автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Система моральных воззрений адыгского мыслителя XVIII века Жабаги Казаноко
Полный текст автореферата диссертации по теме "Система моральных воззрений адыгского мыслителя XVIII века Жабаги Казаноко"
На правах рукописи
ЩАУЦУКОВА Людмила Хажсетовна
СИСТЕМА МОРАЛЬНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ АДЫГСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ ХУНТ ВЕКА ЖАБАГИ КАЗАНОКО
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Краснодар - 2005
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор,
Эфендиев Фуад Салихович
Официальные
оппоненты - доктор исторических наук, профессор,
Дзамихов Касбулат Фицевич; - кандидат культурологии, Цекоева Лариса Касполатовна
Ведущая организация - Институт гуманитарных исследований
Правительства Кабардино-Балкарской Республики
Защита состоится < Ч_июня 2005 г. в
часов
нй заседании диссертационного совета Д 210.007.02 по специальности 24.00.01 - теория и история культуры в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу: 350072, г. Краснодар, ул.40-летия Победы, 33, конференцзал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
П
Автореферат разослан « ' » мая 2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета доктор философских наук, профессор
В.И.Лях
ее& ЯМЗРЯР
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На фоне тех негативных процессов, которые, к сожалению, в известной мере характеризуют сегодняшний день - стремительное падение нравов, профанация культурных ценностей, девальвация духовно-нравственных основ обществ и т.д. квинтэссенция нравственного опыта человека, получившая воплощение в учениях великих моралистов, сегодня особенно актуальна.
Однако в почетном ряду великих моралистов не достает многих имен - одни из них утеряны, другие неизвестны или малоизвестны в мировом масштабе, так как их учения не подвергались изучению, анализу, они не популяризировались по многим причинам, хотя в пределах своих этнокультур оставили яркий, неизгладимый след. У адыгов (самоназвание кабардинцев, черкесов, адыгейцев) таковым, без всякого сомнения, является популярнейший в народе мыслитель, моралист, общественный деятель, политик XVIII века Жабаги Казаноко, воплотивший в своих моральных воззрениях систему нравственных ценностей адыгов, квинтэссенцию духовного опыта народа, выработанный веками механизм его культурной самоорганизации.
Однако моральные воззрения Жабаги Казаноко до сих пор не стали предметом пристального и объективного рассмотрения в науке, исследователи жизни и наследия адыгского мудреца преимущественно акцентировали внимание на личности и наследии Жабаги Казаноко - политика, общественного деятеля и автора остроумных, парадоксальных афоризмов, разрабатывая в последнем случае художественные концепции наследия Жабаги Казаноко. Мы же вслед за Б.М.Бгажноковым, автором единственной небольшой статьи о Жабаги Казаноко-этике, считаем эту сторону наследия Жабаги Казаноко едва ли не основной. Наш интерес к системе этических взглядов философа лежит не только в контексте культурно-исгорической среды Кабарды XVIII века, но и актуальных задач современной национальной и мировой этической мысли.
На наш взгляд, давно назрела необходимость осуществления исследования системы моральных взглядов Жабаги Казаноко, в своей основе имеющую принципы и установки, с одной стороны, общечеловеческие, доказывающи
3
ГЗёЗШШМ?!
ВИМИОТСКА I
ГЗЯЕЙИ
в своей основе едина, с другой - самобытные и специфические в своем моральном кодексе характеристики адыгской этики с культивированием таких нравственных постулатов, как человечность, почтительность, мудрость, мужество, честь и др.
В связи с этим нельзя не рассматривать моральные воззрения Жабаги Казаноко, в контексте а) мировой этической мысли; б) современных концепций морали; в) историко-культурного фона жизни и деятельности мыслителя, определивших его мировоззрение и мироощущение; г) традиционной и современной системы адыгских моральных ценностей, вытекающих из реалий этнической антропологии и адыгской моральной системы.
Размышляя над актуальностью темы диссертации, нельзя не учитывать совпадения, с одной стороны, основополагающих нравственных установок Жабаги Казаноко с общечеловеческими морально-этическими ценностями, с другой - конгениальности морали Жабаги Казаноко адыгской системе моральных ценностей в целом, а также актуальности моральных воззрений Жабаги Казаноко, сохранивших несомненную нравственную и практическую ценность по прошествии почти трех веков.
Степень разработанности проблемы.
Несмотря на то, что по теме диссертации, как она обозначена в заглавии, нет ни одной работы, ее нельзя считать совсем неизученной, хотя авторы, в той или иной степени затрагивавшие в своих трудах вопросы моральных взглядов Жабаги Казаноко, рассматривали их в контексте частных проблем. Начало изучения наследия Жабаги Казаноко относится к концу XIX века, когда имя мыслителя впервые упоминается в «Истории адыхей-ского народа» Ш.Б.Ногмова. Серьезное изучение личности и наследия мыслителя можно отнести к первой половине XX века, когда выходят труды В.Христиановича «Из истории Кабарды и Балкарии», М.Талпы «Кабардинский фольклор», А.Шортанова «Жабаги Казаноко». Однако все они посвящены сбору и систематизации фольклорных текстов о мыслителе, не претендуя на историко-культурное исследование жизни и деятельности Жабаги Казаноко. Правда, А.Шортанов сделал попытку рассмотреть фольклорные сюжеты о моралисте на фоне известных исторических событий и затронул вопросы не только его биографии, но и общественно-дипломатической, юридической, мыслительной деятельности* адыгского мудреца.
. > *!,» -Ц. •» . , С
; » * » ; ЧМ.
: 4
V - - #
Следующая попытка исторической трактовки жизни и наследия Жабаги Казаноко предпринята в 60-х годах XX века, когда в фундаментальном труде «История Кабардино-Балкарской АССР от древнейших времен до наших дней» в параграфе «Жабаги Казаноко» находит развитие метод описания фольклорного героя в определенной исторической обстановке. К сожалению, в этот очень важный двухтомник проникло много вымысла, не подтвержденного даже устным материалом.
Документальное исследование проблемы наследия Жабаги Казаноко берет начало в 70-х годах прошлого века, когда выходят статьи Е.Дж.Налоевой «Легендарный Казаноко», Л.И.Лаврова «Историко-этнографические очерки Кавказа», З.М.Налоева «Из истории культуры адыгов». Важным этапом изучения жизни и наследия Жабаги Казаноко явилась региональная научная конференция, состоявшаяся в 1985 году в г.Нальчике и приуроченная к 300-летию мыслителя. Она положила начало отделению исторического Жабаги Казаноко от фольклорного героя в выступлениях Б.Х.Бгажнокова, В.Н.Сокурова, А.М.Гутова, З.М.Налоева, К.Ф.Дзамихова, А.М.Ципинова и др. В настоящий момент системный культурологический анализ моральных воззрений Жабаги Казаноко отсутствует.
Методологической базой исследования послужил комплексный подход, реализуемый на стыке этики, философии, истории, этнографии, филологии, фольклористики, политологии, социологии, при этом автор опирался на общенаучные принципы историзма, системности, детерминизма, объективности, что позволило всесторонне исследовать систему моральных взглядов Жабаги Казаноко.
Основной целью предпринятого исследования является изучение, анализ и систематизация моральных воззрений Жабаги Казаноко, для чего в данный работе мы ставим перед собой следующие задачи'.
- исследование феномена личности и моральных взглядов Жабаги Казаноко, выявление исторических и социально-культурных истоков учения мыслителя;
- исследование системы моральных ценностей адыгского мыслителя, определение ее структурных элементов, выявление ее особенностей, ее связи с мировой этической мыслью и адыгской системой нравственных ценностей;
многосторонний анализ сюжетов о Жабаги Казаноко, афоризмов, приписываемых мыслителю, выявление их нравственной доминанты;
- раскрытие основополагающих принципов моральных воззрений Жабаги Казаноко, базирующихся на постулатах адыгской этики и ее дальнейшего развития и усовершенствования через систему собственных моральных законов.
Объект исследования - характер и специфика нравственных установок Жабаги Казаноко, их система, особенные и общечеловеческие принципы морали мыслителя, обусловленные общечеловеческой практикой и национальным менталитетом.
Предметом исследования послужили 99 опубликованных сюжетов-сказаний о Жабаги Казаноко и более двухсот его афоризмов, а также архивные материалы Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, Центрального архива Кабардино-Балкарской Республики, документированные свидетельства о жизни и высказываниях мыслителя.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- впервые предпринята попытка исследования актуальной, не рассматривавшейся ранее проблемы изучения, анализа и системного изложения моральных воззрений Жабаги Казаноко;
- впервые осуществлена классификация моральных воззрений Жабаги Казаноко, в основе которой - наиболее важные для мудреца моральные понятия;
впервые установлены механизмы возникновения и реализации моральных заповедей мыслителя;
- прослежена связь нравственных установок Жабаги Казаноко с учениями великих моралистов - Лунь Юя, Будды, Аристотеля и т.д.;
проведена параллель между моральными воззрениями Жабаги Казаноко и основными постулатами адыгской этики.
