автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Мусукаева, Анжелла Хамитовна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А. М. ГОРЬКОГО

РГ6 00 2 2 РЕВ 1993

На правах рукописи

МУСУКАЕВА Анжелла Хамитовна

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ РОМАН. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ЭТНО-КУЛЬТУРНАЯ

ТИПОЛОГИЯ

10.01.02.— Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук

Москва — 1993

• Работа выполнена на кафедре русской литературы ордена Дружбы народов Кабардино-Балкарского государственного университета.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Н. Н. Воробьева

доктор филологических наук А. А. Схаляхо доктор филологических наук, профессор Н. М. Шляховая

Ведущая организация — Кабардино-Балкарский ордена Знак Почета научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики.

Защита состоится « »_1993 года

в_ часов на заседании специализированного Совета по

присуждению ученой степени доктора филологических наук при Институте мировой литературы им. А. М. Горького РАН: 121069. Москва, ул. Воровского, 25а.

Автореферат разослан « >__1993 года

Ученый секретарь специализированного Совета доктор филологических наук

Н. Н. Воробьева

I. ОБЩАЯ- ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Изучение северокавказского романа, его специфики позволяет исследовать многие проблемы, в том числе проблему художественной р этно-культурной типологии. Общность литератур народов, имеющих' •рсторическое, географическое, культурное, этническое родство,да-•§т возможность найти определенные точки соприкосновения этих литератур, изучить взаимное влияние культур,' и вместе с тем показать то, что является национальным достоянием каждой из них. Хотя нельзя не согласиться с М.Бахтиным: "Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся жанр среди давно готовых и частично ужа мертвых жанров"*.

Четыре типа форм общения национальных литератур выделяет Д.Дюршпин2.' Если придерживаться определений, названных ученым особыми -литературными общностями, то литературы Северного Кавказа следует отнести к географическому или региональному типу, который "является одним из существенных факторов объединения литератур в определенные общности", способствует "наднациональному" объединению литератур3. Ч.Гусейнов отмечает, что "региональная общность - это одна из устойчивых и исторически подвик-ных форм литератур, сложившихся (...) на базе генетических,контактных и типологических связей"^. Но говорить только о региональной общности в нашем случае не приходится, гак как здесь наблюдается внутренняя дифференциация "этнически родственных

* Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С.451. р

Дюришин Д. Систематика межлитературного процесса. - Братислава. 1988,

3 Там же. - С.90, 245.

4 Гусейнов Ч. Этот живой феномен. - М., 1988. — С.36.

народов",, народов со сходной социально-исторической* культурно-генетической, этнографической, фольклорной основой, выделяются также две близкие по языку группы литератур: адыгская и карачаево-балкарская, что тем более укрепляет нас во мнении о важности принципа художественной и этно-культурной типологии, применяемого к роману, который аккумулировал в себе .на протяжении длительного времени как общие черты, так и существенные национальные особенности названных литератур.

Актуальность темы. Изучение национальных литератур в их связях с историческими условиями жизни народов, в широком культурном, этногенетическом, географическом контексте - одн® из важных заДач современного литературоведения.

Литературы народов Северного Кавказа проходили первые этапы развития в период 20-х годов. Но многие из этих народов имели, своих художников слова и свои литературные традиции до 19Г7 года: можно назвать имена адыгских просветителей XIX века Ш.Ногмова, . С.Хан-Гирея, С.Казы-Гирея, Адыль-Гирея Кешева (Каламбия), осетинского поэта и публициста Коста Хетагурова и др. Письменная литература не стала достоянием народным, и наличие в ней отдельных, пусть и значительных, имен ве дает права причислять данные литературы к литературам с давними традициями, хотя и понятие "молодые литературы", все еще имеющее хождение, неточно, не исчерпывает содержания литератур северокавказского региона: адыгейской,кабардинской, черкесской, карачаевской, -балкарской, осетинской, чеченской, ингушской, ногайской, абазинской.

Неверно было бы подходить и к жанру романа в этих литератур, рах как к "молодому". У каждой из- них были свои истоки романного мышления ь духовной культуре народа, и именно они определили его особенности'- национальные, жанровые и т.д.

Интенсивное развитие романа невозможно понять в отрыве от тех духовных ценностей, которые создавались народами Северного Кавказа на. протяжении многих веков, от этно-культурных факторов.

Жанровое разнообразие романа в литературах региона еще только определяется. Наибольшее распространение получил историко-революционный роман, возможно, отчасти и потому, что он больше других восходит я народно-героическому (нартскому) эпосу,к эти-ко-герояческому народному сознании. Пришло время по-новому оценить вклад этого вида ропака, освободить его от тех схематиче -сквх наолоанай, иэдергек, которне наблюдаются в частности в трактовках как содержательно-идейных моментов, .так и образной структура провзведейий. Это касается также и других видов северокавказского романа - собственно исторического, романа о Великой Отечественной войне з романа о современности.

В современном литературоведении проблемы художественной и этно-культурной типологии сэверокавказского романа до сего временя не исследовались специально.

Дель я задачи работы. Процесс становления национальной проза в литературах региона проходил в контексте развития всей советской литературы. Последнее обстоятельство способствовало ускоренному формированию новых жанров даже в тех литературах, в которых не быдо соответствующей художественной "базы" - примерно таз судят по привычке (или по незнанию) многие литературоведы и культурологи, словно бы не замечая тех поистине неоценимых, сокровищ, которые таят в себе.многовековые культурные традиции народов Северного Кавказа. Этнография - именно та научная отрасль, без которой литературоведению'приходится подчас трудно, хотя факт этот до конца им пока и не осознан. Одна из. задач

диссертации в том.и состоит, чтобы "оживив" традиции многовековой культуры, показать их конструктивную роль в рождении жанра. романа, в создании новых эпических структур в тесном взаимодействии литературы с национальным фольклором. Процесс этот прослеживается в своей специфике на разных этапах и в своеобычной трансформации в разных видовых романных образованиях. В работе сочетаются историко-литературные характеристики с теш новыми подходами, которые формируются сегодня применительно к литера -турному наследию.

Научна^ новизна работа. Генезис северокавказского романа в общем и целом освещен. Его интенсивное изучение относится ко времени 70 - начала 90-х годов, когда роман оформился в своем территориальном бытии как объективная реальность. Он стимулировал и научный поиск, и достаточно серьезный результат предпри -нягых исследований.

Назовем некоторые работы, специальные, а также те, в которых так или иначе наличествует романная проблематика: Х.Хапаро-ков. Пути развития адыгских литератур (1968) ; Ф.Урусбиева. Дуть к нанру (1972) ; Л.Бекизова. От богатырского эпоса к роману (1974) ; К.Шаззо. Художественный конфликт и эволюция жанров .в адыгских литературах (1978) ; Ю.Тхагазитов. Адыгский роман (1987); А.Схаляхо. Идейно-художественное становление адыгских литератур (1988) ; К.Султанов. Динамика жанра (особое и общее в опыте современного романа) (1989) ; У.Панеш. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур (1990) и др.

Многие считают порой расцвета северокавказского романа 5060-е годы. В это время действительно появляются крупные эпиче-

ские полотна: в кабардинской литературе - Торцы" А.Шортанова, "Род Шогемоковых" Х.Теунова. "Вершины не сплт" А.Кешокова; романы балкарцев - "Горные орлы" Ж.Залиханова, "В теснине" О.Эте-зова, "Мурат" М.Шаваевой. "Новый талисман" Б.Гуртуена ; чеченцев - "Мюрид революции" М.Мамакавва. "Месть" ГЛ.Магомедова: осетин -"Навстречу яизни" Е.Уруймаговой, карачаевцев - "Голос в горах" Д.Кубанова и др., - перечень можно продолжить. В большинстве из них преобладает историческая и историко-революционная тематика, они занимают одно из ведущих мест в прозе региона (См. об этом в "Истории советской многонациональной литературы" (М., 1370-74 гг.), "Очерках истории карачаевской литературы" (1966), "Исто -рии дагестанской советской литературы" (1967), "Очерках'истории осетинской советской литературы" (1967), "Очерках истории кабардинской литературы" (1963), "Очерках истории балкарской литературы" (1981) и т.д.). В диссертации сравнивается современный романный опыт с его началами 30-х годов в избранном авторе аспекте художественной и этно-культурной типологии, которая, как мы считаем, позволяет проникнуть вглубь мировидческих и собст -венно художественных представлений народов Северного Кавказа,начиная с самой древности. Такой ключ способствует новому взгляду на этот огромный художественный пласт.

Время, в которое создавались романы, продиктовало и свои требования и свои штампы. Художественная и этно-культурная типология, выдвигая на передний план аксиологические принципы,дает возможность пристальнее всмотреться в сущностные ценности,за "черно-белыми" стереотипными конструкциями увидеть главное.

Проблемы взаимосвязи и взаимовлияния фольклора г литературы, роли и места фольклорных мотивов, тем, символики в худояес-

- 6 - ■

гвеняой литературе занимают одно из важных мест в литературоведении^. Большинство исследователей северокавказских литератур придерживаются концепции определяющей роли фольклора в формировании национальной прозы: Л.Бекизова, Х.Хапсироков, Н.Музаев, А.Караева, А.Теппеев. Ф.Урусбиева, К.Шаззо, Ю.Тхагазитов, А.Схаляхо и др.-, хотя периоды, которые традиционно ими выделяются (ЗО-е годы - время учебы, подражания, порой копирования фольклора, 5070-е годы - развитие литературы по возрастающей в качестве поступательного движения от фольклора к литературе) требуют дальнейшего досконального анализа, чему мы тоже уделяем в своей работе внимание.

