автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Становление и развитие организационно-творческой системы арабского телевидения (на материале Египта, Сирии и Ливана)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Займаб, Касим Кассир
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Становление и развитие организационно-творческой системы арабского телевидения (на материале Египта, Сирии и Ливана)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие организационно-творческой системы арабского телевидения (на материале Египта, Сирии и Ливана)"

, , ''Л4*«?,

• ЫП 1 1 " ^

«г£35\;1Ц

МОШЛСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА-ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЩИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТБВНШЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ Я5Р11АОТЯИКИ Кафедра телевидения и радиовещания

ЗАШИБ КАСИМ КАССИР /Ливан/

СТАШШЕ1МЕ И РАЗБИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОШЮ-ТВОРЧЕСКОЙ СИСТЕШ АРАБСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ / НА МАТЕРИАЛЕ ЕГИПТА, СИРИИ И ЛИВАНА/ , ' '

1Ф, и/, 40

431.01,-01' - журналистка

- АВТОРЕФЕРАТ'

диссертации на соискание > •

ученой Степени кандидата филологических наук

Москва, 1932 г.

Работа выполнена на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В.Лоыоносова.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Дробашенко С»В

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

профессор Комаров С.В.

кандидат филологических наук Галукко Р.И. (МГУ)

Ведущая организация - Российский университет Дружбы народов •(ЮТ)

на заседании специализированного совета Д 053.05. /о при Московском государственном университете им. М.В.Лоыоносова при факультете журналистики МГУ по адресу: 103009, г.Москва, ул. Моховая, 10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета куриаластики МГУ.

Автореферат разослан . 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Защчга состоится

кавдидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

адида ¡дущий

научный сотрудник

Ю.Я. Орлов

: v'v¿ У • • — 1 —

ЭяйШпш'НюрчОство в развивающихся странах - исторически сравнительно молодое явление. Оно сложмось здесь в цежл' позже, чем в развитах странах, обладавших для этого более подготовленной культурной пбчвой, а главное - гораздо болео медлим материально-тохнпческим потенциалом, больш®1;« флпаксовнул п кадровыми ресурсами.

Отсюда раприв ме«оту состоянием ТЗ в развитых и развивающихся странах, который наблюдался долгое вре?;я к во итога: сохраняется до сих; пор. Отсюда же и перенасыщога:й телерш-п'.а . развивающихся стран западной, прежде всего американской, продукцией, что сдерживает количественный: и качоствопгай рост их собственного телепроизводства.

В то чее вреш экранное творчество развяватэду'.хся стран, если подходить к нему с учоток ого внеггах достмомий, сегодня уже не'мокет оцениваться лига как "оютзлое" ¡¡"второсортное". Оно стаю ■ неотъеклекой частью мировой аудлоалзуз.отлгой культуры и потому тробует повышенного взп-ллагнгя со стороны лсслсдо- • вателей; -

Специфическое место в мировой кулытре, завлуает арабскля мр несоответственно,- его кшго и ТВ. Oirn обладают определенной общностью, обусломанной соцпально-пйдптлческж, здоно-кичеетам, нацнопалът». и ролдгиозкк своеобразнее негорияее-кого путл, по которому вдут народи этего ov~ix:„ю?ь региона. Вместе с тем культура каждого из пародов, составлякцкх единую арабскую нация, ос&габнтна и иооот черты коповгор^'ооти, касается ли это давних ее традиций »'.ли таких по:;1« облаото;'. творческой деятельности, как ТЗ. Поотог/у научнее у.зрпнло

арабского ТЗ дашзЬ опираться па гептот пууъ??-* 'А---.уг, »

\ ■ ■ ■

.ОС.(У1С1'РОТ'О. ЗТОТ цргщяа Л 1то.яо'1-ог} г.=к ÍÍCXOH:-";.". co.:c,v/

\

о

— о —

настоящей работы.

Арабское телевидение - к современное, и взятое б историческом аспекте - представляет собой сложное явление. В ном ■переплетаются са¡те разные, зачастую противоположно направленные тенденции. Происходящая в большинство стран региона домка старого общественно-экономического и культурного уклада, движение по пути обновления проходят, как правило,, болоз-•нешю, нередко шзывая острие ооцяалышо потрясения, Л все ото самим непосредственным образом сказывается на состоянии экранного творчества.

