автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Система организации и ведения боевых действий корейского государства в VI-XVII вв. Эволюция воинской традиции

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Асмолов, Константин Валерианович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Система организации и ведения боевых действий корейского государства в VI-XVII вв. Эволюция воинской традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Система организации и ведения боевых действий корейского государства в VI-XVII вв. Эволюция воинской традиции"

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Институт стран Азии и Африки

На правах р)тсопнси

АСМОЛОВ Констаншн Валернанович

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ Г.ОЕ8ЫХ ДЕЙСТВИЙ КОРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В У1-Х\'П вв. ЭВОЛЮЦИЯ ВОИНСКОЙ ТРАДИЦИИ.

Специальность 07.00 03 - Всеобщая история

Автореферат диссертации насонс лине ученой степени кандидата исторических наук

Москва. 1995 г.

Работа иыполнсна в Институте стран Азии и Африки при МГУ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доктор исторически* на}к, профессор Пак Мнчанл Николаевич

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор исторически* на}к Джарылгасинова Р. Ш.

доктор исторических ш\к Полков С. Б.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Институт Востоковедении Российской Академии На\к

Защита состошеи "_"___19_г.

в_час на заседании специалнл., ованного совета

Д 053.05 23 но историческим наукам НСАА при МГУ (г. Москва, ул. Моховая, д. .'').

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института стран Азии и Африки при МГУ нм. М.В Ломоносова (г. Москва, ул. Моховая, д. II).

Автореферат разослан " "__

г.

Ученый секретарь специализированного сове!а, к н н.

Мелкумян П. С.

01ПЦЛЯ ХЛРЛКТКГИСТИКЛ РЛГ.ОТЫ

Лкчу;|Л1.чогч1. теми Нажиосгь изучения носимой истории как части всеобщей истории заключается 11 том, что те процессы, которые происходят внутри государства, неизменно отражаются и на уровне развития его поенного дела. будь то изменения в экономической системе пли социально-политической структуре государства, или трансформация его духовной основы В армии в наиболее концентрированном " выпуклом виде проявляются все сильные и слабые стороны страны К" тому же, поенное дело можно рассматривать и как специфическую часть культуры общества, и как отрасль производства, в которой .особенно на ранних этапах развития человеческой цимили шши, впервые использовались «ноте открытия, ог железа до атомной энергии Военное дело окачало немалое стпмули-р\тощее влияние и на раишгне культуры и искусства, в которых военная тематика играет злметую роль Таким образом, изучение военного дела или. если брать шире, воигтекой традиции, включающей в себя не только уровень развития военной техники или поенного искусства, но и военной организации н, что особенно важно, уровня морального духа и ею истоков, размещается на стыке истории, этнографии, религиоведения, культуры, психологии и др. , особенно когда речь идет об изучении военного дела н традиционной Корее, ибо труды , посвященные ее военной истории, рассматривают эгу часть' корейской

национальной традиции не комплексно, кас;\я<-\ как правило, лишь отдельных се элемен-/

тов - военной организации, военного искусства или специфических типов поенной техники, или как хронологический перечень событий тон или иной войны. Такой подход ведет к искусственному обособлению военной истории от всеобщей, в то время как, по мнению диссертанта, без знаний особенностей хозяйственно-культурного типа, экономической и политической основы военной организации, влияющих на моральный дух войск аспектов философии и культуры нельзя раскрыть проблему в полном объеме.

Цель исследовании - осветить историю корейской воинской традиции со времени складывания Трех государств до Нового времени, проследить основные зтапы ее развития, проанализировать ее особенности, отличающие ее, к примеру, от аналогичных традиций соседних Китая и Японии, описать факторы, повлиявшие на ее направленность и эволюцию, четко выяснить место военной традиции в общей культурно-политической традиции;

найти некие общие закономерности существования и трансформации воинской традиции вообще.

Хронологические рамки. Проблемам корейскоГ военной истории уделялось достаточно большое внимание как в отечественной, так и в мировой кореистике, большая часть исследований посвящена событиям Х1Х-ХХ вв., т. е событиям со времени "открытия" Кореи Европой. Данная же диссертация посвящена более раннему и менее разработанному периоду - от Ш-1У вв., когда можно говорить о существовании на территории Корейского полуострова уже сформировавшихся государств, до второй половины XVII в. - то есть до начала организованного проникновения европейцев на территорию страны н первых попыток корейского двора реформировать армию по европейскому образцу.

Научная новнчня исследования. В отличие от большинства работ по военной истории , посвященных отдельным событиям, изучение корейской воинской традиции проводится на достаточно протяженном во времени историческом материале, что позволяет рассмотреть процесс ее эволюции и трансформации более глубоко и обобщенно. Комплексный, или системный, подход позволяет гораздо глубже рассмотреть взаимовлияние различных компонентов воинской традиции друг на друга, проследить истоки ее складывания и причины упадка, прояснить истоки некоторых характерных ее деталей, критически переосмыслить некоторые аспекты военной истории Кореи, популярные сегодня трактовки которых принято считать почти каноническими, по-иному взглянув на, казалось бы ,уже известные факты.

Методологической основой данного исследования служит разрабатываемая автором с 1986 г. теория системы организации и ведения боевых действий (СОВБД). Понятие СОВБД введено диссертантом для обозначения характеристики уровня развития воинской традиции в конкретный исторический момент. Система объединяет четыре основных компонента, которые неразрывно связаны между собой и закономерно влияют друг на друга: а) военная техника как весь комплекс наступательного и оборонительного вооружения; б) военная организация, куда отнесены и система обучения и комплектования армии, и ее место и роль в государстве; в) боевой дух как весь набор морально-психологических факторов, влияющих на способность армии сражаться; г) военное искус-

ство как комплекс характерных для данной системы н обусловленных ее особенностями тактических и стратегических приемов. Анализ этих компонентов создает критерии оценки , пригодные для того, чтобы оценить в комплексе любую армию вне зависимости от места и времени. В этом заключается универсальность предложенного диссертантом комплексного метод- Диссертант рассматривает воинскую традицию как живую структуру, подверженную процессам трансформации и эволюции, что особенно хорошо видно при изучении ее на примере достаточно длительного временного периода.

Таким образом, научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной кореистике предпринята попытка исследования корейской воинской традиции, цельного по методологии, проблемного по характеру, комплексного по подходу, сквозного по охвату материала. В научный оборот введены некоторые новые материалы - в первую очередь, трактат "Муе тобо тхонджи", исследованием которого в отечественной кореистике ранее никто не занимался.

