автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Синтаксические особенности сонетов И.Р. Бехера: структурные типы предложений и средства связности текста

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Шаповалова, Галина Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Синтаксические особенности сонетов И.Р. Бехера: структурные типы предложений и средства связности текста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Синтаксические особенности сонетов И.Р. Бехера: структурные типы предложений и средства связности текста"

МОСКОЗСКЛЙ ОРДША ЛШКНА ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РКЗОЛЕЩИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО' ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЫШ11 УКВЕРСЯГЕТ шенв 1.1.3. ЛОМОНОСОВА

«илодогаческаЗ факультет

На правах рукописи

ШАПОВАЛОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОНЕТОВ И.Р. БЖЗРА : СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ ПРЕДЩОЖЖИ И СРЕДСТВА СВЯЗНОСТИ ТЕКСТА

Специальность 10.02.04 - гершнскке языки

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

•Москва 1983

Диссертация выполнена на кафедре немецкого языка филологического факультета Московского государственного университета имени Ы.В. Ломоносова

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор М.В. Раевский

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор О.В. Александрова

кандидат филологических наук И.Н. Кудрявцева

Ведущая организация - Тверской государственный

университет

Защита диссертации состоится "и^Л/ТИЖ 19й5 года на заседании специализированного совета Д-0£3.05.15 при Московском государственном университете им. Ы.В. Ломоносова.

Адрес: 113899, ГСП, Москва В-234, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией могло ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан

40« фС^МШ гъъЗт.

Ученый секретарь специализированного' совета доцент

З.Н. Козлова

Сонет - одна из наиболее древних и сложных, л вместе с тем, одна из наиболее привлекательных форм .в мировой поэзии. Оформи-' ровавшись в средневековой поэзии ЯП века и пережив генетически и структурно связанные с ним поэтические формы (рондо, канцону, триолет, сирвентес и др.), сонет до сих пор не утратил своей эстетической и художественной значимости и роли в поэзии, так как, по мысли Бехера, "заключает в себе ее главные составные части в самом концентрированном, самом "чистом" виде..."1

Изучение сонета имеет давнюю традицию. Ни одной другой поэтической форме не посвящалось столько исследований, сколько их было посвящено сонету. Однако он был, как правило, материалом для теоретических- построений и обобщений литературоведческого характера, хотя предоставляет богатейший материал для изучения а стиховеду-лингвисту.

Реферируемая работа посвящена исследованию особенностей синтаксического построения немецкого сонета как связного текста. Подход к семантико-синтаксической структуре связного текста как к целостному единству^ делает возможным выявление синтаксических процессов и порождаемых ими синтаксических структур не применительно к отдельному предложению, а в масштабе текста, выявление конкретных лексико-грамматических приемов, определение набора средств связи, способов организации частей текста, а такке выявление факторов, определяющих выбор того или иного типа предложений для реализации коммуникативного задания текста, для раскрытия его содержания.

Выбор темы исследования объясняется как неразработанностью синтаксиса этой "самой требовательной из стихотворных форм" {Л.Гроссман), так и проблемы типологических особенностей синтаксического строения так называемых твердых форм, в том числе сонета, отсутствием той объединяющей основы, на которой шяно было бы исследовать их синтаксическое своеобразие.

Недостаточная изученность лингвистической стороны объекта, необходимость выявления синтаксического своеобразия сонета как стихотворения строгой регламентации позволяют считать тему диссертации актуальной и обусловливают целесообразность и право-

1 Бехер И.Р. О литературе и искусстве. - ы., 1981. - С.408,

2- Акишина A.A.. Структура целого текста. - М., 1979; Гальпе-

ШН И.Р.Текст как объект "лингвистического исследования.-М.,1981.

мерность изучения синтаксического строя сонетов с указанных позиций. Актуальность данного диссертационного исследования определяется также тенденцией современного этапа развития науки о языке поэзии к комплексному, многостороннему изучению текста вообще, а в данном случае - поиском закономерностей построения стихотворного текста со строгой архитектурой и составляющих его частей, изучением средств создания связности текста.

Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые по крайней мере в отечественной германистике предпринята попытка описать языковое оформление сонета с позиций учения о сложном синтаксическом целом и выявить факторы, влияющие на сложность синтаксического построения стихотворных произведений малой формы.

Отправной точкой данного исследования послугило учение II.С.Поспелова о слоеном синтаксическом целом как особой, противопоставленной предложения реальной, синтаксической единице связной монологической речи.

В соответствии с этой теоретической концепцией сонет рассматривается, в данном исследовании одновременно как определенное метрическое единство четырнадцати строк и как сложное целое со своей жанрово-специфичной организацией, отличающееся единством и замкнутостью содержания и синтаксической структуры. При это;.' сонет мокет быть как одним предложением, так и группой предложений, различным -образом объединенных в сложное синтаксическое целое.

В качестве объекта исследования в данной работе были избраны как высокий образец художественного совершенства сонеты немецкого поэта й.Р.Еехера. Анализу были подвергнуты 343 сонета итальянского типа, что позволило с достаточной объективностью выявить характерные особенности построения сонета и его частей (катренов к терцетов).

* Основная цель диссертации - выявление вида соотнесенности строфического членения с синтаксической структурой сонетов, классификация текстов стихотворений и изучение их внутреннего строения.

