автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Сила власти: аксиологический и философско-антропологический аспекты

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Карпун, Алексей Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Сила власти: аксиологический и философско-антропологический аспекты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сила власти: аксиологический и философско-антропологический аспекты"

Карпун Алексей Борисович

СИЛА ВЛАСТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ (на примере политической власти)

09.00.13. - религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону - 2008

Работа выполнена в ФГОУ ВГ10 «Ростовский юридический институт МВД России»

ДОК|Ор 4;ИЛОСифСКйХ Hay К, ДОЦСги

iiaj'inbiii рукиоидшсли^

Матяш Дмитрий Владимирович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Давидович Всеволод Евгеньевич

кандидат философских наук, доцент Лубский Роман Анатольевич

Ведущая организация - Южно-российский государственный университет экономики и сервиса

Защита состоится «23» апреля 2008 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.208.13 по философским наукам при Южном Федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 148.

Автореферат разослан «22» марта 2008 г.

Ученый секр диссертацио]

Шульман М.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Конец Холодной войны и биполярного деления мира снова поставил вопрос жизнеспособного международного права, укорененного в новом мировом порядке Этот вопрос назрел еще перед Первой мировои войной и возник снова после Второй мировой с поражением Третьего Рейха Если считать, что политически 20-й век начался с «Великой Войны» в 1914-м и окончился с развалом Советского Союза в 1989-м, то можно рассматривать его длинным периодом времени, в течение которого вопрос нового мирового порядка находился в подвешенном состоянии, прежде всего из-за конфронтации между Вильсонизмом и Ленинизмом

И Лига Наций, и Организация Объединенных Наций пытались воссоздать международное право и закон земли, но так и не смогли То, что считалось международным правом на протяжении 20-го века, в значительной степени было лишь переходной ситуацией, чем настоящей системой принятых во всем мире правил, управляющих международными взаимоотношениями Геополитический паралич, вызванный неразрешенным конфликтом двух сверхдержав, создал равновесие страха, которое стало действенным эквивалентом устойчивого мирового порядка Но такое состояние дел просто откладывало достижение соглашения и необходимость создания нового мирового порядка

Очевидно, что уход национальных государств, поиск новых политических форм, вспышка новых типов конфликтов приводит к политике с позиций силы, которая, по мнению Клаузевитца, является разновидность внешней политики, в которой достижение поставленных политических целей связывается, главным образом, с оказанием военного давления и прямым применением средств вооруженного насилия со стороны одного государства против другого, более слабого в военном отношении государства

В прошлом политика с позиции силы считалась наиболее действенной и рациональной, открывающей кратчайшие пути к решению поставленных задач и предполагала

- достижение подавляющего или, по меньшей мере, значительного превосходства над потенциальным противником, особенно в решающих средствах вооруженной борьбы,

- создание мощного силового потенциала (как правило, далеко за пределами оборонной достаточности) и постоянное его наращивание,

- организацию превентивных военно-политических акций,

- использование методов диетата, угроз и демонстрации военной мощи, преднамеренного подрыва военного и экономического могущества других государств,

- оказание давления на нейтральные государства в целях их подчинения своей политике

В современных условиях взаимозависимости между национальной и международной безопасностью, развития политической и экономической интеграции, могущества оружия политика с позиции силы обычно не приводит к достижению ожидаемых результатов Тем не менее, попытки реализовать такую политику в расчете на использование определенных преимуществ продолжают иметь место со стороны крупнейших в военном отношении государств и военно-политических блоков.

Несмотря на полный запрет в статье 2 Устава ООН применения силы как средства национальной политики, вооруженные конфликты, к сожалению, все еще имеют место в различных точках нашей планеты, включая территорию государств-участников Содружества Независимых Государств Это обусловлено самыми разнообразными причинами, среди которых можно назвать существование неразрешенных территориальных споров, наличие национальных проблем ятп Однако какими бы ни были эти причины, вооруженные конфликты продолжат происходить.

Международное право по своей сути является правом мира и оно направлено, прежде всего, на недопущение вооруженных конфликтов, но поскольку конфликты происходят, оно также содержит и нормы, применяемые в период вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и

регулирующие поведение воюющих сторон в целях защиты от тяжких последствий военных действий мирного населения и иных категорий людей

Степень разработанности проблемы. Начиная с 90-х годов XX века, проблема легальности и легитимности применения силы в политике становится одной из главных в исследованиях не только политологов, социологов, экономистов, но также юристов, философов, историков, биологов, психологов и др

Сущность понятия «сила в политике» стали тесно связывать с понятием «национальная безопасность», а содержание и эволюцию этих понятий стали анализировать еще в начале восьмидесятых годов XX века Общеметодологические вопросы стали предметом внимания Арбатова А , Алексина В , Белова П , Гречко П, Игнатова В , Илларионова Н , Кургиняна С , Поликарпова В , Понеделкова А , Старостина А , Таранцова В и др

В дальнейшем появились работы, посвященные рассмотрению проблемы легальности и легитимности применения силы в политике в различных контекстах Так, геополитический срез проблемы исследуется Арсентьевым М, Артамоновым В , Бзежинским 3 , Гаджиевым К , Дугиным А , Ивашовым Л , Киссинджером Г , Подберезкиным А , Рябцевым В , Семеновым В , Поздняковым Э и др

Аксиологический подход анализируется в работах Абалкина Л, Бабурина С , Загладина Н , Кузнецова В , Мартынова Б , Мусихина Г и др

Особое внимание уделяют исследователи вопросам легальности и легитимности применения силы в политике России, в частности, связанной с социальной дифференциацией, которая приводит к формированию взаимоисключающих интересов, а, следовательно, росту социальной напряженности Достаточно назвать работы Возженикова А., Осипова Г, Подберезкина А и Макарова В

Социально-политические проблемы легальности и легитимности применения силы рассматриваются в работах Анохина М , Барсамова В , Дерюгина Ю , Макеева А , Манилова В , Митрохина В , Осипова Г , Пирумова В , Прохожева А , Шершнева Л и др Право и сила, с точки зрения указанных ав-

торов, являются сложными и многомерными социально-политическими явлениями, которые имеют конкретно-исторический характер и тесно связаны со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество» что, безусловно, свидетельствует философской составляющей проблемы

В литературе вместе с понятием легитимности часто достаточно широко используется и понятие харизмы Так, Парсонс утверждает, что общество - это система, коллективная жизнь в которой организована вокруг «структурированного нормативного порядка», который является ее ядром Ценности этого порядка, его нормы и правила получают легитимность только благодаря тому, что они соотнесены с системой культуры, которая не является частью общества, а автономна и содержит ценности, несводимые к социальным условиям порождения правил и норм Ш Айзенштадт, исследуя, прежде всего так называемые «исторические бюрократические общества», писал о том, что в них «политическая система» обладает определенной степенью автономии По мнению С М Липсета, легитимность предполагает способность системы порождать и поддерживать веру, что существующие политические институты наиболее пригодны для общества

Попыткой радикальным образом переформулировать проблему стало предложение Н Лумана перевести проблему легитимности во временное измерение, темпорализовать ее

Случай столкновения двух воль называют «борьбой», причем мирная борьба, без применения физического насилия, называется конкуренцией Наибольшее внимание понятию борьбы уделил Зиммель.

