автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Синтез религии, философии и культуры в жизни и творчестве Е. Ю. Кузьминой-Караваевой

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Беневич, Григорий Исаакович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Синтез религии, философии и культуры в жизни и творчестве Е. Ю. Кузьминой-Караваевой'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Синтез религии, философии и культуры в жизни и творчестве Е. Ю. Кузьминой-Караваевой"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении нашего исследования можно сделать следующие выводы. Вся ггературно-художественная, общественно-политическая и религиозно

I тгч и/~\ глЛ

Vy.Li.VJ ХУЧУХ1 } I зедставляет собой чрезвычайный интерес для исследователя русской культуры русской мысли первой половины XX века. Особенно впечатляет та духовная и юрческая эволюция, которую прошла Кузьмина-Караваева, сохраняя при этом апхиЛАТС Г*Х> а ТТ ТТТ ТТГТ-Т/ЛАТТТ X? апиЛЛТГ. Г*\Г ГТП ПА ^СГ МГ! ПЛ1'ОООГТи П ТЛ ОТТ а тп. гчх т дж ч^У 1АУХ1ЧУ V А ь V 1У ЧУ V XX ^ XXX 1X1V/ X XX, ХУ СрАА ЧУ V X ъ VJ ¿дЬчУ V . ХХСХХЧ 1У1Х>1 11 ч/хчсг^сА-АГА-, ГАААХХЛ V У /дичУХ> 1 1>А ,

Тотлтлтт п глоттттлл.' ттрптоу 1Э1.Т атпотлтэа по^^ (л1/тт0П1.т1)'ЭГ10А1 тл плпоцотзо лагч. Ах/л о

АУ ЧУЧУА-ЦХАЛ сАС|УАС1Л ЙЫУ А рСАГ1А^с1-< ХСА^, £>- ч/АС 1с*/ДА>ААУС*^ АСАСАУ ГА САЧУ АУ ^СА!*АЛСХА

ТТГЧ гтагтгч/члгх ПОПО ГТ !ХГ*\.Г X г гаиа->г^ло 1та т>/л|>а» ^ааъл/лг/л пл/уо гт а XX ^ о а\1г р» ч/'лг^ цр

XX VУ.^X.Vl'XVAVVУrX А АСА ^ СА/Д ГА X 1У11Д X V1А ЧУX А V СА АС»» АЧУХУ V/ "А СС14ЧУ1 ЧУ Д ^ /ЧСА, А 1ЧУ А АХНУ! СХV 1*1 ЧУ I V./ уУ1ЧЧ/ 1X4/

1гл ГТГХ гапат1л иллги { гттлтт дл а^ ТТТ а п x xi г\ v цап аоапаа1/лиу ТТ \г \ а О НЛТТГРНРТМ ЧРР К1*.

Г1«1ХЧУА ЧУХХС ХА1 "ХСС-ХЧХХ уА1^/ЛГА1\хС11ХА АСЛХ»1ХЧУ ХЧ IЧ/^ 1 ЧУ и 4/1С Ч,ГЧЧУ 1УА у |-/Ч//4Сх Ч^ IX X ЧУХ V1.1V X XX ХСЧ/ХЧХХ

Г\ иц*А[1Т-ГТА ГТТ- ХТ/Л !/■ /ЛТ Т А "X Х-Г/Л ТТ П ТЛТТТЛ/ЛАТТЛ С^ О АЛ МЛ ТТ "7 XX АТХТЛТ^Т ГТ ГТ\/НГ1~ ГТТЛГЧМЛТЛ'^ГХ.Т ТЛ X"О Ъ" ТТЛ /ТХ. Р ИМ С А Ч/ЛЪхАЧУ Л ЧУ А ДСуА-ОаАЧУ ГА ЛИ шСуШ. Ч^СаЛх УАЛ.ЖАОАА VI 11аЬ1ХА 1±У 1 А ЧУ ЛЧ А 1 А 1УА X А AViA.lV 1АУААУ т //"»"ЧОачч ПОиЦАГЛ П АТАТОО ГТ/Л Д пгм/о ТТТХ ГТ АПАО \Х ТТЛ П к"ЯЧРГТР,Р ТЯТ-ГОР.ОГО

1 \\pctyl /г рСАХАХАСХ ЧУ /ДС АСА ХЛЛ /А,ЧУ У IX АЧУ ХЧСА*" 1XXX А V Г X V С* у Г1 ЧУ V Ч/-У1 АЫ.1 1ИХУ1ХА ХУ XV СА I СС X ХУ V X <иУ\ ЧУАУЧ^' 1 ЧУ,

РТ1 тдаптл пллАоитггха тт / г» тт 1> а г* т хэ/л а о тл\ г* ^ 7 ТТ^.ТЛ/Т^Р

V А ХУ XX V Т. X ЧУ ЧУСЧ/ЧУСХХХХЧУС XX У/ДХДХУХХХ V. 1 ХУХ ХЧУ V Х> 1^уСС1ЧЧ/*Х XV V У 1 АУ А V . н< ТГГЧ МЛ А ГППЛТЛа Г\ ГТТ/ПГХХ/ЛГ»ТТТ лт 1ч/Т атлтягтт \Х/ЛМГ1-1Г\ Г» Г\ Т"1 ГТО Г4 п <Т Г Л А ГУПАиТ/ЧЛТТ

И> IV/ Лчс ВрчЛхЛ, 1 ЧУОчУрЛ V/ >/ А ТА 1 1А ЧУ V А А1 Л1 . 1 * А Г А Г А, 1УХЧУГАЧААЧУ V ЧУ 1 Л Г 1 1 1-» V ГА V ЧУ АД V А 1IV ЧУ г\ , юиили 1-4 Ь>А1Л ПаАХЗТ.ТЛТ' У/ТЗ АА МГТТО и ТЛ тл ЛЛ7ТТ.ГЧА IГТ^ ГЛС,Т НТПОО А\/'ГТ1.Г\0 I ГА ГТ/Л г.т с*11 IX ЧУ г Д АА. А-)Ср/ДУ1С1уЫЛ1 . Х\& СС / А\ Г 1 чУ 1А X" X И С\/Д.ЬЧУС 1\С41\ ЧУ А>Х V/ I САО Г 1- 1 СА V О ^у/ДАУЧУСА 1Д 1ЧУ Г1 ' Т ТгЛ л ГЛ1 ТАЛ I' I ~ \|)1 АПН л ' Л Л п I Тгг Т ПП \ I IV /Гп1Л ЦП 1ПЛ I] Л П1Л/Л

1иилл// . 14/1У1 пчу м^пОО, лахч 1УЮ1 тииш ^исдшос-л, т. иоиха ис

1АГТ/ЛП А1ГГ\\Т ГО^ЛОТТАГТЧ ТТ 1/ЛГЧ <ТТ ТТ А ГГЧ О АТЛ ГТГ ТО ИА ЛЛО АГ'ЛМ мл.А ПТР.^ Н Т-.Г\Г И ОРРРТПЯГННКГМ

IV»* 1 ЧУ ХУ V IV ЧУ 1УА А ЧУ|-/Л XVI Ч/ А АЧУ Ч/УАХиАД V А ЧУ V V £У ЛД1Д СА, 1 V ^ 1 V» АУ V АЧЧУ 1» А / А V V А и Ч/ X А 1 X АУ А а V А ГХ ЧУ V V V А АХА 1 1 АУА * ^ гч А

ГОС.* А иАТЛ ТТОАТЛ ГЛП ГМЛат^ Ь< АА ГТТТТТА ТЛ\ '«^АТЛО <Г ТТЛ/ ТХТ\ /Г>0 t аОАГП ОА1ЛО

ЧСХАУ и ААСгА 1САЧ/ А ЧУ А Ч/А^Ч/^Л А . Л> СС J 1пЦч ^ С1ЧАА/А 14 V Ч^ V р V Ч/рУААХЧУ 1 ЧУ иЧХ^а, лр. гт игтдАОиА.т тт паааАа^о аг \л.га ггх. и о т гт гтгт оаппллшитлр ТОРГ) И ЛРЯ ЛЯ СИ НТРТИЧ РГ КТ>Й

V^XГXX ГАЧУ^Х ХЧУ УДУ Г А» АЧУ V ЧУ ЧХУ V ХЧСДУ1 iVXXУlVJ хи^ ХХСАААД^ХГХ АУЧУХ XV ХЧУ ХАД СХХГАС А ЧУХ Ч/ Г <Л~ 1 СА V ГА X X А V X Г1 1 V СХЧ ЧУ £ А

ТАПЬ иАП ГТ1Т11 иЛАХП Ь'АТАТЛ ХИТ /Ли О О Г 1иО 1Т1 И О О Ш О О О ТП.Т XX О С1 ЛТ ¿Л X Л\{а1/п о о

ДС^ХАУХ ХЧУХ1 У1ХХ -11ХЧУ V X ХХу XV ЧУ А ЧУ^УХУХГХ ЧУХХСХ ХУХ>АААС4Х1ДХХАУСАЛСг? 1ХС4.-1Х1ХАСА/Х ЧУХ 1 А. у ХЧУ1У1УХХЧЧ/ХУ СА, . маатпаолилгл и к л Гапло^а т? о тт глщпо 1-4 кап гга Арилт нор та ПТТР Л\ГГЛГОЙ МНОПИ