В диссертации впервые ставится проблема художественного этнографизма как важнейшего компонента романной структуры, пересматриваются конкретные оценки произведений и акцентируются ак-. сиологические моменты в предпринятой автором этно-культурной типологии жанра.

Практическая значимость диссертации. Работа может быть использована при создании учебного курса "Литература народов России", а также историй литератур народов Северного Кавказа, при чтении курса лекций по литературам народов Северного Кавказа, спецкурса по проблемам жанра романа.

Апробация работы. Тема диссертации утвервдена Ученым со. Далгат У. Литература и фольклор. - М., 1981; Пошатаева А. Литература и'фольклор. - М., 1981; Медриш Д. Литература и фольклорная традиция. - Саратов, 1980; Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. -М.. 1983 ; Гамзатов Г. Преодоление, станов' ление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы. - Махачкала, 1986 и др.

'зетом Кабардино-Балкарского госуниверситета 13.01.1986 года.Работа' обсувдена на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского госуаиверситета 29.10.1992 года. В монографии "Северокавказский роман. Художественная и этно-куль-турная типология" (Нальчик, 1993, 12 п.л.) отражена концепция диссертации. По отдельным проблемам романа опубликованы, статьи автора в республиканской периодике. Выводы по исследуемой теме ■ изложены также в докладах и выступлениях на региональных и республиканских' конференциях. По теме диссертации изданы два мето-пичеоких пособия для студентов, которые находят применение в учебном процессе.

Структура работы обусловлена характером избранной тещ, а также методом сравнительно-типологического анализа. Диссертация-состоит из введения, трех глав, построенных по принципу сочетания историко-литературного и культурологического анализа жанра ; г охватывающих материал от первых романов 30-х годов до совре -менности. Завершается диссертация заключением и библиографией.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, исследуется степень ее изученности, определяются цели, и задачи работы, ее научная новизна.'

В первой глазд "Устное народное творчество и северокавказский роман в аспекте соотношений двух художественных систем ■-фольклора и литературы" рассматривается роль и место фольклора в северокавказском романе.

Нередко обращение молодых литератур к фольклору трактуется с точки зрения "вспомогательной": фольклор - подспорье ли-

-8' тературы, первая ее ступень- в художественном освоении мира. Но логичнее, вероятно, помнить о том, что фольклор и литература -два' разных самостоятельных состояния искусства слова, два самостоятельных художественных мира, две.системы, я потому нельзя ограничивать как значение художественного опыта фольклора для литературы только первыми .периодами ее становления, так и видеть .его..только стимулирующую роль,. Опыт его важен всегда, но на каждом этапе литература, по-своедау взаимодействует с нйм, .Творческая активность-фолЕ&кяора несомненна и в современной ли-•тературе, когда мы встречаемся с'новым осмыслением ми$ов, легенд, сказаний г т.д.

В литературах иеверйого Кавказа связь.романа с фольклором пережила■сложную эволюцию и болезни роста: от йрдаого займет -вбвания сюжетов и тем до глубокого, переосмысления фольклора, обогащающего письменную литературу духовно, художественно. И если влияние фольклорных традиций наиболее очевидно в период 20-30-х годов, то и в современной литературе они, трансформировавшись, тоже продолжают играть значительную роль, хотя влия -яие их стало более глубинным и потому менее заметным. Это гоже • важнейший объект изучения и анализа, хотя он, к сожалению, зачастую не находится в поле зрения исследователей.

Мы не ставим целью подробно анализировать влияние фольклорных традиций, на разные атапы становления письменной литературы. Значение фольклора в творчестве в частности адагских писателей уже исследовано А.Алиевой, Л.Еекизовой, А.Гадагатлем, У.Далгат, З.Налоевым, А.Схаляхо, Ю.Тхагазитовым, Ф.Урусбиевой и другими учеными. Автор диссертации сосредоточен на типологической дяя этого региона, трансформации его традиций, на ивди-

Г 9 - •

видуальном использовании их в романном творчестве, на сложнейших "переходах" двух систем - фольклорной и литературной.

Фольклорные традиции и шире - традиции вековой народной культуры в современной'литературе - одна из своеобразных граней художественного облика''северокавказской романистики.один из способов обогащения ее поэтики. Это тоже малоисследованная сторона, "фольклор объемлет богатейший комплекс идейно-эстетических цред-ставлений народа" , - справедливо- пишет У.Далгаг,.- и одий из первых плодотворных результатов соприкосновения его с литературой - постижение этих представлений.

Для народов Северного Кавказа нартский эпос - первая стадия художественного освоения действительности, одно из существеннейших проявлений "богатейшего комплекса" их идейно-художественных ' представлений. В эпосе народов Кавказа немало, общих тем, сказаний, мифологических параллелей,., есть общие герои в адыгском, в абхазском, осетинском, чеченском,эпосе,

Образ Сатаней - матери сыновей-нартов - традиционен для эпоса адыгов (Сатэней), осетин (Сатанай); балкарцев и карачаев- . цев (Сатанай), чеченцев и ингушей (Сели Сата), абхазцев ( Сата-ней-гуаша)7. Столь же традиционен и образ нарта, рожденного в камне: Сосруко (адыгский эпос). Сослан (осетинский), Сасрыква (абхазский), Саусурук (абазинский). Сосрыко (балкарский), и др.8 "Рождение из камня есть черта, охотно приписываемая солнечным богам. Из скалы родился прославленный малоазийский солнечный.бог

6 Далгат У. Литература и фольклор. - M., 1981. - С.211.'.

7 Гадагатль A.M. Героический эпос нарты адыгских (черкесских) народов. - Майкоп, 1987. - С.329.

® Абаев В, Нартовский эпос осетин. - Цхинвали, 1982. - С.76.

!

Митра..." "Па солнечную природу Сослана,указывает также его,■женитьба'на дочери Солнца. В ряде сюжетов, цорёствущих о борьбе Сослана с врагами, говорится, что он одержал победу к полудню : опять черта солнечного божества, ибо поддень и есть апогей солнечной силы" . 0 Сослане как о солнечном боге .говорит и французский исследователь Ж.Дюмезиль, с^атая его образ центральным ("Солнечные мифы*)^. -

Автор диссертации останавливается на изучений функций.фольклорной символики, столь органичной для.исследуемого жанра. Это явление имеет свою широкую типологию- наряду, с обращением литературы к мифу, преданиям, легендам, пословицам и т.д. Туман во многих романах олицетворяет силы зла, угрозу; скала - это символ дома, защиты ; цветущий сад - благополучие ; груша, грушевый цвет - благоденствие., благополучие; грязная (мутная) вода - беда, печаль ; золото, серебро - богатство, достаток, благополучие женщины в семье (женские старинные свадебные украшения изготовлялись из серебра) ; кукуруза - благополучие, достаток в доме (кукуруза .- нартух - зерно нартов) ; снежные горы - символ вечности, чистоты; подкова - символ удачи, благополучия, сломанная подкова - символ беды, горя, потерь; голубь - символ любви, верности ; лиса - символ лицемерия, хитрости ; орел-воин, богатырь - нарт ; индюк - самодовольный человек, чванство Г ворон - враг, несущий смерть и т.д.

Порой фольклорный символ указан в романе "прямо", даже в названии его глав, в названии самих произведений: А.Кешоков. "Сломанная подкова", "Грушевый цвет" ; главы романов: "Перейти

9 Абаев В. Нартовский эпос осетин. - Цхинвали, 1982. - С.37..

См. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология.. - М., 1978.

- II -

бурный поток", "верное утро" и др.

Повести и романы 30-х годов Дж.Налоева, С.Кояайва, А.Шо-генцукова, Т.Керашева, М.Дшекова, Б.Гуртуева и др. свидетельствуют о неоднозначном отношении начинающих прозаиков к Фольклору - от подражания и копирования до индивидуального вдумчивого освоения, - правда, о последнем можно говорить только как о первых шагах. Но ни один из них, пожалуй, не проходит мимо фольклорной школы, которая, кстати, диктует и свой метод:, богатство фольклора нельзя использовать вслепую, по "инерции". Главное -законы художественной необходимости, а они не исключают и. активное переосмысление, переоценку фольклора. В диссертации это. показано на примере романов- Т.Керашева, а также его повестей "Дочь шапсуга", "Месть табунщика". Произведения Т.Керашева' не страдали недостатками, характерными для большинства первых повестей и романов региона, в нйх не было статичности в создании образов, события и герои'были полны внутреннего содержания и силы. И огромную роль при этом сыграл фольклорный "код", определяй стилевую и концептуальную оркестровку произведений.