Вопросы применения силы в политике на юге России исследуются такими авторами, как Абдулатипов Р , Авдулов Н, Алиев Р, Дегоев В , Денисова Г, Добаев И , Кургинян С , Малышев Д, Смирнов В , Хоперская Л, Черноус В и др Более того, при поддержке Администрации Ростовской области и Фонда Ф Эберта (ФРГ), проведена научно-практическая конференция, посвященная проблемам региональной безопасности и экономического

развития в условиях дифференцированной этнокультурной среды Очевидно, что постановка и решение такого рода проблем актуальны не только для Южного региона страны

Однако, несмотря на наличие обширной исследовательской литературы по проблемам легальности и легитимности применения силы в политике, анализ специфики силового решения национальных интересов России в условиях становления нового евразийского геополитического пространства только начинается, о чем свидетельствует отсутствие их концептуальной и методологической разработки

Объект исследовании - власть и властные отношения

Предмет исследования - сила как способ институализации власти

Цель диссертационного исследования состоит в аксиологическом и фи-лософско-антропологическом осмыслении специфики проблем легальности и легитимности применения силы в политике

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе ставятся и решаются следующие основные задачи

- рассмотреть в контексте философско-антропологического измерения понятие силы и оценить его значение,

- выявить содержание и функции средств реализации «силы» в контексте института власти, рассмотреть условия и факторы, обусловливающие применение силы,

- изучить факторы, легализующие применения властью силы,

- обосновать необходимость концептуально-организационных новаций для повышения эффективности определения силы власти и власти силы, дать их содержательную характеристику,

- изучить зарубежный опыт осуществления власти силы в пространстве баланса силы права и права силы,

- разработать теоретическую модель российского потенциала решения политических вопросов с позиции силы

Научная новизна диссертационного исследования состоит во всестороннем рассмотрении проблем легальности и легитимности применения силы в политике, а также процессов и факторов, влияющих на применение силы в политике, обосновании важнейших принципов, способов и методов эффективного функционирования

К результатам исследования, обладающими признаками новизны, можно отнести следующие

- рассмотрено в контексте философско-антропологического измерения понятие силы, выявлены объективные причины, которые в современных условиях социально-политической и экономической нестабильности превращают международную арену в своеобразный ресурс обеспечения высокого уровня применения политики силы,

- всесторонне проанализированы факторы, содержание и функции реализации «силы» в контексте институтов политики и власти, рассмотрены условия и факторы, обусловливающие применение силы,

- выявлены факторы, легализующие применения силы в политике, опирающиеся на соответствующую нормативно-правовую базу,

- обоснована необходимость концептуально-организационных новаций для повышения эффективности определения силы власти и власти силы, дана их содержательная характеристика в формально-правовом и аксиологическом контексте,

- изучен зарубежный опыт осуществления власти силы в пространстве баланса силы права и права силы,

- разработана теоретическая модель российского потенциала решения политических вопросов с позиции силы при реализации национальных интересов

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертации используется системный подход, что обусловлено предметом исследования Такой подход позволяет рассмотреть политику силы как открытую социальную систему, что предполагает ее взаимодействие с внешней социальной средой В

рамках системного подхода все виды легальности и легитимности применения силы в политике можно рассматривать как составляющие национальной безопасности

Системный подход предполагает использование системно-структурного анализа, позволяющего изучать конкретный уровень применения силы в политике, его виды, сферы проявления

Легальность и легитимность применения силы в политике как предмет исследования имеет междисциплинарный характер, а потому в данной работе использованы научные методы и принципы политических, социальных, гуманитарных и естественных наук, в частности, методы абстрагирования, анализа, научного обобщения, приемы социального и политико-правового моделирования

В диссертации использованы результаты исследования отечественных авторов в области проблем легальности и легитимности применения силы в политике Эмпирической базой диссертационного исследования явились также федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ

На защиту выносятся следующие положения:

1 Политика с позиции силы выступает как разновидность политики, в которой достижение поставленных политических целей связывается, главным образом, с оказанием военного давления и прямым применением средств вооруженного насилия со стороны одного государства против другого, более слабого в военном отношении государства Она предполагает достижение подавляющего или, по меньшей мере, значительного военного превосходства над потенциальным противником, особенно в решающих средствах вооруженной борьбы, создание мощного военного потенциала и постоянное его наращивание, организацию превентивных военно-политических акций, использование методов военного диктата, угроз и демонстрации военной мощи, преднамеренного подрыва военного и экономического могущества других государств и оказание давления на нейтральные государства в целях их подчинения своей политике

2 С момента появления государства, любое общество несет в себе систему иерархических отношений между теми, кто владеет властью, и теми, кто подчиняется, между управляющими и управляемыми Причем первые должны не только опираться ка физическое принуждение, но ч убедить вторых в собственной необходимости, оправданности своей позиции и действий Таким образом, отношения власти двойственны по своему характеру Двойственность отношении власти в политико-правовой литературе обозначается понятием «легитимность»

В то же время есть основание полагать, что с началом эпохи не-Традиции, неотъемлемыми чертами которой станут демократизация доступа к информации и использование ее, а также изменение характера труда под влиянием информационных технологий, произойдет значительное сужение пространства властных отношений В этой связи можно предположить вероятность более равномерного рассредоточения информационной власти между всеми членами общества, что, несомненно, ослабит роль властных институтов, власти вообще

3 Дополнив веберовскую классификацию легитимности власти, можно указать на такие источники поддержки власти и режима, как идеологические принципы, привязанность граждан к политическим структурам и нормам режима, положительная оценка властвующего лица

Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, на которые ссылается власть Убеждение в правильности и моральной значимости данных ценностей и принципов, а также вера, что власть несет в себе их воплощение, составляют главный мотивационный источник социальной поддержки власти

Структурная легитимность может возникнуть как следствие длительности, стабильности власти и ее структур Люди признают правомерность власти потому, что она сформирована на основе установленных законом процедур В основе структурной легитимности лежит убежденность в законности существующих структур власти

Личностная легитимность является выражением морального одобрения лиц, выполняющих властные функции Данный тип легитимности определяется

положительной, порой восторженной оценкой личных достоинств и заслуг политического лидера Лидер может отождествляться с определенным идеалом руководителя, что является достаточным обоснованием легитимности его власти

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняю г друг друга

Понимание реальной роли перечисленных типов легитимности позволяет определить пути и способы легитимации власти, а значит и превосходства в применении силы, где это выражается в легитимном праве применять силу против силы

4 Самая элементарная власть может натолкнуться на противоположно направленную волю Столкновение двух воль есть конфликт Способность добиться желаемого, несмотря на конфликт, базируется на ресурсах власти Предельный ресурс власти - насилие, причем насилие физическое Это означает, что взаимодействие воль не есть чисто духовная характеристика Воля неотделима телесности и, напротив, тела вносят вклад в формирование воли Предельный случай физического насилия - угроза жизни, реальная возможность совершения убийства Политическая власть есть там, где появляется возможность правомерного распоряжения чужим телом, вплоть до лишения его жизни Итак, политической властью, можно считать право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применять силу сообщества для исполнения этих законов и для защиты государства от нападения извне В этом наше понимание силы власти коррелируется с идеями Д Локка

