автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Дооктябрьское творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: мифопоэтический аспект
Полный текст автореферата диссертации по теме "Дооктябрьское творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: мифопоэтический аспект"
На правах рукописи
-ъ;
Боброва Екатерина Владимировна
ДООКТЯБРЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Е.Ю. КУЗЬМИНОЙ-КАРАВАЕВОЙ: МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
10.01.01 — русская литература
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
005550783
2 4 ИЮЛ 1Щ
Нижний Новгород — 2014
005550783
Работа выполнена на кафедре классической и современной литературы ФГБОУ ВПО «Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина» (Мининский университет)
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Захарова Виктория Трофимовна
Официальные оппоненты: Пак Надежда Идюновна,
доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет», профессор кафедры литературы;
Никитин Евгений Николаевич,
кандидат филологических наук, ИМЛИ РАН, старший научный сотрудник
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Международный университет
природы, общества и человека «Дубна»»
Защита состоится 4 сентября 2014 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.166.02 на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по адресу: 603000, г. Нижний Новгород, ул.Б. Покровская, д.37.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» по адресу: 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, и на сайте http://diss.unn.ru
Автореферат разослан « Ь ¿44^0¡Л^ » 2014 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
Юхнова Ирина Сергеевна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Эпоха Серебряного века это время мучительного исторического «перевала», эпоха великих надежд и «крушений»1. Художественное и историческое полотно Серебряного века многослойно и противоречиво: на нем переплелись многочисленные литературные течения, индивидуальные нетрадиционные стили, изощренный эстетизм и глубокая религиозность, парадоксальное сочетание старого и нового, уходящего и зарождающегося. Из этих контрастов рождалась гармония противоположностей и противоречий русского Ренессанса с ее единым началом и заветом - стремлением к синтезу. А. Блок в статье «О театре» писал, что «нет согласия не только между отдельными людьми, но и в каждой отдельной душе выросли преграды, которые нужно рушить во имя цельности и единства»2.
Н. Бердяев говорил, что «русская литература ренессансная по духу своему. Мы творим от горя и страдания»3. Но модели восприятия окружающей действительности, воплощенные в художественных произведениях творцов Серебряного века в преломлении мифопоэтических мотивов, отражают субъективный взгляд на мир и являются уникальными у каждого яркого художника рубежа веков.
Судьба Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (м. Мария) отличается неординарностью, яркостью и сложными противоречиями. Ее жизнь и творчество являют собой удивительное сочетание глубокого религиозного чувства, бунтарства и смирения, постоянного поиска собственного творческого и духовного пути.
Именно процесс духовной эволюции позволил Кузьминой-Караваевой за несколько лет (1912-1917) пройти сложный путь от начинающей поэтессы круга Гумилева, увлеченной скифской темой и эстетикой акмеизма, до
1 Об этом: Белый А Кризис сознания и Генрих Ибсен / А. Белый // Белый, А. Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994. - С. 210-237; Блок A.A. Крушение гуманизма / A.A. Блок // Блок, A.A. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - Л.: Худож. лит., 1982. - С. 327-347.
2 Блок A.A. О театре. Статьи 1906-1908 гг. / A.A. Блок // Блок A.A. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 12. - Л.: Советский писатель, 1956. - С. 37.
3 Бердяев H.A. Смысл истории/H.A. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - С. 143.
серьезного философа и лирика, работающего в жанре духовной поэзии. Уже тогда определилось ее движение к христианским ценностям и вере. Это придало творчеству Кузьминой-Караваевой особую значимость, что обусловило его актуальность в наше время.
Степень изученности темы. Достижения современного литературоведения позволяют считать общий уровень знаний о Е.Ю. Кузьминой-Караваевой сравнительно высоким, но при этом многие проблемы ее творчества нуждаются в дальнейшей разработке и конкретизации: поэтическое творчество не получило полноценного осмысления, не раскрыта его роль в общем литературном процессе и развитии русской религиозной мысли. После возвращения имени Е.Ю. Кузьминой-Караваевой из забвения исследователей в большей степени стала привлекать ее неординарная героическая личность, разносторонняя деятельность в эмиграции.
В период 50-70-х годов о м. Марии выходят материалы биографического характера таких авторов, как К.Мочульский, Т.Манухина, Ю. Терапиано. Появляются исследования творчества Кузьминой-Караваевой в связи с творчеством других поэтов Серебряного века (в частности с А.Блоком). На этом этапе можно выделить исследования Д.Е. Максимова, И.А. Кривошеина. «Началом историографии о матери Марии... можно считать статью И.А. Кривошеина «Мать Мария» в «Журнале Московской патриархии» (1970, № 5), <...> представляющую многоликий творческий облик матери Марии».
Исследования 80-х годов таких авторов, как Н. Алигер, Е. Богат, С. Гаккель, A.C. Сытова, А.Н. Шустов и E.H. Микулина, представляют собой ценные источники знаний о биографии Кузьминой-Караваевой. С. Гаккель освещает факты биографии Кузьминой-Караваевой, особенности её монашеского служения «в миру», также приводит краткую библиографию её трудов. Во многом исследования этого времени способствовали созданию образа легендарной личности м. Марии. Ключевым моментом данного этапа стал выход на экраны фильма С.Н.Колосова «Мать Мария» (1982). В 1987 году выходит ряд книг о м. Марии таких авторов, как Н. Веленгурин, С. Кайдаш,
АЛавров, А. Мень, Б. Плюханов. Ведущая роль в исследовании жизни и творчества Кузьминой-Караваевой принадлежит А.Н. Шустову, автору многочисленных литературоведческих работ, вступительных статей и комментариев в основных изданиях о Кузьминой-Караваевой.
В конце 1990-х годов появляются работы Т.Н. Емельяновой о творчестве Кузьминой-Караваевой. В диссертации «Типология жанра мистерии в английской и русской драматургии первой половины XX века (Ч. Уильяме, Дороти Сэйерс, К. Фрай и Е. Ю. Кузьмина-Караваева)» и ряде публикаций исследовательница проанализировала христианское творчество и мировидение матери Марии. Исследуя мистерию «Анна», Т.В. Емельянова пришла выводу о синтезе восточных и западных традиций в ее творчестве.
Большое значение имеют работы Г.И. Беневича, который рассматривает религиозную прозу Кузьминой-Караваевой в широком историко-культурном контексте. В книге «Мать Мария» содержится наиболее полное описание этапов жизненного пути Кузьминой-Караваевой, анализируется ряд ее неопубликованных произведений.
Знаковыми событиями стали создание К. Кривошеиной в 2000 году сайта [http://www.mere-marie.com.], содержащего подробный и качественный материал по биографии и творчеству Е. Кузьминой-Караваевой. В 2001 году увидело свет собрание поэтических и прозаических текстов Е. Кузьминой-Караваевой «Равнина русская» с комментариями А.Н. Шустова.
О творческом наследии матери Марии написаны диссертационные исследования. Кандидатская диссертация «Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой» М.В. Юрьевой (2005 г.) раскрывает своеобразие ранней лирики Кузьминой-Караваевой, а также религиозно-философскую публицистику эмигрантского периода. В диссертации М.В. Юрьевой представлен «литературоведческий подход и анализируется художественно-философская система Кузьминой-Караваевой»4. Во Введении к диссертации
4 Юрьева М.В. Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: дис.... к.филол.н.: 10.01.01 / М.В. Юрьева. - Таганрог Кубан. гос. ун-т, 2004. - С. 15.
отмечено, что «в отечественном литературоведении нет пока ни одного исследования, системно анализирующего разнородное в жанровом отношении лирическое наследие Кузьминой-Караваевой, отсутствует анализ поэтической системы. За скобками остается вопрос о «непунктирности», гармоничности творческого роста»5. М.В. Юрьева анализирует художественный мир книги стихов 1937 года, прослеживает функционирование лирических мотивов в религиозно-философской публицистике матери Марии, православной монахини и общественного деятеля.
В докторской диссертации «Поэты маргинального сознания» С.Н. Буниной (2007 г.) одна глава посвящена философии жизнетворчества и организации «Православного дела». В работе, в частности, отмечено, что «и М. Волошин, и Е. Гуро, и Е. Кузьмина-Караваева задавались вопросом своей «совместимости» с основным руслом литературы того времени, разрабатывая проблему ее исторических и символических границ. Переживание предельности открывшегося им опыта стало для каждого из поэтов своеобразным «культурным комплексом», проявившимся в пренебрежении условностями литературного быта в пользу сосредоточенной внутренней работы»6.
