автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Сикхское сепаратистское движение в Пенджабе и проблема сохранения целостности Индии (1970-1980 годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сикхское сепаратистское движение в Пенджабе и проблема сохранения целостности Индии (1970-1980 годы)"
гг?ь лд
* ' и и ЛЩЕШ НАУК. РЕСПУБЛИКИ УЗ БЕЖ СТАИ
Институт востоковедения имени Абу. Рейхана Беруни
На правах рукописи
ТУЛЯГАНОВА Наргио Темуровна'
СИКХСКОЕ СЕ11АРАТИСТС КОЕ ШШШ 13 ИЕНДЖАЬК И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ИНДИИ (1970-1980 ГОДЫ)
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история
А в т о'р е ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ташкент - 1993
Работа выполнена в отделе "Политического развитая и общественных движений стран Южной Азии" Института востоковедения ии. Абу Рейхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан.
Научный руководитель
доктор исторических наук И.М.ХАШМОВ
Официальные оппоненты
Заслуженный деятель науки РУз, член-корр. АН РУз, доктор исторических наук С.А.АЗйШАНОВА
кандидат исторических наук, доцент Э.Т.РУЗЛЕВ
Ведущая организация
Кафедра новой и новейшей истории Ташкентского государственного педагогического института им. Низами
Защита состоится
мая
1993 г. в
ча-
сов на заседании специализированного совета Д 015.14.21 по защите диссертаций на соискание' ученой степени доктора исторических наук в Институте востоковедения имени Абу Рейхана Беруни Академии наук'Республики Узбекистан (700170, г.Ташкент, УХ /¿ал^Х.Абдуллаева, "81). -
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Академии наук Республики Узбекистан (700170, г.Ташкент, ул.Муминова, 13).
Автореферат разослан
-
апреля 1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета, доктор исторических наук
м
А.АХМЕДОВ
Актуальность темы. Узбекистан издревле имеет традиционные тесные торгово-экономические, политические и культурные связи с Индией. С образованием независимой Республики Узбекистан создались более широкие возможности для расширения и углубления всесторонних- дружественных отношений между двумя государствами. Об этом наглядно свидетельствует первый официальный визит президента нашей республики й.А.Каримова в Индию в августе 1991 года, во время которого он подчеркнул, что народы нашей страны и Индии связывают искренние чувства взаимного уважения,, сотрудничества и взаимопомощи. Подчеркивая особое значение взаимосвязей нашей республики с таким азиатским гигантом как Индия, Я.А.Каримов отмечает, что Узбекистан выступает за укрепление всеобщего мира и безопасности, за урегулирование конфликтов мирным путем .
В данной ситуации для определения конкретных направлений политика Узбекистана по расширения внешнеэкономических' связей . с Индией, которые еще в полной мере не. отвечают возможностям участвующих ото.рон, очень важное практическое значение имеет глубокое изучение всего комплекса проблем, связанных с внутренней и внешней политикой, современным положением в страна и целым рядом других важных проблем.
Естественно, мы не можем оставаться равнодушными к тем нежелательным событиям, происходящим в этой дружественной стране и, особенно, к тем явлениям, которые негативно могут повлиять на дальнейшую судьбу страны и перспективы ее развития.
В общественной и политической жизни большинства стран современного Востока, в независимых государствах СНГ одно- из центральных мест занимают пробЬемы^ этнонационального развития, регулирования межэтнических отношений, упрочение национально-государственного единства. Причем, этнополитическая ситуация з любой стране, в отдельном этноареале всегда специфична и имеет своп неповторимые особенности. Однако, в целом, з нави' дни в этнонациональной эволюции полиэтнических государств (таких как Индия, ряд независимых государств СНГ бывшего СССР) четко прослеживаются две тенденции: стремление к общегосударственной интеграции, уничтожение преград, разделяющих народы страны, с од-
Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. Ташкент: Узбекистан, 19^2. С.24.
ной стороны, и попытки к региональному размежеванию, - о другой. Выдвижение одной из тенденций на первый план общественно-политической жизни различных этносов зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, связанных не только с особенностями социально-экономического, исторического, политического развития отдельных регионов, но и цивилизованной спецификой той или иной страны. В этом отношении современная Индия является ярким примером гипертрофии этнических связей в политической жизни, специфики взаимодействия между тенденцией развития общеиндийской экономической и культурной общности и процессами внутри. этой общности самостоятельных этносов. Причем, религии, тенденции, касты своеобразно влияют на процесс эволюции этносов, а регилиозно-общинная проблема стала неотъемлемой частью общественной жизни страны. ■
К началу 80-х годов серьезной угрозой национальному единству Индии стал сикхский экстремизм в штате Пенджаб. Наряду с индусским и мусульманским коммунализмом, сикхский сепаратизм сегодня представляет собой опасность для политической стабильности страны. Сикхские экстремисты выступай? с требованием создания "независимого сикхского государства Халистана" на основе религиозного принципа. Поэтому изучение динамики взаимодействия двух тенденций в развитии общеиндийской экономической, политической и культурной общности, роли религии, традиций, каст в дезинтегрирующих страну течениях имеет большое научное и политическое значение.
Комплексное' исследование роли пенджабского сикхского сепаратизма в общественно-политических процессах Индии, в 70-80-е годы поможет не только воссоздать более полную картину эволюции современного индийского общества, специфики регионализма, но и раскрыть роль сепаратизма, коммунализма, фракционализма в сужении базы национально-территориальной автономии как важного фактора этнической консолидации пенджабцев.
Наконец, проблема исследования современных общественных региональных движений в религиозной форме на примере штата Пенджаб представляется важной не только для изучения роли традиций и традиционализма в странах Востока, но- и позволяет по-новому, с позиций новых реалий подойти к оценке аналогичных процессов в ряде независимых государств СНГ.
Степень разработанности темы, историот1£а^ия_воп££са_и_ли-тедатцэа. При подготовке настоящего исследования диссертант исходила из того, что в отечественной индологии и за рубежом тема диссертации мало исследована, хотя в определенной степени сикхизм, история сикхского движения, политическая эволюция сикхского сепаратизма в наши дни, являются объектом изучения ряда ученых.
Историография по избранной проблеме в качестве диссертации не обширна и это вполне объяснимо, поскольку сикхское сепаратистское движение в Пенджабе (как свидетельствуют источники) развивалось и особенна активизировалось с середины 70-х годов. В отечественной востоковедческой науке одной из первых работ по сикхизму, крестьянским движениям сикхов во второй половине ХУЛ- начале ХУЖ в. была книга проф. К.Н.Рейснера, посвященная народным движениям в Индии, опубликованная в 1961 г. Он впервые раскрыл объединяющую роль религии, сикхизма в массовой антифеодальной борьбе крестьян. Дальнейшая разработка темы получила отражение в трудах проф. А.М.Дьякова, коллектива авторов по новой истории Индии, В.Й.Казакоза^. Для оценки экономического аспекта изучаемой проблемы особое значение имеют работы А.й.Левковского и В.И.Павлова^. Вьгаеуказанные исследования свидетельствуют, что именно в 60-е годы в отечественной индологии наблюдается поворот к изучению исторических, политических, идеологических проблем, в которых Пенджаб, история сикхского коммунализма заняли достойное место. •
Отмечая в целом ценность этих работ для исследования темы, особо следует подчеркнуть книгу Н.И,'.Семеновой"^, в которой впервые делается попытка исследовать деятельность сикхского коммуналистского движения, в частности партии Акали Дал (АД) в период 1925-1960-х годов. Отмечая в целом значимость данного исследования, необходимо отметить, что многие вопросы, относя-
Дьяков A.M. Национальный вопрос в современной Индии. М., 1963. - 196 с. ; Казаков В.И. Борьба за создание национальных штатов в независимой Индии.. М., 1967. - 252 с.
