автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Синтактико-стилистическая организация прозы Л. Тика

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Сиелова, Светлана Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Синтактико-стилистическая организация прозы Л. Тика'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Синтактико-стилистическая организация прозы Л. Тика"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

рГ0 он

п На правах рукописи

С . и е л о. в а Светлана Сергеевна

СИКТЛКТИКО-СКЖСтаЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЗЫ Л.ТИКА

Специальность 10.02.04.- германские языки'

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на,соискание ученой степени кгадвдата ^и^ологпчеэких наук

\ * 1

Санкт-Петербург 1393

Диссертация выполнена на кайвдре немецкой филологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный гуководитель

кандидат Филологических наук, доцент Н,А,Киряунская

'Официальные оппонента

- доктоп Лилслогических наук, профессор 5.Л,Гончарова

Ведушая организация

- кяндидпт Филологических наук, доцент В.Г.Судиловокая

- Санкт-Пс.тербургская кафедра иностранных лзиков РАИ

Запита состоится

час.

-А1" ЩйХуьф. г/2**

на заседании специализированного совета К 063.57.4о по присуждению ученей степени кандидата наук п Самхт-Петербург-скок государственном университета по адресу: 1990Й4, Оанкт-Пстербург, Университетская наб., 11.

Автореферат разослан "-г/ "А^1903 г.

Ученкй секретарь специализированного совета

0.Т.Нефедов

Реферируемая диссертация посвяпена исследов&нию синтаксических особенностей индивидуального языкового о тиля Лид-рига Тика (1773-1853) - одного из крупнейших представителей немецкого романтизма.

Актуальность темы. Творчество Людвига Тика, в котором мировоззренческие и худохествсннЬ-эстетическив принципы немецкого романтизма чаяли едва ли не наиболее полное воплощение, привлекало и привлекает внимание исследователей,главным образом литературоведов- Литературоведческие вопросы, связанные с произведениями Тика, гаироко рассматриваются в зарубежных Фундаментальных трудах Р.Тайма, Р.Хух, О.Вальцеля, Ф.Штиха и др., а такхе в целом ряде'частных исследований,по-святенных том или иным сторонам творчества этого писателя. В отечественном литературоведении данные вопросы находят от--радениэ в крупных обпшх работах, посвященных эстетике и художественной практике немецкого романтизма (В.Жирмунский, Н.Взрковский, ©.Федотов). . , 1

Лингвистические хв аспекты творчества Тика остаются практически- ие исследованными. Лишь в небольшом ч:юле работ содержатся отдельные наблюдения над языком произведений писателя, причем, объектом внимания здесь становится главным образом лексика (Х.Летрих, Федоров и др.).

Вместе с тем, именно системный, всесторонний анализ языка литературного произведения и прежде всего синтаксиса, обладающего большим стилейормируюпим потенциалом, позволяет сделать концептуальные выводы относительно творческих принципом автора. У Тика это*в первую очередь - "смысловая неопределенность", обусловленная романтическим пониманием действительности как некой субстанции, бесконечной в своих проявлениях, другим существенным худохественно-эстетическии-' принципом автора является субъективность, отражающая представление романтиков о равноправности художника высшему творческому началу мира. \ , -

Обращение ;с синтаксису(вызвано и его ролью в ритмической организации текста. Изучение ритмической структуры важно для произведения любой эстетической направленности, однако, для произведений Тика'актуально вдвойне в силу ро-

' мантической идеи о музпке как высшем "искусстве.

Цель исследования. состоит в том, чтобы установить по . возможности Солее полное соответствие между художественными принципами, исповедуемыми писателем, и конкретными языковыми ( в данном случае синтаксическими) средствами, используемыми им для реализации этих принципов в литературном произведении.

