автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Синергетика и изменение форм научной рациональности

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Громакова, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Синергетика и изменение форм научной рациональности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Громакова, Елена Ивановна

Введение

Глава I Научная рациональность : генезис и изменение форм

§1. Генезис идеи рациональности в философии.

§2. Научная рациональность и ее трансформации.

Глава II Синергетика и новый этап в развитии рациональности

§1. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований.

§2. Синергетика как новое миропонимание : новая модель синтетической картины мира.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Громакова, Елена Ивановна

Сейчас , в конце двадцатого века , мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала ст существенного влияния на общество , как наука . "В настоящее время мы все осознаем , что находимся на переломном рубеже истории . Это — век техники со всеми ее последствиями , которые , по-видимому , не оставят ничего из всего того , что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда , жизни , мышления ".')

Наука и техника в 20-ом столетии стали подлинными локомотивами истории . Они придали ей динамизм , предоставили во власть человека огромную силу , которая позволила резко увели масштабы преобразовательной деятельности людей . Итог научных преобразований мы можем подвести уже сейчас , когда открытия в области атомной энергетики , генной инженерии и т.п. поставили все человечество перед проблемой : как сделать так , чтобы увеличивающаяся мощь человека не привела к отрицательным результатам ?

Одним из условий успешного разрешения этой проблемы является формирование в человеке нового отношения <окружающему миру . И если раньше исходным положением в это отношении было объяснение окружающего мира , то сейчас акцент делается на то , чтобы не только, объяснение , но и плюс понимание составляли основу взаимоотношений человека и природы /На чем основан новый подход к миропониманию ? При ответе на этот вопрос необходимо подчеркнуть , что многообразие духовных

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории М., Республика, 1994г., с.113. движений и философских течений конца 19 — начала 20 веков , отражающих целый спектр событий — от кризиса в основаниях математики до создания психоанализа и размышлений над спецификой истории и наук о живом — сходятся в единое русло , приводя к кризису рационалистических представлений. Разрушается образ самотождественного и автономного разума , якобы присутствующего в человеке , природе и обществе , всегда адекватного и целесообразного . "Природное . содержит существенный элемент случайного и необратимого . Это приводит к новому взгляду на материю — она уже рассматривается не как нечто пассивное ( как это было в классической механике ) , а как наделенное спонтанной активностью . Это изменение в наших представлениях , настолько глубоко , что сегодня можно говорить о новом качестве диалога между человеком и природой ".'>

Сущность и необходимость возникновения нового диалога между человеком и природой исходит из изменения форм научной рациональности .

Проникновение науки во все сферы деятельности оценивают как процесс рационализации человеческой жизнедеятельности . Вместе с тем очевидно , что ни одна сфера приложения человеческих сил не лишена элементов рациональности Имеются исследования подтверждающие рациональность мифа , искусства, не говоря уже о трудовой деятельности и практики в целом .

Интерес для нашего исследования представляет не рациональность вообще , а отдельная ее область — научная рациональность .

I. Пригожин И. Наука , цивилизация и демократия // Философия и социология науки и техники 1988-1989г., Наука, с. 12.

Сегодня стала очевидной узость традиционной (классической) формы рациональности , отличительными чертами которой являются обратимость времени , линейность , детерминизм , редукционизм . Человек встал перед насущной задачей — выработать такую мировоззренческую концепцию , которая включала бы в себя новь достижения в области и естественных и социальных и гуманитарных наук .

В современную эпоху мы являемся свидетелями новых трансформаций идеалов и нормативных структур науки . "Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности , темпоральности и сложности ".')

Это концепция не может быть получена путем "линейной" экстраполяции классических и неклассических форм научн знания. Здесь может помочь то , что в современной науке называют "нелинейным мышлением" , которое характерно для синергетики — нового междисциплинарного направления в современной науке . Отсюда вполне очевидна важность философско-методологического осмысления вопросов , которые возникают в связи с разработкой научной рациональности , связанной с нелинейным мышлением .

