автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Синагогальное изобразительное искусство Святой Земли III-VI вв. как историко-культурный феномен

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Чаковская, Лидия Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Синагогальное изобразительное искусство Святой Земли III-VI вв. как историко-культурный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Чаковская, Лидия Сергеевна

Введение

Тема и ее актуальность

Цель и задачи исследования

Источники

Филон Александрийский

Иосиф Флавий

Иустин Мученик

Евсевий Кесарийский

Раввинистическая литература

Материал

Хронологические рамки

Методика исследования

Новизна исследования

Структура работы

Глава I. История вопроса

История археологических находок

Еврейское искусство: опыт интерпретации

Эрвин Гуденаф: "символичность символов" 27 Еврейское искусство и проблема возникновения христианского искусства

Публикации корпуса памятников 37 Сравнительное изучение христианских и еврейских памятников

Святая Земля и активизация региональных исследований

Механизмы эллинизации в действии

Региональные исследования и новая периодизация сосуществования евреев и христиан

Рождение синагоги

Периодизация синагог

Иудаизм в первые века нашей эры

Агада и мидраш

Священники — поэты

В поисках нового образа

Глава II. Искусство Галилейских синагог

Галилея: культурно-исторический ландшафт

Религиозная стратификация населения

Сирия и Египет

Образование

Духовные процессы, происходящие в обществе

Изменение правового статуса евреев

Иудео-христианский диалог

Еврейская традиция глазами христиан 98 Обзор памятников синагогального искусства Галилеи V-VI в. н.э.

Глава III. Основные черты еврейского искусства Галилеи (О какой культуре говорят нам памятники еврейского искусства)

Мастерские и художественные центры

Мозаика со сценой из Гомера: форма и содержание

Собрание цитат — исторический экскурс 126 Собрание цитат — еврейское искусство в свете христианских параллелей

В поисках еврейского искусства

Ключ к еврейскому искусству

Глава IV. Иконографический канон синагогального искусства

Галилеи

Повторяющаяся иконографическая схема

Синагога Бет-Альфа

Мозаичное панно

Зачем изображать Арон Кодеш?

Создание священного пространства в мозаике

Ковчег Завета и хранилище Торы — один образ? 146 Ковчег Завета и Иерусалимский Храм — один образ?

Иконографический прототип из Рима

Самарянские синагоги

Храм — синагога. Предварительные замечания

Зодиакальный круг

Зодиак и Арон Кодеш 166 Центральное положение Жертвоприношения Авраама

Жертвоприношение Авраама

Изображение животных

Бык со львом

Развитие идеи и развитие стиля

Храм — символ — культура

Одежды Торы и иконографический канон Галилеи

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Чаковская, Лидия Сергеевна

Тема и ее актуальность. Тема настоящей работы связана с рождением и развитием еврейского синагогального искусства, которое оформилось как целостное явление сначала в Римской, потом в Византийской Палестине III—VI вв. н.э. В это же время (IV-V вв.) и практически в этом же регионе христианское искусство вело поиск своего художественного языка. Формирование и синагогального, и церковного искусства происходило на общем фоне искусства Римских провинций. На перекрестке разных влияний, в постоянных поисках рождались мировоззрение, эстетика и образный мир, на многие века определившие культуру Средиземноморья. В уникальной историко-культурной ситуации начала нашей эры "факт христианства" был "одним из равноправных компонентов"1 (Аверинцев) наравне с иудаизмом. Возникшее тогда явление идейного и формального "синкретизма", обособления, параллельного развития и активного взаимовлияния этих культурных "фактов" впервые в отечественной и мировой традиции становится объектом специального анализа.

Введение новых источников в научный оборот позволяет по-новому оценить и сам феномен еврейского искусства, и вопрос о его взаимоотношении с христианским искусством. Начало IV в. и принятие Восточной Римской империей христианства2 приносит с собою колоссальные изменения в обществе. Святая Земля вдруг оказывается под особым покровительством императора. К ней привлечено внимание. В Константинополь, который становится политическим центром новой

1 Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н.э. // От берегов Босфора до берегов Евфрата. М.,1987, с. 18

2 На событие 324 г. евреи отвечают тезисом - "Царство (Рима) впало в ересь". христианской империи, к императорскому двору привозят мощи и другие святыни из Святой Земли. Иерусалим начинает осмысляться как духовный центр империи. В Галилее, где находится наибольшее число мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, строятся и украшаются мозаиками новые церкви. Расцветает монашество. Палестина и особенно Галилея становятся местами христианского паломничества. Евреи и христиане живут в одних городах3, художественные и человеческие контакты являются тем культурным фоном, на котором к VI в.н.э. возникает и первый расцвет христианского искусства, и зрелое синагогальное искусство.

Однако, в то время как об истоках христианского искусства написаны многие тома, рождение еврейского искусства специалисты обходили стороной, хотя с самого начала было ясно, что эти два явления настолько тесно переплетены, что иногда исследователю трудно нащупать грань между еврейским религиозным искусством и христианским искусством первых веков нашей эры.

Объяснялось это, в первую очередь, идеологическими причинами, поскольку сам феномен изобразительного творчества евреев в IV-VI вв.н.э., развившийся как раз во время догматизации раввинистическо-го иудаизма, адептами иудаизма воспринимался крайне враждебно, что накладывало отпечаток и на научные поиски в этом направлении и даже на отношение к этому феномену сторонников христианства.

Но неравномерность изучения двух культурных явлений была связана еще и с тем, что палестинские древности чрезвычайно медленно входили в научный оборот4. У историков сложилось впечатление, что

3 Города Святой Земли строились в соответствии с принципами римского градостроения и в самих своих улицах несли культуру поздней античности.

4 См. об этом: Беляев JLA. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение. СПб., 2000. после трагического для еврейского народа разрушения Иерусалимского храма в 70 г.н.э., войны с римлянами, а потом кровопролитного подавления восстания Бар-Кохбы 135 г. и его последствий, жизнь на Святой земле "замерла".

На самом же деле, как это нередко случалось в истории, внешние беды и стеснения стали именно теми обстоятельствами, которые породили небывалую активность духа, проявившуюся не только в литературе (создание Талмуда, обширных комментариев к библейскому тексту, поэзии). Произошло создание нового "дома молитвы" — синагоги со своим богослужением, отличным от Иерусалимского Храма, своим образным и идейным миром. Интереснейшей особенностью этого нового "мира синагоги" стала востребованность пластического искусства, открывшегося взорам ученых и археологов совсем недавно. Так евреи освоили художественную проблематику поздней античности и ранней Византии и в собственном опыте осуществили переход от "миметического" образа к образу знаку-символу (В.Бычков). Еврейское искусство возникает именно в тот момент, когда мир Средиземноморья в лице христианских отцов-апологетов уже заложил основы для великого "развоплощения образа", превращения его из копий материальных предметов, к коим они относили иллюзионистическое искусство античности, к образу как посреднику между человеком и Богом. Однако, то, что потребовало века для христианского мира, пропитанного античным наследием, то, что стало поводом для сотрясавших всю Церковь иконоборческих споров, было с самого начала внятно евреям, так как для них античный " миметический" образ никогда в истории не был ценностью и природы его они не понимали. Напротив, представляется, что еврейский образ сразу встал на одну ступень с другими посредниками между верующим и высшей реальностью.

В духовном мире евреев была выстроена целая иерархия посредников. В центре продолжал оставаться Иерусалимский храм. Однако, после его разрушения, после последовавших за этим восстаний, войн и притеснений, Храм становится не физическим центром жизни, а духовным и отдаляющимся с каждым последующим поколением евреев все дальше и дальше. Приближение и в определенной степени замещение его становится основной задачей синагогального богослужения. Это богослужение строится вокруг главной святыни еврейского народа — Торы, Пятикнижия Моисеева, которая хранится в синагоге. Именно свиток Торы придает пространству синагоги святость, превращая ее в нечто большее, нежели место собрания.

В реальном плане мы видим синагогу, которая освящается свитком Торы, в символическом — мы находимся в пространстве Иерусалимского храма, где свиток Торы указывает на его Святая святых, так как формируется представление, что в ковчеге завета, когда-то находящемся в Святая святых, помимо прочего, был положен свиток Торы. Однако, каким образом донести до человека эти новые отношения? С помощью новых текстов, которые приблизят верующего к Писанию, которые введут его в духовное пространство потерянного Храма. То же самое делает и синагогальное искусство. Оно очень быстро отсекает все для себя лишнее из античного искусства и раньше, чем христианское, предлагает свой изобразительный канон. Еврейский изобразительный материал, получивший известность совсем недавно, представляет еще один красноречивый пример кропотливой работы по "развоплощению" образа и тем самым проливает еще один луч света на многообразную культуру поздней античности и ранней Византии.

Цель и задачи исследования. Непосредственные задачи работы состоят в изучении радикально нового культурного явления — еврейского изобразительного искусства III-VI вв. (его возникновения, становления (генезиса), сложения его идеологии и формального языка, этапов эволюции, "внутреннего сюжета" его развития и пр.) в закономерной связи с обусловившим его, не менее решительным общекультурным сдвигом — рождением феномена синагоги, преображенной из "дома собрания" в "дом молитвы", идейно-символическое, общедуховное и (в определенной степени) предметно-пластическое замещение Иерусалимского Храма.

Отсюда вытекает более широкая цель исследования — показать место еврейского искусства в характерном для Средиземноморья в целом процессе рождения нового мировоззрения и эстетики, оценить его роль в историческом размежевании языческого и религиозного сознания и отвечающих им типов идеологии и творчества.

Источники. Среди источников общекультурного характера необходимо выделить труды Филона Александрийского и Иосифа Флавия.

Филон Александрийский (20 г. до н.э. — 40 г. н.э.) — знаменитый философ, живший в Александрии. Происходил из очень состоятельной еврейской семьи, получил греческое образование. О его жизни известно очень мало. Участвовал в посольстве александрийских евреев к императору Калигуле во время анти-еврейских волнений в 40 г. Значение Филона трудно переоценить. Среди его литературных произведений труды по метафизике, этике, библейские комментарии, в которых он ввел аллегорический метод толкования событий священной истории5. Филон обращается к Библии с аппаратом греческого философа и с религиозным чувством подлинного мистика. Он аллегорически толкует Священное Писание и вводит представление о логосе как посреднике

5 Его исторические сочинения изданы недавно. См.: Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. // Филон Александрийский Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий О древности еврейского народа. Против Апиона, Москва, 1994, сс. 15-109. между Богом и миром, логосе как образе Бога (то есть некоей ступени между Богом и его несовершенным изображением). Филон много обращается к великим библейским патриархам, показывая высокую степень созерцания Божества, которую может достичь человек, стремящийся к очищению Божественного образа в душе. Трактаты, посвященные библейским патриархам и природе Божественного созерцания позволили первому систематизатору еврейского искусства Э.Гуденафу даже предположить существование целого течения в иудаизме — мистического иудаизма, определившего, по мнению ученого, судьбу еврейского искусства. Своими философскими представлениями о логосе как посреднике между Богом и миром, как "пути, которым человек идет к Богу, оказал огромное влияние на неоплатонизм и на отцов церкви.

