автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект
Полный текст автореферата диссертации по теме "Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект"
ЗУБОВА Яна Валерьевна
СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
22.00.06 — социология культуры, духовной жизни
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Майкоп — 2006
Работа выполнена на кафедре философии и социологии .„... « Адыгейского, государственного университета
Научный руководитель:
доктор социологических наук, профессор,
Афасижев Туркубий Индрисович
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор социологических наук, профессор
Гришай Владимир Николаевич
кандидат социологических наук, доцент
Тыкова Анжела Аслановна
Кубанский государственный университет
Защита состоится « -3 » _2006 г.
в часов на заседании диссертационного совета КМ 212.001.04 по социологическим наукам при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000 г. Майкоп, ул. Университетская, 208, конференц-зал университета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета
Автореферат разослан « » _2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета ' С.А. Ляушева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования.
Переживаемый Россией период глубоких общественных перемен (конец XX — начало XXI вв.) в разное время называли «ускорением», «перестройкой», «революцией», «радикальными реформами», «модернизаторскими реформами», «переходом» часто без указания от чего к чему. И только в последние годы было найдено понятие, наиболее адекватно выражающее суть и особенности происходящего в России процесса, — понятие социальной трансформации, то есть реформирования общества (быстрое изменение социальной природы, или социального типа общества, не связанное со сменой правящей элиты). Однако, по мнению Т.И. Заславской, процесс социальной трансформации является скорее стихийным, чем планируемым и управляемым1. Именно в такие периоды «расшатывается» общественная мораль, происходят определенные изменения правовых отношений, и тем самым сам процесс становления социальной направленности личности исторически обусловлен, так как не существует «общечеловеческих ценностей» как таковых, «самих по себе»: они всегда определены как в общественном, так и в индивидуальном сознании конкретно-исторически. Отсюда, как утверждают отечественные ученые, они должны быть соотнесены и оценены в аспекте взаимодействия категорий «нравственность — мораль — право» на конкретном этапе исторического развития2. Именно поэтому наиболее значимыми социально-правовыми аспектами в этой области преобразований являются: престиж образования, солидарность личности с принимаемыми законами и правовая социализация личности. Культура общества в итоге является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности. Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающемся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, определяемых нормами права.
1 Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. — М.: «Дело», 2000. - С. 445.
2 Гончаров Н.В. Ценностные ориентации молодежи в сфере правового сознания в посттоталитарном обществе. — Краснодар — Москва, 1997. — С. 3.
В этой связи актуальным является исследование системы правового образования, которое выступает важнейшим критерием цивилизованности общества, а общественное развитие в этом направлении выступает как глобальный цивилизованный процесс. Недостаточная разработанность социокультурного аспекта функционирования правового образования в российском обществе как важнейшей основы правовой культуры требует дальнейшего исследования.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы.
Теоретической основой исследования являются работы, содержащие базовые положения и концепции отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие аспекты правового образования и правовой культуры в жизни общества в целом. Проблема правового положения человека была предметом изучения многих исследователей. В их число можно отнести Н.И. Матузова, В.А. Малько, В.П. Сальникова, Т.В. Синюкова1, и других авторов. Благодаря их исследованиям стало возможным конструирование правового положения человека и гражданина рассматривать как элемент социально-правовой культуры. Или, как указывает Ю. Хабермас в работе «Демократия. Разум. Нравственность», это включение личности в жизнь государства и формирование государством своей социальной политики, направленной на личность2. Еще до него специфическую ценность социально-правовой культуры высоко оценивал Иммануил Кант, говоря, что сущность культуры включает в себя общественную ценность человека, направленную на «очеловечивание его социального бытия». В отечественной социологии регуляция человеческой деятельности рассматривается через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, сохранять. Так, проблеме взаимосвязи права, нравственности и религии серьезное внимание уделил B.C. Соловьев будучи крупнейшим пропагандистом правового государства. «Правило истинного прогресса состоит в том, — говорил он, — чтобы государство как можно меньше стесняло внутренний мир человека и как можно шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей». Другой известный русский ученый A.C. Алексеев в работе «Начало верховенства права в современном государстве» (1910), указывал, что «не закон дает силу праву, а право дает силу закону,
1 Матузов Н.И., Малько A.B., Сальников В.П. Теория государства и права. — М.г Юристъ, 2003.
1 Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. — Новосибирск,
1995.-С. 47.
и законодатель должен не создавать, а находить право, выработанное в сознании общества»1.
В работах Е. Сухомлинова, В. Лазарева, П. Виноградова раскрываются вопросы социально-правовой компетенции личности как элемента социально-правовой культуры и социально-правовой компетенции государства. Если же в первом случае есть личностное выражение правового статуса, то во втором — суть правового статуса государства. Избежать социальных дисгармоний во взаимоотношениях личности и государства можно лишь при выравнивании их правовых статусов, во всяком случае, в их движении на встречу друг другу2. Отсутствие такого вектора движения приводит, как выявил Э. Дюркгейм, к аномии3.
Основные выводы и предложения, сделанные в ходе диссертационного исследования, базируются на трудах отечественных и зарубежных ученых, а также на положениях Конституции Российской Федерации, международно-правовых актах о правах человека. В процессе работы над диссертацией проанализированы труды В.А. Ядова, В.П. Сальникова, Э.Г. Эфендиева, П.И. Новго-родцева, H.A. Бердяева, В.В. Лазарева, B.C. Соловьева, В.Н. Кудрявцева, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, C.B. Лапиной, В.Э. Бойкова, А. Кива, И.В. Василенко, Ф.А. Хайек, Н.В. Гончарова, А.Г. Сап-рунова, Б.Н. Чичерина, и других4. Для более полного представле-
1 Цит. по книге: Баранов П.П. Юридическая психология. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - С. 36, 37.
2 Иванов A.A. Социальный менеджмент в социальной политике государства // Социальные изменения общественной жизни. Сб. ст. Вып. 1, — Ростов н/Д, 2000.
3 Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991.-С. 395.
4 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: «Добросвет», 2003; Сальников В.П. Правовая культура. / Теория государства и права. Под ред. Матузов Н.И., Малько A.B.
— М.: Юристъ, 2002; Эфендиев А.Г. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции // Общая социология. — М.: ИНФРА-М, 2004; Новгородцев П.И. О задачах современной философии / Соч. —М., 1995; Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1; Лазарев В.В. Общая теория права и государства. — М.: НОРМА, 2002; Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества.
— М., 2002; Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. — М.: Дело, 2002; Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. № 5; Лапина C.B. Культурология. — Мн.: ТетраСистемс, 2004; Кива А. Такие разные реформы. // Свободная мысль — XXI. № 2. 2004; Василенко И.А. Вопросы философии. 1997. № 9; Хайек Ф.А. Дорога к рабству. // Социс. 1990. № 12, № 11.; Чичерин Б.Н. Философско-юриди-ческая мысль политико-правового взгляда. — М., 2000.
ния о разработанности исследуемой проблемы необходимо отметить труды ученых-социологов и философов Северо-Кавказского региона, анализ которых обращает внимание на этносо-циологическую и этнофилософскую направленность исследования проблемы: Р.Г. Абдулатипов, К.Х. Делокаров, К.Х. Унежев, Ю.И. Шанибов, А.Ю. Шадже, О.Н. Дамениа, Р.А. Ханаху1. Параметры и ориентиры правового образования также исследуются на основании материалов, представленных в аналитических вестниках органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Правовая культура демократических преобразований в России находится на этапе становления, и на этом пути нам предстоит ряд напряженных этапов формирования и развития правовых ценностей. Эти ценности заключаются в символике веры современного правосознания — это права на достойное человеческое существование. Признание этого момента имеет как нравственное, так и юридическое значение. Актуальность темы, практическая значимость, сложность и недостаточная разработанность проблемы, требуют дальнейших исследований и необходимости выявления новых граней правовой культуры в условиях современного общества. Особую значимость приобретают ценностные ориентации личности, этики и морали, сложных и противоречивых духовно-культурных процессов в массовом сознании российского общества, в частности, в СевероКавказском регионе.