Любопытно сравнить этот начальный опыт с опытом северокав-

«

казских прозаиков в последующем. В романах 50-60-х годов писатели вновь обращаются к богатой палитре фольклора вплоть до характеристики главных героев, как в романе "Из тылы веков" И.Еа-зоркина. Калой представлен здесь откровенным "иартом": " высокий, широкоплечий богатырь с гордо поднятой головой". Уже зачин романа обращается к известному преданию ингушского герои -ческого эпоса о скале Сеска Солсы, которую в "гневе обрушил на врагов своих великий нарт". Основная ориентация в произведении - на фольклорно-этнографические мотивы, включая частые пере-

- 12 -

клички поступков и слов реального Калоя я легендарного Калой Канта и идеализацию положительного героя - того же Калоя.свойственную народным эпическим повествованиям и т.д. Художественный. этнографизм здесь весьма важный концептуальный и художественный фактор, проявляющий свое действие при характеристике этических представлений персонажей и раскрытии национальных особенностей среды.

3 лучших романах А.Кешокова, И.Базоркина, Е.Уруймаговой, Х.Теунова и др. фольклорно-этнографические сюжеты и теш трансформируются. Мы редко встретим прямое включение фольклорного стена в произведение, оно.выглядело бы инородным,будучи внесенным в художественное повествование "насильно", о определенной и плохо завуалированной.; целью. Фольклорные с те ты, темы, символ». народные обычаи, обряцы и т.д. в большинстве случаев органичны в тематической, сюгаетно-композиционной плоти.романа,то ость, ножно сказать иначе - фолышорно-этнографические мотивы-это та художественная основа и почва романов, на которой разворачивается и на которой "взращивается" эпическое изображение.

Так, действенная роль фольклора в творчестве А.Кешокова проявляется в обильном введении в повествование легенд, прит-чепых конструкций, сказаний, обрядов, а также в сюжетно-компо-зиционном построении романов. Создать современную форму романного повествования писателю во многом помогали именно традиции устного творчества. Роман "Вершины не спят" состоит из отдельных небольших частей, которые связаны как бы невидимыми отлетными нитями, повторяющимися образами и т.д. Писатель использует принцип хабара (устного сказа), который в адыгском фольклоре является одним.из самих распространенных повествовательных

жанров.'Хабар обычно имеет своеобразное композиционное построение, .что и было использовано А.Кешоковым особенно при создании первой книги дилогии: она состоит из отдельных новелл (повествований)-, законченных- и имеющих общую смысловую и логическую связь. "Мостиком", соединяющим эти новеллы, служит авторский комментарий, отмеченный неторопливостью и берущий свое начало тоже от притчевнх повествований, народных сказов и устных рассказов, где роль рассказчика была главной. (Подобное, явление ' молено наблюдать в прозе даргинского писателя А.Абу-Бакара).

Иногда /ЦКешоков прибегает к чисто фольклорным приемам (прямое противопоставление героев). Для фольклора характерна'антитеза социальная, у А.Кешокова она осложняется еще и нравст -венными коллизиями, воплощение которых требует немалых творческих усилий". Таких же усилий требует переосмысление и других фольклорных приемов, например, единоборства (на его композиционную функцию обращает внимание Л.Бекизова).

Обнаруживая фольклорные влияния Ь том или ином литературном произведении, мы не считаем свою задачу выполненной. Близость и совпадения еще не свидетельствуют о глубине и значимости фольклоризма в литературе. К тому же не всегда примеры совпадений можно рассматривать, как генетическую связь устного народного творчества и письменной литературы. Реальное влияние фольклора на литературу значительно шире этих материализующихся в письменной литературе и легко поддающихся "вычислению" фольклорных конструкций, художественных приемов и средств, без него трудно осмыслить -в частности проблему народности.

Нередко народность того или иного писателя определяется исследователями частотой его обращений "к фольклорным источн'и-

кам. ¿.Емельянов, скажем, отмечает, что фольклоризм становится "пробой на народность". И, чтобы соответствовать "пробе", писателям ничего не остается, якобы, как только чаще (количественно) обращаться к фольклору, используя мифы, притчи, сказания, приемы гиперболизации, независимо от того, нуждается в этом худокест -венный замысел или нет. Ходовым понятием стало понятие исполь -зования литературой фольклора, которое далеко от истинных взаимоотношений двух систем, заключая в себе момент механистичности. Мы уже говорили выше о роли народного мировидения писателя. Но обратимся еще раз .для примера к А.Гешокову. Являются ли, скажем, Думйсара и Астемир ("Вершины не спят") типичными представителями кабардинского крестьянства только из-за того, что они часто употребляют-пословиц«, поговорки, фольклорные образные выраке -. ния? Считать ли'признаком особого отношения писателя к фольклору язык Хабибы, Бекана ("Сломанная подкова"), который насыщен сравнениями, метафорами фольклорного происхождения, пословицами. Они - выходцы из крестьянской среды и потому не могут по-иному мыслить и говорить. Объектив 'писательского пировидения точен. ' Фольйлор остается для него источником вековой мудрости челове -коведения и народности в высоком эстетическом и этическом смысле. Литературы, о которых здесь говорится, генетически связаны . с устным народным творчеством. Зта поистине кровная связь опре-. деЛяет их природа и место в типологии огромного множества литератур, они фольклорны и народны по своему типу.

Анализ отношений романной прозы и-фольклора позволяет сделать некоторые выводы. / .Для периода 20-30-х годов характерно прямое перенесение Ч фольклорных методов в.письменную литературу; творческой "пере-

плавки" двух систем - фольклорной и формирующейся литературной - на первых порах не наблюдается. В 40-50-е годы фольклорные приемы выступают уже не изолированно, не caí,«и по себе, как антураж, а выполняют сложные сгожетно-коглпозиционные, концептуальные и эстетические функции, трансформируясь, как того и требует литературная система, и становясь по мере роста литератур неотъемлемыми Формообразующими или. другими словами, жанрообразу-ющими факторами. Таковы современные романы 60-80-х годов.

~ Конечно, здесь не имеется ввиду некая восходящая. Главную роль в литературе всегда играл талант, дарование писателя. к тому же отношения литературы и фольклора надо рассматривать не только по вертикали (хронологически), но и по горизонтали (ка- ' чественно). Каждый значительный период развития литературы накладывал свой отпечаток на эти отношения, всегда находилась центральная теме - проблема времени, которая требовала от литературы и своих приемов, и своих отношений с Фольклором.

И еще один важный момент. Обращение к фольклору в современном романе индивидуально, определяется особенностями художественного мышления писателя. Это показано в диссертации на примере анализа лучших романов современной северокавказской прозы А.Кешокова, И.Машбаша, Е.Уруймаговок, И.Еазоркнна и других писателей.

Вторая глава диссертации - "Художественный этнографизм -важнейший фактор национального и исторического штооЕкдения романиста. Его эстетическая и аксиологическая роль".

Показывая национальное своеобразие и специфику векового ' уклада жизни горцев, рисуя динамичные картины прошлого и настоящего родной земли, писатели Северного Кавказа уделяют не-

- 16 - ,... . малое внимание детальному воспроизведешь народных обрядов,обычаев и традиций. Порой дело сводится к этнографической"окрашен-ности". Но часто это конструктивный фактор создания стаетно -■композиционной структуры произведения, значительно повышающий ■ его художественный тонус. Этнографические детали нередко высту-' пают в существенной содержательной функции, раскрывая этику и • эстетику многих обычаев и традиций горцев, уходящих корнями в глубь веков: гостеприимство, левират (обычай, разрешающий младшему брату умершего жениться на его вдове), имущественное право, свадебный обряй и др. Они передают дух изображаемого вре-. мейи, и если в пору становления национальной прозы писатели в сущности подменяли этнографическими подробностями еще неведо мые им приемы художественно-психологического анализа, то в современной прозе мы чаще всего имеем органический сплав высоко. го художественного мастерства со знанием разных сфер- народной жизни, умелое сочетание прошлого и настоящего. Произошло, если можно так сказать, приближение литературы к этнографии, - факт в высшей степени любопытный и примечательный. Это приближение дало и более высокую степень понимания народной жизни (народности) , и более высокий уровень той национальной специфичности литературы, о которой немало говорилось, но тайну которой за редкими исключениями так и не удалось раскрыть.

.Уже среди первых роканов есть такие, дай которых этнографизм явился важным истоком и источником'художественности.

Герои романов Х.Агахаева, Х.Теунова, А.КешокОва, £.УруШаговой смотрят на окружаэдий мир с определенных позиций: что он несет человеку, добро или зло? В их представлениях все в при-, роде, начиная с гор, кашей, рек, деревьев - живое и имеет

душу. Следовательно, они должны воспринимать обиду, испытывать. •■ боль, мстить, - то есть, быть похожими на людей. Населяя землю добрыми и злыми духами, фантазия человека поставила его (а вначале его предков) в зависимость от них. Анализируя языческие • верования древних обществ, американские .археологи и этнографы Г.Франкфорт и Г.А.Гройневеген-Франкфорт замечают!, что человек рассматривал себя "как часть общества, а общество - включенным в природу и зависящим от космических сил"**.

По мнению многих героев адыгских, осьх'инскьт, чеченских, карачаевских романов, все вокруг контролировалось хакг-покровителями, Прежде всего это относится к поклонвни: горным вершинам Центрального Кавказа: Эльбрусу, Казбеку, Дыхтау к -сугим, по поводу которых известный немецкий, альпинист и ученый Г.Мерц-*. бахер замечал, что им вообще приписывается влияние "на. судьбы людей".