Степень изученности проблемы. Историография. Большая часть трудов по военной истории средневековой Кореи написана корейскими авторами. Историографическая традиция да1,|Юго вопроса уходит корнями в давние времена. По военному делу , в том числе - и военной истории, в Корее был написан целый ряд трактатов, часть которых была использована диссертантом. Что же касается современной историографии, то можно выделить две се различные концепции, а именно - северокорейскую и южнокорейскую.

Приверженность северокорейских историков коммунистической идеологии с ее классовым подходом обусловливает нх взгляд на военную историю как на " историю антиагрессивной бор'бы корейского народа", что проявляется в следующем. Во-первых, повышенное внимание обращается на крестьянские восстания и деятельность негосударственных военных формирований типа "Ыйбён", которые вне зависимости от их принадлежности , включая как повстанческие отряды или партизан Ыйбён, так и частные армии типа "самбе льчхо", рассматриваются как истинно народные формирования. Во-вторых, ведение военных действий рассматривается именно как проявление народного патриотизма, в то время как правящим классам отводится пассивная или соглашательская роль, и объяснения причин поражений корейских войск гнилостью феодальной верхушки , ее неумелым ко-

мандопанмсм или прямым предательством являются весьма типичными Очень много говорится о единстве армии и народа, раздувается роль морального духа как компонента СОВБД, в то время как вооружению пли органипиши не придается соответствующего значения, а военное искусство рассматривается скорее как набор героических подвигов или доблестных военных хитростей, народный характер которых очень часто подчеркивается » популярной севсрокорепской литературе При этом акцент делается па самобьп-ность корейской традиции в сопротивлении се внешнему воздействию С другой стороны, северокореискне историки привлекают к своей работе широкий круг источников, в том числе - написанных представителями стран - их противников Считая свою страну преемником традиций Когуре, они уделяют значительно больше внимания военной истории именно этого государства. Показательными примерами с.еверокорсйскоп исторической литературы являются труды Ли Чхонвона, посвященные Имджинской войне (хотя автор впоследствии был репрессирован, его книги очень типичны), или работа Ким Джзхона " История антнагрссснвной борьбы корейского народа". Этому же "одходу следуют работы советских остоковедов В. Н. Серова " Поход мошо.- в в Корею и его последствия" и 10 В. Ванина "Феодальная Корея в ХШ-Х1\' вв.".

Подход историков Южной Корен к военной истории страны отличается большим вниманием к военной организации и функционированию армии как системы, рассмотрению различных аспектов которой, в частности, посвящены книги Ли Гпбэка, ведущего южнокорейского историка, "Формирование аристократического общества Коре" и "Шучеиие

о

истории военного строя Коре" , а также книга Чха Мунсопа "Изучение военного строя династии Ли" . Военная организация рассматривается в контексте исследования государственно-политической структуры страны. Значительное внимание уделяется истории и развитию вооружения, особенно огнестрельного, и неудачи корейских войск (особенно в Имджинской войне ) южнокорейскпе историки стремятся объяснять скорее техническим или ортиизационным превосходством противника. Военное искусство анализируется достаточно подробно, но в отрыве от других компонентов СОВБД. Очень показательна в этом смысле книга " Очерки военной истории корейской нации", написанная группой специалистов Военной академии Республики Корея под общим руководством Ли Джэ. большинство страниц которой посвящено анализу конкретных сражений. Нацноналисти-

1еские тенденции характерны для представителей Юга даже в несколько большей степс-ш, что очень хорошо видно в трудах Ко Дот.ена. Любимым героем южнокорейских ис-ориков является не Ыльчи Мундок, а Ли Сунсин, а сред.. Трех государств симпатии при-адлежат Снлла и хваранам. В трудах южнокорейских историков много внимания уделя-тся развитию корейского военного флота, военной организации , истории огнестрелыю-о оружия. Имеются и серьезные исследования по истории корейских традиционных бсе-ь,%" искусств таких авторов, ка- Мм Донпо, Ким Гвансок , О Джзнхван. Хотя эти авторы с всегда проводят свои исследования впрямую в русле военно-исторической темы, их руды , рассмотренные с точки зрения воинской традиции, являются важными источнн-ами по теме диссертации. Что же касается многочисленных популярных работ, то на их юне очень заметна книга журналиста и историка Пак Юнхи на английском языке, посвя-юшая Ли Суисниу.

руды западных авторов, посвященные именно корейской военной истории, не очень ногочнеленны. Из них, безусловно, выделяются работа доктора Бутса, представляющая эбон первый труд на европейском языке, посвященный именно корейскому оружию и оспехам и составленный как по материалам трактатов по военному искусству, так и на азе частных и музейных коллекций оружия и доспехов Кореи и Японии, и более позд-ие работы английского историка Хенсорна, посвященные периоду Коре. Хенсорп язля-гся и автором одного из учебников по истории Кореи, но, к сожалению, его основную 1боту по монгольским вторжениям в Корею диссертанту найти не удалось. Мкогочцс-:нная информация военно-исторического характера содержится в книгах X. Б. Хальбсрта X. X. Андервуда. Оба автора , посвятив Корее практически нею свою жизнь, прнгюдят 1ень большой об^ем материала, особенно Хальберт, собравший чрезвычайно много гресной информации, почерпнутой из днпасп пппых хроник и частных летопнсашш. Свя-.ниые с корейской воинской традицией темы присутствуют и в докладах корейского фи-|ала Королевского Азиатского Общества, и в совместных корейско-американских или >рсйско-французских учебниках по истории страны. Большинство счолейских и амери-иских авторов следуют южнокорейскому подходу к ьоешю-ие.ч-, ¡! ,еской проблема™-

И советском коресведенни военно-историческая тема нашла свое отражение , п первую очередь, п работах выдающегося востоковеда И И Хвана, посвященных кпданьскнм нашествиям и жи)ни и деятельности Ли Cyiiciiii;i Подробный очерк корейского оружия (•¡.инею периода дан в книге М. В. Воробьева " Древняя Корея" Как часть государственно.! структуры, военная организация анализируется в книге С В Волкова " Чиновничество г аристократии и ранней истории Кореи" Значительные разделы посвящены воинской ||\1,пшии и и книге М II Пака " Очерки ранней истории Кореи", и в работах I* III Джа-1>ы;п лотовой по "стории Когурс, богатых фактографическими материалами по истории м) шпсгвсипо-культуриого типа

11стчинмикупггкмн fi.nn. Различные аспекты воинской традиции освещены в достаточно большом числе разнообразных источников, как корейских, так и мпанских Основным текстом, использованным при работе над данной диссертацией, безусловно, является

j/

н.ншеанныи в середине XV и ( ориентировочно в 1450 г.) "Тонгук пенсам" - "Военное оСкнренпе Восточного государства", т. с Кореи Этот источник ожно рассматривать как первую сц.ьезную попытку создания очерка военной истории страны. Тридцать семь разделов трактата охватывают период от столкновения между Древним Чосоном и Ханьской династией по II в. до и. э. до отражение корейскими войсками под руководством Ли Сон-le набега чжурчжл">й в 1382-1383 гг. Упор сделан на борьбу с внешним врагом, сведения о "пнутрикорсйскнч" столкновениях касаются лишь периода Трех государств, и ни военные действия в конце периода Объединенного Силла и начала периода Коре, ни много-

«

численные крестьянские восстания или феодальные мятежи не нашли своего отражения на его страницах.