В кандидатской диссертации «Трансформация сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой» М.Н. Овчинниковой (2012 г.) рассматриваются «сакральные жанры в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой 1930-х — 1940-х гг. в контексте традиций и новаторства, выявляются изменения функций канонических жанров в ходе эволюции всей художественной системы Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, намечается ближайший историко-культурный контекст творчества данного автора, а также его рефлексия в поэзии конца XX - XXI вв»7. Здесь представлен анализ таких сакральных жанров, как псалом и молитва. Отмечен синтетический характер творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, а обращение к 1930-1940-м гг.
5 Там же.
6 Бунина С.Н. Поэты маргинального сознания в русской литературе начала XX века (М. Волошин. Н. Гуро, Е. Кузьмина-Караваева): автореф. дне. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. / С.Н. Бунина. -М., 2006. -С. 7.
7 Овчинникова М.В. Трансформация сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: автореф. дне. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / М.В. Овчинникова. - Екатеринбург, 2012. - С. 3.
мотивировано тем, что «именно в этот период ее творчество достигло своей зрелости, приобрело философскую глубину»8.
В диссертациях М.В. Юрьевой, М.Н. Овчинниковой анализируется тематическая и образная парадигма лирических тестов ранних сборников.
Г.И. Беневич, М.В. Юрьева, М.Н. Овчинникова отмечали в исследованиях, что лирическая героиня «Скифских черепков» - alter ago поэта. В настоящей работе предпринята попытка уйти от этого предположения и рассмотреть типы лирической героини в сборнике «Скифские черепки».
Таким образом, из обзора научной литературы видно, что жанровое своеобразие сборника «Скифские черепки» не становилось предметом самостоятельного исследования. В реферируемой диссертации доказывается, что жанр «скифских черепков» можно определить как лирические фрагменты; в сборнике «Дороги» прослеживается влияние богослужебных песнопений и церковной литургии, обращение к тексту Откровения на уровне мотивов; эпиграфы к циклам сборника «Руфь», отсылающие к тексту-источнику (Библии), дают ключ к смысловой структуре текста и указывают путь интерпретации.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью воссоздания мифопоэтической картины мира Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Детальный анализ недостаточно изученного дооктябрьского поэтического наследия поэтессы помогает раскрыть трансформацию ключевых мифологем, полноценно осмыслить и исследовать мифопоэтическое сознание Кузьминой-Караваевой, оценить ее вклад в литературу рубежа XIX—XX веков.
Цель данного диссертационного исследования - рассмотреть эволюцию философско-эстетического содержания дооктябрьского творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в мифопоэтическом аспекте, выявить особые качества поэтики и функционирования архетипической образности.
Цель исследования связана с решением следующих задач:
8 Там же. С. 4.
- проанализировать поэтические сборники Е.Ю. Кузьминой-Караваевой дооктябрьского периода творчества «Скифские черепки», «Дорога» и «Руфь» с точки зрения мифопоэтической образности для определения ее роли в воплощении авторского замысла;
- опираясь на поэтические тексты сборников, обнаружить основные архетипические образы, определить степень их трансформации по сравнению с традиционными значениями и обозначить их функции в развитии идеи произведения;
- выявить сложные ассоциативные связи, определяющие рождение образа в творчестве Кузьминой-Караваевой, и дифференцировать природу образа с точки зрения происхождения (архаическая, библейская, авторская);
- выяснить, как синтезированные жанры (фрагмент, цикл, поэма) связаны с развитием и изменением философских, идейных и религиозных взглядов Кузьминой-Караваевой: от фрагментарности до целостности мировосприятия.
Предметом исследования являются содержание и способы репрезентации мифопоэтической образности в художественном мире поэтессы. Объект исследования настоящей диссертации - поэтические произведения Е.Ю. Кузьминой-Караваевой дооктябрьского периода. Сборники «Скифские черепки» (1912), «Дороги» (1914), «Руфь» (1916) представляют начало пути поэта-модерниста Кузьминой-Караваевой к религиозной духовной поэзии монахини Марии.
Исследованию мифа посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых. Это призывает определиться с приоритетными для данного исследования направлениями. Миф - понятие междисциплинарное, его изучением занимается целый ряд наук. Можно, хотя и условно, выделить разные концептуальные подходы к проблеме мифа. Это понимание мифа как психологического явления (Э. Тайлор выдвинул на первый план методологическое основание общности мифов, единый «метод»
мифотворчества, так называемый «принцип ассоциации»9). Как следствие
некогда существовавших архаических ритуалов миф рассматривали Д. Вико, М.
Вебер. М.Мюллер, A.A. Потебня рассматривали миф как явление языка.
А. Потебня понимал под мифологией «всякий случай, в котором язык, ставши
независимой силой, воздействует на дух вместо того, чтобы согласно с его
собственною (настоящею) целью служить только осуществлением и внешним 10
выражением духа» .
К. Леви-Стросс, М. Элиаде воспринимали миф как сложно организованную знаковую систему, особый язык, надстраивающийся над естественным языком. К. Леви-Стросс считал, что «миф - это категория нашего мышления» и «развертывание мифа непрерывно»11. В своих трудах он выявлял механизмы мифологического мышления, бинарные оппозиции.
Наиболее близки нам труды Дж. Фрезера, которые открыли механизмы анализа текста посредством системы мифологических лейтмотивов, и исследования А.Ф. Лосева, который считал миф личностной формой, выражающей мировоззрение, в том числе и индивидуальное, что позволяет сопоставлять образный мир произведения и определенные мифологические структуры. «Миф есть развернутое магическое имя»12, - писал А.Ф. Лосев, диалектически связывая личность и миф с понятием «чуда».
Необходимо подчеркнуть, что среди современных ученых нет единства в осмыслении природы мифа. Многообразие трактовок понятия обнаруживает его неисчерпаемость и глубокий потенциал. Художники Серебряного века часто «внедряли» в свои творения образы мифологического происхождения, что способствовало возвращению к мифу и возрастанию интереса к мифологизации философских, культурологических, социальных процессов эпохи. Авторское мифологизирование стало принципом русской литературы
9 Таилор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Таилор; пер. с англ. — М.: Политиздат, 1989. — С. 94.
10Потебня A.A. Слово и миф / A.A. Потебня; сост., подгот. текста и примеч. АЛ. Топоркова; предисл. А.К.
Байбурина; журн. «Вопр. философии» и др. - М.: Правда, 1989. — С. 250.
11 Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс; пер. с фр. под ред. и с примеч. В.В. Иванова. -М.: Наука, 1985. - С. 535.
12Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев АФ. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. - С. 93.
рубежа XIX и XX веков, своеобразной частью духовного бытия. Миф привлекал писателей не просто как исходный материал, но как «воспоминание <...> о космическом таинстве»13, «переплавление <...> образов истории в нечто имманентное»14, древний миф «помнится, как в вещей памяти снов»15. Т.А. Шарыпина указала, что «причины глобального интереса деятелей культуры и искусства XX века к образам и сюжетам греческой мифологии обусловлены самой спецификой мифомышления и мифологического образа, всегда обращенного к человеку, его внутренней сути в противовес дегуманизирующему началу»16. «Перетекание» (З.Г. Минц) мифа в литературу осуществлялось, с одной стороны, через воскрешение древней мифологии и через неомифологизм - с другой. Неомифологизм понимается как создание «второй поэтической действительности»17, когда произведение приобретает черты «текста-мифа»18. Неомифологизм стал предметом изучения З.Г. Минц, К.Ф. Пчелинцева, В.П. Руднев, С.П. Толкачев и др. Исследования в области мифопоэтики на сегодняшний день приобретают все большую актуальность ввиду ее особенной значимости при анализе литературных произведений XX-XXI веков. Поэтому становится необходимым конкретизировать сущность названной области.
Термин «мифопоэтика» может иметь два различных определения, первое из которых характеризует ее как «художественную систему, основанную на мотивированном обращении к мифологическим моделям, к поэтике мифа»,
13 Иванов В.И. Родное и вселенское / В.И. Иванов. - М.: Республика, 1994. - С. 158.
Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый; сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. -М.: Республика, 1994.-С. 423.
