автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественно-эстетическое своеобразие прозы Тембота Керашева

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Бешнибова, Асият Хаджетечевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественно-эстетическое своеобразие прозы Тембота Керашева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бешнибова, Асият Хаджетечевна

Введение.

Глава I. Традиции и современные формы повествования в художественной прозе (теоретический аспект).

Глава II. Проблемы эволюции мастерства Т.Керашева.

Глава III. Этно-фольклорные традиции в художественной системе

Т.Керашева.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Бешнибова, Асият Хаджетечевна

Проблема художественно-эстетического творчества писателя, его мастерства приобретает особо важное значение в молодых национальных литературах. Она имеет как теоретическое, так и историко-литературное значение. Современное литературоведение уделяет немалое внимание вопросам эволюции художественного мастерства писателей, его специфике.

Актуальность исследования состоит в том, что в данной работе впервые предпринята попытка системного изучения художественно-эстетического своеобразия прозы Т.Керашева в ее эволюционном развитии и этно-фольклорном контексте. Мы выделяем важнейшие аспекты в изучении художественно-эстетического своеобразия прозы Т.Керашева:

- национальный фольклор как основа творчества;

- природа мастерства;

- закономерности его эволюции и сущности;

- этно-фольклорные традиции в творчестве;

Основными вопросами концепции являются истоки художественно-эстетического своеобразия прозы писателя, закономерности ее развития, а также специфика эстетического мировоззрения.

Художественное своеобразие писателя - весьма обширная область литературоведения. Исследователи, обращаясь к данной проблеме, в той или иной степени ограничивают свои задачи. Так, А.Г.Цейтлин в монографии «Мастерство Тургенева - романиста» уделяет особое внимание проблеме характера, языка тургеневских героев, стиля и т.д.1 Д.Благой в монографии «Мастерство Пушкина» наиболее подробно останавливается на умении Пушкина оформлять свои произведения сообщать им абсолютную законченность, устойчивость и полноту».2 Теоретики литературы ставят рядом такие понятия как «стиль» и «мастерство».3 Сами писатели по своему дают определение и толкование понятия художественного мастерства. Так, известно высказывание

A.М.Горького о «секрете поэзии», он выделяет основные элементы, составляющие единое целое поэзии: язык, тему, сюжет.

Художественное своеобразие мы воспринимаем как единое целое, созданное «из одного куска»: «Истинно художественные произведения не имеют ни красот, ни недостатков; для кого доступна их целость, тому видится одна красота».4 С проблемой художественности тесно связана иная - художественной правды. Как отмечал А.П.Чехов, «правдиво, то есть художественно».

Методологической основой диссертационного исследования является теория целостного восприятия литературного процесса, ориентация на закономерности его развития и ведущие тенденции. Важную роль в формировании концепции данной работы сыграли взгляды ведущих исследователей современного литературного процесса (Л.Н.Арутюнов, Ю.Я.Барабаш, Г.И.Ломидзе, Н.С.Надъярных,

B.П.Палиевский, К.К.Султанов и другие).

В диссертационной работе также находит свое творческое отражение опыт исследователей мифа и фольклора (С.С.Аверинцев, В.М.Гацак, У.Б. Далгат, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп.

Проблема художественного своеобразия творчества Т.Керашева не стала объектом специального исследования, хотя в отдельных статьях, главах монографий, посвященных адыгейской литературе, она решалась в определенной мере. Среди них необходимо отметить монографии Л.Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974); К.Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978); Ю.Тхагазитова «Адыгский роман» (1987); А.Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгских литератур» (1988); У.Панеша «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990); А.Мусукаевой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993) и другие.

Вопросам жанрового своеобразия произведений Т.Керашева, их связям с устным народным творчеством, специфике образной системы его произведений посвящены работы Г.Ш.Куваева, Е.Шабановой K.M. Шикова, Е.П.Шибинской, Е.Шабановой, K.M. Шикова и других. При определенной изученности художественно-эстетического своеобразия прозы Тембота Керашева данная проблема не стала до сих пор объектом специального исследования.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является исследование художественно-эстетического своеобразия прозы Т.Керашева в ее эволюционном становлении. Это обуславливает следующие задачи:

- рассмотреть в историко-теоретическом аспекте традиции и современные формы повествования в художественной прозе;

- выявить специфику эволюционного развития мастерства писателя;

- определить роль и место традиций в художественных произведениях Т.Керашева;

- изучить поэтику прозы писателя.

