автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Шахматная игра как феномен интеллектуальной культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Шахматная игра как феномен интеллектуальной культуры"
На правах рукописи
ГУТЕНЕВ Максим Юрьевич
ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК ФЕНОМЕН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
з ЯН8 2314
005544470
Тюмень 2013
005544470
Работа выполнена на кафедре философских наук ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Защита состоится 25 декабря 2013 года в 15-00 на заседании диссертационного совета Д.212.274.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» (625003, Тюмень, ул. Республики, д.9, ауд.211).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государственного университета.
Автореферат разослан 2/ ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Апухтина Нина Георгиевна доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ишимский
государственный педагогический
институт им П. П. Ершова», профессор кафедры филологии и культурологии Полищук Виктор Иванович кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВПО «Тюменская
государственная академия культуры, искусств и социальных технологий», доцент кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Балина Лариса Федоровна ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия»
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
А.И. Павловский
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В условиях эскалации информационных процессов человек в большей мере, чем когда-либо, нуждается в средствах упорядочивания разнокачественных потоков информации. В результате воздействия информационных технологий на общество возрастает вероятность интеллектуального, технологического, психологического разрыва поколений, что может представлять собой глобальную угрозу для дальнейшего безопасного и устойчивого развития человечества. В связи с этим перед отдельной личностью и обществом в целом стоит задача, заключающаяся в развитии интеллектуальных способностей и навыков интеллектуальной деятельности человека. Актуальность философско-культурологического исследования и осмысления интеллектуальной культуры в ее историческом и актуальном аспектах обусловлена рядом важных обстоятельств.
Во-первых, роль и значение интеллектуальной культуры объективно возрастают в современном обществе (в том числе, российском), что отражается в тенденции его развития к информационному обществу и обществу знаний. В связи с этим все более явным становится социальный и культурный запрос на интеллектуально развитую личность. Между тем в России значительные социально-политические трансформации, кризис образования обусловили общее снижение интеллектуального уровня населения и интеллектуального потенциала общества в целом.
Во-вторых, в условиях общества потребления возрастает необходимость корректировки ценностного мира человека для преодоления в нем односторонности - превалирования материальных ценностей, консьюмеризма. Для преодоления негативных последствий массовой маргинализации населения необходимо направить усилия на интеллектуальную инкультурацию общества. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является повышение уровня интеллектуальной культуры личности, которая могла бы способствовать сохранению и воспроизводству интеллектуальной культуры общества.
В-третьих, обеспечение устойчивого развития общества вряд ли возможно без преодоления таких проявлений антропологического кризиса, которые выражаются в снижении способности человека к рефлексивному и аналитическому мышлению, что небезопасно в современном «обществе риска» (У. Бек). Человек с развитой интеллектуальной культурой характеризуется самостоятельностью мышления, системностью знаний и творческой активностью. Только интеллектуально зрелые люди, обладающие навыками критического мышления, способны задавать развивающий вектор роста культуры общества, формировать новые знания и ценности. Осмысление роли интеллектуальной культуры также помогает определить эффективные средства для преодоления противоречий и кризисных явлений, обусловленных доминированием клипового мышления.
В-четвертых, стремительный прогресс информационно-коммуникационных технологий в современном мире влияет на возрастание угрозы сохранности человеческого сознания. Возникает необходимость в обоснованных прогнозах на ближайшее и отдаленное будущее, которые невозможно построить без должного уровня интеллектуального развития. В связи с этим необходимо возвышение роли и значения современных форм образования и воспитания в развитии интеллектуальной культуры общества.
Обычно считается, что развитию интеллектуальной культуры способствуют занятия наукой, философией, посещение различных интеллектуальных тренингов, изучение иностранных языков и т. д. Недооцененным феноменом интеллектуальной культуры, на наш взгляд, является шахматная игра. Игра в шахматы требует значительных усилий интеллектуального характера, она содержит в себе одновременно признаки игры, искусства, спорта, интеллектуальной практики, является удобным «полигоном» для испытания сил искусственного интеллекта. Шахматная игра влияет не только на интеллектуальное развитие человека, но и на формирование личности человека в целом. Интеллектуальный потенциал шахматной игры позволяет рассматривать ее как уникальное явление культуры,
которое дает богатейший материал для философско-культурологического исследования. Осмысление шахматной игры в контексте истории, теории и философии культуры позволяет нам выявить ее место и значение в процессе развития интеллектуальной культуры личности и общества.
Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования находится на пересечении философской, культурологической, исторической и психолого-педагогической проблематики. Следует отметить, что в настоящем исследовании мы активно обращаемся к работам в области искусственного интеллекта, а также к работам по теоретическим и практическим аспектам шахматной игры.
Изучением интеллектуальной культуры занималось большое количество ученых и философов. Так, над изучением проблем интеллектуальной культуры личности работали: Г. И. Егорова, В. П. Иванова, Л. Н. Коган, И. С. Ладенко. Определение интеллектуальной культуры, предложенное Л. Н. Коганом, представляет особый интерес для исследования, т. к. в нем учтен рефлексивный компонент интеллектуальной культуры. Изучением интеллектуальной культуры на надличностном (общественном) уровне занималась, в частности, Л. П. Репина. Идея Л. П. Репиной о том, что интеллектуальная культура имеет коммуникативную природу, была использована в данной работе.
Культурфилософской базой исследования стали работы по культурологии и философии культуры Е. Г. Балагушкина, М. С. Кагана, В. М. Межуева, В. О. Моргачева, С. П. Петрущенкова, Д. В. Пивоварова, В. М. Пивоева, В. С. Степина, А. Я. Флиера. Работы этих авторов, затрагивающие изучение различных феноменов (форм) культуры, позволили осмыслить особенности шахматной игры как самостоятельного феномена культуры.
Для данного исследования важно осмысление места и роли интеллектуальной культуры в современном обществе. В связи с этим интерес представляли работы о его состоянии и актуальных проблемах. Разработкой концепции информационного общества занимались зарубежные ученые: Д. Белл, Е. Масуда, Э. Тоффлер, Т. Умесао, Ю. Хаяши и другие; концепциии
общества знаний принадлежат П. Дракеру, Ф. Махлупу. Проблемы психологического разделения общества на фоне деградации образования и снижения интеллектуальных способностей молодого поколения анализируются в трудах К. К. Колина. Концептуально нами были использованы критические суждения В. А. Кутырева о возможных негативных последствиях распространения идей трансгуманизма - утрате человечеством в XXI веке способности к самостоятельному аналитическому и рефлексивному мышлению, а в дальнейшем и к возможному самоуничтожению всего человечества вообще.
Над изучением феномена игры трудилось множество видных философов, культурологов и психологов. Г. Гадамер, Э. Финк, Й. Хейзинга в своих работах, главным образом, делали акцент на анализе игры как феномене человеческого бытия, а онтологический статус игры определялся ими в связи с осмыслением культуры. Роль и значение игры в жизни общества исследовали также Т. А. Апинян, Э. Берн, Р. Кайуа, Ж. Пиаже и др.
Исследованием шахматной игры занималось большое количество выдающихся исследователей-шахматистов. Большинство их работ представляет интерес преимущественно с точки зрения анализа шахматных позиций и комбинаций. Однако подобные работы для данного исследования интересны тем, что в них можно обнаружить примеры блестящих интеллектуальных находок выдающихся шахматистов, т. е. в них зафиксированы результаты действия как интеллектуальной интуиции, так и строгого логического мышления. Шахматная игра в историческом аспекте представлена в работах Г. Вильямса, Е. Гижицки, И. М. Линдера, содержащих различные версии происхождения шахматной игры, а также анализ ключевых событий в истории шахмат.
