автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Символ. Миф. Имя в творчестве М.М. Пришвина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Символ. Миф. Имя в творчестве М.М. Пришвина"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
#
, , имениМкр'лоУдугбспга
♦ ГI] ол
■ !■■.■.■. На ггрзяах рукописи
УДК 808-2.09-3 1 808.2 (052)
ПЛЕХАНОВ ВЛАДИСЛАВ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ _
СИМВОЛ МВФ, ЙМЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МЛ1 ПРИШВИНА ¡0.0! .02 - Сепремеииая ншкнтыит ¿¡дарзтурз (русски) •
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации га есиекэдпе учгноП степени кашзштзфлподогичсааге тук
тлшкыгг - М?
Рййоха гКйОЯКййЗ ЕЗ ЕЗ^еяре тусскоС &£акул>гь«в змеевкой 4илсл«?ив Хажеискаго з^адлтгвшяго увавв^»сжгб1гэ
Каучкие аокгор фшалотечасаах 'яаук,
профессор ^ШъВ&шрзъТСЩ
даиуда* .^илатагкчзскэс КЕТК, исксат Дзггйн д.Н.
О^ая&шкв сагошин: йоггор фагалосгчасик явуа,
гавд&ат фдаеткаявсгшЕ. згух, ззцеяг Еаг-з^тгАаяога ШФ.
Веагваа срггиумвзг: ?э£ш?яз& геедздсхзешзоЗ
гЕадвисггес- вддааат АЗЬЗПБ
5ащ;гг® сосгогзся "Л г. 3 /¿'^шсс'Б
гавезаагг саяшлтрззааа'гго ссаеаа ¡».ззигге
киссергйцй! на гс2с-г£££7с «¡«»-«вн" **чс«?рз ^гнгигаагз) гда
>г.г. зсбззифетавшж уаз^^вгтс.'й »«т Д^гс Удуггех«
г:- г^иу; .
. С ядаахжхлл. г а^* ъх&^ч?*
QSkpj; характераетга пиесс.ртагд;к.
Совремешюе состох&з литграгуропздекгя треСусг постановки реаекЕЯ теоретических проблем, которые откроет погт Еозг,:саиос-: 2 всслеЕовзниг духсваого потенциала художвсгаггаЛ лзтерзщш. «алагаеадя врослекз позмкг сажо-за, а жевз я&яяетса воаой opBsœs:«!E в T£opîr£c;:o.%-/ .наследи» ¡Ц,>,;,Прл1лаогз. Batíop s качестве ;оаквеа асслвдсваняя тагсгс аоэгачзскас. категория, пзк савол, iing, к» 52услоей'ок 22В, «s еостезазот основу доэтака аасатвлд Z йшгоя глвш«« средстгоц гаракааяз его гздожествектяс 2 «JksocoJ-:кг iiaeï. M.LLïïpnHSiiH неаакокрзшо гнскезнЕэдся о ?езч£лйл этих «гичеохях средств в своём- гзорчвств-з. Насатадь е'йзы-« сеся тзор-ч» "саоего iœf9". ХуяоьеетввкшхЗ: еакзоя он считал "укззуахдк сер-.'oîî* s гл/0<.ск csoefi кзагя с агсна, в доя ~ основа}* £орииройвя»; 1чк0ст2 героез, 0 роли сядазлоз в йе$оз в срезе .'¿ЛГ.Вр'Свлкз уза-кали а зго всследоваг&лт К.И.Анарееез, А.Ы.£ак:,:ан,Т.Я.1£пн|с>лы>, А»ге1ушковск.Ч1Я,З.Я.Еурбагоа>3«Н.Р^орьато^я,3.«^С-лгсно2г1.Л.Е.Т»-«srsssa►B.r.ieaieaEO.T.JnЛ4ййьишкая к др. Однако спецгзяыэдс its лооЕяцевязз: анализу. дозтдхи íopi условного изобрааенаа з хвор-югзе И.а.Пркаадвз на арздараяакалосз»« .
Актталмгзсть яс ме дозяния ойусяовйезг nssuot рольу утхас £ор-î43CKsrx категорий s xyaozecrsssacE сссю:»з щсэтада. Тскоз «гпрз>-иша ьссхваовзаг;« отвечает дзгребвосгла Hacíosaor-j враг^на» кс*>->з c3KSí.:GHor.ü;io аторш оакрвгием пвсахелл, зостаэаьага его з одаа а о гааээдкмпся Ерейеташтсгякк kg толка русской хнтертурк, »о русской èsaocofстой, каслв. ОоззаяокЕаваиь с раяге аз дуСлкко&зг— зсзса прокзвгаеаяязаи й.Ы.ПрЕгванз, кргзака еаккозупао аггоюрггв том, что &го' îrpcp4scTiiO досаргна^зетса се£час как мзрэ глубгяа rccKûîa духоаностл. Однако до нзстояцего времаяи еде не рэскрат югл.чЛ кокилекс ^jisocoiczc-xyaosecirse^Hitx аде£ а^еаггля, -9 д ой-¡сги поэтика недостаточно исслеаоврна гхонзше её здгшш;.
ивстсяаей дассзртает: является o~sp:z
i краю кеауганы». птдц", "За водцебтел колойксц", "7 стез града iPiuuBíaro", совесть "¿.екь-вень*, роьз» "Рогова иепь"» скззка-г^гь ькздоаая салиаз", ро:.сзн-с>:ззка *Ооударе2-,з гороге", иае-:-«ь-ск.?5:-а! Ьрайсльная чада", Kissira ижлзгкр "веская каагдь", "Гмаа sc-v-u* гнгакак U.ll.TipW3VKi. ТШ& ог-ьлсклстсй rt.íü<»S ch.izix>
•oirsü^ehHh, аоу^грук^г роао в aï лтгг:кл ir.-.к;:,
IÜÍU.Í "OwC'üJi.a.^í:"к"* рагстгрш. лрпай.'.-гдочач oc'î-7ua-i. -э я • '.•.пи: bí.'.::;.i(
L -Уг- л,îr.p.4 услсьзо.г^
oivc^-.n^oii тс:-, vio oiia ct.uov ;-.••:■•.;:
~ 4 - . .
£ за талое Еляккке символа, шйа, таени а творчестве М.М.Дспшзина еветолько сарзёзко, -что отрыв опдой категории сг других привёл бы к ойЕОСтороиаеыу севасенев худсжественного своеобразия этого авхо-Р3*
Поэтическая фора философских разавпвашй М.Н.Пришвина делает необходлжм анализ образа парадной вуаи, пройлекы творческой личности и гарюначкоЗ системы мироздания. Они зан:а;зЕт центрально место з зуцоьестаёнко-$2лосо<|ском наследил пксаталд 2 тгайтаг серь ёзкого исследования.
