автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Шалва Дадиани и принципы демократизации в грузинском театре 1892-1921 годов

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Рогава, Джемал Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Шалва Дадиани и принципы демократизации в грузинском театре 1892-1921 годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Шалва Дадиани и принципы демократизации в грузинском театре 1892-1921 годов"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ГССР ГРУЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ-ИМШИ ШОТА РУСТАВЕЛИ

На правах рукописи Рогава Джемал Александрович

792./С 922/

Шалва Дадаани и принципы демократизации в грузинском театре 1892 - 1921. годов

Специальность 17.00.01 - Театральное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

л

Тбилиси - 1990 г.

Работа выполнена на кафедре историк и теории театра Грузинского государственного театрального института имени ¡Нота Руставели

Научный руководитель - доктор иокуострлведснин. ппгЛог.Сор

Д.С.ДШШ1ДЗЕ

Официальные оппоненты - доктор фолологических наук.

профессор СИГУА И. И.

кандидат искусствоведения,старший

преподовагель КАДЖРИШВИЛИ Г.Т.

Ведудая организация Грузинский государственный музей

театра,музыки и кино

О ( /] О

)Г) & Защита диссертации состится "—" (9^ (_> "

1990 г. в (¿) часов на заседании Специализированного совета К 0Э2.05.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Грузинском государственного театрального института имени ¡Нота Руставели (ЗаОООЬ, г.Тбилиси,пр.Руставели,19).

С диссертацией можно ознакрмигься в библиотеке Грузинского государственного театрального института им.Нота Руставели

О

Автореферат разослан " " 19^0 года.

Ученый се;/етарь Специализированного совета,кандидат искусствоведен/я. доиент

М. Г. Календари и:ви ли

Актуальность исслймОьа.п;;,;

Для грузинских деятелей дореволюционной • эпохи.литература и театр становилисо сильнейшим оружием в деле единения Грузии, установления ее государственной независимости и ослабления национального гнета.Только в литературе и театре продолжал свою жизнь грузинский язык,преследуемый и теснимый колонизаторской политикой царской России.Вот почему,именно в образцах оригинальной литературы.и в их сценическом воплощении находили выражение идеи национального самосознания и патриотизма, будирующие мысль выдающихся представителей грузинской культуры.

Велик и весом многосторонний вклад Шалвы Дадиани в деле развития грузинской литературы и театрального 'искусства.Его перу принадлежат романы и миниатюры,рассказы,новеллы,мемуары и статьи.Он был актером,режиссером,драматургом,организатором театра и общественным деятелем.Причем, во всех сферах приложения своего подлинно универсального таланта,Шалва Дадиани выступал продолжателем лучших реалистических традиций И.Ччвчавадзе,А.Церетели,Г.Эристави.И.Мачабели, В. Абашидзе ,К .Киг.иани ,К. Месхи. Л. Месхищвили ,В. Гуния, А. Сумбаташвили--Южина и других.

Н.Гамсахурдия справедливо замечал,что "после гибели великого Ильи не было у нас такого многостороннего деятеля,как Ш.Дадиани'.', 1

Несмотря на то,что творчество Шалвы Дадиани все еще не нашло полного научного освещения было бы неверным говорить, что о нем написано мало. Большую Научную ценность представляют собой фундамен-

I.Гамсахурдия К. Шалва Дадиани.-Собр.соч.-т.УП1.-Тбилиси.-1985 г. с.139. /На груз.яз./.

тальные работы Г.Циишпвили "Драматургия Шалвы Дадиани","Шалва Дадиа ни.Жизнь и творчество? Ш.Гагошидзе "Ранная литературная и театральная деятельность Шалвы Дадиани',' театроведческие исследования Дм. Джанелидзе, . В.Кикнадзе и др. Ш.Дадаани посвящена также обширная мемуарная литература:воспоминания самого Ш.Дадиани, И.Вартагава, А.Буртикашвили.и С.Герсамия. Научный интерес представляют очерки и воспоминания К.Гамсахурдия,Г.Робакидзе,И.Гришашвили. Т.Табидзе, И.Абашидзе,Д.Касрадзе,Г.Кикодзе,Г.Джибладзе,С.Чилая,Ш.Радиани, К. Марджанишвили, А.Сумбаташвили-Южина, Э.Черкезишвили,Э.Месхи,А.Име-дашвили,Н.Чхейдзе,В.Гарика,И.Имедашвили, М.Корели,В.Анджапаридзе, А.Хорава,А.Васадзе,Г.Бухникашвили и др.

