автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Система персонажей в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Зотов, Cepreй Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Система персонажей в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Система персонажей в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени""

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. II. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 113.08.11

На правах рукописи

ЗОТОВ Сергей Николаевич

УДК 882.09

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Специальность 10.01.01 —Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1989

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Леннна.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор В. И. КОРОВИН

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

В. 10. ТРОИЦКИЙ кандидат филологических наук, доцент В. Н. ТУРБИН

Ведущая организация — Литературный институт имени Л. М. Горького.

Защита диссертации состоится г.

¿ащи

в ...х.м... час. на заседании специализХгрова'нного совета К 113.08.11 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени В. И. Леннна по адресу: г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Ленина (119435, г. Москва, ул. М. Пироговская,

д. 1).

Автореферат разослан « Ж* М£Ш 1989 г.

Ученый секретарь специализированного совета , Т. В. ЗУЕВА

Изучение романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего вреыени" связано прежде всего с леи или иным решением двух основных и взаимосвязанных вопросов: о сущности характера и личности главного героя -• Печорина и об особенностях художественного метода Лермонтова в романе.'1- Преимущественное внимание к этим вопросам обусловливает в конечном счете содержание настоящего диссертационного исследования произведения посредством особого метода, заключающегося в рассмотрении романа о точки зрения одной из сторон его поэтики - системы персонажей, которая до сих пор не становилась предметом специального рассмотрения.

Актуальность изучения системы персонажей как одной из сторон поэтики романа И.Ю.Лермонтова "Герои нашего времени" связана с необходимостью углубленного изучения содержательной формы произведения с целью более полного раскрытия его идейного содержания. Предложенный метод исследования романа позволяет с новых позиций и более глубоко осмыслить проблему личности Печорина и лермонтовского метода..

Научная новизна работы состоит в нетрадиционной трактовке идейного содержания классического произведения 1.1 .Ю.Лермонтова, в результате чего впервые устанавливается развитие личности Печорина в романе и связь этого развития с философией келлинга. Ьсследование позволяет раскрыть особенности личностного взаимодействия героя с'основными персонажами "Героя нашего времени", а такие другие характерные черти системы персонажей, углубить представление о жанровой специфике романа и об отличительных чертах реализма ti.Ю.Лермонтова►

Методологической основой диссертации является марксистско-ленинское учение о законах и принципах материалистической диалектики, согл8сно которому любое явление художественной литературы может и должно рассматриваться в единстве формы и содержания при учете их ' ззаимоперехода и взаимообусловленности. Указанный принцип распространяется на рассмотрение различных уровней поэтики произведения, представляющих собой аспекты его содержательной формы.

Целью диссертационной работы является научная интерпретация идейно-художественного содержания "Герой нашего времени ", основанная на изучении системы персонажей романа. Рассмотрение персонажей "Героя нашего времени", на наш взгляд, не . должно производиться лишь " в связи и попутно о анализом образе

I. См.об этом: Коровин В.И. Творческий nyib Й.Ю.Йермонюва. -М.: Просвещение,1973. - C.2I7

Печорина"1; для исследования собственно системы персонажей представляется более последовательным анализ образа Печорина, который возникает, является в связи с противопоставлением ему других персонажей. Как правиле, система персонажей лермонтовского романа рассматривалась учеными б свете тех или иных обцих взглядов на идейны,1 смысл произведения, представляющих определенную концепцию исследователя. В настоящей работе предлагается анализ системы персонажей как основание для концептуального раскрытия образного содержания романа.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в вузовском изучении русской литературы XIX века, при подготовке спецкурсов и спецссминаров но творчеству М,Ю.Лермонтове к анализу литературного произведения, а также в школьном преподавании литературы. Разработанный метод исследования может быть применен при рассмотрении других произволений.

Апробация работы. Материалы диссертации апробированы в докладах на конференции молодых ученых МГ11Л иы.Ь.ь.Ленина (февраль 1988г.) и на межвузовской научной конференции в городе Горькой (май 1988г.).

Структура и объем работы, диссертация включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Объеу. основной части работы - 176 страниц машинописного текста, список использованной литературы включает 26У наименований.

Во введении определяется предмет, основное поправление, цели и задачи диссертационного исследования., характеризуется состояние научного изучения романа М.Ю.Лермонтова в соответствующем отношении, выявляется актуальность темы работы и ее научная значимость.

ОСНОВНОЕ СОДЕРдЛНйК РлВОТЫ

В Главе I - "Методологические основы анализа системы персонажей л'лтературно-художоственного произведения и особенности сюжотно-теметичеокого единства романа "Герой нашего времени" - анализируется соотношение основных литературоведческих понятий.

