автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Шелкография как явление искусства ХХ в.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Парыгин, Алексей Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
Диссертация по искусствоведению на тему 'Шелкография как явление искусства ХХ в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Парыгин, Алексей Борисович

Введение.

Глава I. Происхождение шелкографии, начало ее использования художниками, становление в качестве вида искусства

1.1 Историография исследования шелкографии.

1.2 Техника и диапазон применения шелкографии.

1.3 Протогенезис и генезис искусства шелкографии.

1.4 Развитие и распространение шелкографии в мировом изобразительном искусстве XX века.

Глава II. Искусство авторской шелкографии во второй половине XX века

2.1 Качества, средства и возможности языка шелкографии.

2.2 Границы авторской шелкографии и критерии атрибуции.

2.3 Природа шелкографии как явления искусства.

2.4 Основные функции искусства шелкографии.

2.5 Место шелкографии в современном искусстве.

2.6 Влияние шелкографии на современное искусство и на его восприятие

2.7 Мотивация интереса к шелкографии собирателей и кураторов музейных коллекций.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Парыгин, Алексей Борисович

Шелкография как одна из тиражных эстампных техник, используемых в изобразительном творчестве, и как его конечный продукт — оригинальное авторское произведение, а также как специфическое, сложное и весьма неоднозначное явление в искусстве XX века, начиная с середины 1960-х годов, привлекает все большее внимание широкого круга специалистов - художников, критиков, историков и теоретиков искусства, коллекционеров и кураторов музейных собраний.

Генетически берущая свое начало, по мнению ряда исследователей, в качестве ремесла и прикладного декоративного искусства в древнем Китае (при этом надо заметить, что простейшие трафаретные отпечатки - прообразы шелкографических оттисков создавались первобытными людьми уже за 30.000 лет до нашей эры) шелкотрафаретная печать [silk screen printing] получила ныне широкую известность и признание в художественной практике многих стран мира (России, США, Германии, Франции, Англии, Бразилии, Кубы, Италии и десятков других государств со всех пяти континентов).

Если на ранней стадии своего развития, примерно до начала 1950-х годов, шелкография применялась преимущественно в промышленных и коммерческих целях, то сегодня она занимает одно из ведущих мест среди других способов создания визуально воспринимаемого, художественного образа. И хотя исторической прародиной шелкографии являются страны Дальневосточного бассейна: Китай (shikousa), Япония (katagami), в XX столетии она получила наибольшее распространение и использование в Европейской и Американской культурах - не только как одно из средств для изготовления копий в прикладной графике, промышленном дизайне, при создании факсимильных репродукций, или в сфере большой полиграфии, но в первую очередь, как один из самодостаточных видов авторского печатного искусства, обладающего ярко выраженными качествами, средствами и возможностями собственного выразительного языка, применяемого художниками всех направлений, в различных видах (графике, живописи, скульптуре) и жанрах изобразительного искусства. К шелкографии обращались такие разные мастера как: Гарри Готлиб, Ричард Гамильтон, Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Фернан Леже, Луис Лозовик, Эжен Морли, Хьюман Варсаж, Джексон Поллок, Джаспер Джонс, Бен Шан, Мери Корита, Рой Лихтенштейн, Джеймс Розенквист, Вилл Барнет, Адольф Готлиб, Джим Дин, Роберт Индиана, Клас Ольденбург, Малкольм Морли, Эдвард Ландон, Том Вессельман, Роберт Мадеруэл, Джимми Эрнст, Стюарт Девис, Виктор Вазерелли, Вилли Баумайстер, Эмиль Ванпу, Такесада Матсутани, Ау-О, Хиро Фуказава, Косуке Кимура, Тимур Новиков, Михаил Шемякин, Борис Бельский, Марина Кахмурова, Зураб Церетели, Николай Томарев и многие другие.

Вопрос о том, чем объяснить растущую популярность современной шелкографии, практически моментальное распространение ее по всему миру, быстрый и значительный успех у художников, интерес коллекционеров и критиков, представляет собой, на наш взгляд, вполне достойный предмет научного исследования, заслуживающий внимания, как теоретиков и историков искусства, так и культурологов, социальных психологов, философов.

Последнее десятилетие отмечено значительно возросшим вниманием как отечественных, так и зарубежных художников и искусствоведов к авторской шелкографии (сериграфии)1. Это следствие не столько популярности и даже моды на использование шелкографии, сколько закономерный результат динамичного увеличения удельного веса всего объема рассматриваемого явления, в контексте других феноменов современного искусства. О чем свидетельствует не только многообразие зарубежных, но и активно формирующихся в последние годы, отечественных

1 Напр.: Конференция 1996 года: «Шелкография и современное искусство в России», проходившая в Вашингтонском музее искусств «Коркоран». шелкографических мастерских и студий в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах и регионах России (например, недавнее открытие в Москве студии ручной шелкографической печати Ю. и М. Гельман ). Введение шелкографии в программы ряда художественных вузов страны, например, четырехлетний опыт использования и преподавания л техники на кафедре станковой и книжной графики СПб ГХПА (при этом надо отметить существование подобной практики в ряде Европейских стран и США с начала 1970-х годов, и первый эксперимент по обучению основам шелкографии, который был предпринят в Ленинграде, на базе графического факультета Института им. И.Е. Репина, в середине 1980-х годов Н.И. Кофановым).

О том же говорят прошедшие в нашей стране крупные международные арт-проекты и выставки; такие как: работа «Международной мастерской ручной печати» с 1991 по 1996 годы, привлекшая более 100 художников из 11 стран; выставки авторских шелкографий в Москве («Личный взгляд» - декабрь 2000 г., «Познание мира через осязание» -февраль 2001 г.), и Санкт-Петербурге («Энди Уорхол в Эрмитаже» - октябрь 2000 года), и целый ряд других персональных и групповых экспозиций.

Отсутствие глобального государственного управления, регулирования и фильтрации художественных процессов неизбежно привели к значительному повышению роли коммерческих механизмов в жизни искусства. В полном соответствии с такой ситуацией все более весомым становится то место, которое занимает шелкография как вид графики на современном художественном рынке. Сегодня, например, по данным одного из крупных Европейских издательских домов, специализирующегося на производстве авторской печатной графики - «London Contemporary Art» (LCA) репродукции и оригинальные принты, по разным оценкам, занимают

2 http://www/259. ru/projects/2001/З/Дата захода: 15.05.02

3 Искусство в тираж// Печатное дело. - 2001. - № 15(36)// http://www. pechatnoedelo. ru/arc/01 -15/artel 06. htm Дата захода: 01.09.02 от 65 до 75 процентов мирового арт-рынка4. Регулярно проводят продажу авторской тиражной графики (prints) такие известные торговые дома как «Christi's»5 и «Sotheby's»6, а шелкографии занимают на них все больше и больше лотов, при этом в последние десять лет наблюдается стабильный рост цен на данный вид эстампа, свидетельствующий о значительном интересе к нему со стороны коллекционеров и кураторов музейных коллекций. В России в последние годы начали появляться художественные галереи, работающие только с репродукционной и авторской шелкографией.

Заметным событием для людей, занимающихся шелкотрафаретной техникой, стал выход специализированного журнала "о мире трафаретной

•у печати" «Скринпринтинг.ги» , следует заметить, что в Америке и Европейских странах подобные издания (технико-технологической ориентации) в значительном количестве издаются с середины 1950-х годов.

Актуальность темы настоящей диссертации «Шелкография как явление искусства XX века» определяется возрастающей художественно-практической значимостью данного явления, растущей популярностью шелкографии в среде художников, следовательно - оказываемом шелкографией влиянием на формирование пластических качеств современного изобразительного языка, а вместе с тем - ее полной неразработанностью в отечественном искусствознании. Эта тема не менее актуальна как для определения места и раскрытия роли шелкографии в современном изобразительном искусстве, так и для понимания характера формировании особенностей массового восприятия, осмысливания, понимания и потребления художественного визуального материала. Последнее необходимо, не только для оценки статуса и позиции

4 Хованский В. Три принципа LCA//http://artchronika.ru/1999-02/thee-54/thee/htm Дата захода: 10.03.00

5 См. напр.: American and European prints// Christie's: [каталог аукциона] New-York. -January 22, 1988. - 146p.