Несмотря на обилие материала следует отметить,что театральная деятельность Ш.Дадиани все еще недостаточно изучена.Неполно освещена роль Ш.Дадиани в развитии традиций реалистической школы в защите и укреплении в театральном искусстве передовых демократических идей,пропаганде и внедрении принципов Московского художественного театра на грузинской сиене.Данная работа вносит свой посильный вклад в освещение этих вопросов,что делает ее актуальной.

Цель и зацача исследования

Театральная деятельность Шалвы Дадиани охватывает более шести десятилетий жизни грузинского театра.Длительность этого периода и сложность, происходивших за это время событий,затрудняют изучение темы во всей полноте.Это обстоятельство вызвало необходимость условного разграничения дореволюционного и советского периодов и рассмотрения деятельности Ш.Дадиани в 1893-1921 гг.Ввиду того,что выходу Ш.Дадиани на профессиональную сцену в качестве актера предшествовал двухгодичный подготовительный период,в исследовании

-й-

прослекивается тридцатилетняя целенаправленная деятельность Шалвы Дадаани в грузинском театре.

Целью данной работы не является литературный анализ пьес Дадиани - эта сторона его творчества достаточно полно освещена литературоведением.Главной задачой исследования является анализ роли драматургии Дадиани в процессе демократизации дореволюционного гру- ' зинского театра и укрепления в нем реалистического направления.Многосторонний характер творчества Ш.Дадиани обусловил структуру исследования и закономерность выделения в нем следующих глав: I.Драматургия Ш.Дадиани,2.Дадиани - театральный мыслитель. 3.Дадиани - актер.4.Дадиани - режиссер-организатор.'Автор счел нужным снабдить работу краткими биографическими сведениями.

Практическая ценность исследования

Практическая ценность данной работы состоит преяде всего в значительном расширении объема исследования в сравнении с рансз выполненными по этой теме работами.Исследование дает театроведению весьма обширные фактические сведения,систематизирует их, раскрывает идейно-эстетическую направленность театральной деятельности Ш.Дадиа-ни,позволяет внести дополнения в истории грузинского театра,проливая свет на процесс развития реалистических,демократических тенден- . ций в грузинском театре.

Апробация работы Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории театра Грузинского государственного театрального института имени Шота Руставели и была рекомендована к эавдте.

Содержание работы * С четырнадцатилетнего возраста Шалва Да,циани уже становится

- б -

заядлым театралом и постоянным зрителем не : только кутаисского,но и тбилисского оперного,грузинского и русского драматических театров свидетелем блеска сценических талантов М.СапарОБОй-Абашидзе,К.Габу-ния-Цагарели, В.Абашидзе.Полностью овладевает мыслями к чувствами Дадчани-подростка Валериан Гукия: "Пне тоже очень хотелось играть, так, зспоминаллШ.Дадаани, и стать такны ке прекрасным актером,как он."1

Желание молодого человека стать "трибуном" грузинского театра могло остаться неосуществленной мечтой,если бы не одно счастливое обстоятельство: находясь на гастролях.в Грузии великий итальянский трагик Эрнесто Росси как бы предопределил судьбу юного

о

Дадиани, сказав,что "из него может получится актер-трибун". Вероят

нее всего,Росси исходал из физических данных, однако сами слова

сыграли огромную роль при выборе молодым человеком своей будущей

профессии.Они воспламенили в «ноше надежду в то,что из него выйдет

актер, подобный В.Гуния. В 1891-1892, пг. были периодом испытаний

собственных творческих сил.Молодой Дадиани,увлеченный театром, в

окружении сверстников и единомышленников осуществляет постановки,

в которых сам же исполняет гласило рол»; пишет небольшие п^сеы,

статьи по вопросам театра и, тем самым образом,формируется как

буцущий деятель театра.

В 1892 году,после переезда в Кутаиси Ш.Дадиани становитс!

постоянным зрителем местного профессионального театра и старается т

во чтобы то ни сало сблизиться с художественной элитой. Единственным путем для осуществления этой заветной цели,видится ему драматургическая работа.Под названием "Сио герой" переделывает он на гру-

"Г'.Да&иани Ш.Что вспомнилось.-Тбилиси.-1959 .-с.126 /на груз.яз./. 2.Там ее.-с.127.

зиисний лад одноактную комедию А.Доде "Белый ирис" и дает для постановки -тогдашнему руководителю кутаисского театра К.Несхм. В ожидании ответа проходит столько времени,что Ш.Дадиани перестает верить з возможность осуществления постановки. И снова случай решает все: "В один из вечеров, вспоминает.он,встретившись на бульваре с К.Месхи он бал подозван им..."ты создал прекрасную пьесу,но так как у нас не найдется исполнителя пятнадцатилетнего героя,может

т

сам его и сыграешь."

