автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Система нравственно-философских и художественных исканий Л. Н. Толстого 80-900-х годов

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Салманова, Ирина Федоровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Система нравственно-философских и художественных исканий Л. Н. Толстого 80-900-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Система нравственно-философских и художественных исканий Л. Н. Толстого 80-900-х годов"

ТОМСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.В.КУЙБЫШЕВА

11а правах рукописи УДК 882-2 "1880-1900" "ТЖ.": 168522

САЛ 31АН0ВА Ирина Фёдоловна

СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ Л.Н.ТОЛСТОГО 80-900-х ГОДОВ ( ПУТЬ К ДРАМЕ 'ЖИВОЙ ТРУП" I 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на еовеканве ученой степени -кандидата филологических наук

ТОМСК—1990

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Томского государственного университета им.В.В.Куйбышева.

Научный руководитель: кандидат филологических наук

доцент ШЯКОЗА Э.М.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук ' ЕУРАШ2ВА. А.И.

кандидат филологических наук LPTASBA H.A.

Ведущая организация: Пергский государственный унпвер-• ситет им.А.М.Горького

Защита состоится "21 " ^g-fc^vtfe^Э90 года нз заседании специализированного совета К.063.53.06 по присуядэнга ученой степени кандидата филологических наук в Томском ордена Октябрьской Реводлщи и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им.В.И.Куйбышева (634050, Томск, пр.Ленина,36).

С диссертацией мохно'ознакомиться в Научной библиотеке Томского университета.

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат

филологических наук, доцент //. __Л.А.ЗАХАРОВА

Cr*

Актувлизапией нравственной проблематики, процессом восстановления духовных общечеловеческих ценностей продиктован в на -стоящее время повышенный интерес к творчеству позднего Л.Н.Толстого, к его этико-религиозному учения.

Русской философской мысли, развивавшейся в русле художественного творчества, по словам А.Ф.Лосева, "чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов..." i.

2

Однако "бессистемные системы русских писателей" не отменяют необходимости именно системного их изучения. В этом плане показателен и плодотворен системно-целостный анализ творческого наследия Толстого, продемонстрированный в исследованиях Е.Н.Купреяновой, Г.Я.Галаган, Б.Д.Днепрова, П.В.Палиевского, М.М.1Ърсмана, Н.К.Гея,

о

Н.Д.Тамарченко и др.

Наметившаяся перспективная методика целостного изучения творчества писателя "не сняла", однако, устойчивой тенденции дифференцирования, т.е. разведения, разделения Толстого - мыслителя, религиозного философа и Толстого - художника. В сознании многих современных литературоведов по сей.день сосуществует два Толстых. Безусловная слабость и наивность одного и непререкаемая сила другого и сегодня - основной методологический принцип, обуславливающий противопоставление нравственно-философских и художественных исканий писателя во .многих исследованиях.

Изучая природу взаимоотношений эстетических, философских и художественных начал в мировоззрении Толстого, исследователи, как правило, стремятся "освободить" худсжественно-эстетическутэ концепцию от религиозного содержания. Такой же процесс "освобождения" нередок и в анализах художественных творений. В связи с этим отдельные произведения позднего Толстого ("Еивой труп", "Хаджи-Му -

1 Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. -М., 1990. - С.73.

2 Волжский A.C. Из мира литературных исканий. - СПб., 1906. -

С.300-301. //Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. - М., 1990. - С.73.

3 Купреянова E.H. Эстетика Л.Н.Толстого. - М., Л., 1966. - 324 е.; Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания. - Л., 198I. - 173 е.; ДнепроЕ В.Д. Искусство человековедения. Из художественного опыта Льез Толстого. - Л., 1985. - 288 е.: Палиев -ский ИЗ. Художественное произведение. // Палиевский И.В. Литература и теория. - М. ,1978. -С.5-33.; йршман 1.1.М. Совмещение противоположностей. //Теория литературных стилей. Типология стилевого развития 19 века, -id., 1977. -С.208-229.; Гей Н.К. Сопряжение пластичности и аналитичности.//Теория литературных стилей. Типология стилевого развития 19 века. -М.,1977. -С.I08--I5I.;Та-марченко К.Д. "Воскресение" Л.Н.Толстого как художественное целое. //Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и Формы в произведениях русской литературы 19 века. -Кемерово,1Э77. -

С. 72-81.

рат") интерпретируются как "антитолстовские", написанные художником вопреки, самому себе - религиозному проповеднику. В частности, в ряде работ, посвященных драме "Еивой труп", декларируется, что пьеса ничего общего с религиозным, морально-этическим учением Толстого не имеет В свою очередь, религиозно-философские трактаты писателя рассматриваются либо автономно, только в системе религиозных исканий, либо для сопоставления с художественным наследием на идейно-тематическом уровне. Одной из причин столь устойчивого отношения к творчеству позднего Толстого является и то, что утвердившийся системно-целостный анализ зачастую носит внешний, абстрактно-понятийный характер и не вытекает из "внутренней логики изучаемого объекта"2, Все это свидетельствует, что постижение творческого мышления Л.Н.Толстого как единства остается актуальным, требующим дальнейшей разработки.