Непосредственно сам шахматный аспект исследования этой игры представлен огромным количеством шахматных пособий и монографий. На наш взгляд, особо значимыми не только в профессиональном шахматном плане, но и в философско-культурологическом смысле являются работы
б
М. М. Ботвинника, Е. Я. Гика и А. Е. Карпова, Г. К. Каспарова и других авторов. Несмотря на то, что большинство работ, посвященных шахматам, представляют интерес лишь для узкой группы шахматистов-профессионалов, анализ данных текстов позволил извлечь много полезной информации для достижения цели диссертационной работы, сделать ряд важных философско-культурологических выводов.
Оценку шахматной игры в культурологическом аспекте одним из первых дал И. Хейзинга. Несмотря на то, что голландский философ считал эту игру в генетическом смысле бесплодной по отношению к культуре вообще, он относил ее к интеллектуальным играм, требующим умственного расчета.
В философском аспекте шахматная игра представлена в трудах Л. Витгенштейна, Ж. Делеза, Г. Гваттари, Д. Деннета, С. Лема, Д. Хофштадтера. Шахматная игра зачастую использовалась этими авторами как удобный метафорический пример для разъяснения своих идей и суждений. Хотя вышеперечисленные философы часто апеллировали к шахматной игре в своих трудах, шахматы так и не стали самостоятельным объектом их исследования.
Изучение шахматной игры в данной работе предполагает осмысление ее роли в исследовании соотношения естественного и искусственного интеллекта. Философский аспект исследования естественного интеллекта довольно широк. В контексте данной диссертационной работы в основном были использованы идеи Д. И. Дубровского, И. А. Бесковой, И. А. Герасимовой, И. П. Меркулова. Помимо отечественных исследователей естественного интеллекта, большой интерес представляют идеи современных последователей западной аналитической школы философии: Д. Денента, Дж. Серла, Д. Чалмерса и др. Научный пласт исследования искусственного интеллекта представлен трудами знаменитых представителей информатики и кибернетики: Г. М. Адельсона-Вельского, В. Л. Арлазарова, А. Р. Битмана, Н. Винера, А. С. Конрода, А. Тьюринга, К. Шеннона. В трудах этих авторов шахматная игра предстает
идеальным вариантом для проверки мыслительных возможностей искусственного интеллекта.
Однако работы вышеперечисленных авторов только приоткрывают завесу того потенциала, который несет в себе шахматная игра, участвуя в формировании интеллектуальной культуры человека и общества.
Объектом исследования является интеллектуальная культура личности и общества.
Предметом исследования является шахматная игра как феномен и средство развития интеллектуальной культуры личности и общества.
Целью диссертационного исследования является определение места и значения шахматной игры в процессе развития интеллектуальной культуры современного человека и общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда основных задач:
1. Проанализировать процесс развития шахматной игры в истории культуры и осуществить его интерпретацию с точки зрения теории и философии культуры.
2. Определить необходимый философско-культурологический компендиум для выявления уникальности шахматной игры как феномена интеллектуальной культуры, ее места в классификации игр.
3. Продемонстрировать актуализацию роли шахматной игры в контексте современных исследований искусственного и естественного интеллекта.
4. Обосновать комплексное влияние шахматной игры на развитие интеллектуальных и творческих способностей личности и общества в современных социокультурных условиях.
Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена особенностями темы исследования и опирается на комплекс подходов и методов.
Методологические основания общефилософского характера включают: феноменологический подход, выявляющий особенности шахматной игры;
аксиологический подход, дающий возможность рассматривать шахматную игру как культурную ценность; диалектический метод познания, позволяющий рассмотреть шахматную игру в ее целостности через единство сущности и явления; культурно-исторический подход, позволяющий выявить истоки и процесс развития изучаемого феномена в истории культуры.
Подходы и методы общенаучного характера: системный подход, логико-теоретический анализ понятий, синтез, индукция, дедукция, методы моделирования, сравнения и обобщения, классификации.
Методы междисциплинарного (отраслевого) характера: в работе нашли применение методологические принципы дополнительности и взаимосвязи объективных и субъективных факторов, принцип историзма, социокультурный подход.
Методы конкретно-дисциплинарного уровня: нарративный, герменевтический, компаративистский, интерпретационный.
Теоретическую базу исследования составляют философские труды и отдельные положения работ: А. Я. Флиера, М. С. Кагана - по философии культуры и культурологии; по проблемам сознания, интеллекту и когнитивным способностям человека были использованы идеи Д. И. Дубровского, И. А. Бесковой, И. А. Герасимовой, И. П. Меркулова; по интеллектуальной культуре - И. С. Ладенко, В. П. Ивановой, Л. Н. Когана, Л. П. Репиной; по феномену игры - Й. Хейзинги, Г. Гадамера.
Эмпирическую базу исследования составил опыт работы автора в качестве шахматного тренера и руководителя шахматного клуба ЮжноУральского государственного университета (Национальный исследовательский университет), многолетняя практика игры в шахматы и участие в ряде соревнований, в том числе, международного уровня.
Научная новизна исследования.
1. Впервые осуществлен анализ истории становления и развития шахматной игры с точки зрения философии культуры и выявлена логика ее развития в контексте культуры.
2. Анализ особенностей шахматной игры позволил определить ее место в классификации игр. Обосновано, что одной из главных особенностей шахматной игры является ее многоуровневая рефлексия, а также особые знаковые средства этой рефлексии.
3. Шахматная игра представлена в качестве фактора влияния на развитие современной интеллектуальной культуры, в которой возрастают возможности искусственного интеллекта. Показано, что шахматы, став наиболее удобным полигоном для изучения различных аспектов искусственного интеллекта, повлияли на создание «думающих машин» и развитие человеческого интеллектуального потенциала в целом.
4. Проведен комплексный анализ влияния шахматной игры на развитие интеллектуальной культуры общества и личности посредством развития интеллектуально-рефлексивных и творческих способностей человека. Определен состав творческих компонентов мышления в шахматной игре.
Положения, выносимые на защиту:
1. Шахматы изначально создавались как некий символический предмет, который мог использоваться для моделирования военных действий (отношения между воюющими сторонами), построения картины миры (объяснение причин происхождения мира), прогнозирования (предсказание движения небесных тел). Игровая функция шахмат стала превалирующей лишь с начала V века. Логика развития шахматной игры заключается в том, что за время своей эволюции шахматы прошли путь от символического средства миропонимания, предсказания и моделирования деятельности до самоценной интеллектуальной игры и в XX веке стали полигоном для исследования возможностей искусственного интеллекта. На сегодняшний день шахматы активно используются в образовании как игра, развивающая интеллект, инициативу и интуицию. На каждом этапе своего развития шахматная игра все больше укоренялась в культурной жизни общества, оказывая на культуру обратное развивающее влияние. Кроме того, существует и определенная корреляция между укреплением позиции рационализма в культуре Европы и повышением
статуса шахмат именно как интеллектуальной игры и модели общих схем разумной деятельности. Шахматы в ходе своего развития абсорбировали особенности разных культур и ценностей тех обществ, в которых они существовали, что, в свою очередь, отразилось как на форме шахматной игры (правила игры, названия фигур), так и на ее содержании (стиль и идеи игры).