15 Мережковский Д.С. Вечные спутники. Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник / Д.С. Мережковский; сост., примеч. Т. Прокопова; вступ. ст. Н. Солнцевой. - М.: Школа-Пресс, 1996. - С. 537.
16 Шарыпина Т.А. К проблеме восприятия античных сюжетов и образов в современном процессе обучения. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX вв.: мат-лы спецкурса / Т.А. Шарыпина. -Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1995. - С. 6.
17 Максимов Д. Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока / Д.Е. Максимов // Максимов, Д.Е. Русские поэты начала века. - Л.: Сов. писатель. Ленингр. отделение, 1986. - С. 203-204.
18 Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов / З.Г. Минц // Блоковский сборник, 111. Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 459. - Тарту, Тарт. ун-т, 1979. - С. 76.
второе же подразумевает под собой «метод исследования таких явлений литературы, которые ориентированы на мифопоэтические модели»19.
Под мифопоэтическим началом в данном исследовании понимается, вслед за Д. Максимовым, «воспоминание о древнем мифе, о сумрачных движениях первобытного сознания»20. Мифопоэтическая образность в произведении «представлена образами-понятиями, где закреплены и обозначены мельчайшие особенности»21, она достигается соединением символических и конкретных образов благодаря особой памяти, «очень точной и весьма эффективной»22, отсылающей к чему-то другому, акцентируя нюансы (оттенки, детали, частности) чего-то общего и известного, не требующего особого упоминания. Говоря о мифопоэтической образности, автор работы имеет в виду устойчивую приверженность автора к определенным художественным средствам: мотивам, системе мотивов, лейтмотивам, мифологемам.
Таким образом, в понимании и анализе мотивов данное исследование близко к морфологическому подходу, разработанному В.Я. Проппом, который углубил семантическую трактовку мотива, разграничив его аспекты. Опираясь на труды Н.Д. Тамарченко, автор диссертации понимает мотив как элемент сюжета словесного художественного произведения, т. е. как событие или ситуацию, рассмотренные с точки зрения их повторяемости или традиционности. Трактовка мотива как простейшей устойчивой схемы восходит к работам А.Н.Веселовского. И автор, по мнению А.Н. Веселовского, комбинирует известные ему мотивы. Б.Томашевский отмечал, что задачей литературного произведения является «сопоставление отдельных мотивов и словесных образов»23. Устойчивое сцепление мотивов и создает «инвариант» большого количества сюжетов. Ведущий мотив в одном или во многих
19 Крылов В.Н. Мифопоэтика в литературно-критических статьях русских символистов // II Международные Бодуэновские чтения. Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): тр. и мат-лы: в 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. - Казань, 2003. - С. 163.
20 Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока / Д.Е. Максимов // Максимов, Д.Е. Русские поэты начала века. - Л.: Сов. писатель. Ленингр. отделение, 1986. - С. 203.
21 Леви-Брюль Л. Операции и приемы пралогического мышления / Л. Леви-Брюль // Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении: в пер. - М.: Педагогика-пресс, 1994. - С. 111.
22 Там же. С.73.
23Томашевский Б.В. Поэтика: Краткий курс / Томашевский Б. В. - М.: СС, 1996. — С. 71.
произведениях писателя может определяться как лейтмотив. Н.Д. Тамарченко выделил трехуровневую структуру мотива, которая позволяет интерпретировать не только основной образ, но и его вариант. О.М. Фрейденберг считала, что «мотив есть образная интерпретация сюжетной схемы»24.
В современном литературоведении сохраняется устойчивый интерес к изучению мифопоэтического аспекта произведений. В этой связи можно отметить труды таких исследователей, как М.С. Анисимова, Н.Г. Дементьева,
B.В. Заманская, H.H. Иванов, Г.П. Козубовская, В.Н. Крылов, В.Ю. Михайлин, Я.В. Погребная, И.С. Приходько и И.П. Смирнов.
Г.П. Козубовская выделяет три мифа русской культуры начала XX века: миф как сон, миф как игра, миф как мировоззрение. М. Анисимова в своем исследовании предлагает выделить два центральных подхода в определении сущности мифологемы: с точки зрения синхронии и с точки зрения диахронии. Синхронический подход к мифологеме М. Анисимова связывает «с поиском и анализом мифологем не только художественных, но и социально-исторических и политических»25. Основным тенденциям художественного мифотворчества, характерным для литературного процесса первой трети XX века, посвящены исследования С.Н. Пяткина26.
В таком понимании мифологема может быть осмыслена как «модель неких сущностных представлений автора», «художнически сотворенный, субъективированный, конкретный и одновременно обобщенный вневременной образ, имеющий онтологическое значение, принимающий черты легендарности»27.
24 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. - С. 222.
25 Анисимова М.С., Захарова, B.T. Мифологема «дом» и ее художественное воплощение в автобиографической прозе русского Зарубежья / ВТ. Захарова, М.С. Анисимова. - H. Новгород: НГПУ, 2004. - С. 17.
26 Пяткин С.Н. Пушкин в художественном сознании Есенина / С.Н. Пяткин. - Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2007.-368 с.
27 Захарова В.Т. Образ храма в мифопоэтическом комплексе «Родина» у писателей русского зарубежья (И. Бунин, Б. Зайцев, Л. Зуров) / B.T. Захарова // Православие в контексте отечественной и мировой литературы: сб. ст. / Под ред. Г.А. Пучковой; АГПИ им. А.П. Гайдара, Всемирный Русский Народный Собор, СП России. -Арзамас, 2006. -
C. 530.
Существенным является и то, что миф всегда подразумевает личностный аспект, его словесная форма всегда проходит сквозь призму самосознания, и именно поэтому «миф есть в словах данная личностная история»28.
С учетом неординарности личности и мифопоэтического сознания, а также сложного пути духовного развития Е.Ю. Кузьминой-Караваевой автор исследования считает целесообразным в своей работе использовать труды представителей русского религиозного Ренессанса, затрагивающие проблемы национальной духовности (Н.А. Бердяева, C.B. Булгакова, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Г.В. Флоровского).
Поставленные в работе задачи обусловили применение структурно-типологического, историко-функционального и культурно-исторического методов исследования. В исследовании поэтики ранних сборников Кузьминой-Караваевой анализируются мифологемы в контексте произведения и творчества, выявляя степень их трансформации, что позволяет сделать вывод о роли архаических элементов в тексте. Продуктивной видится для исследования поэтического наследия Кузьминой-Караваевой знаковая система Ю. Лотмана.
Гипотеза исследования. Наиболее существенной чертой поэтического мира Кузьминой-Караваевой является мифопоэтическая образность. Использованные яркие мифологические образы, имеющие глубокую архетипическую природу, трансформируясь в сознании автора и воплощаясь в новом варианте, рождают в стихотворениях и подсознании читателей философский подтекст, насыщенный культурными аналогиями, вневременным, бытийным смыслом. Это позволяет поэту не только объяснить социальные катастрофы современности и выразить свое отношение к действительности, но и приблизиться к решению онтологических проблем бытия и определиться с выбором своего жизненного и духовного пути.
Положения, выносимые на защиту
28 Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 151.
1. Особое смыслообразующее значение в раннем периоде творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой приобретает мифопоэтическая образность и глубокий философско-религиозный подтекст. Мифопоэтическая образность, восходящая к культурно-историческому, фольклорно-поэтическому и религиозному комплексу, раскрывает конкретно-исторический, символический, метафизический, экзистенциальный план произведений.
2. Особенностью раннего творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой является философско-мировоззренческий, культурно-исторический синтез, отразившийся в поэтике сборников знаковой насыщенностью образов, предельно уплотненным и концентрированным повествованием и возрождением культуры мифотворчества.
3. Мифологизация сборников приводит к усложнению их структуры, что находит отражение и в применении разной степени циклизации и спаянности стихотворных фрагментов внутри синтетического жанра лирического цикла, поэмы и сборника стихов. Метафорические цепочки и реализованные метафоры, лейтмотивы, повторы, символическая значимость эпиграфов и подзаголовков, ритмизация являются стержневыми элементами образной структуры текста, выполняют функции сюжетообразующих мифопоэтических смысловых доминант или «ключей», дешифрующих его мифопоэтическое содержание.