Сохранение жизни является основной целью подавляющего большинства людей Если это так, то отсюда следует, что способность отнять жизнь - наиболее эффективная форма силы власти Иными словами, большинство людей будут с готовностью отвечать на угрозу применения силы Однако политическая власть - это не просто превосходство в силе, но превосходство в праве применять силу

5 В современной системе международных отношений ярко прослеживается противоречие между попытками выработать универсальные нормы и наличием большого числа исключений ич правил, которые отвечают насущным потребностям практической политики, проводимой национальными государствами В существующей мировой системе нормы и правила устанавливают сильнейшие, те, кто обладает реальной силой и влиянием, и кто способен не только определять правила «игры», но и настаивать на их соблюдении Вопрос о легитимности применения силы решается ситуативно, зачастую в зависимости о г силовых возможностей вовлеченных сторон Понимание данного противоречия порождает острые дискуссии о так называемых двойных стандартах в международной политике

Политика с позиции силы, до сих пор, считается (хоть и не явно) наиболее действенной и рациональной, открывающей кратчайшие пути к решению поставленных военно-политических задач Однако, в современных условиях взаимозависимости между национальной и международной безопасностью, развития политической и экономической интеграции, могущества оружия политика с позиции силы обычно не приводит к достижению ожидаемых результатов

Тем не менее, попытки реализовать такую политику в расчете на использование определенных преимуществ продолжают иметь место со стороны крупнейших в военно-силовом отношении государств и военно-политических блоков

6 Россия рассматривает применение силы как политическое средство сдерживания агрессии Россия никогда не заявляла и не заявляет о возможности применения силы первой В то же время Россия не берет на себя обязательства не применять силу первой В этом заключена диалектика сдерживания

Внимательное рассмотрение условий и последовательности применения всей совокупности средств и способов предотвращения и прекращения агрессии показывает, что применение силы Россией обусловлено наступлением критической для существования государства ситуации, когда использование мирных сил и средств в совокупности с невоенными средствами оказалось неэф-

фективным и агрессию не удается остановить Таким образом, утверждения о том, что Россия будто бы снизила порог применения силы, неверны Россия вовсе не претендует на права, большие, чем у других стран Важно понять, что Россия все подчиняет достижению целей сдерживания и всей мощью государства решительно и твердо даст соответствующий отпор агрессору Сама же Россия никогда не станет агрессором, что обеспечивается как ее законодательством, так и Концепцией национальной безопасности

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое и прикладное значение Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует концептуальному осмыслению такого события, как превращение политики силы в «генератор» стабильности и резерв национальной безопасности

В практическом плане положения и выводы диссертации могут быть использованы органами федеральной власти для разработки стратегии предупреждения и предотвращения внутренних и внешних угроз на федеральном уровне, а также при подготовке административных и управленческих решений по проблемам национальной безопасности и реализации национальных интересов

Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы при составлении учебно-программных курсов по философии, социальной философии, философской антропологии, теории государства и права, муниципальному праву, политологии, конфликтологии, этнополитике и т д, а также соответствующих методических пособий и проблемных публикаций

Апробация работы. Основные положения данного диссертационно! о исследования докладывались и обсуждались на региональных и межвузовских научных конференциях Основное содержание исследования раскрыто в 4 публикациях общим объемом 1,5 п л

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 218 источников Общий объем диссертации 162 страницы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» обосновывается выбор темы, освещается степень ее разработанности, формулируются цели и задачи, новизна и основные положения, выносимые на защиту, излагаются методы исследования и источниковедческая база работы.

Глава I - «Понятие силы: теоретико-методологическое обоснование», посвящена анализу условий возможности изучения понятия «сила» в контексте институтов политики и власти, корректности формулировки предмета исследования

В первом параграфе - «Политико-философский потенциал понятия «силы» и оценка его значения» предпринята попытка выявить доступные уровни проявления силы

Любая объективно существующая и действующая сила может и должна иметь определенное измерение В качестве первого приближения к понятию «сила» необходимо вывить différencia specifica понятие мощи или «полюса» государства и его отличие от одного из ключевых понятий - «центр силы» В геоэкономическом пространстве полюс означает определение субъекта, отличающегося от других субъектов экономическим превосходством Превращение такого субъекга-«полюса» в «центр силы» предполагает наличие внешнеполитического потенциала, превосходящего аналогичные показатели других государств на глобальном и на региональном уровне Это соотношение и определяет закон «центров силы»

Определения предмета исследования предполагает первоначальное рассмотрение «гнезда понятий», включающих понятие «силы» Получается, что в идеальном случае сначала следовало бы обратиться к общей теории силы, рассмотреть основополагающие характеристики социально-правовых действий и взаимодействий, а затем более специальным и ограниченным образом раскрыть предмет исследования Однако выстроить такое изложение от общего к частному, от общих характеристик взаимодействия к характеристикам взаимодей-

ствия, основанного на силе, значит слишком быстро оказаться в области упрощенных теоретических решений

Власть - это всякий шанс осуществить в рамках некоторого социального отношения свою волю Господством же должна называться способность обнаружить у конкретных лиц повиновение приказу определенного содержания Власть, господство и дисциплина взаимосвязаны Власть - самый фундаментальный феномен Понятие власти оказывается чрезмерно общим, но нуждается в спецификации применительно к разным областям социальной жизни Вот почему нам требуется понятие господства Господство - это не тотальный феномен, который еще нуждается во множестве дополнительных спецификаций Говорить о господстве всегда следует конкретно кто, кому и почему приказывает Однако власть стала слишком обширной темой, чтобы в рамках одного диссертационного исследования можно было бы дать даже краткий обзор всех существующих подходов, однако обращение к некоторым из них позволит углубить рассмотрение темы

Во втором параграфе - «Понятие «силы» в контексте институтов политики и власти» - анализируются понятие «сила» в механизме полигико-правовой жизни общества.

Власть обеспечивает порядок в обществе, выражает и защищает коренные интересы и совокупную волю социальных объединений, служит средством реализации этих интересов и воли

Власть - это осознанный целенаправленный процесс, в ходе которого определяются цели, пути и средства развития общества, организовывается деятельность его членов в этом направлении

Власть - это реальная способность класса, группы, индивидов проводить свою волю в социальной жизни, подчинять ей действия и волю других субъектов

В рамках современной политологической теории и философского подхода наиболее полно раскрываются основные источники власти Это - насилие, страх, занимаемое положение, интерес, авторитет, убеждение, владение

информацией, опыт, особые навыки др Американский публицист и культуролог О Тоффлер считает, что в конце XX века из трех, по его мнению, источников власти - насилия, богатства, знания - именно знание становится определяющим фактором власти

Автор утверждает, что понимание власти включает следующие обязательные элементы не менее двух сторон власти (ее субъекта и объекта), распоряжения осуществляющего власть, подкрепленные возможностью санкций (каких-либо мер воздействия) за их невыполнение, подчинение получившего распоряжение (объекта) тому, кто отдал распоряжение, существование общественных норм, устанавливающих обязательность таких отношений

