автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Мифо-эпическая традиция адыгов
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Ципинов, Арсен Амербиевич
Введение
Глава I. Жанрово-тематический состав адыгской мифо-эпики
1.1. К проблеме народной и научной терминологии
1.2. Жанровый состав несказочной прозы адыгов и критерии их разграничения
Глава II. Конфликт в эстетической системе эпоса
2.1. Причины возникновения конфликтов
2.2. Разрешение конфликтных ситуаций
Глава III. К типологии и эволюции «культурного героя» в повествовательной традиции
3.1. Миф и ранний эпос
3.2. Поздний эпос
Глава IV. К вопросу об эпических универсалиях: кузнечное ремесло и оружие
4.1. Отражение становления кузнечного ремесла в архаичном эпосе
4.2. Развитие образа кузнеца и мотивов, связанных с оружием, в народной исторической прозе
Глава V. Мифо-эпическая модель мира: пространственно-временные представления в нарративной системе
5.1. Мифо-эпические схемы в космологических и квазиисторических текстах
5.2. Категории «пространство» и «время» в преданиях
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Ципинов, Арсен Амербиевич
Творческий акт в фольклоре осуществляется в рамках традиции. Вся система выразительных средств (композиционных, стилистических), все элементы сюжето- и образострое-ния выстраиваются посредством сохранения содержательных компонентов предыдущей традиции в последующем ее эволюционном развитии. Согласно одному из общепринятых определений, «традиция - это всегда выраженное в идеях, образах, мотивах, сюжетах, стиле конкретное единство, предстающее в известном многообразии вариаций» (24,5). Вскрыть природу каждого из этих элементов невозможно без обращения к генезису исследуемых явлений. И в этом случае становится очевидным одно важное обстоятельство: между данными явлениями устанавливаются тесные взаимосвязи, а все их многообразие сводится к единству, заключающемуся в мифологии. Действительно, вся социально-общественная деятельность человека со времени его вычленения из мира природы находит свое выражение в жанрах архаического фольклора - прежде всего в мифах, представляющих собой древнейшую форму типизации (81,7). Эти произведения изначально были сориентированы на изображение окружающей человека действительности, и отношение к их содержанию было однозначным -в них верили. Только в поздней традиции имеет место противопоставление сказки и не сказки как результат утверждения народного мировоззрения и развития жанров от архаических форм до современных. Этот процесс сопровождается утратой произведениями утилитарной познавательной функции, пропорционально чему возрастала функция эстетическая.
В таких условиях складывается устно-поэтический фонд - первосхемы сюжето- и образостроения фольклора. «При самом приблизительном описании того, как мы представляем себе миф, невозможно обойтись без таких слов, как «первоэлементы», «первообразы», «схемы», «типы», и их синонимов», - пишет С.С.Аверинцев (3,118). Подобные явления стали объектом пристального изучения науки и получили название «архетипы». В позднейшей литературе круг обозначаемых этим термином явлений расширился, и его начали применять «. для обозначения общих, фундаментальных и общечеловеческих мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, и в том числе мифологических структур» (4,111). Еще А.Н.Веселовский, определяя мотив как устойчивое обобщение, пользовался термином «первообразы» (43:51,494,500). Процесс становления архетипических моделей плавно переходит в стадию их воплощения в дальнейшей традиции, причем на всем протяжении ее развития. Данное развитие носит эволюционный характер: именно на этих явлениях отслеживается движение традиции от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности. Как показывает структурный анализ текстов, и в родовом, и в феодальном обществах наблюдались условия, подходящие для функционирования и дальнейшего развития некогда сложившихся архетипов. Подобную жизнеспособность названных явлений филологи и этнографы объясняют тем, что человек изначально переносил наблюдаемый им в природе принцип кругообращения циклов на общественную жизнь. Вследствие этого «. события сводятся к категориям, а индивиды к архетипу. Новое не представляет интереса в этой системе сознания, в нем ищут лишь повторение прежде бывшего» (52,88). В силу перечисленных объективных причин мифо-эпическая традиция, как и фольклорная традиция в целом, представляет собой явление консервативное. При этом, если говорить о форме и содержании, безусловно, консерватизм более присущ форме, нежели содержанию. В подтверждение данного тезиса рассмотрим лишь один элемент образостроения персонажа - мотив выражения гнева в разностадиальных жанрах:
В мифе. У великана волосы на всем теле встают дыбом и пронизывают одежду.
В эпосе. У нартского героя волосы на голове встают дыбом, и шапка приподнимается.
- В предании. У героя в порыве гнева приподнимаются кончики усов.
Очевидно наполнение прежней формы новым содержанием и движение традиции, как уже говорилось, от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности. Подобные явления отмечены в фольклоре всех народов, а на преемственную связь между изначальными и поздними формами словесного творчества, при котором в старые схемы и типы укладывались впоследствии даже подлинные исторические события, указывали А. Н.Веселовский (43,4 95-4 96), Е.М.Мелетинский (111,177) и другие. Более того, по Г.А.Левинтону, исторические персонажи становятся значительными (с фольклорно-мифологической точки зрения) только тогда, когда эти образы находят свое воплощение в готовых мифологических структурах (96,332-333). Указанные процессы сопровождаются непрерывной демифологизацией и дегиперболизацией всех элементов сюжето- и образостроения и их наполнением реалистическим содержанием.
Сама природа жанров, составляющих мифо-эпическую традицию, ставит ее исследователей перед необходимостью решения двух взаимосвязанных историко-фольклорных проблем.
Во-первых, изучение традиции как отражение национальной истории и этнографии. Стремление носителей фольклорной традиции к воспроизведению в текстах поздних жанровых образований реальных событий и лиц прошлого побуждает изучать их в соотнесении с действительными фактами истории. Работа в этом направлении требует учета историко-этнографического контекста, на фоне которого формировались те или иные произведения. Велико значение этих произведений и при изучении истории и этнографии младописьменных народностей, к числу которых относятся адыги. Нередко, особенно при воссоздании ранних этапов становления и развития этноса, произведения народной исторической прозы оказываются основным, а иногда чуть ли не единственным историко-этнографическим источником. Богатый материал они могут дать и при изучении общественных институтов, социального строя, морально-этических воззрений, верований, семейно-брачных отношений и материальной культуры прошлого.
