автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Символистское мировидение в русской культуре конца XIX - начала XX вв.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Воскресенская, Марина Аркадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Символистское мировидение в русской культуре конца XIX - начала XX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Воскресенская, Марина Аркадьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

СИМВОЛИЗМ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

1.1. Романтическое видение мира как основа новоевропейского символизма.

1.2. Символистская трансформация романтических идей.

1.3. Символизм, декаданс, модерн: к вопросу о разграничении понятий.

ГЛАВА ВТОРАЯ.

СИМВОЛИЗМ КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В РОССИИ.

2.1. Символизм в культурном пространстве Серебряного века.

2.2. Духовный космос русского символизма.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Воскресенская, Марина Аркадьевна

Содержание проблемы

Поэт и мыслитель Серебряного века, символист Вячеслав Иванов однажды заметил: «. историческая действительность никогда не выразит своей эпохи полнее и вернее, чем гениальные творения духа, в ней возникшие, -именно потому, что они говорят иное и большее, нежели действительность»2. Серебряный век не мог не породить подобной мысли, ибо эта культурная эпоха выражала себя прежде всего эстетически.

Серебряный век - это сложное идейно-эстетическое образование, в чем-то противоречивая, но пронизанная неким единством система. Он сложился в определенных конкретно-исторических условиях, вызвавших к жизни уникальное, неповторимое миропонимание. Но вместе с тем, с точки зрения культурной природы, совершенно очевидна внутренняя близость Серебряного века западноевропейской романтической традиции, начало которой было положено на стыке ХУШ-Х1Х столетий. Серебряный век, как и эпоха романтизма, содержит в себе амбивалентность изживания традиционализма и одновременного возвращения к некоторым аспектам традиционалистского духовного опыта.

Процесс вытеснения из жизненного уклада общества архаических и традиционалистских черт был в России сильно затянувшимся и мучительным. Однако на рубеже XIX и XX веков он значительно активизировался, о

1 Юнг К.Г. Проблема души современного человека //Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. -С.216.

2 Иванов В.И. Спорады //Иванов В.И. По звездам: Опыты философские, эстетические и критические. - СПб.: Оры, 1909.-С.339. чем свидетельствуют не только экономические и социально-политические факторы, но и культурные. В частности, специфическим показателем складывания постфеодального общества можно считать возникновение в России антропософской и религиозно-философской (но не догматической) мысли, а также появление новых веяний в искусстве, приверженцы которых отстаивали право творца на свободное обращение с жизненным материалом, на пересоздание жизни. Сама присущая эпохе апология «творчества» (в широком смысле) может рассматриваться как акт отказа от традиционализма с его канонами. Все это знаменовало собой расцвет неоромантизма в русской культуре, который произошел после отмены крепостного права, в период бурного, пусть и достаточно уродливого, развития капиталистических отношений и начавшейся эмансипации личности. Эти моменты также сближают Серебряный век с эпохой романтизма.

В русской культуре наиболее полновесно и всесторонне романтические тенденции нашли свое воплощение в символизме. Подобно романтизму в западноевропейской культуре, русский символизм выступал не только в сугубо эстетической ипостаси. Проблема, вокруг которой сосредоточено диссертационное исследование, - русский символизм как историко-культурное образование, базировавшееся на специфическом мировидении. Символизм представлен при этом не с точки зрения отдельных видов искусства или локальных доминионов культуры, но в аспекте философии культуры как таковой. Он рассматривается в широком контексте - контексте жизни и философско-эстетической мысли начала века, а не в кругу литературно-художественных течений «на фоне эпохи». Прежде всего здесь анализируется комплекс основных идей, составляющих сущность мировоззрения символистов, а также предпринимается попытка вскрыть их исторические и философские корни. А уже исходя из этого строится понимание эстетической сути явления.

Для историка, в отличие от искусствоведа, первостепенное значение приобретает то обстоятельство, что художественный метод, направление, стиль и другие инструментальные эстетические категории - это не только способ творчества, но и выражение миропонимания художника, а через него - характера мышления эпохи и мирочувствия определенного социума. Поэтому исследовательское внимание в представленной работе сосредоточено не на истории искусства и литературы, а на истории духовного бытия нации. Объектом исследования является часть русской интеллигенции рубежа веков, представленная творцами культуры Серебряного века.

Предмет исследования - самосознание представителей культурной элиты общества той поры (в лице символистов). Самосознание культурной элиты - ведущий компонент духовного творчества. Это совокупность психологических, нравственных и интеллектуальных процессов, выражающихся в политических убеждениях, иерархии нравственных ценностей, эстетических символах, общественной позиции, социально-психологических установках. Самосознание - движущая сила духовной жизни. Оно заявило о себе в условиях, когда интеллигенция была оторвана от действенного участия в государственном строительстве и народной жизни и тем не менее ощущала себя участником и вершителем национальной судьбы.

Особенность предмета исследования состоит в том, что он целиком принадлежит к духовной сфере. Поэтому символисты и символизм рассматриваются в работе как социокультурный феномен, а не социологический (классовый). С другой стороны, это явление не подается и как сугубо эстетическое. Это не столько профессиональный слой общества и продукт его деятельности, сколько своеобразная духовная общность, сложившаяся на основе схожего умонастроения.

Актуальность темы

Необыкновенный культурный взрыв «русского духовного ренессанса» не позволяет исследователям пройти мимо того факта, что происходившие на рубеже Х1Х-ХХ веков переломные процессы в жизни российского общества не исчерпывались экономическими или политическими переменами. Одна из принципиальнейших характеристик fin de siecle - смена нравственно-целевых установок, мировоззренческой парадигмы и характера сознания определенной части русской интеллигенции. Иными словами, в ту пору происходил тектонический ментальный сдвиг, характер которого наиболее адекватно раскрывается не в политических и экономических документах, а в памятниках духовного наследия. К тому же подлинно глубокое и всестороннее осмысление самих судьбоносных исторических процессов, самих отношений между различными социальными группами невозможно без учета контекста духовной жизни общества.

Обращение к духовному наследию делает более объемным наше историческое зрение. Ведь культурное явление - это не просто второстепенный элемент общественной жизни, возникающий на определенном историческом фоне. Это - неотъемлемая составляющая исторической эпохи, ее непосредственное и, может быть, наиболее адекватное выражение, основной показатель ее психологического климата, состояния умов и нравов. Неоспорим тот факт, что возникновение художественных традиций прямо соответствует принципам и способам мышления данной эпохи. Изучение культурных феноменов дает возможность многогранного осмысления порождающих и сопровождающих (то есть параллельно с ними развивающихся) контекстов.

Существует большой соблазн трактовать складывание Серебряного века как прямое следствие «Великих реформ», подобно тому как порой романтизм выводится непосредственно из Французской революции. Наличие здесь определенных причинно-следственных связей несомненно, однако их характер не столь поверхностен. Глубинные причины рождения «русского культурного ренессанса» следует искать не в экономке или политике. Не они, взятые сами по себе, направляли развитие культурных процессов, так же как и духовное творчество не было первопричиной происходившего в экономической и социально-политической областях. Облик процессов, протекавших во всех сферах общественной жизни, определялся характером мировидения, менталитетом тех или иных социальных групп и общества в целом.

Кризисность исторической ситуации проявлялась и на этом уровне тоже. Внешние события сопровождались переломом в сознании. И это выводит культурологические изыскания на проблему исторического выбора, вставшего перед страной на рубеже XIX и XX веков. Характер ментальных процессов влиял на определение путей дальнейшего развития России. Экономика и политика, без учета интеллектуальных, нравственных, психологических, духовно-творческих факторов, не могут дать исчерпывающего ответа на вопрос, почему история сложилась именно так, как сложилась. Выбор, предопределивший всю историю России в XX веке, зависел прежде всего от состояния умов. Особый смысл в данном случае приобретает самосознание культурной элиты общества, то есть наиболее духовной, мыслящей и образованной среды. В ее вариантах ответов на «проклятые вопросы» эпохи лежат истоки многих последующих исторических событий. Многое зависело от того, как протекал процесс переструктурирования в среде интеллигенции, какие силы и тенденции внутри этого общественного слоя оказались более жизнеспособными, сыграв тем самым решающую роль в истории страны. Осмысление духовного состояния общества, проясняя характер самосознания интеллигенции, по-своему освещает вопрос о ее роли в жизни России и ответственности за исторические судьбы страны. Восстановление же истории духовного бытия нации требует обращения к интеллектуальному и художественному творческому наследию, поскольку оно является своеобразным репрезентантом образа мыслей эпохи.

Применительно к Серебряному веку, пристального внимания в этом плане заслуживает символизм - доминанта данной культурной эпохи, наиболее влиятельный ее духовный фактор и наиболее адекватный способ ее художественного самовыражения. Движение символизма стало в России масштабным культурным феноменом, охватившим разные виды искусства и сферу теоретической мысли, оказав существенное влияние на развитие русского и мирового художественного и философского сознания. Представители движения составляли часть духовной элиты русского общества рубежа веков.

