может быть исключительно «в общекультурном», - заключал мыслитель.1

Таким образом, в данном разделе диссертации показаны процессы формирования расовой теории и «жизненного пространства» как отражения идеологии немецкого «духа и кулака», её теоретической основы и механизмов идеологизации массового сознания через литературу и искусство.

В параграфе 3.2 - «Идея Третьего рейха и деятельность журнала «Гартенлаубе» дается анализ причин возникновения идеологии Третьего рейха. В период после Первой мировой войны до 1933 г. «Гартенлаубе» подчинил всю свою идеологическую программу поиску выхода из послевоенного экономического и политического кризиса и поддержал все программные идеологические романы консервативного движения, в которых, якобы «народу без пространства» необходим был «Третий рейх». В центре параграфа -анализ романа с одноименным названием.

1 Хейзинга И Homo Ludens М, 1992 С 364-465

Термин «Третий рейх» принадлежит Меллеру ван ден Бруку, который в 1923 г. опубликовал книгу с таким же названием. По мнению Крейга, он не внес большей ясности, ко!да написал: «Немецкий национализм борется за конечный рейх. Его вечно сулят, но никогда не выполняют обещаний. Это совершенство, которое может быть достигнуто лишь в несовершенстве. Есть лишь Рейх. Немецкий национализм сражается за осуществимый рейх».1 В действительности Меллер ван ден Брук видел и представлял себе будущее государство без либерализма и отвергал его, ибо он привел к позорным Версальским соглашениям. Автор книги отвергал английский парламентаризм и демократию и видел в национализме решение многих проблем Германии. Он считал, что на место преобладания партий нужно поставить идею «Третьего рейха. Эта идея Меллера ван ден Брука была поддержана «Гартенлаубе» в 1931 г.

Поиск немецкого лидера, как идеального и вождя для публицистики стал одним из основных и судьбоносных моментов. А вместе с тем - поддержка курса Гитлера еще до его прихода к власти, четко прослеживается.

Приход к власти в 1933 г. «народного канцлера» Гитлера журнал полностью поддержал. Он сделал все для создания «положительного образа» фюрера, для оправдания и реализации его человеконенавистнических идей, как в Германии, так и за ее пределами.

После прихода национал-социалистов к власти любимый автор журнала Рудольф Герцог, а также Ханс Рихтер, Вернер Боймельбург, Ханс Хюльзен подписали письмо «88 немецких писателей» о

1 КрейгГ Немцы М, Ладомир, 1999. С. 226

«верности и преданности» Гитлеру. Р. Герцог сделал литературный вклад в национал-социализм своим романом «Спутники Элизабет Вельзер». Тема будущей войны нашла самое широкое отражение в «Гартенлаубе». Она звучала в унисон с темой невиновности Германии в Первой мировой войне. В. Боймельбург в своей книге «Мы выиграли мировую войну» (1939) открыто пропагандировал свои надежды на окончательную победу над врагами рейха.

Итак, в разделе диссертации об идеях Третьего рейха, их активной пропаганде анализируются причины их возникновения, основные источники и деятельность их авторов. Дается оценка работы в этом направлении наиболее массовых журналов. Высказываются некоторые предостережения относительно последствий подобной идеологии «патриотизма». В данном разделе автор диссертации привел основные методологические положения О. Шпенглера относительно критики того, что неизбежным спутником истории являются войны, которые якобы отражают «национальный дух». Шпенглер, как известно, показал мировые войны неизбежными спутниками тех цивилизаций, цель которых - глобальное господство над миром государства-победителя. Шпенглер имел в виду именно Германию начала 20 в., его яркая аналитика ситуации способствовала четкой авторской позиции.1

В параграфе 3.3- «Понятие "народ" и его роль в реализации национальной идеологии» - показано, как и почему национал-социалисты использовали понятие «народ» в своей пропаганде. В данном анализе автор диссертации опирался на некоторые положения М. Вебера о характере этоса и его влиянии на образ жизни и нравственные ценности (в том числе, патриотические).2

'См Шпенглер О Закат Европы Очерки морфологии мировой истории Т 1 М, 1992

2 См Всбер М Протестантская этика и дух капитализма Избр пр М, 1992 С 146-153

Автор диссертации привел высказывания создателя и издателя «Гартенлаубе» Э. Кейля, который все время подчеркивал, что это литература для «народа» и «народного просвещения». Журнал активно использовал понятие «народ» в своей программе первой половины XX в. И данная категория представлена как историческое, культурологическое понятие, которое формируется в зависимости от соответствующей общественно-идеологической ситуации.