Гтдзтева тглссестацяоккого -исследования. Если применить метод комплексного анализа до&течйско! взаимосвязи символа, и ¿¡ыенв к творчеству й.М.аришана, то буздт ваблены главна особенаоста художестве нко-филссофс'кой система- этого писателя.
Цель задачи ксслад-орания. .Настоящая. работа представляет со Сой попьтку исследования ззажосаязк поэтике художественного проиэ веденал а его философского-сопераакия. 3 паяном исследована:!" т ст&вж перщ сойой две параллельные целя: анализ поэтической взаимосвязи сиг/зада, м;:.рз, имени в творчестве ¡¿.¿'.Ярийвина к выявление .на основе-поэтика сгсте^щ ф&лссосскях идей писателя.-'
ЗадзчэЗ настоящего гсслеаованкя является определение места дснних поэтических категорий в худсхестзекноЁ структуре ярдагно-кой пссзы л выявление :-:х рола а раскрыта;; £ке&£с-худо2зствеиаого содержания творчества'писателя..
. Для решения поставленных задач .использовался комплексно-ена-лптгчаску.й -мётск с здааекгош сравнительного аязлаза.
Кзтчная «ягбка.чп исследования- ссггоат з гам, что в ргботе .впе в сдстелпоЛ последовательности изучается такие категории поэта у.м ^.Ы.Иркгзпка, .кал сшгол, имя.-Отк позтипзскке средства рг сматрхЕастс.ч. езк в раа'хаг отдельных произведений, так и в ксктегхт всего творчества писателя, что позволяет сделать вывод ой изобрази тельной у киве реальности- и дсмяжрузацэй ролх поэтического единства .сшаврлэтескаго, миологического к ономастического уровней в худо-дзставннсй .структуре прсизведений ^.йЧ.Прищзшш. В работе влервае предпринята сопатка выявить роль, форм условного гзойрзазндя в воп-лолс-ези центральных ^злссофскдх идей писателя. Анализ этих сторон Еозтаа привел к пшюду, что связал, щ>и явились теми поэти-"еснзагл средства И!, в которьх соприкоснулись литература и фалосо-
пересеклась дучгна воэтэтескае -трагиках русской литература IX:*. з XX вс;швл аде;; Н.А.Бзраязва, П,А.Олорепского, Н.О.Лосского.
с "г ? л осьтао" <:сследссан2Я яйляаяся пелогэаия ге-
'елевокой дгалектизи о единства и взаимосвязи катзгоркЗ едкнкчко-'0 п общего, части л целого, индшзидуального и общественного, $ср~ ш н содержания, г такие кцеи А.&.Лосэга о диалектике о взе-
агасвяза м^а, символа, жени з кзкз, дшгасо£ли к нс-кусстве..
Обшетеог/зтетеской основой днссертзцта. послупип труды С.С.Азс-;гкцеза, Ы.м.Базстна, А.5.Лосева, Ю.И.Лстказз осп.золе, 1/лфе, а;екк и ях ролл з зкакосих системах художественного творчества.
Теоретическая значимость результатов иссладова'ЕЕЯ состоит з :ом, что на конкретном цэт-зриале произведен^ одного из .гучзгзс лв-;зтелей~с;уюс050В XX века .раскрыто содержание такт: взккнх з тео-литературы поэткческяг категор/лй, как сигвол, етл, а таксе их дзилехткческая взаимосвязь п роль в .рзскрипи худогесгвенко— 'о мира пгсегеля. ^
Дракгачоская значикодть результатов исследоз?Екг' •состоаг з ■ом, что его ¡.аетодологкя, принципы :: ойосасзт^я могут 'нзЬтл лег-■■онение пек установлении типологических характеристик яудсгестзгм-юго кирз друг;:?: писателе;":, Аналитические результат:; ра.ботн цсг'ут ;ыть 'введены з' вузовские курен истории' русской литературы' XI- вега ; семинарские згцетия по этому курсу. Йагернзл дкссестаята ксхет ¡оставить основу спецкурсов по позтике МЛа.Нрназгкз и иатодэтеекгх .•гжомекдгцпЗ яо комплексному аазлззу позткки .'.^э. с::юэалэ з гконя ; творчества пюателгй яз'драктаческюс занятиях до курези "Ззеде-ив а лгтэрэтурезедекле" л "Теорхя лагвм^ура". .
Апсй^пкя катервалзв дЕСсергацЕОШгсго' гсследовагая ярегзтх-длась на кедвузовеккх конференциях ь^слсдых'учёяих "Зробле:^ рус-.кой ^илологви" /Таакект»1289,1250,1591,1£й2/, "Цреподеззкзге русскс-о языка и. литературы в условии: культурном зззкетдейстзаа'У'Тегз-:еят,1992/, ка заседаниях ка|эдры русской лвтерагури йеЕУ 2а„фрзо лугбека, на научао-теоретических семинарах з отделе теория церевс™ а и литературных взаакосвязсЗ КНСТИТ^ТЗ --ДТ6р5ТуПУ Ал^Л!£рЗ Г-*.1— ои АН Республика Узбекистан и на. нахедре русской 2 ззруОегаюй ературн Ташкентского государственного аедагодзчесясго -хнезх-'утз и. Низами. ОсЕОВйне солоаеязя дассергада сгргека з едубаззвг«-ых статьях, список кргерцх яекгзея'в хокцз автокх^ераго.
йрухттач -днеейртаяки вклечает г» трз гяазн, паягггагг-
ка и список гсЕользовенаоЗ гагеретури. -
обоснозизаатся актуальности гссягдсйгггя, ^оруу-хруктся её пели с гедзчк, определяется заучнял' исзл'зка.. тгор-е-;?-- -еекзя и цраенггесквя деакоегь гзооту, уеззгзагггг: ^ггггчагхп, кегс-и 2 исследования, дазгея обссяогсагв з^фг-Д!»^
огпига.
- б -
Дерзя глава - ^»зэл&чесхвЯ, ик^олзггчзокай а оноьасгичес-ккй пргвцвдз гзоАрааенйя сйраза народной душ s очерках шгз* - посвящена ааалазу дроасгедзннй "В apa¡
seayraasx esta", "За золшеввда «ояосаоа"» *У стеа града нваага-лего*. Три квгл очерйв раеврьш стройнуэ котмгшаз яароакой ау-ии, представив еа астскя, духзакую сущность «J ааскалватаческие дессдектдзу.