Положения, выносимые на защиту.
1. Жабаги Казаноко - адыгский мыслитель и моралист XVIII века, воплотивший в своем учении квинтэссенцию нравственного опыта своего народа, но сумевший во многом преодолеть социальный заказ своего времени Его моральные воззрения - гибкая, динамичная система, способная функционировать с ощутимой пользой в разных сферах деятельности современного человека Несмотря на то, что прошло почти 300 лет после смерти
мыслителя, его моральные взгляды не устарели, так как нравственная парадигма, породившая их, вне времени.
2. Вместе с тем нельзя рассматривать моральные взгляды Жабаги Казаноко вне связи с практическими нуждами современного ему общества, и в этом смысле система моральных взглядов мудреца - яркое, хотя и своеобразное выражение духовной атмосферы Кабарды XVIII века. Таким образом, этика Жабаги Казаноко неотделима от практической деятельности его современников, решения важнейших социально-политических проблем, стоявших перед современным ему адыгским обществом.
3.В основе моральных ценностей Жабаги Казаноко лежат гуманизм и справедливость, которые трактуются мыслителем не просто как отображение видовой солидарности. По мнению моралиста, ожидание любви и понимания - естественное право всякого человека; справедливость опирается на мораль, которая выше правовых точек зрения. Любить людей и быть к ним справедливым для моралиста означает, по сути, быть человеком.
4. Ум - категория очень важная в системе моральных воззрений Жабаги Казаноко. В понимании моралиста ум прямо пропорционален нравственности и в этом качестве является одним из конструктивных элементов нравственного идеала, своего рода катализатором триады «человек дело - народ». Сама триада, (и триада в целом, и каждый из членов триады в отдельности) выступает у Жабаги Казаноко преимущественно в виде некоей абстракции, отвлеченных статичных самоценных начал. Что же касается ума, то это дополнительный, подвижный элемент системы, благодаря которому осуществляется не абстрактная, а конкретная этически значимая связь членов триады, дает о себе знать сознательное, творческое отношение человека к сфере морали.
5. «Дело» - категория, с помощью которой углубляется концепция человека. Человек таков, каковы его деяния, при этом моралист утверждает примат дела над созерцанием и на этой почве строит типологию деяния той или иной моральной валентности. Не бывает малых дел, считает мыслитель, а есть наше отношение к нему - «дело настолько велико, насколько ты его поставишь».
6. Идеал коммуникации, считает Жабаги Казаноко, - взаимное принятие ролей. Человек должен говорить и действовать не
руководствуясь соображениями собственного благополучия, а благом социума Диалог с другими людьми и самим собой приобретает у Жабаги Казаноко значение диалога с миром, социальным окружением.
7. Система моральных воззрений мыслителя - рационалистическая теория в лучшем смысле слова, проповедующая торжество разума и оптимистический взгляд на человеческую природу. Нравственный идеал Жабаги Казаноко видит в человеке деятельности, активном, разумном, умеренном и мужественном, который по природе своей - творец, демиург. Хочешь быть счастливым - будь добродетельным, хочешь быть добродетельным - неустанно работай над собой, - таков путь самосовершенствования человека по мнению мыслителя.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования - в применимости его фактографического и концептуального материала в преподавательской, историко-про-светительской, музейной, этнографической деятельности, при написании научных работ о жизни и деятельности Жабаги Казаноко, системе его моральных воззрений, традиционной и современной адыгской этике. Материал диссертации может быть использован в таких практических и теоретических курсах, как «История и культура народов Северного Кавказа», «История и культура Кабардино-Балкарской республики», «Фольклорно-эт-нографическая практика», «Основы гуманитарной этнологии» и др., а также планах-конспектах, методических рекомендациях и учебных пособиях, внедренных в учебный процесс Северо-Кавказского Государственного института искусств, где автором читается курс этики, Колледже культуры и искусства СКГИИ, на факультетах повышения квалификации работников культуры и искусства и т.д.
Апробация работы.
Основные положения диссертации и некоторые обобщения из нее представлены в выступлениях на межвузовских, региональных, международных научных конференциях: «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий. Поиски и решения» (г. Нальчик, 2001), «Кавказ через призму тысячелетий. Парадигмы культуры» (г. Нальчик, 2002), «Славянские чтения» (г. Нальчик, 2003), «История и теория искусства: творческая личность и историко-культурный процесс» (г. Нальчик, 2004). Ос-
новное содержание диссертации отражено в журнальных публикациях общим объемом 1,2 п.л. Материалы диссертации использованы ттри чтении курсов «Этика», «Эстетика» в Северо-Кавказском государственном институте искусств (г. Нальчик).
Работа была обсуждена на совместном заседании кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и кафедры культурологии СКГИИ с приглашением специалистов КБГУ и КБНИИГУ.
Структура диссертации построена в соответствии с целями и задачами исследовании и состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность темы, определяется степень научной разработанности, обозначены теоретические и методологические основы исследования, сформулированы его цели и задачи, указываются объект и предмет исследования, формулируется научная новизна, выявлена теоретическая и практическая значимость, апробация.
В первой главе - «Жабаги Казаноко и его время», содержащей три параграфа, автором предпринята попытка исследования исторического и культурного фона моральных воззрений Жабаги Казаноко, а также обозначены теоретические основы настоящей диссертации, дифференцируются личность и наследие Казаноко в фольклоре и науке.
В первом параграфе - «Теоретические основы исследования. Генезис и история изучения наследия Жабаги Казаноко» - рассматриваются и кратко характеризуются источники, послужившие фундаментом историко-исследовательской мысли о Жабаги Казаноко, обозначаются различные подходы к личности и наследию адыгского мыслителя.
Автором рассматриваются различные периоды исследования жизни и наследия Жабаги Казаноко:
I. Конец XIX - начало XX веков. Первое упоминание в литературе имени Жабаги Казаноко в «Истории адыхейского народа» Ш.Б.Ногмова. Начало развития историко-исследовательской мысли о моралисте.
II 20-30-е годы XX века. Начало серьезного изучения личности и наследия Жабаги Казаноко. Работы В. Христианови4а «Из истории Кабарды и Балкарии» и М.Талпы «Кабардинский фольклор». Вклад русских ученых в изучение жизни и наследия мыслителя.
III. 60-е годы XX века. Сбор и систематизация фольклорных текстов о Жабаги Казаноко. Работа Аскерби Шортанова «Жабаги Казаноко», мыслителю посвящен параграф в фундаментальном труде «История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней».
IV. 70-80-е годы XX века. Начало документального исследования казаноковской проблемы. Региональная научная конференция 1985 года, посвященная 300-летию Жабаги Казаноко. На конференции прозвучало выступление Б.Х.Бгажнокова «Этика Жабаги Казаноко», единственный опыт исследования моральных взглядов адыгского мыслителя, существующий на сегодняшний момент.
V. Современный период изучения жизни и наследия Жабаги Казаноко. Выход научного издания «Предания о Жабаги Казаноко» со вступительной статьей З.М.Налоева, в котором были собраны практически все известные тексты, имеющие отношение к жизни и деятельности Жабаги Казаноко.
В настоящей диссертации использованы все эти материалы в качестве научной базы, однако предметом исследования послужило наиболее полное, последнее издание «Предания о Жабаги Казаноко», где на двух языках - русском и языке оригинала (кабардинском, балкарском, абазинском и т.д.) опубликованы 99 известных сюжетов о жизни и высказываниях Жабаги Казаноко.
Во втором параграфе - «Социокультурный контекст этики Жабаги Казаноко» - автор рассматривает тот культурно-исторический фон, на котором получила развитие система моральных взглядов Жабаги Казаноко. Рассматривать эту систему вне связи с практическими нуждами адыгского общества первой половины XVIII века едва ли правомерно, так как моральные взгляды Жабаги Казаноко - яркое, хотя и своеобразное выражение духовной атмосферы феодальной Кабарды.
Опираясь на труды И.А.Барга, М.Н.Покровского, З.М.Налоева и других авторов, диссертант кратко воссоздает историко-культурную специфику этого этапа под углом охватившего адыг-
ское общество кризиса, вызванного рядом причин. Во-первых, феодальная раздробленность ацентрического типа, большой удельный вес патриархально-родовых отношений, отсутствие городской культуры, относительно слабое, приспособленное главным образом для военных нужд, развитие ремесла, искусства, пережитки неразвитых феодальных отношений. Во-вторых, сложная и тяжелая для Кабарды политическая ситуация, вызванная территориальными претензиями Турции и его вассала - Крымского ханства (только за первую четверть XVIII века крымчаки шли войной на Кабарду трижды - в 1703, 1708, 1722 годах).