Собственно так и был найден путь к сближения с театром. Котэ Месхи же-нашел себе актера о котором давно мечтал.Вернувшийся из Франции рекиссер,увлеченный западным репертуаром готовился ¡{.бенефису своей сестры Э.Месхи - любимицы кутаисской публики - надеясь поставить "Маргариту Готье" и не имэя исполнителей ролей французских аристократов.Вдохновленный своим открытием он в тот же вечер сообщил

о

сестре,что "нашел графа".^

Так и началась профессиональная деятельность Шалвы Дадиани,первым толчком к которой стала ,драматургия.Значительная весома роль Ш.Дадиани в развитии национальной драматургии,переживавшей^ острую нехватку оригинальных пьес.Шалва Дадиани своими произведениями для сцены во многом заполнил этот пробел обогатив скудный репертуар и, в целом,национальную драматургию.

Первые ль°сы драматурга,написанные еще в юношеском возрасте, были опубликованы в изданном Дадиани зкурнале "Подросток". Это комедия в двух действиях "Доброжелательный незнакомец", водевиль ," Вот в чем дело" и фрагменты перевода У.Шекспира "Много шу-

1.Дадиани Ш.Что вспомнилось.-с.127

2.Месхи Э.Три встречи.-¡Ломиси.-1923 г.4 февраля."

- в -

ма из ничего". Первая оригинальная пьеса Ш.Дадиани "В гроте",написанная в 1905 году,являлась отражением картины цервой русской революции 1905 года-Это "фантастическое" представление в трех дейс твиях было удостоено чести быть прочитанной в присутствии Л.Месхи-ивили и Ш.Читадэе и одобрено для постановки.По инициативе Л.Ыесхи-швили эта пьеса в том же году была внесена в репертуар театра,но тогда не была представлена ввиду нехватки средств у Дра.\:а~""сского общества для новых декораций и костюмов.Первое представление этой пьесы состоялось в 1918 году,когда царизм был уже свергнут.

Р.Цицишвили справедливо отмечал,что сюжет,ситуации и драматические характеры,задуманные автором в аллегорических и символических тонах, ие мешали реалистическому восприятию пьесы:"Новым осмыслением характеров и ситуаций пьесы Шалва Дадиани привнес новаторский элемент в грузинскую драматургию, открыв ей новую дорогу по которой вскоре пошли другие драматурги".^

Действие пьесы происходит в гроте,покрытом огромной аркой - символом царского самодержавия.Это государство "без солнца",разделенное на два враждующих лагеря.С одной стороны,находятся "вершители судеб".которые стремятся к разрешении арки и хотят впустить лучи солнца в грот.С другой, "любители мха",надеющиеся сохранить арку,а следовательно укрепить существующую монархическую систему. Между этими двуия лагерями и созревает конфликт .»Герой - рабочий Пипхела - прекрасно разбирается в своих классовых интересах,уверенный что проводимые руководителями монархического государства реформы не дадут желаемых результатов.Рабочий Пиихела не только выражает интересы собственного класса,нй и борется за идеалы всей угнетен-

¡.Цицишвили Г. Драматургия Шалвы Дадиани .-Тбилиси.-1955.-с.25--27 /на груз.яз./.

ной массы.Он уже понимает,что свобода не дается сама по себе и путь ее приобретения лежит в неустанной борьбе и искоренении существующего бытия: "Мы,-говорит он, - не боимся света.Наоборот,жавдем солнца,чтобы угнетенным-и правым освещало оно путь жизни.обжигая своим жаром'угнетавщих. Нас не смогут обмануть теми планами,которые предлагают здесь: '"тут будут окна и мы дадим вам много света".Паи не нужет свет по частям.Или всё или ничего.Так свергнем тех, кто кормит нас подобными обещаниями".*

Пицхела достигает пели, но одна форма эксплуатации меняется другой. Ни разрушение арки,ни появление лучей солниа в пещере не приводит к ожидаемым результатам.Борцам Ьа солние солидаризируют и шут Луклук, на их стороне царь и Назиброла.Стало быть, Ш.Дадиани в своем первом оригинальном произведении представляет целую гелле-рею прогрессивных.мыслящих героев.которые несмотря на различия в происхождении, состоянии и характерах объединяются во имя великой цели - свержением монархии и установления демократических прав.

Интересен и пьесе образ Биндии.который в корыстных целях примкнул к революции и сразу изменил ей,почувствовав,что его интересы не могут быть реализованными.Совершенно обособленно стоит в ряду персонажей - поэт Зенис. Он, как бы сопереживает тем, кто хочет разрушения арки и входа солнечных лучей в пещеру,но не присоединяется к одному лагерю.Рациональное звено мысли Зениса произростает из анархизма.Недооценив силы народа, он, в результате, становится его жертвой.