Наличие этих элементов достаточно для возникновения отношений власти в семье, школе, трудовом коллективе, но не достаточно для возникновения властных отношений в политической сфере, т к они касаются больших групп людей Для осуществления политической власти, как одной из форм социальной власти, необходимы еще два элемента общественное разделение труда между группой, осуществляющей власть, и группой, в отношении которой власть осуществляется, организованное принуждение как основа осуществления власти

Политическая власть - понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющие их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами

Наиболее развитая форма политической власти - государственная власть Государственная власть - эго власть, осуществляемая с помощью обособленного аппарата на определенной территории, на которую распространяется суверенитет, и имеющая возможность обратиться к средствам организованного и законодательно институированного насилия

Власть обладает способностью навязывать свою волю объекту властвования И это может осуществляться в различных нормах, разнообразными способами

Власть обеспечивается и прямой грубой силой, и угрозой применения, и богатством, и престижем, и авторитетом, и контролем, и поощрением, и харизмой и пр. Следовательно, правовое государство обязано учитывать признаки политической власти, особенности механизма ее реализации и уметь вовремя гасить их негативные последствия и черты, либо не допустить их перерастания за определение границы Задача правового государства - строго соблюдать меру в соотношении позитивных методов и приемов принуждения, методов подчинения, наказания, словом, силовых методов

Рассуждая о политической власти, следует подчеркнуть, что с момента появления государства, любое общество несет в себе систему иерархических отношений между теми, кто владеет властью, и теми, кто подчиняется, между управляющими и управляемыми Причем первые должны не только опираться на физическое принуждение, но и убедить вторых в собственной необходимости, оправданности своей позиции и действий Таким образом, отношения власти двойственны по своему характеру Двойственность в отношении власти в политической литературе обозначается понятием «легитимность»

Глава 2 - «Легитимные основания применения силы» состоит из двух параграфов, в которых рассматривается смысл проблемы легальности и легитимности применения силы в политике и, соответственно, феномены силы власти и власти силы

В первом параграфе «Легальность и легитимность применения силы в политике» дается анализ понятию легитимности, которое можно рассматривать в двух смыслах узком и широком В узком смысле слова легитимность означает законность власти В широком смысле - соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государства и общепринятым принципам и ценностям

Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству, на основе традиций, или анархическом правлении, или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане добровольно и созна-

тельно признают право власти предписывать им поведение, следуют ее законам Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна Но чаще всего легитимность - это предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определенных политических сил, предмет поиска специальных методов оправдания перед обществом власти этих сил

Особенно остро стоит вопрос о правомерности власти в условиях ее неспособности предотвратить гражданскую и межнациональные войны, противостояния центра и периферии, роста преступности и др Что касается общества, стабильно функционирующего с преобладающим числом законопослушных граждан, для такого общества легитимность власти - это естественное качество существующих политических отношений

Хорошо продуманная политика легитимации особенно актуальна в условиях, коренных перемен, происходящих в жизни любого общества, Поскольку даже самая горячая поддержка народом может быть потеряна, если система власти не предпринимает постоянных усилий по укреплению доверия к себе, формированию убежденности в правомерности власти Существование нескольких факторов легитимности политической власти подтверждает это К факторам легитимности можно отнести время и успех

Однако вместо того чтобы выступать рычагом позитивных преобразований в обществе, власть может оказаться инструментом, блокирующим позитивные социальные изменения

Выход видится в изменении баланса сил в пользу власти, непосредственно управляющей, т е. исполнительной Это предполагает необходимость законодательным образом закреплять асимметрию властей, где сила власти и возможность применения силы у исполнительной власти будет наибольшим и доминирующим Смещение их баланса в пользу власти исполнительной всегда было характерно в трудные для власти моменты государственного и общественного развития всех западных демократий

Современному обществу не нужен политический энтузиазм античного гражданина Все дело в том, что политическая мотивация, политическое пове-

дение находятся в сложной взаимосвязи с обшей системой смыслополагания Человек, по роду деятельности занятый рациональными операциями, и человек, по роду деятельности занятый операциями рутинными, примут далеко не всякий способ политического правления и управления Когда это происходит, тогда, в самом деле, важнейшими моментами в определении власти становятся теоретические конструкты «осуществить свою волю» и «все равно, на чем этот шанс основывается» Если властитель реализует свою волю вопреки воле остальных граждан, то он добивается своего благодаря силе, которой обладает власть и обосновывает применение силы понятием «легитимность»

Во втором параграфе «Сила как способ оформления власти» показано, что расплывчатость понятия власти у многих теоретиков, связана, прежде всего, с тенденцией рассматривать власть просто как обобщенную способность добиваться самых разных целей, независимо от того, какие средства при этом используются и насколько уполномочен принимать решения и налагать обязательства тот, кто властвует

Это рассуждение позволяет нам включить в определение власти понятие «насилие», что органично соотносится с нашей темой Насилие есть то, что увеличивает дистанцию между потенциальным и актуальным и препятствует уменьшению этой дистанции Насилие встроено в структуру и обнаруживается как неравная власть, а следовательно, - неравные жизненные шансы Прежде всего, неравно распределена власть принимать решение о распределении ресурсов

Предельный ресурс власти - насилие, причем насилие физическое Это означает, что взаимодействие воль не есть чисто духовная характеристика. Воля неотделима телесности и, напротив, тела вносят вклад в формирование воли Предельный случай физического насилия - угроза жизни, реальная во »мож-ность совершения убийства Политическая власть есть там, где появляется возможность правомерного распоряжения чужим телом, вплоть до лишения его жизни Итак, политической властью, можно считать право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры

наказания для регулирования и сохранения собственности, и применять силу сообщества для исполнения этих законов и для защиты государства от нападения извне Сохранение жизни является основной целью подавляющего большинства людей Если это так, то отсюда следует, что способность отнять жизнь - наиболее эффективная форма силы власти Иными словами, большинство людей будут с готовностью отвечать на угрозу применения силы Однако политическая власть - это не просто превосходство в силе, но превосходство в праве применять силу

Понятия «насилие» и «власть» не тождественны по смыслу Более четко эту же мысль можно выразить следующим образом Насилие появляется тогда, когда властные практики, упорядочивающие социальный порядок, дают сбой В пространстве насилия сталкиваются силы, направленные, прежде всего, против физических тел В такой ситуации слово больше не работает требуется только «нанесение и принятие удара»

Сила власти - феномен, в какой-то степени, иррациональный, что не позволяет четко проследить связь власти и силы с чисто рациональной позиции По-видимому, эта связь может возникать только в том случае, если власть по своей сути не является чисто рациональным феноменом

Попытки показать связь силы и власти имеют смысл только по отношению к иррациональному аспекту власти как «общей силы», являющейся результатом не всегда рефлексивно проясненного желания людей жить сообща Желание жить сообща может реализоваться двумя способами люди могут создать общины, что имеет место в истории человеческого общежития Но наиболее утвердившийся способ жить сообща предполагает подчинение массы людей вождю, лидеру, правителю

Власть постоянно борется за свое выживание, а право распоряжаться жизнью и смертью других - одна из главных характеристик власти Власть силы - это, по сути, разновидность идеологии, а сила власти - постоянное напоминание о бессмертии идей этой самой власти

В третьей главе «Институциональные основания применения силы в политике» рассматривается зарубежный опыт осуществления власти силы, а также российский потенциал решения политических вопросов с позиции силы

