автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Симфоническое творчество Л. У. Сальгадо: композитор в контексте национальной культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Симфоническое творчество Л. У. Сальгадо: композитор в контексте национальной культуры"
гго ОД
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ , г „
"'Я ц л ^Г1 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А ""
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи Диего Франспско ГРИХАЛЬВА - КОРДОБА
(Эквадор)
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Л.У.САЛЬГАДО: КОМПОЗИТОР В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Специальность 17.00.02 - Музыкальное
искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степенн кандидата искусствоведения
МОСКВА 2000
Работа выполнена в Отделе музыки Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации.
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор Э.П.Федосова кандидат искусствоведения И.А.Кряжева
Ведущая организация:
Государственный музыкально-педагогический институт
им. М.М.Ипполитова-Иванова
Защита состоится « ДЗ » июня 2000 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 092. 10. 03 при Государственном институте искусствознания по адресу: 103009 Москва, Козицкий пер., 5, Государственный институт искусствознания.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Государственного института искусствознания.
Автореферат разослан «2-3 » мая 2000 года
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат искусствоведения А.В.Лебедева-Емелина
Цз1Э/? ¿М-НСклбГД^й Л У. М С>№ о
О
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность избранной темы. Проблема, ставшая предметом данного исследования, подсказана самой музыкальной культурой Эквадора. Богатейшие ее традиции до настоящего времени не стали объектом глубокого исследования. Это касается в первую очередь профессиональной музыки. История ее сравнительно коротка -Эквадор относится к кругу стран, в которых становление профессиональной музыки начинается с конца XIX века.
Наиболее ярко её представляет Луис Умберто Сальгадо, композитор одновременно и национальный, и современный. Это, прежде всего, проявляется в его симфонических произведениях. Так определилась тема диссертации: симфоническое творчество Сальгадо в контексте национальной культуры.
Специальных работ, посвященных всему симфоническому творчеству Сальгадо, пока не существует. Его проблематика до сих пор не подвергалась детальному систематическому исследованию. Немногочисленные работы, посвященные анализу некоторых его произведений, носят весьма обзорный характер. В данной диссертатции автор делает попытку заполнить эти пробелы. Этим, и обусловлена актуальпость темы.
Цель настоящей работы - дать представление об облике композитора, музыкального деятеля, его месте в эквадорской музыке; охарактеризовать на основе анализа архивных материалов (рукописей композитора) основные стилевые и композиционные особенности его произведений; обосновать его существенное для эквадорской музыки открытие - факт, что андская пентатоника может стать источником не только автохтонной профессиональной музыки, но и соединяться с двенадцатитоновостью.
В предлагаемой диссертации представлена система теоретических взглядов композитора, нашедших своё воплощение в его творчестве и в музыковедческих работах.
Научная новизна. Диссертация - первая монографическая работа по данной теме. В ней впервые предпринята попытка обобщить и систематизировать музыкальный материал симфоний Сальгадо. В исследовании теоретическая концепция композитора, своеобразие и индивидуальность его творческого почерка подтверждается проведенным в диссертации анализом.
Доказывается, что симфоническое творчество Сальгадо утверждается как явление самобытное, развившееся в контексте национальной культуры. Впервые обосновыается мысль о том, что, опираясь на национальный мелос автохтонной музыки, композитор возвышает его до универсального значения.
Методы исследования. Автор опирался на исторические и аналитические методы, принятые в современной музыковедческой науке, а также те, которые используются эквадорскими учеными при изучении проблем национальной музыкальной культуры.
Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике в специальных курсах по истории латиноамериканской и эквадорской музыки, лекционно -филармонической и исполнительской деятельности, а также служить основой для профессиональной подготовки архива Сальгадо к публикации.
Апробация. Диссертация прошла апробацию на заседании отдела музыки Государственного института искусствознания МКРФ
также отражение в публикациях по теме, докладах на конференциях
Основное содержание диссертации нашло
в Эквадоре. Основные положения изложены в статьях, общим объемом 3 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, шести приложений и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, её новизна, определяются цели и задачи исследования, даётся краткий обзор литературы. В этой части работы основное внимание уделяется феномену Сальгадо, как композитору, оставившему уникальное творческое наследие.
Сальгадо является первым эквадорским профессиональным композитором. Несмотря на обстоятельства, его окружающие, на удаленность Эквадора от европейского континента, он освоил и применял новые виды европейской музыкальной техники для воплощения своих концепций.
Только в 1998 году, после передачи архива Центральному Банку, музыкальной общественности Эквадора впервые стали доступны почти все его симфонические произведения. Кроме того, почти до самого последнего времени в Эквадоре не было музыкантов, обладающих достаточной профессиональной подготовкой для понимания и исполнения музыки Сальгадо, способных найти ключ к тайне его творчества. Лишь после того, как в Эквадор вернулись музыканты, получившие образование в странах Европы и Северной Америки, его творчество обрело жизнь у себя на родине.
Сальгадо осознавал свое призвание эквадорского национального композитора. Он никогда не выезжал за пределы Эквадора, тем не менее, всегда был в курсе всех музыкальных событий, течений, тенденций в современном ему мире. И не только знал их теоретически, но и использовал в 1944 году.
Для пас особая ценность творчества Л.У.Сальгадо заключается в том, что жанры и формы эквадорской национальной музыки, представля сугубо локальный национальный интерес, в его произведениях как бы переходят в другое измерение, тем самым не
и*,
только возвыша^^но и привлекая интерес за пределами страны к , андскому фольклору.
В настоящий момент задачей музыковедов является восстановление рукописного архива композитора, что является гораздо более трудной задачей, чем ознакомление с произведением через слуховой опыт. В каждом конкретном случае приходится выяснять, к какому жанру относится то или иное произведение и совпадает ли это определение с намерением самого композитора. В нашем случае имеется в виду прежде всего соответвствие опусов, обозначенных Сальгадо как симфонии, нормативам этого жанра. Поэтому мы вынуждены были уделять особое внимание анализу формы этих произведений, принципам развития тематического материала и т.д.. В результате такого анализа мы открыли для себя богатейший образный мир этих произведений: прочли то, что заключено между строк, смогли постичь глубину его музыки, и имеем основание констатировать, что это действительно симфонии, соответствующие высокому профессиональному уровню.
Приложения нами рассматриваются как составная часть диссертации: во-первых, представленные здесь материалы впервые публикуются на русском языке, во-вторых, они помогают восстановить исторический контекст, в котором жил и творил Сальгадо, учитывая, что он практически впервые открывается миру как классик эквадорской музыки. Кроме этого, в Приложении представлен Хронологический каталог произведений Л.У. Сальгадо, сделанные нами впервые переводы его статей на русский язык, интервью с
композитором «Л.У. Сальгадо о себе», а также список его музыковедческих работ.
Первая глава диссертации - "Автохтонная музыкальпая культура Эквадора". В ней раскрывается понятие культурной метисатции, дается характеристика эквадорской музыкальной культуры, рассматривается процесс становления профессиональной музыкальной школы.
Музыкальная культура Эквадора имеет богатейшие традиции, корни которых уходят в глубь веков. Особое влияние на неё оказала индейская музыка, которая к настоящему времени сохранилась в чистом виде лишь в отдельных регионах. На основе взаимодействия двух типов культур - индейской и испанской - сформировался совершенно новый феномен - культура Ибероамерики.
Особый процесс, характерный для культуры Ибероамерики, получил название метисации, которая нашла отражение во всех видах искусства: в живописи, архитектуре, литературе, скульптуре, музыке.
