автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Сибирский федерализм

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кузнецова, Аюна Мэлсовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Сибирский федерализм'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кузнецова, Аюна Мэлсовна

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основания сибирского федерализма

§1. К общей характеристике федерализма.

§2. Идейные истоки сибирского федерализма.

§3. Культурологические положения "восточной гипотезы" (в контексте теории сибирского федерализма).

ГЛАВА 2. Социально-политическая концепция областничества как результат эволюции сибирского федерализма.

§1. Сущностные характеристики концепции сибирского областничества.

§2. Социальная практика сибирского областничества.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Кузнецова, Аюна Мэлсовна

Актуальность темы исследования. Нахождение оптимальной формы политического устройства является одной из самых насущных проблем в современном обществоведении. Традиционно сложный для многонациональной России вопрос регулирования внутригосударственных отношений приобрел особую остроту в последние время в связи с событиями, произошедшими вслед за распадом СССР. Ранее мирно уживавшиеся народы в одночасье обнаружили, что существует целый ряд обоюдных претензий, удовлетворить которые они без привлечения военной силы практически не могут.

В порядке решения данной проблемы автор обратился к анализу региональных вариантов социального гностицизма, одним из которых стала оформившаяся в провинциальных (преимущественно восточных) центрах России конца XIX века идеология сибирского федерализма, носившая ярко выраженный антиимперский характер и предписывающая национальным окраинам, находившимся по существу в колониальной зависимости от метрополии, отыскивания самостоятельных путей общественного развития. Теоретические положения сибирского федерализма пунктирно содержали в себе "снятые" формы двух доминирующих на российском политическом небосклоне политических культур: одной, наследующей традиции общинного самоуправления и сельской демократии и другой, ориентированной на западные правовые и политические образцы.

Процесс поляризации общественных настроений коснулся и традиционных для России вопросов выбора способов и средств достижения политических целей. Одна часть сибирской интеллигенции, ставшая на либеральные позиции, сосредоточила внимание на разработке концепции земства и стала добиваться реформ. Другая

- 4

часть заняла радикальную позицию и сконцентрировалась на принудительных аспектах приобретения властных полномочий.

Основатели сибирского федерализма категорически отвергали любые способы насильственного внедрения в политическую практику своих рекомендаций, настаивая на их исключительно мирном просветительском начале.

Целесообразность современного изучения "сибирских" построений продиктована и усилением в современном обществе центробежных тенденций развития. В этом контексте обращение к историческому наследию идеологов сибирского федерализма является вполне обоснованным и актуальным. Ведь именно их голос был услышан глубинкой, а горячие призывы вырваться из-под обременительной опеки центра вылились в подвижническую работу по выводу громадного региона из колониальной зависимости. Оказавшаяся по сути в положении внутренней колонии России, находившаяся под жестким финансовым прессингом, лишенная политической дееспособности, Сибирь, обладавшая громадными ресурсами и производственным потенциалом, была превращена в экономический придаток Центральной России. Зависимое положение края усугублялось тем, что его территория была превращена царизмом в место каторги и ссылки.

Энергичная деятельность энтузиастов региональной автономии позволила организовать серьезное для того времени политическое движение - "областничество", которое было направлено на объединение патриотов края и на учреждение местных исполнительных и законодательных органов.

Сложность поиска политического . образа сегодняшней России заставляет современное обществознание решать тяжелую и масштабную задачу, заключающуюся в разработке соответствующих.современным запросам проекций вписанности нашего государства в миро

- 5 вой общекультурный исторический и политический контекст.

Все изложенное свидетельствует о необходимости обращения к опыту сибирских общественных деятелей, а анализ региональных политических сценариев развития края, завещанных "областниками", является безусловно актуальной и насущной задачей.

Состояние и степень изученности темы. Первые материалы, посвященные идеологии сибирского федерализма, датируются примерно 40-ми годами XIX века. Первыми сибирскими деятелями, открыто выступившими против имперских притязаний, реализуемых через представителей столичной власти - губернаторов, были известные писатели П. Ершов и А. Мордвинов, а также историк П. Словцов, создавший двухтомное "Историческое обозрение Сибири".