Объектом диссертационного исследования является феномен правового образования в контексте политико-правовой культуры российского общества (на материалах Краснодарского края).
Предмет исследования: специфика социокультурного аспекта функционирования системы правового образования в российском обществе (на материалах Краснодарского края).
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении специфики процесса функционирования системы правового образования в условиях реформирования российского общества, определении путей оптимизации этого процесса. Указанная цель реализуется путем решения следующих задач:
1 Дамениа О.Н. Очерки кавказской культуры. — Майкоп: изд-во АГУ, 2001; Шадже Ю.А. Феномен кавказской идентичности. — Майкоп: изд-во АГУ, 2001; Шадже Ю.А., Дамениа О.Н. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе. — Майкоп, 2005.
— исследовать феномен правового образования как основы правовой культуры;
— проанализировать взаимосвязь правового образования и правовой культуры;
— раскрыть влияние правового сознания на уровень социокультурной ситуации в обществе;
— показать роль права как культурной традиции и систему ценностей правовой культуры в современном социуме;
— исследовать правовое образование в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе (Белореченский район Краснодарского края).
Гипотеза диссертационного исследования: правовая культура как компонент образования личности предполагает учет социокультурных аспектов не только в конкретном регионе Российской Федерации, но в российском обществе в целом.
Методологическая основа диссертационного исследования.
В изучении аспекта функционирования системы правового образования российского общества использовались фундаментальные общенаучные методы социального познания: системный анализ, диалектико-материалистический метод, структурно-функциональный анализ, методы конкретно-исторического исследования, анкетирование, интервьюирование и контент-анализ документов.
Специфика диссертационного исследования обусловливает применение сравнительного анализа и логических принципов выявления сущности понятий и их определений, синергетического и функционального подходов.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы конкретных социологических исследований, проводимых автором в 2004—2005 гг. в молодежной среде Белореченского района Краснодарского края. Объем выборочного исследования составил 610 человек. Из них основной возраст от 17 до 25 лет. Отбор и опрос респондентов проходил по месту учебы и работы.
В этих условиях эмпирической основой обобщения и выводов в диссертации послужили публикации в специализированных изданиях и анализ текущей литературы по данной тематике.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертант впервые, исходя из правовой реформы и внесения изменений в законодательство Российской Федерации, осуществила комплексный подход к исследованию проблемных ситуаций правового образования. Научная новизна заключается также в:
— исследовании права как социального явления и его воплощении в жизнь в виде социального факта;
— определении основных путей для утверждения подлинно гармоничных взаимоотношений правовой культуры между различными социальными слоями общества;
— осуществлении логико-гносеологического анализа понятия правового образования как основы правовой культуры;
— обосновании системы критериев, характеризующих систему ценностей правовой культуры в современном социуме, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими в самых важных аспектах жизни индивида и общества;
— установлении зависимости характера и поведения людей в правовой сфере, стабильности правопорядка в обществе от уровня и состояния правового образования;
— осуществлении на региональном материале комплексного анализа социокультурных проблем правового образования и аксиологического осмысления правовой культуры в российском обществе (на материалах Белореченского района Краснодарского края).
Положения, выносимые на защиту
1. Реализация идей кардинальной реформы в России в начале 90-х гг. XX века поставила многочисленные вопросы, одним их которых является правовое образование и правовая культура и их влияние на качество жизни современного общества. Стремление большинства населения к моральному, правовому и социальному порядку является защитной реакцией общества на давно царящую хаотичность в государственном управлении, с одной стороны, и на административный произвол чиновников, с другой. При таком состоянии государственной машины невозможно не только формирование гражданского общества, но и соблюдение элементарных прав личности — гражданских, социальных и экономических. В этой связи назрела необходимость детального анализа взаимосвязи системы правового образования и правовой культуры. Правовая культура способна связать все различные стороны нашей действительности в одно целое. Иначе население и организации не имеют возможности получить от органов государственной власти и муниципального управления жизненно необходимых услуг, вынуждены приспосабливаться к непредсказуемым их действиям.
2. Для обеспечения высоких темпов радикального реформирования общественного устройства необходима достаточно развитая правовая культура личности, базирующаяся на ценностных установках и мотивах поведения: уверенность, что следование закону является обязательной нормой поведения; вера в то, что соблюдение принятых обязательств есть норма жизни; чувство личной ответственности за свои поступки и убеждения в важности исполнения обязанностей; уверенность, что свобода всех есть гарантия свободы каждого; уважение достоинства других людей, и др. Правовая культура является неотъемлемым компонентом цивилизованного правового государства.
3. Уровень правовой культуры общества зависит от профессиональной культуры личности. Профессиональная правовая культура, свойственная общности людей, требует специального образования и практической подготовки. Главное в профессиональной культуре — высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридической службы во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д. Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из ее членов, то есть степенью общего образования, уровнем его квалификации.
4. Обществу нужны те рычаги, которые будут способствовать функционированию правопорядка и правового государства. В этой связи государство, будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, устанавливает своеобразные границы социально-значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц. Основной смысл юридической свободы — это оградить индивида от внешнего произвола как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность — возможность удовлетворения своего интереса. Сегодня почти единственным регулятором общественных отношений остается право, закон как «движущая сила» сохранения устойчивости социума. Право — многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством
и обществом является основной задачей в процессе формирования правовой культуры.
Научная и практическая значимость диссертационного исследования
Полученные результаты имеют теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость и направлены на решение проблемы оптимизации социокультурной проблемы формирования правового образования в российском обществе. Основные положения и выводы могут быть использованы при разработке общей концепции права; при подготовке разного рода стратегических прогнозных документов для решения социальных проблем и формировании приоритетных направлений в исследовании правового образования, в практике государственных органов, в системе повышения квалификации работников государственных служб и социальной сферы.
Апробация результатов исследования Содержание диссертационной работы апробировано на ряде научных конференций различного уровня. Сформулированные в диссертации теоретические положения, предлагаемые методические приемы и практические рекомендации проверялись и совершенствовались в ходе прикладных социологических исследований, проведенных автором в 2004—2005 гг. Результаты исследования внедрены в практику подготовки специалистов в рамках изучения курса социологии в филиале АГУ г. Белореченска.
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре социологии и философии Адыгейского государственного университета в 2006 г.
По теме диссертационной работы опубликовано 5 статей общим объемом 2,5 печатных листа
Объем и структура диссертации Цель и специфика исследовательской проблемы определили логику решения основных задач и общую структуру диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 147 страницах.
Основное содержание диссертационной работы Во введении дается общая характеристика диссертации: обосновывается актуальность темы, уточняется объект и предмет диссертационного исследования, определяются гипотеза, цель
и задачи диссертационного исследования, его методологическая основа, эмпирическая база, показывается научная новизна и формулируются основные положения, выносимые на защиту, мотивируется теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава «Теоретические вопросы исследования социокультурных аспектов правового образования в российском обществе»
посвящена теоретическому анализу проблемы правового образования. Логико-гносеологическая концепция мирового опыта представлена в мировой социологической науке в эволюционных, относительно стабильных, медленно изменяющихся средах. Для постсоциалистической России характерны черты революционности, признаки бифуркаций, которые проявляются в частой изменчивости и непредсказуемости. Поэтому необходим качественно иной подход в исследовании правообразовательного процесса в условиях общественного переустройства. В связи с этим акцентируется внимание на важность конструирования исходных понятий, синтеза и анализа имеющихся концептуальных (проблемных) положений.
В первом параграфе «Феномен правового образования как основы правовой культуры» диссертант анализирует уровень и глубину осознания понятия проблемы современной общественной жизни и приходит к выводу о том, что если раньше права личности нарушались тотальным режимом, то сейчас они страдают от анархии и неразберихи. Социальную напряженность провоцируют коррупция, резкое изменение жизни широких слоев населения, несправедливое распределение национального дохода, неблаговидная приватизация социалистической собственности и нарастающая угроза жизни населения. Отмечается, что все это результат политического кризиса, того, что власть не справляется с первейшей функцией, то есть регулятора общественной жизни, порядка и стабильности в социуме.