! В задачи. обусловленные целью исследования, входит:

- выявление в текстах наиболее частотных синтаксически структур на уровне предложения;

- определение их соотношения с обгаеяанковой нормой,roc подствовавшей в литературе конца ХУШ-начала XIX века;

- анализ стилистических функций рассматриваемых структур с учетом взаимодействия структурных, семантических, ком муникативно-прагматических Факторов;

- рассмотрение синтактико-стилистического бункциониро-ванИя исследуемых структур в тесной связи с анализом всего композиционно-речевого строя произведений, что позволяет определить статус повествующего лица-и соответственно соотношение между Нормальной представленностью повествования у Тика как иЕг - Erzà'hier" и его внутренним содержанием, что является ватами для понимания индивидуапьного авторского стиля;

- выявление основных ритмических определителей, качественного своеобразия, а такде содержательных Функций ритма в исследуемых произведениях.

Научная новизна работы заключается в Рассмотрении языкового стиля как единой системы, все утопии которой находятся в теоной связи и взаимообусловленности, п использовании структурно-семантического и йункционально-коим.уникатип-кого подхода при выявлении содержательного - в широком понимании - плана предложения, в рассмотрении ритма как содержательного компонента художественной системы.

На затиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Основная синтаксическая единица прозы Тика многокомпонентные сложные предложения - отличается в исследуемых произведениях индивидуально-стилистической маркированностью.

2. "Смысловая неопределенность" и субъективность актуализируется целнн рядом Аормальннх и содержательных факторов, составляющих сущностный характер исследуемых синтаксических структур: типом синтаксической связи, их структурой и семантикой.

3. Субъективность как Сди'н из основных художественно-эстетических принципов Тика перерастает рамки собственно гинтактико-стилистического явлении и выступает паркером типа повествования в целом.

4. "Сгь'словая неопределенность" и субъективность нахо-пят свое непосредственное выражение и на ритмическом уров-. яе - в наловно-мелодическом характере ритмического движе-

1ИЯ. .

'Литературным материалом исследования послужили ранние ' 1роизведения Людвига Тика - новеллы-сказки и роман "Странствия Франца Штернбальда" общим объемом 1000 страниц.'

Основны-/ методом исследования является лингвистическое-эписание с. привлечением в некоторых случаях элементов сопо-зтавитольного анализа, а такяе метода подсчета, производимого на основе оплопной выборки.

Практическая значимость работы заключается в возможном использования материала и-результатов.исследования три чтении лекционных курсов по стилистике и интерпретации судожественного текста, а также на семинарских занятиях по ¡тилистике. . .. '

Апробация работа. Отдельные части диссертации сбсужда-шсь на аспирантском семинаре кафедры немецкой филологии 1енинградского государственного университета, основные по-южения работы были изложены в докладах на XIX научно-; гето- • юлогической конференции преподавателей и аспирантов Фило-югического факультета ЛГУ (1989 г.), научной' конференции • !амаркандского университету в 1590 году. •

Структура работы. Лиссертацкя состоит из Введения, [вух глав и Заключения. Обмий объем работы 177 стр., библи-1графия включает 198 наименований (из них 43 на инострэянкх ¡зыках). •

Содержание работы

Во Введении анализируются важнейшие труды по истории не моцкого романтизма в целом и но творчеству Тика в частности, определяются главные мировоззренческие, идейные и эстетические аспекты творчества писателя, обосновывается актуальность Л-емы, формулируются цели и задачи исследования, определяется его методологические принципы и объем материала, подлежащего рассмотрению.

Глава 1. Стилистические функции многокомпонентных слолкых предложений в прозе Тика

посвящена особенностям стилистического функционирования многокомпонентных сложных предложений, т.е. предложений, содержащих три и более предикативные единицы и представленных в исследуемой прозе бессоюзными и сочинительными рядами,последовательным подчинением и соподчинением, а тйкже разнообразными сочетаниями всех трех типов синтаксической связи, в частности периодом.