6 См. напр.: The Andy Warhol collection// Sotheby's: [каталог аукциона]. - New-York. -April 29-30, 1988. - [263 p.]. шелкографии в сфере художественной деятельности, но и для более глубокого понимания самого современного искусства, ведущих тенденций и перспектив его дальнейшего развития в России, и за рубежом. Ведь совсем не случайно, отечественные авторы и их западные коллеги сопровождают свое восприятие и толкование сути и роли шелкографии в современном художественном процессе такими характеристиками как: «царица печати», «мистерия», «зеркало современного искусства», «гениальное изобретение» и даже «инфекция».

Бесспорную актуальность для искусствознания представляет разработка концепции, технологии, критерия и эмпирических показателей для экспертной оценки характеристик и качества шелкографических произведений. Это касается объекта нашего исследования не столько как одного из печатных графических процессов, который пригоден для воспроизведения и тиражирования готовых произведений искусства, сколько в качестве способа создания оригинальных авторских работ.

Нельзя при этом недооценивать как общекультурную, так и профессиональную значимость искусства шелкографии в формировании личности будущего специалиста в области изобразительного творчества, если исходить из тех требований, которые предъявляют к нему новейшие тенденции развития как отечественного, так и мирового пластического искусства, а они, в немалой степени связаны с новыми возможностями применения современных технических средств и технологий, как для создания образа, так и для его тиражирования.

Вместе с тем, несмотря на бесспорную важность рассмотренных выше вопросов, шелкография как явление искусства и объект внимания искусствоведов пока не стала предметом развернутого специального исследования. Более того, в некоторых случаях оспаривается даже само право шелкографии на статус вида искусства, предпринимаются попытки доказать,

7 Выпускается с февраля 2002 года тиражом 3000 экз. Основная тема: технологии трафаретной печати, а так же информация о выставках и др. что шелкография не искусство, а всего лишь совокупность технико-технологических методов трафаретной печати.

По теме, связанной с искусством шелкографии, до настоящего времени в России не было опубликовано ни одной монографии, как и не было защищено ни одной кандидатской или докторской диссертации. В практике зарубежного искусствознания, несмотря на анализ значительного количества источников, автору так же не удалось обнаружить развернутого исследования по данной проблематике, за исключением ряда отдельных статей (в контексте общих вопросов эстампа) или сообщений публицистического характера, носящих локальный (региональный) и зачастую рекламный оттенок подхода к вопросу. Другое дело технико-технологические аспекты шелкографии. Последние, систематически исследуются как в России, так и за рубежом с конца 50-х годов двадцатого столетия. В качестве известного исключения можно говорить лишь о незначительном количестве искусствоведческих публикаций таких исследователей как: Г. Джалес [Н. Jules] - 1958; М. Мелот [М. Melot], А. Гриффите [A. Griffits], Р. Филд [R. Field], А. Беган [A. Beguin] -1981; В. Джеймс [W. James] - 1984; В. Хованский - 1999 и некоторых других, в которых шелкография рассматривалась преимущественно как технология и техника трафаретной печати, но вместе с тем и как продукт оригинального творчества художника - вид эстампа. Предметом внимания при этом становились не только профессиональные вопросы, связанные с исследованием трафаретного отпечатка как конечного результата графического процесса, но и его соотношение с близкими понятиями -гравюра, литография, фотография, фотомеханическая и ручная копия, рисунок, и др. В поле зрения искусствоведов оказывались и проблемы специфики шелкографии как оригинальной разновидности графического искусства.

Все сказанное выше и определило наш интерес к авторской шелкографии как к предмету искусствоведческого исследования.

Прежде всего, вставал вопрос о причинах того разрыва в степени внимания исследователей к разным сторонам, казалось бы, одного и того же, хотя и многокачественного явления, каким нам представляется современная шелкография. Почему при наличии давно сложившейся традиции изучения и разработки технико-технологических аспектов шелкографии более широкий подход к данному материалу - как к явлению искусства в целом, стал предметом научного внимания лишь в самые последние годы? Почему при очевидном росте популярности и значимости шелкографии как формы реализации творческой потенции художника, применяемой сегодня во многих странах мира, последняя пока не стала (особенно это относится к России) предметом разностороннего научного исследования?

Для ответа на все названные выше вопросы необходимо было специальное и достаточно разностороннее изучение того явления, каким оказывается шелкография в двадцатом столетии не только в качестве новаторской техники и технологии изготовления художественного принта, но и в роли специфического способа создания визуального образа, сопряженного с целым рядом актуальных вопросов современного искусства. Иными словами были все основания для того, чтобы говорить о феномене шелкографии как новой исследовательской проблеме в области искусствоведения.

Шелкография может рассматриваться с точки зрения исследования ее:

• природы, совмещающей изначально заложенные в ней, казалось бы, взаимоисключающие друг друга две главные составляющие: технико-технологическую, ориентированную на тиражирование стандартного изображения, с одной стороны, и художественную, предполагающую создание оригинального авторского произведения, с другой;

• основных функций, прежде всего в качестве возможного «посредника» между традиционным «высоким» искусством, рассчитанным на развитый вкус художественной элиты и «массовым», упрощенным, а нередко и просто утилитарным, способным вполне удовлетвориться лубком или украшением предметов широкого потребления;

• тенденций развития, ориентированных, с одной стороны на новейшие достижения научно-технического прогресса (в том числе и в области средств создания и тиражирования художественного образа), с другой стороны - на способность удержать и сохранить в себе вековые традиции пластических искусств.

Целью данного диссертационного исследования стало определение и раскрытие авторской шелкографии как одного из сложных и актуальных явлений в области пластических искусств XX века.

Предварительное исследование позволяет автору сформулировать следующую гипотезу: авторская шелкография представляет собой многогранное и многокачественное явление в современном изобразительном искусстве, а ее роль не исчерпывается исключительно функцией технико-технологического обеспечения в процессе создания художественного произведения.

Для реализации поставленной в настоящей диссертации цели необходимо было решить следующие задачи:

• очертить контуры и круг основных проблем художественной шелкографии в качестве предмета искусствоведения;

• уточнить технологические границы, технику и диапазон применения шелкографии;

• выявить истоки искусства авторской шелкографии;

• определить последовательность развития авторской шелкографии в мировом изобразительном искусстве XX века;

• определить качества, средства и возможности языка шелкографии;

• определить понятие, критерий, границы и эмпирические индикаторы авторской шелкографии;

• раскрыть природу шелкографии как многокачественного и многофункционального явления в изобразительном искусстве;

• охарактеризовать основные функции шелкографии;

• выявить тенденции и особенности развития современной авторской шелкографии;

• определить место и роль шелкографии в современном изобразительном искусстве;

• оценить степень возможного влияния шелкографии на современное искусство и на его восприятие; уточнить мотивацию интереса к шелкографии на мировом художественном рынке.

Объектом настоящего исследования является шелкография [silkscreen].

Предметом исследования: авторская шелкография [serigraph] как явление пластического искусства XX века.

Теоретическая часть исследования соединяет философско-эстетический и искусствоведческий подходы к решению обозначенных в работе вопросов. Теоретико-методологической основой данного диссертационного исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных авторов по общим вопросам теории (П.А. Флоренский, В.А. Фаворский, С.М. Даниэль, Т.Е. Шехтер, Ю.Я. Герчук, П.А. Кудин, М. Фридлендер, Р. Арнхейм), истории (Ю.А. Русаков, П. Кристеллер, Э.Ф. Голлербах, Е.Ф. Ковтун, Н.С. Николаева, Д.А. Ровинский, Г.А. Миролюбова, М.А. Алексеева, К. Зигроссер, Дж. Ватроус, Р.Т. Годфри,) и техники (М.И. Флекель, П. Суворов, А.П. Журов, П.Е. Корнилов, В.М. Звонцев, В.И. Шисткро, А.И. Мажуга) изобразительного - прежде всего графического искусства, а также по вопросам художественной культуры (JI.M. Мосолова, Г.К. Щедрина, Н.Г. Гусева), массовых коммуникаций, эстетике (М.С. Каган), социальной психологии (Б.Ф. Поршнев, Б.Д. Парыгин), философии искусства (X. Артега-и-Гассет, Т.Е. Шехтер) и полиграфии (E.JI. Немировский, М.И.