Д ЧУ V 1 V V ХУ V IV ЧУ X ЧУ ГА АУ^Х. ЧУ«; 1 ЧУ О АУ V А^СА ГА ХЧХУ1Х Хи/Х А А. V |«У>ДУ1 V 1-»АУХ 1УА . А АСАС. V > lVl^УAVwlAX

ПГ-чтт Г^'ггчлт пи ПГГЛ и А гттлгчатул Ч ¡'АОЛ Аи КЛоюттатл ил р ири ПК! ПО Р.М Г-Г ГТРНРНО ГПЯР.НОР

1|УХХ ЧУ Ох« I ЧУ [1V ххрч/ч XV V V АУ ЧУ V » I ЧУ 1И. X V ХСХ^У XX VII, ХХЧ/ ХУ XXV 1ЛХ ЧУХУХ^ХЧУ ХУХУХ и IV! ХСХХЧУ I V 1СХХУ ХХЧУС

ВАОопогплаир гг оАТЛО Т." I 1 АТ-мготт ГЛОА^ТЛХТТ^ТТА Г*АТЛПттЯ ПП0 п1ААои ПГШЖНИ ¡VI М

ЧУ^ АУ|^УСАХ1Д V XX Г XV ХЧ ХУ V £У V ^ Л А-4, V ^ХЛ АУ ГУ , ^СЛ^ХЧ^ОХ АГХС СС АДСА ^ ХУА ^ХХЧУЧУХУХ! 14 \JJXXXJi\l ХХХ1УА XX мгтл'гитд 1\Лотлтдгл пагтрпАиил г л Л/^'Ч^ТР^КНО ИЧЖИР.ЯПГЯ

ИИ^ЛЛ 1»А. А*1СА|У*АГ1 А 1 1 V 1 А V 1 А А 1 V ГА 1*.1 у 1 А А А ^ А 1 А ЧУ 1V IV А V 1 1 А

1 Бердяев Н. А. Самопознание. Л. 1491. С. 267 гопизма русской мысли, связанный со славянофильской и народнической гопией, имевшей свое влияние на русских христианских социалистов, осходящая к Ф. Достоевскому, идея Вл. Соловьева о превращении Церкви в збщественный идеал» преломилась в жизни и творчестве м. Марии в нечто кое. В своем служении Богу и ближним христианин становится телом Аристовым, распинаемым ради спасения ближних и дальних. Так, от утопии м. 1ария к концу своей жизни пришла к христианскому, евангельскому реализму, »тот вывод о жизни и творчестве м. Марии подтверждает тезис нашего сследования, который мы выдвинули и отстаивали на протяжении всей работы.

ДДтл- tri» чл- j/-<=>\i tr<=» г ггоfuxLpа п тг-vrj гчттршхг/лтт п 14\t Р.Пг! 1!Г,Т Г К"ОЙ KVTTKTVnhT i \ 1 LJl liv mvy/ivviti ÜV vul ^xuvxiiuv/i w i t. - ¿ 1 U II WtliVlUUJlIIV 1 vawn У XíJ 1. V p 1J1. nTor\\;tn rro^nr TA R l/'nummi}- //Unen i/Airnfli-Ti miiOiii м ^r\ñr\r\iLFf\t~rrf CO.i*П 'ЛНЯНУГСЯ (R

Дич^х X.A.X-'. -LVV^ll/J,CliV^JL» . WXi^Wíl 1VVJU1V1V1 Í1L)*1 JWU ГА VVWUUUVViíl VWAíUL/llUlV/l yu eTI^i Г* ОПП nArif£5IJ T JUT ТТТДГ Г? TI ТТЛ г о гт t J " TI ттдтт Р.^^МХ^ПТТПП ÍTT4KT пЧТ.ТР.ПГ'ТТД r¡ / V Clli.vJjIV/1 I lJV7p "J^ vKvyri ГЛХДПЙПД^ rUviOllUVin, iriAtVl"! i>WlViri^yilWJCl LíljDil>-imJ\JVIJ;i гчтх^Т'ЗЧЛ'т^а г» лтйл^ноииомлм т^/литт^пгтттдгркгд" иаттилис1П1.илгл г/гоЯ\тлоииггттт^г»'г1зо • ттггрт! j Iviuiuiva v. i-vi i vy^vl, iVVllI4,VilU,IXVi:i UUiA'XVllUJllJXlUl tiJV^UHHíl ivv 11JU, вселенского единства дополняются верностью русским культурным радициям»". Именно в такой среде формировалась Кузьмина-Караваева., и ее

ГА A ÍJOOÍ* НА LITT CT UPW^/T CTQLJT-ITJr ЛТПЙПОТЛ1* l*\mLT^;nLr Г»ГД\ТТЗ АГГТЛ\.1а I I пилопририил \í LI Ipo I1JUVMVUÍI/1 ílw V i stxjxixjx jtx V x UV 1U XV/IV y ¿ xxj x j> yyxjx VtliYlUVJ 1XA-/1VACX. ¿J.A lUU^ViUVliUV, 1*1 xjl

ЛГПи ППЛЛ TA ПМТ1 I/OV D AA Mmouu T Л TDAnUOi^TDÍl П1Л А JJ ЛУЛТПП А ПТЛ А А А А О -ГГ A LJ JI А Т л iv-ZL^iri iipuv^ivMmu, fvctxv xj vv míjjmi 11 t^viow upunv.Av^iiwiU XI

ТПРАПППРШЛР и'ДГчГТРПМа PMVfRnrTMIU'J BLKJP HPUMP rUV-iUTTJOL-IAr/A 'ДТРМРиТЯ ДТ(\1Л íjjvw^v.ivuíiv i ÍUV^ J vnmL»vvuij:rju, uuiyi^ivunv uvjn.inDuvi vy jjivmwn Щ runLT\mL! T.T АТТЭ AT^MTAUT-JA AA /"»A A TOQUAD vj « J и l» p L»1 {1 V/ I. Uvp/iVV Ullv V V V KJ VJIUJ liub»,

Т-Ч l-,00\'VlAATPq о UOlIIAUf ArnOUIillA UUA\J ГТ А /ЛАТ. А»\/ I ЛГ*Г> ПО HADQUUU ТТ1*/ TIJA ALI ГТА X Cl^j :ViWI V/1, X? 1 ACXi-A-l V :VJt . VI £УС4Х 1X1 "lVI 1 11V/1V1 1 А V/ V/V/JJV:U » Г А V V J IVMUUUnriri, L HJ' дли vy uu IV/

TT\OOUTL Di"4 О ААГОТ^ТОА ТОАПГТАЛТОО H* К^Л /О LMU LJ A Tí К* ОАО DOPO АП О TIO PTTJAOTH MLÍ j х p/ctori i х> UW u\j i d i vi uv xxjv/^у -ivv x xjci . iV/. ivy JUivinnuri ívapuuuvi/vjn. -icxv i i ivjv iri, ivi ut

-JA APTOUADUHUPI. HArrnAAUA TJQ AA МГТТ T? АГТТД A TT ТД"Ц"Аи ЛШ/1Р TT 12 1Л TTTTTTJ IT CS V V AT CT

XV V/V 1 U1 1 VWllVlílVU 1. iv/4,pv V/11U ни V V ДМ1 uunnvtl, tuwiioil/ivrij UUI LX1 ÍX ипи.л. AV 1 /1

AAL" A -SQ ПАРПАПОЛги OOIVU. ^/Cl 11 pV^VJ lCtiVA ÍJ.

4ГТДГТ5 ППиЛПАА TTQ AA ITApTD A Äf l\/l QAT-Ш TAM/P ТТТЛ АО T2 VTTTO UU А ГШГ 'AY auuillivuuv luvp AVVAUV/ А V iCA Jw/ [ 1Г1 i LV/1W ipVJÜLH lUililV/ l

I^/»nAnADOUnq А/"»ТОГГ/><Т IX ГТА ТП/^OULIU АО О А А А АТГТЛ/АО LI HL АР Vf \/ТQ A J.T ТЛ (V A A í У A t? A IT J t*l W J lV/i,\/OClHriyl V/VJ. си 1 V/i 11 11V/MJ-/V/V/llL>l*:i £/СХО V/ V/|/ VlU/VUU Г1 l 1 UVV 1V1 . 1 v XCX^X IX 1 V/ IVVUUOUV tl r\r* A AOUT.TA OA //Тртпо TTTJT \\ /10 / H „ 1 О'ч ^Ч Г^Г^ Л O'VV/V/VI.XllV/ V V W1.V1 P'U./J,!'!// Ii.у.