Северокавказский роман 30-х годов специфичен в свое:.: подходе к этнографизму: писатели пытались показать, что времена мистического восприятия окружающего мира проходят» что . герои ■ ■ романов "шагают в ногу" с новым временем и новыми идеями. Те- ' мурка (Х.Аппаев "Черный сундук"), встретив, женщину с пустыми ведрами, опешит "тотчас же забыть о ней". Это авторское: "тотчас же забыл о ней" имеет глубокий смысл: у Темурки иные сейчас заботы, он человег: нового времени. Он не может ждать, когда сбудется плохая примета, пришло иное время, время борьбы,побед. Так ему кажется, этого хочет писатель...

Сказалась, конечно, специфика мировоззрения -художника,жив- .

** Франкфорт Г., Гройневеген-Франкфорт Г.А. Миф и реальности// Духовные искания древнего человека. -М., 1984. - С.25.

шего и творившего в условиях 30~х годов. На его глазах разрушалась традиционно-бытовая область культуры и создавался новый, на атеистической основе, слой культуры, роздалась новая национальная интеллигенция. И от писателя требовалось изображение борьбы с пережитками, с религией, с традициями и обрядами.Именно поэтому такой критики ь романе 30-х годов достаточно много. Впрочем немало -места отводится и изображению разнообразных примет, запретов и поверий. Новизна прозы Х.Айпаева, к примеру, сказывалась не только в их описании, но и в глубоком проникновении в жизнь природы.

Органичны пословицы и поговорки в языке героев его произведений, который становится камертоном в понимании культурного богатства народа, его духовно-эстетического и этического наследия.

И создается, если вдуматься, .драматически парадоксальная ситуация: с одной стороны - борьба с обычаями в угоду времени, с другой - объективная правда, сила традиций, пробивающаяся сквозь эту необходимость, а порой и сокрушающая ее.

Новые тенденции выражаются в том, что в диссертации показывается, как художественный этнографизм раскрыт на примере романов Е.Уруймаговой "Навстречу жизни", А.Шортанова "Горцы"',' А.Кешокова "Вершины не спят", Т.Керашева "Мурат", Б.Гуртуева "Новый талисман" и др.

В них ощущается очень плотный этический пласт, сформированный в самой тесной причастности к вековому духовному народному опыту., к народному этикету. Они поднимают многие существенные этические проблемы: уважение к старишм, любовь к родной земле, к очагу и дому, в них священен культ семьи.

- 19' -

Сегодня трудно сказать, насколько традиция семьи дрошмя. В этнографической науке по этому поводу существует несколько точек зрения. Но что бесспорно - семья всегда считалась одной из определяющих ячеек общества. И не случайно основные сюжетные линии многих романов связана с различными видами деятельности сомьи: хозяйственной жизнью, семейными обрядами, этикетным отношением старой* и младших, муж-чин и женщин, невосток и родителей муяа и т.д. Семейные отношения всегда были священны. К людям,но' создавшим, семью, относились с жалостью и предубежденном.

Создание сети способствовало расширению круга родственников, что в- специфических условиях горной природы и патриархального быта было немаловажно: люди не могли обойтись беэ родственной солидарности, взаимопомощи, без поддержи. Именно в силу отсутствия родных и их поддержки оказывается, например, трагичной судьба семьи Шогемоковых, с таким пониманием изображенная: в романе Х.Теунова "Род Шогемоковых "•: в кровной борьба погибам? все представители рода Шогемоковых, кроме одного.

Уважительное отношение к очагу, к старшему, к традициям ■ семьи воспитывало чувство родины у горца. Дореволюционные авторы (иоторики, этнографы) свидетельствуют, что у адцгов, например, самым большим наказанием было изгнание из общины. Известно, что у адыгов смертной казни за убийство или другое серьезное преступление не было, изгнание - приравнивалось к ней*2.

Во всех без исключения романах региона показана и.тради -ция уважения старших. Согласно древнему осНма», старших уважают за их мудрость, как хранителей опыта многих поколений.Стар-

Покоренный-Кавказ, Очерки исторического прошлого и современного положения Кавказа. - СПб., 1904. - С.95.

шие были главами семейств, фамилий, входили в состав старейшие сельских общин13. Не случайно положение старших глав семейств дало основание этнографам назвать позднюю северокавказскую большую семью отцовской. Глава такой семьи обладал неограниченной властью, единолично управлял хозяйством, определял обязанности . каждого члена семьи,- решал их"судьбы, и это хорошо показывают романисты (А.Шортанов "Горцы", Х.Теунов "Род Шогев*оковых",И.Ба- . зоркин "Из. тьмы веков", Б.Гуртуев "Новый талисман", Е.Уруймаго-ва "Навстречу жизни" и др.). В. названных й- других- романах обра-. •• щает на себя внимание описание роли старшего в семье: он решает спорные вопросы,. руководит религиозными обрядами, осуществляет связь между семьей и администрацией. принадлежит все лучшее в семье, его место - у очага, его встречают.и провожают стоя, причем стоят с левой стороны и т.д.

Своеобразное художественное решение в северокавказском романе обретает институт гостеприимства.

Об исключительности этикета гостеприимства народов Север- , ного Кавказа свидетельствуют мифы и предания нартского эпоса.. Гостеприимство у нартив было священным обычаем, и будущие потомки нартов сохранили этот обычай, обожествляя порой того или иного героя нартского эпоса, в честь которого они могли -устроить угощение; в честь нарта Сосруко надо было в одну , из зимних ночей устраивать торжественное угощение. В нартском сказании "Шауай".герой Урызмек объясняет евоей жене* что она должна быть радушной и приветливой с гостями, какого бы происхождения они

13 См. Лонгворт Дж. Год среди черкесов//Адыги, балкарцы и ка- • шчаевхш в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. - Нальчик, 1974. - С.549.

- 21 -

ни были. В 1883 г. М.Алейниковым были записаны карачаевские нартские сказания, которые свидетельствуют о святости долга гостеприимства. В сказании "Эмегены" далее чудовища выполняли "священный долг гостеприимства, достойно встречая нартских богатырей"14.

В романах А.Кешокова. "Вершины не спят", "Сломанная подкова", К.Залиханова "Горные орлы", Е.Уруймаговой "Навстречу жизни", А.Шортанова 'Торцы", И.Базоркина "Из тьмы веков" и в других гостеприимство становится обязательным атрибутом детализации национальной действительности и своеобразным фактором композиционной организации повествования. В романе А.Кешокова "Вершины не спят" есть такой эпизод: лавочник Рагим на своем гремящем шарабане въехал во двор вдовы Дисы. И весь квартал был тут же в курсе событий.

И здесь писатель непосредственно переходит от обычая сватовства к обычаю гостеприимства. Сарыма, дочь Дисы, не хочет быть женой лавочника, и, скрываясь от разъяренной матери,- насмерть перепуганная, прячется в доме Астемира: "Диса бросилась к дому, где успела скрыться дочь. Думасара загородила ей путь:

- Я не позволю тебе совершить злодеяние в моем доме. Она • моя гостья, я защита ей".

Эта деталь романа показывает генетические корни-гостепри-

Алейников М. Карачаевские сказания//Сборник сведений по описанию местностей и племен Кавказа. - 1893. - Вып.4. - Отд.З.

- С.145; см. также: Урусбиев С. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев. Пятигорского Округа Терской области//Сбо-рник сведений по описанию местностей и племен Кавказа.-189I.

- Бып.1.-0тд.2.-С.25 ; Абаев. В. Осетинский язык и фольклор.т М.-Л., 1949. - С.74.

имстйа: человеческую солидарность и взаимопомощь. Это были не-плбащше законы общества, которые соблюдались но только по отношению к.знакомым, односельчанам, но и к чузим. В романе А.Ке-Шокова речь идет именно об этом древнем обычае гостеприимства .у кабардинцев - гость священен, его защита - кровкый долг хозяев.

Итак, художественный этнографизм, как показывает анализ, значительно активизировался в -своих функциях при изображении . специфики национального быта, надибнальной действительности.Это важнейший фактор формирования исторического и философского ми-ровидения писателя. Именно по отношению к северокавказским романам ' 50-80-х годов о нем и можно говорить как о типологической черте; Лучшие из них свидетельствуют о больших художественных возможностях этнографизма, если он используется "без ложной эксплуатации антикварных подробностей эпохи и без орнаментальной языковой стилизации"*5.

В тпотьой гладэ диссертации - 'Таирово-видовая 'типология северокавка?ского романа"'- характеризуются виды романа, среди которых выделяются историко-революционный,роман о Великой Отечественной войне, роман о современности и исторический.