Метасация - это не только этническое, но и культурное понятие. Этническая метисация заключается в объединении рас, которое в Ибероамерике имело тяжелые социальные последствия: это, прежде всего, расслоение общества, вызванное дискриминацией местного населения. Культурная метисация - более длительный процесс. Художник, ощутивший на себе влияние метисации, воспринимает и отражает в своем творчестве синкретизм, как результат объединения достижений европейской и индейской культур.
С исторических позиций довольно трудно судить о метисации. Это весьма противоречивый феномен, ибо испанская культура психологически вторглась в культуру уже существовавшей веками индейской культуры. Современная культура Ибероамерики являет собой результат метисации уже после конкисты.
С 1492 года начинается постепенное смешение европейской музыки, прежде всего - испанской, с эквадорской национальной. Появляются креольские жанры, использующие европейские формы, гармонию, а также национальные ритмы и мелодию. Те же тенденции характерны и для композиторского творчества вплоть до XX века.
В явлении музыкальной метисации особый интерес для исследователей представляет компонент индейского фольклора Эквадора, отличающийся своими специфическими чертами. Это мои одическая музыкальная культура. В основе её мелодики -лады-модусы гемитонные и - чаще - ангемитонные (бесполутоновые).
Специфические климатические условия - 2800 метров над уровнем моря, холодный разреженный воздух, нехватка кислорода -затрудняли развитие сольпого вокального музицирования. Поэтому особенно широко было развито исполнительство на деревянных духовых инструментах, которое не предполагало большой затраты силы лёгких для извлечения звука, но требовало подвижности амбушюра и активности звуковой струи. Инструментарий богат: различные виды флейт (кена, пана), свистящие флейты, окарины, свистящие инструменты из кости и т.д.
Андская музыкальная культура модальна. Звукоряды мелодических напевов опираются на т р и х о р д ы, тетрахорды,пентахорды, гексахорды. Они гораздо ближе к диатонике, нежели к хроматике, которая чужда автохтонной музыке Эквадора. Многовековая устойчивость модальной системы доказала, что она в гораздо большей степени отвечает природе монодической музыки, чем европейская мажоро-минорная. Лады-модусы представлены разнообразными мелодическими вариантами.
Музыкальная культура Андов отмечена поразительным ритмическим богатством. Развитое ритмическое чувство сохранилось на протяжении многих веков в крови индейцев и метисов Эквадора. Во флейтовых напевах также представлено многообразие ритмических вариантов. Автохтонные мелодии сопровождаются ритмическим рисунком аккомпанемента ударных инструментов.
Музыкальная культура Эквадора может быть классифицирована двумя основными признаками: региональным и этническим.
По региональному признаку она разделяется на три зоны: Музыкальная культура побережья - costa. Здесь до наших дней сохранились образцы музыкальной культуры негров, основанной на использовании, главным образом, ударных инструментов (барабанов, там-тамов, маримбы). Наибольшее распространение получила фиеста «Маримба». Музыкальная культура гор - sierra. В этом регионе в наиболее полном виде сохранился индейский музыкальный фольклор. Это - модальная музыка, опирающаяся на мажоро-минорную пентатонику, трихорды, тетрахорды, пентахорды, гексахорды и их объединение. Музыкальная культура джунглей, востока Эквадора- oriente - сохранилась в чистом виде, но в небольшом объёме. Мелодии напевов опираются на трихорд (трезвучие), используется также движение по звукам мажорного трезвучия в пределах октавы.
По этническому признаку можно подразделить эквадорскую музыку на автохтонную и метисскую.
Автохтонная индейская музыка сохраняется в ритуалах и обычаях древних индейцев. Для неё характерны мелодии узкого диапазона, исполняющиеся только соло или под аккомпанемент ударных или духовых инструментов.
Метисская музыка получила широкое распространение среди смешанного населения и функционирует в различных сферах социальной жизни.
Жанры эквадорской музыки богаты и разнообразны. Подлинными индейскими жанрами, дошедшими до настоящего времени, являются яр а в и (yaraví), арави ßaravi) и юмбо (yumbo). Существует разница между жанрами ярави (yaraví) и арави (haravi). Ярави - песня, распространенная в конце XVIII в., образец выражения подлинной любовной лирики. Арави - подлинный инкский жанр - вокальный или инструментальный, сугубо лирического характера, пентатонического склада.
Весьма разнообразны жанры метисской эквадорской музыки. Самыми распространенными жанрами являются: саихуанит о (sanjuanito), да нсанте (danzante), а б а г о (abago), альс a (alza), айр е т и пи ко (aire típico), пасильо( pasillo), пасодобле (pasodoble), пасакалье (pasacalle).
Календарь индейцев кичуа (quichua) так же, как и инков (incas), тесно связан с земледельческими работами. Все племена до государства Инков были заняты обработкой земли, выращиванием разнообразных культур, ведущая из которых маис. Они поклонялись Солнцу (Инти) и Луне, в чём проявлялась их общность с языческой культурой других народов мира. Инки до сих пор сохраняют свою культуру - обряды, празднества, пляски, заклинания, шествия, процессии. Как результат насаждения христианства возникли смешанные по своей сути обряды. Метисский фольклор представлен своеобразными обрядами, народными празднествами, так называемыми фиеста де пуэбло. Среди них особо выделяются «Тело Христово» ("Procesión Corpus Christi"), «Чёрная мама», «Процессия младенца», «Карнавал местечка Гуаранды» и «Маримба».
С музыкальной точки зрения одним из самых интересных обрядов является «Тело Христово» («Corpus Christi»), который приурочен к языческому празднику Культа Солнца (Инти), у древних инков- Инти-Райми - и приходится на конец июня, день летнего солнцестояния. Он символизирует воскресение жизни, света, солнца. С обрядом «Corpus Christi» тесно связан музыкальный жанр да и сайте (danzante), что в буквальном переводе с испанского означает «танцор».
В ритуальных танцах под названием «Карнавал» принимал участие весь народ. Само слово «carnaval», происходит от латинского -carne- мясо, тело. В его основе древнеязыческий обычай заклинания природы - танцы в масках и ярких пёстрых народных костюмах. По религиозному календарю ритуальные танцы карнавала начинались до Великого поста. Праздник включал игры с обливанием холодной водой, что до сих пор распространено в Эквадоре. Население пело на испанском языке или на языке кичуа, сопровождая танцы инструментальным аккомпанементом.
В эпоху Колонии особую роль в идейно-эстетическом и гуманитарном формировании молодых талантов играла католическая церковь, ибо при монастырях были созданы школы, где преподавались основы живописи, скульптуры, литературы и музыки. До настоящего времени сохранилось очень мало музыкальных образцов этого периода.
Величайшим культурным событием в истории Эквадора стало открытие консерватории в г. Кито. Она сыграла значительную роль в становлении национальной композиторской школы.
Консерватория основана согласно Декрету Президента Республики Эквадор от 28 февраля 1870 года и начала свою работу 3 марта того же года в отведенном ей здании бывшего Дворца юстиции. Первым её директором был итальянец Антонио Неумане, одним из первых профессоров - проректоров Хуан Агустин Геррэро,
преподаватель теории музыки и фортепиано. Среди факультетов -фортепианный, струнных инструментов, деревянных духовых, теории музыки и камерного ансамбля. При консерватории со временем основаны хор и оркестр. В первый год в неё поступили более 500 студентов. В связи со смертью Антонио Неумане его через год сменил на короткое время Геррэро. В 1872 году правительство пригласило на должность директора консерватории известного итальянского музыканта Франциско Роза. Здесь преподавали так же Педро Пабло Траверсари и Антонио Казаротто. Среди национальных преподавателей можно выделить Мигеля Переса, бывшего директора Филармонического общества, созданного до консерватории; Хосе Мануэля Вальдивьесо (скрипичный класс), Филиппе Вискаино и Мануэля Хурадо (элементарная теория музыки).
