автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Система средств и условий формирования творческого мышления курсантов военно-учебных заведений Вьетнамской народной армии

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Зыонг Ван Минь
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Система средств и условий формирования творческого мышления курсантов военно-учебных заведений Вьетнамской народной армии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Система средств и условий формирования творческого мышления курсантов военно-учебных заведений Вьетнамской народной армии"

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

ЗЫОНГ ВАН МИНЬ

СИСТЕМА СРЕДСТВ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЬЕТНАМСКОЙ НАРОДНОЙ АРМИИ

Специальность № 09.00.01 — диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

МОСКВА — 1990

Работа выполнена на кафедре марксистско-ленинской фнлософни Военно-политическом орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной академии имени В. И. Ленина.

Научный руководитель —

доктор философских наук, доцент БАЛАХОВСКИИ А. А.

Официальные оппоненты —

доктор философских наук, профессор МАЛЬКОВ Б. Н.;

кандидат философских наук, доцент МОРОЗНИКОВ Б. К.

Ведущая организация — Военная академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского.

Защита состоится « » октября 1990 года в ... часов на заседании специализированного совета по философским наукам (Д.106.01.02) при Военно-политической академии имени В. И. Ленина (103107, г. Москва, К-107, Б. Садовая, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан « » сентября 1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент

В. ДИБИЖЕВ

I. АКТУАЛЬНОСТЬ.ПШМЗТ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИЗСВРТАЦИК

У1 съезд Коммунистической Партии Вьетнама, отмагяв уо~( пахи системы высшего и среднего специального образования, определил основные пути и задачи подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства, подчеркнув необходимость формирования "... творческой мысли и правильного действия е соответствии с высоким идеалом национальной независимости и социализма" Это положение актуально и для ША, подготовки ее офицерских кадров.

Актуальность исследования обусловлена ряда) обстоятельств практического в теоретического характера.

Во-первых, зависимостью укрепления боевого потенциала ВНА, от качественного рзгаания задача формирования и развития творческого мышления ее офицерского состава.

Во-вторых, необходимостью перестройки слотами военного, образования, содержание которого непосредственно испытывает влияние идеология обновления. В настоящее время офицеров ВНА не затрагивают скучные, галоЕыразигелыша, изяивштэ себя формы учэбно-воспитательноЗ работы. Они не приемлю? прописных истин, упрощенных ответов на вопроса,уводяздх от анализа а решения острых проблем. Это вызывает необходимость выработки новых подходов к формированию творческого мышления курсантов в ввузе, решение этой проблемы достигается в значительной стапеля оптимально построенной организацией процесса воспитания и обучения, научным управлением этим процессом.

В-третьах, недостаточностью разработки целостной re о- : рая процесса формирования творческого мышления в процессе обучения в' военно-учебном заведении ВНА.

В-четвертих,отсутствием в такой теория философского знания о сисгзка средств и условий формирования творческого

L. Материалы И съезда КПВ, ланой. T.I.-I9C7, с. 95.

- ?. -

процесса.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ НРОБЛЪ'Ш;

Литература по теме исследования обширна и может быть представлена^как в исследованиях советских учеяих так и вьетнамских

В втях работах раскрываются некоторые методологические основы творчества, рассматриваются объективные'предпосылки творческой активности человека, методологические» положения сущности 0 (¿еханяаш творческого мышления, осуществляется анализ процесса творчества в гносеологическом и социальном Аспектах, показываются научные пути решения этой пробле-■,Ь[Ы, а также значение разработки методов повышения эффективности творческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности людей, в том числе в процессе обучения в вузах. .

В ряде работ по этой проблеме освещены теоретико-мэтодолсгические и експери ментальные основы методики развития творческих способностей и познавательной активности

X. См.: Бьблер B.C. Мышление как творчество .- М.: Политиздат, 1975; Вахтошн Н.К., Гирчинсв Г. Наука п творчество. - М.: Прогресс, 1979; Практика шипение - знание,-М.. Наука, 1978; Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. - М.: Наука, 1976: Коршунов A.M. Теория отражения и творчество, м., Политиздат, 1971; Пономарев Я.Л. Психология творческого мышления. ?.!., И. .Политиздат,1960; Пушкин В.Н. Эвристика - паука о творческом мышлении. !л.Политиздат, 1967;Цшблеш научного творчества в современной психологии,- Ы..Наука, 1971; Творческая природа социалистического общественного сознания. - М.Шолитиз-дат, 1980 и другие. <

2. См.: Данг Дык Тханг. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ BRA при изучтан: общественных наук: Авторе^. дисА.. канд. подаг.нзук..М.: БПА.1983.-20 с. Нгуэн Д.Ты.Актуальные вопрос; совершенствования обучения и воспатзввя в вузах СРВ.-Соврем. выси.тк.,1984. № I.- с. 48-53.