ГА^АПО А ТТАТЛЛТТАХГТТТТЗ Р» LIO Г* TT А ГГТТ<Г Л,Г Г\/Таглтдтт UAAAVA ГТТ/ГД Т А оАпплтит.ттх \JXJ\J у/Х V/ 11V|>V1.1VÍVAÍÍAX/V Xl-JJ IVA А Г А/А X 1UVV it V^Cl/l AVI . X * JLCij^/X А 11, 1AVV V/ л V V//-1-1А 1* А V/ UVl IV i*l AAJCA A XJ

ГТ ТА Г ГТА АЛ Л/Тотлисг AL 7 ПО АПиАТТ ГЛ О rTAnDLTV а Т/ А/* Г» Г-ГГЛ ^JT-OLJ Т Т Т1 л и АПГЛГ HADAD IT 11 lu, TIO iVl. xr AdJ-'iriyi WAJJ.J XCl V.// I iy/H ru livpuui/v AJ X v/vvrxxi yxvv i 1XXJ.X1X A UV1 WJÍV/l»V/iJ XI

- ^'TTntfOD U R Гшготтн // ÍTvTTtTimpwrwfT YY плг Г-wc-ini ГТТЯ 1007 Г Д1iWlV^wAvU i A.J-/. V /i>VAA>V^JiiTl.Jl»A / / ХЧ r «10 A y pV.lV/l *аЛ ^ W V 1Í4-<ÍV. .lUUUpÖ. V-Aiv, A ^ J I . V . fl. алософов. Неудивительно поэтому, что многие вопросы, которые задают ¡годня в западном не-православном феминистском богословии1 могут найти юи ответы именно в творчестве м. Марии. Причем, эти ответы будут иными, жели те, что дает стремящаяся к женской эмансипации феминистская мысль, сновная проблема феминистского богословия - о соотношении «мужского» и

1/АиАТ"ЛГА\Ч ТЭ ЬчОГЧ3 ТЛ ТТр ТТГЧТЭ АТГА Т^ГЧТГЧТЛЯ ОТ ТаТ/" ГЛ ий ИТ О У Г\ ГТ ТДТ ПТЭГЛАТ^ГХ ТЛаОТЛАГТТАСГТЛСГ ио IV V 1 ХЧ'ХЧЛ^Г 1 чу// ХУ V XX X V», X V-* ХУ V IV V у ХЧЧУ X ХУрСХУХ X СХХЧ. XX XXV ХХСХ^Ч/^ГХ х VI V/ р СХУ р V хил V хххх/х ххсД

17ТСГ^ 1ТТЛАТЛ гкАЛЛТЛТЛТЛАТГАТу-ТЛЛУ /'гч/ЛГЛ Г £\Х. Т МУ А ТТТТЛТГ >0 ЛОА11 ГГТЛООр\ ЬТЯЬ* Л.^Т^Г /ЛТ(ТОАТТТ у Х/1/\ ЧгХЧ^Ю CpVl»'XXrJXXJrxV 1 у V/ V/Х> V/ их /ХЧЧ/АХЦЦЯХ!.! -уса VI-» ЧУ XX 1арс4,ху<яу., хЧ&хч АГХОХ у /AVV X ^ХСХЧ-/ X Г1

Ц 14'ЛТТТАЛ/Г 1ЯПП прттпо'лиии Г» УРПРУПУ ГЛАГТТ'ЛГТ*ЛГ*Г. Л/ТрГиЛАЬГ И!) ГТХПГСГУ

ХУ л X к*-ХХХ V 1 »X К X V V V X V ¿-Л, ЧУ а^ СХ X 1(111.^ V ^ VXXV.AU'-*! pVXLLUV XXXV О их . X Г хирххухх XXV«- хх^1 а ух.<\.

ГТТГ\ ТТ LIА1-ТТЛ О АО О 1ЛГА TTL ПЪПХЛГ '?ОПАОР П А Т.Т ТТТГ\Г\Т*ТЛ f К, Г\ ПЛ г ТЛ Г\ ГГГЛМ/*ЦГА\Tt/ ТЛ // WVADUAPA V 1 i V/W X X X V X i X ХУЛ VUUXI! VJlDVXUXA JUXXUUVMVÍX Jixvuuri XV l/cx y rx UJ 1ХХУХУХХ V IYA V ГХ \\д'у - WUI i VX V-'

OTAniTUATDQW ТогЛА Л Л QTPIAMUATQ Г\ ПАПРРТО АТ ГЧП.ГТХ. //Т1ГкПП1ЯЪИГ\М\\ ÍITIfTA Г\Г\ ГТ Г) Ü Г\ ТЛ их v|y/üxvi и ex// . X UXWV IViU X Vpnxx V х UVJ XiVjyVV XiXV X J WlXUVVfXflXV/IX//, XíiVX V pv^uxívn

POTAHLUAATLIA AmOUUTTUDOiy'VMfPM Лчл tí ISl T f Л ТЛ ^PUTHULII Г ГТ/Л Vf /Л \f Tí OPUfLAU UA V/l X VJ LDliOVl DlV/j ui p tXXXXX"*XXXA>CXtVXXJ,vrX 44У У mVXJkXiXX yXWlXJHXlXXX>X 1VI va Vi JTi vviviovrij 1ХЧ/

ГСУТЛ HDQ AT DAOAíAMrUAATL, ТТТЛ А/ЛгЛТЛО "SI/" А иГТЛ <T НОТРП ТЛЧГ'ТГТЭр CJO n\ÍTOV ПР<ГГРТТ1иАТ1 ПХГЧГЛОТЛ V" xv|yuxx-»uv i uuomv/mxxuv xu ix|yvvupu/ivvxxrm mux v|/íixiv i xju íxu axa-''v Av/ixvvxuuvix axvoofi ív

ГТ ТЛ Wll A \ T \ ' Т^ГЧГТАА ТГЧТ^ГЛ ТЛ \ -f ALXT-ГГЧ ХЗ ТОГАИТ // Vf ОТ4 АТЛТЛ иГ"ТТЗ А\\ ГТТЛ РА ТТГЧ ГТ АО Q ATA СГ А О\.f О ./I Xx/ivlx vi»l ^ . xyfjivv av/iu, xxj-Vj vx i 11 vy ау x cxxvv/xvx \\i»iuiv^ihívíl'v// JijywAOavuuv xv/i v cx;vx ex ппозиция «мужского» и «женского».

Другой перспективой исследования творчества м. Марии является опоставление ее мысли с так называемой «философией Другого», г-\ * * Г"1 ГЛ Г"Т г—v аОТЛО r"\r"\TO LJf IJ ГЛ Т.1 ТЛ О ЧО ПО ПА D П A A D \ ' V/Л оиАГЛА Т U !\/1 Ь. \ ' ПОТЛ А T.J -Л J | A D II U О А/Л\1 ^рсач/чу1сгг1х1чуг1 i X сх ч-/сх1 «схм^- ) t x vp-ху у í\y vy JVjyVAO^ l v 1 . ху V uvp V-Vl xi -y, X V ау г1 i 1UVVVI . 1 Cl

ЛГТПААЛтиО VAT« T.I fTODíJT D I1PÜ ТТЛ ОАППАА иОШАГЛ ATUAUlAUt-ia Iv" МТЛ\/ГА\И: /uOlUAXIV y ivy V V/VjJfl/1., 1У1 ГХ V X UOXi l XJ XJ, vx X X p XJ vy H p ЧУ V 11ULUVI U vy X 1 ivy XXXVI 1х1у1 i\ ^pyivy.viy ^iiuluvivi y ПГ ТТ^.ХУТ 7 АЛ ТЛ ' I ХТ/Л Г» ТТ ATX ТД А Л ГГТТТТТ ТВОАТО <Т ГЛ<Т гт Л ÍAT.TTAD ТТ О Т/АТАПГ tV ГТА ГТОАТ О ТУТТОТ IT Vi jiriyXVXlVLVl у Х1\/ ХУ IXVX1 liv У -1X1 1 Líl XJC4V 1 V/l xvivyivivnivyo, licx iW i UpDl.V ^VJIUV l CXIVi-XVX i X :vl.

Лотлтлст í< AA r»TOTl CV ПА1 T L 1,1 П рт XJ А Т/Л ni L-Л f~\ ТГЛ\ f I ITA /Л П ТЛ 'X* TJ ГЛ ТТ ПТ7<Т LJ OO ПЭГ! O ATA CI vxcxpxi/l. O VV V i U 1 Ьл. V pv ib ГхДС 1 XIV ivjibfvvy vj lUW, -1 I vy rx/x^ítrixl 1 1U-V" /ILJJ i/xvtv/1

АПООА\( Í^/Л^Х'ТД TX ЛТ П UJTUAATT lA 1ГГЧТГЛТЛО CI LJA ПАПМЛТГО ПОЛЛ Vi OTf| ТЛ DOTLpq UOVI И И MPTTiV-/ Ч^'рСА^У ЧУ-VX ХУ vy/ivxj XllVl^ XI -íxxvy V JLl>lVy? ivvyiv ^УС4У1 XIV /-КУ--'* 1/lVXlCX f/UVV iVlCt X jynxycxx ХУ V/1 IXU-iViri XXX i V 1 p J

ЮПТОПТиЛ L'OLr ITaxroiíT ПОШДГА ИТГТПО /хлот,' /л О "1ТП V Г ГАОАПГДТ' T.f -4 ,1 lApr-JTTOp V- ГТЛ\ТИЛ/ТГ> ivil хсху!ДУХ1чу? xvtxix ул vivtvxx l JiauJVT vy ivinpa \ ívcxix v/ly ^ívyxvi i vy l> vyp п i ri . Jivuruiav /, i j \/.ví ri ivx v/

1ТАГА ЛАГИОГиА \,í Л/ТоГЧТЛТЛ UOM OQTTO АТЛ П/Л ППМУА Г7МТАО ГЛ/ЛГЧГЛ^ТХ. A O QO ГIА ТТ Г\ рА Х.^ О /xvyivy, vvyx J i uv U V xvx . X vxcxp rin, xxcxivx uu 1UV 1 yiv/ 1 x^xx«vvy>*,r IXV/l V/w p V/ X jjvyi .хЗ. X VJ ívyuvivu.

