автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Становление и развитие организационно-творческой системы арабского телевидения (на материале Египта, Сирии и Ливана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие организационно-творческой системы арабского телевидения (на материале Египта, Сирии и Ливана"
МОСЖОВСКИЙ ОРДЕНА. ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОЮСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра телевидения и радиовещания
ЙАЙИБ КАСШ КАССИР /Ливан/
I
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОЙ СИСШЦ АРАБСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ / НА МАТЕРИАЛЕ ЕГИПТА, СИРИИ И ЛИВАНА/
10« 01. журналистика
АВТОРЕФЕРАТ' диссертации на соискание ученой Степени кандидата филологических наук
Москва, 1292 г.
Работа выполнена на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Дробашенко C.B.
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Комаров C.B.
кандидат филологических наук Галушко Р.И. (¡ЛГУ)
Ведущая организация - Российский университет Дружбы народов •(РТДН)
Защита состоится "fyj" У 1Г~ 1992 г. в час. на заседании специализированного совета Д 053.05. Ю при Московском государственном университете иы. М.В.Ломоносова при факультете журналистики МГУ по адресу: 103009, г.Москва, ул. Моховая, 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ.
Автореферат разослан
VI 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Ю.Я. Орлов
Экранное творчество з разшваяитчея странах - исторически сравнительно молодое явленно. Оно сложилось здесь в цолоу позже, чем в развитых стратах, обладавших для этого более подготовленной культурной пбчвок, а главное - гораздо болео модном материально-техническим потенциалом, болылжи финансовыми и кадровыми ресурсами.
Отсюда разрыв между состоянием ТЗ в развитых и разЕлвап-щихся странах, который наблюдался долгое врем.^ к во многом сохраняется до сих пор. Отсюда х'е и перенасыцекпо телерыкка . развивавшихся стран западной, прежде всего американской, продукцией, что сдерживает количественный и качественный реет их собственного телепроизводства.
В то же время экранное творчество развивав,кпхея стран, если подходить к нему с учетом ого висиих доет:г:сн<Ь1, сегодня рт.е кв'Мот.ет оцениваться лишь как "отсталое" ¡¡"второсортное". Оно стало ■ неотъемлемой частью мировой аудпошзуапыгоЛ культуры ¡1 потому требует потаенного внимания со сторона исследс- • вателей.
Специфическое место в мировой культуре занимает арабский мир и,соответственно,- его кино и ТВ. Они обладают определенной общностью, обусловленной социзльпо-полптпчсскпм, оконс-мичесюм, национальным и религиозным своеобразием псгорппес-кого путл, по которому вдут народи этоги рогаоиз. Вместе с тем культура каждого из пародов, составл.'жцн.х едн-пую арабскую нацию, самобытна и песет черти нсаоагзрячята, касается ли это ..¡озгтих 00 трэди»?. гж» так;;:-: гог.'-'х о&лстЛ творческой дгяхольгеотг., кат: ТЗ. Поэте:/у научнее арабе :эг.) ТВ делено сппрагьс.': !:а у .....'-.;■•■ :
настоящей работы.
Арабское телевидение - к современное, и взятое в историческом аспекте - представляет собой сложное ямские. В ном • переплетаются самые разные, зачастую противоположно направленные тенденции. Происходящая в большинстве стран региона ломка старого общественно-экономического и культурного уклада, движение по пути обновления проходят, как правило, болезненно, нередко вызывая острие социальные потрясения. И все это самым непосредственным образом сказывается на состоянии экранного творчества.
Другая, не менее важная сторона проблемы, - обратное влияние ТВ на политическую, культурную и экономическую ситуацию в арабских странах. А оно исключительно велико. Для
населения этих стран аудиовизуальные' средства являются сегод-«1
гл тем "мостом", по которому совершается переход от традиционного культурного уклада к новому типу культуры, обусловленному научно-технической революцией. Эти средства неизмеримо расширяют в сознании арабов информационные горизонты, радикально меняют само их сознание, разрушают не преодоленный до конца изоляционизм, который наложил заметный отпечаток на судьбы арабской нации.
В ряду этих средств у телевидения есть своя специфика. Кино, положившее начало экранной культуре, представляет собой по преимуществу область художественного творчества /документального и игрового/ и потому рассматривается в первую очередь в системе зрелищных искусств. Для ТВ, которое тоже вхо-
о
дат в экранную систему, исходной, определяющей является его принадлежность к средствам массовой информации, что дает веские основания некоторым исследователям целиком относить
его к области журналистики.