Степень разработанности темы . Изучением форм научной рациональности занимались многие научные школы . При изучении естественнонаучных основ научной рациональности бы., использованы труды классиков естествознания

Н.Коперника , Г.Галилея , И.Кеплера , И.Ньютона , Н.Бора , А.Эйнштейна , В.Гейзенберга , Э.Шредингера , И.Пригожина , Г.Хакена и др.

При рассмотрении естественнонаучных истоков

1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса . Новый диалог человека с природой М., 1987г., с.34. синергетического подхода как нового этапа в развитии научной рациональности были изучены и проанализированы результаты физики, химии , биологии , посвященные нелинейным , неравновесным , нестационарным , эволюционным процессам , а также теории катастроф .

Эта работа осуществлена по нескольким направлениям : первое представляет собой обобщенное исследование математических моделей исходных систем в виде систем нелинейных дифференциальных уравнений и использование данного аппарата в теории катастроф . В связи с этим проанализированы работы А.Пуанкаре , А.М.Ляпунова , Э.Лоренца , Т.Постона , Д.Рюэля , Р.Тома и др. ; второе связано с понятием энтропии Проанализированы работы Р.Адлера , Л.Больцмана , Л.Бриллюэна , П.Гленсдорфа , Р.Клаузиуса , Гуревича Б.М. и др. ; третье включает изучение волновых , автоволновых и статистических процессов , явлений резонанса в нелинейных срел использованы работы и результаты исследований Андронова А.а. Арнольда В.И. , Климонтовича Ю.Л. , Курдюмова С.П. , Самарского A.A. и др. ; четвертое связано с системным анализом . При этом использованы работы Андронова A.A. , Л. фон Берталанфи , Н.Винера , А.Богданова , Дж.Касти , Уемова А.И. , Урманцева Ю.А. , У.Р.Эшби и др.

Особое внимание в диссертации уделяется обобщению новых мировоззренческих и методологических подходов Мировоззренческие выводы , связанные с постнеклассическим этапом развития науки , неравновесной термодинамикой и синергетикой , развиваемых в работах Акчурина И.А. , Аршинова В.И. , Буданова В.Г. , Делокарова К.Х. , Добронравовой И.С. , Егорова B.C. , Казакова Н.Д. , Климонтовича Ю.Л. , Князевой E.H.,

Моисеева H.H. , Назаретяна А.П. , Степина B.C. , Щербакова A.C. и др.

Но , несмотря на достигнутые, проблема рациональности остается остродискуссионной , по поводу самого ее понятия имеют место противоположные точки зрения , не достигнуто единство научной и мировоззренческих составляющих , не исследовача взаимосвязь "субъекта" (с его целями и ценностями) и "объекта в процессе познания и освоения человеком окружающего мира .

Предметом данного исследования является философский анализ научной рациональности , характерный для постнеклассической науки вообще , теории самоорганизации и синергетики в частности .

Целью данной работы является выяснение сущности научи рациональности и причин изменения ее форм на основе синергетического подхода . Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач : дать определение научной рациональности и установить "границы применимости" данного понятия ; показать эволюцию философских и научных взглядов на рассмотрение научной рациональности ; выделить новый этап в развитии рациональности связанный с синергетическим видением мира ; дать характеристику понятийно-категориального аппарата синергетики , применяемых в ней методов , показать взаимосвязь используемых в ней понятий между собой , как выражение нового типа рациональности ; исследовать взаимосвязь "субъекта" (с его целями и ценностями) и "объекта" в процессе познания , раскрыть связь между внутринаучными и социальными ценностями и целями на каждом этапе научной рациональности .

Методологической основой данного исследования являются принципы системности , объективности , развития ; использованы методологические результаты анализа структуры физического знания , закономерностей его развития .

Основные научные результаты и их новизна . В диссертации обосновывается положение о необходимости интеграции различиыт способов освоения человеком мира Наш подход опирается холистские тенденции в понимании объективной реальности как в науке , прежде всего в физике ( Бор Н. , Эйнштейн А. , Гейзенберг В., Пригожин И. ) , так и в философии . В диссертации предпринята попытка обобщающего исследования широкого круга философско-мировоззренческих проблем , связанных с научной рациональностью; выявлены особенности каждой формы рациональности ; определено место "субъекта" (с его целями и ценностями) в процессе познания ; исследована взаимосвязь "субъекта" и "объекта" в данном процессе ; показана связь между научными и социальными ценностями и целями на каждом этапе научной рациональности ; выделен новый тип рациональное-связанный с синергетикой и показано его влияние на изучение окружающего мира .