3 ,12тар21урк0-п|;И0сс(*ск0м хонтзксхб качала XX веке срЖсЕк-еккй образ цяроаной аушк является связуыеил звоном мэгду разгласи ею:.«! о русском народе классиков XIX вохз /Й.С-ТургейеЕа, Л.Н.Та стохо, 4. .Достоевского, К.С.Лескова/ и русских философов XX аек! /Н.А.Бердагва, С.Л.Франка, Н.ОЛсссксго, Г.П.Федотоег.-/. ¿асла ne¡ гиг. о кротости, мудрости, религиозности русского народа находят CEoeoípacmoe.преломление в ьжро-сймьодачесхах оврагах И.М.ПривзЕ-на. В них же берут начало те эдек русских религиозных философов, коториз найдут своё развитие в работах "Русская идея" Н.А.Бердяева , "Восток, Запас, к русская идея" Л.П.Харе звана, "Характер русского народа" Й.О.Лосского, "Русский человек" Г.Я.йедотоза.
Й очерках "2а ьолшаСиам колобком" оораз холо&м является кг^слогичесхой сущностью символа детской дувм народа. Он создаёт аокруг саквола сгйласгкческое поле сказочности. Дод его влияннея гзьдкяетс«; хронотоп. Ka • в<5стракгкого он стацодкея конкретна, ж скгвэлгчаского - сказочша; Цространотго ссретаег c?oó ai« - де-рггяя lypazoso. Оно начакаез сук^стьовата. яс кафогогизесхам аахо-аза. Дек* г ночз аерсшхфшздтэзод s тааастдсщшх образах белого а черного ьсадкикоз. сга страна населяется герадаш со сяазочиами гу.зшж: Куяачох с нсготох, Марья Морезка, Квщей Бессмертный. Кя*<иог23Ц аааяекий cnpeaeJSírtíj; и едшы2 сказовай рстм, яоторкм а; зжзбко sea ароязасяешь/
Благодаря р&Сйареаиз срсстранствошю-врексиних координат <я fQ3 детскоа пуск народа стааоЕатся символом "всемирной» сткзийис, дуэд. Пясатель зроясгуе? ¿-з суть при помощи новых микологических «jfceroa.í сцен. Oía является на cssr аз рук Творце, Згери оеседу' в? с ней из ч&юычесноы языке и аезут на Святые острова Марьи ¿t р&ьну. Отнсиекая иужчяяы а лснаиаш строятся tío законам сказки ыз. сгл«т царевича с царогнол.
оЗраза iceracüoД дуга ут&дьжштся а образе iiapbi: iíop «и» "арекраенгг lapsaaá" я saetspaua, оолих которой отразив» в с госхсс: "Совсем жг/э юдоя храсавкда - аочаньяа тёмная, со 3S' a аейола?* В зтеи ойразз дроавлаатск одаа из гр&аей кдчаль-
J.j;. з гг.-адьйй-бб rr.-iM.-C.l26.
зой личности мкра. Поэтому сказочный сшет о спасении Мзрьк ?Лорев-зы Иваном-царевичеи .от Кащея Бессмертного и о путешествия её через несколько тысяч лет на вслгебном дмз&ше па Снятие сстровз юлегт в себе тайге сказочные отзвуки судхс'ы мировой дусв.
. Синтезом шй>з и символа в очерках становится дал Марьв Морев-еш. Б нём se оболочкой сказочной непосредственности скрывается значение "зозвкиеяная*, "превозкесенная". Ьго зкэчвпзе ииенп г его ьв-фологическвя $ор:дз рвскрывзет в себе сущность гармонического единства юкой .душ народа п всемирной дуид.
Б очерках "У стек града невидимого" пространственные и sps-мёккые измерения згизяи преломляются через апокалиптическое вклепке. Время теряет свою самостоятельную дегшость а становится преддверием Стрзсного Суда. В такой роли око как ггакегда zr.ei-.snso, преуогл~ не. Пространства становится крайне, нвустойчквкк. Бытие в от см спь— цвфичнсаа хронотопе также катастрофично. •
Ъ згих лкрщсо-5илософои;х очерках отрази Заркзвпга городе, пустыня к невидимого града Karcsa, структуры катера подробно срс-акалкакровЕЯи з главе, становятся си.аолг?.!В трех кругов народной дуем: шесиего,- внутреннего' 2 сокровенного. ВкеесшЕ круг - зто место отркза народна?, дуоа от кзтегшзлышх законов .'.шроз^авая. Ькут— ■реняий круг народной дуки, втеагегш^й в образо шгтерг-пусткка а в лпде иусть'ншасоз, обращён Ерелде всего к духовкой, бессмергксиу началу. Сокровенный круг дуди евнзоличеехн препставлеа э шдролсге-ческом образе Китеа-грЕдэ. Вяг.шаг&'й сокрозекгой уровзк oceoekhs-нтск т эсхатологической оерззетстя, ¿зок&пдегнва ссргшы-ег лерзд-куа дуау сбоями файквдш полисами: пророчествам о поецз света а откровениями о будуцем воскресекнн.'
Сложная структура этого оброзе-схазола позволяет кзкс:а.ально расширить координаты художественного пространства к времена, Поэтому дутелествяе вовеетвоззтеля кзряцу со сво;к цряьаа! ашзчеклем зрк~ обретает и сю.золическое. Параллельно короткие детшя аутеггестгхям на Север и в Ветлу&ские леса ьыстрэьзэегся стрзнстзве в "сольете время" г "больное пространство" творческой зеолшек народной ду^т-i* Свьэолгка Пршажна проказага' сареагегшеа зк£гя сг вапкоазлг-г.ого к общечеловеческому зкзчешпэ образов. Обращаясь к аро-лло^ ¡23 народа, авсйтель. зх:дет ее истока ■ во зешзрвэй. иуда* Затлядкзал а будущее» оя отмечеег авшгвакв 'челозеадстна к езннегзу. Ре&8йс?:гш> •дал сакэолом его' ssasosirrca КезсккЗ .аросяекг /~Б края geayrsirsx гнэди/, шсУЕческкк - Яовкй Иерусалим- /"'Сзетлоа csepo"/.
ffi „•pwofi^ гегэде - "роя» сЕк&гла» шфэ s ак?ш£ а сг¿ааглггиу
. . - е - . .