"Будучи составной частью, новым родом журналистики,- писал известный исследователь ТВ А.Я.Вровский, - телевидение в. то же время само представляет собой целостную систему, состоящую из трех подсистем, трех типов программ, соответственно трем родам сообщений: публицистическому /в жанрах репортажа, комментария, очерка, в форме выпуска новостей и т.д./; художественному /в жанрах драм, оперы, в форме концерта и т.д./;
л
научному /в жанре лекции, в форме урока и т.д./". Отсюда и возрастание роли публицистике на телеэкране по сравнению с киноэкраном.
Но, представляя собой целостную систему, ТВ одновремен- ■ но является частью более широкой системы экранного творчества, включающей в себя также и кинематограф. Телевидение связан^ с кинематографом генетически, связано общностью экранного языка, а во многом - и социокультурных функций. Телевидением частично унаследованы от кинематографа и творческие кадры, и технология, и жанры. Кинематограф создает для ТВ экранный контекст /такова же роль ТВ по отношению к кино/. Вот почему при изучении телевидения той ми иной страны закономерным представляется рассматривать телевизионное творчество на фоне кинематографического и по отношению к нему.
Ото особенно существенно, когда речь идет об арабском регионе. Ведь здесь в целом нет такого больного разрыва во времена между формированием кинематографа и телевидения, как., например, в Европе. 3 большинстве арабских стран периоды
Юровский Л. Телевидение - поиски и радения. Очерки истории и теории с№згсг:о:'( Гблопсурнал.чсгпки. М.,1Э83. С. 7.
творческого созревания кино и ТВ если не совпадают, то во всяком случае исторически сближены. Поэтому в арабской культуре две эм области экранного творчества находятся в постоянном и тесном взаимодействии.
• Значение экранных средств велико, конечно, повсюду, но, когда речь идет об арабском мире, следует обратить внимание на некоторые дополнительные обстоятельства. Во-первих, это отмеченная выше исключительно высокая социокультурная динамика развития стран региона. А в этих условиях роль кино и ТВ как средств информации, пропаганды, просвещения, художественного воспитания резко возрастает. Во-вторых, большинство арабов до с;:х пор остается неграмотным. Поэтому экран оказывается для них /наряду с радио/ основным коммуникативным каналом получения любой социальной информации и приобщения к современной культуре. В-третьих, значительная часть арабского населения находится пока еще на грани бедности, и для этих слоев кя:Й и ТВ - главные, если по единственные, доступные виды зрелищ и зрелищных искусств.
Воск указанны1« вполне объясняется сегодняшнее внимание исследователей к феномену "арабского экрана". В научной литературе появился ряд работ, посвященных кинематографу отдельных арабских-стран и арабскому кино в целом. В меньшей степени изучено арабское телевидение. В настоящей работе предпринята попытка отчасти восполнить этот"пробел. ь
Феномен телевидения монет исследоваться в разных аспектах. В данном случае нам было важго выбрать такой аспект, который позволял~бн-рассмотреть арабское ТВ как новый род журналистики /и указанном выше смысле/. И здесь опорным для нас стало понятие "органнзадл'Ч-шо-ТБОрчоекая система телеви-
дения", то есть принципиальный способ организации национального вещания и соответствующая ему телевизионная практика.
"С точки зрения организационной,- пишет исследователь международной статистики в Облети СМИ Е.Я.Дугин,- телевизионное вещание подразделяется статистиками на три основные типа: государственная систег/а, которую финансирует правительство, коммерческое телевидение, существующее на доходи .о
от рекламы, и.омешанное, в котором содержатся элементы обоих типов".^
Что касается арабского региона, то коммерческая система телевидения /господствующая, в частности, в США/ для него не характерна. Доминирующим здесь является государственное ТВ и, в меньшей степени, смешанное. Это связано с особенностями путей социального и культурного развития арабского мира. Один»из руководителей иорданского ТВ Марван Кхейр следующим образом сказал об этом: "Существует два метода подбора программ для телевидения. Либо вы передаете то, что хотят уви-доть зрители. Это западный метод. Либо вы показываете програм-. мы, выбранные интеллектуальной элитой, которая имеет .свое мнение.о-том, что будет полезно смотреть народу, полагая, что сач парод ввиду своей культурной отсталости но знает, что для
него хорошо, а что нет. Это в основном позиция телевидения
3 ?