4. Краеугольным камнем в творческом и духовном становлении Кузьминой-Караваевой является поиск своего творческого и личного пути, дороги к Богу. В сборнике «Скифские черепки» Кузьмина-Караваева посредством обращения к древнему прошлому своей Родины, к Праземле апеллирует к киммерийскому мифу и отказывается от него навсегда. В сборнике лирическая героиня проходит крещение «огнем и мечом» и принимает веру в «невзирающего» царя-Христа.
5. Сборники «Скифские черепки», «Дороги» и «Руфь» являются единым метатекстом, при этом в «Скифских черепках» принципом контрапункта заявлены основные мотивы, которые будут развиваться в последующих
сборниках. Фрагменты «Скифских черепков» являются своеобразным ключом, открывающим замысел автора - показать пути к христианской вере (путь насильственного крещения «огнем и мечом», путь пророка, путь волхва, путь апостола, путь Христа на Голгофу и путь стояния у креста Богородицы) и понять, какой путь к обретению Бога является наиболее трудным, чтобы далее следовать ему.
6. Синтез является основной чертой мышления Кузьминой-Караваевой. Это позволяет соотнести поэтические произведения Елизаветы Юрьевны с ее живописными работами, в которых автор тоже осуществлял поиск своего собственного стиля и пути. Кузьмина-Караваева применяла в построении мифопоэтических образов, фрагментов, циклов, сборников приемы, свойственные древним иконописцам. Иконописность поэтических фрагментов позволяет сложить из них единую поэму-фреску.
Научная новизна. Диссертация является одной из первых попыток изучения дооктябрьского творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в мифопоэтическом аспекте. Впервые выявлены особенности функционирования архетипических образов, обозначен путь духовно-нравственных исканий автора.
Теоретическая значимость определяется введением новых исследовательских подходов по отношению к раннему творчеству Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: изучение типа художественного сознания поэта, выявление синтезированных жанров в её творчестве, изучение сюжетообразующих мифопоэтических доминант.
Практическая значимость работы обусловлена недостаточной степенью изученности духовно-религиозных и философских основ ранней лирики Кузьминой-Караваевой. Выводы, полученные в результате исследования, могут внести вклад в постижение своеобразия сложного духовного пути будущей матери Марии, ее феноменальной личности, сформировавшейся в культурной обстановке Серебряного века, с ее направленностью на возрождение
традиционных христианских ценностей. Материалы диссертации могут быть применены как в высшей школе, так и в школьной практике.
Апробация работы проводилась в форме докладов на следующих конференциях: 1. Международная конференция молодых ученых «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» (март 2010 г., Нижний Новгород); 2.Международная научная конференция «Язык, литература, культура и современные глобализационные процессы» (апрель 2010г., Нижний Новгород); 3. XX Рождественские православно-философские чтения «Русская Православная Церковь и современное российское общество» (январь 2011г., Нижний Новгород); 4.Международная научная конференция «Язык, литература и культура на рубеже XX и XIX вв.» (октябрь 2011 г., Нижний Новгород); 5. III Литературная конференция «Нижегородский текст русской словесности - 2011», посвященная 210-летию со дня рождения Владимира Даля (октябрь 2011 г., Нижний Новгород); 6. 50-я Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» (апрель 2012, Новосибирск); 7. XVII Международная научная конференция «Пушкинские чтения-2012» «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст» (июнь 2012 г., Санкт-Петербург); 8. II Международная польская конференция молодых ученых «Przestrzen kulturowa Slowian», Люблинский католический университет им. Павла II (апрель 2012 г., Люблин, Польша); 9. XXI Рождественские православно-философские чтения «Русская Православная Церковь и отечественная государственность» (январь 2012 г., Нижний Новгород).10. Публикация в журнале «Мир науки, культуры, образования №5 (42)» (октябрь 2013 г., г. Горно-Алтайск).
Этапы подготовки диссертации и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры классической и современной литературы Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Основные положения работы нашли отражение в 10 публикациях автора, из которых 3 - в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении диссертации обосновывается актуальность темы и степень её изученности, обозначаются объект и предмет исследования, обусловливаются научная новизна, методологическая база исследования, а так же теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Глава первая «Прорицание прошлого по «черепкам»: скифские мотивы и мифопоэтическая образность сборника Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Скифские черепки» (1912)» посвящена рассмотрению особенностей поэтического строя первого сборника поэтессы «Скифские черепки», в стихотворениях которого обнаруживается мощный культурный контекст, связанный с мифопоэтическим кругом ассоциаций.
В первом параграфе «Сборник Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Скифские черепки» в зеркале «скифства» начала XX века и его место в культурной среде серебряного века» рассматривается история создания сборника, критические отзывы современников, его место и роль в поэтическом наследии Серебряного века и в творческом и жизненном пути самого автора. Отзывы на дебютный для Е.Ю. Кузьминой-Караваевой сборник «Скифские черепки», опубликованные в разнообразных изданиях в 1912-1914 гг., были во многом нейтральными. Рубеж Х1Х-ХХ веков ознаменовался усилением интереса вокруг скифской проблемы29.
Второй параграф «В поисках «Иерусалима»: начало пути в «святой простор». Особенности пространственно-временного строения сборника «Скифские черепки». Мифопоэтические образы башня, дерево и корабль как «духовные вертикачи» и точки пересечения пространств и миров» посвящен пространственно-временному строению сборника. Архетипический образ башни, окутанной туманом, обозначает пространственно-временную координату обозначения места перехода в ирреальный мир. Образ башни имеет
25 Солнцева Н.М. Скифы и скифсгво в русской литературе / Н.М. Солнцева [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://wwwphilol.msum/~-xxcentury/docs /solntseva_skifoIogiya.doc
мифопоэтическую подкладку, являясь духовной вертикалью. Архетипический образ корабля может указывать на языческий миф (корабль - символ движения, путешествия и воскрешения) и на христианскую идею креста.
В третьем параграфе «Мотивные цепочки и многозначность прочтения архетипических образов сборника «Скифские черепки»» анализируются ключевые образы сборника с точки зрения их связи с мифологическим, скифским, языческим мышлением и философско-религиозным мировосприятием, а также в сопоставлении с историческими реалиями автора и современников.
Четвертый параграф «Но глядит он мудрый строже...»: «пристальный» взгляд и «стальная» рука. Цикл «Невзирающий»: возможные источники». Цикл «Невзирающий» - отражение сложных внутренних перипетий автора, это попытка покинуть лабиринт и найти путь. При анализе сборника «Скифские черепки» необходимо, по нашему мнению, обратить внимание на корни слов: невзирающий (взор - зорь — око - глаз - незримо - слепота), немеркнущие (мрак - свет - мерцание). Нам кажется целесообразным провести параллели с живописными работами Е.Ю. Кузьминой-Караваевой периода 1912-1916 гг. Кузьминой-Караваевой была избрана необычная техника, близкая античной энкаустике. Образцами этой техники являются Фаюмские портреты (Музей изящных искусств в Москве. Коллекция 1912 г.).
С. Городецкий в своей рецензии на «Скифские черепки» назвал стихотворения - «фрагментами»30 и пятый параграф «Жанровые особенности сборника «Скифские черепки»» посвящен анализу жанровой формы фрагмента. От лат. фрагмент — кусок, осколок. В первоначальном своем значении слово употреблялось для названия кусков разбитой глиняной посуды (черепки). Фрагмент может пониматься как часть целого (фрагмент стиха, фрагмент костей31, фрагмент сна), что тоже близко к идейному содержанию «Скифских черепков». Н. Гумилев отмечал, что «малая форма» в поэзии позволяет «легко
30 Елизавета Кузьмина-Караваева и Александр Блок / Кол. авт.; сост. Л.И. Бунина и А.Н. Шустов. - СПб.: РНБ, 2000.-С. 149.
31 Епишкин Н.И. Краткий исторический словарь галлицизмов русского языка / Н.И. Епишкин. — Чита: б. и., 1999.-С. 714.
увидеть лицо поэта»32. Мы предполагаем, что в сборнике «Скифские черепки» скрыт обряд гадания перед зеркалом. На обряд гадания может указывать также аллюзия заговора и «магическое сознание поэтессы»33, отмеченное Г. Беневичем. Речь лирической героини в цикле «Курганная царевна» строится по всем канонам заговора (описание основных частей заговорного канона дано по кн. A.B. Юдина34).