В связи с этим задачи настоящего диссертационного исследования "Система нравственно-философских и художественных исканий Л.Н.Толстого 80-900-х годов СПуть к драме "Еивой труп")" сводятся к слвдупцему:

1. Исследованию природы динамической целостности нравстзснно-философских и художес*венно-эстетических исканий Л.Н.Толстого 80900-х годов.

2. Уяснению самобытности этико-религпозных трактатов писателя, проявляющейся в их специфической художественности.

3. Выявлению природы взаимосвязей литературно-художественного и эстетического наследия писателя с его этико-религиозным учением.

4. Анализу отношений меяд^ всеми компонентами толстовской деятельности, в частности, прояснению характера связей между жизненной драмой писателя, его морально-этическим учением и художественным творчеством.

5. Освещению особой роли категории "драматического" и драмы как литературного рода в творческой эволщии позднего Толстого.

1 Михайловский Б.В. Вощюсы композиции и стилистики пьесы Л.Н.Толстого "Живой труп". //Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. - М., 196Э. - С.19-46.; Основин В.В. Драматургия Л.Н.Толстого. - М., 1962. - 175 е.; Полякова Е.И. Театр Льва Толстого. - M..I978. - 344 е.; Лакшин В.Я. Лев Толстой и Антон Чехов. - М.,1963. - 569 с.

Таыарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы 19 века. - Кемерово,1977. - С.4.

Методология и методика. Метод системного анализа в работе - результат как накопленного толстоведениеи опыта диалектико-материалистического, конкретно - исторического, типологического исследования наследия художника, так и, главным образом, - следствие проникновения во внутренние закономерности творческого мышления Толстого.

Феномен толстовского гения в том, что писатель изначально мыслит системно. Природа творческой мысли художника неоднородна, двойственна. Она мсжет быть рационалистичной, аналитичной, назидательно-риторичной, одним словом, монологичной, и, одновременно, диалогичной, образно-диалектичной. Проникновение в природу внутренних взаимосвязей между различными формами и направлениями толстовской мысли и есть, с точки зрения автора, постижение системности исканий писателя. Вслед за Н.Г.Черныпевским можно выделить две основополагзшие тенденции в мышлении Толстого. С одной стороны, стремясь охватить и объяснить все единой нравственно-философской идеей, писатель неизменно монологичен. С другой, наполняясь и обогащаясь противоречиями, психологической дяалекти -кой, толстовская мысль диалогпзируется, наполняется подвижней образностью и обретает внутренние независимую динамику.

Еще Н.Г.Чернышевский пытался выяепть скрешшцее начало между двумя тенденциями творческого мышления писателя. Наличие в эпосе молодого Толстого "драматического элемента" безусловно приоткрывает тайну целостности его мышления. Не менее важным методологически-! началом, позволяющий писателю скреплять, монтировать, сопрягать разнородные формы собственной масли, является раздвоенность. проявляющаяся и как определенный феномен внутреннего состояния художника, и как результат постизения внешней противоре-.-чивости, процессуальности, и, наконец, .как специфическая черта собственного мышления Л.Н.Толстого. Раздвоенность - смыслообра-зугаций и формообразующий центр внутренне подвижной, открытой в обе стороны системы писательского мышления.

Благодаря раздвоенности толстовская аналитически - расчленяющая, иерархически - соподчиняющая мысль выливается в позднем творчестве в неизменное противопоставление сущего и должного. Отсвда проистекает устойчивость толстовских антитез: духа и плоти, жизни и смерти, личности и разумного сознания, естественно-природного и цивилизованного. Одновременно раздвоенность, как бы удерживая на одной орбите внешне не сопрягаемые начала, приводит к див-

лектичаскому сосуществованию полярные стороны толстовских противоречий. самым абсолютный характер антитез снимается и начинается процесс самодвижения образной стихии. Раздвоенность, таким образом, является неизменным качеством толстовского мышления, позво-дявднм одновременно аналитически разводить, противопоставлять и сводить, сопрягать, синтезировать все со всем. Взаимодействие обеих тенденций толстовской мысли проявляется на всех уровнях, во всех сферах деятельности писателя.

Научная новизна работы, таким образом, заключается в системном методе анализа, вытекающим из системности творческого шоне-няя самого Л.Н.Толстого, и, в связи с этим - в новом подходе к анализу этико-религиозных трактатов писателя; в расстановке новых акцентов в его творческой эволюции; в качественно новом принципе анализа позднего наследия,дающего возможность переосмыслить понятие кризиса, уточнить этапы развития художника от 80-х к 900-м годам, выявить истинное место и значение отдельных прсизведений в творчестве художника последних десятилетий.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Феномен Л.Н.Толстого, заключающийся в системности твор -ческого мышления и проявляющийся во всех сферах деятельное:;: писателя, позволяет обосновывать положение о динамичном единстве нравственно-философских и художественно-эстетических исканий художника 80-900-х годов.