В теоретическом'параграфе приводятся различные точки зрения на статус многокомпонентных сложных предложений,сушествующие в лингвистической науке. Обосновывается взгляд на данные предложения как самостоятельный структурный тип, однако, при этом подчеркивается, что, являясь особым типом, многокомпонентные сложные предложения - это прежде всего сложные предложения, обладающие такими их свойствами как цельнооформленность, семантическая целостность и коммуникативная самодостаточность;

Последующие параграфы этой главы посвящены непосредственно исследованию многокомпонентных сложных предложений. Данные предложения рассматриваются по типам структурирующих их синтаксических сзяззй. В работе последовательно проводится диализ степени структурно-смысловой спаянности компонентов в составе предложения, исследование структуры компонентов, характера отношений ме*ду ними, семантики союзов (при

союзной связи). Собственно синтаксический анализ сопровождается в ряде случаев анализом лексического наполнения предложений'. , •

Применение структурно^оемантического подхода позволяет установить, что отличительной чертой рассматриваемых синтаксических единиц является слабая степень структурно-смысловой спаянности компонентов в их 'составе, ослабление формирующих и выявляющих свойств синтаксических связей. Слабая степень структурно-смысловой спаянности является результатом целого ряда шорнальннх и содержательных Факторов. Один из них - широкое использование средств связи, обладающих низкой структурирующей способностью,- бессоюзной, представленной как предложениями однотипной структуры (с перечислительными отношениями между компонентами), так и разнотипной структуры, . где второй компонент характеризует, конкретизирует, поясняет первый, т.е. предложениями>с логическими, пояснительный!, присоединительны™ отнопениями между компонентами. Названные структуры отличаются в исследуемых произведениях большой стилистической значимость».

Бессоюзные сложные предложения однотипной структуры гси-j)0K0 представлены в описательных контекстах - важнейшем компонента прозаических произведений Тика,в которых многие романтические идеи отливаются в наглядную образно-го'дожествек-ную. Форму. Так, использование бессоюзных сложных предложений однотипной структуры в описаниях природы, объединение компонентов в их составе-яа основе синтаксического параллелизма, относительная нераспростра^екность структуры компонентов придает таким описаниям образно-спмволичоский характер, позволяющий "разложить их в бесконечный ряд, выразить с любой точностью и любым приближением" , что является отражением% бесконечно изменчивого характера одухотворенного мира в представлении романтиков. Например: Grosse чо!кея zogen

durch den Hlnrael und verloren dich hinter Bergan, VifgoZ sangen aus den Gebüsche und ein Wieü^rocliall antwortete ihnen (Runenberg, V,-S3).

'Существенную _роль в реализации идейно-эстетических воззрений Тика на природу играет и лексическое наполнение таких

* Лосев 4.Ф. 1976,15.

Проблема символа и реалистическое, искусство.

описаний гнаснгдеинвоть их, кар правило, глаголами акциональ-ной семантики, лексикой, по подающей звучание, метаЯюрами-персонш'щкация:«!, мета^ор&ми-юкнестезияыи, эпитетами.

В описаниях.внутреннего состояния героев тачие структуры при насыщенности их компонентов глагольными элементами призваны передать изменчивость, вариативность ямоп.иональног мира романтически^ героев,

Среди беорерянмх сложных предложений ррзнотмпцой стоун туры, у Тика pfipanAFvi ць себя вникание синтаксические конструкции С лорииовяикл ртношенияки ме;;ду компонентами.Стрег ленио сделать высказывание максимально открытым, спободпми для разлччннх толкований постоянно проявляется у Тика n пр« имущвсгввнирм ^пользовании таких синтаксических конструкций, где ¿оричоокио отношения не получают достаточно чотког пнргжешш, в частности, бессоюзной связи. Однако, как показывает анализ материала, даче в рамках бессоюзной связи ai тор стремится pu~возможности затемнить, ослабить характер логически;: отнесений: Bno Valüv;e-ib hat mich ^Brufen, ich Sehe nie zu ouchon ,.. (Runenbei'n, V, 12).