Таким образом, на основе научной культурологической методологии автор формирует основные модели преодоления опасности национализма и фашизма: необходимость сочетания национального сознания с интернациональным и общечеловеческим; апелляция к высшим нравственным ценностям и идеям духовной культуры.

В заключении подводятся итоги исследования и влияния массовой литературы для семейного чтения как особого механизма идеологизации немецкой культуры, и в частности, механизма формирования националистической идеологии. Раскрываются некоторые перспективы преодоления подобного рода идей.

По теме диссертации сделаны следующие публикации:

1. Анализ взаимосвязи социокультурных факторов и политической ситуации в преподавании иностранных языков // Россия и Запад: диалог культур. М., 2000 г. (0, 5 п. л.).

2. Народно- национальная и национал -социалистическая тенденция журнала «Гартенлаубе (журнал для семейного чтения) // Россия и Запад: диалог культур М., 2001г. (0, 6 п. л.).

3. Политическая направленность журнала „Гартенлаубе" // Вестник Московского университета. Сер. 19. лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003 г. (0, 5 п. л.).

4. Литература для семейного чтения в немецкой культуре XIX века. М.: МАКС Пресс, 2006г. (1,2 п. л.).

Напечатано с готового оригинал-макета

Издательство ООО "МАКС Пресс" Лицензия ИД>100510 от 01.12.99 г. Подписано к печати 12.05.2006 г. Формат 60x90 1/16. Усл.печл. 1,5. Тираж 70 экз. Заказ 351. Тел. 939-3890. Тел./факс 939-3891. 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-й учебный корпус, 627 к.

î 974

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Фидарова, Фатима Казантемировна

Актуальность темы исследования. Современный мир изобилует многообразием политических движений, среди которых продолжают существовать, казалось бы, развенчанные идеологии, в том числе и национал-социализм. Совокупность проблем, связанных с возникновением и живучестью идей национал-социализма, обусловила настоятельную необходимость осмысления последствий подобного рода влияний на социокультурную ситуацию и перспективы социодинамики под воздействием инокультурных влияний. Усиление социокультурной дифференциации современного мирового социума и кризис идентичности возрождает опасность национал-социализма. В современной Германии существует также множество нерешенных проблем, связанных со сложным социоэкономическим положением (особенно это характерно для новых федеральных земель на территории бывшей ГДР). Молодежь этого региона, не нашедшая достойного места в объединенном государстве, старшее поколение немцев, оказавшееся в силу ряда причин не востребованным, - вот база для недовольства современной ситуацией и возможная опора для лидеров,мящихся к возрождению идей национал-социализма. Националистические тенденции и сегодня время от времени демонстрируются (напр., в Австрии и во Франции в 2002 г.; победой неонацистской партии на выборах в ландтаг Саксонии 19 сентября 2004 г. и др.). Население Германии сегодня вновь недовольно медленным ходом решения экономических проблем, оно делает выбор в пользу партии с многообещающими лозунгами (подобными лозунгам Третьего рейха).

В наши дни идеологи национал-социализма, как и прежде, делают ставку на молодежь. Неудовлетворенность молодежи решением ее социальных проблем, бунтарство привели к созданию в Германии в XX в. более 500 новых молодежных организаций. Присущий молодежи патриотизм, очень ловко использован лидерами национал-социализма. В свое время Гитлер показал молодому немцу путь, как стать «героем», вдохновил его захватническими планами. Время показало, что некоторые положения этой идеологии остались в сознании старшего поколения. И в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности вполне могут использоваться как составляющие элементы новых политических течений, которые способствуют актуализации и внедрению в современное массовое сознание идей национал-социализма.

