автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Семья в системе формирования экологической культуры российской молодежи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Семья в системе формирования экологической культуры российской молодежи"
На правах рукописи
Серебрякова Оксана Валерьевна
СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
1 6 ОКТ 2014
Ростов-на-Дону-2014
005553332
005553332
Работа выполнена в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте имени А.К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Бандурин Александр Петрович
Сажина Лилия Валерьевна
доктор социологических наук, доцент; ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», профессор кафедры политической социологии Института социологии и регионоведения
Ахмедова Индира Гайбатуллаховна
кандидат социологических наук; Ростовский филиал ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия», преподаватель кафедры иностранных языков
Ведущая ФГБОУ ВПО «Дагестанский
организация: государственный университет»
Защита состоится «07» ноября 2014 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34).
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной Научной Библиотеке им. Ю.А. Жданова при ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344103, г. Ростов-на-Дону, ул. Р. Зорге, 21 Ж).
Автореферат разослан « » октября 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Верещагина А.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Одной из ключевых проблем современной человеческой цивилизации выступает проблема взаимодействия общества и природы и тот глобальный экологический кризис, который стал источником нарушения гармонии в системе отношений «человек-природа». И.А. Халий очень точно охарактеризовала современное общество как практически исключенное из развивающихся процессов взаимодействия общества и природы1. Согласно ее мнению, основными акторами устранения нависшей над современной человеческой цивилизацией экологической угрозы выступают глобальная экономика и глобальная политика, однако, на наш взгляд, не стоит ограничивать список акторов только лишь глобальными структурами, несмотря на то, что масштаб грядущей экологической катастрофы, безусловно, предполагает столь же масштабный уровень реализации стратегии по ее предотвращению.
Вместе с тем мы убеждены, что в поиске путей гармонизации отношений между обществом и природой значимое внимание должно быть уделено молодому поколению, которое сегодня своим поведением и отношением к окружающей среде определяет будущую ситуацию в сфере экологического состояния того мира, который остро нуждается в кардинальном изменении отношения к нему со стороны человека. Индикатором отношения молодежи к окружающей среде и характера поведенческих практик, возникающих в ходе взаимодействия молодого поколения с природой, выступает экологическая культура молодежи, формирование которой происходит под воздействием многочисленных факторов и агентов социализации.
Гибким инструментом социальной регуляции практик в различных социальных сферах, как отмечает А.П. Бандурин, вы-
1 Хатй И.А. Общество и природа: эволюция новейших теоретических концептов // История и современность. 2011. № 2. С. 148.
ступает социокультурное содержание социальных институтов в виде норм и ценностей2, и совершенно очевидно, что система социальной регуляции не может эффективно функционировать в условиях отсутствия единой социо-нормативной системы. Ее отсутствие самым негативным образом сказывается и на социали-зационном процессе. Так, семья как основной агент экологической социализации характеризуется разрушением своего воспитательного потенциала, что на фоне воспитательной дисфункциональное™ института образования, дистанцировавшегося от выполнения функции воспитания молодежи, становится источником роста различных девиаций в молодежной среде.
Эти девиации проявляются в том числе и в отношении к природе, порой настолько варварском, что под вопрос ставится наличие не столько экологической культуры молодежи, сколько человеческой вообще, поскольку отсутствие гуманизма в системе ценностей говорит о культурной деградации, а не только об издержках экологического воспитания современных молодых россиян.
Жестокость и равнодушие молодежи, а также варварское отношение к окружающей среде вполне соответствуют тому информационному пространству, которое на современном этапе оказывает превалирующее воздействие на социализацию представителей молодого поколения. Современные СМИ наполнены сюжетами и сценами насилия, агрессии, жестокости, антигуманного отношения к природе. Через СМИ транслируется потребительская культура, в основе которой нет и в принципе не может быть гуманного отношения к природе, поскольку в основе такого рода «культуры» лежит примат потребления, в том числе в отношениях с природой. Экологическая культура не может сформироваться на базе потребительской культуры, так как они взаимоисключают друг друга.
1 БапдуршI А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. С. 218.
Негативные процессы в пространстве экологического развития общества и потребительское отношение со стороны последнего к природе выступают, по сути, основанием для разработки различных концепций, стратегий и доктрин экологической политики государства, в том числе российского, однако следует учитывать, что эффективность реализации экологической политики государства и поставленных в ее рамках первостепенных задач определяется в том числе уровнем экологической культуры общества и, конечно же, его молодежи, что предполагает необходимость глубокой концептуальной социологической проработки проблемы формирования экологической культуры российской молодежи в контексте определяющего влияния на данный процесс семьи, оказавшейся в ситуации социализационной изоляции и социализационного плюрализма, значительно усложняющих реализацию социализационной миссии семьи в России.
Степень научной разработанности темы. Проведенный анализ имеющейся научной литературы по проблеме диссертации показал, что имеется достаточно массивный пласт социологических исследований, посвященных экологической, молодежной и семейной проблематике, в комплексе представляющих высокую ценность и значимость для изучения диссертационной проблематики, однако работы концептуального характера, непосредственно связанные с изучением роли российской семьи как актора формирования экологической культуры молодежи в социологической литературе не представлены.
Тем не менее имеющие наработки по обозначенным направлениям представляют безусловную теоретическую и практическую ценность, и прежде всего необходимо отметить вклад российских ученых, таких как: Антонов АИ., Верещагина A.B., Самыгин С.И., Голод С.И., Сорокин С.А., Здравомыслова О.М. Карцева Л.В., Куч-маева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова O.JL, Синельников А.Б.,
Меренков A.B., Пещеров Г.И., Пирогов А.И., Солодников В.В.3 в развитие социологии семьи, в изучение институциональной и функциональной трансформации современной российской семьи. При этом ученые по-разному расценивают изменения в сфере семейной жизни российского общества.
Одни полагают, что семья переживает кризис, а другие с уверенностью утверждают, что семья эволюционирует в направлении семьи супружеского типа, но при этом критерии этих изменений выделяются исследователями практически одни и те же: рост разводов и неполных семей, появление альтернативных форм и стилей семейной жизни, снижение рождаемости, повышение насилия в семье, увеличение числа брошенных детей и бездетных семей, усиление равнодушия в семье, проявление девиаций в молодежной и подростковой среде, распространение сексуальной распущенности, нетрадиционных форм семьи и семейных отношений (однополых союзов) и т.д.
Высокий научный потенциал к изучению семьи4 имеет циви-лизационный подход и используемый в его рамках сравнительно-исторический метод, поскольку мы отчетливо наблюдаем различия в организации семейных отношений и изменения в них в различных обществах, в том числе в пространстве российского общества.
Репина справедливо отмечает, сравнивая Россию и США в рамках исследования семьи и кризисных факторов в ее функциони-
3 Антонов АИ. Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000; Самыгин С.И., Верещагина A.B. Семья и социальная безопасность России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2; Верещагина A.B. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе. Автореферат дисс. ... док. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2009; Голод С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. № 1; Здравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. М., 2003; Карцева J1.B. Институт семьи в пореформенную эпоху // Социология. 2006. № 1; Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О.Л., Синельников А.Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. № 7; Меренков A.B. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. 2013. № 2; Пещеров Г.И., Пирогов А.И. Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире // Власть. 2013. № 10; Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Социологические исследования. 2004. № 6.
4 Репина Т.А. Кризис современной семьи: причины, особенности, последствия // Вестник ТГУ, выпуск 6 (62), 2008.
ровании, что эти страны принадлежат к различным цивилизацион-ным ветвям - западной и восточной и соответственно, траектория развития семейных отношений у этих стран будет отличаться.