Иосиф Флавий (38 — 100 г.н.э.) — политик, военный и ученый. Во время восстания 67 г. он сначала выступал как еврейский военный лидер, но после взятия города, который он защищал, римлянами, оказался на их стороне. После окончания войны он жил в Риме при дворе императора и посвятил остаток жизни литературным трудам.

Иосиф Флавий интересен нам прежде всего как историк. Хотя его труды рассчитаны на внешнего читателя и носят апологетический характер — "доказать преимущественную древность нашего народа"6, в них содержатся ценнейшие сведения о жизни евреев на Святой земле до войны с римлянами. В "Иудейской войне", "Иудейских древностях" (О древности еврейского народа), "Против Апиона"7 мы находим опи

6 Иосиф Флавий. О древности еврейского народа // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона, Москва, 1994, с. 188

7 Иосиф Флавий. Иудейская война. Москва, 1993. Он же: О древности еврейского народа. Против Апиона. // Филон Александрийский. Против Флакка. О посание Иерусалимского храма, его устройства и богослужений. Помимо этого, знакомство Иосифа с античными авторами и античной культурой свидетельствует о большой образованности еврейской общины Рима, а также об активном взаимном интересе римлян и евреев.

Иустин Мученик (Иустин Философ) (нач.II в.н.э. — 166 г.н.э.) — один из первых отцов-апологетов. Родился в Палестине, в самарий-ском городе Сихеме. Философ-платоник, Иустин Философ принял христианство и много сделал для его защиты и объяснения. Автор двух апологий христианства перед судом римского правительства. В 167 г. принял мученическую смерть. Среди его сочинений — "Диалог с Трифоном иудеем"8, в котором он демонстрирует приверженность аллегорическому методу толкования Библии Филона Александрийского. Оказывал большое влияние на христианскую мысль. Считается, например, что сюжеты мозаик V в. базилики Санта Мария Маджоре в Риме взяты из аллегорий Иустина9.

Евсевий Кесарийский (260 — 339 г.н.э.) — епископ, ученый, живший в Кесарии в Палестине. Отец церковной истории. Автор "Церковной истории" в 10 книгах, "Жизни Константина", написанной после смерти императора. Помимо исторических произведений до нас дошел трактат "О палестинских мучениках", а также "Ономастикон", который говорит обо всех упоминаемых в Библии местах и является уникальным источником для топографии библейской Палестины10. сольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона, Москва, 1994, сс. 113-223.

8 Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеанином. Спб, 1797. Перенабор, без места, 1995.

9 Творения Иустина Философа были полностью изданы о. П.А. Преображенским в качестве приложения к Православному Обозрению за 1862-1864 гг. и отдельно (М., 1864; 2-е изд., Спб., 1895)

10 На русском языке имеется "Церковная история", "О палестинских мучени

Раввинистическая литература — корпус еврейской письменности, созданный между II и VI в.н.э. в Палестине и в Вавилонии. Условно его можно разделить на закон (галаху) и библейскую экзегезу (агаду). Необходимость новых законов была вызвана изменениями в окружающей жизни. Древнейшая кодификация (ок.200 г н.э.) еврейского закона содержится в Мишне ("Второучении"), которая состоит из 63 трактатов, регулирующих и обсуждающих новые аспекты жизни евреев. Гемара ("Дополнение") (Палестинская и Вавилонская) содержала комментарии к Мишне. Вместе Мишна и Гемара составили Талмуд (Иерусалимский и Вавилонский). В гомелитике появился жанр мидраша, толкования на Священное Писание. Элементы мидраша встречаются в Септуагинте (т.н. переводе 70-ти толковников), древнейшая часть которой была выполнена по заказу Птоломея II (285-246 г.дон.э.)11, и у Иосифа Флавия, Оригена и Иеремии Стридонского. "Золотой век" мидраша ознаменован собранием мидрашей в Великую Раббу12.

Важнейшим для понимания складывающегося в начале н.э. характера еврейской традиции является концепция "устного закона" по сравнению с "письменным законом" — Торой. Письменный закон — Тора — главная святыня еврейского народа — была получена Моисеем на горе Синай. Корпусы новых толкований и интерпретаций, созданных в первые века — по возникшему теперь убеждению раввинов, были ках", "Жизнь Константина" и "Речь к собранию святых". Видимо, Септуагинта стала результатом практики устного перевода Писания на греческий язык, принятой в Александрийских синагогах.

12 Мидраш Рабба — собрание мидрашей к Пятикнижию Моисееву, среди которых Рабба Бытия (одна из древнейших и самых знаменитых), Рабба Исхода, Рабба Левит, Рабба Чисел, Рабба Второзакония, и некоторым книгам Премудрости Соломона, среди которых Рабба Песни Песней, Рабба Экклесиаста и др. Книги были созданы в разное время. записью "устной Торы", устного предания, которое Моисей также получил в Синайском откровении.

Материал. Материал исследования — обширный корпус свидетельств об эпохе. Это географические и исторические описания Палестины Византийского периода. Это данные археологии, свидетельствующие обо всех сторонах жизни общества. Путевые заметки многочисленных христианских паломников содержат ценные сведения, касающиеся развития Святой земли. Литературные памятники и богослужебная литература свидетельствуют о характере религиозной жизни народа.Литургическая поэзия — пийут — недавно открытый жанр литературного творчества евреев, несомненно стоит в ряду явлений, способных многое осветить в культурной жизни эпохи.

Непосредственным материалом исследования служат мозаики синагог и церквей Палестины. В них выделена особая группа синагог Галилеи. В этих мозаиках, всегда напольных, внимание обращено прежде всего на иконографию, то есть на то, что изображено. Именно в ней, а не в художественной форме отражается самобытность еврейского искусства.

Художественная форма этих мозаик, в свою очередь, является одной из наиболее красноречивых иллюстраций опыта встречи библейского сознания Ближнего Востока с пластическим мышлением поздней античности13. В силу того, что у евреев не было мощной художественной традиции, как у греков или римлян, во всем, что касалось формы и стиля, они всецело полагались на окружающую культуру. Поэтому то, как изображено, оказывается прямым результатом усвоения культурного опыта соседних народов. В Святой Змле, так же как и в осталь

13 См.об этом: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы, Москва, 1977. ных провинциях Римской империи, проводилась политика эллинизации14, выражавшаяся, в том числе, в обширном римском строительстве, которое сменилось затем византийским. Оказавшись очень чуткими к художественным и идейным веяниям эпохи, евреи воплотили в художественной форме своих мозаик тот поиск нового языка, которым пронизано также и византийское наследие IV-'VI вв.н.э.

Для того, чтобы уяснить этапы развития еврейской иконографии, мы остановимся на трех разных группах памятников. Это, начиная с более поздних, во-первых, мозаики синагог Галилеи и галилейских церквей и монастырей, относящихся к IV-VI вв.н.э. Во-вторых, это предметы декоративно-прикладного искусства — стекло, рельефы, монеты и пр., происходящие как из Палестины, так и из диаспоры. В-третьих, это уникальный фресковый цикл синагоги Дура-Европос в Сирии II-III вв.н.э. и фрески еврейских катакомб в Риме. На основе этого материала мы попробуем проследить развитие иконографической схемы, характерной для синагог Галилеи.

Этот материал позволяет проследить процесс становления еврейской иконографии и выявить древнейшие его составляющие. Необходимость и возможность такого исследования обусловлена тем, что из Галилеи происходит корпус синагог с повторяющейся иконографической схемой, датируемых V-VI вв. н.э.

Опорой в этом поиске может служить близость изображений галилейских синагог VI в. росписям синагоги в Дура-Европос, которые, правда, не содержат прямых иконографических аналогий галилейским памятникам, но только содержательные, идейные. Однако, в декоративно-прикладном искусстве евреев Рима, датируемом III-IV в.н.э., мы сталкиваемся с иконографией, в точности повторяющей галилейскую схему.

14 С какими трудностями эта политика сталкивалась см. Книгу Маккавеев.

Обширный сравнительный материал поможет охарактеризовать процессы, происходящие в еврейском искусстве с точки зрения более широкого художественного и идейного движения, в котором участвовала византийская интеллектуальная элита.

Хронологические рамки. За начальную дату в исследовании материала берется кон.II — нач.III в.н.э. — комплекс в Дура-Европос в Сирии, где были найдены синагога, христианская часовня с баптистерием и языческий храм. Конечная дата — это кон.VI — нач.VII в.н.э. первый расцвет христианского искусства ("золотой век" императора Юстиниана), известный нам по мозаикам Равенны, а в Палестине по мозаикам монастыря св.Екатерины на Синае и корпусу энкаустических икон IV-VI в. из этого же монастыря. На VI в. приходится пик активности в строительстве и украшении синагог. В это время появляются важнейшие памятники синагогального искусства, такие как мозаики синагог Бет-Шеана и Бет-Альфа VI в. и синагоги в Циппори Vb.

Рубежным в идейном и художественном смысле можно считать строительство Храма Гроба Господня в Иерусалиме, начатое в IV в. после принятия императором Константином христианства. Физическим рубежом художественной жизни христиан и евреев на Святой Земле является, конечно, завоевание ее персами в VII в.н.э., на который приходится активное строительство и украшение палестинских синагог.

Методика исследования. В нашем исследовании будут использованы различные методы. Специфика и уникальность нашего материала состоит в том, что еврейское искусство невозможно объяснить изнутри одной еврейской традиции. Становление еврейского искусства IV-VI вв. не может быть объяснено логикой предшествующего развития. Поэтому подойти к его изучению можно только используя историко-культурологические методы, то есть рассматривая это искусство в целостности всех исторических и общекультурных аспектов.