-----— у _ ..

обучаемых .

Возрастающее значение творческой стороны воинской деятельности обусловило больиой научный интерес к этой пробле-ио и военных ученых. Объектом их научных исследований являются проблемы, обеспечивагацие необходимость целенаправлен-" ¡зого формирования и развития творческого мышления, повышение качества подготовки личного состава, способного более эффективно выполнять задачи в условиях современной войны, рвекрыващие процесс формирования творческой личности офицера, характерные черты, элементы творческого мышления. Еиогими авторам! успешно исследуется специфика развития творческого мышления курсантов (слуиателей) в процесс© обучения в ввузе

1. См., Адфельт Н.В.Творческая работа доктора в аудитории.~ М.: Знание, 1970;Алексеев Исследование творчества

в науке и обучение творчеству в школе.Научное творчество. - М.: Наука, 1969; Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности, - М.: Кпд. Шск. ун-та, 1283; Нелеп А.Г. Теоретические проблемы методики преподавания марксистско-ленинской философии. - Киев.Высшая школа, 1973;Коротяев В Л. Учение - процесс творческий.-■ М.:Просвещение, 1980; Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976; Формз-вание творческого мышления в процессе преподавания лософвп. - Высиюя школа, 1933 и другие.

2. См.Балзховскпй A.A. Методологическио проблемы эвристики и ее военно-прикладное значение. Автореф, двсс.канд. фа-лос. паук. М. ,ВПА ,1976 .Балаховсккй Л .А. Военно-педагогическое' ¡творчество, сущность, содержание и условия оптимизации,- М.: ВПАД988: Балаховский A.A. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа, сущности, содержание и условия оптимизации. Авто-реф. дисс... доктор.фвлос. наук. - ВПА, 1989; Воробьев А.М.Раэвитие творческого мышления у курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведении в ходв изучения общественных наук. - М., ВПА, 1976; Давыдов 3,0. Доказательность и убедительность в преподавании марксистско-ленинской философий (на опыте высеих военно-учебяых заведений); Автореф. дасс.... канд. фялос.наук. М.:ВПА: 1974; Интенсификация учебно-воспитательного процесса и развития творческих способностей слушателей. Учебно-методическое пособие.-М.:ВЦА,1987;Корогков Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе Обучения. - М.: ЬПА, 1988.

Содержательный анализ перечисленных работ показываеу, что проблема творческого мышления курсантов (слушателей) еще недостаточно разработана. В военно-философской, педагогической и психологической литературе, несмотря на постоянно растущий интерес в научном и практическом плане пока не в полной мере раскрыты факторы, влияйте на формирование творческого мышления, но выявлены условия, в которых зто происходит, пе проанализированы особенности в осуществлений этого процесса в ввуэах ВНА.

Практическое решение задачи формирования творческого мышления обучаемых в ввузах одерживаемые отсутствием целостной теории данного процесса, ядром которой выступает философская ее концепция. Сама философская концепция данного процесса веема содержательна. Ее непосредственно практическое содержание составляет учение о системе его средств в условий.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы, а также ее недостаточная разработанность обуслов! ли Еибор объекту исследования; процесс формирования и развитей творческого мышления курсантов в вузах ВНА.Предметом исследования являются методологические аспекты системы средств и условий данного процесса.

Цель исследования заключается в выявлении п обосновании действенности системы средств к условий формирования творческого мышления курсантов (слушателей) военно-учебны* заведений ВНА.

Предмет и цель исследования определили и его задачи, которые мотсно свести к следующему:

I. Доказать необходимость фор.тяроЕапия творческого мышления курсантов - будущих офицеров. Проанализировать творческие задачи, которые приходится решать офицерам Вьетнамской Народной Армии.