В консерватории получили образование три поколения эквадорских композиторов. Среди них - классик эквадорской музыкальной культуры - Луис Умберто Сальгадо (1903-1977 гг.).
Имея в виду эволюцию эквадорской музыки, отметим некоторые тенденции, которые отразились в творчестве трех поколений эквадорских музыкантов.
Первый этап - как и во многих других культурах - обработка народных мелодий.
С основанием консерватории, с приездом первых европейских музыкантов в Эквадор, кругозор первых эквадорских композиторов расширяется.
На втором этапе начинается постепенная консолидация эквадорской музыкальной школы. Композиторы этого поколения уже осваивают опыт европейской музыки XIX и XX в.в. - в том числе импрессионизма, додекафонии, не теряя при этом национальной музыкальной основы. Их цель - объединение классических жанров и
форм европейской музыки с эквадорским фольклором. Наиболее ярко эти тенденции воплощены в творчестве Луиса Умберто Сальгадо и Герардо Гевара.
Третье поколение эквадорских музыкантов выходит далеко за рамки тех проблем, которые ставили перед собой предыдущие поколения. Молодые композиторы, осваивая технику современного авангарда, стремятся создавать свои образные миры, не связанные рамками фольклора. Они идут в ногу со временем и в лучших образцах поднимаются до уровня современной европейской и латиноамериканской музыки.
Встреча двух контрастных, полярных культур в Андах привела не к исчезновению одной из них, а напротив, к их взаимному обогащению. Автохтонная музыка обогатилась техникой, формами, жанрами и образами европейской музыки и смогла достичь профессионального уровня, а европейская освоила новые для неё ритмоинтонации и свежесть автохтонного музыкального языка Эквадора.
Вторая глава - "Жизнь и творчество Луиса Умберто Сальгадо (1903 - 1977)". В ней представлены биография и периодизация творчества композитора, его музыкально - эстетические взгляды и теоретическая концепция.
#1. Личпость и творческий путь композитора.
Яркая личность, передовой мыслитель, выдающийся композитор, Луис Умберто Сальгадо синтезировал в своём творчестве достижения национальной и современной музыки.
Он оставался верен своему призванию творца, музыканта, художника до последних дней жизни, даже a priori зная, что большинство его произведений никогда не будет исполнено на родине. Скромный человек и честный по отношению к своему искусству
художник, он понимал, что ему предназначено судьбой быть достоянием музыкальной культуры Эквадора.
Весь творческий путь Л. Сальгадо можно подразделить на два периода.
• Первый период (1903-1944) охватывает детство, юношество, годы учёбы и становления до увлечения современными техниками композиторского письма.
• Второй период (1945 - 1977) наступил после знакомства с серийной техникой и додекафонией, что обозначило перелом в творчестве.
В первом периоде творчества Л. У. Сальгадо ищет себя в различных жанрах, постоянно обращаясь к национальному фольклору; стремясь найти и утвердить свой индивидуальный авторский стиль. Он уже начал выкристаллизовываться в таких симфо^ .нических произведениях, как V сюита «Атагуальпа», а также в опере «Куманда». В этот период его больше привлекают классические формы и жанры европейской традиции, в которые он пытается включить элементы национального эквадорского фольклора, добиваясь их органического синтеза.
С 1945 года начинается второй период творчества композитора. Благодаря контактам его брата Густаво с представителями европейской музыкальной культуры, Луису Умбсрто удалось ещё в 1938 году познакомиться с новейшими достижениями европейской музыкальной техники - додекафонией и серийной техникой. Они оказали на него огромное влияние, коренным образом трансформировав его мировосприятие и музыкальное мышление.
#2. Музыкально-эстетические взгляды. Важнейшая эстетическая идея творчества Сальгадо - глобальная проблема культурной и национальной идентичности, которая имеет отношение к культуре Эквадора в целом. Художник пытается определить
собственные национальные корни. Он видит в индейской культуре не только локальный колорит, но и такие элементы, которые имеют универсальное значение для музыки вообще. Сальгадо стремится ответить на вопрос: какой культуре мы принадлежим - испанской или индейской - и где корни нашей генеалогии: кто мы есть, куда мы идем? Вопрос возникает в связи с метисацией как продуктом новой культуры. Этот аспект и интересен в феномене Сальгадо, в его творчестве; с одной стороны, то, что он есть как художник по своей природе, а с другой стороны, что он ищет как художник современный. В этом заключается своеобразие и ценность всего его наследия.
В его трудах осмысливается проблема национального самопознания, а также подчёркивается роль художника в процессе поисков национальной идентичности. Через эту проблему он возвращается к корням мелоса, которые являются основой национальной культуры, стараясь найти здесь и некие универсальные элементы, характерные для всех музыкальных культур. И он находит их. Сальгадо убежден, что тем же путём поисков шли и венские классики. Заслуга его перед эквадорской музыкой в том, что он органично включил эквадорский фольклор в систему универсальных музыкальных категорий.
Подчеркнем особо важные моменты эстетических взглядов Сальгадо. Он считает, что автохтонная музыка обладает ценностью сама по себе - как феномен эстетический, источник профессионального творчества и объект теоретического анализа. Композиторы, используя фольклор в своих произведениях, должны творчески преломлять его.
Хотя попытки создать национальные жанры в симфонической академической музыке были и у предшественников Сальгадо, именно он попытался создать концепцию андского симфонического цикла, теоретическую модель, которую и использует в своих симфонических
циклах. Структуру Андской эквадорской симфонии определяет чередование типичных танцевальных форм, контрастных по характеру (медленный-быстрый):
I часть Allegro moderato (Sanjuanito)
II часть Larghetto (Yaravi)
III часть Allegretto Scherzo (Danzante)
IV часть Allegro vivace (Albazo, Aire tipico или Alza)
Одпако, чередование частей - танцев, по его мысли, должно объединятся по принципу не сюиты (т.е. чередование характерных танцев), а сонатно-симфонического цикла,и на основе присущей ему драматургии в соотношении частей - их формы, структуры и функции.
Основные жанровые параметры Сальгадо как бы «нанизывает» на «стержень» симфонической формы, отбирая среди них наиболее соответствующие его замыслу: для первой части Санхуанито; для второй - Ярави (с элементами Larghetto или Adagio); для третьей-Дансанте (эквивалент европейского Scherzo); для четвертой - Альбасо, Айре Типико или Альса. Национальные жанры он использует опосредовано, через их характерные языковые элементы (метр, ритмоформулы, мелодика).
Особую ценность представляют для нас высказывания Сальгадо о музыкальной культуре Эквадора в статье «Эстетический синопсис эквадорской музыки». Сальгадо считает, что музыка Эквадора включает три разновидности: фольклор, популярную музыку и классическую (академические жанры). В свою очередь, по этническому происхождению, она может быть подразделена на автохтонную и креольскую (то, что мы называем метисской). Автохтонная музыка в
основе своей имеет индейские корни, которые уходят в доинковский период.
#3. Теоретическая концепция Л.У. Сальгадо. По теории Сальгадо, мажорные пентатонические звукоряды - один из этапов эволюции в тональной музыке. В подлинной индейской музыке обычно доминирует минорный лад, а параллельный мажор воспринимается как временное отклонение. Свои мысли Сальгадо иллюстрирует множественными примерами.