Прежде всего, еврейское синагогальное искусство необходимо рассматривать в контексте характерных реалий поздней Римской империи, которая определяла практически все важнейшие культурные процессы начала нашей эры. Однако, цели исследования шире. Памятники искусства должны послужить нам "окном" в историческую и культурную ситуацию эпохи. Поэтому, говоря об искусстве, мы привлекаем и социологические методы исследования жизни общества в целом. Уясняя, какие факторы определяли как повседневную, так и внутреннюю, духовную жизнь народа, мы можем обратиться и к искусству. Для этого необходим такой искусствоведческий метод как сравнительный анализ.

Сравнительный анализ мозаик синагог, церквей и других зданий позволяет установить возможные источники влияния и то, чем вдохновлялись еврейские художники. Он покажет, какими путями происходило переосмысление античного наследия.

С V в. н.э. основным материалом для сравнения становятся новые церковные здания. Рассмотрение еврейского искусства невозможно без постоянного соотношения с нарождающимся христианским искусством, так как последнее своими корнями неразрывно связано с иудаизмом. Раннехристианское искусство и многое заимствовало из еврейского искусства и, на более позднем этапе, оказывало огромное на него влияние.

Необходимо также соотноситься с культурными процессами, происходящими в еврейской диаспоре. Именно там евреи находились в особенно тесных отношениях с окружающей культурой (так как в начале нашей эры диаспора состояла из людей, по своей свободной воле выбравших страну проживания). С другой стороны, живя в чужой стране вдали от Иерусалимского Храма и вдали от Иерусалима, они оставались верующими иудеями. Видимо, именно в диаспоре впервые начали использовать язык искусства для украшения синагог. По крайней мере, самые ранние памятники происходят именно из диаспоры.

При рассмотрении мозаик необходимо пользоваться методом иконографического анализа. Иконографический анализ материала, то есть рассмотрение изобразительных схем и их смыслов, поможет не только понять функцию мозаик в пространстве синагоги, но и прояснит пути и этапы формирования синагогального искусства.

Новизна исследования. В вышедшей не так давно книге византиниста Т.Мэтьюса был предложен новый взгляд на раннехристианское искусство и породившую его реальность15. Это время было названо эпохой "столкновения богов". Вместо сложившегося в науке первой трети XX в. представления о постепенной и спокойной ассимиляции христианами языческих образов была предложена картина настоящей войны богов и их изображений. В этом эпохальном размежевании (а затем соединении) языческого пластического мышления и книжной культуры Ближнего Востока особое место и роль принадлежат еврейской традиции.

Известный византинист К. Вайтцман указал на возможную связь, существующую между иконографией фресок синагоги II-III в.н.э. в Дура-Европос в Сирии и синагогами VI в. в Святой Земле. Если это предположение верно, то представляется возможным и необходимым найти древнейшую иконографическую схему и проследить ее судьбу

15 Mathews T.F. The Clash of Gods. A reinterpritation of Early Christian Art, Princeton University Press, 1993. как ядра еврейского искусства, вокруг которого обращаются стили и эпохи. Насколько нам известно, никто не ставил перед собой подобную задачу, хотя для историка искусства и культуры она очень важна. Именно древнейшая основа еврейской изобразительной традиции дает то единственное основание, на котором можно проводить сравнительный анализ между нею и раннехристианским искусством.

Представление о еврейском изобразительном каноне, обладающем своим внутренним развитием, заставляет нас обратиться к теории образа, сформировавшейся в поздней античности, и к реакции на эти споры евреев. Это тем более уместно, так как огромную роль в этих спорах имело наследие еврейского философа Филона Александрийского. Оказывается, что, начиная с Филона Александрийского, евреи очень чутко реагировали на возможность образного отражения окружающего мира. Представление, что печать Бога лежит на человеке, Бог может отражаться в природе, и в тексте или образе-символе, присуще еврейской мысли. Формирующееся синагогальное богослужение отражает именно этот опыт. Такой более широкий подход к еврейскому искусству пока что не был применен в науке.

В последнее время появляется все больше и больше публикаций, посвященных проблемам отдельных городов Святой Земли как пунктов пересечения различных культурных тенденций16, но не было исследования, которое рассматривало бы эту проблему столь широко. В VII в. н.э. персидское, а потом арабское завоевание положило конец и еврейскому, и христианскому искусству Святой Земли. Однако еврейское искусство на этом не угасло, хотя формы его поменялись. В каких бы

16 Chiat M.J. Synagogues and Churches in Byzantine Beit She'an в Journal of Jewish Art, vol.7, 1980, pp.6-25.

Сборник статей по материалам выставки Sephoris in Galilee: Crosscurents of Cultures. Ed. Nagy R. North Carolina Museum of Art, 1996. странах ни оказывались евреи, сохранившиеся памятники не только являются результатом влияния окружения, но и несут на себе память о синагогах Святой Земли. А раз есть преемственность, значит, можно говорить об еврейском искусстве как целостном явлении со своим кругом идей и теоретической основой. Для обоснования этого положения нужны совместные усилия историков, искусствоведов и религиоведов. Но до настоящего времени еще не было предпринято исследования, пытающегося выявить типологию такого феномена как взаимовлияние еврейского и христианского искусства (или, в более общем плане, -господствующей эстетики, будь то римская, христианская или мусульманская).

Структура работы.

Работа состоит из четырех глав и Приложения.

Первая глава настоящего исследования целиком посвящена историографии вопроса. В ней мы остановимся не только на литературе, касающейся собственно художественных памятников, но в первую очередь на судьбе исследования еврейского археологического наследия вообще, которая тесно переплетена с проблемами изучения еврейской культуры.

Во второй главе "Искусство галилейских синагог" мы рассматриваем культурно-исторический ландшафт Галилеи и даем описание мозаик галилейских синагог и соседних церквей. Особое внимание уделено социальным изменениям в обществе, связанным с христианизацией Святой Земли и изменением ее статуса.

В третьей главе "Основные черты еврейского искусства Галилеи" рассматриваются мозаики синагог с точки зрения отразившихся в них культурных влияний. Объектом внимания становятся такие черты еврейского искусства IV-VI вв. как обилие изобразительных цитат, насыщенность символическим смыслом и тесные взаимоотношения с христианским искусством, в которых еврейская сторона выступает и как берущая, и как дающая.

В четвертой главе анализируется группа галилейских синагог с повторяющейся иконографической схемой. Оказывается, что именно эта схема и должна подразумеваться под еврейским искусством византийской Палестины. Мы находим истоки этой композиции, показываем ее древность и первичность по отношению ко всем остальным. Смысл этой композиции позволяет нам судить о роли этого искусства в пространстве синагоги. Эта роль представляется "смыслообразующей", такой же как в христианских памятниках, когда искусство, наравне с богослужением и чтением Писания, должно было уподобить пространство синагоги сакральному пространству Иерусалимского храма с приносимой в нем жертвой за народ.

В Заключении мы рассматриваем еврейское искусство галилейских памятников как имеющее символическую природу, когда практически любое изображение в содержательном плане восходит к образу Иерусалимского Храма. Мы также прослеживаем судьбы палестинского наследия после завоевания Святой земли персами, то есть в системе культуры Средневековья.

В Приложении помещен альбом иллюстраций, карты и словарь терминов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Синагогальное изобразительное искусство Святой Земли III-VI вв. как историко-культурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) Проведенное исследование подтверждает, что предложенная для рассмотрения тема представляет собой крупную духовно-историческую и культурологическую проблему, находящуюся на пересечении областей деятельности нескольких гуманитарных наук — истории, социологии, философии, религиоведения, искусствоведения и эстетики, — и требует междисциплинарного, комплексного подхода.

2) В историческом и культурном контексте речь идет о стадиальном движении от Древности к Средневековью, происходившем на протяжении приблизительно II—VI вв. н.э., в период позднего Рима и ранней Византии.

5) Параллельно становлению христианства и деятельности отцов церкви возникает новый, раввинистический иудаизм. С ним связан корпус еврейской письменности, созданный между II и V в.н.э. в Палестине и Вавилонии, включивший в себя Мишну ("Второучение", кодифицированное ок.200 г.н.э.) и Гемару ("Дополнение", вместе составившие Талмуд (Иерусалимский и Вавилонский). В это же время в гомилитике развивается жанр мидраша, толкования на Священное Писание. "Золотой век" мидраша ознаменован собиранием разных по содержанию толкований в Велигую Раббу. Корпусы такого рода толкований и интерпретаций преподносились, согласно возникшему теперь убеждению раввинов как запись "устной Торы", устного предания, полученного Моисеем в Откровении на горе Синай вместе с "письменным Законом", Торой, то есть Моисеевым Пятикнижием, издавна составлявшим главную святыню еврейского народа.

6) Интеллектуальный и духовный подъем в иудаизме, был порожден коренным изменением экзистенциальной ситуации еврейского народа, переломом, связанным с разрушением Иерусалимского Храма (70 г.н.э.) и необходимостью радикальной перестройки всего религиозного опыта.

1) Коренное изменение религиозной ситуации еврейского народа, перелом, связанный с разрушением Иерусалимского Храма, вызывает необходимость активизировать все внутренние силы на перестройку религиозного опыта. Это сопровождается огромной творческой активностью, выразившейся не только в литературном и литургическом творчестве (оформлении корпуса текстов нового богословия, развитии религиозной поэзии — пийутимов), но и в архитектуре и искусстве.

2) Содержанием этого процесса становится попытка восполнить уничтоженное средоточие религиозного опыта — Иерусалимский Храм. В результате знание о нем не утрачивается, а трансцендируется. Образ Храма и ритуал, который в нем развертывался, переводится в сферу духовного созерцания, на смену ритуальным действиям приходят тексты, повествующие об этих действиях, и образы, на них указывающие. Теперь иудаизм так же, как христианство, стремится изобразить невидимое и приходит к осознанию необычайной значимости всех средств выражения и обозначения предмета религиозного познания.

3) Средоточием этого процесса становится превращение синагоги из "дома собрания" (выросшего, в свою очередь, из обычного на Востоке "собрания у городских ворот") в "дом молитвы" и сложение синагогального богослужения.

4) В свою очередь, основополагающая роль в превращении пространства синагоги в "пространство молитвы" принадлежит изобразительному искусству.

5) Этой новой задачей определяется самый факт возникновения пластического творчества в практике народа, прежде его не знавшего, и специфические его особенности, а именно — символическая природа этого творчества, роднящая его с христианским изобразительным искусством, выполнявшим в этот же исторический период практически аналогичные образные задачи.