стран третьего мира. Я считав, что нугато и то, и .другое".
По сути дела речь здесь идет именно о государственной и смешанной организационно-творческих системах вещания, то
^ Дугин В. Телевидение з зеркале котдународко.1 статистики.-Веб.: Телевидение вчера, сегодня, заь^.м. В: 1.З.М. ,1983.0.125
2
Дит.по: Гаталова И. Два потока /Иорданомй телеэкран сегодня/.-В сб.:Телевидение хяера,ссгсдяч,з-.шгра.
- о -
ость о тех границах, в которых реально существует и развивается се/лас арабское ТВ. Этому кн к уделили основное внимание в памем исследовании.
Таким образом, оДьекто;/ исолелоппния в широком смысле стало для пас арабское телевидение. Более конкретно ото телевидение) Египта, Сирии а Ливана. Такой вибор обусловлен предлогом, целью и ¿задачами диссертационной работа.
Пред?/; отоу и с сл о д овп ни я являются становление и развитие организационно-творческих спстск египетского, сирийского и ливанского телевидения, черти сходства и различия между пики, а также их косто в более широкой окраиной /кинотелевизл-опной/ систеуе каудой из указанных стран.
Хронологические ррукя анализа определяются сакм материалом: вещательная деятельность трех стран анализируется по периодам - с этапа предистории и до настоящего времени. 0 Главной целью псследэван;1я является изучение на материале Египта, Сирин, Ливана основнпх для арабского мира организационно-творческих систем телевизионного ьощапил в их исторической динамике /по периода-.'/.
С зтои точки зрения первостепенный интерес представлял для пас.Египет - крупнейаоо государство арабского мира, обладающее наиболее развитой скотомой экранного творчества. Толе-вздешк? Египта дает наглядна!! для Бсего_рёгкона пртгр госу- , дарственного вещания в его относительно "умеренно:.:" варианте.
13 телевидении Сирии. таете относящейся к числу стран, |-коториа-заякуалт сегодня ключевие позиции в регионе, реализуется другой, гораздо13ояое-"-ызстлий" способ государственной организации вещательной деятельности. '!
Наконец, Лгг.т* в своей телевизионной практике блнле всего
подходит к редкой еще в арабском миро, но, па наш взгляд,потенциально наиболее перспективной сметанной систоле вещания.
Общая цель исследования определила более конкретное задачи . которые решались в диссертационной работе. Перечислим главные из них:
- проследить основные этапы /периоды/ развития телевидения в Кгипте, Сирии и Ливане и соотношение их-между собой;
- исследовать определяющее влияние политико-экономических факторов на деятельность ТВ в каждой из трех стран;
- сопоставить выявленные в результате этого анализа, организационно-творческие системы ТВ;
- определить место каждой из них в национальной окраиной /кинотелевизионной/ системе.
Метод исследования обусловлен положешпм и его основу принципом единства общего и особенного. Этот принцип реализуется в работе 'через сочетание двух методов анализа - системного и типологического.
Системный анализ позволил нам рассмотреть телевидение каждой из трех арабских стран как сложное целое и на разных уровнях.■ Исходные уровни анализа - телевизионное'вещание одной страны, взятое в аспекте его•взаимоотношений с государством /финансово-организационная система/, в аспекте творческой деятельности /система программ, имеющая свои подсистемы/, з аспекте связей с аудиторной. В целом же 13 рассматривается ,нами как подсистема более сложной экранной /аудиовизуальной/
системы, через которую оно включается как один лле-'онтоп
>
в систему национальной культуры данной строги и, "игге,- гл»? .чрабССЭЯ культур!!. 3 ПГ>1оТ1 0С'!1:»'0<г га»Г.*Г*Ю» ггЗМХ'У?',Ч >!"! ;л с::стт/ч тмовнзпо'п'чго го •"•': :, сот'.-'' ■■■-:< -:■-
ранной культура.
Типологический смысл исследования состоит в том, что анализируемые нами организационно-творческие системы телевизионного вещайия представлено не только кал специфические феномены, но и как универсальные /с поправкой на национальное • своеобразие отдельных стран/ способы организации вещательной деятельности во всем арабском регионе. Это же относится и к ■предпринятой в работе периодизации ТВ.