В нашей работе важнейшим теоретико-методологическим принципом является принцип сочетания общего и конкретного, комплексный подход, подразумевающий системное понимание и трактовку изучаемых явлений, таких как традиция, новаторство, литература и фольклор, личность и общество и других, анализируемых в динамике и диалектических связях.

Адыгскому аулу, адыгскому этикету, «адыге-хабза», герою-адыгу посвящает Т.Керашев свои произведения «Состязание с мечтой», «Умной матери дочь», «Куко» и другие. В центре внимания его, в центре творческого поиска — человек. Чаще всего - человек современный, прогрессивный, думающий и ищущий, но в то же время - тесно связанный с историей народа, с его традициями, с духовным наследием.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем впервые рассмотрена проблема художественно-эстетического своеобразия прозаического творчества Т.Керашева в эволюционном развитии и этно-фольклорном контексте. В работе предпринята попытка анализа формирования и этапов становления мастерства писателя, поэтики его прозы. Автор стремится исследовать художественное своеобразие творчества Т.Керашева в этно-фольклорном контексте, выявить тем самым и основы художественного мышления писателя и его специфику.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция художественно-эстетического своеобразия прозы Т.Керашева, анализ эволюции мастерства художника слова могут стать составной частью комплексного исследования творчества писателя, а также специфики развития адыгских литератур. Практическая значимость исследования определяется тем, что ее материалы могут быть использованы в преподавании курса «Литература народов Российской Федерации», а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по адыгским литературам, по творчеству Т.Керашева.

Материалом исследования послужили следующие произведения Т.Керашева: новеллы «Арк», «Абадзехский охотник», «Испытание мужества», «Сказание», «Урок жизни», «Молодой бысым»; повести «Дочь шапсугов», «Абрек», «Месть табунщика», «Последний выстрел»; романы «Шамбуль», («Дорога к счастью»), «Состязание с мечтой», «Одинокий всадник», «Куко».

Не претендуя на исчерпывающее решение существующих вокруг творчества Тембота Керашева круга задач, мы ограничимся в данной диссертации постановкой одной из важнейших, на наш взгляд, проблем: определением истоков того общего, что связывает национально-художественные традиции адыгов и прозу писателя. Вышеназванная задача дополняется также выявлением определенных тенденций развития так называемой романтической прозы, ее специфики и своеобразия.

Особое значение в диссертационной работе будет придано проблеме взаимодействия исторической преемственности и новаторских поисков художников, ибо развитие человечества, его обновление немыслимо без действующей в истории культуры их тесной взаимосвязи. Непонимание связи между этими двумя категориями выступает как следствие недооценки значения преемственности для развития нового содержания, роли художественных традиций на каждой ступени развития искусства, для плодотворных поисков более совершенных форм художественного сознания. Правильная методологическая постановка и наиболее верное решение этой проблемы, безусловно, позволит обозначить аспекты литературного процесса и пути сознательного воздействия на него.

Апробация результатов исследования. Основные положения и научные результаты исследования нашли отражение в материалах научной конференции «Литература народов Северного Кавказа; художественные и методические проблемы изучения» (Карачаевск, 1999 год), па которой автор выступил с докладом «Фольклорный компонент в художественной прозе Т.Керашева», а также в научных статьях «Фольклорные мотивы в творчестве Т.Керашева», «Проблемы и новаторство в художественной прозе (на материале произведении Т.Керашева)», «Фольклорная символика в прозе Т.Керашева» (в материалах учебно-методического пособия), «Художественное своеобразие прозы Т.Керашева».

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения.

 

Список научной литературыБешнибова, Асият Хаджетечевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Кон И.С. «Национальный характер- миф или реальность?» 17Хачемизова М. «Истоки национального характера и его эволюция в произведениях Т. Керашева».1 ЯМарлинский А. Полн. собр. соч. М., 1988, с.38.

2. Азадовский М. Литература и фольклор. -Л., 1998. 185 с.

3. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водой.- Фрунзе, 1971. — 406 с.

4. Александрова Л. Советский исторический роман. Киев, 1987. - 159 с.

5. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290с.

6. Андреев Ю. Об историзме советской литературы. -М., 1970. 123 с.

7. Арнаудов М. Психология литературного творчества. -М., -1970. 653 с.

8. Асадуллаев С.Историзм, теория и типология социалистического реализма. Баку, 1969. - 278 с.

9. Адыгейские сказания и сказки Майкоп, 1967. - 335с.

10. Адыгейские пословицы, поговорки загадки и скороговорки. Майкоп, 1978.- 199 с.

11. Ахметов Ю. Всего понемногу -М., 1987. 251с.

12. Ахметов Ю. Повести сердца. Одесса. 1901. - 144 с.

13. Батенин С. Человек в его истории. -Л., 1976. 295с.

14. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. -М., 1955.

15. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. -М., 1978., 384с.

16. Барг М. Эпохи и идеи. Становление историзма. -М., 1987., 348с.

17. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1995. 502 с.

18. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. - 288 с.

19. Бекизова Л. Страницы из истории черкесской литературы. -Черкесск, 1961., 38с.

20. Берков П. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981. — 495 с.

21. Белая Г. Художественный мир современной прозы. — М., 1983. -191 с.

22. Бучис А. Роман и современность. -М., 1977. 414 с.

23. Бульвер Литтон. Пелем, или Приключения джентльмена. - М., 1958.-612 с.

24. Веселовский А. Историческая поэтика. -Л. 1989. 404с.

25. Воробьева Н. Принципы историзма в изображении характера: Классическая традиция и современная литература. -М., 1978. -124с.

26. Гадагатль А. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар, 1967.-423 с.

27. Гегель. Эстетика: В 4-х томах. Т.З. М., 1971., - 621с.

28. Герасименко А. Русский советский роман 60-80-х годов. М., 1989. -202с.

29. Героический эпос народов СССР. -Л., 1979. 750с.

30. Гинзбург Л. О психологической прозе. -Л., 1971., 464с.

31. Хан-Гирей. Избранные произведения. -Нальчик, 1974, -337 с.

32. Хан-Гирей. Черкесские придания. Шаги к рассвету. -Нальчик, 1986. -303с.

33. Гусев В. Эстетика фольклора. -Л., 1967. 319с.

34. Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. —М., 1978. -179 с.

35. Гутов А. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. -М., 1993. -198с.

36. Далгат У. Литература и фольклор. -М., 1981. 302с.

37. Добролюбов H.A. Полное собрание сочинений в 6 томах. -Л., 1934.

38. Днепров В. Проблемы реализма. -Л., 1960. -352с.

39. История русского советского романа-М. -Л., 1965. -715с.

40. История советской многонациональной литературы. В 6 томах. М. 1970.- 631с.

41. Иванова Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне.-М., 1979.-200 с.

42. Кашежева Л. Кабардинская советская проза. -Нальчик, 1962. -148с.

43. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. -Нальчик, 1999. -116с.

44. Кабардинский фольклор. -Нальчик, 1956. -650с.

45. Кешев А. Избранные произведения. -Нальчик, 1976. 262с.

46. Климович Л. Историзм, идейность, мастерство. -М., 1985. 354с.

47. Кожинов В. Происхождение романа. -М., 1963. 439с.

48. Кормилов С. Теоретические аспекты художественного историзма в русской советской литературе (60-80-е годы). -М., 1986. 17с.

49. Краткая литературная энциклопедия. -М., 1966. Т.З. 33с.

50. Краткий словарь литературоведческих терминов. -М., 1963. -158с.

51. Лазутин С. Поэтика русского фольклора. -М., 1981. -223с.

52. Ленобль Г. История и литература. -М. 1977. -300с.

53. Лихачев Д. Литература реальность -литература. -Л., 1984. -271 с.

54. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. —М., 1976. -367с.

55. Машитлова Е. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик, 1969. -102с.

56. Миф-фольклор-литература. Собр. ст. -Л., 1978. -250с.

57. Многонациональный советский роман. Закономерности развития современного романа. -М., 1966. -307с.

