автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Этно-фольклорная основа адыгского романа 1960-1980-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Тутаришева, Цуца Хаджумаровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Аспекты соотношений фольклора и литературы как самостоятельных художественных систем (к постановке вопроса).
ГЛАВА II. Проблемы взаимосвязи фольклора и литературы в адыгском романе 1960 - 1980-х г.г.
ГЛАВА III. Эстетическая роль художественного этнографизма в жанре романа.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Тутаришева, Цуца Хаджумаровна
Проблемы взаимосвязи и взаимовлияния фольклора и литературы, роли и места фольклорных и этнографических мотивов, тем, символики в художественной литературе занимают одно из важных мест в современном литературоведении. Особенно интенсивно изучаются эти проблемы в так называемых молодых литературах, в которых влияние фольклора, а также художественно-этнографические мотивы наиболее заметны. Данные проблемы анализируются как в теоретическом аспекте, так и в историко-литературном, в целом ряде содержательных монографий и статей, непосредственно посвященных указанным проблемам или обращающихся к отдельным жанрам литературы, творчеству писателей и поэтов и т.д. Назовем некоторые работы: У.Далгат. Литература и фольклор (1981); А. Пошатаева. Литература и фольклор (1981); Д.Медриш. Литература и фольклорная традиция (1980); Р.Бикмухаметов. Орбиты взаимодействия (1983); Г.Гамзатов. Преодоление, становление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы (1986); Ю.Тхагазитов. Адыгский роман (1987); А.Скаляхо. Идейно-художественное становление адыгских литератур (1988); А.Мусукаева. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология (1993); Р.Камбачокова. Кабардинский исторический роман (1999); А.Сарбашева. Формирование историзма мышления и балкарский роман (2001) и др.
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы взаимосвязи фольклора и литературы, роли и места фольклорных мотивов, тем, фольклорной символики, а также проблемы художественного этнографизма как способа отображения национальной действительности остаются постоянным объектом современного литературоведения. Г.Гамзатов отмечает, что «наиболее очевидными формами фольклоризма выступает фольклоризм стилистически-речевой, фольклоризм поэтического строя литературного произведения и фольклоризм социально-этнографический»1. В работе нами проводится анализ наиболее значительных форм фольклоризма, способы и методы их использования в художественном произведении, в связи с этим анализируются индивидуальные особенности таланта того или иного писателя, поэтические народные источники творчества и т.д. Не менее актуальным, на наш взгляд, является и изучение эстетической роли художественного этнографизма.
Обращение к типологической общности адыгских литератур вызвано целью нашего исследования: выявить фольклорно-этнографическую основу адыгского романа 60-80-х годов, а также тем, что проблема взаимодействия и взаимовлияния литератур одной языковой группы - одна из сложных и наименее изученных. Д.Лихачев, изучая проблему мирового литературного опыта, говорит, в частности, о русской литературе: «Национальные литературы никогда не развивались в одиночку и в изоляции друг от друга»2. Думается, что это утверждение можно отнести и к любой другой национальной литературе.
Опираясь на общетеоретические положения по данной проблеме, а также на труды ведущих ученых, в своей работе мы ставим следующую задачу: выявить фольклорно-этнографическую основу адыгского романа 1960-80-х годов, ее влияние на жанровую, образную, художественно-эстетическую особенность романа.
Одной из основных задач диссертационной работы является исследование устного народного творчества и адыгского романа в аспекте соотношений двух художественных систем - фольклора и литературы, а также изучение художественного этнографизма как важнейшего фактора национального и исторического мировоззрения романистов.
Материалом для диссертационного исследования послужили романы адыгских писателей: А.Шортанова «Горцы», Т.Керашева «Шамбуль», Х.Абукова «На берегах Зеленчука», М.Дышекова «Зарево», Х.Теунова «Род Шогемоковых», А.Кешокова «Вершины не спят», «Сломанная подкова», И.Машбаша «Одинокий всадник», М.Эльберда «Страшен путь на Ошхамахо», Т.Адыгова «Щит Тибарда» и другие.