Текст "Тонгук пенсам" состоит пз^двух томов, отпечатанных на ксилографе на 133-х листах, написанных па письменном китайском языке (ханмуне), являвшемся официальным письменным я)Ыком для всссо региона. "Тонгук пенгам" является анонимным источником, но, судя по ссылкам в нем на разговоры папа с придворными, стилистическим особенностям и приводимой информации, можно предположить, что он написан той же группой историографов во главе с Чон Инджи, которые в 1-149 -1451 гг. составляли Кореей" - "Историю Коре". При династии Ли "То:нук пенгам" шдавался дважды, хотя оба издания быстро стали раритетами. В 1911 г. согрудник издательства "Кванмунхвс"

нашел олин in ранних текстов и переиздал его, ио сеюлня и что издание является библиографической редкостью В 1955 г. "Тонгук центам" был переведен на современный корейский язык видным северокорейским историком Ким Сокхеном, а начиная с 70-х шли» подобные переводи были выполнены и несколькими южнокорепскимн историками, п том числе Ким Джуш воном Па русском я ¡ыке '"Гошук пинам" полностью не издавался, xoi» видным советский востоковед И И Хьан опубликовал Перевод нескольких сю (лав

Безусловно, "Тошук пенгам" является очень важным источником, хотя в нем события

описываются как бы с точки трения ипабного историографа при Поенной палате Иод-

о

робно рассказывается о периоде, предшествующем кампании, днпломзтческой нолн)-товке, если таковая проводилась, скруиулешо перечисляются титулы и ранги назначенных или отличившихся военачальников, их ¡аслути и военные трофеи Подробно опнсываюь ся риюворы иа военных советах, котрые, правда, не всегда впрямую касаются обсу>.Н' кия стратегии и тактики Конкретная информация о ходе той или иной битвы noiyvn'i на страницы лого источника только в том случае, когда произошло нечто из ряп нон выходящее, будь то примеры личной воинской доблести или какая-то новация н военной искусстве или военной организации Авторы "Гошук пешам" были хорошо знаком предшествующей литературой на згу тему, и раиелы, посвященные военной нсюрин Кореи до начата правления династии Коре, в значительной степени написаны по ма/ерналим

китайских дннастийш,ix хроник, особенно "Тажну" /

В данной работе также привлекались отрывки из китайских династийных хроник, каи<>о шиеся юсударств Корейского полуострова - "Шицзи", " Хоуханылу", "Саныоч*и" "Напыли", "Бзйши", "Суйшн", "Таншу". В чик хрониках достаточно подробно описи"«-ются военные столкновения Китая и юсударств Корейского полуострова, но, естественно с позиции Китая По манере изложения зги источники являются прообразом "Тошук пешим" и фиксируют многие аутентичные элементы корейской воинской традиции, оказавшиеся китайцам в новинку.

Наиболее ранним корейским эмиграфи icckiim источником, используемым в диссертации является "Стела Кьангзтхо-вана" ( 4 i -ir). Главное достоинство этого памятника - вл ч» » на собышя с позиции Когуре, хотя записи о победах ваиа-расшнритедя границ шяш бо

лее количественный, чем качественны» характер, что объясняется особенностями памят пика, призванного прославлять заслуги вана.

Безусловно ъажным источником являются "Исторические записи Трех госу дарств"("Самгук саги"), напечатанные в 1145 г. Ким Бусиком. В этой ранней из дошел ших до нас корейских летописей можно почерпнуть достаточно информации о военны действиях Трех государств как друг против друга, так и против Китая. Последнему аспек ту, правда, уделяется меньше внимания, ибо нужно учитывать политические симпатш Ким Буснка - китаефила и руководителя подавлением мятежа 1134-1135 гг.

Также интересным источником являются составленные в конце XIII в. буддийским мо пахом Преном "Забытые дела Трех государств" ("Самгук юса"). Хотя они мало касаютс: собственно военной истории, они очень важны для понимания истоков корейского мо рального духа, а приведенные в них легенды отражают, пусть даже в гипертрофирован ной форме, некие события, которые кисть историка обошла стороной

Исследование корейской СОВБД периода, следующего за описанным в "Тонгук пёчгам" опиралось , в первую очередь, на собрание сочинений героя Имджннской войны и одноп из самых выдающихся деятелей корейской истории полководца Ли Сунсина, куда вошл! как его боевые дневники, которые он вел практически до дня своей смерти, так и офнци альная переписка - отчеты, донесения, просьбы и т. д. Широко освещается ситуация ка< во время активных военных действий, так и в периоды затишья между кампаниями, чт( позволяет гораздо глубже понять каждодневные проблемы корейской ар. ,ш того време ни.

Важным источником по истории воинской традиции явился трактат " Муе тобо тхонджи' ("Рисованное обозрение боевых искусств") . Это - единственный дошедший „о наши; дней г целости трактат на эту тему. Хотя сам он был создан только в 1790 г., его можне считат ь квин тэссенцией сведений, изложенных и более ранних текстах.