Новинка исследование заключается превде всего в системно-типологическом подходе к изучению конкретной вещательной практики ТВ арабских стран. История и современное состояние египетского, сирийского, ливанского телевидения впервые рассматриваются шесте и. в то же время - в более широком контексте национального экранного творчества. Диссертация вво-
р
дит в научный оборот большой объем фактических данных, характеризующих ТВ Египта, Сирии и Ливана.
Актуальность исследования, как и практическая значимость, вытекают из его предмета, цели и задач. В диссертации предложен новый уровень осмысления эмпирического материала при обращонии к египетскому, сирийскому и ливанскому ТВ и их исторической эволюции. Используете нами понятия "организационно-творческая система телевидения", "национальная экранная система" могут быть широко применены для научного описания и типологии экранной деятельности кавдой из арабских стран, для научно обоснованной оценки современного состояния и перспектив развития экранного0творчества в этих странах. Особое значение для теории и практики имеет предпринятый нами анализ .прогрессивных тенденций в телевидении Египта, Сирии и Ливана.
- Э -
В диссертации били использованы приемы и методы, почерпнутые из разных научных дисциплин - теории журналистики, теории средств массовой информации, теории телевидения, социо--логии, социальной психологии, киноведения. Ото обусловлено шго-гоаспектностью самого предмета исследования.
Основным источником для нас послумли:
- научные труды по указанным дисциплинам;
о
- литература по вопросам арабского телевидения и кино;
- документы соответствующих министерств, ведомств, вещательных организаций и архивов арабских стран, а тмете материалы Справочно-информационвого центра российской телерадиокомпании "Останкино" и Союза кинематографистов Российской Федерации;
- материалы научных и рабочих конференций, посвященных арабскому телевидению и кино;
- телепрограммы и кинопродукция Египта, Сирии, Ливана н других арабских стран.
Особенно большое значение для автора настоящей работы ¡мели труды советских последователей Э.Г.Багирова, Р.А.Борецко-го, Л^'Л.Будяк, А.С.Вартанова, Р.И.Галущхо, Н.А.Голядкина, С.В.Дробашетсо, Я.Н.Засурского, Г.В.Кузнецова, Т.А.Марченко,
С.А.Муратоаа, А.Я.Юровского и др. Из трудов арабских и запац-
>
пых ученых чрезвычайно цешгнми бичи для' диссертанта публнка-ции таких исследователей, как Сафпр Генри Азар, Ибрагим а-ть-Арпс, 2зл Альосп, Дуглас Еойд, Тапяо Варне, 1лн ^убран ларам, -орж Садуль, Абцаль йеЗч Сайд, ЛуссКи Усман, Замир ;лрпд. Ольха" Хассп и др.
Дассортаипя состоит из трех В1;',д."г;:"! и гги'.г'Лз:!;^:.
Г'Чоте прилагается опкег с г.ота'а^ог'и-'пП ...'.' •."•/•г.ч.и.
- 10 -
Структурл диссертации отвечает цели и задачам работы.
Каадап гласа поспящона анализу телевизионного вещания одно!! из трох стран, которые охвачены исследованием.
Главк долятся гга разделы, где рассматриваются кипомато-• графическая предыстория телевизионного вещания в данной стране, становление /СО-о годы/, развитие /70-е годи/ и современное состояние /80-е - начало 30-х годов/ национального телевидения, а такяе роль ого на каждом из этапов в национально:! окраиной системе.
Общий объем диссертации - около 7 печатных листов.
Содержание Введения изложено выше.