2. Выявление внутренних взаимосвязей между трактатным и художественным творчеством дает, возможность по-новому взглянуть на творческую эволюцию художника, на своеобразие его мировоззренческого кризиса.

3. Проникновение в противоречивую природу жизненной драмы Толстого рубежа 80-х - 90-х годов позволяет выдвинуть тезис о трансформации, качественном сдвиге всей системы писателя в связи с драматическим ее наполнением.

.4. Доказывается универсализм категории "драматического", повлиявшей на эстетику и художественное творчество Толстого.

5. Показано, что содержанием эволюции системы Толстого было постепенное, но неуклонное восхождение к драме - органичной художественной форме, вобравшей и на новом уровне претворившей систему исканий писателя.

6. Драма "Живой труп" рассматривается как уникальное явление

в творчестве позднего Л.Н.Толстого. Уточняется место и значение драмы в развитии художника от 80-х я 900-нм годдм.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на межвузовских конференциях "Проблемы литературных аанров" (Томск, 1982, 1985, 1988); на Республиканских научно-теоретических конференциях молодых ученых и специалистов Тадяикской ССР ( 1287, 1989); нэ Варзобских чтениях - научно-теоретических конференциях "Проблема писательской критики" (Душанбе, 1987, 1990). Основные положения диссератции нашли отраяение в восьми публикациях. Работа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубелной литературы Томского госуниверситета им. В.В.Куйбышева (1990).

Практическое значение работы усматривается, пренде всего, в уточнении существующих представлений об звслэдии позднего Л.Н.Толстого, в определении специфики целостности его творческого наследия. Результаты и методика исследования могут быть использованы при чтении курсов истории русской литературы второй полоеины XIX века и положены в основу спецкурсов и спецсеминаров, посвязонных творчеству Л.Н.Толстого.

Структура исследования. Диссертация состоит из Езедения, трех глав, Заклютения, списка использованной литература и приложения. Каядой главе предпослано вступление, обосновывавшее системность писательской мысли, сквозь призму которой анализируется нсторпко-литературный материал: религиозно-философские трактаты; литературно-критические статьи, худонастзенные произведения, дневники, письма и записные квизки Л.Н.Толстого.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается тема диссертации, ее научная актуальность, определяются цели и задачи исследования, ьктодаха а методология анализа, формулируется основные положения, выноси-зе на защиту, характеризуется структура работы.

Первая главэ работа - "Морально-этические, философские и эстетические искания Л.Н.Толстого 1880-х годов" - посвящена анализу этико-религиозных трактатов "Исповедь" и "О гззци". В свете выдвинутой в диссертация гипотезы об изначальной системности толстовского мышления, "Исповедь" рассматривается с точки зрения ее художественного наполнения, как своеобразная творческая лаборатория,

в которой выпукло проявляется контрастные тенденции мысли писателя в одновременно созидаются новые художественные формы. Трактат "О жизни", исходя из той же методологической посылки, анализируется как целостная концепция личности, которая углубляется и расширяется постановкой проблемы характера. Основная исследовательская задача в главе сводится к выявлению и доказательству неразрывной диалектической взаимосвязи между религиозной этикой, философией и эстетикой Толстого.

Проникновение в логику писательской тали, в разнообразие ее форм, ракурсов и направлений позволило выявить глубинную взаимосвязь между этико-религаозным учением Толстого и его поздним художественным творчеством. В трактатах писатель кислит не только как моралист и проповедник, но и как художник - новатор.Более того, постижение црироды писательского мышления позволяет обнаружить близость структуры повествования в религиозной публицистике, в художественных произведениях и в литературно-критических статьях, что свидетельствует об органической целостности толстовского творчества во всех его проявлениях.

Анализируя "Исповедь" с точки зрения формирования и развития в ней толстовской противоречивой мысли, автор, во-первых, прослеживает эволюцию содержательного ее наполнения; во-вторых, выявляет структурообразующий эффект состояния раздвоенности; в-третьих, определяет эстетическое, художественно-функциональное наполнение этого мотива - состояния, столь важного для процесса формообразования писательской мысли.

"Исповедь" раскрывается в этой связи на только как кспове -дально-проповедническое произведете, автосвидетельство перехода писателя к новому жизнепониманию, но и как оригинальная динамичная художественная структура, организованная серией диалогов. Диалоги "Исповеди" вариативны и в основе драматургичны. Это каждый раз не только диалог с самим собой, но и с предполагаемыми собеседниками, оппонентами - литератором, ученым, мудрецом, обывателем - простаком, нечистой силой, богом. Или иначе: вступая в диалог с самим собой, художник перевоплощается, выступет в разных ролях, в разных ипостасях. Адекватные состонию раздвоенности, диалоги "Исповеди"определяют внутреннее развитие произведения, не дают писателю застыть на "мертвой" точке назидавдего моралиста.