В этой связи автор диссертационной работы апеллирует к опыту предшествующих поколений, достижениям ученых в социологической науке, из которых следует извлечь уроки. Тезисы Эмиля Дюркгейма — «социальные факты должны объясняться другими социальными фактами», а также немецкого мыслителя Макса Вебера являются бесспорными, так же, как и то, что мы имеем дело с особой реальностью, которая живет по своим законам, а потому, как указывают отечественные ученые, социальные факты
должны объясняться, прежде всего, социальными причинами, фактами1.
Образование и культура всегда были стабилизирующими факторами в жизни общества. Но знание приносит пользу лишь тогда, когда оно соединено системой ценностей данной культуры, то есть применением знания, детерминированной культурой, ее основными ценностями и принципами2. Знания, добытые науками, превращаются в основной фактор благосостояния народа и становятся социокультурным явлением, ориентирующим развитие общества через просвещение всех социальных слоев населения. Целенаправленное обучение и воспитание подрастающих поколений осуществляется системой образования, организуемой прежде всего государством.
В целях более полного раскрытия понятия «правовое образование» мы обращались к его социальной форме. Сравнения и сопоставления различных подходов к определению понятия «правовое образование» и позволили нам выделить основные черты правового образования:
— как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней;
— как способ достижения какой-либо цели: «выживание», достижение жизненного благополучия, повышение социального статуса;
— как соответствие между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами;
— как процесс согласования целей, задач, ценностей, норм, позиций;
— как обозначение равновесия, между субъектом и средой.
Все это позволяет выявить сложность и внутреннюю противоречивость в определении образования, а с другой стороны — взаимосвязь между правовой культурой и правовым образованием. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Родовое социокультурное явление лежит в основе их развития и функционирования. Интеграцию социокультурных парадигм ныне возможно обеспечить за счет социокультурного их объединения
1 Эффенлиев А.Г. Общая социология. - М.: ИНФРА, 2004. - С. 24.
2 Мишошев Ф.И., Социология культуры — М.: Академический проект, 2004. — С. 237.
вокруг проблемы жизни человека (индивидуального и общественного). В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Таким образом, усилиями ученых были открыты многие закономерности этого феномена, рассматриваемые в следующем параграфе — «Единство взаимосвязи правового образования и правовой культуры».
Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие «образование», различные педагогические, философские, культурологические направления связывают его с понятием культура: образование как вхождение в культуру, образование как трансляция культуры и т.д. Ученые приходят в своих исследованиях к различным выводам, но объединяют их общие подходы к сущностной характеристике определения образования, в которой основополагающими категориями являются духовность, культура, личность. Человек остался бы на одной из самых примитивных ступеней социального развития, и каждое новое поколение людей создавало бы социальную организацию жизни сначала, если бы не образование и наука, условия социальной преемственности культуры (передачи огромной социальной информации) и не взаимодействие с другими людьми. Все эти предпосылки оказались бы нереализованными. Правовое образование как социальное явление — это особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, это та определенная среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Как отмечают отечественные социологи, в частности, А.Г. Эффендиев, прежде чем говорить о согласовании требований и ожиданий участников процесса правового образования, необходимо, чтобы личность обладала опреде-/ ленными ценностями, она управляется нормами, культурой, традициями — теми элементами культуры, которые приобретаются в процессе социализации1. Иначе говоря, социальная реальность это социокультурная реальность. Однако правовая культура то и дело вторгается в иные области духовной человеческой жизни. Интегрирование социокультурных парадигм ныне возможно обеспечить за счет сознательного их объединения вокруг проблемы жизни человека (индивидуального и общественного) в современном мире. К. Маркс
1 Эффендиев А.Г. Общая социология. - М.: ИНФРА - М., 2004. - С. 403-410.
150 лет тому назад говорил, что в будущем все науки объединятся вокруг человека'. Недостаточная степень социализированное™ человека или группы может затормозить процесс правового образования либо сделать его невозможным. В связи с этим отмечается связующая функция культуры между правовым образованием и социализацией. Культура как сложное динамичное образование направлена на сознание, усвоение, сохранение и распространение идей, ценностей, представлений, образцов поведения, обеспечивающих взаимоотношение людей в различных социальных ситуациях. Являясь механизмом человеческого взаимодействия, образование становится основой для социализации, и тем самым создает предпосылки для правовой культуры.
Правовая культура и правовое образование должны стать мерилом всей нашей жизни, только они могут справиться с тем хаосом, который пронизывает человеческую жизнь. Таким образом, правовое образование определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек.
В ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности.
В третьем параграфе «Влияние правового сознания на уровень социокультурной ситуации в обществе», автор отмечает, что правосознание — это, по существу, «оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным»2.
По данным социологического опроса, проведенного автором в Белореченском районе Краснодарского края в 2004—2005 гг., из 610 опрошенных, на вопрос: «Знаете ли вы свои права?» 30% респондентов ответили: «Да». 71,9% опрошенных считают, что уровень правовой культуры в России находится на низком уровне; 53,8% респондентов правовую информацию получают из законодательных актов и только 13,8% — из специальной литературы.
Настораживает и тот факт, что 55% молодых людей считают, что им «некуда обратиться» для защиты своих прав. Большинство молодых людей (69,2%) считают, что для укрепления правового порядка требуется усиление контрольных функций народа над властью и правительством.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. — Т.4
2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: «Омега», 2004. — С. 539.
Так, по данным социологического исследования, проведенного в Краснодарском крае в 1989—1993 гг., при общем росте подростковой преступности рост преступлений несовершеннолетними составил 55,9%'. Для создания эффективной системы правового образования граждан необходим поиск ученых и практических работников. Результат этого поиска может сыграть важную роль в преодолении правового нигилизма в борьбе государства с преступностью. Именно правовое образование должно подготовить граждан к практическому применению обновленного законодательства. Существенная роль при этом отводится самому гражданину, который имеет возможность, опираясь на систему правовых норм с использованием адвокатуры, суда, прокуратуры, средств массовой информации, общественных институтов, защитить свои права и восстановить их. Многие просто не знают своих прав, другие, даже зная их, не имеют представления о тех действиях, которые предусмотрены правом для защиты своих прав, то есть нет опыта правозащитных действий. Поэтому правовое образование должно решать задачи обучения граждан защите своих прав и свобод, не выходя при этом за рамки правового пространства, способствовать формированию таких важных свойств личности, как самоуважение, чувство собственного достоинства и т.п. Готовность и умение граждан защищать свои права и их нетерпимое отношение к любым фактам нарушения прав человека станут важным фактором оздоровления российского общества, движением к правовому государству и гражданскому обществу. O.A. Митрошенко дает оценку правопорядка в России (в % от количества опрошенных)2:
Варианты ответов Население Эксперты 2003
2002 г. 2003 г.
Утверждается «диктатура закона» 8,7 13,6 31,0
Усиливается административный произвол чиновников 30,2 40,9 21,0
Царит анархия 24,5 20,1 22,5
Другое — 3,1 7,5
Затруднились ответить 18,5 22,3 18,0
1 Гончаров Н.В., Сапрунов А.Г. Ценностные ориентации молодежи в сфере правосознания в посттоталитарном обществе. — Краснодар — Москва, 1997.
2 Митрошенков О.А: Отношение населения и госслужащих к существующему правопорядку // Социологические исследования. № 5. 2004. — С. 115—117.
Причем незащищенными чувствуют себя трудоспособные люди от 40 до 49 лет — 53,7 % и 40% молодых людей от 18 до 29 лет.
Вызывает беспокойство тот факт, что многие граждане не видят, куда можно обратиться для защиты своих прав. Возросло количество тех, кто считает, что вообще «некуда обращаться». Общество недовольно ситуацией с защитой интересов и безопасности граждан, с тем, что эффективность всей правоохранительной системы весьма невысока.