Историко-революционный роман в литературах народов Северного Кавказа сШен и многообразен: "Пробуждение,гор" Х.'Дирот (19?1), "Горсть земли" Б.Тхайяукова (1960), "Проданный с конем" К.ДкотугаНова - в абазинской ; "Дорога к счастью" (1932)' и "Состязание с гдочтой" (1963) Т.Керашева - в адыгейской; "Род Шогомоковык" Х.,Тоунова (19053), "Вершины не спят" А.Кешокова над Тереком" Л.Шомахова - в кабардинской ; "Семья См, Султанов К. Дшшмикп данра. - 11., 1989. - С. 137,

Карчи"-, "Годы и горы" Х.Еайрамуковой, "Аманат" О.Хубиева,"Голос в горах" Д.Кубанова - в карачаевской; "Из тьмы веков" И.Базорки-на, "Мюрид революции" М.Мамакаева - в чечено-ингушской; "Горные орлы" Е.Валиханова (1961), "Мурат" М.Шаваевой (1964), "Новый талисман" Б.Гуртуева - в балкарской и др., - одно лишь перечисление произведений потребовало бы немало времени.

Почему же. этот вид ромаш получил такое широкое распространение? Как'думается, прежде всего потому, что он позволял эпически широко "понять исторические.судьбы народа в соотношении с личной судьбой и судьбой человечества"1®.

В .60-80-6; годы на Северном Кавказе вообще наблюдается рост прозы, которая активно вторгается во все сферы жизни.

. В диссертации оцениваются романы А.Кешокова "Вершины не спят", "Чудесное мгновение". Дилогией, фактически, роман, стал позже, в 1965 г., когда вышла вторая книга "Зеленый полумесяц" и. когда, по словам Р.Бикмухаметова. Северный Кавказ и Дагестан в этой дилогии "получили первый опыт историко-революционной эпопеи". В критике (кабардинской и всесоюзной) эти романы до 1566 года анализировались в отдельности, в диссертации они оцениваются как единая художественная структура, анализируются особенности хронологической и проблемно-тематической циклизации кешо-ковских романов, которые в своем основном корпусе складывались годами и десятилетиями ив итоге предстали шеегатомной эпопеей о поворотных этапах истории кабардинского народа на протяжении первой половины1 нынешнего столетия. Так, между "Чудесным мгно -вением" (3|958) и "Зеленым полумесяцем* (1965), впоследствии во-16 См. Кузнецов. Ф. Пафос историзма. Избранное. - Т.1. - М., 1981. - С.479.

шедишми в Дилогию, под общим названием "Вершины не едят", по логике описываемых событий и логике характера одного из главных-героев - Жираслана - "вклинивается" "Сабля для Эмира" (1981).и, таким образом,^ все три романа образуют единую трилогию о революции и гражданской войне на Северном Кавказе.

Вторая ав трилогия посвящена событиям Великой Отечествен -ной войны в самому началу мирной жизни и представлена романами "Долина Белых Ягнят", "Сломйнная подкова" (оба - 1973) и "Гру- . иевый цвет" (1976). Особняком стоит роман А.Кешокова "Восход лу-"ны" (1977) о судьбе нынешнего поколения горских переселенцев в сложных условиях национально-освободительного движения на Ближнем Востоке. И, наконец, автобиографическое повествование "Вид с Белой, горы" (1966), наряду с выразительными картинами борьбы и труда в нашу нелегкую эпоху, содержит своего рода реальный '"комментарий" ко всему творчеству Кешокова - поэта и прозаика.

• В своем эпическом повествовании А.Кешоков, "не выходя" 'за пределы Северного Кавказа, сумел поднять проблемы, которые были характерными для всех уголков страны. "Вершины не спят" - роман . этопейного характера. Империалистическая война, революционные события 1917 года, гражданская война, период коллективизации -столь широкие временные параметры позволили масштабно и в деталях показать революционно-освободительную борьбу горцев. до начал социалистического строительства на Северном Кавказе. В плане же творческом, как показывается в диссертации, дилогия ■ свидетельствует о возросшей аналитичности этого вида романа, о больших его художественных возможностях. •

Такой вывод подтверждается опытом целого ряда других .рома-.икстов региона.. К дилогии А.Кешокова крупномасштабностью по-.

становки и решения историко-революционной проблематики, скажем, близки романы балкарских писателей Ж.Залиханова "Горные орлы" а Б.Гуртуева "Новый талисман". Я.Залихаяов расширяет просгранст -веннне рамки повествования, в центре его внимания - весь Северный Кавказ. Широкие временные и пространственные параметры не нивелируют точности психологических характеристик, углубленного проникновения в конкретную деталь.

Писатели показываю! историю в ее закономерностях, в движении народной жизни, но орудная проблема художестве иного освов -ния действительности, как, верно считают некоторые исследователи, все еще остается. Впрочем, если поразмыслить с позиций сегодняшнего дня над самим понятием "освоения" литературой действительности, которое (понятие) было одним из отправных в эстетике социалистического реализма, его нормативная заштампованность становится очевидной. В нем нет конструктивного ядра художествен -ности, неясны аксиологические мотивы. На что должна была ориентироваться литература в этом "освоении"? Не лучше ли говорить о художественном познании писателем и истории, и текущей жизни, и людей?

Достижение А.Кешокова - романиста - художественное осмысление крупных исторических событий через судьбу реального аула, через судьбу отдельной человеческой личности, глубинное постижение" концептуальных проблем с проблемами бытовыми, каждодневными, личными.

Действие романа А.Кешокова начинается в небольшом кабар -динском ауле Шхальмивоко, пространство и, численность населения которого писатель образно.сравнивает с многоэтажным домом.в городе Ростове. Через судьбу этого аула пройдут бурные события

начала XX века. Это любопытная деталь. Именно так преподает писатель аульное пространство, вручая нам своеобразный ключ. Оно не замкнуто. И интересы, и дела аульные - это интересы в дела всего народа, А ведь в критике одно время весьма "агрессивно" бытовало мнение о заниженном качестве произведений с хуторской (и аульной.) - якобы узкой - проблематикой. Некоторые склонны были причислить к таковым даже "Тихий Дон" М.Шолохова.

А.Кешоков сосредоточен на идее пробуждения народных масс, на их устремленности в будущее. Идея эта характерна вообще для севербкавказского историко-революционного романа, и не только для него одного - для историко-революционного советского романа в целом. Но пробуждение - пробуждением, а вот путь в революцию и стимулы к пробуждению представляются порой писателями и критиками упрощенно. Например, в. рецензии'на роман А.Бокова "Сыновья Беки"*7, характеризуя причины необходимости борьбы народа с угнетателями, считается, что "без личной ненависти к конкретному представителю власти и господствуицего класса... нельзя было понять ни революционности Дауда, ни стихийного абречества пастуха Касума, ни классовой ненависти Хасана".

С такой трактовкой согласиться трудно, .равно, как и пря-нять следующее прямолинейное заявление: "...возможно, в этом и заложена вся историческая правда пути каждого горца на линию баррикад".

Разумеется, личный фактор более, чем важен, но если бы речь шла только о нем, для художников слова легко решались бы многие сложные задачи создания характеров, воплощающих правду истории. Но историческая правда не может быть сведена к ненави-

17 Ж."Дон". - 1975. - В 2. - С.190. .

с.ти, как стимулу раскрепощенности ума. Истоки энтузиазма и героизма народных масс в оеволюционной борьбе А.Кешоков трактует ■ так: "народ предстал перед своей судьбой". Это уже другое дело. Были и борцы, начавшие свой путь со стихийного протеста, этот путь тоже важен, ведь потом нередко следовала и эволюцию героев (роман А.Бокова "Сыновья Беки").

Историко-революционная-проблематике, впитавшая героико-эпические традиции, оказывает весьма 'плодотворное влияние на яанро-вы'е поиски романа, на его утверждение. Она позволяет-мыслить масштабно, пространственно, художественно познавать большие временные отрезки, создавать объемный плацдарм .повествования. В диссертация это показано на примере балкарского романа.

Как и в других литературах. Северного Кавказа, балкарский роман тоже начинался с художественного освоения историко-революционной проблематики. Начиная с 1961 года один за другим появляются романы Ж^Залйханова, Б*Гуртуева, О.Этезова, М.Шавае-вой, С.Шахмурзаева и др.

В романе Торные орлы" 2.Запиханов показывает трудности революционной борьбы в Балкарии, разворачивая картину ■ событий на воем Северном,Кавказеа на Кавказских Минеральных Водах,в Ка-барде, Балкарии, Чечне, Ингушетии, Осетии и т.д. Автор диссертации солидарен с теми„ кто считает исторически оправданной такую типологическую черту северокавказского романа как масштабность*®. Но масштабность порой понимается по-разному, не говоря уже о случаях ее подмены элементарной растянутостью повествования. Аксиологический принцип и здесь главный. В диссерга-

18 См. Теппеев А. Балкарская проза. - Нальчик, 1974. - С.141.

-28"-.

. ции понятие масштабности связывается с постижением" романистом искусства эпичности, психологической'аналитичности.

Роман Б.Гуртуева "Новый талисман" посвяиен жизни одного из балкарских сел накануне и в момент революции. Задачи произволе -ние ставило большие: путь крестьянства в революцию, рождение национально! интеллигенции и т.д. .