Кабардинские князья в этот период разделились на две противоборствующие группы - сторонников бахчисарайских ханов и турецких султанов и, с другой стороны, сторонников сближения с Россией. Жабаги Казаноко - один из тех, кто ратовал за союз с русскими. Он, согласно архивным материалам, принимает активное участие в переговорах как с Турцией, так и Россией, благодаря его мудрым советам адыги не раз одерживают победу над турецко-крымскими войсками.
В данном параграфе автором рассматривается и важнейшая источниковая составляющая этики Жабаги Казаноко - адыгское «уорк-хабзэ» - своеобразный кодекс нравственности адыгских аристократов, который в первой половине XVIII века утратил роль свода дворянских установлений и выражал не социальный, а внутренний, личностный статус.
Здесь же автор рассматривает, как этика Жабаги Казаноко ориентирует на перестройку мировосприятия и всего жизненного уклада горцев, как реформа человека в итоге приводит к реформе общества, каким мыслитель видит будущее Кабарды, где образ желаемого, усовершенствованного призван стать в новом мировоззрении ориентиром деяний.
В третьем параграфе - «Жабаги Казаноко - фольклорный и реальный» - автор обращается к личности легендарного мыслителя с целью определить правду и вымысел, отделить личность реального Жабаги Казаноко от того фольклорного героя, каким он рисуется в народном сознании. Исторический Жабаги Казаноко на основе архивных, документальных данных в данном параграфе противостоит персонажу устного народного творчества, ибо последнее, как известно, часто перемещает своих героев из одной исторической эпохи в другую, из знатной социальной среды в крестьянскую и т.д.
Фольклорные сказания о Жабаги Казаноко полярно расходятся с данными письменных источников о нем. Если, по преданиям, отец Жабаги Казаноко или сванский князь, или кабардинский князь Хатахшоко, а мать - девушка, отданная в подарок, или служанка, а ребенком он подброшен чабанам, которые и воспитали его - в архивных материалах Жабаги Казаноко -знатный уздень, дворянин, вассал князей Кайтукиных. Архивные документы рисуют Жабаги Казаноко как умного, прозорливого, мужественного человека, обладающего твердым характером и стойкой моралью, что, собственно, совпадает с его фольклорной оценкой, но и здесь мы часто видим разночтения.
В данный момент наука располагает неопровержимыми доказательствами того, что Жабаги Казаноко - сын кабардинского народа, являющийся героем устно-поэтического творчества не только адыгов, но и ряда соседних народов, мыслитель и политический деятель, выражавший прогрессивные для своего времени идеи, отстаивающий гуманистические идеалы, образец мудрости и нравственности у адыгов, незаурядная личность, сумевшая надолго опередить свое время, человек, ставший кумиром на многие столетия. Он вошел в народную память как защитник слабых и враг произвола, его деятельность не ограничивалась пределами Кабарды, как поборник гражданского просвещения он известен далеко за пределами своей малой родины.
Важнейшая характеристика образа Жабаги Казаноко - моралистический характер приписываемых ему изречений, их устремленность к постижению законов человеческого бытия. Вместе с тем его мораль имеет не книжный, а народный, стихийный характер, генетически связаны с народной мудростью. Отсюда -частое отождествление казаноковских афоризмов с народными и наоборот, так как по форме и содержанию мысли и изречения моралиста идентичны народным.
Во второй главе - «Система моральных ценностей Жабаги Казаноко» - автором рассматривается ряд моральных ценностей, образующих систему воззрений Жабаги Казаноко, исследуются основы нравственных представлений адыгского мыслителя, вытекающие один из другого и находящиеся в прочной связи друг с другом.
В первом параграфе - «Гуманизм, человечность (ц1ыхугъэ)» - автор рассматривает данную моральную категорию в системе
моральных воззрений Жабаги Казаноко как основу его учения. Гуманизм, согласно мысли Жабаги Казаноко, - та моральная ступень, которая отличает человека от всех живущих на земле и на которую человек поднялся, благодаря многовековому сосуществованию с себе подобными, это продукт не биологической, социальной природы и не способ видовой солидарности. В основе гуманизма - сострадание, сопереживание, любовь к ближнему, способность почувствовать боль другого. В своих представлениях о природе человечности Жабаги Казаноко опирается на национально-культурные особенности системы понятий и норм возвышенного образа, которые имеются у всякого народа и в основе своей универсальны. Вместе с тем Жабаги Казаноко культивирует и особые специфические составляющие адыгского гуманизма - «гу1щ1эгъу» - эмпатия, «гулъытэ» - нравственное внимание, «ф1ыщ1э» - благодарность, «хьэтыр» - повседневный альтруизм, «псапэ» - идея благотворения и спасения души и т.д. Основное понятие гуманизма - «любовь» - почти не упоминается Жабаги Казаноко, хотя она лежит в основе служения другим людям, но моралист избегает употребления данного термина как формулы и понимает ее как деятельное отношение к жизни вообще. Любовь, считает моралист, бескорыстна и содержит награду сама в себе и не может быть обменена на выгоду, славу, наслаждение. Доказательство этого бескорыстия - направленность любви на тех, от кого не может быть корысти - обездоленных, неимущих, униженных. Фольклор приписывает судье Жабаги всяческую симпатию и расположение к вышеперечисленным, когда те судятся с богатыми и знатными.
Милосерден Жабаги Казаноко и к людям, совершившим плохой поступок, но раскаявшимся - оступившийся заслуживает снисходительности. По мнению мыслителя, социальное ожидание любви и понимания - естественное право каждого, а единственный настоящий успех в жизни - это успех человеколюбия Делающий добро делает его для себя, а не для другого - так звучит нравственный закон Жабаги Казаноко.
В данном параграфе автор сравнивает гуманистическое учение Жабаги Казаноко с подобными учениями таких великих моралистов, как Будда, Конфуций, Аристотель, Карпокрит, Бер-нар де Мандевиль, устанавливает универсальные и специфические качества гуманистических взглядов адыгского мыслителя.
Второй параграф - «Истина, справедливость (хеигъэ, пэ-жыгъэ)» - автор посвящает раскрытию особенностей данных категорий в системе морали Жабаги Казаноко. Истина и справедливость - одни из самых важных моральных понятий в системе Жабаги Казаноко. Более того, в лице мудреца справедливость объединяет теорию и практику - Жабаги Казаноко не только рассуждает о справедливости, но и сам в качестве судьи - хейжи - осуществляет справедливость на деле.
Справедливость для мыслителя - принцип, регулирующий отношения между людьми в обществе, способ распределения социальных ценностей в широком смысле слова - уважения, почитания, свободы, возможностей, богатства, знатности и т.д.
Для Жабаги Казаноко истина и справедливость неразделимы, как истина является главной добродетелью мысли, так справедливость - первая социальная добродетель, содействующая общественному благу.
Доброе и полезное для Жабаги Казаноко не одно и то же, «прямой путь» справедливости, находящейся под властью традиции, обычаев, социальных норм не устраивает мыслителя.
Вместе с тем он не может не считаться с мнением большинства («справедливо то, что устраивает большинство»), однако на мнение большинства можно и нужно влиять, если это большинство неправо.
Жабаги Казаноко не устраивает религиозная концепция справедливости, он не уповает на небеса и не связывает осуществление справедливости с различного рода необычными явлениями, в сюжетах о нем мы не видим обещания справедливости на том свете. Для Жабаги Казаноко выше понятия «мусульманство» стоят такие категории, как человечность, разум, мужество, честь, совесть, репутация и другие составляющие морали, что по тем временам необычно.
Жабаги Казаноко - реалист и психолог, справедливость моралиста у него гораздо выше справедливости судьи, последний не может учитывать всех противоречий живой действительности, сложности и противоречивости отдельной жизненной ситуации, он может лишь руководствоваться буквой закона. Поэтому справедливость прочно связана с гуманизмом, она опирается на обстоятельства, с точки зрения права незначительные, например, раскаяние в совершенном зле.
В третьем параграфе - «Ум, интеллект, знания (акъыл)» -автор исследует данные категории как составляющие системы моральных ценностей Жабаги Казаноко. Сюжеты о необыкновенном уме Жабаги Казаноко, о котором народ повествует с любовью и пиететом, составляют сердцевину казаноковских сказаний.