Их творчество и образ жизни ярко характеризуют особенности мировоззрения нового типа интеллигенции, сложившегося в эпоху Серебряного века. Изучение проблематики, связанной с мировоззренческим комплексом русских символистов, позволяет приблизиться к прояснению вопроса о месте и роли культурной элиты Серебряного века в историческом выборе, сделанном страной в начале XX столетия.

Кроме того, исследование актуально и в методологическом аспекте. Духовная жизнь и ее влияние на умы и обыденное существование как самого художника, так и публики становится сегодня не только предметом самостоятельного изучения, но и своеобразным источником исторического исследования. С утратой экономическим детерминизмом беспредельного господства в научной методологии, проблемы культуры перестали восприниматься в исторической науке чем-то факультативным, необязательно-прикладным к идеологическим построениям. Появляется все больше трудов, посвященных истории русской культуры, в том числе Серебряному веку, вскрываются все новые факты, вводятся в научный оборот забытые имена. Однако растущий багаж эмпирических знаний остается мертвым грузом, которому недостает осмысления и анализа для последующего выхода рассуждений на более высокий синтезирующий уровень, в частности, - на проблему исторических судеб страны. С расширением гуманитарной тематики, накоплением эмпирического историко-культурного материала, появлением новых подходов обнаружилась и необходимость широких культурологических обобщений, фундаментальной теоретической проработки проблем отечественной культуры. Представленное диссертационное исследование призвано способствовать поиску путей удовлетворения этой давно назревшей потребности.

Состояние научной разработки темы

Историографическая ситуация, сложившаяся вокруг заявленной проблематики, неоднозначна. С одной стороны, исследовательская литература в данной области весьма обширна как у нас, так и за рубежом. Да и складываться она начала едва ли не с момента зарождения символизма и Серебряного века. Но с другой стороны, все более явственно ощущается недостаточность теоретических выводов, широких культурологических обобщений относительно истории затронутых явлений.

Символизм до сих пор, даже в работах последнего времени, рассматривается только как эстетическое течение.1 Причем, его изучение ведется по отраслям гуманитарного знания и почти исключительно искусствоведами и литературоведами. Историки и философы обращаются к исследованию культуры Серебряного века значительно реже. Целостной, синтезирующей картины, воссоздающей облик культурной эпохи и символизма, как ее центрального духовного феномена, пока так и не сложилось. Если о последнем и говорится как о некоей духовной общности, то только декларативно, без стремления сколько-нибудь развить эту мысль. Вместо попыток определить глубинную основу символизма, а вместе с нею и культурную природу Серебряного века в целом, из работы в работу кочует избитое наблюдение о сходстве некоторых процессов в литературе и различных видах искусства, описываемых «на фоне эпохи» начала XX века. Однако такое положение дел в исследуемом вопросе имеет свои объективные причины.

Накопление материала о культурных процессах конца Х1Х-начала XX столетий и начальные попытки его осмысления осуществлялись еще современниками эпохи. Первой на новые веяния в культуре откликнулась литературно-художественная критика. Поскольку рождение этих веяний происходило буквально на ее глазах, трудно в ту пору было бы ожидать по их поводу каких-то научно-теоретических выкладок. Зарождавшиеся процессы и феномены еще только вступали в стадию самоопределения, и потому в откликах на их появление не разграничивались понятия «символизма», «модернизма», «декаданса», хотя позднее стало очевидным, что под «декадентами» у критики чаще всего подразумевались именно символисты.

1 См., напр.: Руднев В.П. Словарь культуры XX века. -М.: Аграф, 1997. 9

С.270.

Во всех литературных и эстетических лагерях «декадентство» поначалу было встречено в штыки. Не было сколько-нибудь значительного журнала, газеты в Москве и Петербурге, которые бы не откликнулись на брюсов-ские сборники «Русские символисты» или брошюру Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Единодушное отрицание «новой поэзии» не содержало в себе глубокого анализа, стремления понять сущность «декадентства» как литературного, эстетического и социального явления. И происходило это по вполне понятной причине: требовалась определенная временная дистанция для подлинного философского и научного осмысления сути символистского движения. Непривычный круг образов, требование радикального обновления языка и содержания искусства, а подчас откровенный эпатаж многих шокировали. Нередко критика сводилась к постановке диагноза символистам, как людям, якобы психически нездоровым. Этому вопросу, к примеру, посвятил свой опус известный в Москве врач Н.Баженов (к слову сказать, впоследствии весьма увлекшийся модернистским искусством).1 Широко известны едкие пародии Вл.Соловьева (1894-1895), которого «младшее» поколение символи-стов будет считать своим предтечей.

Позицию старого» реализма выразил Л.Н.Толстой в трактате «Что такое искусство?» (1898). Он считал декадентство явлением художественно и философски несостоятельным. Философских предшественников русских символистов - Шопенгауэра, Ницше, Вагнера - объявил болезненным явлением в духовной жизни Европы. Писатель утверждал, что современное ему искусство перестало быть важным общественным делом, превратилось в забаву, ушло от острых проблем современности в область формальных исканий. Он не принял взгляда на красоту как проявление абсолютно совершен

1 См.: Баженов Н. Символисты и декаденты: психиатрический этюд. - М.: Б.и., 1899. - 33с.

2 См.: Соловьев B.C. Русские символисты //Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. -М.: Искусство, 1991.-С.506-517. ного, считая эту идею подменой нравственности. Искусство в декадентском проявлении, в его глазах, достигло «последней степени бессмыслия»1.

Народническая критика восприняла символизм («декадентство») как новый вид порока, вроде пьянства или наркомании. Однако отдельные представители этой литературной группировки выдвинули более объективные оценки, предложили более глубокие суждения. Наибольшего внимания сегодня заслуживают отзывы Н.К.Михайловского. В 1893 году он написал ряд статей о французском символизме и его «русском отражении», каковым он счел упомянутую выше книгу Д.Мережковского. Н.К.Михайловский не относил себя к знатокам и любителям «новой поэзии», не принимал мистицизма и усложненного художественного языка символистов, но возражал против поголовного объявления всех их пациентами с психической патологией. Он выступал против узкой и односторонней оценки этого явления, которое считал не только литературным, но и общественным. Уже в 1893 году критик признал за символизмом значение влиятельной художественной школы, выражающей общий дух исторического момента. Н.К.Михайловский совершенно точно вскрыл генезис символизма, определив его как реакцию против натурализма и позитивизма.2

Резко отрицательное отношение к модернистскому искусству выказывала марксистская критика, осуществлявшаяся к тому же исключительно с классовых позиций. Основное внимание ее представители уделяли идеологическому разоблачению декадентства. Они верно подмечали, что декаданс -это порождение исторической эпохи, возникшее из неудовлетворенности буржуазным образом жизни. Однако, с точки зрения марксистов, новые течения в искусстве и литературе сами явились детищем буржуазного строя и сложились прежде всего как реакция против освободительных устремлений и классовой борьбы пролетариата. Не приветствовали марксисты и того, что

1 См.: Толстой Л.Н. Что такое искусство? //Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90т. - М.: Гослит, 1951. - Т.30. - С.27-203.

2 См.: Михайловский Н.К. Макс Нордау о вырождении //Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. -СПб.: Изд-е Н.К.Михайловского, 1909. -Т.7. -Стб.494-513; он же. Декаденты, символисты, маги и проч. //Там же. - Стб.512-520; он же. Русское отражение французского символизма //Там же. - Стб.519-547; он же. Еще о декадентах, символистах и магах //Там же. - Стб.546-589.

11 декаденты отвергли гражданский пафос русского реализма, его представления о передовой роли художника - учителя жизни, содействующего общественному прогрессу.