Манифестируя сибирскую автономию, передовые ученые края пытались отстаивать региональные интересы, опровергая своей литературной деятельностью скептические диагнозы о культурном и политическом убожестве Сибири. Последняя треть XIX века знаменует появление на научном небосклоне ряда работ двух ученых-политиков - Г. Потанина и Н. Ядринцева, напряженный писательский труд которых способствовал консолидации передовой части сибирской интеллигенции.

Значительное внимание региональной тематике и основам федерализма оказал известный ученый А. Щапов. Его социологические построения стали той несущей конструкцией, которая, хотя и в значительно измененном виде, пронизала все ключевые положения федеральной программы сибиряков.

Большая часть изысканий, посвященных политической жизни Сибири сер. XIX - нач. XX века, сгруппирована вокруг "стержневой" темы - "областничества", которая привлекала внимание целого ряда исследователей: В. Вегмана, И. Разгона, М. Сесюниной,

- 6

Н. Степанова, М. Шейнфельда и др., подвергавших анализу не столько позитивные стороны движения, сколько идеологические просчеты его активистов*. Многие работы, особенно первой трети XX века, посвященные этой проблеме, принадлежащие перу таких радикально настроенных мыслителей как В. Ватин, М. Ветошкин, М. Гудошников, Н. Чужак и др. были скорее данью моменту и конъюнктуре, чем заявкой на объективный и всесторонний анализ**.

В 50-60-х годах XX века целая группа авторов (Н. Блинова, А. Бородавкина, Я. Кошелев, М. Плотникова, Г. Раппорт), отдавшая немало сил для изучения истории и литературы Сибири, подвергла внимательному изучению концепцию областничества, но интересы этих ученых не выходили за рамки историографического обзора.

Несмотря на то, что более поздние работы, затрагивающие См. напр.: В.Д. Вегман. Областнические иллюзии, рассеянные революцией. "Сибирские огни", 1923, N 3; Сибирские областники. Новосибирск, 1931; Н. Степанов. П.А. Словцов (У истоков сибирского областничества), Л., 1935; М.Г. Сесюнина. К вопросу о возникновении сибирского областничества. "Вопросы истории Сибири" вып. 2, Томск, 1965; М.Б. Шейнфельд. Сибирское областничество и борьба с ним марксистов в периодической печати в годы первой мировой войны. "Из истории Сибири", вып. 1, Красноярск, 1969; Проблема истории Сибири в областничестве в начале XX века. Там же, вып. 3, Красноярск, 1970 и др. См.: напр. М . К. Ветошкин. Сибирское областничество. "Современный мир", 1912, N 7; К подлинному лицу областничества. "Забайкальское обозрение", 14 марта 1916 года, N 10-11. тему "областничества", гораздо содержательнее и академичнее*, тем не менее в них значительно ретушируется культурологический пафос концепции сибирского федерализма, имевший место в трудах Г. Потанина, посвященных "восточной гипотезе"**.

Ключевое значение для диссертации имели оригинальные философские тексты А. Щапова, Г. Потанина, Н. Ядринцева и др. авторов, занимавшихся изучением сибирской тематики, которые в значительной мере определили как содержательную сторону работы, так и личное отношение к избранной теме. В.А. Обручев. Г.Н. Потанин: жизнь и деятельность. M.-J1., 1947 и др. М.Г. Сесюнина. Сибирское областничество 2-й половины 9

XIX века в досоветской историографии. Доклады 1-й межвузовской научной конференции по историографии Сибири, Кемерово, 1970; В.К. Коржавин. К характеристике сибирского общественного движения второй половины XIX века (возникновение и сущность "областнической идеи")//Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1979; A.M. Сагалаев, В.М. Крюков. Г.Н. Потанин: Опыт осмысления личности. Новосибирск, 1991. Г.Н. Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 1. СПб., 1881; Он же. Областническая тенденция в Сибири//Сб. к 80-летию со дня рождения Г.Н. Потанина: избр. статьи и биографический очерк. Томск, 1915; Он же. Тан г утс к о-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. СПб., 1983; Он же. Восточные- основы русского былинного эпоса//Вестник Европы. 1896. N 3; Он же. Несколько вопросов по сравнительному изучению животного и мифического эпоса у народов Севера Сибири//Изв. РГО. 1880. Т. 16, вып. 2 и др.