В мировой научной литературе, начиная с 70-х г. прошлого века, появляется значительное количество работ, связанных с научным и политическим анализом прихода к власти национал-социализма. Необходимо отметить, что несколько поколений людей и в нашей стране, и во многих западных странах полагали, что причиной прихода к власти национал-социалистов является прусский милитаризм, вильгельмовский империализм Германии. Однако в современной немецкой историографии наблюдается несколько иная тенденция. Причины национал-социализма его исследователи усматривают также в различных течениях «консервативной революции», а порой - и в психологических особенностях личности Гитлера. Вместе с тем очевидно, что чисто политический или исторический анализ не всегда позволяет выявить специфику умонастроения целого народа (и ответить на вопрос о том, что заставило миллионы немцев признать своим вождем Гитлера, следовать его идеям.

Культурологический анализ, обладающий целостностью и комплексностью подхода к рассматриваемому явлению, позволяет выявить внутренние структуры социально-психологического и культурного состояния немецкого народа и проследить механизмы влияния идеологических концепций через составляющие культуры.

Можно полагать, что социально-психологическая ситуация в стране в определенной степени была обусловлена поражением Германии в Первой мировой войне, что породило в определенных слоях общества реваншистские стремления.

Именно они явились питательной почвой, на которой стали вызревать и распространяться идеи национал-социализма, идеологи которого использовали не только все официальные каналы распространения своих идей, но и традиции немецкой бытовой, семейной культуры, в том числе большую популярность художественной литературы и журналов для семейного чтения.

Особую роль в распространении идей национал-социализма сыграл журнал для семейного чтения «Гартенлаубе», который считался чисто развлекательным, а обсуждение политической тематики как бы не входило в его задачи. Идея или мечта о Третьем рейхе представлялась обывателям как выражение тоски по прежней Германии - Второму рейху Бисмарка - сильному процветающему государству. Этот журнал целенаправленно и систематически стал подбирать произведения немецких авторов разных лет с целью пропагандировать и развивать идеи национал-социализма.

Учитывая то, что национал-социализм, имеет, как полагают историки и политологи, внеисторический и внефилософский характер, автор, не углубляясь в анализ основных идей национал-социализма как формы политической культуры, сосредоточил свое внимание на механизме внедрения комплекса националистических идей в культуру повседневной жизни немецкого обывателя через популярные произведения художественной культуры и литературу для семейного чтения.

Выбор данной темы обусловлен необходимостью комплексного изучения социокультурного механизма внедрения национал-социализма в массовое сознание, который может воспроизводиться при определенных условиях и не только в рамках немецкой культуры.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена живучестью идей национал-социализма, влиянием их на социокультурную динамику, кризисностью личностной идентичности и опасностью возрождения нацизма как мирового феномена. Актуальность исследования определяется необходимостью избавления культуры от внешних влияний разрушительного характера. Культура, являясь носителем (или выражением) смысла человеческого существования, должна обладать защитными механизмами.

Теоретическая значимость исследования определяется недостаточной теоретической и методологической разработанностью проблематики оснований и механизмов идеологизации культуры. Практическое значение исследования связано с противостоянием идеологизации культуры как стремления средствами самой культуры установить в ней жесткие регулятивы. Идеологизация ведет, как показал исторический опыт, к подавлению творческого начала и личной ответственности человека.

Объект исследования. Специфика немецкой национальной культуры; динамика ее развития и становления традиций.

Предмет исследования. Механизм идеологизации национальной культуры через использование традиций семейного чтения.

Цель исследования. Проследить идеологизацию культуры, рассмотреть процесс подчинения культуры определенным идеологическим концепциям, идеям и установкам на примере изменения характера публикаций журнала «Гартенлаубе», проанализировать их содержательную сторону как средство влияния на сознание людей через частную жизнь. Выявить основные составляющие националистической трансформации немецкой культуры.

Задачи исследования'.

- выявить характер трансформации немецкой культуры под влиянием националистических идей, теории «жизненного пространства» и Третьего рейха;

- показать эволюцию идей национал-социализма на базе националистических (фёлькиш) идей после поражения Германии в Первой мировой войне;

- раскрыть содержательные тенденции, направленные на идеологизацию культуры, в деятельности авторов литературы для семейного чтения;

- показать действие культурологического закона, выявленного Лотманом, состоящего в том, что деградация культуры разрушает ее естественное многообразие, репрессируя и отбраковывая любые отклонения от регламентированной нормы;

- представить механизм преодоления националистических идей на основе теоретической научной методологии;

- противопоставить идеологизации немецкой культуры синтез позитивных национальных идей и моделей; показать и актуализировать культурно-исторический потенциал немецкой народной культуры, обозначить перспективы ее развития.