Так, в ходе проведенного Е.А. Певцовой социологического опроса 100 юристов-практиков различной специализации в различных регионах страны на вопрос: «Какие из мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка, являются, по Вашему мнению, наиболее эффективными?» большинство из них (52%) указали на улучшение правового воспитания граждан, поставив его на второе место среди возможных вариантов ответов1.
Исходя из анализа материалов социологического исследования можно утверждать о недостаточно высокой правовой культуре населения. Правовой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и работников властных структур, чиновничества, их слабой информированности о законах, а также в умышленном или, скорей, неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощущение выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. В целях искоренения правового нигилизма следует обратить внимание на уровень и качество самих юридических законов, что является причиной подрыва доверия народа к законодателю. Естественно, что люди, в зависимости от того, какое место занимают на общественной лестнице, по-разному относятся к праву. Но, когда молодые люди считают, что государство не только защищает их интересы, но и выступает в роли их противника, это не только настораживает, но и ставит задачу преодоления правовой безграмотности. На вопрос: «Какие возможности, по вашему мнению, помогут преодолеть правовую безграмотность в обществе?» 54% респондентов указали на правовое просвещение населения. Отсюда следует, что одним из условий повышения правовой культуры общества, должно стать правовое обучение и информирование населения об основах юридических законодательств страны.
1 Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи. // Государство и право. №4. 2005.
Ввиду того, что эти условия не соблюдаются, современное состояние правового воспитания молодежи, не отвечающее потребностям дня, вызывает серьезную озабоченность и тревогу. Негативно сказывается и то, что накопленный в предшествующий период позитивный опыт не нашел в период реформ своего дальнейшего развития, а отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении формирования правосознания населения снизило эффективность проводимых локально и вне системы правовоспитательных мероприятий.
49% респондентов считают, что законы не исполняются из-за их противоречивости и несоответствия условиям реальной жизни. Оценивая правопорядок в стране, 69% респондентов отмечают усиление административного произвола чиновников. Только 7,7% респондентов считают, что утверждается «диктатура закона».
Нормы права, регулируя поведение людей через их сознание, тем самым обеспечивают правовоспитательный процесс. Однако, сознание только тогда оказывает действенное влияние на человека, когда учитываются его жизненно важные потребности.
Для России проблема формирования правосознания и правового поведения, отвечающего духу времени,и происходящих общественных перемен, дающих возможность сохранить самобытность, является первостепенной. Важно помнить, что даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих: с одной стороны, механизмов их реализации; а с другой — адекватной правовой культуры и правосознания. Это активизирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы правового поведения и значительно более высокой правовой культуры граждан.
Таким образом, в идеологическом аспекте право выступает как важнейший социальный регулятор. Невозможно повысить политическую культуру населения страны без определения ценности политико-правовой культуры. В то же время, никакая политическая и правовая культура не мыслима без идейных основ, которые либо вырабатываются сознательно, либо формируются стихийно. Чтобы снять накопившиеся проблемы, необходимо решить задачи, выходящие за пределы образования. Это обусловлено самой сущностью правового государства, конституционное провозглашение которого можно признать в качестве идеологической основы Российского государства. В этой связи равно и значение правового воспитания граждан (прежде всего молодежи) в
органической связи с содержанием основных функций не только права, но и государства.
Во второй главе диссертации «Аксиологическое осмысление правовой культуры в российском обществе» автор рассматривает право как культурную традицию, систему ценностей правовой культуры в современном социуме и современное состояние правового образования в Северо-Кавказском регионе (на примере Белореченского района Краснодарского края), обусловленных последствиями реформирования общества, а также определяются некоторые пути стабилизации и оптимизации процесса правового образования.
Первый параграф «Право — как культурная традиция» — раскрывает проблемы соотношения общества и правовой культуры, фиксирует уровень правовых знаний людей, критерии оценки поступков с точки зрения противоправности, включает в себя систему правовых знаний, убеждений, норм, традиций, а также правотворческую и правоприменительную деятельность1.
Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «обязует» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспечение законом и судом. Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее развития, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правовую деятельность индивида2.
В аксиологическом понимании у морали и права источники одни: это обычаи, табу, мифы, религия. Поэтому право заинтересовано в сохранении морального климата, нравственных ценностей, которые его питают. Такие базисные категории нравственности и морали, как свобода, добро, долг, необходимость, определяют жизнь человека.
С рыночными отношениями общества приходит новый тип культуры. От культуры, ориентированной на себя, человек приходит к культурным ценностям иного плана — ориентированного на других. От свободы для себя — через свободу для некоторых — к свободе для всех.
1 Минюшев Ф.И. Социология культуры — ML: Академический проект, 2004. — С. 35.
2 Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько A.B., Сальников В.П. Правовая культура. — М.: Юристь, 2002. — С. 627.
В условиях смешения обычаев и религии возникает потребность в их упорядочивании на основе права, которое на первых порах опирается на те же формы организации жизни человека, которые сложились. В то же время право становится формой выражения новых запросов человека, связанных с его светской жизнью, в основе которой стоят социальные ценности и ценностные ориентации.
Во втором параграфе «Система ценностей правовой культуры в современном социуме» анализируются ценности в контексте правовой культуры и правового сознания. Ценности — это общепринятая система образов, при помощи которых люди соотносят и опосредуют свои взаимодействия друг с другом и при помощи которых систематизируется социальный опыт1.
Ценностные установки вырабатываются в общественном процессе общественно-исторической действительностью и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социализации: обучение, воспитание, наставничество и т.д. Эти установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. По мысли отечественных ученых, социальные ценности играют практически решающую роль в формировании социальной направленности личности по следующим основаниям:
— представляют собой феномен культуры и в качестве такового являются отражением социальной памяти социума, и тем самым выступают в роли передатчика социального опыта подрастающему поколению;
— носят индивидуальный характер и передаются посредством социально-культурных носителей информации;
— выполняют в отношении сознания и поведения социальные ценности как целевые, так и нормативно-регулятивные функции;
— представляют собой характеристики оценочных отношений соответствующих социальных качеств людей;
— в социальных ценностях присутствует всегда этический аспект2.
В этой связи большинство авторов рассматривают систему ценностей как внутренний стержень культуры, основу потребностей
1 Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. — М.: Едиториал, УРСС, 2003. — С. 15.
2 Баландина О.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Формирование гуманистического мировоззрения студентов. Сб.науч.тр. Смоленск, 1991. - С. 52.
и интересов социальных общностей, и они выступают важнейшим фактором, двигателем поведения индивида и социальных групп. При этом каждая ценность имеет двуединое основание: в индивиде, как самоценном субъекте, и в обществе, как социокультурной системе, каждый из моментов которого предполагает друг друга и способен к взаимопревращению.
На наш взгляд, ценностные ориентации следует прежде всего рассматривать как генерализованные образования личности, проявляющиеся на всех уровнях и на всех направлениях, сферах деятельности. Более интересной и продуктивной представляется иная позиция ориентации на доминирование, на успех, на оказание помощи другим, на достижение согласия, на совершенство исполнения и могут присутствовать во многих сферах деятельности.
Мы считаем, что система ценностных ориентации — это стержень общекультурных позиций личности. Поэтому при исследовании проблемы самосознания и правосознания обратили внимание на анализ ценностных ориентаций личности. Исходя из полученных данных, в целом о правовой культуре личности мы судим лишь по ее поведению в правовой сфере, по отношению индивида к правовым ценностям, к закону, по уровню правовых установок на соблюдение правовых предписаний, важностям правовой самореализации личности. Соответствующим образом формируется и правосознание индивида — правопослушность в этом случае определяется не собственной системой убеждений, но внешними для субъекта факторами — позиции его группы, корпорации, клана. Согласно концепции В.А. Ядова, ценностные ориентации представляют собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого являются отдельные жизненные цели, связанные с основными социальными сферами деятельности человека в области труда, познания, семейной и общественной жизни. Помимо целей жизнедеятельности в структуру ценностных ориентаций им включены также и средства достижения этих целей — представления человека о нормах поведения, которое он рассматривает в качестве инструмента их реализации. Вместе это составляет «жизненный идеал» человека, социально-политический и нравственный образ желаемого будущего1. Из этого вытекает, что по характеру системы нравственных ценностей можно судить о мере
1 Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения лично сти. - Д.: Наука, 1979. - С. 240.