Этап эволюции, связанный с этими ладами, представлен следующими жанрами: ярави, дансанте, юмбо, санхуанито, айре типико, альбасо,альса.
Сальгадо глубоко изучил жанры эквадорской музыки, их происхождение, этнические характеристики, разницу между чисто индейскими жанрами и метисскими. Наверное поэтому он оказался тем композитором, который способен был создать свою теорию андско-эквадорской симфонии. Ему надо было точно определить, какие жанры могут быть пригодны для использования в функции частей симфонического цикла.
В третьей главе - "Особенности ладогармоннческого мышления Л.У. Сальгадо на примере анализа микро-танца для фортепиано «Санхуанито Футуриста»(1944г.)" систематизируются наблюдения, связанные с применением додекафонии в условиях национального жанра.
Когда в искусстве и литературе Латинской Америки была актуальной тема индихенизма, - протеста против расовой дискриминации^ Сальгадо не исключал использования национальных эквадорских мотивов и ритмов в синтезе со сложной современной авангардистской техникой, далеко опережая тем самым современников. Это доказывает строение маленького додекафонного шедевра - микро-танца для фортепиано -«Санхуанито Футуриста» (1944), с которого начался второй период творчества композитора. Пьеса представляет собой первую попытку использования додекафонной техники.
В основу фортепианной миниатюры композитор положил эквадорский народный танец санхуанито праздничного характера, полностью сохранив его метроритмические особенности, жанр, характер и форму. Образы этой миниатюры напоминают мир марионеточного театра, близкий образам "Полишинеля" Вила Лобоса.
Произведение технически безупречно с точки зрения музыкальной
формы, языка, полифонии, драматургии. Значение его для творческой эволюции композитора принципиально. Он убедился, что серийность, двенадцатитоновая система не только не противоречат, а напротив, благоприятствуют автохтонной музыке, позволяя удаляться от тонального центра и использовать самые разнообразные её лады-модусы. Именно двенадцатитоновостъ предполагает использование различных звуковых комбинаций, характерных для серийной музыки. Мелос эквадорской музыки ей не противоречит. По мнению Сальгадо пентатоника по своей сути является серией, ибо в её основе -о заложен принцип
серийности, допускающий повторение элементарных изначальных мелодических структур от разных ступеней, являющихся как бы различными точками отсчета. Осознание близости принципов звукообразования и их технической реализации в столь полярных культурах, как андская и европейская, стало для композитора откровением.
В четвертой главе - "Сонатный цикл в музыке Л. У. Сальгадо. Вторая соната для фортепиано" рассматривается трактовка сонатной формы в жанре фортепианной музыки.
В основе композиции лежит оригинальная идея, навеянная живописными национальными мотивами: образами окружающей композитора природы, пасторальностью, перезвонами колоколов. Вводя с началом первой части в эту атмосферу, Сальгадо постепенно развивает образы и углубляет их: безмятежный в начале перезвон колоколов становится тревожным и взволнованным. В пейзаж, видимый вначале им как бы издалека и отвлеченно, вносятся краски, отражающие эмоциональное состояние ностальгии, грусти, прощания.
Источник движения в этой сонате - ритм. Все развитие рождается из октавного остинатного мотива, который является ядром сонаты. И в недрах этой остинатности, методом расщепления октавы по полутонам вверх, а потом вниз, постепенным наложением «молекул» -подголосков - возникает весь музыкальный «космос». Синкопа, заложенная изначально в первом мотиве, даёт импульс дальнейшему развёртыванию. Музыкальная ткань усложняется по вертикали, мгновенно обрастая многочисленными подголосками.
Композитор, исходя из своей идеи об Андско-эквадорской симфонии и сонатных циклах, выстраивает каждую часть на основе одного из фольклорных танцев: первую - на основе санхуанито, вторую на основе ярави, третью на основе альбасо, динамизируя их принципами интенсивной разработки.
Пятая глава - "Симфонии Л.У. Сальгадо. Общая характеристика симфонического творчества" состоит из восьми параграфов, каждый из которых посвящен анализу одной из симфоний.
Наиболее важные открытия Л.У. Сальгадо связаны с симфоническим творчеством, ибо, как отмечалось, именпо симфонический тип мышления характеризует его композиторскую индивидуальность. Через симфонизм реализует он свои теоретические и эстетические концепции, музыкально-технические новации. Здесь им решаются существенные проблемы: формы и драматургии целого, архитектоники, мелоса и жанров.
Перечень всех симфоний Сальгадо таков:
Симфония № 1 (Апдская, «Эквадор»), g-moll, (1945-1949); вторая редакция в 1972 году под названием «Симфония в вернакулярных ритмах».
Симфония № 2 («Sintética» № 1), d-moll, (1953)
Симфония № 3 («На тему Рококо, A.D.H.G.E.»), D-dur, (1954-1955)
Симфония № 4 («Эквадорская»), D-dur, (1957)
Симфония № 5 («Неоромантическая»), (1958)
Симфония № 6 («Для струнных и литавр»), e-moll, (1968)
Симфония № 7 («Посвящена памяти Бетховена»), (1969-1970)
Симфония № 8 («Посвящена 150-летию Битвы при Пичинче»),
e-moll, (1972)
Симфония № 9 («Sintética» № 2), D-dur, (1977)
Два основополагающих принципа построения формы характерны для
Сальгадо. Первый основан на диалектическом противоборстве и столкновении тем, при котором синтез есть сумма тезиса и антитезиса. Второй - также диалектический, - основан на произрастании темы из ядра, выражении множества через единство, рождении всего произведения из одного тона - унисона.
Убедительна драматургическая концепция: через эволюцию и развитие образов композитор приходит к утверждению идеи собственной и национальной идентичности в целом. Образный мир его симфоний ярок и разнообразен, чему способствует обращение к народным жанрам. Они определяют духовную атмосферу музыки, утверждающую национальный образ и быт эквадорского народа.
Мастерски используются композитором богатейшие краски симфонического оркестра - специфическая характеристика того или иного образа связывается с колоритом тембров отдельных инструментов или оркестровых групп. Также содержательно используются и выразительные потенции ритмов, контрапунктической техники. Додекафония Сальгадо специфична, ибо она опирается на автохтонные пентатонические мелодии. Этим определяется их своеобразный звуковой колорит.
Индивидуальность и уникальность творческого опыта Сальгадо в области симфонизма для Эквадора неоспорима, ибо эквадорская музыка переживала в 40-е годы исторический этап перехода от полудилетантской музыки, основанный на фольклорных темах (романтической тональной музыки) к эстетике модернизма и серьезного, глубокого понимания автохтонного мелоса. Поэтому творчество Сальгадо можно рассматривать как явление переходного периода в эквадорской музыкальной культуре. Именно в настоящее время эквадорцы готовы к восприятию его музыки, во всей сложности её оркестровой полифонической ткани, музыкального языка и современных технических средств.
Сальгадо применяет идущую от классицизма функциональную роль частей: сильные, энергичные образы развиваются путем столкновения в первых частях симфонического цикла; вторые части - лирические, с опорой на национальный тематизм; третьи - скерцозные, жанрово-характерные; финалы - ликующие, блестящие, триумфальные, в сонатной или сквозной форме. Особенна роль интродукций, идущая от Гайдна, где обычно заложена тематическая и образно-эмоциональная информация, здесь же и экспонируются темы. У Сальгадо интродукция - как бы микросимфония, где определен характер конфликта и принципы его развития.