■ Система персонажей - это один из аспектов художественной формы литературного произведения, художественное единство, в котором персонажи объединены взаимными симпатиями и антипатиями, совпадением идейных устремлений и антагонизмом, родственными овязями,любовными и дружескими привязанностями; они вступают во взаимоотношения и со-

I. Михайлова й. Проза Лермонтова. - М.: Гослитиздат,1957. - С.295

относятся друг с другой, и это их соотнесенность в сюжете служит одни« из выражений - иногда важнейшим - идейного содержания произведения, которое воплощено посредством сопряжения групп и отдельных персонажей в определенном отношении к миру автора и объективной действительности.

Исходя из данного определения, систему персонажей:следует рассматривать по крайней мере с двух точек зрения: I) как систему взаимоотношений персонажей и соотношений их друг о другом; 2) как конкретной воплощение принципов композиционного сопряжения содержательных элементов. Система персонажей связана в первую очередь с свае той произведения, в котором также выделяют два основных аспекта рассмотрения; сюкзтно-тематическое и сюжетно-композиционное единства.Соответственно проблема аналитического рассмотрения системы персонажей долина решаться в два этапа. Настоящее диссертационное исследование посвяцено рассмотрению системы персонажей романа "Герой нашего вре--мени" в сюжетно-тематичесном единстве произведения.

Чтобы проанализировать систему персонажей нужно определить простейший элемент данного уровня содержательной формы произведения, единицей системы персонажей следует считать оппозицию персонажей. Оппозицией персонажей мы будем называть противопоставленность на основе сюжетного взаимодействия или композиционной соотнесенности двух персонажей одного и того же литературно-художественного произведения в их данной социально-психологической определенности, т.е. в их .отношении к материальным и духовным, в том числе нравственным ценностям, которое обусловлено их социальной сущностью. Эта противопоставлен- ■ нооть может в разной степени выражать социально-философское обобще- ' ние на уровне концепции общественных явлений. Б частности указанная противопоставленность выражается в резном отношении двух персонажей к конкретным предметам и явлениям. Такое понимание оппозиции включает в себя самый широкий круг взаимоотношений и соотношений действующих лиц произведения. Понятие оппозиции персонажей не следует распространять на всех действующих лиц. Ядро системы персонажей составит система основных оппозиций. Оппозиции персонажей должны рассматриваться: а) в событийно-психологической связи; б) в их социально-психологической сущности; в) синтезирующим моментом рассмотрения является констатация особенностей ооциально-философского обобщения на уровне концепции общественных явлений, изображенных в произведении,

Для эффективного рассмотрения оппозиций персонажей весьма плодотворным оказывается использование ПОНЯТИЯ М0ТИ38, которое применительно к литературным явлениям нового времени подробно разработано Б.Ь.Томашевсним.* При этой следует четко определить: мы будем понимать в дальнейшей выделение мотивов как момент анализа произведения, а не принцчп его организации. С этой точки зрения мотивы обозначают, фиксируют неразложимое далее единство темы (означаемое содержание) и сюжета (означающая форма). В сущности всякое суждение об идейно-художественном содержании произведения есть так или иначе выделение и определение мотиве в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие. Оппозиция персонажей понимается но столько как элемент структуры, сколько в деструктивной своеИ функции, т.е. во взаимодействии персонажей, чреватом непрерывными изменениями. Таким образом осуществляется изучение саморазвивающегося художественного мира произведения; в ого основе первоначально полагается некая общая схема (система персонажей), которую в конечном счете ассимилирует обобщающая мысль об идеНно-худохаственной сущности произведения. Так по видимости формальное основание дзет возможность углубления традиционных методов исследования литеретур-но-художеотвенного произведения.

Аналитическое рассмотрение "Героя нашего времени" основывается на выделении двух сюжетно-тематическнх уровней: "кавказской" истории Печорина и "путевих" записок. Сюяетно-тематичоское единство "кавказской" истории Печорина основывается на развертывании сущностных сторон личности героя. В становлении своем эта личность отрицает устои общества. Рассмотрение системы персонале!! предполагает анализ образа Печорина, который возникает в связи с противопоставлением ому других персонажей, т.е. анализ основных оппозиций персонажей в соответствии с сюжетно-тематичоским развитием, которое основано на хронологической последовательности приключений героя. Хронологическая последовательность обнаруживает каузальную зависимость изменения внутреннего состояния героя от происходящих с ним ■ "кавказских" событий в главвх "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", "Бэла" и вто, на наш взгляд, ваяно для правильного понимания роли художественной оппозиции Печорин - Бэла и смысла всего романа, как

I. См.: ТомашевскиИ Б.В. Теория литературы. Поэтика - М.- Л.:Гоо-'. литиздат,' 1951 - С.136-139

важно то обстоятельство, что все описываемые события происходят именно на Кавказе и за короткий промежуток времени. Отступление при анализе от реельной последовательности глав позволит в дальнейшем более глубоко уяснить художественную цель порядка их расположения в романе.