Ситуации, в которых раскрывается мудрость Жабаги Казаноко, - самые многочисленные, при этом «ум» выступает как нравственная категория. Согласно учению Жабаги Казаноко, все человеческое поведение, все поступки человека предопределяются настолько, насколько он понимает и проникает в цели и принципы, составляющие повседневную жизнь. Нравственный выбор невозможен лишь по воле сердца, если бы это было так, то развитие человека программировалось бы внешними силами, а нравственность являлась бы «смирительной рубашкой». Об этом говорят Платон (знание добра и зла), Гегель, Сократ и многие другие философы.
Для Жабаги Казаноко умение различать добро и зло -главный признак нравственной зрелости человека, способность понимать означает, что понимающий не только умен, но и добр, он способен вникнуть в проблемы другой личности и принять их близко к сердцу, умение анализировать свою и чужую жизнь делает понимающего чутким и сострадательным.
Ум Жабаги Казаноко парадоксален, его афоризмы и высказывания почти всегда имеют некий подтекст, включающий в себя иносказание, символ, аллегорию, замену явных нормативных понятий выражениями вроде бы простыми, но с глубоким философским смыслом. Жабаги Казаноко пользуется не художественной метафорой, украшающей речь и придающей ей изысканность, его язык требует не только знания определенных условностей, но предполагает сильно развитое образное мышление, что придает сюжетам о Жабаги Казаноко особую экспрессию.
Одна из самых известных сентенций Жабаги Казаноко - об экзокоммуникации с глупцом, который представляет собой общественную опасность. Неразумный опасен хотя бы потому, что может расстроить дела, дискредитировать лучшие идеи и т.д. («пусть лучше укусит меня собака умного человека, чем коснется дружба неразумного»). Ум, по мнению Жабаги Казаноко, ценен
своим практическим значением, его источник и движущая сила -социум, знания следует добывать в ходе контактов с людьми. Находиться среди людей - само по себе проявление ума, поэтому понятие «коллективного ума» - очень важное понятие для мыслителя. Источник разума, считает Жабаги Казаноко, совет («если не с кем посоветоваться, посоветуйся с собственной папахой»), Однако знания, полученные в процессе общения, не гарантируют глубокого усвоения морального опыта, поэтому необходимо пропустить этические знания через себя, мысленно переработать свой и чужой опыт (говори, подумав). В данном параграфе также прослежена связь и неразрывность с предыдущими категориями.
Четвертый параграф - «Счастье (нэсып)» - автор посвящает анализу проблемы счастья в системе моральных ценностей Жабаги Казаноко.
Содержание этого параграфа формально, в известном смысле, отходит от содержания главы, так как первые три параграфа отражают универсальные и общезначимые характеристики морали в то время, когда идея счастья как бы принадлежит отдельному человеку. Тем не менее данный параграф не случаен, так как посредством понятия «счастье» фундаментальное содержание наследия Жабаги Казаноко получает определенность цели этического учения в целом, определяет его нравственный идеал, показывает, к чему должен стремиться человек.
Что, по мысли Жабаги Казаноко, делает человека счастливым? Ни богатство, ни слава, ни здоровье, ни везение или удача не являются критериями счастья. Вместе с тем глупость, ненависть, пороки - спутники и сосшвляющие несчастья. Согласно учению Жабаги Казаноко, оптимальное удовлетворение материальных потребностей есть необходимое условие жизни, нищета, ограничивающая духовные запросы, воспринимается моралистом как элемент несчастливой жизни, однако материальное благополучие подчинено ценностям более высокого порядка - чести, совести, справедливости и т.д.
Так же обстоит дело с властью. Если власть - самоцель, она лишает человека внутренней свободы, являясь лишь средством подчинить других собственной воле, но если властью облачен человек нравственный, он может принести несомненную пользу и вершить справедливость.
Физиологические, материальные составляющие жизни, считает Жабаги Казаноко, не определяют ее, жизнь же ума и сердца - верное средство достичь счастья. Этика счастья Жабаги Казаноко - этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного. «Улыбка судьбы», везение, удача сами по себе не являются счастьем для мыслителя, когда же естественное стремление к покою, исполнению желаний, радости приходят в противоречие с нравственными установками, они делают человека несчастным.
Счастье есть состояние продолжительного, глубокого удовлетворения, преодоление собственного эгоизма, способность радоваться тому, что сеешь хлеб, качаешь люльку. Человек, лишенный непомерных амбиций и особой самооценки, без депрессивного миропонимания, деятельно самосовершенствующийся -вот счастливый человек. Хочешь быть счастливым - будь добродетельным, хочешь быть добродетельным - неустанно работай над собой - таков путь к счастью по мнению Жабаги Казаноко.
В третьей главе - «Социальная этика Жабаги Казаноко», содержащей четыре параграфа, автор исследует природу социальной этики Жабаги Казаноко, выстраивая систему наиболее важных составляющих социальной морали, показывает внутреннюю связь элементов социальных детерминантов морали мыслителя.
В первом параграфе - «Дело. Примат дела над созерцанием» - автор отмечает, что в системе моральных воззрений Жабаги Казаноко дело - важнейшее составляющее нравственной личности. Мыслитель считает, что человек бездеятельный - это человек безнравственный, дело для него - важнейший нравственный императив, идеал же человека - личность деятельная, планирующая, предусматривающая, берегущаяся, решающая, активно влияющая на обстоятельства. Идущий не заблудится, считает мыслитель, тот, кто занят продуктивным делом, обязательно пожнет его плоды. Более того, дело стоит выше социальных установок, традиций, сформировавшегося мировоззрения и уклада жизни. Согласно сюжетам, Жабаги Казаноко не только не стесняется расчесывать волосы своей жене, полоть лук со старушками, заниматься делами, несвойственными мудрецу, но и публично говорит об этом.
Нет маленького и недостойного дела, говорит Жабаги Казаноко, есть маленький человек, а всякое дело настолько велико, насколько «ты его поставишь».
Согласно адыгской традиции, старый уважаемый человек имеет одну обязанность - давать умные советы, верные наставления, его задача - поддерживать общественный порядок, преемственность социальных практик. Безусловно, это важный род деятельности. Но для Жабаги Казаноко не существует понятия «примитивный труд», он не боится потерять авторитет философа, для него функция созерцателя, сосредоточенного на обдумывании судеб мира, неприемлема.
Человек определяется не мерой внутреннего самоощущения и самоопределения, а той мерой социальности, которая делает его членом общества, достойным в ряду достойных. Дело должно иметь позитивные результаты, при этом идея дела возникает и утверждается не просто морализаторством, а вытекает из всей цепочки жизненных коллизий. Но если даже результат почему-либо не достигнут, человек деятельный все равно остается в выигрыше.
Труд, считает мыслитель, - способ социальной коммуникации, в нем выражается важное для морали соединение интересов общества с интересами личности. Благодаря единству личной и комплексной заинтересованности, развивается механизм регуляции и ориентации человеческого поведения. В своей трудовой деятельности личность сознательно способствует общественному благу, поэтому дело лежит в русле важных моральных ценностей, повышает уровень всей общественной нравственности.
Во втором параграфе - «Этикет как регулятор морали» -автор исследует данную проблему в системе моральных ценностей Жабаги Казаноко.
Этикет для Жабаги Казаноко - не просто способность выбрать вышрышные и впечатляющие стандарты общения, изысканный стиль поведения, это естественный и органичный способ сосуществования с другими членами общества, внешнее проявление благородства, выдержанности, деликатности, скромности, то есть этикет есть выражение уважения к себе и другим. Особенно важно для Жабаги Казаноко слово - искусство вербального общения. Подобно античным философам, Жабаги Казаноко считает, что степень владения словом тесно связана с нравственным совершенством личности, вербальное искусство понимается мыслителем как средство верного взаимопонимания, служения истине.
Основное содержание этикета - признание и поддержание значимости человека - осуществляется через ритуал. Ритуал для Жабаги Казаноко - некий магический акт, призванный обеспечить успех и благополучие. Но в отличие от философии Конфуция Жабаги Казаноко находит образцы и нормы достойного поведения не в прошлом, а культивирует настоящее и будущее. При этом Жабаги Казаноко не ставит ритуал на вершину пирамиды нравственных ценностей, а лишь отводит ему достойное место.
Этикет Жабаги Казаноко эстетизирован, он перерастает в искусство слова, поступка, жеста, манер, одежды и т.д. Его хохи - здравицы, тосты, пожелания являют собой законченные художественные произведения, они обращены не только и не столько к адресату, но и его семье, всем людям, всему народу.
Этикет, по мысли Жабаги Казаноко, способ охраны и поддержки достоинства людей, его соблюдение - условие сохранения внутренней самодисциплины, способ социализации личности. При этом мыслитель решительно отвергает льстивость, самоуничижительность, выходящую за рамки почтительность, расчет и угодничество, роняющие достоинство.