- 8

Цели и задачи исследования. Диссертант видит цель работы в социально-философском анализе теоретических основ сибирского федерализма, условий его формирования и дальнейшей эволюции в контексте концепции областничества. Достижение поставленной цели включает в себя решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Уточнение и конкретизация основных положений теории федерализма, взятых в преломлении к теме работы.

2. Анализ этапов идейного генезиса сибирского федерализма.

3. Определение социально-философских приоритетов идеологии сибирского федерализма.

4. Выявление культурологической специфики сибирского федерализма.

5. Исследование результатов реализации "сибирской" идеи в контексте социально-политической и исторической эволюции идеологии областничества.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологической основой диссертации явились принципы научной объективности и конкретности, что важно для исследования различных направлений социально-философской мысли. При анализе материала использованы общенаучные принципы познания, в частности, принципы системности, структурности и целостности. Выбор необходимых методов исследования определялся требованиями целесообразности и полноты проводимого дискурса.

Большое значение для автора имели работы видных ученых, занимавшихся проблемами национальной политики и формирования идеологий, документы и постановления правительства, а также конкретные научные изыскания и монографические исследования.

Новизна научного исследования. В отличие от предыдущих трудов по избранной теме, рассматривающих преимущественно исто

- 9 рию развития сибирских общественных движений, данная диссертация представляет собой специальное исследование в области социально-философской разработки концепции сибирского федерализма.

В итоге работы над темой диссертантом получены следующие новые результаты:

1. Зафиксированы основные контуры концепции сибирского федерализма.

2. Указаны мировоззренческие и социально-политические приоритеты идеологии сибирского федерализма.

3. Дано развернутое обоснование культурологической специфики сибирского федерализма.

4. Выявлены особые конфессиональные позиции, пронизывающие общественное сознание населения края, наложенные на парадигму "восточного" миропонимания.

5. Подробно исследована и проанализирована социально-историческая эволюция областничества в контексте современной ротации идеологических ориентиров.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Научное значение предлагаемой диссертации определяется тем, что, исследования автора могут способствовать активизации внимания к указанной проблеме и послужить в качестве социально-философского материала при изучении региональной тематики.

Прикладной аспект исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть применены при разработке учебных курсов социальной философии, философии истории, регионоведения, истории в вузах и школах. Кроме того, содержание и выводы диссертации могут также найти применение в общетеоретических и специальных курсах по социально-философским проблемам.

- 10

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии и экспертной группой диссертационного совета Д. 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Бурятском государственном университете. По итогам обсуждений рекомендована к защите.

Основные теоретические положения исследования докладывались автором на ряде конференций:

1. Международная научно-практическая конференция "Народы Центральной Азии на пороге XXI века". Улан-Батор, 1997.

2. Региональная научно-теоретическая конференция "Человек, экология, культура". Челябинск, 1997.

3. Международная научная, конференция "Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты". Москва - Улан-Удэ, 1997.

4 . Международная научно-практическая конференция посвященная 175-летию Д. Банзарова. БНЦ СО РАН, 1997.

5. Международная научно-практическая конференция "Народы Центральной Азии на пороге XXI в." Улан-Улан, 1998.

6. Международная научно-практическая конференция "Возрождение традиционных культур народов Бурятии". Улан-Удэ, 1998.

7. Научно-практическая конференция "Роль гуманитарного образования в процессе обучения". Улан-Удэ, БГСХА, 1998.

По теме диссертации опубликовано 10 работ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сибирский федерализм"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Решение вопросов, связанных с поиском и реализацией оптимальных форм политического и экономического общежития всегда представляло для нашей страны значительную трудность. По едкому замечанию Н.А. Бердяева, русская душа ушиблена ширью. Безграничность пространств психологически порабощала, превращая человека в покорного чужой воле индивида, тщательно ревизующего любые, декаларации, призывающие к историческому, политическому или культурному творчеству. Владея грандиозными территориями, Россия всегда имела избыток проектов по их обустройству. К сожалению, большая часть подобных разработок архивирована и выведена из научного оборота. Скорбность современного положения России настоятельно требует научной перлюстрации ряда предложенных программ, востребование которых диктуется политической реальностью.