К весьма плодотворному выводу пришла Н.М.Владимирская. Изучая пространственно-временные связи в сюжете "Героя нашего времени", она установила, что если "точкой отсчета" взять "Тамань", то будет наблюдаться причинно-логическая связь эпизодов. * Однако нарушение композиционной последовательности глав при анализе исследовательница сочла "непозволительной операцией',' и, таким образом, собственная методологическая установка помешала ей сделать следующий шаг в постижении художественной логини романа. Здесь уместно вспомнить замечание Л.Я.Гинзбург: "Литературный герой полностью познается ретроспективно. Завершенный персонаж... как бы рождается заново"/ Аналитическое рассмотрение произведения предполагает нан-раз такой ретроспективный взгляд: целостное восприятие как бы преодолевает порядок. Сюжетно-теыатическое единство определяют два главных фактора: а) место действия и среда, в которой проявляется' характер героя; б) в этой особенной обстановке действует особенный герой - "кавказский" Печорин. Печорин молод, мысль его-устремлена к разрешению проблем взаимосвязи личности и общества, активной позиции личности. Раннее взросление людей в начале XIX векав сочетании с повышенным самосознанием личности было чревато энергией поиска, дальнейшим развитием. В этом отношении лермон-товский герой оказывается типичным. Между тем, рассуждение о Печорине как об окончательно сложившейся личности стало аксиоматичным.-"5 Это положение нуждается в уточнении. Рефлексия на почве индивидуализма составляет основу "типа сознания", воплощенного в Печорине. Печорин■ стремится к уяснению своей сущности, т.е. к осознанию характера и-своего мео-та в жизни. В какой степени личность следует- считать1 сложившейся, если молодой человек неутомимо познает себя взыскуег смысла бытия

1. Владимирская Н.и. пространственно-временные связи в сюжете рома-» на М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" //М.Ю.Л&рмонтов.Проблемы типологии и историзма. - Рязань,1980. - С.52

2. Гинзбург Лидия.О структуре литературного персонажа //Искусство олова.-М.:Наука,1973. - С.378

3. См.об этом: Удодов Б.Т. "Герой нашего времени //Лер'монтовсная энциклопедия. -М.: Сов.энциклопедия,1981. - С.102

и "назначения высокого", и ~ти поиски в большой степени определяют его жизненное поведение? Взгляды Печорине находятся в процессе становления-уяснения, в движении от частных заключений ко всеобщему смыслу, в философском осмыслении героем собственной поаиции, которое происходит стремительно быстро, тек как герой выстрадал ото становление длительными и мучительными размышлениями петербургской жизни. "Кавказский" Печорин - квк бы мгновение внутренней жизни героя, остановленное гениальным писателем, а этом длящемся мгновении-загадке романа, огромное завоевание лермонтовского психологизма и верно развития последующей русской психологической прозы. Момент развития личности Печорина накладывает отпечаток на все его отношения с другими персонажами, и это немаловажно учитывать при определении особенностей художественного метода романа.

Сюжетно-тематическое единство "путевых записок" тяготеет к другой сторона темы: доминантой является здесь глубокий разлад такого именно Печорина с обществом; объективация личности Печорина, для чего важную роль играет оппозиция Печорин - повествователь,служит одновременно средством раскрытия общественного характера печо-ринских противоречий. Произведение на атом этапе анализа вновь обретает цельность реальной композиционной последовательности.Уровень объективации личности включает в себя историю Печорина, т.е. является моментом синтеза в исследовании, делает его законченным и цельным.

В соответствии с выделенными сюжетчо-темотическимн уровнями определяются этапы анализа романа "Герой нашего времени", и соответственно, следующие главы диссертационного исследования.

В Главе П "Развитие личности Печорина в системе персонажей романе "Герой нашего времени" последовательно рассматриваются оппозиции персонажей "Тамани", "Княжны Мори", "Фаталиста", и "Бэлы", которая берется здесь лишь с точки зрения события похищения горянки Печориным: такое аналитическое выделение данного полествовательно-го уровня имеет в тексте диссертации глубокое обоснование. Указанные главы раскрывают "кавназскую" историю Печорина в системе персо-накей, не имеющей сквозной событийной свпзи. Печорин изображен в критический момент своего духовного развития. Кавказская обстановка с ее особенными обстоятельствами пробуждает активность героя. Сови-дателытя рель Печорина в событиях свидетельствует о его познавательном отношении к действительности в различных ее проявлениях, а собственные поотупки становятся поводом для рефлексии. Под влиянием