р
Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индия. М., 1963; Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М., 1958.
Семенова Н.И.. История сикхского движения в.Индии. М., 1963. - 135 с.
щиеся к причинам и факторам, обусловившим становление сикхского коммунализма, выявлении особенностей в идейно-политических позициях отдельных группировок, выступающие с позиций "возрождения сикхизма", остались нераскрытыми.
В конце 70-х и особенно в 80-е годы в связи с активизацией в ряде штатов Индии, сепаратизма (в частности в Пенджабе) лингворегионализма значительно увеличилось число работ отечественных ученых по проблемам изучения этно-региональных экономических и политических процессов на современном этапе развития. К трудам, затрагивающим тему диссертации, относятся исследования Ю.В.Бромлея, I.С.Васильева, Г.И.Григорьева, А.Б.Давидсона, Н.В.Исаевой, Б.И.Клюева, Н.А.Кривелева, А.Крыловой, А.Д.Литма-на, Н.Р.Микаеляна, М.Г-Сдасюк^, Л.П.Ульяновой, А.Й.Чичерова и др. (см. список источников и литературы диссертации).
Для анализа современного сикхского коммунализма и сепаратизма, деятельности партии АД особый интерес представляют теоретические подходы и выводы, содержащиеся в работах К.З.Ашра-фян, А.Г.Вельского, А.А.Празаускаса-1-.
Ашрафян К.З. Религия и коммунализм в Индии //Народы Азии и Африки. 1980. £ С.23-33; ее же. Ниранкари. //Азия и Африка сегодня. 1981. № 4. С.59-61; ее же. Некоторые аспекты идеологии и практики коммунализма (конец 70-х- начало 80-х годов) . //Религия и общественная жизнь в Индии. М.: Наука, 1983. 'С.62-98; ее же. Современные сикхские националистические течения в Пенджабе //Народы Азии и'Африки. 1984. № 5. С.21-26; ее же. Сикхизм в общественной жизни Индии (ХУ1- начало 80-х годов XX века) // Религии мира. История и современность, . • 1986. М.: Наука, 1987. C.I0D-II9; Еельский А .Г., Исаева Н.В. Ситуация в Пенджабе: причины политической напряженности и поиски путей ее урегулирования //Рабочий класс и современный мир. 1986. № 5. C.I3I-I45; Вельский А.Г. Сикхский сепаратизм: история возникновения, социально-экономические корни и политическая эволюция (Научно-аналитический обзор). ИНЯОН АН СССР. М., 1987. - 60 е.; его же. Сикхский экстремизм: идеологичес-. кие концепции и террористическая практика (Научно-аналитический обзор). ИНИОН АН СССР. М., 1987. - 68 е.; Вельский А.Г., Фурман Д.Е. Эволюция сикхского коммунализма: ре л игио зн о- п о л и- , тичеекче аспекты //Народы Азии и Африки. 1988. № 5. С.39-51; Вельский А.Г. Специализированная информация. Индия на исходе 8CVx годов (Проблемы внутренней и внешней политики). ИНИОН АН СССР. М., 1989. - 26 е.; Празаускас A.A. Федерализм и этнона-циональн.че проблемы Индии.. С.163-190 //йндия-1980: Ежегодник / Гл. ред.вост.лит. М., 1982; его.же. Опыт и эволюция индийского федерализма //Национальный вопрос в странах Востока. М.: Наука, 1982. - 272 е.; его же. Актуальные проблемы этнонацио-налького развития стран Востока // Национальный вопрос в освободившихся странах Востока. М., 1986. - 260 о. ; его не. Этнос, политика и государство в современной Индии. М.: Наука, Гл.ред. вост. лит-ры, 1990. - 302 с.
.В Республике Узбекистан вопросы развития сикхского комму-нализма, национализма, истории и деятельности региональных общественных организаций и политических партий, социально-экономического развития штата Пенджаб нашли отражение в трудах М.М.Кутиной, K.M.Хашимова, С.М.Агзамовой*.
Большую ценность при написании диссертации, представляют также коллективные и индивидуальные монографии отечественных историков, политологов-востоковедов по изучению идейно-политических процессов, идейных течений и их .влияний на процесс меж-, этнических интеграции и этнической консолидации в Индии и. других странах Востока^. При рассмотрении 'проблем взаимосвязи национализма и религии, причем особого воздействия .сикхизма, традиций на идейно-политические процессы в Пенджабе, соотношение религии и секуляризма, автор диссертации опиралась на труды А.Х.Вафа,- Т.Д.Девяткиной, В.И.Клюева, А.А.Куценкова, 3.1С.Левина, А.Д.Литмана, О.В.Мезенцевой, Д.Р.Полонской, Р.Б.Рыбакова, М.Т.Степанянц и некоторых других-'. В целом, именно исследования отечественного востоковедения, в частности, индоведения, несмотря на явную недооценку в исследовании специфики, идейно-политических региональных движений.(как в историческом плане, так и на современном этапе развития), практически, отсутствия комплексных работ по эволюции сепаратистского движения в штатах Индии, сопоставительного анализа этно-полйти.ческих процессов в поликонфессиональных, многонациональных, странах (таких как Индия и независимые республики Средней Азии), наличие сложившихся стереотипов в теоретических концепциях (многие из которых ныне пересматриваются) стали, основополагающими при написании диссертации. I . .
I Агзамова С.М. Современный Пенджаб. Ташкент: $ан, 1874. - 46 с. (на уаб.яз.); Путина М.М. Из истории национально-освободительного движения. Ташкент: Фан, 1965. - 154 с. ; Хазимов И.М., Кутина М.М. Деятельность Лидийского Национального Конгресса и региональных общественных организаций Индия. Таикент: Фан, 1988. - 281 с.
О
Современный национализм я общественное развитие эаэубваясго Зостока. М., 1978; Полонская Д.?., За<$а А.Х. ЗсстЬк: "идеи и. идеологии. М., 1982; Проблемы политики, идеологии и культуры стран современного Зостока. М., 1953; ОСдлстзанналмысль развивающихся стран Зостока. М., 1963.
См.: Список источников и литературы диссертация.
б
Характерно, что определенная недооценка идейно-политических региональных процессов, тенденций к сепаратизму среди отдельных этносов, эволюция экстремистских движений как в прошлом, так и в настоящем свойственна и зарубежной историографии по йидк.г,.