6) Центральная из этих задач, актуальная для всех народов, находившихся в орбите эллинизации и латинизации, состояла в преображении пластики античного мира, тесно связанной с языческим миросозерцанием, воспринимавшимся как идолопоклонство, в направлении "развоплощения" и перевод ее с позиций "подражания природе" в область обозначения (означивания) сущностей. Здесь еврейское и христианское искусство решают одни задачи и активно влияют друг на друга. При этом на ранних этапах этого процесса еврейское искусство в известной степени опережает христианское.

7) Проделанное исследование показывает, что феномен еврейского изобразительного искусства III—VI вв. может быть понят только внутри пространства синагоги и тех процессов, которые переживал иудаизм. Новый, раввинистический иудаизм осуществляет переход от религии разрушенного Иерусалимского Храма, в котором через жертвоприношения совершался непосредственный диалог с Богом, к религии умозрения, где синагога уподоблена Храму, а чтение Писания — ежедневной Жертве.

8) Рассмотрение обнаруженной автором постоянной иконографической схемы в мозаиках палестинских синагог III-VI вв. раскрывает природу еврейского искусства как искусства символического, цель которого — уподобление пространства синагоги пространству Храма и приведение участника-зрителя богослужения к "сердечной жертве".

9) В рождении еврейского изобразительного канона особая роль принадлежит Галилее. Именно здесь все характерные тенденции эпохи обострились, слились воедино и привели к сложению нового языка искусства. Именно в Галилее впервые появляются преграды, разделившие пространство культового здания на специальные зоны — священного и более священного характера. Здесь свиток торы начинают хранить в синагоге постоянно, в Арон Кодеше, а не приносить во время богослужения. В Галилее впервые зафиксировано появление изобразительного искуства. Из скупых слов Талмуда мы узнаем, как два великих ребе "не воспрепятствовали" появлению фресок и мозаик. В Галилее же появляются пийутимы — образцы литургической поэзии, которая посвящается Храму и священническим родам. В них активно используются образы жертвенных животных и знаков зодиака, изображавшихся художниками в напольных композициях. Здесь также получает распространение еврейская мистика, пишутся мистическсие трактаты.

10) Сложившийся в Византийскую эпоху раввинистический иудаизм остался образцом для последующих поколений, в той же степени, что и практика ранних отцов церкви для позднейшего христианства вплоть до современности. Сходным образом иконографический канон синагогального искусства III—VI вв., зародившийся в римской диаспоре и оформившийся в Галилее, стал неотделимой частью еврейской художественной традиции. Он использовался во всех странах рассеяния, включая Польшу, Белоруссию, Украину, Молдавию и Россию для украшения ритуальных предметов, связанных с культом Торы.

11) Наличие постоянного иконографического канона, обнаруженного в результате проведенного исследования, позволяет рассматривать еврейское изобразительное искусство как целостное, обладающее особой логикой внутреннего развития явление, и — как свидетельство глубочайшего перелома в еврейском религиозном сознании. Этот перелом находится в русле общих процессов, характерных для перехода от Древности к Средневековью и в том числе для рождения новой эс

ГЛОССАРИЙ

Амораи — "толкователи", законоучители, жившие после заключения Мишны. С 220 по 500 г. н.э. Главная работа амораев — собрание двух Талмудов.

Академия — Синедрион — собрание, выполнявшее роль Верховного суда и законодательства. Состояло из 71 еврейских ученого и возглавлялось Нази (обычно потомком раби Гилеля). Не упоминается с кон. IV в.

Арон Кодеш — Святой Ковчег — хранилище для свитка Торы. Находится на восточной стене и является центром синагогального пространства. В древних синагогах не имел фиксированного места и приносился в синагогу во время богослужения. Постепенно и особенно с появлением апсидных синагог, стал храниться в самой синагоге один из самых ранних памятников такого типа — синагога в Хаммат-Тивериаде. Перед Ковчегом зажигают нер-тамид (светильник). Символика Арон Кодеша полна двойных смыслов. Так, Арон Кодеш — это еще и название исторического Ковчега Завета, в котором хранились скрижали и который сам хранился в Святая Святых Иерусалимского Храма. Крышка из чистого золота и золотые херувимы (Исх 25:10-20) символизировали шехину - божественное присутствие, а сам ковчег символизировал завет между Богом и Его народом.

Апсида — полукруглое завершение зала, встречающееся в базиликах.

Абода — Храмовое богослужение.

Бет-мидраш — дом учения, чаще всего раввинистическая академия.

Бима — возвышение в синагогах или церквях.

Гелиос — греко-римский бог-Солнце.

Гемара — собранные амораями толкования и дополнения к Мишне. Существует Палестинская и Вавилонская Гемара.

Диаспора — еврейские общины за пределами Иудеи или Палестины.

Иуда-ха-Нази (Иегуда Ганаси) — патриарх, при котором была завершена Мишна.

Лулавы — пальмовые ветви, используемые во время праздника Кущей.

Мишна (в переводе значит "Второучение", то есть дополнение к пер-воучению, к Торе Моисея) — собрание всех устных законов, выработанных еврейскими вероучителями как дополнение к библейским законам. В сборник были включены все законы, мнения и предания. Мишна состоит из шести трактатов "седарим".

Патриархат (Академия) — понятие, тесно связанное с понятием Синедриона. Со II в. Н.Э. римская власть признала нази (евр.принц), главу Синедриона за Патриарха евреев. Патриарх был представителем евреев перед императором. Академия — это высшее раввинистическое учебное заведение. В Палестине А. приобрели особое значение после разрушения Второго Храма. Первая А. после 70 г. появилась в Явне под руководством Йоханана бен Закхая. Она стала правоприемницей великого Синедриона. После восстания Бар-Кохбы центр еврейской учености переместился из Иудеи в Галилею. Академия переезжала из города в город, и обосновалась, наконец, в Сепфорисе. Именно там раби Иуда ха-Нази завершил Мишну. После его смерти Академия в 250 г. переехала в Тибериас, где был завершен Иерусалимский Талмуд. В Вавилонии Академия становится особенно активной с Шв.н.э. Последний Патриарх, "префект (начальник) иудеев" жил при Феодосии II. Патриарх нарушил императорский указ, запрещавший строительство синагог, и Феодосийц лишил его сана, а затем ок.425 г. Упразднил должность патриарха. Титул "патриарха" перешел к епископу Иерусалимскому.

Преграда — воздвигаемое у бимы ограждение, состоящее из каменных опрор и панелей. См.также coper

Парохет — покрывало или завеса для священного пространства или предмета в Скинии, Храме или синагоге.

Пийут(им) — литургическая поэзия, используемая в синагоге.

Рош Кодеш — специальный день, в который празднуется появление новой луны.

Сидур — еврейский молитвенник.

Coper — преграда, используемая в Иерусалимском Храме, церквях и синагогах.

Таннаи — "учащие", раби, жившие до завершения Мишны в 220 г.Н.Э. Все написанное до этого времени называется литература танна-ев. Прежде всего это Мишна, затем Тосефта, то есть дополнение к Мишне, а также собрание комментариев на книгу Исход. Последним таннаем был раби Иуда-ха-Назии.

Талмуд — состоит из Мишны и Гемары. Мишна и Палестинская Ге-мара образуют Иерусалимский Талмуд, Мишна и Вавилонская Гемара образуют Вавилонский Талмуд.

Таргум — арамейский перевод Библии. К публичному чтению Библии прибавляли чтение Таргума. Устный Таргум содержал в себе не только перевод, но и комментарии, добавления деталей мидраша. Существует три Таргума Пятикнижия: Таргум Онкелос (перевод, выполненный обратившимся в иудаизм Акивой (Онкелосом) из Малой Азии), Таргум Джонатан, Таргум Иерусалимский (или Палестинский Таргум), полная версия которого была обнаружена в 1956 г.

 

Список научной литературыЧаковская, Лидия Сергеевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Перевод Фруга С.Г., составители Равницкий И.Х. и Бялик Х.Н. М., "Раритет", 1993.

2. Библейская энциклопедия. МЛ 990.

3. Бок В.Г. О коптском искусстве. Коптские узорчатые ткани. Труды VIII Археологического Съезда в Москве в 1890 г. М., 1897. Т.З.

4. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

5. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

6. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. М., 1997.

7. Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. М.-СПб., 1999.

8. Дубнов С. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону, 1997.

9. Дубнов С. Комментарии к статье Э.Шюрера "Иудеи в Боспорском царстве и общество "почитателей Бога Всевышнего" // Еврейская Старина. Т. 9. 1916.

10. Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Париж, 1937.

11. Романовская Т. Храмовые атрибуты в церемониальном еврейском серебре XVIII—нач. XX вв. // Еврейська icTOpia та культура в Украшг Матер1алы конференцй 1995. Кшв, 1996.

12. Иерусалимская А.А. К сложению репертуара раннего шелкоткачества Византии // Византия и Ближний Восток. СПб., 1994.

13. Иосиф Флавий Иудейская война / Пер. Финкельберг М. и Вдо-виченко А. под ред. Ковельмана А. М.—Иерусалим, 1993.

14. Лурье С. Новый труд по истории еврейства в эллинистическо-римскую эпоху // Еврейская Старина, т. 11, 1924.

15. Лурье С. О новых путях и задачах библейской критики // Еврейская Старина. Т. 12. 1928.

16. Матье М.Э., Ляпунова И.С. Художественный ткани коптского Египта. М.-Л., 1951.

17. Молитвенник Сидур Врата Молитвы ашкеназ. Иерусалим-М., 1993.

18. Преподобный Федор Студит. Послание Платону о почитании икон. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.

19. Ранович Ф. Восточные провинции Римской империи в I—III в. М.-Л., 1949.

20. Святые жены в пустынях Востока, М., 1998.

21. Тер-Мкртчан Л.Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М„ 1991.

22. Триодь Постная, II тома, издание Московской Патриархии. М., 1992.

23. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство западно-европейского экзархата, Московский Патриархат, 1989.

24. Хосроев А.Л. Александрийское христианство: по данным текстов из Наг-Хаммади. М., 1991.

25. Шедевры еврейского искусства. Бронза. Автор-составитель Канцедикас А. Б.м., б.г.

26. Шедевры еврейского искусства. Серебро. Авторы-составители Канцедикас А., Волковинская Е., Романовская Т. Б.м., б.г.

27. Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985.