приобщенности личности к культуре социума, о мере освоения его ценностей культуры, широте ее общественных связей и отношений, уровне ее правосознания, и в конечном итоге ее социальной направленности1.
Третий параграф «Правовое образование в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе: опыт и перспективы (на материалах Белореченского района Краснодарского края)» содержит анализ результатов социологического исследования в указанном регионе.
Северный Кавказ представляет собой этнокультурный и социально-экономический регион Российской Федерации, на сравнительно небольшой территории которого расселено несколько десятков разных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении народов. В то же время, население этнически не смешано. Разумеется, смешение и другие формы межэтнического взаимодействия имели место, но, несмотря на это не происходило каких-либо разрушительных социально-политических потрясений, каждый из этносов сохранил себя, свою идентичность, поэтому объяснять конфликтность региона (которыми кишит сегодня Кавказ) этнообразованиям было бы неэтично. Сегодня Кавказ представляет особую, «дополнительную привлекательность и ценность» и «начинает представлять стратегический интерес» (А.Ю. Шадже)2. Человек может осознавать себя и весь мысленный мир лишь в контексте и категориях своей этнической культуры, к которой он принадлежит. Вне этой культуры он себя не мыслит. Этот экскурс нам важен с тем, чтобы понять суть ныне в регионе социально-культурных процессов. Без ретроспективного анализа пройденного прошлого трудно сколько-нибудь зримо вывести социальный образ ожидаемого.
Ведь интересующие нас социальные процессы — это результат не только исторического развития, но и взаимодействия (взаимовлияния) региона на внешний мир. Стало быть, Северо-Кавказский регион должен быть рассмотрен в контексте более общего и масштабного социокультурного пространства, прежде всего, России, поскольку общие закономерности и основные тенденции социокультурной трансформации российского общества и
1 Аза J1.A., Поддубный В.А., Ручка A.A. Ценностные ориентации рабочей молодежи. - Киев, 1978,- С. 98.
2 Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе. — Майкоп, Изд-во АГУ, 2004.
определяют направление развития происходящих в регионе процессов. Именно культурно-цивилизационное своеобразие России находит свое выражение и в политическом устройстве страны (федерализме)1. Поэтому концепция правовой культуры не должна рассматриваться в отдельно взятом регионе. Но текущее состояние российского общества — еще более сложный объект, в понимании которого нет единой и научной концепции и методологического подхода. Старая система разрушается и она, естественно, уже не функционирует, а новая еще не сложилась. Но в переходном состоянии общество долго находиться не может: либо должно найти выход из тупика, перейти в сравнительно более стабильное состояние и определить свою новую форму жизни, либо должно распасться, лишившись способности самообновления. «Человек начинает осознавать себя и не только со своей этнической общностью, но и с другими этническими группами, проявляет толерантное отношение к ним, несмотря на различия. Соотношение себя с миром обогащает сознание и самосознание, расширяет культурное поле и формирует глобальное сознание. Это более высокий уровень идентификации человека, когда он начинает понимать, что от усилий всего человечества зависит сохранение самого человека и решение глобальных проблем»2.
Поэтому можно утверждать, что жизнь современного человека во многом определяется новыми социальными обстоятельствами. Поэтому исследование состояния правового образования имеет важное значение именно сейчас, когда необходимо найти пути выхода из глобального кризиса, охватившего Россию в целом и Северо-Кавказский регион в частности. Результаты исследования, проводимые в молодежной среде Белореченского района (предгорная зона Северного Кавказа), в 2004 г. показали, что именно молодежь лишена надежды на помощь со стороны государства. В этой связи пропасть между системой общества и населением расширяется. Система, не дающая никакой надежды и не поддерживающая общество, толкает молодых людей на совершение деструктивных поступков, продиктованных отчаянием, и потому рискует быть подорванной изнутри3.
1 Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе. — Майкоп, Изд-во АГУ, 2004.
2 Там же.
3 Волков Ю.Г. Социология. - М.: Феникс, 2004. - С. 554.
В связи с этим необходимо, с одной стороны, обратить пристальное внимание на молодежь и создать все условия для получения надлежащего правового образования, воспитания и наставничества, с другой — позволить им тем самым ощутить свою значимость и ценность для общества.
В ходе социологического исследования выдвинутая гипотеза подтверждена. Действительно, в условиях реконструкции социальной структуры российского общества уровень юридических новаций, их оценка являются основанием для поддержания по мере сил могущества и авторитета закона — в интересах личности и общества.
Исследования привели нас к выводу: мы должны теперь направить все силы своей мысли, воли, чтобы освободить свое сознание от пагубного влияния неблагоприятных условий, которые господствуют еще у нас в жизни. В этой связи выдвигаем ряд задач к тому, чтобы вызвать правосознание к жизни и деятельности:
— ближайшая 'цель — это формирование системы правовых знаний;
— промежуточная цель — это формирование правовой убежденности;
— конечная цель — это формирование мотивов и привычек правомерного социально-активного поведения.
Подобные исследования должны лечь в основу социологии, потому что правовое образование выступает в качестве фактора структурирования правопорядка в обществе, обеспечивает регулирование социальных процессов в направлении оптимизации с учетом адекватности будущим состояниям общественной системы.
В заключении приводится обобщение результатов теоретического и эмпирического изучения выделенных автором проблем, подводятся итоги проведенного диссертационного исследования, формулируются основные выводы, конкретные практические рекомендации по совершенствованию правового образования в современный период реформ. Намечаются пути дальнейшего изучения проблемы.
Пути дальнейшего исследования изучения проблемы правового образования по усовершенствованию жизни общества: формирование ценностно-правовых ориентаций личности, на которые должны быть нацелены семья школа, круг общения, а также пра-
воохранительные органы, в той или иной мере осуществляющие правовоспитательный процесс, что служит росту общей юридической культуры и образованности населения России.
Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях:
1. 3 у б о в а Я.В. Общество и правовая культура: система ценностей правовой культуры в современном социуме. — Майкоп, 2004. — 33 стр. (1,4 п.л.)
2. Зубова Я.В. Правовая культура как основа и условия развития правового сознания в российском обществе// Молодые голоса в науке. - № 5. 2005. - С. 21-24. ( 0,2 пл.)
3. Зубова Я.В. Политический идеал современного российского общества// Молодые голоса в науке. — № 6. — 2005. — С.7— 11. ( 0,4 пл.)
4. 3 у б о в а Я.В. Правовая культура граждан: социологический анализ// Молодые голоса в науке. — № 6. — 2005. — С. 28—35. (0,3 п.л.)
5. 3 у б о в а Я.В. Право как культурная традиция//Молодые голоса в науке. - № 7. - 2006. - С. 15-17. (0,1 пл.)
ЗУБОВА Яна Валерьевна
СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
Автореферат
Сдано в набор 17.05.2006. Подписано в печать 1S.05.2006. Формат бумаги 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,45. Тираж 100 экз. Заказ 339. ООО «Качество», 385000, г. Майкоп, ул. Крестьянская, 221/2, тел: (8772) 57-09-92.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Зубова, Яна Валерьевна
Введение.
Глава 1. Теоретические вопросы исследования социокультурных аспектов правового образования в российском обществе.
1.1 Феномен правового образования как основы правовой культуры.
1.2 Единство взаимосвязи правового образования и правовой культуры.
1.3 Влияние правового сознания на уровень социокультурной ситуации в обществе.
Глава 2. Аксиологическое осмысление правовой культуры в российском обществе.
2.1 Право - как культурная традиция.
2.2 Система ценностей правовой культуры в современном социуме.
2.3 Правовое образование в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе: опыт и перспективы на материалах Краснодарского края).
Введение диссертации2006 год, автореферат по социологии, Зубова, Яна Валерьевна
Актуальность диссертационного исследования.