Так же как и отечественная, зарубежная историография по сикхскому сепаратизму в Пенджабе не обширна и представлена в основном работами индийских авторов 80-х годов, многие из которых являются представителями сикхской общины. Обширный фактологический материал, содержащийся в их исследованиях, оказал большую помощь при разработке темы диссертации, несмотря на определенную склонность к преувеличениям роли религиозной общины сикхов в истории освободительной борьбы народов Индии. Особое внимание уделяется социально-экономическим корням возникновения и развития сикхского фундаментализма в конце XIX-начале.ХХ в., все чаще выдвигается на первый план роль цивили-зационной специфики Пенджаба, культурного фактора, изоляцию скххов и мусульман в общественной жизни, провинции., индусскую окраску индийского национализма. Примером может-служить работа Шер Сингх Щера "Проблески сикхизма и сикхи,"*.
Индийские исследователи: непосредственно связывают экстремистское движение в Пенджабе с религией сикхизма. В работе Гур-дев Сингха "Пенджабская политика (социально-политическая ориентация сикхских гуру)" рассматривается история взаимоотношения, идейные концепции и процесс политизации сикхизма. Автор считает сикхизм "религией народа, им созданной и предначертанной служить его интересам". Особо отмечается демократизм, заложенный в идеях и практике сикхизма. Всю ответственность за рост сикхского экстремизма Гурдев Синг'х односторонне возлагает на лидеров сикхской общины - гуру, которые превратили религию сикхизм в мощное орудае политики'. ...
Индийские авторы отмечают, что экстремистское движение в Пенджабе возникло не на пустом месте, и его идейкс-политичео-кие корни уходят в далекое колониальное прошлое. Англичане
* Sher Singh Sher. Glimpses of Sikhism and Sikhs.- New Delhi,19
2
G.Singh, Punjab Politics (Socio-politico orientation of the Sikh gurus), Delhi, 1986,. p. 99.
всячески потворствовали выделению религиозпо-националистачес-кой исключительности представителей сикхской общины, культивировали представление, будто они являются особой нацией, имеющей мало общего с другими этносами, и религиозными общинами страны. Ануп Чанд Капур в книге "Пенджабский кризис" подчеркивает, что политика "разделяй и властвуй", противопоставление одних религиозных общин другим, было верным средством для сохранения народов Индии в зависимости от колонизаторов*. Эта тенденция к особой исключительности, по их мнению, оказала больное влияние на идейно-политические взгляды, психологию многих членов сикхской общины и с этой точкой зрения нельзя не согласиться. 1Ьк отмечают индийские исследователи В.Д.Чопра и Р.К.Мишра, раздел Индии, по религиозному принципу, расчленение Пенджаба, диспропорция в развитии, экономики и специфика исторической, социально-политической эволюции привели в конечном счете к регионализму местных элитарных слоев, отлитым в особую форму религиозной идеологии - сикхизм. Идеологами: сикхизма стали религиозные деятели., лидеры сикхской религиозно-общинной политической партии Акали Дал, созданной еще в 1925 г.^ '
3 монографии Раджива Капура подчеркивается, что на протяжении последних двух десятилетий население Пенджаба переживает сумятицу и страх, и в этом немалая заслуга правых акалийских лидеров-'./
Анализу социально-экономических, психологических предпосылок коммуналистской напряженности в Пенджабе, значению "зеленой революции", миграции рабочих, урбанизации населения в ■ сложных политически процессах посвящены работы Сача Сингх ■ -Гилля и К.С.Сингхала "Генезис пенджабской проблемы", статья С.Д.Соуза "Экономика, касты, религия и народонаселение", Топал Сингха "Социально-экономические основы пенджабского кризиса"'1.
После достижения независимости страны, индийские ученые,
1 A.Ch.Каpur, The Punjab crisis, New Delhi, 1985, p.206.
2 V.D.Chopra, R.K.Mishra, Niznal Singh, Agony of Punjab, Delhi, 1984. 224 p. ' '
J R.Kapur, A Sikh Separatism. The Politics of Faith London, 1986, 276 p.
^ The Punjab Crisis: Challenge and RospanBe, Ed. by Dr.Abida Samieddin, Delhi, 1985, 714 p.
анализируя процесс эволюции сикхского сепаратизма, выделяют два основных этапа. Первый (50-е - середина 60-х гг.) охватывает период, когда сикхская политическая партия Акали Дал возглавила-массовое движение сикхов за реорганизацию Пенджаба на этно-лингвистической основе (1966 г.). Второй (начало 70-х -до наших дней) связан с вовлечением сикхского фундаментализма в политическую борьбу за "автонсмизацих" штата от "индусской" Ицции.^. Эти вехи в развитии, сепаратизма в Пенджабе, на наш взгляд, заслуживают внимания и именно на них ориентировалась диссертант при. написании исследования.
По мнению индийских авторов, в последнее время как религия, так и партия Акали Дал находятся в состоянии, углубляющегося кризиса, В целях укрепления пошатнувшегося единства сикхской общины акалисты, лидеры духовенства, встали на путь выдвижения откровенно религиозно-фундаменталистских идей и лозунгов. Причем, ответственность за дестабилизации ситуации, в Пенджабе одни авторы тенденциозно целиком возлагают на политику ИНК, другие пытаются подходить более объективно. Так, например, профессор Балрадж Мадхок считает, что певджабская проблема является результатом просчетов, ошибок в политике Конгресса и непреклонности Акали Дал^.•
Нельзя согласиться с оценкой соглашения Р.Ганди - Х.С.Лон-говала по урегулированию пенджабской проблема, заключенного 24 июля 1985 г.,.данной в монографии "Пенджаб сегодня"'под редакцией Гобиндера Сингха^. На фоне достаточно, глубокого анализа событий в Пенджабе, авторы подвергают критике данный документ, выражают свою неудовлетворенность. Безусловно, подписанное соглашение не является гарантом решения всех проблем в Пенджабе. Вместе с тем, необходимо отметить, что именно в тех условиях оно было наиболее оптимальным вариантом на пути оздоровления ситуации в штате в случае его полной реализации..
Отмечая в целом важность исследований индийских ученых по
^ Chopra V.D., Mishra R.K., Nirual Singh. Agony of Punjab. New Delhi, 1984, p. 224.
2 Madhok Balraj, Punjab Problem.-The Muslim Connection, Hew Delhi, 1985, p.V., ÎJarsng A.S. Democracy, Development and Distortion, New Delhi, 1986, 207 p.
Punjab Today.Ed. by S.Singh, New Delhi,, 1987, 400 p.
избранной проблеме в качестве диссертации, следует подчеркнуть обилие в них фактологического материала, несмотря на имеющуюся описательность, а порой, тенденциозность изложения и отсутствия социально-экономического анализа.
В диссертации были привлечены также труды английских и . американских ученых, посвященные проблемам современного Пенджаба и пенджабского кризиса. Это работы английского специалиста Л.Ф.Ловедея Приора "Пенджабская прелюдия"* и американского ученого Пауля Р.Брасса "Пенджабский кризис и единство Индии."^. В их работах рассматриваются вопросы эволюции, возникновения и. процесс развития пенджабского кризиса.
Источники. Большую ценность для диссертационного исследования представляют источники. Условно их можно разделить на несколько групп.