Будучи "закомплексоваными" регламентами двух цивилизацион-ных сценариев - славянофильством и западничеством, властные структуры империи отторгали конкурирующие версии политического развития. В этой связи концепция сибирского федерализма оказалась в наихудшем положении, ведь ее воплощение могло значительно подорвать политический и экономический авторитет столичной метрополии, "сепаратистки" расчленяя державное пространство.

Теория сибирского федерализма представляла собой определенную позицию в вопросе корреляции отношений между восточными регионами России и ее центральными областями. Понимая федерацию как государственное устройство, основанное на равноправном сосуществовании центра и провинции, которая имеет статус самостоятельной территориальной и политической единицы, вооруженной

- 126 местными органами законодательной и исполнительной власти, идеологи сибирского федерализма пытались сугубо мирными средствами добиться осуществления своей программы.

В диссертации подробно анализируется историческая, культурологическая и конфессиональная мотивация сибирского движения. В результате работы выявлено наличие существенных различий между центром России и восточными областями в системе стержневых мировоззренческих ориентиров, задающих базовые регламенты научного и житейского миропонимания.

Опираясь как на труды основоположников движения, так и на результаты предыдущих исследователей данной проблемы, автор попытался зафиксировать ключевые положения "восточной" гипотезы, предложенной лидером сибирского областничества Г.Н. Потаниным. Являясь активным сторонником эмансипации Сибири от кабальной зависимости центра, Потанин в союзе с другим энергичным областником Н.М. Ядринцевым, разработал на базе теории федерализма АЛ1. Щапова оригинальную социальную концепцию, предписывающую сибирским провинциям нахождение самостоятельных, автономных траекторий социальной будущности. Оформившись впоследствии во влиятельное течение - областничество, идеи сибирского федерализма мощно срезонизоровали в общественном сознании населения к]оая и нашли свое воплощение в создании Сибирской думы.

Проникая в суть концепции сибирского федерализма, становится понятным стремление его основателя Г.Н. Потанина поближе узнать культуру и быт восточных соседей. Отслеживая архетипы народного эпоса, Потанин обратил внимание на общность сквозных литературных персонажей, упоминающихся в источниках, относящихся к разным культурам, имена которых имели иногда даже фонетическую схожесть. Без сомнения, не все культурологические выводы

- 127 регионального философа могли лечь в основу политической доктрины, но многие смелые для того времени предположения, касающиеся преемственности культур, а также заключения о заимствовании культурой Европы некоторых восточных мифологических калек, дали обильную пищу для последующих дискуссий.

Значительное внимание диссертант уделил проблеме взаимо- | действия восточно-сибирской и европейской культур. Поддерживая | многие предположения идеологов "сибиризма", исследование от- } разило и ряд дополнительных моментов, в частности, была проде-/ монстрирована существенная цивилизационная дивергенция, отделя-! ющая Сибирь, как край культивирующий ценности аграрной культуры, от центра России, население которого исповедовало аграрноп-ромышленные аксеологические нарративы.

Работа затронула и такие глубинные пласты социальной духовности, в коих находят свое преломление конфессиональные симпатий и предподчтения индивида. По мнению автора, Сибирь испы-I тывала тягу к традиционным способам мироощущения, органично со-/ четаемым с восточными сакральными установками. ■

Восходя в своем генезисе к идеалам восточного принципа у-вэй, предписывающего режим минимального действия, сибирская | культура значительно отличалась от своего европейского аналога,\г императивы которого укоренены в мутациях античной и средневекою культур, некритически усвоенных столичным российским менталитетом. Считая успешность преобразовательной активности человека / ключевым мерилом социальной дееспособности, аграрно-промышлен-/ пая культура метрополии диссонировала с традициями аграрной культуры Сибири, чтодополнительно усугублялось расхождением в области нуменозных приоритетов.

