автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Системность поэтической метафоры и ее эволюция

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Толочин, Игорь Владимирович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Диссертация по филологии на тему 'Системность поэтической метафоры и ее эволюция'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Толочин, Игорь Владимирович

Введение. ^

Глава I. Методология системного подхода к поэтической метафоре.

1.1. Обзор современных теорий метафоры.

1.2. Когнитивная теория метафоры как средство определения системной природы речевых метафор.

1.3. Формирование художественного образа как коммуникативная задача метафоры в поэтическом тексте.

1.4. Метафорические парадигмы понятийной системы как источник речевой образности.

1.5. Особый характер формирования поэтической метафоры при включении интертекста в формирование образной основы.

1.6. Единство индивидуального и системного в поэтическом тексте.

Выводы по Главе I.

Глава II. когнитивные метафорические парадигмы как источник поэтической образности.

2.1. Метафорическая парадигма времена года / время дня / человеческая жизнь".

2.1.1. Базовый концепт осень / вечер (ночь) /умирание, старость.

2.1.2. Базовый концепт зима /вечер (ночь) /смерть.

2.1.3. Базовый концепт ночь /смерть.

2.1.4. Базовый концепт вечер /умирание.

2.1.5. Метафорический потенциал контраста понятий из полей "времена года" и "время дня".

2.2. Метафорическая парадигма движение / человеческая жизнь".

2.2.1. Базовый концепт путешествие /уход из жизни, смерть.

2.2.2. Базовый концепт путешествие /приобретение мудрости, опыта.

2.2.3. Базовый концепт движение — бездвижность / жизнь — смерть.

2.2.4. Базовый концепт движение — бездвижность /живая природа — безжизненная человеческая цивилизация.

2.2.5. Базовый концепт танец /радость, счастье.

2.3. Метафорическая парадигма природные стихии / душевные состояния человека".

2.3.1. Базовый концепт море /разрушительное, иррациональное начало в человеке.

2.3.2. Базовый концепт река /оценочное отношение к человеческой жизни.

2.3.3. Базовый концепт вода — источник жизни.

2.3.4. Базовые концепты огонь /человеческие страсти и ветер / человеческие страсти.

2.3.5. Базовый концепт комплекс природных стихий / душевные состояния человека.

2.4. Метафорическая парадигма реалии окружающей действительности / человек"

2.4.1. Базовый концепт абстрактное понятие / человек.

2.4.2. Базовый концепт животное /человек.

2.4.3. Базовый концепт человек /животное.

2.4.4. Базовый концепт растение /человек.

2.4.5. Базовый концепт человек /растение.

2.4.6. Базовый концепт объекты, созданные человеческим трудом /человек.

2.4.7. Базовый концепт человек/вещь.

2.5. Метафорическая парадигма духовные сущности / материальная деятельность, материальные объекты".

2.5.1. Базовый концепт поэтическое творчество / материальная деятельность.

2.5.2. Базовый концепт поэзия/ зримые " произведения искусства.

2.5.3. Базовый концепт этические сущности / человек или предмет.

2.5.4. Базовый концепт духовное — физическое / душа — тело.

2.5.5. Актуализация метафорической парадигмы на базе метафорического потенциала отдельного слова или фразеологизма.

2.6. Эволюционные тенденции в функционировании образных основ, опирающихся на метафорические парадигмы

Выводы по Главе II.

Глав a 111. Интертекст и поэтический образ.

3.1. Христианство.

3.2. Мифология.

3.3. Этические ценности.

3.3.1. Отношение к смерти.

3.3.2. Отношение к воинскому долгу.

3.3.3. Нравственная оценка отношений между людьми.

3.3.4. Этические нормы в отношении человека и общества

3.4. История.

3.5. Эволюционные тенденции в функционировании образных основ, определяемых интертекстом.

Выводы по Главе III.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по филологии, Толочин, Игорь Владимирович

Данное исследование выполнено в русле когнитивного направления в лингвистике, получившего активное развитие в последнее десятилетие и охватившего различные сферы науки о языке.

Интерес к когнитивной основе языковой системы и речевой деятельности продиктован обращением лингвистов к проблеме систематического изучения процессов формирования и понимания смысла речевых высказываний (текстов) в коммуникативных актах. Исследование понятийной системности языка дает богатый материал для качественно нового этапа изучения функционирования языка в различных коммуникативных стилях речи.

Актуальность данной работы определяется необходимостью объединить достижения лингвостилистического исследования поэтической речи, сделанные в рамках семиотического подхода, с новейшими данными о системной природе метафорического смысла в речи.

Использование методологии когнитивного подхода в линг-востилистических исследованиях поэтической речи способно обеспечить осмысление системного характера такого сложного смыслового образования как художественный образ, ранее считавшийся не подлежащим лингвистической систематизации.

Целью исследования является выявление когнитивных метафорических моделей смыслообразования в поэтических текстах и эволюционных тенденций их функционирования на базе анализа наиболее антологизированных стихотворений англоязычной поэзии двадцатого века.