Первач глава посвящена телевидению Египта. Как показано в работе, за три с лишним десятилетия свбего существования оно пролло через несколько периодов. "Отличительной его особенностью, связанной с государственной системой-вещания, yj.ii в 60-е годи стал относительно высокий удельный вес куль-о-урио-образояатольнкх программ и адресных передач просветительного характера. В 70-х годах к ним прибавились жанры те-ллпублпцистпк::. Следует ответить национально-патриотическую • ишппеяопкостг, египетского ТВ, несмотря на обилие западной, преимущественно американской, продукции в телеэфире страны /ота ситуация типична к для других арабских стран/. В египетском телевизионном вещании из-за политического контроля, пусть и не слишком жесткого, а также из-за., недостатка.твор-^ ческого опита реалистические тенденции в 60-е - 70-е года» не обозначились с такой определенностью, как в кинематографе/
Относительно большей творческой зрелости достигло египетское ТВ уже в слодугадаГдесятилетии /особенно - в послед-голи/. Появляется ряд новых н высококачественных куль-
турно-иросвотнтельтх передпч п игровых сериалов, получачт развитие такио жанры, кал "социальный телсроман" и "драма с открытии финалом", для которых характерны внимание к нуждам и интересам простого человека. Особое значение туш укрепления гуманистического и демократического' направления в еги-г петском ТВ имеют работы Ибрагима аль-Сахена, Hssava Мохаммеда, Яхья аль-Амили и Усмана Анвар Аканта. Что касаотся моста египетского ТВ в окраиной системе страны, то оно обусловлено преждо всего том, что еще задолго до начала телевизионного вещания в Египте сложилась самая мощная в арабском мире индустрия коммерческого кино. Количественно преобладавшим в национальном кинопроизводстве фильмам развлекательного характера /в-основном ото комедии и мелодрамы/ с 40-х годов противостоит реалистическое направление. Революционно-демократические преобразования, начавшиеся в стране после ревокации 1S52 года, привели к частичному отходу кинопроизводства от коммерческой системы, но с 70-х годов в связи с наступлением политики "открытых дверей" прежняя система возобладала. Это создало серьезные трудности для дальнейшего развития демократических теп- ■ дещий в'египетском кино, а в последнее время, яссле г.зеост-ных событий в.Персидском зализа, под влиянием ряда неблагоприятных факторов привело лациолпльниЯ кмгекагогрт*- к сорьезг .нему кризису.
В этих условиях египетскс? -солсяэттиз окааапось гораздо стпб'1лы;ее. Kpow" того', оно ссачато:' зтг;.ч::-ro,t публицкетакк,- ззято гл cerft оогльтго тсоо.'^тталчь:.-:''} "у'.г-■ЦИ!!, а в художостЕ'з::гг!4: ст-зрп ого лоз.год-;::'.: .-.-у:
т:с уступает гго своо-у уроГ':ч ^у-
\
го "[ оа::::сп:чзского V::;:^.
- 12 -
Вторая глава посвящена телевидению Сирии. По существу, история но только сирийского ТВ, но к кинематографа началась лишь б GO-e годы. До этого национальную газнь страны лмь в какой-<го мере отражала на киноэкране по большей части кинодокументалистика, политически прогрессивная, но творчески и технически очень слабая.
Для сирийского ТВ особенно характерна национальная ориен-.тация вещания. Это одна из немногих стран региона, где в телепрограммах используется В первую очередь собственная продукция. Поддержание такой программной политики облегчается небольшим объемом сирийского телевещания.
Другая отличительная черта сирийского ТВ - это, как и в Египте, относительно высокий удельный вес познавательных и учебных передач. Кроме того, сирийские телепрограммы, особен-
р ч'
но в последнее десятилетие, насыщены передачами для детей и молодежи. В этом кошго увидеть выражение гуманистической направленности национального ТВ, но с одной оговоркой: ведание для детей и молодежи, как и просветительное, во многом слу-кит в стране формой пропаганды официальной идеологии.
Жесткий идеологический диктат накладывает серьезные ограничения па дельнейшее развитие как сирийского ТВ, так и кинематографа, в котором подъем, приходящийся на конец 60-х -70-е года, сменился периодом упадка. Демократические и реалистические тенденции все же сохраняются в сирийском экранном творчестве, в том числе - в сфере документалистики. Однако это достигается ценой трудного противостояния не только
о
коммерческой экранной продукции, но и в значительной мере -официальным идеологическим требованиям.
Третья гл.чвл посвящена телевидению Ливана, давшему, как
уже отмечалось, наиболее последовательный вариант плюралистической организации вещательной деятолыйэсти б арабском регионе. Принцип плюрализма определил собой широту культурного диапазона ливанского ТВ, его установку на диалог разных национальных, религиозных и политических традиций, а также сочетание элементов партнерства и конкуренции а рамкам .'диной системы телевизионного вещания. Война, продолжающаяся в стране о ' 1975 года, нарушила эту систему, ливанское ТВ оказалось раздробленным, а многие вновь возникшие телецентры - втянутыми в политическую конфронтацию.