Изученность проблемы.
Проблемы генезиса романа, роли и места фольклора и художественного этнографизма в адыгских литературах в определенной степени освещены. В литературоведческих трудах второй половины XX века (1960-90-е годы) скрупулезно и плодотворно исследовались вопросы художественного конфликта, сюжетно-композиционных особенностей, образной системы, эволюции жанра, фольклорных и этно-культурных традиций, поэтики и т.д. Именно в этот период роман оформился в своем бытии и к этому же периоду относится его объективное изучение. Исследователи адыгских литератур придерживаются концепции определяющей роли фольклора в формировании национальной прозы: Х.Баков, Л.Бекизова, А.Мусукаева, Ю.Тхагазитов, З.Толгуров, А.Скаляхо, К.Шаззо, Х.Хапсироков и др.,3 хотя периоды, которые традиционно выделяются исследователями, требуют дальнейшего досконального анализа: 1930-40-е годы - период учебы, прямого заимствования фольклора, 1950-70-е - развитие литературы по возрастающей, в качестве поступательного движения от фольклора к литературе, 1980-90-е годы -совершенствование мастерства, творческое переосмысление произведений устного народного творчества.
О том, насколько богат опыт романа, свидетельствует книга К.Султанова «Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа)», давшая возможность постановки и решения ряда общетеоретических проблем, в том числе проблемы общего и особенного в литературах северокавказского региона, в которой привнесено немало путаницы, поверхностной полемики, никак не способствовавших научному подходу. К.Султанов очищает проблему от этих наслоений и дает свое весьма перспективное ее толкование.
Следует отметить работу У.Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур», которая исследует связи адыгских литератур на материале прозы трех основных этапов ее развития: 1920-30-е годы, 1940-50-е и современность, показывая их динамику и диалогическую перекличку.
Необходимо также отметить монографическое исследование А.Мусукаевой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология», уделяющее особое внимание соотношению двух художественных систем - фольклора и литературы. А.Мусукаевой художественный этнографизм анализируется как важнейший фактор национального и исторического мировидения художников слова, подчеркивается его эстетическая и аксеологическая роль.
Научная новизна исследования заключается в следующем: в диссертации впервые проводится монографическое изучение этно-фольклорной основы адыгского романа 60-80-х годов, специальному анализу подвергаются аспекты соотношений и взаимосвязи фольклора и литературы в адыгском романе указанного периода, определяется эстетическая и функциональная роль художественного этнографизма в жанре романа.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблемы фольклоризма и мифопоэтического сознания в адыгских литературах, в частности в жанре романа. Кроме того, сравнительно-типологическое изучение адыгских литератур позволяет выявить общие закономерности литературного процесса, а также национальное своеобразие каждой из литератур, входящих в ту или иную типологическую общность. Развитие адыгских литератур, в частности эволюция жанра романа со всеми его специфическими особенностями требует широкого исследования связей генетических, типологических, рассмотрения в единстве факторов общего и индивидуального.
Практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что собранный и систематизированный нами материал, а также результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению национального романа, в частности проблемам взаимосвязей этнофольклорных тем, сюжетов, мотивов в адыгском романе. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курса истории литератур народов Российской Федерации, а также при чтении специальных курсов по адыгским литературам.
Методологической основой диссертационного исследования является современная теория целостного восприятия литературного процесса, а также ориентация на закономерности его развития.
Важную роль в формировании концепции данной работы сыграли взгляды ведущих исследователей современного национального литературного процесса (Л.Н.Арутюнов, Ю.Я.Барабаш, Г.И.Ломидзе, Н.С.Надъярных, В.П.Палиевского, К.К.Султанова и др.). В работе также находят свое творческое отражение опыт исследователей мифа, фольклора и художественного этнографизма (С.С.Аверинцев, В.М.Гацак, У.Б.Далгат, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп и др.).