2. Обосновать необходимость системного изучения средства™ философии си о те (/и средств и условий формирования и развития творчеокого мышления курсантов в обучении. Осуществить системный подход к решении проблемы развития творческого мышления курсанта ввуза ВНА.

3. Определять систем средств и условий, способствующих повышению эффективности качества процесса обучения в ввуэе ВНА, активно воздействующих на формирование я развитие творческого мышления, выявить возможность их применения в учебном процессе.

4. Исследовать систему теоретико-мотоцологических, методических средств развития творческого мышления курсантов.

5. Раскрыть систему условия и путей формирования я развития творческого мышления курсанта ввуза ВНА.

6. Рассмотреть возможность управления развитием творческого мышления курсантов в процессе их обучения и выработать конкретные практические рекомендация по повышении эффективности процесса подготовки офицера в вузе Вьетнамской Народной Армия.

Рабочей гипотеззй является, во-первых, полокение о том, что в современных условиях долина существовать система средств и условий развитая творческого мышления курсанта в учебном процессе. Во-вторых, эта система имеет еловую структуру, элементы которой также структурны.

Теоретико-мстодологической основой исследования явили«

положения и выводы марксистско-ленинской теории познания об активности познавательной деятельности и о творческом характере мышления. В исследовании автор руководствовался выводами и решениями съездов КПВ и КПСС, постановления!,?!

КПВ и ЦК КШС по проблемам высшей и средней профессиональной пжолн, требованиями, прпглзами мишетра обороны ОБВ по юлглср.м обучения и воспитания в вузах, организации учебного процесса.

Решению научных задач способствовало также обращение к монографическим работам, диссертационном исследованиям, философским статьям, в которых в той или иной степени представлен взгляд на проблему. Существенное значение для данного философского исследования имели также работы по общим | вопросам творчества и творчеокого мышления.

При написании работы использовались данные различных социологических исследований по активизации познавательной деятельности и развития творческого мышления в некоторых вузах, в том числе проводимые и автором, а также личный педагогический опыт.

Метод наблюдения использовался в исследовании учебпо-! воспитательной деятельности курсантов и преподавателей.Оо-: держание наблюдений предусматривало выявление связей овладения творчества, знаний и практического применения,взаимоотношения курсантов и преподавателей, отношения курсан-тое к учебному процессу и излагаемому материалу. Особое внимание уделялось определению средств и условий, при которых они оказывали на развитие творческого мышления.

Важную роль в исследовании выполнил метод беседы.Проведено более 40 бесед с преподавателями, офицерами и курсан-таш (сдушателяш). В процессе их проведения выявлялись уровни познавательной деятельности курсантов, возможные способы развития их творческого мышления в учебном процессе, шеняя преподавателей, выпускников вузов о более эффективных средствах, условиях и путях решения задач развития творческого мышления курсантов, недостатках и трудностях, которые необходимо преодолеть.

Значительное кэсго в исследовании занял метод анкетирования. Бши разработаны анкеты для 200 курсантов различных курсов, 'на которые было получено G42 отЕста, для 50 выпускников вузов, на которые было получена 210 ответов, для 30 преподавателей, на которых было получено 120 ответов.Эти ответы позволяли в определенно!; кере зскгыть те свпзи s зависимости, осшсдениэ которых позволю с ".¡г- .-дтсо -"ть

теоретические положения, претендукщие на научную новизну.

П. СТРУКТУРА И С0ДЕР1АМВ ДОССЕРТАЩИ

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения о программе военно-социологического исследования и его результатах.

Во_ введении обосновывается актуальность теш, ее теоретическая и практическая значимость, степень разработанности проблемы, определены объект, предает, цель и задачи исследования, его научная новизна, а также сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первом разделе - "Формирование творческого мышления курсантов военно-учебных заведений ВНА и системный характер его развития" - обосновывается положение о существовании социальной, социально-психологической и учебно-воспитательной детерминации процесса формирования творческого мышления, раскрывается "технологически-процессуальная" характеристика самого творческого (/.имения и системность его развития.