Становление реалистического ливанского кинематографа началось в'конце 50-х годов, то есть практически одновременно с появлением в стране телевидения, и успоино продолжалось до военных действий, а затем по:ало на спад. Но зато в условиях- войны набирает силы и становится важнейшей формой вираже--•ния прогрессивных тенденций экранного творчества ливанская •кинодокументалистика. Сформировавшись только в 70-е годы, .она тем не менее дала заметные творческие результаты .1 во многом восполнила пробел, возникший в производстве игровых фильмов. Характерным для ливанского экранного творчества стало также создание документально-художественных лент.
Таким образом, в Лип,ню публицистика больше, чом в других арабских строках, проврат.иась в гахпоЯяяЗ, ¡тотье-логн": элемент обедх• разновидностей .тронного ла -
тографической и телевизионной. Под влиянием конкретны.-.
гюских обстоятельств ливанское ТВ взяло па себя значительную часть функций кинематографа как "развлекательного зрелища", оказываясь в некоторые периоды основным, если пп одпнетвен-глгл .аудиовизуальным. средство«, доступнкк для подзглчикпго
большинства г.'св'пюго населения.
Предпринятый ib,;ii анализ позволяет сдолать вывод, что национальные зиршиий системы Египта, Сирии и Ливана ■ в настоя, цоо время перевивают - по разним причинам и в разной фор-
г
ме - серьозпый кризис. Это впрямую ека'зиаается на.состоянии телевизионного вещания. Но, при всех трудностях, прогрессивные тенденции продолжают благотворно воздействовать на развитие арабского экранного творчества, па формирование нового арабского зрителя, на укрепление позиций современной арабской • культуры Т.1 цодом.
о
Предприняты," в работе анализ телевидения Египта, Сирии и Ливана привел пас в Паключепии к определенным выводам типологического характера, касающимся как организационно-творческой систем, так i' периодизации телевизионного вещания ¿арабских стран.
Само понятно "организационно-творческая система телевизионного вещания" било использовано налги в качество опорного, поскольку оно отражает важнейший, определяющий аспект любой экранной деятельности - статус ого по отношению к государству. Естественно, что вариант» взаимоотношений ТВ с государством могут бить разными. П neo ко, на наш взгляц, в арабском миро существуют сегодня три основных варианта таких взаимоотношений. Их ми и почитались выявить на материале египетского,, сирийского и ливанского телевидения.
'Первый вариант, представлении!'! телевидением Египта,- это система государственного вещания, но с коммерческими элементам;: /пропикаэдими в ТВ под воздействием, и частности, комме рческо;: организации национального кинематографа/.
г 0
1осу«арстшн>мо вещание всегда основывается на двух ¡к—
равнозначных пршгципах: во-первых, ото госбюджетной /полностью или по преимуществу/ финансирование; во-вторых,- идеологический контроль над ТВ. Второй принцип вытекает из порвого: финансируя вещательную деятельность, государство получает|широкие возможности для пяияния на ее содержание. Однако степень тшсого влияния существенно зависит не только от экономических, по и от политических (факторов. Отсюда и нотоздсстпонгость государственных систем ТВ дажо при наличии у них схожей финансовой основы.
Ту срганизационио-^гворчоскую систему государственного телевизионного вещания, которая сложилась в Египте, мы определили 1салс "умеренную". Ото значит, что здесь первый принцип -по преимуществу'госбюджетное финансирование/ главенствует • . ■ над вторым/политический контроль/, хотя идеологическая нон- ■ зура и влияот в определенной мере па телевизионную практику.
В государственной системе телевидения Сирии идеологический 'фактор, напротив, является доминирующим, он по сути дела подчиняет себе телевизионное творчество. Поэтому такую орга-низациогшо-творчоскую систему государственного телевизионного вещания mj определили как "жесткую".
Фактически в подавляющем большинство арабских стран государственное ТВ тяготеет к одному из двух описанных нами вариантов - "умеренному" ми "жесткому". Вот почему предпринятый на; анализ имеет определенный типологический смысл для вещательной практики всего арабского мира, а на только для телевидения двух-трех конкретных стран.
То же относится и к анализу оргапизяпиошга-тиорчсскоМ системы ТВ Ливана. В отличие от предыдущих, это смошанчая /пляралкузчоская/ система, в которой найден опргцоленный
- 1С -
баплс адлду госудлрстРоч;п"1 и коммерческим регулированием то. юв'лзнонного вещания.