2. Шахматная игра относится к комбинаторным, умственным (интеллектуальным) играм, основанным на соревновательном соперничестве (agon). Уникальность шахматной игры обусловлена особенностями шахматной рефлексии и ее знаковых средств. Пространство шахматной игры является семиотической сферой, в которой знаками выступают шахматные фигуры. Шахматная рефлексия заключается в предвидении и планировании ходов на различную глубину, включает в себя образ противника и логику его возможных действий, а также образ самого игрока, его ответных действий в представлениях его противника. Таким образом, шахматная игра, формирующая способность к многоуровневой рефлексии, способствует воспроизводству и развитию интеллектуальной культуры современной личности и общества. Именно благодаря своей специфической рефлексивной природе шахматы являются одной из наиболее востребованных интеллектуальных игр в современном обществе.
3. Являясь феноменом интеллектуальной культуры, шахматная игра оказала стимулирующее влияние на развитие исследований в области искусственного интеллекта. В попытках ученых создать «думающие машины» шахматы являлись полигоном для борьбы идей различных школ, изучающих искусственный интеллект. Шахматы способствовали значительному прогрессу в развитии искусственного интеллекта, что, в свою очередь, привело к развитию человеческого интеллектуального потенциала в целом. Использование компьютерных программ в шахматной подготовке задали новые ориентиры для развития и проявления интеллектуальных способностей шахматистов.
4. Шахматная игра оказывает комплексное влияние на развитие интеллектуальной культуры общества в целом и личности, развивая ее творческие способности. Шахматы как рефлексивная игра содержат в себе возможности развития творческих компонентов мышления личности (логика, точный расчет вариантов, техника и знание шахматной теории, интуиция, фантазия), которые способствуют возвышению творческого потенциала индивида и общества. Игра в шахматы развивает навыки стратегического мышления, предвидения возможных результатов и последствий совершаемых действий, навыки соединения как объективных, так и субъективных факторов деятельности. Навыки интеллектуальной, творческой деятельности и способности человека к рефлексии, характеризующие шахматную игру, могут стать наиболее востребованными при решении задач по развитию современной интеллектуальной культуры, без чего немыслим переход к информационному обществу, а затем и к обществу знаний.
Теоретическое и практическое значение исследования. Осуществленное исследование позволяет осмыслить культурно-исторический процесс с точки зрения места и роли в нем интеллектуальной составляющей, интеллектуальной культуры, такого ее феномена, как шахматная игра. Материалы исследования могут быть использованы в учебных пособиях и учебных курсах по философии и культурологии, логике, эристике, теории аргументации. В частности, материалы работы могут быть использованы в базовом курсе философии по проблемам сознания, познания, культуры. Результаты диссертационного исследования подтверждают значимость популяризации шахматной игры среди школьников и студентов, необходимость использования ее потенциала в образовательном процессе. Диссертация дает развернутый материал для создания ряда спецкурсов по философии и истории культуры.
Степень достоверности н апробация диссертационной работы.
Достоверность проведенного исследования подтверждается опорой на наиболее глубокие теоретические работы философов, культурологов и шахматистов,
корректным использованием первоисточников, содержательной проработкой важнейших понятий, опорой на мировой и отечественный опыт практики шахматной игры, а также личный опыт автора в качестве спортсмена-шахматиста, тренера и педагога.
Апробация осуществлялась в процессе обсуждения на заседаниях кафедры философских наук, на семинаре-практикуме аспирантов и соискателей Регионального института философских и культурологических исследований ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ»; результаты исследования докладывались на конференциях: Международных научно-творческих форумах «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2010-2011); Международной научно-практической конференции «Психолого-недагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития» (Челябинск, 2011); Международной научно-практической конференции «В мире научных открытий» (Таганрог, 2012); Международной научно-практической конференции «Современное общество: взгляд изнутри» (Санкт-Петербург, 2012); Международной научно-практической конференции «Тенденции изменения категорий философии и культурологии в процессе ценностной трансформации общества» (Краснодар, 2012); Международной научной конференции «Человек и общество на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2012); Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012» (Москва, 2012); Всероссийской научной конференции «Проблема сознания в междисциплинарной перспективе» (Москва, 2012); Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации» (Москва, 2012).
Всего по теме диссертации опубликовано 15 статей общим объемом около 4,4 п.л., в том числе 3 - в ведущих рецензируемых журналах перечня ВАК.
Материалы диссертационного исследования нашли применение в учебно-тренировочном процессе шахматного клуба Южно-Уральского
государственного университета (Национальный исследовательский университет).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы. Объем работы составляет 145 страницы. Библиография включает 196 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи, теоретико-методологическая основа исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту, уровень апробации.
Первая глава «Шахматная игра в истории культуры и философско-культурологической мысли» посвящена анализу процесса развития шахматной игры в истории культуры, а также определению необходимого философско-культурологического компендиума для выявления уникальности шахматной игры.
В первом параграфе диссертации «Исторический анализ шахматной игры как феномена интеллектуальной культуры» анализируется процесс развития шахматной игры в истории культуры и осуществляется его интерпретация с точки зрения теории и философии культуры. Автор исследует понятия «интеллект» и «интеллектуальная культура» и выявляет содержание этих понятий в работах представителей различных областей социально-гуманитарного познания. Анализ эмпирического и научно-теоретического материала, связанного с изучением интеллектуальной культуры, показывает, что вопрос ее определения не имеет однозначного решения. Все определения интеллектуальной культуры, которые существуют на сегодняшний день, довольно сложно сравнивать. Во-первых, это вызвано различиями толкования родового понятия культуры, из которого исходят авторы. Во-вторых, об
интеллектуальной культуре авторы ведут речь в контексте различных задач (психологических, педагогических, историко-культурологических и др.). В-третьих, об интеллектуальной культуре можно говорить, имея в виду разные уровни ее существования (личностный и надличностный уровни). Изучив литературу по проблемам интеллектуальной культуры, диссертант пришел к выводу, что данные проблемы не являются в настоящее время широко обсуждаемыми в философской среде. Исследованием интеллектуальной культуры в большей степени занимаются психологи и педагоги.
В связи с многоаспектностью понятия «интеллектуальная культура» автор посчитал целесообразным для данного исследования выделить личностный и общественный уровни интеллектуальной культуры, взяв за основу определение Л. П. Репиной, которая под интеллектуальной культурой понимает совокупный ментальный и вербальный фонд того общества, которое использует абстрактные идеи, пуская их в обращение среди современников посредством устной речи, письма и других средств коммуникации. При этом в интеллектуальной культуре личности выделяются следующие составляющие: элементы культуры мышления, устойчивые логические формы, т.е. то, что необходимо в ней присутствует и должно быть усвоено индивидом (правила, принципы и законы логики); творческий компонент (эвристическая интуиция, креативные способности); рефлексивный компонент (способность осуществлять рефлексию и саморефлексию). На уровне культуры общества вообще интеллектуальная культура присутствует как необходимый элемент и функционирует через систему образования, СМИ и т.д.
Диссертант рассматривает шахматную игру как феномен интеллектуальной культуры, который имеет длительную историю и остается актуальным и в настоящее время. Автор анализирует историю становления и развития шахматной игры и выявляет логику ее развития в контексте культуры.
Шахматная игра создавалась на протяжении многих веков, а ее правила многократно изменялись. Традиционно считается, что шахматная игра впервые появилась в Индии в У-У1 веках нашей эры. Шахматная игра в своем
постепенном эволюционном развитии находилась под влиянием различных культур (сначала индийской, персидской, затем арабской и европейской). Анализ имеющейся литературы убедительно доказывает, что в течение всей своей истории шахматы постоянно наращивали свое влияние на интеллектуальную культуру обществ, даже несмотря на то, что на некоторых исторических этапах игра в шахматы рассматривалась не как интеллектуальное времяпрепровождение, а как азартная, «бесовская» игра и находилась по запретом.