В данном параграфе автор подчеркивает, что в понимании и трактовке социальной значимости этикета Жабаги Казаноко конгениален своему народу и выражает своими высказываниями и своей жизнью те этикетные устои, которые переросли рамки ритуальности и стали нравственной основой социального поведения.
В третьем параграфе - «Женщины и дети, старшие и старшинство в системе моральных ценностей» - автор акцентирует внимание на важной для Жабаги Казаноко проблеме - отношении к женщинам, детям, старшим, так как именно по отношению к этим социальным группам во все времена и у всех народов судили о нравственном здоровье общества.
Жабаги Казаноко - один из самых основательных, трезвых, взвешенных и гармонически ориентированных мыслителей своего времени, не мог обойти своим вниманием женщину - начало начал, ребенка - будущее этноса, старого человека - транслятора культурных ценностей.
«Нет ничего в мире важней женского вопроса», - говорит мыслитель, подчеркивая ту важную социальную .нишу, которую
I
занимает женщина. Жабаги Казаноко относится к женщине не только с почтением, но порой с некоторой опаской. Он не рекомендует спорить или враждовать с ней, пытаться каким-либо образом ее уязвить, унизить. Очень важно наладить отношения с собственной женой, поэтому мыслитель предупреждает: лучше враждовать с целым миром, чем с собственной женой. Для всякого мужчины добрые отношения с женщинами, особенно с женой - проявление и мудрости, и мужества, залог его личных успехов, собственного авторитета, социальной реализованное™. Один из самых известных афоризмов Жабаги звучит так: «Настоящий муж ласкает свою жену, неполноценный учит ее кулаками». Аналогично отношение к сестре, матери.
Дети в семье - особая статья в наследии Жабаги Казаноко. В своей парадоксальной манере, будучи приглашенным на пир з честь родившегося младенца, Жабаги Казаноко говорит: «Не хочу идти туда, где есть человек старше (почетней) меня».
Ребенок - опора старости, он осуществляет преемственность социальных процессов, от того, какими вырастут дети, зависит будущее общества.
Старшие, старшинство - предмет постоянных раздумий Жабаги Казаноко, который не отождествляет понятия «старость» и «мудрость».
Почитание старших, особое к ним уважение, сострадание к их болезням и немощности - долг всякого по отношению к пожилому человеку. Однако если старший придирчив, ревнив, неблагороден, зловреден, он не может претендовать на то уважение, которым социум окружает мудрого и справедливого старца.
В целом особое отношение к старикам, женщинам и детям в системе моральных ценностей Жабаги Казаноко имеет прочные гуманистические корни и основания, оно - симптом нравственно здорового социума.
В четвертом параграфе - «Род, этнос в этике Жабаги Казаноко» - автор исследует едва ли не главную категорию, венчающую этическую систему мыслителя.
В наследии Жабаги Казаноко получают отражение и воплощение все богатства традиционной адыгской культуры, особенные и специфические черты моральных ценностей адыгов. Жабаги Казаноко - плоть от плоти сын своего этноса, самойце-тификация - важнейшее положение его наследия. Он органично
ощущает себя в этнокоммуникативных действиях, атрибутике и технике исполнения специфических элементов адыгской этики.
Вместе с тем если Жабаги Казаноко почему-либо не устраивают национально-культурные стандарты, осуществляющие функцию социального контроля и социальной интеграции внутри этноса, он пристально рассматривает, трансформирует, а то и пытается искоренить те положения этноморали, которые устарели, стали пережитком, не соответствуют требованиям дня.
Жабаги Казаноко решительно способствует обобщению и уточнению моральных правил в адыгском обществе. В условиях феодального строя гибкость форм и методов исполнения моральных установок, известное смешение кодексов морали - характерная черта его учения. Таким образом этнофеноменология общения у Жабаги Казаноко и традиционна, и нетрадиционна одновременно, рождая известную амбивалентность.
Система моральных взглядов Жабаги Казаноко не дает ответа на вопрос, что выше - человек или общество, эти понятия для него неразделимы. Для человека нет более страшного наказания, чем изгнанничество. Интересы социума - основа рациональности Жабаги Казаноко, эти интересы стоят выше права, ритуалов, традиций, даже религии. Поэтому мораль, сохраняя свои универсальные ценности, должна быть, по мнению Жабаги Казаноко, гибкой, динамической системой, способной функционировать с пользой в разных сферах человеческой деятельности.
В заключении автором диссертации подводятся итоги исследования и делается ряд выводов, основной из которых: система моральных взглядов Жабаги Казаноко - рационалистическая теория, стоящая на торжестве разума, отстаивающая оптимистичный взгляд на природу личности. Человек - основная и абсолютная ценность в этой системе. Это человек деятельный, активный, разумный, постоянно саморазвивающийся и перестраивающий себя. Это - человек-творец, человек-демиург.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Шацукова, Л.Х. Проблема долга в этике Жабаги Казаноко // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения: Тез. докл. науч.-теорет. конф,, Нальчик, 1-4
апреля 2001 г. / Сев.-Кавказ гос. ин-т искусств.- Нальчик, 2001.-С. 52-55.
2. Шауцукова, JI.X. Счастье и долг в системе моральных ценностей Жабаги Казаноко // Материалы региональной научной конференции «Славянские чтения»: Тез. докл. науч.-теорет. конф., Нальчик, 2-4 ноября 2003 г. / Каб.-Балк. ин-т гуманит. исследований,- Нальчик, 2-4 ноября 2003 г.- С. 111-123.
3. Шауцукова, JI.X. Проблема счастья в этике Жабаги Казаноко. II Литературная Кабардино-Балкария,- Нальчик, 2005 г.,-№ 3, - С. 121-132.
4. Категория счастья в этической системе адыгского мыслителя XVIII века Жабаги Казаноко // Культурная жизнь Юга России,- Краснодар, 2005 г., № 2, - С.
Типография Краснодарского государственного университета кулыуры и искусств Краснодар, 350072, ул. 40 лет Победы. 33 Заказ № 219. Тираж 110 экз.
Ii- 9 5 9 4
РНБ Русский фонд
2006i4 6679
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Щауцукова, Людмила Хажсетовна
ВведениеЗ
Глава I. Жабаги Казаноко и его время
1.1. Теоретичие предплки ледования. Генези ория изучения недия Жабаги Казаноко
1.2. Социокультурный конте этики Жабаги Казаноко
1.3. Жабаги Казаноко - фольклорный и реальныйЗО
Глава II. Сема моральных ценней Жабаги Казаноко
2.1. Гуманизм, человечнь (ц1ыхугъэ)
2.2. ина,раведливь (пэжыгъэ, хеигъэ)
2.3. Ум, интеллект, знания (акъыл)
2.4. Счье (нп)
Глава III. Социальная этика Жабаги Казаноко
3.1. Дело. Примат деятельни надзерцанием
3.2. Этикет как регулятор морали.с,
3.3. Женщины и дети,аршие иаршиво встеме этичих ценней
3.4. Род, этнв этике Жабаги
Введение диссертации2005 год, автореферат по культурологии, Щауцукова, Людмила Хажсетовна
Как известно, мораль сама по себе является лишь ресурсом, потенциальной возможностью человеческой деятельности, ее воздействие на духовную жизнь общества зависит во многом от состояния общества, от степени его восприимчивости к ценностям культуры.
Юноша, - говорит Аристотель, автор первой развернутой систематической работы по этике, которая была одновременно и первым учебным курсом по этой дисциплине - «Никомаховой этики», неподходящий слушатель для разговоров о нравственности» [Аристотель: 1983, 151]. При этом основным признаком «юноши» философ считает не возраст, а незрелость характера. Если экстраполировать это высказывание на состояние общества и его нравственную зрелость, становится очевидным, что последние два столетия с их социально-историческими потрясениями с одной стороны нарушили преемственность социальных практик, с другой -именно в последние сто лет человечество поняло насущную необходимость сохранения и укрепления не просто механизмов, а сути гуманистического содержания этических учений великих моралистов от Конфуция до наших дней.
На фоне тех негативных процессов, которые, к сожалению, в известной мере характеризуют сегодняшний день - стремительное падение нравов, профанация культурных ценностей, девальвация духовно-нравственных основ обществ и т.д. Квинтэссенция нравственного опыта человека, получившая воплощение в моральных учениях Будды, Моисея, Мухаммеда, Сократа, Канта, Толстого, Швейцера и многих других сегодня особенно актуальна, так как она всей своей жизнью и своими учениями противостояла лжи, насилию, другим факторам, разъединяющим людей и служили добру и правде, устраняла вражду и стремилась к гармонии человеческих отношений. Понимание морали в их учениях совпадает с естественной нравственностью, которую каждый человек находит в своем сердце, они возвышают мораль до первоосновы жизни, считая, что конфликт между моралью и счастьем может быть снят только в случае, если счастье будет достигаться служением долгу.