IAUOTIÍP \,f ЛДо1Л1.ТТЛ /Л //IV 1 UOTTi LTA IT A TT A D AI/AAA TI IA£JI*CT\\ T> 1ГГ1ХГЧТТ O LT\ J T 1 A IT T,T '^TV ПОТ>КГ*\/ xvyuyicxxv xvi. xvxctptirx w \mvi ix v « rmv Tvwiuuvivv/v vai,viin/i//^ xyxvji 11/ icxxvyxJU.vxi rx yxj vy vy jy x> y

Шпдр-гг'д u«^ \л <л ипр'ши! uu ы un uü mtw uj лл iinno ИНЙНИЙМ И XI) ИСТИ&НСКОЙ iv/x^ xxu-kx ívu/xvv i vyx j xijv^í-'x^i xctxixiv xvcwivüvtiii /Цъ-х i v^txx vx ii j ví»x xx ¿vpiiV i iitxxiviv\y ix

1ЛП1Л0О1/Ли V* типлрлтпп ГТтЛЛ /ГАГЛ ГТА ОТГТТАТ.ТТ ПАПОАТО <Т TIO VI ТТ П АО А1Л ТТ ТТ ТЛ Т5 xvjix pcxxyxvv/xi iv vpxuivy vvyvjyjriri ^¿j, р у х vy i vy«, i mv ctj.vx4.vt1x ^vj ittv i wi licx iVirmv/vvpArin x> лттиг/л T TTATJT1 ГЛ L- ПГТТ-ГМЛиАЛДТА O UA XJ О Я\/ЛГЛТ ¿Л А ^ О APA ГПОЛАЦиА ППО DAllUAU *ЧТ." IT 011 ТЛ J X xlvy l-xxvixrxxi XV vy^xrxyxvxxvivx J ? СХ 1 X V ixcl vyv/pxyv/v У СХ VI O vxiav VXXX1V ¿VI/A XJ V mvyrx yxvxx^»ixri. л, тгогт« ГлЬмгрп p Те \j v юод xlcuxLy. jUíixioOx» kjxlV »» uv 10. i i. x . .iwJuioi ши x y v

198

Однако, само детальное сопоставление мысли м. Марии с западными религиозными мыслителями выходит за пределы данного исследования и является делом будущего.

Тем не менее, и сейчас на основании нашего исследования и работ других авторов можно сказать, что наследие м. Марии является не просто чем-то принадлежащим истории русской культуры, но в своих главных моментах -представляет собой живое слово, обращенное к нам, услышать которое так важно в ситуации сегодняшнего духовного кризиса в России и в мире.

 

Список научной литературыБеневич, Григорий Исаакович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранне-византийской литературы / С.С. Аверинцев. — M.: Coda, 1997. — 342 с. — Библ. в примеч.: с. 263-310

2. Аверинцев С.С. Поэты / С.С. Аверинцев. — М.: Шк. «Языки русской культуры», 1996. — 364 с. — Библ. с. 353-364

3. Аверинцев С.С. Религия и литература: Сб. ст. / С.С. Аверинцев. — Ann Arbor (Mich): Эрмитаж, 1981. — 139 с.

4. Агурский М. Идеология национал-большевизма / М. Агурский. — Paris: Ymca-Press, 1980. — 321 с.

5. Александр Шмеман, протопресвитер. Памяти Архимандрита Киприана / Протопресвитер Александр Шмеман // Вестник Р.С.Х.Д. — 1960. — № 56. — С. 48-54

6. Алексий (Кузнецов), иеромонах. Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. — Репринтное воспроизведение изд. СПб., 1913. — М.: Изд-во Московского подворья Свято-Сергиевой Лавры, 2000. — 416 с.

7. Аржаковская-Клепинина Е. Звезда Давида. Мать Мария и судьба еврейского народа / Е. Аржаковская-Клепинина // Христианос — 1999. — № VIII. — С. 102-112

8. Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия / Л.С. Белоусов. — М.: Машиностроение, 1993. — 368 е., ил.

9. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: Сборник: В 2 т. / А. Белый; Вступит ст. А.Л. Казина. — М.: Искусство, 1994. —1. Т. 1. —477 с.1. Т. 2. — 571 с.

10. Белый А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. / Андрей Белый; Вступ. ст. , коммет.: A.B. Лавров. — М.: Авторграф, 1997. — 607 с. — Библ. в коммент. с. 513-585

11. Беневич Г. Скифы и варвары / Григорий Беневич // Эпоха. — 2000. — № 10 (1). —С. 44-51

12. Беневич Г., Шуфрин А. Из книги «Введение в поэзию Мандельштама» / Гр. Беневич, Арк. Шуфрин // Вестник Р.Х.Д. — 1990. — № 160. — С. 221-250

13. Беневич Г. И. Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания) / Г.И. Беневич // Чужое: опыты преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья. — М.: Алетейя, 1999. —С. 95-159

14. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания Ymca-Press, 1955 г. / H.A. Бердяев; Послеслов. А.Л. Андреева; Примеч. В.Н. Чекалова. — М.: Наука, 1990. — 224 с.

15. Бердяев H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы /H.A. Бердяев —М.: Феникс: ХДС-пресс, 1991. — 81 с.

16. Бердяев H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев; Сост. Л.И. Грекова и А.П. Полякова; Вступ. ст. П.П. Гайденко. — М.: Республика, 1993. — 383 с. — (Б-ка этической мысли)

17. Бердяев H.A. О русских классиках / H.A. Бердяев; Сост., комм. A.C. Гришина; Вступит, ст. К.Г. Исупова. — М.: Высш. шк., 1993. — 386 с.

18. Бердяев H.A. Русская идея / Н. Бердяев. — Харьков: Фолио; М.: Аст, 1999.397 с.

19. Бердяев H.A. Самопознание / H.A. Бердяев; Сост., вступ. ст. A.A. Ермичева.

20. Л: Лениздат, 1991. — 398 е., ил.

21. Бердяев H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. — М.: Мысль, 1990. — 173 с.

22. Бердяев H.A. Собрание сочинений — 3-е изд. / H.A. Бердяев; Общ. ред. H.A. Струве. — Paris: Ymca-Press, 1989. —

23. Т 2. : Смысл творчества: Опыт оправдания человека. — 1991. — 451 с. — Библ. и примеч.: с. 398-444

24. Бердяев H.A. Эрос и личность (Философия-пола и любви) / H.A. Бердяев; Сост. и вступ. ст. В.П. Шестакова, комм. À.H. Богословского. — М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. — 159 с.

25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями — 2-е изд. — Брюссель: «Жизнь с Богом», 1983. — 2536 с.

26. Блок А. Сочинения: В 2 т. / А. Блок; Сост. подгот. текста, вступ. ст. и комм. Вл. Орлова. — М. Художественная литература, 1955.

27. Т. 1: Стихотворения, поэмы, театр. — 1955. — 816 с.

28. Т. 2: Очерки, статьи и речи. Из дневников и записных книжек. Письма. —1955.846 с.

29. Блок А. : Диалог поэтов о России и революции /А. Блок, А. Белый; Сост., вступ. ст., комм. М.Ф. Пьяных. — М.: Высш. шк., 1990. — 687 с. — Библ. с. 678-680 — (Б-ка студента словесника)

30. Братство Святой Софии: Материалы и документы 1923 1939 / Сост. H.A. Струве; подгот. текста и примеч. H.A. Струве, Т.В. Емельяновой. — М.: Русский путь; Париж: Ymca-Press, 2000. —336 е., ил.

31. Брюсов В .Я. Среди стихов, 1894-1924: Манифесты. Статьи. Рецензии / В.Я. Брюсов; Вступит, ст., комм. H.A. Богомолова. — М.: Советский писатель, 1990.715с.

32. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер; Пер. с нем. Ю.С. Терентьева, Н. Файнгольда; Поел. П.С. Гуревича. — М.: Высш. шк. 1993. — 175 с. (Б-ка философа)

33. Булгаков Сергий, прот. Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери / Прот. Сергий Булгаков. — Париж, 1927.—288с.

34. Булгаков С.Н. Русская трагедия / С.Н. Булгаков // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов; Сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. — М.: Книга, 1990. — С. 193-214

35. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков; Подгот. текста и комм. В.В. Сапова; послесл. K.M. Долгова. — М.: Республика, 1994. — 415 с. — (Мыслители XX века)

36. Булгаков С.Н. Труды по троичности / С.Н. Булгаков; Сост., подг. Текста и примеч. А. Резниченко. — М.: ОГИ, 2001. — 336 с. (Исследования по истории русской мысли)

37. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Сборник / С.Н. Булгаков; Вступ. ст. с. 5-24, сост. подгот. текста, примеч. В.Н. Акулина. — Новосибрск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 347 с.