Флекель). Экспериментальной базой диссертационного исследования стала работа авторской и ряда других творческих мастерских ручной печати.

В процессе работы применялись следующие методы исследования:

• библиографическое исследование с целью отбора источников фактографической и концептографической информации, связанных с темой диссертационного исследования;

• критическое изучение историографических источников по вопросам печатной графики в целом и шелкографии в первую очередь;

• контент-анализ документальных источников по теме диссертационного исследования;

• критический отбор и анализ современных произведений искусства шелкографии как отечественных, так и зарубежных авторов, с целью выявления общих закономерностей и качеств выразительного языка, оценки новейших тенденций и перспектив в дальнейшем развитии авторской шелкографии.

В диссертационной работе впервые в отечественной науке на основе достижений новейшего гуманитарного знания (истории и теории искусства, культурологии, философии и социологии культуры, психолингвистики, социальной психологии) исследуется специфические особенности шелкографии как вида искусства, ее место и роль в мировом художественном процессе двадцатого века. В связи с чем, дается аргументированное определение рассматриваемого явления, характеризуется его природа, критерии и эмпирические показатели, а также его функции и особенности проявления в современном искусстве.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе:

• в курсах: «История пластических искусств XX века», «История графических искусств», «Экспертиза графических произведений искусства»;

• при разработке спецкурса «Теория, история и практика современной шелкографии»;

• при информационно - библиографическом обслуживании;

• при написании курсовых и дипломных работ;

• при атрибуции произведений графического искусства.

Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены в 11 научных публикациях.

Представленная в диссертации концепция истоков, исторических этапов развития искусства шелкографии и методы ее экспертной оценки и атрибуции нашли отражение в подготовленном нами учебном курсе и соответствующей ему опубликованной программе: «Экспертиза графических произведений искусства». Курс читался автором с 1996 г. по 2001 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов для студентов факультета искусств, обучающихся по специальности «искусствоведение».

Кроме того, основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на межвузовских научно - методических конференциях:

- «Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (Санкт-Петербург, 1998 г.; и Санкт-Петербург, 1999 г.); на научно - практической межвузовской конференции: «Гуманитарное образование: традиции и новации» (Санкт-Петербург, 2000г.),

- на ежегодной международной научно - практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (Санкт-Петербург, 2000 г.);

- на Международной психологической конференции «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» (Москва, 2000 г.).

На защиту выносятся следующие положения: • Шелкография органично соединяет в себе древнейший опыт использования техники трафаретной печати и современную технологию, что

15 определяет специфическую художественно-образную систему этого вида искусства.

• Быстрое распространение, рост популярности шелкографии в современном изобразительном искусстве на практике связано с ее способностью, исполнять роль посредника между противоречивыми тенденциями социокультурной динамики духовно-нравственных и эстетических ценностей в социуме.

• Авторская шелкография участвует в процессе глобализации художественной культуры, способствуя преодолению конфликта между критериями, предъявляемыми уникальному произведению искусства, с одной стороны, и традиционными - массовой культуры.

• Как разновидность массового тиражного искусства авторская шелкография представляет собой одну из самых перспективных областей современного эстампа.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав (11 параграфов), заключения, 3 приложений (40 репродукций), и библиографии (220 наименований, из них 86 источников на иностранных языках). Общий объем диссертации 195 страниц (143 стр. - без приложений).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Шелкография как явление искусства ХХ в."

Заключение

Целью данного диссертационного исследования явилось определение научных аспектов явления шелкографии как одного из видов пластических искусств XX века, его специфики, природы, функций, места и значимости в современной художественной культуре.

Для реализации поставленной в диссертации цели нами были решены следующие задачи:

• Очерчены контуры и круг основных проблем художественной шелкографии в качестве предмета искусствоведения.

• Уточнены технологические границы, техника и диапазон применения шелкографии.

• Выявлены истоки искусства авторской шелкографии.

• Определены последовательность развития авторской шелкографии в мировом изобразительном искусстве XX века.

• Определены качества и средства выразительного языка шелкографии.

• Определены понятие, критерии, границы и эмпирические индикаторы авторской шелкографии.

• Раскрыта природа шелкографии как многокачественного и многофункционального явления в изобразительном искусстве.

• Охарактеризованы основные функции шелкографии.

• Выявлены тенденции и особенности современного развития искусства авторской шелкографии.

• Определено место и роль шелкографии в современном изобразительном искусстве.

• Оценена степень возможного влияния шелкографии на современное искусство и на его восприятие.

• Уточнена мотивация интереса к шелкографии на мировом художественном рынке.

В первой главе диссертации раскрыты основные черты и специфика шелкографии как вида художественно-практической деятельности и предмета искусствоведческого исследования.

Показано, что шелкография представляет собой достаточно многогранное и многокачественное явление, которое далеко не исчерпывается своей технико-технологической составляющей и наряду с ней может представлять собой новую разновидность пластического искусства. По своей природе феномен шелкографии представляет собой сложное многоструктурное образование, уходящее своими корнями в древнейший опыт освоения богатейшего технико-технологического потенциала, а вершиной упирающееся в практику развития современного визуального искусства, массовой культуры, коммуникативных каналов и технологий создания и тиражирования образа.

Отмечается многообразие и противоречивость авторских подходов к толкованию природы, критериев, эмпирических индикаторов и самой сути шелкографии в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Во многих работах, как это показано в диссертации, сам феномен шелкотрафарета имеет изначально неоднозначный характер. К этому следует добавить эпизодическое смещение акцентов в понимании значимости и роли тех или иных структурных составляющих и функций шелкотрафаретной печати в различные исторические эпохи от зарождения до наших дней. Уже на ранних стадиях своего использования в странах Дальневосточного бассейна (около VI века нашей эры в Древнем Китае) феномен шелкотрафаретной печати имел двоякое, хотя и никак не закрепленное теоретически, смысловое значение в качестве искусства (в широком смысле слова как мастерства) и ремесла. В дальнейшем по мере развития и совершенствования преимущественно технико-технологического потенциала шелкографии в понимании этого явления возобладал акцент не на эстетической, а на прикладной стороне вопроса. В связи с этим в диссертации предлагается интегральная характеристика названных выше тенденций и искусствоведческих категорий.

В диссертации впервые дано аргументированное определение явления шелкографии в искусстве XX века. И обозначено здесь как способ создания визуальных образов или даже стереотипов (роль которых может варьироваться в большом диапазоне от лубочных предметов массового потребления до образцов авангардных художественных произведений), изготавливаемых и тиражируемые методом, технологически исполненным с помощью мелкоячеистой сетки, натянутой на раму

В диссертации показано, что в силу своей специфики шелкография способна сблизить в своих рамках такие казалось бы мало совместимые области как высокое искусство и примитивное ремесло, художественное творчество и массовое потребление.

Вместе с тем, дана не только дефиниция понятия шелкографии, но и определены как характеристики, так и эмпирические индикаторы рассматриваемого предмета в качестве вида печатного авторского искусства, главным критерием, которого становится оригинальность (не репродукционность) авторского принта (сериграфии), созданного от эскиза до отпечатка самим художником. К эмпирическим же показателям относятся:

• личное участие и контроль автором всех этапов работы от изготовления рисунка до создания матрицы и принта;

• авторская подпись и номер сериграфии;

• ограниченный тираж, гарантированный уничтожением матрицы.

Во второй главе диссертации определены место и роль и функции авторской шелкографии в современном искусстве второй половины двадцатого века.

Быстрое распространение, рост популярности и актуализация феномена шелкографии в современной художественной культуре и практике связаны с возрастающей ролью последнего в качестве посредника между противоречивыми тенденциями социокультурной динамики духовно-нравственных и эстетических ценностей социума, с одной стороны, и утилитарными - коммерческими эпохи и общества массового потребления, с другой.

В диссертации показано, что свои истоки искусство шелкографии берет в тех новых возможностях и эффектах, которые становятся все более очевидны, по мере обогащения арсенала технико-технологических средств совершенствования трафаретной печати.

Сегодняшние успехи шелкографии, ее общепризнанный статус «царицы печати» и «зеркала современного искусства», вряд ли были возможны без интенсивного освоения современных технических средств и технологий, как для создания образа, так и для тиражирования принта.