Во втором разделе -"Совокупность средств формирования творческого мышления курсантов (слушателей) в ВУЗах BILA" - представлены положения о многообразия средств формирования творческого мышления курсантов, которым располагаем (точпео должен располагать) преподаватель военно-учебного заведения. Совокулноофь этих средств представлена в единстве средств учебных дисдиплин и других гаучных знаний.

В третьем разделе - "Совокупность условий и путей формирования творческого умиления курсантов (слушателей)в Вузах BIIA" проанализированы r/етодологические и методические условия дачного процесса, показаны пути повышения его эффективности .

В заключении осуществлена обобщащая оценка результатоЕ исследования, сформулированы некоторые теоретические выводы, 1 предложена вытскащая из исследования, совокупность практических рекомендаций, направленных на подготовку субъекта военно-педагогической деятельности на повышение действенности! его воздействия на формирование творческого мышления курсан- 1 тов ввузов БНА.

Ш. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ • ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИ ШХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования заключается в осуществлении концептуального философско-методологического анализа /процесса формирования творческого мышления курсантов (слушателей) военно-учебных заведений ВНА.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование детерминации формирования творческого мышления курсантов военно-учебных заведений ВНА.

2. Авторский взгляд на техпологически-процессуэльную характеристику творческого мышления, дающую возможность более полно изучить систему средств и условий его формирования.

3. Обоснование системного характера формирования и развития творческого мышления в процессе обучения в военно-учебных заведениях ВНА.

4. Характеристика средств формирования творческого мышления в процессе преподавания в военно-учебных заведениях.

5. Авторское понимание совокупности условии форг.яро-ванпя творческого мышления в процессе обучения курсантов (слушателей).

6. Характеристика путей повышения эффективности *орш-рования творческого шпшенля курсантов ввузов ВНА.

-9

I

I. Обоснование детерминации формирования творчеокого мышления курсантов военно-учебных заведений ВНА

Рассмотрение данного процесса как объектно-субъектных отношений позволило вскрыть систему детерминирующих этот процесс факторов, которую с определенной долей условности мэяно представить в единстве социальной, соцяально-психо-логической и учебно-воспитательной детерминации.

Наибольшее внимание в исследовании уделялось первому п последнего уровням. При этом в большей степени изучен и отражен уровень учебно-воспитательной детерминации, как своеобразной конкретизации и реализации социальной детерминации в учебно-воспитательном процессе.

Суть указанной детерминации заключается в наличии реального противоречия мевду известным! способами решения типовых задач и изменяющимися задача®. Проведенный анализ позволил обнаружить зависимость формирования творческого мышления: от появления новых (т.е. нерешаемых) задач, от изменения условий решения известных задач, от неудовлетворительности (тем, каким способом решалась та или иная задача. Кроме этого обнаружена зависимость от возможностей содержания учебных дисциплин. В диссертации сделан вывод о том, что все учебные дисциплины обладают формирующими возможностями, которые при сравнении друг о другом оказываются различными.

2.Автордкий взгляд на техпологичсзки-прдпесруальпуд характеристику творчеокого мшленпд.дащуп возмрясность более полно изучить систему средств р условий его формирование

Изучение технологическо-процессуальноВ стороны творческого мышления позволяло выявить весьма существенные его характеристик;! к их числу ыозшо отнести: противоречивость. Например, противоречие меяоу задаче" и способом ее

решения. Оно представляет собой лишь обусловленность данного процесса. Это лишь предпосылка творческого мышления. Без ее осознания не мочсет быть и самого творческого мышления. Кроме ооознания данного противоречия творческое ¡лышление выражается в формировании творческой задачи для субъекта деятельности (в данном случае дая обучаемого). Логическим продолжением перечисленных этапов является поиск идеи реше-ния.Далее следует логическое обоснование найденного решения, которой завершается воплощением самого решения. Зто, так" сказать, структрно-логическая характеристика творческого мышления.

Другой характеристикой творческого мышления является единство дискурсивных (строго-логических) и логико-интуитивных механизмов.

Все это позволило осуществить такой подход к системе оредсгв и условий формирования творческого мышления курсантов ввузов ВНА, который дал определенное приращение знаний в этом вопросе.