Во-вторых, изучение мифо-эпической традиции как воплощение закономерностей общеэпического творчества народа . Для преодоления преобладающего до настоящего времени констатирующего подхода в исследованиях этой области фольклора необходимо четкое осознание того, что ни одно явление в произведениях изучаемых жанров не может быть понято и объяснено в рамках только одного жанра. Лишь точное определение местонахождения исследуемого материала в общеэпическом контексте может наглядно продемонстрировать, что те или иные составные части произведений представляют собой всего лишь звенья в историческом развитии эпической традиции народа. Только через воссоздание всех звеньев в сфере сюжетики, персонажей, пространственно-временных категорий лежит путь к восстановлению этапов эволюции эпоса, что и подтверждает тезис о поступательном движении эпического творчества от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности.
Все сказанное обусловливает актуальность избранной темы. Назрела необходимость системно-аналитического изучения мифо-эпической традиции адыгов. Не исследован структурный состав текстов, составляющих жанровые образования исследуемой области адыгского фольклора. Это серьезный, пробел в научном освоении фольклорной традиции, ибо только в случае исследования данного аспекта представляется возможным раскрыть характер функционирования тех или иных явлений в структуре текстов, входящих в разностади-альные жанры. Лишь максимальный учет всех реалий текстов и их локализация в историческом и общеэпическом контекстах может дать адекватные научные результаты.
В указанном контексте определяется и основная цель настоящего исследования: представить адыгскую мифо-эпическую традицию как воплощение закономерностей общеэпического творчества этноса и отражение национальной истории и этнографии.
Многоаспектность данной - проблематики обусловливает решение следующих задач:
1) определение жанрово-тематического состава адыгской мифо-эпики;
2) выявление причин возникновения и способов разрешения конфликта в мифо-эпической традиции адыгов;
3) анализ генезиса и эволюции мотива «культурного героя» в мифо-эпической традиции адыгов;
4) реконструкция поэтапного развития традиции от ми-фо-эпического изображения действительности к конкретно-историческому в связи с'кузнечным ремеслом и оружием;
5) выявление пространственно-временного континуума в адыгской мифо-эпике.
Источниковедческая база работы включает практически весь имеющийся в архивах, публикациях и многочисленных записях автора корпус произведений, составляющих разно-стадиальные жанры мифо-эпической традиции адыгов.
Теоретико-методологические основы и методы исследования . Теоретической базой „и методологической основой диссертации явились труды филологов-классиков и исследования современных фольклористов - специалистов в области мифо-эпики. При исследовании материала соблюдались методологические принципы, согласно которым фольклорный анализ должен опираться прежде всего на структуру произведений, в частности на такой составляющий его «первоэлемент», как мотив. Изучение же мотивов должно опираться на сравнительно-исторический метод: анализ структуры конкретных произведений, в частности, сюжетообразующих и второстепенных мотивов выводит исследование за рамки одного жанра, ибо на формирование поздних жанров оказали влияние мифология и героический эпос. Все это позволяет учитывать закономерности историко-культурного развития эпической традиции в целом. Кроме того, посредством сравнительно-типологической методики изучения системы coj. ре дельных жанров предполагается раскрыть законы типологической преемственности в историко-эволюционном развитии мифо-эпической традиции народа.
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое в адыгской фольклористике монографическое исследование всей совокупности жанров, составляющих мифо-эпическую традицию (разграничение жанровых образований, общетеоретические проблемы, анализ структуры текстов, при котором прослеживается -■-енезис и развитие в мифо-эпической традиции основных и второстепенных мотивов). Результаты такого исследования заключаются в следующем: определен жанрово-тематический состав адыгской мифо-эпики, выявлены причины и способы разрешения конфликта в ней, проанализированы генезис и эволюция мотива «культурного героя», прослежено движение традиции от мифо-эпического изображения действительности к конкретно-историческому; выявлен пространственно-временной континуум адыгской мифо-эпики.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Раскрытый в диссертации характер отражения действительности на всем протяжении мифо-эпической традиции будет способствовать адекватному воссозданию ис-торико-этнографического контекста тех или иных событий прошлого. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке курса адыгского фольклора в высших и средних учебных заведениях, при написании истории фольклора адыгских народов.
Структура работы предопределена ее содержанием, целью и задачами, а также степенью изученности исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Мифо-эпическая традиция адыгов"
Выводы по V главе
Таким образом, пространственно-временные понятия преданий обусловлены рядом факторов: канонами предшествующей традиции, основной хозяйственной деятельностью носителей традиции (в нашем случае - земледелие и скотоводство) и обусловленным этим способом видения мира, господствующими в обществе идеологическими установками и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как система выразительных средств в фольклоре и элементы сюжето- и образостроения выстраиваются посредством сохранения содержательных компонентов предыдущей традиции в последующем ее эволюционном развитии, вскрыть природу каждого из этих элементов не представляется возможным без обращения к генезису исследуемых явлений.
Природа жанров, составляющих мифо-эпическую традицию, обусловливает необходимость решения двух взаимосвязанных проблем: 1) изучение традиции как отражения национальной истории и этнографии; 2) исследование мифо-эпической традиции, как воплощения закономерностей общеэпического творчества этноса.
Адекватное решение указанных проблем возможно лишь при преодолении констатирующего подхода к исследованию данной области фольклора. Иными словами, лишь точное определение исследуемого материала в общеэпическом контексте посредством реконструкции всех звеньев в сфере сюже-тики, персонажей, пространственно-временных категорий ведет к восстановлению этапов эволюции эпоса. Это подтверждает тезис о поступательном движении эпического творчества от мифо-эпического изображения действительности к конкретно-историческому.
Исследование адыгской мифо-эпической традиции в указанном аспекте позволяет констатировать следующее.