изображенных в романе кавказских событий происходит изменение идеологического отношения центрального персонажа к действительности. События главы "Тамань" раскрывают образ героя романтического склада и незаурядных человеческих качеств. Его устремленность прочь от "казенной надобности" к иной действительности принадлежит пока исключительно воображаемому 'идеалу. Сознание неосуществимости этого идеала в пережитой ситуации приводит к тому, что в финале главы "Тамань" индивидуализм жаждущего действия героя приобретает пассивный характер своеобразно фаталистического вывода. Герой, однако, на монет не действовать и не осмысливать при этом своих действий.В "Княжне Мери" индивидуализм Печорина воплощается в программу целеустремленного активного поведения; при этом герой преодолевает и подчиняет себе волю других людей. Эта победительная активность чревата "демоническими" чертами, проявившимися в характере Печорина. Т.о. рефлексия по поводу конфликта "Я - действительность" приводит героя к усилению индивидуалистической позиции. Поэтизация индивидуализма в последних строках "Княжны Мери" - проявление ординарного романтического мироощущения - вступает в противоречие с углубленным самоанализом Печорина, и это противоречие снимается нравственно-философскими исканиями "Фаталиста". Индивидуалистическая позиция становится предметом рефлексии уже с точки зрения обратной связи ^'индивидуализм - действительность". Есть ли предел человеческой воле? С помощью свойственного ему безграничного скептицизма Печорин ставит под сомнение необходимость служения общему благу, добру. В результате размышлений о свободе воли, а также индивидуального волевого ак-тэ ("Фаталист") герой приходит к философскому индивидуализму нэк 'символу веры, единственной альтернативе косной реальности.

Именно с позиций философского индивидуализма действует воодушев< ленный Печорин, похищая Бэлу. Это не свидетельство руссоистских взглядов, в демонический вызов индивидуума. Истина, Добро и Красота - ипостаси сущности и предназначения человека в мире - находят воплощение в любви как проявлении человечности, Печорин - крупная, мятежная личность - жаждет осуществить овое предназначение, но устремленность к индивидуалистически,, вне морали понятой истине гибельна для любви. Поэтому завоеванная;Печориным действительность не может быть прочной и рушится сначала.'в рефлектирующем сознании героя, а затеи и экзистенциально: тбнет Бэла. Демон повержен,окончательно отринут, ыироы. Дикий сшзх венчает его крушение.

Оппозиции основных персонажей отмечены сильным личностным взаимодействием при определяющем влиянии Печорина. Воздействие сильной личности вызывает в конечном счете трансформацию характерных черт и личностных качеств персонажей: развитие (;.1ири, Грушницкий, Бэла), углубление (Вера), интенсивное проявление (Вернер, Ву-лич, Казбич). Более слабому личностному взаимодействию с героем подвержены некоторые из второстепенных персонажей, у которых обнаруживается оппозиционная с ним связь (таковы, например, княгиня Лиговскея и драгунский капитан).

Последовательный психологизм, мотивированность событийных свя-аей-основа воплощения поступков и взаимоотношений персонажей в рассмотренных главах. Особое место - у оппозиции Печорин - Янко и Печорин - Казбич: в них отсутствует непосредственная событийная связь, но действия Янко и Казбича опосредованы изменениями ситуации в результате поступков Печор;ша.

В оппозициях воплощается обусловленность нравственно-психологических проявлений персонажей социальной ("Тамань"), сословно-групповой ("Княжна ¡.¡ери", "Фаталист"), национально-исторической ("Бэла")!, принадлежностью. Кроме изображения характерных поступков персонажей в соответственной им по социальной принадлежности обстановке, такая обусловленность дана с помощью предысторий, как бы расширяющих событийно-психологический материал за пределы основного действия. Особенную функцию выполняют смысловые единства персонажей, своеобразные "диполи" смысла, каковыми являются пары княгиня- Цери, драгунский капитан - Грушницкий, а так;:.е "ундина" - Ннко: преимущественное дейстБОвание одних (Мери, Грушницкий, "ундина") обеспечивается репрезентативной сущностью д^тпх (княгиня, драгунский капитан, Янко). Функцию предыстории относительно основного действия выполняет оппозиция Казбич - Азамат, благодаря чему отчетливо выражаются нравственно-психологические особенности исторически сложившейся личности горцев.

Черты индетерминизма следует отметить в образе слепого, в котором анткноыично противопоставлены принадлежность к социальным низам и осознанно романтическое, возвышенное восприятие действительности. Некоторое несоответствие романтической противоречивости и выявляемой социальной сущности обнаруживается и в образе Вернера.