-Роман'с самого начала дает определенную расстановку ..сил, намечает особенности будущего' конфликта. На примере крестьянской семьи писатель решает основные конфликтные ситуации времени. Показывая .назревающий в народе протест, Б.Гуртуен подчеркивает и трудности на этом'пути, связанные с разобщенностью людей,с их невежеством. Роман .написан со знанием жизни и быта народа, о чем свидетельствует первая часть, изобилующая этнографическими мотивами, сказками, притчами,- пословицами, благопожеланиями и т.д. Это сама художественная природа романа, его плоть. Изображение особенностей- народного мышления, авторские оценки прошлого,понимания проблем сегодняшнего дня и мечты о будущем тесно связано с фольклором, д его традициями. И эта-связь преаде всего и создает масштабность изображения народной жизни,

В романе "Утренняя звезда" Х.Байрамуковой, возможно, наиболее зримо проявились завоевания и трудности в создании подлинного эпоса истории, каковым по своему существу является ис.торико-револвдионный роман. Достоверное изображение быта карачаевцев, художественный этнографизм, выразительные картины исторических событий - все это важнейшие его качества. Но вместе с тем произведению мешают схематизм, догмы социалистического реализма с их "обязательностью" резких классовых акцентов, с предопределенностью победы положительного героя, который потому и положитель-

- 29- ,..'•'.■•'■ •

ный,. что "без. сучка и задоринки".'Там,, где. писательница касается жизни карачаевского.аула-, быта, условий труда, даже сложных социально-психологических процессов народного самосознания, мы видим признаки зрелого письма (умение мотивировать гостушси героев, происходящие в них внутренние перемены и т.п.). Пока Сослан жил в родном, ауле - это был реальный человек со своим характером,четкими нравственными ориентирами. Но дальнейший рост его характера как бы обрывается, повествование сбивается на схему, а путь героя - на пунктир, читателю» и так должно быть все ясно. Сослана отправляют в Болгарию учиться.в медресе. Об этом говорится'тоже вскользь; "здесь, в-медресе, изучали турецкий и арабский явно, арабскую литературу,, шариат, географию, и Сослан решил перетерпеть все ради знаний". После медресе (неоконченного) - поездка в Дагестан, к "известному ученому Юсу фу"-. Затем -опять скороговоркой - Сослан - член социал-демократической организации в Тифлисе, уже ведет политическую борьбу. Наиболее по замыслу насыщенный духовными исканиями период в жизни героя шааался вне поля зрения художника, и масштабность замысла осталась нереализованной. Стремление расширить масштабы действия превратилось в рассказ о частых переменах местожительства героя. Желая ввести героя как можно скорее в активную деятельность, писательница ускоряет события, за которыми не поспевает развитие характера ."Это еще одна из трудных для молодого романа проблем: знакомая аульная действительность, в рамках которой ладится психологический анализ, и масштаб иной жизненной среды. Как только возникает стремление расширить жизненный плацдарм действий героя, сам он превращается в схему. Так обязательно ли гнаться за ложной масштабностью? Ведь эпопейность - это не физическое растяжение ро-

Ш 30

манного пространства ради самого "растяжения". Вот где бы тоже пошел на пользу романисту-опыт фольклорной эпичности, создававшейся по строжайшим законам художественной необходимости, - тока эти возможности мало реализованы.

Своеобразно проявляется масштабность в абазинском романе» который начинает задавать Тон в развитии национальной прозй в С О-в тощ. Широк временной'и тематический диапазон романов,- от трагедии насильственного переселения' абазинцев в Турцию в XIX веке до сложных социально-нравственных проблем современной действительности, Масштабность такого рода действительно исторически оправдана.

Б 1963 г. вышел в свет, роман И.Табулова "Азамат", структурно и типологически связанный со всей романистикой региона. В нем показан'путь народа <*т стихийного, бунтарского протеста до политической борьбы, и эволюция заглавного героя Азамага от абрека до борца за интересы народа психологически убедительна. Заметными событиями стали романы X.Кирова "Пробуждение гор" (здесь тояе большой исторический разворот повествования и эволюция героя - крестьянина 1'ухаба), роман Е.Тхайцукова "Горсть земли" (1966) о событиях XIX века, а котором показан трагизм судьбы абазинцев (как и кабардинцев, чеченцев/ балкарцев, черкесов)«отправляемых в Турцию, и шесте о тем подчеркивается мысль о важности сплочения и взаимопомощи народов.

Роман ингушского писателя И.Базоркийа "Из тьмы векови(1967) назван в "Запеве" повестью "о том, как выходил народ из тьмы". Масштабность этого произведения, поднимающего сложные вопросы' жизни народов Кавказа конца XIX - начала XX веков, в его много-, проблемности.-Писатель осмысливает объемные слои народной жизни.

дает ее реалистические картины, свободные от заданности и предопределенности выводов. "Из тьмы веков" - художественное исследование жизни ингушей со всем их бытом, историческими реалиями,. это изображение постоянной вражды соседних.народов из-за земли, это история.родов Эги и Гойтемировых, история любви и борьбы таких героев, как братья Гарас и Турепродолжатель их рода Калой, его друзья ьига, Матас и.многих других. В то же время многопроблемность и многоплановость не довлеют над психологическими началами романа, над индивидуальными.четкими характеристиками.

Долог и труден путь народа из тьмы'веков к свободе и равенству. Завершая роман событиями революционного времени,писатель подчеркивает, что не все трудности преодолены. Он не следует стереотипу, сложившемуся во многих произведениях истори -ко-революциоиного жанра, когда с победой революции автоматически уходили все трудности. Во многих произведениях '"мы ветре -чаемся с одной и той же концепцией историко-революционного процесса - чисто социологической"^. Следуя этой схеме, сложнейшие проблемы исторических судеб народа некоторые писатели решали чисто умозрительным путем. Можно привести примеры из ' кабардинской, балкарской, осетинской, карачаевской, адыгской и других литератур, где схема "строго соблюдалась: в недрах веками страдающего народа рождается протест, появляется русский революционер (ссыльный), который способствует рождению (пробуждению) героя. Зачатки борьбы, данные в начале романа, приобретают целенаправленный и организованный характер. Завершается

^ См. Даусойты Н. Все начинается с размышления... "BJT.-I976.

- JS 5. - С.79.

?п

все победой, благополучным Финалом . Как правило,е романе имелась побочная любовная линия, воплощаемая в традициях'старой романтической экзотики: похищение, стрельба, слезы и... все тот же благополучны!; конец. Если все названное сдобрить специфиче - . скиг.'й национально-этнографическими деталями, и. будем иметь структуру и модель этого историко-революционного романа.

Безусловно, эта схема достаточно зяивуча. Но есть многочисленные примеры и противоположного свойства. Есть романы с оригинальной эстетической концепцией, отличающиеся художественной полнотой и жизненностью героев, психологической, достоверностью развития характеров, со всем тем, что делает произведение истинно художественным. И если это наличествует, как показано в диссертации, схема взламывается, и жанр заявляет свое право на жизненность, К тому же и роль этнографических подробностей была неоднозначна. Там, где, как уже было сказано выше, ими "сдабривалось" повествование, они существовали сами по себе, ничего не меняя в произведении ни структурно, ни в образком смысле. Там же, где они появлялись в силу художественной целесообразности, возникало по-настоящему новое эстетическое качество, отличающее северокавказскую рог-анис тику. И, возможно, одна из ее задач в том и заключалась, что она практически доказала эффективность художественного этнографизма, его ватаейшую роль в романном повествовании как национальной доминанты, реально раскрывшей национальные особенности психологии и древнейшей культуры народов. Значительное жанровое обогащение северокавказского романа в последние годы произошло не только за счет смелого вторжения

оп

• См. Джусойты Н, Все начинается с размышления.», - "Ш". -1976. - ¡'у 5. - 0,89-90.

писателей в новые проблемы, своеобразного решения этих проблем, открытия новых стажетно-композиционннх ршени:" и т.д. Не менее важным стало творческое осшслениб" сштровщ народного искусства; сыграло свою роль И взаимообогащенйе национальных культур. Северокавказский роман многое приобрел за 60-80-ые годы,он наверстывал упущенное, преодолевая описательноеть и схему.

Можно по.-разному подойти к квалификационным, признакам романа о Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война - его тема? Да. Она действительно сформирует огромный тематический цикл произведений в нашей литературе. Но проблема изображения войны, самые принципы ее изображения определили также жанровые качества, типологически близкие для многих наших литератур от структурных до характерологических. Несоставляет в этом смысле исключение и северокавказский роман о войне, который рассматривается в диссертации как тоже один из видов романного жанра в прозе региона. От газетного очерка, от документальной основы к рассказу, повести, роману - таков вектор движения военной темы в литературах Северного Кавказа. В конце 40 - начале 50-х годов появляются первые художественные прозаические произведения о войне ; в 1958 году в Черкесске выходат сборник рассказов карачаевских писателей под названием "Первые шаги", куда вошли рассказы С.Лайпанова, Х.БаЙрамуковой, О.Ху-биева и других писателей. С чего же начинается северокавказский роман о войне? В чем его специфика?

Военная проза раннего периода представлена не столь разнообразными жанрами, как поэзия: если в прозе превалирует жанр публицистического очерка, то поэзия многообразнее - от интимно-лирической исповеди и сюжетных миниатюр до героической бал-

лады и незаурядных образцов стихотворного эцоса. В прозе о войне на переднем плане такие произведения, как "Сто первый" перевал" и "Метельные годы" И.Машбаша в адыгейской литературе,"Аманат" О.Хубиева, "Два-времени" Д.Кубанова - в карачаевской, "Страда" А.Теппеева, "Алые травы" З.Толгурова - в балкарской и другие.