3. Обоснованна системного характера Формирована^ и развития творческого мышление в процессе рбучония в военно-учебных заведениях

ёЛ_А

Основным системно-образующим признаком выступает деятельность (субъект-обучаемый) по пахолэдению способа решения (швой задачи. Системными характеристикам этого процесса рри данном подходе являются то.что формируется, субъектно-эбьективные отношения, совокупность средств и совокупность условий которые мжно рассматривать как элементы, имевшие ;иствшнй характер.

4. Характеристика средств формирования творческого мышления в процессе преподавания в военно-учебны^ заведениях

Военно-учебные заведения располагают разветвленной системой средств формирования творчеокого мышления. Однако - это лишь необходимая предпосылка, которую надо реализовать-, в процессе обучения. Это зависит упе от многих факторов.

Изучение данной проблемы позволило сформулировать следующие положения:

а) в совокупности средств формирования творческого мышления правомерно ввделять методологические и методические.

б) методологические средства представляют собой знания о самом творческом мышлении и о процессе его формирования.Это те знания,которые применяются в процессе обучения в ввузё, которые формируют у обучаемого определенные способы (точнее алгоритм) решения обшпх задач. В совокупности такого рода знаний особая роль отводятся философии, психологии, педагогики и эвристики Набор методологических средств как показало исследование, зависит во многом от субъекта обучения, т.е. преподавателя, от знания им всех средств е от его умения воздействовать этими средствами на обучаемых.

в) методические средства - это способ организации методологических средств, направленный па действенное формирование творческого мышления.

I. Первые три науки являшзя учебными дисциплинам. Опи чаще всего и ^поставляет" методологические средства. Эвристика не преподается, но ее знание для »того процесса невозможно переоценить. .

5. Авторское понимание совокупности условий сГормирона я творческого мышления в процессе обучение ууроантов (слушателей)

По степени непосредственной значимости выделенные в диссертации условия подразделяются на социальные, методологические и методические.

К социальным условиям относятся: творческий характер- ; деятельности общества, отдельных личностей, установка (тре-| бования) на формирование творческих субъектов деятельности, : поощрении творчества, организация соответствующих условий, ' наличие творческого потенциала в научных зааниях, отношение в обществе, в воонно-учебных заведениях, в педагогических коллективах, направленное на формирование творческих педагогов и многое другое. Среди них выделяются общесоциологические условия и институциональные (характерные для военно-учебных заведений) условия. В своей совокупности они представляют собой систему, включающую внешние и внутренние да данного процесса условия.

В результате исследования был сделан вывод о возмож-Чости выделения группы методологических условий. Ранее речь шла о методологических средствах, которые представляют собой возможности систем научных знаний. Оки рассматриваются лишь как необходимая предпосылка процесса формирования творческого мышления. Их существование еще ее говорит,что они включаются в данный процесс. Их включение не носит внешний по отношению к субъекту данного процесса характер.Они приобретают качество конкретного(действенного) средства в том случае, когда становятся достоянием этого субъекта. Именно поэтому правомерно выделять мотодологические условия, под которыми понимается овладение методологическим арсеналом научных систем, направленным ня реализацию формирования творческого мышления в процессе обучения в военно-учебных заведениях. Это, образно горогч, овладение методологичесгдул возможностям! учеб-

них дисциплин и других наук, изучающих дачный процесс'.

Методологические условия выражаются час/о в поиятиикуль-^ туры: методологическая культура, педагогическая культура, философская культура, эвристическая культура, стержнем кото--' ршс выступают знания тех или иных научных положений.

Непосредственную значимость для формирования творческогб мышления имеют методические условия.

Они выступают как своеобразные носители процесса реализации первых двух групп условий, имеющие свое конкретное содержание. Проведенный анализ показал,что б их число правомерно включить методическую подготовленность сашго субъекта и методическую обеспеченность педагогического процесса. Их диапазон весьма широк: от общих методических рекомендаций по проведению тех или иных видов занятий до создания цельного методического комплекса по каждой учебной дасцпплипе.от общих мэтодических рекомендаций до рекомендаций частного характера, от рекомендаций по_ решению типовых педагогических задач, до алгоритма решения творческих (общих для многих вузов и педагогов) педагогических задач.

6. Характеристика путей повышения эффективности Форгя1рования творческого мышления татсантоз ввузов ВНА

Совокупность путей повышения эффективности формирования творческого мышления включает в себя три группы условий: условия по объекту, условия по субъекту и условия по процессу.