В арабском г.'иро, как уио упоминалось, коммерческая орга-пзлпия экранной деятельности характерна в большей или ыепь-м,з."! степени .для кинематографа, но не для телевидения. В прин-игпе ".о она означает полную автономность источников финансирования /в кино это доход главным образом от проката фильмов, в ТВ - от рекламы/ и соответственно - значительную степень независимости от контроля официальных структур и от официальной идеологии. Но зато при такой, системе получение большой прибыли становится по только необходимым условием, но зачастую основой и даче единственной целью выпуска экранной продукции. В диссертации это показано провдо всего на материале египетского кинематографа, серное, той его преобладающей части, которая определила собой характерные черты арабского коммерческого филь-мопроизводства в целом,
С этой точки зрения, достоинства смешанной системы экранной деятельности заключается в том, что она свободна и от крайностей безудеряной коммерциализации, и от чрезмерного подчинения экранного творчества диктату официальной идеологии. В полной мерс такая организационио-творчоская система вещания пока не реализована ни в одной арабской стране', но наиболее ясное представлении о ней дает пример 'телевидения Ливана, ош.-1 с.;.,- . „е.. п.нц, п партнерства сторон в телевизионном процессе /партнерство мотду государством и организаторами телопро-'••.зводства; партнерство государственны" и коммерческих струк-г. ТВ; пнрг:'срс7г>э меятту разшгла общественными силами, так "в..чч г.г.:.п»ог. :;..•„ :: вещательной доятедыюстк/.
.чл.\\у ; ':о:;:;о, дог уо:ю в-ого разгатш ТВ вх.смо, чтобы
в нем, при опрсдолепном контроле со стороны государства, су-Шествовали элементы конкуренции, имеющей экономическую основу. Ото дало бы возможность объединить финансовые, организацпешю-технические и творческие ресурсы, острая нехватка которых сдерживает сегодня развитие телевизионного вещания в большинстве арабских стран.
Обобщим теперь результаты предпринятой в работе попытки периодизации телевизионной практики трех арабских стран, встраивая периодизацию, мы такие ставили задачу придать ей типологический характер
В каждой из трех стран, как и повсюду в мире, появление ТВ означало превращение-одноканальной /кинематографической/ системы экранного творчества в двухканальную /кипотелевизи- • ■онную/. Поэтому закономерно было периодизацию телевизионного . вещания Египта, Сирии и Ливана каждый-раз начинать - в том 'или ином объеме' - о кинематографической предыстории. Опа^то и стала отправным, исходным этапом в нашем анализе исторической эволюции национального ТВ трех стран.
Дальнейший этап - становление организационно-творческой системы национального телевидения - также универсален и включает ряд необходимых элементов. Это прежде всего формирование социального статуса вещательной деятельности /тип отношений с государством/. Это, далее, создание финансовой и материально-технической базы вещания. Параллельно складываются определенные организационно-творческие структуры, появляется сеть телеприемников и, соответственно, потенциальная зрительская аудитория. Только на такой основе возможно налаживание систематического, то есть программного, телевизионного вещания. ¡к этом же этапе определяется общая конфигурация программ
и программной деятельности /цолешя направленность, основные воды, формы и шири передан, способы их организации в единое целое, соотношение собственной и зарубежной продукции, система контактов с аудиторией и т.д./, .
IIa следующем этапе - развитие вещания. Все те организационно-творческие элементы, которио, пусть не в полном объеме, наметились в предыдущий период, теперь уточняются, трансформируются, дополняются, достигают стадии профессионально-
I
творческой зрелости. Радикально расширяется масштаб телеаудитории и наступает относительная стабилизация вещательно^ деятельности и ее общественной роли. Иначе говоря, именно на этом этапе телевидение становится одним из важнейших элементов национальной системы СМИ, постоянной и устойчивой частью всей системы национальной культуры, в том числес-экрапной. Это значит, что оно ужо вплотную подошло к современному уровню участия в жизни общества.
Отсюда следующий период существования национального ТВ -его современное состояние.
Все указанные периоды и бар последовательно рассмотрены на материале трех арабских стран, ставших предметом нашего исследования. Но та же схема периодизации телевизионного вещания может, па нош взгляд, быть более широко применена к арабской /п.по только арабской/ вещательной'практике. В свою очередь, это позволит - при дальнейшем научном анализе -яснее увидеть общеарабскую вещательную практику как единую, сложно организованную сиотему телевизионной деятельности в регионе.