Таким оброаом, Шалва Дадиани в этой пьесе рисует живую .

ЬДадиани Ш. Пьесы.-т.1.-Тбилиси.-1923 .-сЛ7-19 /на груз.яз./.

реалистическую картину первой русской революции на чьей стороне находятся и его собственные авторские симпатии.Воплощение льесы на сиене, разумеется, могло приобрести значительный резонанс.Однако, тяжелое экономическое положение грузинского театра и целый ряд трудностей, сделало это невозможным.Правда, пьеса была опубликована.в журнале "Цховреба да хеловнеба"/1изнь и искусство/ и таким образом смогла выполнить свою роль.

Революционная тема была затронута и во второй оригинальной пьесе Ш.Дадиани "Когда пировали". Автор в ней подчеркивает ту истину,что происхождение буржуазии,как и создание рабочего класса, подсказаны наконами экономического развития общества.Здесь как капиталист,так и рабочий говорят: "Как кто пустил?...Я пришел сам и требую своего".*

За революционность звучания пьесы не была введена в список дозволенных к лостаноке, хотя Ш.Дадиани в годы реакции умудрился опубликовать ее и несколько раз поставить в театре.Первый раз "Когда пировали" была поставлена 16 ноября 190в года в кутаисском театре в режиссуре Ш.Дадиани: "смелые слова...и Марсельеза в

р

финале вызвали восторги зрителя".

20 декабря 1909 года пьеса была представлена во второй раз, а впоследствии она была поставлена 2 января 1910 года трул-.пой тбилисского театра на юбилейном вечере, посвященном 60-летию грузинского театра.В тот же день она была опубликована в газете "Фонк7 затем поставлена в Сухуми и в Самтредия любителями театра, а в последний раз на смене дореволюционного грузинского театра в Батуми 26 декабря 1912 года в режиссуре Ш.Дадиани.

1.Бухнлкаизияи Г.Театральный Кутаиси.-Тбилиси.-1976 г.-с.100 /на груз.яз./.

2.Там же.

Вершину дореволюционной драматургии Ш.Дадиани представ* ляет его комедия "Вчерашние". В пьесе отсутствуют положительные герои.Шалва Дадиани рисует реалистическую картину грузинской действительности времен реакции. В произведении на высоком художественном уровне отражена расхлябанность национальной интеллигенции,деградация дворянства,нищета, несознательность крестьянства,аморальность чиновников и разложение общества в челом."Вчерашние" принадлежит к тем счастливым пьесам,которые с начала же имели широкое общественное признание.Эта пьеса блестяще прошла испытание временем.В театре имени Руставели в оригинальном прочтении режиссера Т.Чхеидзе она еще раз убедила всех,что представляет лучший образец национальной драматургии.

В жанровом и тематическом отношении дореволюционное драматургическое наследие Ш.Дадиани весьма разнообразно.

Всех героев произведений Дадиани,независимо от их различий объединяет борьба за демократизацию общественной жизни.Параллельно с работой над оригинальными пьесами Ш.Дадиани воплощал на сц^не произведения грузинской классики.Например,инсценировка повести И.Чавчавадзе "Рассказ нищего". Впоследствии Ш.Дадиани еще не раз позвращается к оессмертному наследию И.Чавчавадзе.Он инсценировал "Отарову•йдову " "Человек ли он?I",которые на протяжении лет с успехом ставились на грузинской сиене.

Инсценировками произведений известных грузинских писателей Ш.Дадиани обогащал репертуар дореволюционного грузинского театра и,одновременно,помогал делу сближения литературы и театра. Зместе с тем,Ш.Дадиани вел'активную переводческую деятельность. Пьесы.переведенные им со свойственным мастерством,на протяжении

лет с успехом шли на сиене грузинского театра.обогат,«« его гкуднчй репертуар.

Значительна также переводческая деятельность Ш.Дадиани.В его переводе на сцене грузинского театра воплощались лучшие образцы западно-европейской драматургии: "Ромое и Джульетта","Укрощение строптивой" Шекспира, "Мария Стюарт" Шиллера,"Воскресение" Толстого, "Ганнеле" и "Перед восходом солниаУ Гауптмана,"Преступление и наказание" Достоевского,"Гаудеамус" и "К звездам" Андреева и многие другие.