Образный мир в симфониях явно разделен на две сферы. Первая -пейзажность, созерцание природы, ландшафтные зарисовки (симфонии № 1, №3, жанровые симфонические сюиты, где санхуанито является первой частью). В этой группе, где присутствуют либо европейские формы и жанры, либо эквадорские жизнерадостные танцевальные жанры, связанные с феерией, ярмаркой, плясками - музыка более светлая, открытая, ясная, легкая для восприятия. Вторая - внутренний мир тревоги, переживаний, безысходности, риторических вопросов, поисков себя, которые в музыкальном тексте воплощаются через монотематизм и сквозное развитие. Этот мир представлен в симфониях № 4, 6, 8 и в двух симфониях "Sintética". В них опосредовано использование фольклора, они более сложны для восприятия.
Сальгадо оставался одиноким в своих поисках. То, что он написал, было чуждо и непонятно его современникам. Он был горд, самолюбив и лишь внешне самоуверен, поэтому болезненно воспринимал неприятие своей музыки. Тем не менее, он понимал, что его призвание и его долг -писать именно ту музыку, которую слышит он, не объясняя ее словесно.
#2. Первая Андская симфония «Эквадор», (1945-1949) g-moll. Концепция Андско-симфонического цикла. В ее основе лежат характерные вернакулярные танцы Эквадора: санхуанито, ярави, дансанте, альбасо, айре тиггако и альса. В этой симфонии композитор обращается к массам, к жизни и быту индейцев. Она бесконфликтна - это симфония юности, поэзии весны, радости жизни, вечного движется. Такова динамика поэтических образов произведения. Сальгадо представляет жизненные явления в обобщенно-танцевальных образах (танцы санхуанито, альса, айре типико, ярави). Они выражают чувства эквадорского народа, слияние с природой, горные пейзажи Анд. В симфонии передан утонченный лиризм ярави, духовный мир простого индейца; в скерцо - стихийность, необузданность массовых праздников, в дансанте жанрово-бытовые сцены из сельской жизни - сочные жанровые зарисовки, труд индейцев на полях и сбор урожая.
#3. Монотематическая и серийная концепция Второй симфонии («Sintética» № 1), d molí, 1953 г.
Образный смысл симфонии "Sintética" № 1 - пейзаж, медитация, размышления о горных вершинах Эквадора. Композитор интерпретирует окружающую его природу, передает свои чувства, вызванные вторжением в этот мир элементов европейской цивилизации, которые разрушают его мирный образ. Первозданность и чистота природы в горных странах также нашли отражение в музыке этой симфонии. В музыкальном языке используютсг элементы пентатонического склада.
Симфония «Sintética» №1 - одночастная симфоническая поэма, где каждая тема на микроуровне представляет собой развернутую партию сонатного Allegro, а на макроуровне, т.е. на уровне всего одночастного цикла - тему каждой из частей. Это - первая генеральная идея концепции «Sintética». Все партии - части симфонии переходят одна в другую attacca, без остановок, создавая впечатление целостности.
Вторая важнейшая идея концепции, идущая от симфонических поэм Листа, - монотематизм, произрастание одной темы из другой. Такой же принцип развития использован и в сонате № 2, и в 6-й симфонии. В образном смысле композитор предстает перед нами как диалектик, который стремиться к осмыслению собственного тождества.
Почему Сальгадо называет две свои симфонии «Синтетиками»? По всей вероятностной исходит из того, что оба произведения осйаны на принципе монотематизма и сквозного развития материала, где в сжатом виде представлены все компоненты и каждая партия как бы является самостоятельной частью целого. Композиционно эта симфония представляет для нас особый интерес, демонстрируя лаконичность и глубину авторского мышления. В целом же она являет собой романтическую концепцию, реализованную композитором в стиле Листа.
#4. Третья симфония па пептатояическую тему в стиле Рококо (A.D.H.G.E.), 1954-1955, D-dur. В трактовке старинных барочных форм Сальгадо использует элементы пародийности. Симфония - своего рода стилизация старинной барочной сюиты или concerto grosso. В процессе развертывания музыкальной ткани выявляются структурные возможности пентатонической темы, и из нее выстраивается целостный барочный монумент. Ее музыка, светлая, юношеская, даже детская но характеру, навеяна радостными весенними чувствами.
В целом, симфоническое творчество Сальгадо, как отмечалось, отличают две стадии душевного состояния: первая - пасторальные зарисовки национальных пейзажей, прозрачные и наивные, такие как Первая, Третья и Четвертая симфонии, где выражены более умиротворенные чувства; вторая - трагические, отчаянные и пессимистические образы, к таким относятся Шестая и Восьмая симфонии, а также обе "Sintética".
Третья симфония Ре мажор представляет собой четырехчастный
цикл:
I. Preludio (Lento-Andante) Allegro con anima П. Grave (alia Zarabanda) IILAllegro Grazioso (Alia Bourre) IV. Allegretto Giocoso (Fuga alia Giga) Общий характер симфонии, который определяет образы весны, обновления природы, имитирует журчание рек, ручьев; побудили композитора ввести в состав оркестра арфу, которой доверено воплощение прозрачной хрусталыюсти идиллического сказочного мира. Типично барочным элементом является использование таких танцевальных жанров, как контраданс и ригодон в размере 4/4. Композитор не обращается к андским танцам, стилизуя типично барочные танцы.
Философская идея здесь - выявление многобразия граней «личности» и в тоже время ее идентичности: композитор как бы играет с самим собой в прятки. Из серии рождается все: тезис + антитезис, их синтез, - нечто новое, рожденное слиянием двух противоположных начал. Не в этом ли суть метисации? Такова диалектика Сальгадо. Во всех произведениях он подсознательно ищет свои истоки.
Третья симфония представляет собой своеобразную музыкальную шкатулку с мозаичной сменой пестрых, ярких тем. Мастерство композитора заключается в способности трансформировать маленькую пятизвучную тему в развитое симфоническое полотно архитектоническую конструкцию светлого жизнеутверждающего характера. Образы этой симфонии ясны, безоблачны. В музыке ощутим наивный задор, элементы игры, скерцозности в гайдновском стиле. Исключение составляет напевная, лиричная вторая часть. Пентатоническая тема проходит через всю симфонию - можно, таким образом, сказать, что симфония монотематична. Очевидно, Сальгадо видел в этом один из путей
проникновения пентатонической темы в контекст европейской музыкальной культуры.
Третья симфония стоит несколько особняком в череде трагических и углубленных произведений. Таких светлых идиллических опусов им больше не было создано. Сказочный мир этой симфонии позволил композитору отвлечься от рутины реальной жизни, погрузиться в атмосферу праздника и мечтаний.
#5. Четвертая симфония, «Эквадорская», 1957 0-(1иг. Эта симфония репрезентирует иной образный мир, иное мироощущение. В нее введен новый элемент - хорал, символически обозначающий столкновение не только культур, но и религий. Хорал звучит холодно, отчужденно, знаменуя собой внутренний протест, сопротивление языческой веры католицизму.В образной форме композитор обращается к проблемам, связанным с метисацией, столкновению двух полярных культур. Эта тема останется здесь нераскрытой, поэтому он возвратится к ней и в Девятой симфонии ("8ш1е(1са"№2). Всё глубже погружаясь в проблематику идентичности, он стремится раскрыть не только сущность колонизации, но и противоречия, связанные с насаждением чужой религии, на уровне внутренних душевных переживаний и столкновений.