Kar. ":с соотносятся вццеленкые памкдотаолп /проднеторпл,
стт'отсн-.р, развитие и современное состояние натгепагьпого
ТВ/ с реальной хронологией египетского, сирийского и ливанского телавидения ?
Для того чтоби и здесь множество факторов подчинить определении типологическим закономерностям, ми сознательно1 прибегли к несколько схематичной, но в цолом; на нам взгляд, оправданной синхронизации тех исторических отрезков, в которые вписывается каздый из выделенных нами периодов телевизионного вешания.
• Практически ТВ пришло в арабский регион линь в Gü-o годы или позже /в Ливане оно существует с 135Б года, в Египте и Сирии - с 19С0 года/. Поэтому вось период до начала 60-х голов моэтю рассматривать как- кинематографическую предысторию арабского ТВ. Добавил, .что в разных странах она-имела разную про-■ долкительиооть, разные качественные' и количественные особенности.
Период становлетш ТВ в Египте, а такм.о Ливане мы относим 'цбликом к GO-м голам. Кмснпо тогда - и это показано в работе -национальное телевизионное вещание двух стран обрело все те основные черты, которые в следующем досятилетии позволила ому подняться на более высокий уровень профессионально-творческой эволюции.
Правда, когда речь идет о процессах такого широкого масштаба, лпбыэ хронологически границы в той пли иной степени условны, хотя и позволяют зафиксировать общие тенденции. Tai:, на египетское /и вообще арабское/ ТВ сильно повлияло порам.епие в "щостидневной войне" 103С года. 3 каком-то смысле оно ознаменовало вступление телевизионного в'.щачкя Египта в' йога;?. период.-Но еще более близко приблизила к этому новому периоду смога руководства странн после убийства прозютнпа mcopa в
1070 году. Так что именно рубо;.; 60-х - 70-х годов можно в шире,,-.ом смысле считать границей между двумя периодами эволюция с гплотского ТВ.
То .же относится и к телевидению Ливана. Здесь в 1968 году тронзолло вастоо для местного вещания .событие: было заключено соглашение о сотрудничестве мопеду обоими вещательными организациями ст^алш - "Теле-Ливап" и "Тслс-Ориан". Однако и в данном случае последствия достигнутой договороы.ссга :,f видоизменили телевизионную практику в целом. Поэтому мы сочли правомерным вписать период становления ТВ Ливана, как и Египта, в единые хронологические рамки 60-х годов.
Слог/лсс обстоит дело с периодизацией телевизионного веща-шэт Сирии. Из-за гораздо более скромных масштабов вещательной деятельности в этой стране четкую границу мокду периодом становления и периодом развития национального ТВ здесь провести достаточно сложо. Поэтому мы рассматриваем в работе оба эти периода кшс составные части одного целого, охватывая анализом 60-14 и 70-е годы.
Что касается Египта и Ливана, то для этих двух стран по указанным вше критериям 70-о годы выделены -в самостоятельный период - этап интенсивном развития телевизионного вещания. . Правда, и в отом случае хронологические рамки до известной степени условны. Особенно это относится к Лавану, где начав-иаяся в 1975 году война резко нарушила ход'эволюции националь-' ного ТВ.
¡1 все же наш анализ показывает, что к 80-м годам телевидение каждой из трех стран, хотя и в разной форме, разными путями, достигло уровня развернутой п достаточно профессионально о^аггизоЕОН/юй вещательной системы, зшившей прочное место
- 21 -
в системе! обдай окраиной и - шире - всей национально;! культуры. Поэтому С0-о готш ш рассматриваем как современный этап существования огипетс1сого, сирийского и ливанского ТВ. К этому этапу ми подключаем и начало 90-х годов. поскольку говорить о какой-то принципиальной новизне национального телевизионного вещания трех стран именно в самые последние гсди било бы пока преждевременно.
11а наш взгляд, предпринятая в диссертации на материале Египта, Сирии и Ливана типологизация основных организационно-творческих систем арабского ТВ, а также основных исторических этапов развития этих систем открчвает дополнительные возможности для более целостного подхода к изучению всего арабского ' телевизионного-вещания в его прошлом и настоящем. Но это дело будущих исследований - хотелось бы думать, но очень отдаленных.
■ Автор надеется, что результаты проведенной ;гл работы ■ будут.способствовать дальнейшему развитию телевидения арабских стран.
5ЛЗ/. т.&с