В более позднее время было создано и "Описание Кореи". На основе тщательного изуче ння документального материала его авторы сумели создать своеобразную эпцнклопедик знаний об этой стране, в том числе и о корейском войске, не претерпевшем за период от конца Имджннской войны до 1900 г. каких-либо существенных изменений. £

Помимо письменных источников привлечено и значительное количество археолого-этнографическнх материалов. Так, при исследовании оружия и спаря;- ;ния корейских воинов были использованы материалы экспозиций Национального исторического музея Кореи в Сеуле, мемориального храма-музея адмирала Ли Сунсина (Хёичхунса) с Лсанском уезде провинции Чх^ мчхон, краеведческих музеев Онъяна и Сувона, музея горной крепости Хэнджу, музея истории корейской независимости (Тоншш Кинемгван), а также зкс-пс шин корейских разделов ГМИНВ и МЛЭ. Среди этих источников хочется особо отметить согатлто коллекцию археологических материалов ( в первую очередь, оружия) периода Трех государств и Объединенного Силла Национального музея Корен, собрание МЛЭ, особенно материалы по снаряжению корейского лучника, музея горной крепости Хэнджу с его богатой коллекцией ракетного и артиллерийского оружия и, конечно, Хенчхунса и представленную там среди множества разнообразных экспонатов действующую модель кобуксона, выполненную в масштабе 1 5. Богато иллюстрирована также книга N1. В. Воробьева "Древняя Корея", где помимо большого числа изображений собственно корейских предметов автор приводит аналогичные виды оружия Японии и Китая.

Говоря о роизведемиях искусства как источниках, в первую очередь необходимо упомянуть фрески из когуреских гробниц. С точки зрения военной истории наибольший интерес представляют фрески из гробницы в селе Яксу и из Анакских гробниц - ЛоЛЬ 2 и 3, особенно "Большая торжественная процессия" ( „У; 3). Источники более позднего времен;! -фрески, картины и рисунки на ширмах, отображающие батальные сцены, танцы с сружи-гм и торжественные процессии с участием войск.

Материалы для изучения корейских крепостей того времени - полевке исследования гор-тых крепостей, расположенных преим^ лдественно вокруг Сеула, и обзорные статьи в :ю-тулярных корейских журналах, посвященные памятникам архитектуры и содержащие шого ценной информации с большим числом фотографий .

С полевым исследованиям можно с некоторой оговоркой отнести и эксперименты по роверке эффективности различных деталей корейской СОВБД, выполненные автором иссертацни г.л полигонах клубов исторических реконструкций Москвы, Екатсрипс-.рга, Харькова и Санкт-Петербурга в 1993-1994 гг На проходящих на них "аоеаних играх".

ч^оверить па опыте многие теоретические выкладки диссертанта, посвященные !•• . -чу. I.'■! элементам тактики и стратегии корейской военной традиции.

Лиройппии рлГшты. Основные постулаты метода СОВБД были впервые сформулированы диссертантом в его курсовой работе по истории Кореи, когда он был студентом 2-го курса ИСЛЛ при МГУ, на базе исследования СОВБД Древней Кореи в одни из наиболее драматических периодов ее истории - борьбы корейского ранне-феодального государства Когурс с китайскими империями Суй и Тан. По материалам этой курсовой работы диссертантом била неписана статья, опубликованная в 1991 г. в журнале "Korea Journal". В дальнейшем исследование корейской воинской традиции было продолжено на примере Имджинской отечественной войны 1592-1598 гг., которой были посвящены курсовая работа за З-ин курс и дипломная работа . Тема корейской воинской традиции нашла свое отражение и нескольких докладах автора на различных научных конференциях в 19921995 гг. и ряде его статей в периодических изданиях, посвященных воинским ( боевым) искусствам мира. Сквозь призму метода СОВБД была рассмотрена и история холодного орудии 13' :тока и Запада в двух частях монографии .-цссертанта, опубликованных в 1993 и ¡99-1 гг. Основные работы, посвященные теме СОВБД, приведены в конце данного реферата.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, пяти глав , заключения и библиографии.

Во пир тении обосновывается актуальность темы, поставлены задачи исследования, показана се научная новизна и практическая значимость, разъяснена методологическая основа работы ( комплексный метод на основе принципа системы ведения боевых действий - СОВБД), охарактеризованы степень изученности проблемы, ее историография и использованные источники.

В нерпой глине " Военно-исторический очерк Кореи с древнейших времен до нового времени" дастся краткий очерк военной истории Кореи в ее общеисторическом контек-

то

стс. Показано, что корейская воинская традиция, ее СОВПД являют собой пример развитой системы ведения боевых действий, способной оказать, пусть даже ценой чрезвычайного напряжения, эффективнее сопротивление таким очень развитым системам, как китайская периода династии Тан (империя, задействовавшая для борьбы с Когуре все силы и резервы), монгольская ХШ-го в. (многие историки оценивают ее как одну и) лучших в средневековье вообще и, безусловно, сильнейшую в это время на всем континенте); японская периода Имджпнскоп войны (профессиональная армия, снабженная огнестрельным

оружием и одна из лучших в мире по уровню индивидуальной подготовки воина-

о

самурая)

Во кторон главе "Эволюция корейской военной техники" выполнен анализ развития корейского комплекса наступательного и оборонительного вооружения, включая воинские искусства, доогнестрельной и огнестрельной артиллерии, военного флота, фортификационных сооружении. *

В качест ве характерных черт первого компонента корейской СОВКД диссертант отмечает рано сформировавшуюся триаду наступательного вооружения, состоящую из составного композитного лука, копья и меча , отличную от стандартного набора наступательного вооружения соседей - Японии и Китая и не претерпевшую серьезных изменений в более позднее время; бригаитинные доспехи, явившиеся шагом вперед по сравнению с "сиро-странсннммц/в Китае чешуйчатыми; разнообразное использование огня н г^ороха - от "огненных стрел" до различных видов огнестрельного оружия, многие из которых являются^ оригинальными разработками, впервые эффективно примененными именно в Корее ( орудия, способные стрелять по навесной траектории, ракеты и ракетометы, осколочные гранаты с отсрочкой взрыва, системы залпового огня); разработанную систему военной фортификации; кобуксон, являющийся ценнейшим вкладом Кореи в развитие мировой военной техники; заслуживающую внимания оригинальную традицию фехтования и рукопашного боя.

Анализируя истоки формирования корейского вооружения, можно сделать вывод, что корейская военная техника складывалась под влиянием двух основных факторов - хозяйственно-культурного типа, определившего, в частности, тип лука и его ведущую роль в

традиции, и китайского влияния, которое стало ощущаться после того, как страна стала частью китайского культурного региона, причем у Китая были заимствованы не только какие-то виды оружия ("большой меч", "волчехвостая метла" и др.), но и элементы военной доктрины, под воздействием которых защитное вооружение , несмотря на его лучшее по сравнению с китайским качество, постепенно становится все менее массовым, а ручной Щ1Р- практически вовсе выходит г-, употребления. Вообще, анализируя эволюцию оружия, можно заметить, что армия постепенно "церемоннализируется", превращается в силу, ориентированную не столько на отражение внешней угрозы, сколько на парадные пли полицейские функции. Для осуществления дворцового переворота многочисленная армия не нужна, а для разгона плоховооруженной толпы крестьян цеп , взятый на вооруг женпе всадниками, действительно удобнее, чем копье, которое постепенно уступает место более церемониальному и менее пригодному для массовых схваток трезубцу. В результате доспехи и меч становятся привилегией офицеров, а основным типом солдат;-, становится пеший лучник или копейщик, зачастую лишенный защитного снаряжения , а иногда - и второго, дополнительного, оружия.