Степень изученности проблемы В основу исследования положены произведения современной культурологической классики, в которых анализируются проблемы социокультурных процессов XX века, категории „нация", „народ", „война" и др. В первую очередь - это труды О. Шпенглера, X. О.-И-Гассета, И. Хейзинги, М Вебераидр.1

Использованную в работе литературу можно разделить на две группы: издания, относящиеся непосредственно к данной теме исследования, и - к общим вопросам, актуальность которых возросла в связи с обращением к данной теме. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории Т. 1. М., 1992; Ортега -и- Гассет X. Восстание масс. В кн. Дегуманизация искусства. М., 1991; Хейзинга И. Homo Ludens. М., 1992; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избр. пр. М.,1992.

В числе источников следует указать на работу Альберта Френкеля, посвященный Эрнсту Кейлю, издателю «Гартенлаубе», и напечатанный в «Гартенлаубе» в 1887 г.1 Френкель работал вместе с Кейлем в течение многих лет, был редактором журнала и написал краткую биографию Кейля, в которой представлены важнейшие события в истории «Гартенлаубе».

В диссертации Евы Киршштайн «Журнал для семейного чтения» (1935)2 содержится подробный анализ, связанный с возникновением журнала для семьи, и указывается на его культурно-историческую необходимость в середине XIX в. Однако эта работа посвящена другим проблемам и задачам. В этой работе речь идет об исследовании Familienzeitschrift (нем. журнал для семейного чтения). При этом автор считает его самым удачным среди развлекательных журналов. Выходившие до «Гартенлаубе» развлекательные журналы, такие как «Unterhaltungen am häuslichen Herd» или Pfenningmagasin», являются, по ее мнению, удачной концентрацией всего нового в мире, которые отвечают разнообразным вкусам читателей и именно благодаря этому они имели успех. Исследователь подробно анализирует успех «Гартенлаубе», его историю, но считает, что этот журнал не занимался политическими проблемами и задачами. Киршштайн привела полный список журналов, выходивших с 1790 г. в Германии и их подробную библиографию.

Научное исследование Ханса Группе «Народ между политикой и идиллией в „Гартенлаубе" в 1853-1914г.» (1976), представляет особый интерес, поскольку помогает дать ответ на ключевой и спорный вопрос о том, насколько журнал для семейного чтения занимался политическими проблемами своей страны и почему в программе «Гартенлаубе» отсутствует постановка политических требований. Подробный анализ культурно-политической обстановки XIX в., сделанный Группе, и убедительные аргументы в пользу того, что в «Гартенлаубе» уже в этот

1 Fränkel A. Emst Keil. Ein Lebens und Charakterbild. Die "Gartenlaube", 1878.

2 Kirschstein E. Die Familienzeitschrift. Scharlottenburg, 1937.

3 Gruppe H. Volk zwischen Politik und Jdylle in der «Gartenlaube» 1853-1914. München, 1975. период присутствовала политическая программа, позволяют продолжить ее анализ и проследить ее изменение. X. Группе раскрывает многозначность понятия «народ», имея в виду не его философское, а лингвистическое и историческое понятие, следовательно, тесно связанное с общественно-политической ситуацией. Исследователь подчеркивает тесную связь между «народом» и «народной культурой», что указывает на культурологическое значение и использование этого понятия. В целом работа позволяет проследить дальнейшее использование понятия «народ» различными политическими партиями в своих политических интересах.

Каким видел «Гартенлаубе» его сотрудник, об этом написал в 1902 г. Генрих Проэльс.1 Речь идет о краткой истории «Гартенлаубе», где представлены главные задачи журнала. Согласно Проэльсу, на первое место ставились развлечение и просвещение в области естествознания.

Другой задачей журнала, как показывает автор, было содействие и укрепление жизни немецкой семьи. Далее автор подчеркивает, что журнал занимался также такими национальными вопросам, как поддержкой социальных требований рабочих, содействовал стремлению женщин к эмансипации.

Необходимо упомянуть также изданные отдельной книгой в 1982 г. в ГДР отрывки романов, стихов, иллюстраций из «Гартенлаубе». Автор этого издания Гюнтер Квойдрак,2 хотя и считает его развлекательным, но во введении затрагивает круг социальных и политических вопросов, которыми занимался журнал.