Знаменательно, что с помощью диалогов, Толстой вводит в текст трактата большой пласт мировой культуры, подключает художественный опыт всех Бремен и народов в процесс осмысления критического момента "остановки жизни". Етагодаря разнообразным до своему эмоциональному наполнению диалогам (лиричным, ироничным, философичным) в "Исповеди" происходит, подобный романному, переход от самоанализа, от исканий сгоего смысла жизни к пониманию жизни общей. Заряженные драматизмом диалоги выводят автора на простор эпического повествования. Эпическое начало "Исповеди" представляется более широким, не укладывающимся в рамки право -славной веры русского патриархального крестьянства.

Диалогическая стихия доминирует в "Испсведи" над монологической, так как непрекращающийся процесс"отыскания бога" - это одновременно и процесс нравственного самоусовершенствования, совпадающей со сменой контрастных психологических состояний, и момент выработки новых художественных форм. "Исповедь", оргашпно вобравшая опыт Толстого-романиста, открывала новые пути развн -тия его художественного творчества 80-900-х годов.

Прочитывая трактат "О жизни" как противоречиво-целостную концепцию лнчкостй, убеждаемся в том, что в ее основе лежит все тот же механизм системного толстовского мышления. В трактата писательская мысль еще более отчетливо, чем в "Исповеди", развн -вается в диаметрально противоположных направлениях. Чем больше Толстой безапелляционно и категорично настаивает на том, что при соблюдении "закона" подчинения личности разумному сознанию про -тиворечия исчезают, тем больше эти противоречия "проглядывают" в его рассуждениях. Чувство раздвоенности становится внутренним камертоном, звучащим даже тогда, когда Толстому этого "на хочется". Самый анализ б трактате состояния драматической раздвоенности стимулирует подводное диалектико-художественнсе мышление, которое вспышками диалогов, художественных образов и зарисовок проявляется во всем трактате. Как только Толстой меняет форму выражения мысли, как те же категории - духа и плоти, жизни и смерти - вступают в диалектические отношения и за евангельской символикой проступает реальный таинственный процесс жизни.

Противопоставляя и соподчиняя понятия личности и разумного сознания в трактате, писатель формулирует универсальный закон истинной жизни, восходящий как к Евангелию, Корану, поучениям Буд-

да, религиозно-философскому учению Лао-Цзы, так и к волнующей художника нею его жизнь емкой антиномии "жизнь-смерть". Прорыв человека от себя внешнего (личности) к себе внутреннему (разумному созданию) через смерть - воскресение - такова глубинная смысловая основа намеченной универсальной антитезы. Упасть, чтобы подняться, уйти, чтобы вернуться, умереть, чтобы воскреснуть, - таковы интерпретации обозначенной антитезы, положенной в основу многих поздних художественных творений. ("Отец Сергий","Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Еивой труп", "Воскресение"). Одновременно даалектико-худсжественная стихая толстовского мышления приводит к снятию абсолюта антитезы, внутреннему наполнению ее психологической сложностью.

В связи с этим Толстой приходит к необходимости поиска внутреннего соизмеряющего звена между личностью и разумным сознанием, жизнью и смертью, конечным и бесконечным, статикой и движением. Таковым соизмеряющим началом, с точки зрения художника, является категория характера или "особенное отношение человека к миру". Обращение в этико-религиозном трактате к эстетической категории характера представляется весьма знаменательным. Толстой посредством этой категории предпринимает попытку соединить несоедат~мое: божественную, вневременную и внепространственную, вечную суть человеческого духа (морально-этическая статика) с индивидуально -неповторимым отношением каздого человека к миру (психологическая динамика). Обезличивание, потеря самости и неповторимый, контрастный человеческий характер - вот два начала, совместить, соизме -рить, "примирить" которые писатель пытается в трактате. В дальнейшем Толстой - художник синтезирует то, что открывается ему б творческой лаборатории религиозно-философской публицистики.

Заявленное положение о системности толстовского мышления дает возможность проанализировать ее специфику, конкретные формы ее проявления на всех уровнях жизнедеятельности Толстого 80 -900-х годов. Если в 80-е годы системность наиболее ярко проявилась в религиозно-философских трактатах, то к концу 80-х - началу 90-х годов раздвоенность - эпицентр системы - переживается художником глубоко личностно, в связи с попыткой реализации морально-этического учения в действительности. Постижение системности мышления писателя в данном случае адекватно проникновению

в природу толстовской драмы, анализ которой, в свою очередь, даёт возможность раскрыть своеобразие концепции личности и рассмотреть оригинальность её воплощения в художественном творчестве.

Вторая глава работы - "Концепция личности в творчестве позднего Л.Н.Толстого (конец 80-х - начало 90-х годов)" - посвящена исследованию процесса наполнения толстовской системы жизненным драматизмом и в связи с этим моменту её качественной трансформации. Преодолевая "кричащее разногласие своей жизни со своими верованиями, со своей совестью" писатель приближается к открлекъ совпзденпю нравственных христианских истин с драматическим процессом их достижения и воплощения. При этом Толстой не отказывается ни от евангельского пути постижения истины, пути обезличивания, ни от активного личностного самоопределения в мире.