Конечно, военная техника эволюционировала и совершенствовалась под влиянием времени. Так, крепость в форме полумесяца постепенно сменяет крепость в форме кольца, а многоступенчатая система вспомогательных сооружений превращается J горные крепости-спутники. Улучшаются параметры боевых кораблей, хотя надо отметить, что достоинства корейского флота часто преувеличиваются: хотя он был хорошо приспособлен для военных действий типа "река-море" и неплохо зарекомендовал себя в Имджинскую войну, следует учитывать, что его прсчвннки были слабее, и он так и не превратился в сильный самостоятельный флот, способный совершать длительные переходы на большие расстояния. Одной из причин этого была и определенная консервативность корейской военной традиции. Хотя некоторые заимствования элементов СОВБД противников имели место ("свистящие стрелы" и катапульты - у монголов; дзюмондзи-яри и мушкеты европейского образца - у японцев) , широкого распространения они не получают. Серьезные новации в военной технике, как например, введение огнестрельного оружия, приживались с большим трудом и только в случае острой необходимости, как это было в конце XIV в. в связи с потребностью подавить активность вэгу. Многочисленные примеры ори-

гинальной военно-технической мысли ( ракетометы, кобуксон, "огненные колесницы", а с некоторой оговоркой - и традиции аутентичных боевых иску .тв), так активно рекламируемые , на самом деле находили единичное применение только / от .ельных. прогрессивно настроенных, военачальников.

В третьей главе "Эволюция корейской военной организации" прослеживается трансформация военной организации н системы подчинения в корейской армии, исследуются роль и место военных чиновников в ней, эви.юция системы комплектования армии, проблемы отбора и обучения командных кадров, организация службы войск и снстел Гпоощреннй н наказаний в армии.

Среди характерных черт корейской военной организации диссертант выделяет классификацию войск по роду профессионального оружия; нечеткую систему подчинения, определенную организационную путаницу и слабое командное звено; доминирование китайских принципов военной организации, вызывавшее априорный приоритет гражданского над военным. Из специфически корейских достижх.шй следует отмепггь оригинальный опыт по самообеспечению армии , предпринятый Ли Сунсином.

Многие элементы корейской военной организации были обусловлены особенностями взаимоотношений чиновничества и аристократии в ранней истории Кореи. То, по какому принципу складывается государственная структура, очень сильно влияет на военную организацию. К примеру, аристократия, которой государство дает землю в обмен на обязанность защищать страну ( российский мелкопоместный дворянин, европейский рыцарь на раннем этапе формирования этого < тоя, японский самурай, который мог служить даже не за надел, а только за рисовый паек ) , является кадровой основой для создания высокопрофессиональной армии, состоящей из потомственных военных и имеющей развитую традицию подготовки, начинающейся, как правило, очень рано. Однако, при этом всегда присутствует опасность сепаратизма, ибо насколько владелец крупной армии будет лоялен в отношении системы, зависит исключительно от его • ачеств. В Корее же этот вопрос разрешился в пользу чиновников, для которых характерен совершенно иной подход. Поскольку , как правило, чиновник не имеет такой воинской подготовки, как аристократ, он менее компетентен в реалиях войны, и его подход к армии вычленяе. в ней не столько

"прикладные", сколько формальные, демонстративные, парадные стороны - не понимая до конца содержание, он заботится о безукоризненном поддержании формы К сожалению, в Корее такая ситуация была усилена тем, что, заимствовав из Китая доктрину примата гражданского над военным , в ней не только стали ставить на военные посты гражданских назначенцев, из которых только некоторые, вроде Юн Гвана, обладали необходимыми талантами, но и распространять на армию гражданские методы управления, заразив армию всеми пороками бюрократической системы. С одной стороны, это достаточно позитивно отразилось на организации службы войск, в том числе медицинской, военно-канцелярской работе, системе пере/пчи информации, с другой - развалило систему материального обеспечения, формализовало и выхолостило военный тренинг, вследствие чего общий уровень обученной корейской армии в исторической перспективе снизился, и размыло разницу между различными родами войск, благодаря чему некоторые характерные элементы традиции, как , например, кавалерия как род войск, или система комплектования армии в период Коре, отличная от китайской и являющаяся более прогрессивной по сравнению с ней, постепенно утрачивали свою роль или настолько ослаблялись, что переставали иметь позитивное значение. Слабое знание армейской специфики отразилось и на • подготовке командного состава, которая так и не вышла за рамки подготовки индивидуальных бойцов, что далеко не всегда полезно для рукогоднтсля. Даже когда у власти оказались военные, а не гражданские, они все равно остались чиновниками и не предпринимали каких-либо радикальных мер для изменения всей армейской структуры, ограничиваясь лишь формированием параллельных ей элитных отрядов. К тому же, начиная с периода Корй, корейский двор, учтя уроки падения династии Тан и Объединенного Силла, принял модель организации армии, ограничивающую права военачал' пиков на местах, выдвигая на первое место полггтическую стабильность взамен обороноспособ юстн страны ( и если противник оказывался способным прорвать или обойти хорошо организованную линию приграничной обороны, перед ним открывались неограниченные возможности ). Региональные военные командиры, встречающиеся в нескольких подряд поколениях высокородных семей ( к такой семье принадлежал Ли Соше ). существовали в Корее только в период монгольского владычества и вскоре после него, но это, возможно, произошло II

благодаря именно монголам, которые ввели в стране систему, хотя бы как-то отличную от китайской

Система комплектования армии прошла путь от военно-трудовой повинности в период Трех государств, через систему наследственных солдат, получавших надел от государс.ва н существовавших за счет "поддерживающих семей", к системе всеобщей воинской повинности, построенной на базе реестровых списков, что сделало армию достаточно многочисленной, но плохо вооруженной и мало боеспособной. Статус солдата был невысоким, воинская повинность рассматривалась как одна из военно-трудовых повинностей с соответствующим отношением к ней. Попытки создать элитные части из профессиональных воинов периодически предпринимались ( чаще - в ответ на требования времени ), но были безуспешными, так как шли вразрез с оригинальной структурой армии как части бюрократической системы, для которой характерно наличие большого количества солдат, рассредоточенных по всей стране и выполнявших как военные, так и полицейские функции. Армия была ориентирована, в основном, на роль внутренних войск, и, как правило, эказывалась не готовой к вторжениям больших профессиональных армий врага.