Предпринятое нами исследование мифопоэтики сборника «Скифские черепки» привело нас к необходимости осветить одну из проблем, связанную с представлением лирической героини «Скифских черепков». Необходимо рассмотреть функциональную роль лирической героини в структуре текста и особенностями знаково-языкового характера её воплощения. Этому посвящен шестой параграф «Тип лирического героя в сборнике «Скифские черепки»».
В сборнике затронуты темы поиска истины, смерти и творчества. Заявлен в сборнике мотив пути в «святой простор», который будет развиваться в следующем сборнике Е.Ю. Кузьминой-Караваевой и которому посвящена вторая глава диссертации «На распутье: выбор духовного пути за сакральной звездой к «последней высоте». Мифопоэтнка сборника Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Дорога». В главе рассматриваются жанровые и стилистические особенности сборника.
Первый параграф ««Дорога» как знак духовной эволюции человека в поэтическом творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (история создания и роль сборника)» посвящен исследованию смыслового спектра дороги, понимаемого как «восхождение к Богу путем исполнения Его заповедей, путем ...христианского подвига»35. К нему в конечном итоге и пришла Кузьмина-Караваева, приняв постриг.
32 Гумилев Н.С. Рец. на кн. С. Городецкого «Цветущий посох» // Аполлон. - 1914. - № 5. - С. 34.
33 Беневич, Г. И. Синтез религии, философии и культуры в жизни и творчестве Е. Ю. Кузьминой-Караваевой: Автореф. дисс.... канд. культурологических наук. - СПб.: СПб ГУКИ, 2001. - 20 с.
34 Юдин A.B. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре / A.B. Юдин. - М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1997. - 319 с.
35 Елизавета Кузьмина-Караваева и Александр Блок / Кол. авт.; сост. Л.И. Бучина и А.Н. Шустов. - СПб.: РНБ, 2000.-С. 65.
Указание на жанр присутствует в рукописи книги: автором определен жанр сборника как лирическая поэма. Серебряный век, как утверждают современные исследователи, наглядно демонстрирует игру лирического субъекта с жанровой традицией. Этому посвящен второй параграф «Жанровое своеобразие сборника «Дорога» как отражение религиозно-мифологических исканий поэта и осмысления духовного бытия человека». В сборнике «Дороги» представлена спиралевидная модель времени, возвращающее лирический субъект к первовремени. Указанные черты свойственны исповедальному жанру. Религиозная поэзия Кузьминой-Караваевой и жанр исповеди в ее ранней лирике, в частности, формируется в русле сакральной мировоззренческой модели.
В третьем параграфе «Художественное воплощение ключевых мифологем (пахаря, сада, города, земли, розы) и мотивов (странничество, бездомность, возвращение) в сборнике «Дороги» раскрываются значения узловых архетипических образов виноградной лозы, розы, звезды, горы, орла, а также мотивы пахоты, сева и жатвы. Кузьмина-Караваева создает образ факела-звезды, указывающей своим светом страннику путь в кромешном мраке. «Духовное странничество» «по миру» и «в поисках Бога»36 нашло отражение в сборнике Кузьминой-Караваевой «Дорога», где раскрываются главные особенности и сокровенные черты русского национального характера.
Мотив пути - один из ведущих и в последующем сборнике Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Руфь», которому посвящена третья глава диссертации ««Путь на Высоту»: соединение «черепков» памяти, любви, искусства в единое целое через веру. Мнфопоэтическая образность сборника Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Руфь» » «Сборник «Руфь» (1916) -знаковый в творческой судьбе Кузьминой-Караваевой. Критики замечают, что с выхода этой книги об авторе можно судить как о религиозном поэте.
В первом параграфе «Библейский образ Руфи как воплощение страдальческого русского духовного пути в поэтическом творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой» утверждается, что, начиная с этого сборника
36 Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры / Ю. Степанов. - М.: Академ, проект, 2004. - С. 42.
Кузьмина-Караваева выступает как религиозный поэт, размышляя о трудном пути к Богу, о христианском долге и подвижническом служении. Все циклы сборника «Руфь», написаны под влиянием библейской книги с одноименным названием, входящей в состав Ветхого Завета.
Во втором параграфе «Реализация мотива смерти как «исхода» через мифологемы зимы, снега, зеркала, стекла» утверждается, что в сборнике «Руфь» образы снега, метели, зимы, льда являются знаками пространства и времени, обладают мифологической окрашенностью. Образы «зимнего» ряда осуществляют в сборнике связь между миром умерших и миром живых.
Третий параграф «Война как земная проекция горних битв Добра и Зла» раскрывает самобытный отклик поэтессы на войну, в которую вступила Россия в 1914 году. В сознании автора война представляется в свете грядущего Апокалипсиса, как знак приближающегося конца света и Страшного суда. Мотив неразрывности личного и общего пути к спасению проясняет историософскую концепцию произведения. Этому посвящен четвертый параграф «Апокалипсические и библейские мотивы (труда, жатвы, Страшного суда) в сборнике «Руфь». Лейтмотив подвижничества, апостольского служения и вестничества». В сборнике развернуто трагическое состояние человеческого бытия и его спасительного исхода. Как зерно в результате претворения переходит в хлеб — «тело» распятого Христа, так страдания рождают слово, исцеляющее мир. Можно увидеть аллюзию библейского сказания о мучениях Сына Человеческого и исцеление мира его Словом. Именно то слово, которое рождено через страдания, способно оживлять мгновение, проникать в тайну бессмертия. Христианство может преобразить человека в пророка и вестника, умеющего слышать и видеть «заревые знаки».
В сборнике «Руфь» возникают стихотворения, приближенные к жанру псалма. Трансформация сакрального текста в сборнике рассматривается в пятом параграфе «Трансформация и переосмысление традиционных жанров молитвы, псалма, плача как эволюция духовно-религиозного мировоззрения
Е.Ю. Кузьминой-Караваевой» Композиция стихов «Руфи» схожа с композицией гравюр: на первом плане расположены образы, несущие в себе идею духовности, все остальные предметы вынесены на периферию. Молитва предстает в стихах поэтессы как жанровая модель, как фрагмент текста, являясь при этом структурным центром произведений. Вифлеемская звезда -новозаветный символ рождения Мессии, начала новой эры человеческой истории - становится образным воплощением духовных сил России, ее будущего национального возрождения.
В заключении сформулированы основные итоги исследования.
Изучение раннего творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в мифопоэтическом ракурсе позволило установить, что мифопоэтическая составляющая является ярко выраженной доминантой индивидуально-авторского сознания поэтессы. Миф обладает мощной смыслопорождающей способностью, помогая автору создавать мощный значимый подтекст (семантическая многоплановость, соотнесение с прецедентными текстами, повторы, связь с фольклорно-мифологической традицией).
Реализация мифопоэтической системы осуществляется Е.Ю. Кузьминой-Караваевой поэтапно и определяется жанровыми признаками лирического фрагмента, лирического цикла, а также авторской картиной мира.
Художественное мышление Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в период с 1912 по 1917 год впитывает в себя основные черты мировой мифологии, национальной истории, культуры, отражает важные литературные веяния Серебряного века в сочетании с ориентацией на христианские ценности, все это выражается в основных признаках мифопоэтического сознания автора.
Краеугольным камнем в творческом и духовном становлении Кузьминой-Караваевой является поиск своего творческого и личного пути, дороги к Богу. Процесс поиска был сопряжен для Кузьминой-Караваевой с процессом творчества поэтического, живописного, с интересом к истории и философии, увлечением акмеизмом, влюбленностью в А. Блока и переживанием этого чувства. Диссертант полагает, что в сборнике «Скифские черепки» Кузьмина-
Караваева осуществляет поиск своего пути через возвращение в прошлое, древнее, мрачное, посредством вхождения в сакральный мир мифа о Киммерии. «Скифские черепки» - своеобразный возврат в язычество, в «царство мертвых». Вход в мифологическое пространство осуществляется посредством применения заговорной формулы. Но в период создания «Скифских черепков» для автора увлечение языческой Киммерией осталось в прошлом. В это время Кузьмина-Караваева «открывает» для себя Христа: «Христос умирал, у него был кровавый пот»; «Христос и революция — это раскрытие третьего Завета»37. Главной идеей является идея единства дионисийского и христианского путей к обретению Бога.
Сборники «Скифские черепки», «Дороги» и «Руфь» являются единым метатекстом, при этом в «Скифских черепках» посредством приема контрапункта заявлены основные мотивы, которые будут развиваться в последующих сборниках. Фрагменты «Скифских черепков» являются своеобразным ключом, открывающим замысел автора: показать пути к христианской вере и определить наиболее трудный путь к обретению Бога, чтобы впоследствии следовать по нему.