Указанные выше причины культурного и конфессионального дисбаланса между метрополией.еевосточными провинциями привели к созданию-- монщогр]!^ сибирского областничества, эволюция которого отразила дальнейшую судьбу концепции сибирского федерализма, заявленную А.П. Щаповым. Активные пропагандисты идеологии "областности", Потанин и Ядринцев смогли создать сплоченную и энергичную группу, имевшую свой печатный орган, а также влиятельных сторонников в провинциальных центрах. Анализируя динамику развития сблаотничоотиа,.автор приводит его примерную,.дериодизацию, которая с известной долей условности может быть принята в качестве рабочей. Акцентируя свое внимание на социальной практике "сибиризма", диссертант попытался на ее примере проиллюстрировать особенности прикладного аспекта теоретических выкладок сибирских федералов.

Хотелось бы заметить, что данное исследование не претендует на охват всех аспектов концепции сибирского федерализма. За-|мысел автора более прост - показать ценность и современную значимость данного течения общественной мысли не только как арсив-I юг о^ и с; т о рич о с к о г ;• раритета, но и как рабочей программы, критическое усвоениекоторой может помочь найти свою оптимальную геополитическую нишу сибирскому региону.

- 129

 

Список научной литературыКузнецова, Аюна Мэлсовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Алексеенко Н.В. Хранители памяти. Алма-Ата, 1988.

2. Аристов Н.Я. Афанасий Прокопьевич Щапов: Жизнь и сочинения ния. Спб., 1906.

3. Баженова Е. Сравним ли Лувр с Юртой? // Бурятия. 1995. -1 сент.

4. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

5. Бердяев H.A. Новое средневековье, размышление о судьбе России и Европы. М., 1991.

6. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.

7. Берестенев Р. Глашатаи правды и науки: К 115-й годовщине со дня смерти А.П. Щапова. // Вост.-Сиб. правда. 1991. - 5 янв.

8. Василенков П., Воеводин Л. Образование и развитие РСФСР как федеративного государства. // Советская юстиция. 1958. -N И.

9. Ватин В.А. Юбилей Потанина и Молодая Сибирь. // Сибирский архив, 1915, N 7, 8 и 9.

10. И. Ветошкин М.К. Местные нужды и сибирская парламентская группа // Современный мир. 1912, N 7.

11. Ветошкин М. Очерки по истории большевистских организаций и революционного движения в Сибири (1898-1907 гг.). М.,- 130 1953.

12. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.

13. Вульфсон Г.Н. Глашатай свободы: страницы из жизни А.П. Щапова. Казань, 1984.

14. Герцен А.И. Русский народ и социализм. // ПСС. В' 30-ти т. -Т. 7.

15. Глинский Б.Б. Николай Михайлович Ядринцев: (биографический очерк). // Исторический вестник. 1894. - Т.ЬУП, авт.

16. Горячева Е. Путешествие Г.Н. Потанина. // Знамя Ленина. -1958. 1 янв.

17. Горюшкин Л.М. Дело об отделении Сибири от'России. // Отечество: Краев, альманах. Вып.6. - М., 1995.

18. Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. М., 1962.

19. Знаменский П. .К биографии А.П.Щапова // Исторический вестник. N 2. 1899.

20. Ивин A.A. Введение в философию истории. М., 1997.

21. Известия Западно-Сибирского отдела РГО. Омск, 1924.

22. Исследование г.Щапова о Сибирской Общине // Неделя. 1875. - N 40.25. История КПСС. М., 1964.26. История Сибири. Л., 1968.

23. Кабанов П. Общественно-политические и исторические взгляды1. А.П. Щапова. M. - 1954.

24. Козьмин H.H. Афанасий Пропопьевич Щапов, его жизнь и деятельность. Иркутск. - 1902.

25. Колмаков Ю. Мыслитель истории. // Сов. моложедь. Иркутск, 1976. 23 окт.

26. Левин И. Национальный вопрос в послевоенной Европе. М., 1934.

27. Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1979-1984.

28. МаджаровА.С. А.П.Щапов. Иркутск, 1992.

29. Маджаров А. Светоч науки опальный. Сов. молодежь (Иркутск), 1986. - 18 февр.

30. Маджаров А. Сибирский самородок. // Сибирь. 1986. - N 5.

31. Марков С. Письмо из Восточного Тибета. // Известия. 1959. - И марта.49а. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

32. Мирзоев В.Г. Историография Сибири. М., 1970.