Основной акцент в исследованиях по семейной проблематике делается на кризисе социализационной функции и воспитательного потенциала института семьи в России, и подтверждением этого выступают артикулируемые в работах Зарубиной H.H., Казариной-Волшебной Е.К., Комиссаровой И.Г., Турченко В.Н., Кашуриной H.A., Коршунова A.B., Тер-Акопьяна В.А., Федоряка H.A., Фом-ченковой Г.А., Хагурова Т.А., Яницкого О.Н. критические показатели девиации в молодежной среде современного российского общества, стремительного снижения социального здоровья, интеллектуального и культурного потенциала молодежи, роста межгенерационного отчуждения и инструментализации духовных ценностей5.
В этой связи в социологии молодежи значительное внимание уделяется проблеме социализации молодежи и социализационным рискам (Адерихин B.C., Гвинтовкин А.Н., Зоркая Н., Зубок Ю.А., Ковалева А.И., Красноруцкий П.П., Магранов A.C., Сибирева М.Ю., Шимко C.B.) , которые возникают в результате кризисного
5 Зарубина H.H. Между этикой убеждения и этикой ответственности? Трансформация нравственной позиции российской молодежи // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3; Казарипа-Волшебная Е.К., Комиссарова ИТ., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентации российской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 6; Кашурина H.A. Девиантные стратегии российской молодежи. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону. 2007; Коршунов A.B. Духовная безопасность в системе обеспечения социальной безопасности российского общества: институциональные риски и стратегии их преодоления. M.: Соци-алыю-гуманитарные знания, 2013; Тер-Акопьян В.А. Адаптационные стратегии российской молодежи в условиях глобализации. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2008; Фе-доряк H.A. Молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества: основные угрозы и стратегии их преодоления. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2009; Фомченкова Г.А. Трансформация ценностных ориентации молодежи: межпоколепче-ское сопоставление // Власть. 2012. № 12; Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник Института социологии. 2013. № 7 // wwvv.vestnik.isras.ru; Яницкий О Н. «Мусорная культура» / Новое в социологии: монография / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Адерихин B.C. Молодежная субкультура и межпоколенческие отношения в современной России: алгоритм формирования диалога поколений. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук Ростов-на-Дону, 2013,' Гзинтовкип А.Н. Виртуальное пространство как среда социализации молодежи в условиях становления информационного общества (на примере Ростовской области). Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2013; Зоркая Н. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации // Вестник общественного мнения. 2008. № 4 (96); Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007; Ковалева А.Н. Концеп-
характера функционирования институтов социализации, неспособных на высоко эффективном уровне выполнять социализационные функции и противостоять негативным тенденциям и явлениям, стремительно нарастающим в динамично меняющемся информационном обществе.
Изучение экологической проблематики в контексте влияния на природу человека с обоснованием антигуманного характера этого влияния представлено в работах Вебера А.Б., Гусейновой Ж.О., Захаровой O.A., Косова Г.В., Нефедова С.А.; Олейникова Ю.В.7
Ж.О. Гусейнова именно в человеческой деятельности, в ее рационализации и прагматизации, технологизации и игнорировании законов природы видит уязвимое место человеческой цивилизации, которая стремительно идет к завершению своего эволюционного цикла в рамках технологического прогресса и стра-
g
тегии монолога в отношениях с природой , а Ю.В. Олейников указывает на определяющую роль природной среды в развитии человека, в процессе его социализации, так как в ходе овладения человеком накопленного обществом социокультурного наследия и приобщения к социальной жизнедеятельности природное бытие человека как естественно-природного существа играет дале-
ция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1; Краспоруцкий П.П. Духовное самоопределение российской молодежи в условиях глобализации. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук Ростов-на-Дону, 2013; Ма-гранов A.C. Молодежные субкультуры в процессе социализации молодого поколения: структурно-векторные противоречия. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук Ростов-на-Дону, 2013; Сибчрева М.Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребенка // Социологические исследования. 2010. № 7; Шнмко C.B. Специфика социализациониых рисков в российском обществе: стратегии предупреждения. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2012
1 Вебер А.Б. В поисках новой парадигмы развития // Век глобализации. 2013. № 1 //
http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/gl-2013/18817-v-poiskah-novoy-paradigmy-
razvitiya.html; Гусейнова Ж.О. Взаимодействие общества и природы в условиях глобализации: со-
циальные регуляторы и направления гармонизации. Автореферат дисс. ... канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2013; Захарова O.A. Экологическая коммуникация в социокультурном простран-
стве. Природа и культура. М.: Лесная страна, 2008; Косое Г.В., Нефедов С.А. Некоторые методоло-
гические аспекты анализа экополитического насилия // Власть. 2013. № 11; Олейников Ю.В. Влия-
ние природной среды на развитие человека // История и современность. 2013. № 2
8 Гусейнова Ж.О. Взаимодействие общества и природы в условиях глобализации: социальные регуляторы и направления гармонизации. Автореферат дисс. ... канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2013. С. 3.
ко не последнюю роль, т.е. в фундаменте социального развития человека находится природная предпосылка9.
Преодоление ситуации экологической деградации, при которой экологическая среда благодаря деятельности человека теряет способность к восстановлению своих ресурсов, возможно, по мнению П.О. Ермолаевой, в рамках формирования экологического образа жизни10. Ею же проводится сравнительный анализ экологической культуры российского и американского студенчества и делаются неутешительные для России выводы относительно символичности экологической культуры российской студенческой молодежи".
Исследование Е.А. Шишкиной, проведенное в Астраханской области, также выявило крайне низкий уровень экологической активности российской молодежи и экологической культуры российских семей12.
Проблема семьи как актора влияния на формирование экологической культуры российской молодежи осталась, можно сказать, за пределами внимания исследователей, за исключением работ, в которых проводится анализ роли семьи в экологическом воспитании молодежи с позиции формирования системы экологического образования13. Важнейшее место в системе экологического образования, по мнению Селиверстовой И.Г., занимает семейное экологическое воспитание, но ему уделяется крайне не-
4 Олейников Ю.В. Влияние природной среды на развитие человека // История и современность. 2013. №2. С. 163.
10 Ермолаева П.О. Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности проявления и проблемы формирования // Вестник Института социологии. 2011. № 3. С. 237-238 // http://www.vestnik.isras.ru/fiIes/File/Vestnik_2011_32/Егто1аеуа.рс1Г
Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 81.
Шишкина Е.А. Социокультурные практики как фактор формирования экологической культуры (по материалам Астраханской области) // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 80.
Джумок Г.А. Роль семьи в экологическом образовании детей / Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва-Сочи, 21-22 октября 2010 года). М.: Изд-во РГСУ, 2011; Селиверстова II.Г. Экологическое воспитание в семье / Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва-Сочи, 21-22 октября 2010 года). М.: Изд-во РГСУ, 2011.
значительное внимание, в то время как вовлечение семьи в процесс экологического воспитания выступает залогом его успешности.
Таким образом, высокая актуальность и слабая степень научной разработанности проблемы экологической культуры российской молодежи в контексте социализирующего влияния семьи обуславливают востребованность социологических исследований в обозначенном исследовательском пространстве, что и послужило основанием для выбора предметного поля данного исследования, а также его цели и задач.
Целью диссертационной работы является исследование роли семьи в формировании экологической культуры российской молодежи и преодолении рисков дегуманизации ее экологического сознания и поведения.
Для ее реализации в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические проблемы и противоречия исследования семьи в социологической науке;
- выявить теоретические аспекты исследования семьи как агента социализации и экологического воспитания российской молодежи;
- разработать методологический конструкт исследования семьи в контексте формирования экологической культуры российской молодежи;
- выявить риски экологической социализации молодежи в условиях функциональной трансформации семьи в России;
- определить ценностные детерминанты и современное состояние экологической культуры российской молодежи;
- показать пути и методы повышения экологической культуры российской семьи как необходимого условия преодоления рисков экологического воспитания и поведения молодежи.