Другая, не менее важная сторона проблемы, - обратное шшянне ТВ на политическую, культурную и экономическую ситуацию в арабских странах. А оно исключительно велико. Для

населения этих стран аудиовизуальные' средства являются сегод »

1'л тем "мостом", по которому совершается переход от традиционного культурного уклада к новому типу культуры, обусловленному научно-технической революцией. Эти средства неизмеримо расширяют в сознании арабов информационные горизонты, радикально меняют само их сознание, разрушают'не преодоленне до конца изоляционизм, который наложил заметный отпечаток на судьбы арабской нации.

В ряду этих средств у телевидения есть своя специфика. Кино, положившее начало экранной культуре, представляет соб* по преимуществу область художественного творчества /докуме» ташюго и игрового/ и потому рассматривается в первую очередь в системе зрелищных искусств. Для ТВ, которое токе вхо дат в экранную систему, исходной, определяющей является его принадлежность к средствам массовой информации, что дает веские основания некоторым исследователям целиком относить

- 3 -

эго к области журналистики.

"Будучи составной частью, новим родом журналистики,- писал известный исследователь ГВ Л.Я.Юровский, - телевидение в. то же время само представляет собой целостную систему, состоящую из трех подсистем, трех типов программ, соответственно трем рода'л сообщении: публицистическому /в жанрах репортажа, комментария, очерка, в форме выпуска новостей и т.д./; художественному /в жанрах драга, оперы, в форме концерта и т.д./; научному /в жанре лекции, в форме урока и т.д./".* Отсюда и возрастание роли публицистике на телеэкране по сравнению с киноэкраном.

По, представляя собой целостную систему, ТВ одновремен- ■ но является частью более широкой системы экранного творчества, включатацей в себя также и кинематограф. Телевидение свя-занс; с кинематографом генетически, связано общностью экранного языка, а во многом - и социокультурных функций. Телевидением частично унаследованы от кинематографа и творческие кадри, и технология, и жанры. Кинематограф создает для ТВ экранный контекст /такова ке роль ТВ по отношению к кино/. Вот почему при изучении телевидения той: или иной страны закономерным представляется рассматривать телевизионное творчество на фо'ке кинематографического и по отношению к нему.

Это особенно существенно, когда речь идет об арабскс/ регионе. Ведь здесь в целом нот такого баяьи'ого разрыва во временя «¡жду формированием кинематографа и телевидения, как, например, в Квропе. 3 большинстве арабских стран периоды

* Ь'ровски:: Л. Телевидение - поиск:; и решения. Очерки истории и теории советской тележурналистики. К.,1933. С.7.

■ - 4 -

творческого созревания нино и ТВ если ив совпадают, то во всяком случае исторически сближена. Поэтому в арабской культуре две эти области экранного творчества находятся в постоянном п теснок взаимодействии.

• Значение экранных средств велико, конечно, повсвду, но, когда речь идет об арабском мире, следует обратить внимание . на некоторые дополнительные обстоятельства. Во-первых, это отмеченная выше исключительно высокая социокультурная динамика развития стран региона. А в этих условиях роль кино и ТВ как средств информации, пропаганды, просвещения, художественного воспитания резко возрастает. Во-вторнх, большинство арабов до сих пор остается неграмотным. Поэтому экран оказывается Для них /наряду' с радио/ основным коммуникативным каналом получения любой социальной информации■и приобщения к современной культуре. В-третьих, значительная часть арабского населения находятся пока еще на грани бедности, и для этих слоев юпй и ТВ - главные, если не единственные', доступные виды зрелищ и зрелищных искусств. • - - 1 •

Всем указанным вполне объясняется сегодняшнее • внимание исследователей к феномену "арабского экрана", В научной ли- . тературе появился ряд работ, посвященных-кинематографу от- ■ . далышх арабских-стран и арабскому кино в целом. В меньшей степени изучено арабокоз телевидение. В настоящей работе предпринята попытка отчасти восполнить этотттробел.

Феномен телевидения может исследоваться'в разных ас- м . пестах.' В данном случае нам- было-важно выбрать такой аспект, который позволшг<5ы~раесмотретъ арабское ТВ как новый род журналистики /в указанном вше смысле/. И здесь опорным для нас стало понятие "организационно-творческая система .телеви-

дения", то есть принципиальный способ организации национального вещания и соответствующая ему телевизионная практика.

"С точки зрения организационной,- пишет исследователь международной статистики в Облети МИ Е.Я.Дугин,- телевизионное вещание подразделяется статистиками на три основные типа: государственная система, которую финансирует правительство, коммерческое телевидение, существующее на доходи от рекламы, л.смешанное, в которой содергатся элементы обоих типов".'''