Искусство этой «болезненно-извращенной школы» представители данной группы критиков считали бессодержательным, формалистичным и подражательным; внимание к внутреннему миру человека - бегством от общественных идеалов в «духовные подвалы»; интимные движения души - предметом, недостойным художественного воплощения. Не жалея уничижительных эпитетов, марксисты повторяли расхожий тезис о психическом нездоровье декадентов, называя их порочными, бездарными анархистами в области искусства и морали. Они относили образованнейших людей своего времени, культурную элиту общества к категории «интеллигентного мещанства», или «оскудевающей интеллигенции». Они выдвигали ей обвинения в продажности западному капиталу, в «духовном мародерстве», осуждая позицию непо-литизированной интеллигенции по отношению к революции.1

Общий первоначальный вывод критики сводился к обвинениям русских «декадентов» в компиляции идей и настроений западных символистов -«проклятых поэтов», Метерлинка, Малларме. Но постепенно приходило осознание, что русское декадентство уходит корнями в российскую почву; что это не результат вырождения русской поэзии или отражение тусклого безвременья, а реакция на обветшавшие позитивистские идеи и порождение социально-исторического процесса. А.Климентов, вскрывая романтический характер декадентства (с которым он, как и многие, отождествлял символизм), подчеркивал, что оно стало результатом поисков новых основ миросозерцания, что это бунт человеческой души против «мертвящей логики» разу

1 См.: Горький М. Поль Верлен и декаденты //Горький М. Собрание сочинений: В 16т. - М.: Правда, 1979. -С. 181-194; Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь //Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5т. - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. - Т.5. - С.686-748; он же. Евангелие от декаданса //Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца Х1Х-начала XX века: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1982. - С.74-79; Боровский В.В. В кривом зеркале //Боровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство. - М.: Искусство, 1975. - С.202-205; он же. В ночь после битвы //Там же. -С.172-188; он же. О «буржуазности» модернистов //Там же. - С.188-196. ма.1 Близкий к символистским кругам М.Гофман настаивал на том, что романтические настроения русского декадентства явились отражением тревожного характера переходной эпохи и свойственного ей мистицизма.2

Представитель академического литературоведения, известнейший на рубеже веков профессор С.А.Венгеров настаивал на необходимости анализа общественных условий, породивших декадентство, не впадая при этом в крайность подчинения литературного процесса теориям экономического материализма. Он характеризовал новейшие литературные течения как неоромантизм и тем самым первым ввел данный термин в научный оборот. Это понятие, с его точки зрения, указывает на общность психологии эпохи, общность ее настроений. Тем самым был сделан важнейший вывод для осмысления культурной природы Серебряного века. Правда, С.А.Венгеров распространял его достаточно узко: лишь на литературный процесс.3

Веховская идеология чрезвычайно интересовалась модернистскими течениями (в период ее становления и расцвета представленными фактически одним символизмом) и имела с символизмом немало точек соприкосновения. Общим у них было отрицание классового подхода к общественной жизни, общими - религиозно-нравственные искания. Символизм мыслился деятелями «нового религиозного сознания» не как литературная школа, а как орудие познания сокровенной сущности мира и основа общественной жизни, поскольку он углублял эстетические проблемы до религиозно-философских. Н.Бердяев считал, что будущее искусства за символизмом, из которого вырастает теургия. В первые годы нового столетия он заявлял: «очень высоко ставлю так называемое декадентское искусство, считаю его единственным настоящим искусством в нашу эпоху»4. В этом отзыве кроется не только оце См.: Климентов А. Романтизм и декадентство: Философия и психология романтизма как основа декадентства (символизма). - Одесса: Тип-я Л.Нитче, 1913. - С.10.

2 См.: Гофман М. Романтизм, символизм и декадентство //Книга о русских поэтах последнего десятилетия. -СПб.: Изд-во М.О.Вольф, 1908.-С. 12, 23.

3 См.: Венгеров С.А. Этапы неоромантического движения: Статья первая //Русская литература XX века. 1890-1910. - М.: Мир, 1914. - Кн.1. - С.1-54; он же. Этапы романтического движения: Статья вторая //Там же. - Кн.6. - С.209-240.

4 Бердяев Н.А. Декадентство и мистический реализм //Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909). - СПб.: Общественная польза, 1910. -С.16.

13 ночный смысл; он отражает духовное родство творцов культуры Серебряного века, к какой бы области общественного сознания ни относилась их деятельность. Близкие символизму мысли развивались философом и годы спустя в эмиграции.1

После Октября в сфере культурных исследований возобладали традиции марксистско-ленинской эстетики. Ведущими стали мотивы резкого неприятия ко всему, что вступало в конфликт с заветами соцреализма и с ленинским принципом партийности. Политические выпады, сарказм вместо серьезного анализа можно назвать определяющей чертой трудов советских эстетиков, изучавших модернистское искусство. В частности, А.В.Луначарский, нелицеприятно отзывавшийся о декадентах еще в пору расцвета символизма, в 20-30-е годы вновь повторял весь набор большевистских штампов об общественной опасности и художественной несостоятельности модернизма.2

Вместе с тем, с течением лет, все более отдалявших ученых от непосредственного наблюдения эпохи порубежья, для подлинных исследователей складывалась возможность вдумчивого изучения культуры Серебряного века «на расстоянии». Первой (и на долгие годы единственной) попыткой глубокого философского осмысления сущности и содержания символистского движения стала статья В.Ф.Асмуса «Эстетика русского символизма»3. На этой работе, написанной в 1937 году, лежит отпечаток времени. Однако, наряду с не выдерживающими сегодня никакой критики утверждениями о генетическом родстве символизма с реакционнейшими течениями буржуазной мысли, в том числе идеологией фашизма, она содержит важные концептуальные положения. Изначальной посылкой рассуждений исследователя был См., напр.: Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века ПО России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990. - С.245-246, 260; он же. Смысл творчества. Опыт оправдания человека //Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. -М.Искусство, 1994. - Т. 1. - С.37-341.

2 См.: Луначарский A.B. Леонид Андреев. Социальная характеристика //Луначарский A.B. Собрание сочинений: В 8т. - М.: Художественная литература, 1963. - Т.1. - С.418-424; он же. Борьба с мародерами //Там же. - С.425-429; он же. В.Я.Брюсов //Там же. - С.430-439; он же. В.Брюсов и революция //Там же. - С.440-455; он же. Искусство и его новейшие формы //Там же. - 1967. - Т.7. - С.341-371.

3 См.: Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма //Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Искусство, 1968.-С.531-609. тезис о том, что символизм являлся не только поэтическим течением, но и философским. В.Ф.Асмус отмечает, что его представители ставили задачи не только формально-художественные, но в первую очередь практические - фи-лософско-исторические, этические, общественно-политические. Исходя из этого, философ характеризует символизм как один из важнейших фактов общественного развития и расслоения русской интеллигенции начала XX века. Необходимо подчеркнуть, что все свои глубокие наблюдения и теоретические выводы исследователь осуществлял, как и в случае с С.А.Венгеровым, лишь в рамках литературного процесса. Эта узость взгляда на универсальное культурное явление объясняется, видимо, той исключительной ролью, которую литература испокон веков играла в русской культуре. Тем не менее, при всей необходимости учета опыта В.Ф.Асмуса, подобная одномерность в трактовке символизма должна быть изжита.

Упомянутая статья явилась едва ли не единичным примером исследования русского символизма в советской историографии сталинского периода. По большому счету, символизм, как и многие другие явления культуры рубежа веков, выпал из круга научных интересов на долгие десятилетия. Творчество представителей Серебряного века изучалось фрагментарно и тенденциозно. Многие имена попали под запрет или просто замалчивались. Официально признавались художники, либо принявшие советскую власть, либо сохранившие в своем творчестве более или менее отчетливо выраженную связь с реалистической традицией. При этом в критической и исследовательской литературе обычно подчеркивалось, что они «сумели преодолеть» влияние символизма. Их принадлежность к символизму расценивалась как безусловно ошибочный факт творческой биографии.

Интерес к данному кругу культурных явлений заметно оживился в период «оттепели». Однако культура Серебряного века по-прежнему настолько не отвечала «духу времени», что актуальность ее изучения еще не слишком ощущалась. Следовательно, пока рано было ожидать в этом плане по-настоящему новых подходов и концептуальных разработок. По сравнению с работой В.Ф.Асмуса, советская историография в последующие годы не внесла в теоретическую разработку проблем символизма практически ничего нового. В лучшем случае, в позднейших работах повторялись высказанные философом мысли или развивались отдельные аспекты поставленных им вопросов. Подчас размышления исследователей сводились к утверждениям, что сущность философии символизма заключается в «развернутом наступлении на ленинскую теорию отражения», а цель его приверженцев, подобно сторонникам «нового религиозного сознания», состоит в ослаблении классовой борьбы пролетариата. В близости идей символизма и веховства усматривалась особая общественная опасность. Пафос подобных работ заключался в попытках «доказать» разрушительность воздействия на литературу и искусство религиозно-мистических идей. Все это подавалось в советской историографии как «забвение гуманистических идеалов». Вплоть до 90-х годов философские и творческие концепции модернистов (и символистов, в том числе) интерпретировались как «идейные тупики», «духовные заблуждения», следование «ложным историческим принципам», «искажение национального духа» и т.п.1

По традиции», критика символистского мировоззрения осуществлялась на основе литературных трудов. По-своему это правомерно, поскольку теоретиками движения были именно литераторы. Однако для полноты картины необходимо учитывать, что символизм выразил себя, помимо теоретизирования, и в художественном творчестве, причем относящемся к различным видам искусства. Это обстоятельство вынуждает исследователя обращаться и к работам в области искусствознания. См.: Манторов Г.В. Философские основы русского символизма (к постановке вопроса) //Ученые записки МГПИ им.Ленина. - М.: Изд-во МГПИ, 1970. - Вып.372. - С.58-76; Казин А.Л. Неоромантическая философия художественной культуры (к характеристике мировоззрения русского символизма) //Вопросы философии. - 1980. - №7. - С.143-154; Кувакин В.А. Религиозная философия в России. - М: Мысль, 1980. - 309с.; Дуденков В.Н. Философия веховства и модернизм. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 159с.; Цвик И.Я. Религия и декадентство в России. - Кишинев: Штиинца, 1985. - 191с.; Исаев И. Русская буржуазная культура начала XX века: эстетические тенденции и тупики развития //Социально-культурный контекст искусства: историко-теоретический анализ. - М.: ИФ АН СССР, 1987. - С. 134-152; Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества». - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 320с.