Парадокс позднего Толстого заключается в том, что обострившиеся внешние и внутренние противоречия не только способствуют восстановлению целостности мировидения, но и позволяют преодолеть кризис, прийти к осознанному пониманию абсолюта движения, процес-суальности. "Хизнь по учению христианскому есть движение к божескому совершенствованию" (28, 79). "Драматическое" обретает универсальный характер и рассматривается в исследовании да только как проявление тушка, исхода, несостоятельности, но одновременно как способ восстановления прежде всего художественной целостности, форма ее проявления и, главное, - как источник духовного развития самого писателя и его героев. Драматический путь постижения истины совпадает с процессом восстановления эпической полноты.

• Вопреки самому себе - аскету, проповеднику - евангелисту, искавшему нравственного очищения вне мира, вне столкновения с ним, вне заблуждений и ошибок, Толстой рубежа 80г90-х годов признает возможность осуществления идеала в миру. Источником движения к нравственной высоте становится "только человек, и человек внутренний, который везде один и тот же", контрастное сочетание "животного" и "духовного" в нем. Толстой сопрягает идеи Христа с областью естественно-психологической, смещает их в сферу реальных человеческих поступков и реакций. Складывающаяся концепция личности, ее

1 Толстой Л.Н. Полн.соби.соч.: в 90 т., юбил.изд. - М.Л., 1 1928-1958. - Т.84, 6.288-289. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

широта и всеохватность, ее открытость в обе стороны - и божественную и земную - результат не преодоления противоречивости, а признание ее коренным качеством жизни.

Драматизм как постижение мира и человека в процессуальности ложится в основу художественного 'экспериментирования конца 80-х-начала 90-х годов. Толстой в это время создает самые неожиданные жанровые модификации. Художественное начало все более преобладает над трактатным, так как художественное - единственная область, в которой раздвоенность собственного мышления обретает как бы второе бытие и оборачивается внутренней органикой.

Поиск художественного единства совпадает с продолзашимся поиском соизмеряющего начала между нравственными евангельскими истинами, которые безусловно сохраняются, и реальной сферой их воплощения.

При общей устойчивой ориентации нз евангельские антитезы -сущего и должного, духовного и плотского, света и тьмы, Толстой в своих художественных опытах более сосредоточен теперь на выявлении противоречий кадкой из сторон, на драматическом их сосуществовании в рамках художественного целого. Однако художественное творчество этих лет - это пока движение к гармонии, но не самая гармония. В художественных произведениях и литературно-критических статьях просматривается двуединый процесс дифференцирования в синтезирования контрастных сторон толстовской мысли и, в связи с этим, разных жанровых начал. Толстому "хочется писать и драму и изложение христианского учения" (67, 45) одновременно.

Подвижная мировоззренческая основа расширяет профессиональный читательский диапазон художника, порождает открытость восприятия художественного творчества разных эпох, направлений, жанров: от древнерусского жития до современной новеллистики и "новой" драмы. Особенно привлекает Толстого новеллистика А.П.Чехова и Гюи де Мопассана. Чутьем художника он "угадывает" в новеллистической форме возможность органически сочетать "глубоко нравственный смысл" с драматизмом реальных жизненных ситуаций.

Повесть "Отец Сергий" и драма "И свет во тьме светит" рас -сматриваотся в диссертации как переходные, в существенной мере экспериментальные, отразившие всю глубину и противоречивость толстовской позиции в его поиске единства, новаторские с точки зревди возникающего в них соотношения эпико-повествовательного, монологического и драматического начал . Всем комплексом морально-этичае-

ках проблем (она "перекочевали" в художественные формы из трактатов) и поэтических новаций эти произведения "питали" не только протекающий параллельно процесс работы над романом "Воскресение", ко и послужили своеобразной основой для новой жанровой пары -повести "Хаджи-ЭДурат" и драмы "Еивой труп". Новой тенденцией, ярко проявившейся в художественном творчестве рассматриваемого периода, явилась явная новеллизация толстовской прозы ("Отец Сергий"). В то же время драма "И свет во тьме светит" прочитывается как исповедальный монолог художника в драматической форме.

Таким образом, 'трагически несовместимые начала в жизни внутри художественного не только контрастно сосуществуют, но и вступают в своеобразный драматический "диалог". Сверхзадачей художественных опытов Толстого этих лет явился, с точки зрения автора, поиск эстетического соизмеряющего звена, все же доказывающего возможность синтеза между Евангелием и современным человеком.

К концу 90-х годов Толстой приближается к созданию органично-целостной художественной формы, способной на новом уровне вобрать, обобщить, соизмерить все то, что так мучительно постигалось, анализировалось в этико-религиозных трактатах и художественных экспериментах. Толстой овладевает чувством драмы, высшего, с его точки зрения, литературного рода,.требующего филигранного мастерства и чувства меры. В связи с этим творение драмы, интенсивное осмысление ее поэтики и эстетики - своеобразный итог развития всей тол -стовской системы и одновременно новый шаг вперед в эволюции его реалистического творчества.