Объектом исследования выступает российская семья как основной актор формирования экологической культуры молодежи.
Предметом исследования является процесс формирования экологической культуры российской молодежи в условиях функциональной трансформации семьи.
Гипотеза диссертационного исследования. Кризисное состояние экологической сферы российского общества и связанный с этим рост экологических рисков актуализирует проблему формирования такой экологической культуры общества, которая будет способствовать гармонизации отношений в системе «природа-общество-человек». Поскольку настоящее и будущее любого общества связано с его молодежью, социальная роль которой значительно возрастает в современном, динамично развивающемся мире, на передний план в решении экологических проблем выступает проблема экологической культуры молодежи.
Экологическая культура имеет как минимум два измерения -ценностное и деятельностное. Специфика экологической культуры российской молодежи определяется высокой степенью экологической пассивности, которой соответствует невысокая значимость экологических ценностей в ее ценностной иерархии, что свидетельствует об отсутствии как таковой экологической культуры в молодежной среде российского общества или о ее декларативном характере. Данное обстоятельство формирует потребность в поиске путей и механизмов формирования экологической культуры молодежи, и совершенно очевидно, что без обращения к семье с ее социа-лизационным потенциалом, с ее значимостью в процессе экологического воспитания молодого поколения россиян эту проблему решить не удастся. Это обстоятельство в свою очередь предполагает глубокий анализ функциональной специфики российской семьи, ее социализационного потенциала и уровня экологической культуры.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основу методологического инструментария диссертации составляют принципы и положения теории межпоколенческих отношений и социализации, а именно - концепция социализационной нормы А.И. Ковалевой, на основе концепта «социализационная норма» показав-
шей сущность современных проблем в области социализации, поскольку именно наличие этой социализационной нормы, по ее мнению, обеспечивает успешный результат социализационного процесса.
Важным методологическим основанием диссертации выступают также положения учения социогуманизма, с позиций которого решается проблема отсутствия социализационно-экологической нормы в российском обществе, основой которой, отталкиваясь от данного учения, должно быть бережное отношение к самой жизни в ее различных проявлениях и на различных уровнях (индивидуальном, общественном, природном), что предполагает переосмысление сложившегося клише «охрана окружающей среды» и переход к позиции гуманизации жизненной среды человека.
В диссертации активно использовались теоретические концепты и разработки отечественной социологии семьи. В частности, применялись положения эволюционного (Голод С.И., Клецин A.A.), сравнительно-исторического (Т.А. Репина), субъектно-центрического (JI.B. Карцева) подходов к изучению семьи, а также трансформационный подход к исследованию института семьи, базирующийся на неоинституциональной парадигме (A.B. Верещагина). В рамках формирования методологического пространства исследования экологической культуры молодежи, ее экологической социализации использовался потенциал отечественной социологии молодежи (М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги, Ю.А. Зубок и др.).
При решении некоторых задач, связанных с выявлением ценностных приоритетов и потребностей современной российской молодежи, нашли применение принципы и положения теории массового общества, общества потребления и риска, информационной концепции общества, а также «мусорной культуры» О.Н. Яницкого.
В диссертации использовались также методы функционального, сравнительно-исторического, социокультурного, аксиологического, цивилизационного подходов.
Эмпирическая база исследования состоит из комплекса эмпирических источников по проблеме развития современного российского общества в эпоху социальной трансформации, в том числе в области экологической, семейной и молодежной проблематики, представленных исследованиями Института социологии РАН, ВЦИОМ, ЮРФИС РАН и других исследовательских науч-
14
ных центров , а также исследованиями российских ученых, таких как М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги, И.О. Ермолаева, A.B. Ме-ренков, Е.А. Шишкина и др.15.
Комплексное использование результатов данных источников позволило получить объективные данные относительно условий и факторов формирования экологической культуры российской молодежи, о роли семьи в данном процессе, а также представить собственное видение того, каким образом и на каких условиях возможно изменение ситуации в сторону снижения уровня рисков в экологической социализации молодежи и повышения ее экологической культуры.
Полученные в ходе работы над диссертацией результаты характеризуются наличием элементов научной новизны:
- рассмотрены теоретические проблемы и противоречия исследования семьи в социологической науке и обосновано, что основным источником разногласий в научной среде по вопросу
"Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) / Аналитический доклад. М.: HC РАН, 2011; О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2012; Социальный портрет молодежи Российской Федерации // Аналитический доклад. M., 2011; Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение. М., Новый хронограф, 2010; Россияне о проблемах // http://www.levada.ru/10-03-2014/rossiyane-o-problemakh; Общественное мнение об экологии // http://www.levada.rU/l 9-06-2013/obshchestvennoe-mnenie-ob-ekologii; Социологический портрет молодежи Ростовской области: коллективная монография / отв. ред.Ю.Г. Волков. Изд-во: Март, Ростов-на-Дону, 2012.
15 Горшков М.К. Социальные неравенства как вызов современной России // Вестник Института социологии. 2010. № 1; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: Институт социологии РАН, 2010; Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011; Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. 2012. № 124; Мерецков A.B. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. 2013. № 2; Шишкина Е.А. Социокультурные практики как фактор формирования экологической культуры (по материалам Астраханской области) // Социологические исследования. 2008. № 9.
об изменениях в сфере семьи и семейных отношений российского общества стал вопрос об оценке этих изменений и их социальных последствиях;
- выявлены теоретические аспекты исследования семьи как агента социализации российской молодежи в условиях нормативного и ценностного плюрализма, превращающих стихийность социализационного процесса в социализационную норму динамично меняющейся социальной реальности; обоснованы методологические ориентиры исследования семьи в контексте формирования экологической культуры российской молодежи, и дано авторское определение понятия «экологическая социализация»;
- выявлены риски экологической социализации молодежи в условиях функциональной трансформации семьи в России и обосновано, что социализационный кризис семьи становится источником дегуманизации и инфантилизации молодежи, способствующих ее экологической деградации;
- обосновано, что экологическая культура российской молодежи на современном этапе характеризуется декларативностью, и определены ключевые факторы экологической пассивности молодежи, во многом связанные с социокультурной и ментальной спецификой российского общества, в свою очередь детерминирующей инфантильный характер экологической культуры российской семьи;
- доказано, что повышение экологической культуры российской семьи как необходимого условия преодоления рисков экологического воспитания и поведения молодежи в условиях господства общественного и индивидуального патернализма в отношении решения экологических проблем и слабости гражданского общества предполагает реализацию механизмов государственного участия в области разработки и реализации эффективной экологической политики с акцентом на развитие системы экологического образования.
Данные элементы новизны нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Прогнозы относительно будущего развития любого общества не могут не базироваться на анализе и оценке происходящих с его семьей изменений, выявлении доминирующих моделей семейного поведения и семейных отношений. Другими словами, необходим глубокий теоретический анализ семьи как социального явления в определенном историческом и социокультурном контексте, поскольку современная семья, в том числе и российская, переживает на современном этапе значительные перемены, заставляющие с осторожностью относиться к тому теоретическому опыту ее изучения, который был накоплен ранее, и отражает уже далеко не свойственный семье как социальному феномену традиционализм. С точки зрения научного дискурса, развернувшегося вокруг изучения современной российской семьи, важно подчеркнуть, что отношение к процессу ее изменения со стороны ученых неоднозначно при всем том, что наблюдается единодушие в характеристике протекающих в семейном пространстве российского общества процессов, среди которых настораживают исследователей следующие: высокая динамика разводов и, соответственно, рост неполных семей; изменение репродуктивных установок и модели репродуктивного поведения, детерминирующие долговременные тенденции снижения рождаемости и демографического кризиса; рост численности семей, добровольно отказывающихся от желания стать родителями, что способствует институционализации такого типа семьи, как добровольно бездетная семья, и ее распространению в российской семейной практике; рост насилия в семье и девиантности в подростковой и молодежной среде. Основным источником разногласий в научной среде по вопросу об изменениях в сфере семьи и семейных отношений российского общества стал вопрос об оценке этих изменений, их источниках и социальных последствиях. Привлекательным на этом фоне выглядит сравнительно-исторический подход, арти-
кулирующий цивилизационные детерминанты изменений в семейной сфере и различный уровень их динамики.