Синтез является основной чертой мышления Кузьминой-Караваевой. Это позволяет соотнести поэтические произведения Кузьминой-Караваевой с ее художественными работами. Кузьмина-Караваева применяла в построении мифопоэтических образов, фрагментов, циклов, сборников приемы, свойственные древним иконописцам. Иконописность поэтических фрагментов позволяет сложить из них единую фундаментальную поэму-фреску. Сборник «Скифские черепки» - нисхождение во мрак царства мертвых посредством заклинания духов, отказ от маски и принятие крещения «огнем и мечом», путь пророка и путь выстраивания «духовной» вертикали из мрака; «Дороги» - путь через тернии к звездам стезей волхва и апостола. В «Дорогах» видны религиозные искания автора, отраженные в пути на Гору, Высоту, поиск
37 Равнина Русская: Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. - СПб.: Искусство-СПб., 2001. - С. 369.
Христа по Звезде (путь волхва) и стояние у Креста (путь апостола и Богородицы). В письме А. Блоку Е.Ю. Кузьмина-Караваева писала: «Есть два пути: один, он ясно выражен в отделе «Вестников», а другой, - более долгий и трудный, но приводящий к целям первого, - определяет тот порядок, в котором распределены отделы книги»38. Путь волхвов требует опасного путешествия на «зов» Вифлеемской звезды, преодоления препятствий на пути к Богообщению. Свою жизнь они продолжают как благовестники Евангелия в своей стране, но вдали от Спасителя. Этот путь дан в «Вестниках». Но есть более трудный путь — апостольский, требующий большего постижения Бога.
В «Руфи» отражен поиск жатвы духа, принятие трудного и страдальческого пути, ожидание Суда и Небесного Иерусалима, путь Христа на Голгофу, путь стояния у креста Богородицы, путь монашества.
Поэтесса воспринимает личную судьбу и общеисторическую ситуацию сквозь призму мифологических представлений. Таким образом, земная история понимается как часть сакральной, Божественной истории. Возникает образ «остановившегося времени» - вечности. Поэт-пророк понимает закономерности истории, созерцает прошлое, настоящее и будущее. Способность Божественного видения открывается только путем очищения сердца страданиями. Бога пророк видит и познает через видение земного и путем «восхождения чрез себя к Богу»39. Два пути показывает Кузьмина-Караваева в «Скифских черепках»: один - поддаться искушению, другой -пройти через все испытания и принять терновый венец страданий (это путь к белому, чистому, сакральному).
У Кузьминой-Караваевой поиск проявляется в уподоблении природного мира Евангелию (особенно в сборнике «Дороги») и попытке увидеть «лик Бога» в природе. В «Скифских черепках» происходит отказ от языческого прошлого (забывание) и маски (лирической, погребальной). Вероятно,
38 Елизавета Кузьмина-Караваева и Александр Блок / Кол. авт.; сост. Л И. Бунина и А Н. Шустов. - СПб : РНБ 2000.-С. 91.
35 Григорий Палама. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы: в 3 ч. 4. 1 / Г. Палама; пер. с греч. - М.: Паломник, 1993. -С. 122.
подобная аналогия была проведена поэтессой во время ее увлечения энкаустикой и фаюмскими портретами. С отказа от маски начинается путь «возрождения» и «восхождения». «Восхождение» осуществляется героиней сборника «Дороги» и физически, и духовно. Именно на горе возникает напряжение души, там и угроза духовных падений - «обрыв», «скалы» и «пропасть», но с горы можно увидеть путь и высоту духовной жизни. Святой Григорий Нисский пишет, что, «всякий, напрягая свое разумение Незримому, будто направляет его к вершине горы»40. Восхождение на Гору - духовный прорыв, богоискательство трудным путем. Кузьмина-Караваева вслед за традиционным христианством понимает этот путь тесным, называя «тропой» — это путь покаяния и исповеди.
Горе противопоставлена долина. Кузьмина-Караваева в предисловии к сборнику «Руфь» пишет: «Я вновь спустилась в долины». Долины как горизонталь представляют реальное переживание вечности духовно преображенного после восхождения на гору человека. Земля оказывается онтологически единой с Небом, автор может «созерцать зеленую планету Землю», попытаться выйти из ограниченного круга при духовном напряжении сил. Долина - это образ неба на земле, здесь осуществляется чудо претворения (зерна - в хлеб, винограда — в вино, шиповника — в розу рукою Садовника), происходят сев и жатва, Апокалипсис и Страшный суд. В «Руфи» Кузьмина-Караваева изображает «тысячелетнее Царство» из Откровения Иоанна Богослова и Христа как Судию через метафоризацию образной картины мира и речи.
«Метафора есть минимальный, свернутый миф»41 - данное утверждение В.А. Маркова актуально для изучения поэтического языка Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Метафоры поэтессы можно развернуть в мифологический текст или осмыслить в качестве мифологемы. Метафорические цепочки и
40 Григорий (Нисский). Избранные творения / свт. Григорий Нисский; сост. диакон А. Гумеров; ред. Т.А. Соколова. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 33].
41 Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) / В.А Марков // Тыняновский сборник: мат-лы IV Тынянов, чтений [Резекне - Даугавпилс, 4-6 июня 1988 г.] / Огв. ред. М.О. Чудакова. -Рига: Зинатне, 1990. - С. 138.
реализованные метафоры, лейтмотивы, повторы, символическая значимость эпиграфов и подзаголовков, ритмизация - стержневые элементы образной структуры текста - выполняют функции сюжетообразующих мифопоэтических смысловых доминант, или «ключей», дешифрующих его мифопоэтическое содержание. Поэтический стиль Кузьминой-Караваевой порой кажется косноязычным, недостаточно «отшлифованным». Поэтическое «косноязычие» продиктовано творческим заданием автора: сосредоточить читателя на проблемах бытия.
Современный российский читатель заинтересован в возвращении когда-то изъятого из литературного арсенала художественного наследия прошлого. Литературоведческая наука, обращаясь к творчеству Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, как и к ряду других русских поэтов, разделивших горькую участь эмигрантов, внесет необходимый вклад в дело восстановления подлинного культурно-исторического облика России начала XX века. Диссертация имеет Приложение.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Боброва, Е.В. Функция мотива в лирическом цикле (на примере цикла стихотворений «Курганная царевна» Е.Ю. Кузьминой-Караваевой) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 4. - Ч. 2. - С. 818-820.
2. Боброва, Е.В. Роль мифологической образности в языковой картине мира Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (на примере цикла стихотворений «Невзирающий») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 6. - Ч. 2. - Т. 1. - С. 67-70.
3. Боброва, Е.В. Апокалиптические и библейские мотивы в лирике Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (на примере сборника «Руфь») // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5 (42). — С. 309-312.
Публикации в сборниках научных трудов и материалах научных конференций:
4. Боброва, Е.В. Роль мифологической образности в языковой картине мира Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (на примере цикла «Курганная царевна») // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: сб. ст. по мат-лам
междунар. конф. молодых ученых 17-18 марта 2010 г. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2010.-С. 11-19.
5. Боброва, Е.В. Тема креста в публицистике матери Марии (Скобцовой) // Русская Православная Церковь и современное российское общество: XX Рождественские православно-философские чтения. - Н. Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2011. - С. 343-346.
6. Боброва, Е.В. Святая праведная Иулиания Лазаревская и святая мученица Мать Мария (Скобцова): два облика русской святости // Нижегородский текст русской словесности: межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. В.Т. Захарова. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - С. 96-100.
7. Боброва, Е.В. Мифологема земли в сборнике Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Дорога» // Материалы 50-й Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Литературоведение. -Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2012. - С. 45-46.
8. Боброва, Е.В. Жанровые признаки лирической поэмы в поэтическом сборнике Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Дорога» // Пушкинские чтения - 2012. «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст: мат-лы XVII Междунар. науч. конф. / Под общ. ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Т.В. Мальцева. - СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2012. - С. 54-59.
9. Боброва Е.В. Духовный смысл образа пути / дороги в поэтическом сборнике Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Дорога» II Przestrzen kulturowa Slowian. Katolicki Uniwersytet Lubelski Jana Pawla II Wydzial Nauk Humanistycznych. Kolo Naukowe Studtntow Filologii Slowianskiej KUL. Wydawnictwo KUL. -Lublin, 2012.-p.101-109.