В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:

- отбор поэтических текстов, обладающих высокой степенью антологизированности на базе сопоставительного анализа широкого спектра поэтических антологий;

- выявление на основе когнитивной теории метафоры концептуальных метафорических структур, определяющих развитие образного смысла в каждом тексте;

- установление типовых моделей формирования метафорического смысла текста на основании общности когнитивных механизмов порождения метафоры в рассматриваемых стихотворениях;

- анализ динамики продуктивности выявленных моделей формирования поэтической образности в рассматриваемый период.

Материалом для исследования послужили двести восемьдесят стихотворений шестидесяти пяти поэтов двадцатого века. Отбор текстов осуществлялся в результате сопоставительного анализа различных поэтических антологий.

Особая роль антологий в определении наиболее значимых в англоязычной культурной традиции текстов отмечается в ряде исследований [The Columbia History of British Poetry. 1995: 532534; Golding A. 1995]. Известный американский поэт и критик

Дж.Дики (James Dickey) пишет в фундаментальной монографии, посвященной обзору творчества наиболее крупных британских и американских поэтов двадцатого века, что "антологии, судя по всему, являются наиболее существенным свидетельством значимости творчества, которое автор может получить за время своей жизни. Антологии стали своеобразным испытанием на бессмертие (a kind of trial immortality) для всех хороших стихотворений" [Dickey J. 1981:8].

Таким образом, можно утверждать, что материал американских и английских антологий отражает наиболее существенные характеристики поэтической речи определенного периода. Чтобы ограничить количество текстов для исследования и выбрать наиболее существенные в культурной традиции произведения, была осуществлена попытка создания своеобразной "антологии антологий": для анализа были отобраны тексты тех поэтов, имена которых представлены в большинстве рассмотренных антологий.

Источниками материала стали восемь сводных антологий английской и американской поэзии, шесть антологий американской и пять антологий английской поэзии (см. Список антологий, с. 367). Для более объективного отбора текстов авторов, ставших известными в последние десятилетия, использовались данные о вручении Нобелевской премии за литературу и престижной Pulitzer Prize для американских поэтов за последние шесть лет, приведенные в The World Almanach and Book of Facts 1995.

В Приложении (с. 370) приводится список имен поэтов, стихотворения которых стали объектом анализа. Указываются годы жизни (год рождения) автора; количество антологий, в которых представлено его творчество; количество стихотворений, напечатанных более чем в трех антологиях — сопоставительный анализ антологий показал, что именно такой принцип отбора стихотворений позволяет ограничить количество текстов в пределах, делающих реальным подробный анализ их смысловой структуры в рамках диссертационного исследования. Объектом анализа стало творчество поэтов, представленных в семи и более антологиях.

Как показали наблюдения, авторы, представленные менее чем в семи антологиях, как правило, упоминаются только в более крупных антологиях, причем практически отсутствуют стихотворения, которые бы воспроизводились в нескольких изданиях.

В связи с тем, что три поэта — Р.Фрост, У.Б.Йитс и У.К.Уильямс — представлены большим количеством стихотворений, повторяемых в трех и более антологиях (восемнадцать, двадцать два и четырнадцать), для анализа были выбраны тексты, напечатанные в четырех и более антологиях (тринадцать стихотворений Фроста, пятнадцать — Иитса и шесть — У.К.Уильямса).

Отдельно следует прокомментировать появление в списке поэтов XX века Дж.М.Хопкинса (1844-1889). Творчество Хопкинса получило известность после 1918 года, когда впервые была опубликована большая часть его стихотворений. Он сразу получил признание как представитель "новой" поэзии. Тексты Хопкинса включены в "The Norton Anthology of Modern Poetry" 1988 года, а также в "Anthology of Modern Poetry" Джона Уэйна (John

Wain). Именно эти данные и послужили основанием для включения его текстов в материал диссертации.

Методологической основой исследования является положение об обусловленности речевой деятельности понятийной системностью сознания, лежащее в основе когнитивной теории метафоры.

В зависимости от конкретных задач исследования в работе использовались следующие методы: описательно-аналитический; сравнительно-сопоставительный; метод концептуального анализа, состоящий в установлении метафорических связей на понятийном уровне, лежащих в основе метафорического смысла текста.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:

- предлагается когнитивный подход к анализу метафорического смысла большого количества стихотворений, составляющих ядро поэтического стиля целого столетия.

- осуществляется типологизация метафорических структур, обеспечивающих формирование образного смысла текста.

- выявляется образная основа, определяющая содержательность поэтического текста.

- рассматривается когнитивная природа интертекстуальности в поэтических текстах и устанавливается ее функция в формировании метафорической структуры текста.

- предлагается характеристика эволюционных тенденций образности поэтической речи в рассматриваемый период.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что использование принципов когнитивной теории метафоры в лингвости-листическом исследовании поэтической речи позволяет более глубоко и по-новому рассмотреть принципы смыслоформирова-ния в текстах, передающих эстетическую информацию. Результаты исследования также представляют интерес для решения актуальных проблем взаимообусловленности языка и культуры.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и теоретических обобщений в общетеоретических курсах по лингвостилистике и лингвистике текста, а также на спецкурсах по теории метафоры и принципам лингвостилистического анализа поэтического текста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Лингвистическая природа поэтической метафоры состоит в том, что восприятие любого поэтического текста обусловлено структурой внутритекстовых метафорических отношений, которые являются реализацией понятийной системности языка.