В диссертации аргументируется положение о том, что одной из наиболее фундаментальных составляющих современных успехов шелкографии является характерная для ее развития тенденция синтеза традиций пластического искусства (часто трансформируемых) с новейшими техническими достижениями в системе визуальных средств массовых коммуникаций.

Та органичность интеграции инновационного и традиционного начал, которая свойственна шелкографии, является, вместе с тем, и одним из главных факторов ее современного развития и успехов. Этим одновременно достигается и много дополнительных качественных, эффектов и свойств, которые позволяют говорить об уникальности шелкографии как специфической разновидности графического искусства. К ним в диссертации отнесены следующие:

• большая выразительность и емкость художественного образа;

• большая обобщенность и условность, которые расширяют степени свободы художника в трактовке изображения;

• способность достижения большей выразительности изображения;

• возможность сохранения эмоционального порыва и психического настроя художника на творческий акт в течение всего времени (более краткого, чем при других техниках) его работы над образом;

• наибольшие возможности трансляции творческого духа и замысла художника, которые легли в основу принта, для широкой аудитории;

• наибольшие возможности влияния на психологию и художественную культуру людей через роль, исполняемую в качестве метода украшения предметов массового потребления;

• широкий выход на сферу социальных отношений, большая полнота смыслового содержания.

Итак, если суммировать характеристику особенностей современной шелкографии, то о ней можно сказать как о такой разновидности изобразительного искусства, которое обладает большей чем в других его видах:

• лаконичностью, обобщенностью и условностью образа;

• способностью аккумуляции творческого потенциала художника и его дальнейшего сохранения, наибольшими возможностями для передачи духа художника как отдельному зрителю, так и массовому потребителю.

В диссертации определены основные функции современной шелкографии, которые касаются не только новых возможностей творческой самореализации художника, но и многообразных интересов широкого круга людей эпохи массового потребления. В частности, выход шелкографии в сферы рекламы и производства предметов массового потребления, пропаганды и др. знаменует собой развитие и расширение ее прикладных функций. Это дает основание говорить о прикладных функциях шелкографии как метода не только эстетизации предметов массового потребления, но и как одного из компонентов современного художественного арт-рынка.

С этим же связано и развитие коммуникативных функций шелкографического искусства не только в качестве метода украшения и способа рекламы предметов массового потребления, но и в качестве эффективного стимулятора психологического контакта между производителем и потребителем соответствующей продукции.

Как показано в диссертации коммуникативные функции шелкографии могут рассматриваться в качестве одного из компонентов ее еще более широкой социальной и психологической функции. В этой связи правомерно говорить о компенсаторных, психотерапевтических и интегрирующих людей функциях шелкографии. Столь же правомерно говорить и технико-технологических функциях шелкографии, которые связаны с совершенствованием ее в качестве метода создания и тиражирования образа.

В диссертации определена и раскрыта как наиболее значимая для реализации самого художника креативная функция шелкографии. Это относится к функции последней, направленной на аккумуляцию, стимуляцию, развитие и реализацию творческого потенциала самого художника.

В диссертации дана разносторонняя характеристика места и роли шелкографии в современном изобразительном искусстве, ее статус аргументировано квалифицируется в качестве верхней ступени пьедестала почета во всей иерархии разновидностей графического искусства. Вместе с тем, отмечается необходимость различия статусных характеристик в структуре самой шелкографии как сложного и неоднозначного явления. Так, в частности, целесообразно проведение различий между статусом шелкографии только как технического средства или метода тиражирования принта, с одной стороны и ее же несопоставимо более значительной ролью в принципиально ином качестве одной из разновидностей художественного принта или, что по сути одно и то же - оригинального искусства.

В диссертации отмечается необходимость различия и тех ролей, которые играет шелкография в судьбе эстампа, с одной стороны, и шире -изобразительного искусства в целом. Вместе с тем, в диссертационном исследовании показана сильная катализирующая роль бурного старта шелкографического искусства в 30-е годы XX века в период экономического кризиса в США, который опосредованно стимулировал не только собственно область графики, но и всего изобразительного искусства в целом.

Авангардные направления в художественном творчестве, а особенно поп-арт, получили сильнейший импульс для своего распространения не без влияния бурного развития шелкографии, которая стала модой и знамением времени не только в США, но и в десятках других странах практически всех континентов.

Шелкография в диссертации характеризуется в качестве такого художественного феномена, который волею судеб оказался в эпицентре одного из основных противоречий современной культуры - огромной пропастью между элитарной и массовой ее формами. Социальная стратификация в обществе не могла не отразиться на процессе дифференциации способов художественного потребления. А шелкография в силу широты своих возможностей выхода на арт-рынок оказалась вполне готовой к тому, чтобы успешно выступать в роли арбитра и примирителя конфликтов и противоречий между разными уровнями (элитарным и массовым) художественных амбиций. Отсюда и главная идея Энди Уорхола -столпа американского поп-арта о том, что нет разницы между искусством высоким и низким.

Таким образом, в качестве основных черт, характеризующих специфику, место и роль шелкографии в современном изобразительном искусстве, в диссертации названы:

• бурный рост и стимулирующее влияние шелкографии на все другие сферы изобразительного искусства (в первую очередь эстамп);

• стремительная экспансия с захватом художественного рынка не только элитного, но еще более массового около художественного потребления;

• связь успехов шелкографии с развитием и совершенствованием технологии и техники создания и тиражирования принта, а тем самым и научно-техническим прогрессом в целом;

• особая роль шелкографии в качестве посредника между «высоким искусством» живописи и «низким», представленным художественным оформлением предметов массового потребления.

Несомненно, влияние на современное изобразительное искусство того поля психосемантики, которое несет в себе шелкография. Природа и возрастающий удельный вес последней в ряду других разновидностей эстампа не могут быть в полной мере поняты вне того поля смысловых значений, которое содержится в искусстве шелкографии.

Под психосемантикой искусства шелкографии подразумевается языковой потенциал ее выразительных возможностей и мотивов, которые побуждают как художника, так и потребителя его произведений к человеческому (межличностному, художественному, коммерческому и другим формам) общению.

Как непосредственное, так и опосредованное общение между названными субъектами взаимодействия могут различаться по глубине и уровню достигаемого при этом художественно-психологического контакта. В диссертации представлена трехуровневая модель подобных коммуникаций, которая вполне отражает структурное семантическое поле названных выше психологических контактов и взаимодействий между художником и потребителем его творческой продукции.

Высшим» считается такой уровень коммуникации, когда предметом последней является шелкография в качестве оригинального принта или искусства. «Средним», когда предмет коммуникации - копии художественных произведений, сделанных большим тиражом, и «низшим», когда предмет коммуникации - продукция ширпотреба, которая художественно оформлена средствами (методом) шелкотрафаретной печати.

В основе популярности любого (особенно низшего) уровня коммуникации лежат не только коммерческие, но и социально-психологические механизмы моды, подражания, престижности и т.д. Таков, прежде всего мотив символического уподобления потребителем себя другому пользователю той же продукции.

Роль и значение шелкографии в формировании культуры художественного восприятия рассматривается с двух различных сторон - как положительной, так и отрицательной. Ее влияние на формирование как элитарной, так и массовой культуры художественного восприятия может квалифицироваться как положительное:

• расширяет само поле формирования вкусов и навыков художественного восприятия предметов массового потребления;

• стимулирует позитивный психический настрой;

• создает эффект ощущения сопричастности с ценностями референтной группы;

• способствует формированию чувства социальной интеграции в большой общности;

• стимулирует и удовлетворяет потребность в знаковой персонификации общности и личностной принадлежности к ней;

• Порождает чувство защищенности личности на почве ее принадлежности к общности.

Вместе с тем, столь же очевидны и негативные эффекты влияния продукции шелкографии как на элитарную, так и массовую культуру восприятия и психологию потребителя:

• формируется привычка восприятия шаблона, а вслед за ней и потребность в, штампе и стереотипе как норме;

• развивается податливость внушающему воздействию рекламы, в которой продукция шелкографии как промышленной технологии применяется особенно широко;

• способствует образованию привычки не анализировать, а доверять лишь чувственному восприятию.