33. Мисюров Н. Пророк сибирской свободы: Г.Н. Потанин и движение областничества в Сибири. // Иртыш: Альманах Омск, 1991. - вып. 2.

34. Митина Н.П. Во глубине сибирских руд. М., 1966.

35. Митина Н.П. Русско-польские революционные связи в Сибири и кругобайкальское восстание //Автореферат кандидатской диссертации. М., 1965.

36. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: структура, история и др. Новосибирск, 1987.

37. Мурзаев Э. Исследователь Сибири. // Кн.обозрение. 1979. -19 янв.

38. Научитель М.В. Жизнь и деятельность Афанасия Прокопьевича Щапова (1831-1876). Иркутск, 1958.

39. Научитель М.В. Социально-экономический взгляд А.П. Щапова. // Изв. Сиб. отделения АН СССР, 1981, N И.

40. Национальные отношения и государство в современный период. М., 1972.

41. Нечкина М.В. А.П. Щапов в годы революционной ситуации: Письмо А.П. Щапова к кн. П.П. Вяземскому от 8 окт. 1861 г. //Встреча двух поколений. М., 1980.

42. Николаев В.А. Обряд гражданской казни над Г.Н. Потаниным (в г.Омске, 1868 г.) // Вопросы географии Сибири. Томск, 1993. - Вып.20.

43. Николаев В. Служение Отчизне: Малоизвестные страницы из жизни Г.Н. Потанина (в Омске 60-е гг. 19 в.) // Наука в Сибири. 1983. - 3 нояб.

44. Обручев В.А. Григорий Николаевич Потанин. М.-Л., 1947. Огарев Н.П. На новый год 1861 // Избр. социально-политические и философские произведения. Т.1. М., 1952. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч.Ш -Глазковское время. М.-Л., 1955.г

45. Письма Г.Н.Потанина. Иркутск, 1987.

46. Письма Н.М.Ядринцева к Г.Н.Потанину. Красноярск, 1918.

47. Постановление Чрезвычайного общественного съезда в Томске6.15 декабря 1917 года //Северная Азия, 1927. N 526.

48. Потанин Г.Н. Буряты. Этнографический очерк. 1891.

49. Потанин Г.Н. Восточные мотивы в средневековом европейскомэпосе. М., 1899.

50. Потанин Г.Н. Климат и люди Сибири. // Томские губернскиеведомости. 1865. - N 12, 13.

51. Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири. Томск,1907. Потанин Г.Н. Очерки северно-западной Монголии. СПб. 1881. Потанин Г.Н. Северо-азиатская легенда о сыне неба. // Вост. обозрение. 1882, N 13.

52. Потанин Г.Н. Тангутско-Тибетская окраина Китая и центральная Монголия. // Путешествия Г.Н. Потанина 1884-1886. Т.2. Путешествия Г.Н. Потанина по Китаю, Тибету и Монголии. СПб., 1898.

53. Руденко Б. Г.Н. Потанин и Сибирь. // Забайкальский рабочий. 1985. - 15 окт.

54. Русинова С.И. Государственное устройство социалистическихстран Европы (территориально-национальная организация). J1., 1966.

55. Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. Сборник: К 80-летию со дня рождения Г.Н. Потанина. Избр. статьи и биогр. очерк. - Томск, 1915. Семенов В.Ф. А.П. Щапов. Казань, 1983.

56. Семенов П.Г. Государственно-правовые формы решения национального вопроса в СССР в произведениях В.И. Ленина. // Вопросы государства и права в трудах В.И. Ленина. Душанбе, 1963.

57. Семенов П.Г. Конституция РСФСР 1918 г. первая Советская Конституция многонационального федеративного государства. // Труды научной сессии, посвященной сорокалетию Конституции РСФСР 1918 года.

58. Спектор М.М. Выдающийся ученый и общественный деятель Сибири. // Знаменательные и памятные даты на 1981 год. Улан-Удэ, 1981.

59. Степин В.С.//Вопросы философии, 1998, N 10.103. СУ РСФСР, 1918, изд.II.

60. Тагаров 3. Новое о Щапове. // Вост.-Сиб. правда. 1965. -23 сент.