2. Системность метафорического смысла образной основы поэтического текста заключается в том, что между элементами текста, соотнесенными благодаря различным механизмам выдвижения, реализуются метафорические связи, представленные в сознании воспринимающего текст системой парадигматических метафорических соответствий на понятийном уровне — базовых концептов внутри соответствующих метафорических парадигм или универсальных принципов метафоризации, организующих всю понятийную систему.

3. Образная основа поэтического текста (поэтическая метафора) формируется через ряд взаимообусловленных минимета-фор — словосочетаний, смысл которых определяется на основе когнитивных механизмов смыслообразования и реализуется в пределах целого поэтического текста.

4. Образные основы поэтических текстов организуются в типовые метафорические модели в зависимости от того, какой тип метафорической связи является основным для формирования смыслового единства текста.

5. Выделяется два основных типа метафорических моделей образной основы текста: структуры, основанные на метафорической парадигматике понятийных полей и модели, основанные на метафоризации интертекста.

6. Интертекст представляет собой единицу смысла, не выраженную эксплицитно в речевой структуре текста и вводимую в текст на основании взаимодействия культурного тезауруса читателя и маркеров интертекста — элементов текста, обладающих устойчивыми ассоциациями с определенными информационными блоками культурного тезауруса.

7. Формирование образной основы с помощью интертекста — процесс, объединяющий метонимический и метафорический когнитивные механизмы.

8. Эволюция поэтической метафоры состоит в изменении продуктивности типовых моделей образного смысла в различные временные периоды, что определяет своеобразие поэтической речи каждого периода.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка литературы, списка использованных антологий и списка словарей.

Апробация работы: основные положения диссертации были изложены в докладах, сделанных на лингвистическом семинаре кафедр английской филологии I и II филологического факультета СПбГУ (январь 1996 г.) и на межвузовской научной конференции в университете им. Дж.Вашингтона в г. Вашингтоне, США (май 1996); а также в спецкурсе, прочитанном на кафедре английской филологии II филологического факультета СПбГУ. ^

Основные положения диссертации отражены в двенадцати v с— публикациях (одиннадцать статей и тезисов докладов и одна монография).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Системность поэтической метафоры и ее эволюция"

Выводы по главе III

1. Интертекстуальность следует рассматривать как своеобразный метонимический по своей природе механизм формирования образной структуры поэтических текстов (актуализация интертекста по смежности между понятиями в культурном тезаурусе человека). В процессе анализа выделено четыре информационных блока культурного тезауруса, являющихся источником интертекстов: христианство, мифология, этические ценности и история.

2. Взаимодействие текста и интертекста определяется смысловой структурой самого интертекста и универсальными принципами метафорического смыслоформирования.

3. В случаях, когда сам интертекст обладает образным смыслом (образы-символы, в которых представлена информация о христианской традиции, исторических событиях (имена великих исторических деятелей) и древних мифах), между текстом и интертекстом устанавливаются отношения образной аналогии или образного контраста.

4. В случаях, когда интертекст не обладает образной природой (информация о нравственных кодах), процесс метафоризации осуществляется на основе принципа "общее это частное" (Принцип Инвариантности).

5. Актуализация интертекста осуществляется рядом маркеров — слов или словосочетаний, обладающих устойчивыми ассоциациями энциклопедического характера в понятийной системе.

6. Фактором актуализации интертекста на основе знаний об этических нормах является контраст между коннотационным фоном слов или словосочетаний, обозначающих понятия, обладающие яркой оценочной окраской в системе этических ценностей, и их поэтическим контекстом.

7. Рост продуктивности моделей образной основы, определяемых взаимодействием текста и интертекста, является основ-нои характеристикой качественных трансформации природы поэтической речи в течение последнего столетия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало значимость когнитивной теории метафоры для исследования системной природы поэтической метафоры как ведущего способа смыслоформирования поэтического функционального стиля.

Наблюдение над закономерностями выдвижения как процессами, обусловленными универсальными когнитивными законами формирования образных ассоциаций, позволило разработать методологию выделения типовых смысловых структур, лежащих в основе каждого конкретного текста.

Использование метариала, собранного в результате подробного анализа степени антологизированности текстов, позволяет считать результаты исследования убедительными данными о наиболее значимых и характерных чертах поэтической речи рассматриваемого периода.

Во всех проанализированных поэтических текстах их смысловое единство определяется образной основой — минимумом метафорических отношений, охватывающих весь текст и обеспечивающих возможность его восприятия как целостной единицы поэтического смысла. Образная основа создается одним из двух механизмов формирования метафоры, выделенных в процессе анализа материала. Это развертывание базового метафорического концепта и метафоризация интертекста.