38. Валентин Асмус, протоиерей. «Пророческий голос» Никиты Струве и Мать Мария (Скобцова) / Прот. Валентин Асмус // Радонеж. — 1998. — № 17 (83) — ноябрь — С. 2-3

39. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 1910 / Сост., комм. Н. Казаковой; предисл. В. Шелохаева. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 462 с.

40. Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Г.Б. Святой Георгий Победоносец: Образ св. Георгия Победоносца в России: Альбом. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — 159 е., цв. ил.

41. Властитель дум: Ф.М. Достоевский в русской критике конца XIX начала XX века / Сост. вступ. ст., коммент. Н. Ашимбаевой. — СПб.: Худож. Лит., 1997. —656 с.

42. Восхождение: О жизни и творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: К 50-летию со дня героической гибели матери Марии: Сборник / Сост. Д.В. Куприянов. —1 Тверь: Тверское обл. кн.-журн. Изд-во, 1994. — 95 с.

43. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер; Общ. ред. вступ. ст. Б.Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1998. — 704 с.

44. Геннадий (Эйкалович), игумен. Софийность творения по учению о. С. Булгакова / Игумен Геннадий (Эйкалович) // Беседа. —1985. — № 3. — С. 100125

45. Генон Р. Кризис современного мира / Р. Гене. Перев. с фр. Н.В. Мелентьевой под редакцией А.Г. Дугина; Послесл. А.Г. Дугина. — М.: Историко-религиозная ассоциация «Арктогея», 1991. — 160 с.

46. Гиппиус 3. Меч и крест / 3. Гиппиус // И.А. Ильин. Собр. Соч.: В 10 т. Т. 5; сост. и прим. Ю.Т. Лисицы. — М.: Русская книга, 1995. — С. 403-423

47. Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения; Проза / З.Н. Гиппиус Сост., подгот, текста вступит, ст., комм. К. Азадовского, А. Лаврова. — Л.: Худож. Лит., 1991 — 672 с. 1л. порт.

48. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма: Тайны арийской культуры и их влияние на идеологию: Перевод с нем. / Николас Гудрик-Кларк. — СПб.: АО «Евразия», 1993. —242 с.

49. Гумилев Н. Золотое сердце России: Соч./ Н.С. Гумилев; Сост. вступ. ст. и комм. В. Полушин; Авт. семейной хроники Гумилевых: В. Высотский. — Кишинев: Лит. Артистикэ, 1990. — 734 с.

50. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии / Гумилев Н.С.; Сост. Фридлендер (при участии Р.Д. Тименчика); Вступ. ст. Г.М. Фридлендера; Подгт. текста и комм. Р.Д. Тименчика. — М.: Современник, 1990. — 383 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»)

51. Данилевский Н.Я. Россия и Европа /Н.Я. Данилевский; Сост., послеслов., комм. С.А. Вайгачева. — М.: Книга, 1991 — 574 с.

52. Два письма матери Марии отцу Сергию Булгакову / Публик. Т. Емельяновой//Вестник Р.Х. Д. — 1998. —№ 178. —С. 100-108

53. Дикий А. Евреи в России и в СССР: Исторический очерк / Андрей Дикий. — Новосибирск: Благовест, 1994. — 528 с.

54. Джонсон П. Популярная история евреев / П. Джонсон; пер. с англ. Зотов И.Л. — М.: Вече, 2000. — 672 с.

55. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации: пер. с нем. / В. Дильтей. Москва-Иерусалим: Университетская книга, Gesharim, 2000. — 464 с.

56. Дильтей В. Описательная психология: пер. с нем. — 2-е изд. / В. Дильтей; Предисл. В. Экземплярского. — СПб.: Алетейя: Кренов, 1996. —153 с.

57. Димитрий Клепинин, священник. Письма жене из лагеря Компьень (Франция) в период с 23.03.1943 по 13.12.1943 / Священник Димитрий Клепинин // Христианос. — 1999. — № VIII.— С. 66-101

58. Достоевский Ф.М. О русской литературе / Ф.М. Достоевский; Вступ. ст. и комм. Ю.И. Селезнева. — М.: Современник, 1987. — 399 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия)

59. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. / Ф.М. Достоевский; Редкол.: В.Г. Безносов (гл. ред). — Л.: Наука. Ленинградское отд.

60. Т. 22: — Дневник писателя за 1876 год. Январь-апрель / Текст, подгот. и примеч., сост. A.B. Архипова и др. —1981. — 407 с.

61. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 т. / Ф.М. Достоевский; под общ. ред. Г.М. Фридлендера и М.Б. Храпченко. — М.: Правда, 1982.

62. Т. 8: Бесы: Роман, 4.1,2 — 464 с. Т. 11: Братья Карамазовы. — 624 с.

63. Древний Патерик, изложенный по главам: Перев. с греч. — 3-е изд. — М.: Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, 1899. — 432 с.

64. Емельянова Т. Жанр средневековой мистерии. О творчестве матери Марии (Скобцовой) / Т. Емельянова// Страницы. — 1997. — № 2:4. — С. 586-597

65. Емельянова Т. Немецкий курорт Бад-Наугейм в восприятии A.A. Блока и Е.Ю. Кузьминой-Караваевой / Т. Емельянова // Вестник Р.Х.Д. — 2000. — № 181. —С. 186-202

66. Емельянова Т. Пятидесятница матери Марии / Т. Емельянова // Истина и жизнь. — 1998. — № 9. — С. 38-43

67. Жаба С. За друга своя / С. Жаба // Вестник Р.Х.Д. —1980. — № 131. — С. 325-341

68. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский; Вступ. ст. Д.С. Лихачева. — Л.: Наука, 1977. — 408 с.

69. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьи-Миней Св. Димитрия Ростовского: Кн. 1-12 — М.: Синодальная типография, 19021911.

70. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии / А.Ф. Замалеев. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета, 1995. — 338 с.

71. Зандер Л.А. Бог и мир: (Миросозерцание отца Сергия Булгакова): В 2-х т. — Париж: Ymca-Press, 1948. —

72. Т. 1: —479 с. Т. 2: —386 с.

73. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Репринтное издание. — Париж: Ymca-Press, 1948-1950. / B.B. Зеньковский; Сост. Поляков A.B. — Л.: «Эго», 1991. — Библ. в примеч.

74. Т. 1.4. 1. — 1991. —222 с. Т. Г. Ч. 2. — 1991. —280 с. Т. II. Ч. 1. — 1991. — 256 с. Т.П.Ч.2.— 1991. —270 с.

75. Зеньковский В.В. Новое народничество / В.В. Зеньковский // Современные записки. — 1927. — № 33. с. 469-481

76. Зеньковский Василий, прот. Мое участие в РСХД / Прот. Василий Зеньковский//Вестник Р.Х.Д. — 1998. —№ 178. —С. 109-139

77. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский; сост. П.В. Алексеева; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой; Вступ. ст. В.Н. Жукова и М.А. Маслина. — М.: Республика, 1997. — 368 с. — (Мыслители XX века)

78. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века: Пер. с англ. / Н. Зернов. — Paris: Ymca-Press, 1974.— 382 с.

79. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев: Пер. с анг. / Н.М. Зернов; Поел. Н. Солнцевой. — М.: Московский рабочий, 1995. — 212с

80. Зиммель Г. Избранное; В 2 т.: Пер. с нем. / Георг Зиммель; Сост. С.Я. Левит, Л.В. Скворцова; Ответ. Ред Л.Т. Мильская; Редкол.: П.П. Гайденко и др. — М.: Юрист, 1996.

81. Т. I: Философия культуры — 1996. — 671 с. Т. II: Созерцание жизни — 1996. — 608 с.

82. Ибсен Г. Собрание сочинений: В 4 т. / Генрик Ибсен; Общ. ред. В.Г. Адмони. —М.: Искусство, 1956.

83. Т.2: — Пьесы 1863-1869 — 773 с.

84. Иванов В.И. Родное и вселенское / В.И. Иванов; Сост., вступ. ст. и прим.

85. B.М. Толмачева. — М.: Республика, 1994. — 428 с. — (Мыслители XX века)

86. Иже во святых Отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Послания к Римлянам / М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. — 864 с.

87. Из глубины: Сборник статей о русской революции / без ук. места изд. Проспект, 1988.— 298 с.

88. Иванов П. Тайна святых: введение в Апокалипсис. Т. I и II / П. Иванов. — М.: Паломник, 1993. — 623 с.

89. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии: Учебное пособие /

90. C.Н. Иконникова. — СПб.: Санкт-Петербургский Университет Профсоюзов, 1998.— 408 с. .

91. Иларион (Алфеев), иеромонах. Православное богословие на рубеже столетий. Статьи, доклады / Иеромонах Иларион (Алфеев). — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. — 426 с.

92. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX века) / И.А. Исаев. — М.: Наука, 1991. — 272 с.

93. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. / И.А. Исаев, Н.М. Золотухин. —М.: Юрист, 1995. — 384 с.

94. Библ. в подстрочных примеч.

95. История Русской Православной Церкви от Восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 11 Общ. ред. М.Б. Данилушкина — СПб.: Воскресение, 1994.1024 с.