Тем не менее, сказанное не может быть в полной мере отнесено к шелкографии в целом, а скорее к ее технико-технологической составляющей. Само же искусство шелкографии открывает новые возможности и горизонты повышения уровня эстетического восприятия, оценки и понимания принта не только в среде представителей элитарной, но, в определенной мере, и массовой аудитории.

Все сказанное выше позволяет понять и связь творческих успехов шелкографии с ростом ее популярности не только в ряду других разновидностей эстампа, но и на современном арт-рынке, где она динамично осваивает свое весомое место. Эта тенденция вполне объяснима стремительно растущей популярностью этой разновидности графического искусства. Последняя вместе с модой представляет собой достаточно мощный механизм стимуляции спроса и предложения на рынке вообще и художественном, в частности. Сказываются при этом и все те качественные особенности и достоинства шелкографии о которых уже говорилось выше.

Это однако не снимает тех проблем, связанных с процессом самоопределения шелкографии на современном арт-рынке, которые требуют своего решения.

К их числу относится и проблема формирования стратегии маркетинга и действия спонтанных, как коммерческих, так и психологических механизмов художественного рынка.

На основе анализа семантического поля художественного общения определены структуры и уровни маркетинговых коммуникаций: «художник -шелкография - потребитель», дана характеристика их природы и условий коммерческой эффективности в условиях современного арт-рынка. В качестве одного из важнейших механизмов формирования спроса на художественном рынке. Отдельно рассмотрены и квалифицированы особенности мотивации уподобления в поп-арта.

В качестве перспективных задач изучения положения шелкографии на рынке искусства названы:

• сравнительный анализ стратегии и механизмов формирования отечественного и мирового художественного рынка в области эстампа;

• диагностика и прогнозирование тенденций и перспектив спроса и предложения на : рынке произведений графического искусства;

• изучение возможностей и значения использования интернета как инструмента прогнозирования инвестиционной ценности произведений шелкографического искусства.

Изучение феноменологии шелкографии как искусства, его истории и теоретической базы, места и роли в современном художественном процессе находится лишь на самом начальном этапе. Необходим дальнейший углубленный анализ основных тенденций и перспектив в развитии этой области как у нас в стране, так и за рубежом.

 

Список научной литературыПарыгин, Алексей Борисович, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. Аверьянов В.В. Шелкография. Практическое пособие по трафаретной печати. - М.: Издательский дом "Гамма", 1998. - 110 с.

2. Аква-шелк А. Парыгина: Каталог выставки в СПб Доме ученых/ Автор вступ. ст. Григорьянц Е.И. СПб, 1998.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. В.Н. Самохина. -М.: Искусство, 1974.

4. Арт-рынок тема номера.// Новый мир искусства. 1998. - № 3

5. Багриновцев П.П. Машина для многокрасочной печати. Авторское свидетельство СССР, кл. 15d, 16/01, № 10794, заявл. 26.03.28, опубл. 31.07.29

6. Бауэр Дж. Взгляд на современную живопись// Америка. 1972. - № 193. -С. 2-7

7. Бахтин В., Молдавский Д. Русский лубок XVII XIX вв. - М. - JL: ИЗОГИЗ, 1962. - без пагинации., ил.

8. Васильев К.Н. Приспособление для печатания фоновых плакатов. -Авторское свидетельство СССР, кл. 156, 4/01, № 7404. заявл. 25.08.26., опубл. 31.12.28.

9. Ваттер О. Световое дубление в теории и практике изготовления печатных форм перевод с немецкого. -М.: Искусство, 1958.

10. Вернер Т. О технике шелкотрафаретной печати// Bildendekunst. 1957. -№ 11 на нем. яз.

11. Воспоминания о Николае Кофанове. СПб.: Трион, 1999. - 68 е.: ил.

12. Выставка плакатов Агит-окон ТАСС, созданных иркутскими художниками в 1941-1945 годах: каталог/ Сост. А.Р. Мадиссон. Иркутск: Искусство, 1965. - 20 с.

13. Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры. СПб.: Лениздат, 1997.

14. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: Искусство, 1990. - 224 е., ил.

15. Гусева Р.Н. Художественные ремесла Индии. М.: Наука, 1982. - 239 е.: ил.

16. Дары Эрмитажу: каталог выставки. JL: ГЭ, 1989. - 117 с., ил.

17. Деготь Е. Жене эстамп, детям - инсталляцию// Коммерсант daily. -17.12.1999

18. Джеймс Розенквист 1961 1991. каталог выставки в Москве. - Florida, Tampa: Klay Printing. - 1991. - 142 е.: ил.

19. Джексон Поллок. Миф XX века. Путь художника каталог выставки в ГЭ.- СПб.: ГЭ, 2000.- 12 с.

20. Донских А.Е., Зельдин Д.Р. Машина для непрерывной набивки тканей сетчатым шаблоном. Авторское свидетельство СССР, кл. 8с, 4, № 106994, заявл. 13.10.56, опубл. 25.08.57

21. Ефименко И.И. Фотомеханический способ изготовления шелкотрафаретных печатных форм на сетчатой основе. Авторское свидетельство СССР, кл. 15Ь, 4/01, № 131358, заявл. 08.01.60, опубл. 10.09.60

22. Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. М.: Искусство, 1977. -247 е., ил.

23. Замбровский М.П. Шелкотрафаретная печать// Полиграфическое производство. 1956. - № 1. - С. 28-29

24. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1977. - 117 с. + 32 с. ил.

25. Зелиньская Я. Современная польская графика// Искусство. 1988. - № 2. -С. 54-60

26. Зоткин С.Ф. Оборудование для трафаретной печати. М.: ЦИНТИМАШ.- 1961.

27. Зоткин С.Ф., Калнинь Э.Я. Трафаретная печать. М.: Книга, 1965. - 135 с.

28. Искусство Германской Демократической республики. Дар Георга Брюля (Карл-Маркс-Штадт) каталог выставки в ГЭ. JL: ГЭ, 1988.

29. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. JL: Искусство, 1972.

30. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

31. Казимир Малевич. 1878 1935. (Каталог выставки, ГРМ, Третьяковская галерея, Стеделик музеум) вариант на русском яз.. - Амстердам: Стеделик музеум, 1988. - 280 е.: ил.

32. Клечак Р.И., Бабяк З.В., Шепеленко Л.Г. Изготовление трафаретных печатных форм. Технологические инструкции. М.: Филиал ВНИИ полиграфии, 1966.

33. Ковальский В.Е. Способ изготовления трафаретов. Авторское свидетельство СССР, кл. 57d, 2/01, № 13804, заявл. 15.02.29., опубл. 31.03.30.

34. Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М.: Книга, 1989. - 248 е.: ил.

35. Коломиец А.С. Современная гравюра Японии. М.: Искусство, 1974.

36. Корнилов П.Е. Офорт в России XVII XX веков. - М.: Искусство, 1953.

37. Коростин А.Ф. Русская литография XIX века. М.: Искусство, 1953. - 184 е.: ил.

38. Кристеллер П. История европейской гравюры XV XVII века. Пер. А. С. Петровского. - М. - Л.: Искусство, 1939. - 518 е.: ил.

39. Куликов А. Шелкография// Юный художник. 1990. - № 10. - С. 47-48

40. Лебедянский М.С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов. М.: Искусство, 1973. - 48 с.+ ил. без пагинации.

41. Лукшин И. Стратегия успеха Энди Уорхола// Юный художник. 1981. -№6.-С. 18-21

42. Лямин П.И. Аппарат для копирования при посредстве трафаретов. -Авторское свидетельство СССР, кл.Ш, 38/01, № 14322, заявл. 23.03.29., опубл. 31.03.30.

43. Мажуга А.И. Литография. Учебное пособие. СПб.: Образование, 1992. -95 с.

44. Макс Эрнст. Графика и книга каталог выставки в ГЭ. Штутгарт: АО Люфтганза, 1995. - 47 е.: ил.

45. Мировая художественная культура в памятниках: Учебное пособие/ Отв. ред. JI.M. Мосолова. СПб.: Образование, 1997.