Что касается арабского региона, то коммерческая система телевидения /господствующая, в частности, в США./ для него не характерна. Доминирующим здесь является государственное ТВ и, в меньшей степени, смешанное. Это связано с особенное- . тями путей социального и культурного развития арабского мира. Один»из руководителей иорданского ТВ Марван Кхейр следующим образом сказал'об этом: "Существует два метода подбора программ для телевидения. Либо вы передаете то, что хотят увидеть зрители. Это западный метод.'Либо вы'показываете програм-' мы, выбранные интеллектуальной элитой, которая имеет .свое мление-о-том, что будет полезно смотреть народу, полагая, что сам парод ввиду своей культурной отсталости нз знает, что для него хорошо4 а что нет. Это в основном позиция телевидения

> . о

стран третьего'мира. Я считаю, что нужно и то, и другое".

По сути дела речь здесь идет именно о государственной и смешанной организационно-творческих системах вещания, то

Дугин В. Телевидение в зеркале метдународной статистики.-Веб.: Телевидение вчера, сегодня, завтра. !Зи.З.М.,1983.0.195

2

Цит.по: Гатилова И, Два потока /Иорданский телеэкран сегодня/ .-3 сб.Телевидение вчера,сегодня,завтра. 1.1., 1037.0.181.

есть о тех границах, п которих реально существует и развивается сейчас•арабское ТВ. Этому ми и уделили основное внимание С нашем исследовании,

■ Таким образом, объектам исследования в широком смысле стало для нас арабское телевидение, Болое конкретно это тело-евдшшо Египта, Сирии и Ливана. Такой выбор обусловлен пред- . метал, .целью и задачами диссертационной работа.

Птюлустоу исследования являются становление и развитие организационно-творческих систем египетского, сирийского и ■ ливанского телевидения, черты сходства и различия мезду ниш, а также их место в более широкой экранной /кйиотелевпзи- • онной/ системе каждой из указании стран.

Хронологически с рп?жи анализа определяются салим материалом: ве'дательиая деятельность трех стран анализируется по периодам - с этапа предистории и до настоящего времени. 3 Главной нель'то исследования является изучений на материале Египта, Сирии, Ливана основных для арабского мира организа ционно-тЕорческпх систем телевизионного вещания в их исторической динамике /ао'периодам/, "

С этой точки зрения первостепенный интерес представлял для~нао-Египет - яруляейиое государство арабского мира, обладающее наиболее развитой системой экранного творчества. Теле-видешю Египта дает наглядный для^всех'р__рёгиона пример государственного вещания в его относительно "умеренном" варианте.

И телевидении Сирия. такие относящейся к числу стран, которие-эанимают сегодня ключевые позиции - в регионе, реализуется другой7~гора5до^?Ж)е~Ьг1есткий" способ государственной организации вещательной.деятельности,. ']

Наконец, ¿план в своей телевизионной практике ближе все:

подходит к редкой е:цз в арабском миро, да, на паи взгляд,потенциально наиболее перспективной смешанной системе вещания.

Общая цель исследования определила более конкретнае задачи . которые решались в диссертационной работе. Перечислим главные из них:

- проследить основные этапы /периоды/ развития телевидения в Ь'гипта, Сирии и Ливана и соотпоаошз их-меаду собой;

- исслодовать определяющее влияние политико-экономических (факторов на деятельность ТВ в каядой из трех стран;

- сопоставить выявленные в результате отого анализа, ор-ганизациокно-творческие системы ТВ;

- определить место каждой из них в национальной экранной /кинотелешэион'ной/ системе.

Метод исследования обусловлен положенным в его основу принципом единства общего и особенного. Этот принцип реализуется в работе 'через сочетание двух методов анализа - систру-иого и типологического.

Системный: анализ позволил нал; рассмотреть телевидение каждой из грех арабских стран как сложное целое и на разных уровнях.- Исходные уровни анализа -. телевизионное'вещание одной .страны, взятое з аспекте.его•взаимоотношений с государством' /финансово-организационная.система/, в'аспекте творческой .деятельности /система программ, имеющая свои подсистекы/, в • аспекте связей ,с аудиторией, В делом «а ТВ рассмагрявается ,-нами как подскстега более сложной экранной /аудиовизуальной/ ■' системы, через, которую оно включается как один из эле**ектов . в систему нацноналытй культуры данной страны и, ¡вире,- всей арабской культура,.- В -паблте основное рл'гсга'-ч'.о соо^опотогл'о па системе телевазиопрото вещан-м' и сг.ото^о птплокаплсЯ ж-

раиной культуры.