Мифо-эпическую традицию адыгов составляет ряд разно-стадиальных жанров: мифы, нартские сказания, предания, сказы, легенды, мифы - былички, былички и бывальщины. При рассмотрении каждого жанрового образования в системе сопредельных жанров выявлены важнейшие критерии их разграничения: мифы - этиологизм содержания; нартские сказания
- невозможность интерпретации исторического прошлого в связи с конкретными событиями и лицами; предания - возможность хронологической и географической локализации событий ■ и лиц; сказы - форма бытования (достояние очевидца
- рассказчика); легенды - сакральность; мифы - былички -содержание (контакты человека с животными); былички и бывальщины - предмет изображения (фантастические существа низшей мифологии).
Анализ конфликта как художественного явления в адыгской мифо-эпической традиции позволяет заключить следующее. При всей установке исследованных жанров на изображение действительности последняя находит в них свое отражение не в формах самой жизни, а в формах, связанных так или иначе с традицией. Схематизации подвергаются прежде всего действия героев в конфликтных ситуациях, а главное содержание «биографий» персонажей - их деяния, совершаемые в типовых ситуациях. Схематизация действия ведет к схематизации действующих лиц. Этим, как нам представляется, и объясняется преобладание типов над индивидуальными характерами, наблюдаемое в мифо-эпической традиции. Практически всех персонажей традиции объединяет то, что они герои, а молва об их героических деяниях распространяется повсюду. Другими словами, их объединяет принадлежность к типу героев. Именно поэтому их конфликт запрограммирован, и в них заключается неизбежность их столкновения.
К важным структурообразующим элементам конфликтных ситуаций относятся пути их разрешения. В адыгской мифо-эпической традиции запечатлены различные способы разрешения конфликта. Во-первых, это единоборство поединка одной или нескольких пар противников. Другая форма разрешения конфликта - мирный способ его улаживания в ходе различных состязаний. Если следовать логике эволюционного развития всех элементов сюжето- и образостроения, придется констатировать, что поединки предшествовали состязаниям. В историческом эпосе отражены разрешения противоречий посредством, поединков не только между отдельными персонажами, но и между войсками.
Впоследствии архетипической для разрешения конфликтных ситуаций становится схема, при которой средствами достижения победы избираются хитрость и обман.
К ситуациям мирного разрешения конфликтов относятся прежде всего молочное побратимство и клятва, предполагающие относительно высокий уровень общественного развития и общественного сознания. Это характерно для более поздней мифо-эпической традиции адыгов и связано с усилением реалистических тенденций в изображении человека. Сюда же относится активное участие женщины в мирном разрешении конфликта, с чем связан ее чрезвычайно высокий статус в феодальной Черкесии.
Своеобразным показателем нарастания историзма в адыгской традиции является мирный исход конфликтов, предрешенный появлением на мифо-эпической арене личности. Принятие решения о прекращении вражды мотивируется уже не общественным мнением, а соображениями личностного характера. В таких сюжетных ситуациях субъективное противопоставляется объективному, духовное начало - физическому и т.д., то есть, можно констатировать продвижение адыгской традиции в художественном освоении действительности.
Выявленные в данном исследовании «культурные герои» -персонажи разностадиальных жанров несказочной прозы адыгов - в соответствии с деяниями, осуществляемыми ими, выстраиваются в следующий эволюционный ряд. Первое звено -великаны и карлики (иныжи и испы), выступающие в роли первопредков и первых обладателей различных предметов культуры. В связи с тем, что они были мифическими существами, их деяния локализуются в мифическом же времени пер-вотворений, осуществляясь на стыке хаоса и космоса. Второе звено - боги нартских сказаний, знаменующие собой появление на адыгской мифо-эпической арене «культурных героев» квазиисторического времени. Их деяния охватывают область трудовой практики и направлены на дифференциацию природы и культуры. Третье звено данной цепи составляют рядовые персонажи нартского эпоса, замыкающие плеяду «культурных героев» квазиисторического времени. Необходимость их выделения в отдельное звено предопределена следующим: их нововведения распространяются прежде всего на социальное обустройство общества. Заключительное - четвертое - звено представлено уже персонами исторического времени: героями преданий. На данном этапе мифо-эпического творчества адыгов завершается процесс демифологизации мотивов деяний «культурного героя». В последующем они наполняются бытовым содержанием.
Между перечисленными звеньями приведенной эволюционной цепи существует неразрывная связь: последние члены предыдущего звена всегда совмещаются с первыми членами последующего. Какое-то, время они все сосуществуют. Такое сосуществование продолжается до тех пор, пока предыдущее поколение персонажей функционально не исчерпает себя. Впоследствии они или уходят с мифо-эпической арены добровольно, или изгоняются. Существенным представляется следующий момент: наибольшая активизация исследованных мотивов наблюдается на стыке звеньев, т.е. когда одна культурно-историческая традиция «открывает» другую.
Рассмотренные в настоящей работе основные элементы сюжето- и образостроения, связанные с кузнечным ремеслом и оружием, также выстраиваются в четкий эволюционный ряд. Он заключается в следующем.
В ранней традиции в структуре образа кузнеца превалируют деяния общественно-культурного характера - изготовление первопредметов (орудий труда и в том числе - кузнечных инструментов). Кузнец обладает здесь способностью наделять свои изделия магическими свойствами. В дальнейшем на мифо-эпическую арену выходит образ искусного.кузнеца, умеющего придавать своим изделиям заранее заданные свойства. На завершающей же стадии развития образа кузнеца он наполняется реальным содержанием, отражающим опыт, накопленный в данной области трудовой практики.
Оружие, обладающее изначально магическим свойством, в текстах ранней традиции играет такую же роль, как и его обладатель. Оно незаменимо в силу божественного происхождения, магических свойств и специальной предназначенности. Наличие в нем заранее заданных свойств, а также знание этих свойств его обладателем предопределяют успех на следующем этапе развития данного мотива. На последнем же этапе оружие само по себе уже не играет никакой роли, выступая в качестве одного из атрибутов предметного мира, окружающего героя.
Выстроенные эволюционные цепочки - и в связи с кузнечным ремеслом, и в связи с оружием - знаменуют собой поэтапное движение традиции от мифолого-эпического изображения действительности к конкретно-историческому ее изображению.
Пространственно-временной континуум - один из важнейших компонентов традиционной «картины мира». Выявление основных пространственно-временных параметров адыгской мифо-эпической традиции позволяет реконструировать модель мира, компоненты которой эволюционировали на всем протяжении традиции от мифа к преданиям.