46. Миронович П.Н. Фотомеханический способ изготовления шелкотрафаретных форм. Авторское свидетельство СССР, кл. 15Ь, 4/01, № 124941, заявл. 16.04.59, опубл. 29.10.59

47. Миронович П., Корешков Б. Способ получения красок для печати эстампов в технике сквозной печати. Авторское свидетельство СССР, № В-174, заявл. 4.09.61, опубл. 15.07.64

48. Миронович П., Зайцев А. Новый вид эстампа// Художник. 1972. - № 2. -С.57-60

49. Модернизм. Анализ и критика основных направлений/ Под ред. В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского. М.: Искусство, 1969. - 243 с.

50. Налбандян Н.А., Налбандян В.А. Машина для набивки тканей сетчатыми шаблонами. Авторское свидетельство СССР, кл. 8с, 4, № 115980, заявл. 18.06.54, опубл. 22.11.58

51. Наставления к употреблению мимеографа Эдисона. М.: Типо-лит. М. А. Мальцева, 1898. - 1 с.

52. Натансон И.А. Набивка тканей по способу фотофильмпечати. М.: Гизлегпром, 1952. - 104 е.: ил.

53. Немецкая гравюра 15-16 веков каталог выставки в ГЭ. Сост. и автор вст. ст. Мезенцева Ч.А. Л.: Советский художник, 1976. - 72 с.

54. Немировский Е.Л. Новые способы печати. М.: Искусство, 1956. - С. 5375

55. Немировский Е.Л. Патентная литература по вопросам полиграфического производства, изобретения советских полиграфистов за 50 лет. 1917 -1967. М.: Книга, 1967. - 208 с.

56. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М.: Искусство, 1986. - 240 е.: ил.

57. Нейссер У. Зрительные процессы/ В кн.: Восприятие. Механизмы и модели. М.: Наука, 1974. - С. 250-261

58. Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. М.: Галарт, 2001. - 176 е.: ил.59. «Окна РОСТа» периода Гражданской войны и интервенции в собрании ГПб каталог. Л.: ГПб, 1961.

59. Олива М.Л. Шелкография на Кубе// Куба. 1985. - № 2. - С. 12-19, 14 ил.

60. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства., 1925// Цитируется по: Человек. 1990. - № 2. - С. 84-111

61. Основы теории художественной культуры: уч. пособие/ Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. СПб.: Лань. -2001. - 288 е.: ил.

62. От Делакруа до Матисса каталог выставки в ГЭ. Автор вст. ст. Бретел Р., Мэйор X. и Тинтероу Г. Л.: Аврора, 1988. - 54 е., ил.

63. Отто Кестер. 1902 1990. Печатная графика каталог выставки в ГЭ. Вступ. ст. и каталог М. Дединкина. - СПб.: ГЭ, 1993. - 47 с.

64. Павел Мансуров. Петроградский авангард: Каталог выставки в ГРМ и Музее современного искусства в Ницце вариант на русском яз.. Rome.: Palace Edition, 1995. - 240 е., ил.

65. Первобытное искусство: сб. научн. тр./А.Н. СССР/Отв. ред. Р.С. Василевский. Новосибирск: Наука, 1976. - 180 е.: ил.

66. Петрова С. Молодая чешская графика// Интерпрессграфик. 1984.- № 3. -С. 18-25, 17 ил.

67. Петроградские «Окна РОСТа». Сводный каталог. Л.: ГПб, 1964

68. Пилипей В.А. Станок для производства надписей на ящиках при посредстве трафаретов. Авторское свидетельство СССР, кл. 15d, 37, № 30695, заявл. 07.06.31, опубл. 30.06.33

69. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. М.: Советский художник, 1990. - 272 е.: ил.

70. Руднева С.П. Растровая печать// Полиграфия 1965. - № 9. - С. 9

71. Русаков Ю. Анри Матис. Искусство книги: Каталог выставки из собрания Эрмитажа. Л.: ГЭ, 1980.

72. Русская народная картинка XVII XIX века: Каталог выставки в ГРМ. -Л.: ГРМ, 1980. - 86 е.: ил.

73. Русский эстамп конца XIX начала XX века: Каталог выставки в ГРМ.-Л.: ГРМ, 1967. - 83 е.: ил.

74. Сериография// Вьетнам. 1976. - № 6. - С. 14-15, ил.

75. Сериография значит шелкография// Московский художник. 1994. - № 23-24, 27 авг.

76. Синегуб-Лавренко А.А. Изготовление шаблонов для шелкотрафаретной печати// Полиграфическое производство. 1959. №5

77. Смирнов В.А. Аппарат для печатания с трафарета из восковки. -Авторское свидетельство СССР, кл. 15d, 38/02, № 16678, заявл. 31.08.29, опубл. 30.09.30

78. Советское искусство 20 30 х. годов: Кталог выставки в ГРМ. - Л.: Искусство, 1988. - без пагинации., ил.

79. Современная американская гравюра: Каталог выставки в резиденции ген. консула США в Ленинграде. New-York, [-1986, без издательства, без пагинации].

80. Современная трафаретная печать. Обзорная информация/ Л.А. Бригинец, Р.И. Клечак, В.М. Тремут и др. М.: Книга, 1975. - 72с.

81. Современная шелкография в " М'АРСе"// Московский художник. 1995. -№ 15-16, 5 мая

82. Тихонов А. Русское искусство на фоне перестройки// Коллекция НГ. № 1 (40). - 2 февраля 2000.

83. Томарев Н. О ленинградской шелкографической мастерской 1989 1995 гг. Интервью А.Б. Парыгину 4 июля 2002 г. - СПб.: Каменноостровском пр. 26/28. Архив автора.

84. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от Э к Ъ и обратно). Перевод Н. Кигай СПб.: "Институт ПРО АРТЕ"; Левша, 2000. - 268 с.

85. Устюгова Е.Н. Стиль как явление культуры. СПб.: СПбГУ, 1994.

86. Трафаретная печать: Библиографическая справка/ Сост. JI.A. Жеглова. -Рига без. изд., 1970. 114 с.

87. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

88. Файо Я. Сериграфия, но на принципиальной основе// Interpressgrafik. -1981. -№ 4.-С. 28-31, 14 ил.

89. Федотов A.M. Способ трафаретной печати и устройство для осуществления способа. Авторское свидетельство СССР, кл. 15k, 1/02, № 121802, заявл.08.12.58, опубл. 18.08.59

90. Флекель М.И. Искусство и полиграфия. Факсимильные художественные репродукции. М.: Искусство, 1963. - 165 с.

91. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой -Лебедевой. -М.: Искусство, 1987. 367 с.

92. Флекель М. Шелкотрафаретный эстамп// Художник. 1962. - № 2. - С. 5

93. Французская литография 1890-х. годов: Каталог выставки. Эрмитаж/ авт. вст. ст. и кат. Русаков Ю.А. Л.: Аврора, 1979. - 84 с.

94. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. М.: ИЗОГИЗ, 1960. -без пагинации., ил.

95. Художник, даешь шелкографию// Декоративное искусство. 1994. - № 112. - С. 23-24: 2 ил.

96. Червова Н. Современная китайская гравюра. М.: Восточной лит-ры., I960. - 171 е.: ил.

97. Чудецкая А. Шелкография как зеркало современного искусства// Художественный совет. 1996. - № 1. - С. 10

98. Шедевры западно европейской гравюры XV - XVII веков: каталог выставки. Эрмитаж. - СПб., 1999. - 300 е.: ил.

99. Шепеленко Л.Г. и. др. Изготовление трафаретных печатных форм. Технологические инструкции. -М.: Книга, 1969.

100. Шеффер В.Н. Прибор для печатания с желатиновой поверхности при посредстве трафарета. Авторское свидетельство СССР, кл. 15d, 37, № 33034, заявл. 03.03.32., опубл. 31.10.33.

101. Шехтер Т.Е. Искусствоведение как сфера научного знания и актуальные вопросы преподавания искусствоведческих дисциплин в ВУЗе: Тез. докл. н.-м. межвузовской конф.// Гуманитарное образование: традиции и новации. СПб ГУП., 1999. - С. 160-163

102. Шехтер Т.Е. Трансформация художественного сознания в условиях современного рынка искусства: Сборник ст.// День науки в СПб ГУП. -СПб., 2000. С. 58-61

103. Шигарева Ю. Платок это прирученная бабочка// АиФ. - 1988. - № 18

104. Штекельберг М.Х. Трафаретный друк. Киев: Техника, 1967. - 191 е.: 2 л. ил.