Типологический смысл исследования состоит в том, что анализируемые нами организационно-творческие системы телевизионного вешайия представлено яе только как специфические феномены, но и как универсальнее /с поправкой на национальное • своеобразие отдельных стран/ способы организации вещательной деятельности во всем арабском регионе. Это же относится и к •предпринятой в работе периодизации ТВ.

Новизна исследование заключается прежде всего в систем-но-тщюлогическом подходе к изучению конкретной вещательной практики ТВ арабских стран. История и современное состояние египетского, сирийского, ливанского телевидения впервые рассматриваются жесте и.в то яе время - в более широком контексте национального экранного творчества. Диссертация вво-о

дит в научный оборот большой объем фактических данных, характеризующих ТВ Египта, Сирии и Ливана.

Актуальность исследования, как и тактическая значимость вытекают из его предмета, цели и задач. В диссертации предложен новый уровень осмысления эмпирического материала при обращении к египетскому, сирийскому и ливанскому ТВ и их исторической эволюции. Используемые нами понятия "организационно-творческая система телевидения", "национальная экранная система" могут быть нироко применены для научного описа-■ ння и типологии'экранной деятельности кавдой из арабских стран, для научно обоснованной оценки современного состояния и перспектив развития экранного^творчества в этих странах. Особое значение для теории и практики имеет предпринятый нами анализ .прогрессивных тенденций в телевидении Египта, Сирии и Дивана.

В диссертации били использован« приемы и методы, почерпнутые из разных научных дисциплин - теории журналистики, теории средств массовой информации, теории телевидения, социо--логии, социальной психологии, киноведения. Это обусловлено пвдо-гоаспектностью самого предмета исследования.

Основным источником для нас послужили:

- научные труды по указанным дисциплинам;

- литература по вопросам арабского телевидения и кино;

- документы соответствующих министерств, ведомств, вещательных организаций и архивов арабских стран, а такче материалы Справочно-информационного центра российской телерадиокомпании "Останкино" и Союза кинематографистов Российской Федерации;

- материалы научных и рабочих конференций, посвященных арабскому телевидению и кино;

- телепрограммы и кинопродукция Египта, Сирии, Ливана и других арабских стран.

Особенно большое значение для автора настоящей работы имели труды советских исследователей Э.Г.Багирова, Р.А.Борецко-го, Л.М.Будяк, А.С.Вартанова, Р.М.Галуапсо, Н.А.Голядкина, С.В.Дробашегпсо, Я.Н.Засурского, Т.В.Кузнецова, Т.А.Ыарчепко, С.Л.Муратова, А.Я.Юровского и др. Из трудов арабских и запэд-них ученых чрезвычайно ценными были для'диссертанта публикации таких исследователей, как За^лр Генри Азар, Ибрагим аль-Арис, 1ан Альсен, Дуглас Ео;":д, Таппо Варне, Кан Нубран Карам, -орж Садуль, Абдель Meibr Сайд, Хусейн Усман, Сатир Оарид, Ольхам Хасан и др.

Диссертация состоит из трех глав, введения и зпклпченпя. К работе прилагается список печольземнчой литературы.

- 10 -

Структура диссертации отвечает цели и задечам работы.

Кавдая глава посютдона апатизу телевизионного вещания одной яз. трак стран, который охвачены исследованием.

Глаш долятся па раздели, где рассматриваются кшюмато-■ графическая предыстория телевизионного вещания в данной стране, становление /СС-о годы/, развитие /70-е годи/ и современное соотояггкс /ВО-о - начало 90-х годов/ национального телевидения, а также роль ого на каздом из этапов в национальной экранной системе.

Общий объем диссертации - около 7 печатных листов.

Содержание Бтдогтя изложено Ьыке.