творческой личности героя /По вхшческзи дроивведешгда М.МЛ1раа;зк-на/" - Есслевувт'ся áyssiiüs г.кфологаэма, - скгаолякк г номилэщш в раскрыт1зг сйраза тзорческой личности зршигикского героя. Выракзна-ем ндеалз творческого нута человека является повесть "¿ель-сень Cdpac аозвсасеаясго рая и капитана, который насел в нем сзоё счастье, показывают в этэа произведение условнув весшиу творческой ЭВ0ДШС22 ЛИЧНОСТИ»
Дозткчесхде^обрззы "¿екь-пеня" в zz. единстве образуют сидзо-лдческую систему, наделенную всей органичностью миф-з. Саг.зтнсе раз зггде ^ расстановка художественных сжеолсв э узловой части повести позволяют суддть о целостной структуре мифа ой Адаме, стразяз-сейся в этом произведения. 3 повести обнаруживается сходство с основном'«! элементами ветхозаветного мифа: раем, сотворением азы, две-'зои дознания дойра и зла, древом гхзая. Структура библейского пагуа претерлевает з повести трансформации. Наделение. ¡танами дтиц, к зверей Адамозд. распространяется на только '¿а завотаых /¡Суа-лу,Серый Глаз,^5НосшпШ1к,Шгх>ль/,-но г-на растения и яежкзуэ ярароду Два с2кв,:-с£У.ень-сердце/» Превращение лани в дрекраснув незнакомку -это поэтическая метаморфоза, нгпсмянесеай о сотворении ¿вы.
Слелузсаа2, йяячззсй элемент - дознание досрз я зла. -преломляется в возрсадзачзском мировосприятии героя. Судьба как йы вновь даёт капитану.возможность выбора: вкусить заярзтнна плод зла оставить его нетронуты;.!. Единое м^-ологцческое действие у.Пращ 'вика разбито -на две сцены а виноградном азтрз.
Рс-мант аческ:й сагет,- пронЕзанкй ггрсй сравнена!, метафор д кетажр^оз, езяйно намокает на'то, чтб дрйза аознаягя аойгз к 'зла раскрывается в арсцессе своего роста, пзчтения, а злопокоаеная. Знзчалз эта ойзатее ахноградяь:.« лиааама орехоаое дерево, з тенис-тсы-Еатрь которого реши отдохнуть герол. 'Затем сгсзозь ветви его просовывает копала лакь,' е своих глазах являя сйриз цветка Хуа-ду, Лотом олень-цзагок превращается з плод этого древа, хенгашу. Плод созревает и предстаёт в своем высшем соблазняющем виде: "Б пламенней румянце, с полузакрытыми глазами ока склонилась :;а траву?^
- ' Естественный запрет я прогекд змея-аскусатзля в силу аятро-аецзитрнчного толкования мгфа проксхсдлт в сознании героя и раскрывается а форыо внутреннего диалога двух качал в человека -"охотника" а "дсота". Праагка заставляет своего героя выдержать ис*
1 Ерл:злн ¡1Ж СоЗс.соч. а 2-ж тт. - ÍÍ.JS82-86 rr.-r.I7.4Ul8.
- s -
цтание з этих сценах y орехового дерева, g кааюен оставляет за-етка'З плод нетронутым, сохранял в себе целомудренное отношение ^ аркаде, женские a красоте. Он занимает возпцав творческого со-ерцателя, весогрешнвЕего Адама. И вследствие этого сцена грегоаа-еная обрекается у писателя в апофеоз арекрасного мгновения, от:-нааищего перед героем путь к дознанию древа ашзни. -. •
Путь героя к Жень-шекн? з 'некоторых свсах элементах яапомакэ-т мифологические особенности ряда сказок а кигчески: воза,-з частости, "Бокествеквой комедии"• У капктэкэ есть црозодшж Лузек, редсстерегакакй героя и дзюздй е«у совета» Близ оэкза, а которой • к газет, курчакае ручьа шаоглкнает разговор "как ба ка том све-е";- Траурно окаймляют начало аута аогрейалънае сосна и чаркне уры скал» ..
Как а у Деятэ, ЕрнЕзансдкй рай - зто лес. Три дсисшы, нааво-ядие героев ао дрэзншл террасам к корни казни,- дргзвяка открьть лубину творческого начала личности., общества и аркреды. Певчая слана становится символом дрекрасной святости творческого сердая ароздзниа.. Следующая долпнз - сюлволом. крепости а стоЬюста. сетья делана заключает в себе целай сас-хтр оазодлаи Оессмертха, едр - воплощение долгожительства к хранитель та£ая Сессаертля, уче£, дротекажпй здесь, становится саг/золсм 2.asoa говорящей вон. Даже тзхккэ долины - "аввая". Наконец, Луз ев гоьорет герои в ток связцекнон маете о возврзееша колодоста. '
Однако снкзаллческое sasvesœ oepasa трёх долее. яьлается . лубоко сократил от читателя, как в корень гдэни, спретаьвкКся от лучэйшдс зрохсгих в йогатом разнотравье. .Поэтому пояска £екь~аг2Я ероем повести превращаются для чгтгтеля з асдск сЕквсяяеекаго азченкя аута» ведущего я коку. столика пути к дрзгу ютщ? закачается .в оСретек;и давностью безеетзедяшс качеств сасгсста, аре-оста, а через акх а бессмерявя.
Каконел, сек корень открывается веред сгекзхм из кодека ге-ое;л кгк "источник творческах с ал Г" Всё ¡.аогооСразке сгузэачесгзж аочекдЗ, арпдаазеьаа: корни лазка, так s фокусе сгодятся з значс— m: имени, так как у Прагккн2_2еях—секь ото зрехде si его пая коа~ ре-гного растения, гесно связанного с судьооЭ главно« -repos, ека-вея» аареасдатся с .Ksrù'csoro i&xss лак
Првпзкк iî.îi. Сеср.соч. з £-кя тт. -У., IrSi-Sô гг.~7.1У,~С.10. Тза 2е;-Г.1У»-С.ЗЗ.
- 10 - .
Однако за словом "«еда", образуэдш первую часть этого имени, сто-Е7 этическое ученае Конфуция, определяющее его как "любовь к чело-зеку". Поэтому только через осмысленна в контексте самзолдао-иафо-логачгсксй структуры 'повести гмени растения возмозао выявить всю глубину значения образа.