Третья глава работы - "Творение драмы" - посвящена, во-первых, анализу представлений художника о драматическом роде искусства и драматическом характере, во-вторых, выявлению истинного места и значения новаторской драмы "Еивой труп" в позднем твор -честве Толстого. Системный анализ, с точки зрения автора, позволяет преодолеть инерцию восприятия и оценки драмы "Еивой труп" как антирелигиозной, а значит, в определенной степени, "антитолстовской" пьесы.

Творение драмы для Толстого - это преодоление собственного монологизма, идеальная форма для объективного выражения столь ванного для художника религиозного содержания на материале обыденной жизни.

Признавая установившуюся точку зрения на роман "Воскресение" как итоговый роман-синтез, предваряющий появление поздних шедев-

ров - драмы "Живой труп" и повести "Хаджи-Мурат", в работе развивается мысль о том, что роман, при доминирующей в нем монологической тенденции, не позволяет Толстому выйти на новый уровень художественного обобщения.

К концу 90-х - началу 900-х Толстой, с точки зрения автора, переживает своеобразный "пик" творческой формы. Чувство меры, органичности, соразмерности, необходимость которых столь ясно осознается Толстым - эстетиком, является для него. безусловным мерилом художественности. Концептуальность художественного мышления Толстого рубежа веков проявляется в новом, высшем уровне обобще-. ния, корда одним словом можно выразить "целый ряд понятий и контрастов", когда художественный образ заключает в себе символический смысл, когда ясность, простота и краткость способны воплотить глубину содержания. Своеобразной кульминацией творческого роста и явилась драма "Еивой труп". Эстетические искания Толстого, совпадающие по времени с работой над драмой "Живой труп" и повестью "Хаджи-Мурат", - несомненно, веха в поисках художником новой манеры письма, новых способов выражения авторской позиции. И если роман "Воскресение" - подведение итогов, обобщение предшествую -щего опыта, то драма и Повесть - начало нового витка в развитии Толстого-художника.

Анализ драмы "Живой труп" убеждает, во-перЕых, в том, что толстовская пьеса органично вбирает и новаторски воплощает весь комплекс морально-этических проблем - духовного самостояния личности, истинного и ложного самопожертвования, "теоретической" и "действительной" любви к ближнему. "Служа побудительной причиной сочинения драмы", религиозное мировоззрение "бессознательно для автора проникает все его произведение" (30, 267).

'Во-вторых,' концепция личности, пропущенная сквозь призму толстовского мировидения, раздвоенного и целостного одновременно, преломленная и обогащенная жизненным драма тизмом и художественным экспериментированием рубежа 80-х и 90-х годов, претворяется в драме на качественно ином уровне. Новаторство драмы непосредственно предвосхищено опытом воплощения нравственной концепции "воскресения" человека в эпической форме - романе "Воскресение", попыткой создания в нем нового типа характера, психологическим центром ко- . торого является раздвоенность.

С другой - чуткостью и тонкостью восприятия художником современного мирового литературного цроцесса, а также полной убежден-

ностью в совпадений постижения христианских истин с процессом нравственного самоопределения человека в действительности.

Переживающий драму "разъединения в соединении", раздвоенный и антиномичный в размышлениях и поступках, по-прежнему стремящийся охватить и объяснить все универсальными христианскими истинами , Толстой в полной мере овладевает диалектикой драматического конфликта, "ок^ытого" и в область религиозно-нравственную, общечеловеческую, и в сферу жизненных противоречий, социальных катаклизмов. Благодаря концептуальности художественного мышления, почерпнутый из самой жизни сюжет драмы - судебное дело семейства Гимероз - в творческом сознании писателя преломляется по-разному, насыщается многообразием смыслов.

Одной из реакций писателя на жизненную историю была несомненно религиозно-евангельская. Евангельский путь "воскресения" человека - "не оживет, аще не умрет" - положенный в основу концепции личности в ролигиозной публицистике, теперь в сознании художника совпадает с реальной жизненной ситуацией. Однако в это время не жизнь поверяется евангельскими истинами, а наоборот, "естественный ход событий", ^запрограммированные поступки лвдей должна были приводить либо к открытию истины, либо к затемнению ее.

Очевиден в связи с этим и морально-этический ракурс осмысления Толстым реальной истории. Проблема истинной и ложной любви я самопожертвования, обретение человеком духовного самостояния вне зависимости от окружающих обстоятельств, преодоление индивидуализма и единение с вечно жиеым, возрождающимся миром, словом,восстановление в себе "бога живого человека" - вот комплекс вопросов, волновавших на только Толстого, по и всю гуманистическую литературу и философию второй половины 19 века. У.Толстого, стать широко и многопланово осмысляющего жизненную ситуацию возникает и конкретная литературная ассоциация - с романом Н.Г.Чернышевского "Что делать?", с его тзорией "разумного эгоизма". Вылившаяся в оригинальную форму писательской критики, полешка с Чернышевским позволяет обнаружить глубинную причастность Толстого к животрепещущим проблемам русской культуры.