Перапя г.лпвя посвящена телевидению Египта. Как показано в'работе, за три с лишида десятилетия своего существования оно прояло через несколько периодов. Отличительной его особенностью, связанной с государственной системой-вещания, уже в 60-е годы стал относительно высокий удельный вес куль-огурпо-образояатсльшс программ и адресных передач просветительного характера. В 70-х годах к ним прибавились жанры те-лепублхцкеткет. Следует отметить национально-патриотическую -."пяраглигность египетского ТВ, несмотря на обилио западной, нроякудоствонио американской, продукции в телеэфире страны /эта" ситуация типична и для других арабских стран/. В еги-нетсхо:.; теловизионном-веи&нии из-за политического контроля,, пусть и ке слишком жесткого, а тагаегиз-за^недостаткалвор-ческого опыта реалистические тенденции в £0-е - 70-е год® не обозначились с такой определенностью, как в кинематографе,"

Относительно большей творческой зрелости достигло египетское ТВ ухе в следуюделГдесятмлетии /особенно - в послед-иле годы/. Появляется ряд новых и высококачественных куль- •

турчо-просвотительннх передач и игровых- сериалов, получают развитие такие жанры, кок "социальный тслороман" и "драча о открытым финалом", для которых характерны взимание к нуадам и интересам простого человека. Особое значение дал укрепления гуманистического и демократического' направления в еги» петском ТВ имеют работы Ибрагима плъ-Сахена, Имама Мохаумеда, Яхья аль-Амшш и Усмана Апвар Лкаша. Что касаотся места египетского ТВ в экранной системе, страны, то оно обусловлено превдо всего тем, что еще задолго до начала телевизионного вещания в Египте сложилась самая мощная в арабском мире индустрия коммерческого кино. Количественно преобладавшим в национальном кинопроизводстве фильмам развлекательного характера /в-основном это комедии, и мелодрама/ с 40-х годов противостоит реалистическое направление. Революционно-демократические преобразования, начавшиеся в стране после революции 1952 года, привали к частичному отходу кинопроизводства, от коммерческой' системы,' но с 70-х годов п связи, с наступлением политики "открытых дверей" прежняя система тзоблздеуга. Зто создало серьезные трудности для дальнейшего развития демократических теп- • денций в'египетском кило, а в последнее? врогя, после пзеосг-иых событий в.Персидском заливе, под шгаялкем ряда неблагоприятных факторов привело лавдопады'пй кинематограф к ооръознсИ-, тому кризису.

■ , В этих условиях египетское тедешцениэ окаяаяось гораздо стабчльпее. Кромл того, оно стато дтчсткрут»:1» чокало:.' окра:г-яой публицистики,'^ взяло на себя осноз'пкз ггросиатк'голыша Функции, а в худоу.ост^е:!!:ой сй'сро /угпгае его работ:; послед?:::* л?т из уступав? по ешк'у уроьтп гг;;о;:зводогп'.я" ьгж-.-охо-

го реаткстичвского у.п:ю.

- 12 -

Вторая глава посвящена телевидению Сирии. По существу, история но только сирийского ТВ, но и кинематографа началась лишь-в 60-е годи. До этого национальную жизнь страны лишь в . какой-то мере отражала на киноэкране по большей части кинодо-■кументалистика, политически прогрессивная, но творчески и технически очень слабая.

Для сирийского ТВ особенно характерна национальная ориен-.тация вещания. Это одна из немногих стран региона, где в телепрограммах используется в первую очередь собственная продукция. Поддержание такой проградашой политики облегчается небольшим объемом сирийского телевещания.

Другая отличительная черта сирийского ТВ - это, как и в Египте, относительно высокий удельный вес познавательных и учебных передач. Кроме того, сирийские телепрограммы, особенно в последнее десятилетие, насыщены передачами для детей и молодежи. В этом можно увидеть выражение гуманистической направленности национального ТВ, но с одной оговоркой: вещание для детей и молодежи, как и просветительное, во многом слу-831Т в стране формой пропаганды официальной идеологии.

Еесгкий идеологический диктат накладывает серьезные ограничения на дальнейшее развитие как сирийского ТВ, так и ки- ^ некатограда, в котором подъем, приходящийся на конец 60-х -70-е годы, сменился периодом упадка. Демократические и реалистические тенденции все же сохраняются в сирийском экранном творчестве, в том числе - в сфере документалистики. Однако это достигается ценой трудного противостояния не только

о

кор.-мерческой экранной продукции, но и в значительной мере -официальным идеологическим требованиям.