лень-аеиь с учетом оасагастэтзского аспекта становится. символом творческих сил, корнем лизни, гавотворякей ссаов-г.й, которая згдгтся гесоа з лззбва к челевеху. Она очищает сердце а даёт вечную колодсста и красоту. о? образ восходит к мифологическому архетипу Древа жазна, являясь его позтячесхам вариантом. а вссараятяа героя, который задат а цветах и травах частицу рая, оставленную на зеуле, Еень-ыень является зекню.г остатком Лрэвэ жизни, наасми-накзй! с своем первообразе глубокой философией, заложенной в его значение а амена.
&та г.зйо-екмзслическая система псвоста да навязывается ча-татглп Ирисзкшд;. ■ Она только таинственно провязывает сгахет и образ-ну с структуру прояззедекая, создавая нелоЕторкду» ш^ологическул "д¿с.гку" "день-деня*. ■
Стаолака'к мафзлогяза "Хбоаезой цепа", "Кладозой солнш", "Осударезо£. дороги" и "Корабельной чага:", такга. ароакаяоЕроданнке а этой главе, раскрывает пути к идеалу, гсЕдогазсемуся.з "Жек>-а-з-не".
/Путь восхозденаа к гар.тсначной сгиаста 3 агах дрсаззедека-ях алеет ойщуп самводачесаузв структуру, з? соколу составляет дакая з&зкх капитана, Ыаааала Алпатова, 2£я*аси, Нвста, Засазня.
Весёлкхна. Сзаиолпчзск".:?: осраз качтц, йьдязтея асасгдоЦ целы) героев. 3 ролл такой путеводной звезды выступают образ рая, страна "Золотых гор", Корабельная чаш. На своем аута герои встречается с сйразащ-саглволама, зедуч^и: к идеалу. Ими язляится ¡Дарья Морев-'ез, 2ень-аснь, Езмвнь-сердце. Героям также ариходигоа вести борьйз с склаолаческвыа гсолс[цегшг.:ц зла - с Кздеевсй цепью, Слепой ела-нзз, цсгспоы. Две полярные.группа смыслов выстраиваются вокруг • обсей основы как• симаолязскаа среда, в которой адат творческое становление человека.
Особую рель з раскрытии самзолико-мЕфслогич-зскогс подтекста пркзвгкеких произведена!! аграет собственные имена, прозвища, шйо-иа^а и. то-юниьа. Суаность творческого-пути Михаила Алпатова в "Ка-сеевей цепи" ааизпается в его именах. Не случайно начало первой глава романа ассзялкно $2лоос$скам раэиыадениям о трёх иаеаах человека. Первое детское прозвана - Кураыуака - ^аклачает в себе гарог„^ личности. Это ¡¿¿¡а связано с креслом Кургги, в котором ро-
а;:лся герой романа. Око также представляется довеотзогдтелл "зе— ячьгм именем", более того, именем "таинственного зайчика", из-за которого "произойдут события грандпозаейике!^ В имени героя, как в генетическом коде, заключено рождение человека, его судьба, связанная с природой /ззёчш:/ и-с тайной всего мироздания, "гранде-озкейишли событиями", нзыэняипзш лвдо кара« Настоящее ила Курц-мупки - Ыкхаил - представляет собой идеал творческого совершенствовал;« личности, к когороцу должен прийти герой. Сутеость йтого шлаки загшзчэет з себе зерсяку становления творческой лдчнсстг..
На пути ст Курцмушки к Цкхаилу Екстрадваетса це^я цепо'-из сказочных а символических лрсзвдс, иен и характеристик героя: «ван-царевич, объект внимания н вечной Егделдь? "вгех отцов от ¿легла", архиерей, маленький Каик, лобан, вкн2 Фауст. Оке характеризует глаьнне периода становления ллчносги. Преодоление .аерього' звена лешеезсй цепи, страха, лревращает гадкого утёнг-а в лебедя, Курнкушсу - в йана-цэрезяча, бояз.пзого к'зхъчхка'-в надежду всех отцов ст Аде 1.3. Разр-лз звена л."--: и лггцеу.зрдя настазнлков з пс-'Кй-зическае годы превращает "архиерея" в маленького Калнз. лобанз. Юношеский период лизни Мгааыла Алпатова в Геркзяиз голучзет с;гзо-лическсе вкраксниз в Емзнк-харзктердсгЕке яньй Саус-т. '¿фодогячес-гле имена игра иг .в "Кащеевой цепи" роль символов основных вох становления неповторимой тдЕвкцуальностк героя. Благодаря, шл творческий дуть личности отражается' в мдЗолйПхчесхдх структурах русской, европейской, и маревой культуры, рельефно заключая в себе элементы лютого, нелокального z общечеловеческого.
Оамилии, кленэ и прсзвлвз других героев романа 'тзш-е лгрзит определенную роль- з эзолшяц Михаила Алпатова, так кек раскрозвг перед ш!м разные гранк всеобщей заяреаоаешюсти лг.де£. Коровья Смерть, Обезьян, Заяц, Козёл, Ахилл, Куякдошз, скзег-плярозз, Еео-говоров, '¿урка - целая галерея кмён, схрывзюзп. а себе тайну духовной скованности, разгадка'которой ярдвод;:? Алпатова к рйзриву нового звена Кацеевой цепи.
Наконец, имела ¡.теологических герозв: Прометей, Одиссей, Иосиф Прекрасный, Ифхрения, с обладателями я.??орых постоянно срег-шшает или'сверяет Алпатов свой ллчкй цуть,-уье сама 00 себе яг— ляется путеводными символам: победы человека над ьрзм;еСк а.2 силой
1 Лрпизлн Ы.М. Собр.соч. в'6-М5 тт. -Д., ISS2-S5 гг. -Т.Н.-С.6.
обстоятельств.
¡иеговой вехой ка пути Алпатова становится деревня, в которой repoí обретает свою Родину. В названии этой деревни-"Спас во : мхах", как в фокуса, сходятся мифологические и символические лиши poiiáKa.3 атом тодскше гармонично соединились поиски венда спасительной сила, избавляющей от Кадеевой цеди-Спас.'В нем же нашёл cvn.Bc.r.w&CKoe шрзканке свой, особенный путь героя к избавлению через благость к природе Реданы, к её земным истокам: "во мхах, на яру у josz". .
Название кителей деревни - "спасовнв" - в свою очередь является ск.воли-:о-!«'.:;ологическ!а1 выражением идеала гармоничного слияния личного и общественного, пути Алпатова и его народа. В. атом названии • заложено символическое значение соборности, к которой приходит герой.'
Б диссертации исследуется- также сййзояияэ собственных имен .'"Кладовой солнца" и "Корабельной чаши*.