В параграфе показаны роль и функции шахматной игры в культуре обществ на различных исторических этапах. Так, в Древней Индии (до V века) шахматная доска служила орудием для жреческих предсказаний, игра была своеобразным символом картины мира; в Древней Индии (в V - VI веках) прародительница шахмат - чатуранга - рассматривалась как праздная и азартная игра для четверых человек. В Персии (УП-УШ вв.) чатуранга становится игрой высших слоев общества, играть в которую могли лишь умнейшие и достойнейшие люди; чатуранга преподавалась как предмет в военных школах, использовалась для моделирования военных действий. На Арабском Востоке (УИ-ХИ вв.) шахматы занимали высокое место в арабской культуре, приравнивались к «первым искусствам», игра в шахматы стала непременным элементом воспитания аристократии. В Европе (ХП-Х1У вв.) духовенство приравнивает шахматную игру к азартной игре, усматривая в ней признаки язычества, шахматную игру пытались запретить. В Европе (ХУ-ХУ1 вв.) шахматная игра начинает приобретать невиданную популярность, став одной из любимых игр аристократии и интеллектуалов; появились первые учебники по шахматам. В Новое время (ХУН-начало XX вв.) шахматы приобретают современный вид и становятся одной из самых популярных интеллектуальных игр в мире; в Новейшее время (XX век) популярность шахматной игры достигла своего апогея, игра стала массовой. С середины XX века шахматная игра становится полигоном соперничества естественного и
1б
искусственного интеллекта, шахматы активно применяются в образовательном процессе.
Диссертантом была выявлена логика развития шахматной игры в контексте культуры. Шахматы изначально создавались в древности, в первую очередь, как некий символический предмет, который мог использоваться для моделирования военных действий (отношения между воюющими сторонами), построения картины миры (объяснение причин происхождения мира), предсказания движения небесных тел. Игровая функция шахмат стала превалирующей лишь с начала V века. Логика развития шахматной игры заключается в том, что за время своей эволюции шахматы прошли путь от символического средства миропонимания, предсказания и моделирования деятельности до самоценной интеллектуальной игры и в XX веке стал и полигоном для исследования возможностей искусственного интеллекта.
За время становления и развития шахматной игры появилась самостоятельная шахматная культура (сложились особые ценности и традиции шахматной игры и шахматного сообщества), без овладения которой не может обойтись ни один шахматист. Шахматная игра является феноменом, позволяющим приобщиться к культурному опыту многих поколений людей, их творческим интеллектуальным прозрениям. Данная культура не предполагает, что человек оказывается полностью подчинен ее правилам, регламентам, формулам. Эта культура, стимулируя человека на собственные шахматные открытия, подтверждает возможность многообразных индивидуальных, логических и творческих находок, которые рождались в разное время.
На сегодняшний день шахматы активно используются в образовании как игра, развивающая интеллект, инициативу и интуицию. На каждом этапе своего развития шахматная игра все больше укоренялась в культурной жизни общества, оказывая на культуру обратное развивающее влияние. Кроме того, диссертантом было отмечено существование определенной корреляции между укреплением позиции рационализма в культуре Европы Нового времени и повышением статуса шахмат именно как интеллектуальной игры и модели
общих схем разумной деятельности. Установлено, что шахматы в ходе своего развития абсорбировали особенности разных культур и ценностей тех обществ, в которых они существовали, что, в свою очередь, отразилось как на форме шахматной игры (правила игры, названия фигур), так и на ее содержании (стиль и идеи игры).
Во втором параграфе «Шахматная игра в компендиуме философско-культурологического знания» определяется необходимый философско-культурологический компендиум для выявления уникальности шахматной игры как феномена интеллектуальной культуры, ее места в классификации игр.
При анализе феномена игры исследуются различные подходы к этому понятию. Обобщая и систематизируя подходы к игре в трудах Платона, Аристотеля, Н. Кузанского. Дж. Локка, И. Канта, Й. Хейзинги, Е. Финка, Г. Гадамера, Р. Кайуа и других авторов, диссертант предлагает следующее определение игры: игра - это свободная, непроизводительная, обособленная, упорядоченная, ограниченная пространством и временем, правилосообразная разновидность деятельности (физическая, интеллектуальная, духовная) с неопределенным исходом, сопровождающаяся ирреальностью по сравнению с обычной жизнью.
В параграфе определяется место шахматной игры в классификации игр. Многообразие существующих на сегодняшний день игр можно классифицировать по разным критериям (конечные, детские, любовные, азартные, комбинаторные, интеллектуальные и т. д.). В результате осуществленного исследования видов игр автор заключает, что шахматная игра относится к комбинаторной, умственной (интеллектуальной) игре, основанной на соревновательном соперничестве (agon), в которой заложен большой потенциал для развития человеческого мышления.
В работе показано, что, несмотря на популярность и значимость шахматной игры в культурной жизни уже с VI века, только в XX веке она стала объектом более пристального внимания философов и культурологов. При этом в работах современных философов не существует однозначного мнения о роли
шахмат в истории культуры. Так Й. Хейзинга, рассматривая шахматную игру, не считал, что шахматам присуща культуротворческая функция.
По мнению диссертанта, именно шахматная игра, соединяя детство и зрелость человека, способствует развитию логических способностей, развитию интеллекта. Более того, огромное количество зафиксированных шахматных партий составляют сокровищницу мировой интеллектуальной и творческой мысли человечества.
В своих философских исследованиях часто обращались к шахматной игре Л. Витгенштейн, Ж. Делез и Г. Гваттари, С. Лем. В работах современных представителей школы аналитической философии, занимающихся проблемой искусственного интеллекта, феномену шахматной игры уделяется особое внимание. Шахматы в работах Д. Хофштадтера представлены как модель для анализа мышления человека. Шахматная игра является своеобразным полигоном для сравнения способностей естественного интеллекта человека и искусственного интеллекта компьютера. В работах современных исследователей в области сознания и искусственного интеллекта (Д. Денет, Д. Серл) шахматы часто используются для обоснования авторских гипотез. На основании анализа когнитивных процессов человека и машины через шахматную игру авторы пытаются построить модели мышления машины, а также доказать тезис, что машины способны мыслить.
Частые упоминания шахматной игры в различных философских и культурологических работах свидетельствуют о том, что шахматы являлись отличным образцом и примером для подтверждения идей и гипотез у многих исследователей. Однако, несмотря на активное обращение к шахматной игре в философской и научной литературе, ее уникальность, потенциал и значение для общества современными исследователями все еще недооценены в должной мере.
Диссертантом обосновано, что в шахматной игре существует гораздо больше простора для интеллектуальных комбинаций и человеческой мысли, чем во многих других играх, что делает шахматную игру уникальной в своем
роде. Кроме того, удалось определить, что уникальность шахматной игры во многом обусловлена особенностями шахматной рефлексии и знаковых средств. Пространство шахматной игры является семиотической сферой, в которой знаками выступают шахматные фигуры. Шахматная рефлексия заключается в предвидении и планировании ходов на различную глубину, включает в себя образ противника и ход его возможных действий, а также образ самого игрока и его ответных действий в представлениях его противника. Результат шахматной игры не является случайным, как во многих других играх, а зависит от правильности оценки позиции и предпринятых на основании этой оценки сильнейших ходов в данной позиции. В шахматах игроки принимают решения только после глубокого рефлексивного анализа сложившейся на доске позиции.