Труды отраслевых специалистов в области литературоведения, искусствоведения, театроведения, музыковедения, в отличие от работ философов и эстетиков, были менее идеологизированными и, как следствие, демонстрировали более конструктивные и предметные подходы. Большая заслуга советских исследователей 60-80-х гг., изучавших историю культуры рубежа веков, состоит уже в том, что они собрали и систематизировали обширный фактический материал. Они вернули из забвения огромный пласт отечественной культуры, тем самым опровергнув устоявшееся на определенном историческом этапе мнение, что в ряду культурных процессов начала XX века научного внимания заслуживают лишь реалистические тенденции и революционно-демократическая тематика. Особое значение для историко-культурного исследования имеет опора на те из этого круга работ, в которых содержится не просто описание художественных феноменов, но и их контекстный анализ, попытка осмысления общекультурных процессов рубежа веков, размышления об их глубинной адекватности мировоззренческим сдвигам и общественному климату эпохи.1

Вместе с тем, авторы подобных трудов решают все же свои узкопрофессиональные задачи. Отраслевой принцип изучения культуры необходим, но недостаточен. Для широких теоретических обобщений требуются синтезирующие междисциплинарные методы исследования. Шагом в этом направлении можно назвать работу А.Мазаева «Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма». В ней анализируются эстетические концепции не только символистов-литераторов, но и композитора А.Скрябина. Но и этот подход достаточно узок. К тому же исследование сосредоточено лишь на од-ном из аспектов философии символизма.

Процесс накопления эмпирического материала по истории Серебряного века значительно интенсифицировался в 90-е годы. В исследованиях и

1 См.: Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М.: Советский художник, 1980. -262с.; Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. -М.: Искусство, 1988. -285с.; Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. - М.: Наука, 1989. - 176с.; Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. - М.: Музыка, 1991. - 166с.

2 См.: Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. - М.: Наука, 1992. - 324с.

17 учебных пособиях появился сам термин «Серебряный век», ранее практически не использовавшийся, хотя критерии единства этой культуры в науке еще не утвердились. Для историков, изучающих эпоху «русского духовного ренессанса», не осталось запретных тем и имен. Значительно расширилась ис-точниковая база и тематика исследований. Однако по-прежнему фактографическое изучение преобладает над проблемным. Нельзя сказать, что теоретические проблемы совсем не ставятся. Но общая исследовательская направленность, наблюдаемая сегодня в этой области, носит скорее оценочный характер: то, что раньше определялось как «декаданс» (упадок), трактуется сегодня как «ренессанс» (возрождение).1 Остается надеяться, что вполне закономерный процесс смены знаков в сфере изучения Серебряного века является необходимым моментом, предваряющим неизбежное появление в будущем фундаментальных историко-культурных трудов.

Современные оценки отечественных исследователей близки взглядам зарубежной и эмигрантской историографии, которая всегда считала творчество Серебряного века самым ценным в русской культуре XX столетия, а символизм - центральным духовным феноменом этой культурной эпохи. И здесь прослеживается та же тенденция отраслевого или персонального исследования символизма. Работы нередко констатируют тезис о целостности символизма, но при этом посвящены отдельным сторонам символистской эстетики.2 Как и в отечественной науке, на Западе не наблюдается трудов, специально посвященных истории русского символизма как целостного культурного явления во всей совокупности его составляющих. Не выведено и определения, именно с этих позиций характеризующего русский символизм.

1 См.: Дмитриев В. ПоЭТИКА (Этюды о символизме). - СПб.: СПб. филиал ж-ла «Юность», 1993. - 183с.; Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. - М.: ИЦ Гарант, 1996. -413с.; Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 687с.; Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX-начала XX века. - М.: Изд-во МГУ, 320с.; Мандельштам А.И. Серебряный век: русские судьбы. - СПб.: Предприниматель Громов A.A., 1996. - 320с.

2 См.: Эткинд Е. Единство «серебряного века» //Звезда. - 1989. - №12. - С.185-194; Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. - М.: Республика, 1998. - 429с.; История русской литературы: XX век: Серебряный век. - М.: Прогресс-Литера, 1995. - 704с.; Хансен-Леве О. Концепции «жизнетворчества» в русском символизме начала века //Блоковский сборник. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1998. -Т. 14. - С.57-85 ; Hutchings St.C. Russian Modernism: The Transfiguration of the Everyday. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 220 pp.

В современной исследовательской литературе все чаще встречается мысль о том, что русский символизм - это метахудожественное явление, которое целесообразно исследовать парадигмально: во взаимосвязи документов художественного мышления и доминантно-теоретических дискурсов.1 Однако пока эти призывы остаются лишь благим пожеланием. Назревшая в науке потребность культурологических обобщений диктует необходимость рассмотрения не только самого символизма, но и некоторых специальных вопросов. Представленное исследование сосредоточено на культурно-ментальном проблемном поле, что потребовало коснуться вопроса о типологии сознания. Различные его аспекты освещаются в трудах известных куль-турологов и психологов. Затрагиваемый в диссертации вопрос об особенностях менталитета русской культуры помогли прояснить работы признанных авторитетов в данной области. Среди них - имена не только наших современников, но и творцов культуры Серебряного века, что в контексте заявленной проблематики приобретает особую ценность.3

Кроме того, для определения культурной природы Серебряного века, а также выяснения мировоззренческих и эстетических корней русского символизма возникла необходимость рассмотрения символизма в западноевропейской культуре и романтизма как его духовной основы. Проблемы романтизма и западного символизма ставятся в диссертации в общетеоретическом плане. Поэтому из всего массива литературы, посвященной упомянутым явлениям,

1 См., напр.: Кондаков И.В. Русский символизм //Культурология. XX век. Энциклопедия. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - Т.2. - С.203.

2 См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН, 1960. - С.13-223; Юнг К.Г. Подход к бессознательному //Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - С.23-94; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление //Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - С.5-372; Леви-Строс К. Неприрученная мысль //Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - С.1 1 1-336; Хей-зинга Й. Осень средневековья. - М.: Наука, 1988. - 539 е.; Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М.: Мысль, 1972.-312с.

3 См.: Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. -М.: Наука, 1990. -224с.; Лосев А.Ф. Русская философия //Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. - М.: Советский писатель, 1990. - С.68-101; Лосский H. Характер русского народа //Лосский H.O. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991. - С.238-360; Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии //Философские науки. - 1990. - №5. - С.81-91; Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: ИНМЭ, 1994. - 367с.; Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - М.: Искусство, 1981. - 246с. отбирались те труды, которые способствовали осмыслению сущности симво-листско-романтического мировидения.1

Наконец, необходимо отметить, что при работе над приложениями учитывался опыт составителей различных трудов справочного характера.2

В целом, в отечественной и зарубежной науке проделана огромная исследовательская и науковедческая работа, без которой невозможно было бы осуществление дальнейшей разработки проблематики, связанной с культурой Серебряного века.

Цели и задачи исследования

Далеко не нова мысль, что символизм в России являл собой некую культурную целостность, не исчерпывавшуюся рамками литературно-художественного направления, но представлявшую определенную духовно-мировоззренческую общность, которая базировалась на особом мировиде-нии. Однако по сей день практически не встречается отдельных трудов, специально посвященных этому кругу вопросов. Настоящее диссертационное исследование, рассматривая символизм как целостное явление культуры, включающее в себя эстетические, идейно-философские и социально-психологические аспекты, призвано восполнить этот пробел. Работа в данном направлении позволяет не только расширить круг знаний непосредственно о символизме, но и экстраполировать некоторые исследовательские

1 См.: Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление //Тертерян И.А. Человек мифотворящий. - М.: Советский писатель, 1988. - С. 14-50; Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. - М.: Медиум, 1992. -336с.; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Художественная литература, 1973. - 568с.; Пигулев-ский В.О., Мирская Л.А. Символ и ирония (Опыт характеристики романтического миросозерцания), - Кишинев: Штиинца, 1990. - 168с.; Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900. — М.: Изобразительное искусство, 1994. -272с.; Berlin Is. The Roots of Romanticism. -Princeton: Princeton University Press, 1999. - 160 pp.