3 четвертой главе "Эволюция боевого духа" исследуются как общие источники форми-юпания морального духа войск, так и конкретные методы морально-психологической юдготовки воинов.

1 качестве характерных моментов третьего компонента корейской СОВБД отмечаются евысокип в среднем уровень морального духа войск, который, однако, в случае кон-ретной угрозы легко поднимался, хорошие традиции морально-психологической подго-эвки воинов, в том числе на базе традиций предков и буддийских техник самосовершен-гвования; умелое ведение пропаганды и использование патриотических лозунгов Одна), если ранние корейские памятники демонстрируют высокий уровень этнического са-эсознания корейцев, то со входом ораны в китайский культурный регион эта доминан-постепенно снижается, и после подавления мятежа Мёчхона страна окончательно емн-ется со своей ролью ведомого. Корея не могла самостоятельно выступать и в роли пвилизатора" варваров. Слабым было и политическое лидерство правителя, отягощен-е его зависимостью от бюрократической системы.

те?"

Значительно меньшую роль в формировании морального духа войск по сравнению с другими странами сыграл религиозный фактор. Влияние конфуцианства именно ни моральный дух было скорее негативным, шаманизм имел слишком низкий статус и семейную направленность, буддизм, сыграв роль духовного знамени обт единения страны, в дальнейшем был скорее в оппозиции к военным, а единственная попытка всерьез выработать "путь воина" ( кор "пхунню") была слишком эндемична и не получила развития с исчезновением Силла. Вследствие этого в корейскс. й армии большую роль играла практика мероприятий, дававш..кратковременный эффект - на период военной кампании или да/ е одной битвы, причем очень многое зависело от авторитета командира, но поскольку типичным примером командира был не Ли Сунсин, а Вон 1 юн, происходило определенное отчуждение войск от лидера, общий уровень морального духа армии неуклонно снижался , чему способствовало также ощущение невостребованностн армии в условиях длительного мира.

В пятой главе "Эволюция корейского военного искусства" рассматриваю, .я наиболее часто применяемые в рамках корейской военной традиции тактические приемы боя и стратегические маневры, анализируются умение использовать географические и климатические условия, методы ведения разведки и военные хитрости.

В качестве характерных особенностей корейского военного искусства названы стратегия активной обороны в городах ; тенденция ведения войны методами, характерными для "малых во"н"; высокий уровень военно-морской тактики; хорошее знание китайской военной теории и наличие собственных разработок ( "хагикч'ч" и др.); слабое тактическое взаимодействие и определенный догматизм при подходе к древним китайским или традиционным корейским стратегиям. Прослеживая эволюцию тактических моделей, можно очень орошо увидеть, как военное искусство, будучи обусловлено особенностями комплекса вооружения, военной организации г д., как бы стремится использовать тот арсенал, которым оно располагает, с наибольшей отдачей, пр зращая при этом свои слабые стороны в сильные. К примеру, слабый уровень подготовки широкой ассы воинов, юс невысокий мораль' ш дух, у пор на ведение боя преимущественно метательным ор; .кием, характерные -ля корейской воинской традиции, делали корейскую армию очень слабой при бнттгч в открытом пеле. Практически все полевые ср-жения, в которых корейцы не

имеди значительного численного превосходства, пли не были связаны с благоприятными для корейцев географическими условиями, были ими проигр ны, даже когда их противником была плохо организованная армия "красноголовых". Стр мяс . преодолеть эту негативную тенденцию, изменения в корейской СОВБД привели к тому, что битвы в поле постепенно сходят на нет, а вместо них формируется традиция ведения боя в условиях ограниченного пространства, будь то защит? крепости или тактические действия военного флота. В обоих случаях приход»тся драться "не на жипот, а на смерть", и слабый моральный д} . становится сильным, а это мобилизует внутренние резервы сражающихся, компенсируя их слабую подготовку. Кроме того, находясь на расстоянии от противника, значительно удобнее использовать метательное оружие. Активное прибегание в больших войнах к методам малых можно объяснить как вышеперечисленными особенностями корейской армии, так и ориентацией на заведомое численное превосходство вражеской армии и на взятие большого числа трофеев, что считалось главным показателем успеха.

Централизация бюрократической системы оказала на военное искусство заметное негативное влияние. Усугубляя слабость военной организации, она ослабляла тактическое взанмодействи. родов вой .-к илч различных воинских формирований, что негативно отражалось не только на взаимодействии отдельных отря юв на поле ботвы, но и на военных кампаниях в целом - корейцы частг зыигрывали сражения, но проигрывали войны. II хотя корейский генералитет накопил большой опыт в стратегии и оперативном искусстве ( онтрнаступленпе, тактика выжженной земли, иные варианты сложных боевых маневров), известные ему блестящие стратагемы применяются все реже и реже.

Каковы же причины этого кажущегося парадоксальным явления? Во-первых, сннжаю-;ийся уровень военной организации и дисциплины постепенно сделал невозможном проведение сложных в техническом отношении маневров. Во-вторых, определенное негативное воздействие оказала государственная идеология с ее моральными нормами ( идея заманивания врага на спою территорию с последующим контрнаступлением неприемлема и с конфуцианской точки зрения, и с точки зрения существовавших представлении о воинской чести, а применение тактики выжженной земли могло быть расценено как "отсутствие заботы о процветании народа''). В-тчетьнх, сама система подготовки полководцев воспитывала в них склонность к шаблонам, некритическому восприятию классиче-

ской литературы по стратегии Шаблонный подход проявился в том, что воинская традиция Корен, исторически ориентированная на отражение угрош с севера, ока)алась практически не готова к вторжению японцев с юга во время Имджинской войны -Поэтому оригинальное использование природных явлений, красивые военные хитрости или шпнонско-диверснонные операции носили скорее эпизодический характер И поскольку военное искусство во многом зависит от трех остальных компонентов СОВБД, то, невзирая на множество ярких моментов, связанных с и менами таких выдающихся военачальников, как Ыльчи Мундок, Ен Кэсомун, Ким Юсин, Со Хи. Кап Гамчхан, Юн Гван, Ли Сон-ге, Чхве Ен, Ли Сунсии и др , уровень эффективности корейского военного искусства постепенно снижался.