В 1967 г. появилась книга Магдалены Циммерман, куда включены различные рубрики из «Гартенлаубе» с указанием названий статей и их авторов. Она отмечает важную роль издателя в популярности журнала.

1 Proelss H. Zur Geschichte der "Gartenlaube". Berlin, 1902.

2 Cwojdrak G. Die Gartenlaube. Berlin; 1982.

Особо следует отметить фундаментальную работу американского культуролога Гордона Крейга «Немцы» (1982),1 который сам был свидетелем крушения Веймарской республики, и собрал огромный материал о стране и немцах. Его исследование может служить справочным материалам по всем ключевым вопросам, затрагивающим причины прихода нацизма, историческую обстановку, культуру, различные литературные течения как составную часть консервативного движения Германии после Первой мировой войны. Г. Крейгу весьма важно было разобраться в немецкой традиции анализа истории бисмарковского рейха, который до Первой мировой войны был идеалом исторического развития Германии, а после Первой мировой войны стал для большинства немцев и политических течений ностальгической потребностью и представлялся средством выхода из кризиса. Существенную роль в понимании этого сложного периода Веймарской республики сыграли исследования Гордона Крейга, Клауза Вондунга,2 Эрнста Келлера. В особую группу следует выделить исследования, относящиеся к журналу для семейного чтения, и среди них необходимо прежде всего назвать монографию Вольфганга Лангенбухера «Современный развлекательный роман» (1964).3 В ней содержится подробный анализ роли развлекательного романа, его социальной функции и места книги в литературной политике национал-социалистов. В работу включены также списки авторов, чьи произведения были признаны официальной национал-социалистической литературой.

Необходимо отметить, что списки с политическими и развлекательными романами представлены раздельно и это существенно облегчает сравнительный анализ их тиражей в разные годы. Дитрих Штротманн в исследовании «Национал-социалистическая литературная политика» (1985)4 дает подробный анализ того,

1 КрейгГ. Немцы. М., Ладомир, 1999.

2 Vondung К. Völkisch nationale und nationalsozialistische Literaturteorie. München, 1973.

3 Langenbucher W. Der aktuelle Unterhaltungsroman. Bonn, 1964.

4 Strothmann D. Nationalsozialistische Literaturpolitik. Bonn, 1985, как многие авторы и их произведения были признаны «народными произведениями» и почему национал-социалисты признали их своими. Д. Штротманн еще раз подтвердил мысль Вондунга и Кетельзена1 о том, что национал-социалисты воспользовались всем тем, что было написано до их прихода, несмотря на то, что они очень хотели иметь писателей из своих рядов.

Различные литературные и политические течения после Первой мировой войны в Германии были объединены под общим названием «консервативная революция». Сюда входили движение «фёлькиш», «бюндиш» и другие. Общим для них был поиск пути выхода из послевоенного кризиса. Произошла идеологизация романа, и это подтверждают также романы в семейном журнале «Гартенлаубе», называемые развлекательными. Без помощи Уве Кетельзена и Клауза Вондунга невозможно разобраться во всем многообразии этих течений и направлений, так как они четко выделяют из огромного количества произведений тех авторов, которые послужили образцом для подражания в качестве политических романов. Этой же теме посвящены другие научные исследования, раскрывающие истоки немецкого национализма и их перерождение в национал-социализм, а также отвечающие на вопрос, почему конкретные произведения оказались программными и необходимыми в Третьем рейхе. К ним относятся у

Национализм и литература» Эрнста Келлера (1970), «Литература и поэзия в Третьем рейхе» Иозефа Вульфа (1963),3 «Лексикон национал-социалистических писателей» Юргена Хиллесхейма (1993),4 и «История германской литературы» авторского коллектива во главе с Вольфгангом Бётингом (1992),5 «История германской литературы» Виктора Цмегача (1980).6

1 Ketelsen U. Völkisch nationale und nationalsozialistische Literatur in Deutschland 1890 -1945. Stuttgart, 1976.

2 Keller E. Nationalismus und Literatur. Bern und München, 1970.

3 Wulf J. Literatur und Dichtung im Dritten Reich. Eine Dokumentation. Mohn, 1963.

4 Hillesheim J., Michael E. Lexikon nationalsozialistischer Dichter. Würzburg, 1993.

5 Beutin W., Ehlert K. Deutsche Literaturgeschichte. Stuttgar, 1992.

6 Zmegac V. Geschichte der deutschen Literatur vom 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Band 2. Regensburg, 1980. и

Тема данной работы тесно связана с исследованием Фрица Шлаве «Литературные журналы 1885-1910» (1961),1 в котором автор дает четкое представление о возникновении литературного журнала и его отличии от журнала для семейного чтения. Сюда вошли также определение журнала и программы.