К первой относятся труды, речи, письма, публикации выдающихся политических лидеров Индии: по внутренней и внешней полк-тике страны: Дж.Неру, Индиры Ганди, Раджива Ганди и других руководителей индийского государства. Именно в них наили свое отражение наиболее актуальные проблемы современной Индии - национализм, регионализм, коммунализм, сепаратизм, кастеизм, вопросы этно-национальной интеграции страны.
Вторую грушу источников составляют документы, резолюции партии Акали Дал, которые раскрывают характер требований политического, экономического и социального характера, предъявляемых акалистами центральному правительству, а также материалы соглашений партий ИНК и АД . В этом плане особо следует выделить публикацию важных документов правительством' Индии "в июле 1984 г. - "Белая книга о сс1бытиях в Пенджабе"^. В ней на основе значительного числа документов (договоров, соглашений, текстов
1 L.P. loveday Prior, Punjab Prelude, London, 1952.
2 Paul H.Brasa, The Punjab Crisis and the Unity of India // India's Democracy. An Analysis of Changing Society Halations. Relations. Ed. by Atul Kohli, Princeton (N.S.), 1988,
p.169-213.
Ряд вааных документов, относящихся к оассматриваеиой проблеме, представлены в монографиях: Мадхока Б. "Пенджабекая проблема с точки зрения мусульман". Капура А.Ч. "(I;ндхабсккЯ Дели 1§87 ПенджасГ сегодня" / Под ред. Г.Сиигха. Ньо
* White Papers on the Punjäb Agitation, Jew Delhi» 1984, 170 p.
резолюций, партийных программ и речей политических деятелей Индии и Пенджаба) обстоятельно представлены истоки и. суть пенджабской проблемы.
К третьей группе источников можно отнести национальную прессу Индии, современные индийские научные журналы, зарубежная пресса, а также материалы прессы СНГ', в частности независимой Республики Узбекистан.
Поставленная в диссертации проблема широко освещается в индийской прессе. Это журналы Блитц, Линк, Мейнстрим, Индиа Тудей, Гроджуэйт (на хинди), Ныо уэйв, Парти Лайф, а также газеты "Дейли, Дейли телеграф, Хиндустан Тайме, Индиэн экспресс, Нешнл геральд, Ныо Эйдж, Петриот, Стейтсмен, Трибюн, Тайме оф Индиа, Джан Юг (на хинди), Хиндустан' (на хинди).
■ Получив резонанс на международной арене, сикхское сепаратистское движение нашло свое освещение и в международной печати. Западные газеты и журналы - Интернэшнл Аффаирс, Морнинг Стар, Тайм, Уолл Стрит Джорнел и другие стали регулярно публиковать статьи, и комментарии о пенджабских событиях.
Беспокойная.ситуация в Пенджабе хорошо освещалась и в нашей отечественной периодической печати. На страницах газет и журналов - Известия, Правда, Комсомольская правда, Литературная газета, Азия и Африка сегодня, Народы Азии и Африки, За рубежом, Международная жизнь, Новое время и других публикуются статьи ведущих историков, политологов, экономистов, освещающих анализ и прогнозы по пенджабской проблеме.
Тревожная обстановка в Пенджабе освещалась также и на страницах печати Республики Узбекистан, таких как журналы Человек и политика (Коммунист Узбекистана), Инсон ва сиёсат (Узбекистон коммуниста), газеты Правда Востока, Узбекистон овози (Совет Узбекистони), Молодежь Узбекистана (Комсомолец Узбекистана).
Критический анализ отдельных источников дается в главах диссертации по мере исследования отдельных вопросов.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является комплексный анализ социально-экономических, религиозно-политических причин возникновения и развития сикхского сепаратистского движения, выявление роли региональной политической партии АД, других реакционных сил в разжигании сикхского коммуна-
лизма, позиций крупнейших политических партий, правительства страны по урегулированию пенджабской проблемы.
Из поставленной общей цели вытекают конкретные задачи исследования:
- проанализировать объективные и субъективные факторы, способствовавшие возникновению сикхского сепаратизма;
- воссоздать объективную историю возникновения и политическую эволюцию коммунализма;
- выявить идейно-политические позиции региональной партии Акали Дал, роль акалистов и сикхских экстремистов в стране и за рубежом в дестабилизации политической ситуации, в Индии ;
- исследовать политику ИНК(И), других крупнейших политических партий в решении ими пенджабской проблемы;
- проследить усилия и предпринимаемые меры правительством страны по сохранению территориального единства Индии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1970-х по 1990-й год. Этот выбор обусловлен тем, что в указанный период активизировалось сикхское сепаратистское движение, з основе которого было требование создания на территории штата "самостоятельного государства Халистан".
Выбор данного хронологического периода позволяет проследить и выделить основные этапы его развития, идейные концепции и политические цели, сикхских ксммуналистов-экстремистов, направленных на подрыэ социальной, политической, экономической стабильности не только Пенджаба, но и всей Индии.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе разработанной в историко-востоковедческой науке типологий современных политических, религиозных течений, впервые предпринята попытка комплексного исследования проблем, связанных с возникновением и развитием сикхского фундаментализма в Пенджабе.
Новизна диссертации заключается и в том, что на основе широкого круга оригинальных источников, зарубежной литературы прослеживаются основные этапы в эволюции сикхского сепаратизма, его различные течения в идеологии и политике, обусловленные спецификой социальной структуры сикхской общины, фракционная борьба между различными политическими, силами в партии Акали Дал, процесс роста политизации религиозной жизни сикхской общины в целом.
В работе на фоне массовой кампании насилия и террора, осуществляемой экстремистами на территории Певджаба, исследуются конкретные меры правительства Индии, крупнейших политических партий по нормализации, ситуации в Пенджабе.
Новым является и доказательство того, что в исследуемый период борьба двух тенденций (центробежной и центростремительной) в Пенджабе протекает волнообразно. Периоды выдвижения на первый план региональными политическими силами стремления к сохранению общеиндийского единства сменялись периодами резкой эскалации экстремизма и сепаратизма.
И, наконец, изученные материалы по теме диссертации проливают свет на тесную связь сепаратистского движения, традиционализма с проблемой национальной интеграции в штате, борьбу секуляристских и религиозных тенденций в общественно-политической жизни молодых независимых государств.
Методология исследования. Методологическую основу диссертации составляют труды отечественной и. зарубежной востоковедческой исторической и политологической литературы, монографии ученых-индологов. В свете новых реалий и пересмотра ряда догматических положений все более очевидной становится определенная недооценка в теории и. практике объективных общественных процессов в межнациональных отношениях, роста противоречий, свойственных многим государствам мира. Цивилизационный подход в сочетании с формационной спецификой .пенджабского общества, роли религии, традиций в общественном развитии Индии: послужили основой для раскрытия темы диссертации.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и обобщения диссертации могут быть использованы отечественной исторической наукой при исследовании общественно-политических процессов Индии в целом, в том числе различных аспектоз деятельности политических сил в ряде других регионов страны, выступающих за автономизацию и самоопределение в религиозной форме. Теоретические выводы и фактологический материал могут представить интерес для политологов, историков при изучении аналогичных политических процессов в других странах, включая независимые республики Средней Азии, государств СНГ. Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейших научных {аз-работок по истории, современной Индии, в разработке учебников
по истории отран Азии и Африки, спецкурсов и спецсеминаров по истории Индии, для высших и специальных учебных заведений. Материалы диссертации могут стать полезным подспорьем для журналистов и политических обозревателей средств массовой информации.