В работе рассмотрено реальное содержание пространственно-временного континуума, т.е. речь идет о параметрах вселенной, в которых протекает существование человека.
Становление представлений о пространстве и времени связано с возникновением представления о космосе - упорядоченной вселенной. Оно увязывается практически во всех культурных традициях с первыми актами творения, происходящими, как правило, в центре мироздания, что прослеживается и в адыгской мифо-эпической традиции. Адыгское мифотворчество апеллирует к эволюционному пути возникновения космоса, при котором мироздание само по себе постепенно вычленяется из бесформенного состояния. Такой путь более архаичный в сравнении с другим распространенным в мировой мифологии способом становления космоса - креационным, когда данный акт считается результатом творения первосу-ществ.
По текстам адыгской версии нартаиады, на данном этапе развития традиции пространство, будучи составной частью архаичной модели мира, конституируется явлениями, его заполняющими. Другими словами, оно не абстрактно и не предшествует вещам. Процесс вычленения из мира природы человека, отвоевывающего у мифических существ жизненное пространство, инициирует первые конфликтные ситуации в традиции. Вслед за мифическими существами пространственно-географически локализуются боги - следующее поколение персонажей. Их жизненное пространство сначала не совпадает с жизненным пространством персонажей эпической традиции. Данное звено мифотворчества отражено и в адыгской мифо-эпической традиции. Окружающая персонажей среда предстает в эпосе и в виде результата переработки информации о ней. В традиции адыгов реализуется и мотив образа древа мирового.
Адыгская мифо-эпическая традиция не представляет материала о пространстве в виде чистой абстракции, так как мышление людей в течение длительного времени оставалось конкретным, предметно-чувственным. На более поздних этапах развития традиции уже вычленяются мотивы, связанные с соотнесением персонажами своих собственных масштабов с остальным миром.
Меру пространства персонажи находят и в своей деятельности. Другой особенностью адыгского пространственно-временного континуума является тесная взаимосвязь морально-этических мотивов и правил организации пространства.
Стихийно-материалистическое освоение окружающей действительности нашло отражение и в тенденции к точной локализации в поздних сказаниях. В текстах представлены топонимические мотивы, связанные с пребыванием нартов в той или иной местности.
Уже в рамках нартского эпоса складывались различные традиционные единицы пространственных измерений, свидетельствующие о том, что на всем протяжении традиции категория «пространство» реализуется в форме соизмерения и сопоставления персонажами себя с окружающей действительностью. При этом мера чаще всего «находится» в теле и деятельности человека.
В мифо-эпической традиции адыгов мифическое время носит линейный и необратимый характер. Поэтому естественно, что здесь имеют место и образы, конечных времен. Наряду с мифическим временем в нартских сказаниях обнаруживаются и признаки эмпирического (исторического) времени. Мифическое и эмпирическое время взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В рамках нартского эпоса наблюдается и демифологизация времени действия и места действия. Время нартского эпоса - время первотворения и первопредметов. Более поздние циклы обнаруживают признаки исторического восприятия времени, хотя в целом не представляется возможным локализовать хронологически и географически ни события, ни лица. Время нартских сказаний не увязывается с историческим временем национальной истории адыгов. Коренной перелом в восприятии данной категории связан с переходом от мифо-эпической традиции к исторической: уже ранние предания
235 обнаруживают составные измерения исторического времени. В исторической прозе налицо тенденция перехода от мифической и циклической концепции времени к исторической .
Пространственно-временные понятия преданий обусловлены следующими факторами: канонами предшествующей традиции, основной хозяйственной деятельностью носителей традиции (земледелие и скотоводство) и предопределенным этим способом видения мира, господствующими в обществе идеологическими установками.
Итак, рассмотрение пространственно-временного континуума . в мифо-эпической традиции адыгов предполагает обращение к тому периоду истории культуры адыгов, когда еще в текстах космологического, квазиисторического, и исторического содержания господствовали мифо-эпические схемы.
Таким образом, учет всех реалий текстов и их локализация в историческом и общеэпическом контекстах позволяет представить адыгскую мифо-эпическую традицию как отражение национальной истории и этнографии и воплощение закономерностей общеэпического творчества этноса.
Список научной литературыЦипинов, Арсен Амербиевич, диссертация по теме "Фольклористика"
1.Абаев В. И. Нартовский эпос // Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. - Дза-уджикау: Северо-Осетинское Госуд.изд., 1945. - Т.Х. -Вып.1. - С.5-120.
2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин //Нарты. Осетинский героический эпос. -Т.1.-М., 1990. -С.7-76.
3. Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К.Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. -1970.-№3.-С.112-136.
4. Аверинцев С.С. Архетипы //. Мифы народов мира. -М., 1980. Т.1. -С.110-111.
5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII начала XIX вв. -Нальчик, 1974. - 635с.
6. Адыгская и карачаево-балкарская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. - 271с.
7. Азбелев С.Н. Современные устные рассказы // Русский фольклор. Т.IX. Проблемы современного народного творчества. -М., Л.: Наука, 1964, -С.132-177.
8. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) //Славянский фольклор и историческая действительность. -М.: Наука, 1965. -С.5-25.
9. Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор. -Т.Х. Специфика фольклорных жанров. -М.,Л.: Наука, 1966. -С.176-195.
10. Азбелев С.Н. Классификация народной прозы // УП Международный конгресс антропологических и этнографическихнаук. Труды. Т.VI. -М.: Наука, 1969. -С.421-423.
11. Азбелев С.Н. Изобразительные средства героических сказаний. (К проблематике изучения) // Русский фольклор. Т.XIV. Проблемы художественной формы. -JI.: Наука, 1974. - С.144-165.
12. Азбелев С.Н. Всесоюзная конференция «Прозаические жанры фольклора народов СССР» // Русский фольклор. -Т.XV. Социальный протест в народной поэзии. -J1.: Наука, 1975. -С.285-287.
13. Азбелев С.Н. Всесоюзная конференция «Фольклор и историческая действительность» // Русский фольклор. Т.XIX . Вопросы теории фольклора. -JI.: Наука, 1979. -С.215-217 .