2 См.: Бихтер A.M. Указатель имен и названий //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. - М., Л.: ГИХЛ, 1963. - Т.8. - С.626-751; Богомолов H.A. Комментарии //Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. - М.: Советский писатель, 1990. - С.655-709; Максимов Д.Е., Помирчий P.E. Примечания //Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7т. - М.: Художественная литература, 1975. - Т.6. - С.573-646; Орлов Вл. Комментарии //Блок A.A. Собрание сочинений: В 2т. - M,: ГИХЛ, 1955. - Т.2. - С.749-839; Стернин Г.Ю. Краткая летопись художественной жизни 1907-1914 //Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. - M.: Искусство, 1988. - С.230-267; Прянишникова М., Томпакова О. Летопись жизни и творчества А.Н.Скрябина. - М.: Музыка, 1985. - 295с. выводы на менталитет творцов «русского культурного ренессанса» в целом, ибо именно символизм заложил фундамент общей духовной культуры Серебряного века.

Поскольку при этом поднимается не искусствоведческая или эстетическая, а социокультурная проблематика, находящаяся в непосредственной связи с явлениями искусства, то тем самым снимается необходимость подробного рассмотрения всех деталей творчества символистов и индивидуальной творческой эволюции каждого из них. Представленное исследование сконцентрировано на попытке осмысления внутренней духовной сущности символизма в его синхронном срезе. Но попытке, осуществляемой, тем не менее, на основе конкретно-исторического и сравнительно-исторического материала.

Автором ставилась цель исследовать специфику символистского миросозерцания, характеризующую особенности образа жизни и умонастроения культурной элиты русского общества рубежа веков. Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:

- дать общую характеристику символизма как явления европейской культуры второй половины Х1Х-начала XX вв.;

- выявить историко-культурные закономерности, обусловившие складывание символизма в русской культуре, установить его идейные истоки и параллели;

- конкретизировать понятие символизма применительно к русской культуре; определить степень самобытности русского символизма в ряду европейских собратьев и степень органичности этого явления менталитету русской культуры;

- вскрыть социокультурную природу эпохи Серебряного века в России, показать место русского символизма в этой культуре;

- дать анализ мировоззренческого комплекса и социальной базы символистского движения;

- осмыслить причины его распада.

Источниковая база исследования

Корпус используемых источников делится на два основных раздела по типу происхождения. В первый раздел входит мемуаристика, принадлежащая перу современников символистов.1 Этот круг источников позволяет раскрыть духовную атмосферу эпохи, а также дает представление о восприятии творчества, образа жизни и идей символистов публикой. Труды, относящиеся к этому разделу, особенно интересны тем, что они, наряду с фактическим материалом и отражением особенностей эпохи, содержат и определенные культурологические и историософские концепции. Зачастую их сложно четко классифицировать, поскольку они могут расцениваться и как источники, и как исследования. Именно современники символистов впервые отчетливо сформулировали концепцию русского символизма как жизнестроительной философии и практики, как способа мыслить, чувствовать и жить. Эта плодотворная идея позволила объяснить многие факты из истории символизма и создать целостную систему представлений о нем. Долгое время сочинения, представленные в данном разделе были недоступны широким читательским кругам. В последние годы они начали активно, хотя и бессистемно переиздаваться.

Второй раздел составляют документы, оставленные самими символистами. Внутри раздела источники распадаются на несколько групп. Одну из них составляет опять-таки мемуарная литература. Знаменитая трилогия

2 3

А.Белого и книга воспоминаний Г.Чулкова, биографический труд

1 См.: Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии) //Бердяев H.A. Собрание сочинений. - Париж: YMCA-PRESS, 1981. - Т. 1. - 425с.; он же. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») //Н.Бердяев о русской философии: В 2 ч. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1991. -4.2. - С.217-236; он же. Ивановские среды //Русская литература XX века. 1890-1910. - М.: Мир, 1916. -Кн.8. - С.97-100; Степун Ф.А. Россия накануне 1914 года //Вопросы философии. - 1992. - №9. - С.85-120; Флоровский Г. Пути русского богословия. - Вильнюс: Литовская Православная Эпархия, 1991. - 601с.; Ходасевич Вл. Некрополь //Серебряный век. Мемуары. - М.: Известия, 1990. - С.177-277; Сабанеев Л. Мои встречи. «Декаденты» //Воспоминания о серебряном веке. - М.: Республика, 1993. - С.343-353.

2 См.: Белый А. На рубеже двух столетий. - М., Л.: Земля и Фабрика, 1930. - 496с.; он же. Начало века. - М.: В/О «Союзтеатр», 1990. - 526с.; он же. Между двух революций (Воспоминания 1905-1911). - Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. -XXIV + 503с.

3 См.: Чулков Г.И. Годы странствий. - M.: Федерация, 1930. - 397с.

1 2 З.Гиппиус и мемуары Вл.Пяста не только содержат сюжеты из истории символизма, не просто наращивают багаж эмпирических сведений о жизни и быте его деятелей, но погружают читателя в духовный и психологический климат символистской среды. Ценность мемуаров заключается не в точности воспроизведения событий - она как раз может быть нередко поставлена под сомнение и требует проверки и уточнений. Главное в том, что они, даже самые субъективные и лишенные документальности, позволяют воссоздать целостный облик людей и эпохи Серебряного века, запечатлевают эпоху с полнотой, недоступной документам.

В другую группу входят источники личного характера: дневники, за-писные книжки, переписка. Подобного рода материалы имеют высокий уровень адекватности личности автора. Они с предельной точностью воспроизводят его тип сознания, логику мысли, психологический и нравственный облик. Среди этих источников, вполне типичных и традиционных, своей необычностью выделяются личные записи А.Н.Скрябина, с особой экспрессией раскрывающие характер его мышления. Это не дневники и не законченные философские труды. Это записи мыслей, раздумий о мироздании и своем месте в нем. Часто разрозненные, разбросанные по разным блокнотам, они все же дают представление о мироощущении «философствующего музыканта». Разумеется, эти документы сам автор никогда не намеревался обнародовать. Их собрал и опубликовал М.О.Гершензон уже после смерти композитора. В эту же публикацию включены литературные работы А.Н.Скрябина: либретто неосуществленной оперы, стихотворные тексты к некоторым музы

1 См.: Гиппиус-Мережковская З.Н. Дмитрий Мережковский //Серебряный век. Мемуары. - M.: Известия, 1990. - С.15-110.

2 См.: Пяст В. Встречи. -M.: Новое литературное обозрение, 1997.-413с.

3 См.: Блок A.A. Дневники //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. - M., Л.: ГИХЛ, 1963. - T.7. - С.19-426; он же. Письма. 1898-1921 //Там же. - Т.8. - 771с.; он же. Записные книжки. 1901-1920. - M.: Художественная литература, 1965. - 663с.; Брюсов В.Я. Дневники. 1891-1910. - М.: М. И С.Сабашниковы, 1927. - 203с.; Письма В.Я.Брюсова к П.П.Перцову. 1894-1896 гг. (К истории раннего символизма). - M.: ГАХН, 1927. -81с.; Скрябин А.Н. Письма. -М.: Музгиз, 1965.-719с. кальным сочинениям, на которых также лежит отпечаток его особого миросозерцания.1

Еще одну группу источников составляют теоретические и публицистические труды символистов, а также изложения их публичных выступлений, доклады, материалы дискуссий, нередко облеченные для печати в форму статей. Эти работы помещала символистская периодика. В период расцвета символизма они объединялись в авторские сборники, включались в собрания сочинений. В советское время из подобных работ выходили только статьи А.Блока и В.Брюсова. Включенные в собрания сочинений, они были снабжены обширным источниковедческим аппаратом.3 Вместе с тем, имена подавляющего большинства символистов в лучшем случае замалчивались, а нередко упоминались с единственной целью идеологического «развенчания». Их теоретическое наследие начало активно переиздаваться с начала 90-х годов. Что очень важно, оно при этом подвергается глубокой научной обработке в виде примечаний, комментариев, предисловий и т.п.4

Работа над диссертацией потребовала также привлечения специфической группы источников, которую составляют художественные произведения символистов. Необходимость их использования логично вытекает из поставленной цели исследования, поскольку особенности художественного языка иллюстрируют направленность и стиль мышления авторов творений литературы и искусства.

1 См.: Записи А.Н.Скрябина //Русские пропилеи: Материалы по истории русской музыки и литературы. - М.: М. И С.Сабашниковы, 1919. - T.6. - 4.2. - С.97-209.

2 См.: Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений: В 24т. - М.: И.Д.Сытин, 1914. - Тт.13-18; Иванов В.И. По звездам: Опыты философские, эстетические и критические. - СПб.: Оры, 1909. - 438с.; Белый А. Арабески: Книга статей. - M.: Мусагет, 1911,- 504с.; он же. Луг зеленый: Книга статей. - M.: Альциона, 1910. - 249с.; Символисты о символизме: Федор Сологуб, Георгий Чулков, Вячеслав Иванов //Заветы. -1914. -№2.-С.71-84.