Переживаемый Россией период глубоких общественных перемен (конец XX - начало XXI вв.) в разное время называли «ускорением», «перестройкой», «революцией», «радикальными реформами», «модернизаторскими реформами», «переходом» часто без указания от чего к чему. И только в последние годы было найдено понятие, наиболее адекватно, с нашей точки зрения выражающее суть и особенности происходящего в России процесса - понятие «социальной трансформации общества», то есть быстрое изменение социальной природы, или социального типа общества, не связанная со сменой правящей элиты.1 Процесс социальной трансформации является скорее стихийным, чем планируемым и управляемым.2 Именно в такие периоды «расшатывается» общественная мораль, происходят определённые изменения правовых отношений и тем самым сам процесс становления социальной направленности личности исторически обусловлен, так как не существует «общечеловеческих ценностей» как таковых «самих по себе»: они всегда определены и в общественном сознании, и в сознании индивидуальном конкретно-исторически и потому должны быть соотнесены и оценены в аспекте взаимодействия категорий нравственность — мораль -право на конкретном этапе исторического развития.3
Наиболее значимым социально-правовым аспектом в этой области преобразований являются: престиж образования, солидарность личности с принимаемыми законами; правовая социализация личности.
Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права.
1 Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. - М.: «Дело», 2000. С.445.
2 Там же.
3 Гончаров Н.В. Ценностные ориентации молодёжи в сфере правового сознания в посттоталитарном обществе. - Краснодар - Москва, 1997. С.З.
Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культуры - правовой деятельности и их профессиональных групп. Важным методом правового воспитания является правовое просвещение — центральное звено в накоплении знаний. Распространение правовых знаний - служит росту общей юридической культуры и образованности населения России. Правовая культура в любом обществе всегда имела первостепенное значение, особенно в исторические периоды изменения государственного строя (которое переживает современная Россия).
Актуальность избранного направления работы обусловливается тем, что социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической, поведенческой и материальной форме. Но при этом отсутствие в стране предпосылок для воспитания их индивидами на поведенческом и материальном уровне приводит к тому, что западный опыт поступает к нам в. квазиформах, огрублённых структурах и функциях. Отсутствие в стране общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их достижения - главная причина анемии общества. Правосознание же граждан не может выдержать подобные нагрузки. Эти и многие другие обстоятельства проблемной актуальности, препятствуют продвижению вперёд по пути демократических преобразований в обществе. В этой связи актуальным является исследование системы правового образования, которое выступает важнейшим критерием цивилизованности общества, а общественное развитие в этом направлении выступает как глобальный цивилизованный процесс. Недостаточная разработанность социокультурного аспекта функционирования правового образования в российском обществе является актуальным, и требует дальнейшего исследования.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что правосознание конкретной личности в обществе определяется правовой культурой личности, её правовой просвещённостью.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы.
Теоретической основой исследования являются работы, содержащие базовые положения и концепции отечественных и зарубежных учёных, раскрывающие аспекты правового образования и правовой культуры в жизни общества в целом. Проблема правового положения человека была предметом изучения многих исследователей. В их число можно отнести Н.И.Матузова, В.А.Малько, В.П.Сальникова и других авторов. Благодаря их исследованиям стало возможным конструирование правового положения человека и гражданина рассматривать как элемент социально-правовой культуры. Или, как писал Ю.Хабермас в своей работе «Демократия. Разум. Нравственность», это включение личности в жизнь государства и формирование государством своей социальной политики, направленной на личность. 1
Только в этом случае возникает та специфическая ценность социально-правовой культуры, которую так высоко оценивал Иммануил Кант, говоря, что сущность культуры включает в себя общественную ценность человека, направленную на «очеловечивание его социального бытия».2 С.В.Лапина рассматривает регуляцию человеческой деятельности через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять. Так, например, проблема взаимосвязи права, нравственности и религии, широко обсуждалась B.C. Соловьёвым (1853-1900гг.), который выступал пропагандистом правового государства. В.С.Соловьёв считал, что правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно меньше стесняло внутренний мир человека, и как можно шире обеспечивало внешние условия для достойного
1 Цит. по: Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М.: Академический проспект, 2004. С.68.
2 Цит. по: Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М.: ЮРАЙТ, 2000. С.32. существования и совершенствования людей.1 Прогрессивные правоведы того времени чётко ограничивали право и совокупность правовых норм. В этой связи В.С.Соловьёв указывает на то, что не закон даёт силу праву, а право даёт силу закону, поэтому законодатель должен не создавать, а находить право, опираясь на сознание выработанное обществом.
Социально-психологическую концепцию права выдвинул Н.М.Коркунов. Следуя учению известного немецкого правоведа Йеринга, Н.М. Коркунов интерпретировал право как механизм защиты человеческих интересов, трактовал право как инструмент обеспечения определённого порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.
В работах Е.Сухомлинского, В.Лазарева, П.Виноградова раскрываются вопросы социально-правовой компетенции личности как элемента социально-правовой культуры. По мнению В.Быченкова, социально-правовая компетенция личности обусловлена закономерностями функционирования той или иной правовой системы. Закономерно в этом случае говорить, как о социально-правовой компетенции личности, так и о социально-правовой компетенции государства. Ибо, если в первом случае есть личностное выражение правового статуса, то второе — суть правового статуса государства. Избежать социальных дисгармоний во взаимоотношениях личности и государства можно лишь при выравнивании их правовых статусов, во всяком случае, в их движении на встречу друг другу. Отсутствие такого вектора движения приводит, как выявил Э.Дюркгейм, к аномии.3
Основные выводы и предложения сделанные в ходе диссертационного исследования базируются на положениях Конституции Российской Федерации, международно-правовых актах о правах человека. В процессе работы над диссертацией проанализированы труды В.А.Ядова, В.П.Сальникова, П.А.Радищева, Л.Петражицкого, П.И.Новгородцева,
Цит. по: Баранов П.П. Юридическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С.37.
2Цит. по: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - M., 1886.
3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991. С.395.
М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова, А.С.Алексеева, В.С.Соловьёва, В.Э.Бойкова, Н.А.Бердяева, Т.И.Заславской, С.В.Лапиной, Н.И.Лапина, П.П.Баранова, В.И.Курбатова, А.Рябова, А.Кива, Л.Троцкого, И.В.Василенко, Ф.А.Хайек, К.Войтыла, Н.В.Гончарова, А.Г.Сапрунова, В.С.Данилова, Н.Н.Кожевникова, С.Х Корпенко, Б.Н.Чичерина, А.Ю.Шадже, О.Н.Дамениа, и других. Параметры и ориентиры правового образования также исследуются на основании материалов, представленных в аналитических вестниках органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов.
Правовая культура демократических преобразований в России находится на этапе становления и на этом пути нам предстоит ряд напряжённых этапов формирования и развития правовых ценностей. Эти ценности заключаются в символике веры современного правосознания - это права на достойное человеческое существование. Признание этого -имеет не только нравственное, но и юридическое значение.
Объектом диссертационного исследования является феномен правового образования в контексте политико-правовой культуры российского общества (на материалах Краснодарского края).
Предмет исследования: специфика социокультурного аспекта функционирования системы правового образования в российском обществе (на материалах Краснодарского края).
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении специфики процесса функционирования системы правового образования в условиях реформирования российского общества, определения путей оптимизации этого процесса. Указанная цель реализуется путём решения следующих задач: исследовать феномен правового образования как основы правовой культуры;
- проанализировать единство взаимосвязи правового образования и правовой культуры;
- раскрыть влияние правового сознания на уровень социокультурной ситуации в обществе;
- показать роль права как культурной традиции;
- выявить систему ценностей правовой культуры в современном социуме;
- исследовать современное состояние правового образования в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе (Белореченский район Краснодарского края).
Гипотеза диссертационного исследования заключается в доказательстве того, что социокультурный аспект функционирования правового образования должен быть осмыслен с помощью понятия правовая культура, а также то, что правовая культура как компонент образования личности предполагает учёт социокультурных аспектов не только в конкретном регионе Российской Федерации, но в российском обществе в целом. Доказательством такого положения и служит настоящая диссертационная работа.