Большинство стихотворений опирается при структурировании метафоры на метафорические парадигмы языковых понятийных полей. В таких стихотворениях характер смыслового взаимодействия между различными смысловыми планами текста определяется тем или иным базовым метафорическим концептом, в котором зафиксировано отношение образной аналогии между конкретными понятиями, входящими в поля, объединенные метафорической парадигмой. Образная основа стихотворения, в данном случае, является речевым развертыванием базового концепта.

Около трети текстов, избранных для анализа, реализуются как смысловое целое в результате введения в структуру текста дополнительной, не выраженной эксплицитно информации из культурного тезауруса читателя. Структура вводимой информации определяется маркерами — элементами текста, обладающими устойчивыми метонимическими во своей природе ассоциациями с определенными информационными блоками культурного тезауруса носителя языка.

Данный механизм формирования смыслового единства текста является проявлением интертекстуальности в процессе понимания стихотворения. При таком способе организации образной основы поэтический текст становится метафоризирующим контекстом для интертекста — дополнительной информации, являющейся результатом диалога между сознанием читателя и текстом.

На основе полученных данных удалось выявить типовые модели метафорической структуры стихотворного текста, своеобразие которых определяется природой базового метафорического концепта или интертекста, определяющих содержание образной основы того или иного стихотворения.

Анализ почти трехсот наиболее антологизированных поэтических текстов двадцатого века показывает, что поэтическая метафора, понимаемая как основа художественного образа текста, восходит к устойчивым метафорическим структурам, количество которых ограничено. В различные временные периоды наблюдается превалирование одних структур над другими. Волнообразное изменение продуктивности типов образных основ и составляет сущность эволюционного развития образности поэтической речи.

Общей характеристикой абсолютного большинства поэтических текстов рассматриваемого периода является отрицательная коннотативная окраска образов-метафор. Универсальным свойством всех метафорических структур в проанализированных текстах является их антропометричность, являющаяся проявлением специфики поэтической информации, передающей образное выражение отношения к основным ценностям человеческого бытия.

В процессе анализа стихотворений стало очевидным, что основным механизмом формирования поэтической метафоры является развертывание в тексте базовых метафорических концептов. Около двух третей всех рассмотренных текстов формируют образный смысл, либо опираясь на один из базовых концептов, либо на основании концептуальных метафорических отношений, закрепленных в структуре значения лексических или фразеологических единиц. Другой механизм формирования образного смысла текста — взаимодействие текста и интертекста — также опирается на универсальные закономерности метафорического смыслоформирования.

Наблюдения над частотностью использования различных базовых концептов и блоков энциклопедической информации в течение столетия позволили охарактеризовать своеобразие поэтической речи в различные периоды двадцатого века.

В зависимости от степени активности различных моделей образных основ поэтическая речь последнего столетия может быть разделена на три периода. К периоду начала века можно отнести все стихотворения, написанные до 1920 года; следующий период включает в себя три десятилетия и условно заканчивается 1950 годом; наконец, последний период — это послевоенные десятилетия. Данное деление достаточно условно, его удобство заключается в том, что оно позволяет достаточно наглядно представить характер трансформации поэтической речи в течение столетия на основе сопоставления степени продуктивности различных типов образных основ в рамках данных периодов. Предлагаемая периодизация определена именно качественными показателями степени изменений преобладающих образных типов текстов.

Наиболее яркой тенденцией является устойчивый рост количества стихотворений, формирующих образную основу с помощью взаимодействия текста и интертекста, на фоне снижения продуктивности всех метафорических парадигм во второй половине века.

Рассмотрение эволюционных тенденций в поэтической речи двадцатого века свидетельствует о том, что причины смены превалирующих образных структур следует искать в тех проблемах культуры и общества, которые являются наиболее актуальными в рассматриваемый период. Типовые модели образной основы текстов — выражение реакции сознания поэтов на то, что является наиболее проблемным и значимым для поэзии на каждом этапе ее развития. Хотя лингвостилистический анализ не может охарактеризовать причины эволюционных изменений продуктивности тех или иных метафорических структур, данные, полученные в результате такого анализа могут обогатить представление о характере творческого мышления и его взаимодействия с процессом развития культуры.

Выявление моделей формирования поэтической метафоры на базе анализа стихотворений, представляющих ядро поэтического стиля целого столетия, позволяет глубже осознать системный характер сложных процессов формирования и восприятия поэтического смысла.

 

Список научной литературыТолочин, Игорь Владимирович, диссертация по теме "Германские языки"

1. Арнольд И.В. Стилистика декодирования: Курс лекций. Л. 1984.

2. Арнольд И.В. Поэтика интертекстуальности // Вопросы английской контекстологии / Под ред. М.А.Кащеевой. Вып. 4. СПб., 1996. С. 7-15.

3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / Под ред. Н.Д.Арутюновой. М. 1990.

4. Баранов Г.С. Научная метафора: Модельно-семиотический подход. В 2 ч. Ч 1. Кемерово. 1992; Кемерово. 1993.

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1975. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Блэк М. Метафора // Теория метафоры / Под ред. Н.Д.Арутюновой. М. 1990.