Практическая значимость Полученные результаты исследования имеют не только философско-мировоззренческие , но и практически-прикладное значение . Они вносят вклад в разработку кафедральной проблемы "Философские проблемы синергетики" и найдут применение в научной и учебной работе , при подготовке лекционных и семинарских курсов , пособий по проблемам методологии естественных и гуманитарных наук и взаимосвязи этих дисциплин . Их также можно использовать при оценке конкретных ситуаций , выбора наиболее оправданного и адекватного подхода к изучаемым явлениям в практической деятельности государственных служащих .

Апробация работы . Основные результаты диссертационной работы прошли апробацию в качестве доклада на межкафедральном круглом столе , посвященном философским проблемам синергетики — "Синергетика : новое миропонимание ? " (1995г.) ; выступления на международной конференции посвященной проблеме "Наука , экология , гуманизм" (1996г.) конференции "Проблемы образования : синергетический подход (1997г.) , проходивших в Российской академии государственной службы ; докладах на кафедре и проблемной группе о ходе работы над диссертацией и о ее итогах , а также на Первых Российских курсах "Философия и социальная антропология" , проходивших в МГУ с 4 ноября по 28 декабря 1996 г.

Структура диссертационной работы . Диссертация состоит ит введения , двух глав , заключения и списка использов-литературы . В первой главе исследуется историко-философские историко-научные предпосылки научной рациональности . Во второй главе рассматривается новый этап в развитии научной рациональности , связанный с синергетическим подходом , дается развернутая характеристика понятийного , категориального аппарата новой концепции и исследуется взаимосвязь "субъекта" (с его целями и ценностями) и "объекта" в процессе познания . Показывается взаимосвязь между внутринаучными и социальными ценностями и ценностями на новом этапе научной рациональности

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Синергетика и изменение форм научной рациональности"

Заключение

Специфика настоящего исследования заключалась в том , что идея рациональности рассматривалась в тесной связи с развит науки , которая привела к неизбежному изменению качестве : ' определенности этой идеи .

Отмечено , что понятие "рационализм" имеет несколько смыслов : чисто гносеологический ; как основа взаимопонимания между людьми ; как противопоставление чувствам , эмоциям , страстям ; как свойство , выделяющее человека из остальных живм-существ ; как последовательное развертывание мышления в виде необходимо вытекающих друг из друга логических шагов ; как синоним науки .

Интерес для исследования представляет последняя тракт рациональности .

Подчеркивается , что научное знание имеет свою специфику , чтобы определенная форма человеческой практики была наукой , необходимо соблюдение следующих принципов : верифицируемость; обобщаемость ; дихотомия субъективного и объективного ; прогнозируемость ; логическая непротиворечивость .

Показано , что зарождение идеи рационализма связано с образованием и изменением идеалов и стандартов науки .

Поиск и рассмотрение особенности рациональности на каждом этапе развития науки производился по следующему плану : истоки и сущность данной формы рациональности ; противоречия и трудности , связанные с возникновением новых научных теорий ; поиск новых путей развития ;

Исследуя развитие науки , выделили следующие формы рациональности : классическая ; неклассическая ; постнеклассическая ;

Каждая форма рациональности имеет свои особенности . Так , ядро классической рациональности составили следующие элементы : выдвижение истинности в качестве описательной и разумеется , нормативной характеристики ; фундаменталистская обоснованность ; методологический редукционизм .

В свете классического рационализма мир предстал перед людьми механизмом , который был кем-то запущен и действует раз и навсегда определенным законам . Человек выступает в ро^и наблюдателя , способного регистрировать происходящие события , устанавливать связи между явлениями , в результате выполнения данной деятельности он познает законы , управляющие механизмом , анализ которых приводит к выявлению причинно-следственна связей ; то есть дает предсказание тех или иных событий .