105. Эльгурт И. Шелкография без особых проблем// Художественнй совет.-1999.-№2(10). С. 21

106. Эстампы из Гамбурга: Каталог выставки. Эрмитаж. Ленинград. -Гамбург, 1976. 120 с.

107. Эстонская графика 1972 1973: Альбом/ Сост. Ю. Хайн. - Таллин, 1975. - без пагинации., ил.

108. American and European prints// Christie's: каталог аукциона. New-York. - march 24, 1982. - 96 p.

109. American and European prints// Christie's: каталог аукциона. New-York. - September 22, 1982.- 120 p.

110. American and European prints// Christie's: каталог аукциона. New-York. - September 13, 1984. - 116 p.

111. American and European prints// Christie's: каталог аукциона. New-York. - September 11 - 12, 1985. - 154 p.

112. American and European prints// Christie's: каталог аукциона. New-York. - march 5, 1986. - 112 p.

113. American and European prints// Christie's: каталог аукциона. New-York. - march 4, 1987. - 103 p.

114. American and European prints// Christie's: каталог аукциона. New-York. - january 22, 1988. - 146 p.

115. Ameican prints 1900 1990// Christie's: каталог аукциона. - New-York. -September 19, 1992. - 52 p.

116. Americana and European and American paintings, drawings and prints ( The Andy Warhol collection)// Sotheby's: каталог аукциона. New-York. - april 29-30, 1988.-263 p.

117. Auvil K.W. Serigraphy: silk screen techniques for the artist. New-Jersey: Prentice-Hall, 1965. - 165 p.: p-s.

118. Benezit E. Dictionare critique et documentaire des peinteres, sculptures, dessinaturs et graveurs, 10 t. Librairie grund, 1976

119. Bhushan J.B. The costumes and texstiles of India. Bombay, 1958.

120. Biegeleisen J.I., Busenbark E.T. The silk screen printing process. New-York, London, 1938. - XIV, 206 p.: p-s.

121. Bigeleisen J.I. Silk screen stencil caft as a hobby. New-York: Harper & Bros., 1939.- 139 p.: p-s.

122. Biegeleisen J.I., Cohn M.A. Silk screen techniques. New-York: Pover publ., 1958.-VI, 3-187 p.: p-s.

123. Biegeleisen J.I. The complete book of silk screen printing production. -New-York, 1963

124. Biegeleisen J.I. Screen printing: A contemporary guide. New-York, 1972

125. Bilang K. Das gegenbild. Leipzig, 1989. - 321 p.: p-s.

126. Birkner H. Siebdruck und photosiebdruck auf papier und stoff. -Ravensburg: OttoMaier. 1977

127. Books and folios: Screenprints by Derrick Greaves, Robert Medley and Edward Middleditch. London, 1981. - 16 p.: 3 p-s.

128. Carr F. A guide to screen process printing. London, 1961

129. Caza M. La technique de la serigraphie. Paris, 1963

130. Caza M. La serigraphie. Geneva, 1973

131. Cermak W. Lehrbuch for den siebdrucker. Leipzig, 1964. - 257 p.

132. Chieffo Cl.T. Silk skreen as a fin art: A handbook of contemporary silk screen printing. New-York, 1967

133. Colapino E. Elementi di serigrafia. Milan: The Argon servise Ltd., 1959

134. Deutsche Akademie der kunste: Jahresaus-stellung. б.м., 1958. - 16 p.

135. Ehlers K.F. Siebdruck : Handb. fur den siebdrucker : einrichtung, werkstoffe, technik. Munchen, 1980. - 203 p.: p-s., 1973. - 96 p.: p-s.

136. Eichenberg F. The art of print: Masterpieces, hestory, techn. New-York, 1976.-P. 481-514

137. Eisenberg J., Kafka F J. Silk screen printing. Blomington, 1957. - 91 p.: ps.

138. Epiney-Trybert Ch. Initiation a la serigraphia. Texte et dess. Paris: Fleurus, 1973.-96 p.: p-s.

139. Ferriot D. Les mysteres de l'estampe 1// L'ceil. 1974. - № 230. - P. 32-41, 16 p-s.

140. Fossett R.O. Techniques in photography for the silk screen printter. -Cincinnati, 1959

141. Getlein F. and Getlein D. The bite of the print. New-York, -1970. - 270 p.: p-s.

142. Godfrey R.T. Printmaking in Britain. Oxford, 1978. - 224 p.

143. Griffiths An. Prints and printmaking. An introduction to the history and techniques. London: British Museum, 1980

144. Guberti Helfrich M. Serigrafia per artisti. - Milan: Ulrico Hoepri., 1957

145. Heller J. Printmaking today. New-York, 1958. - P. 200-235

146. Hiett H., Harold K. Silk-screen process production. London: Bland Ford press, 1960. - 220 p.: p-s.

147. In print. Contemporary British art from the Paragon press, каталог выставки печатной графики. London: The British Council, [2002]. - 23 p.: p-s.

148. Japanese prints 1950 1990 exhibition./ Ed. by the Japan Foundation. -[б.м.], 1992. - 38 p.: p-s.

149. Kaufmann D. Graphic arts crafts. New-York, London, Toronto, 1962. - P. 125-165, p-s.

150. Kinsey An. Introducing screen printing. N-Y: Watson-Guptill publications, inc., 1968

151. Kleilein O. Das Siebdruckverfahren. Leipzig, 1955. - 72 p.: p-s.

152. Kober K.M. Stichel-nadel-druckpresse. Leipzig, 1981.- 80 p.: p-s.

153. Koriner O. Sitotisk-serigrafia. Praha, 1968. - 195 p.: p-s.

154. Kosloff Al. Silk screen printing with mimeograph type stencils. Chikago: The author, 1946. - 27 p.

155. Kosloff Al. Screen process printing. Cincinnati: Signs of the times publishing со., 1950. - 194 p.: p-s.

156. Kosloff Al. Elementary silk screen printing. Chicago: Naz-dar Co., 1954. -42 p.

157. Kosloff Al. Photographic screen process printeng. Cincinnati, 1968

158. Kunzl R. Der filmdruck auf textilien. Stuttgart, 1953. - 243 p.: p-s.

159. Les mystere d l'estampe 7. La serigraphie// L'ceil. 1975. - № 237. - P. 1821, p-s.

160. Mackenzie F.W. editor, Screen process printing. Wealdstone, Middlesex: Skinner and Wilkinson, 1951

161. Mala technologia sitodruku// Sztuka. 1974. - № 5. - C. 27-29, 5 ил.

162. Мага T. Serin printing . б.м., 1979

163. McCausland El. Silk screen color prints// Parnassus. № 12.3. - 1940., March. - P. 34

164. Musser Al. Silk screen. A device for printing color in quantity// Design. № 43, Nov., 1942.-P. 18-19

165. Narazaki M. Hokusai: sketches and paintings. Tokyo, N.-Y., S.-F., 1977.96 p.: p-s.

166. Ornament Japonais. Paris, 1998. - 93 p.: p-s.

167. Pack С. Modeme graphik in Osterreich. Wien, 1969. - 87 p. + 192 p-s.

168. Peterdi G. Printmaking: metods old and new. New-York, 1959. - 220 p.: ps.

169. Piltz G. Deutsche graphik. Leipzig: Urania, 1968. - 308 p.

170. Prints & Printmaking. Hunterian art gallery/ solicitor Roberton M. -Glasgow, 1990.-52 p.

171. Prints history of an art/ M. Melot, A. Griffiths, S. Richard и др. New-York, 1981.-280 p.: p-s.

172. Screen printing's place in the graphic arts// Australas. Printer. 1967. - № 5. -P. 38-40, 42-43

173. Shokler H. Artist's manual for silk screen printing. New-York: American artists group. - 1946. - 170 p.: p-s.

174. Silk-screen: History of a medium/ Philadelphia Museum of Art. -Philadelphia, 1971 1972

175. Stephenson J.B. From old stencils to silk screening: a practical guiude. -New-York: Chrles Skribner's soons, 1953. 239 p.: p-s.