Апробация исследования. Диосрртация обсуждена на заседании отдела "Политического развития и общественных движений стран Южной Азии" Института востоковедения им. А.Р.Берунк Академии Наук Республики! Узбекистан и рекомендована к защите. Основные положения исследования были отражены в трех научных статьях, шести докладах на конференциях' молодых ученых Института востоковедения им. А.Р.Беруни; Академии Наук Республики Узбекистан в период 1987-1992 годы. Кроме того, по теме диссертации. опубликованы две статьи в центральных газетах Республики Узбекистан.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. , ,
Зо введении: сформулированы цель и задачи исследования, обосновывается научная новизна и актуальность проблемы, показана методологическая база, даны оценка источникозой базы, хронологические рамки исследования и практическая значимость работы.
Первая глава - "Социально-экономические и политические факторы возникновения сикхского сепаратистского движения" - посвящена исследованию предпосылок возникновения сикхского сепаратистского движения в Пенджабе.
В главе отмечается роль и значение штата Пенджаб 3" экономике и политической жизни Республики Индия. Вопреки.утверждениям руководителей сикхских автономистов и сепаратистов показывается, что Пенджаб пользуется всеми правами, которыми наделены индийские штаты Конституцией страны. Более того, зо многих сферах социально-политической структуры Пенджаб находится в сравнительно более благоприятном положении, чем некоторые другие регионы страны.
Возникновение сикхского сепаратистского движения было вызвано всем комплексом исторических, социально-экономических, политических, языковых и внешних факторов. Среди них особое место занимает религиозный фактор. Активная пропаганда идея сак-
хизма обусловлена как особенностями самой религии,, так и всей историей становления и развития сикхской общины.
Питательной средой для возникновения религиозно-коммуна-листских конфликтов наряду с другими социальными: факторами, является сохранение пережитков средневекового иррационального мировоззрения, чрезвычайно медленное распространение грамотности и образования, не поспевающее за темпами роста населения. Экстремистски настроенные сикхские руководители стреыиг-лись внедрить в массы мысль о том, что "религия сикхизм находится в опасности", всячески противопоставляя сикхов и. индусов, требуя отделения "сикхского" Пенджаба от "индусской" Индии. В первоначально мирной по своему характеру сикхской общине в последующем все более проявлялась тенденция к милитаризму. Сепаратистское националистическое движения за создание "самостоятельного государства Халистан" на основе теории, -' "сикхи - отдельная нация", протекает под различными лозунгами. В начале 80-х годов око стало серьезной угрозой политической стабильности и национальному единству йнди^ Сикхский сепаратизм ныне составляет основу дезинтегрирующих течений в стране. Концепция - "сикхи - отдельная нация" не может быть определяющей для характеристики общепринятого понятия нации, и религиозной принадлежности к сикхской общине явно недостаточно для отделения от Индии и создания самостоятельного государства на основе лишь конфессиональной общности части населения штата.
Во второй главе диссертации - "Сикхские сепаратисты в Индии и за рубежом" - рассматриваются создание и акции сикхских сепаратистских организаций и групп в Индии, и, странах Запада, их роль в дестабилизации, политической обстановки в стране.
Данные индийских архивов, правительственные документы, опубликованные в Индии, свидетельствуют о наличии различных сикхских сепаратистских организаций и групп типя Дал Хальса, Баббар Хальса, А'^анд киртани джатха и др., которые базируются за рубежом - в США, Англии., Канаде, ФРГ и других странах Европы и Азии. Анализ их деятельности, (на основе официальных источников) свидетельствует, что основной целью зарубежного сепаратистского движения сикхов является раскол единства страны на основе религиозно-общинных противоречий и создание самостоятельного сикхского государства "Халистан" в Пенджабе по кон-
фессиональному признаку. Сепаратистские организации за рубежом опираются на финансовую, военную и моральную поддержку некоторых реакционных сил, заинтересованных в дестабилизации обстановки в Индии. Бывший министр финансов, лвдер сикхских сепаратистов, проживавший в эмиграции в США, Дж.С.Чаухан объявил себя президентом несуществующего государства "Халистан". Правительство Индии, обеспокоенное активизацией сикхских сепаратистов, религиозным фанатизмом, призвало все прогрессивные силы страны к борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Убийство премьер-министра. Индии Индиры Ганди (31 октября 1984 г.) сикхскими фанатиками-сепаратистами преследовало цель: создать в стране атмосферу хаоса и анархии, ускорить процесс переселения сикхов, живущих в других штатах, в Пенджаб, 'и заставить их тем самым отказаться от поддержки ИНК(И) и примкнуть к сепаратистскому движению за образование "Халистана". Но планы экстремистов потерпели провал. 15 января 1985 г. новый премьер-министр Раджив Ганди в первой же официальной речи призвал весь индийский народ к мирному урегулированию пенджабской проблемы и создал специальный комитет в этих целях..
В третьей главе диссертации - "Политический кризис в Пенджабе в 70-80-е годы и позиции крупнейших политических партий Индии" исследуется второй этап в эволюции сикхского экстремизма и анализируются деятельность, позиции крупнейшей политической партии ИНК(И), АД по урегулированию ситуации в Пенджабе. Изучение индийских документов, 'литературы по Пенджабу свиде- ' тельствует, что в 70-х годах начался второй этап в развитии сикхского сепаратистского движения, который характеризуется ростом сикхского фундаментализма-и началом активной политической борьбы за "автономию" Пенджаба. Политические требования .. "отделения" штата от Индии и создание независимого государств ва были заложены в резолюции партии АД, принятой в октябре 1973 г. в г.Анандпур-Сахибе. В ней нашли свое отражение экономические, политические, религиозные позиции этой партии, а также сформулированы основные претензии акалистов к индийскому правительству, в частности, территориальные, предусматривающие присоединение к "новому Пенджабу" ряда районов в соседних штатах. Соответственно были вцдвинуты новые лозунги типа "Акали Дал - партия сикхов", "сикхи - отдельная, особая нация", "религия сикхизма в опасности" и т.д. В ответ на террористиче-
ские акций сепаратистов 7 октября 1983 г. правительство страны ввело на территории Пенджаба президентское правление. Но акты диверсий не прекратились. Правительство ИНКОО, опираясь на поддержку левых сил, различных политических партий для пресечения бесчинств экстремистов и в целях защиты жизни граждан и единства страны направило в Пенджаб правительственные войска. 7 июня 1984 г. они взяли штурмом сикхскую святыню - храмовый комплекс Хари-Мандир (Золотой храм) в священном городе сикхов Амритсаре, убежище сикхских экстремистов, замешанных в террористических актах против мирного населения. "Эта операция правительственных войск в Пенджабе, известная под названием "Голубая 'звезда", получила двойной резонанс в стране. С одной стороны, она была положительно воспринята прогрессивной общественностью Индии, как акцией по ликвидации терроризма и сепаратизма, способствующая укреплению авторитета правительства страны.' А с другой стороны, - недовольство определенных кругов сикхской общины, расценивших ее как осквернение религиозной святыни.