Столкновение двух культур в Четвертой симфонии представлено в форме не воинствующей конфронтации, как в Восьмой симфонии («Битва при Пичинче»), а взаимообогащения, дополнения культур, их взаимопроникновения. Доминирование христианской веры было столь велико, что тема хорала из интродукции обрела свое тотальное преображение в коде финала. Композитор дает представление об Эквадоре опосредованно, через жанр, поэтому его триумфальные финалы базируются на ритмоинтонациях народных танцев санхуаниго и юмбо.
#6. Шестая симфония для струнных п литавр, е-тоИ, 1968 г. Исходя из теории Сальгадо, каждая часть Андской эквадорской симфонии
репрезентирует стилистические особенности какого либо национального танца, хотя бы опосредованно, символически или завуалированно. Можно трактовать такой тип симфонизма как жанрово-национальный.
В то же время в музыке господствуют образы отчаяния, пессимизма, катастрофы, беспросветности. Композитор еще не видит почвы, на которой могла бы возрождаться новая культура.
В Шестой симфонии, как и в некоторых других симфониях, убедительно воплощён принцип монотематизма и сквозного развития. Экспрессионистский настрой симфонии напоминает музыку А.Шёнберга (особенно его «Просветлённую ночь»), творчество и система которого были хорошо известны Сальгадо. Музыка симфонии свидетельствует также и о знакомстве с музыкой Рихарда Вагнера (в частности, с оперой «Тристан и Изольда»). Тяготение же к крупным формам и принципы развития музыкальных образов выявляют несомненное влияние Бетховена, давно ставшего для композитора идеалом. Метод развития симфонического тематизма самого Сальгадо заключается в противоборстве двух контрастных, а иногда двух взаимодополняющих, однородных элементов. Очевидно также увлечение Стравинским и даже подражание ему, имея в виду сложные аккордовые структуры с использованием современных ладо-тональных систем. Сальгадо расширяет тональность введением свободного двенадцатитонового ряда, независимого от тонального центра.
Свободно ориентируясь в европейской сонатной форме, Сальгадо считал, что в эквадорской музыке, естественно базирующейся на автохтонных интонациях, следовало не подражать, в точности, ее канонам, а наоборот, выстраивать собственную форму, опирающуюся на основные структурные принципы классического стереотипа.
Шестая симфония - один из примеров использования структуры самого мелоса эквадорской автохтонной музыки в его симфонической концепции.
#7. Восьмая симфония «К 150-летнто со дня битвы при Пичинче», e-moll, (1971-1972) имеет программный подзаголовок: «К 150-летию со дня битвы при Пичинче». Композитора вдохновили героические события битвы, в результате которой 24 мая 1822 года Эквадор обрёл независимость, освободившись от испанского ига. Эти настроения героической борьбы, обретения независимости - все, что сказалось на самоощущении личности,- окрашивают образную атмосферу симфонии, символизирующей в плане музыкально-драматургическом победу эквадорской автохтонной интонации. Тема финала практически отрицает эмоциональный углубленно сумрачный тонус интродукции, ибо, при общности интонационной основы, она противоположна по своей жанровой характеристике и тем самым представляет ее новую ипостась. Все движение идет к коде - реэкспозиция основной темы (с т. 694) приводит к триумфальному финалу всей симфонии, в ми миноре: завершающий минорный аккорд символизирует грусть о павших героях, цену победы.
#8. Девятая симфония («Sintética» № 2), D-dur, (1977) Одночастный симфонический цикл. По своему содержанию она
г
является антитезисом симфонии "Sintética" №1, ее противоположностью. Она антиромантична, как и последние произведения Листа - глубокие, аскетичные, лишенные внешних украшений. Мелодия, утверждающая главный образ, являет собой антимелодию - суровую, конфликтную.
Основная идея симфонии - постоянное движение, неустойчивость, поиски тоники, тонального центра, которые так ни к чему и не приводят. Отсюда тревожный характер музьгки. Композитор использует расширенную тональность, двенадцатитоновостъ, выразительные синкопирующие как бы задыхающиеся ритмоинтонации, передающие
состояние человека в процессе поисков самого себя, своей личности. От тонкого лиризма и описательной пейзажности он приходит в этой симфонии к выражению углубленных психологических состояний (для подтверждения достаточно сравнить полярный образный мир двух симфоний "Sintética"). Круг интонаций и амплитуда образов чрезвычайно широки: мятежные, беспокойные, тревожные; они резко сникают или возвышаются, выявляя тревогу в поисках своей цели, места в жизни -главного вопроса самопознания. Вопросительные интонации - чисто риторические, безответные. Беспрерывное развитие и движение обусловлены передачей тембров от одного инструмента к другому. Композитор чувствует, что не обретет покоя. Сальгадо представляет пространство в двух измерениях - горизонтальном и вертикальном. Он непрерывно повторяет и вычленяет мотивы, обновляя материал и усиливая его «текучесть», чтобы добиться сквозного развития. В этом процессе развития мелодических фраз тезис как бы ставится и тут же отрицается, не приводя к синтезу. Поэтому содержание оправдывает форму: одночастная симфония ■ сквозного развития. Окончательную точку ставят два последних аккорда Ре мажора, но это только остановка, а не развязка, не финал, конфликт остается неразрешенным. Это - единственный тональный аккорд во всей симфонии. По сути дела Сальгадо механически остановил эту "машину действия", бесконечного движения, perpetuum mobile, не найдя ответа. Поиски продолжаются.
Девятая симфония - последняя симфония Сальгадо. Он уходит в другой мир за поисками ответа на свои вечные вопросы.
Может быть, ключом к пониманию образного мира композитора может послужить представление о двух гранях его личности - внешней и внутренней. Он видит мир в целом и в частностях, возвращаясь к самому себе, к поискам своих корней, своего происхождения. Он стремится найти ответ в природе и не находит его.
К концу жизни Сальгадо понял, что главное в искусстве музыки -передача чувств, эмоций, внутреннего мира. Он предпочитает выразительность описательности: для него важнее выражать, чем изображать. В своей последней симфонии он попытался выразить свое творческое кредо через атональность, и расширенную тональность именно потому, чтобы будущие поколения не сводили его музыкальные концепции к примитивным образам или эффектам звукоподражания. Абстрактное было ему ближе, ибо оно опосредованно могло выразить мир его чувств.
В заключении сделаны некоторые выводы о творческой личности Л. У. Сальгадо и его месте в сокровищнице музыкальной культуры Эквадора. Название нашей работы "Симфоническое творчество Л.У.Сальгадо: композитор в контексте национальной культуры" обусловлено тем, что творчество Сальгадо предстает как яркий результат воздействия национального культурного контекста, без учета которого невозможно объяснить и особенности его личности и специфические черты композиторского мышления. Корни этой специфики, как мы попытались показать, следует искать в национальной автохтонной традиции.
Для эквадорской музыкальной среды своего времени Сальгадо представлял феномен таланта и трудолюбия. Ни один из эквадорских композиторов не оставил столь богатого и разнообразного творческого наследия. Неустанный поиск новых идей, неутомимая профессиональная работа, стремление к совершенствованию своего музыкального стиля, почерка - всё это характеризовало Сальгадо-композитора.
В своём творчестве Сальгадо систематизировал основные профессиональные формы, жанры, добился успеха в соотнесении автохтонного мелоса с двенадцатитоновостью европейской
музыкальной традиции, обнаружив при этом близость их глубинных принципов.
Он неразрывно связан и со всеми культурными и социально-политическими явлениями, характерными для 30 - 60-х гг. В каждом произведении Сальгадо открывал новые художественные миры и горизонты.