3 См.: Блок A.A. Проза. 1903-1917 //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. - M., Л.: ГИХЛ, 1962. - T.5. -799с.; он же. Проза. 1918-1921 //Там же. - T.6. - 556с.; Брюсов В.Я. Статьи и рецензии //Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7т. - M.: Художественная литература, 1975. - T.6. - 652с.

4 См.: Белый А. Символизм как миропонимание. - M.: Республика, 1994. - 528с.; Брюсов В.Я. Среди стихов. 1894-1924: Манифесты. Статьи. Рецензии. - M.: Советский писатель, 1990. - 714с.; Иванов В.И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - 428с.; Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. - M.: Книжная палата, 1991. - 351с.; он же. Больная Россия. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1992. -269с.; он же. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. - M.: Советский писатель, 1991. - 492с.

В целом, комплекс привлеченных документов и материалов создает необходимую базу для проведения исследования в рамках поставленных задач.

Предметная область и общие методологические принципы исследования

На протяжении длительного периода времени объектом и предметом отечественной исторической науки были «классы», «массы», различные социально-экономические процессы и политические события, анализировавшиеся исключительно с позиций догматически истолкованного марксизма. Культурные явления рассматривались как нечто прикладное к «надстроечной» сфере. Историко-культурные исследования сводились в большинстве случаев к поверхностному псевдоискусствоведческому описанию, подменявшему подлинный научный анализ и серьезное философское осмысление культурных процессов. С расширением тематики исторических исследований, обусловленным возросшим интересом к внутреннему миру человека, к социальной психологии, к вопросам культурного наследия, назрела необходимость дополнить нарративный, фактографический принцип изучения культуры проблемным.

С этих позиций становится очевидным, что история духовной жизни России обладает такой же реальностью и имеет столько же оснований для самостоятельного изучения, что и экономическая или социально-политическая история. Однако для этого недостаточно традиционных социологических подходов. Они должны быть дополнены методами, сложившимися на основе принципов гуманитарного мышления. Эти принципы предполагают при анализе художественной сферы выдвижение в качестве определяющих факторов образа жизни, комплекса доминирующих в социуме идей, коллективных представлений, типичных воззрений и т.п. Долгое время такой подход в марксистской литературе именовался «идеалистическим», в противовес «материалистическим» истолкованиям, исходящим из социологизатор-ских схем формационной и классовой структуры. Отказ от беспредельного господства в науке экономического детерминизма логично привел к мысли, что судьбоносные события в истории страны могут и должны освещаться и с точки зрения процессов, происходящих в общественном сознании.

Традиция исследования духовного бытия нации как онтологической субстанции, как самодостаточного и подчиняющегося собственным внутренним законам феномена сложилась еще в дореволюционной историософии. Многие мыслители Серебряного века, в частности Н.Бердяев, сделали основным предметом своих размышлений несобытийную историю, уделяя особое внимание сфере духовного творчества. Среди историков, начинавших свой научный путь в советское время, этой проблематикой занимаются медиевисты, прежде всего А.Я.Гуревич и Л.М.Баткин, но они работают не на отечественном материале. Подлинными историками русской культуры скорее следовало бы назвать филологов: Д.С.Лихачева и представителей тартуско-московской школы семиотики - Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского и др. Настало время присоединиться к изысканиям в этой области и профессиональным историкам.

Подобная попытка предпринимается в представленном диссертационном сочинении. Оно задумывалось автором как историко-культурологическое исследование, в центре внимания которого находится такой компонент художественного процесса, как духовное состояние общества. Его характеризуют система ценностей, строй отношений художника и публики, формы взаимоотношений внутри художественной среды, постановка и решение художниками насущных вопросов времени. Художественный язык всегда адекватен духовной ситуации времени. Именно мировидение, особенности общественной и духовной жизни эпохи управляют художественным процессом. На рубеже XIX и XX столетий происходила смена доминирующего стиля культуры, мировоззренческого и художественного видения целого поколения. Складывание символизма - это констатация глобальной перестройки, глубоких изменений в духовной жизни, несмотря на относительную немногочисленность и элитарность участников движения. Все эти процессы требуют специфических, нетрадиционных подходов и методов научного осмысления.

Предметная область исследования - история культуры, понятая как история ментальностей. То есть термин «культура» в настоящей работе трактуется в широком семиотическом смысле: «как система отношений, устанавливаемых между человеком и миром. Эта система, с одной стороны, регламентирует поведение человека, с другой - определяет то, как он моделирует мир»1.

Исходя из этого, изучение художественного творчества в историческом исследовании предпринимается не ради описания особенностей художественного языка и творческого метода (это прерогатива искусствоведов), а с целью вскрытия глубинных причин изменений, происходивших в искусстве и литературе. Такой причиной являются изменения в сознании, что неизбежно ведет к перестройке всего жизненного уклада человека и общества. Внешние события - это отражение внутренней жизни. Как несводима человеческая жизнь к физиологии, так несводима жизнь общественная к социально-политическим и экономическим процессам. Более того, все процессы, происходящие в экономике, социальной жизни, политике, психологии индивида и социума, языке, искусстве и т.д., восходят к какой-то общей основе. Видимо, это и есть культура. Культура, вне зависимости от конкретной дефиниции, -это производное сознания. Явление культуры не пассивный носитель информации, но осмысленная ее передача. Это вместилище мировидения. Исследование явления культуры - это интерпретация смысла определенного взгляда на мир. Следовательно, предметным полем историко-культурологического исследования является не внешне-событийная, а внутренне-смысловая история. Успенский Б.А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы //Ю.М.Лотман и тарту-ско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С.277.

Предпринятое в рамках диссертации исследование осуществляется с позиций культурологического подхода. Его суть раскрывает Л.М.Баткин: «Предметом рассмотрения культурологии выступает не совокупность отдельных, параллельных, пусть и сопряженных, сфер "истории" искусств, литературы, науки и т.п. вместе с историческим "фоном", но сквозная умона-строенность, таящаяся в глубине всех этих сфер, их жизнестроительная направленность, их структурная общность»1.

Исследование производилось с помощью различных методов и потребовало междисциплинарного синтеза. Сравнительно-исторический метод использовался для установления специфики русского символизма по сравнению с западным. Историко-психологический метод применялся для исследования вопроса о типологии сознания, а также служил выявлению существенных черт менталитета русской культурной элиты Серебряного века и анализу самочувствия творческой личности той поры. Посредством этого метода анализировались причины и условия, заложившие основы символистского мироощущения. Контекстный анализ позволил раскрыть общую духовную атмосферу рубежа веков и определить характер взаимодействия символизма с эпохой, то есть проследить его связь с общекультурными и социальными сдвигами, происходившими в конце Х1Х-начале XX вв., с религиозными, нравственно-этическими, художественными исканиями данного периода. Ис-торико-культурологический метод потребовался для прояснения вопросов о культурной природе Серебряного века, об органичности символизма русской культуре, о том, насколько адекватное выражение нашла в нем духовная ситуация времени, наконец, о том, был ли он оригинальным явлением или заимствованным, привнесенным, хотя и вполне вписавшимся в общие исторические условия рубежной эпохи. В приложениях, где сосредоточен фактический материал, применялся нарративный метод.

1 Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода //Античная культура и современная наука.-М.: Наука, 1985.-С.306.

К сказанному уместно добавить, что проблема методологии историко-культурологического исследования в конечном счете предстает как проблема интерпретации. Но, видимо, это неизбежная особенность любых гуманитарных изысканий.

Научная новизна исследования

Новизна представленной работы может быть охарактеризована в различных аспектах. Она определяется теоретической проработкой проблематики, связанной с историей символизма и Серебряного века, применением новых методологических подходов, а также обработкой эмпирического материала.

В теоретическом плане здесь предлагается новое решение уже ставившихся проблем. В частности, в диссертации представлена авторская концепция единства культуры Серебряного века, обосновывается авторский ответ на вопрос о его социокультурной природе. На основе осмысления Серебряного века как историко-культурной и мировоззренческой общности дано авторское определение символизма. Русский символизм конца Х1Х-начала XX вв. интерпретируется в работе как моделирующий центр этой культуры, как стиль мышления культурной эпохи и язык ее эстетического самовыражения. Если традиционные дефиниции символизма трактуют его исключительно как эстетическое явление и отталкиваются в первую очередь от категории символа, истолкованной при этом только как средство художественной выразительности, то предложенное автором диссертации определение выведено, исходя из мировоззренческой парадигмы и общей направленности мышления представителей символистского движения. С точки зрения автора, целостность символизма определяется общностью мировосприятия, в то время как в традиционных трактовках за эту целостность обычно выдается общий творческий метод, применявшийся в различных видах искусства.