10. Боброва, Е.В. Церковь и государство в мировосприятии матери Марии // «Русская православная церковь и отечественная государственность»: XXI Рождественские православно-философские чтения. - Н. Новгород: НГПУ, 2012.-С. 406-410.
Подписано в печать 24.06.2014 Формат 60/84x16 Усл.печ.л.1,7 Тираж 100 экз. Заказ 180 Отпечатано в РИЦ «Полиграф» НГПУ им.К.Минина 603004, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
Текст диссертации на тему "Дооктябрьское творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: мифопоэтический аспект"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (Мининский университет)
04201460775
ДООКТЯБРЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Е.Ю. КУЗЬМИНОЙ-КАРАВАЕВОЙ: МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Боброва Екатерина Владимировна
10.01.01 - «Русская литература»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Захарова Виктория Трофимовна
Нижний Новгород
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................4
Глава I. Прорицание прошлого по «черепкам»: скифские мотивы и мифопоэтическая образность сборника Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Скифские черепки» (1912).............................................................25
1.1. Сборник Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Скифские черепки» в зеркале «скифства» начала XX века и его место в культурной среде Серебряного века............................................................................25
1.2. В поисках «Иерусалима»: начало пути в «святой простор». Особенности пространственно-временного строения сборника «Скифские черепки». Мифопоэтические образы башня, дерево и корабль как «духовные вертикали» и точки пересечения пространств и миров...............................35
1.3. Мотивные цепочки и многозначность прочтения архетипических образов сборника «Скифские черепки»...............................................43
1.4. «Но глядит он, мудрый, строже...»: «пристальный» взгляд и «стальная» рука. Цикл «Невзирающий»: возможные источники.....................................................................................58
1.5. Жанровые особенности сборника «Скифские черепки»................67
1.6. Тип лирического героя в сборнике «Скифские черепки»...............76
1.7. Выводы первой главы..........................................................81
Глава II. На распутье: выбор духовного пути за сакральной звездой к
«последней высоте». Мифопоэтика сборника Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Дорога»......................................................................................84
2.1. «Дорога» как знак духовной эволюции человека в поэтическом творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (история создания и роль сборника).....................................................................................84
2.2. Жанровое своеобразие сборника «Дороги» как отражение религиозно-мифологических исканий поэта и осмысления духовного бытия человека......................................................................................86
2.3. Художественное воплощение ключевых мифологем (пахарь, сад, город, земля, роза) и мотивов (странничество, бездомность, скитальчество) в сборнике «Дороги»......................................................................99
2.4. Выводы второй главы....................................................120
Глава III. «Путь на Высоту»: соединение «черепков» памяти, любви,
искусства в единое целое через веру. Мифопоэтическая образность сборника Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Руфь».................................................122
3.1. Библейский образ Руфи как воплощение страдальческого русского духовного пути в поэтическом творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.................................................................................122
3.2. Реализация мотива смерти как «исхода» через мифологемы зимы, снега, зеркала, стекла...................................................................125
3.3. Война как земная проекция горних битв Добра и Зла............................................................................................134
3.4. Апокалиптические и библейские мотивы {труда, жатвы, Страшного суда) в сборнике «Руфь». Лейтмотив подвижничества, апостольского служения и вестничества. Миф о Поэте........................................................................................137
3.5. Трансформация и переосмысление традиционных жанров молитвы, псалма, плача как эволюция духовно-религиозного мировоззрения Е.Ю. Кузьминой-Караваевой............................................................150
3.6. Выводы третьей главы...................................................164
Заключение...........................................................................166
Библиографический список.......................................................174
Приложение......................................................................II том
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Серебряного века, как известно, это время мучительного исторического «перевала», эпоха великих надежд и «крушений» [6, 15, 19]. Художественное и историческое полотно Серебряного века многослойно и противоречиво: на нем переплелись многочисленные литературные течения, индивидуальные нетрадиционные стили, изощренный эстетизм и глубокая религиозность, парадоксальное сочетание старого и нового, уходящего и зарождающегося. «Испепеляющие годы» [22, с. 56] отличаются редким накалом страстей, верований, иллюзий и ярко выраженным субъективизмом, связанным со стремлением автора наиболее громко сказать свое «слово» в этом многоголосье и выразить свое отношение к действительности. Из этих контрастов рождалась гармония противоположностей и противоречий русского Ренессанса с ее единым началом и заветом - стремлением к синтезу. А. Блок в статье «О театре» писал, что «нет согласия не только между отдельными людьми, но и в каждой отдельной душе выросли преграды, которые нужно рушить во имя цельности и единства» [20, с. 37]. По словам О. Клинга, «с точки зрения поэтики и подходов, определяемых ею, символистская и постсимволистская поэзия единый, хотя и противоречивый поток, вбирающий в себя эстетические устремления различных поэтических школ <.. .> столкновение разных течений и школ, ныне - особенно на уровне исторической поэтики - открывается сходство эстетических систем, с одной стороны, символизма и акмеизма, с другой - символизма и футуризма» [175, с. 83]. И понятно, почему в поисках «синтеза» художники выбирали в свои главные мифологические герои двух богов: Диониса, бога чрезвычайно подвижного, многоликого, провоцирующего на «сдвиг», перемену, дерзкий выход за границы дозволенного, и Аполлона, символизирующего гармоническую меру и границы.
Трагическое мироощущение человека, стоящего на границе Времени перед лицом Вечности, Смерти и Бога, осложненное осмыслением
противоречий эпохи как экзистенциального, так и социального плана, вызвало ментальный сдвиг в сознании художников Серебряного века. Важными особенностями творчества стали остро поставленный вопрос о смысле бытия человека в мире, стремление к мировоззренческому синтезу, определившему большую знаковую насыщенность, и возрождение культуры мифотворчества. Н. Бердяев говорил, что «русская литература ренессансная по духу своему. Мы творим от горя и страдания» [14, с. 143]. Но модели восприятия окружающей действительности, воплощенные в художественных произведениях творцов Серебряного века в преломлении мифопоэтических мотивов, отражают субъективный взгляд на мир и являются уникальными у каждого яркого художника рубежа веков.
Таким художником и была Е.Ю. Кузьмина-Караваева (Пиленко, Скобцова, мать Мария). С одной стороны, Кузьмина-Караваева - типичный представитель Серебряного века, так как и в ее личной судьбе (дворянское происхождение, хорошее образование, увлечение модернизмом, эмиграция), и в разностороннем творчестве (поэт, художник, публицист, критик, философ) нашли отражение черты, присущие многим ее современникам. Но, с другой стороны, судьба Е.Ю. Кузьминой-Караваевой отличается неординарностью, яркостью и, может быть, противоречивостью. Ее жизнь и творчество являют собой удивительное сочетание глубокого религиозного чувства, бунтарства и смирения, постоянного поиска собственного творческого и духовного пути. По словам К. Кривошеиной, «как не вспомнить, что мать Мария выросла во времена, когда каждая барышня из хорошей семьи знала французский или немецкий, рисовала и вышивала, пела, играла на пианино, танцевала и писала стихи в альбомы. Тогда эмансипация только начинала давать свои ростки, проявление многогранных талантов, стремление их реализовать было редкостью» [627].
Именно процесс духовной эволюции позволил Кузьминой-Караваевой за несколько лет (1912-1917) пройти сложный путь от начинающей поэтессы
круга Гумилева, увлеченной скифской темой и эстетикой акмеизма, до серьезного философа и лирика, работающего в жанре духовной поэзии. Уже тогда определилось ее движение к христианским ценностям и вере. Это придало творчеству Кузьминой-Караваевой особую значимость, что обусловило его актуальность в наше время.