Великие моралисты говорят: духовное выше материального, нравственные обязанности человека выше его стремления к личному благополучию, а духовно-нравственные ценности имеют абсолютное значение, они рассматривают их в качестве единственного основания, придающего смысл всем человеческим стремлениям и поступкам. Духовно-нравственные обязанности человека выше его стремления к собственному благополучию в том совершенном и особом смысле, что только в их рамках человек может обрести собственное благополучие.
Мораль - путь в вечность, без нее нет истории и культуры, нет прошлого и будущего, человек моральный - это самосозидающая сила, имеющая добрую волю и следующая ей - так считают те, кому человечество обязано великими моральными учениями. *
В этом почетном ряду не достает многих имен - одни из них утеряны, другие неизвестны или малоизвестны в мировом масштабе, так как их учения не подвергались изучению, анализу, они не популяризировались по многим причинам, хотя в пределах своих этнокультур оставили яркий, неизгладимый след. У адыгов (самоназвание кабардинцев, черкесов, адыгейцев) таковым, без всякого сомнения, является популярнейший в народе мыслитель, общественный деятель, политик XVIII века Джабаги Казаноко, воплотивший в своем этическом учении систему этических ценностей адыгов, квинтэссенцию нравственного опыта народа, выработанный веками механизм его культурной самоорганизации.
Адыгская этика и адыгский этикет Являлись и, по признанию многих специалистов - этнологов, социологов, этиков - считались и считаются эталоном общекавказской нравственной философии, ее наиболее полным и детально разработанным выражением, адыгский же этикет частенько сравнивают с китайским, японским, французским. Однако моральное учение Казаноко до сих пор не стало предметом пристального и объективного рассмотрения в науке, научное казаноковедение преимущественно акцентировало внимание на личности и наследии Казаноко в его ипостасях политика, общественного деятеля и автора остроумных, парадоксальных афоризмов, разрабатывая в последнем случае художественные концепции наследия Казаноко. Мы же вслед за Б.Бгажноковым, автором единственной статьи о Казаноко-этике, считаем ипостась моралиста для Казаноко едва ли не основной. Отсюда наш интерес к системе этических взглядов философа не только в контексте культурно-исторической среды Кабарды восемнадцатого века, но и актуальных задач современной национальной и мировой этической мысли.
Таким обстоятельством определяется наша основная задача в настоящей,работе - осуществить,исследование системы морально-этических взглядов Казаноко, ? своей основе имеющую принципы и установки, с одной стороны, общечеловеческие, . доказывающие, что , нравственность в своей основе едина, с другой - самобытные и специфические в своем моральном кодексе характеристики адыгской этики, , с культивированием таких нравственньгс постулатов, .как, человечнорть, почтительность, мудрость, мужество, честь и др. ( . , В предлагаемой работе мы,, отталкиваясь от оригинального этического учения Казаноко, одновременно,,предприняли .попытку,егорассмотрения в контексте а) мировой этической мысли; б) современных концепций морали; в) историко-культурного фона жизни и . деятелыгости Казаноко, определивших его мировоззрение и . мироощущение;. г) традиционной и современной системы адыгских моральных , .ценностей, вытекающих из реалий этической антропологии и адыгской этики как системы, базирующейся на пяти наиболее важных категориях - человечности, почтительности, разуме, мужестве и чести (в последнюю также входят значение совести и репутации). Наша основная идея заключается с одной стороны, совпадении основополагающих нравственных установок Казаноко с общечеловеческими морально-этическими ценностями, с другой - конгениальности этики Казаноко адыгской этике в целом, а также актуальности этического учения Казаноко, сохранившего несомненную нравственную и практическую ценность по прошествии почти двух веков.
Основной целью предпринятого исследования является изучение, анализ и систематизация этического наследия Жабаги Казаноко, для чего в данный работе мы ставим перед собой следующие задачи:
Ш исследование феномена личности и морального наследия Казаноко, выявление исторических и социально-культурных истоков этического учения моралиста;
Я определение структурных элементов этики Казаноко, выявление особенностей этой этики, ее связи с мировой этической мыслью и адыгской системой нравственных ценностей;
Я многосторонний анализ сюжетов о Казаноко, афоризмов, выявление их нравственной доминанты;
Ш раскрытие основополагающих принципов морального учения Казаноко, базирующихся на постулатах адыгской этики и ее дальнейшего развития и усовершенствования через систему собственных моральных законов.
Объект исследования - характер и специфика этического учения Казаноко, его система, особенные и общечеловеческие принципы его морали, обусловленные общечеловеческой практикой и национальным менталитетом.
Предметом исследования послужили 99 опубликованных сюжетов-сказаний о Жабаги Казаноко и более двухсот его афоризмов, а также архивные материалы Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, Центрального архива Кабардино-Балкарской Республики, документированные свидетельства о жизни и высказываниях философа.
Методологической базой исследования послужил комплексный подход, реализуемый на стыке культурологии, этики, философии, истории, этнографии, филологии, фольклористики, политологии, социологии, при этом автор опирался на общенаучные принципы историзма, системности, детерминизма, объективности, что позволило всесторонне исследовать этическую систему Казаноко.
Степень разработанности проблемы.
Несмотря на то, что по теме диссертации, как она обозначена в заглавии, нет ни одной работы, ее нельзя считать совсем неизученной, хотя авторы, в той или иной степени затрагивавшие в своих трудах проблемы моралистического учения Жабаги Казаноко, рассматривали их в контексте частных проблем. Начало изучения наследия Жабаги Казаноко относится к концу XIX века, когда имя мыслителя впервые упоминается в «Истории адыхейского народа» Ш.Б.Ногмова. Серьезное изучение личности и наследия мыслителя можно отнести к первой половине XX века, когда выходят труды В.Христиановича «Из истории Кафарды и Балкарии», М.Талпы «Кабардинский фольклор», А.Шортанова «Жабаги Казаноко». Однако все они посвящены сбору и систематизации фольклорных текстов о мыслителе, не претендуя на историко-культурное исследование жизни и деятельности Жабаги Казаноко. Правда, А.Шортанов сделал попытку рассмотреть фольклорные сюжеты о моралисте на фоне известных исторических событий и затронул вопросы не только его биографии, но и общественно -дипломатической, юридической, мыслительной деятельности адыгского мудреца.
Следующая попытка исторической трактовки жизни и наследия Жабаги Казаноко предпринята в 60-х годах XX века, когда в фундаментальном труде «История Кабардино-Балкарской АССР от древнейших времен до наших дней» в параграфе «Жабаги Казаноко» находит развитие метод описания фольклорного героя в определенной исторической обстановке. К сожалению, в этот очень важный двухтомник проникло много вымысла, не подтвержденного даже устным материалом.
Документальное исследование проблемы наследия Жабаги Казаноко берет начало в 70-х годах прошлого века, когда выходят статьи
Е.Дж.Налоевой «Легендарный Казаноко», Л.И.Лаврова «Историко -этнографические очерки Кавказа», З.М.Налоева «Из истории культуры адыгов». Важным этапом изучения жизни и наследия Жабаги Казаноко явилась региональная научная конференция, состоявшаяся в 1985 году в г.Нальчике и приуроченная к 300-летию мыслителя. Она положила начало отделению исторического Жабаги Казаноко от фольклорного героя в выступлениях Б.Х.Бгажнокова, В.Н.Сокурова, А.М.Гутова, З.М.Налоева, К.Ф.Дзамихова, А.М.Ципинова и др. В настоящий момент системный культурологический анализ моралистического наследия Жабаги Казаноко отсутствует.
Научная новизна работы состоит в следующем: в впервые предпринята попытка исследования актуальной, не рассматривавшейся ранее проблемы изучения, анализа и системного изложения моральных воззрений Жабаги Казаноко; в впервые осуществлена классификация моральных воззрений Жабаги Казаноко, в основе которой - наиболее важных для философа моральные понятия; * в впервые установлены механизмы возникновения и реализации моральных заповедей мыслителя; в прослежена связь моралистического учения Жабаги Казаноко с учениями великих моралистов - Лунь Юя, Будды, Аристотеля и т.д.; в проведена параллель между моральными воззрениями Жабаги
Казаноко и основными постулатами адыгской этики. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования - в применимости его фактографического и концептуального материала в преподавательской, историко-популяризаторской, музейной, этнографической деятельности при написании научных работ о жизни и деятельности Казаноко, системе его этических взглядов, традиционной и современной адыгской этике. Материал диссертации может быть использован в таких практических и теоретических курсах, как «История и культура народов Северного Кавказа», «История и культура Кабардино-Балкарской республики», «Фольклорно-этнографическая практика», .«Основы гуманитарной этнологии» и др., а также планах-конспектах, методических рекомендациях и учебных пособиях, внедренных в учебный процесс Северо-Кавказского Госудаственного инситута искусств, где автором читается курс этики, Колледже культуры и искусства СКГИИ, на факультетах повышения квалификации работников культуры и искусства и т.д.