58. Мусукаева А. Ответственность перед временем. -Нальчик, 1987. -167с.

59. Мусукаева А. Северокавказский роман. -Нальчик, 1993. -191 с.

60. Надъярных Н. Типологические особенности реализма. -М., 1972. -246с.

61. Национальное и интернациональное в фольклоре и литературе. Сходное, общее, смешанное и своеобразное. Собрание научных трудов. -Нальчик, КБГУ, 1983. -180с.

62. Николаев П. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. -М., 1983. -366с.

63. Османова 3. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. -М., 1972. -264с.

64. Оскотский В. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. -М., 1980. -384с.

65. Очерки истории кабардинской литературы. -Нальчик, 1968. -303с.

66. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. -Майкоп, 1990. -273с.

67. Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. -М., 1978. -286с.

68. Пауткин А. Советский исторический роман (в русской литературе). -М, 1970. -109с.

69. Петров С. Русский советский исторический роман. -М., 1980. -412с.

70. Плоткин JI. Литература и война. Великая Отечественная война в русской советской прозе. -М. -Л., 1967. -356с.

71. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т.7. -М., 1958.

72. Пошатаева А. Литература и фольклор. -М. 1981. -148с.

73. Проблемы характера в современной советской литературе. -М.; -Л., 1962.-252с.

74. Проблемы адыгской литературы и фольклора. -Майкоп, 1974. -152с.

75. Пропп В. Фольклор и действительность. -М., 1976. -325с.

76. Прокопьев Ю. От рассказа к роману. -Якутск, 1958. -237с.

77. Роль фольклора в литературах народов СССР. -М., 1975. -248с.

78. Серебрянский М. Советский исторический роман. -М., 1936.

79. Советский многонациональный роман. -М., 1985.

80. Скачков И. Герой и история. Современный роман о революции. -М., 1988. -351с.

81. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. -М., 1970. -453с.

82. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1992. - 280с.

83. Теунов X. Литература и писатели Кабарды. -М., 1958. -360с.

84. Тейяр де Шарден, Пьер. Феномен человека. -М., 1965. -269с.

85. Тимофеев Л. Основы теории литературы. -М., 1966. -487с.

86. Толгуров 3. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. -285с.

87. Трифонова Т. Русская советская литература 30-х годов. -М., 1963. -162с.

88. Тхагазитов Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. -Нальчик, 1994. -241с.

89. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. -Л., 1979. -207с.

90. Философский словарь. -М., 1991. -560с.

91. Фрейденберг О. Миф и литература древности. -М., 1978. -605с.

92. Фридлендер Г. Поэтика русского реализма. -Л., 1971. -291с.

93. Хакуашев А. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. -259с.

94. Хакуашев А. Али Шогенцуков. Нальчик, 1993. -320с.

95. Хашхожева Р. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. Нальчик, 1963. -184с.

96. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателей и развитие литературы. М., 1981. Т.З. -429с.

97. Хавтоко Шаукат Муфтий. Герои и императоры в черкесской истории. -Нальчик. 1994. -315с.

98. Шаззо К. Главная мера человек. -М., 1974. -115с.

99. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. -Тбилиси, 1978. -239с.

100. Эфендиева Т. Кайсын Кулиев: литературный портрет. —М., 1985. -128с.

101. Юдин В. Современный русский исторический роман. -Калинин, 1990.-157с.

102. Юдин В. Человек. История. Память. -М., 1990. -254с.1.

103. Абитова С. Реалистический метод и фольклорные традиции в адыгских литературах.// Труды Карачаево-Черкесского НИИ. -Черкесск, 1970. Вып.6.

104. Алиева А. Народные истоки творчества А. Кешокова. //Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. -М., 1975.

105. Алиева А. Фольклорные традиции в младописьменном романе// Современный роман: Новаторство. Поэтика. Типология. -М., 1978.

106. Алиева А. Кабардинская лигература. // История советской многонациональной литературы. Т.5. -М., 1974.

107. Амиреджиби И. Исторический роман? Есть ли он сегодня? // Дружба народов, 1981, №11.

108. Арутюнов Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания. // Национальное и интернациональное в советской литературе. -М., 1971.