Исследование Альфреда Эстерманна «Немецкие литературные журналы л

1850-1880» (1988) содержит полные программы журналов для семейного чтения, библиографию. Дополнением к этой работе служит его же труд «Библиографический анализ содержания немецких журналов по культуре XIX в.» (1995).3 Это десятитомный труд и «Гартенлаубе» специально посвящен третий том, где всё его содержание подразделяется на ключевые рубрики с названиями романов и статей. К сожалению, данный том охватывает список содержания «Гартенлаубе» лишь до 1880 г., с 1880 по 1944г. такого списка не существует.

Вопрос об идеологической направленности «Гартенлаубе» очень важен еще и по той причине, что в программе журнала для семейного чтения, как уже говорилось, он отсутствовал. Очень интересно было бы познакомиться с диссертацией Германа Цанга «„Гартенлаубе", как политический орган» (1935), но, по-видимому, она утрачена. Что же касается Киршштайн, то она этот вопрос исключила из своего исследования. Поэтому работы Ханса Группе «Народ между политикой и идиллией» и Гюнтера Квойдрака «Гартенлаубе» (1982) являются единственными, раскрывающими важные стороны политических настроений журнала. Других исследований, связанных напрямую с политической позицией «Гартенлаубе» после 1914 г. пока нет.

Для обсуждения вопроса о расе и пространстве, также являющегося темой данной работы, существенную роль сыграли труды Юргена Лутцхофта «Нордическая идея в Германии 1920-40гг. (1971),4 «Гитлер» (1997) Харальда

1 Schlawe F. Literarische Zeitschriften 1885-1910. Stuttgart, 1961.

2 Estermann A. Die deutschen Literatur-Zeitschriften 1850 -1880. München; 1988.

3 Estermann A. Inhaltsanalytische Bibliographien deutscher Kulturzeitschriften des 19. Jahrhunderts. Band 3. München, 1995.

4 Lutzhöft H. Der nordische Gedanke in Deutschland 1920 -1940. Stuttgart, 1971.

1 Л

Штеффана, «Психограмма диктатора» (2003) Манфреда Коха-Хиллебрехта, л

Нацизм и культура» (2003) Джорджа Моссе. Лекционный курс проф. МГУ Е. Г. Языкова, посвященный важнейшим проблемам нацизма между Первой и Второй мировыми войнами, позволяет без идеологических штампов определить позицию нашей страны в этот период. Исследования продолжателя идей расового учения в Германии Отто Аммона были опубликованы в «Гартенлаубе», поэтому они рассматриваются в контексте журнала.

Среди общих рассматриваемых вопросов выделяется проблема предыстории журнала для семейного чтения, культурно-исторической обстановки, которая применительно к указанной теме важна тем, что она сыграла важную роль в политической стабильности страны. Сориентироваться в данной проблеме помогли исследования Мартина Варнке «О ситуации с уголком» (1979),4 фундаментальный труд Георга Штейнхаузена «История немецкой культуры» (1936),5 «Карл Гуцков и его время» (1968) Доберта Вольфа.6 Ученые и писатели занимались деидеологизацией культуры в теоретическом плане; эти вопросы интересовали деятелей культуры и писателей нашей страны - А. Солженицына, А. Сахарова и др.

По новейшей истории Германии, истории Веймарской республики применительно к рассматриваемой теме наиболее ценными являются монография известного немецкого историка Карла Брахера «Уничтожение Веймарской республики» (1957) и его статья «Демократия и захват власти: Путь к 30 января 1933» (1983). Представляют интерес также остальные статьи, вошедшие в общий

Ар сборник под редакцией Брахера «Национал- социалистическая диктатура» (1983).

1 Steffahn H. Hitler. Reinbek bei Hamburg, 1983.

2 Кох -Хиллебрехт M. Гитлер: Психограмма диктатора. Мн,, Попурри, 2003.