2. В мире нормативного и ценностного плюрализма, каковым является современное российское общество, процесс социализации, в том числе экологической, и формирования экологической культуры чрезвычайно сложен, непрогнозируем и неуправляем. Другими словами, стихийность социализационного процесса стала своего рода социализационной нормой, что и выступает источником многочисленных социализационных рисков, в том числе в сфере экологической социализации, под которой, с авторской точки зрения, следует понимать процесс, направленный на формирование экологической культуры личности посредством трансляции экологических ценностей и норм, основанных на гуманном отношении к природе как части экосистемы, к которой относится и сам человек. Семья выступает важнейшим социорегулятором взаимоотношений природы и общества, поскольку является ключевым актором экологической социализации молодежи. Однако современная российская семья многолика, плюралистична и развивается в русле двух доминирующих моделей: традиционной и современной (эгалитарной) семьи, сосуществующих в едином институциональном семейном пространстве российского общества. Соответственно социализа-ционная специфика каждой из обозначенных моделей семьи значительно различается, как и механизмы формирования экологических ценностей и экологической культуры молодежи, которые в традиционной семье определяются традициями и нормами межпоколенческой трансмиссии, а в современной - самостоятельным выбором как старших поколений, так и молодежи. Иными словами, то, что в традиционной семье выступает социализационной данностью, в современной семье выступает социа-лизационным выбором. И в том и в другом случае наличие со-циализационно-экологической нормы, отсутствующей в российском обществе на современный момент, выступает необходимым
условием эффективности процесса экологической социализации молодежи и становления ее экологической культуры, под которой, с учетом изложенных методологических позиций, понимается часть общей культуры общества, отражающей способы взаимодействия молодежи с окружающей средой и отношение к ней, закладывающееся в процессе экологической социализации, прежде всего в семье.
3. Учитывая масштаб молодежной и подростковой девиации, преступности, агрессивности и жестокости, можно сделать вывод о социализационном кризисе российской семьи как проявлении ее масштабной функциональной трансформации. Сама семья в России стала пространством риска, поскольку экологически небезопасна с точки зрения оценки ее внутреннего климата, который характеризуется ростом равнодушия, жестокого отношения к членам семьи, в том числе к детям, т.е. эмоционально-психологическим неблагополучием. В результате социализационной дисфункциональное™ российской семьи формируются многочисленные социализацион-ные риски, в том числе риски экологической социализации молодежи, которые в обобщенном виде можно представить как риски дегуманизации молодежи и ее инфантилизации. В отношении к природе это проявляется в росте равнодушного и безответственного отношения к ней (природа перестает быть источником творческого вдохновения и духовного совершенствования и не воспринимается как нечто значимое для жизни человека и нуждающееся в уважительном отношении и защите), а в худшем - потребительского отношения, которому зачастую сопутствует жестокое, вандальское отношение к природе. И те и другие риски, вызываемые нарушением механизма социализации в семье и свидетельствующие о социальной незрелости молодежи, ведут к ее экологической деградации (или деградации экологической культуры), означающей постепенную утрату сопричастности молодого поколения к природе как части экосистемы с формированием соответствующего ситуации экологического дистанцирования потребительского экологиче-
ского сознания и поведения, в перспективе угрожающего обществу экологическим коллапсом.
4. Экологическую культуру современной российской молодежи можно охарактеризовать как декларативную, что находит выражение в крайне низкой степени экологической активности и деятельности при достаточно высоком осознании глубины экологической проблематики и последствий экологических рисков. Источники декларативности экологической культуры молодых россиян кроются в социокультурной и ментальной специфике российского общества с присущим ему высоким уровнем патернализма и неготовностью к самостоятельному решению экологических проблем; в достаточно низкой экологической озабоченности на фоне восприятия в качестве наиболее опасных рисков экономического и материального характера; в неразвитости организационной и инфраструктурной сети экологических движений, их информационной обеспеченности; в декларативности экологической политики государства. На микроуровне это проявляется в инфантильности и дефектности экологической культуры семьи, неспособной к передаче истинных экологических ценностей и соответствующей им модели экологического поведения молодому поколению в процессе социализации.
5. Формирование экологических ценностей и истинной экологической культуры молодежи в условиях отсутствия единого ценностно-нормативного социализационного пространства и, по сути, десоциализации такого важного агента социализации как института образования, становится миссией семьи, которая для ее успешного выполнения сама должна обладать высокой экологической культурой. В условиях отсутствия таковой на уровне российского общества, традиционно демонстрирующего патерналистские установки в отношении решения экологических проблем, повышение экологической культуры семьи невозможно вне включения механизма эффективного государственного участия в области разработки и реализации эффективной экологической политики, в рамках которой
значимым элементом должна выступать эффективная система экологического образования, на данный момент носящая во многом декларативный характер и не решающая задачу экологического воспитания молодежи и вовлечения семьи в данный процесс, что выступает базовым условием формирования единого и эффективного социализационного пространства экологического воспитания молодежи. Иные механизмы, связанные с формированием индивидуальных стратегий повышения экологической культуры семьи и ее экологической ответственности в условиях слабо развитого гражданского общества и гражданской ответственности, для российской семьи пока актуальными не являются, хотя необходимо иметь в виду, что тенденции индивидуализации и атомизации семьи в России формируют потребность в постепенном переходе от стратегий государственной регуляции экологического поведения и формирования экологической культуры общества, семьи, молодежи к саморегуляционным стратегиям с опорой прежде всего на самоорганизационный потенциал семьи.
Научно-практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования обуславливается высокой степенью рискогенности экологического пространства российского общества, а также предложенными теоретическими позициями и практическими рекомендациями в области решения проблемы повышения экологической культуры российской молодежи в процессе экологической социализации в семье и в рамках процесса экологического образования.
Сформированное теоретическое пространство исследования экологической культуры молодежи и влияния семьи на данный процесс может стать основой для дальнейших научных изысканий в данном научном направлении и выработки мер и рекомендаций по преодолению экологических рисков в процессе экологической социализации молодежи.
Полученные в исследовании результаты имеют и научно-практическую ценность, так как они могут представлять интерес
для тех государственных и образовательных служб и структур, которые отвечают за разработку экологической и молодежной, образовательной и семейной политики в России. Результаты диссертационного труда могут найти непосредственное применение в преподавательской деятельности при подготовке и чтении курсов по всем тем ключевым проблемам и направлениям, которые разрабатываются в диссертации, и особенно целесообразно их применение при разработке лекционных и семинарских материалов по курсам социологии семьи, социологии молодежи и экосоциологии.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях 2013-2014 гг., в частности, на: Всероссийской ежегодной научной конференции «Лосевские чтения» (г. Новочеркасск, май 2013 г.); Международной научно-методической конференции «Вопросы профессиональной подготовки личности и совершенствования уровневой системы образования бакалавриат-магистратура» (г. Новочеркасск, 5 декабря 2013 г.); Всероссийских научных чтениях, 15-й научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы» (г. Новочеркасск, 24-25 апреля 2014 г.); 11-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности в современных условиях» (г. Новочеркасск, апрель-май 2014 г.).
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре философии и педагогики Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет». Всего по теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 2,8 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, входящих в перечень ВАК при Ми-нобрнауки РФ.