С эпизодическими персонажами связаны неполноценные в событийно-психологическом отношении оппозиционные связи, большая или меньшая значимость которых может служить различению второстепенных и

эпизодических персонажей. Например, "толстая дама", которой принадлежит лишь одна реплика, играет тем не менее заметную роль; единственно с помощью этого персонажа воплощен характер взаимоотношений в дамском обществе на водах. Поэтому закономерно усматривать неразвернутую оппозиционную связь ¡.'ери - "толстая даме", Тэ-кии же образом следует рассматривать пару Печорин - Настя: выразительный образ казачки имеет все-таки преимущественно обстоятельственное значение. Обстоятельственное относительно основного действия значение имеет оппозиция казэк-убийца - его мать: здесь как бы персонифицированы общественные последствия преступления, всеобщее смятение. Хаотичное состояние мира представлено статическим противостоя-ниеы персонажей.

Иное значение имеет лишенная событийно-психологической основы противопоставленность Максима Ыаксимыча и есауле: это особая оппозиция мнений. С помощью этой оппозиции и благодаря особым вспомогательным персонажам-мнениям создается в новелле интеллектуальная напряженность, высший проявлением которой являются раздумья главного героя. Обстоятельственное значение вспомогательных персонажей может трансформироваться: так персонажи-мнения, сопутствующие освов-нону действию в главе "фаталист", становятся персонахаии-инфор.*ато-рэми с непосредственным влиянием на ход событий. Преимущественно персонажами-мнениями являются денщик, урядник и десятник из "Тамани", хотя они, как и старуха, служат еще и обозначению своеобразных контуров "нормальной" действительности, порождающей и такие явления, как преступный промысел.

Бее основные и эпизодические персонажи упрочивают единство действия "кавказской" истории Печорина, характеризуя одновременно его общественную действительность и индивидуально-психологическую достоверность. При этом определяющим является активное действовать главного герся, основанное на высоком самосознании, реализация которого в социальном поведении способствует познанию героем самого себя. Воплощение в романе развития личности Печорина есть выражение одной из определяющих сторон лермонтовского способа изображения и тем самым - познания одного типа современного ему человека.. Другую сторону этого способа представляет собой объективация печоринокого характера -и личности познающей активностью повествователя. Об этом идет речь в Главе Ш - "Система персонажей "путевых записок? и личность Печорина?

Действие в "Бэле" определено событиями сопуствия и рассказывания, с которыми связаны сопряженные и противопоставленные мнения персонажей, представляющие собой важные мотивы их характеристики.

огивы характеристики персонажей в главе 'Максим Максииыч" также выражены мнениями, поводом для которых послужило поведение Печорина.

Главным действующим лицом "путевых записок" является повествователь, который постепенно обретает истинную тему своих литературных записей. Аналитическое рассмотрение позволяет сделать некоторые выводы об особенностях системы персонажей "путевых записок" в "Герое нашего времени". Основным мотивом развития оппозиционной связи повествователь - Максим Цаксимыч, а затем и повествователь - Печорин является глубокий познавательный интерес повествователя к действительности и в особенности - к людям. "История души" Печорина начинается для повествователя событиями прошлого ь пересказе Максима Максимыча, т.е. развертывается наряду с историей и характером самого штабс-капитана, который в первую очередь начинает интересовать путешественника. Пытливое восприятие повествователем обоих персонажей в развертывании происходящих и рассказываемых событий формирует оппозиционные связи повествователь - какспм Ыаксимыч и повествователь - Печорин, а суцественныы основанием возникшего треугольника являемся оппозиция Максим йвксимыч - Печорин. Разрешением подобного треугольника в "Бэле" является противопоставленность мнений-версий трех основных персонажей по поводу личности и характера Печорина. Это версии, так сказать, в первом приближении, первый круг мнений. В "Максиме Максвиыче" оппозиция повествователь - Максим Мвксимыч уходит на второй план, хотя и не утрачивает актуальности; повествователь из активного собеседнике превращается в свидетеля с правом голоса. Функция свидетеля осложнена двумя обстоятельствами: во-лер-вых, он не бесстрастно передает происходящее на его глазах, но дает собственную версию, что характеризует его самого; во-вторых, свидетель продолжает выступать в качестве действующего лица. Силою обстоятельств перед повествователем событийно развертывается обретенная им во время путешеотвия тема русского человека в современном его развитии, а его познавательный интерео обращается лреаде всего к личности .Печорина.

В "Максим Максимыче" мнения повествователя и штабс-капитана о Печорине получают окончательное для "путевых запиоок" выражение: о . одной стороны, портретом Печорина, содержащим психолого-физиологи-

ческие выводы, повествователь в значительной степени утверждает подлинность внутреннего облика героя: Максим Максимыч, со своей стороны, делает заключение о неискренности Печорина в дружбе. Противопоставленность этих мнений отражает различие позиций и личностных качеств повествователя и Максима Максимача, но сочувственное отношение писателя к штабс-капитану свидетельствует о некотором подобии характерных черт.