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были доложены и обсуждены на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Роль фольклорных традиций в художественной системе адыгского романа (по произведениям А.Кешокова)» - (г.Пятигорск, материалы международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», 2001г.); «Этно-фольклорная основа адыгского романа» (г.Майкоп, «Северный Кавказ в условиях глобализации», 2001 г.); а также в статьях: «Этно-фольклорные традиции в романе Т.Адыгова «Щит Тибарда» (Вестник КБГУ, 2001г.), «Художественный этнографизм как способ воссоздания национальной действительности» (ж. «Ошхамахо», 2001, №3), «Фольклорная основа прозы Хачима Теунова» (ж. «Литературная Кабардино-Балкария», 2002, №2).
Кроме того, диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (март -2002г.) и на заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (апрель - 2002г.).
Структура работы. Цели и задачи определили структуру диссертационного исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этно-фольклорная основа адыгского романа 1960-1980-х годов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адыгский роман 1960-80-х годов явился естественным итогом развития литератур предшествующих периодов. Характерное преобладание в послевоенной адыгской прозе реалистических, аналитических тенденций, тяготение к многомерному анализу человека и действительности требовали совершенно новой для адыгских литератур эпической художественной формы, нового жанра, позволяющего решать глубокие социальные и нравственно-этические проблемы, показывать в развитии национальный характер.
Появлению в литературе жанра романа способствовало многовековое развитие художественной мысли адыгских народов, а также влияние русской и мировой классики, что значительно обогащало художественно-изобразительные возможности романов. Невозможно анализировать становление жанра романа, без учета воздействия на него русской классической, многонациональной и мировой литературы, так как именно это воздействие направляло национальную литературу, организовывало ее, ориентировало на лучшие достижения мировой классики.
Связь адыгского романа с фольклором не решила сложные болезни роста: от прямого переноса сюжетов, тем, героев до глубокого переосмысления фольклора, обогащающего письменную литературу художественно и духовно. Если в период 1920-30-х годов влияние фольклорных традиций наиболее заметно и явно, то в адыгском романе 1960-80-х годов влияние их становится более глубинным, сложным и художественно обоснованным, и они, трансформировавшись, продолжают играть значительную роль.
Жанры рассказа и повести в адыгских литературах 1960-80-х годов в основном отмечены стремлением к изображению современности, роман же отличался исторической направленностью. Причем, в некоторых исторических романах прошлое народа воссоздавалось с тончайшей художественной детализацией, с углубленным исследованием этно-фольклорных основ, например, в романе А.Шортанова «Горцы». В других - историческая проблема соотносилась с современностью или была ориентирована на нее: «Вершины не спят» А.Кешокова, «Мое Шовгенов» Д.Костанова, «Сто первый перевал» И.Машбаша, «Род Шогемоковых» Х.Теунова и другие. В этих произведениях писатели обращаются к героическому нартскому эпосу, к историческим корням народа, к его культуре, этикету, находя в многовековой народной мудрости истоки и основу национальной психологии и национального характера.
При исследовании определенных периодов развития национальных литератур Северного Кавказа, их этно-фольклорной основы, движения от фольклора к эпическим жанрам прозы нередко возникал вопрос: не является ли роман искусственно навязанным жанром и не «подгоняются» ли истории национальных литератур к роману как некой вершине развития? Скрупулезный анализ истории адыгских литератур свидетельствует, что роман явился естественным и закономерным результатом процесса формирования и развития литературных жанров. Если мы обратимся к очеркам истории национальных литератур и к отдельным монографическим исследованиям, посвященным проблемам развития прозы, то заметим, что поступательное развитие литератур было единственно возможным. К примеру, в прозе: очерк, рассказ, повесть, роман. Но были, разумеется, и исключения - роман Т.Керашева «Шамбуль» (1932), который свидетельствовал о новом, масштабном осмыслении писателем эпохи переустройства общества, о возможностях более плодотворного использования богатств устного поэтического творчества, к которому обращались и другие адыгские, романисты («Камбот и Ляца» А.Шогенцукова, «На берегах Зеленчука» Х.Абукова, «Зарево» М.Дышекова, «Вершины не спят» А.Кешокова и др.). Умелое сочетание тонкости психологического анализа, которым писатель овладевает в процессе плодотворного использования лучших традиций русской реалистической литературы (Л.Толстой, М.Горький, М.Шолохов и др.), с мастерским использованием животворных фольклорных традиций позволяет Т.Керашеву создать индивидуализированные образы героев (Биболэт, Нафисет, Халяхо) и воссоздать национальный быт как бытие.