96. Йонас Г. Гностицизм: Пер. с нем. / Ганс Йонас; Предисл. Е. Торчинова. — СПб.: Лань, 1998.— 384 с.

97. Кайдаш С.Н. Сильнее бедствия земного: Очерки о женщинах русской истории / С.Н. Кайдаш. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 207 с.

98. Кассиан, епископ. Христос и первое христианское поколение — 2-е изд. / Епископ Кассиан. — Paris: Ymca-Press, 1992. — 370 с.

99. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы / Архимандрит Киприан (Керн); Вступ. ст. А.И. Сидорова. — М.: Паломник, 1996.— 452 с. ,

100. Киреевский И.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский; Сост., вступ. ст. и примеч. Ю.В. Манна; Редкол.: М.Ф. Овсянников (пред.) и др. — М.: Искусство, 1979. — 439 с. — (История эстетики в памятниках и документах)

101. Крахмальникова 3. Русская идея матери Марии / Зоя Крахмальникова. — Без места издания. Изд-во «Стефанус», 1997. — 96 с.

102. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное / Е.Ю. Кузьмина-Караваева; Вступит, ст., сост. и примеч. Н.В. Осьмакова. — М.: Сов. Россия, Россия. — 448 е., ил.

103. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Наше время еще не разгадано. /Е.Ю. Кузьмина-Караваева; Сост., предисл. и примеч. А.Н. Шустова. — Томск: Водолей, 1996. — 160 с.

104. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Руфь / Е. Кузьмина-Караваева. — Петроград: Изд. М.В. Попова, 1916. — 139 с.

105. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Скифские черепки / Е. Кузьмина-Караваева. — СПб.: Цех поэтов, 1912. — 46 с.

106. Кузьмина-Караваева Е. Юрали / Е. Кузьмина-Караваева. — Петроград: Изд. И.А. Лаврова и К, 1915. — 94 С.

107. Культурология. XX век. Словарь / Сост. С.Я. Левита. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 640 с.

108. Лавров A.B. Поэма Е.Ю. Кузьминой-Караваевой о Мельмоте-Скиталыде / A.B. Лавров, А.Н. Шустов // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1986. М.: Наука., 1987. С. 77-104

109. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм Другого Человека / Э. Левинас; Перев. с фр. А. В. Парибка; Вступ. ст. и комм. Г.И. Беневича. — СПб., ВРФШ, 1998. —272 с.

110. К.Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 1 / Вступ ст. A.A. Королькова, Сост., послеслов. и примеч. А.П. Козырева. — СПб.: РХГИ, 1995. — 480 с. — (Русский путь)'

111. Линник Ю.В. Мать Мария / Ю.В. Линник // Вестник Р.Х. Д. — 1991. — № 161. — С. 121-132

112. Литература русского зарубежья 1920-1940 / Сб. ст. сост. и отв. ред. О.Н. Михайлов. — М.: «Наследие», «Наука», 1993. — 257 с.

113. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф. Лосев; Вступ. ст. A.A. Тахо-Годи; Послесл. В.П. Троицкого, Л.А. Гоготишвили. Комм. И.И. Маханькова. — М.: Мысль, Рос. Откр. Ун-т, 1993. — 958 с. — (Б-ка философское наследие)

114. Лосев А.Ф. Знак, Символ. Миф: Труды по языкознанию. — М.: Изд-во МГУ, 1982. —479 с.

115. Лосский Вл. Спор о Софии / Вл. Лосский; Предисл. Епископа Василия (Кривошеина). —М.: Свято-Владимирское Братство, 1996. — 196 с.

116. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. — М.: Сварог и К, 2000. — 492 с. — Библ. в подстроч. примеч.

117. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста: Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман; Вступ. ст. М.Л. Гаспарова. — СПб.: Искусство-СПБ., Б.г. (1996). — 846 с.

118. Лурье В.М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте: / В.М. Лурье. — СПб.: Алетейя, 2000. — 252 с. — (Богословская и церковно-историческая библиотека)

119. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания (опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала) / С. Лурье. — СПб.: Типография им. Котлякова, 1994.—288 с.

120. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2-х т./ Осип Мандельштам; Сост., подгот. текста и комм. П. Нерлера; Вступ. ст. С. Аверинцева. — М.: Худож. Лит., 1990.

121. Т.1: Стихотворения. — 1990. — 638 с.

122. Т. 2: Проза. — 1990. — 464 с.

123. Микулина Е. Мать Мария: Роман / Е. Микулина; Послесл. А. Афанасьева

124. М.: Современник, 1983. — 288 с.

125. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал." Блока / Д.Е. Максимов. — JI.: Советский писатель (Лениградское отделение), 1981. — 552 с.

126. Мансилья Круз, Анастасио. Процесс накопления капитала (комментарий к 7-му отд. первого тома «Капитала» Маркса). — М.: Высш. шк., 1961. — 86 с.

127. Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки: В 2 т. / Paris: Ymca-Press, 1992

128. Т. I. — 1992. — 332 с. — Библ. в примеч: с. 329-330 T.II.— 1992.—283 с.

129. Мать Мария (Скобцова). Жатва Духа (Новонайденные жития) / Мать Мария (Скобцова) // Вестник Р.Х.Д. — 1998. — № 178. — С. 51- 65

130. Мать Мария (Е.Ю. Кузьмина-Караваева). Жизнь, творчество, судьба. Тезисы международной конференции. Санкт-Петербург 29 марта 1 апреля 2000 / Сост. сб. Л.И. Агеевой. — СПб.: «Серебряный век», 2000. — 68 с.

131. Мать Мария. Неизданные стихи. / Мать Мария. Публ. Б. Плюханова // Вестник Р.Х.Д. — 1991. —№ 161. —С. 140-157

132. Мать Мария (Скобцова). Семь чаш / Мать Мария (Скобцова) // Христианос. — 1999. — № VIII.— С. 113-140

133. Мать Мария. Типы религиозной жизни / Мать Мария // Вестник Р.Х.Д. — 1997. — № 176.— С. 5-53

134. Мария, монахиня. Стихи / Монахиня Мария. — Берлин.: Петрополис, 1937.97 с.

135. Мережковский Д. Собрание сочинений. Тайна Трех / Д. Мережковский; Редкол.: O.A. Коростелев и др.; Сост. и подгот. текста А.Н. Николюкина. — М.: Республика, 1999. — 608 с.

136. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока / З.Г. Минц; Сост. Л.Л. Пильд; Вступ. ст. В.Н. Топорова. — СПб.: Искусство-СПБ, 1999. — 726 с.

137. Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: Радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа / Марина Могйльнер. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 207 с. — Библ. в подстр. примеч.

138. Мочульский К. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов / К. Мочульский; Сост., авт. предисл., комм. В. Крейд. — М.: Республика, 1997. — 479 с.

139. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К. Мочульский; Сост. и послесл. В.М. Толмачева. — М.: Республика, 1995. — 607 с.

140. Мочульский К. В. Монахиня Мария Скобцова / К.В. Мочульский // Третий Час (Нью-Йорк) . — 1946. — № 1. — С. 64-73

141. Муссолини Б. Доктрина фашизма / Б. Муссолини; Перев. с ит. В.Н. Новикова. — Paris: Возрождение, 1938. — 60 с.

142. Николай Кавасила. На Рождество Божией Матери / Николай Кавасила; Вступл., перев. и примеч. Архим. Амвросия Погодина // Вестник Р.Х.Д. — 1981.—№133.—С. 5-32

143. Н.К. Николай Клепинин. Светлой памяти игумении Екатерины // Путь. — 1926. — № 4. — С. 129-133

144. Назаров М. Миссия русской эмиграции / М. Назаров. — Ставрополь: Кавказский край, 1992. — 416 с.

145. Наше положение: Образ настоящего / O.A. Седакова, В.В. Бибихин, А.И. Шмаина-Великанова, A.B. Ахутин и др. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. — 304 с.

146. Новиков А.И. История русской философии X -XX веков / А.И. Новиков. — СПб.: Лань, 1998. — 320 с.

147. Новые мученики российские / Сост. протопресвит. Михаил Польский — Репринтное воспроизведение изд. Джорданвиль, 1949 (4.1) и 1957 (Ч. 2). — М.: Товарищество «Светлячок», б.г. —

148. Ч 1: Первое собрание материалов. — 288 е., 16 с. фотографий 4.2: Второй том собрания материалов. — 322 с.

149. Новые сведения о последних днях матери Марии / Публикация, перевод и примеч. Н. Струве // Вестник Р.Х.Д. — 1997. — № 176. —С. 51-53

150. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли / Сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. — М.: Книга, 1990. — 432 с.

151. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм / О.Ю. Пленков. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.576 с.

152. Плюханов Б. Мать Мария (Скобцова) / Б. Плюханов // Даугава. — 1987. — №3. —С. 108-118

153. Плюханов Б. Объединение «Православное дело» / Б. Плюханов // Вестник Р.Х.Д. — 1991. — № 161. — С. 133-139

154. Плюханов Б. О тетради стихотворений монахини Марии (Скобцовой) 1928-1933 гг. / Б. Плюханов // Вестник Р.Х.Д. — 1991. — №> 161. — С. 140-142

155. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг.: Учеб. пособие / Под ред. А.Ф. Кисилева. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 776 е.: ил.