Объем и структура работы включает в себя две главы (шесть параграфов), заключение и библиографический список.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обозначается актуальность темы диссертационного исследования, степень ее научной разработанности, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, определяются методологические ориентиры и эмпирическая база работы, излагаются элементы научной новизны и положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы, а также степень ее научной апробации и структура.
Первая глава «Теоретико-методологические проблемы исследования семьи как агента влияния на формирование экологической культуры российской молодежи» посвящена рассмотрению теоретических проблем и противоречий в изучении семьи в современной социологической науке, выявлению теоретических аспектов исследования семьи как агента социализации и экологического воспитания российской молодежи и определению методологических ориентиров исследования семьи в контексте формирования экологической культуры российской молодежи.
В параграфе 1.1.«Семья как предмет научного дискурса в социологической науке» проводится глубокий теоретический анализ семьи как социального явления в социокультурном контексте современной российской реальности. На современном этапе семья в России переживает значительные перемены, заставляющие с осторожностью относиться к тому теоретическому опыту ее изучения, который был накоплен ранее и отражает уже далеко не свойственный современной семье как социальному феномену традиционализм.
С точки зрения научного дискурса важно подчеркнуть, что отношение к процессу изменения семьи в России со стороны ученых неоднозначно при всем том, что наблюдается единодушие в характеристике протекающих в семейном пространстве российского общества процессов, среди которых настораживают исследователей следующие: высокая динамика разводов и, соответственно, рост неполных семей; изменение репродуктивных установок и модели
репродуктивного поведения семьи, что привело к долговременным тенденциям снижения рождаемости и демографического кризиса; рост численности семей, добровольно отказывающихся от желания стать родителями, что приводит к институционализации такого типа семьи, как добровольно бездетная семья и его распространению в российской семейной практике параллельно с распространением альтернативных форм семейной жизни; рост насилия в семье и де-виантности в подростковой и молодежной среде.
Одни ученые полагают, что речь идет об институциональном кризисе семьи в России, который выражается в разрушении ее функционального и ценностного пространства и может привести к исчезновению семьи как социального института из общественной практики при сохранении обозначенных тенденций в ее функционировании.
Другие исследователи не склонны драматизировать ситуацию в сфере семейной динамики и убеждены в том, что имеет смысл говорить не о кризисе института семьи в России, да и во всем мире (так как тенденции изменения облика семьи наблюдаются во всем мире), а об эволюции, отражающей процесс перехода от семьи традиционного типа к современной семье или семье «супружеского» типа.
Семья в каждом обществе имеет свой специфический облик, свои проблемы, свою логику развития, формирующуюся в контексте исторического развития института семьи в данном обществе с его социокультурными особенностями. С этой точки зрения представляет интерес сравнительно-исторический подход исследования семьи, который постулирует, что на развитие института семьи накладывают свой отпечаток цивилизационные особенности данного общества, а отсюда и трансформация институциональных оснований функционирования семьи и семей-но-брачных отношений приобретает специфический оттенок.
В целом анализ основных парадигмальных подходов к исследованию изменений в функционировании современной семьи
в России позволил сделать вывод, что современная российская семья динамично изменяется по мере изменения социокультурных оснований функционирования самого российского социума и, соответственно, формируется потребность в разработке адекватного этим изменениям методологического инструментария и самого понятия «семья».
В параграфе 1.2. «Семья как агент социализации и экологического воспитания российской молодежи: теоретические проблемы исследования» отмечается, что на современном этапе семья в России переживает сложный период, связанный с трансформацией ее функциональных основ, социализационного и ценностного пространства, что, безусловно, отражается на облике семьи, ее социализационном потенциале, воспитательных стратегиях. Основной акцент в исследованиях по семейной проблематике делается на кризисе социализационной функции и воспитательного потенциала института семьи в России, с чем трудно не согласиться, если отталкиваться от критических показателей девиации в молодежной среде современного российского общества, стремительном снижении социального здоровья, интеллектуального и культурного потенциала молодежи, росте межгенерационного отчуждения и инструментализации духовных ценностей.
Именно в семье закладываются первые знания о природе, первые принципы и нормы, характеризующие отношение к ней, формируется то или иное отношение к родной земле и основа экологической культуры, а, следовательно, правомерно и целесообразно изучать семью как агента экологической социализации, под чем мы предлагаем понимать процесс, направленный на формирование экологической культуры личности посредством трансляции экологических ценностей и норм, основанных на гуманном отношении к природе как части экосистемы, к которой относится и сам человек.
Таким образом, важнейшим социорегулятором взаимоотношений природы и общества в контексте социализационной составляющей выступает институт семьи как актор формирования экологической культуры молодежи и общества. Но для того, чтобы эта роль семьей была выполнена успешно, сама семья должна быть экологически здорова, т.е. ее внутренний климат, эмоциональный и психологический фон, экологические ценности должны соответствовать целям и задачам экологического воспитания и социализации.
Здесь также уместно сказать о том, что и сам процесс социализации значительно изменился за последние десятилетия и имеет смысл говорить о переходе к иной парадигме социализации, в рамках которой социализационный фон задает высокая социокультурная динамика общества, снижающая социализаци-онные возможности семьи как агента, не всегда успевающего за темпом общественной жизни, в то время как ее место занимают другие агенты — сверстники, СМИ и, в частности, Интернет как то коммуникативное пространство, куда молодежь охотно и активно погружается, предпочитая ему непосредственное общение с родителями и старшими членами семьи.
Технологизация современной жизни, интенсивное развитие информационных и коммуникативных технологий способствует тому, что общение с природой для молодежи становится все более редким явлением, так как свободное время она предпочитает проводить в «сети», а там подлинное отношение к природе, которую надо прочувствовать, чтобы полюбить, не формируется.
Другими словами, в эпоху информационной революции проблема социализации приобретает принципиально иной облик, и это формирует необходимость относиться к ней с новых методологических позиций, с учетом изменившейся социальной реальности, где адаптироваться и социализироваться приходится не только молодому поколению, но и взрослому, т.е. процесс социализации перестает быть однонаправленным - от старшего по-
коления к младшему, и молодежь уже не желает мириться с ролью объекта социализации, находящегося в неравноправном положении, так как все сильнее и сильнее осознает свою субъект-ность и нуждается в ее проявлении, что и осуществляет, преимущественно, в Интернет-сети, отчего последняя и является сверхпопулярной в молодежной среде.
Духовно-нравственный мир современной российской молодежи значительно дифференцирован, как и сама молодежь. Ее духовные приоритеты и жизненные ценности уже не определяются единой ценностно-нормативной системой общества, а потому формируются в ситуационном порядке в зависимости от культурной среды, специфики семьи, региона проживания, уровня образования и т.д., т.е. этот процесс стал стихийным и управлять им становится все сложнее и сложнее, поскольку идеалы, нормы, образцы поведения, жизненные стили, на которые ориентируется молодежь, стремительно меняются в современном мире, а сам процесс социализации лишился прочной и устойчивой основы.
Вместе с тем, отталкиваясь от популярной в отечественной социологии концепции социализационной нормы А.И. Ковалевой, со всей очевидностью следует отметить, что отсутствие социализационной нормы в российском обществе выступает источником отклоняющейся социализации.
По аналогии с данной концепцией социализационной нормы можно сказать, что процесс экологической социализации также зависит от наличия социализационно-экологической нормы, содержащей в себе представления о том, что есть природа, какова ее ценность для общества и человека, как следует относиться к ней и почему, в чем заключается ее ценность и значимость для развития человеческого общества.
Наличие социализационно-экологической нормы в обществе позволяет процесс экологического воспитания направить в единое русло, управляемое со стороны агентов социализации, а
ее отсутствие делает этот процесс неуправляемым, стихийным, что мы и наблюдаем сегодня в российском обществе, причем не только в сфере экологической социализации.