Центральное место в сюжетно-тематическоа единстве "путевых записок" занимает оппозиция Максим Максныыч - Печорин. В отличие от Печорина Максим Максимыч почти полностью лишен личностного самосознания, критич веского) отношения к действительности, к (ото^ рую он приемлет такой, как она есть, не рассуждая, выполняя свой долг".*

Такой преимущественно "отрицательный" взгляд на личность Максима Максимыча необходимо уточнить. Прежде всего Максим ¡¿аксимыч -особый русский тип - "кавказец". Это офицер русской армии, ведущей захватническую войну против горцев. Соотнесенность, с окружающей его восточной стихией ("дикари") выявляет в основе своей "европейский" характер самосознания Максима Максимыча: личностные качества- так называемого "цивилизованного человека", с одной стороны, сознаются в противоположность непохожей восточной "неопределенности", а с другой стороны, представляют собой выражение корпоративного сознания оиределлшого слоя армейского офицерства - такова диалектика рассматриваемого типа. Личностные потенции Максима Максимыча, таким образом, трансформировались в условиях кавказской воины, но они так или иначе реализованы, поэтому, нам кажется, неверно отказывать штабс-капитану в самосознании. Максим ¡¿аксимыч сформировался особенной личностью, важнейшую черту которой составляет реалистическое отношение к действительности, которую.особенно отметил чуткий повествователь;

. Противопоставленность Максима .Максимыча и Печорина не следует понимать излишне механистично: оппозиции этих персонажей ирисуцэ внутренняя динамика, которая обусловлена их личностным взаимодействием. Своевольное похищение Печориным Бэлы нарушает не только уклад жизни горцев, но и дуиеышй покой ыансима Максимыча. Мало того,что штабс-капитан фактически потворствует Печорину, не донесши по начальству, -он еще незаметно для себя самого с удовлетворением прэда-

I; Лермонтовская энциклопедия, с.106. См.также: Михайлова Е. Проза Лермонтова. - С.275

етсн почти семей.юй идилии, будто в несуществующем его доме появились молодые. Возрождение к жизни высоких человеческих чувств, приглушенных обстоятельствами, - не шаг ли это на пути к нравственному обновлению? Неотступная мысль о "странностях" Печорина, желание его понять, объяснить сводятся на нет ограниченностью интеллектуального развития, неразвитостью мышления. Кму не суждено понять стремлений современного молодого человека и новой жизни, не он к ней как бы уже приобщился хотя бы вопросом, недоуменным упреком.

Проблема "автор - повествователь - герой" окончательно решается в "Предисловии к "Журналу Печорина". Оно должно быть осмыслено в качестве одной из глав "Героя нашего времени", которая в сюжетно-тематичоском отношении примыкает к "путевым запискам", хотя тут и не происходит никаких событий, лишь сообщается о смерти Печорина; с другой стороны, окончательное развитие темы повествователя, заключающееся в оценке личности Печорина, делает необходимым ее рассмотрение в тесной связи со смыслом сюжетно-тамвтического развития в "Журнале Печорина".

Оппозиционная связь в "путевых записках" основывается на изменении мнения повествователя о Печорине, этапами которого являются неопределенная оценка исповеди Печорина в "Бэле", а затем открытие черт искренности и глубины переживаний'в психологическом портрете. Обозначившиеся благодаря портрету общие мотивы характеристики повествователя и Печорина не снимают ясно выраженной противоположности их позиций. Повествователь относится к действительности, в частности, к личности Печорина, с точки зрения объективно-реалистической, как к объекту осмысления; основательным любопытством преодолевает он книжно-романтическую предрасположенность. Для "кавказского" Печорина действительность, напротив, была объектом приложения сил душевных, источником наслаждения и печали, т.е. воспринималась чувственно и практически. Повествователь взирает на героя со стороны, познавая и оценивая представший ему феномен,-хотя и не вовсе чужд пе-чоринского отрицания. Подчеркнуто отчужденный холодный..юн "Предисловия к "1урналу Печорина", суетливая обрадованность известием о • омерти Печорина призваны утвердить их окончательную отдаленность друг от зругэ. .