28. Шульман Б. Еврейский демос в первые века нашей эры. // Еврейская Старина, т. 12, 1928.

29. Шукуров Ш. Храм и храмовое сознание (К проблеме феноменологии архитектурного образа). //Вопросы искусствознания 1, 1993.

30. Шюрер Э. Иудеи в Боспорском царстве и общество "почитателей Бога Всевышнего" // Еврейская Старина, т.9, 1916.

31. Adan-Bayewitz D. Common Pottery in Roman Galilee: A study of Local Trade. Ramat Gan: Bar Ilan University, 1993.

32. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art. Ed. Weitzmann K., NY, 1979.

33. Age of Spirituality: a Symposium. Ed. Weitzmann K., NY., 1980.

34. Akerstrom-Hoigen G. The Calendar and Hunting mosaics of the villa of the Falkoner in Argos. Stockholm, 1974.

35. Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery. II vols., ed. Urman D. and Flesher P.V.M., Leiden, Brill, 1995.

36. Ancient Synagogues in Israel. Oxford, 1989.

37. Applebaum S., ed. Judea in Hellenistic and Roman Times. Historical and Archaeological Essays. Brill, Leiden-NY-Kobenhavn-Koln, 1989.

38. Arav R. Settlement Patterns and City Planning in Palestine during the Hellenistic Period. 322-37 B.C.E. NY, 1986.

39. Arav R. Hellenistic Palestine: Settlement patterns and city planning. Oxford, 1989.

40. Archaeology and the Galilee. Texts and contexts in the Graeco-Roman and Byzantine Periods. Ed. Edwards D.R., McCollough C.T. Scholars Press, Atlanta, Georgia, 1997.

41. Avigad N. Discovering Jerusalem. Jerusalem, 1983.

42. Avi-Yonah M. Israeli Mosaics. Unesco, 1960.

43. Avi-Yonah, M. Oriental Art in Roman Palestine. Rome, 1961.

44. Avi-Yonah M. Goodenough's Evaluation of the Dura Paintings: A Critique. // The Dura-Europos synagogue: A Re-evaluation (1932 1972). ed. Gutmann J. Pp.117-135. Montana, 1973.

45. Avi-Yonah M. Ancient Mosaics. London, 1975.

46. Avi-Yonah M., ed. Encyclopedia of archaeological excavations in the Holy Land. NY, 1976.

47. Avi-Yonah M. The Jews of Palestine. A political history from the Bar Kokhba War to the Arab Conquest. Oxford, 1976.

48. Avi-Yonah M. Gazeetteer of Roman Palestine. Jerusalem, 1976.

49. Avi-Yonah M. Art in Ancient Palestine. Selected Studies. Jerusalem, 1981.

50. Avi-Yonah M. Oriental Elements in the Art of Palestine in the Roman and Byzantine Periods // Art in Ancient Palestine. Seleted Studies. Jerusalem, 1981.

51. Avi-Yonah M. Une Ecole de mosaique a Gaza au sixieme siecle // Art in Ancient Palestine. Ed. Avi-Yonah M. Jerusalem, 1981.

52. Avi-Yonah M. The Mosaic Floor of the Ma'on Synagogue // Eretz Israel 6, 1961.

53. Avi-Yonah M. Synagogue Architecture in the Late Classical Period. || // Jewish Art: An Illustrated History. Ed. Roth C., NY, 1961.

54. Benjamin C., ed. The Stieglitz Collection. Masterpieces of Jewish Art. The Israel Museum, 1987.

55. Bereshis. Vol.1. Ed. Scherman N., Zlotowitz M. USA, 1988.

56. Beyer H.W. and Lietzmann H. Judische Denkmaler, I: Die judische Katakombe der Villa Torlonia in Rom. Berlin-Leipzig, 1930.

57. Bialostocki J. "Die "Rahmenthemen" und die archetypischen Bilder" // Bialostocki J. Stil und Iconography. Studien zur Kunstwissen-schaft. Dresden, 1966.

58. Billon B. Early Christian art and Symbolism. Stockwell, 1976.

59. Bober H. The zodiacal Miniature of the Tres Riches Heures of the Duke of Berry. It's Source and Meaning. // Journal of Warburg and Cour-taud Institute, XI, 1948.

60. Brahham J.R. Vicarious sacrality: Temple Space in Ancient Synagogues // Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery. II vols. Ed. Urman D. and Flesher P.V.M., Leiden, Brill, 1995.

61. Brahham J.R. Sacred space under Erasure in Ancient Synagogues and Early Churches // Art Bulletin 74:3, 1992.

62. Brahham J.R. Sacred Space in Ancient Jewish and Early Medieval Architecture. Cambridge, 1996.

63. Budde, L. Antike Mosaiken in Kilikien. Recklinghausen, 1969.

64. Cameron A. The Artistic Patronage of Justin II // Byzantion 50, 1980.

65. Christianity and Rabbinic Judaism. Ed.by Hershel Shanks, Washington, 1992.

66. Chiat M.J. Synagogues and Churches in Byzantine Beit She'an. // Journal of Jewish Art, 1980, 7, pp.6-25.

67. Cohen S. Judaism to the Mishnah: 135-220 C.E. // Christianity and Rabbinic Judaism, ed.by Shanks H., 1992, pp. 198-199.

68. Cohen S. Pagan and Christian Evidence on the Ancient Synagogue. // Ancient Synagogues Revealed. Ed. Levine L.I., Jerusalem, pp. 159-81 .

69. Crowfoot J.W. Early Churches. London, British Academy, 1941.

70. Davies P.R. Passover and the Dating of the Aqedah // Journal of

71. Jewish Studies, 1979, vol.30, pp.59-67

72. Dauphin С. M. Inhabited Scrolls from the IV-VII centuries A.D. in Asia Minor and the Eastern provinces of the Byzantine Empire. Thesis. University of Edinburgh (unpublished), 1974.

73. Dauphin С. M. A New Method of Studying Early Byzantine Mosaic Pavement, with Special Reference to the Levant. // Levant 1976, 8, pp.113-149.

74. Dauphin C.M. Note on the Methode of Laying Early Byzantine Mosaics.//Levant 1976, 8, pp. 155 158.

75. Dauphin C.M. Byzantine Pattern Books and "Inhabited Scroll" Mosaics //Art History. 1978, vol.4, pp. 401-413, s.l.

76. Dauphin, C.M. Mosaic Pavements as an Index of Prosperity and Fashion.//Levant, 1980, 12, pp.112-135.

77. Dauphin, С. M. Symbolic or Decorative? The Inhabited Scroll as a Means of Studying Early Byzantine Mentalities. // Byzantion. 1978, 48, pp. 10-34.

78. Dictionnaire d'archeologie et de Liturgie public par le R.D. dom Fernard Gabrol. 26 vols. Paris, 1903-1950.

79. Donceel- Voute P. Les Pavements des eglises Byzantines de Syrie et du Liban. Decor, Archeologie et Liturgie. Louvain, 1988.

80. Dothan M. The Synagogue at Hammath Tiberias // Ancient Synagogues Revealed. Ed. Levine L.I., Jerusalem, 1981.

81. Dothan M. Hammath-Tiberias. Jerusalem, 1983.

82. Dunbabin K.M.D. The Mosaics of Roman North Africa. Oxford, 1978.

83. Dunbabin K.M.D. The Victorious Charioteer on Mosaics and Related Monuments // American Journal of Archaeology 1982, 86.

84. Druer L. Leviathan, Behemoth and Zis: Christian Adaptation // Abstracts of Papers. Third Annual Byzantine Studies Conference. Columbia University, 3-5 December, 1977, pp.24-25.

85. Finney P. C. Orpheus David: A Connection in Iconography between Greco-Roman Judaism and Early Christianity? // Journal of Jewish Art. 1978, 5, pp. 6-15.

86. Fitzgerald, G. M. A Sixth Century Monastery at Beth-Shean. Philadelphia, 1939.

87. Fleisher E. The Piyyutim of Yannai the Hazzan on the Priestly Courses. //Sinai 1968,62.

88. Foester G. Decorated Marble Chancel Screens in the Sixth Century Synagogues in Palestine and Their Relation to Christian Art and Architecture // Actes du Xie Congres d'Archeologie Chretienne. Rome, Ecole Fran-caise de Rome, 1989.

89. Fradlcin A. Far regions trade: new evidence from Sephoris // Archaeology and the Galilee, Texts and contexts in the Graeco-Roman and Byzantine Periods. Ed. by Douglas R.E., McCollough C.T. Scholars Press, Atlanta, Georgia, 1997.

90. Freyne S. Galilee from Alexander the Great to Hadrian 323 B.C.E. to 135 C.E. Notre Dame, 1980.

91. Friedlander P. Documents of Dying Paganism. Textiles of Late Antiquity in Washington, NY and Leningrad. Berkley-Los Angelos, 1945.

92. Gafni I.M. The World of the Talmud: From the Mishnah to the Arab Conquest // Christianity and Rabbinic Judaism. A Parallel History of Their Origins and Early Development. Ed.Shanks H., Washington, 1992.

93. Galey J. Sinai and the Monastery of St.Catherine. Introduction Forsytth G.H., Weitzmann K., Israel, 1980.

94. Ginzberg L. Legends of the Jews. Vols. I-VII. Philadelphia, 1909. 10 edition, 1954.

95. Glueck N. Dieties and Dolphins. The story of Nabataeans. NY, 1965.

96. Goldman, В. The Sacred Portal: A Primary Symbol in Ancient Judaic Art. Detroit, 1966.

97. Goodenough, E. Jewish Symbols in the Creco-Roman Period I-XIII. NY, 1953-1968.

98. Goodenough E. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. Abridged edition, ed. Nousner J. Princeton University Press, 1988.

99. Goodenough E.R. The Church in the Roman Empire. NY, 1931.

100. Goodenough E.R. By Light, Light: The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism. New Haven, 1935.

101. Goodenough E.R. An Introduction to Philo Judaeus. New Haven, 1940.

102. Goodenough E.R. The politics of Philo Judaeus. Practice and theory. London, 1938.

103. Goodenough E.R. Symbolism in Hellenistic Jewish Art // Journal of Biblical Literature 1937, 56.

104. Goodenough E.R. The Rabbis and Jewish Art in the Graeco-Roman Period. // Hebrew Union College Annual, 1961, 32.

105. Goodman M. State and Society in Roman Galilee, A.D. 132-212. Totowa, New Jersey, 1983.

106. Goodman M. The Roman State and Jewish Patriarch in the Third Century // The Galilee in Late Antiquity. Ed. Levine L.I., NY, 1993.