6. Виноградов В.В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

7. Винокур Г.О. Понятие поэтического языка // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

8. Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи: Природа вторичной номинации. Киев. 1986.

9. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте / Под ред. В.Н.Телии. М. 1988, 1-25.

10. Гусев С.С. Проблема понимания в философии: философско-гносеологический анализ. М. 1985.

11. Гучинская Н.О. Стихотворная речь в системе художественной речи (на материале немецкоязычной поэзии): Дисс. док. фи-лол. наук. 10.02.04. Л. 1984.

12. Интертекстуальные связи в художественном тексте: Межву-зовск. сб. / Под ред. И.В.Арнольд. СПб. 1993.

13. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы общественного сознания / Под ред. Гринцер П.А. и др. М. 1994.

14. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М. 1993.

15. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Л. 1979.

16. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. 1975.

17. Метафора в языке и тексте / Под ред. В.Н.Телии. М. 1988.

18. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб. 1993.

19. Смирнов И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака). СПб. 1995.

20. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация: Виды наименований / Под ред. Н.Д.Арутюновой. М. 1977.

21. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте / Под ред. В.Н.Телии. М. 1988, 26-52.

22. Allbritton D. When metaphors function as schemes: Some cognitive effects of conceptual metaphors // Metaphor and symbolic activity. Vol. 10, N.l. Hillsdale (N.J.). 1995,33-46.

23. Alverson H. Semantics and experience: Universal metaphors of time in English, Mandarin, Hindi and Sesotho. Baltimore. 1994.

24. Andres M. Lacan et la question du metalangage. Paris. 1987.

25. Art of Seamus Heaney, The / Ed. by Tony Curtis. Dublin. 1994.

26. Asbee S. T.S. Eliot. Vero Beach (Fl). 1990.

27. Babuts N. The Dynamics of the metaphoric field. Newark. 1992.

28. Bagby G.F. Frost and the book of nature. Knoxville. 1993.

29. Baier M. Die Metaphorische Textkonstruktion. Erlangen. 1988.

30. Bartel R. Metaphors and Symbols: Forays into language. Urbana (111). 1983.

31. Baughman R. Understanding James Dickey. Columbia (S.C.). 1985.

32. Bayley J. Housman's poems. Oxford, N.Y. 1992.

33. Beck B. Metaphors, cognition and artificial intelligence. // Cognition and symbolic structures: The psychology of metaphoric transformation / Ed. by R.E.Hashell. Norwood. 1987, 9-30.

34. Beck C. Worlds and Lives: The poetry of Randall Jarrell. Port Washington, N.Y. 1983.

35. Beck L.G. Understanding the principalship: Metaphorical themes, 1920's-1990's. N.Y. 1993.

36. Begemann P. Readers' strategies in comprehending poetic discourse // Approaches to poetry: Some aspects of intertextuality and intermediality / Ed. by J.S.Petofi and Olivi. Berlin, N.Y. 1994. 1-31.

37. Belth M. Metaphor and thinking: The college experience. Lanham. 1993.

38. BerthoffW. Hart Crane, a re-introduction. Minneapolis. 1989.

39. Bhargava A. The poetry of W.B.Yeats: Myth as metaphor. New Delhi. 1979.

40. Bloom H. The Anxiety of influence: A theory of poetry. London, N.Y. 1975.

41. Bodkin M. Studies of type-images in poetry, religion, and philosophy. Folcroft. 1974.

42. Booth W.C. Metaphor as rhetoric: The problem of evaluation // On Metaphor / Ed. by Sheldon Sacks. Chicago and London. 1980, 4770.

43. Boyle R. Metaphor in Hopkins. Chapel Hill. 1961.

44. Bradford R. A linguistic history of English poetry. London, N.Y.1993.

45. Bradley J. The movement: British poets of the 1950s. N.Y. 1993. Brinnin J.M. William Carlos Williams. Minneapolis. 1963. Brown F.C. Transfiguration: Poetic metaphor and the languages of religious belief. Chapel Hill. London. 1983.

46. Brown J. A journey into Thomas Hardy's poetry. London. 1989. Brunner E. Poetry as labor and privilege: The writings of W.S.Merwin. Urbana. 1991.

47. Buchanan G.W. Introduction to intertextuality. Lewiston, N.Y.,1994.

48. Calhoun R.J. Galway Kinnell. N.Y. 1992.

49. Callahan N. Carl Sandburg: His life and works. University Park. 1987.

50. Carter D. Robert Graves: The lasting poetic achievement. Totowa (N.J.) 1989.

51. Challenge of Ted Hughes, The / Ed. by Keith Sagar. Basingstoke (Hampshire). 1994.

52. Christ C. Victorian and modern poetics. Chicago. 1984. Columbia History of British Poetry, The / Ed. by J.Shapiro. N.Y. 1995.