Слъйм степень структурно-смысловой спгянности, пррлв-лякмаяо.': в отсутствии' мт.'ентг.в,' активизвруппих смысловые отношения, псинсд:ит"к оСпеп чедиМадренциированности отношений, к слиянию причинных, следственных, вгоксиьнх и т.д. значений, что обнаруживается путем трансформации таких nnej ложвиий в ооответствушя? союзные. Ослаблииио логических о: ношений достигается у Тика и посредством чрезмерного осложнения компонентов, а также при большом количестве компонентов в составе бессоюзного сложного предложения.

Создания "о1Го!Слово:'Г Неопределенности" способствуют к бессопзшю сложные предложения с 0тноиешш«и пояснения меж; компонентами, представленные в'прозе Тика двумя типами:про, ложенияма, в которых: конструктивным элементом является вес: компонент (отношения 'тождества иелду поясняемым и поясняо-г,им), 'и 'прелложскиякя, где конструктивным оломентом яплявТ' слово'или словосочетание (отнойонил общего - частного мезд компонентами). В первом случае "счнслог.йя неопределенность доотпгйвтбЯ'!за*счёт*того, 'что '-поясняютая часть обладает но ' ноГгструктурно-смлслоЕОй независимостью,' обусловленной сам

- û -

характером смчеловпх отношений, и оторнляется в виде целого ряда компонентов, объединенных, как правило, hp. оонсе<о градации, т.е. семантического усложнения каждого последу'лтсго членя. Наиболее очевидно ото при расположении члс.тов г порядке возрпстякпей образности и завершении их г:стз/.:орой, поскольку гютг/гара, дптн.ш семантической однозначности, не только ябираег п себл предыдущие с.ч.чслн, но к обобщает их, дает сложи; :й, дробяглпоя в своей многогранности образ.

В поясни: ель.чмх конструкциях ьторого типа (с стг'осекия-г.'и общего - частного) ü отлично от конструкций первого типа в качество поясняемого шетулаог на весь уемпенект, а какое-либо олово или словосочетание, импвгеео ту иди иную степень грамматической зяменмости от пояснявг:ей чьсти.Суи'оетг.еннк?.: является и ого лексическое своеобразие.У Тика в качестве поясняемого наиболее частотно выступят; слова, не обладающие валентной синсо-антией; их семантика отличается обобщенностью. птс тотальные кестскдения, как в абсолютном упстреб- ' ленип,' так. ■/ в сочетании с другими локскчсскимг. единицами, a т.итоз наречия, г.:сшчсюккв в себя сему тотальности, что соответственно придает псръсХ части пояснительно:1, конструкции Оолычуп скислсву:о емкость, делает ев своего рода "понятиен": ...0110? es kann If.r\i»o vm'hrcn, und dann ic- hier vielleicht nlloa aiuiorr. : ich bin hier rinnn längst versessen, ncinc Frcuncio und Ve/wanÄtnn ninU vielleicht ce3torbon, Jiù Hurnchon und I'KdchR», dis ebon, за fröhlich sinken, ain>i ri.inr. -alt und haben Kinder (Fi-ani St. Vi. , XVI, 54).

Пирокип и отплеченння значением соединения, лежавши л основе сочинительной ивлнп, объясняется активное испольсо'пя-ние сочини,тельнкх структур в исследуемых произведениях. Это общее значение соединения не получает ~ анализирует?^ структурах, как правило, дальнейшей конкретизации я однозначного выражения, поскольку адссЬ' стсутстпупт лексические показатели, сужалппо и конхреткзпдоздре его. Это касается прежде всего сложносочиненных предложений с семантически нед::;т.ерсь-чигопзмнчни еопз.апг, например, unrt.

Göns und как.co«w широкого круга значений м.ожг'т впету-пать з сопровождении специального лексического гсонкреттаато— ' ра, н ааписимости от которого значение союза может'по-разно-

му уточняться; отсутствие такого конкретизатора ведет к не-дифЛеренци рованности смысловых отношений.

В случаях с семантически диЛференци ровгшнымн союзами daher,doahaib^aruj,ÏHK широко использует возможности позиционной вариативности этих союзов, достигая тем самым оелаоле-ния их семантики.