В первом параграфе «Зарубежный опыт осуществления власти силы» показано, что, реализуя свою волю вопреки воле остальных, власть добивается своего благодаря силе, которой обладает и обосновывает применение силы понятием «легитимность», понимаемой как моральная оправданность поступка

В современной системе международных отношений ярко прослеживается противоречие между попытками выработать универсальные нормы и наличием большого числа исключений из правил, которые отвечают насущным потребностям практической политики, проводимой национальными государствами В существующей мировой системе нормы и правила устанавливают сильнейшие, те, кто обладает реальной силой и влиянием, и кто способен не только определять правила «игры», но и настаивать на их соблюдении Вопрос о легитимности применения силы решается ситуативно, зачастую в зависимости от силовых возможностей вовлеченных сторон Понимание данного противоречия порождает острые дискуссии о так называемых двойных стандартах в международной политике

Не стоит забывать, что политика с позиции силы есть разновидность внешней политики, в которой достижение поставленных политических целей связывается, главным образом, с оказанием военного давления и прямым применением средств вооруженного насилия со стороны одного государства против другого, более слабого в военном и экономическом отношении государства Политика с позиции силы, до сих пор, считается (хоть и не явно) наиболее действенной и рациональной, открывающей кратчайшие пути к решению поставленных задач

«Неприятие насилья» в современном мире характерно только для европейцев Все остальные цивилизации, государства и нации не только активно применяют насилье, но и находят им легитимные основания Только Европей-

екая цивилизация, увлеченная идеями либерализма, готова скорее дать себя уничтожить, чем ответить ударом на удар

Безусловно, война не является универсальным средством разрешения конфликтов Но пока что человечество не изменило своей позиции в отношении силы Поэтому в современном мире выживает тот, кто готов применять силу Сама по себе такая готовность является мощным сдерживающим фактором

Особого внимания здесь требуют два вопроса вопрос о европейской «силе» и вопрос о «политических способностях» Европы в современном мире, и в частности - о ее способности улаживать конфликты и, следовательно, о том, что вообще такое политика, с мерками которой необходимо подходить к оценке европейской политики

Политика европейцев — не что иное, как долгая цепь коллективных капитуляций Между тем история учит нас, что политическая общность не может существовать без некоей «Идеи», которая поставила бы все ее материальные силы на службу какой-то общей цели Если такая цель, как новая колонизация мира, всерьез рассматриваться не может, если невозможно и осуществление новыч «революционных преобразований», прикрываемых мессианскими лозунгами сотворения «нового человека» по христианской или коммунистической модели, значит, Европе придется облагораживать, «цивилизовывать» свои собственные страны, в противном случае она сама разрушит моральные основания собственной эволюции

Во втором параграфе «Российский потенциал решения политико-правовых вопросов с позиции силы» разработана теоретическая модель российского потенциала решения политико-правовых вопросов с позиции силы при реализации национальных интересов

В современных условиях любой геополитический субъект участвует в той или иной форме противоборства Ведущие же субъекты, к которым пока относится и Россия, стремятся использовать все его возможные формы

Выход военно-стратегического компонента на передний план вызван, с одной стороны, стремлением США как наиболее мощной мировой державы к

установлению своей гегемонии в мире и готовностью применять военную силу там, где другими средствами не удается реализовать американские интересы

С другой стороны, активизация военно-стратегического фактора обусловлена ростом числа агрессивно настроенных сепаратистских движений, связанных с международным терроризмом и криминалитетом и ставящих своей целью достижение желаемых результатов путем вооруженного насилия

Обе эти тенденции непосредственно влияют на развитие Российской Федерации

Проблема обеспечения безопасности для России - вопрос стратегический, который во многом определит облик страны и ее место в мировом сообществе Действительно, проблемы идеологии, защиты Отечества и творчества людей всегда были и остаются актуальными для обеспечения безопасности нашей страны, в том числе и военной

В шкале приоритетов безопасности России сегодня на первое место должно быть поставлено сохранение ее государственной целостности Здесь, в первую очередь, следует рассмотреть вызовы извне, имеющие военную направленность

По существу современная ситуация в мире - это проверка действенности тех принципов, которые постепенно утверждались в российской внешней политике в течение последнего десятилетия И такую проверку, как представляется, они выдержали Речь идет, прежде всего, о необходимости сочетать твердую и принципиальную защиту национальных интересов с конструктивными действиями в широких интересах всего мирового сообщества

Наши шаги на международной арене и дальше должны быть направлены на обеспечение для России таких внешних условий, которые надежно гарантировали бы безопасность и материальное благополучие российским гражданам и содействовали социально-экономическому процветанию нашей страны

Поэтому теоретическое осмысление готовности отвечать на угрозу применения силы - силой - это не просто превосходство в применении силы - это превосходство в праве применять силу против силы

В Заключении подводятся итоги работы, показаны основные направления дальнейшего исследования

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы

1 Карпун А Б Понятие «силы» в контексте институтов политики и власти // Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей Сборник РЮИ МВД России 2006 - 0,2 п л

2 Карпун А Б Природа политической власти // Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей Сборник РЮИ МВД России 2007 -0,3 л л

3 Карпун А Б Исследование феномена власти в современной философии права // Электронный журнал «Гуманитарные и социальные науки» http //hses-onlme ru - 0,4 п л

Статьи, опубликованные в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России:

4 Карпун А Б Феномен власти социально-антропологический аспект // Гуманитарные и социально-экономические науки № 2 2008 - 0,6 п л

Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура 'Тайме". Формат 60x84/16. Объем 1,5 п.л.

Заказ № 684. Тираж 100 экз. Отпечатано в КМЦ "КОПИЦЕНТР" 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел. 247-34-86

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Карпун, Алексей Борисович

Введение.

Глава 1. Понятие силы: теоретико-методологическое обоснование. а) Политико-философский потенциал понятия «силы» и оценка его значения. б) Понятие «силы» в контексте институтов политики и власти.

Глава 2. Легитимные основания применения силы. а) Легальность и легитимность применения силы в политике. б) Сила как способ оформления власти.

Глава 3. Институциональные основания применения силы в политике. а) Зарубежный опыт осуществления власти силы. б) Российский потенциал решения политико-правовых вопросов с позиции силы.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Карпун, Алексей Борисович

Актуальность темы исследования. Конец Холодной войны и биполярного деления мира снова поставил вопрос о жизнеспособности международного права, укорененного в новом мировом порядке. Этот вопрос назрел еще перед Первой мировой войной и возник снова после Второй мировой с поражением Третьего Рейха. Если считать, что политически 20-й век начался с «Великой Войны» в 1914-м и окончился с развалом Советского1 Союза в 1989-м, в течение этого длинного периода времени вопрос нового мирового порядка находился в подвешенном состоянии, прежде всего, из-за конфронтации между Вильсонизмом и Ленинизмом.

И Лига Наций, и Организация Объединенных Наций пытались воссоздать международное право и закон земли, но так и не смогли. То, что считалось международным правом на протяжении 20-го века, в значительной* степени было лишь переходной ситуацией, чем настоящей системой принятых во всем мире правил, управляющих международными взаимоотношениями. Геополитический паралич, вызванный неразрешенным конфликтом двух сверхдержав, создал равновесие страха, которое стало действенным эквивалентом устойчивого мирового порядка. Но такое состояние дел просто откладывало достижение соглашения и необходимость создания, нового мирового порядка.