3 Моссе Д. Нацизм и культура. М., Центрполиграф, 2003.

4 In: Habermas J. Stichworte zur geistigen Situation der Zeit. Frankfurt, 1976.

5 Steinhausen G. Geschichte der deutschen Kultur. Bd.1-2. Leipzig, 1936.

6 Wolf D. Karl Gutzkow und seine Zeit. Bern, 1968.

7 Bracher K., Funke M. Notionalsozialistische Diktatur 1933 -1945. Düsseldorf, 1983.

В диссертации довольно подробно анализируется интеллектуальное и идеологическое влияние журнала и других политических романов на немецкий народ и мировую общественность в период непосредственно перед приходом к власти национал-социалистов. Но эта тема также тесно переплетается и неразрывно связана с периодом накануне Первой мировой войны, поэтому это также нашло своё отражение в данной работе. Эта группа источников чрезвычайно важна, поскольку публикации в журнале оказали огромное влияние на общественное сознание межвоенной Германии. В публикациях содержался призыв поддержать Первую мировую войну, объяснялась ее необходимость для государства и всё это на фоне расовых различий народов. После Первой мировой войны эта тенденция, как свидетельствуют источники «Гартенлаубе», усилилась.

Литература, посвященная «Гартенлаубе», свидетельствует о разнообразии содержания журнала. Его исследованием занимались публицисты, германисты, социологи и политологи. Необходимо иметь в виду, что исследование журналов для семейного чтения XIX в. началось в 30-е годы XX в. После Второй мировой войны новые исследования по этой теме не появлялись. Однако, начиная с 1960г. интерес к этой проблеме стал актуальным, и новые работы как раз свидетельствуют о многогранности и разнообразии содержания журнала.

Научная новизна исследования:

Впервые предметом научного исследования истоков националистических идей в немецком массовом сознании стал механизм семейного чтения, его специфика именно для немецкой культурной традиции. Анализ привлеченных к исследованию источников журнала «Гартенлаубе» с 1853 по 1944гг. позволил сделать важнейшие выводы об особой культурно-политической миссии литературы для семейного чтения, показана эволюция идей национал - социализма накануне нацизма, ставших основой культуры.

Впервые в отечественной культурологии:

- раскрыт генезис националистических, «фёлькиш» идей и их влияние на культурное развитие немецкого народа;

- раскрыт механизм внедрения нацистской идеологии в немецкую культуру на примере анализа литературы для семейного чтения;

- доказана деградирующая роль нацистской идеологизации для немецкой культуры;

- выявлены закономерности эволюции националистических идей в молодежном движении Германии;

- выявлены опасности перерастания в массовом сознании националистических идей в идеологию тоталитаризма.

Методологические основы исследования

Многоаспектное осмысление целостного механизма семейного чтения и его влияния на немецкую культуру накануне Второй мировой войны; выделение его традиционных оснований, принципов исторической эволюции в культурогенезе и проявление в локальной культуре немецкого народа стало возможным благодаря методологии системно-культурологического анализа, принципам историзма и конкретного социологизма. Исследование опирается на совокупность сравнительно-исторического, историко-типологического подходов, методы моделирования и культурного реконструирования, являющихся первостепенными для теоретических обобщений и анализа процессов социокультурной динамики.

Методологическим основанием к выделению ценностных моделей массового сознания и массовой культуры явились труды ученых культурологов: X. Ортеги-И-Гассета (модель „человека- массы"), М. Вебера (идеи поляризации массового сознания и „духа капитализма"), О. Шпенглера (критика идеологии войны как постоянной спутницы человеческой истории); И. Хейзинги (идея опасности утраты игрового аспекта национальной культуры и возрождения варварства и хаоса) и т. п. Идеи классиков современной культурологической науки позволили сделать анализ системным и многоплановым.

Для разработки генетического принципа анализа своеобразным методологическим ключом послужили работы («Национализм и литература» Э. Келлера, «Литература и поэзия в Третьем рейхе» И. Вульфа, «Лексикон национал-социалистических писателей» Ю. Хиллесхейма). Эти и другие аналогичные исследования, способствовали формированию принципов конкретного историзма, целостного подхода к исследованию индивидуально-личностной и общественной жизни.