Характерно, что большинство из исследуемых сочинительных структур являются в прозе Тика функционально однонаправленными с бессоюзными структурами:они служат для выражения одних и тех же отношении. Оформление этих отношений посредством бессоюзной или сочинительной связи создает, как правило, лишь вариативность, внешнее разнообразие. Вмезте с тем, некоторые отношения, для выражения которых может быть использована как бессоюзная, так и оочинительная связь, оформляются у Тика преимущественно сочинительной связью, в частности, сопоставительные; модифицированные ьдесь самими разнообразными значения).»;: разделительными, градационными и т.д.

Подчинительная связь (частотность которой у Тика значительно нико) характеризуется в исследуемых произведениях наличием придаточных,' которые не'обладают облигаторной за-висимбстью пс отношению к главному предло;:;ени;о, как, например, V случае с собственно-следственными отношениями, или ;;;е ко реализуют ее (как в случае с придаточном определительным). Отсутствие тесной сгруктурно-смыслопой спаянности между главным и придаточным достигается здесь розными средсткдаи:использованием рущсствительных алтосемантичных уже по споей природе (кеккретныо единичные обозначения,например, имена собственные) или существительных, имеющих внутри главкой части определители, и выступающих как автосе-кантичнне, что часто поддерживается отсутствием согласования между опорным словом и относительным местоимением, а также чисто квмпозиционными йакторамч, например, постпозицией придаточного и, как правило, ого большой удаленностью

ОТ ОПОРНОГО СЛОВа: Rudolf war Iraner lüotij;, oein Hut verlies Ihn nicht, und duo war fur Franz In vielen Stunden oehr erquicklich, der fast beständig ein Misstrauen цопеn eich hatte (Franz St.«., XVI, 12).

Подобные явления ведут к ослаблению определительных отношений между главным и придаточным и создают большие возможности для осложнения элементами других значений, в данном случае причинно-следственного.

Существенную роль в создании "смысловой неопределенности" играет и нейтрализация грамматической противопоставленности, которая носит у 'Гика всеобъемлющий характер. На синтаксическом уровне она проявляется прежде всего в уподобле-• ниц одного типа бвязи другому типу связи. Так, слабая степень структурно-смысловой спаянности компонентов в составе подчинительных структур, прьктинеское отсутствие семантически диТЛервнци рованннх союзов (в первую очередь союзов, вы-рахагацих логические отнопзгшя и реализующих тем самым основной категориальный признак подчинительной связи - выражения интеллектуально-логической связи вещей и явлений) представляет- собой "отступление от слогнсгюдчиненности'ЧАдмони).

Подчинительная связь, таким образом, синтагматически уравнивается с бессоюзной и сочинительной и функционально сближается с ней. Особенно отчетливо такое сближение проявляется тогда, когда, например, подчинительная связь выступает в Л»учкции конституента динамики действия, реализуя пара- ■ дигматически не типичные для нее отношения перечисления между компонента?«. Бессоюзная и сочинительная связь п свою очередь, реализуя весь диапазон значений, потенциально заложенных в грамматической форме, в некоторой степени сближаются с подчинительной связью, в частности, когда берет на себя функцию выражения логических отношений.

Существенным для нейтрализации грамматической противо- ■ поетарленности у Тика является и сан факт увеличения числа значений, выражаемых одной синтаксической формой. Показательна' в этом смысле бессоюзная связь, реализующая широкий диапазон значенийгпервчислителькно, собстпенно-соединитель- • ные, пояснительные, логические и т.д. Весь диапазон Этих значений при минимально)! количестве коккретизаторов делает нечеткими, перекрещивающимися сани эти значения в пределах данного типа связи.

Неопределенность, создаваемая синтаксически, поддержи-.вается у Тика и лексической неопределенностью, суть которой

заключается п и проком использовании лексики понятийной или-Гфодтегтипной семантики:событийных сувюотпительних, отглагольных кдс отад'ьоктннх существительных, передающих некое дой-стиис или состояние в его обобщеннооти, кокикглийации и т.д.