61. Тадевосян Э.В. Ленинский этап в марксистском учении о федерации. // Советское государство и право. 1961. - N 12.105а. Тадевосян Э.В. Советский федерализм: теория, история, современность // История СССР. 1991. N 6.

62. Терентьев А. Н.М. Ядринцев. // Сибирские огни. 1934.- N5.

63. Устюжанина Л.В Легенды и предания в записях Г.Н. Потанина как источник изучения духовной культуры тюрко-монгольских народов. // Социальное и политическое развитие народов Востока: Тез. докладов и регион, конф. 12-14 мая 1983 г. Иркутск, 1983.

64. Ученый из Анги. // Килессо Г.Т. По следам иркутской легенды. Иркутск, 1970.

65. Фарберов Н.П. О некоторых спорных вопросах в теории советского государственного права. // Советское государство и право. 1961.

66. Федерация в зарубежных странах. М. - 1993.

67. Хамаганов М.П. Бурятская фольклористика. Улан-Удэ, 1962.

68. Чиркин В.Е. Конституционные формы разрешения национального вопроса в зарубежных социалистических странах. // Вопросы теории и истории государства и права и государственного права. Т.IY. - Свердловск, 1957.- 137

69. ИЗ. Чужак Н. О сибирской и ино-сибирской интеллигенции. // Сибирский архив, 1913, N 5.

70. Шашков С.А. А.П.Щапов // Новое время. 1876. N 212.

71. Шашков С.С. Курьезное дело. // Сибирские вопросы. 1910.

72. Шейнфельд М.Б. Сибирское областничество и борьба с ним марксистов в периодической печати в годы первой мировой войны. // Из истории Сибири. Вып.1. Красноярск, 1969.

73. Шиловский М.В. Взаимоотношения сибирских областников с эсерами и кадетами в годы первой, русской революции //Некоторые вопросы истории древней и современной Сибири. Новосибирск, 1976.

74. Шиловский М.В. Эсеры и сибирские областники в начале XX в. // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук, вып. 1. Новосибирск, 1980.

75. Шишков Вяч. ПСС, М.-Л. Т.1.

76. Щапов А.П. Великорусские области и смутное время (1606-1613). Соч. Т.1. - СПб., 1906.

77. Щапов А.П. Естествознание и народная экономия. Соч. Т.2. СПб., 1906.

78. Щапов А.П. Земство и раскол. Бегуны. Соч. Т.1. - СПб.,1906.

79. Щапов А.П. Историко-географические заметки о Сибири. // Известия Сиб. отд. Имп. Рус. Геогр. Общ. 1873. - N 4.

80. Щапов А.П. Какие факультеты необходимы в Сибирском универ- 138 ситете. // Сибирь. 1875. - N 3.

81. Щапов А.П. Новая эра. На рубеже двух тысячелетий. // Собр. соч., доп. том. Иркутск, 1937.

82. Щапов А.П. Общий взгляд на историю великорусского народа. // Известия общества археологии, истории и этнографии. Т.33. Вып.2-3. Казань, 1926.

83. Щапов А. Потребности оседло-инородческих общин. // Сибирь.- 1876. N 35.

84. Щапов А.П. Сельский мир и мирской сход. Соч. Т.1. - СПб., 1906.

85. Щапов А.П. Собрание сочинений. Дополнительный том к изданию 1905-1908. Иркутск, 1937.

86. Щапов А.П. Социальные потребности Сибири накануне реформ. // Сибирь. 1876. - N 3,4.

87. Щапов А.П. Сочинения. Спб., 1908.

88. Ядринцев Н.М. Администрация в Сибири. // Неделя. 1873. -N 15, 26.

89. Ядринцев Н.М. Думы о Сибирской железной дороге. // Сибирь.- 1878. N 8.

90. Ядринцев Н.М. Жизнь и труды А.П. Щапова. Биогр.очерк. -Красноярск. 1919.

91. Ядринцев Н.М. (Семилуженский) Забракованная страна (Из исповеди сибиряка). // Неделя. 1877. - N 30.

92. Ядринцев Н.М. Из наблюдений над переселенцами в Зап.Сибири. // Землевладение. IY. - 1895.