Не менее существенным является и социальный ракурс осмысления художником жизненного материала. Речь идет о столкновении человека с бездуховной "машиной" государственной власти, с системой мнимых добродетелей, инерцией общепринятых схем, правил жизни, нашедшим отражение в конфликте драмы "Живой труп".

Возрос о том, как передать в драматической форме столь многомерно понимаемый конфликт, связан с проблемой характера. Новаторское решение ее в драме "Еивой труп", с одной стороны, связано с религиозно-философской концепцией Толстого, с другой, обусловлено эстетическими и художественными открытиями, проявившимися, в частности, в новеллизации повествования, в поиске и создании нового типа героя.

Главным отправным моментом в осмыслении проблемы характера остается

"двойная" природа человека, его противоречивая цельность. Парадоксальное сочетание свойств, качеств, проявлений лвдей, резкость переходов от одного к другому, "без градаций", формирует новую эстетическую призму видения человека. ■

"Внутренний человек" - вот область пересечения в творческом сознании Толстого евангельского Христа и образа земного, узнаваемого, обыкновенного Феди Протасова. Контрастное сочетание "живо -го" и "мертвого", духовного и плотского 2 характере главного героя драмы - своеобразная подвижная основа, проецирующая и мир (земные, пространственно-временные, житейски-бытовые, социальные отношения), и мер (внепространственное, вневременное, общечеловеческое духовное начало).

Диалектически понятый характер героя определяет, в свою очередь, развитие действия в драме, которое аккумулируется процессом психологической и одновременно нравственной эволюции Феди Протасова. Драма "Нивой труп" запечатлевает сложный процесс поиска человеком самого себя, своего нравственного самостояния, духовного прозрения и воскресения. Не утрачивая драматической природа, главный герой драмы в своем духовном самоопределении развивается как эш -ческий.

В драме "Живой труп" Толстой - мыслитель, моралист, художник утверждает необходимость проявления в человеке именно человеческого, христианского, неподвластного навязываемом социумом правилам, нормам, схемам.Способен или не способен обычный - и плохой и хороший человек - на бескорыстное самопожертвование, на "действи -тельную", а не "теоретическую" любовь к лвдям? Такова общая мысль драмы, отнюдь не противоречащая толстовским религиозным, морально-этаческиы исканиям.

Уход Феди Протасова из семьи - важнейший художественный узел драмы. Внешний ргзрыв его с лвдьми не снимает с него нравственной ответственности перед ними, живущими "правильной" жизнью. Самый момент ухода заключает целый спектр смысловых оттенков: и еван -

гэльского, к морально-этического,'и социально-бытового, и психологического, и философского наполнения.

"Завязав" новую драму, горой оказывается перед лицом нравственного, трагического по своей сути, выбора: либо, наперекор своей совести, своему природному неумения лгать, пойти на компромисс, сделавшись "жертвой" неумолимых обстоятельств; либо совершить достойный человека поступок, прорывающий "мертвую" оболочку обстоятельств. Поиск выхода, зависящий во многом, если не во всем, от самого героя, оставляет его наедине с собственной человеческой сутью, провоцирует на новый диалог с миром.

Диалоги Феди с Сашей, князем Абрезковым, Карениным - это диалоги с отвергнутым им миром и одновременно с самим собой. Незапрограммированность этих диалогов проявляется в том, что они, неожиданно переключаясь на общечеловеческий регистр, проявляют в характере героя все новые и новые грани: ревность, невольное самолюбование, жалкость и жалость к самому себе. Все эти, столь разнообразные по эмоциональному наполнению диалоги, подобно диалогам толстовской "Исповеди", приближают героя к окончательному нравственному выбору и совершению поступка. Федя Протасов приближается, а вернее, восходит к смерти. Внутренняя нестабильность, противоречивость, раздвоенность и становятся основой духовной эволюции героя, и именно эта зволущия в сознании позднего Толстого ассоциируется с нравственным ростом и прозрением истины.

В драме выделяются два кульминационных момента, две смерти Фади Протасова. В первой попытке самоубийства - решении "уйти со сцены", не мешать чужому счастью - есть другая, оборотная сторона. Героем движет не столько искренняя, действительная любовь к лздям, сколько иллюзия морального возвышения в глазах окружающих после смерти. В борьбе "живого" и "мертвого" побеждает "мертвое". С точки зрения толстовской евангельской концепции духовного возрождения, Федя в ситуации самоубийства оказывается более "животной" личностью, нежели разумным духовным существом.

Во второй части драмы, которая заканчивается действительным самоубийством героя, ценностная шкала как бы переворачивается. Окончательно выпадая из установленных социальных отношений, оказавшись "трупом" перад лицом общества, Федя Протасов обретает истинную внутреннюю свободу, духовную высоту. Он невольно ассоциируется со святым в своем нравственном прозрении.