156. Померанц Г. Страстная односторонность и бесстрастие духа / Г. Померанц.

157. СПб.: Университетская книга, 1998. — 617 с. — (Российские Пропилеи)

158. Проблемы литературной типологии и исторической преемственности: Сб. статей / Отв. редактор Ю.М. Лотман. — Тарту: ТГУ, 1981. — 115 с.

159. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. — Л.: Издательство Ленинградского Университа, 1986. — 368 с.

160. Путеводитель по Библии. Симфония: Краткий библейский справочник. — СПб.: Библейский фонд, 1994. — 1372 с.

161. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. — Paris: Ymca-Press, 1947. — 478 е., фотогр.

162. Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. 1 (I-VI) / Сост. сборн. коллектив издательства «Информ-Прогресс». — М.: Изд-во Информ-Прогресс, 1992. —752 с. ;

163. Раев M. Понять дореволюционную Россию: Государство и общество в Российской империи / Марк Раев; Пер. с фр. Я. Горбаневского и Н. Дюжевой; Предисл. М. Геллера. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. — 304 с.

164. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. / Д. Реале, Д. Антисери. Перев. с ит. — СПб.: Петрополис. — Т. 4: От романтизма до наших дней / перев. С. Мальцевой; науч. Ред. Ю. А. Кимелев. — 1997. — 880 с.

165. Реализм святости. Мать Мария, Людмила, Эдит Штайн: Сб. ст. / Сост. О.Т. Ковалевкая. — СПб.: Проспект, 2000. — 192 е., фотогр., 8 цветных вклеек.

166. Риккерт Г. Философия жизни / Г. Риккерт; Предисл. А. Юдина. — Киев: Ника-Центр, 1998. — 508 с.

167. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. — М.: Дружба народов, 1990. — 304 с. (репринтное издание)

168. Розанов В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов; Сост. В.Н. Щербаков.

169. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.

170. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен / В.В. Розанов; Под общ. ред. А.Н. Николюкина, комм. С.Р. Федякина. — М.: Республика, 1995.— 558 с.

171. Розенберг А. Миф XX века / Альфред Розенберг; пер. с нем. — Таллин: Schildex, 1998.— 527 с.

172. Ропшин В. То, чего не было: Роман. — 3-е изд. / В. Ропшин (Б. Савинков); Вступ. ст. Ю. Давыдова. — М.: Худож. лит., 1990. — 399 с.

173. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология / Сост., введение Л.И. Новикова, И.Н. Сиземской. — М.: Наука, 1993. — 368 с.

174. Русская идея / Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин; Комм. Р.К. Медведевой.

175. М. : Республика, 1992. — 496 с.

176. Русские эмигранты о Достоевском: Сб. ст. / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. C.B. Белова. — СПб.: Андреев и сыновья, 1994. — 431 с.

177. Русская эмиграция. Хроника научной, культурной и общественной жизни во Франции 1920-1940: В 4 т. / Отв. ред. H.A. Струве. — Paris, Ymca-Press, 1995.—

178. Т. 1: 1920-1929. — 630 с. Т.2.: 1930-1934.— 658 с. Т. 3. — 1935-1940. —618 с.

179. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. — М.: Наука, 1981. —608 с.

180. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии) / В.Ш. Сабиров. — СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1995. — 152 с.

181. Сапронов П. А. Русская философия. Опыт типологической характеристики / П.А. Сапронов; СПб., Церковь и культура, 2000. — 398 с.

182. Священномученик Мефодий Патарский. Пир десяти дев / Священномученик Мефодий епископ патарский Репринтное издание. — М.: Изд-во им. Святителя Игнатия ставропольского, 1996. — 128 с.

183. Семененко-Басин И. Священник Димитрий Клепинин / И. Семененко-Басин // Христианос. — 1999. — № VIII. — С. 33-40

184. Сербиенко В.В. Вл. Соловьев / В.В. Сербиенко; Ред. Т.Ю. Сидорина. — М.: Изд.-во «НИМП», 2000. — 240 с. (Серия «Эрудит»: Русская философская мысль)

185. Сергий Гаккель, протоиерей. Мать Мария / Прот. Сергий Гаккель; Предисл. И. Соболева. — М.: Всецерковное Православное Молодежное Движение, 1993. — 175 с. — Библиогр.: с. 170-171

186. Сергий Четвериков, священник, Юрьева И.К. Письмо в редакицю Отзыв на статью монахини Марии «Испытание свободой». / Свящ. Сергий Четвериков и И.К. Юрьева // Вестник. Орган церковно-общественной жизни. — 1937. — № 3/4.—С. 21-23

187. Серебряный век. Мемуары: Сборник / Сост. Т. Дубинская-Джалилова. — М.: Известия, 1990. — 672 с.

188. Символ в системе культуры: Сб.ст. / Ред. Ю.М. Лотман. — Тарту: ТГУ, 1987. — 145 с.

189. Скобцова Е. Достоевский и современность / Е. Скобцова. — Париж: ИМКА-Пресс, 1929. — 74 с.

190. Скобцова Е. A.C. Хомяков / Е. Скобцова. — Париж: ИМКА-Пресс, 1929. — 61 с.

191. Скобцова Е.Ю. (мать Мария). Жатва Духа / Е.Ю. Скобцова; Сост., предисл., примеч. А.Н. Шустова. — Томск: Водолей, 1994. — 72 с.

192. Скобцова Е. (Мать Мария). Жатва Духа / Е. Скобцова (Мать Мария) // Вестник Р.Х.Д. — 1995. — № 171. — С. 5-29

193. Скобцова Е. Изучение России / Е. Скобцова // Вестник Р.С.Х.Д.— 1927. — №9.— С. 17-19

194. Скобцова Е. Миросозерцание Вл. Соловьева / Е. Скобцова. — Париж: ИМКА-Пресс, 1929. — 49 с.

195. Скобцова Е. О юродивых / Е. Скобцова // Вестник Р.С.Х.Д. — 1930. — № 8-9. —С. 3-13

196. Слободнюк С.Л. Русская литература начала XX века и традиции древнего гностицизма / С.Л. Слободнюк. — Санкт-Петербург-Магнитогорск: Институт русской литературы РАН, 1994. — 147 с.

197. Слово митрополита Евлогия на собрании памяти отца Димитрия Клепинина. Париж 1944 // Вестник Р.Х.Д. — 1993. — № 168. — С. 86-89

198. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры: Пособие для старшеклассников /Э.В. Соколов. — М.: Фирма «Интерпракс», 1994. — 269с. — Библ: 269-270 с.

199. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учебн. пособие / Э.В. Соколов. — Л.:ЛГИК, 1989 (1990), — 83 с.

200. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. / B.C. Соловьев; Вступ. ст. В.Ф. Асмуса, Сост. и подг. текста. Н.В. Котрелева; Примеч. Н.В. Котрелева и Е.Б. Рашковского. —г М.: Правда, 1989.—

201. Т.1: Философская публицистика. — 1989. — 688 с.

202. Т.2: Чтения о Богочеловечестве. — 1989. — 736 с.

203. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. — 2-е изд. / B.C. Соловьев. Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. — М.: Мысль, 1990.

204. Т. I: — 1990. — 892 с. Т. II: — 1990.— 824 с.

205. Соловьев B.C. Избранное / B.C. Соловьев; Предисл. сост. А.Ф. Заиванского. — СПб.: Диамант, 1998. — 448 с.

206. Соловьев Вл. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак в православии: пер. с англ. / Сост. Я. Крота, М. Работяга. — М.: Путь, 1995. — 288 с.

207. Строматы. Творения учителя Церкви Климента Александрийского. С первоночального текста пер. с примеч. Н. Корсунского. — Ярославль: тип. Губ. Земской управы, 1892. — 944 с.

208. Струве Н. Мать Мария в оценке прот. В. Асмуса / Н.Струве // Вестник Р.Х.Д. — 1998. — № 178. — С. 263-266

209. Степанов И. Современный монастырь / И. Степанов // Утверждения. — 1931.—№ 1. —С. 83-87

210. Струве H.A. Пророческий голос / H.A. Струве // Вестник Р.Х.Д. — 1997. — №176.—С. 3-4

211. Сытова A.C. Неизвестные рисунки Е.Ю. Кузьминой-Караваевой / A.C. Сытова // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1987. — М.: Наука, 1988. — С. 289-300

212. Тайна Израиля («Еврейский вопрос» в русской религиозной мысли конца XIX первой половины XX вв.): Сб. ст./ Сост, примеч. В.Ф. Бойкова. — СПб.: София, 1993. — 504 с.

213. Теория метафоры : Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польс. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ. ред. Н.Д. 190. Арутюновой и М.А. Журинской. —;М.: Прогресс, 1990. — 512 с.

214. Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, Архиепископа Кесарийского: пер. с греч.: Репринтное воспроизведение: 4-е изд. — М.: Афонский русский Пантелеймонов монастырь, 1901. / М.: А/О «Международная книга», 1992. — 221 с.

215. Трубецкой Е. Миросозерцание Вл. Соловьева / Е. Трубецкой. — М.: Путь.—

216. Т.1.- 1912.- 633 с. Т.2. — 1913. —416 с.