В заключении на базе рассмотренного материала сделана серия выводов, касающихся как особенностей, эволюции и причин ослабления корейской воинской традиции, так и -закономерностей развития такой традиции вообше.

1. Вычленены три фактора, влияющие на формирование воинской традиции Кореи, которые могут считаться формирующими компонентами любой такой традиции.

Л Хозяйственно-культурный тип, формирующий основной комплекс вооружения, диктующий определенные элементы стратегии, осио&аниые иа традиции. Его роль особенно высока на ранних этапах существования государства, когда традиция еще не претерпевает изменения под влиянием трансформации государственной структуры

2 Уровень общественно-политической организации государства, особенности его структуры и развития, накладывающие свой отпечаток прс 'ущественно на развитие военной организации, а также , посредством юсударственной идеологии, и на боевой дух

5 СОВБД наиболее постоянных противников, которая ориеитирует воинскую традицию на выработку специфических контрмер или прсьсцирует заимствование каких-то ее элементов Как правило, это влияние оказывается на военное искусство или, в некоторой степени, на военную текинку.

т.

II Пя основе учета эти* факторов дана историческая периодизация основных этапов развития корейской воинской тралшиш.

¡¡¡.■рпин^^ршм) - IV-V-'11 вв - характеризуется складыванием основных элементов традиции на базе хозяйственно-культурного типа Трех государств , в каждом из которых есть полупрофессиональные армии, характерные для раннефеодальных государств, высокий уровень этнического и государственного патриотизма В этот период различный хо)яйст-венно-культурный тип севера и юга Кореи обуславливает заметное различие воинских традиций Когуре, с одной стороны, и Снлла и Пэкче - с другой.

1{,!Ю1!!'.,'иИ'ЛЧ'>!1 • УШ-Х1 вв - формирование единой традиции, начавшееся после объединения Трех государств и продолжившееся в период Коре Хотя, в силу географических причин, на полуострове стал четко доминировать хозяйственно-культурный тип земледельца-рисовода, многие элементы воинской традиции, связанные с кочевыми корнями корейского этноса : присутствовавшие в СОВБД Когуре (составной композитный лук, роль и значение кавалерии), прочно закрепились как ее неотъемлемая часть. С этого же времени на фоне укрепления государственной структуры основным формирующим ком-тоненгом воинской традиции становится уровень социалыю-полт-нческон организации осударства Вхождение Объединенного Снлла в ктгтайский культурны Л регион порожда-т заметное влияние китайской воинской традиции К этому периоду относится, в частно-ти. такой характерный ее компонент, как солдатское сословие, который впоследствии ил утрачен

ретин пе/птд - начало ХП-перезя половина XIV вв. - кризис традиции и начало ее стаг-1ЦИИ. В это время под влиянием ряда социально-экономических причин (ослабление юсти государя, кризис земельной системы и др ) корейская СОВБД вступает в фазу крн-1са и поиска новых путей развития. Одновременно, с завершением процесса китаизапии стемы, наблюдается как бы "выветривание" значительного числа аугетпчных элемен-в традиции и внедрение на их место китайских Даже такой внешне благоприятный для ннской традиции момент, как переход власти в руки военных чиновников, не вызвал шьных перемен из-за сохранения конфуцианского взгляда на армию. Возможность

введения кардинальных реформ была упущена, но борьба Кореи с киданями, чжурчжэ-

тг

нями и монголами в этот период поддерживала функционирование воинской традиции на достаточно высоком уровне.

Четвертый период - вторая половина XIV- первая половина XV вв. - новый, достаточно кратковременный, взлет традиции, обусловленный как "смутным временем" конца XIV века ( борьба с "красноголовыми", чжурчжэнями, монголами, вэгу и т. д.), так и мерами по укреплению армии, предпринятыми в ходе укрепления страны в первые годы династии Ли. В это время окончательно устанавливаются границы страны и формируется пратгиче-ски не изменяющийся в дальнейшем тип системы ведения боевых действий.

Пятый период - вторая половина XV в.-новое время - з.чтгой и постепенная деградация традиции, прерванные на коро.кое время мощным внешним воздействием - Имджинской войной 1592-1,598 гг.

III. Определены основные причииы постепенного упадка корейской воинской традиции.

/. Географическое положение страны. Для Корен ойкумена на 90% состояла из сверхдержавы - Китая, что сильно лимитировало возможности территориального расширения государства. Территория Трех государств, вместе взятых, был" больше Корейского полуострова и шире нынешних границ Кореи, и постепенное расширение территории объединенного корейского государстства с юга на север, начавшееся в период Объер'шеннного Силла, было не присоединением принципиально новых земель, а возвращением на старые. Лимит расширения территории был исчерпан в начале правления династии Ли, когда "кончились дикие племена", за счет которых это расширение осуществлялось. Расширя ся же за счет более сильных держав было невозможно не столько из-за слабого военного потенциала Кореи, сколько из-за ее подчиненного Китаю положения в китайском культурном регионе, куда она вошла не только из-за близкого характера культуры, как Я: пня, но и из-за сходного типа идеологии и политической инфраструктуры. Все это, с одной ctoj ны, сформировало преимуще венно оборонительный характер корейской СОВБД, а с друге - ослабляло ее, так как она в критических ситуациях возлагала надежды на помощь сю-зер' ча, которые далеко не всегда оправдывались. Kpi е того, такая чрезмерная бли-

зость к Югтаю и ограниченность контактов с другими странами, которые могли бы стать для Кореи примерами иных вариантов развития, стали причиной и гипертрофированной ориентации на китайские образцы, и их некритического восприятия.

' Смена хозяйственно-культурного типа и политической орнетацни. Считается, что кочевники или охотники имеют больший боевой потенциал, чем земледельцы, которым гораздо реже приходится держать в руках оружие, и у которых сельхозработы отнимают так много времени, что его почти не остается на самостоятельную воинскую подготовку. Поэтому обычно в земледельческих обществах функции защитников страны шрает или наемная армия, собранная из часто чужеродных этнических элементов, или военное сословие аристократов, которое именно таким образом и служит своему государству, В Корее же не было ни того, ни другого. Вопрос.о взаимоотношениях чиновников и аристократов решился в пользу чиновников ( то, что янбаны впоследствии стали фактически аристократическим сословием, в данном случае роли не играет), и армия была сформирована по иному принципу. Функции защитников страны были возложены на тех же крестьян, что ослабило армию, нбо воинская служба рассматривалась как дополнительная тяжелая повинность. Более того, гражданская бюрократическая система, состоящая из люден, мало компетентных в тонкостях военного дела, стрем1ттся решать военные вопросы гражданскими методами, издержками чего являются преувеличенный формализм, бюрократизация II коррупция.