Поставленной в работе целью предопределен круг конкретных задач, а именно:

I) классификация сонетов в соответствии с композицконво--скнтакскческим распределением материала;

2) построение моделей, отрзяаэдих внутреннюю структуру со-нетэ2 на основе классификации;

3) изолированное рассмотрение отдельных композиционно-синтаксических единиц (катренов и терцетов), конституирующих текст сонета, в их значимости для целого;

4) исследование структурно-синтаксических особенностей текста сонета с позиций сложного синтаксического целого;

5) выявление способов и средств сцепления предложений и строф в тексте сонета; -

6) установление факторов, влияющих на сложность и разнородность синтаксического оформления текста сонета.

Диссертационная работа строится на принципах лингвистики текста с использованием методов лингвистического описания, .моделирования, элементов сравнительно-сопоставительного анализа в целях установления типических черт синтаксического построения стихотворных текстов. 3 ряде случаев в иллюстративных целях использовался статистический метод анализа. Количественные характеристики исследуемого материала были отражены в таблицах.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что изучение синтаксиса сонетов с позиций лингвистики текста к способов языкового оформления"стихотворных текстов мояет способствовать выяснению общих закономерностей синтаксического построения строгих метрических форм малого объема. Проникновение в языковое оформление сонета под новым углом зрения внесет, как представляется, определенный вклад в решение как общих, так и частных вопросов лингвистики текста, в освещение проблемы типологии текстов.

Теоретическая значимость .настоящей работы определяется и тем, что она, будучи выполнена на стыке ряда наук в силу интер-дисциплкнарностн характера исследуемого объекта, представляет известный интерес для решения ряда проблем грамматики, стилистики и поэтики.

Практическая ценность исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические выводы и результаты могут найти применение в курсе стилистики современного немецкого языка, спецкурсах по поэтической речи, при написании курсовых и дипломных работ, посвященных анализу особенностей стихотворного языка, а также на практических занятиях по интерпретации художественных текстов.

Апробация работы. Основные положения диссертации освещались в докладах на межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Туркменской ССР (октябрь 1991г.), на ПУП научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов в Российском Университете дружбы народов (апрель 1992г.), на научно-практической конференции молодых ученых СНГ "Человек . Природа. Общество." (октябрь 1ЭЭ2г.), на Ломоносовских и научных юбилейных чтениях кафедры немецкого языка на филологическом факультете МГУ им.М.В.Ломоносова.

Композиция работы. Специфика материала и стоящие перед исследованием задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, пяти теоретико-исследовательских глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Во Введении дается приведенное"выше обоснование выбора теш и направления исследования, объекта и материала исследования; раскрываются актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации; излагаются основные цели и задачи работы. Во Введении кратко изложены также некоторые аспекты теории и истории сонета.

В первой главе диссертации, предваряющей анализ конкретного материала, делается попытка осветить основные особенности синтаксического и строфического строения стихотворных текстов и виды их соотнесенности, указать разнообразные факторы сложности к разнородности синтаксического строя стихотворных произведений.

В первом параграфе главы приводится классификация сонетов в зависимости от вида соотнесенности'строфического членения (на катрены и терцеты) с синтаксической структурой сонетов. С учетом вида соотнесенности строфического и синтаксического строения сонетов последние были разбиты на восемь групп.

Первую и наиболее обширную группу составляют сонеты,каждая строфа которых представляет собой самостоятельную и отдельную синтаксическую единицу,•заканчивающуюся на письме точкой, восклицательным или вопросительным знаком. Синтаксическая структура сонетов этой группы {равно как и метрическая) отвечает требованиям строгого классического сонета, в котором "каждая строфа должка представлять собой законченное целое" (Бехер). Их внешнюю

структуру можно, представить в виде формулы (4) + (4) + (3) + (3), где 4=катрен, 3-терцет, (>=яределы предложений. Для иллюстрации приводится сонет "о welch ein иЬегзаЗ des Unsagbaren!" (343).1

Ко второй группе отнесены сонеты, в которых катрены синтаксически замкнуты, а терцеты синтаксически объединены. Эти сонеты построены по формуле (4) + (4) + (3 + 3). Синтаксическая структура этих сонетов Taise отвечает требованиям классического сонета, моторке все не допускают синтаксическое единство секстета (например, В сонете "Allzufrüh an borgen" (424).

Остальные группы включают преобладающую часть сонетов, строение которых противоречит канонически;.! требованиям. Так, в третью группу входят сонеты, в которых синтаксически объединены катрены, i терцеты в синтаксическом отношении автономны, что отранает формула (4+4) + (3) + (3). В качестве примера приводится сонет 'Sonnenblumen-Sonett" (520).

Четвертая группа объединяет сонеты, в которых синтаксически зпаяны катрены и терцеты, т.е. сонет четко делится на октаву и зекстет по формуле (4+4) + (3 + 3), как, например, в сонете 'Fragezeichen" (471).

Пятую группу составляют сонеты, в которых синтаксический шов совпадает со строфическим в первом катрене, а второй катрен и первый терцет представляют собой синтаксически замкнутую единицу, ■:ак это имеет .место в сонете "oberbayrische Hochebene" (46). Знешнюю структуру сонетов этой группы можно представить в виде [юрмулы (4) + (4 + 3) + (3).

Шестая группа охватывает сонеты, в которых синтаксически объединены два катрена и первый терцет, автономен лишь второй тер-дет, что видно из формулы (4+4+3) + (3). Для примера приведен зонет "Der gute Kamerad" (2SS).