В шахматной партии при принятии решений каждый игрок перед тем, как сделать свой ход, должен уметь предсказать поведение соперника на основе определенных представлений о его планах. Оппонент проделывает то же самое, поэтому неопределенность относительно вариантов, которые будут разыграны, порождает бесконечную иерархию представлений игроков. Каждый игрок в процессе рефлексии задумывается о представлениях оппонента. Такие размышления называются рефлексией второго ранга. В шахматной партии дело этим не ограничивается - каждый из оппонентов в процессе игры, как правило, задумывается, каковы представления оппонента о его собственных представлениях. Так порождается рефлексия третьего ранга. Теоретически и практически в шахматной игре процесс появления более высоких уровней (порядков) рефлексии может быть бесконечным. Совокупность всех представлений шахматиста, образуемая в результате такой рефлексии, и лежит в основе деятельности принятия решений игрока.
Главное отличие шахмат как рефлексивной игры от других игр — это то, что шахматная игра осуществляется для целей расширения возможностей познания, в то время как чистая игра осуществляется только ради самой себя. Эволюция человеческого мышления всегда шла рука об руку с эволюцией интеллекта, когнитивной системы, а также эволюцией культуры и общества.
Процесс мышления игроков за шахматной доской представляет собой мышление, исследующее самое себя, оно способствует развитию когнитивной системы личности, что в свою очередь ведет к развитию интеллекта личности в целом.
По мнению диссертанта, именно постоянная многоуровневая рефлексивная деятельность шахматиста во время игры делает шахматы особо ценной интеллектуальной игрой для современного общества. Именно наличие компонента многоуровневой рефлексии, осуществляемой на основе специфических знаковых средств, во многом позволяет отнести шахматную игру к играм, развивающим интеллект. В шахматах способность человека к рефлексии проявляется на очень высоком уровне. Рефлексивный анализ, применяемый игроками в шахматной игре, приводит к генерации новых мыслительных стратегий, что положительным образом отражается на эволюции когнитивных функций человека. На основании этого мы можем заявить, что шахматная рефлексия ведет к развитию интеллекта личности. Благодаря своей специфической рефлексивной природе шахматы являются одной из наиболее востребованных интеллектуальных игр в современном обществе.
Во второй главе «Шахматная игра в контексте современной интеллектуальной культуры» рассматривается роль шахматной игры в контексте современных исследований искусственного и естественного интеллекта, а также обосновывается комплексное влияние шахматной игры на развитие интеллектуальных и творческих способностей личности, на развитие интеллектуальной культуры общества в целом в современных социокультурных условиях.
В первом параграфе «Шахматы в исследованиях проблемы соотношения естественного и искусственного интеллекта» демонстрируется актуализация роли шахматной игры в контексте современных исследований искусственного и естественного интеллекта. Шахматная игра рассматривается в качестве фактора влияния на развитие современной интеллектуальной культуры, в которой возрастают возможности искусственного интеллекта.
Анализируя становление и развитие научной дисциплины об искусственном интеллекте, автор исследует процесс актуализации шахматной игры в этой области. Показано, что шахматная игра прошла практически через всю историю искусственного интеллекта, а попытки создания машин, умеющих играть в шахматы, предпринимались задолго до появления этого научного направления.
Удалось подтвердить гипотезу о том, что шахматная игра, являясь уникальным феноменом интеллектуальной культуры, оказала стимулирующее влияние на всю область исследований искусственного интеллекта. Так, на ранних этапах исследований в этой области господствовало мнение, что программирование шахматной игры является одной из наиболее важных задач для построения искусственного интеллекта, ученые использовали шахматы как модель для проверки возможностей мышления машины. Научить машину играть в шахматы - становится одной из главных задач исследователей искусственного интеллекта с 50-х годов XX века. Шахматы занимают большое место в трудах А. Тьюринга, К. Шеннона, Д. Маккарти и других исследователей в области искусственного интеллекта. Пионеры-кибернетики сравнивали шахматы с мухой-дрозофилой, ставшей идеальным инструментом для генетиков. На более поздних этапах победа в шахматной игре между машинами стала показателем качественного преимущества и силы того или иного компьютера. Именно на шахматной доске сталкивались идеи различных научных школ и талантливых ученых, изучающих искусственный интеллект.
Автор отмечает, что исследование шахматной игры в области искусственного интеллекта подтолкнуло ученых к мысли о возможности приблизиться к пониманию того, что представляет собой естественный человеческий интеллект и как он работает. Благодаря исследованиям шахматной игры в области искусственного интеллекта ученым удалось достичь огромного прогресса, как в области искусственного интеллекта, так и в области программирования, экономического планирования, математики и кибернетики, теории управления и других дисциплинах.
Анализируя процесс актуализации шахматной игры в исследованиях искусственного интеллекта, автор обращается к вопросу об отличиях мышления человека от «мышления» машины во время игры в шахматы. Удалось установить, что современные компьютерные машины одерживают свои победы, главным образом, за счет «грубого» перебора вариантов и огромных вычислительных мощностей, в то время как человек во время игры оперирует более крупными шахматными образами и смысловыми конфигурациями: в процессе шахматной игры мастера умственная деятельность, основанная на рефлексии, играет ведущую роль. Рефлексивная оценка позиции у квалифицированного шахматиста базируется, с одной стороны, на знании типовых позиций на доске и соотнесении их с ранее изученными типовыми позициями, с другой стороны, на логических приемах анализа, синтеза, сравнения и т. д. Формированию стратегии шахматиста предшествует выявление признаков фигур, установление отношений между ними, а не перебор вариантов, как у компьютеров. Перед шахматистом в процессе игры постоянно появляются различные проблемные ситуации, для того, чтобы справиться с ними, игроку необходимо использовать различные логические приемы, непосредственно связанные с функцией мышления. Шахматная игра, будучи определенной интеллектуальной системой, развивает интеллект и мышление шахматиста, что способствует его лучшей ориентации в других ситуациях, требующих интеллектуальных усилий.
Диссертантом делается вывод, что и сами шахматы как феномен современной интеллектуальной культуры эволюционировали под влиянием искусственного интеллекта. В настоящий момент отмечается большое влияние, оказываемое компьютерными программами на шахматную игру. После победы компьютера над чемпионом мира по шахматам шахматные программы стали активно использоваться шахматистами для подготовки к игре с живыми противниками, тренировки своих игровых навыков, что благоприятно повлияло на повышение уровня мастерства игроков.
Автор заключает, что симбиоз компьютерных шахмат и человеческого мышления способен положительно влиять на развитие и функционирование человеческого интеллекта, что должно благоприятно отразиться на состоянии современной интеллектуальной культуры общества и личности.
Во втором параграфе «Место и роль шахматной игры в развитии интеллектуальной культуры личности и общества» проводится комплексный анализ влияния шахматной игры на развитие интеллектуальной культуры общества и личности посредством развития интеллектуально-рефлексивных и творческих способностей человека.
В исследовании отмечается, что рефлексия, лежащая в основе шахматного прогнозирования, расчетов вариантов и принятия решений, позволяет игрокам расширить возможности своего мышления и нарастить свой рефлексивный потенциал. Рефлексивный анализ ведет к появлению новых мыслительных стратегий, что положительным образом отражается на эволюции когнитивных функций человека и ведет к развитию его интеллекта. В подтверждение факта влияния шахматной игры на развитие интеллектуальной культуры личности диссертант анализирует работы шахматистов, психологов и педагогов. Результаты педагогических и психологических исследований, а также практика широкого внедрения шахмат в образовательный процесс в школах и других детских учреждениях убедительно доказывают, что шахматы оказывают положительное влияние на развитие интеллекта человека.