В параграфе 1.3. «Семья в системе формирования экологической культуры российской молодежи: методологический конструкт исследования» предлагаются методологические ориентиры исследования семьи как основного актора формирования экологической культуры российской молодежи. Эти ориентиры должны адекватно отражать специфику современной российской реальности, где происходит становление российской молодежи и ее экологической культуры в рамках межпоколенческой трансмиссии, а потому за основу будут взяты принципы и положения теории социализации и межпоколенческих отношений. Важным методологическим основанием диссертации выступают также положения учения социогуманизма.
Институт семьи, выступая базовым в процессе социализации молодежи, ее мировоззренческих и культурных установок, является важным объектом социологического анализа в ходе изучения экологической культуры молодежи при всем том, что экологическое социализационное пространство представлено не только семьей, а также системой образования (дошкольные учреждения, школа, учреждения профессионального, высшего, дополнительного образования), сферой культуры, СМИ, системой государственного управления, в рамках которой формируется экологическая политика государства.
Как отмечают российские ученые, современная российская семья многолика, плюралистична и развивается в русле двух доминирующих моделей: традиционной и современной (эгалитарной) семьи, сосуществующих в едином институциональном семейном пространстве российского общества16. Каждая из моделей семьи характеризуется своим набором социализационных механизмов и
16 Верещагина A.B., Шахбанова М.М. Формирование новых семейных ценностей и отношений в современном российском обществе // Вестник дагестанского научного центра. 2013. № 50. С. 66.
26
ценностей. Если традиционная семья в большей степени ориентирована на сохранение межпоколенческих каналов передачи социального опыта и ценностей, в том числе экологических, то современная семья эгалитарного типа характеризуется индивидуализацией и атомизацией, концентрацией на супружеских отношениях и специфической системой воспитания, свободной от необходимости восприятия и принятия опыта предшествующих поколений в организации семейной жизни и воспитании детей. Соответственно, со-циализационная специфика каждой из обозначенных моделей семьи значительно различается. Это не означает, что экологическая культура семьи эгалитарного типа обязательно должна быть менее высокой, нежели экологическая культура семьи традиционного типа. Означает это то, что механизмы передачи этой культуры различные. То, что в традиционной семье культивируется разными поколениями и передается последующим поколениям, воспринимающим опыт предшествующих поколений в русле сложившейся традиции межпоколенческой трансмиссии, в современной семье выступает результатом сознательного и самостоятельного выбора, который зачастую осуществляется на основе все того же опыта старших поколений. Иными словами, то, что в традиционной семье выступает социализационной данностью, в современной выступает социализационным выбором.
И в том, и в другом случае, независимо от того, в какой семье (традиционной или современной) происходит экологическая социализация молодежи, наличие социализационно-экологической нормы, отсутствующей в российском обществе на современный момент, выступает необходимым условием эффективности данного процесса. Основой такой нормы должно стать бережное отношение к самой жизни как высшей ценности и соответственно отношение к природе как к средству гармонизации личности, что, в соответствии с концепцией социогуманизма17, предполагает не защиту окру-
17 См.: Бушуев В.В., Голубев В С. Соцногуманизм и другие концепции соцноприродного развития: опыт сопоставления // Материалы Международной научной конференции «В.И. Вернадский и
27
жающей среды, а необходимость преобразования самого человека и гуманизацию его жизненной среды. Данное обстоятельство объясняется тем, что окружающая среда, с точки зрения ноосферной парадигмы, - это биотическая среда, сформированная под влиянием жизнедеятельности человека, который преобразовал ее своей культурой.
Формирование экологической культуры молодежи со всей необходимостью предполагает наличие высоко функциональной и целостной системы социализации, связанной едиными социализа-ционными ценностями, нормами и целями. В результате разрушения социализационных норм и социализационной системы в целом процесс социализации молодежи в России принял одну единственно возможную в таких условиях форму - форму хаоса. На сегодняшний день в России отсутствуют социализационные нормы, которыми руководствовались бы семьи, школы, вузы, спортивные организации, СМИ и т.д. Без наличия социализационной нормы, на которую ориентировались бы все институты социализации, семье сложно реализовывать свою социализационную функцию и воспитывать молодежь в духе приверженности экологическим ценностям.
В авторской интерпретации экологическая культура рассматривается как важнейшая часть общей культуры общества, характеризующаяся совокупностью ценностно-нормативных и поведенческих установок, детерминирующих отношение общества и его отдельных представителей к природе. Экологическая культура молодежи выступает индикатором ее отношения к окружающей среде и характера поведенческих практик, возникающих в ходе взаимодействия молодого поколения с природой, и в данном исследовании, с учетом изложенных методологических позиций, экологическая культура молодежи понимается как часть общей культуры общества, отражающей способы взаимо-
ноосферная парадигма развития общества, пауки, культуры, образования и экономики в XXI веке». 2013. Т. 1. С. 482-496.
действия молодежи с окружающей средой и отношение к ней, закладывающееся в процессе экологической социализации, прежде всего, в семье.
Во второй главе «Экологическая культура российской молодежи: специфика формирования и перспективы развития в условиях функциональной трансформации семьи» рассматриваются практические аспекты экологической культуры российской молодежи в контексте влияния на ее становление семьи, функциональная трансформация которой накладывает свой отпечаток на данный процесс, характеризующийся рискогенными факторами, проявляющимися в тенденции появления и распространения ряда рисков экологической социализации в молодежной среде российского общества. Такая ситуация определяет необходимость поиска путей повышения экологической культуры семьи как агента формирования экологической культуры молодежи, поскольку очевидно, что низкая экологическая культура семьи становится фактором столь же низкой экологической культуры молодежи.
В параграфе 2.1. «Функциональная трансформация семьи в России и риски экологической социализации молодежи» ставится задача показать, каким образом дисфункции института семьи в современном российском обществе влияют на экологическую социализацию молодежи.
Функциональная структура института семьи подвержена изменениям, соответствующим институциональным изменениям в семейно-брачной сфере общества. Если в традиционном обществе изменения в институте семьи протекали крайне медленно, то и его функциональная система оставалась устойчивой и слабо подверженной трансформации. На протяжении многих веков старшие поколения передавали младшим одни и те же ценности, нормы, стереотипы поведения и образы жизни, выступая для молодежи авторитетом. Историческое сознание взрослого поколения становилось историческим сознанием молодого поколения, которое с уважением внимало рассказам и советам старших, пе-
ренимая их жизненный опыт и реализуя его в своей взрослой жизни.
Высокая степень социальной определенности и прогнозируемое™ жизненных стратегий и жизни в целом придавали высокую ценность опыту старших поколений, но сегодня ситуация в корне изменилась. Общество вступило в эпоху высокоскоростных трансформаций, которые делают опыт старших поколений устаревшим еще при жизни этих поколений, и теперь молодое поколение само стало носителем необходимых знаний, ресурсов и умений для эффективной жизненной самореализации, так как именно оно наиболее мобильно, склонно к рискам и инновациям, способно быстро приспосабливаться к динамично меняющейся реальности.
Снижение ценности опыта старших поколений соответствующим образом повлияло на ценность межгенерационной преемственности, а ведь в ходе данного процесса передавались не только определенные знания, умения, жизненные навыки, но и отношение к природе, т.е. те самые экологические ценности, кризис которых определяет экологическую ситуацию в современном обществе.
Итак, семья в России стала своеобразным пространством риска, поскольку экологически небезопасна с точки зрения оценки ее внутреннего климата, который характеризуется ростом равнодушия, жестокого отношения к членам семьи, в том числе к детям, т.е. эмоционально-психологическим неблагополучием. Даже полноценная с виду семья, в которой дети желанны, любимы, но не получают должного и необходимого для нормального развития внимания со стороны родителей, может стать источником психических расстройств и заболеваний у детей. Такой тип семей Ж.Н.