Седьмая группа состоит из стихотворении, в которых синтаксн-iecKH замкнут лишь первый катрен, остальные три строфы объединены: [4) + (4 + 3 + 3). Примером такой структуры является сонет "саго-

па in Tessin" (33).

К, наконец, в восьмую группу внесены сонеты, целиком являющиеся одной синтаксически замкнутой единицей. Их внешнюю струк-

1 При ссылках на сонеты Бехера в исследовании в скобках рядом с названием сонета указан соответствующий ему номер в авторской нумерации,данный в сборнике "sonett-ïïerk" (I9I3-I955), Berlin 1956, который послужил источником исследуемого материала.

туру можно изобразить в виде формулы (4+4+3+3). Это показано на примере сонета "Vollendung träumend" (477).

Однако, необходимо подчеркнуть, что синтаксическая законченность каждой строфы является относительной, так как ока - лишь органическая часть того сложного ритмического и синтаксического единства, которым является сонет в целом.

В целях максимально подробного рассмотрения особенностей сонета как сложного синтаксического целого, средств создания связности текста, наиболее характерных речевых явлений текста, помогающих создать не просто последовательность предложений, а сложное текстовое целое со своей жанрово-специфичной организацией, необходимо было ограничить материал исследования, включив в работу липь четыре наиболее многочисленные, группы сонетов.

Во втором параграфе раскрываются признаки сложного синтаксического целого, характерные для сонета. Согласно учению Н.С.Поспелова о сложном синтаксическом целом основными его признаками являются "прерывистость" (термин Н.С.Поспелова) внутренней структуры сложного синтаксического целого, которая выражается прежде всего в наличии присоединительных конструкций или бессоюзных связей между предложениями. Кроме того, прерывистый характер структуры сонета может быть "подчеркнут различием в выражения сказуемости".1 II как показал анализ стихотворных текстов, наиболее характерным средством синтаксической связи внутри сонета являются бессоюзные присоединительные связи предложений, в результате чего сложное синтаксическое целое получает прерывистое строение и поэтому не может рассматриваться как простое соединение входящих в его состав предложений.

Другим структурным признаком сложного целого является синтаксическая разнородность его состава, которая выражается в разнотипности составляющих его предложений, в разнообразном сочетании различных временных значений сказуемых внутри сложного целого и включении в органический состав сложных синтаксических целых постпредикативных предложений и предикативных оборотов...

Проведенный анализ свидетельствует о том, что этот признак

1 Поспелов К.С. Сложное Синтаксическое целое и основные особенности его структуры // Докл.и сообщения Ин-та русского языка. -

и.-Л., 1948. - С.55.

2 Поспелов К.С. Синтаксический строй стихотворных произведений

Г?л;:.:пна. - И. ,1960. - С.67.

сложного целого характерен и для сонета. Разнородность сонетного состава находит выражение в разнообразных комбинациях простых, осложненных и сложных предложений с'преобладанием в общей картине сложных построений, которые наряду с разнообразно осложненными простыми предложениями создают гетерогенность синтаксического строения сонетов.

Другим фактором, влияющим на синтаксическую разнородность стихотворных текстов, является количество предложений в тексте. Тексты, структурированные большим количеством предложений, отличаются большей разнородностью сравнительно с текстами, состоящими из малого количества самостоятельных синтаксических единиц.

Понятие органического целого предполагает обязательное наличие взаимосвязи (грамматической и смысловой) всех его частей. В формировании сонета как сложного целого участвуют разнообразные средства синтаксического оформления. Н.С.Поспелов, рассматривая проблему "сложных синтаксических целых", выделяет внешние и внутренние средства объединения самостоятельных предложений в этих синтаксических единицах.К первым он относит указательные и анафорически употребленные личные, притяжательные и другие местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, ко вторым - "выражение того или иного временного соотношения между сказуемыми... предложений".^

Как показывает исследование языкового материала, структурная связь между предложениями в сонете осуществляется не одним каким-либо из указанных выше средств создания связности, а обычно их совокупностью (порядком слов, интонацией, союзами и союзными словами, словами-заместителями, единством временного и модального плана и т.п.). Сюда же относятся стиховые переносы и повторы, которые выступают в стихе на разных языковых уровнях: фонетическом, лексическом и синтаксическом.

Все вышеуказанные средства связи между предложениями в совокупности своей являются важнейшей стороной организации сонета как сложного синтаксического целого.

Наблюдения над языковым материалом, а также анализ литературоведческой и лингвистической литературы позволяют сделать вы-

1 Поспелов Н.С. Из наблюдений над синтаксисом языка Пушкина.(бессоюзные сочетания предложений в пушкинской прозе)// Материалы и исследования по истории русского, литературного языка.-М., 1353. - Т.З. - С.138.