Далее в параграфе рассматривается проблема творчества в шахматной игре. В процессе анализа был определен состав творческих компонентов мышления личности в шахматной игре. В шахматной игре творческая деятельность человека представлена целым спектром разнообразных идей, тактических и стратегических замыслов, кульминацией которых могут являться как простые и точные ходы, ведущие к успеху, так и красивые, зрелищные комбинации. По сравнению с другими видами творческой деятельности человека в шахматной игре имеется более высокая концентрация ситуаций проблемного характера, практически каждый ход требует творческого решения.
Шахматы как рефлексивная игра содержат в себе возможности развития творческих компонентов мышления личности (логика, точный расчет вариантов, техника и знание шахматной теории, интуиция, фантазия), которые способствуют возвышению творческого потенциала индивида и общества.
Проведенный анализ творческих компонентов мышления личности во время игры в шахматы позволил выявить творческий потенциал, коренящийся в шахматах. В шахматной игре присутствуют все компоненты творческой деятельности, в которых индивид может проявлять и реализовывать свою потребность в творчестве. Это позволило подтвердить гипотезу, что шахматная игра является творческой игрой, которая вносит весомый вклад в развитие творческого потенциала личности и общества.
В настоящее время интеллектуальная культура существует в условиях растущей эскалации информационных потоков и доминирования клипового мышления, поэтому человек в большей мере, чем когда-либо нуждается в средствах упорядочивания множественных потоков информации. В связи с этим для современного общества особо востребованным является развитие навыков интеллектуальной деятельности и способности человека к рефлексии. Рефлексия как один из механизмов шахматной игры может являться одним из самых важных инструментов для развития и сохранения современной интеллектуальной культуры общества.
Автор исходит из установки, что интеллектуальные способности человека на протяжении жизни не являются неизменными, они могут как развиваться, так и деградировать. Шахматная игра, являясь рефлексивной игрой, безусловно способствует развитию интеллектуальных способностей человека. Являясь по своей природе рефлексивной игрой, требующей от игрока глубокого самоанализа основ своей интеллектуальной деятельности, шахматная игра оказывает развивающее воздействие на когнитивные способности и познавательные функции личности в целом. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что шахматная игра способствует сохранению и
воспроизводству интеллектуальной культуры личности и общества путем развития когнитивных и творческих компонентов мышления личности.
В шахматной партии человек способен проявить свой интеллектуально-культурный потенциал, развивая когнитивные функции мышления и интеллект в целом. Целенаправленное и систематическое занятие шахматной игрой способствует развитию интеллектуальной культуры личности. Благодаря шахматной игре процесс повышения интеллектуального уровня и процесс творческой деятельности человека взаимно дополняют друг друга, «коэволюционируют». Шахматная игра способствует развитию навыков стратегического мышления, предвидения возможных результатов и последствий. Навыки интеллектуальной, творческой деятельности и способности человека к рефлексии, обеспечивающие шахматную игру, могут стать наиболее востребованными при решении задач по развитию современной интеллектуальной культуры, без чего невозможен переход к информационному обществу, а затем и к обществу знаний.
В заключении делаются выводы по диссертационному исследованию.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях
автора:
Публикации в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Гутенев, М. Ю. Философский аспект интеллектуальной культуры [Текст] / М. Ю. Гутенев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2011. - Выпуск 16. - № 9 (226). -С. 112-115(0,3 п. л).
2. Гутенев, М. Ю. Проблема искусственного интеллекта в философии XX века [Текст] / М. Ю. Гутенев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - №4 (32). - 2012. - С. 77-80 (0,3 п. л).
3. Гутенев, М. Ю. Шахматная игра в развитии интеллектуальной культуры общества культуры [Текст] / М. Ю. Гутенев // Вестник Южно-Уральского
государственного университета. - Серия «Социально-гуманитарные науки». -2013. - т.13. - №2. - С. 136-139 (0,4 п. л).
Статьи и материалы, опубликованные в других изданиях:
4. Гутенев, М. Ю. Антропологическое измерение игры: попытка осмысления [Текст] / М. Ю. Гутенев // Молодежь в науке и культуре XXI века: м-лы междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 ноября 2010 г.). ЧГАКИ; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2010. - Ч. I. - С. 37-41 (0,25 п. л).
5. Гутенев, М. Ю. Игра как ритуализированная форма деятельности [Текст] / М. Ю. Гутенев // Теология и науки о религии: монография / под ред. М. А. Малышева и В. Е. Хвощева; Россия - Мексика. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ; Изд-во научно-образ. центра «Комплексные проблемы общественных наук». - 2011. - С. 152-168 (0,6 п. л).
6. Гутенев, М. Ю. Развитие шахматной игры на ранних этапах [Текст] / М. Ю. Гутенев // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития. М-лы Междунар. научно-практич. конфер. Часть 3. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, - 2011. - С. 146-150 (0,2 п. л).
7. Гутенев, М. Ю. Интеллект как философская категория: к постановке вопроса [Текст] / М. Ю. Гутенев // Молодежь в науке и культуре XXI в.: м-лы междунар. науч.-творч. форума. (Челябинск, 2-3 ноября2011 г). ЧГАКИ; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2011. - Ч. I. - С. 64-68 (0,2 п. л).
8. Гутенев, М. Ю. Демаркация естественного и искусственного интеллекта в контексте шахматной игры [Текст] / М. Ю. Гутенев // Современное общество: взгляд изнутри: м-лы I междунар. научно-практич. конфер., 25-26 февраля 2012 года / под. ред. А. А. Киселева. - Санкт-Петербург. - Петрозаводск: ПетроПресс, 2012. - С. 92-95 (0,2 п. л).
9. Гутенев, М. Ю. Возможности шахматной игры в развитии исследований искусственного интеллекта [Текст] / М. Ю. Гутенев // II Междунар. научно-практ. конфер. «Тенденции изменения категории философии и культурологии в
процессе ценностной трансформации общества»: сб. матер, конфер. (15 февраля 2012 г.). - Краснодар: Пресс-Имидж, 2012. - С. 25-29 (0,2 п. л).
10. Гутенев, М. Ю. Интеллектуальная культура: опыт междисциплинарного анализа [Текст] / М. Ю. Гутенев // В мире научных открытий: М-лы II Междунар. научно-практич. конфер. (9 января 2012 г.): Сб. науч. тр. / Под ред. д. пед. н„ проф. С. П. Акутиной. - М.: Спутник +, 2012. - С. 236-240 (0,2 п. л).
11. Гутенев, М. Ю. Шахматы как культурный феномен [Текст] / М. Ю. Гутенев // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: м-лы междунар. научн. конфер. / под ред. проф. О. И. Кирикова. — Выпуск 52. — Воронеж: ВГПУ, 2012. - С. 60-71 (0,5 п. л).
12. Гутенев, М. Ю. Человек и компьютер за шахматной доской [Электронный ресурс] / М. Ю. Гутенев // М-лы Междунар. молодежного научн. форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А. И. Андреев [и др.]. - М.: МАКС Пресс, 2012. — 1 электр. опт. диск; 12 см. - Систем, требования: ПК с проц. 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader (0,1 п. л).
13. Гутенев, М. Ю. Шахматная игра и церковь [Текст] / М. Ю. Гутенев // Многоликий дискурс: монография / под общей редакцией В. Е. Хвощева и М.А. Малышева. Россия-Мексика. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, Изд-во НОЦ «КПОН», 2012. - С. 257-269 (0,6 п. л).
14. Гутеиев, М. Ю. Рефлексивная природа шахматной игры [Текст] / М. Ю. Гутенев // Философия в контексте культуры: Сб. трудов III Междунар. заочной научно-практич. конфер. Январь 2012 г. - Брянск: Курсив, 2012. -С. 13-17 (0,2 п. л).