В методологическом ракурсе работа строится на основе принципов гуманитарного мышления, что пока невозможно признать распространенной практикой в отечественной исторической науке.

В фактографическом аспекте новизна исследования заключается не в открытии ранее неизвестных фактов, но в систематизации уже известного материала, осуществленной в приложениях.

Структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и двух приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Символистское мировидение в русской культуре конца XIX - начала XX вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокая знаковая насыщенность многих культурных процессов, переживаемых новоевропейской цивилизацией на протяжении XIX-XX веков, явилась одним из следствий кризиса просветительского типа культуры. Тяготеющий к аналитизму в своей духовной основе, он стремится к научно-детерминистскому описанию жизни, то есть к демифологизации. Романтизм, сложившийся как своеобразная антитеза Просвещению, вернулся к опыту мифопоэтических моделей мира, вытесненных на определенном этапе европейской истории рационально-логосными способами миропостижения.

Романтическое миропонимание вырастало из попыток преодолеть ограниченность картезианской картины мира и возродить целостное, гармоничное восприятие мира, давно утраченное европейской цивилизацией, из стремления восстановить духовную связь человека с Универсумом, из осознания того факта, что жизнь человека неизмеримо богаче биологического или социального ее измерения. Изменившийся взгляд на мир побудил романтика погрузиться если не в мифосознание, уже невозможное в условиях познавшей опыт ratio цивилизации, то в авторское мифотворчество. Порождением его стало романтическое двоемирие. Романтическая духовная традиция" открыла внутренний космос, вмещающий в себя бесконечность индивидуальных представлений и душевных движений. Это уже не микрокосм (реплика макрокосма), а особый, подчиняющийся собственным законам Универсум.

Допущение неустранимой оппозиции двух миров - реального (внешнего) и идеального (внутреннего) резко отличало романтическое сознание от архаического: если древний человек ощущал свою нераздельность с сущим Универсумом, то романтик выстраивал новый, уникальный Универсум своей собственной внутренней жизни. Романтическое двоемирие - это не бинарная оппозиция, характерная для архаического сознания, а дуализм мировосприятия. Такая дихотомичность мышления свидетельствует о дисгармоничности новоевропейского взгляда на мир, о разорванности сознания романтика, чем обусловлен внутренний разлад человека с самим собой и с окружающим миром. Вечно взыскующий и не достигающий гармонии романтик, не находя опоры во внешнем мире, мире утилитарных интересов, признает единственной несомненной ценностью мир своей души.

Романтическое видение мира, не приемлющее никакой одномерности, апеллировало к человеку в целом: не только к разуму, но и к чувствам. Поэтому ему наиболее адекватно отвечал символизирующий стиль мышления, в то время как понятийный обнаружил свою недостаточность. Из романтической концепции двоемирия и символизации как основного способа выражения вырастает символизм - одно из литературно-художественных направлений романтического толка второй половины Х1Х-начала XX века. Символисты искали в явлениях предметного, видимого мира соответствия малейшим движениям души и тончайшим оттенкам чувств. Единственный смысл искусства они видели в выражении предельно индивидуального внутреннего мира художника.

Первоначально сложившись во Франции как поэтическое, затем литературно-художественное направление, символизм поначалу не имел непосредственных пересечений с новейшими философскими учениями и стилем модерн, так же базировавшимися на символизирующем мышлении. Однако постепенно набирая силу, символизм стал международным культурным явлением, при этом не только проявившись как течение в различных видах искусства, но и заявив о себе как своеобразная философия, состояние умов. Особенно ярко такая специфика характеризовала русский символизм.

Складывание русского символизма пришлось на конец XIX века, расцвет - на начало двадцатого. К тому времени французский символизм уже сошел с культурной сцены. Испытав определенные западные влияния, русский символизм все же не стал их эпигоном. Опыт зарубежных собратьев усваивался не в виде прямых заимствований, рабского подражания, а творчески, с учетом особенностей менталитета русской культуры. Несмотря на общую - романтическую - культурную природу и как следствие общий - антимиметический - характер художественного высказывания, между национальными вариантами символизма явственно обнаруживаются принципиальные различия. Так, французский символизм сосредоточился на выражении предельно индивидуального внутреннего мира художника посредством уникальных авторских способов экспрессии. Немецкий исходил из требования к искусству выражать не субъективность, а сущность духовной культуры. Русский символизм, не отвергая этих концепций, выдвинул и свою, объявив искусство средством духовного пересоздания жизни.

Таким образом, немецкому и русскому символизму присуща большая философичность, чем французскому. В случае с русским вариантом это объясняется традиционной для русской культуры неразрывностью литературы и философии, распространившейся на рубеже веков и на искусство. Русские символисты активно осваивали начавшие проникать в Россию к концу XIX века труды Шопенгауэра, Вагнера, Ницше. К этому необходимо добавить и возродившийся интерес в образованных кругах России к Канту и философии немецкого романтизма, а также увлечение современными теософскими учениями. Идеи западной философии не явились первоистоком русского символизма, но совпали по мироощущению с духовными запросами русской интеллигенции той поры и потому приобрели чрезвычайную популярность. Однако они не переносились механически на почву русской культуры, а преломлялись через сознание и миропредставления русского человека. Гораздо большую роль в становлении русского символизма сыграла философия Вл.Соловьева, с учетом и ее собственных духовных истоков и параллелей.

Самобытный облик русского символизма определялся условиями складывания и развития романтической традиции в русской культуре. Если на Западе символизм вырастал как ответвление романтизма, развивавшее отдельные и достаточно узкие его аспекты в литературно-художественных формах, то в России именно символизм представил наиболее полное, выходящее далеко за рамки чисто эстетического явления воплощение романтической линии культурного развития. Он выполнял в русской культуре ту роль широкого, многоаспектного духовного движения, которую на Западе за столетие до того сыграл романтизм.

Русский символизм, взламывая границы литературно-художественного направления, ставил перед собой задачу философского осмысления всех сторон бытия и культуры: религии, искусства, человека, нравственности. Он претендовал на роль жизненной философии, которая ляжет в основу практики формирования нового человека. Символизм с его установками на панэсте-тизм, жизнестроительство, мифологизацию искусства и жизни, театрализацию обыденного поведения, диалог культур, синтез искусств был моделирующим центром культуры Серебряного века. Рождение символизма было обусловлено переориентацией сознания в конце XIX столетия на культуру как способ объективизации личности и искусство как модель жизни.

Смена мировоззренческой парадигмы была вызвана разочарованием определенной части интеллигенции в позитивистско-народнической системе ценностей. Явившись порождением и отражением менявшегося на рубеже веков видения мира, символизм вернул в русскую культуру миф, пространство Космоса, модусы Божественного, выхолощенные омертвевшей казенщиной официальной церкви и, казалось бы, окончательно похороненные позитивизмом. Символизм впервые в истории русской культуры взглянул на мир с эстетических позиций. Самой сутью его было эстетическое переосмысление природной реальности, религии, истории, культуры, человека и жизни.

Под воздействием символистского мироощущения формировалась вся культура Серебряного века, ее образ мыслей и стиль жизни, а как следствие -формы эстетического самовыражения культурной эпохи: замена реалистического изображения природных феноменов их символами, трансформация натуры и сотворение новой реальности путем создания искусственных, стилизованных и рафинированных форм. Символизм наиболее рельефно выразил то изменение содержания искусства, которое побудило художников уйти от иллюстративности к мифотворчеству. При этом, в отличие от французских символистов, углублявшихся в поисках нового мифа в «микрокосм», русский символизм по-новому открывал «макрокосм» и скрытые, глубинные связи с ним человека. Это обстоятельство вполне отвечало менталитету русской культуры со свойственным ему тяготением к «соборности», включенности индивида в социум, а через него - в общий организм мироздания, тогда как в европейской системе ценностей приоритет отдается индивидуализму. В связи с этим в русском символизме трансформировалась и романтическая концепция двоемирия. Вместо неустранимой оппозиции двух миров - реального и идеального - здесь наблюдается целостность и извечное взаимодействие реального и «реальнейшего», земного и небесного.