В воззрениях по вопросам театрального искусства позиция Ш.Дадиани характеризовалась масштабностью и широтой.Он никогда не писал только об одном спектакле или актере,прорываясь к постановке обцих проблем театрального развития в Грузии. Бюрократической системе антрепризы и делопроизводства в театре,Ш.Дадиани противопоставлял демократические принципы творчеств-. Среди проблем.занявших первостепенное значение в театрально-критических статьях Ш.Дадиани, особо следует выделить целый комплекс вопросов,связанных с утверждением реализма на грузинской сиене.Литературно-критические наследие Ш.Дадиани свидетельствует о его осведомленности в текущих прэиессаг мирового театрального искусства.Грузинский театр,согласно Ш.Дадиани,должен учитывать асе эти процессы.однако на сиене

«

утверждать реализм.

Весьма интересной теми касается Ш.Дадиани в статье "Театр и жизнь" в которой он рассматривая театр как синтетическое искусство, подчеркивает необходимое:» взаимодействия основных компонентов на основ-.- демократических принципов.Отдавая предпочтение актерский спектаклям,¿.Дадиани полагает,что режиссура.сценография

и все остальные компоненты театра,должны служить актеру,помогать и раскрывать его творческие возможности.

В диссертации подробно рассматривается три периода актерской деятельности Ш.Дадиани.Первый период /1893-1907 гг/ протекал в основном в Кутаиси,если не сЛать девяти месяцев,проведенных Ш.Дадиани ч Москве, на учебе в Художественном театре.Время,проведенное в МХТ самым решительным образом повлияло на молодого Ш.Дадиани. Непосредственное знакомств с московской театральной жизнью и, в первую очередь, спектаклями МХТ. необычайно расширили его творческие горизонты. Театральные впечатления,полученные Ш.Дадиани от просмотра "Чайки" и "Трех сестер" Чехова, "На дне" и "Мещан" Горького, "Доктора Штокмана" Ибсена, навсегда врезались в память молодого

человека. Правда, Ш.Дадиани, и до поездки в Моску /1903 г./ прек-значение

расно понимал ансамблевых спектаклей в деле создания общей реалисти ческой картины жизни,но Московский Художественный театр окончательно сформировал Ш.Дадиани как верного последователя и пропагандиста его художественный принципов.

Колодой актер с чувством высокой ответственности брался за каждую роль.решал образы своих героев в реалистической манере, хотя и отдавал предпочтение национальному драматургическому материалу.Именно в национальном репертуаре наиболее полно выявлялся талант и творческие навыки актера, чему способствовали и великолепные внешние данные. В этом плане особое значение приобретает его работа в спектакле ."Счастье Ирины" Д.Клдиашвили, в котором Ш.Дадиани исполнил роль Абесалома.Интерес общественности к этому спектаклю,поставленному а сезоне I90I-IS02 гг в Кутаиси,подогревался еще и тем обстоятельством,что первая постановка этой пьесы

в Тбилиси окончилась провалом.

Печать творческой оригинальности и особой искренней, задушевности отличала актерские работы Ш.Дадиани не только в современных драмах,но и на материале исторических пьес. В этом отношении особого внимания заслуживают образы Отии Чолия в спектакле по пьесе В.Гуния "Брат и сестра", Липарита Орбелиани и Лаши Георгия в исторических драмах К.Месхи "Шота Руставс-ли" и "Тамар Батонишвили", Гелы в пьесе А.Церетели "Патара Кахи",Папуа в пьесе А.Цагарели "Грузинка-мать" и многие другие.

Второй период актерской деятельности Ш.ДдД'П'н /10СЗ-1912г проходил,в основном, в Кутаиси'и Сухуми.Это время характеризовалась творческой плодотворностью и высокой интенсивностью. Роли,воплощенные Ш.Дадиани в это время,отличались высоким профессионализмом,оригинальными решениями,отличным художественным ¡¡кусом,реалистической направленностью.С особым мастерством и глубиной удавалось Ш.Дадиани проводить психологические сиены в современных драмах.

Среди ролей в национальном репертуаре диссертант выде^ ляет и анализирует такие как Георгий Канчиашвили в современной драме П.Иретели "Побежденные", Пулиани в собственной пьесе "Когда пировали" .и др. Жизненной правдивостью характеризовалась интересная актерская работа Ш.Дадиани - роль Порфирия Петровича в инсценировке романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание", Нехлюдова в инсценировке "Воскресения" Л.Толстого,Ляпкина-Тяпкина в "Ревизоре" Н.Гоголя и др.

Из образов,созданных актером в эти годы, особняком стоит его Лир. Сам факт,что Ш.ДадиаНи был всего лишь третим в грузинском театре после В.Гуния и К.Кипиани исполнителем этой роли.красноре-

чиво свидетельствует о том, с какой осторожностью грузинские актеры откосились к сложной роли Лира.