Третья глава посвящена телевидению Ливана, дашему, как

уже отмечалось, наиболее последовательниц вариант плюралистической организаций вещательной деятолыйзстл в арабском реги~-оне. Принцип плюрализма определил собой широту культурного диапазона ливанского ТВ, его установку на диалог разных национальных, религиозник и политических традиций, а такяе сочетание элементов партнерства и конкуренции в рамках единой системы телевизионного вещания. Война, продолжающаяся в стране с ' 1975 года, нарушила эту систему, ливанское ТВ оказалось раздробленным, а многие вновь возникшие телецентра - втянутыми а политическую конфронтацию. '

Становление реалистического ливанского кинематографа началось в'конце 50-х годов, то есть практически одновременно с появлением в страна телевидения, и уопеино продо.дакалооь до военных действий, а затем поило на спад. Но зато в условиях войны набирает силы и становится важнейшей формой вираже--•ния прогрессивных тенденций экранного творчества ливанская ■кинодокументалистика. Сформировавшись только в 70-е годы, она тем не менее дала заметные творческие результаты и во многом восполнила пробел, возникший в производстве игровых фильмов. Характерным для ливанского экранного творчества стало тагасо создание докумеитачыю-хулояеетвзгпшх лент.

Таким образом, в Ливане публицистика больше, чем в других арабских странах, превратилась в важнейший, неотъемлемый элемент обеих разновидностей экранного творчезтга - гганока--тографической а телевизионной. Под влиянием конкретных jicvo-тгазских обстоятельств ливанское ТВ взяло па себя значит зль-нута часть функций кинематографа как "развлекательного зрелища", оказываясь в некоторые периоды основным, если но единственным, аудиовизуальным сродствок, доступным для подавляющего

бгммКНСГВУ Г.'ССТНОГО поселения.

Предпринятый нами анализ позволяет сделать вывод, что национальный окраппые системы Египта, Сирии и Ливана в настоящее время перекипают - по разним причинам и в разной фор-

г

ко - серьезный кризис. Это впрямую оказывается на.состоянии телевизионного вещания. Но, при веох трудностях, прогрессивные тенденции продолжают благотворно воздействовать на развитие арабского экранного творчества, на формирование нового арабского зрителя, па укрепление позиций современной арабской .

КУЛЫ'УРН В ДСЛ05/.

. О

Предпринятый в работе анализ телевидения Египта, Сирии и Ливана привел нас в Злк.ттчтгви к определенным выводам ги-iio.iioriiHoo.itoro характера, касающимся кок организадаонно-творчес кой системы, так и периодизации телевизионного вещаниясараб-. ских стран.

Само понятно "организационно-творческая система телевизионного вощания" било использовано нами в качество опорного, поскольку оно отражает шшгейшшЧ, определяющий аспект любой • экранной деятельности - статус ого по отношению к государству. Естественно, что варианты взаимоотношений ТВ с государством мс гут бить разными. И псе see, на наш взгляд, в арабском миро существуют сегодня три остгогцпге варианта таких ¡взаимоотношений. Их ми и. попытались выявить на материале египетского,, сирийского и ливанского телевидения.

'Первый вариант, представленный телевидением Египта,- это систег/а государственного вещания, но с коммерческими■ олемеп-гамн /проникающим в ТВ под воздействием, в частности, коммерческой организации национального кинематографа/.

1 осударствошюй вецание всегда основывается на двух не-

равнозначных принципах: во-первых, ото госбюдиотпоо /полностью или по преимуществу/ Ядапаисирошнио; во-вторых,- идеологический контроль над ТВ. Второй пришщп вытекает из первого: финансируя вещательную деятельность, государство 1к«учпег|широ-кие возможности для влияния па ее содоржагшп. Однако стопою, Taitoro влияния существенно зависит не только от экономических, по и от политических факторов. Отсюда и негоэдестпаш'ооть государственных систем ТВ даже при наличии у них cxoscli Финансовой основы.

Ту срганизациоппо-гворческую систему государственного телевизионного вещания, которая сложилась в Египте, мы определили как "умеренную". Ото значит, что здесь иорвый припцнн по преимуществу' госбюджотпос фипапсироюлие/главенствует ■ . лад вторм.^ /политический контроль/, хотя идеолог«чоекгщ цон- • зура и влияет в определенной мера па телевизионную практику.

В государственной системе телевидения Сирии идеологический рактор, напротив, является доминирующим, oír по сути дола юдчиняет себе телевизионное творчество. Поэтому такую орга-шзациопно-творческую систему государственного телевизионного ющапия мы определили как "кестяую".

Фактически в подавляющем большинства арабских стран го-ударственное ТВ тяготеет к одному из двух описанных нами аркаитов - "умеренному" ми "■жесткому". Вот почему предприятий кими^анализ имеет определенный типологический сжсл для ещателъпой практики всего арабского мира, а не только для еловидсния двух-трех котсретшх стран.