93. Ядринцев Н.М. Инородцы в Сибири и их вымирание. // Русская мысль. 1883. - N 3.

94. Ядринцев Н.М. Инородческое просвещение на русском Востоке // Порядок. 1881. - N 322.

95. Ядринцев Н.М. Историческое развитие русской ссылки в связи с развитием преступлений. // Дело. 1870. - N 10.

96. Ядринцев Н.М. Колонизационное значение русской ссылки: Исторический очерк. // Дело. 1870. - N 12.

97. Ядринцев Н.М. Культурное и промышленное состояние Сибири. (По случаю торжества 300-летия Сибири). Сиб.; Тип. Суворина, 1884.

98. Ядринцев Н.М. Народное здравие в Сибири. // Порядок. 1881- N 255.

99. Ядринцев Н.М. Наши выселения и колонизация. // Вестник Европы. 1880. - N 6.

100. Ядринцев Н.М. Начало печати в Сибири. // Литерат. сборник.- Сиб.: изд. Н.М. Ядринцева, 1885.

101. Ядринцев Н.М. Нужды и условия жизни рабочего населения Сибири: (Исследование о сибирской кабале, монополии и мироедстве). // Отеч. записки. 1876. - Т.229, N 2.

102. Ядринцев Н.М. Общественная жизнь наших городов: Публ. чтение в г.Омске. // Томские губернские ведомости. 1865.

103. Ядринцев Н.М. Положение переселенцев в Сибири. // Вестник Европы. 1881. - N 8.

104. Ядринцев Н.М. Положение ссыльных в Сибири. // Вестник Европы. 1875. - Т. 6, N И, 2.

105. Ядринцев Н.М. Потребность знания на востоке: (по поводу учреждения Сибирского университета). // Дело. 1875. - N 10.

106. Ядринцев Н.М. Предстоящее трехсотлетие Сибири. // Сибирь, 1888. N 9.

107. Ядринцев Н. Русская народность на Востоке. // Дело. 1874. -МИ.

108. Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. Сибирь,1401872.

109. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. СПб., 1891.

110. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония, в географическом, этнографическом и историческом отношении. 2-е изд.- СПб, 1892.

111. Ядринцев Н.М. (Добродушный сибиряк). Сибиряки эгоисты и цивилизаторы - альтруисты//Восточное обозрение. 1886. N 2.

112. Ядринцев Н.М. Сочувствие к науке на Востоке. // Камско-Вол-жская газета. 1873. - N 129.

113. Ядринцев Н.М. (Добродушный сибиряк). Столичная печать о Сибири. // Сибирь. 1876. - N 8.

114. Ядринцев Н.М. (Семилуженский) Страна ссыльных (Из воспоминаний сибиряка). // Неделя. 1874. - N 15.

115. Ядринцев Н.М. Судьба коренных земель в Сибири. // Порядок.- 1881. N 163.

116. Ядринцев Н.М. Судьба русских переселений за Урал. // Отеч. записки. 1879. - N 6.

117. Ядринцев Н.М. Судьбы Сибири. // Неделя. 1873.

118. Ядринцев Н.М. Трехсотлетие Сибири, с 26-го октября 1581 года. // Вестник Европы. 1881. - N 12.

119. Ядринцев Н.М. Убытки золотого дела. // Сибирские ведомости.- 1879. N 301, 308.

120. Ядринцев Н.М. Условия, при которых возможно создание частной крупной промышленности в Южно-Уссур. крае. // Сибирская газета. 1885. - N 38.

121. Ядринцев Н.М. Успехи Западной Сибири. // Голос. 1878. - N

122. Ядринцев Н.М. Что стоила Сибири ссылка? // Голос. 1874. -N 349.

123. Ядринцев Н.М. (Семилуженский) Шпионы и палачи, из быта ост- 141 рожных и ссыльных. // Неделя. 1870. - N 23,24.

124. Ядринцев Н.М. Экономическое значение Сибири в связи с потребностью знания. // Дело. 1876. - N 4.

125. Яновский Н. Неутомимый труженик науки. // Судьбы, связанные с Омском. Омск, 1986. - Кн.4.

126. Janowski 0.1. Nationalities and National Minorities. N.Y., 1945.