Необходимо подчеркнуть , что человеку в данном мире отведена роль лишь постороннего наблюдателя , таким образом познающий разум всегда дистанцирован от изучаемых объектов , он как бы со стороны созерцает мир и таким путем познает его . Результатом такого познания должна была стать абсолютная Истина, стремление к достижению которой позволило Ф.Бэкону сформулировать свой тезис о том , что абсолютные знания нужны человеку для того , чтобы ставить себе на службу силы природы . Декарт развил данную идею и разработал свой рационалистический способ покорения природы . Таким образом у науки появляется цель увеличить мощь человека над природой , начинается изменение ее места в обществе .

Классическая рациональность долгое время имела ст господствующей парадигмы , которая получила название ньютоновской парадигмы .

Неклассическая рациональность исключала жесткую однозначную связь между отдельными событиями , допуская вероятностную связь между ними Законы движения носят вероятностный характер . В описание вводятся такие характеристики как : дискретность ; стохастичность ; неопределенность .

Существенную роль для описания окружающего мира играют открытые принципы : дополнительности и соответствия . Основные тенденции , связанные с утверждением нового типа рациональное могут быть определены как переход от стратегии преимущественно дисциплинарного , предметно-фундаменталистского развития научного познания , к проблемно-ориентированным формам научно-исследовательской деятельности , смягчавшей зависимость науки от социокультурных ценностей . Данной нормативно-ценностной победе в немалой степени способствовало изменение структур духовного производства в европейской культуре второй половины 19 начала 20 веков . Кроме того требовалось разрешение проблемы : как совместить принцип возрастания энтропии с универсальностью , а не исключительностью процессов становления в окружающем нас мире .

Выходом из данной проблемы явилось создание синергетики , разработка идей самоорганизации в термодинамике неравновесных процессов .

На современном этапе проблемы , затронутые неравновесной термодинамикой , вышли за рамки физики и химии и затрагивают специалистов самых различных областей , которые рассматривают полученные неравновесной термодинамикой резулъ применительно к своей области исследования . И эти неудивительно, ведь неравновесные состояния и обмен энергией и веществом являются универсальными явлениями во Вселенной , они присущи как неживой природе , так и процессам , протекающим в живой природе и обществе .

Синергетика , как новая область междисциплинарных исследований , имеет свой терминологический состав . Его неоднозначность , нестрогость , неопределенность говорит о новом уровне понимания действительности , на который мы только-только переступаем . Открылась глубокая взаимосвязь различных понятий , многие из которых оказались многозначными и используются к различных дисциплинах , что хотя и создает определенного трудности , но и одновременно облегчает изучение разнородных процессов посредством научных аналогий .

Необходимость возникновения новой картины видение мира объясняется тем , что : отсутствует традиционный , однозначный , универсальный подход к изучаемым явлениям ; модель мироздания рассматривается не в виде простой суммы элементов и линейных связей между ними , а как сложная система с гибкими , нелинейными , стохастическими связями ; по-новому стал рассматриваться вопрос о направлении "стрелы времени" ; возникли явления пространственно-временной самоорганизации ; возникла реальная возможность объединения различных структурных уровней строения Вселенной ; в философском аспекте осуществляется переход научных теорий от описания бытия к описанию процесса его становления .

В развитии синергетики в науке формируется новый тип рациональности , утверждается организмическая картина зиждущаяся на допущении совокупных эффектов самоорганизац; конструктивной роли времени , динамической нестабильности систем; категориальный блок которой составляют : неустойчивость ; когерентность ; неравновесность ; нелинейность и т.д.

Среди развивающихся систем современной науки особое ме> занимают природные , в которых особое место отводится человеку . Взаимодействие с ними человека протекает таким образом , что само человеческое действие не является чем-то внешним , а как бы включается в систему , видоизменяя каждый раз поле ее возмож состояний . Включаясь во взаимодействие , человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами , а со своеобразным набором возможностей . Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы . В оборот также вводятся "человекоразмерные объекты" .