Свкгт, ряскркБавдй путь к совераэястзу, у Ц.Дргалвияа часто 0C.H0B3H нэ трансформация дафов и кс'сллтезе. 3 эпических дроизае-"декпях писателя творческому переосмксленкз подвергаются миф od Адзке и Еье, потопе г Прометее, сказди.о айрье Йоревнз a Pla-
cee .EqcóíspTHOM. В роиане "какеева. цепь" сияет построен в виде •• Сорь£а со звеньями волоеЗной цепи, сковываю а творческие силы мара. 3. ремаие-екгзке. "Осударава дорога* пробуждений лячнсста Зуйка происходит в результате сшетяого синтеза двух архетипов - зотопа а Ирокетея. В "КлздовоЯ: солнца*" рокданае творческой индивиду а ль кости "«града представляет собой антитезу мифа о грехопадении. Центров переоснащенного >кфз.становится личность ребенка, в форкиро- . занги которой, отрезвятся судьба человечества.
3 каздеа кз этих произведений. Ц.Ердавин становится тзорцои собственного мифа, обыгрывая в реалЕСткческш клгле различные мафо-; логические кода. При-этом ывфовогизм'У.Йрзк2виаа отличается стрем-' ленкем дать .опгшистичёсжиа' ответы на "вопросы" мировой 'мифологии и библе Le ко Л истории. Драматические сшеты мифов мировой культурк находят, у Пришвина гармоничнее "Завершение" в реалистической тональности. KobvS Адам обретает утраченный рай, Алпатов разбивает Катаеву деаь-, .поморский мальчик опасается'от потопа. Ыиф. Призвана ' пронизан духом поиска вечных ценностей, святых истоков бытия. На пути к кем реальная акзнъ-становится более чудесной, чем дреа-кий ьшф. Сна увенчивается счастливым флналок. Зтим особенностям нового мифа /"сказки-были"/ отвечает лирический характер пришви.»-
ского повествования»
Мифологический жшр М.Пришвина в значительной степени повлиял на формирование <£ш1ссофской притчи в творчество Ч.Айтматова, В .Распутина, В.АстаЗ)ьева,.-А.Кйма. Однако самобытность. пришвинской сказки, пронизанной детской радостью гшзни и мудрыми открытиями -староста осталось- неповторимым явлением жтературц XX века. -
Третья глава - "Функциихудожественных • знаковый систем в создании гармоничного1 образа мироздания /По сборникам мяниатяр и дневнику М.М.Пришвина/"' - посвяиэна поискам отпадания образа идеальной личности мира в сборникам миниатюр "Лесная капель", "Глаза земли" и в диевшке писателя.
Образ София, идеальной личности мара, является связующим звеном меяду русским философским возрождением и литературой "серебряного.'' века. Ему отдали дань тайге своеобразные мыслители, как В. Соловьев,. И.Флоренский-, С.Булгаков, Л.Лосев..-Этот образ стал одним из центральных в поэтическом творчестве. А.Бяока. А.Еолого, Зяч.Иванова, ССоловьева, 'М.Волошина.. М.Пртшзян,- ологзшяйся как писатель'« ftüiocotjj в -атмосфере сскТиологиче-ских искагай начала века, тат.е испитая id. code влияние этого центрального ставола эпо:д1.
В поэме "'Т'лделяя" первоначальное символическое значение :.:ви-стзеиности,,которое слагалось вокруг образа медоносной травн; распространяется, на все творческие проявления природа,' наполняя ил единил значением всообъэилшаец. вечной данствснпостл. Образ <Т'ацол'п:г перекликается с образом "вечной подруги'4 В.Соловьёва. Однако пркш-вянскяй образ' не является в кратковременном мистическом откровения, а проходит в дуд©' героя длительный генезис. Он не открывается з над:,ирном своём битах, а предстаёт сокрытым в тлорешя. Пустыня, о которой М.Пришвин начинает своэ "Оацеяиш", в отличие от пустыня, в которой Cóifsm явилась В.Соловьёву, такте. штдаорфцческн перенесена во -внутренний мир лирического. .героя.
Тем не монее в хаяущейся простоте реалистического повествования раскрываются библейские истоки становления "тварной Сопии". Этот образ у М.Пришвина вырастает- из'пяти лейтштивши линий поэмы. Символические линии-зоди, деревьев, времён'года, птиц, возляб-• лепной является у автора наиболее .выразительншп средства.'.«, ви-бранншя из "па/штри". сотворения игра* Вода "небесная" и "земная" -выразительное соЗданис первого и второго.дней творения,■петому что отражает в себе свет,-' землю и небо, 'создшшне .а зтгт se .дни. Деревья, узенчивавт третил день, объедини в себе 'достоинства растительного ?ира. Времена года - езэто ветдентельяое для М.Иряп-
вша произведение четвертого дед. отражающее в себе екзнь солнца, луны и звёзд. Птицы увенчивают пятый день, а человек, точнее,его. мечта о возлюбленной, - шестой. Такт: образом, "первое сиянье всемирного и творческого дня", которое увидел 5.Соловьев во взгляде Со$ии, уМ.Дриавина раскрылось, во всей своей полноте.
'. Зтк -отражения пестк дней даны в их стремлении к радост»:, ко всеобщему' творческому венцу, ксторкй раскрывается в "Лесной капели", Так за травинками, паутинкаш: в росе, десевьягаг, ручьями, ка~ целью благодаря лк едмзолическо£ глубине угадывается черти идеальной личности шра и её венец.
Сущность поэтика, средствами которой создавался этот образ, Ы.Дршвин сформулировал б одной из ш-гнпаткр:. "Слова мудрости, как осенние листья, падают без всяких усилий*^ ату г;е особенность находит в воплощении теми Софии у Л.Флоренского-Н.А.Бердяев: "Книга. П.ёляоренаког-о по своей кузкке производит впечатлен® надавлю; ля-стьев:'2
Бее явления к образы природы в этих произведениях М. Пришвина раскрываются идеальной своей стороной благодаря их устремленности к абсолютной цели. Для воды характерно "стремление" к океану, для деревьев и цветов г солнцу, для человека - к любви. -Океан, солнце и люйовь у М.ПрипЕкна - три родственных ствела. кпепзкг: значение совершенно!:, полноты бытия. Они складьзаюгся в ступени, по которым идеальная личность икра поднимается к совераеиной низни. Неживая материя заполняет первую студень — океан. Нивая прихода растений устремляет их ко -второй ступени - солнцу. Духовная сущность человека возносит его.к высшей_ступени - лзбвд. Не в своем единстве эте ступени становятся.желанной-полнотой бытия для всего мисозда-ния, от.неатзй штерик до человека.