217. Трубецкой E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой; Сост. А.П. Полякова, П.П. Апрышко. — М.: Республика, 1994. — 432 с. — (Мыслители XX века)

218. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов; Предисл. В. Каверина — М.: Наука, 1977 — 575 с.

219. Угодник Божий Серафим. Т.1. — Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. — 368 с.

220. Федотов Г.П. Полное собрание статей: В 6 т. 2-е изд. Paris: Ymca-press, 1988.—

221. Т. 1: Лицо России: Статьи 1918-1930./ Предисл. Е. Федотовой. — 1988. — 329 с.

222. Т. 4: Защита России: Статьи 1936-1940 из «Новой России». — 1988. — 315 с.

223. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (X-XVII ст.). — 4-е изд./ Г.П. Федотов. — Paris: Ymca-Press, 1989. — 243 с.

224. Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12 т. / Г.П. Федотов. — М.: Мартис: Sam&Sam, 1988.—

225. Т. 1: «Абеляр» и статьи 1911-1925 гг. / Сост., вступ. ст., примеч. С.С. Бычкова, примеч. М.Г. Галахтина. — 349 с.

226. Т. 2: Статьи 1920-30-х гг. из журналов «Путь», «Православная мысль» и Вестник РСХД» / Сост., примеч. С.С. Бычкова. — 380 с.

227. Федотов Г. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам) / Г.П. Федотов; ;Вступ. ст. И.Н. Толстого; Послесл. С.Е. Никитиной; подгот. текста и комм. А.Л. Топоркова. — М.: Прогресс, Гнозис, 1991. — 192 с.

228. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х т. / Г.П. Федотов; Составл., вступит ст., примеч. В.Ф. Бойкова т- СПб. София, 1991.

229. Т. 1.—1991. —352 с. Т. 2.— 1992.—352 с.

230. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология / Сост. общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. — М.: Прогресс, 1993. —400 с.— (Сокровища русской религиозно-философской мысли. Вып. 1)

231. Философия истории: Учебн. пособие / Под ред. проф. A.C. Панарина. — М: Гардарики, 1999. — 432 с.

232. Флоровский Г. Пути русского богословия — 4 изд. / Прот. Георгий Флоровский; Предисл. прот. И. Мейендорфа. — Paris-Ymca-Press, 1988. — 601 с.

233. Флоренский, священник Павел. Сочинения: В 4 т. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. — Т. 2: М.: Мысль, 1996, — 877 с.

234. Фрагменты дневника Дмитрия Клепинина (1925-1932) // Христианос. — 1999.— № VIII.— С. 41-65

235. Франк C.JI. Русское мировоззрение / C.JI. Франк; Сост и ред. A.A. Ермичев, примеч. Б.В. Емельянова. — СПб.: «Наука», 1996. — 744 с.

236. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; перев. с нем. В.В. Бибихина. — М.: «AD MARGINEM», 1997. — 452 с.

237. Хомяков A.C. Сочинения: В 2 т. /A.C. Хомяков; ред Е.В. Харитонова, примеч. В.А. Кошелева и др.; Журнал «Вопросы философии». — М.: Московский философский фонд: Медиум, 1994

238. Т. 1: Работы по историософии. — 1994. — 589 с.

239. Т. 2: Работы по богословию. — 1994. — 476 с. — библ. в примеч. С. 336-455

240. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник: Избранное / В.Ф. Ходасевич; Сот., подгот. текста В.Г. Перельмутер; коммент. E.H. Беня; под общ. ред. H.A. Богомолова. — М.: Советск. Пис. —1991. — 684 с.

241. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы / С.С. Хоружий. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. — 352 с.

242. Хоружий С.С. О старом и новом / Сергей-Хоружий. — СПб.: Алетейя, 2000.— 475 с.

243. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учебн. Пособ. — СПб.: Рус. Христ. Гуманит. Ин-т, 1994. — 445 с.

244. Чаадаев П.Я. Статьи и письма / П.Я. Чаадаев; Сост., вступ. ст. и комм. Б.Н. Тарасова. — 2-е изд., доп. — М.: Современник, 1989. — 623 е.: порт. — (Б-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия).

245. Шмаина-Великанова А. Внехрамовая литургия матери Марии / А. Шмаина-Великанова // Вестник Р.Х.Д. — 2000. — № 181— С. 30-47

246. Шульгин В.В. «Что нам в них не нравится.»; об антисемитизме в России / В.В. Шульгин. —М.: Русская книга, 1994. — 448 с. (Мыслители России)

247. Шустов А.Н. Библиографический указатель литературных, философских, публицистических и художественных произведений Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии). — Томск: Водолей, 1994. — 24 с.

248. Шустов А.Н. А.Н. Блок в жизни Е.Ю. Кузьминой-Караваевой / А.Н. Шустов // А. Блок: Исследования и материалы. — АН. СССР. Ин-т русск. Лит. (Пуш.дом.). Редкол. Ю.К. Герасимов (отв. ред) и др. — Л.: Наука. 1991. — 344 с.

249. Шустов А.Н. Неизданная книга Е.Ю. Кузьминой-Караваевой с редакторскими замечаниями Блока / А.Н. Шустов // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Музей-квартира А. Блока: Материалы научных конференций. — 1999. — Вып. 4. — С. 130-138

250. Эвола Ю. Языческий империализм / Ю. Эвола. — М.: Арктогея, 1994. — 172 с.

251. Элиаде M. Мефистофель и андрогин / М. Элиаде; Пер. с фр. Е.Е. Баевской, О.В. Давтен; Науч. Ред С.С. Тавошерния. — СПб.: Алетейя, 1998. — 374 с. — (Мир, религия культура)

252. Эри В.Ф. Меч и Крест. Статьи о современных событиях / В.Ф. Эрн. — М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. — 104 с.

253. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция / А. Эткинд; Предисл. автора — М.: Кафедра славистики Университета Хельсинки, Новое литературное обозрение, 1998. — 688 с.

254. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа: Сборник. — М.: Гнозис, 1994. — 547 с.

255. Юрий Данилов псевдоним Е. Скобцовой. Последние римляне / Юрий Данилов [псевдоним Е. Скобцовой] // Воля России. — 1924. —№ 18-19. — С. 103-124

256. Юрий Данилов псевдоним Е. Скобцовой. Равнина русская (хроника наших дней) / Юрий Данилов // Современные записки. — 1924. —№ 19. —С. 79-133; № 20. — С. 125-215

257. Юрий Данилов псевдоним Е. Скобцовой. Клим Семенович Барынькин / Юрий Данилов // Воля Росии. — 1925. — № 7/8. — С. 3-37; № 9/10. — С. 3-38

258. Янов А.Л. Россия против России: Очерки истории русского национализма 1825-1921 / А.Л. Янов; — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1999. — 363 с.

259. A Holocaust Reader. Edited, with introduction and notes, by Lucy S. Dawidowicz. — N.Y.: Behrman House, Inc., 1976. — 397 P.

260. Benevitch Qrigori. The Saving of the the Jews: The Case of Mother Maria (Scobtsova) // Religion in Eastern Europe. — 2000. — v. XX. — N. 1. — P. 1-19

261. Benevitch Grigori. Mother Mariya (Skobtsova): A Model of Lay Service // Religion, State & Society. — 1999 — Vol. 27. — N 1. — P. 101-108

262. Benevitch Grigori. Judaism and the Future of Orthodoxy // Religion in Eastern Europe. — 1998 — Vol. XVII. — N 2. — P. 17-34

263. Cohn Norman. The Pursuit of the Millenium: Revolutionary Milleniarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages / Norman Cohn. — London-TorontoSydney-N.Y.: Granada Publishing. Paladin Books, 1970. — 412 P.

264. Dunn J. D.G. Jesus, Paul and the Law: Studies in Mark and Galatians / James D.G. Dunn. — Louisville, Kentucky: Wesminster / John Knox Press, 1990. — 277 P.

265. Johnson E. A. She Who Is: The Mystery of God in Feminist Theological Discourse / Elizabeth A. Johnson. — N.Y.: Crossroad, 1994. — 316 P.

266. Meyendorff John. Christ in Eastern Christian Thought / John Meyendorff. Crestwood, N.Y.: St. Vladimir's Seminary Press, 1987. — 248 P.

267. Otto R. The Idea of the Holy: An inquiry into the non-rational factor in the idea of the divine and its relation to the rational (trans. By John W. Harvey). — N.Y.: Oxford University Press, A Galaxy Book, 1958. — 232 P.

268. Squire A.K. The idea of the Soul as Virgin and Mother in Maximus the Confessor / A.K. Squire 4 Studia Patristica. — 1968. — V. VIII.Pt. 2.— P. 456-461

269. Thunberg Lars. Man and the Cosmos. The vision of St. Maximus the Confessor / Lars Thunberg; With a Foreword by A.M. Allchin. — Crestwood, N.Y.: St. Vladimir's Seminary Press, 1985. — 184 P.1. Рукописи:

270. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Дорога. РО РНБ. Ф. 1000. Собр. Отд. Поступл. 1995. 34. Листов 62, с пометками А. Блока.

271. Мать Мария. Размышления о судьбах Европы и Азии. Рукопись архива м. Марии, хранящегося у о. Сергия Гаккеля. Листов 76