В кабардинской литературе формированию к дальнейшему развитию жанра романа в большой степени способствовало наличие развитой повести (Ад. Шогенцуков, Х.Каширгов, Т.Адыгов, П.Мисаков, А.Кушхаунов и др.). Но поступательное движение романа не означает отказа от опыта других жанров (в адыгских литературах 1960-80-х годов наряду с эпическими романами создаются очерки, рассказы и повести). Точно так же и в творчестве отдельных художников органично сосуществуют лирика и проникновенность поэзии с масштабной, эпической прозой и трудно, например, порой отдать предпочтение Кешокову - прозаику, а не Кешокову - поэту.
В адыгском романе 1960-80-х годов описательное, поверхностное изображение фактов, немотивированное поведение героев и прямолинейное объяснение их поступков сменилось более строгим отбором фактов, их анализом, художественным обобщением. Судьба отдельного литературного героя и историческое движение жизни народа находятся в неразрывном единстве. Все чаще обращаясь к традициям прошлого - фольклорным и этнографическим - используя и трансформируя лучшее из этих традиций, адыгские романисты по-новому подходят к решению художественных задач. Прежде всего они стремятся овладеть нелегким искусством психологического анализа, созданием глубоко реалистического и психологически достоверного образа национального героя. Одна из основных тенденций адыгской прозы -формирование крупных прозаических жанров, требующих создания национальных характеров, их углубленного психологического анализа, понижения закономерностей исторического движения народной жизни в целом, постановки актуальных нравственно-этических проблем. В творчестве многих адыгских писателей отмечается органическое единство этно-фольклорных начал с реалистическим воссозданием исторических событий, фактов, героев. Адыгский роман 1960-80-х годов - это произведения, в которых наблюдается естественное соединение исторических событий, социальных проблем и нравственных конфликтов с фольклорными, этно-социальными и этно-философскими проблемами.
В целом адыгская проза вышла на такой уровень, который позволяет ей стать рядом с другими развитыми национальными художественными культурами, и значительную роль в этом сыграли адыгский фольклор, народные традиции, обычаи, явившиеся определенной основой в процессе формирования художественного своеобразия жанра романа.
Список научной литературыТутаришева, Цуца Хаджумаровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абаев В.И. Нартский эпос осетин // Нарты. Осетинский героический эпос. Книга 1.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 432.
2. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. Сухуми. 1997. С. 268.
3. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 159.
4. Адамович A.M. Становление жанра. Белорусский роман. М.: Авториз. перевод с белорусского З.Крахмальниковой и Е.Стояновской. - М.: Советский писатель, 1964. С. 339.
5. Азадовский М. Литература и фольклор: Очерки и этюды Л.: Худ. Лит., 1938. С. 293.
6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. -Махачкала, 1968. С. 290.
7. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. М.- Л.: АН СССР, 1962. С. 165.
8. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: 1996. С. 271.
9. Баков X. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: 1994. С. 251.
10. Барабаш Ю Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1973. С. 320.
11. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 444.
12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995. С. 502.
13. Бекизова JI. А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск.: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн.изд, 1974. С. 288.
14. Бекизова Л.А. По законам взаимодействия и художественной самобытности. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М., 1978.
15. Бекизова Л.А. Черкесская советская литература. Черкесск.: Ставропольское книжное издательство, 1964. С. 200.
16. Белинский В. Г. Избранное в 2-х книгах. Т.1.- М., 1959. С. 559.
17. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. Москва: Советский писатель, 1983. С. 239.
18. Бикмухаметов Р.Г. Роман и литературный процесс. // «Вопросы литературы», № 9. 1971.
19. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. М., 1978. С. 280.