53. Connell E. Sylvia Plath: Killing the angel in the house. Hebden Bridge (West Yorkshire). 1993.

54. Cooper D.E. Metaphor. N.Y. 1986.

55. Cowart D. Literary symbiosis: The reconfigured text in twentieth century writing. Athens (GA). 1993.

56. Criticism, history and intertextuality / Ed. by R.Fleming and M.Payne. Lewisburg. 1988.

57. Crowder A.B. Poets and critics, their means and meanings: Including essays on Browning, Ruskin, Stevens, Heaney and others. Lewinston, N.Y. 1993.

58. Danesi M. Vico, metaphor and the origin of language. Bloomington. 1993.

59. Dickey J. Babel to Byzantium: Poets and poetry now. N.Y. 1981.

60. Diepeveen L. Changing voices: The modern quoting poem. Ann Arbor. 1993.

61. Eco U. A theory of semiotics. Bloomington. 1979. Edwin Arlington Robinson / Ed. by Harold Bloom. N.Y. 1988. Elkins A. The poetry of James Wright. Tuscaloosa. 1991. Ellis Y.R. Gerard Manley Hopkins and the language of mystery. Columbia. 1991.

62. Ellman M. The poetics of impersonality: T.S.Eliot and Ezra Pound. Cambrige (Mass). 1987.

63. Emonds H. Metapherkommunikation: Zur Theorie des Yerstehens von metaphorisch verwendeten Ausdrucken der Sprache. Goppingen. 1986.

64. Engel B.F. Richard Eberhart. N.Y. 1971.

65. Ezra Pound and William Carlos Williams: The University of Pennsylvania conference papers / Ed. by Daniel Hoffman. Philadelphia. 1983.

66. Falk S.L. Archibald MacLeish. N.Y. 1966.

67. Floyd M. A semiotic theory of texts. Berlin, Amsterdam. N.Y. 1985.

68. Fludernik M. The fictions of language and the languages of fiction. London. N.Y. 1993.

69. Fogelin R.G. Figuratively speaking. New Haven, London. 1986. Gary Snyder: Dimensions of a life / Ed. by Jon Halper. San Francisco. 1991.

70. Gibbs R.W. When Is Metaphor? The Idea of Understanding in Theories of Metaphor // Poetics Today. 1992. Vol. 13. N 4.

71. Golding A. From outlaw to classic: Canons in American poetry. Madison. 1995.

72. Gordon P. The critical double: Figurative meaning in aesthetic discourse. Tuscaloosa. 1995.

73. Gowardhan Swamy G. Soul's song of a jackdaw: The poetry of Dylan Thomas. Calcutta. 1992.

74. Grabe I. Metaphor and interpretation: An analysis of interaction processes in poetic metaphor, with special reference to Dylan Thomas' "A Process in the Weather of the Heart". Pretoria. 1985.

75. Hagen P. Metaphor's way of knowing: The poetry of D.H.Lawrence and the Church of Mechanism. N.Y. 1995.

76. Haley M.C. The semeosis of the poetic metaphor. Bloomington. 1988.

77. Hammer L. Hart Crane and Allen Tate: Janus-faced modernism. Princeton. 1993.

78. Hardy to Heaney: twentieth century poets: Introductions and explanations / Ed. by John Blackburn. Edinburgh. 1986.

79. Hebel U.J. Intertextuality, allusion and quotation: An international bibliography of critical studies. N.Y. 1989.

80. Johnson M. Robert Duncan. Boston. 1988. Johnson M. The Body in the mind: The bodily basis of meaning, imagination, and reason. Chicago. 1987.

81. Johnson T. A critical introduction to the poems of Thomas Hardy. N.Y. 1991.

82. Karlheinz J. Maschine, mentales Modell, Metapher. Tuebingen. 1991.

83. Karman J. Robinson Jeffers: Poet of California. San Francisco. 1987.

84. Katz A.N. Psychological studies in metaphor processing //Poetics Today. 1992. Vol 13. N4.

85. Kennedy R. E.E.Cummings revisited. N.Y. 1994. Kennedy R. The creative power of metaphor: A rhetorical homiletics. Lanham (MD). 1993.

86. Kerr ,D. Wilfred Owen's voices: Language and community. Oxford. 1993.

87. Keysar В., Glucksberg S. Metaphor and communication // Poetics Today. 1992. Vol. 13. N 4.

88. Kidder R.M. E.E.Cummings: An introduction to the poetry. N.Y. 1979.

89. Kittay E.F. Metaphor: Its cognitive force and linguistic structure. Oxford, N.Y. 1987.

90. Knapp B. A Jungian approach to literature. Carbondale. 1984. Knapp B. Machine, Metaphor and Writer: A Jungian view. University Park (PA). 1989.