В свою,очередь пути процесса формирования творческого мышления, в педагогическом процессе предполагают: организацию специальной подготовки педагогических кадров, нз-плавреипой на повышение эффективности данного процесса. обб$здеаие данной проблемы на конференциях, заседаниях, кафедр, предметно (з ¡.-.с-'лредметзэ) - методических ког-ис-

-и-

оий, изучение, обобщение и распространение передового опыта педагогических коллективов, организация экспериментов с целью получения новых педагогических результатов; организация научно-исследовательской работы, посвященных различным сторонам указанного ранее процесса, организация информационного обеспечения результатами научных исследований, управле-; нив творческой деятельностью педагогов и годагогических коллективов и др.

Пути повышения эффективности формирования творческого мышления го объекту в своей совокупности содержат: формирование установки обучаемого на дальнейшее развитие творческо-; го ышпления, формирование потребности творчеокого отношения к процессу обучения, создание атмосферы творчества в ходе занятий, овладение поисково-творческим потенциалом учебпых дисциплин, участие в дискуссиях, семинарах и научных крук-ках, где воссоздаются атмосфера творчества и научного поп-ска.

По прйзнаку процесса пути повышения эффективности формирования творческого мышления можно представить в единстве реализации по каждой учебной дисциплине, на каздом занятии проблемно-творческого потенциала учебных дисцишши и такой организации занятий, где наиболее эффективно обеспечивается реализация принципа "задача - решение", а также разработка учебных планов, учебпых программ и тематических планов в большей степени сориентированных на целенаправленное формирование творческого мышления у курсантов (слушателей) военно-учебных заведений ВНА в др.

1У. Практическая значимость и рекомендации ДИ.99.?ЩДИИ

Проведенное исследование позволило сформулировать некоторые выводы практического характера.

Все они могут быть подразделены на две большие группы: относящиеся к исследователям данного процесса и от-

-л* -

I

йооящиеся к педаготим, которые своей~Тюв сё дневно й~дёя те лькостью нацелены ва практическое решение этой задачи.

К практическим рекомендациям, адресованных исследоватзл^-ми, можно отнеоти следующие научные проблемы:

"Диалектика процесса формирования творческого мн-шения",

"Эвристические средства в педагогическом процессе",

" Диалектика объективного и субъективного в процессе формирования творческого мышления",

"Диалектика необходимости и свободы в процессе формирования творческого мышления".

Исследование по этим вопроса!« значительно восполнили бы систему теоретического знания по данной юоблэме. Это, во-первых. Во-вторых, это составит необходимую предпосылку для изменения соотношения теоретических и эмпирических освов деятельности педагога в сторону первых.

Группа научгго-практических рекомендаций адресована всем субъектам военно-педагогической деятельности, компетентным органам ВНА, военно-учебным заведениям, коллективам кафедр, которые занимаются процеосом обучения курсантов (слушателей). Эти группы рекомендаций состоят из общих требований, которые необходимо учитывать при осуществлении обучения и из конкретных рекомендаций.

Общие требования заключаются в следующем. Необходимо учитывать существующие возмоянооти педагогического процесса в формировании и развитил творческого мышления курсантов (слушателей). При этом возможности различных дисциплин а видов занятий различны. Далее: реализация этих возможностей в значительной мере зависит от субъекта военно-педагогической деятельности. Их возможности не являются проявленной величиной, а приобретаемы. Следовательно, необходима постоянно действующая структура, направленная на творческую образованность самого педагога, В згой связи целесообразно предусмотреть специальную теоретическую и

- 1(5 -

практическую подготовку педагогов по вопросам педагогического творчества.

Требуется также создавать услошя для активизации творческого подхода к решению всех военно-педагогических задач. Это, в первую очередь, атмосфера взыскательности, творческого поиска, включение в аттестационные документы показателей творчества и многое другое.

Конкретно-содержательные рекомендации, вытекающие из проведанного исследования, заключаются в следующем:

I.Изучение вопроса о том, как происходит процесс формирования творческого мышления у курсантов ввузов ВНА, показало, что отсутствует стройная система подготовки педагогов к решению этой сложной задачи.