Апробация работы, основные положения диссертации и некоторые обобщения из нее представлены в выступлениях на межвузовских, региональных, международных научных конференциях и журнальных публикациях, а также использованы при чтении, курсов «Этика», «Э стетика» в Северо-Кавказском Государственном институте искусств.
Структура диссертации построена в соответствии с целями и задачами исследовании и состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Система моральных воззрений адыгского мыслителя XVIII века Жабаги Казаноко"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жабаги Казаноко перешагнул границы своего времени. Более 200 лет его афоризмы, высказывания, меткие и остроумные замечания, философские притчи сопровождают не только адыгов, но и многие народы Северного Кавказа.
Через толщу столетий он дошел до нас серьезным и ироничным, выдержанным и спокойным, последовательным и противоречивым, явн ым и скрытым. Несмотря на столь давний срок, отделяющий нас от эпохи, в которой жил Жабаги Казаноко, он вошел не только в историю, но и в повседневную жизнь народов Северного Кавказа во всем великолепии своего блестящего ума и по-прежнему из уст в уста передаются его афоризмы, притчи, философские новеллы о нем. По-прежнему на него ссылаются для обоснования и оценки тех или иных людей, тех или иных событий, явлений, авторитет Жабаги непререкаем. А это говорит об актуальности и непреходящей ценности философии адыгского мыслителя, его этическая система не только не устарела с веками, но и в начале XXI века, когда идет активный процесс пересмотра ценностей последнего столетия, этика Жабаги Казаноко может и должна быть востребована не только как стройная теоретическая система, но и как практическое пособие для всех, кто хочет жить в социуме в гармонии с самим собой и окружающими его людьми.
Жабаги Казаноко дорог нам прежде всего как мыслитель, объявивший высшей и абсолютной ценностью человека, человека-творца, он дорог нам V как страстный борец за прогресс во всех сферах социальной жизни, как человек, беззаветно веривший в силу разума и добра. Ясный, свободный от предвзятости ум Жабаги, его чуткая внимательность ко всему не могут не поставить его в ряд крупных гуманистов, нравственный пафос его идей содержит в себе большую, еще не освоенную нами потенцию к критике и реформе, совершенствованию и самосовершенствованию.
В итоге наших размышлений мы пришли к ряду основополагающих выводов.
1. В основе этической системы Жабаги Казаноко лежит представление о человеке как абсолютной ценности. «Что дороже всего на свете?» -задают вопрос мудрецу., «Человек!» - отвечает он. Это суждение, применяемое к человеку вообще, независимо от того, беден он или богат, могуществе или слаб, умен или глуп. Самоценность человеческой личности - главное в учении Жабаги. Отсюда ставшее крылатым выражение: «Ц1ыху ц1ык1уи 1уэху ц1ык1уи щыЬкъы» - «Нет маленького человека и нет малых дел». Понятие человек (ц1ыху) выступает у Казаноко в виде своего рода философской абстракции, это не реальный, а априорный человек.
2. «Дело» - вторая составляющая этической системы Жабаги Казаноко. С ее помощью углубляется концепция человека. Феномен человека ставится в зависимости от его деяний, появляется другой вариант вышеназванной формулы, с иной расстановкой акцентов: «1уэху ц1ык!у щыЬкъым, л1ы ц1ык1у мыхъумэ» - «Малых дел нет, есть лишь маленькие мужи». Это не противоречит исходному постулату о человеке как о высшей ценности, \фо речь идет не о человеке как таковом, а о некоем типе личности, о маломощном, маленьком муже -л1ы ц1ык1у. Показательно, что во всем массиве текстов о Жабаги отсутствует столь естественное в повседневной речи адыгов выражение ц1ыху ц1ык1у - «маленький человек». Дело приобретает у Жабаги такой же этический размах, как и человек.
Есть неприглядные, позорные поступки или занятия, есть маленькие делишки, но нет Дела, к которому применили подобные определения. Дело столь же самоценно, как и человек.
3. Жабаги утверждает примат деятельности над созерцанием, и уже на этой благодатной почве строит типологию деяний той или иной моральной валентности. Характерен цикл преданий, в которы х Жабаги озадачивает людей в высшей степени странными занятиями: расчесывает жене волосы, перевязывает поломанную ногу козленку, пропалывает лук в огороде. Среди других парадоксов Жабаги они особенно показательны. С точки зрения феодальной морали у адыгов эти занятия не укладываются в представлении о достойном поведении мужчины. С точки зрения Жабаги, они суть Дела, ибо служат человеку и человеческому в их взаимоотношениях.
Значимость любого дела, даже самого обычного, у Жабаги зависит от страсти, энергии, изобретательности, которые к этому делу прилагаются, от весомости полученных результатов: «1уэхум зэрыпхуэпщ1 инагыц» - «Дело настолько велико, насколько его поднимешь». Отсюда представление о «большом человеке» (ц1ыхушхуэ), статус которого всегда высок, независимо от того, каким делом он занят.
Одна из центральных идей Жабаги Казаноко - идея развития и саморазвития человека. Понимает он это не внешним образом - как владение статусом, а внутренним, как деятельное самоусовершенствование. Возвышение человека трактуется как процесс энергичного движения вперед — созидания и самосозидания, но не разрушения или потребления - в смысле удовлетворения витальных нужд. Известный афоризм «Дорогу осилит идущий» у Жабаги Казаноко звучит так: «Юуэм ущ1ыхьэркъым, шхэм ущ1охьэ» - «Идущего не догонишь, кушающего догонишь». *
Нравственный идеал Жабаги видит в человеке особого типа -деятельном, активном, разумном. Человек призван творить и перестраивать себя, перестраивать окружающих людей, мир в целом. Он по природе своей творец, демиург. Задача же этики у Казаноко -способствовать тому, чтобы внутренне присущая человеку демиургическая миссия реализовалась с наибольшей полнотой, с наибольшей социальнрй отдачей. Сферой приложения этой активности является, прежде всего, человек — другие люди или субъект сам. Отношения людей друг к другу Жабаги трактует с подкупающей глубиной проникновения в суть проблемы. «Ц1ыху ц1ыху щ1ыжщ», -говорит мыслитель. Если следовать не буквальному, а глубинному, философскому значению афоризма, это значит «Человек творит (и воссоздает) человека». Частным выражением той же идеи служит не менее известная формула: «Фызыр зыгъэф1ыр л1ыф1щ, л1ыр зыгъэф1ыр фызырщ» - «Жену творит муж, мужа творит жена». Социальное качество отдельного человека рассматривается у Жабаги как функция его взаимодействия с другими людьми.
Ум - категория очень важная в этической системе Казаноко. В г понимании Жабаги ум прямо пропорционален нравственности и в этом качестве является одним из конструктивных элементов этического идеала, своего рода катализатор триады «человек - дело - народ». В самой триаде, и триада в целом, и каждый из членов триады в отдельности выступают у Жабаги преимущественно в виде некоей абстракции, отвлеченных статичных самоценных начал. Что же касается ума, то это дополнительный, подвижный элемент системы, благодаря которому осуществляется не абстрактная, а конкретная этически значимая связь членов триады, дает о себе знать сознательное, творческое отношение человека к сфере морали.
Прежде всего, под умом Жабаги понимает способность г ориентироваться в человеке, умение строить отношение с ним, дать правильную оценку и своим, и чужим поступкам. Речь идет, следовательно, не о теоретическом или эстетическом уме, а об уме социальном. Жабаги концентрирует внимание на механизмах взаимодействия людей, разрабатывает оригинальную социологическую философию, философию разумного поведения. Вот почему контакт с людьми и своеобразно понимаемая общительность рассматривается в качестве необходимых условий становления личности, развитой способности суждения: «Не являющийся в обществе подобен неродившемуся» (Ц1ыхум яхэмыхьэри къамылъхуари зэхуэдэщ).