14. Азбелев С.Н. Эпос и история (Один из теоретических аспектов) // Русский фольклор. Т.XX. Фольклор и историческая действительность. -J1.: Наука, 1981. - С.3-9.
15. Алиева А.И. Прозаические жанры в фольклоре адыгов // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции «Прозаические жанры фольклора народов СССР» (21-23 мая 1974 г. г.Минск). -Минск,1974. -С.137-139.
16. Алиева А.И. Историко-героический эпос адыгов и его стадиальная специфика // Типология народного эпоса. -М. :Наука, 1975. -С.139-151.
17. Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX-начала XX вв. Книга первая. -Нальчик: Эльбрус, 1979. -С.13-39.
18. Алиева А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. -М.:Наука, 1980. -С.228-247 .
19. Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. -М.: Наука, 1986. 279с.
20. Алиева А.И. Адыгский фольклор в записях и публикациях XIX-начала XX веков // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX-начала XX вв. Книга вторая. -Нальчик: Эльбрус, 1988. -С.237-264.
21. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. -Л:Государственное русское географическое общество, 1929. 118с.
22. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре. (К определению понятия жанра и его признаков) // Русский фольклор. Т.Х. Специфика фольклорных жанров. -М., Л.: Наука, 1966. -С.28-42.
23. Аникин В.П. Традиции русского фольклора // Традиции русского фольклора. -М., 1986. -С.4-24.
24. Аникин В.П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы. (К общей постановке проблемы) // Русский фольклор. Т.XIII. Русская народная проза. -Л.:Наука, 1972. -С.3-33.
25. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. 2-ое изд. -Л.: Просвещение, .1987.478с.
26. Апажев M.JI. Проблемы кабардинской лексики. -Нальчик, 1992. ЗЗбс.
27. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. -М., 1982. 214с.
28. Асанов Ю.Н. Об этнониме «чинт» нартского эпоса адыгов // Филологические труды. -Вып.1. -Нальчик, 1997. -С.59-64.
29. Аутлева С.Ш. Адыгские историко-героические песни XVI-XIX веков. -Нальчик:Эльбрус, 1973. 226с.
30. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К проблеме «у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. -Л:Наука, 1984, -С.22.9-224.
31. Бараг Л.Г. Классификация народной прозы // УП Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Труды. Т.VI. -М.: Наука, 1969. -С.408-410.
32. Бгажноков Б.Х. О структуре и функции паремии «Ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ» // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1981, -С.65-77.
33. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик:Эльбрус, 1983. 230с.
34. Бгажноков Б.Х. Адыгские клятвы // Общественный быт адыгов и балкарцев. -Нальчик, 1986. -С.81-103.
35. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. -Черкесск, 1974. -2 8 8с.
36. Берд Къундет. Гъущ1ыр адыгэм я гъащ1эм // Адыгэ псалъэ. 18.12.1998. -С.З.
37. Бижева З.Х. Адыгская языковая картина мира. -Нальчик:Эльбрус, 2000. 128с.
38. Болотоков В.Х., Семенов В.М. Национальная культура в системе жизнедеятельности людей // Философия и социология. Научный и общественно-теоретический сборник. -Майкоп, 1996. -№4. -С.35-43.
39. Бромлей Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека // Человек в системе наук. -М.: Наука, 1989. -С.190-201.
40. Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1901, вып. XXIX.
41. Введенова Е.Г. Архетипы коллективного бессознательного и проблемы становления культуры // Эволюция. Язык. Познание. -М. : Языки русской культуры, 2000. -С.113-133.
42. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. JI. :Гослитиздат, 1940. 648с.
43. Гадагатль A.M. Героический эпос нарты и его генезис. -Краснодар, 1967. 422с.
44. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». -Майкоп: «Меоты», 1997. 400с.
45. Гаджиев М. Русско-лезгинский словарь. -Махачкала, 1950. 490с.
46. Гарданов В. К. Обсуждение сообщений // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. -М.:Наука, 1969. -С.225-226.
47. Гарданов В.К. Адыги // БСЭ. Т.1. -С.244.
48. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. -М.:Наука, 1989. -2561. С .
49. Голосовкер Э.Я. Логика мифа. -М.:Наука, 1987. -218с.
50. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. -М., 1974. 419с.
51. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.:Искусство, 1972. 318с.
52. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. -Л.:Наука, 1967. 320с.
53. Гутов A.M. Межжанровая диффузия в цикле Жабаги Казаноко // Жабаги Казаноко. Материалы региональной научной конференции (30-31 октября 1985 г. г.Нальчик). -Наль-чик:Эльбрус, 1984. -С.110-118.
54. Гутов A.M. Поэтика адыгского нартского эпоса:Сюжет. Композиция. Повествование: Дис.канд.филол.наук. -М., 1975. 200с.
55. Гутов A.M. Историко-сравнительная поэтика // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказ. -Грозный, 1988. -С.64-67.
56. Гутов A.M. К историко-сравнительному изучению эпитета // Лексика и грамматика языков Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1990. -С.4 6-52.
57. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993. 147с.
58. Гутов A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. -Нальчик, 2000. 215с.
59. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследования и тексты. -М.: Наука, 1972. 4 66с.
60. Далгат У.Б. Эпический историзм в развитии // Фольклор. Проблемы историзма. -М.:Наука, 1988. -С.72-101.
61. Далгат Б.К. Страничка из Северо-Кавказского богатырского эпоса // Этнографическое обозрение. -М., 1901. -№1. -С.35-85.
62. Далгат У.Б. К проблеме историзма героико-исторических песен нардов Северного Кавказа и Дагестана // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988. -С.5-17 .
63. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Книга первая. -СПб., 1871. - 640с.
64. Емельянов JI.M. Историческая песня и действительность // Русский фольклор. Т.Х. Специфика фольклорных жанров. -М., Л.,1966. -С.196-227.
65. Емельянов Л.И. Проблема художественности устного рассказа // Русский фольклор. T.V. Материалы и исследования. -М., Л.:Наука, 1960. -С.247-264.
66. Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. -Майкоп: Меоты, 1995. -335с.
67. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. М.:Наука, 19 67. Т.1. -4 84с.
68. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XIII в. -М.:Наука, 1988. 544с.
69. Кардангушев З.П. Песня и предание о Каракашкатауском сражении // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик:Эльбрус, 1981. -С.45-64.
70. Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Сост., ред. переводов, введение и вступ. ст. В.К.Гарданова. -Нальчик-.Эльбрус, 1974. -С. 236-280.
71. Коков Дж.М. Адыгская (черкесская) топонимия. -Нальчик, 1974. 215с.
72. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. M.,JI.: Изд-во Акад.наук СССР (Ленинг. отд-ние), 1962. -284с,
73. Кон И.С. Социология личности. -М., 1967. 228с.
74. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. -М.:Изд. АНСССР, 1953. 215с.
75. Косвен М.О. К вопросу о военной демократии // Труды института этнографии. Новая серия. Проблемы истории первобытного общества.-М., 1960. Т.54. -С.35-76.
76. Костюхин Е.А. Типы и формы животного зпоса. -М.:Наука, 1987. 272с.
77. Криничная Н.А. О жанровой специфике преданий и принципах их систематизации // Русский фольклор. Т.XVII. Проблемы «Свода русского фольклора». -Л., 1977. -С.75-84.
78. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. -Л.гНаука, 1987. 227с.
79. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. -Л.гНаука, 1988. 192с.
80. Кругляшова В.П. Классификация преданий и легенд // УП Международный конгресс антропологических и этнографических наук. -Труды. -Т.VI. -М.:Наука, 1969. -427с.
81. Кругляшова В. П. Устные рассказы о современности ипредания // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Тезисы докладов. -Минск, 1974. -С.197-198.
82. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. -М.:Наука, 1969. -С.15-29.
83. Крупнов Е.И. Краткий очерк археологии Кабардинской АССР. Нальчик:Кабгосиздат, 1946. - 51с.
84. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. -М.:Языки русской культуры, 2000. -С.84-92.
85. Кумахов М.А. Очерки общего и кавказского языкознания. -Нальчик:Эльбрус, 1984. 325с.
86. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. -М:Наука, 1985. 222с.
87. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Нартский эпос: язык и культура. -М.: Наследие, 1998. 312с.
88. Кумыков Т.Х. К вопросу о возникновении и развитии феодализма у адыгских народов // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. -М.:Наука, 1969. -С.189-196.
89. Кушева Е.Н. О некоторых особенностях генезиса феодализма у народов Кавказа // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. -М.:Наука, 1969. -С.179-188.
90. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. -М., 1978. 187с.
91. Лавров Л.И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории // Советская этнография. 195 6. -№1.
92. Лавров Л.И. Адыги в раннем средневековье // Сборник статей по истории Кабарды. -Нальчик, 1955. -№2. -С.
93. Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору. -М., 1975. -С.303-319.
94. Левинтон Г.А. Предания и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -Т.2. -С.332-333.
95. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. -Одесса, 1882. -Вып.1.
96. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.:Наука, 1967. 372с.
97. Лихачев Д. С. Человек и литература древней Руси. М. .-Наука, 1970. 180с.
98. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. -М.,1930. 270с.
99. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. -М.:Учпедгиз, 1957. 620с.
100. Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность /Сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И.И.Маханькова. -М: Мысль, 1994. - 919с.
101. ЮЗ.Лотман Ю.М. Семиосфера. -С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. 704с.
102. Максимов П. Фольклор адыгейского народа // Литературная учеба. 1937. -№8.
103. Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. -Нальчик, 1984. -197 с.
104. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. -М., 1958. 274с.10 9. Мелетинский Е.М. Классификация народной прозы // УП Международный конгресс антропологических наук. Труды. -Т.VI. -М.:Наука, 1969. -С.407-408.
105. Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. -Л. .-Наука, 1970. -С.139-148.
106. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. -М.:Наука, 1976. 407с.112 . Мелетинский Е.М. Полеазиатский мифологический эпос. -М., 1979 358с.
107. Мелетинский Е.М. Сказки и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -Т.2. -С.441-444.
108. Мелетинский Е.М. Время мифическое // Мифы народов мира. -Т.1. -М., 1980. -С.252-253.
109. Мелетинский Е.М. Из выступления на конференции по историзму фольклора в 1964 г. (публикация А.И.Алиевой) // Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988 -С.244-272.
110. Иб.Мижаев М.И. Образ иныжа в адыгском нартском эпосе // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1983. -С.42-51.
111. Мижаев М.И. Адыгские новеллы // Адыгские (черкесские) народные новеллы (Сост., вступ. ст., коммент. М.И.Мижаева. -Черкесск:Черкесское книжное издательство, 1986. -С.3-13. -На черк. языке.
112. Мижаев М.И. Жанровые особенности адыгских устных рассказов о мифологических существах //Традиции и современность. Метод и жанр. -Черкесск, 1986. -С.133-144.
113. Мижаев М.И. Космогонические мифы адыгов // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1991. -С.3-27.
114. Миллер В.Ф. Всемирная сказка в культурно-историческом освещении // Русская мысль. -1893. -№11. -С.207-229.
115. Нагоев А.Х. Средневековая Кабарда. -Нальчик:Эль-Фа, 2000. 229с.
116. Накагава X. Мировоззрение айну и их устное творчество (Именование и толкование жанров и текстов) //Фольклор.-Комплексная текстология. -М.:Наследие, 1998. -С.232-230.
117. Налоев З.М. Из истории «Песни Большого ночного нападения» // Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик:Эльбрус, 1978. -С.100-116.
118. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. -Нальчик, 1978. 192с.
119. Налоев З.М. Образ Жабаги Казаноко в адыгском фольклоре // Жабаги Казаноко. Материалы региональной научной конференции (30-31 октября 1985 г. г.Нальчик). -Нальчик: Эльбрус, 1987. -С.50-66.
120. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. -Нальчик:Эльбрус, 1982. -168с.127.0чиаури Г.А., Сургуладзе И.К. Кавказско-иберийских народов мифология // Мифы народов мира. Т.1. -С.603-606.