вод о том, что те или иные синтаксические явления, представляющие особенности языка сонетов, обусловлены в немалой степени и особенностями самого жанра сонета. Поэтому в третьем параграфе главы рассматривается взаимозависимость синтаксических и жанровых особенностей сонета. Жанровые особенности произведения проявляются как в лексике, так и в морфологии, но наиболее полно все же в синтаксисе. Анализ сонетов позволил установить, что основной особенностью синтаксиса сонетов является выбор определенного тина предложений, их форма, объем, семантическая емкость, выразительные возможности которых наиболее полно соответствуют жанровым особенностям сонетов. Так, основным типом предложений в преобладающем большинстве сонетов, как правило, являются разнообразные по своей структуре осложненные или сложные предложения в октаве и простые конструкции в секстете. Структурные различия катренов и терцетов обусловлены их различной "миссией": октава задает и развивает тему сонета, секстет-воплощает синтез. Сложные предложения в катренах способны создавать спокойный, размеренный, ■плавный ход повествования. Причем, начальный катрен нередко имеет относительно сложную структуру, часто более усложненную, чем другие строфы сонета. Это объясняется тем, что первый катрен выполняет определенную задачу: начать произведение, предложить его тему и подготовить к ее дальнейшему развитию.^ Терцеты отлетаются от катренов лаконичностью, афористичностью, динамичностью повествования. Этому как раз немало способствует предельно простой и прозрачный синтаксис секстета.

В целом, сонет как жанр, как стихотворение со "стесненным размером" (по терминологии Л.Гроссмана), тяготеет к экономии языковых средств, необходимой для передачи глубокого содержания на очень небольшой площади. Максимальной экономии средств поэт достигает за счет употребления именно сложных конструкций, доминирующих на общем фоне, за счет их определенной аранжировки. Автор стремится таким образом вместить в предложение все богатство,всю сложность, все оттенки мысли или переживания, дать мысль в ее динамике, развитии, т.е. самыми скупыми средствами достичь наибольшего.2 Кроме того, исследование показало.зависимость синтак-

1.Пашковска-Хоппе К. Некоторые структурно-композиционные особенности сонетов Шекспира:. Автореф.дис. ... канд. фило л. наук. - М.,

1970. - С.II. ' - .........

2 Бехер И.Р. 0 литературе и искусстве. - М.,1981. - С.408.

сического .строения сонетоз_как от кадровой специфики сонета,так и от других.экстралингвистических факторов, как то: теш сонета, замысла автора, развития стихотворного сюжета и т.п.

Последующие главк посвящены анализу конкретного материала, ■ в них последовательно раскрывается синтаксический строй сонетов первых четырех групп.

Согласно избранной методике исследования сначала изучалась "часть в ее значении для целого", т.е. вкратце обследовались некоторые, относящиеся к наиболее характерным, синтаксические особенности катренов и терцетов или октавы и секстета в случае их синтаксической спаянности, а затем "изучалось целое в его зависимости от детали".^

Вследствие того, что приведенные формулы отражают лишь внешние закономерности текстовой структуры, внутреннюю структуру,отличающуюся большим разнообразием построения, абстрактная формула передает неполно. Поэтому данный метод был дополнен изучением внутреннего строения структурных единиц.

По признаку протяженности предложения и ее влияния на синтаксическую организацию целого текста на следующем этапе исследования тексты сонетов были классифицированы по количеству предложений. Поэтому каждая из анализируемых групп членится на более мелкие подгруппы, которые объединяют сонеты по этому количественному признаку. Далее тексты сонетов (лишь показательные в синтаксическом отношении для каждой из подгрупп) были подвергнуты качественной интерпретации в форме развернутого синтаксического комментария с позиций синтаксиса текста, т.е. рассмотрены типы предложении, их структура, средства создания связности текста.

Однако при совпадений количественного состава предложений можно говорить только о большей или меньшей типичности их синтаксического строения, имея в виду его "бесконечную подвижность и пестроту". Сонет не является воспроизводимой единицей жесткого строения (воспроизводимы лиэь грамматические образцы, модели соединения предложений и т.п.).

1 Ризель Э.Г. Текст как целостная структура з аспекте лингвостилистики // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. -4.2. - X, 1974. - С.36.

Порядок описания синтаксической структуры сонетов соответствующих подгрупп был увязан с количественным увеличением самостоятельных единиц в сонетах, т.е. сначала следует описание сонетов, содержащих минимальное количество' предложений и заканчивается описанием сонетов, содержащих максимальное количество пре ложений. Из анализа исключены подгруппы, включающие всего 1-2 примера.

Вторая глава посвящена детальному рассмотрению синтаксического строения сонетов первой группы. Изолированное рассмотрение четырех синтаксически самостоятельных строф в первом параграфе показало, что они имеют разнородный синтаксический состав с преобладанием небольших по объему конструкций в катренах, способных создавать спокойный, размеренный, плавный ход повествования, и простых, как правило, распространенных, - в терцетах. Это обусловлено в данном случае как синтаксической самостоятельностью строф, так и определенными композиционными задачами, которые выполняют эти части сонета. Таким образом, обособленность катренов от терцетов находит отражение не только в системе рифмовки, графике, интонации, содержании, но и в синтаксисе.

На следующем этапе сонеты первой группы были расчленены на восемь подгрупп по количеству самостоятельных предложений в тексте.