Особенностью синергетики является рассмотрение взаимодействия социальных целей и ценностей с внутринаучными . В рамках данного исследования этот вопрос был затронут , хотя полный и 'тщательный анализ может быть дан в рамках самостоятельного исследования .

Подводя итоги сказанному , необходимо отметить , что появление новой формы рациональности никоим образом не отменяет хорошо изученные детерминистские научные схемы и не упраздняет полученных с их помощью результатов . Главное то , что они оказываются теперь не единственными способами описания мироздания .

Завершая данную работу , следует подчеркнуть , что в целом поставленные цели и задачи в целом нашли свое разрешение в очерченных данным исследованием рамках . Хотя это решение м соответствовать , на языке синергетики , точке бифуркация Необходимо отметить , что синергетика только формирует себя , множество вопросов еще открыто для исследований , несмотря на старания многих выдающихся мыслителей , работающих в данной области .

 

Список научной литературыГромакова, Елена Ивановна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации М., ВЛАДОС, 1994г.

2. Айтматов Ч. Интервью А.Федотову — "Элита", №1, 1996г.

3. Акчурин И.А. Эволюция современной естественнонаучной парадигмы // Философия науки . Выпуск 11. М., ИФРАН, 1995г.

4. Алексеев И.С., Овчинников Н.Ф., Печенкин A.A. Методологические обоснования квантовой теории М., Наука, 1984г.

5. Аршинов В.И., Казаков Н.Д. Синергетика как мо-междисциплинарного синтеза II Математика , естествозв . и культура М., 1983г.

6. Аршинов В.И. , Устюжанина М.Ю. Синергетическое познание в поисках становящейся реальности // в сборнике : Самоорганизация , организация , управление М., РАГС, 1995г.

7. Аршинов В. , Свирский Я. Философия самоорганизации Новые горизонты II Общественные науки и современность №3, 1993г.

8. Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени М., Наука, 1974г.

9. Белый Ю.А. Иоганн Кеплер М., Наука, 1971г.

10. Берже П., Помо И., Видаль К. Порядок о хаосе .

11. О детерминистском подходе к турбулентности М., Мир, 1991г.

12. Берталанфи Л. фон Общая теория систем — обзор проблем результатов // Системные исследования . Ежегодник 1969г. М., Наука, 1969г.

13. Бессонов Б.Н., Демидов Ф.Д., Егоров B.C. Мировоззренческие проблемы теории самоорганизации // Самоорганизация , организация , управление М., РАГС, 1995г.

14. Богданов A.A. Тектология . Всеобщая организационная наука в 2-х томах М., Экономика, 1989г.

15. Бор Н. Избранные научные труды в 2 томах М., Наука, 1971г., том 1.

16. Бор Н. Избранные научные труды в 2 томах М., Наук 1971г., том 2.

17. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание М., Изд.ин.лит., 1961г.

18. Бор н М. , Иордан П. О квантовой механике // Успехи физических наук, 1977г., том122, выпуск 4.

19. Богомолов A.C. Диалектика и рациональность // Вопросы философии, 1978г.,№7

20. Бриллюэн JI. Наука и теория информации М., ГИФМЛ, 1960г.

21. Бродский Б. Принцип избирательности в когнитивных системах // Общественные науки и современность, 1993г.,

22. Бройль Л.де. Революция в физике М., 1963г.

23. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах М., Мысль, 1971г.

24. Вахин A.A. Концепция самоорганизующегося мира // Автореф. дис. . канд. филос. наук . М., 1995г.

25. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки М., 1981г.

26. Вернадский В.И. Научная жизнь как планетное явление М., Наука, 1991г.

27. Вигнер Е. Этюды о симметрии М., 1971г.

28. Вольтер Б. Легенда и быль о химических колебаниях // Знание-сила, 1988г., №4

29. Венгеров А. Синергетика и политика // Общественные науки и современность, 1993г., №4

30. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки . Становление и развитие первых научных программ М., Наука, 1980г.

31. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе 20-го века // Вопросы философии, 1991г., №6

32. Галилео Галилей // Приложение к журналу " Вестник знания ", Л.обл. из-во, 1931г.