91. Knottenbelt E. Passionate intelligence: The poetry of Geoffrey Hill. Amsterdam. 1990.

92. Korg J. Dylan Thomas. N.Y. 1992.

93. MacCormac E.R. A cognitive theory of metaphor. Cambridge (Mass). 1985.

94. Marianne Moore: The art of a modernist / Ed. by Joseph Parisi. Ann Arbor (Mich). 1990.

95. Markey J. A journey into the red eye: The poetry of Sylvia Plath, a critique. London. 1993.

96. Martin J.H. A computational model of metaphor interpretation. Boston. 1990.

97. Maynard K.K. Thomas Hardy's tragic poetry: The lyrics and the dynasts. Iowa City. 1991.

98. McCabe S. Elisabeth Bishop: Her poetics of loss. University Park. 1994.

99. McCann J. Wallace Stevens revisited:"The celestial possible". N.Y. 1995.

100. McCulloch M. Edwin Muir: Poet, critic, and novelist. Edinburgh. 1993.

101. Meredith W. Poems are hard to read. Ann Arbor. 1991. Merrill Th. Allen Ginsberg. Boston. 1988.

102. Meyers J. Manic Power: Robert Lowell and his circle. London. N.Y. 1987.

103. Miller C. Marianne Moore: Questions of authority. Cambridge (Mass). 1995.

104. Miller J.H. The Linguistic Moment: From Wordsworth to Stevens. Princeton (NJ). 1985.

105. Molesworth Ch. Marianne Moore: A literary life. N.Y. 1990. Molino M. Questioning tradition, language, and myth: The poetry of Seamus Heaney. Washington, D.C. 1994.

106. Murphy P. Understanding Gary Snyder. Columbia (S.C.). 1992. Naik D. Poetry as the historical essence of language. Bhubaneswar. 1989.

107. Niven P. Carl Sandburg: A biography. N.Y. 1991. Noeth W. Semiotic aspects of metaphor. // The ubiquity of metaphor: Metaphor in laguage and thought / Ed. by W. Paprotte and j R. Driven. Amsterdam. 1985.1-16.

108. O'Connor W. Sense and sensibility in modern poetry. N.Y. 1973. O'Donnell W. The Poetry of William Butler Yeats: An introduction. N.Y. 1986.

109. O'Neill M. Auden, MacNeice, Spender: The thirties poetry. N.Y. 1992.

110. Parry A. The poetry of Rudyard Kipling: Rousing the nation. Buckingham. 1992.

111. Partridge A. The language of modern poetry: Yeats, Eliot, Auden. London. 1976.

112. Paz O. The other voice: Essays on modern poetry. N.Y. 1991. Perloff M. Poetic license: Essays on modernist and postmodernist lyric. Evanston (111). 1990.

113. Persson G. Meaning, models and metaphors. Stockholm. 1990.

114. Poetry after modernism. / Ed. by R.McDowell. Brownsville (OR).1991.

115. Pritchard W.H. Frost: A literary life reconsidered. Amherst (Mass). 1993.

116. Rajan T. Intertextuality and the subject of reading/writing. // Influence and intertextuality in literary history / Ed. by J.Clayton and E.Rothstein. Madison (Wis). 1991.

117. Regan S. Philip Larkin. Houndmills, Basingstoke (Hampshire).1992.

118. Remortel M. Literalness and metaphorization: The case of "turn". Witijk (Belgium). 1986.

119. Richardson J. Wallace Stevens. N.Y. 1986.

120. Riffaterre M. Relevance of theory / theory of relevance. // The Yale Journal of Criticism. New Haven, London. 1987.

121. Riffaterre M. Undecidability as hermeneutic constraint // Literary theory today / Ed. by P. Collier and H.Geyer-Ryan. Oxford. 1990.

122. Rigolot F. La poetique et l'analogie // Semantique de la poesie / Ed. by T.Todorov et al. Paris. 1979. 155-177.

123. Robert Lowell / Ed. bv Harold Bloom. N.Y. 1987. Robertson R. C.G.Jung and the archetypes of the collective unconscious. N.Y. 1987.

124. Robinson Jeffers and a galaxy of writers: Essays in honor of William H.Nolte. / Ed. by William B.Thesig. Columbia (S.C.). 1995. Ross D. Metaphor, meaning and cognition. N.Y. 1993. Rosu A. The metaphysics of sound in Wallace Stevens. Tuscaloosa. 1995.

125. Rumelhart D.E. Some problems with the notion of literal meanings // Metaphor and thought / Ed, by Andrew Ortony. NY. 1993, 71-82.

126. Sasidharan K. Poets in a changing world: A study of the progressive movement in the poetry. Delhi. 1991.

127. Seymour-Smith M. Hardy. N.Y. 1994.

128. Shanon B. Metaphor: From fixedness and selection to differentiation and creation // Poetics today. 1992. Vol. 13. N 4.

129. SharpeT. T.S.Eliot: A literary life. N.Y. 1991.

130. Shen Y. Cognitive constraints on directionality in the semiotic structure of poetic vs non-poetic metaphors // Poetics. 1995. N 23, 255-274.

131. Singh M.S. Theodore Roethke: A body with the motion of a soul. New Delhi, N.Y. 1991.

132. Soskice J.M. Metaphor and religious language. Oxford. 1992.

133. Squires R. Allen Tate and his work: Critical evaluations. Minneapolis. 1972.

134. Stambovsky P. The depictive image: Metaphor and literary experience. Amherst. 1988.

135. Stanford D. Revolution and convention in modern poetry: Studies in Ezra Pound, T.S.Eliot, Wallace Stevens, Edwin Arlington Robinson, and Yvor Winters. Newark. 1983.