121. Памятники народного творчества осетин. Вып.1. -Владикавказ, 1925. 112с.
122. Першиц А.И., Монгайт A.J1., Алексеев В.П. История первобытного общества. -М.:Высшая школа, 1982. 223с.
123. Померанцева Э.В. К вопросу о термине «историческая сказка» // Славянский фольклор и историческая действительность. -M.,J1.: Наука, 1965. -С.26-35.
124. Померанцева Э. В. Соотношение эстетической и информационной функции в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. -М.:1975. -С.75-81.
125. Померанцева Э.В. Русская устная проза (Сост.
126. B.Г.Смолицкий). -М.:Просвещение, 1985. 272с.
127. Потоцкий Я. Путешествие в Астраханские и Кавказские степи // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (Сост., ред. переводов, введение и вступ.ст. В.К.Гарданова). -Нальчик:Эльбрус, 1974. -С.226-234.
128. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Пропп В. Я .X Фольклор и действительность. Избранные статьи. (Сост. Б.Н.Путилов). -М.:Наука, 1976. -С.34-45.
129. Пропп В.Я. Об историзме фольклора и методах его изучения // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. (Сост. Б.Н.Путилов. -М.:Наука, 1976.1. C.116-131.
130. Пропп В. Я. Морфология сказки. -2-е изд. -М.:Наука, 1969. 168с.
131. Путилов Б.Н. Об историческом изучении русского фольклора // Русский фольклор. -T.V. Материалы и исследования. -М., Л., I960. -С.56-80.
132. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. -М.:Наука, 1975. -С.141-154.14 0.Путилов В.Н. Типология фольклорного историзма // Типология народного эпоса. -М.:Наука, 1975. -С.194-181.
133. Русское народное поэтическое творчество (Под ред. Н.И.Кравцова) -М., 1971.
134. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. -М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1963. 362с.
135. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. -Москва-Саратов, 1924. 226с.
136. Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемы эволюции. -М.:Наука, 1974 -264с.
137. Соколова В.К. Русские исторические предания. -М.:Наука, 1970 . 288с.а, 1970. 288с.
138. Соколова В.К. Типы восточнославянских топонимических преданий // Славянский фольклор. -М.:1972, -С.202-233.
139. Соколова В.К. Современное состояние преданий // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. УП Международный съезд славистов. Варшава, август 1973 г. Докл.сов.делегации. -М.:Наука, 1973. -С.423-437.
140. Соколова В.К. Изображение действительности в разных фольклорных жанрах (на примере соотношения преданий с историческими песнями и быличками) // Русский фольклор. -Т.XX. Фольклор и историческая действительность. -Л.:Наука, 1981. -С.35-44.
141. Сокуров В.Н. Кулькужинская битва (фольклор и исторические сведения) // Вопросы кавказской филологии и истории. -Нальчик:Эльбрус, 1982. -С.58-67.
142. Сокуров В.Н. Канжальская битва // Актуальные вопросы Кабардино-Балкарской фольклористики и литературоведения. -Нальчик: Эльбрус, 1986. -С.48-64.
143. Сокуров В.Н. Исторические основы фольклорных сюжетов // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988. -С.61-64.
144. Стеблин-Каменский М.И. Миф. -М.:Наука, 1976. 104с.15 6. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. 1. М., 1989.
145. Схаляхо А.А. Адыгейский фольклор. -Ростов-на-Дону, 1977. 187с.
146. Тебу де Мариньи Ж-В-Э. Путешествие в Черкесию // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. // Сост., ред.переводов, введение и вступ.ст. В.К.Гарданова). -Нальчик:Эльбрус, 1974. С.292-321.
147. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. -Нальчик : Кабард . кн . изд . , 1955. 363с.
148. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -T.I. -С.11-20.
149. Токарев С.А. Ранние формы религии. -М.:Изд-во поли-тич. лит., 1990. 622с.
150. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. -М.:Индрик, 1995. Изд.2-е, испр. Серия «Традиционная духовная культура славян». -509с.
151. Топоров В.Н. История и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -T.I. -С.572-574.
152. Топоров В.Н. Опьяняющий напиток // Мифы народов мира. -М.:Советская энциклопедия, .1982. -Т.2. 257с.
153. Унарокова Р. Б. Адыгэ орэдыжъхэмрэ лъэпкъиЯэныгъэмрэ (Народные песни адыгов в системе информационной культуры) -Майкоп, 1998. 298с.
154. Унарокова Р.Б. Формы общения адыгов. -Майкоп, 1998. -127с.
155. Хазанов A.M. Социальная история скифов. -М.1975. -226с.
156. Хан-Гирей С. Черкесские предания // Русский вестник. 1841. -Т.2. -№5.
157. Хапсироков Х.Х. Истоки черкесской литературы. -Черкесск, 1973. 17 6с.
158. Хут Ш.Х. Несказочная проза // Адыгский фольклор. -В 2-х книгах. -Майкоп, 1980. -Книга II. -С.83-124.
159. Хут Ш.Х. Об адыгских сказаниях и сказках // Сказания и сказки адыгов. -М.:Современник, 1987. -С.5-18.
160. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. -Майкоп, 1989. -323с.
161. Чистов К.В. Прозаические жанры в системе фольклора // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции «Прозаические жанры фольклора народов СССР (21-23 мая 1974 г. г.Минск). -Минск, 1974. -С.6-31.
162. Чичеров В. Кабардинский фольклор // Литературное обозрение. -1937. -№4. -С.43-46.17 9.Чичеров В.И. Русское народное поэтическое творчество. -М., 1959. 428с.
163. Шагиров А.К. Очерки по сравнительной лексикологии адыгских языков. -Нальчик:Эльбрус, 1962. 216с.
164. Шенкао М.А. Представления о пространстве и времени в адыгском эпосе «Нарты» // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Выпуск 2. -Майкоп, 1979. -С.86-98.
165. Шортанов А.Т. Кабардинский эпос // Кабардинская правда. -7 февраля 1951г.
166. Шортанов А.Т. Фольклор // Очерки истории кабардинской литературы. -Нальчик:Эльбрус, 1968. -С.11-64.
167. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. -М.:Наука, 1969. -С.188-225.185 . Шортанов А. Т . Адыгская мифология. -Нальчик:Эльбрус, 1982. 196с.
168. Шортанов А.Т. Адыгские культы. -Нальчик, 1992. -165с.
169. Яхтанигов Х.Х. Экспонаты повествуют. -Наль-чик:Эльбрус, 1984. 48с.1. Тексты188 . Агънокъуэ Лашэ. Усэхэр (Агноков Лаша. Стихотворения. Сост. и вступ.ст. 3.П.Кардангушева). Нальчик:Эльбрус, 1993. - 205с. -На каб.-черк.яз.
170. Адыгэ тхыдэжьхэр (Адыгские сказания. Сост. и вступ.ст. Ш.Х.Хут). Майкоп:Меоты, 1993. - 379с. - На адыгейск. яз.
171. Адыгэ уэрэдыжьхэр (Народные песни. Сост. 3. П.Кардангушев. Вступ.ст. А.М.Гутова). -Нальчик: Эльбрус, 1979. 224с. -На каб.-черк.яз.
172. Адыгэ хъуэхъухэр (Кабардинские здравицы. Сост. 3.П.Кардангушев. Вступ. ст. З.М.Налоева). -Наль-чик:Эльбрус, 1985. 137с. - На каб.-черк.яз.
173. Адыгэ хъыбархэр (Адыгские (черкесские) народные новеллы. Сост. и вступ.ст. М.И.Мижаева). -Черкесск, 1986. .-. 360с. На каб.-черк. яз.
174. Кабардинский фольклор. Общ. ред. Г.И.Бройдо. Вступ.ст., коммент. и словарь М.С.Талпа -М., JI., 1936. 650с.
175. Къэзэнокъуэ Жэбагъы (Казаноко Жабаги) . Сост. и вступ.ст. А.Т.Шортанова). -Нальчик:Эльбрус, 1984. -185с. На каб.-черк.яз.
176. Къэзэнокъуэ Жэбагъы и хъыбархэр (Сказания о Жабаги Казаноко. Сост. и коммент. З.М.Налоева, А.М.Гутова). -Нальчик:Эль-Фа, 2001. 329с.
177. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. -В 3-х т. Подгот. к печ. 3. П. Кардангушева. Главн. ред. Е.В.Гиппиус. -М.: Советский композитор. -Т.I. -1980. -223с. Т.Н. - 1981. - 231с. T.III. - ч.1. - 1986.2б4с. ч.II. - 1990. - 487с.
178. Нартхэр. Къэбэрдей эпос. (Нарты. Кабардинский эпос).- Нальчик: Каб. гос. изд., 1951. 552с. - На каб.-черк.яз.
179. Нарты. Адыгский героический эпос. Сост. А.И.Алиева, А.М.Гутов, A.M.Гадагатль, 3.П.Кардангушев. Вступ. ст.А.Т.Шортанова. -М.:Наука, 1974. 416с.
180. Нарты. Осетинский героический эпос. В 3-х кн. Сост. Т.А.Хамицаева и А.Х.Вязыров. Вступ. ст. В.И.Абаева). -Книга 2. - М.:Наука, 1989. - 493с.
181. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. Сост. Р.А.Ортабаева, Т.М.Хаджиева, А.З.Холаев. Вступ. ст. Т.М.Хаджиевой. -М.: Наука. 1994. -655с.204 . Сказания и сказки адыгов. /Сост., вступ.ст. и ком-мент. Ш.Х.Хута. -М.Современник, 1987. -374с.
182. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. - Книга I. /Сост. и авт. вступ. ст. А.И.Алиева. Коммент. А.М.Алиевой и А.М.Гутова. Подгот. текстов и общ.ред. А.М.Гутова. -Нальчик, 1979. -404с.
183. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX вв. - Книга II. /Сост., сопроводит.ст. и библиогр. А.И.Алиевой. Коммент., транслитерация и общ.ред. А.М.Гутова. -Нальчик:Эльбрус, 1988. - 270с.207.Фоноархив КБИГИ.
184. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Изд. политич. л-ры, 1986. -703с.
185. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. -Тбилиси:Мецниерба, 1978. 235с.1. СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ
186. Адыгейско-русский словарь /Под ред. Ж.А.Шаова/. -Майкоп, 1975. -440с.
187. Большая советская энциклопедия. -М., 1974. -Т.15.
188. Кабардино-русский словарь /Под общ.ред.
189. Б.М.Карданова/. М.:Гос.изд.иностр. и нац.словарей, 19.57. -57бс.
190. Краткая литературная энциклопедия в 9-т. (Главн. ред. А.А.Сурков). -М.: Советская энциклопедия. -1962-1978.
191. Литературный энциклопедический словарь. Под.общ.ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -.751с.
192. Лопатинский Л.Г. Русско-кабардинский словарь // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. -Тифлис, 18 91. Вып.XII. - Отдел.II. -С.1-299.
193. Люлье Л.Я. Словарь русско-черкесский, или адыгский, с краткою грамматикою сего последнего языка, одобренный С.-Петербургскою академиею наук. / Сост. Леонтием Люлье. -Одесса:Горр.тип., 184 6. 24 6с.
194. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. -М.:Гуманит. издат.центр Владос, 1996. 416с.217А. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т.
195. Гл.ред.С.А.Токарев. -М.: Сов.энциклопедия,1991. -Т.1.-671с.; Т.2. -719с.
196. Ногмов Ш.Б.Кабардино-русский словарь // Ногмов Ш.Б. Филологические труды // Исследовал и подготовил к печати Г.Ф.Турчанинов. В 2-х томах. -Нальчик: Кабард. кн. изд., 1956. - Т.1. -С.102-158.
197. Русско-адыгейский словарь /Под ред. X.Д.Водождокова -М.:Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1960. -1098с.
198. Русско-кабардинско-черкесский словарь / Сост. . Карданов Б.М., Бичоев А.Т. -М:Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1955. 674с.
199. Хатанов А.А., Керашева З.И. Толковый словарь адыгей ского языка. -Майкоп, 1960. 965с.
200. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков. В 2-х т. -М.:Наука, 197 7. -T.I. 292с. Т.Н. - 222с.