10. В качестве главной всеобщей стратегии поведения Жабаги выдвигает принцип, которым он сам руководствуется: «Делэм сэ сыф1 ок1, губзыгъэр езыр къысф1ок1», что буквально означает: «Глупого я обхожу, умный обходит меня». На вопрос, как ему удается заслужить авторитет народа, внушить ему те и^и иные идеи, не нажив при этом врагов, завистников, недоброжелателей, Жабаги неизменно указывает на данный принцип.
11. Этика Жабаги - парадоксальна. За тем, что непосредственно высказывается, ' необходимо увидеть более глубокое и тайное содержание. В этой «обходительности» нужно видеть не беспринципность, не слабость или желание устраниться от контактов с людьми. Под ними - гибкость, самостоятельность и глубина социально ориентированного человека со своим особым, парадоксальным мышлением. Жабаги отстаивает приоритет мысли, логического анализа ситуации над эмоцией, побуждением, импульсом. С легкой руки мудреца первой заповедью нравственного поведения адыгов стал его знаменитый совет — «Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс» - «Подумай и говори, осмотри и садись».
12. Этика Жабаги Казаноко культивирует такие качества, как невозмутимость, спокойствие, терпимость, толерантность. Именно они демонстрируют примат мысли над эмоцией и делают человека счастливым и удачливым, в то время как вспыльчивость, нетерпеливость и импульсивность становятся источниками всяких бед и несчастий. Казаноко приветствует сдержанность в разговоре, манерах, костюме, считая их качествами воспитанного человека, а его социальная этика основывается на таких идеях, как «Губжъ къыспкъэрыхьащ жыпЬу зыщ1ып1и 1умык1уэ» - «Гневом подстрекаемый никуда не ходи» или «Жъым зевлЛлгъэхь» - «Ветру (эмоциям) не давайте себя увлечь».
13. Большое значение Жабаги придает вербальному общению. Слово для него приобретает статус поступка, поэтому быть сдержанным на язык особенно важно. Слова легки и тяжелы одновременно. Легко сказать что-либо неуместное, глупое, а исправить нежелательные следствия сказанного очень трудно, порой невозможно. Эта тема не раз выплывает в преданиях о Жабаги. На вопрос, почему он так п ристально смотрит в сторону кладбища, Казаноко ответил: «Смотрю и думаю, как много там лежат навредивших себе несдержанностью в словах». - И добавил: «Трудно, когда есть язык, но к нему нет головы. Сколько людей, умертвивших друг друга из-за слов, которых не стоило высказывать».
14. Краткость и кроткость в речи всячески приветствуются Жабаги, который считает, что человеку следует говорить мало, а думать - много и глубоко. Укроти свою речь, советует Казаноко, укроти и укороти. Мысль должна быть длинной, речь - короткой. Если же что высказывается, то это должна быть речь ясная, четкая, разрешающая проблему, в том числе и непременно нравственную. Всякое высказывание, считает мудрец, призвано служить пробуждению у собеседника добрых чувств - любви, благодарности, признательности. Поэтому в речи необходимо быть чутким, внимательным, разумным, доброжелательным и чутким собеседником.
15. Идеал коммуникации по Жабаги - взаимное принятие ролей. Человек не должен говорит и вообще действовать, руководствуясь соображениями собственного благополучия. Душа в этом смысле эгоистична, ленива, глупа, порой неоправданно беспокойна. «Не потворствуйте душе!» («Псэм фыдэмылажъэ»), завещает философ потомкам.
16. Нравственным воспитанием человека, считает Казаноко, нужно заниматься с раннего детства, пользуясь доводами разума, ибо когда вредные привычки пустят корни, будет трудно: «Чыуэ къумы гъэшар бжэгъу хъуа нэужь къыпхуэгъэшыжынукъым» - «Прут не согнешь и станет колом, поздно сгибать». Аналогично высказывание: «Уи къуэм уемыубзэ» - «С сыном не любезничай». Пока он мал и молод, стыди, стращай его, сумей его воспитать благонравным.
17. Проблему знаний, которые определяют суждения, Казаноко решает в русле идей о человеке-творце. Источником всех знаний объявляется человек, способом их приобретения - контакт, совет - диалог с человеком. Отсюда вывод — «Основа ума - совет» («Акъылым и льэпсыр чэнджэщщ»). Еще более выразительно и парадоксально эта идея выражается в афоризме «Узэчэнджъэщын уимыЬмэ, уи пы1эм ечэнджэщыж» - «Если не с кем посоветоваться, посоветуйся со своей папахой».
18. Диалог с другими людьми и с самим собой приобретает у Жабаги значение диалога с миром, с социальным окружением. Истина познается, добывается в общении, в том числе в рефлективном общении, в диалоге с собственным «яь.
Диалоги Жабаги своеобразны, и это своеобразие показывает, как важно во всех жизненных ситуациях руководствоваться глубокими и обязательно этически обоснованными знаниями, знаниями, добытыми в ходе активного, заинтересованного диалога.
19. В этике Казаноко отсутствуют иррационализм или мистицизм. Даже свойственный мудрецу дар предвидения, который в условиях адыгского средневековья так легко представить в магическом обрамлении, интерпретируются в* преданиях о Жабаги как способность прогнозировать будущее на основе тщательного анализа настоящего.
20. Теория морали Жабаги Казаноко - рационалистическая теория в лучшем смысле этого слова, проповедовавшая торжество разума, отстаивающая оптимистический взгляд на природу человека. В характерной для него тонкой, непринужденной игре мысли, в его иронии, стремлении обескуражить прежде, чем внушить, нет и тени софизма, схоластики, за всем этим угадывается позитивная, жизнеутверждающая программа, вера в возможность ее реализации.
21. Венчает этику Казаноко категория «лъэпкъ» - «род», «народ» и тесно с ним сопряженные категории «родина», «страна», «родимый край». Родина — пристанище человека и человеческих дел. В то же время в преданиях нет тривиальной системы «человек обязан делами своими служить родине». Видимо, Жабаги предполагал, что данный императив не нуждается в обоснованиях. Не в его правилах скользить по поверхности, называя общеизвестные истины, к тому же громкие, высокопарные фразы не приживались в народе, и не могли быть им сохранены. Сталкивая понятия «человек» и «народ», он не может отдать предпочтение ни одному из них. Мысль отдельного человека, по мнению моралиста, измеряется мыслью страны. В то же время народ нуждается в неординарных личностях, без них он лишается определенности.
22. Уникальная особенность этики Казаноко - блестящая форма, в которую облачается художественная яркость мысли, крылатость его слов. Каждая мысль философа имеет форму изречения и по-пословичному лапидарна, метка и многозначна. Его метафоры необычны, часто парадоксальны, следовательно, глубоко индивидуальны. Да нная особенность языка выходит к прототипу, являясь отражением личностных качеств мудреца. Таким образом, Казаноко не только мыслитель, но и художник слова.
Наука о Казаноко еще очень молода, можно сказать, что она делает лишь свои первые шаги. Вместе с тем, автор не сомневается, что на этом пути нас ждут удивительные открытия, ибо наследие Жабаги - живой, развивающийся до сегодняшних дней и имеющий огромный потенциал для дальнейшего развития организм. Как говорил Жабаги Казаноко, любое дело настолько велико, насколько его поднимешь, а Жабаги сам настолько велик, что любая работа в области казаноковедения может возвысить любое исследование.
Список научной литературыЩауцукова, Людмила Хажсетовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. АалтоА. Архитектура и гуманизм. -М., 1978.
2. Абаев В.И. Концепция «просветления» в «Махаяна-шраддхотпадашастре» // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1996.
3. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.; JL, 1959.
4. Адыгский фольклор. Нальчик, 1979.
5. Адыгский фольклор. В 2-х т. Т.2. - Кн. 2. - Майкоп, 1980.
6. Андреев Ю.В. Спартанские всадники // Вестник древней истории.1969. № 4.
7. Анисимов С.К. Ледяные поля Эльбруса. М., 1925.
8. Аншба A.A. Вопросы по этике абхазского нартског эпоса. Тбилиси,1970.
9. Аристотель. Никомахова этика // Соч. Т.4. М., 1983.
10. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.
11. Баранов Е.А. Неверные жены // Терские ведомости. 1 января. -1895.
12. Барг И.Л. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики. -М., 1973.
13. Бгажноков Б.Х. Общение глазами этнографа // Вестник АН СССР. № 6. -1986.
14. Бгажноков Б.Х. Адыгский историко-героический эпос в комплексномосвещении. Типология основных персонажей с точки зрения этических1представлений // Героико-исторический эпос народов Кавказа. -Грозный, 1988.
15. Бгажноков Б.Х. Логос игрища // Мир культуры. Вып. 1. Нальчик, 1990.t
16. Бгажноков Б.Х. О структуре и функциях паремии «Щыхубз пшэрыхь хущанэ» // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1981.17