107. Goodman M. Mission and Conversion: Proselytizing in the Religious History of the Roman Empire. Oxford, 1994.

108. Goodman M. Sacred Space in Diaspora Judaism // Studies on the Jewish Diaspora in the Hellenistic and Roman Period, Ed. Isaac B. and Oppenheimer A. Tel Aviv, 1996.

109. Grabar, A. Christian Iconography, a Study of its Origins. NY, 1968.l'lslam. Paris, 1966.

110. Green W.S., ed. Approaches to Ancient Judaism. II vols. Chico: Scholars, 1980.

111. Groh D. Jews and Christians in Late roman Palestine: Toward a New Chronology. // Biblical Archaeologist, 1988, 51.2, pp.80-96.

112. Groh D. The Religion of the Empire: Christianity from Constan-tine to the Arab Conquest // Christianity and Rabbinic Judaism. A Parallel History of Their Origins and Early Development. Ed.Shanks H., Washington, 1992.

113. Gutmann, J. ed. No Graven Images: Studies in Art and the Hebrew Bible. NY, 1971.

114. Gutman J. The "Second Commandment" and the Image in Judaism", // Idem.ed. No Graven Images: Studies in Art and the Hebrew Bible, NY, 1971.

115. Gutmann, J. ed. The Dura- Europos Synagogue: a Re-Evaluation (1932- 1942). Montana, 1973.

116. Gutmann, J. ed. The Synagogue: Studies in Origins, Archaeology and Architecture. NY 1975.

117. Gutmann, J. ed. Ancient Synagogues: the State of Research. Ann Arbor, 1981.

118. Gutmann, J. The Sacrifice of Isaac: Variations on a Theme in Early Jewish and Christian Art // Festschrift fuer Josef Fink (Koln-Vien), 1984. pp.115-122.

119. Gutmann, J. The Jewish Sanctuary. Leiden, Brill, 1983.

120. Gutmann, J. Sacred Images: Studies in Jewish art. 1989, s.l.

121. Gutmann J. The History of the Ark // Sacred Images: Studies in Jewish art. 1989, s.l.

122. Gutmann J. Leviathan, Behemoth and Zis: Jewish Messianic Symbols in Art // Gutman J. Sacred Images: Studies in Jewish Art. 1989, s.l.

123. Guttman J. Early synagogue and Jewish catacomb art and its re-latrion to Christian art // Aufstieg und Niedergang der romischen Welt., ed.Temporini H., Haase W. Berlin, 1988.

124. Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archeology in the Land of Israel. Leiden-NY-Kopenhagen-Koeln, 1988.

125. Hachlilli R. Unidentical Symmetrical Composition in Synagogal Art. // Ancient Synagogues in Israel. Ill — VII c.C.E. (Proceedings of Symposium.), 1989.

126. Hachlilli R. The Zodiac in Ancient Jewish Art: representation and Significance. // Bulletin of the American School for Oriental Research, 1977, 228, pp. 61-77.

127. Hachlili R. On the Gaza School of Mosaicists. // Eretz Israel, 1987, 19 (Avi-Yonah volume).

128. Hanfman G.M.A. The Continuity of Classical Art // Age of Spirituality: a Symposium. Weitzmann K., ed. NY, 1980, pp.75-99.

129. Heinemann J. The Messiah of Ephraim and the Premature Exodus of the Tribe of Ephraim. // Harvard Theological Review. 1975, 68,, pp. 1-15.

130. Hiram A. Die Entwicklung der Antiken Synagogen und altchris-tlichen Kirchenbauten in Heiligen Lande // Wiener Jahrbuch fur Kun-stegeschichte. 1962, 19.

131. Hoffman J. Surprising History of Musaf "Amidah" // Conservative Judaism 1989,42/1.

132. Houston M.G. Ancient Greek, Roman and Byzantine Costume and Decoration. London, 1966.

133. Humphrey J., ed. The Roman and Byzantine Near East: Some Recent Archaeological Research. Ann Arbor, 1995.

134. Hunt E.D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire, A.D. 312-460. Oxford, 1982.

135. Huskinson J. Some Pagan Mythological Figures and their Significance in Early Christian Art // Papers of the British School at Rome, 1974, vol.42.

136. Israel Ancient Mosaics. Ed. Shapiro M. NY, 1960.

137. Jidejian N.Tyre through the Ages. Beirut, 1969.

138. Judea in Hellenistic and Roman Times. Historical and Archaeological Essays. Ed. Applebaum S. Brill, Leiden-NY-Kobenhavn-Koln, 1989.

139. Keller W. The Bible as History. S. 1., 1961.

140. Kendrick A.F. Catalogue of textiles from Burying Grounds in Egypt. London, 1922.

141. King N.Q. The Empreror Theodosius and the Establishment of Christianity. Philadelphia, 1960.

142. Kitzinger, E. Studies on Late Antique and Early Byzantine Floor Mosaics. // Dumbarton Oaks 1951, 6.

143. Kitzinger, E. Stylistic Developments in Pavements Mosaics in the Greec East form Constantine to Justinian. Paris, 1965.

144. Kitzinger E. The story of Joseph in a Coptic Tapestry // Journal of Warburg Institute, 1937-1938.

145. Kitzinger, E. Israeli Mosaics of the Byzantine Period. NY, 1965.

146. Kitzinger, E. Byzantine Art in the Making. London, 1977.

147. Klagsbald V.A. Clay Lamps with Biblical scenes // Journal of Jewish Art, 1977, 3-4.

148. Klein M. Palestinian Targum and Synagogue Mosaics // Im-manuel, 11, 1980.

149. Kohl H. Antike Synagogen in Galilaea. Leipzig, 1916.

150. Kraabel A.T. Unity and Diversity among Diaspora Synagogues // The Synagogue in Late Antiquity. Ed. Levine L.I., American School of Oriental Research, Philadelphia, Pennsylvania, 1987.

151. Kraeling C.H. The Excavations at Dura-Europos. Part I: The Synagogue. New Haven, 1956; reprint, NY: KTAV, 1979.

152. Krautheimer R. Introduction to an Iconography of Medieval Architecture //Journal of Warburg and Courtauld Institute, 1941, 5.

153. Landsberger F. The Sacred Direction in Synagogue and Church // Hebrew Union College Annual 1959, 28.

154. Leick G. A Dictionary of Ancient Near Eastern Architecture. London-NY, 1988.

155. Levi, D. Antioch Mosaic Pavements. Vols. I, II. London, NY, 1947.

156. Levine L.I. The Jewish Patriarch (Nasi) in Third Century Palestine // Aufstieg und Niedergang de romischen Welt. Ed. Temporini H.and Haase W. Berlin, 1979.

157. Levine L.I. Levine L.I. Caesarea under Roman Rule. Leiden, E.J.Brill, 1975.

158. Levine, L.I., ed. Ancient Synagogues Revealed. Jerusalem, 1981.

159. Levine L. I. The Inscription in the 'Ein Gedi Synagogue // Ancient Synagogues Revealed. Jerusalem, 1981.

160. Levine, L. I., ed. The Synagogue in Late Antiquity. Pennsylvania, 1987.

161. Levine L.I. ed. The Galilee in Late Antiquity. NY, Jerusalem, 1992.

162. Levine L.I. The Sages and the Synagogue in Late Antiquity: the Evidence of the Galilee // Levine L.I. ed. The Galilee in Late Antiquity. NY-Jerusalem, 1992.

163. Levine L.I. The Nature and Origins of the Palestinian Synagogue Reconsidered // Journal of Biblical Literature, 1996, 115/3.

164. Levine, L. I. The Ancient Synagogue. The First Thousand Years. New Haven, London, 1999.

165. Levine, L. I. Judaism and Hellenism. Conflict or Confluence? University of Washington Press, 1999.

166. Lewis E.B. The Power of Sacred Images. A Guide to the Treasures of Early Christian Art. Allen, Texas, 1997.

167. MacMullen R. Christianizing the Roman Empire A.D. 100-400. New Haven, 1984.

168. Magen Y. Samaritan Synagogues // Early Christianity in Context: Monuments and Documents. Ed. Manns F. and Alliata E. Jerusalem, Stu-dium Biblicum Franciscanum, 1993.

169. Maguire H. Art and eloquence in Byzantium. Princeton, 1981.

170. Maguire E.D., Maguire H.P. and Duncan-Flowers M.J. Art and Holy Powers in the Early Christian House. Urbana, University of Illinois Press, 1989.

171. Mango, C. The Art of the Byzantine Empire, 312 1453. Sources and Documents. New Jersy, 1972.

172. Manns F. and Alliata E., ed. Early Christianity in Context: Monuments and Documents. Jerusalem, Studium Biblicum Franciscanum, 1993.

173. Ma'oz Z. Comments on Jewish and Christian Community in Byzantine Palestine // Palestine Exploration Quaterly, 1985, 117.

174. Markus R.A. The End of Ancient Christianity. Cambridge, 1990.

175. Markus R.A. How on Earth Could Places Become Holy? Origins of the Christian Idea of the Holy Places // Journal of Early Christian Studies 1994, 2.

176. Martyna E., ed. Judaica. Ze zbirow museum narodowego w Warzawie. Warzawa, 1993.

177. Mathews T.F. The Clash of Gods. A reinterpritation of Early Christian Art. Princeton University Press, 1993.

178. Mayer L.A. A bibliography of Jewish numismatics. Jerusalem, 1966.

179. Meeks W. Wilken R.L. Jews and Christians in the first four centuries of the commom era. Missoula, 1978.

180. Meyers E.M. The Current State of Galilean Synagogue Studies. // The Synagogue in Late Antiquity, ed. Levine L.I. Philadelphia, 1987.

181. Meyers E.M. Ancient Synagogues in Galilee: their religious and cultural setting // Biblical Archaeologist, 1980, 43.

182. Meyers E.M. The Art of Nabratein — A First Glance // Biblical Archaeologist, 1981,44.

183. Meyers E.M. Report on the Excavations at the Venosa Catacombs. // Vetera Christianorum, 1981, 20.

184. Meyers E.M. and Strange J.F. Archaeology, the Rabbis and Early Christianity. Nashville, 1981.

185. Meyers E.M. Sephoris, "Ornament of all Galilee" // Biblical Archaeologist, 1986, 49.

186. Meyers E. The Challenge of Hellenism for Early Judaism and Christianity // Biblical Archaeologist, 1992, 55/2.

187. Meyers E. and Meyers C. Sephoris // Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. NY, Oxford University Press, 1996.