24 июля 1985 г. Р.Ганди подписал с председателем партии АД ХЛонговалом. "Меморандум по урегулированию". Его цель: мир и нормализация ситуации в Пенджабе. Казалось, конфликт должен быть исчерпан. Но вскоре в АД произошел раскол. Отколовшееся экстремистское крыло, получившее название "Единая Акали Дал", призвало сикхов к насильственной борьбе против индусов и центрального правительства. Расценив подписание Меморандума как "предательство интересов сикхов", 20 августа 1985 г. экстремисты убили. ХДонговала. Идеологи АД, прикрываясь религией, толкнули свой народ К1 путь терроризма и сепаратизма. Сепаратистское религиозно-общинное движение сикхских экстремистов было инспирировано партией АД. \
Позиции ИНК (И) л решении, пенджабской проблемы в основном сагадают с политикой центрального правительства. Резолюции, документы этой крупнейшей политической партии свидетельствуют, что она на протяжении исследуемого периода выступала против экстремизма, сепаратизма и террора, призывала к миру, консенсусу и мирному политическому решению пенджабской проблемы.
В 1990 г. премьер-министр В.П.Сингх дважды провел в Амритсаре совещание представителей крупнейших политических партий в целях урегулирования пенджабского кризиса. В.П.Сингх ка-
:егорически отказался пойти на компромисс с террористами и се-[аратистами по вопросам национального единства и территоршль-юй целостности страны. В одном из своих выступлений он зая-¡ил, что "государство - это не листок бумаги, на котором на-1ертана географическая карта".
В конце декабря 1990 г. в Дели состоялась встреча преиь-;р-министра Индии. Чандра Шекхара - лидера Днаната Дал с одним 13 руководителей пенджабских сепаратистов Симранджитом Синг-сом, которая практически окончилась безрезультатно. За корот-сий срок своего существования правительство Ч.Шекхара не смог-ю, да и не успело предпринять радикальных мер по решении 1енджабской проблемы. В июне 1991 г. к власти в Индии вновь тришло правительство во главе с лидером ИКС Нарасимха Еао.
Позиция как 'индийского правительства, так и всех крупней-зих политических партий страны однозначна - не допустить рас-гленения страны.
Рассмотрение сути пенджабской проблемы показывает, что появление и нарастание сикхского религиозно-общинного конфликта связано с секуляризацией индийского обцестза. Ослабление» кастовой иерархии делает возможным рост сикхского религиозного коммунализма. Но если сикхско-индусский конфликт связан с аеобратиными процессами, не станет ли Халистан, в конечном итоге, такой же реальностью, как Пакистан? По мнении А.Г.Вельского и Д.Е.Фурмана, такой неизбежности нет. Во-первых, даже раз- . дел Индии в 1947 г. был не неизбежностью, но реализовался он в результате множества конкретных решений и действий. Во-вторых, и это самое важное, секуляризационные процессы, обостряя на определенном этапе коммуналистские настроения, в дальнейшем начинают расшатывать общинное сознание. Растет роль тех новых светских, классовых, идеологически-политических и других идентификаций, которые доминируют над религиозно-общинными идентификациями. В-третьих, как уже было отмечено, коммуналистские настроения разделяются далеко не всеми индийцами.
В заключении на основе анализа и обобщения изложенного з диссертации материала сделаны следующие выводы:
Эволюция сикхского сепаратистского движения в Пенджабе и особенно беспрецедентная активизация сикхских экстремистов в 80-е годы (когда сикхи - сторонники движения - за расаирение автономии штата объединились с религиозными фундаменталистами).
призывали сепаратистских сикхских организаций как внутри, так и вне страны, к отторжению штата от Индии и созданию на его территории "самостоятельного государства Халистан" на основе конфессиональной общности сккхоз. вспышки терроризма обусловлены сложным комплексом исторических, экономических, политических и культурных причин, особенностями развития сикхской общины и. самой религии сикхизма.
Курс центрального правительства Индии (начиная с 1980 г.) на ускоренное развитие единого общенационального рынка, централизацию ресурсов и переориентацию экономической политики, в пользу крупной буржуазии, усиление роли центра в экономических преобразованиях - все это способствовало росту соперничества между различными группами этно-национальной буржуазии. Между ними на общеиндийском уровне развивается борьба в. различных видах межэтнических, межобщинных, межкастовых конфликтов по вопросам социально-экономической политики, автономии штатов и финансовых отношений центра и отдельных регионов.
Усиление сикхского фундаментализма и сепаратизма в Пенджабе в 70-60-е годы было во многом обусловлено переменами в экономике штата, затронувшими как сельскохозяйственный, так и индустриальный сектор. До начала 70-х годов экономические интересы сельского населения Пенджаба вполне устраивала политика правящей партии ИНК(И), выдвинувшая широкую программу развития сельского хозяйства, включая "зеленую революцию". Обширные государственные капиталовложения в строительство ирригационных, энергетических проектов привели не только, к резкому росту сельскохозяйственной продукции, но и появлению новой прослойки капитализирующихся фермеров, принадлежащих, как правило, к высшим землевладельческим кастам сикхов-джатов.
Но по мере того как возможности "зеленой революции" оказались исчерпанными, а также в связи с изменившимися экономическими условиями, связанными с политикой центра и партии ИНК(й), союз сикхских фермеров-джатов и городских промышленников (в основном индусов по религиозной принадлежности) был подорван. Попытки сикхов-джатов перевести сзои капиталы в промышленность и предпринимательство и тем самым усилить свое политическое влияние пресекались промышленниками-индусами. В столкновении непосредственных интересов этих двух социальных слоев и лекал первоначальный узел противоречий, вспыхнувших в Пендкабе.
Концентрация земли з руках сикхских элитарных слоев в деревнях способствовала росту противоречий между фермерами-джа-тами и безземельными крестьянами, батраками, особенно сельскохозяйственными рабочими (многие из которых были индусами не пенджабского происхождения). Именно экстремистски настроенные высшие элитарные слои сикхской общины, стремясь сгладить социальные конфликты в деревне, широко использовали фундаменталистские лозунги о "засилии индусов в Пенджабе" в разжигании коммуналистских настроений, в попытках представить сезонных рабочих - выходцев из других штатов (преимущественно индусов) единственными виновниками ухудшения положения сикхской сельской бедноты.
В начале 80-х годов некоторые тенденции в политике ИНК(И) (в частности, попытки центрального правительства ограничить доли Пенджаба в централизованно распределяемых капиталовложениях, контроль над раздачей лицензий на строительство предприятий, передача капиталовложений з бедные,, но более населенные области, где преобладали индусы) оценивались многими сикхами как прямой ущерб их экономическим интересам.
Экстремистские и сепаратистские тенденции в политике сикхских лидеров во многом также объясняются наследием колониального прошлого, когда англичане во внутренней политике страны активно-использовали религиозный фанатизм и межобщинную рознь. Колониальная администрация в Пенджабе в целях раскола освободительного движения стремилась поддерживать среди сикхов представление, что они являются самостоятельной нацией, а их традиция не зависит от общеиндийского культурного духовного наследия. Поэтому з наши дни довольно многочисленные слои сикхской молодежи выступают с призывами к защите "традиционных сикхских ценностей" любым путем, включая экстремистские выступления и прямой террор.