Слабая степень структурно-смызловоГ: ипаямноети* которой отличаются исследуемые многокомпонентные сло.чиИе предлоке-Ш!л, является у Тика стилистически лолилумкциоияльиглг явлением. Нярлду с созданием "тюловоЗ неопродолоНноетп", она служит и лы! выражения шзГорйКОГо субъективного Начала, что проявляется, D частности, и иепбЛЬаопацйи присоединительных (в широком с;.а;сле) структур Пй Böftx типах связи - босооюз-.ной, сочинительной и подчинительной.. Оти присоединительные, предло-'.ония позволяют автору прокомментировать происходящее, ямпазить свою оценку, свое йвтеросоо oíiíocichk« к тому пли иному факту действительности. У Тика маркером суо-ьектяп-ностк попсотиовашш сыотупоют '/. раскрывающие придаточные, предстлплошше здесь необЬ'ЧтпП »:н|.о::км диапазоном союзов И союзпмУ слое, ¡[пряду с типичным союзом «ins», как (!н прикрепленным ('. "измснитедькояти", здесь встречаются такие С0ЮМ-: :: • СОЛЛПЫС слова КЯК wns, nlo ob, nía tendí En

Hat liodlich, vio ai« bald hiilnuf In tieft Wipfel eehw,ölikto, bultl winder wie eino Gottin hefabkün..* (nutlenbUfr i V,,r7).

) ¡"римская к лексике с ошзиоЧНбй оем/Шт'НКш'!, oiils однозначно сигнализирует о субъективном aMopcífiOM бташ'елши к происходящему» Аналогичную функцию имеют п ИСОЛСДусмых произведения:: однородные придаточные предложения, стилистическая t'fipkiiponatiHooTb которых, создастся подчеркнуто:'! выдолснностью каждого придаточного союзом. Активизация авторского начала ' поддергиваете* у Тика и па лексическом уоооне зп счет, ородстп субъективной модальности. Степень прони.гиомнид ;т~ торскоГо- голоса в пспествование мо.чет бить различной, ß одних случмях ппторокпй голсс; слегка окраиивиот попссщопа-нио,в других звучит ясно и открыто. У Тика авторская личность выступает в кпчсстло активного субъекта псн'се.тпопглпя, делал его, объективное по Оормо, прсдстаплсшюс Я л. ед.ч., субъоктишшм по содерг.шмто. Об ;>тои свидетельствует педигуро ренцн резонность рочелых планов автора и персонажей - сквоз-

но1! характер многокомпонентных сложных предложений и их одинаковое! лексическое наполнение. 1> евлзи с этим псе приемы расширения пфгрн персонажа - изображение действительности чстез >оеприят;;о персонажа, расмирипие речевого''плана персонажа и передачи ого всеми типами }ечи - представляют собой не что !шсо дяк внесшее разнообразие при внутренне едином, отчстлчпо згучпчом голосе автора, способном разрастаться до л^пнчоогсго "я", . '

Усиление авторского голоса, его субъективно-лирическая интоиъикл проявлявт<зл у ■ Тика и в перестройке псого эгшчес-кого целого. Лик, основная кйплозициошю-речевал форма эпического жлкра - птьотвоваико отступает у Гика на пторой план и оо категориальные признаки претерпевают значительные изменения. Опнешшл же V '¡'с.тсп, напротив, впетупапт на первый план, но отличаясь то?:.ят::чсс;;мк рлпнообразпгм - это главным обпгтом описания природу,! г. описания внутреннего состояния троп - оич характеризуются значительной ¡¡рост ранет пенной развернутость?) V пп^геталт, как г, комп^зициомпо-реии-

пп* "рассуждении", в окспросоинио-омоиисшялыюй »«оди-

фИКг^НН.