В "Предисловии н "Журналу Печорина" утверждается иное тождество: "... я воспользовался случаем поставить свое дня над чужим

произведением", "мой ответ - заглавие этой книги". Указание как будто однозначно свидетельствует: повествователь и автор произведения - одно и го же лицо. Однако бесспорность этого утверждения кажущаяся, ибо нам уже известно: "Автор литературного произведения присутствует только в целом произведении, и его нет ни в одном выделенном моменте этого целого, менее же всего в оторванном от целого содержании его. ... Подлинный автор не может стать образом, ибо он создатель всякого образа, всего образного з произвидспии" По-видимому, сложность окончательного установления соотношения повествователя и авторе романа связана с исключительностью задачи Лермонтова: литературное изображение "истории души" человеческой, создание нового психологического романа. Используя традиционную форму записок для выражения нового содержания "первого русского психологического романа'.', Лермонтов вынужден следовать ей до конца:он берет не себя "ответственность" за повествователя. Такой способ мотивировки делает содержание романа максимально достоверным в восприятии читателя.

Б новаторском романе обе традиционные формы нак бы "сплавляются", главную роль при этом играет особое положение повествователя, которого следует понимать отличным от "автора первого предисловия".. Извесгкоепх сближение нз уровне мотивировки повествования снимается сюлотно-тематпчоским различенном, что особенно ясно выражается несовпадением в оценке личности Печорина. Иь наш взгляд, нигде, в романе нет прямых свидетельств осуждения Печорина повествователем. Мотивы осуждения героя следует связывать с "автором первого предисловия": отличие его от повествователя выражается в большей глубине "первого предисловия" в сравнении с "Предисловием к "журналу Печорина". Ь предисловии к роману автор определенно высказывается о том, чего не поняли читатели, заьороненныо поверхностным сходством нового "сочинения" с привычной романтической литературой. Отвергая приписываемую ему публикой установку на самовыражение,- он побуждает осознать Печорина как личность типическую. Мелкие.поступки, принципиальная аморальность жизненной позиции человека с высоким уровнем самосознания - это "болезнь" социальная, таков "диагноз" автора.

I. Лермонтов М.Ю. Собрание соч. в 6т. - Т.6. - М.-Л.:Изд-во АН СССР,

1957. - С.248,249. 2; Бахтин U.M. К методологии литературоведения //Контекст 1974/лите-ратурно-теорехичвекие исследования. - М.:Науяа,19?5. - С.203

Значительный заряд личностного развития Печорина оказывает мочугее влияние на всех, кто соприкоснулся с его судьбой, велики потенции згой глубокой натуры, не нашедшей истинного пути в действительности. Такому пониманию характера и личности главного героя соответствует "кольцевая" композиция романа: изображенные события жизни Печорина начинаются и заканчиваются в крепости, что символизирует безысходность метаний героя, по в этом же расположении глав с "Фаталисток"- в финале звучит и оптимистическая нота веры в человеке и его духовную победу. Композиционная последовательность расположения глав в романе воплощает глубину личности Печорина, при этом развитие личностных качеств героя нарушением хронологии не снимается, ибо последняя легко восстанавливается по мере восприятия произведении. Лермонтов не интригует читателя, а дает ему возможность самому познать згу личность. Композиционный порядок расположения глав в произведении, на наш взгляд, не может определять необходимую последовательность аналитического рассмотрения произведения, ибо'оно воспринимается и оценивается нами всегда в конечном счете целокупно, и никакой порядок рассмотрения глав поэтому не способен изменить сущность идейно-художественного содержания творения искусства, если интерпретатор сознательно не стремится н этому. Наоборот оправданный метод вскрывает непознанное.

В Заключении делаются окончательные выводы об особенностях поэтики, жанра и метода романа "Герой нашего времени". На каждом ш •двух выделенных уровней системы персонажей доминирует решение особой задачи'художественного, воплощения романного содержания, так что можно говорить о преобладающем значении определенной художественной функции данного уровня системы персонажей. На первом уровне - в сюжетно-тематическом единстве "кавказской" истории Печорина - доминирует конкретно-образное воплощение Героя Пешего Времени в процессе его самопознания (самоанализ } и самовыражения, заключенного в действовании. С другой стороны, проблема объективации событий решается здесь благодаря социально-психологической мотивированности взаимоотношений персонажей, а также в связи с детерминированностью характеров и поведения.

В системе персонажей "путевых записок" - доминирующей стороной художественного решения проблемы Героя Нашего'Времени являетоя объективация характера и личности Печорина познающей активностью

повествователя. Но при этом оам повествователь и Максим Макснмоч предстают полнокровными персонажами романа о отчетливо выраженными характерными чертами.

Спецификой романа как обобщающего жанра является сопряжение указанных уровней системы персонажей, Синтезирующая авторская позиция снимает возможный субъективизм персонажей - рассказчиков, благодаря чему достигается особая объемность художественного изображения. ¿ыть может, в итоге следует говорить о его своеобразной стереоскопичности. Такое определение оттеняет заметную в "Герое нашего времени", неокрытую диалентичность художественного воплощения действительности и такого ее феномена, каким явился Лермонтову Печорин. Понимание указанной стереоскопичности как момента поэтики, нам ка-жотсп, помогает яснее представить отличие реалистического мастерства Лермонтова от художественных достижений писателей-реалистов второй половины XIX века.