15. Гутенев, М. Ю. Искусственный интеллект и шахматная игра: исторический экскурс // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Сб. тр. VI Всероссийской междисциплинарной конфер. студентов, аспирантов и молодых ученых. Ч. II. - М.: МГТУ МИРЭА, 2012. - С. 128-131(0,2 п. л).
ГУТЕНЕВ Максим Юрьевич
ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК ФЕНОМЕН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Издательский центр Южно-Уральского государственного университета
Подписано в печать 13.11.2013. Формат 60x84 1/16. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,63. Уч.-изд. л. 1,32. Тираж 120 экз. Заказ 484/752.
Отпечатано в типографии Издательского центра ЮУрГУ. 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76.
Текст диссертации на тему "Шахматная игра как феномен интеллектуальной культуры"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
На правах рукописи 04201 453 521 ^^^
Гутенев Максим Юрьевич
ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК ФЕНОМЕН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Н. Г. Апухтина
Тюмень 2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Шахматная игра в истории культуры и философско- 16 культурологической мысли
1.1. Исторический анализ шахматной игры как феномена ин- 16
теллектуальной культуры
1.2. Шахматная игра в компендиуме философско- 43
культурологического знания Глава 2. Шахматная игра в контексте современной интеллектуальной 73 культуры
2.1. Шахматы в исследованиях проблемы соотношения естест- 73 венного и искусственного интеллекта
2.2. Место и роль шахматной игры в развитии интеллектуаль- 99 ной культуры личности и общества
Заключение 124
Список литературы 127
Введение
Актуальность темы исследования. В эпоху глобализации и развития интеллектуальных технологий во всех областях культуры преобразуется система отношений человека с миром и с самим собой - с появлением новых видов человеческой деятельности информационного характера образуются новые отношения, формы культуры, возможности саморефлексии. В условиях эскалации информационных процессов человек в большей мере, чем когда-либо, нуждается в средствах упорядочивания разнокачественных потоков информации. В результате воздействия информационных технологий на общество возрастает угроза интеллектуального, технологического, психологического разрыва поколений, что может представлять собой глобальную угрозу для дальнейшего безопасного и устойчивого развития человечества. Противодействием развитию процесса дальнейшей диверсификации культурных сообществ и размыванию границ культурных форм в условиях постмодернизма должно стать создание прочного фундамента интеллектуальной культуры, адекватного требованиям общества знаний. В связи с этим перед отдельной личностью и обществом в целом стоит задача, заключающаяся в развитии способностей и навыков интеллектуальной деятельности человека. Актуальность философско-культурологического исследования и осмысления интеллектуальной культуры в ее историческом и актуальном аспектах обусловлена рядом важных обстоятельств.
Во-первых, роль и значение интеллектуальной культуры объективно возрастают в современном обществе (в том числе, российском), что отражается в тенденции его развития к информационному обществу и обществу знаний. В связи с этим все более явным становится социальный и культурный запрос на интеллектуально развитую личность. Между тем в России значительные социально-политические трансформации, кризис образования обусловили общее снижение интеллектуального уровня населения, снижение интеллектуального потенциала общества в целом.
Во-вторых, в условиях общества потребления возрастает необходимость корректировки ценностного мира человека для преодоления в нем односторонности - превалирования материальных ценностей, консыомеризма. Для преодоления негативных последствий массовой маргинализации населения необходимо направить усилия на интеллектуальную инкультурацию общества. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является повышение уровня интеллектуальной культуры личности, которая могла бы способствовать сохранению и воспроизводству интеллектуальной культуры общества.
В-третьих, обеспечение устойчивого развития общества вряд ли возможно без преодоления таких проявлений антропологического кризиса, которые выражаются в снижении способности человека к рефлексивному и аналитическому мышлению, что небезопасно в современном «обществе риска» (У. Бек). Человек с развитой интеллектуальной культурой характеризуется самостоятельностью мышления, системностью знаний и творческой активностью. Только интеллектуально зрелые люди, обладающие навыками критического мышления, способны задавать развивающий вектор роста культуры общества, формировать новые знания и ценности. В связи с этим возрастает роль и социальная ответственность образования и воспитания в воспроизводстве и развитии интеллектуальной культуры.
В-четвертых, в условиях современного антропологического кризиса, проявляющегося кризисом сознания, снижением способности человека к рефлексивному и аналитическому мышлению, осмысление роли интеллектуальной культуры помогает определить эффективные средства для преодоления противоречий и кризисных явлений, обусловленных доминированием клипового мышления.
В-пятых, стремительный прогресс информационно-коммуникационных технологий в современном мире влияет на возрастание угрозы сохранности человеческого сознания. Возникает необходимость в обоснованных прогнозах на ближайшее и отдаленное будущее, которые невозможно построить без должного уровня интеллектуального развития. В связи с этим необходимо возвышение
роли и значения современных форм образования и воспитания в развитии интеллектуальной культуры общества.
Обычно считается, что развитию интеллектуальной культуры способствуют занятия наукой, философией, посещение различных интеллектуальных тренингов, изучение иностранных языков и т. д. Недооцененным феноменом интеллектуальной культуры, на наш взгляд, является шахматная игра. За несколько веков шахматы из игры одиночек среди привилегированной знати превратились в любимое занятие десятков миллионов людей. На сегодняшний день шахматная игра остается довольно популярной игрой, которая на протяжении истории содействовала развитию интеллектуальной культуры многих народов. Игра в шахматы требует значительных усилий интеллектуального характера, она содержит в себе одновременно признаки игры, искусства, спорта, интеллектуальной практики, является удобным «полигоном» для испытания сил искусственного интеллекта. Шахматная игра влияет не только на интеллектуальное развитие человека, но и на формирование личности человека в целом. Интеллектуальные особенности шахматной игры позволяют рассматривать ее как уникальное явление культуры, которое дает богатейший материал для фило-софско-культурологического исследования. Осмысление шахматной игры в контексте истории, теории и философии культуры позволяет нам выявить ее место и значение в процессе развития интеллектуальной культуры личности и общества.
Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования находится на пересечении философской, культурологической, исторической и психолого-педагогической проблематики. Следует отметить, что в настоящем исследовании мы активно обращаемся к работам в области искусственного интеллекта, а также к работам по теоретическим и практическим аспектам шахматной игры.
Изучением интеллектуальной культуры занималось большое количество ученых и философов. Так, над проблемами интеллектуальной культуры личности работали: Г. И. Егорова, В. П. Иванова, Л. Н. Коган, И. С. Ладенко. Опреде-
ление интеллектуальной культуры, предложенное Л. Н. Коганом, представляет особый интерес для исследования, т. к. в нем учтен рефлексивный компонент интеллектуальной культуры. Изучением интеллектуальной культуры на надличностном (общественном) уровне занималась, в частности, Л. П. Репина. Идея Л. П. Репиной о том, что интеллектуальная культура имеет коммуникативную природу, была использована в данной работе.
Культурфилософской базой исследования стали работы по культурологии и философии культуры Е. Г. Балагушкина, М. С. Кагана, В. М. Межуева, В. О. Моргачева, С. П. Петрущенкова, Д. В. Пивоварова, В. М. Пивоева, В. С. Степина, А. Я. Флиера. Работы этих авторов, затрагивающие изучение различных феноменов (форм) культуры, позволили осмыслить особенности шахматной игры как самостоятельного феномена культуры.