Бо втором параграфе обследуется синтаксический строй сонетов, содержащих в своем составе пять предложений. Данное наблюде ние позволило установить, что начальный катрен конституируется исключительно сложными конструкциями (сложноподчиненны:.«! предложениями и периодами), остальные три строфы организованы как простыми, чаще осложненными, так и сложными предложениями с преобла данием сложносочиненных. Использование указанных конструкций и ограниченная свобода их расположения в тексте сонета обусловлены двумя факторами: I) композиционными задачами, выполняемыми соответствующими частями сонета; 2) небольшим количеством самостоятельных единиц в тексте сонета и ввиду этого их значительной линейной протяженностью. Выявление характерных синтаксических особенностей" сонетов этой подгруппы проводится в ходе анализа теки сонета "Als namenloses \Lied" (527).^

1 Б силу ограниченного объема реферата приводить анализ сонетов не представилось возможным.

v з третьем параграфе второй главы рассматриваются синтаксические особенности сонетов, структурированных шестью, как показывают наблюдения, преимущественно также сложными предложениями, причем преобладают паратактические конструкции. Местоположение предложений в стихотворных текстах характеризуется большей свободой сравнительно с сонетами предыдущей подгруппы. Простые и сложные конструкции почти в равных пропорциях встречаются во всех четырех строфах сонета. Это показано на примере анализа текста сонета "In roemoriam" (525).

Наблюдения над синтаксическим своеобразием сонетов следующей подгруппы, включающих семь предложений, обобщаются в четвертом параграфе. Стихотворные тексты формируются разнообразными структурными типами предложений: от односоставных конструкций до сложнейших периодов. Однако стержневыми синтаксическими единица-, ми являются сравнительно несложные предложения. Отсутствие протяженных синтаксических комплексов объясняется увеличением числа самостоятельных единиц в тексте, вследствие чего уменьшается их линейная протяженность, сужающая возможности употребления сложных конструкций. Отсутствует также всякая "регламентированность" в расположении простых и слодных синтаксических единиц в тексте сонета. Синтаксические особенности сонетов этой подгруппы освещаются на примере анализа текста сонета "präg" (82).

В пятом параграфе проводится анализ синтаксической структуры сонетов, состоящих из восьми предложений. Изучение стихотворных текстов выявило структурное разнообразие их синтаксического строения. Богатство синтаксического рисунка в сонетах создается значительным количеством для этого малого литературного жанра самостоятельных предложений, разных по типу, объему, цели высказывания. Разнородность предложений и свобода их расположения в тексте сонета возросла в результате увеличения их количества. В рассматриваемых текстах преобладают небольшие по объему сложные конструкции, которые, как и простые, могут встречаться во всех частях сонета. Синтаксическое своеобразие сонетов этой подгруппы показал анализ текста сонета "L.?." (204).

В шестом параграфе комментируются особенности синтаксического строения сонетов, сформированных девятью предложениями. В большинстве анализируемых стихотворений наблюдается свободное чередование простых и сложных конструкций. Тем не менее анализ выявил определенные устойчивые, повторяющиеся типы предложений,

как то: простые (чаще развернутые) или сложносочиненные в начальной или заключительной строфах, что связано с их композиционными функциями: они выполняют соответственно роль зачина и концовки произведения..Эти композиционные функции получают синтаксическое оформление в строфах. Средняя часть произведений (второй катрен и первый терцет) оформлены чаще всего сложноподчиненными и периодообразными предложениями, форма которых соот- • ветствует задачам именно средней части сонета (максимальное в рамках сонета развитие мысли). Это иллюстрирует анализ текста сонета "lioch eine Weile..." (346).

В седьмом парагозбе изучается синтаксическая структура сонетов, конституированных десятью различными предложениями. Для рассматриваемых сонетов характерно заметное сокращение количества сложных конструкций. Стихотворения сформированы чаще всего комбинациями простых (распространенных или осложненных) и сложных предложений с преобладанием простых конструкций. Следует особо сказать о заключительном терцете. Он строится преимущественно из простых предложений, которые придают последним строкам сонета динамичность, лаконичность, афористичность. Для примера приводится анализ текста сонета "Gesichter-Wandel" (407).

Восьмой параграф посвящен исследованию синтаксического строя сонетов, состоящих из одиннадцати предложении. Относительно простая синтаксическая организация этих произведений также находится в корреляции с количественным составом. Простые построения в равной степени встречаются во всех строфах сонета, но в большинстве случаев они концентрируются в терцетах, особенно в заключительном терцете. Сложные конструкции, не отличающиеся разветвлен-ностью, большим объемом, в основном структурируют четверостишия, чаще всего в сочетании с простыми предложениями. Для примера проанализирован текст сонета "Die groBe Schuld" (150).

Девятый параграф представляет' собой анализ синтаксического строя сонетоз, образованных двенадцатью предложениями. Количественный состав предложений и в данном случае является причиной их малой линейкой протяженности, которая в свою очередь обусловливает их синтаксическую простоту. Крайне редко в рассматриваемых стихотворениях поэт прибегает к использованию сложных построений, котоше локализуются, как правило/ в катренах. Терцеты сформированы за редким исключением простыми предложениями. Для освеще-

ния синтаксических особенностей сонетов этой погруппы проанализирован сонет "Erscheinen des Engels" (И).

В заключительном, десятом параграфе второй главк приводятся выводы, которые вкратце сводятся к следующему: тексты сонетов рассматриваемой группы имеют разнородный синтаксический состав с преобладанием небольших по объему сложных конструкций в катренах и простых, как правило, распространенных, - в терцетах. Это обусловлено в данном случае композиционными задачами, которые выполняют эти строфы сонета. Гибкость синтаксической структуры сонетов, ее органическая связь с содержанием, темой сонета обусловлена стремлением автора "передать наиболее полно и выразительно определенное содержание в соответствующей стилистической форме и тем самым содействовать адекватному его восприятию".^

Предложения и строфы структурированы в единое целое бессоюзной, сочинительной, подчинительной связью или их контаминацией. Бессоюзная связь является основной. Другим распространенным средством создания связности в тексте сонета являются различные виды повторов (от звуковых до синтаксических), запрещенные итальянскими канонами, но характерные для индивидуального стиля И.Бехера. Экономия языковых средств, необходимая для раскрытия глубокого содержания на ограниченном стиховом пространстве сонета,достигается употреблением сложных конструкций, а также осложняющих элементов в виде причастных и инфинитивных оборотов, однородных членов предложения, приложений, обращений и т.п.