Выстрел Феди Протасова на судебном процессе - разыгранном офи-

циальной властью фарсе - это прорыв к истине, это высота человека, сумевшего преодолеть эгоизм и страх смерти во имя ближних, во шля себя - человека.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей разработки тала

Развитие толстовской системы от 80-х к 900-м годам приводит к тому, что универсальные нравственные истины, поиску и воплощению которых художник посвятил всю свою жизнь, становятся адекватными процессу их постижения. Абсолютным для позднего Толстого является самый процесс восхождения к истина, к богу, вбирающий все разнообразие внешних и внутренних противоречий, заряжающийся ими, не допускающий условности открытия и привнесения морально-этических постулатов извне.

Пропущенная сквозь призму драматического мировидония, углубленная переживаемой на рубеже 80-90-х годов личной драмой, система мышления Толстого еще белее обогащается диалектическим началом. В конечном итоге, развитие системы приводит позднего Толстого к качественному "скачку" в сфере художественного творчества. Писатель стремится к такому уровню художественного обобщения, который позволил бы органично, в рамках художественного целого воплотить систему собственных исканий. Такой художественнэй формой для Толстого становится драма. "Совершеннейшая целостность" драмы позволяла, не нарушая "иллюзии" - естественности жизненных ситуации и характеров, воплотить этико-религиозную концепцию, преодолевая при этом открытый монологизм.

Системный анализ творческого мышления Толстого позволил проникнуть во внутренние закономерности его развития, выявить специфику его целостности. Исследование показало, что бытупцее мнение о мировоззренческом кризисе Л.Н.Толстого 80-900-х годов можэт быть подвергнуто сомнению. Состояние нравственно-философской, религиозной перестройки и социальной переориентации писателя, долгое время считавшееся тупиковым, таковым по существу не является. Движение творческой мысли Толстого, внешне кажущееся замкнутым кругом неразрешимых противоречий, на самом деле предстает как драматический процесс поиска новых, прежде всего художественных форм, способных синтезировать духовный опыт человечества с жизнью современного общества.

. Без опыта создания новаторской драки невозможен был бы и новый эпос, повесть "Хадаи-ВДурат". Плодотворное прочтение повести,

не противоречащее толстовской логике, возможно, с точки зрения автора, только при условии системного анализа, который открывает пути выявления не только общих моментов эволгции писателя, но и поз-

Таким образом, системный анализ, предпринятый в диссертации и явяяпзяйся методологическим принципом исследования единства толстовского наследия, может быть, с точки зрения автора, использован при рассмотрении творческого развития и других русских писателей второй половины XIX века.

По теме диссертации опубликованы следупще работы:

1. Салманова И.Ф. Драмэ "Еивой труп" в развитии эпоса Л.Н.Толстого 90-900-х годов. //Проблемы литературных жанров. Материала четвертой научной межвузовской конференции 28 сентября - I октября 1982 года. - Томск: Лзд-во Томского ун-та, 1983. - С.67-68.

2. Салманова И.Ф. Ханровое своеобразие драмы Л.Н.Толстого

"15 СЕет во ты.:е светит". //Молодае ученые специалисты - народному хозяйству. Четвертая региональная научно-практическая конференция. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. -С.153-155.

3. Салманова И.Ф. К проблеме характера в творчестве Л.Н.Толстого 1890-1900-х годов. (Динамика повествовательных и драматургических жанров). //Проблемы метода к жанра. - Томск, ТГУ, 1985. Вып.2. - С.205-221.

4. Салманова И.Ф. Повесть и драма в жанровой динамике Л.Н.Толстого 90-900-х годов. //Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов. Тезисы докладов и сообщений. - Душанбе, 1987. - С.6-8.

5. Салманова И.Ф. Л.Н.Толстой о Мопассане. //Писатели-критики. Материалы научно-теоретической конференции "Проблемы писательской критики". - Душанбе, 1987. - С.119-121.

6. Салманова И.Ф. К проблеме характера в драме Л.Н.Толстого "Живой труп". //Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов. - Душанбе, 1989. - С.239-242.

7. Салманова И.Ф. Сходная коллизия, разные итоги. //Критика в художественном тексте. Сб.статей. - Душанбе, 1990. - С.45-49.

8. Салманова И.Ф. К вопросу о своеобразии литературно-критической деятельности позднего Л.Н.Толстого. //Писатели как критики. Материалы Варзобских чтений "Проблемы писательской критики". -Душанбе^ Дониш, 1990. - С.166-170.

воляет проникнуть в органику отдельных художественных творений.

Подписано в печать 20.09.90 г. Формат 60x84 1/16 Печать офсетная. Пач.л.1,25. Усл.печ.д.1,0

Ззказ X 3185. Тираж 100 экз._

ПИТадакгкпрсаодхоз" 734025 г.Душанбе, уд.Кр.Партизан, 30.