? Влияние китайской воинской традиции Но истоки формирования корейской воин-:кой традиции отличны от мгтайской, и если такие заимствования, как порох, воен-ю-морская тактика или методы обучения воинов, дали на корейской почве хороший рожай благодаря их творческому осмыслению и доработке, то большинство эле-1е1гтов, механически перенесенных на корейскую почву, оказали негативное влия-ие, сковывая скрытые в воинской традиции силы, противореча ее направленности, то, в частности, постепенно погубило превосходную корейскую кавалерию как род эйск. Сунская система организации провинциальных войск Кореи практически липла их боеспособности из-за сознательного их ослабления в связи с боязнью ар-гнеких мятежей в регионах. Другими примерами отрицательного воздействия ки-

тайской СОВБД на корейскую были неразделенность армии и флота, принижение статуса вое. 1ых по сравнению с гражданскими, требования экзаменационной системы, не отвечающие потребностям армии.

£ Длительные периоды "долгого мира", то есть отсутствия военного напряжения. Под этим подразумевается не отсутствие внешннх противников ( в Японии, например, хватало и внутренних войн), а именно периоды отсутствия всякой серьезной военной активности, когда возникает иллюзия отсутствия необходимости в армии г'тнв-ной и боеспособной. В условиях "долгого мира" СОВБД вынужденная динамично развиваться под влиянием столкновений с другими СОВБД в периоды войн, останавливается в развитии, а I озитнвные изменения, наработанные в ходе конфликтов, сходят на нет из-за невострсбованности. Функции армии в это время постепенно сводятся к церемониальным и полицейским, в то время как армия и полиция - это совсем не одно и то же и по характеру деятельности, и по методам подготовки. За-' действование армии почти исключительно в борьбе или с плохо вооруженными непокорными крестьянами, или с неорганизованными варварами, создают у нее иллюзию легкого достижения побед и своей непобедимости, из чего рождаются самоуспокоенность, отсутствие стимулов к развитию и совершенствованию. Также провод!гтся сравнение корейской воинской традиции с аналогичными традициями ее основных соседей - Китая н Японии. С точки зрения военной техники корейский комплекс вооружения отличен и от стандартного китайского, и от японского. Как и психотип боя , в котором предпочиталось ведение боя на дистанции стрельбы. С точки зрения военной организации Корея Занимает промежуточное положение между чиновнической китайской традицией и японской с ее военным сословием самураев. Там предпринималась попытка создания воинского сословия, хотя статус его был ниже, чем в Японии, и оно было не "офицерским", а "солдатским". Корею и Китай сближает слабость армейской массы, но вопрос о преодолении этой слабости они решают по-разному. Корея наработала тактику боя в ограниченном пространстве и больше, чем Китай, уделяла внимание конкретным де жстративным актам, в то время, как Китай предпочитал решать проблемы стратегическими, а не тактическими методами, подведя пот это определенную концепту-22

альную базу (""покорить чужую армию, не сражаясь"). Любопытно, что несмотря на склонность корейской воинской традиции к определенной ксенофобии, она оказалась все-таки более открытой, чем японская ( которая "варила!, в соку внутренних войн"), и более, чем Япония, подготовленной к отражению такого врага, как монголы.

Проделанная в диссертации работа позволяет с еще большей ответственностью сделать вывод о важности изучения воинской традиции в контексте всеобщей истории. Ведь поскольку оборонительная функция есть одна из основных функций государства, уровень ее развития и силы может служить достаточным критерием оценки положения дел в стране в целом. Корейский опыт учит, что не следует проявлять небрежение к армии, и по-азывает, к чему может привести ее излишняя формализация и бюрократизация, а также - сведение ее функций к полицейским. Воинская традиция , в которой проявляются самые различные acne' ты общественной и культурной жизни, - важная часть общей национальной традиции, пренебрегать изучением которой не следует.

Некоторые изложенные в настоящих выводах закономерности можно распространить с корейской воинской традиции на воинскую традицию вообще. Комплексное изучение воинской традиции сквозь призму СОВБД , анализ и характеристика ее формирующих компонентов позволяют рассмотреть конкретную традицию любого зегнона и любой страны. А вшг-ттельный анализ механики функционирования тра-щцин позволяет сделать вывод о том, что она является как бы самоорганизующейся :нстемой , способной к переориентации, что хорошо продемонстрировано на прн-ере Имджинской войны, когда корейская воинская традиция, столкнувшись с про-нвником принципиально нового типа, смогла выработать эффективные контрмеры, умев противопоставить японской, отличающейся высоким уровнем развития руко-ашного боя и оснащения ручным огнестрельным оружием, свою традицию боя ме-ательным оружием, лучший флот и грамотное ведение малой войны.

связи с этим анализируется роль полководца. Хотя система формирования полко-здца является частью традиции, и он как бы ыращивается в ее недрах, став им, он

23

начинает играть роль своеобразного катализатора, или проводника, преломляясь через который, мощь СОВБД может быть усилена или ослаблена Он - это как бы тот рубеж, на котором количественные изменения переходят в качественные, а следовательно, воинская традиция страны обретает новые черты

Без сомнения, в этом исследовании затронутая тема освещена не в таком полном объеме, в каком хотелось бы осветить ее диссертанту, как из-за лимитированного объема диссертации, так и из-за ограниченных возможностей диссертанта в изучении источников. Поэтому он рассматривает эту свою работу как своего рода введение в тему изучения корейской воинской традиции, что позволяет пролить дополнительный свет и на самобытную культуру корейского народа, и на многие другие аспекты истории этой древней страны.

СПИСОК ОСНОНИЫХПУБЛИКАЦИИ АНТОРА НО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

ГАсмолов К. В. История холодного оружия: Восток и Запад Часть I, М , 1993

2.Асмолов К. В. История холодного оружия: Восток и Запад Часть 2. М , 1994.

3.Асмолов К В. Панорама корейских боевых искус тв. - Кэмпо 1992, № 3.

4.Асмолов К. В. Понгукком и другие - Боевое искусство планеты. 1992, № 8.

5.Asmolov, Konstantin V.The system of Military Activities of Koguryo -Korea Journal.Summer 1992. Vol.32. No 2.

У пл. 3.