Знанр "Героя нашего времени" можно условно определить как психологический роман-познание: основой сюжетно-тематичссього развития является познавательный интерес повествователя к познощему тзебя тарою, который но основа рефлексии и философствования стропится обрести, обретает и утрачивает отчетливую жизненную позицию. Повествователь «о обретает по мерз познания героя тему своих записок. Характер Печорина возникает,т.о., на "перекрестье" развернутого самопознания, самораскрытия и, с другой стороны, - познания .и раскрытия о точки зрения повествователя. Сущность Героя Нашего Времени оказывается контрапунктом дзух встречных художественных движений. Указанные особенности сиотемы персонажей свидетельствуют о том, что реалистическая тенденция "Героя нашего времени" превалирует над романтической трвдивдой, как объединяющее романное начало - над жанровой• обособленностью путевых записок в целом и отдельных глав,' а сюжетно-тематическое единство - над фрагментарностью событий. Твкова диалектика реалистического романного мышления, которое предполагает отражение действительности во всей ео полноте.

"Герой наш'его времени" - это философский роман. Философичность Печорина - реальная черта его миросозерцания. Философское качество печоринского самооознания может быть в известном смысле прямо соотнесено о одним из-очень влиятельных в Квропе и России умственных направлений - шеллингианством. Действительно, по Шеллингу, "филосо-

фия является историей самосознания проходящего различные эпохи".1 "Этапы ("эппхи"), которые проходит сознание, суть следующие: от .первоначального ощущения до продуктивного созерцания; от продуктивного созерцания до рефлексии; от рефлексии до акта воли..." По аналогичным образом представлено в романе скоротечное развитие печорин-ского самосознания, в результате чего изменяются личностные качества героя - об эюи свидетельствует аналитическое рассмотрение произведения. Оилософичнссть Печорина идет не от прямого изучения Шеллинга, но является следствием органического миросозерцания героя, поэтому роман никак нельзя считать иллюстрацией "русского шеллингианства", но исследование!1, романтического характера на русской почве. •

Сущность изображенного романтического характера - индивидуалистически:! протест Печорина, направленный против условий русского общества, которое, по сути дела, им отождествляется с господствующим дворянским классом и еще уже - с аристократией. Представление о несправедливости общественного устройства на это;,: уровне нельзя не считать весьма ограниченными в социально-политическом плане, а философствование Печорина оказывается оторванным от российской феодально-крепостнической действительности. Такая мировоззренческая неосновательность позиции героя соответствует чаадаевской критике современного умственного состояния русского просвещенного общества. Разумеется, заимствование идеи, о котором 'с горечью пишет идеолог рэпвд-ничества, происходило сообразно собственному развитию русского общества: "отрицательные" воззрения были тесно связаны и с поражением декабристов, и с николаевской реакцией 30-х годов. Углубление разочарования и скепсиса является результатом разрыва мыслимого и действительного, несоответствия развития идей и крепостного рабства.Борьбу за преодоление этого разрыва и обретение истинной перспективы развития общественной мысли взяла на себя руссная классическая литература, которая на всех этапах своего развития имела ярко выраженный мировоззренческий характер. Величие русской литературы заключается прежде всего в том, что за литературным образом (и до него) не стоит какая-либо определенная философская идея; художественное же изображение само есть аналог всеобщей идеи в философское осмысление действительности.

1. Шеллинг Ф.В.Й.Сочинения в двух мывх.Т.1-М.:Мысль,1987. - С.283

2. Гудыга А. Философское наследие Шеллинга // Шеллинг Ф.В.Й. Указ. ооч. - С.19

Глубокий взгляд на исторически конкретное явление русской общественно-культурной жизни, какое представляет собой личность и характер Печорина, познание и осуждение этого явления с позиций объективного изображения — вклад М. Ю. Лермонтова в развитие русской художественной мысли.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Особенности сюжетно-тематического единства в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Анализ художественного произведения русской и зарубежной литературы (Методические рекомендации для студентов II и III курсов очного п заочного отделений филологического факультета.— Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1987, с. 17—20.

2. Особенности сюжетно-тематического единства романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и система персонажен главы «Тамань» // Моск. гос. под. ин-т им. В. И. Ленина, 1988, 34 с. Деп. в ИНИОН. 28.01.88. № 32629. Указатель «Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение», № 5, 198"

Подп. к печ. 3/1-89. О п о.м 1 и. л, Закпз 42. Тираж IM)

Типография МГПП им. 13. £1. Ленина