Для данного исследования важно осмысление места и роли интеллектуальной культуры в современном обществе. В связи с этим интерес представляли работы о его состоянии и актуальных проблемах. Разработкой концепции информационного общества занимались зарубежные ученые: Д. Белл, Е. Масу-да, Э. Тоффлер, Т. Умесао, 10. Хаяши и другие; концепции общества знаний принадлежат П. Дракеру, Ф. Махлупу. Проблемы психологического разделения общества на фоне деградации образования и снижения интеллектуальных способностей молодого поколения анализируются в трудах К. К. Колина. Концептуально нами были использованы идеи философа В. А. Кутырева о том, что распространение идей трансгуманизма может привести к утрате человечеством в XXI веке способности к самостоятельному аналитическому и рефлексивному мышлению, а в дальнейшем и к возможному самоуничтожению всего человечества вообще.
Над изучением феномена игры трудилось множество видных философов, культурологов и психологов. Г. Гадамер, Э. Финк, Й. Хейзинга в своих работах, главным образом, делали акцент на анализе игры как феномене человеческого бытия, а онтологический статус игры определялся ими в связи с осмыслением
культуры. Роль и значение игры в жизни общества исследовали также Т. А. Апинян, Э. Берн, Р. Кайуа, Ж. Пиаже и др.
Непосредственным исследованием шахматной игры занималось большое количество выдающихся исследователей-шахматистов. Большинство их работ представляет интерес преимущественно с точки зрения анализа шахматных позиций и комбинаций. Однако подобные работы для данного исследования интересны тем, что в них можно обнаружить примеры блестящих интеллектуальных находок выдающихся шахматистов, т. е. в них зафиксированы результаты действия как интеллектуальной интуиции, так и строгого логического мышления. Шахматная игра в историческом аспекте представлена в работах Г. Виль-ямса, Е. Гижицки, И. М. Линдера, содержащих различные версии происхождения шахматной игры, а также анализ ключевых событий в истории шахмат.
Оценку шахматной игры в культурологическом аспекте одним из первых дал Й. Хейзинга. Несмотря на то, что голландский философ считал эту игру бесплодной по отношению к культуре вообще, он относил ее к интеллектуальным играм, требующим умственного расчета.
В философском аспекте шахматная игра представлена в трудах Л. Витгенштейна, Ж. Делеза, Г. Гваттари, Д. Деннета, С. Лема, Д. Хофштадтера. Шахматная игра зачастую использовалась этими авторами как удобный метафорический пример для разъяснения своих идей и суждений. Хотя вышеперечисленные философы часто апеллировали к шахматной игре в своих трудах, шахматы так и не стали самостоятельным объектом их исследования.
Международный гроссмейстер Л. Г. Юдасин предпринял попытку провести историко-философское исследование шахматной игры. Его монография на сегодняшний день является одной из немногих ценных работ, посвященных осмыслению шахматной игры, однако, метафорический стиль изложения, а также эмоциональная окрашенность текста делает данную работу, скорее, публицистической, чем научной.
Среди современных российских авторов следует выделить Е. А. Николаева. Его монография, посвященная шахматной игре, является од-
ним из первых законченных философских исследований шахматной игры. Особый акцент Е. А. Николаев сделал на гносеологических аспектах в шахматной игре: изучении знаковой деятельности в культуре шахматного мышления и закономерности преобразования значения элементов и структуры шахматной игры в ходе шахматных партий.
Непосредственно сам шахматный аспект исследования этой игры представлен огромным количеством шахматных пособий и монографий. На наш взгляд, особо значимыми не только в профессиональном шахматном плане, но и в философско-культурологическом смысле являются работы М. М. Ботвинника, Е. Я. Гика и А. Е. Карпова, Г. К. Каспарова и других авторов. Г. К. Каспаров в своей работе с претенциозным названием «Шахматы как модель жизни» раскрывает секреты стратегического мышления, которое дает преимущества человеку не только в шахматах, но и в повседневной жизни. Чемпион мира, проводя параллели между шахматной игрой и жизнью, делится с читателями своим опытом и знаниями особенностей шахматной игры, которые следует перенести на жизнь - азы стратегии и тактики, прогностическое мышление, реализация преимущества и др.
Несмотря на то, что большинство работ, посвященных шахматам, представляют интерес лишь для узкой группы шахматистов-профессионалов, анализ данных текстов позволил извлечь много полезной информации для достижения цели диссертационной работы. Идеи и размышления вышеперечисленных шахматистов помогли сделать ряд важных философско-культурологических выводов.
Изучение шахматной игры в данной работе предполагает осмысление ее роли в исследовании соотношения естественного и искусственного интеллекта. Философский аспект исследования естественного интеллекта довольно широк. В контексте данной диссертационной работы в основном были использованы идеи Д. И. Дубровского, И. А. Бесковой, И. А. Герасимовой, И. П. Меркулова. Помимо отечественных исследователей естественного интеллекта, большой интерес представляют идеи современных последователей западной аналитической
школы философии: Д. Денента, Дж. Серла, Д. Чалмерса и др. Научный пласт исследования искусственного интеллекта представлен трудами знаменитых представителей информатики и кибернетики: Г. М. Адельсона-Вельского, В. Л. Арлазарова, А. Р. Битмана, Н. Винера, А. С. Конрода, А. Тьюринга, К. Шеннона. В трудах этих авторов шахматная игра предстает идеальным вариантом для проверки мыслительных возможностей искусственного интеллекта.
Однако работы вышеперечисленных авторов только приоткрывают завесу того потенциала, который несет в себе шахматная игра, участвуя в формировании интеллектуальной культуры человека и общества.
Объектом исследования является интеллектуальная культура личности и общества.
Предметом исследования является шахматная игра как феномен и средство развития интеллектуальной культуры личности и общества.
Целыо диссертационного исследования является определение места и значения шахматной игры в процессе развития интеллектуальной культуры современного человека и общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда основных задач:
1. Проанализировать процесс развития шахматной игры в истории культуры и осуществить его интерпретацию с точки зрения теории и философии культуры.
2. Определить необходимый философско-культурологический компендиум для выявления уникальности шахматной игры как феномена интеллектуальной культуры, ее места в классификации игр.
3. Продемонстрировать актуализацию роли шахматной игры в контексте современных исследований искусственного и естественного интеллекта.
4. Обосновать комплексное влияние шахматной игры на развитие интеллектуальных и творческих способностей личности и общества в современных социокультурных условиях.
Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена особенностями темы исследования.
Теоретическую базу исследования составляют философские труды и отдельные положения работ: А. Я. Флиера, М. С. Кагана - по философии культуры и культурологии; по проблемам сознания, интеллекту и когнитивным способностям человека были использованы идеи Д. И. Дубровского, И. А. Бесковой, И. А. Герасимовой, И. П. Меркулова; по интеллектуальной культуре -И. С. Ладенко, В. П. Ивановой, Л. Н. Когана, Л. П. Репиной; по феномену игры - Й. Хейзинги, Г. Гадамера.
Методологические основания общефилософского характера включают: феноменологический подход, выявляющий особенности шахматной игры; аксиологический подход, дающий возможность рассматривать шахматную игру как культурную ценность; диалектический метод познания, позволяющий рассмотреть шахматную игру в ее целостности через единство сущности и явления; культурно-исторический подход, позволяющий выявить истоки и процесс развития изучаемого феномена в истории культуры.
Подходы и методы общенаучного характера: системный подход, логико-теоретический анализ понятий, синтез, индукция, дедукция, методы моделирования, сравнения и обобщения, классификации.
Методы междисциплинарного (отраслевого) характера: в работе нашли применение методологические принципы дополнительности и взаимосвязи объективных и субъективных факторов, принцип историзма, социокультурный подход.
Методы конкретно-дисциплинарного уровня: нарративный, герменевтический, компаративистский, интерпретационный.
Эмпирическую базу исследования соста