Особую ценность придает личности и творчеству Сальгадо тот факт, что уже на ранних стадиях становления национальной композиторской школы он сумел освоить и претворить в своем творчестве некоторые ведущие тенденции композиторского мышления XX века. Художественно убедительный синтез двенадцатитоновое™ и автохтонной традиции в его произведениях открывает перспективу дальнейшего развития эквадорской музыки. Самобытность, которую придает этому синтезу опора на национальный фольклор включает в музыкальный контекст XX века особый пласт. Путь этот начат Сальгадо, его продолжают последующие поколения композиторов Эквадора.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
1. Грихальва Диего. Симфонии эквадорского композитора Л. У. Сальгадо / Гос. ин-т искусствознания. -М., 2000. -58 с. -Деп. в Информкультура Российской государственной библиотеки 19.05.2000, № 3280.
2. Л. У. Сальгадо - андский додекафонист // Журнал «Культура» Центрального Банка Эквадора.- Кито, май 2000г., (на испанском языке), (1 пл.).
3. Сонатно - симфонический цикл в музыке Л. У. Сальгадо // Журнал «Культура» Центрального Банка Эквадора,- Кито, май 2000г., (на испанском языке), (0,8 п.л.).
4. Феномен Л. У. Сальгадо // Журнал «Культура» Центрального Банка Эквадора - Кито, май 2000г., (на испанском языке), (0,5 п.л.).
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Диего Франсиско Грихальва - Кордоба
Введение
Глава 1. Автохтонная музыкальная культура Эквадора.
Глава II. Жизнь и творчество Луиса Умберто Сальгадо
1. Личность, творческий путь
2. Музыкально - эстетические взгляды.
3. Теоретическая концепция.
Глава III. Особенности ладогармонического мышления Л.У.Сальгадо на примере анализа микротанца для фортепиано «Санхуанито
Футуриста» ( 1944г.)
Глава IV. Сонатный цикл в музыке Сальгадо. Вторая соната для фортепиано
Глава V. Симфонии Л.У. Сальгадо
1. Общая характеристика симфонического творчества.
2. Первая Андская симфония "Эквадор" g-moll (1945-1949). 74 Концепция андско-эквадорского симфонического цикла.
3. Монотематическая и серийная концепция Второй симфонии ("Sintética" № 1) d moll (1953).
4. Третья симфония на пентатоническую тему A. D. H. G. Е., в стиле Рококо, D dur (1954-1955).
5. Четвертая симфония, "Эквадорская", D-dur (1957).
6. Шестая симфония для струнных и литавр, e-moll (1968).
7. Восьмая симфония «К 150-летию битвы при Пичинче», е moll(1972)
8. Девятая симфония ("Sintética" № 2), D-dur (1977).
Одночастный симфонический цикл в творчестве Сальгадо
Введение диссертации1999 год, автореферат по искусствоведению, Диего Франсиско Грихальва - Кордоба
Композитор, как и каждый художник вообще, формируется и творит в контексте национальной культуры, осознаёт он это или нет. Контекст обусловлен рождением, географической средой, воспитанием, 7 мироощущением, музыкальными впечатлениями. Особенно непосредственно он влияет на стадии становления национальной профессиональной школы.
История профессиональной музыки Эквадора не слишком длительна, и наиболее ярко её олицетворяет Луис Умберто Сальгадо, композитор одновременно и национальный и современный. Таким образом определилась тема диссертации: место композитора в контексте национальной культуры на примере симфонического творчества Сальгадо, в котором синтезировались национальные традиции с художественными традициями XX века.
Целью диссертации является рассмотрение композиторского облика Сальгадо и анализ основных стилевых и композиционных элементов особенностей его произведений. Открытием Сальгадо является тот факт, что андская пентатоника может стать источником, не 1 только автохтонной профессиональной музыки, но соединяться с двенадцатитоновостью. Этим и определяется структура работы, состоящей из введения, пяти глав, шести приложений и библиографии.
В предлагаемой диссертации представлена система теоретических взглядов композитора, нашедших своё воплощение в его творчестве и в музыковедческих работах. Впервые даётся профессиональный анализ симфонического творчества Сальгадо, рассматривается его место в контексте национальной музыкальной культуры. Кроме этого, в Приложении представлен Хронологический каталог произведений Л.У. Сальгадо, сделанные нами впервые переводы статей на русский язык, интервью с композитором «Л.У. Сальгадо о себе», а также список его музыковедческих работ.
Источников, касающихся жизни и творчества Л.У. Сальгадо, крайне мало. Самый значительный - специальный монографический номер музыкального журнала «Опус»1, под редакцией Артуро Родаса. Он вышел в свет спустя двенадцать лет после смерти композитора. Значение его велико: во-первых, в Эквадоре впервые обратились к анализу творчества Сальгадо и проявили интерес к его личности, хотя он уже был известен как выдающийся композитор; во-вторых, в этом сборнике впервые опубликованы материалы самого композитора, о существовании которых мы только могли догадываться. Из них особо выделим статьи: «Эстетический синопсис эквадорской музыки» и «Подлинная эквадорская народная музыка», где отражены эстетические взгляды композитора и принципы его теоретического мышления. Они легли в основу нашей диссертации.
Второй важнейший источник - первый том «Музыка в Эквадоре» Сегундо Луиса Морено.2 Это самая фундаментальная из существующих в Эквадоре музыковедческая работа, - как бы краткий курс истории эквадорской музыкальной культуры. Здесь упомянут Сальгадо как композитор и дается краткая биографическая справка о нём.
Сборник, составленный Пабло Герреро - «Музыканты Эквадора»3 -первая попытка создания музыкального словаря об известных
1 Ежемесячный музыкальный журнал «Опус» , издававшийся Музыкотекой при Центральном Банке Эквадора . №31 , январь 1989 года.
2 Сегуццо Луис Морено. Музыка в Эквадоре - Кито , 1930 г., т. 1; 2е изд. Кито, 1996г.
3 Пабло Геррэро. Музыканты Эквадора, Эквадорская музыковедческая корпорация. Кито , 1995 музыкантах Эквадора разных периодов, сделанная молодым эквадорским исследователем-этнографом.
Нам также известно о дипломной работе эквадорки Кети Вонг о Сальгадо, написанной в Московской консерватории, но, к сожалению, с ней не удалось познакомиться.
Среди источников на испанском языке укажем редчайший фольклорный сборник, изданный ещё в 1943 году «Автохтонная музыка востока Эквадора»4, к которому мы обращаемся в диссертации. Особый интерес также представляет сборник фольклорной музыки эпохи Колонии Самуэля Кларо, содержащий редчайший фольклорный материал.
Иллюстрированный альбом "Образы Эквадора XIX века" (под редакцией Хуана Агустина Геррэро) раскрывает обширную панораму эквадорского искусства - живописи и графики. Особый интерес представляет для нас вступительная статья вице-ректора Консерватории г. Кито Хуана Агустина Геррэро.
В упомянутом в библиографии материале - популярном хоровом сборнике коллективных разножанровых фольклорных напевов - впервые публикуются музыкальные образцы.
Антология "Введение в эквадорскую национальную музыку" - это первая попытка проанализировать и систематизировать подлинный фольклорный материал всех регионов Эквадора.
Из важнейших исследований на русском языке выделим работы, выполненные в Государственном институте искусствознания и в Институте Латинской Америки при Академии наук СССР. Это
4 Padre Paimundo Monteros. Música autóctona del Oriente Ecuatoriano - Quito, 1942
Культура Эквадора»5, «Музыкальная культура Андских народов»6 и «Музыкальная культура стран Латинской Америки»7.