Степень изученности темы. Достижения современного литературоведения позволяют считать общий уровень знаний о Е.Ю. Кузьминой-Караваевой сравнительно высоким, но при этом многие проблемы ее творчества нуждаются в дальнейшей разработке и конкретизации: поэтическое творчество не получило полноценного осмысления, не раскрыта его роль в общем литературном процессе и развитии русской религиозной мысли. После возвращения имени Е.Ю. Кузьминой-Караваевой из забвения исследователей в большей степени стала привлекать ее неординарная героическая личность, разносторонняя деятельность в эмиграции. Отдельные эпизоды жизненного пути Е. Ю. Кузьминой-Караваевой освещены во многих как российских, так и зарубежных работах. Большинство из них посвящены преимущественно ее общению с А. Блоком, а также участию во французском Сопротивлении и гибели в концлагере Равенсбрюк. Книги, рассказы, свидетельства и воспоминания С. Гаккеля [131], Д. Десанта [144], К. Кривошеиной [184], А. Меня, К. Мочульского [214], Г.П. Струве [258], А.Н. Шустова [283-292] и Е.Г. Эткинда [295] предоставили биографические сведения о Е.Ю. Кузьминой-Караваевой и акцентировали внимание на неординарности ее личности. Л. Агеева отмечает, что Кузьмина-Караваева в своем служении «взяла заповедь: "Возлюби ближнего твоего как самого себя". И для матери Марии это была не просто вторая заповедь... Впереди Елизавету Юрьевну ждали испытания, потери, страдания, накопление сил, полное, добровольное, принципиальное обнищание, которые и привели ее беспокойную душу к евангельской истине: "Бог есть любовь"» [93, с. 400]. С. Гаккель указывал,
что «будущую основательницу нескольких храмов уже можно различить в девочке, которая с большим увлечением следит за завершением постройки второго храма в городе Анапе <...> и которая "все скопленные в копилке деньги отдала, чтобы на стене написали образ ее святой - Елизаветы"» [132, с. 7]. А. Мень отмечает, что «...уже тогда она была особенной девочкой, особенной девушкой, особенным человеком... Казалось, она в расцвете сил -энергичная, остроумная, веселая, — и одновременно что-то лежало на ее сердце тяжкое. Это было страдание за мир, у нее всегда было острое ощущение чужого страдания» [202, с. 576- 577].
В период 50-70-х годов о матери Марии выходят материалы биографического характера таких авторов, как К.Мочульский, Т.Манухина, Ю. Терапиано [259]. Появляются исследования творчества Кузьминой-Караваевой, но в основном в историко-культурном аспекте и в связи с творчеством других поэтов Серебряного века. На этом этапе можно выделить исследования Д.Е.Максимова [454], И.А.Кривошеина [407]. «Началом историографии о матери Марии ... можно считать статью И.А. Кривошеина "Мать Мария" в "Журнале Московской патриархии" (1970, № 5), - <...> представляющую многоликий творческий облик матери Марии» [363,12].
Исследования 80-х годов таких авторов, как Н. Алигер [97], Е.Богат [115, 116, 117], С.Гаккель, A.C. Сытова, А.Н. Шустов и E.H. Микулина [207] представляют собой ценные источники знаний о биографии Кузьминой-Караваевой. С.Гаккель раскрывает жизненный путь и духовный облик Кузьминой-Караваевой в аспекте особенностей её монашеского служения «в миру» Во многом исследования этого времени способствовали созданию образа легендарной личности матери Марии, направили ракурс исследований в патриотическое русло. Ключевым моментом данного этапа стал выход на экраны фильма С.Н.Колосова «Мать Мария» [178] (1982). В киноповествовании и киносценарии отсутствуют некоторые вехи жизни Кузьминой-Караваевой: замужество, литературное общение и поэтическое
творчество дооктябрьского периода, утрата Родины. В 1987 году выходит ряд книг о Кузьминой-Караваевой таких авторов, как Н. Веленгурин [122,123], С. Кайдаш, А.Лавров, А. Мень, Б. Плюханов [230, 231, 232]. Ведущая роль в исследовании жизни и творчества Кузьминой-Караваевой принадлежит А.Н. Шустову, автору многочисленных литературоведческих работ [283-292], вступительных статей и комментариев в основных изданиях о Кузьминой-Караваевой.
В 1991 году свет увидела книга избранных произведений Кузьминой-Караваевой с вступительной статьей Н.Осьмакова [57, с.3-12] (на издание было опубликовано несколько рецензий [142, 244]). В 1996 году издан сборник произведений автора «Наше время ещё не разгадано» [58]. В изданиях представлены комментарии и библиография произведений Кузьминой-Караваевой. В это время на страницах газет появляются статьи, посвященные 100-летию со дня рождения Кузьминой-Караваевой. Они посвящены героической судьбе Кузьминой-Караваевой и носят биографический характер [129, 169, 206, 225, 247]. Ю.А. Меньшов, отмечая неординарность личности Кузьминой-Караваевой, указывает, что «начало её пути связывают с романтической легендой о встрече с Александром Блоком. Привело её к поэту чуть ли не полное разочарование в жизни» [205, с.33].
В период конца 90-х годов нужно отметить исследования Т.Н. Емельяновой о творчестве Кузьминой-Караваевой. Т.В. Емельянова в ряде публикаций [150, 151] и в диссертационном исследовании «Типология жанра мистерии в английской и русской драматургии первой половины XX века (Ч. Уильяме, Дороти Сэйерс, К. Фрай и Е. Ю. Кузьмина-Караваева)» [363] (1999 г.) серьезное внимание уделила анализу христианского творчества и мировидения матери Марии (на примере публицистических статей), исследованию драматургии (на примере мистерии «Анна»). Т.В.Емельянова исследует мистерию «Анна» и приходит к выводу о синтезе восточных и западных традиций в творчестве Кузьминой-Караваевой.
Большое значение имеют работы Г.И. Беневича [109, 320]. Он рассматривает в широком историко-культурном контексте религиозную прозу Кузьминой-Караваевой. В книге «Мать Мария» содержится наиболее полное описание этапов жизненного пути Кузьминой-Караваевой, анализируется ряд неопубликованных текстов м. Марии.
Знаковыми событиями стали создание К. Кривошеиной в 2000 году сайта [http://www.mere-marie.com.], содержащего подробный и качественный материал по биографии и творчеству Е. Кузьминой-Караваевой. В 2001 году увидело свет собрание поэтических и прозаических текстов Е. Кузьминой-Караваевой «Равнина русская» с комментариями А.Н.Шустова.
О творческом наследии матери Марии написаны диссертационные исследования. Кандидатская диссертация «Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой» М.В. Юрьевой (2005 г.) раскрывает своеобразие ранней лирики Кузьминой-Караваевой, а также религиозно-философскую публицистику эмигрантского периода. В диссертации М.В. Юрьевой представлен «литературоведческий подход и анализируется художественно-философская система Кузьминой-Караваевой» [619, с. 15]. Во Введении диссертации М.В. Юрьева отметила, что «в отечественном литературоведении нет пока ни одного исследования, системно анализирующего разнородное в жанровом отношении лирическое наследие Кузьминой-Караваевой, отсутствует анализ поэтической системы. За скобками остается вопрос о «непунктирности», гармоничности творческого роста» [619, с. 15]. В диссертации проводится анализ лирики разных лет, «подчеркнуты темы и мотивы, «пришедшие» из ранней лирики поэтессы, что еще раз свидетельствует о гармонической целостности авторского мировидения» [619, с.159].
В диссертации анализируется художественный мир книги стихов 1937 года, прослеживается функционирование лирических мотивов в религиозно-философской публицистике матери Марии, православной монахини и
общественного деятеля. «Главным выводом является мысль о тесном переплетении поэтического и прозаического покаянного, молитвенного слова, об утверждении монахиней Марией идеалов православия не только в слове, но и в жизни» [619, с. 160].
В обозначенных выше работах творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой исследуется в различных аспектах. Авторы анализируют основные мотивы поэтических сборников раннего периода творчества Кузьминой-Караваевой, а также отмечают важнейшие черты философско-религиозных взглядов поэтессы. Но необходимо отметить, что в основном внимание исследователей сосредоточено на более позднем творчестве Кузьминой-Караваевой, а материалом является весь корпус поэтических произведений. Творчество Кузьминой-Караваевой дореволюционного периода с точки зрения мифопоэтики изучено недостаточно масштабно, между тем, мифопоэтическое начало является, по-нашему убеждению, доминантным началом в её художественном сознании. Свою задачу М.В. Юрьева видела в том, чтобы «подробно - с учетом интертекстуальных связей, мифопоэтического и контекстуального анализа - исследовать прежде всего «Скифские черепки» Кузьминой-Караваевой в контексте «русского скифства» рубежа Х1Х-ХХ вв., а также связь образов и мотивов первого сборника с последующим поэтическим творчеством» [619, с. 15]. В диссер