Через слияние человеческой душа со веша стр&мешиш присо-ды к соверсенсгзу у К.Ппдввдна-намечается выход лирического героя в иной кнр, отрааеане -которого встречается б картинах утреяаой природы: "Солнечно-росистое. это утро, .как неоткрытая-земля, неизведанный слоЕ небес,.."? Однако М.Прксвлн яеиь.несколькими поэтическим намёками даёт знать о суцеотъовзши новой стороны Со$ш:. Поэтому
-' Пришвин Н.М. Собр.соч! в Б~гли тт.-У. ,1582-62 ГГ.-Т.У.-С.23.
2 Бердяев Е.А. Русская цдея .//.Вопроса философии,2.-С.145,
3 БрЕивин ¡¿Л', Собр.соч. в б-кн тт.1582-85 ГГ.-Т.У.-С.22.
небесный аспект этого образа существует в "Лесной капели" леев как максимально глубокое значение.
В "Глазах земли" происходит расширение а углубление символики "Фацелии"* и "Лесной капели". Символический портрет земной Со-фш усложняется.. На "необъятном" лице творения появляются "глаза земли", незамутненные озёра» особенно чуткие к свету, которые становятся символом чистоты z глубины взора, прошжзюеего з небесные миры. 3 этой книге миниатюр проясняется v, конечная цель совершенствования: "цветущий мир'1* "Лесной капели" обращается райским садом, а "неведомый друг" - "Великим Садовником". В контексте семво1-лико-глихологического значения этих.образов путь творческого совершенствования природы всё более утверндается как путь к божественной любви. Замечается 2 контуры полноты Премудрости, вмещающей земной и небесный аспекты, В пении дроздов М.Пришвину totgb открыться диалог "Голубиной книги", беседа творения, задающего вопрос, и Премудрости небесной., отвечающей ему.
В дневнике дисате.лг: еие глубае раскрывается видение преображенного любсвыо небесного мира. Писатель проникает з его духозные . тайны:"...3 начале всего, там где-то, за раем только-свет, и свет, и свет"/
Такцм образом, от одного произведения к другому в мозаике символических образов всё явственнее угадывается мироойьемдшая ьта£сс1к.'£олическая личность.
Самым емким сикзолом, несущим в себе её черты, у Пришвина ■ является образ Девы Орлие». К нему восходит целы! типологический ряд образов: .Марья Царевна, дульсикея, Фапелля. Она йорлдруатся. вокруг общей сущности, добавляя ей что-то коЕое.
Ыарья .Игоревна является сказочным образом, з котором заро."хда-ются черты Сойии, элементы мироздания в её облике: "солнце и лука во лбу и звёзды в тяхелых косах".*" Слегка намечена а ней устремленность к Деве Г.йрии как к своему' идеалу. Она обещает Еурамуике полёты в"страны зарайские" Нз случайно ей сопутствует образ "всегда недоступной Невесты".3 Заметил,-что образ Царь-Девицы, близкий образу Марьи Ыоревны, в аспекте его отношения к Cajsn интересозал такге 3.G.Соловьёва и А.Д..Блока.
1 Приавин М.Н. Собр.соч. в В-мн тт.-Ы., 1982-85 гг.-Т.УШ.~С.36Э.
2 Там лее, -Т.Н.-С.ЗЗ.
3 Там se. -I.JTII.-C.3S5.
.Дульсинея становится у Лриавинв символам идеальной действенности. Близок к ней более отвлеченный oípas писателя - "женщина будущего",.
Фацелия - наиболее гармоничный образ-спидол, совмещавший в себе элементы мироздания во всех: его основных творческих яроявле-неях, образ идеальной и земной женственности. Ь этом синтезе он становится посредником счастья и погтоьгу просветляется "огнём необычайной радости".
В этом типологическом ряду, охватываем все основные качества Софии: красоту, Еенственносгь, духовность,"необычайную радость"-■ раскрывается полнота восприятия её человеком ст детской мечты до зрелого мифологического шаленкя. Стремление охватить различные аспекты идеальной личности мира раскрылась в этой стройкой, галерее образов- очень выразительно. Какдоцу из хронотопов становления личности, которые сформулировал П.Бахтин /идиллическое время в отчем доме, мистерпЕное время стрзнствии. благодатное время обретения "потерянного рая", время-"возвращения блудного сына"/ у Драивши соответствует свой идеальный .образ мира.
"Фацелия", "Лесная капель" и дкевнак Ы.Пришвина соедвненв этими лейтмотив нкми образами. От сборника к сборнику вплоть цо дневника происходит-наполнение их сначала символическим, затем мифологическим и, наконец, религиозным содержанием. Происходит просветление первоначально туманной символики и превращение ее в отрой-кую ¡/дфологЕческуза картину. Это не специально расчитаннкй. прием, а итог эволюции взглядов писателя на художественное творчество; "Зев лиз нь л-смутно боялся етого "что-то" и много раз. давал себе клятву не соблазняться "чем-то" больно Поэзии, как соблазнился Гоголь /.../- К вот, несмотря ли на что, я подошёл к.роковой черте меацу поэзией и верой?'. ,
В конце главы определяется своеобразие образа Софии Ериизина в контексте совиологическс£ проблематики русской поэзии к философии начала.Sí века.-Образ Софии у Пришвина в отличие .от созрамен- . ных ему дозтов З.Сояоэьёвг, Вяч.Иванова, ¿.Блока, ¿.Белого блике и понятнее лирическому герою. По своему характеру формирование образа идеальной личности икра в творчестве Дриизкна не мистично, а психологично. Это не столько откровение Софии лирическому геров ез' ноуменальной с^ерк, «сколько восхождение поэта к погза-аник гар-'
1 Прдгзин- ÍU!. Собр-соч. в 8-ми тт„ —М., ISS2-S5 гг. -IJIILC.37I.
новые аспекты 2 изучали литературного сссиесса начала. XX лека, Первоочередная задача новых гселедсвангЛ подобного рода видится нам з изучений такого ¡{укъаментзльйого вовроо.3, ак своеоссазпе русской '4плссо£:п XX зеке г. худс.истзенны;с образах л спдаслах.
Сснозные лоложенпя диссертаций лзлскены а сяедувдак яублн-
1. Симзогаха очерков а.Яршп»2аа "3 нраа кевугэных птиц" // Проблема лк-гксстп з русской литературе / Сборник научных грудоз.-Таи-хент: Унаэарсите?,1582.-0.45-57.