Культура Эквадора» - сборник научных статей, посвященных различным видам культуры и искусства Эквадора. Среди них -фундаментальная статья "Музыкальная культура Андских народов" П.А.Пичугина о музыкальной культуре Эквадора, написанная на основе анализа этно-музыковедческих первоисточников. Это первый профессиональный монографический труд, посвященный детальному изучению архивных материалов и документов, в которых анализируется ладо-ритмическая структура музыки андских индейцев, их инструментарий, а также песенные и танцевальные жанры.
Музыкальная культура стран Латинской Америки» - одно из важнейших исследований, охватывающее большой круг проблем, связанных с развитием музыкальной культуры и искусства стран Латинской Америки.
Кроме этого, при подготовке диссертации мы опирались на материалы архивов композитора, который хранился у его сына Фаусто
Сальгадо и был передан им в 1998 году Историческому архиву
Центрального банка Эквадора. Здесь он впервые стал доступен для исследователей; использованы также документы Музыкотеки
Центрального банка Эквадора, в частности, журнал "Опус".
Приложения нами рассматриваются как составная часть диссертации: во-первых, представленные здесь материалы впервые публикуются на русском языке, во-вторых, они помогают восстановить исторический контекст, в котором жил и творил Сальгадо, учитывая, что он практически впервые открывается миру как классик эквадорской музыки.
5 Культура Эквадора - / М.: Наука 1985
6 Музыкальная Культура Андских Народов - М., 1976 * *
Сальгадо является первым эквадорским профессиональным композитором. Несмотря на обстоятельства, его окружающие, на удаленность Эквадора от европейского континента, он применял сложнейшие виды музыкальной техники для воплощения своих концепций. Поэтому за исключением Шестой симфонии в Эквадоре ничего не могло быть исполнено. Другие произведения Сальгадо исполнялись при его жизни, причем большей частью во фрагментах, за рубежом: сюита «Атагуальпа» в 1946г. в США, симфония «Sintética №1» в 1954 году в США, «Эквадорская сюита» в 1972 году в ГДР, «Концерт для гитары с оркестром» в 1976 году в Копенгагене.
Только в 1998 году, после передачи архива Центральному Банку, впервые стали доступны почти все его симфонические произведения.
Вышла в свет пластинка с фортепианными произведениями композитора, включающими "Санхуанито Футуриста". В обозримом будущем на исполнение его произведений рассчитывать не приходится, так как наследие композитора пока существует в виде необработанных рукописей.
Причина заключается в том, что до настоящего момента в Эквадоре не было достаточно профессиональных музыкантов для понимания и исполнения музыки Сальгадо, которые нашли бы ключ к постижению тайн его творчества. Лишь через сорок лет музыканты, получившие полное образование в странах Европы и Северной Америки, вернувшись на Родину, смогли расшифровать, открыть для
7 Музыкальная культура стран Латинской Америки. - М., 1974. себя его творчество. Сейчас, как упоминалось, его произведения стали доступны для профессионального анализа.
Сальгадо осознавал свое призвание эквадорского национального композитора. Он никогда не выезжал за пределы Эквадора, тем не менее, всегда был в курсе всех музыкальных событий, течений, тенденций в современном ему мире. И не только знал их теоретически, но и использовал в 1944 году.
Л.У.Сальгадо всегда тяготел к крупным формам - опере, балету, рапсодии, симфонии, концерту. Для него характерен скорее инструментально-симфонический тип мышления. В основном, он употребляет парный состав большого симфонического оркестра, добавляя к нему литавры, арфу, колокола, челесту. Фортепианные произведения отличаются развитой фактурой, использованием крупной техники (аккорды, октавы и т. д.).
Для нас особая ценность творчества Л.У.Сальгадо заключается в том, что жанры и формы эквадорской национальной музыки, представля сугубо локальный национальный интерес, они как бы переходят в другое измерение, становясь составными компонентами фортепианной или симфонической пьесы, тем самым возвышается андский эквадорский фольклор, привлекая к нему интерес за пределами страны.
В настоящий момент задачей музыковедов является восстановление рукописного архива композитора, что является гораздо более трудной задачей, чем ознакомление с произведением через слуховой опыт. В каждом конкретном случае приходится выяснять, к какому жанру относится то или иное произведение и совпадает ли это с тем, что предполагал композитор. В нашем случае мы должны были установить, соответствуют ли симфонии Сальгадо именно этому жанру и этой форме. Поэтому мы вынуждены были уделять особое внимание
Заключение научной работыдиссертация на тему "Симфоническое творчество Л. У. Сальгадо: композитор в контексте национальной культуры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Название нашей работы "Симфоническое творчество Л.У.Сальгадо. К проблеме: композитор в контексте национальной культуры" обусловлено тем, что творчество Сальгадо предстает как яркий результат воздействия национального культурного контекста, без учета которого невозможно объяснить и особенности его личности и специфические черты композиторского мышления. Корни этой специфики, как мы попытались показать, следует искать в национальной автохтонной традиции.
Для эквадорской музыкальной среды того времени Сальгадо представлял феномен таланта и трудолюбия. Ни один из эквадорских композиторов не оставил столь богатого и разнообразного творческого наследия. Неустанный поиск новых идей, неутомимая профессиональная работа, стремление к совершенствованию своего музыкального стиля, почерка - всё это характеризовало Сальгадо-композитора.
Он систематизировал в своём творчестве основные формы, жанры и соотношение автохтонного мелоса с двенадцатитоновостью европейской музыкальной традиции, обнаружив близость их глубинных принципов. Вместе с тем Сальгадо неразрывно связан и со всеми культурными и социально-политическими явлениями, характерными для 30 - 60-х гг. В каждом произведении он открывал новые художественные миры и горизонты.
Список научной литературыДиего Франсиско Грихальва - Кордоба, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Segundo Luis Moreno.: Historia de la Música en el Ecuador», VolumenI-, Quito, 1972
2. Serie: "Progresión de la Música Popular», №1: Antecedentes del canto colectivo en el Ecuador Quito, 1986
3. Cancionero coral -Quito, 1986
4. La Música Popular en el Ecuador: conceptualizacion y antecedentes Quito, 1986
5. Padre Raimundo Monteros: Música autoctona del Oriente Ecuatoriano Quito, 1942
6. Antología "Introducción a la Música folklórica del Ecuador" Quito, 1981
7. Isabel Aretz. Síntesis de la Etnomusica en America Latina -Venezuela, Caracas, 1980
8. Samuel Claro: Antología de la Música Colonial en America del Sur -Chile, 1974
9. Imágenes del Ecuador del siglo XIX: Juan Agustín Guerrero Textos investigación: Wilson Hallo, Editorial Espasa-Calpe, Fundación Hallo, -/ Quito, 1981
10. Vega C. Los instrumentos musicales aborígenes y criollos de la Argentina. Buenos Aires, 1946.9. Archivos:
11. I. Archivos de los periódicos: «El Comercio»1. El Tiempo»1.. Archivo de la Musicoteca del Banco Central del Ecuador
12. V. Archivo Historico del Banco Central
13. Источники на русском языке
14. Культура Эквадора -/ М.: Наука, 1985
15. Пичугин П.А. Музыкальная культура андских народов -/М., 1976
16. Музыкальная культура стран Латинской Америки -/М., 1974
17. Советская энциклопедия. 7т. 4,5,6. М., 1978.
18. Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М., «Музыка», 1977, с. 62.
19. Источники на французском языке
20. D'Harcourt M.et R. «Le folklore musical de la région andine. Equateur, Pérou, Bolivie. Encyclopédie de la musique par Lavignac, premiere partie. Paris, 1922.