В условиях военно-учебныд заведений целесообразно в курсе первичной подготовки преподавателей и их дальнейшей профессиональной подготовки предусмотреть занятия по следующей проблематике.

- система средств и условий формирования творческого мышления курсантов (слушателей) ввузов ВНА;

- педагогическое содержание формирования творческого ышпленля в педагогическом процессе';:

- сущность и содержание творческого процесса;

- методическое обеспечение формирования творческого мышления;

- сталь педагогической деятельности педагога в системе факторов формирования творческого мышления курсбитов в педагогическом процессе

2. Представляется важным для формирования' творческого мышления курсантов осуществить комплексироваиие прегюдава-.

I. Предложенную тематику мо:шо скорректировать для различных военно -учебных заведений.

яия общественных и отдельно военных дисциплин. При этом ком-плексирование предполагает пе только определение (очерчивание) "срезов" по той или иной проблеме различных учебных дисциплин, но и их совместное "участие" в целостном обсуждении данной проблемы как на уровне межкафедральном обсуждении, так и непосредственно на занятиях.

3. Сложность процесса формирования творческого мышления курсантов полагает иедостаточным знание о нем только одной из наук. Эти знания должны быть многопредмепшми и постоянно пополняющимися. Как показало исследование, такого центра, занимающегося такой задачей в ВИЛ лет. Его создание позволило бы:

а) проанализировать степень изученности данного процесса; б) определять приоритетные направления этого исследования; в) скоординировать усилия представителей различных наук; е) информировать о полученных в других военно-учебных заведениях результатах; ж) анализировать действенность рекомендации и вносить необходимые коррективы в учебный процесс.

4. Особое внимание заслуживает распространение опыта формирования творческого мышления курсантов ивузов ВИА. Опыт как яззестно, может быть различным как результатом стихийных усилий педагогов, так и результатом специально создаваемого, планируемого усилия, й тог и другой опыт весьма полезен и достоин распространения. Однако специально создаваемый опыт ценен еще и тем, что он показывает реальные возможности педагогов в решении атпх задач, много-обсазмго условия их решения. Для этого опыт должен быть организованным. Во-первых, он должен осуществляться по решению общих для субъектов педагогичеокой деятельности эа-дач..Во-вторых, организация опыта должна осуществляться на основе современных научных концепций о педагогической цея-гельности п творческом мышлении. В-третьих, распространится по ccim опыт, а основная его идея в сэтюкуi!чооi"i> ус-ювеЯ. Вг*..е1,чсртщ, этот опыт дзякея етамуллсот^гь лоят^и-

-ка-

вость педагогов.

.5. В целях повышения эффективности формирования творческого мышления курсантов необходимо создание соответствуйте-| го данной задачи методического комплекса вузов, кафедр, включающего в себя: |

а) методические рекомендации по всем занятиям, по проблемам. ситуациям и способам их решения,

б/ методические материалы по изучению творческого потенциала произведений классиков паук;

в) методические рекомендации, адресованные слушателям (курсантам) и преподавателям;

г) банк творчеоких ситуаций (задач), вытекающих из деятельности выпускников ввузов.

д) отзывы и предложения курсантов (слушателей), преподавателей, внцускпиков о действительности существующих системах обучения.

Названные рекомендации могут быть конкретизированы в зависимости от уровня подготовленности педагогов к решению , данной задачи, с учетом специфики учебной дисциплины и ввуза

Гвтппа инФормашюнво-оргавизутаих рекомендаций имеет ориентировочный характер и обусловлена недостаточностью информации о.содержании и степени разработки проблемы.

В этой связи представляется необходимым при издании отдельных работ,сборников справочных датервалов включать данную проблематику, осуществлять издание специальных сборников, посвященных анализу процесса формирования творческого мышления курсантов (слушателей) военно-учебных заведений ВНА.

Ооновяцо положения диооартагш изложена в публикациях; ,

1, Проблема научно-творчеокого управления войскамя в оввтв теории отражения В.И.ЛеаиЕа //Зурнад "Исследование" .- ВПА ВНА. 1984. Й 2, - I п.д.

2, Материалистическая диалектика - се маченкв для процесса творческого мышлепия в военной деятельяости ■ // Диалектический материализм. - Ханой: ВПА ВНА, 1985.» I п.л.