20. Бучис А. Роман и современность: становление и развитие литов. сов. романа/- М.: Советский писатель, 1977. С. 414.
21. Бушлин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. С. 228.
22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. /Вступительная статья И.К.Горького; Составленный комментарий В.В.Мочаловой. М. Высшая школа, 1989. С. 406.
23. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избр.труды /В.В.Виноградов; (Послесл. А.П.Чудакова; Коммент. А.П.Чудакова и Р.Д.Тименчика; АН СССР, От-ние литературы и яз.) М.: Наука, 1976. С. 511.
24. Вопросы истории адыгейской советской литературы: в 2-х книгах /Авторский коллектив: Гадагатль А.М., Костанов Д.С., Скаляхо A.A.,
25. Хут Ш.Х., Шаззо К.Г. Майкоп. - Книга 1 - 176 с. 1979. Книга 2. 1980. С. 204.
26. Вопросы осетинской литературы и фольклора: Сборник статей /Северо-Осетинский НИИ истории, филологии и экономики/ -Орджоникидзе: СОНИИ, 1984. С. 147.
27. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. С. 397.
28. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. -Краснодар: Книжное издательство, 1967. С. 422.
29. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. С. 280.
30. Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. С. 651.
31. Гамзатов Г.Г. Преодоление, становление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы. Махачкала, 1986. С. 460.
32. Гачев Г. Неминуемое: Ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. С. 431.
33. Гей Н.К. О художественности. М.: Наука, 1967. С. 364.
34. Герасименко А. П. Искусство слова: О художественности литературы. Русский советский роман 60-80-х годов. М.: МГУ, 1989. С. 204.
35. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. С. 464 с.
36. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1967. С. 319.
37. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. -М.: Советский писатель, 1988. С. 429.
38. Дагестанская литература. Закономерности развития (1965 1985). -Махачкала, 1999. С. 340.
39. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. С. 303.
40. Джусойты Н. Все начинается с размышления. // «Вопросы литературы», 1976. № 5.
41. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М. - Л.: Советский писатель, 1965. С. 548.
42. Дюришин Д. Систематика межлитературного процесса. -Братислава, 1988. С. 320.
43. Ершов Л.Ф. Русский советский роман (национальные традиции и новаторство). Л.: Наука, 1967. С. 339.
44. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. -Сборник. М.: Советский писатель, 1974. С. 396.
45. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. С. 535.
46. История адыгейской литературы. Майкоп: Меоты - (АРИГИ). Т.1 1999. С. 522.
47. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск I. -М., 1995. С. 240.
48. История русского советского романа. М. - Л.: Наука. В 2 томах. Кн.1. - 1965. -715с. Кн.2. - 1965. С. 483.
49. История русской литературы. В 4-х т. Т.1 Л.: Наука, 1981. С. 816.
50. История советской многонациональной литературы. В шести томах. М.: Наука 1970 - 1974. Т.1. - 1970. - 562с. Т.2. - 1971. - 511с. Т.З. -1970. - 631с. Т.4. - 1972. - 664с. Т.5. - 1974. - 840с. Т.6. - 1974. - 744с.
51. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999. С. 116.
52. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979. С. 176.
53. Кашежева Л.Н. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962. С. 147.
54. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). -М.: Наука, 1983. С. 336.
55. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. -М.: Советский писатель, 1963. С. 439.
56. Кузнецов Ф.И. Советский роман. М., 1963. С. 330.
57. Кунижев М.Ш. Истоки нашей литературы: Литературно-критические статьи. На адыгейском языке. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1978. С. 183.
58. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора: (Учебное пособие для филологических специализированных университетов). М.: Высшая школа, 1981. С. 223.
59. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., 1984. С. 209.
60. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1971. С. 370.
61. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. -Майкоп, 2001. С. 338.
62. Мамий Р.Г. Пути адыгейского романа: На адыгейском языке. -Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1977. С. 176.
63. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик: «Эльбрус», 1977. С. 130.
64. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа, /отв.ред. Ю.Б.Виппер. М.: Наука, 1986. С. 297.
65. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Мысль, 1976. С. 406.
66. Миф фольклор - литература: Сборник статей //АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); редколлектив:
67. B.Г.Базанов (ответственный редактор) и др. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. С. 250.
68. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. 2-е издание. (Главный редактор С.А.Токарев). - М.: Большая Российская энциклопедия; Олимп, 1997. - Т. 1 А-К- 671с. Т. 2 К-Я. С. 719.
69. Многонациональный советский роман. Закономерности развития советского романа. Сборник статей. Под общей редакцией докторов филологических наук Г.И.Ломидзе и М.Н.Пархоменко. М.: «Мысль», 1966. С. 308.
70. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: Литературоведческие статьи. Нальчик: «Эльбрус», 1987. С. 168.
71. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик: «Эльбрус», 1978.1. C. 131.
72. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология. Нальчик: «Эльбрус», 1993. С. 192.
73. Надъярных Н.С. Время перечтений.// Способность к диалогу. Часть 1.-М., 1993.
74. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972. С. 246.
75. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. М., 1976. С. 320.
76. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (традиция и современность). М.: Наука, 1972. С. 266.
77. От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Елезара Моисеевича Мелетинского. Российский государственный гуманитарный университет. М.: издательство «Российский университет», 1993. С. 352.
78. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. С. 303.
79. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп: Издательство Адыгейского научно-исследовательского института, 1990. С. 275.
80. Панеш У.М. Традиции и новаторство: Литературно-критические статьи. На адыгейском языке. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1984. С. 175.
81. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп. - Выпуск 2. 1979. - 168с. Выпуск 3. 1981. С. 180.
82. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Выпуск 1. Отв.редактор К.Г.Шаззо и К.М.Шиков. Майкоп, 1977. С. 151.
83. Пропп В .Я. Фольклор и действительность. Статьи. М.: 1976. С. 325.
84. Роль фольклора в литературах народов СССР. Сборник статей (Отв.ред. У.Б.Далгат). М., 1975. С. 248.
85. Русский советский роман. Философские аспекты. Л., 1989. С. 261.
86. Сарбашева А.М. Формирование историзма мышления и балкарский роман /Научный редактор З.Х.Толгуров. Нальчик: РАН КБНЦ, 2001. С. 147.
87. Султанов К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа)/ отв.редактор Г.И.Ломидзе. — М.: Наука, 1989. С. 152.
88. Султанов К.К. Самосознание национальной литературы.//История национальных литератур. Выпуск 1. -М., 1995.
89. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. С. 280.
90. Схаляхо А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. С. 190.
91. Теппеев A.M. Балкарская проза/ Под ред. А.И.Алиевой. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 174.
92. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды: Авторизованный перевод с кабардинского. 2-е издание, дополненное, - М.: Советский писатель, 1955. С. 383.
93. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1991. С. 208.
94. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 234.
95. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман /Национально-эпическая традиция и современность /. Нальчик: Эльбрус, 1987. С. 110.
96. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман) Нальчик: Эльбрус, 1996. С. 256.
97. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972. С. 174.
98. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978. С. 258.
99. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 352.
100. Хапсироков X. Пути развития адыгейских литератур. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1968. С. 266.159
101. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX -начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1983. С. 244.
102. Чамоков Т. Н. В защиту человека. Майкоп, 1992. С. 190.
103. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. (О литературе адыгских народов) -Нальчик: Эльбрус, 1986. С. 184.
104. Чеченский и ингушский роман: Проблемы жанра. Грозный, 1986. С. 118.
105. Шабанова Е. Тембот Керашев. Майкоп, 1959. С. 143.
106. Шаззо К.Г. Живое слово. Майкоп, 1989. С. 230.
107. Шаззо К.Г. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество Майкоп, 1991. С. 238.
108. Шаззо К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 238.
109. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. JL: Наука. Ленинградское отделение, 1989. С. 247.
110. Якименко Л.Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. 2-е издание, дополненное. - М.: Художественная литература, 1978. С. 494.