В данном исследовании был использован компаративный и кросскультурный метод, необходимый для выявления всей сложности отношений нацистов к интеллектуалам, сближения Германии и Италии после Первой мировой войны, изменившие культурный и социальный облик обеих стран («Немцы» Г. Крейга, «Гитлер» X. Штеффана, «Национал-социалистическая диктатура» под ред. К. Брахера).

Практическая значимость работы. Материалы диссертации представляют интерес для культурологов, политологов, литературоведов. Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе по истории культуры XX века, изучению процессов идеологизации и деидеологизации национальной культуры (напр., семейного чтения), по проблемам критики расовой теории, а также эволюции немецкой культуры в переломные эпохи; политической (националистической) литературы после Первой мировой войны. Материалы исследования послужат основой для дальнейшего изучения механизма идеологизации массового сознания, психологии и культуры, а также могут быть использованы в педагогической деятельности для разработки спецкурсов по истории немецкой культуры XX в.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в докладах на VII и VIII Международных ежегодных научных конференциях «Россия и Запад: диалог культур» (МГУ, ФИЯ Центр по изучению взаимодействия культур, 2000 и 2001, Университетских чтениях (ИППК МГУ), а также на Ломоносовских чтениях (2003, 2004, 2005 гг. МГУ), на отделениях и факультетах МГУ, РГИ культуры МГУ.

По теме диссертации сделаны следующие публикации:

1. Анализ взаимосвязи социокультурных факторов и политической ситуации в преподавании иностранных языков // Россия и Запад: диалог культур. М., 2000 г. (0, 5 п. л.).

2. Народно- национальная и национал-социалистическая тенденция журнала «Гартенлаубе» (журнал для семейного чтения) // Россия и Запад: диалог культур М., 2001г. (0, 6 п. л.).

3. Политическая направленность журнала «Гартенлаубе» // Вестник Московского университета. Сер. 19. лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003 г. (0, 5 п. л.).

4. Литература для семейного чтения в немецкой культуре XIX века. М.: МАКС Пресс, 2006г. (1, 2 п. л.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в."

Основные выводы диссертационного исследования состоят в следующем: Немецкие национальные традиции и национальные ценности получили новое дополнение, благодаря развитию культурной традиции в литературе для семейного чтения. Формирование национального духа - важная задача любой идеологии, однако в данной ситуации в ней ясно прозвучала идея о захвате колоний с помощью оружия. Идеологическая направленность публицистики была обусловлена идеями расовой теории, в которой только нордическая раса могла быть творцом и двигателем более высокой культуры. Немецкая публицистика способствовала пропаганде идей расизма, Третьего рейха, о захвате „жизненного пространства" для арийцев („народа без пространства"). По сути, она спекулировала на важных для любого народа ценностях и манипулировала народом. Литературу для семейного чтения после Версальского договора можно характеризовать как „фёлькиш литература" (общее название, в котором объединены различные литературные, национальные и консервативные направления). Эта литература, которая до 1933 г. была лишь одним из литературных направлений среди многих других, была доведена национал-социалистами до уровня государственной литературы.

Программа «Гартенлаубе» расширялась, выражая многие духовные тенденции в течение 85 лет, и стала составной частью политической жизни страны и всей нации, выполнив тем самым свою культурную миссию. Данное исследование выявило роль и влияние массовой литературы для семейного чтения как особого механизма идеологизации немецкой культуры, и в частности, механизма формирования националистической идеологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.2

Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В НЕМЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ.17

1.1. Характеристика литературы для семейного чтения в XIX в. и основные семейные ценности.17

1.2. Отличительные особенности литературы для семейного чтения и воспитание национального духа.32

Глава 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕМЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА XX в.46

2.1. Политика поддержки Первой мировой войны.46

2.2. Идеологизация культурных традиций и общественного сознания как средство выхода из послевоенного кризиса.79

2.3. Роль критики Версальского договора и пропаганды образа Муссолини для создания новой, национальной идеи.88

2.4. Идеи консерватизма и их влияние на изменение идеологической и культурной ситуации в годы Веймарской Республики.99

Глава 3. ПРОПАГАНДА ИДЕЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА В НЕМЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.121

3.1. Расовая теория и теория «жизненного пространства».121

3.2. Идея Третьего рейха и деятельность журнала «Гартенлаубе».147

3.3. Понятие «народ» и его роль в реализации национальной идеологии.174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.185