Очевидно, что уход национальных государств, поиск новых политических форм, вспышка новых типов конфликтов приводит к политике с позиций силы, которая, по мнению Клаузевитца, является разновидностью внешней политики, и в которой' достижение поставленных политических целей связывается, главным образом, с оказанием военного давления и прямым применением средств вооруженного насилия со стороны одного государства против другого, более слабого в военном отношении государства.

В прошлом политика с позиции силы считалась наиболее действенной и рациональной, открывающей кратчайшие пути к решению поставленных задач и предполагающей: достижение подавляющего или, по меньшей мере, значительного превосходства над потенциальным противником, особенно в решающих средствах вооруженной борьбы; создание мощного силового потенциала (как правило, далеко за пределами оборонной достаточности) и постоянное его наращивание; организацию превентивных военно-политических акций; использование методов диктата, угроз и демонстрации военной мощи, преднамеренного подрыва военного и экономического могущества других государств; оказание давления на нейтральные государства в целях их подчинения своей политике.

В современных условиях взаимозависимости между национальной и международной безопасностью, развития политической и экономической интеграции, могущества оружия политика с позиции силы обычно не приводит к достижению ожидаемых результатов. Тем не менее, попытки реализовать такую политику в расчете на использование определенных преимуществ продолжают иметь место со стороны крупнейших в военном отношении государств и военно-политических блоков.

Несмотря на полный запрет в статье 2 Устава ООН применения силы как средства национальной политики, вооруженные конфликты, к сожалению, все еще имеют место в различных точках нашей планеты, включая территорию государств-участников Содружества Независимых Государств. Это обусловлено самыми разнообразными причинами, среди которых можно назвать существование неразрешенных территориальных споров, наличие национальных проблем и т.п. Однако какими бы ни были эти причины, вооруженные конфликты продолжаются.

Международное право по своей сути является правом мира, и оно направлено, прежде всего, на недопущение вооруженных конфликтов, но поскольку конфликты происходят, оно также содержит и нормы, применяемые в период вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и регулирующие поведение воюющих сторон в целях защиты от тяжких последствий военных действий мирного населения и иных категорий людей.

Степень разработанности проблемы. Начиная с 90-х годов XX века, проблема легальности и легитимности применения силы в политике становится одной из главных в исследованиях не только политологов, социологов, экономистов,, но также юристов, философов, историков, биологов, психологов и др.

Сущность понятия «сила в политике» стали тесно связывать- с' понятием «национальная безопасность», а содержание и эволюцию этих понятий стали анализировать еще в начале восьмидесятых годов XX века. Общеметодологические вопросы стали предметом внимания Арбатова А., Алексина В., Белова П., Гречко П., Игнатова В., Илларионова Н., Кургиняна С., Поликарпова В., Понеделкова А., Старостина А., Таранцова В. и др.

В дальнейшем появились работы, посвященные рассмотрению проблемы легальности и легитимности применения силы в политике в различных контекстах. Так, геополитический срез проблемы исследуется Арсентьевым М., Артамоновым В., Бзежинским 3., Гаджиевым К., Дугиным А., Ивашовым Л., Киссинджером Г., Подберезкиным А., Рябцевым В., Семеновым В., Поздняковым Э. и др.

Аксиологический подход анализируется в работах Абалкина Л., Бабурина С., Загладина Н., Кузнецова В., Мартынова Б., Мусихина Г. и др.

Особое внимание уделяют исследователи вопросам легальности и легитимности применения силы в политике России, в частности, связанной с социальной дифференциацией, которая приводит к формированию взаимоисключающих интересов, а, следовательно, росту социальной напряженности.

Достаточно назвать работы Возженикова А., Осипова Г., Подберезкина А. и Макарова В.

Социально-политические проблемы легальности и легитимности применения силы рассматриваются в работах Анохина М., Барсамова В., Дерюгина Ю., Макеева А., Манилова В., Митрохина В., Осипова Г., Пирумова В., Прохожева А., Шершнева JL и др. Право и сила, с точки зрения указанных авторов, являются сложными и многомерными социально-политическими явлениями, которые имеют конкретно-исторический характер и тесно связаны со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа -человек - общество», что, безусловно, свидетельствует о философской составляющей проблемы.

В литературе вместе с понятием легитимности часто достаточно широко используется и понятие харизмы. Так, Парсонс утверждает, что общество -это система, коллективная жизнь в которой организована вокруг «структурированного нормативного порядка», который является ее ядром. Ценности этого порядка, его нормы и правила получают легитимность только благодаря тому, что они соотнесены с системой культуры, которая не является частью общества, а автономна и содержит ценности, несводимые к социальным условиям порождения правил и норм. Ш. Айзенштадт, исследуя, прежде всего так называемые «исторические бюрократические общества», писал о том, что в них «политическая система» обладает определенной степенью автономии. По мнению С.М. Липсета, легитимность предполагает способность системы порождать и поддерживать веру, что существующие политические институты наиболее пригодны для общества.

Попыткой радикальным образом переформулировать проблему стало предложение Н. Лумана перевести проблему легитимности во временное измерение, темпорализовать ее.

Случай столкновения двух воль называют «борьбой», причем мирная борьба, без применения физического насилия, называется конкуренцией. Наибольшее внимание понятию борьбы уделил Зиммель.

Вопросы применения силы в политике на юге России исследуются такими авторами, как Абдулатипов Р., Авдулов Н., Алиев Р., Дегоев В., Денисова Г., Добаев И., Кургинян С., Малышев Д., Смирнов В., Хоперская Л, Черноус В. и др. Более того, при поддержке Администрации Ростовской области и Фонда Ф.Эберта (ФРГ), проведена научно-практическая конференция, посвященная проблемам региональной безопасности и экономического развития в условиях дифференцированной этнокультурной среды. Очевидно, что постановка и решение такого рода проблем актуальны не только для Южного региона страны.

Однако, несмотря на наличие обширной исследовательской" литературы- по проблемам легальности и легитимности применения силы в политике, анализ аксиологического и философско-антропологического аспектов этой проблемы только начинается, о чем свидетельствует отсутствие их концептуальной и методологической разработки.

Объект исследования — власть и властные отношения. Предмет исследования - сила власти и власть силы в политике. Цель диссертационного исследования состоит в аксиологическом и философско-антропологическом осмыслении специфики проблем легальности и легитимности применения силы в политике.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе ставятся и решаются следующие основные задачи:

- рассмотреть в философско-антропологическом контексте понятие силы власти и оценить его значение;

- изучит изменение роли и силы властных отношений в информационном обществе;

- выявить институциональные и морально-ценностные основания легитимации власти и ее право-применять силу;

- проанализировать место и роль насилия, прежде всего физического, в реализации политической власти;

- показать, как соотноситься опыт осуществления власти силы с идеями и ценностями либерализма;

- разработать теоретическую модель российского потенциала решения политических вопросов с позиции силы с учетом аксиологических и философско-антропологических параметров.

Научная новизна диссертационного исследования состоит во всестороннем рассмотрении проблем легальности и легитимности применения силы в политике, а также процессов и факторов, влияющих на применение силы в политике, обосновании важнейших принципов, способов и методов эффективного функционирования.