Экстремистское сепаратистское движение з Пенджабе возглавляют в основном определенные слои сикхской сельской буржуазии, которая стремится при поддержке широких масс добиться осуществления своих экономических интересов. Сна спирается на определенные слои горожан: выходцев из деревни в поисках работа, студентов, частично представителей интеллигенции, пслучиэзих образование, но не нашедших применения своим зка?г<я.ч, ж. отчаявшиеся слои городского люмпенства :-г паугкрсз. Однако з период
1988 гг. экстремистским лидерам не удалось втянуть в политическую борьбу крестьян и основным центром борьбы оставался город.
В ответ на коммуналистсхую, сепаратистскую пропаганду сикхских религиозных деятелей в Пенджабе активизируют свою деятельность индусско-шовинистические силы, политические партии, выдвинув лозунг "индусское братство", "отплатить сикхам той же монетой".
Социально-политический процесс в Пенджабе в 70-80-е годы убедительно свидетельствует о том, что активизация коммунализ-ма, сепаратизма, политическая нестабильность, фракционная борьба, соперничающие фракционные альянсы определяют особенности ' его эволюции, затрудняют формирование четких партийно-политических структур. Именно эти факторы сужают роль-национально-территориальной автономии как важного фактора этнической консолидации пенджабцев.
■ Будущее штата - за объединенными усилиями демократических сил не только Пенджаба, но и страны в целом,'способных протисо-стоять'сепаратизму на основе Конфессиональной общности сикхов.
ЙНК(И) обеспечил себе две трети мест на выборах в Законодательное собрание штата в феврале 1992,г. Он получил все 13 мандатов, которые полагаатся Пенджабу пропорционально числу избирателей в Народную палату индийского парламента. Лидеры ЙНК0О считают больаим успехом то, что выборы удалось провести, несмотря на бойкот АД и запугивания избирателей сикхскими экстремистами. Для этого пришлось направить в штат дополнительно армейские и полицейские силы. Конгресс намерен сформировать однопартийное правительство Пенджаба. По мнению конгрессистов, гражданское правительство, каким бы оно ни было, лучше чем полицейская власть, которая вераит дела в'Пенджабе с мая 1987 г., когда таи было'введено президентское правление. Конгрессио^ты рассчитывают на^го, что постепенно правительство завоюет поддержку основной массы кителей Пенджаба и умеренных политических деятелей и между властями штата и Дели начнется диалог, который в конечном счете приблизит решение пенджабской проблемы.
Накануне раздела Индии Дк.Неру писал, что если Индия будет расколота на две или более частей и не сможет функциониро-'вать как политически и экономически единое целое, это серьезно отразится на ее развитии, это окажет прямое ослабляющее воздействие. Лвбое расчленение Индии на религиозной основе не может
зтделить приверженцев главных религий Индии друг от друга, ибо эни рассеяны по всей стране. Даже если территории, на которых каждая группа составляет большинство, будут отделены друг от цруга, на каждой такой территории останутся значительные мень-линства, принадлежащие к другой группе. Таким образом, вместо того, чтобы разрешить проблему меньшинства, мы создаем взамен одной такой проблемы, несколько. "Когда в основу раздела кладется религиозный признак, всякое логическое решение проблемы становится невозможным. Это возврат к некой средневековой концепции, которая неприменима к современному миру. Отождествление религии с нацией нельзя признать обычным . То, о чем предупреждал Дж.Неру 48 лет тому назад, вполне соответствует нынешней ситуации в Индии, вопреки мнениям, циркулирующим-среди сикхских сепаратистов. Словом, у сепаратизма нет будущего.
Во всяком случае, ни. одно правительство Индии, какая бы партия не пришла к власти, никогда не допустит отделения территории. Индия привержена демократии. Однако демократия предполагает соблюдение прав человека, защиту конституционных ус-' тоев, а не расчленение страны в угоду фанатикам, размахивающим флагом независимости. Можно выразить уверенность в том, что все демократические и национально-патриотические силы крепкого, централизованного индийского государства совместными усилиями сумеют отбить происки внутренней и внешней реакции - главных врагов независимой Индии, ее единства и территориальной целостности и обеспечить развитие страньг по пути мира, демократии и социального прогресса.
Основные .положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Сепаратистское движение в Пенджабе // Коммунист Узбекистана. 1989. № 4. - 0,3 п.л.
2. Сепаратчиларнинг Панджобдаги эрракати // Узбекистон Коммунисти. 1989. № 4. - 0,4 п.л.
3. Сепаратистское движение в Пенджабе и проблема целостности Индии (70-80-е годы) // Проблемы истории и культуры народов Средней Азии и стран Зарубежного Востока. Ташкент: Фан, 1991. - 0,5 п.л.
1 Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955. С.579, 582, 584-585.
"Панкобда сихларнинг- айирмачилик царакати ва ^индистон яхлитлигини сачлаш муаммоси (1970-1960 йиллар)" мавзу-сидаги диссергвцияга резюме.
60-йидларнинг бошшрида Папкоб штатидаги сихларнинг айирма-чилик (септаратистик) ^аракати Хиндимоннинг миллий бирлиги ва бутунлиги учун энг квддий хавфга вйланди. ^инду ва мусулмон коммунализмибилан бир цатордв сихлар айирмачилиги бугунги кунда мвмлакат бар^арорлиги ва осойишталиги учун кагга газ^дид турдир-ди. Сих айирмачилари дин есосида "муста^ил сихлар давдати -Холистон" ки тузиш талабини ^ймоцдалар. Шу сабабдан умум^индис-тон и^тисодий, сиёсий ва маданий тараадиёгининг икки хил йунали-шини бир-бирига таъсйр динамикасини твдци^ этиш, мамлакатни бу-лишгв интилган кучлар, иунингдек мамлакатдаги анъанавийлик (традиционализм), дин ва касталарни камлвкат худудида тутган ролини урганиш катта илмяй ва сиёсий а^амият касб эгади.
Диссертацияда сих айирмачилик ?;аракатини вугудга келиши ва усиши, бу штатдаги Акали Дел сиёсий партиясининг ва сих коммуна-лизмини кучайишида Ъошча тескари кучларнинг роли :комплекс равиш-да тсщлил этилган.
Диссертацияда биринчи марта Панжобдаги сих фувдамекгализми-ни пайдо булисш ва кучайисига оид муамколар здер томонлана ёри-тклган. Тад^и^отда талайгина оригинал манбаълар, мамлакатимиз олимлари з;амда инглиз ва з?инди тилида яратилган адабиёт асорида сих сепаратизм!! эволюциясини асосий босчичлари, сихлар ¡камоаси социал тузумини узига хослиги, гоявий-сиёсий со^ада унинг турди олимлари ва куриниилари, Акали Дал партиясидаги лар хил сиёсий кучларнинг тарафкашлик кураши, сихлар зкамоасида дин билан сиёсат' ни цориЕиб кетиш караёни уз аксини топтан.
Диссертацияда Хиндистон у.укуматини, Хиндистон Миллий Конгре си (И)ни Пакиобда юз бераётган зуравонлик ва террорчиликни дафъ, атии, бу птатдаги огир вазиятни согломлаитиришга цвратилган чора-тадбирларн баён чшшнган.