176. Sternberg H. Silk screen color printing. New-York: McGraw - Hill book со., Inc., 1942. - 78 p.

177. Strauss V. Moden silk screen printing. New-York: The pied piper press, 1949. - 28 p.

178. Summer H. and A., Ralph M. Handbook of the silk screen printing process. -New-York: Arthur Brown and bros., 1941. 64 p.

179. The grand western Canadian sereen shop// Arts Canada. 1972. - № 169-171. -P. 81-87

180. Trebbon R. Wo steht der siebdruck heute// Graphische Woche. 1955. - 10 авг., № 22. - P. 485

181. Velonis An. Silk screen process prints// Magazine of art. 1940. - № 33. - P. 408-411

182. Velonis An. Technique of the silk screen prcess. New-York: WPA art project, 1939. - 35 p.

183. Velonis An. Technical problems of the artist: technique of the silk screen process. New-York: federal art project, 1938. - 15 p.

184. Yoss H.D. Zur technik meiner serigrafien I: katalog Kunsthalle. Bremen, 1962

185. Voss H.D. Reproduktionssiebdruck oder serigrafie und kleine technologie des siebdrucks: katalog Kunsthalle. Bremen, 1972

186. Voss H.D. Collagen 1959 1978, serigraphien 1972 - 1978: katalog Kunsthalle. - Bremen, 1978. - 72 p.: p-s.

187. Watrous J. American printmaking: A century of american printmaking 1880 1980. - Wisconsin, 1984. - 332 p.: p-s.

188. What is an original print?/ Ed. by J.B. Cahn. New-York: Print council of America, 1964.190. 30 years of American printmaking: The 20th national print exibition/ Сост. G. Baro. Brooklyn, 1976 - 1977. - 160 p.: p-s.

189. Zahm В., Drake F.S. Silk screen methods of reproduction. Chicago, 1962.

190. Zigrosser C. Serigraph a new medium// Print collector's quarterly. - 1941, Dec. - № 28. - P. 442-477

191. Artist's book книга художника// http://www.artbook.km. ru/about.html Дата захода: 19.04.01

192. Барбара Крюгер. Ретроспектива. Музей Уитни, Нью-Йорк 13.07,22.10.2000// ArtLife->ArtMall// www.artnews.ru/news/07/000718-kruger.shtml Дата захода: 27.03.01

193. Беляева Н. Технология трафаретной печати на тканях и коже// Российско-итальянский ceMHHap//http://www.aha.ru/~ polimag/3/3-50.htm Дата захода: 28.03.01

194. Веркор (Vercors)// http://www.step.kosnet.ru/Lib/Authors/ v/vercors/vercors.htm Дата захода: 10.04.00

195. Все в сад!// http://www.artsalon.ru/news.kinder.htm Дата захода: 10.04.02

196. В Одессу пришел галерейный бизнес// http://www.delod.odessa.net/ not48 / strl5.htm Дата захода: 16.04.02

197. В Эрмитаже выставка мастера эпатажа Энди Уорхола// http://info-win.rambler.ru/db/news/msg.html Дата захода: 17.03.01

198. Жизнь как искусство об Эрте.// http://www. ARTCHRONIKA.ru/1 -2201/54-61/54.htm Дата захода: 28.03.01

199. Знаменитости. Энди Уорхол (1928-1987)// http://gav.ru/people/celebs/ warhol.htm Дата захода: 28.04.00

200. Искусство в тираж интервью с преподавателем шелкографии.// Печатное дело. 2001. - № 15(36)// http://www.pechatnoedelo.ru/arc/01-15/artc 106.htm Дата захода: 01.09.02

201. Из истории шелкографии// http://www.europrint.ru/sient2.htm Дата захода: 14.02.01

202. Третий день Третьей луны// http://www.gallery-manege.ru/art40.htm Дата захода: 10.04.02

203. Личный взгляд=Т11е view from here// Музеи России// http://info-win. rambler.ru/db/news/msg.htm Дата захода: 28.03.01

204. Плавинская Е. Личный взгляд. Большой русско-американский проект в Третьяковке// http://www.polit.ru/documents/382726.html Дата захода: 11.04.02

205. Познание мира через осязание// http://info-win.rambler.ru/db/news/ msg. html Дата захода: 10.06.01

206. Слухачева Е.В. Графика германии XX века: визуализация межкультурных взаимодействий в выставочных проектах 1990-х годов в Саратове и Энгельсе// http://www.sgu.ru/ogis/bogo/mat8/mat8/-16.html Дата захода: 04.09.02

207. Студия ручной печати "Ю. И М. Гельман"// http://www/259,ru/ projects/2001/3/ Дата захода: 16.04.02

208. Тсуджио Томура// http://gallery.nsc.ru/biennial/j9-r.html Дата захода: 21.03.01

209. Уорхол// Гельман graphic: Интернет-магазин современного искусства// http://www.guelman.ru/graphic/painters/warhol Дата захода: 27.03.01195

210. Фотография картина - фотография// http://www.tretyakov.ru/ russian/ Events/ event-annot33.html Дата захода: 27.03.01

211. Хованский В. Три принципа London contemporary art// http://artchronika.ru/1999-02/three-54/three.htm Дата захода: 03.04.00

212. Шевелев И. Четвертое письмо к виртуальному другу// http.y/www.russ.m/culture/vystavka/20020314she.html Дата захода: 01.09.02

213. Шелкография цены на печать.// http://spb-press.sp.ru/price/sheik.html Дата захода: 21.03.01

214. Шелкография царица печати// http://silkscreen.virtualiave.net/Silkl.htm Дата захода: 14.03.00

215. Шишов Г. Шелкография//Вся полиграфия России// http://print.bos.ru/stat Дата захода: 16.02.01

216. Ise Katagami (pattern paper)// http://www.pref.mie.jp/ENGLISH/ SANGYO/DENTO/den5E.htm Дата захода: 10.04.00

217. Katagami, katazome, paper stencils for dyeing: The Yoshioka collection, Shikousha// http://www.johnmarshall.to/8-RKatagamiYoshioka.html Дата захода: 10.04.00

218. The works of Kenyu Ogasawara. His original technique// http://www.wellmet.or.jp/~riemiura/sakuhinen.htm Дата захода: 10.04.00

219. В Эрмитаже выставка мастера эпатажа Энди Уорхола// http://info-win.rambler.ru/db/news/msg.html Дата захода: 17.03.01

220. Жизнь как искусство об Эрге.// http://www. ARTCHRONIKA.ru/l-2201/54-6lZ54.htm Дата захода: 28.03.01

221. Знаменитости. Энди Уорхол (1928-1987)// http://gay.ru/people/celebs/ warhol.htm Дата захода: 28.04.00

222. Искусство в тираж интервью с преподавателем шелкографии.// Печатное дело. 2001. - № 15(36)// http://www.pechatnoedelo.ru/arc/01 -15/artc 106.htm Дата захода: 01.09.02

223. Из истории шелкографии// http://www, europrint.ru/sient2 .htm Дата захода: 14.02.01

224. Третий день Третьей луны// http://www.gallery-manege.ru/art40.htm Дата захода: 10.04.02

225. Личный взгляд=ТЪе view from here// Музеи России// http://info-win. rambler.ru/db/news/msg.htm Дата захода: 28.03.01

226. Плавинская Е. Личный взгляд. Большой русско-американский проект в Третьяковке// http://www.polit.ru/documents/382726.html Дата захода: 11.04.02

227. Познание мира через осязание// http://info-win.rambler.ru/db/news/ msg. html Дата захода: 10.06.01

228. Слухачева Е.В. Графика германии XX века: визуализация межкультурных взаимодействий в выставочных проектах 1990-х годов в Саратове и Энгельсе// http://www.sgu.ru/ogis/bogo/mat8/mat8/-16.html Дата захода: 04.09.02

229. Студия ручной печати "Ю. И М. Гельман"// http://www/259.ru/ projects/2001/З/ Дата захода: 16.04.02

230. Тсуджио Томура// http://gallery.nsc.ru/biennial/j9-r.html Дата захода: 21.03.01

231. Уорхол// Гельман graphic: Интернет-магазин современного искусства// http://www.guelman.ru/graphic/painters/warhol Дата захода: 27.03.01