Методологическая основа диссертационного исследования.
В изучении аспекта функционирования системы правового образования российского общества использовались фундаментальные общенаучные методы социального познания: системный анализ, диалектико-материалистический метод, социологический и структурно-функциональный анализ, методы конкретного исторического исследования, анкетирование, интервьюирование и контент-анализ документов.
Специфика диссертационного исследования обусловливает применение сравнительного анализа и логических принципов выявления сущности понятий и их определений, синергетического и функционального подходов.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляли материалы конкретных социологических исследований, проводимых автором в 2004 - 2005 г.г. в молодёжной среде Белореченского района
Краснодарского края. Объём выборочного исследования составил 610 человек. Из них основной возраст от 17 до 25 лет. Отбор и опрос респондентов проходил по месту учёбы и работы. Эмпирической основой для обобщения и выводов послужили публикации в специализированных изданиях и анализ текущей литературы по данной тематике.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертант впервые, исходя из правовой реформы и внесения изменений в законодательство Российской Федерации, осуществила комплексный подход к исследованию проблемных ситуаций правового образования. Научная новизна заключается также в:
- исследовании права как социального явления и его воплощения в жизнь в виде социального факта;
- определении основных путей для утверждения "Подлинно гармоничных взаимоотношений правовой культуры между различными социальными слоями общества;
- осуществлении логико-гносеологический анализа понятия правового образования как основы правовой культуры;
- обосновании системы критериев, характеризующих систему ценностей правовой культуры в современном социуме, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими в самых важных аспектах жизни индивида и общества;
- исследовании современного состояния правового образования в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе;
- установлении зависимости характера и поведения людей в правовой сфере, стабильности правопорядка в обществе от уровня и состояния правового образования;
- осуществлении на региональном материале комплексного анализа социокультурных проблем формирования правового образования и аксиологического осмысления правовой культуры в российской обществе (на материалах Белореченского района Краснодарского края).
Основные положения выносимые на защиту.
1. Реализация идеи кардинальной реформы в России в начале
90-х гг. XX века, поставила многочисленные вопросы, одним из которых является правовое образование. Стремление большинства населения к моральному, правовому и социальному порядку является защитной реакцией общества на давно царящую хаотичность в государственном управлении, с одной стороны, и на административный произвол чиновников, с другой. При таком состоянии государственной машины невозможно не только формирование гражданского общества, но и соблюдение элементарных прав личности - гражданских, социальных и политико-экономических. В этой связи назрела необходимость детального анализа системы правового образования. Правовая культура способна связать все различные стороны нашей действительности в одно целое. Иначе население и организации не имеют возможности получить от органов государственной власти и муниципального управления жизненно необходимых услуг, вынуждены приспосабливаться к непредсказуемым их действиям. Таким образом, старшее поколение оказалось в положении людей без прошлого, которое окрашивалось (и окрашивается) исключительно в чёрные тона, и без будущего. Сбережения были потрачены в результате «шоковой терапии», идеалы которыми они жили, развенчаны, а приспосабливаться к условиям «дикого капитализма», быстро поменять социальные ориентиры и ценности, весь образ жизни оказалось по крайней мере для большинства из них - делом мало реальным. А если учесть, что во многих небольших городах и посёлках в результате закрытия предприятий стала увеличиваться безработица, нарастать нищета, а с ними вместе — пьянство, наркомания, преступность, то у людей старшего поколения не оказалось и настоящего. Именно эта угнетающая атмосфера и стала основной причиной резкого скачка смертности среди пожилых людей, падения продолжительности жизни россиян, в итоге - огромное ежегодное сокращение численности населения.
Поэтому настала пора для многих из нас переосмыслить собственное отношение к отечественной истории и понять, что она есть неотъемлемая часть культуры человечества.
2. Для обеспечения высоких темпов радикального реформирования общественного устройства необходима достаточно развитая правовая культура личности (базирующаяся на следующих ценностях, установках и мотивах поведения: уверенность, что следование закону является обязательной нормой поведения; вера в то, что соблюдение принятых обязательств есть норма жизни; чувство личной отвественности за свои поступки и убеждения в важности исполнения обязанностей; уверенность, что свобода всех есть гарантия свободы каждого; уважение достоинства других людей и другие), как одна из категорий общечеловеческих ценностей. Она становится неотъемлемым компонентом цивилизованного правового государства.
3. Уровень правовой культуры общества зависит от профессиональной культуры личности. Профессиональная правовая культура, свойственная общности людей, требующая специального образования и практической подготовки. Главное в профессиональной культуре — высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положению дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридической службы во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д. Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина. Юрист — личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать своё дело так, как этого требуют высшие интересы общества — упрочнение правовых условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение правопорядка. Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, то есть степенью общего образования, уровнем его квалификации. Необходимая основа формирования личности и поддержание нормативного порядка в обществе базируется на ценностных установках и мотивах поведения.
4. Обществу нужны те рычаги, которые будут способствовать функционированию правопорядка и правового государства. В этой связи, государство будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, устанавливает своеобразные границы социально-значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц.
Основной смысл юридической свободы - это оградить индивида от внешнего произвола как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность - возможность удовлетворения своего интереса. Сегодня почти единственным регулятором общественных отношений остаётся право, закон как «движущая сила» сохранения устойчивости социума.
Ценностные установки вырабатываются в общественном процессе общественно-исторической деятельностью и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности, который выступает в качестве целей. Эту цель определяет культура.
В этой связи осуществлён комплексный анализ социокультурных проблем формирования правового образования и аксиологическое осмысление правовой культуры в российской обществе.
Научная и практическая значимость диссертационного исследования
Полученные результаты имеют теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость и направлены на решение проблемы оптимизации социокультурной проблемы формирования правового образования в российском обществе. Основные положения и выводы могут быть использованы: при разработке общей концепции права; при подготовке разного рода стратегических прогнозных документов для решения социальных проблем и формировании приоритетных направлений в исследовании правового образования в практике государственных органов, в системе повышения квалификации работников государственных служб и социальной сферы.
Апробация результатов исследования. у
Содержание диссертационной работы апробировано на ряде научных конференций различного уровня. Сформулированные в диссертации-теоретические положения, предлагаемые методические приёмы и практические рекомендации проверялись и совершенствовались в ходе., прикладных социологических исследований, проведённых автором в 2004-2005г.г. Результаты исследования внедрены в практику подготовки специалистов в рамках изучения курса социологии в филиале АГУ г. Белореченска. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре социологии и философии Адыгейского государственного университета в 2006 г. По теме диссертационной работы опубликовано 5 статей общим объёмом 2,5 печатных листа
Объём и структура работы. Цель и специфика исследовательской проблемы определили логику решения основных задач и общую структуру диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 147 страницах.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект"
Заключение
Подводя итоги диссертационного исследования функционирования правового образования в современном российском обществе можно сделать выводы о том, что Россия может и должна достичь более высокого уровня в своём развитии, у неё есть не только богатые природные ресурсы, но и огромный исторический опыт, грамотные, понимающие суть проблемы учёные, способные их решать. Успешное решение задач правового образования связано с разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрение рекомендаций в повседневную практику правовоспитательной работы. Поэтому нам достаточно только указать на следующее:
1 — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставят человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
2 — правовая культура личности предполагает наличие правовых знаний, юридической информации. Информированность была и остаётся одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный уровень); превращения накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический уровень); готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий уровень).
3 — правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации членов общества, степень усвоения и использования ими правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов.
4 - правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правомерные суждения о нём как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии.
Основная цель создать сообщество, где в центре будет человек и его права. Правовая культура и образование должны способствовать реализации задач духовного объединения страны, предотвратить хаос и своеволие, обеспечивать порядок. Признание этого имеет не только нравственное, но и юридическое значение. Всестороннее рассмотрение ценностей позволяет вычленить систему ценностей правовой культуры - придать Своду законов юридическую силу, это значит оградить индивида как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан.