3 третьей главе подробно рассматриваются особенности синтаксической структуры сонетов второй группы. Исследование отдельных строф сонетов показало, что они отличаются разнородностью синтаксического строения, т.е. сформированы также комбинациями простых и сложных предложений. Однако сопоставительный анализ данных сонетов с сонетами первой группы, также классических по форме, показывает, что'при синтаксической спаянности терцетов отмечается новая тенденция в их построении - увеличение числа сложных конструкций в них, сокращение, соответственно, числа простых предложений, независимо от композиционных функций в данном случае. Это объясняется прежде всего линейной протяженностью терцетов.

1 Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. - М., 1984,-0.97.

Автор как бы использует синтаксическую перспективу, которая открывается при синтаксической спаянности трехстиший. Количество предложений в строфах также влияет на их синтаксическую организацию: чем большее количество предложений структурируют строфу, тем разнороднее и проще ее синтаксис и наоборот.

Далее сонеты этой группы были разделены на восело, подгрупп по количеству предложений в тексте сонета.

Зо втором параграфе описана внутренняя структура сонетов, имеющих в своем составе три самостоятельные синтаксические единицы. Количество предложений непосредственно влияет на их большой объем и сложность синтаксической структуры. Зсе части сонета, независимо от их композиционных задач, структурированы сложными построениями, преимущественно гипотактическими и периодообразны-ми. Синтаксическое своеобрази е сонетов этой подгруппы рассматривается на примере сонета "General Kola" (158).

Сходную синтаксическую структуру имеют сонеты следующей подгруппы, тексты которых сформированы четырьмя, преимущественно сложными, предложениями. Немногочисленные простые конструкции встречаются лить в начальном катрене. Редки также случаи употребления сложносочиненных предложений. Для выявления синтаксичес- . ких особенностей сонетов этой подгруппы анализируется сонет "Schach" (350) в третьем параграфе.

Сонеты следующей подгруппы в синтаксическом отношении строятся из пяти самостоятельных предложений. Причем сонеты различаются между собой с точки зрения структуры: четыре сонета состоят только из сложных конструкций, в четырех других "соседствуют" простые и сложные предложения, которые могут занимать любые позиции в тексте. Особенности и тех, и других показаны в четвертом параграфе на примере сонетов "Heilige Hüchternheit"

(313) И "ап die deutsche Sprache" (555).

В пятом параграфе анализируется структурное своеобразие сонетов, содержащих в своем составе шесть разнородных по структуре, объему и коммуникативной направленности предложений. Как показал анализ этих сонетов, синтаксический состав терцетов в значительной мере близок срставу катренов, хотя в катренах это может быть связано с композиционными функциями этих строф, а наличие сложных построений в терцетах объясняется прежде всего их синтаксической спаянностью. С увеличением количества предло-

, нений в текстах стихотворений растет число простых конструкций - 3 них (особенно в начальном катрене, меньше в секстете, совсем незначительно - во втором катрене). Анализ сонета "нот" (13Э), выявляет наиболее типические черты синтаксического строения сонетов данной подгруппы.

Следующий, шестой паоапзаш посвящен характеристике синтаксических особенностей сонетов, организованных семью самостоятельными предложениями. С увеличением общего количества предложений в текстах увеличивается число простых построений в них и, таким образом, в общей картине наблюдается паритет между простыми и сложными конструкциями в начальном катрене и з секстете, во втором катрене преобладают сложные предложения. Это находится з некоторой зависимости от композиционной функции второго кзтрека, равно как и от его синтаксической автономности. Для иллюстрации приведен анализ сонета "Der Soh:rd.ed von Kochel" (49).

Синтаксическая организация сонетов, построенных из восьми самостоятельных предложений, комментируется в седьмом параграфе. Стихотворные тексты отличаются большой разнородностью, что объясняется взаимосвязью увеличения количества предложений б тексте сонета и их малой линейной -протяженностью. Этим же обусловлен высокий процент простых построений во всех частях сонета. Структурные особенности стихотворений данной подгруппы иллюстрируются на примере сонета "эег tote ',Yald" (60).

В восьмом параграфе анализируется синтаксический строи сонетов, четырнадцать строк которых оформлены девятью различи»»: предложениями. Текст каждого сонета представляет собой конгломерат простых и сложных предложений, с больней долей тех или других: в четырех из них преобладают простые конструкции, содержащие различные осложняющие элементы, з трех других - сложные, которые могут занимать различные позиции з тексте. Однако на общей фоке доминируют все же простые синтаксически осложненные или (з меньшей степени) сложносочиненные конструкции. Наибольший интерес с синтаксической точки зрения представляет сонет "üaulbronn" (50), где преобладают сложные конструкции.