К результатам исследования, обладающими признаками новизны, можно отнести следующие:

- рассмотрено в контексте философско-антропологического измерения понятие силы власти;

- изучено изменение силы и роли власти в информационном обществе, обоснована неизбежность равномерного рассредоточения информационной власти между всеми членами общества;

- выявлены институциональные и морально-ценностные основания легитимации власти и ее право применять силу, а также рассмотрены условия и факторы, обеспечивающие возможность применения силы в политике;

- проанализировано место и роль насилия, прежде всего физического, связанного с правом распоряжения чужими жизнями, в реализации политической власти;

- изучен опыт осуществления власти силы в государствах, ориентированных на либеральные идеи, а также показано, что идеи либерализма являются квазилегитимацией ненасилия;

- разработана теоретическая модель российского потенциала решения политических вопросов с позиции силы при реализации национальных интересов.

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертации используется системный подход, что обусловлено предметом исследования.

I i

Такой подход позволяет рассмотреть политику силы как открытую социальную систему, что предполагает ее взаимодействие с внешней социальной средой. В рамках системного подхода все виды легальности и легитимности применения силы в политике можно рассматривать как составляющие национальной безопасности.

Системный подход предполагает использование системно-структурного анализа, позволяющего изучать конкретный уровень применения силы в политике, его виды, сферы проявления.

Легальность и легитимность применения силы в политике как предмет исследования имеет междисциплинарный характер, а потому в данной работе использованы научные методы и принципы политических, социальных, гуманитарных и естественных наук, в частности, методы абстрагирования, анализа, научного обобщения, приемы социального и политико-правового моделирования.

В диссертации использованы результаты исследования отечественных авторов в области проблем легальности и легитимности применения силы в политике. Эмпирической базой диссертационного исследования явились также федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. С момента появления государства, любое общество несет в себе систему иерархических отношений между теми, кто владеет властью и теми, кто подчиняется, между управляющими и управляемыми. Причем первые должны опираться не только на физическое принуждение, но и убедить вторых в необходимости, оправданности своей позиции и действий. Таким образом, сила власти двойственна по своему характеру, имеет аксиологическое и антропологическое измерения. Понятие «легитимность» передает в своем содержании эту двойственность.

2. Аксиологическое и антропологическое измерения силы власти обусловливают содержание источников поддержки власти и политических режимов, т.е. источников их легитимации.

Идеологическая легитимность власти опирается на ценности и принципы, на которые ссылается власть. Убеждение в правильности и моральной значимости данных ценностей и принципов, а также вера, что власть несет в себе их воплощение, составляют главный мотивационный источник социальной поддержки власти.

Структурная легитимность власти есть следствие длительности, стабильности власти и ее структур, привязанности граждан к политическим структурам и нормам политического режима. Люди признают правомерность власти потому, что она сформирована на основе установленных законом процедур. В основе структурной легитимности лежит убежденность в законности существующих структур власти.

Личностная легитимность власти является выражением морального одобрения людьми лиц, выполняющих властные функции. Данный тип легитимности определяется положительной, порой восторженной оценкой людьми личных достоинств и заслуг политического лидера. Лидер может отождествляться с определенным идеалом руководителя, что является достаточным основанием легитимности его власти.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

3. Понимание путей и способов легитимации власти позволяет понять, как формируется легитимность права власти применять насилие. Понятия «насилие» и «власть» не тождественны по смыслу. Насилие появляется тогда, когда властные практики, упорядочивающие социальный порядок, дают сбой. Предельный ресурс власти в ее попытках утвердиться и подчинить своей воли всех насилием. Причем не исключается насилие физическое, предельный случай физического насилия - угроза жизни, реальная возможность совершения убийства по политическим мотивам. Сохранение жизни является i i основным инстинктом подавляющего большинства людей, а потому способность отнять жизнь - наиболее эффективная форма силы власти. Политиче

1 екая власть в традиционных обществах всегда имела легитимное право распоряжаться чужими жизнями, создавать законы, предусматривающие смертную казнь и менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения v стабильности в обществе, а также применять силу сообщества для исполнения этих законов и для защиты государства от нападения из вне. В этом наше понимание силы власти коррелируется с идеями Д. Локка.

Политическая власть применяет насилие, легитимность которого обосновывается не только институционально, но и аксиологически-нравственно.

4. С началом эпохи не-Традиции, неотъемлемыми чертами которой является демократизация доступа любого человека к информации и использование ее, а также изменение характера труда под влиянием информационных технологий, начнется формирование так называемой информационной власти, произойдет значительное сужение пространства привычных властных отношений. В этой связи можно предположить вероятность более равномерного рассредоточения информационной власти между всеми членами общества, что, несомненно, ослабит роль и силу властных институтов, власти вообще, изменит значимость аксиологических и антропологических факторов легитимизации силы власти.

5. Идея либерализма трансформируют и модифицируют традиционный опыт осуществления силы власти и применения ею насилия, и, прежде всего, физического, о чем свидетельствует отмена смертной казни или мораторий на ее осуществление во многих странах. Но даже в либерально ориентированных государствах внешняя политика строится с позиций силы, иститу-циализируется аксиологическая легитимность силы власти, направленная на внешние угрозы. Но в государствах с либерально-демократическим устройством снижается уровень аксиологической легитимизации применения насилия вообще, а потому возникает проблема политической способности и политической возможности этих государств улаживать неизбежные конфликты как внешние, так и внутренние.

6. Теоретическая модель российского решения проблемы применения силы власти строится с учетом, во-первых, складывающейся геополитической ситуации в мире, а, во-вторых, ростом сепаратистских движений в стране, связанных с международным терроризмом и криминалитетом. В обоих случаях речь идет о безопасности России, сохранении ее государственной и территориальной целостности, а потому, аксиологическая компонента силы власти в России велика. Российская модель использования силы власти во внешней политике строится в диалектическом сдерживании. Применение силы Россией возможно только в том случае, если сложится критическая для существования государства ситуация, когда использование мирных сил и средств в совокупности с невоенными средствами окажется неэффективным в предотвращении агрессии. Утверждение о том, что Россия будто бы снизила порог применения силы неверно. Важно понять, что Россия подчиняя свою политику достижению цели сдерживания, в тоже время, решительно и твердо даст соответствующий военно-силовой отпор агрессору. Сама же Россия никогда не станет агрессором, что обеспечивается ее законодательством, Концепцией национальной безопасности, легитимность которых подтверждена народом России.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования ■ имеют теоретическое и прикладное значение. Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует концептуальному осмыслению такого события, как превращение политики силы в «генератор» стабильности и резерв национальной безопасности.

В практическом плане положения и выводы диссертации могут быть использованы органами федеральной власти для разработки стратегии предупреждения и предотвращения внутренних и внешних угроз на федеральном уровне, а также при подготовке административных и управленческих решений по проблемам национальной безопасности и реализации национальных интересов.

Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы при составлении учебно-программных курсов по философии, социальной философии, философской антропологии, теории государства и права, муниципальному праву, политологии, конфликтологии, этнополитике и т.д., а также соответствующих методических пособий и проблемных публикаций.

Апробация работы.