Третий период актерской работы Ш.Дадиани /1912-1921 гг./ проходил в Батуми,Баку, Кутаиси.и Тбилиси. К этому времени Ш.Дадиани станорится признанным мастером и не удивительно,что выступает уже в главных ролях.Образы.созданные им,на материале национальных cobJременных драм,выделяются яркостью и жизненностью,контрастным противопоставлением социальных противоречий действительности.Следуе-. выделить образ:,' Дато в пьесе С.Чантуришвили "Туман".крестьянина Сико в оригинальной пьесе Н.Наяашидзе "Кто виноват",Луарсаба и Нико в пьесах Тр.Рамишвили "Соседи" и "Семья Саломе",Датия э инсценировке рассказа Э.Ниношвили "Крит'ине" .принадлежащей II.Иретели.роли в своих пьесах "Уени чириме" и "Вчерашные".

Но что особенно инстересно.так это то,что Ш.Дадиани в характерной для исполнения психологических драм реалистической манере работает и над ролями в исторических пьесах.В этом смысле особо примечателен образ Георгия III в одноименной пьесе Г.Шарвашидзе, отличавшийся жизненностью и естественностью^ С одинаковым мастерством Ш.Дадиани в этот период выступает как в трагических,так и в комедийных ролях.доказывая своим примером необходимость окончательна го разрушения границ амплуа.

Исходя из сказанного,можно не удивляться тому,что Ш.Дадиани в совершенно различных по жанровым и тематическим приметам пьесах успешно выступал з полярно.противоположных ролях.Например, Руставели в драме К.Месхи "Шота Руставели" и Давид в комедии А. Цагарели "Иные нынче времена";- Леван в исторической драме К.Кипиа-ни "Лопан - владетель Мигролии" и Карапет в комедии Г.Эристави

"Скулой", Сулейман-хан и Отар-бег в пьесе А.Сумбаташвили-Южина "Измена" и Филип в драме Н.Шиукашвили "Уродство".

Таким образом,в эти годы Ш.Дадиани перелистал важную ст; нипу истории 'грузинского дореволюционного театра.Он достойно продолжил и развил блестящие традиции грузинской реалистической актер' ской шкрлы и а определенной мер« способгтпопял внедрению неправых идейно-эстетических принципов МХТ на национальную почву.

В следующей главе диссертационного исследования рассматриваются деятельность Шалвы Дадиани как режиссера и организатора театрального дела в Грузии.В качестве режиссера Ш.Дадиани впервые выступил на профессиональной грузинской сиене в 1907 году в Кутаиси.Одним из первых в Грузии он попытался внедрить принципы Московского Художественного театра, однако выполнение столь сложной задачи последовательно и до конца,оказалось невозможным.Видимо,этим объясняется тот факт,что Шалву Дадиани редко упоминают в ряду с остальными "грузинскими мхатозцами".

В сезоне 1907-1908 гг Ш.Дадиани возглавил кутаисский театр и несмотря на трудные условия развития театрального искусства пытается перенести метод МХТ в практику кутаисского театра.Это оказывалось как по части реалистических решений спектаклей,стремлению к ансамблю,шак и в отношении репертуарного отбора.Ш.Дадиани прекрасно понимал значение репертуара для театра и остро ощущал необходимость коренных изменений,' в репертуарной политике:"Ибсен и Метерлинк.Зудерман и Чехов,Андреев и Пшибышевский.-отмечал Ш.Дадиани, - вот кто владеет лучшими театрами мира"..'*

I.Дадиани Ш. -Театральные заметки и желания - Дроэба.-19 августа 1909 г.

К созданию репертуара такого ранга и масштаба и была направлена вся режиссерская и оригинальная деятельность Дадиани а дореволюционный период.Значительными событиями в жизни кутаисского театра стали инсценировки рассказа И.Чэвчавадзе "Рассказ нищего", роман Достоевского "Преступление и наказание',' осуществленные и воплощенные на сцене самим Ш.Дадиани. В этом же сезонё Ш.Дадиани поставил "Сестру Беатрису","Мону Вану" М.Метерлинка,"Микаэлп Крамера" Г.Гауптмана.

Из других постановок Ш.Дадиани можно выделить "Родину" Д. Эристави, "Измену" А.Сумбаташвили-Югина, "Каварную Тамар" и "Маленького Кахи" А.Церетели, "Шота Руставели'' К.Месхи, "В В рсаднсм лагере" Бейерлейна,"Акробаты" Швнтана и др. В виду, сложной политической обстановки.вызванной реакцией Ш.Дадиани время от времени-был вынужден прерывать театральный сезон и продолжить работу в Чиатуре.