Дюльдина предлагает называть благополучно-неблагополучной или
18
полноценно-неполноценной семьей , которая по всем необходи-
кДюльдшш Ж.Н. Семейные ценности и традиции как основа основ российского общества и государства // Власть. 2013. № 11. С. 100.
мым параметрам относится к благополучной семье (полная семья с ребенком или детьми), но в силу чрезмерной занятости родителей в данной семье существует острый дефицит семейного общения, в частности общения родителей с детьми, что часто приводит к появлению у детей синдрома госпитализма, который характерен для детей, испытавших длительную разлуку с матерью, с родителями или вообще не имевших их, или по причине отсутствия со стороны родителей любви к детям. Отсюда рост равнодушия среди детей и молодежи, рост социального инфантилизма, вызываемого нарушением механизмов социализации, когда молодые люди не имеют представления об обязанностях, соответствующих периоду взросления, или не принимают их19, и в итоге остаются социально незрелыми, т.е. инфантильными.
Таким образом, стратегия выживания, реализующаяся значительной частью российских семей, заставляет в первую очередь заботиться о материальном благополучии семьи, а остальные ее функции, жизненно важные для обеспечения благоприятного эмоционального фона ее развития, отодвигаются на задний план. Задачи экологической социализации в подобных семьях эффективно решаться конечно же не будут. Мы наблюдаем сегодня всплеск девиаций в молодежной среде российского общества (рост наркомании, алкоголизации, духовной деградации, суицида, агрессии, равнодушия и т.д.), что прежде всего следует рассматривать как результат дисфункциональное™ института семьи, которая не в состоянии эффективно выполнять свои ключевые функции. Молодежная девиация имеет непосредственное проявление и в антигуманном отношении к природе, но стоит заметить, что это характерно и для российского общества в целом, так что молодежь воспроизводит сложившийся формат отношений в системе «общество-природа».
"Дегтерсвскый О.С. Преодоление социальной инфантильности учащихся колледжа // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. № 58. С. 8.
В параграфе 2.2. «Экологическая культура российской молодежи: ценностные детерминанты и современное состояние»
акцентируется внимание на том, что формирование экологической культуры молодежи происходит в широком социальном контексте, который невозможно не учитывать, даже если за основу взят контекст семейного влияния на данный процесс как определяющий. Нельзя не учитывать географический, экономический, политический и другие факторы влияния на формирование экологического сознания и экологических практик россиян, в том числе молодых. Очевидно, что природное богатство России сыграло «злую» шутку с российским обществом, которое ввиду наличия этого богатства не научилось его ценить и использовать рационально. Будучи богатой своими природными ресурсами, Россия, как отмечает А.Б. Вебер, остается относительно бедной в сравнении с другими развитыми промышленными государствами20, не обладающими столь обширными природными ресурсами. Может, именно этот фактор - фактор чрезмерных богатств - и выступает причиной неразвитости человеческого капитала в России, поскольку основной упор делается на использовании природного, а не на развитии человеческого потенциала..?
Использование природных ресурсов без их восстановления, т.е. невозобновляемое пользование природными богатствами российские исследователи назвали экологическим насилием, которое самым тесным образом связано с другим понятием - «экологическая деградация»21. Преодоление ситуации экологической деградации, при которой экологическая среда, благодаря деятельности человека, теряет способность к восстановлению своих ресурсов, возможно в рамках формирования экологического образа жизни, в интерпретации П.О. Ермолаевой, представляющего собой широкий
20 Вебер А.Б. В поисках новой парадигмы развития // Век глобализации. 2013. № 1 // ЬНр://туш. intelros.rU/readroom/vek-globalizacii/g 1 -2013/18817-у-ро18каЬ-поуоу-рагас%ту-razvitiya.html
21 Косое Г.В., Нефедов С.А. Некоторые методологические аспекты анализа экополитического насилия // Власть. 2013. № 11. С. 151.
набор систематически воспроизводящихся проэкологических практик населения, объединенных идеей ответственности субъекта за
22
состояние окружающей среды . Экологический образ жизни предполагает наличие соответствующей экологической культуры, которая, выступая частью общей культуры, соответственно, имеет ценностное измерение, проявляющееся в восприятии природы, в отношении к ней и к экологическим проблемам, а также поведенческое, отражающее характер экологических практик молодежи.
В данном контексте, чтобы показать уровень экологической культуры российской молодежи, сопоставив ее ценностные и поведенческие характеристики, в работе анализируются результаты эмпирических исследований российских ученых по данной проблематике. Так, результаты сравнительного исследования экологической культуры российского и американского студенчества, проведенного П.О. Ермолаевой, показали, что, в отличие от американской студенческой молодежи, которая проявила развитый уровень экологического поведения, проявив экологическую культуру на деятельно-стном уровне, российское студенчество проявило всего лишь высокую степень озабоченности проблемами экологического развития 23
общества .
Исследование П.О. Ермолаевой зафиксировало важный аспект: российское студенчество в большей степени проявило озабоченность экологическими проблемами в региональном, локальном аспекте, т.е. проблемами, характерными для регионов их проживания, в то время как американские студенты проявили глобальный уровень озабоченности экологическими рисками без привязки к конкретным регионам, которые, кстати, были оценены студентами как относительно благоприятные и, соответственно, их ощущение
22 Ермолаева П.О. Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности проявления и проблемы формирования // Вестник Института социологии. 2011. № 3. С. 237-238 // hllp://www.vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2011_32/Егто1аеуа.р(1С
23 Ермолаева П О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 81.
защищенности от экологических рисков оказалось более высоким, нежели у российских студентов24.
Исследование Левада-Центра 2013 года также продемонстрировало высокий уровень экологической озабоченности россиян именно на локальном уровне (60%)25, в то время как в целом ситуация ухудшения окружающей среды как глобальная проблема, характерная для всего российского общества, волнует только 16% россиян, согласно опросу Левада-Центра в феврале 2014 г.26.
Исследование Е.А. Шишкиной, проведенное в Астраханской области среди различных категорий жителей данного региона, в том числе и среди молодежи, также выявило крайне низкий уровень ее экологической активности, как на общественном уровне (участие в коллективных мероприятиях по охране окружающей
27
среды), так и на индивидуальном . Для астраханской молодежи природа - место для хорошего отдыха; в семье об экологических проблемах разговоры не ведутся; об организациях и движениях экологического характера ей ничего неизвестно; участие в экологической деятельности она не принимает.
Таким образом, уровень экологической культуры российского студенчества ввиду высокой экологической пассивности во многом символичен, а тенденций к переходу в деятельностное русло экологической культуры нашей молодежи пока не наблюдается. Причины такой ситуации кроются во влиянии множества микро- и макрофакторов формирования экологической культуры молодежи, которая определяется не только ценностными убеждениями и установками, но также влиянием экономической ситуации, экологической политикой государства и региональных властей, социокультурными установками на производство и воспроизводство экологи-
24 Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 82-83.
25Общественное мнение об экологии // http://vvww.levada.ru/19-06-20 В/оЬзЬсЬевНеппое-тпете-оЬ-еко^и
26Россияне о проблемах // http://www.levada.ru/10-03-2014/rossiyane-o-problemakli
27 Шишкина Е.А. Социокультурные практики как фактор формирования экологической культуры
(по материалам Астраханской области) // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 80.
34
ческих ценностей, характером и количеством экологических организаций, их деятельностью, а также типом ментальности населения. Последнее обстоятельство выступает, во многом, определяющим, так как отражает патерналистские установки россиян, в том числе молодых, относительно решения экологических проблем. Другими словами, в российском обществе экологическая культура как социальная норма, имеющая ценностное содержание и деятель-ностное проявление, не сложилась. Не сложилась она, естественно, и у молодежи, которая, являясь социокультурным продуктом своего общества, воспроизводит сложившийся в нем характер ценностей и отношений, поведенческих практик, в том числе и экологических.