То ле относится и к анализу оргшшзаииотго-творчеокой »стоки ТВ Лшзшга. В отличие от предыдущих, это сташатая тдираян^рячвская/ сястсг/а, л которой найден огцлда/юнтМ

баланс ке'вду государственным и коммерческим регулированием телевизионного витания.

В арабском мире, как уже упоминалось, коммерческая организация экранной деятельности характерна в большей ми мень-{[ioit степени для кинематографа, но не для телевидения. В принципе ко она означает полную автономность источников финанси-- ?

ровапия /в кино это доход главшм образом от проката фильмов, в ТВ - от рекламы/ и соответственно - значительную степень независимости от контроля официальных структур и от официальной идеологии. Но зато при такой системе получение большой прибыли становится по только необходимы условием, но зачастую основой и дето единственной целью выпуска экранной продукции. В диссертации это гсоназано прежде всего ira материале египетского кинематографа, вернее, той его преобладающей части, которая определила собой характерные черты арабского коммерческого фшд ^производства в целом,

С этой точки зрения, достоинства смешанной системы экранной деятельности заключайтся в том, что она свободна и от край постей безудержной коммерциализации, и от чрезмерного подчинения экранного творчества диктату официальной идеологии. В полной море такая органдзациоцло-творческая система вещания пока по реализовала пи в одной арабской стране', но наиболее ясное представление о ней дает пример 'телевидения, Ливана, опн-":<. у,да^п партнерства сторон в телевизионном проце^ се /партнерство мезду государством и организаторами телепроизводства; партнерство государственных и коммерческих структур в ТВ; партнерство мевду разными обществетшки силами, тан "js, :;ьачо пркчастш/а к вещательной деятельности/.

Но кащему г.:кенкю, дая успешного развития ТВ вачшо, чтоб!

- 17 -

в ком, при определенном контроле со сторош государства, су-щсствовали элементы конкуренции, имеющая экономическую основу. Это дало би возможность объединить финансовые, организационно-технические и творческие росурен, острая нехватка которых сдорятвает сегодня развитие телевизионного вещания в большинстве арабских стран.

Обобщим теперь результата предпринятой в работе попытки периодизации телевизионной практики трех арабских стран. Выстраивая периодизацию, ш также ставили задачу придать ей типологический характер

В каздой из трах стран, как и повевду в мире, появление ТВ означало превращение-одлоканатьной /кинематографической/ системы экранного творчества в двухкананьную- /кинотеловизи- • •онную/. Поэтому закономерно было периодизацию телевизионного -вещания Египта, Сирии и Ливана каядай-раз начинать - в том 'или ином объеме - с кинематографической предыстории. ОпатТО и стата отправным, исходным этапом в нашем анализе исторической эволюции национального ТВ грех стран.

Дальнейший этап - становлений организационно-творческой систем национального телевидения - также универсален и включает ряд необходимых элементов. Это прежде всего формирование социального статуса вещательной деятельности /тип отношений с государством/. Это, далее, создание финансовой и материально-технической базы вещания. Параллельно складывается определеннне организационно-творческие структуры, появляется сеть телеприемников и, соответственно, потенциальная зрительская аудитория. Только на такой основе возможно налаживание систематического, то есть программного, телевизионного вещания. IIa этом же этапе определяется общая конфигурация программ

- 1С -

и программной деятельности /деловая направленность, основные виды, формы и itattpti передач, способы их организации в единое целое, соотношение собственной и зарубежной продукции, система контактов с аудиторией и т.д./. .

На следующем этапе - развитие вещания. Все те организационно-творческие элементы, которые, пусть не в полном объеме, наметились в предыдущий период, теперь уточняются, трансформируются, дополняются,.достигают стадии профессионально-творческой зрелости. Радикально расширяете^ масштаб толеау-дигории и наступает относительная стабилизация ведательно^ деятельности и ео об81ественной роли. Иначе говоря, именно-на этом этапе толовидение становится одним из важнейших элементов национальной системы СМИ, постоянной и устойчивой частью всей системы национальной культуры, в том числё^-акралной. Это значит, что оно уже вплотную .подошло к совре- • менному уровню участия в жизни общества.

Отсода следующий период существования национального ТВ - . его современное состояние.

Все указанные периоды и бы$и последовательно рассмотрены на материале трех арабских стран,, ставашх предметом нашего исследования. Но та же схема периодизации телевизионного вещания монет, 'па наш взгляд, быть более широко применена к' арабской /и.по только арабской/ вещательной' практике. В свою очередь, ото позволит - при дальнейшем научном анализе - ; ясное увддеть общеарабскую вещательную практику как единую,. • сложно организованную сиотему телевизлошюй деятельности в регионе.