В этих представлениях соединились особенности национальной мен-тальности с меняющейся на рубеже веков картиной мира. Символизация идеально отвечала этому симбиозу, наложив свой отпечаток на всю культуру Серебряного века в целом. Символическое мышление легло в основу модерна - главного художественного стиля эпохи. Распавшись как культурная целостность, символизм так или иначе находил продолжение во всех последующих направлениях, вплоть до авангарда. Они возникали, либо развивая отдельные его идеи, либо декларативно отрицая их, хотя в сущности это видимое отрицание было лишь развитием, приводившим исходные посылки к своей противоположности. В частности, футуристский лозунг уничтожения искусства, превращения искусства в жизнь при вдумчивом анализе оказывается вариацией на символистскую тему жизнетворчества, попыткой выстраивания искусственной реальности, иными словами, эстетизацией действительности. А склонность футуризма к эпатажу питалась символистско-романтическим неприятием обыденщины. Последователи Вл.Соловьева мечтали о пробуждении силой творчества Божественного начала в скудном земном существовании. Акмеисты и имажинисты поклонялись таланту, пересоздающему несовершенную жизнь. Авангард идею пересоздания интерпретировал как концепцию независимого от предметности формообразования. Но все это - различные версии одной и той же мифологемы: культа Творчества, приобретающего в эпоху Серебряного века глобальное, космогоническое смысловое наполнение, поскольку его онтологический статус абсолютизируется.

Русский символизм, в самых характерных своих проявлениях связанный с идеей преображения реальности, наиболее масштабно разрабатывал проблему, которую так или иначе затрагивали все современные ему культурные феномены - это романтическое отвержение неудовлетворяющей действительности и поиски путей достижения идеала. Жизнетворчество, фактически, - центральная тема всей русской культуры рубежа веков. Причем, культуры, понимаемой чрезвычайно широко, включая в число ее доминионов и художественное творчество, и религию, и философию, и политику. Именно благодаря жизнетворческим установкам русский символизм, по сравнению с западным, обнаруживает гораздо больше точек соприкосновения с модерном. В западной культуре мифологизм нашел большее выражение в модерне, чем в символизме. В русской культуре символизм проявил глубочайший интерес к архаическим эпохам, к восточным мотивам, к национально-славянскому язычеству, к античности, причем в основном к стихийным, дионисийским ее пластам. Сам отказ неоромантического искусства от эмпиризма с неизбежностью вел к символу. Идея жизнестроения и эстетизация действительности в модерне и символизме явились первым шагом к творению «новой реальности» в авангарде, который интересовался не столько самой реальностью, сколько способами ее преображения. В этой же сфере символизм особенно тесно переплетается с «русским религиозно-философским ренессансом». Совсем не случайно русский символизм и «новое религиозное сознание» имели общие идейные истоки, а подчас их представляли одни и те же лица. И абсолютно тот же исходный импульс питал мировоззрение идейных оппонентов творцов Серебряного века, однако у них сложилось совершенно иное, антиромантическое видение решения проблемы жизненного переустройства.

Исход борьбы двух тенденций, развивавшихся в русской культуре на рубеже веков - романтической и просветительской - разрешился в пользу последней. Романтическая линия оказалась вытесненной в эмиграцию: как внешнюю, так и внутреннюю. Это предопределялось узостью социальной базы Серебряного века, представленной лишь духовной элитой общества, то есть наиболее образованными и одновременно наименее политизированными слоями интеллигенции. Расплывчатость общественной позиции этой социальной страты, отсутствие четкой программы практических действий неизбежно сводили все устремления творцов Серебряного века, направленные на пересоздание жизни, лишь к мифологизации бытия. Их ожидания обернулись трагическим разладом с жизнью. Представления о преображающей роли искусства на практике вылились не в духовное пересоздание мира, а лишь в присущее стилю модерн украшательство быта. Возникло глубокое противоречие между стремлением к «всеединству», «соборности» и элитарностью символистов, отводивших исключительную роль в решении судеб мира творческой личности.

Печальный парадокс: идеи русского символизма и всего Серебряного века в целом, вызванные к жизни самой исторической эпохой, пришлись не ко времени. Мысль о красоте и духовности как культуросозидающей силе способна воплотиться в действительность лишь в виде общей тенденции человеческой эволюции, рассчитанной на бесконечную перспективу. В качестве руководства к немедленному практическому действию она малопригодна. А для России рубежа веков самым больным вопросом были поиски дальнейшего пути исторического развития, скорейшего разрешения кризисной ситуации во всех сферах общественной жизни.

Красота Серебряного века не спасла мир. Для подлинно глубокого восприятия его идей необходим особый социокультурный контекст, не сложившийся и доныне. И, быть может, есть свой высший смысл в том, что «творимая легенда» русского символизма так и осталась мифотворчеством, не сумев реально трансформироваться в жизнетворчество; что символизм реализовался в великих творениях искусства, а не в антиутопии. Но вся истории XX века доказала неоспоримую истину, открытую символизмом: любые попытки социальных, экономических, политических преобразований без переворота в сознании, без изменения духовного типа общества несостоятельны.

 

Список научной литературыВоскресенская, Марина Аркадьевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. И ЛИТЕРАТУРЫ1. Источники

2. Анненский Ю. Александр Блок //Воспоминания о серебряном веке. -М.: Республика, 1993. С. 174-181.

3. Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии //Бальмонт К. Горные вершины: Сборник статей. М.: Гриф, 1904. - Кн.1. - С.75-95.

4. Белый А. Блок //Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. - С.458-467.

5. Белый А. Вместо предисловия //Белый А. Арабески: Книга статей. -М.: Мусагет, 1911. С.1-Ш.

6. Белый А. Воспоминания об А.Блоке //Записки мечтателей. 1922. -№6. - С.5-28.

7. Белый А. Искусство //Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. - С.211-219.

8. Белый А. Между двух революций (Воспоминания. 1905-1911), Л,: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - ХХ1У+503 с.

9. Белый А. На рубеже двух столетий. М., Л.: Земля и Фабрика, 1930. -496 с.

10. Белый А. Настоящее и будущее русской литературы //Белый А. Луг зеленый: Книга статей. М.: Альциона, 1910. - С.51-92.

11. Белый А. Начало века. М.: В/О «Союзтеатр», 1990. - 526 с.

12. Белый А. <0 французских символистах> //Русская литература, 1980. -№4. С. 171-176.

13. Белый А. Об итогах развития нового русского искусства //Белый А. Арабески: Книга статей. -М.: Мусагет, 1911. С.256-263.

14. Белый А. Окно в будущее //Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. - С.138-146.

15. Белый А. Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития //Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - С.218-493.

16. Белый А. Проблема культуры //Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - С. 18-25.

17. Белый А. Революция и культура //Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - С.296-308.

18. Белый А. Символизм //Белый А. Луг зеленый: Книга статей. М.: Альциона, 1910. - С.19-28.

19. Белый А. Символизм и современное русское искусство //Белый А. Луг зеленый: Книга статей. М.: Альциона, 1910. - С.29-50.

20. Белый А. Символизм как миропонимание //Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911.- С.220-241.

21. Белый А. Симфония (Вторая, драматическая) //Белый А. Симфонии. -Л.: Художественная литература, 1990. С.89-193.

22. Белый А. Театр и современная драма //Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911.-С. 17-42.

23. Белый А. Эмблематика смысла //Белый А. Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994. С.25-90.

24. Бердяев H.A. Ивановские среды //Русская литература XX века. М.: Мир, 1916. - Кн.8. - С.97-100.

25. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии //Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С.4-162.

26. Бердяев H.A. Русский духовный ренессанс и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») //Н.Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1991. - 4.2.-С.217-236.

27. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии) //Бердяев H.A. Собрание сочинений. Париж: YMCA-PRESS, 1981. -Т.1.-425 с.

28. Блок A.A. «Без божества, без вдохновенья» (Цех акмеистов) //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Д.: ГИХЛ, 1962. - Т.6. - С.174-184.

29. Блок A.A. Безвременье //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Л.: ГИХЛ, 1962. - Т.5. - С.66-82.

30. Блок A.A. Возмездие //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Л.: ГИХЛ, 1960. - Т.З. - С.295-344.

31. Блок A.A. Дневники //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Л.: ГИХЛ, 1963. - Т.7. - С. 19-427.

32. Блок A.A. Записные книжки. 1901-1920. М.: Художественная литература, 1965. - С.21-511.

33. Блок A.A. Из дневников и записных книжек //Блок A.A. Собрание сочинений: В 2т. -М: ГИХЛ, 1955. Т.2. - С.373-511.

34. Блок A.A. Интеллигенция и революция //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Л.: ГИХЛ, 1963. - Т.6. - С.9-20.

35. Блок A.A. Крушение гуманизма //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Л.: ГИХЛ, 1963. - Т.6. - С.93-115.

36. Блок A.A. <"Может ли интеллигенция работать с большевиками?"> <Ответ на анкету> //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Л.: ГИХЛ, 1963. -Т.6. - С.8.

37. Блок A.A. Народ и интеллигенция //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Л.: ГИХЛ, 1962. - Т.5. - С.318-328.

38. Блок A.A. <Непосланное письмо к З.Н.Гиппиус> от 31 мая 1918 года //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. М., Л.: ГИХЛ, 1963. - Т.7. -С.335-336.

39. Блок A.A. О назначении поэта //Блок A.A. Собрание сочинений: В 8т. -М., Л.: ГИХЛ, 1963.-Т.6.-С.160-168.39.40,41.42,43,4445,46