Б девятом параграфе наблюдению подвергается синтаксический стоой сонетов, включающих в свой состав десять самостоятельных синтаксических единиц. Вследствие их большого количества в тексте сонета сокращается линейная протяженность предложений, вместе с тем усиливается их разнородность и упрощается их син-

тансическая организация. Здесь преобладают простые предложения, локализующиеся в различных частях сонета. Случаи употребления сложносочиненных предложений и периодов по сравнению со сложноподчиненными редки. В качестве примера проанализирован сонет "Der Lesende" (372).

В десятом параграфе обобщаются наблюдения над синтаксическим строем сонетов, содержащих максимальное количество предложений -одиннадцать. Закономерности синтаксического построения сонетов с большим количеством самостоятельных предложений в их составе можно проследить и при рассмотрении сонетов этой подгруппы. Пестрота и разнородность синтаксического рисунка стихотворных текстов и зде^ь усиливается за счет большого количества предложений, формирующих тексты произведений. Материалом для анализа служит сонет

"Ar. meine Zeit" (172).

В последнем параграфе главы приводятся выводы, полученные е результате обследования стихотворных текстов сонетов второй группы, которые перекликаются с выводами по второй главе. Однако следует отметить новую черту в построении терцетов - сложность их синтаксического' построения, обусловленную синтаксической спаянностью терцетоз.

3 четвертой глазе исследуются синтаксические особенности сонетов третьей группы. К ней отнесены стихотворения, в которых первые восемь строк (октава) образуют одну синтаксически спаянную структуру, а терцеты синтаксически обособлены. Синтаксическая структура этих стихотворений не отвечает требованиям строгого классического сонета, в котором "каждая строфа должна представлять собой законченное целое: оба терцета считаются при этом за одну строфическую единицу, т.е. допускают тематическое и синтаксическое слияние между собой; но катрены должны быть строго разграничены и смыслом и синтаксисом".^

Рассмотрение внутренней структуры отдельных единиц, конституирующих текст сонета,в нервом параграфе свидетельствует о том, что октаву формируют только значительные по объему сложные конструкции (макропредложения) или комбинации простых, осложненных и сложных предложений. Это обусловлено как композиционными функ-

_I_\

1 Гроссман Л. Поэтика сонета // Проблемы поэтики. Сб.статей. -:.!.-Л., 1925. - С. 185.

циями, которые выполняет октава, так и ее,линейной протяжен -ностью. Кроме того, автор отдает предпочтение сложным конструкциям ввиду недостаточной информационной насыщенности простого предложения из-за простоты его синтаксической организации.

Большинство первых и вторых терцетоз формируют комбинации простых, осложненных и сложных предложений.

На следующем этапе сонеты данной подгруппы были разбиты на шесть подгрупп по количеству предложений.

Бо втором параграфе дана синтаксическая характеристика сонетов, состоящих из пяти предложений. Исследованные тексты обнаруживают в значительной мере идентичность синтаксического состава катренов и терцетов. Как указывалось, для катренов вообще характерна сложная синтаксическая организация, а здесь она усугубляется синтаксической спаянностью катренов. Преобладание сложных построений в синтаксически автономных терцетах объясняется их значительной линейной протяженностью (ввиду малого количества самостоятельных предложений). Для примера приводится сонет "эаз Wort" (151).

В третьем параграфе изучается структурное своеобразие сонетов, включающих шесть предложений. Эти сонеты почти не обнаруживают различии в синтаксической организации сравнительно с сонетами предыдущей группы: октавы структурированы сложными синтаксическими конструкциями, в терцетах сочетаются простые и сложные предложения с преобладанием простых. Примером типичного построения является сонет "Grunewald" (253).

В следующей подгруппе сонетов, состоящих из семи предложений, с увеличением количества предложений в текстах сокращается их протяженность, возрастает число простых конструкций, особенно в заключительном терцете, "¿акропредложения (чаще в сочетании с простыми конструкциями) по-прежнему локализуются в октаве. В качестве примера в четвертом параграфе рассматривается сонет

"Liebespaar" (494).

Пятый параграф посвящен исследованию сонетов, структурированных восемью'самостоятельными законченными предложениями. Синтаксическая структура этих сонетов косит еще более разнородный тарактео. 3 силу большого количества предложений в тексте число простых и сложных построений уравновешивается. Отсутствует регламентация в их,расположении: простые конструкции, как и сточные, отмечаются во всех частях стихотворных текстов. В каче-

стве,, наиболее характерного образца проанализирован текст сонета "Seiltänzer über Ruinen" (464).

Сонеты, состоящие из девяти предложений, которые объединены в следующую подгруппу, рассматриваются в шестом паоагоате.Аналога показал, что б синтаксически спаянных катренах этих сонетов чаще, чем в сонетах других подгрупп, отмечаются простые конструкции и небольшого объема сложные предложения, з первом терцете преобладают сложные конструкции, а в заключительном - простые. Анализ стихотворения "Dank-Sonette" (99) наглядно показывает наиболее характерные особенности синтаксического строения сонетов этой подгруппы.

Седьмой параграо представляет собой анализ сонетов, состоящих из десяти предложений. Господствующий тип построения - простые предложения (осложненные или неосложненные), которые локализуются, главным образом, в терцетах. Октаву формируют преимущественно сложные и разветвленные конструкции, что обусловлено ее линейной протяженностью. Характерным примером такого построения является текст сонета "Abendblau" (54).