В параграфе 2.3.«Повышение экологической культуры российской семьи как условие преодоления рисков экологического воспитания и поведения молодежи» обосновывается, что формирование экологических ценностей и истинной экологической культуры молодежи в условиях отсутствия единого ценностно-нормативного социализационного пространства и по сути десоциа-лизации такого важного агента социализации как институт образования становится миссией семьи, которая для ее успешного выполнения сама должна обладать высокой экологической культурой, однако, как показало проведенное исследование, на уровне российского общества, традиционно демонстрирующего патерналистские установки в отношении решения экологических проблем, экологическая культура как таковая отсутствует, особенно в части ее дея-тельностной составляющей при всем том, что осознание тревожности по поводу экологической обстановки в стране присуще россиянам в достаточно ощутимой степени.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, связанных с доминирующей ролью российского государства в сознании россиян и в исторической практике, формирование экологической культуры семьи невозможно вне включения механизма эффективного государственного участия в область разработки и реализации
экологической политики, которая на данный момент носит во многом декларативный характер.
Кроме того, возникает потребность в разработке и реализации эффективной семейной и молодежной государственной политики, в рамках которой именно экологическая составляющая должна выступать основой семейного воспитания и нормой со-циализационных практик других агентов социализации молодежи, таких как школа, вуз и другие учебные заведения, а также СМИ.
Для современной России иные механизмы, связанные с развитием индивидуальных стратегий формирования и повышения экологической культуры семьи и ее экологической ответственности пока актуальными не являются, так как для этого необходимы развитые структуры и организации гражданского общества, а в России, как известно, гражданское общество в традиционном его понимании с высоким уровнем правового сознания и правовой культуры еще не сложилось.
Прежде всего необходимо воссоздать единую систему взаимодействия государства и базовых социальных институтов социализации с целью эффективного воспитания молодого поколения. Такая система эффективно апробировалась в советском обществе, но была безжалостно разрушена вместе с системой управления процессами приобщения молодежи к жизненно важным ценностям, в том числе экологическим. Современное российское государство уже не оказывает влияния на воспитательную деятельность образовательных учреждений, а также учреждений культуры, СМИ и, в итоге, с молчаливого согласия государства, воспитательные функции закрепились, по образному выражению A.B. Меренкова, за массово нищающей российской семьей, получившей право самостоятельно определять цели, задачи и способы воспитания молодежи, но не имеющей при этом, как показал опрос самих родителей, представления о том, каким образом формировать у детей такие качества, как совесть, чувст-
во долга, мужественность, уверенность в себе, любовь к природе
28
И Т.Д. .
Таким образом, жизненно важным является восстановление единой системы воспитания в обществе, в рамках которой через приобщение детей к природе, к экологическим ценностям экологическое воспитание должно выступать обязательным элементом. В свою очередь, экологическое воспитание в рамках единой социали-зационной стратегии может быть реализовано посредством создания системы экологического образования, задачи и цели которой четко прописаны в Законе РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (ред. от 12.03.2014), но как и экологическая политика государства, они носят во многом декларативный характер.
Важнейшее место в системе экологического образования занимает семейное экологическое воспитание, но ему уделяется крайне незначительное внимание, в то время как вовлечение семьи в процесс экологического воспитания выступает залогом его успешности. В рамках экологического образования целесообразно, на взгляд ученых, проводить мероприятия, связанные с изучением экологии родного края, пропагандой здорового образа жизни, организацией исследовательской работы студентов по экологической проблематике с возможностью привлечения к ней родителей, при-
29
влечением студентов к экологической деятельности .
К этому перечню стоит добавить такое важное направление для развития системы экологического образования в рамках соучастия семьи с целью формирования ее экологической грамотности и в итоге экологической культуры, как развитие семейного туризма, так как во время туристических походов происходит глубокое про-
28 AfepeiiKoe A.B. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 103.
2' Селиверстова И.Г. Экологическое воспитание в семье / Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва-Сочи, 21-22 октября 2010 года). M.: 11зд-во РГСУ, 2011.С. 366.
никновение в тайны природы и глубины природы самого человека, т.е. человек познает себя посредством познания природы.
В заключении подчеркивается, что повышение экологической культуры семьи предполагает активизацию и оптимизацию системы государственной регуляции экологической сферы. Первостепенную роль в формировании и реализации государственной экологической политики должна играть система экологического образования, формально существующая в российском обществе и закрепленная в системе экологического законодательства, но незначительно реализующаяся в реальности. Важным компонентом в системе экологического образования является семейное экологическое воспитание, в комплексе с которым должна выстраиваться воспитательная стратегия в отношении формирования экологической культуры молодежи.
В Заключении подводятся итоги, формулируются важные выводы и намечаются пути и направления дальнейшей социологической концептуализации проблемы экологической культуры российской молодежи.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: В изданиях Перечня ВАК при Минобрнауки РФ:
1. Серебрякова О.В. Семья как агент экологической социализации российской молодежи: теоретические проблемы исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7. - 0,5 п. л.
2. Серебрякова О.В. Роль семьи в процессе формирования экологической культуры российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3. - 0,5 п. л.
3. Серебрякова О.В. Функциональная трансформация семьи в России как фактор эскалации рисков в процессе экологической со-
38
цианизации молодежи // «Историческая и социально-образовательная мысль». 2014. № 3. - 0,45.
Другие издания:
4. Серебрякова О.В. Институт образования в системе формирования экологической культуры российской молодежи // Вопросы профессиональной подготовки личности и совершенствования уровневой системы образования бакалавриат - магистратура: сборник науч. статей междунар. науч.-метод, конференции 5 декабря 2013 г., г. Новочеркасск /Новочерк. гос. мелиор. акад.; ред. кол.: В.В. Макаров (отв. ред.) (и др.). - Новочеркасск: Изд-во «Лик», 2013.-0,3 п.л.
5. Серебрякова О.В. Правовые аспекты в формировании экологической культуры российской молодежи // Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности в современных условиях: материалы 11-ой Международной научно-практической конференции, г. Новочеркасск, 28 марта 2014./Юж.-Рос.гос.политехн.ун-т (НПИ) имени М.И. Платова. - Новочеркасск: Изд-во ЮРГПУ (НПИ), 2014 - 0,35 п.л.
6. Серебрякова О.В. Кризис социализационной функции современной российской семьи и деэкологизация сознания молодежи // Лосевские чтения: труды Всероссийской ежегодной научной конференции, г. Новочеркасск, май 2013 г. / Юж.- Рос. гос. политехи. ун-т (НПИ) имени М.И. Платова. - Новочеркасск: Изд-во «Лик», 2014-0,3 п.л.
7. Серебрякова О.В. СМИ в системе формирования экологической культуры молодежи // Всероссийские 15-е научные чтения по актуальным проблемам истории и социальной работы. Научно-теоретическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. 24-25 апреля 2014г/ Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» - г. Новочеркасск, 2014г.- 0,15 п.л.
8. Серебрякова О.В. Семья в современном российском обществе: теоретические проблемы исследования // Сборник научных трудов и творческих работ аспирантов, соискателей и студентов НГМА: Вып. 10 / Под ред. Л.С. Николаевой; Новочерк. гос. мелиор. акад. - Новочеркасск, Изд-во НГМА, 2014. - 0,25 п.л.
Сдано в набор 3.09.14. Подписано в печать 4.09.14. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Times» Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,9 Тираж 100 экз. Типография ЗАО «Центр Универсальной Полиграфии» 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, офис 109 тел. 8-918-570-30-30