Основные положения данного диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных и межвузовских научных конференциях. Основное содержание исследования раскрыто в 4 публикациях общим объемом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 216 источников. Общий объем диссертации 155 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сила власти: аксиологический и философско-антропологический аспекты"

Заключение

Современная ситуация в мире требует сделать более широкие выводы относительно дальнейших перспектив развития мировых дел. Речь идет о необходимости положить конец затянувшемуся переходному периоду в международных отношениях и начать строить такую модель миропорядка, которая обеспечивала бы условия для мирного устойчивого развития всех государств и регионов в глобальном и всё более взаимозависимом мире XXI в.

Главные черты нынешнего этапа международных отношений -неопределенность и хроническая нестабильность. Совершенно очевидно, что эти проблемы невозможно решить лишь путем реагирования на возникающие кризисы. Требуется формирование такой системы международных отношений, которая позволяла бы не только эффективно отвечать на существующие вызовы, но и предупреждать появление новых.

Главное требование к новому мироустройству - оно должно быть, прежде всего, безопасным, т. е. обеспечивать такие условия, при которых каждое государство выполняло бы соответствующие обязательства перед мировым сообществом, а то, в свою очередь, оберегало бы законные интересы каждого из своих членов.

В этой связи особое значение приобретает проблема легитимности* применения силы в международных отношениях. Открывая 58-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральный секретарь ООН. К.Аннан справедливо обращал внимание на то, что логика использования силы в упреждающем, одностороннем порядке или в рамках созданных для этих целей коалиций, без санкции Совета Безопасности ООН, коренным образом противоречит принципам, на которых, несмотря на какие бы то ни было недостатки, покоились международный мир и стабильность за последние годы.

Россия твердо убеждена, что в современных условиях нет иного пути решения вопроса о применении силы, кроме как в рамках укрепления центральной роли ООН и международного права. Только на такой основе возможен эффективный ответ на современные вызовы и угрозы. Только на такой основе могут предприниматься упреждающие шаги по нейтрализации этих угроз. Выход же за легитимные правовые рамки способен лишь усилить дестабилизирующие тенденции в международных отношениях, подтолкнуть государства на путь обеспечения своей безопасности исключительно силовыми средствами.

Ведущиеся дискуссии показывают, что подавляющее большинство государств видит одно из главных направлений этих усилий в реформе ООН. Многообразие стоящих перед ООН задач, несомненно, требует повышения практической отдачи от усилий Организации. ООН должна постоянно адаптироваться к новым мировым реалиям. Речь идет, в частности, о выработке действенных механизмов предотвращения кризисов, усовершенствовании миротворчества, содействии процессам многостороннего разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, борьбе с международным терроризмом и преступностью, активизации мер по искоренению нищеты и защите окружающей среды и т. д.

Особую остроту приобрел вопрос о реформе Совета Безопасности ООН. Россия выступает за то, чтобы эта реформа осуществлялась на основе достижения максимально широкого согласия по всем ключевым' аспектам. Совет Безопасности должен стать более представительным, но обязательно сохранить при этом свою эффективность и способность действовать быстро и оперативно. Принципиально важно, чтобы реформирование СБ ООН осуществлялось на основе общего понимания целей и задач, которые мировое сообщество ставит перед этим органом на перспективу. Только в этом случае модернизация ООН и Совета

Безопасности будет укреплять, а не подрывать- их авторитет и центральную роль в мировых делах.

Будущее мироустройство также должно быть справедливым, т.е. предусматривать создание для1 всех государств таких внешних условий существования, которые в наибольшей степени способствовали бы их устойчивому социально-экономическому развитию. Необходимо найти ответ на все более широко и настойчиво выражаемую озабоченность международного сообщества по поводу углубляющегося раскола- мира на богатый «центр» и бедную «периферию», что создает питательную среду для экстремизма, политического насилия и конфликтов.

Необходимым средством обеспечения справедливости нового мироустройства является укрепление международного права. Без этого мы не в состоянии подойти к урегулированию многочисленных проблем и конфликтов, ключом к которому может быть только утверждение примата права в международных делах.

Наконец, будущее мироустройство должно быть демократическим. Нельзя считать нормальным положение, при котором признавалась бы необходимость соблюдения демократических норм внутри государств, а в международной жизни насаждалась бы олигархическая модель, определяющая права и обязанности государств по отношению друг к другу и к мировому сообществу в целом исключительно в зависимости от их финансово-экономической и военной мощи.

Многосторонность является отражением реального многообразия и взаимозависимости современного мира, т.е. того, что на современном политическом языке принято называть многополярностью.

Следует подчеркнуть, что концепция многополярности, как ее понимают в России, не имеет ничего общего с соперничеством или «балансом сил» образца XIX—XX столетий. Современный мир становится все более единым и взаимозависимым, но остается бесконечно разнообразным в своих конкретных политических, культурных и цивилизаf ( ционных проявлениях. Уважать это «единство в многообразии» — вот один из императивов эпохи глобализации.

Предпосылки для согласованных действий мирового сообщества существуют и носят вполне объективный характер. Главная из них состоит в том, что в современном мире отношения между крупнейшими державами во все большей степени определяются общностью фундаментальных ценностей. Несмотря на все сложности нынешнего этапа международной жизни, в начале третьего тысячелетия объективно сложились благоприятные условия для объединения всего мирового сообщества с целью противодействия новым угрозам и вызовам. Однако чтобы это стало реальностью, все государства, независимо^ от их политической, военной и экономической мощи, должны осознать, что реализация- их индивидуальных интересов, в конечном счете, невозможна > без воплощения коллективных интересов международного сообщества.

По существу современная ситуация в мире - это проверка действенности тех принципов, которые постепенно утверждались в российской внешней политике в течение последнего десятилетия. И такую проверку, как представляется, они выдержали. Речь идет, прежде всего, о необходимости сочетать твердую и принципиальную защиту национальных интересов с конструктивными действиями в широких интересах всего мирового сообщества.

Наши шаги на международной арене и дальше должны быть на- • правлены на обеспечение для России таких внешних условий, которые надежно гарантировали бы безопасность и материальное благополучие российским гражданам и содействовали социально-экономическому процветанию нашей страны.

 

Список научной литературыКарпун, Алексей Борисович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абдулатипов Р.Г Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000*.

2. Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России (Институциональный и нормативно-правовой аспекты). Краснодар, 2000.

3. Адлер А. Наука жить // Психология власти. Киев, 1997.

4. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

5. Американские федералисты: Гамильтон, Медисон, Джей: Избранные статьи (с приложением документов: Декларация независимости. Статьи Конфедерации. Конституция США). Vermont, 1990.

6. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997.

7. Арбатов А.Г., Хартелиус Даг. Россия и мир: новый курс. Политические рекомендации, основанные на международном проекте «Окружающая, среда российской безопасности» // Институт Вое-ток-Запад. Нью-Йорк, 1999.

8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

9. Бабаев В: К., Баранов В. М. Общая теория права (краткая энциклопедия). Нижний Новгород, 1997.

10. Бакунин М.А. Анархия и порядок / М.А. Бакунин. Сочинения // Антология мысли. М., 2000.

11. Баранов В. М., Баранов П. П. Общая теория права (опыт тематической библиографии). Ростов-на-Дону, 1997.13.