Псжннм показателем пктг.гноочи ьиторокого субъективного начала п прозе Тгк.ч вссгуппо? и Активизация позиции читателя. Она создается .;<!."!".! р:да!,: првдетв, обусловливающих гчЬ-фегст о^г'Р.ция, лпчноги кертя^тн, автора с питателем. Сто -негюспсдстппнпос о !¡'.-ц;оп!:о' к нкт'>тедп, авторские сентенции, всо те элементы, которые; оозддат пошаденну» эмоциональность и оконреоспппоеть авторекого /¡инологн.-модиш.ныо частицы, усш-!*.тп.п!-.!'!.!о чагп'/гд:, иогдомотия, онйтюпально-опоиочиггл лекечк:?. и словссн--^! образность.

Г'ллн;'. И, Ритмическая' организация

про::» Тмга - -

иоовяпена особенностям ритма исследуемых произведений, В теоретическом-параграфе рассматриваются различные тяории, касаг,!чи!!ся выделения ритмических единиц и'-методов исследования прозы с этой точки зрения. '

Во втором параграфе анализируются основные принципы ри мичеокой организации прозы. Тика. Исследование проводится применением лингвистического подхода, в качестве главного ритмического определителя принимается предложение, его стру тура. Однако при этом учитываются и другие особенности язы ковой организации предложения:логико-коммуникативное членение, закономерности фонетического и лексического уровней. Анализ проводится на.отрезках текста, равных композиционно-речевым формам и абзацу.

Как показывает исследование текстов, основу ритмическо го движения в прозе Тика составляет синтаксическая упорядоченность, которая создает константную ритмическую тональность - напевно-мелодическую. С наибольшей же очевидностью напевность и мелодичность проявляются в ритмически выделенных фрагментах:в описаниях внутреннего состояния героев,при роды к размышлений, т.е. тал, где синтаксическая упорядочен ность поддерживается целым рядом формальных и содержательны факторов. Одним из таких факторов является равномерность ак центнэй структуры, которая создается использовгллен коммуни г.атиэно нерасчленениых предложений, отличающихся нзвыражен-костыо логико-интонационных акцентов.

Другим существенным моментом, подчеркивающим напевно-мелодический характер таких фрагментов, выступает их; лексп-ко-се;.«антическая наполненность, создающая особо эмоциональное звучание: повышенная метафоричность, наличие змоциональ пых эпитетов, синонимических вариаций слов, словосочетаний со столкновением и соединением слов, весьма отдаленных друг от друга в логико-смысловом•плано. Значительную роль в усилении напевности у мелодичности играет и фонологическое оформление - инструментовка токста. Основном здесь является ас с о нанс:уп орядо че н и е гласных в ударных позициях' на фоне нечетко выраженных аллитераций придает реальное звучание ритм: чески выделенным фрагментам, реализуя том самым романтическую установку на уподобление языка музыке.

Напевно-мелодическая интонация усиливается у Тика и ритмико-интонационно за счет некоторого выравнивания слогового объема или числа ударений в пределах целого ряда синтагм, в последовательно проводимом чередовании однотипных зачинов или концовок, нередко за счет полной метризации отдельных фрагментов. Излюбленными размерами Тика в прозаичен

их текстах являются ямб и хорей. В силу особенностей немец-ой просодии лмбм и хореи выступают здесь как более монотонный вариант двухсло.-ноП метрической схемы. Актуализация, же торостепенных ударений у Тика, наличие метрических ударений а нзполнозначннх словах усиливав? монотонию, создают более iGlhhh мо.чодич-эокчН вариант метрической схемы, которым не-1вдко -производит, кроме того, впечатление абсолютно музыка-[ьной урегулиропанности.

Напевно-мелодический характор ритма прозы Тика, как подзывает анализ материала, является результатом многих бак-горов, основным среди которых является синтаксический.-Преж-ie всего потому, что именно различные Формы синтаксической симметрии являются той сквозной ритмической константой, которая создает напевность, в то время как остальные факторы лимь усиливают ее и носят порешенный характер; во-вторых,потомку, что именно определенный тип симметрии обусловливает конкретную выразительность ритмомелодического движения каждого отрь'Ека.Так, описачсльные фрагменты, построенные на основе плавного синтаксического развертывания, которое задается, как г'раяилэ, бессоюзной или сложносочиненной связью,имеет расоосредоточенноэ ритмомелодическое дн^адлне, стремящееся как бы удержаться на одном уровне.