109. Аутлева С.Ш. «Особенности художественной обработки сказок и современной адыгской поэзии.// Ученые записки Адыгейского НИИ Т.З. -Майкоп. 1964.

110. Баков X. Адыгский литературный процесс сегодня.// Проблемы адыгской литературы и фольклора. -Майкоп, 1995. Вып. 9.

111. Бекизова Л. Становление и развитие младописьменной литературы в условиях содружества советских наций.// Единство, рожденное в борьбе и труде. —М., 1972.

112. Бекизова J1. Национальный характер (русский человек) в системе образов историко-революционного эпоса адыгских литератур.// Современный литературный процесс. Герой и время. -Черкесск, 1988.

113. Бекизова Л. Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе.// Современный литературный процесс. Проблемы историзма. -Черкесск, 1989.

114. Белая Г. Историзм как нравственная и художественная позиция писателя.// Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М., 1971.

115. Белецкий А. Вымысел и домысел в художественной литературе, преимущественно русской.// Избранные труды по теории литературы. -М., 1964.

116. Бекмухаметов Р. Советская многонациональная литература и проблемы ее целостного значения.// Филологические науки, 1972. №6.

117. Бекмухаметов Р. Роман и литературный процесс.// Вопросы литературы, 1971. №9.

118. Бровман Г. Социальный характер современного литературного героя.// Вопросы литературы, 1981, №2.

119. Бучис А. В контексте мировой литературы.// Вопросы литературы. 1979, №12.

120. Воробьева Н. Принцип историзма в советском романе.// Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М., 1978.

121. Гургова J1. Проблема историзма в историческом романе ( к вопросу о типологии жанров).// Типология и генезис литературных связей. -Ташкент, 1985.

122. Джусойты Н. Все начинается с размышления.// Вопросы литературы, 1976, №5.

123. Джусойты Н. От сказателя к писателю путь далекий.// Вопросы литературы, 1971, №9.

124. Железнов В. Проблемы жанра исторического романа в современном литературоведении.// Проблемы поэтики. -Алма-Ата, 1980.

125. Злобин С. О моей работе над историческим романом.// Советская литература и вопросы мастерства. Вып.1. -М., 1957.

126. Иванов В. Верность действительности.// Вопросы литературы, 1965, №5.

127. Изотов И. Советский исторический роман.// Литература в школе, 1972, №2.

128. История и современность в литературах Северного Кавказа: Межвузовский сборник статей. -Орджоникидзе, 1980.

129. Кешоков А. Знак мастерства.// Лауреаты России. -М., 1976.

130. Кожинов В. Роман эпос нового времени.// Вопросы литературы, 1957, №6.

131. Кудияров А. Поэтико-воззренческие аспекты историзма, эпоса монголоязычных народов.// Фольклор. Проблемы историзма. -М.,1988.

132. Материалы дискуссии по северокавказскому роману. Литературное обозрение, 1976. №3.

133. Лихачев Д. Принцип историзма в изучении единства и формы литературного произведения.// Вопросы методологии литературоведения. -М., -Л., 1966.

134. Ломидзе Г. Сила реализма: Заметки о современной прозе.// Вопросы литературы, 1963, №5.

135. Митин Г. От реальности к мифу.// Вопросы литературы, 1990, №4.

136. Оскоцкий В. Границы вымысла и пределы документальности.// Вопросы литературы, 1980, №6.

137. Оскоцкий В. Историзм и история.// Дружба народов, 1971, №10.

138. Оскоцкий В. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. -М., 1980.

139. Оскоцкий В. Типология и историзм. // Дружба народов. 1976.,№4.

140. Пархоменко М. Рождение нового эпоса.// Единство. -М., 1972.

141. Пауткин А. Авторское присутствие в советском историческом романе наших дней. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1989, №6.

142. Пауткин А. Исторический роман 1960-1970-е годы.// Петров С.М. Русский советский исторический роман. -М., 1980.

143. Пауткин А. Советский исторический роман (1970-е годы).// Вестник МГУ. Серия «Филология», 1978.,№4.

144. Паустовский К. Чувство истории.// Вопросы литературы. 1965, №9.

145. Сокуров М. Чувство времени.// Дон. 1963, №9.