На основании проведённого исследования можно сделать следующие рекомендации вхождения в новую социокультурную ситуацию:
1. Законодатель должен разработать комплексный план контроля за функционированием и исполнением закона.
2. Привлечение широких трудящихся масс к активной борьбе за правопорядок;
3. Надзор за всеобщим исполнением законов, создание условий для того, чтобы преступления своевременно обнаруживались, и на практике обеспечивалось неотвратимость наказания за них.
4. Государство должно взять на себя обязанность оказывать финансовую поддержку образовательным учреждениям, определить ту функцию и роль, которую они будут выполнять в общей системе взаимодействий для удовлетворения общественных потребностей.
5. В целях укрепления государственности справедливо было бы повысить статусную роль учёного, профессора, юриста, врача, присвоив им статус государственного служащего. Ибо степень правовой активности профессионалов это основа для формирования и развития правовой культуры современного общества.
6. Государство должно создать необходимые условия для повышения качества образования студентов юридических вузов, так как на вузах лежит функция передачи студентам информации о ценностях общества, от них зависит упрочение правовых условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение правопорядка.
7. Назрела необходимость разработки долгосрочной программы правового воспитания молодёжи в регионах на уровне Российской Федерацией
8. Укрепляя правовую культуру необходимо провести юридический всеобуч и переаттестацию государственных служащих на знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом, в котором приходится жить.
9. Правовую культуру можно признать в качестве идеологической основы российского государства.
Пути дальнейшего исследования изучения проблемы правового образования по усовершенствованию жизни общества: формирование ценностно-правовых ориентаций личности, на которые должны быть нацелены, семья, школа, круг общения, а также правоохранительные органы в той или иной мере осуществляющие правовоспитательный процесс, что служит росту общей юридической культуры и образованности населения России.
Список научной литературыЗубова, Яна Валерьевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Алексеев П.В. Социальная философия. М.: ООО «ТК Велби», 2003.
2. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1994.
3. Аристотель. Политика. М., 1991.
4. Баранов П.П. Юридическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С.37.
5. Белинский В.Г. Письмо Н.В.Гоголю/ Избр. философ, соч. -М.,1948.Т.2.
6. Бердяев Н.А. Философия неравенства-М.:, 1990.
7. Бергер П., Лукман 3. Социальное конструирование личности. М., 1995.
8. Берченко АЛ. Воспитательная роль советского права. М.,1970.;
9. Блауберг И.В. Философский энциклопедический словарь.- М.: Политиздат, 1982.
10. Ю.Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М.: ЮРАЙТ, 2000.11 .Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев: Наукова Думка, 1986.
11. Бурбулис Г. Парламентская газета, от 6.11.2004.
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега, 2004.
13. Волков Ю.Г. Социология. М.: «Феникс», 2004.
14. Вопросы философии. Научно-теоретический журнал. № 9. 1997
15. Гегель. Философия права. М., 1996
16. Гегель. Работы разных лет. М., 1973Т.2. №1.
17. Герцен А.И. Соч. Т.7. М., 1950.
18. Герцен А.И. О развитии революционных идей России./Собр. соч.: В 30 т.-М., 1956.-Т.7.
19. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. — Киев, 1985
20. Гончаров Н.В. Ценностные ориентации молодёжи в сфере правового сознания в посттоталитарном обществе. Краснодар — Москва, 1997
21. Декларация прав человека и гражданина 1789г. // Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996.
22. Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.,1991
23. М.: «Дело», 2000. С.445. 27.3еленцова А.В. О поиске новых подходов к проектированию образовательных систем. Волгоградский педагогический госуниверситет./ VII годичное собрание Южного отделения РАО. 4.1. 2000.
24. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991
25. Ильин И.А. О сущности правового сознания. -М., 1993.
26. Ильин И.А. Путь духовного обновления// Сочинения в ЮТ. М. русская книга, 1994. Т.1
27. Ильин И.А. О сущности правосознания// Ильин И.А. Сочинения: в 10 Т.4. М. Русская книга, 1994.
28. Ионин Л.Г. Социальная культура. М., 1996
29. Кант И. Метафизика нравов. М., 1956. Т.4. 4.2
30. Кант И. Соч. Т.4 .4.2. -М.,1965.
31. Кара- Мурза С. Интеллигенция на пепелище России,- М., 1997.
32. Кива А.В. Такие разные реформы / Свободная мысль ХХ1в. №2. 2004.
33. Кистяковский Б.А. В защиту права// Вий. М.,1991 Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992.
34. Ключевский В.О. История государства Российского. М., 1999.
35. Конституция Российской Федерации. М.'Норма,2003.
36. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. М., 1886.
37. Кудрявцев В.Н. Закон в переходный период: опыт современной России/ТГосударство и право. 1995. №10.
38. Лазарев В.В.Теория государства и права (актуальные проблемы). -Акад. МВД России. М.,1992.
39. Лапина С.В. Культурология. -М.: ТетраСистемс,2004.
40. Лейст О.Э. Три концепции права// Сов.государство и право. М.,1991
41. Ленин В.И. О карикатуре на марксизм и об империалистическом экономизме/Полн. собр. соч.Т.12.
42. Ленин В.И.Партийная организация и партийная литература./Полн. собр. соч. — Т.12.
43. Ленин В.И. VII съезд РКП (б) 18 23 марта 1919г. Доклад о партийной программе 19 марта./Полн. собр. соч. Т.38.
44. Лифшиц Р.З. Современная теория права. (Краткий очерк) РАН. Институт государства и права. М., 1992.
45. Личность и уважение к закону (социологический аспект). М., 1979
46. Манов Г.Н. Теория права и государства. -М.: БЕКД996.
47. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.4
48. Материалы XVII съезда коммунистической партии Советского Союза.
49. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
50. Минюшев Ф.И. Социология культуры.- М.: Академический проект, 2004.
51. Миронов В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность: размышления // Человек и современный мир. М., 2002.
52. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1956.
53. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура?- М: Просвещение, 1988
54. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. -М.:Едиториал УРСС, 2003.
55. Очерки по истории и теории социологии XIX начала XX века./ Отв. ред.Ю.Н.Давыдов. - М.,1994
56. Пауль Тиллих. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С.217.
57. Покровский И.А. История рисского права. Петроград. 1917.
58. Похмелкин А.В. Новая концепция уголовной политики // Актуальные вопросы борьбы с престуностьюв России и за рубежом. Вып.1. М.: ИНИОН- РАН, 1992.
59. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. М., 1991.
60. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений. — М.,1985
61. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс Ростов н/Д,1969
62. Сальников В.П. Правовая культура. М.: Юристъ, 2002.
63. Ситарам К., Когделл Р. Основы международной коммуникации. -// Человек. 1992. №3
64. Собрание законодательства РФ. 1996. №35.Ст.4135.
65. Советский энциклопедический словарь. -М., 1989.
66. Соколов Н,Я. Организация правовой пропаганды. М.,1974
67. Соловьёв B.C. Оправдание добра. Нравственная философия./Собр. соч.: В.2 т.-М., 1988.Т.1.
68. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. М.,1993.
69. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.
70. Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. — М.: Эксмо, 2004.
71. Татарищева Е.В. Правовое воспитание. М.,1990
72. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
73. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.-2-e изд.,перераб. И доп. М.: Юристь. 2002.С.301.
74. Тихонов Ю.К. Основы философии права. М.: Вестник, 1997.
75. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе//Государство и право.1993.№8.
76. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Экзамен», 2002
77. Фарбер И.Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984
78. Французская Конституция 1791.// Вопросы государства и право во Французской буржуазной революции XVIIIb. -М., 1940.
79. Хайдеггер М. Наука и осмысление/Время и бытие. М.,1993.
80. Цицерон. Диалоги. -М., 1966.
81. Чичерин Б.Н. Философско-юридическая мысль, политико-правового взгляда. М.
82. Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001.
83. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.7.
84. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: Наука, 1979.