Яругой тип ритмомелодического движения - с ярко выраженной динамичеокгй устремленностью, которая создается синтаксическими средствами, споссбнмми обеспечить "эффект нарастания" - ото'' беосоганно слом.пые предложения, бессоюзные сложные ряды, построенные на основе синтаксического параллелизма (как праьило, с пипФормосйим повтором компонента), а также перечислительные ¡тли, однородные придаточные предложения, комплексы вопросительных и восклицательных конструкций.

Отот тип отличается некоторой вариативностью. Так.ритмомелодическое движение может выступать в форме постепенного непрерывного нарастания.Иногда оно мояет начинаться с довольно высокой нотн к продолжать нарастать далее:это возникает, как правило, если фрагмент открывается вопросительной или восклицательной кпнетрукдиейвыливающейся в целый каскад себе подобных. Оно может носить и характер бурного взлета, происходящего на Фона плавного мелсд^оского развертывания, который затеи зрвориаетоя свозго рода торможением:. Ев nchlen ihm, ale wenn jio'.i untnr Orgeltonen dio Farbengebilde bewegten und nitBHnsen.als wenn die fernen Engel uther käsen und jeden Zweifel,.Jede bangiekalt alt Ihren Strahlen

aus den Gonüte hinwegleuchtenjer empfand «ine unaussprechliche Wonne in

den Oedanker., ein Christ xu sein (Frans St.V., XVI. 71).

Небольшой размах, равномерное ритмическое движение, которое задано главным предложенном, выливаетоя в резкий мелодический скачок с последующим нарастанием. Этот скачок задан однородными предложениями с союзом »l» wenn и усилен элементами ритмического нарастания¡однородными рядом сказуемых в первом придаточном предложении, однородными подлежащими с анафорическим местоимением - во втором. Затем происходит ритмомелодическое торможение, осуществляется принцип так называемой "заверяапгаей перемены": двукратное повторение одного и того же построения дает нарастание, а НОВЫЙ "закруг/яюиий" элемент - er empfand eine unaussprechliche Vonne'in den Gedanken, ein Christ zu sein - спад (каденцию). Возникает своего рода мелодическая дуга.

Стремясь растворить слово в мелодии,Тик попользует на ■только разнообразные средства, создающие нппевиость, но и сему прозаическую Лраэу строит по собственно мелодическому принципу,уподобляя ее мелодии с характерными спадами и подъемами, что особенно заметно в наиболее протяженных отрывках текста, в частности, на уровне абзаца, когда в ритмическом движении абзаца повторяется его тематическое развертывание - чередование опичоской и лирической теми.

При рассмотрении ритма наряду с выявлением его теча-тико-кемпозиционннх йуикций был проведен и сопоставительный анализ ритмического оформления реуовых планов автора и персонажа. Оиутймое единство, совпадение их ритмических характеристик позволяют говорить об одном-единственном голосе в\ прозе Тика - голосе автора-повествователя с его особой лирической интонацией, .ритмически подчиняющей себе весь текст.•

3 Заключении на основании проведенного исследования даётся краткая обобщенная характеристика языкового стиля ' 'Гика. ' ■

!!о теме диссертации опубликованы следути работа: ' .

1. О некоторых средствах созддоад "романтической Iкопределеннооти'' в прозе Тика.-€г>. Анализ стилей затубекнсЗ нпучнОй и художественной ли-. теразугы.Вып.6., Л., I9S9, с.66-72. .

2. К)тмикскдалодичоо1<ая организация прозы немецкого романтизма (на етгерчалс произведений Л.Тика).ЖМ, JI.,2990,10с. (йгкопись. депонирована в ШН АН СССР ,V41 965, 25.05.90).

3. Стилистическое функционирование атожносочиненного предаопечия в прозе Тика.Тезисы докладов научной конференции Сп1«аркацдс.-лго универсть тста,1990,с.25-27.