•"Сломанная подкова" А.Кешокова - своеобразная вершина в этой цепи. Роман погружен в военную действительность, он поднимает многие героические и трагические вопросы, решая их с современных позиций. Это эпическое повествование о таких событиях и таком времени, для изображения которых "количественные" показатели (множество действующих лиц, широкий пространственный диапазон и т.д.) не играют первостепенной роли а его масштабности, В изображении тыла, народной борьбы на оккупированной территории писатель ограничивается узким кругом персонажей. Батальные же картины, как того и требуют создаваемые события, много -геройны: это и рядовые бойцы, и командиры разных рангов, и комиссары. Но то, что тыл представлен ограниченным числом героев, анзвано желанием показать наиболее существенное в их планах,поведении и действиях. Сравнительно узкие временные и пространственные рамки повествования способствовали концентрации событийности, социально л психологически уплотнили сюжет, в котором значительное место отведено полемике непримиримых идеологиче -ских противников, создали углубленное художественное исследование нравственных ценностей, в конечном итоге предопределивших' победу над .фашизмом.

' Для Кешокова - художника■одной из важнейших задач было изображение. единства горских народов Кавказа в борьбе с фашизмом.

В концепции романа этот -узел важнейший. Параллельно решается еще одна проблема: трудности народной борьбы с врагом внутренним. Так. на сходках и собраниях многие защитники Чопракского ущелья вначале приветствуют Якуба, нового начальника ущелья, игл нравится, что Бештоев называет себя "тет" - вождь (по-старинному).нравится, что он с уважением говорит о старейших жителях, прислушивается к ним, часто произносит в своих речах имя аллаха. Осторожный и хитрый Бештоев вначале поведет за собой людей, но его хищническая натура будет раскрываться с каждым его поступком,обнажая самовлюбленность и лицемерие. Финалом падения Бештоева и его приспешников будет то, что народ поставит их-рядом с гестаповцами.

Роман "Грушевый цвет" А.Кешокова своеобразное продолжение "Сломанной подковы", продолжение во времени, характерах, а также в росте мастерства художника. Это - роман характеров. Все произведения Кешокова от»,ючены особой пристрастностью к человеку, к его внутреннему миру. Человек в центре его внимания, лто-6оено и со всем тщением раскрываемый в своем высшем предназначении, в эволюции, в становлении, в борьбе, в сомнениях и победах, в трагедии и обретениях, в горестях и любви. При этом нет облегченности или заданности, и нет, следовательно, героев схематических. Есть люди,'живые, реальные, глубокие и противоречивые, чаще всего с большим душевным потенциалом.

Основу "Грушевого цвета", как и предыдущих романов,составляют 40-е военные годы, преломлятсщиеся в последующих судьбах героев. Как же соединяются в романе тенденции современной романистики - объективный анализ множества проблем сегодняшней жизни - философских, социальных, нравственных, эстетических - с

изображением глубинных изменений в психологии человека,его внутреннего, духовного национального мира? Для многих современных писателей это одна из сложнейших задач: углубляясь в психологию, воссоздавая индивидуальный мир героя, писателю нелегко связать все это со злободневными еопросами, а тем более с.какой-либо вашоц исторической эпохой. Почему судьбы людей небольшого кабардинского села приобретают такую наполненность и весомость, общечеловеческую масштабность? Автор диссертации приходит к выводу, что в решении основных проблем эпического повествования кабардинская литература романами А.Кешокова еыходит на тот зхе уровень, что и литературы сложившиеся: га лее глубина в решении связи времен, тот не психологизм национального характера. Мастерство Кешокова национально, аналитично, близко к бытописанию, к той детализации, ^которая позволяет наиболее достоверно показать героичесгое время.

Первой в карачаевской литературе попыткой романа о войне .стало произведение ОЛубиева "Аманат" (1964). Оно во г.ногом сближается с рассмотренными романами Гешокова. Роману А.Кешокова близок также по проблематике роман известного адыгейского писателя И.Машбаша "Сто первый перевал", в котором события чаще всего трактуются через внутренний мир героев, через их психологическое восприятие. В диссертации делается вывод о том,что это произведение открыло новую страницу в истории, северокавказского романа по глубине психологического анализа

['.Шолохов в свое время отмечал, что жанр ромаш "по природе своей представляет саги?: широки;": плацдарм для худогашка -романиста". Каков г.е этот плацдарм в условиях ncuef! современности, или, другими словам:;, ггжовг ~с во?::о-м:ости современного

.романа?-Можно ли согласиться с утверждениями о том, что он лишился эпических качеств, с мнениями о его"деэпизадии"? Думается, нет, и северокавказский роман- - лучшее тому подтверждение, Форма эпической многоплановости предстает в нем сегодня более совершенной и развитой, чем на первых этапах становления. Свидетельство тому - романы А.Кешокова, Т.Керашева, И.Базоркина, И.Машбаша, А.Шортанова, Ж.Залиханова, Б.Гуртуева и др.

В период 60-80-х годов особое место в литературах Северного Кавказа начинают занимать роман о современности и исторический роман. С этими жанровыми романными видами особенно тесно свя^&на проблема,характера. По многим причинам. Возможно, одна из главных - особенности трактовки характера современника в нынешних обстоятельствах, круто изменивших наши представления и о его достижениях. Конечно, перечеркивать все - не лучший метод продвижения к истине. И не эти цели ставит объективное научное познание. Ценностный критерий позволяет отделить подлинно художественный опыт от надуманного и не имеющего отношения к литературному труду. Сказанное касается в равной мере и историко-ре-волпционного романа, а также романа о Великой Отечественной войне, и романа о современности и исторического в собственном смысле этого слова, который дает свое решение проблемы характера, если понимать под этим художественную убедительность соотноше -ний правда истории и правда художественного вымысла» Социалисти-яеский реализм усложнил задачу психологической разработки характера заранее предопределенной расстановкой положительных и отрицательных персонажей, их борьбой с преимущественным выделением при этом классового критерия, обязательностью формирования "нового героя" и его победой. Иллюстративный метод часто полно-

стью нивелировал художественный замысел или деформировал его. Попытка вместо развивающегося, психологически мотивированного характера создать определенную сумму добродетелей и пороков, представив ее в качестве живого, действующего, растущего и совершенствующегося лица, как правило, терпела неудачу,заданность образа вела к статичности, нежизнеспособности героя. И в данном случае особенно важно проследить, как крупный художник все же преодолевал схему, разрывал узлы нормативности.

Роман о современности в литературах Северного Кавказа (70-середина 80-х годов) - тоже многопроблемный и "многовременной". Расширяются его хронологические рамки, разнообразятся формы,хотя внимание, скажем, адыгейских романгсто.в 70-80-х годов сосредоточено на определенном историческом отрезке времени: предреволюционные события. Октябрьская революция, первые годы Советской власти, т.е. на историко-революционном комплексе. Ракурс исследования у каддого писателя свой: это и "Мое Шовгенов" Д.Ко-станова (1374), где все события и герои группируются вокруг центрального персонажа; это и "Девичьи зори" И.Тлюстена, где. в противоборстве данн социальные проблемы и характеры в -период установления Советской власти {а адыгейском селе ; это и "Тропы из ночи" (1973) И.Машбаша, где наиболее глубоко анализируется проблема становления характера борца в сложный период борьбы за Советскую власть.

Если попытаться провести параллель между романами,рассматривающими проблему формирования характера борца в разных литературах региона, го художественная эволюция, сгажем, личности крестьянского парги Джамбула та а романе 1!.!.:аибаг:а выгодно отличается от героев с подобно?! судьбо*' в других !::торатурах.ста-

ш роста Двамбулата даш писателем психологически и художественно обоснованно. Повествование выходит за рамки истории роста и муяания героя (К.Шаззо-отнес "Тропы из ночи" к типу "семейно-ро-дового" романа), он - сын своего аула, своего народа. И если т ■ оталечали трудности художественного изображения формирования борца в романе Х.Байрамуковой "Утренняя звезда" (карачаевская-литература) или Б.Гуртуева "Новый талисман" (балкарская), то адыгейский роман, вероятно, в силу уже добытого опыта жанра, во мно-. гом избежал подобных просчетов.

По мнению А.Схаляхо, "современность не сводится к моментальному отклику на события дня. Она проявляет себя и в отношений автора к этому материалу, в его художественной, гражданской позиции"^*. В целом, вероятно, это положение верно, и все же отсутствие во многих литературах региона современной тематики в романном решении значительно обедняет их.

В основном, северокавказский роман о современности - это • деревенский роман, посвященный селу и современному сельскому труганику.

Во многих литературах 70-80-е годы характеризуются активизацией деревенской прозы (романы Ф.Абрамова,. Ч-. Айтматова,И. Дру-цз, Н.Думбадзе, Г.Матевосяна и др.. отличительная черта которых - пристальное внимание к характеру человека из народа).Тема рабочего класса, проблемы, связанные с производством, почти не разрабатываются в кабардинской, балкарской, черкесской, карачаевской, ногайской литературах в жанре романа. Исключение составляют литературы Чечено-Ингушетии, в которых обращению к этим

Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской ли- . . тературы. - Майкоп, 1988. - С.248.