8 сезон 1910-1911 годов Правление кутаисского драматического общества пригласило в качестве режиссеров М.Корели и Ш.Дадиани, которые ставили постановки по очереди.В любом спектакле,поставленном Ш.Дадиани в той или иной мере ощущалась верность реалистическим традициям грузинского театра,продолжение романтических традиций,заложенных Л.Месхишвили,попытки внедрения творческих принципов МХТ. Одним их событий сезона стала постановка "Дней нашей жизниV Л.Андреева.Среди других спектаклей можно отметить "Родину" Д.Эристави, "Тайну крепости" В.Гуния,"Салхино"/переделка "Вишневого сада"/, "Отелло" и "Король Лир" Шекспира,"Роковой шаг" Кареева, инсценировка романа Л.Толстого "Воскресение" и др.

Несмотря на то,что в репертуарной политике Ш.дадиани видится крен в сторону психологических драм, в театральной практике

продолжали ставиться и образцы полюбивсихся исторических пьес. Трудности этого сезона все-таки не смогли помещать.Дадиани довести его успешно до конца.По его непосредственной инициативе в это время формируется Драматическое общество в Сухуми.учреждается система абониментов,устраиваются спектакли в Очамчире.Г^дауте, Сочи и в других местах.

Для театрального сезона 1912-1913 гг Ш.Дадиани з Батуми формирует "Передвижную труппу".Эта идея широкор доступности театрального искусства вытекала непосредственно из творческих установок Московского Художественного театоа.Именно она и послужила толчком, подвигнувшим Ш.Дадааки к созданию "Передвижной- труппы".

Репертуар,составленный Ш.Дадиани, привлекал зрителя не только' в художественном отношении,но и актуальностью тематики.Большинство спектаклей "Передвижной труппы" создавались на материале реалистической литературе,отражавшей действительность.Представление спектаклей из современной жизни Батуми имело- и общественно-политическое звучание так' как зрителями театра в основном ст&новилвя рабочий класс.На сцене этого театра ставились "Кто виноват?" Накашидзе, "Кристине" Иретели,"Герои деревни" /инсценировка по мотивам рассказов Э.Ниношвили/,пьесы Ш.Дадиани "Когда пировали" и "Шени Чириме".

Остовом репертуара "Передвижной труппы" являлась в основном оригинальная грузинская драматургия.Ш.Дадианипрекрасно понимал необходимость пропаганды грузинской культуры в мусульманской Аджа-рии,народ которой волею исторической превратности судьбы был насильно переведен в другую веру.Поэтому совершенно закономерны и тот интерес!который проявлял зритель к спектаклям по оригинальней грузинским пьесам,и неослаблевающее внимание публики к спектаклям

по современной тематике.

В сезон 1914-1915 гг Ш.Дадиани приглашают в Тбилиси режиссером драматического кружка Народного дома,но он отказавшись от этого предложения останавливает свой выбор на промышленном центре Закавказья - Ваку.Несмотря на то,что слабая драматическая труппа бакинского любительского круяка и з силу -своей неопытности могла не осилить художественное воплощение психологических драм,Ш.Дадиани удалось осуществить несколько постановок на довольно высоком уровне.

Представление драл нового направления способствовало росту мастерства малоопытней труппу,что само по себе имело большое значение для последующего развития грузинского театра.

Большое внимание удедял Ш.Дадиани вопросам повышения профессионального уровня труппы.Причем,вго работа с исполнителями не ограничивалась рамками репетиционного процесса,вадачая часто индивидуальные занятия с'отдельными любителями кружка:он проводил им уроки по речи,мастерству и сценическому движению.Успех ряда постаногс вок в среде местного грузинского населения подвигнул Ш.Дадиани на смелый шаг - воплощение новой оригинальной пьесы И.Гедеванишвили "Синатлз".Именно в этом спектакле наиболее полно проявилось режиссерские способности Ш.Дадиани.Массовые сцены и музыкально-драматические номера были осуществлены им в неком собирательном единстве, свидетельствующем об осознании новых принципов синтетического искусства.

Театральные сезоны,проведенные под руководством Ш.Дадиани, можно посчитать этапом перестройки в истор.чии грузинского театра в Баку.Спектакли,осуществленные им в реалистически манере,привлеке ли внимание зрителя актуальностью тематики,высоким художественным уровнем и ансамблевостыо.

-'¡¿и -

С 1915 г. Ш.Дадиани возвращается в Кутаиси.Здесь театральный сезон открылся пьесой И.Гедеванишвили "Синатле".Это был еще • один интересный синтетический спектакль Ш.Дадиани,который покорил как зрителей,так и специалистов.Оригинальностью режиссерского реше ния отличались постановки Ш.Дадиани в данном театральном сезоне: "Измена","Родина","Патара Кахи","Брат и сестра",'/Акробаты","Дни нашей жизни" и др.