Панкобда сихларнинг айирмачилик ^аракатини эвслюцияси ва ейницса 80-йилларда скх акстремистларининг кирдикорлари мисли !урилмаган даражада зурайиши. сих айирмачиларининг диний фундаме талистлар билан бирикишн, мамлакат ва чет элдагк сих тешкилотла-рина Панкобни Хиндкстокдан вкратиб олив, унинг уркида аса сихяар книг диний умукиЕлнги асосвдо "муСТВЦИЛ Холистон ДаВЛЕТИ"К13
тузии, тэррористик чицишларни авя олиши тарихий, ицтисодиЯ, сиёсий ва маданий омилларининг мураккаб комплекса за бевосита сикхизм за сих ггамоасининг фаолияти билан борлич эканлиги диссерта-цияда муфассал курсатилган.
Шунингдек утмишда Хиндистондаги инглиз мустамлакачиларининг бу мамлакатда *ар хил диний зъги^одга мансуб булган жамоаларини бир-бирига гиж-гихлатиши ^озирги кунда сих лидерларининг экс-трекистик ва сепаратчилик сиёсатида уз аксини топмовда. "Булиб ташла ва хукмронлик г^ил" деган а^идага содич булган Панжобдаги мустамлака маъмурлари утмишда хинд озодлик ^аракатига рахна солип ниятида "сихлар - ало^ида миллатдйр" 'деган тушунчаки сихлар онгига сингдиришга куп уриндилар. Сих айирмачиларининг сиёсати дин билан чамбарчаст бириккан, бинобарин, муайян сиёсий кучлар динни рукач ^илиб "сихларни бирлик"ка даъват этмокда. Панжобдаги во^еаларни кечиши штатнинг истицболи Панжо£ аа мамлакатда руй бе-раётган сепаратизмга чарши чи^аоладиган барча демократик кучларни якдиллик билан *аракат чилишларига борлиц эканлигини курсатиб ту-рибди. Муста^кам ва марказлашган ^индистон давлатини миллий-ватан-парвар кучлари Хиндистон муста^иллигини ха'вфли душманлари-ички ва таш!?и реакциянинг кирдикорларига бирдамлик о'илан бардам бара сла-дилар, бу мамлакат бирлиги, бутунлиги ва яхлитлигини са!?лаб цола-дилар хамда Хиндястонни тинчлик, демократия ва социал таранциёт йулидан боришишг таъминлайдилар.
Диссертацияда келтирилган хулосалар хозирги Панжоб ва Хиндис-тондаги ижтимоий-сиёсий жараёнларни, ту жумладан, мамлакатни бош^а вилоятларда дин номи билан иш куриб, айркм штагларда "алохидалик" ва "автономиячилик"ка интилаётган сиёсий кучларни фаолиятини урга-нишда тарих фанимизга ёрдам! беради. Еунингдек тад^ицотда келтирил-ган назарий хулоса ва фактик материеллар Урта Осиё республккалари. Муста^ил Давлатлар Хамд?стлигида шунга ухеше сиёсий жараёнларни урганаётган мутахассисларга за тарихчиларга ас^отади. Днссертация-даги материаллар Хиндистонни у.озирги закон тарихини ургаииш, * • Осиё ва Африка мамлакатлари тарихидан дарсликлар тузицда, олиЯ учув билнмгохларииинг тарих ва иар^шунослик куллиётларида махсус курс-лар тайёрлаида дойдаланилади.
Summary of the thesia "Sikh separatist movement In Punjab and the problem of preservation of India's integrity in 1970-1980".
By tke beginning of the 80 Sikh separatism in Punjab state has-become a serious threat to the national community Sikh separatism along with Indian and communalism is the danger for political stability of the country.
Sikh extremists demand to establish .an independent Sikh state
Holistan based oil the religious principles. Therefore to study "the dynamics of the interaction of two tendencies in the develop ment of- the Indian economic, political and cultural coijiMnity,th role of religion, traditions and castes in the trends, disinter-grating the country, is of important scientific and political significance.' •:
. The aim of-the"thesis is comprehensive analysis socia-econonx religio-political reasons of the origin and development of the Sikh separatist movement and elucidations of the role of the religious political party Akali Dal and other reactionary forces in rouring Sikh communalism.
A. comprehensive investigation of problems associated wich th origion and development of Sikh fundamentalism in Punjab has bee: firsty attempted, in this thesia.
On the basis of numerous original, foreing and domestic literature in English and Hindi one can observe basic stages in the evolution of Sikh separatism, its varius frends in policy and ideology, stipulated by special sotial structure of Sikh • community, fractional struggle among rarior.s political forces in the Akali Dal party and politization of reli~0u3 life in the Si': rc=unity ay a r.-hole.
This paper Investigates the decisive me-sures of the Indian jversent, the' largest political party of the Indian national sngress, In normalisation of the situation in Punjab, against le vridw spread carupaien of terror and violence, conducting j extremisds in Punjab. '
The thecis veveals that evolution of Sikh separatist movement a Punjab, especially unprecedented activity of the Sikh ¡ctreaists in the 8§ a when the Sikhs, supporting the erpan-tion f the state autonomy have been unitied with religious funda-entatists, the appeals of the country and out of the state roa India end to establish on its territory "self determined tate "Holistan" based on the confessional Sikh community, he outbreaks of historical, socio psychological, economic, olitical, socio-p3ychological, and cultural reasons and by the pecific features of the development of the Sikh community nd religion of.the Sichisn itself.' "
Estrsriiets and separatist'tendencies in policy of the ikh leaders сел be largely explained by the heritage of the olonial past vrhen the English 'authorities' in 2nd: з used actively thereligous fanaticimis and intercommunity dissension. !o disrupt the national liberation movement in Punjab'the' :olon3al administration tried to maintain the idea among Sikhs -;hat they are independent nation. The situation in Punjab shovrs ;hat the future of this state is in the unitied efforts of all ■ lemocratic forces not only in Punjab, but in the whole country, ;he forces able t& resist separatism on the basis of the ;onfessional community of Sikhs. It is shown in the paper that all the democratic and national patriotic forses of the
strong centralised Indian state Till "be able to frustrate the sche~-.es of inner r.nd ■ outer reaction, the main enemies of indefendent of the country on its way to peace, denooraoy and
social progress. General conclusions of the thesis can be used by our and foreign history scientists while studying the socio-political progresses in Indie as a Whole, including various aspects of the activity of political forces in soine other regions of the country, supporting autonomization and self-determination on the religious basis. Theoretical conclusions and facts can be of interest for political scientists ar.d historians in their studies similar political processes in other countries, including independent republics of Central Asia and countries of"CIS-common wealth of independene ce states. 'The material of the thesis can be' used for further . scientific research in history of modem India in the development of textbooks on-history of Asian and African countries as well as specific courses and seminars for higher educational institutions.
Подписано в печать - 2.4.1993 г. Форинт бумаги 60x84 Бумага типографская й I. Печать "РОТАПРИНТ". Объём 1.0. Тираж - 100 экз. Заказ й 27. Рогаприит "Билии" - 93. Тавкент, ул. А.Кад1ьри, 13.