146. Суворовцев Ю. Проблемы, поставленные временем.// Вопросы литературы. 1973, №6.

147. Тимофеев Л. Человек и история.// Современный советский роман. Л, 1979.

148. Факт, домысел, вымысел в литературе.// Межвузовский сборник. Иваново, 1987.

149. Филатова А. Современный советский исторический роман: Вопросы классификации.// Русская литература. 1977, №4.

150. Чмыхов JI. История и художественная концепция. К проблемам советского исторического романа.// Вопросы истории и поэтики русской литературы. Ставрополь, 1975.

151. Чмыхов JI. О жанровой специфике советского исторического романа.// Проблемы историзма советской литературы. Курск, 1984.

152. Чолокава Н. Специфика исторического романа.// Литературная Грузия. Тбилиси. 1984, №4.

153. Шаззо К. Время и герои в современной прозе.// Дружба. 1973, №4.

154. Шик Э. Проблема историзма в современном литературоведении и критике.// Методологические и философские проблемы языкознания и литературоведения. М., 1984.1.I

155. Горький М. собрание сочинений в 30 томах. -М., 1955.

156. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.8. M., 1952.

157. Керашев Т. СС: ВЗ-х т. -Майкоп,1989.

158. Кешоков А. собрание сочинений в 4-х томах. -M., 1981.

159. Базоркин И. Из тьмы веков.- Грозный, 1968, с.201.

160. Хан-Гирей. Черкесские предания. -Нальчик, 1986, с.307.

161. Кулиев К. Книга лирики.- М.,1973, с.7.

162. Абитова С.Д. Реалистический метод и фольклорные традиции в адыгских литературах. //Труды Карачаево-Черкесского НИИ. Вып.6. Черкесск, 1970. -207-244 с.

163. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. -Л. 1967, -317с.

164. Давлеьлв К.С. Фольклор как вид искусства. -М., Наука. 1966. -365с.

165. Керашева З.И. Образ черкешенки в черкесском фольклоре и литературе в свете идей ренессанса.// Изб. Труды и статьи. -Майкоп. 1995. -352с.

166. Керашев Т.М. Значение адыгского фольклора.//Адыгейские сказания и сказки.-Майкоп, 1946. -3-10с.

167. Кешев А.Г. Характер адыгских песен.//Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. -Нальчик, 1979. -326-342с.

168. Костанов Д.Г. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературы.// Ученые записки Адыгейского НИИ. Т.З. -Майкоп, 1964. -5-24с.

169. Куваева Г.Ш. Эстетическая и этническая роль фольклора в адыгейской прозе.// Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору.// -Майкоп. 1975. -124-154с.

170. Кунижев М.Ш. Истоки нашей литературы . -Майкоп. 1978. -183 с.Ю.НогмаШ.Б. Филологические труды. Т.1.-Нальчик, 1957.П.Паранук К.Н. Фольклорные традиции в поэзии И.Машбаша.Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.4. -Майкоп, 1984. -95-105с.

171. Савушкина Н.И. Постижение глубин фольклоризма.//Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования. -М., 1991. -93-103с.158

172. Хачемизова М.Н. Истоки национального характера и его революция в произведениях Тембота Керашева.// Проблемы адыгейской литератур и фольклора. Вып.8. -Майкоп, 1991. -22-37с.

173. Хут Ш.Х. Определение и классификация жанров народного эпоса адыгов.// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.4. Майкоп, 1984. 3-25с.

174. Хут. Ш.Х. Творчество адыгских писателей-просветителей XIX начала XX века.//Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору . -Майкоп, 1975. 102-123с.

175. Хут Ш.Х. Классификация произведений адыгской народной лирики и драмы.// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.4. -Майкоп. 1984. -26-44с.

176. Чамоков Т.Н. Традиции фольклора в адыгейской поэзии. //Адыгейская филология, вып.2. -Краснодар. 1967. -259-273с.

177. Чуяко Н.М. Малые жанры фольклора и их место в адыгских литературах. Автореферат. Кандидатская диссертация. -Майкоп, 1993. -22с.

178. Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев.// Литературный портрет. -М.; Советская Россия, 1985.

179. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. -Нальчик. 1977.