136. Stead C.K. The new poetic: Yeats to Eliot. Philadelphia. 1987.

137. Steinart E., Kittay E. Interpretation of the semantic field theory of metaphor // Aspects of Metaphor. / Ed. by J.Hintikka. Dordrecht, Boston. 1994, 41-94.

138. Sternberg R.J. Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence. Cambridge. 1990.

139. Strandberg V.H. The poetic vision of Robert Penn Warren. Lexington. 1977.

140. Swigg R. Charles Tomlinson and the objective tradition. Lewisburg. 1994.

141. Three contemporary poets: Thom Gunn, Ted Hughes, and R.S.Thomas / Ed. by A.E.Dyson. Houndmills, Basingstoke (Hampshire). 1990.

142. Tillinghast R. Robert Lowell's life and work: Damaged grandeur. Ann Arbor. 1995.

143. Toelken B. Morning dew and roses: Nuance, metaphor, and meaning in folksongs. Urbana. 1995.

144. Turner M. Death is the mother of beauty: Mind, metaphor, criticism. Chicago. 1987.

145. Turner M. Language is a virus // Poetics Today. 1992. Vol. 13 N 46, 725-736.

146. Unterecker J.E. Voyager: A life of Hart Crane. N.Y. 1969. Vavra I. Technologie und Metapher: Grundrisse zur Transformation der "Phenomenolgie des Geistes". Miinchen. 1987.

147. Vendler H.H. The Given and the made: Strategies of poetic redefinition. Cambridge (Mass). 1995.

148. Walker Ю. The transparent lyric: Reading and meaning in the poetry of Stevens and Williams. Princeton (N.J.), 1984.

149. Ward A. The unfurling of entity: Metaphor in poetic theory. N.Y. 1987.

150. Ward J. Thomas Hardy's poetry. Buckingham. 1993. Way E.C. Knowledge representation and metaphor. Dordrecht, Boston. 1991.

151. Weinreach-Haste H. The sexual metaphor. Cambridge (Mass). 1994.

152. Williams M. The poetry of John Crowe Ransom. New Brunswick (N.J.). 1972.

153. Yingling Th. Hart Crane and the homosexual text: New thresholds, new anatomies. Chicago. 1990.1. СПИСОК АНТОЛОГИЙ

154. Сводные антологии английской и американской поэзии (в скобках приводится условное обозначение антологии):

155. Anthology of modern poetry / Ed. by John Wain. London. 1963 (JW);

156. New poetry / Ed. by A.Alvarez. Harmondsworth. 1966. (NP);

157. The New modern poetry: British and American poetry since World War II / Ed. by M.L.Rosental. N.Y. 1967 (NMP);

158. The shorter Norton anthology of poetry / Ed. by A.M.Eastman. N.Y. 1970 (SN);

159. An anthology of English and American verse / Ed. by B.Tomashevsky. Moscow. 1972 (M);

160. The Norton anthology of poetry. Third edition. / Ed. by A.W.Allison et al. N.Y., London. 1983 (NAP);

161. Poetry in English / Ed. by M.Rosenthal. Oxford. 1987 (PIE);

162. The Norton anthology of modern poetry / Ed. by R.Ellmann and R.O'Clair. N.Y., London. 1988 (NM).1.. Антологии американской поэзии:

163. An anthology of American poetry. Lyric America. 1630-1941 / Ed. by Alfred Kreymborg. N.Y. 1941 (AP);

164. The new Oxford book of American poetry / Ed. by R.Ellmann. Oxford. 1977 (NOX);

165. The vintage book of contemporary American poetry / Ed. by J.D.McClatchy. N.Y. 1990 (VA);

166. In search of color everywhere. A collection of African-American poetry / Ed. by E.D.Miller. N.Y. 1994 (Afr.);

167. Anthology of American poetry / Ed. by G.Gesner. N.Y. 1994 (AA);

168. The Columbia anthology of American poetry / Ed. by J.Parini. N.Y. 1995 (CAP).

169. I. Антологии английской поэзии:

170. The Penguin book of contemporary verse. / Ed. by K.Allott. Harmondsworth. 1962 (Penguin);

171. The Norton anthology of English literature. Vol.2 / Ed. by M.H.Abrams. N.Y. 1974 (N);

172. The Oxford book of twentieth century English poetry / Ed. by Philip Larkin. Oxford. 1975 (OXT);

173. The new poetry / Ed. by Michael Hulse et al. Newcastle-upon-Thyne. 1993 (93);

174. The Columbia anthology of modern poetry / Ed. by R.C.Woodring and J.Shapiro. N.Y. 1995.

175. Информация о поэтах-лауреатах Нобелевской и Пулитцеров-ской премий за 1990-1995 годы: The World Almanach and Book of Facts 1995 / Ed. by R.Famighetti. New Jersey. 1995.1. СПИСОК СЛОВАРЕЙ

176. Oxford advanced learner's dictionary of current English. Oxford. 1094 (OALDCE).

177. The Concise Oxford dictionary. Oxford. 1990. (COD).