В последнем параграфе изложены выводы, сделанные в результате изучения стихотворных текстов третьей группы. Отличительной особенностью их синтаксического строения является локализация сложных и осложненных: конструкций в синтаксически спаянных катренах и простых построении в синтаксически автономных терцетах.

Заключительная глава диссертации, пятая посвящена исследованию синтаксических особенностей сонетов четвертой группы, которая охватывает стихотворения, структурированные синтаксически спаянными катренами и терцетами. Сонет четко делится на октаву и секстет. Деление ка катрены и терцеты отражается только в схеме рифмовки. Отступлением от строгого канона следует считать прежде всего синтаксическую спаянность катренов, так как синтаксическое слияние терцетов все же допускалось.

В пеоном паззграйе главы дается общая характеристика сонетов данного структурного типа и раскрываются синтаксические особенности отдельных участков стихотворного текста - октавы и секстета. Обследование синтаксического строя октавы показало,что автор здесь чаще всего использует сочетания простых,осложненных и сложных предложений с решительным преобладанием сложных конструкций.

Секстет сходен по своей синтаксической структуре с октавой, т.е. синтаксическую доминанту и здесь образуют ряды,состоящие

из простых, осложненных и сложных -.конструкции, несмотря на то, что на них возложены разные композиционные задачи.

Для рассмотрения внутреннего строения стихотворных текстов, сонеты были разделены на весть подгрупп.

So втором параграфе анализируются синтаксические особенности сонетов, содержащих в своем составе лжзь две самостоятельные единицы, которые в этом случае полностью совпадают со строфическими - октавой и секстетом. Независимо от композиционных функции обе единицы формируются многозвенными разветвленными комплексами. Предложен;»! такого рода отличаются более содержательной емкостью и более теской спаянностью составных элементов. Кроме того, здесь особенно четко прослеживается стремление автора к сжатому выражению мысли. Синтаксическое своеобразие сонетов этой подгруппы демонстрируется ка примере сонета "valentinowka" (357).

Сонеты следующей подгруппы, состоящие из трех самостоятельных синтаксических единиц, рассматриваются в третьем параграфе главы.Ввиду того, что текст сонета формируется всего тремя предложениями, . они обладают большей протяженностью, которая сочетается со сложной структурой. Среди сонетов этой подгруппы особый интерес с синтаксической точки зрения представляет стихотворение

"ihr, die ihr nach uns kcsrat!" (432).

Немногочисленную подгруппу представляют сонеты, состоящие из четырех предложекнн. Они анализируются в четвертом параграфе. Особенностью сонетов этой подгруппа является стабильная 2 синтаксическом отпадении структура октавы: ее формируют только объемные периодообразкые построения. Секстет строится из меньших по объему сложных образований и простых конструкций, которое в пределах шестистишия допускают различные варианты взаиморасположения. Синтаксические особенности сонетов этой подгруппы выявляются в ходе анализа текста сонета "Bauerinnen nit Kuchenblechen" (4СБ).

В пятом параграфе исследуется структурное своеобразие сонетов, сформированных пятью предложениями. Число сложных построении (периодов к сложноподчиненных предложений) в них превышает число паратактических и простых конструкций. Их местоположение в тексте значительно варьирует, тем не менее сложные конструкции локализуются преимущественно в октаве, секстет чаде формируют сложные предложения только з сочетании с простыми. 3 качестве примера анализируется текст сонета 'bnd dazu..." (53&).

• ' 3 шестом паоаграйе дается характеристика синтаксического 1 строя сонетов, конституированных шестью предложениями. Стихотвор-' ные тексты включают разнообразные по своей структуре предложения, начиная от простых неосложненных и кончая сложными периодами. Закономерность в расстановке этих предложений отсутствует. Как простые, так и сложные конструкции можно встретить в любой из четырех строф сонета. Для иллюстрации структурных особенностей сонетов данной подгруппы был выбран сонет "Die Unbekannte aus der Seine ' (58).

Седьмой параграф посвящен наблюдениям над синтаксическим строем сонетов, содержащих семь синтаксических единиц. Эти произведения также характеризуются большой свободой комбинирования предложений. 3 основе исследованных текстов сонетов лежит гетерогенная структура предложений и их различная компоновка. Тем не менее в октаве превалируют сложные построения, а в секстете -простые. Сочетания простых к сложных предложении возможны в пределах всех четырех строфических единиц сонета, но в обпей картине доминируют все же сложные образования, как, например, в сонете "Heimatlich"'" (448).

3 последнем параграфе главы на основе проведенного исследования сонетов четвертой группы делаются выводы, главный из которых: основными единицами построения синтаксически спаянных катренов и терцетов, независимо от их разных композиционных функций, являются сложные и разветвленные синтаксические конструкции.

Б Заключении обобщаются основные результаты проведенного j анализа.

I

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Явление синтаксического параллелизма в сонетах И.Р.Езхера // Актуальные проблемы современной науки: Тезисы докладов участников ?есп.кежвуз.конференции молодых ученых и специалистов Туркменистана. - Чарджоу, 1991. - C.I4I-I42.

2. Синтаксический параллелизм как одно из средств создания связности текста в сонете // Теория и практика грамматики разно-системных языков: Сб.науч.трудов. - Ашхабад: !ДО Туркменистана, 1992. - С.100-108.

3. Основные особенности синтаксического строения немецкого сонета // Человек.Природа.Общество.: Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых СНГ.-Азгабат, 1992. - С. II2-II3.