33. Гейзенберг В. Физика и философия : целое и часть М., Наука, 1989г.

34. Гейзенберг В. О наглядном содержании квантовотеоретической кинематики и механики Успехи физических наук , 1977г., т.122, выпуск 4.

35. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики М., Из.ин.лит-ры , 1953г.

36. Гленсдорф П. , Пригожин И. Термодинамическая теория структуры , устойчивости и флуктуации М., 1973г.

37. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность, 1997г., №1

38. Делокаров К.Х. Методологические проблемы квантовой механики в советской философской науке М., Наука, 1982г.

39. Делокаров К.Х. Исторический характер рациональности в научном познании II Философские науки , 1978г., №5

40. Добронравова И.С. Синергетика : становление нелинейного мышления Киев, 1990г.

41. Дружинин Д.Л., Ванярхо В.Г. Синергетика и методология системных исследований // Системные исследования 1988г. М., Наука, 1988г.

42. Егоров B.C. Философский реализм М., 1994г.

43. Егоров B.C. Рационализм и синергизм М., 1997г.

44. Жданов Г.Б. Физика и общество // Вопросы философии, №8, 1993г.

45. Ильин В.В. Теория познания . Введение . Общие проблемы М., МГУ, 1993г.

46. Исторические типы рациональности // отв. ред. В.А. Лекторский том 1 , М., 1995г.

47. Йолон П.Ф. Рациональность в науке и культуре Киев , 1989 г.

48. Кант И. Критика чистого разума // Собрание сочинений в восьми томах М., Чоро, 1994г., т.З.

49. Касти Дж. Большие системы : Связность , сложность , катастрофы М., 1982г.

50. Климонтович Ю.Л. Введение в физику открытых систем // Соросовский образовательный журнал №8, 1996г.

51. Климонтович Ю.Л. Динамический и статистический хаос . Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации // в сборнике Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления М., ИФРАН, 1991г.

52. Климонтович Ю.Л. Без формул о синергетике Минск, 1986г.

53. Князев В.Н. Самоорганизация информационной Вселенной Московский синерг. форум , М., 1996г.

54. Князева E.H. Одиссея научного разума М., ИФРАН, 1995г.

55. Князева E.H., Курдюмов С.П. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // в сборнике Информация и самоорганизация М., РАГС, 1996г.

56. Князева E.H. , Курдюмов С.П. Синергетика начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность, №2, 1993г.

57. Князева E.H. , Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение : диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии, №12, 1992г.

58. Концепции самоорганизации : становление нового образа научного мышления М., Наука, 1994г.

59. Коперник Н. О вращениях небесных сфер М., Наука, 1964г.

60. Котельников Г.А. Синергетика ( учебное пособие ) Белгород, 1996г.

61. Красильников В. Ориентиры грядущего ? Постиндустриальное общество и пародоксы истории // Общественные науки и современность, №2, 1993г.

62. Кукуруза П.В. Развитие концепции открытых систем Киев , Компьютеры + Программы, №6, 1993г.

63. Кулагина О.С., Ляпунов A.A. К вопросу о моделировании эволюционного процесса II Проблемы кибернетики Выпуск 16, М., Наука, 1966г.

64. Кун Т. Коперниканская революция II Коперниковская революция : социо-культурные истоки М., ИНИОН, 1991г.

65. Кун Т. Структура научных революций М., Прогресс, IV

66. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем М., Прогресс, 1975г.

67. Курдюмов С.П. Математические предвестники единства // Знание сила, 1988г., №10

68. Курдюмов С.П. , Князева E.H. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация в науке : опыт философского осмысления М., ИФРАН, 1991г.

69. Лагранж Ж.М. Аналитическая механика М., Гостехтеориздат. 1950г., том 1.

70. Лазаревич A.A. Научные знания в информационном обществе Минск, Наука и техника, 1993г.

71. Лейбниц Г.В. Сочинения том 1, М., 1982г. том 1.

72. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность . Две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире : Философия и наука1. М., 1972г.

73. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности М., 1994г.73.