188. Meyers E. and Meyers C., Netzer E. A mansion in the Sephoris Acropolis and Its Splendid Mosaic // Qadmoniot 1988, 21.

189. Meyers E. and Meyers C., Netzer E. Sepphoris. Winona Lake, IN, Eisenbrauns, 1992.

190. Meyers E.M. Jesus in his Galilean Context // Archaeology and the Galilee. Texts and contexts in the Graeco-Roman and Byzantine Periods.

191. Ed. Edwards D.R., McCollough C.T. Scholars Press, Atlanta, Georgia, 1997.

192. Meshorer, Y. Ancient Jewish Coinage. Vols. I, II. NY, 1982.

193. Mirsky A. The Beginning of Piyyu. Jerusalem, 1965. (Hebrew).

194. Moore G.F. Judaism in the First Centuries of the Christian Era: the Age of Tannaim. II vols. Cambridge, 1927.

195. Narkiss B. The Scheme of the Sanctuary from the Time of Herod the Great // Journal of Jewish Art, 1974, 1.

196. Narkiss B. Representational Art // Age of Spirituality, ed. Weitz-mann K. NY, Metropolitan Museum of Art, 1979.

197. Narkiss B. Pagan, Christian and Jewish Elements in the Art of the Ancient Synagogues // The Synagogue in Late Antiquity, ed. Levine L.I. Philadelphia, 1987.

198. Naveh J. On Stone and Mosaic: The Aramaic and Hebrew Inscriptions from Ancient Synagogues. Jerusalem, 1978.

199. Neeman Y. Sepphoris in the Period of the Second Temple, the Mishnah and Talmud. Jerusalem, 1993.

200. Negev A., ed. Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. London, 1972.

201. Netzer E. Weiss Z. Zippori. Jerusalem, 1994.

202. Netzer E. Weiss Z. The Evidence for Late-Roman and Byzantine Sepphoris. // The Roman and Byzantine Near East: Some Recent Archaeological Research. Ed. Humphrey J. Ann Arbor, 1995.

203. Neusner J. Symbol and Theology in Early Judaism. Minneapolis, 1992.

204. Neusner J. The City of God in Judaism and Other Comparative and Methodological Studies. Atlanta, 1991.

205. Neusner J. Studying Ancient Synagogues through the Art of the Synagogue // Art as Religious Studies. Ed. Adams D., Cappadona D.A. NY, 1987.

206. Neusner J. Judaism: the Evidence of the Mishna. 1981. S.l.

207. Neusner J. Introduction to rabbinic literature. 1994. S.l.

208. The New Encyclopaedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Ed. Stern E. Jerusalem, 1993.

209. Oppenheimer A. The 'Am-Ha-aretz: A Study in the Social History of the Jewish People in the Hellenistic-Roman Period. Leiden, Brill, 1977.

210. Ovadiah A. Art of the Ancient Synagogues in Israel // Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery. II vols. Ed. Urman D., Flesher P.V.M. Leiden, Brill, 1995.

211. Ovadiah A. The Mosaic Workshop of Gaza in Christian Antiquity // Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery, II vols., ed. Urman D., Flesher P.V.M. Leiden, Brill, 1995.

212. Ovadiah, A. and Ovadiah, X. Hellenistic, Roman and Early Byz-antyne Mosaic Pavements in Israel. Rome, 1987.

213. Ovadiah A., ed. Hellenic and Jewish Arts. Interrelation, Tradition and Renewal. Tel Aviv University, 1998.

214. Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. NY, Oxford University Press, 1996.

215. Patrich J. The formation of Nabatean Art. Jerusalem, 1990.

216. Perkins A.L. The Art of Dura-Europos. Oxford, 1973.

217. Peters F.E. Jerusalem: The Holy City in the Eyes of Chroniclers, Visitors and Prophets from the Days of Abraham to the Beginning of Modern Times. Princeton, 1985.

218. Picard C. Nereides et Sirenes: Observations sur le Folklore Hellenique de La Mar. // Annales de l'Ecole des Hautes Etudes de Gand. Vol.11 Etudes d'Archeologie Grecque. Ghent, 1938.

219. Piccirillo, M. The Mosaics of Jordan. Jordan, 1993.2231 Mosaici Di Giordania. Catalogi di Michele Piccirillo, 1990. S.l.

220. Pummer R. The Samaritans. Ed. Crown A. Tubingen, 1989.

221. Reif S.C. Jewish Liturgical Research: Past, Present and Future // Journal of Jewish Studies 1983, 35.

222. Religions in Antiquity. Essays in memory of E.R.Goodenough. Leiden, 1968.

223. Revel-Neher E. L'arche d'alliance dans l'art juif et chretien du second au dixieme siecles. Paris, 1984.

224. The Roman and Byzantine Near East: Some Recent Archaeological Research. Ed. Humphrey J., Ann Arbor, 1995.

225. Rostovtzeff M. Dura and the Problem of Parthian Art. Yale Classical Studies 5, 1935.

226. Rostovtzeff M. Dura Europos and its Art. Oxford, 1938.

227. Roth C., ed. Jewish Art: An Illustrated History. NY, 1961.

228. Roth, C. Jewish Antecedents of Christian Art // Journal of the Warburg and Courtland Institute 1953, 16.

229. Roussin L. The Zodiac in Synagogue decoration // Archaeology and the Galilee. Texts and contexts in the Graeco-Roman and Byzantine Periods. Ed. Edwards D.R., McCollough C.T. Scholars Press, Atlanta, Georgia, 1997, pp.89-90.

230. Roussin, L. The Beit Leontis Mosaic: An Eschatological Interpretation// Journal of Jewish Art 1981, 8.

231. Safrai Z. Dukhan, Aron and Teva: How Was the Ancient Synagogue Furnishes? // Ancient Synagogues in Israel. Ed. Hachlilli R. Oxford, 1989.ings of the Tenth World Congress of Jewish Studies. Jerusalem, 1990.

232. Sailer S.J. The Second Revised Catalogue of the Ancient Synagogues of the Holy Land. Jerusalem, 1972.

233. Sanders E.P. Paul and Palestinian Judaism. Philadelphia, 1977.

234. Sanders E.P. Jesus and Judaism. Philadelphia, 1985.

235. Sanders E.P. Jewish Law from Jesus to the Mishnah: Five Studies. II vols. London, 1992.

236. Sanders E.P. Judaism: Practice and Belief, 63 B.C.E. 66 C.E. London, 1992.

237. Sanders E.P. The Historical Figure of Jesus. London, 1993.

238. Sanders E.P. Puzzling our rabbinic Judaism. // Approaches to Ancient Judaism. Ed. Green W.S., II vols. Chico: Scholars, 1980.

239. Schuler I. A Note on Jewish Gold Glasses. // Journal of Glass Studies, 1966, 8.

240. Seager A.R. The Recent Historiography of Ancient Synagogue Architecture. // Ancient Synagogues in Israel. Ed. Hachlilli R. Oxford, 1989.

241. Sed-Rajna G. The Image of the Temple in Late Antiquity and Medeival Jewish Art. // Abstracts of the V International Seminar on Jewish Art. S. 1, s. d.

242. Sed-Rajna G. Jewish Art. NY, 1997.

243. Sefer HaRazim. ed. Margalioth M., Jerusalem, 1966. Hebrew.

244. Sefer HaRazim. The Book of Mysteries. Society of Biblical Literature. Texts and Pseudoepigraphia Series. Chico, Ca. Scholars Press, 1983.

245. Segal, A.F. The sacrifice of Isaac in Early Judaism and Christianity. // The other Judaism of Late Antiquity. 1987, s.l.

246. Shafer P. Jewish Magic Literature in late Antiquity and Early Middle Ages. //Journal of Jewish Studies 1990, 41, pp. 75-91.

247. Shanks H. Judaism in Stone: The Archaeology of Ancient Synagogues. Washington, 1979.

248. Shapiro M. Late Antique, Early Christian and Medieval Art. London, 1980.

249. Shapiro, M. Israel Ancient Mosaics. Unesco, 1960.

250. Shur N. History of Samaritans. 1989, s.L

251. Shurer E. The History of Jewish People in the Age of Jesus Christ. IV vols. Ed. Vermes G. et.al., Edinburgh, T&T Clark, 1979.

252. Small D. В., ed. Methods in Mediterranean: Historical and Archaeological Vew. Leiden, NY, 1995.

253. Smallwood M. The Jews under Roman Rule. Leiden, Brill, 1976.

254. Smith M. Goodenough's Jewish Symbols in Retrospect. // Journal of Biblical literature 1967, 86.

255. Smith A. M. The Iconography of the Sacrifice of Isaac in Early Christian Art. // American Journal of Archeology 1922, 26, pp. 159 173,.

256. Smith G.A. The Historical Geography of the Holy Land. London, 1894.

257. Sperber D. The City in Roman Palestine. NY, Oxford, 1998.

258. Stevenson J. Creeds, Counsils and Controversies: Documents Illustrative of the History of the Church A.D. 337-461. NY, 1966.

259. Strack H.L. and Stemberger G. Introduction to the Talmud and Midrash. Minneapolis, 1992.

260. Strange J. The Art and Archaeology of Judaism. // Judaism in Late Antiquity. Part One. The Literary and Archaeological Sources. Ed. Neusner J. Leiden, NY, Brill, 1995.

261. Strange D. First Century Galilee according to Archaeology and Texts. // Archaeology and the Galilee. Texts and contexts in the Graeco-Roman and Byzantine Periods. Ed. Edwards D.R., McCollough C.T. Scholars Press, Atlanta, Georgia, 1997.

262. Sukenik E. L. The Ancient Synagogue of Beth Alpha. Jerusalem,

263. Sukenik E. L. Ancient Synagogues in Palestine and Greece. London, 1934.

264. Sukenik E.L. The Ancient Synagogue at El-Hammeh. Jerusalem, 1935.

265. Tchericover V. Hellenistic Civilization and the Jews. Philadelphia, 1959.

266. Teinporini H. and Haase W., ed. Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. II vols., Berlin, 1988.

267. Treasures of the Holy Land. Ancient Art from Israel Museum. NY, 1986.

268. Tsafir Y, ed. Ancient Churches Revealed. Jerusalem, 1993.

269. Tsafir Y. Byzantine Setting and its Influence on Ancient Synagogues. // The Synagogue in Late Antiquity. Ed. Levine, L. I. Pennsylvania, 1987.