Как v.e соотносятся выделенные нами лтеттаодн /предыстория, сталошение, 'развитие и современное состояше нацпоналыюго

ТВ/ о реальной хронологией египетского, сирийского и ливанского телевидения ? .

Дня того чтобы й здесь множество факторов подчинить определенным типологическим закономерностям, ш сознательно■прибегли к носколько схематичной, но в целом; на паи взгляд, оправданной синхронизации тех исторических отрезков, в которые вписывается ка'кднй из выделсшгах нами периодов телевизионного вещания.

• Практически ТВ пришло в арабский регион лишь в ОО-о годы или позже /в Ливане оно существует о 1958 года, в 35гипте и Сирии - о 19С0 года/. Поэтому весь период до начала 50-х голов можно рассматривать как- кинематографическую предысторию арабского ТВ. Добавим, что в разных странах она имела разную про-долтательность, разнив качественные' и количественные особенное ти.

Период становления ТВ в Египте, а такжо Ливане мц относим 'цёликом к 60-м годам. Именно тогда - и это покааано в работе -,национальное телевизионное вещание двух стран обрело все те основные черти, которые в следующем десятилетии позволила ему подняться на более высокий уровень профессионально-творческой эволюции.

Правда, когда речь идет о процессах такого широкого масштаба", любые хронологические границы в той или иной степени условны, хотя я позволяют зафиксировать общие тенденции. Так, на египетское /и вообще арабское/ ТВ сильно повлияло поражение в "шестидневной войно" 1968-года. В каком-то смысле оно ознаменовало вступление телевизионного вещания Египта в"новый период. • Но еще более близко приблизила к этому новому периоду смена руководства стратш после убийства президента Насера в

1070 году. Так что ииешо рубок GO-x - 70-х годов можно в ига-' роком смысле считать границей мочду двумя периода!«! эволюции египетского ТЕ.

То -5{с относится и к телевидению Ливана. Здесь в 1968 году иг.ог.зошло ваиюе для местного вещания .событие: было заключено соглашогше о сотрудничество мекду обоими вещательными организациями страны - "Теле-Ливап" и "Тслс-Ориан". Однако и в данном случае последствия достигнутой договоренности w> оядоизмеяили телевизионную практику в целом. Поогому мы сочли пр&воыерным вписать период становления ТВ Ливана, как и Египта, в единые хронологические рамки 60-х годов.

Ологлео обстоит дело с периодизацией телевизионного вещания Сирии. Из-за гораздо более скромных масштабов вещательной деятельности в этой стране четкую границу мовду периодом становления и периодом развития национального ТВ здесь провести достаточно сложно. Поэтому ми рассматриваем в работе оба эти периода как составило части одного целого, охватывая анализом 60-о и 70-е годы.

Что касается Египта и Ливана, уо для этих двух стран по указанным шве критериям 70-е' годы выделены -в самостоятельный период - этап интенсивного^ развития телевизионного вещания. . Правда, и в этом случае хронологические рамки до известной степени условии. Особенно зто относится к Ливану, где начавшаяся в 1975 году война резко нарушила ход1 эвсицдии национального ТВ. • _ . !

И все та наш анализ показывает, что к 80-м годам телевидение катдой из трех стран, хотя и в разной форме, разними

i

путями, достигло уровня развернутой и достаточно профессионал! но организованной вещательной системы, занявлэй прочное место

в систем^ общей окраиной п - шире - всой национальной культуры, Поотому 60-а голы т рассматриваем как современный этап существования египетского, сирийского и ливанского ТВ. К этому этапу мы подключаем и начало SO-x годоп. поскольку говорить о какой-то принципиальной новизне национального телевизионного вещания трех стран именно в сашо последние годы было би пока преждевременно.

Ih наш взгляд, предпринятая в диссертации на материале Египта, Сирии и Ливана ишологизация основных организационно-творческих систем арабского ТВ, а также основных исторических этапов развития этих систем открывает дополнительные возможности доя более целостного подхода к изучению всего арабского ' телевизионного -вещания в его прошлом и настоящем. Но ото дело будущих исследований - хотелось бы думатьно'очень отдаленных.

■ Автор надеется, что результаты проведенной им работы ' будут, способствовать дальнейшему развитию толевидения арабских .стран.

3>. УЗ/. Т.&6