2. "Идеальная личность щра" в творчестве а.ГЛ.Дрнавина // Актуаль-йке вопросы в области гунагД-тгрнмх и соци-э.ыпо-зкоаоинескнх. наук/ Уеазугозский сборник научшж трудов .-Тажект: ТашГГУ хм.Беруж{, 1*57.-0.83-86.
3. Две зкстздн сямаслсв з гаорческзе и.И.Яркшиав // Проблегл русской $:ушлоГ/ы/ Тезиса докладов научной вок|ереашк чолодмх уч«-якх.-Гасзкент: ¿п гшрдил,158Э.~С.1б1-1й.
4. о симзолз а ?го рола в худояосгзелиэ:« творчестве // Зреповавоние русского язшса и латерзтурн а уелогпак культурного ззапкод8?.стэ:{я/ ¿езя«: доглздс? научной югн^ерегзся:, лссзядзнноя 8С-леиш профессора Л.А.Зальдгкгрз.-Хаокост: /зРЙПТ!.!,1522.-4.1.-0.37-33.
LUI.ПРИШВИН ШШ ШЗ, îffiS Ш. Ж8*.
ЩО'^АЧА 2УЛ0СА.
М.М.Пришвинаинг эстетик, карашари- тизимяда рамз.миф ва исм аяозрща а^амиятга зга-воскталардан ;р1Соблакади. -Езувчзг ияодий жа-раёжпгг асссий унсурлари з^ам, асарларшкнг гоязай мазмуин кокет Еа.'композициякаршшп? опт квдри ну^гаск jçaw шулардир.
£у ТаЦ1уО',ОТДа .ПрЕПЕНН КЕОДИД2ГИ МИКОЛОГИИ, символик за оно-мастик дара-тлларшгнг бир бирл билан 0 орлихрлги шзага ч:и-;арглган.
Еирикчпспда кпф - бу. бадий образ враги» рама — уяикг каз— муннй каглаш, исм аса бадий образ казкунинн- белгилаШга. Еирикчп навбатда tíy Ч^цнтияааган ijyisaap дкорк", "Сехрля tíjfrapccij орти-дан", "КурЕкмаа ша^гр дезорларз ёнвда"- оч<зркяарага таалу^рпщир. йшигекспда - икйологкк сбразлар козиик "пустлофщ" образдарга. i-;yiü:jiu6 кетади, ргкзий ыаьколар тугклддлгап дуна ярагилшгкиг ço-биглга aïojjnsa маъно берадк. î.fem ва раызнинг афеокавл]} каяглик ва рамзпй борлнк снфаткда цутхуж матакасдда уз к.смиг'з ■ эга янги шахе дун5га келади.. Зу усуаша "Кодай ваШЕкри" роиаияда куряшиляз кушан. Учиачя тззим "Гень-шснь" îjsccacîîra хоедкр. У^ассаца кщг-ракпаб сишзодик тнзим Одёа ато -^aipua яратиладиган -янги глдаГиар битимга пойдевор б упади. Квинтоссегщияки гдгодаловчи шк]«ар уз нодата эга буладк. Туртинчи усул-щниетяра т^шамларх ва Врпа-вик куадалакдарага тааллут^лкдгф. Уларда евашолпк образлар реа-листякдейтмотив (фЕлар очхшаага кмкон беради. Бу .'¡уллар .рамзкй тоиокпар £игинцксвдан ягояа кафологглс образлар яратячади ва: ' Марья Моревпа, • Фацелия, Дева Орлика деган исмлар олшаази.
ТуртШуЛ&ма назшй.'.уз ичига ь%щ>, рамз, исглни олган тугун-ларда М.М.Пркшвкнда одам ОЕТОлргияся цалй диалектлкаси, ыахс ва идеал упрунлпгЁдан келиб чкгддп. Дуне яратилищишнг октологкясп ибодатхопа, Соа-ия ва Худоуйгундигэдан гааашл топацп- йху, раш ва пем уПгушшги ; са бу иккита чиройля 'кноошШ микрокосма ва мак-рокоскаларшг ойдккяазгиради. Уиа уйгуншш уларшнг орасидаги ало-к,ais«, кксси октсшхглясинннг худояар окгологиясига ало1;адорллглни белкхлайци'.
.Щупгпг учун бу'ёзувчи каодвдан биз рус фадсгфасишнг образ-
ди йглкрлашкд ми:1олсгшс, рамзпй ва ономастик аспоктларпанг уйгун-лааузапи г.ксол rjusa. сламгз. Бу хол яна бир бора бадяиП адаблит рус (Галеаласкнинг хазшгасд деган фикргкнг исОога экаклнглнг ту- .
bojuíu::?»
Symbol, myih.-name in works by M.M. Pryshvin SUMMARY
Symbol, myth; and name -re very important categories in the aesthetic system of M.M. Pryshvin. They ere the main parts in his creative process. They are dominative in composition and plot and are essense of liis works.
In this research'several ways, of interaction between mythological, symbolic and oncmastie levels were discovered in Pryshvin's works. In the first of them myth is a core of an image, symbol is its sense and name is its nature. First of all this concerns the image of the people's soul in the essays "In the land of scared birds". "To magic bread-ball", "By the wall of the invisibie'town". In the second level mythological images go into a cosmic shape of image, "shcil" of the universe a symbolic meaning .is being born inside. Synthesis of myth and symbol as a fairy space and symbolic existing produce a personality obtaining a name. This method is used in tlis novel "Bare-bone's chain". The third structural -type is characteristic of the story "Jin-scag" where complicated symbolic; system became bas;s cf ''a new myth" about Adam,.Ar.d the myth is crowned with ¡nine cf its es:;e::st-. The forth method featured collections of mir.;ati:rss and Pryshvin's diary. Symbolic images give start to realistic motives that ere one mythological nature: Maria Ivicrevnu, Phatzelia. Eagiess.
The system of images by Pryshvin was revealed in four pcelhic knots united myth, symbol arid name. It means that man's ontology by Pryshvin is cvf dialectics of soul, personality and ideal. The ontology of the universe is of dialectics of temple, Sophia and God. Both these well-built conceptions of man's microcosm and macrocosm of the universe are cleared up by the dialectics of myfn, symbol and name. !t also dctsrmains the relations between them and the partaking of the man's ontology to the ontology of divinity.
The synthesis of mythologies!, symbolic and onomastic aspects in imauinary mode of thinking in Russian philosophy is the exarople we have, it ccniinns' that Russian art literature is rich with original Russian philo:.ophv.