270. Tsafir Y. The Development of Ecclesiastical Architecture in Palestine//Ancient Churches Revealed. Ed. Tsafir Y. Jerusalem, 1993.

271. Tsafir Y. On the Source of the Architectural Design of the Ancient Synagogues in Galilee: A New Appraisal. // Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery. II vols. Ed. Urman D. and Flesher P.V.M. Leiden, Brill, 1995.

272. Tsafir Y. The Synagogues of Capernaum and Meroth and the Dating of the Galilean Synagogue. // The Roman and Byzantine Near East: Some Recent Archaeological Research. Ed. Humphrey J. Ann Arbor, 1995.

273. Tsafir Y. The Loca Sancta and the invention of relics in Palestine from IV VII с. // Реликвии в искусстве и культуре христианского мира. Тезисы международной конференции. Ред.-сост. Лидов A.M., М., 2000

274. Urbach Е.Е. The Sages: Their Concepts and Beliefs. II vols. Jerusalem, 1979.

275. Urbach E.E. The Rabbinical Laws of Idolatry in the Second and Third Centuries in the Light of Archaeological and Historical Facts. // Israel Exploration Journal, 1959, 9.

276. Urman D. and Flesher P.V.M., eds. Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery. II vols. Leiden, Brill, 1995.

277. Vermes G. Scripture and Tradition in Judaism. Leiden, E.J.Brill, 1961.

278. Vitto F. Interior Decoration of Palestinian Churches and Synagogues. // Byzantinische Forschungen, XXI, ed. Hakkert A.M. and W.E.Kaegi. Amsterdam: Am M.Hakkert, 1995, pp. 293-296.

279. Vitto F. Jewish Villages around Beth Shean in the Roman and Byzantine Period. // Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society 1981, 1, pp.11-14.

280. Walter C. Studies in Byzantine Iconography. London, 1977.

281. Weiss Z., Netzer E. Promise and Redemption. A Synagogue Mosaic from Sephoris. Jerusalem, Israel Museum, 1996.

282. Weitzmann K. and Kessler, H. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Washington, 1990.

283. Weitzmann K. Classical Heritage in Byzantine and Near Eastern art. London, 1981.

284. Weitzmann K. Ancient Book Illumination. Mass., 1957.

285. Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination. NY, 1977.

286. Weitzmann K., ed. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art. NY, 1979.

287. Weitzmann K., ed. Age of Spirituality: a Symposium. NY, 1980.

288. White L.M. Building God's house in the Roman World. Baltimor, London, 1990.

289. Wilken R.L. Melito, the Jewish Community at Sardis, and the237

290. Sacrifice of Isaac. // Theological Studies, 1976, 37, pp.53-67.

291. Wilken R.L. The Jews and Christian Apologetics After Theo-dosius I Cuntos Populos. // Harvard Theological Revew 1980, 73.

292. Wilkinson J. The Beit Alpha Synagogue Mosaic. Towards an Interpretation // Journal of Jewish Art 1978, 5, pp. 16-29.

293. Wilkinson J. Christian Worship In the Byzantine Period. // Archaeology and the Galilee. Texts and contexts in the Graeco-Roman and Byzantine Periods. Ed. Edwards D.R., McCollough C.T. Scholars Press, Atlanta, Georgia, 1997.

294. Yahalom J. Piyyut as Poetry // The Synagogue in Late Antiquity. Ed. Levine L.I. Pennsylvania, 1987.1. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

295. Ниша Торы из синагоги в Дура-Европос. III в.н.э.

296. Изображения над нишей Торы из синагоги в Дура-Европос. Менора, Иерусалимский Храм и Жертвоприношение Авраама.

297. Храм Аарона из синагоги в Дура-Европос. Западная стена.

298. Моисей со свитком Торы. Западная стена.

299. Монета времени восстания Бар-Кохбы с изображением Иерусалимского Храма и Ковчега.

300. Еврейские катакомбы на Виа Торлония в Риме. Арон Кодеш со свитком Торы.

301. Еврейские катакомбы на Виа Торлония в Риме. Свод с изображением звезд.

302. Еврейские катакомбы на Виа Торлония в Риме. Семисвечник.

303. Золоченое донце с изображением интерьера Иерусалимского Храма. Рим.

304. Золоченое донце с Арон Кодешем. Рим.

305. Золоченое донце с Арон Кодешем. Рим.

306. Золоченое донце с Арон Кодешем. Рим.

307. Золоченое донце с Арон Кодешем. Рим.

308. Золоченое донце с Арон Кодешем. Рим.

309. Карта расположения синагог на Святой Земле. (Archaeological Encyclopaedia of the Holy Land, 1994.)16. Схема Скинии Завета.

310. Синагога в Хаммат-Тивериаде. Общий план.

311. Синагога в Хаммат-Тивериаде. Панно с Арон Кодешем.

312. Синагога в Хаммат-Тивериаде. Панно с Арон Кодешем и зодиакальным кругом.

313. Голова Времени года из зодиакального панно.

314. Гелиос из зодиакального панно.

315. Синагога в Бет-Альфа. VI в. Арон Кодеш. Реконструкция интерьера (по Sukenik, 1932).

316. Мозаика синагоги в Бет-Альфа.

317. Панно с ритуальными предметами из синагоги в Бет-Альфа.

318. Арон Кодеш из панно с ритуальными предметами из синагоги в Бет-Альфа.

319. Зодиакальное панно из синагоги в Бет-Альфа.

320. Фигура Времени года из зодиакального панно.

321. Жертвоприношение Авраама из синагоги в Бет-Альфа.

322. План мозаичного панно синагоги в Нааране. VI в.н.э.

323. Зодиакальный круг из синагоги в Нааране.

324. План мозаики синагоги в Циппори. V в.н.э.

325. Стол предложения Иерусалимского Храма из синагоги в Циппори.

326. Ежедневная жертва в Иерусалимском Храме из синагоги в Циппори.

327. Мозаика Нильского фестиваля из частного дома в Циппори.35. "Мона Лиза" Галилеи из Циппори.

328. Мозаики праздника Диониса из Циппори.

329. Синагога в доме господина Леонтиса. Общий план.

330. Бет-Шеан Б. Комната для молитвы в комплексе господина Леонтиса. VI в.н.э.

331. Аллегория Нила из дома господина Леонтиса.

332. Главный зал монастыря Кирии Марии 567 г.н.э.

333. Главный зал монастыря Кирии Марии. Фрагмент.

334. Живая гирлянда из Комнаты L монастыря Кирии Марии.

335. Живая гирлянда из Комнаты L монастыря Кирии Марии. Фрагмент.

336. Живая гирлянда из Комнаты L монастыря Кирии Марии. Фрагмент.

337. Христианская часовня Эль-Хаммам.

338. Синагога Бет-Шеан А. План.

339. Панно с Арон Кодешем из синагоги Бет-Шеан А. VI в.н.э.

340. Самарянская синагога в Кхирбет-Самарии. IV в.н.э.

341. Самарянская синагога в Эль-Кхирбе. IV в.н.э.

342. Рельеф из Капернаума с изображением Ковчега Завета на колесах.

343. Рельеф из Хоразина с Арон Кодешем. III в.н.э.

344. Карта мира из церкви в Мадабе с Иерусалимом в центре. VI в.н.э.

345. Карта мира из церкви в Мадабе. VI в.н.э.

346. Нильский пейзаж из церкви Умножения Хлебов в Табхе. V в.н.э.

347. Нильский пейзаж из церкви Умножения Хлебов в Табхе. V в.н.э. Фрагмент.

348. Нильский пейзаж из церкви Умножения Хлебов в Табхе. V в.н.э. Фрагмент.

349. Нильский пейзаж из церкви Умножения Хлебов в Табхе. V в.н.э. Фрагмент.

350. Овен из часовни семьи Твайл в Иордании. VI в.н.э.

351. Овен из церкви в Массухе. V в.н.э.

352. Мозаика рая в частном доме в Иордании. 2-я пол.VI в.

353. Арон Кодеш из синагоги в Хорват-Сисии. VI в.н.э.

354. Менора из синагоги в Хулде.

355. Синагога в Эйн-Геди. VI в.н.э.

356. Z. Изображения над нишей Торы из синагоги в Дура-Европос. Менора, Иерусалимский Храм и Жертвоприношение Авраама.

357. Монета времени восстания Бар-Кохбы с изображением Иерусалимского Храма и Ковчега.

358. Еврейские катакомбы на Виа Торлония в Риме. Арон Кодеш со свитком Торы.

359. Еврейские катакомбы на Виа Торлония в Риме. Свод с изображением звезд.

360. Золоченое донце с изображением интерьера Иерусалимского Храма.1. Рим.

361. Fig. 77, Fragment of a Jewish gilt vessel1. Г Husifah1.Horuat Sumaqa

362. Nabratein ^ Qiyuma I Bar'am I | Yesud / /ha-Ma'ala1 Gush Halau * Iс ' Meroth '1. Sasa I

363. Meironf-^ " Shura T Т Chorazin * ^ Kh. Shema' Yodefat^. Rama Capernaum Weradim4*'' ArbelT Horuat 'Ammudim 4»Hammalh'1. SepphonsT ^ 'lb

364. Г щ, (Kafr Капл) t 861(1 ,1. Japhia Sharona Y^rah1. Beth She'arim1. En Nashut Dabura ^^jVx1. Qasrm'Assaliyv^Zumeimira Dikkeh•^bamala

365. Horva?^ Umm Kanaf el-Qanalit1. Hammai Gadei1. Щ1* 1. Caesarea1. Danna. Khirbet RibT ^ /1. BethAlpha^ Y—1. Beth-Shean^1. En ha-NaziuT

366. Kokhau ha-Yarden (Beiuoir)1. Caphra (Ma'oz Hayyim1. Kefar Fahma1. Tirai Zui1. Khirbet Majdal

367. Archaeological Encyclopaedia of the Holy Land, 1994.О1. Ковчег Заветазавеса1. Кадильный жертвен.о о1. Менора Стол для зпредложение1. Святая Свят ыхик Святи. (Святая)1. Ceiлебовзавеса1. Медный умывальник1. Дворшщеер1. Восток7Ъу "V ' s т^ 'V. v^ 4 Vv Г