темам и образам, е частности нефтяников, способствует сама географическая специфика республики. Но ограничить, скажем, тематику романа Н.Музаева "Сила мечты" (197?) только изображением жизни и труда нефтяников было бы неверно, Зтот роман многопроблемен: нравственные критерии и выбор жизненного пути у молодежи, экскурсы в революционное и военное прошлое чеченского народа, изображение жизни современного села, наконец, борьба за неф9ь,в соответственно, обращение к жизни рабочего класса и т.д. В известной мере роман Н.Музаева даже философский, в том смысле,что размышляет о предназначении человека, о жизни и смерти, о больших и малых жизненных коллизиях; и все это тоже входит в понятие его современности.

Свидетельством расширения временных рамок романа является его обращение к глубокой древности, к далекой истории народа. Чаще всего подобная ретроспективность влечет за собой естест -

венное обращение к традициям, к народным обычаям, к фольклорным

»

источникам, а это-попытка освещения современности через призму прошлого.

Роман Т.Адыгова "Щит Тибарда" (1982) назвать историческим можно лишь условно. Повествуя о событиях ХШ века, писатель широко вводит в свое повествование легенды, известные крупные исторические события, фольклорный материал, рассказывает о прошлом адыгов, живших на Черноморском побережье, в ущельях, лесах, об их взаимоотношениях с соседними народили, изображает быт,древние обычаи л этикет - все это создает широкое повествовательное пространство, спроецированное своим нравственно-этическим пафосом в сегодняшний день.

Во многих северокаыеазскйх романах, в том числе современ-

ном и -историческом, социологический аспект довлеет над аспектом художественным. В образах-характерах некая заданность все же превалирует над их саморазвитием. Как и в первых романах 30-х годов художественное изображение действительности нередко неорганично сочетается с публицистикой. В произведениях, пытающихся изобразить внутренний мир героев, их поиски; потери, достижения. Часты патетические, декларативные рассуждения. И если даже конфликтный ситуации, жизненные обстоятельства и события как-то приближены к реалистическому изображению, то "самовыражение"ге-роев часто описательно, декларативно.

Оде в 50-60-е годы, наряду с исторической тематикой романная -проза продолжает разработку тем современности. Но есть особенности, отличающие национальные литературы исследуемого рег гиона от, скажем, русской литературы этого же периода. Если в русской литературе роман о современности занимает одно из ведущих мест, то в- литературах рассматриваемого региона современность по преимуществу наличествует в рассказе, очерке, повести. Из -литератур региона можно назвать лишь некоторые, где роман обратился к современности: "Обжаноковы" Ю.Тлюстена, "Слияние рек" Д.Костанова в адыгейской, "Подари красоту души" Х.Теунова в кабардинской, "Люди как люди" Д.Мамсурова и "Солнцеворот" М.Агузарова в осетинской. Есть литературы, где этот вид романа представлен лишь в единственном числе ("Подари красоту души") Х.Теунова в кабардинской). Но не будем мыслить в духе определенных догматов;: если современность тематически не представлена в произведении или не "внедряется" со всей силой в него,значит, литература не живет. Попробуем разобраться в том, как тема современности влияет (если такое влияние происходит)на стру-

ктурные изменения романа, на его образную систему. И, опять-таки,- если анализировать в духе замысла диссертации, как происходит это существеннейшее для жанровых модификаций слияния (связь, переход) двух поэтик: традиционной, связанной с фольклорным художественным мироощущением, и "наработанной" уже писателями за многие годы литературной, - тема современности дает весьма серьезный повод для таких размышлений. Конечно, путь такото рода анализа осложнен объективными реалиями - штампами, которые, как видно уже из сказанного, являются неизменными спутниками соврег менной темы во всех почти литературах: если о колхозе речь - го его борьба за выход в передовые, если о производстве - то же самое ; если о человеке - то, как он выковывался в передовые в массе других "новых", иногда совсем утративших национальный облик и индивидуальное .человеческое лицо.

Новым качеством современной романной прозы можно считать стремление к психологическому изображению индивидуальных черт характера отдельной личности, а также значительно возросшее умение синтезировать эти черты с особенностями и своеобразием той национальной среды, в которой живет и действует человек. Северокавказские романисты.достигли определенного успеха в созда -нии образов современников благодаря вниманию к нравственной проблематике, а она - и здесь таятся ответы на поставленные выше вопросы - невозможна без обращения к традиционным народным этическим представлениям. И еще одно. В дервых повестях и рассказах мы могли наблюдать явно искусственное отделение (или разделение) общественной деятельности персонажа от личной. Сегодня можно констатировать их связь. Трудовая деятельность героя, его чувства, внутренний мир предстают в большинстве случаев

. - 43 -

единым миром. Особенно »то заметно в произведениях, обращенных опять-таки к деревне, где корневые связи более крепкие.

Современный роман разнообразен по тематике, жанровой специфике, по способам изображения действительности, по уровню мастерства писателей. В лучших романах литератур региона наблюдается, углубленное внимание к художественному исследованию тех жизненных явлений и ситуаций, которые формируют людей, их миро-видение, их национальное лицо. Герой современного романа все более тяготеет к философскому пониманию жизни, ее анализу, все чаще его волнует вопрос вопросов - кто он, зачем он на этой земле? И жанр романа открывает большие возможности для художественного решения этих вопросов.

В заключении .подводятся итоги диссертационного исследования.

Роман в литературах региона явился естественным, внутренне необходимым этапом и итогом духовного развития народов и их культур. Связь романа с фольклором пережила свою эволюцию и болезни роста: от прямого заимствования сюжетов и тем до художественного переосмысления функций, структуры и образности фольклора,, обогащающих письменкую литературу эмоционально и художественно.

При анализе этапов развития национальных литератур, их движения от фольклора к эпическим жанрам прозы нередко в недалеком прошлом возникал вопрос: не является ли "овладение" романом навязанным этим литературам извне, и следует ли всю историю отдельных- литератур "подгонять" под движение к "роману-образцу", то есть к современному роману (Р.Бикиухаметов). Суть, ясно, не в формулировках, а в естественном развитии национальных литера-

тур. Некоторые проходят сложный путь от очерка и рассказа к повести и роману, другие имеют иные тенденции. Например, в кабардинском, литературоведении верно отмечается первый вариант развития (Кашежева Д. Кабардинская советская проза ; Теунов X. Литература и писатели Кабарды и др.), а в литературе адыгейской, близкой кабардинской и регионально и по языку, шло иное движение: жанр романа определенно заявил о себе уже в 30-е годы (роман Т.Керашева). В кабардинской литературе рождению и" становлению романа в большей степени способствовало, как уже отмечалось, наличие развитого жанра повести. Определенная после-, довательность в развитии жанров наблюдается не только в кабардинской литературе, но. и в балкарской, карачаевской. Во многих случаях роман нарождался с обращения к истерической тематике, которая давалась писателям легче, чем тематика современная, из исторических же тем наиболее плодотворной оказалась историко-революционная. Развитие историко-революционного романа в регионе было сложным, не лишенным трудностей, но имело и немало открытий, к числу которых относится и художественный этнографизм.

Обращаясь к традициям духовной культуры народа, к фольклору, используя и трансформируя лучшие из этих традиций, писатели по-новому подходят к решению художественных задач.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях: Монографии

1. Поиски и свершения. - Нальчик, 1978. - 7,5 п.л. •

2. Ответственность перед временем. - Нальчик, 1987. - 11,6 п.л.

3. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология. - Нальчик, 1993. - 12 п.л.

- 45 -

Брошюры, статьи

1. Проблемы реализма в современной кабардинской прозе. - "Материалы республиканской научно-практической конференции". -Алма-Ата. 1978. - 0.3 п.л.

2. Северокавказский роман и "Горцы" А.Шортанова. - К."Ошхамахо".

- Нальчик. 1981. - Г? 3. - 0.7 п.л.

3. Начало большой прозы. - Ж. "Ошхамахо". - 1981. - $ 4.-0,5п.л.

4. Историко-революционный роман Ж.Залиханова "Горные орлы". -К."Шуёхлук". - Нальчик. 1981. - й 2. - 0,5 п.л.

5.'Человек и война в современном романе (на материале литератур' Северного Кавказа). - "Вопросы филологии". - Нальчик, 1985.

- 0,3 п.л.

В. О романе А.Кешокова "Сломанная подкова". - Ж."Ошхамахо". -1985. - Л 2. - 0,7 п.л.

7. Вопросы интернационализма в северокавказском романе. - "Актуальные проблемы развития межнациональных отношений в СССР".

- Сб.ст.КБГУ, - Нальчик. 1989. - 0,5 п.л.

8. Фольклорные мотивы в жанре, романа. - Ж.Ошхамахо". - 1992.

- й 6. - 0,6 п.л.

9. Художественный мир романов А.Кешокова. - Нальчик, КБГУ.1992.

- 1,5 п.л.

10. О проблеме характера в адыгском романе. - Нальчик, КБГУ, 1992.-- 1,5 п.л.

11. Северокавказский роман и проблемы межлитературных общностей.-Доклад на конференции "Современные аспекты изучения литера- . тур народов Северного Кавказа". - Карачаевск, 1992.