На протяжении всей своей режиссерской деятельности Ш.Дадиани с особым вниманием относился к внешнему оформлению7спектаклей, различая его техническую и эстетическую стороны.Сказанное подтверждают многочисленные зарисовки мизансцен,сделанные им.Еще несколько сезонов работал Ш.Дадиани в качестве режиссера и руководителя театров в Кутайси,Батуми,Баку.

После того,как в 1922 году реформатором грузинского театра К.А.Марджанишвили был поставлен "Овечий источник" по пьесе Лопе де-Бега.спектакль,явившийся началом грузинского советского театра, Шалва Дадиани признал свою режиссорскую деятельность оконченной.В да^нейшем его работа была направлена на развитие театрального дела в Грузии. Будучи рдним из организаторов.Первого съезда деятелей грузинской сцены,Ш.Дадиани и в дальнейшем вел активную общественную деятельность.Кстати.его статья и дала толчок к еозняу ■»того съезда в июне 1914 г.:"Мы все служим одному Богу,но никакой системы,никакой одной дороги пока не намечено.А время пришло.И жизнь' требует своего.Надо выяснить определиться, и во всём достичь уровня"?

I.Дадиани Ш. Для сведения деятелей и работников нашей сиены "Сахалхо газети".-1914 г.-№1109 /на груз.яз./.

Заслуга Ш.Дадиани заключается именно з том,что он первым высказал эту мысль тогда,когда созрели условия для ее реализации. События развернулись настолько стремительно,что-уже через месяц после опубликования статьи Ш.Дадиани,была создана чрезвычайная комиссия для созыва съезда,членом которой стал он.Вешения съезда-выдвинули задачу объединения актеров в профессиональный союз, однако Первая мировая война помешала ёё осуществлению.Спустя несколько лет 111.Дадиани, как председатель организационного бюро съезда,провел работу по созданию проекта устава и созыва учредительного собрания профессионального союза актеров.

На этом собрании,состоящемся с 30 апреля по 3 мая 1917 года,Ш.Дадиани был набран в состав .'.правления, а впоследствии председателем этого союза.

В заключении подводятся итоги исследования. Роль Ш.Дадиани в утверждении принципов демократизации и реализма в грузинском театре чрезвычайно велика.Достаточно сказать,что на деятельность в этом направлении только в дореволюционный период было затрачено тридцать лет жизни.Проводником этих, идей служил репертуар,который составлялся им с учетом современных требований. И, в первую очередь,здесь следует отметить такие образцы грузинской оригинальной драматургии,как "В гроте","Когда пировали", "Шени чириме" Ш.Дадиани,"Жертва","Семвя" и "Синатле" И.Гедеваниш-вили,"Кто виноват?" Н.Накашидзе,"Побежденные" П.Иретели,"Беспочвенные" и "Срубленный дуб" В.Шаликашвили; "Соседи","Мачеха","Семья . Саломе" Т.Рамишвили; "В водовороте" и "Туман" С.Чантуршвили; "Сказка гор","Цяиинатела" и "Уродство" Н.Шиукашвили и др.

Деду утверждения реализма в грузинском театральном искус-

стве не в мекынйй степени способствовали публицистические стать: Ш.Дадиани,которые систематически появлялись нв стр?чигя* грузин'": периодики.В этих выступлениям Ш.Дадиани весьма однозначно обрано: вал преемущества реалистического направления искусства и ратовал за его утверждение'в грузинском театре.Таким образом,театральная деятельность Шалвы Дадиани в дореволюционные годы,несмотря на sei её многообразие, была в основном сконцентрирована в русл? дэух устремлений - демократизации тейтра и '¡развития в нем принципов ; листического искусства.

Почетное звание признанного театрального деятеля.Шалэг Дадиани заслужил своим бескорыстным служением делу угнетенных и социально бесправных масс.которым он привил любовь к искусству, г сам театр превратил в служителя народа.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1.Создано благодаря способностям и энергии Шалвы Дадиани--"Чорохи'.'-19сз5 г.;«5 -0.5 п.л.

2.Шалва Дадиани в Баку - Театралури моамбе"/театральный вестник /-I9d5 г.№6.-0.75 п.л.

3.Шалва Дадиани и Сухумский грузинский театр - "Рипа".

1986 г.№1.-0.75 п.л.

4.Очень захотелось и мне стать актером -"Гантиади"/Зори/ 1987 г. №1.-0.75 п.л.

5.Дорога«благословленная великим Ильёй Театралури моамбе .-1987 г.№5 .-0,5 п.л.

сррС- J^M^C,