автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Системные трансформации отечественного образования XX - XXI веков

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Кулипанова, Наталья Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Системные трансформации отечественного образования XX - XXI веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Системные трансформации отечественного образования XX - XXI веков"

Кулипанова Наталья Викторовна

СИСТЕМНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Барнаул -2014

005556876

005556876

Работа выполнена на кафедре истории и философии науки ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Абрамов Юрий Федорович

Черных Сергей Иванович,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», зав. кафедрой философии

Артамонова Татьяна Александровна,

кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет», доцент кафедры философии

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»

Защита состоится «29» октября 2014 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.005.02, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», http://www.asu.ru/science/dissert/soc io diss/

Автореферат разослан <сС~Л> сентября 2014 г.

Ученый секретарь .. . ..

диссертационного совета Омельченко Дарья Алексеевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Российское образование за период XX - начала XXI веков прошло значительный и зачастую разнонаправленный путь преобразований. За это время сфера отечественного образования претерпела качественные изменения, связанные с определенными социокультурными и социально-политическими трансформациями.

Поскольку общество ХХ-ХХ1 веков - это сложная динамичная социальная макросистема, состоящая из органически взаимосвязанных частей - социальных сфер, то изменения всей макросоциосистемы закономерно влекут за собой изменения ее социальных сфер, в том числе и образования. Периоды системной трансформации всего российского социума соответственно определяют трансформационные процессы и в образовании. Это нацеливает на выявление тенденций социокультурных, организационных (политико-правовых) и аксиологических трансформаций системы отечественного образования с учетом диалектической взаимосвязи прошлых, настоящих и возможных будущих социальных изменений.

Образование, являясь сферой современного общества, непосредственно связано с жизнью каждого гражданина, поскольку современный человек уже не может обойтись без определенного уровня профессиональной, общекультурной подготовки, без общей социализации в усложняющемся и все более динамичном мире. Возрастание роли образования в современном мире и высокий уровень его трансформаций в обществе требует более глубокого социально-философского изучения действующих в обществе материальных и идеальных факторов и их глубинной связи с образованием. В мировоззренческо-идеологическом клане необходим: системно-философский анализ содержания современных социологических концепций в отношении места и роли образования в обществе; социально-правовых подходов в отношении законодательных основ образования в обществе; анализ антропосоциальных концепций в аспекте стратегий подготовки человека в системе образования.

Нарастающие целенаправленные процессы превращения образования в сферу услуг и частного бизнеса (т. е. сведения его в основном к материально-экономической сфере отношений), сокращение гуманитарных дисциплин, утрата мировоззренческого базиса образования, по сути, деформируют статус образования как важнейшей составляющей духовной сферы общества, призванной непрерывно подготавливать новые поколения людей к жизни в социуме, тем самым создавая прочное будущее для самого общества. Происходящие в этом направлении в России в течение более четверти века реформы — как самой системы образования, так и ее социально-правовых основ - до сих пор не дали принципиального улучшения качества образования, а в ряде случаев ведут к деструктивным процессам. Это приводит к необходимости социально-философского анализа степени оптимальности осуществляемых социально-правовых реформ в образовании.

В целом в обществе возникает социальное противоречие: между высокой динамикой социальных процессов, образовательных реформ, инноваций и

необходимостью сохранить социокультурные основы, фундаментальные традиции и принципы всесторонней подготовки новых поколений к жизни в усложняющемся обществе, независимо от перманентных разнонаправленных реформ.

В связи с данным противоречием возникает системно-философская проблема: определения социокультурных традиций, оптимальных антропосоци-альных и социально-правовых основ отечественного образования и возможных путей их сохранения в условиях нарастания общественных изменений в современном мире.

Степень разработанности темы. В России начиная с XVIII в. складывается система государственного, в том числе профессионального образования, которая существует вплоть до настоящего времени. Это подробно отражено в научных трудах по истории отечественного образования (П. Лебедев, Л. Мод-залевский, А. Пухова, И. Соколов и ряд др. ученых). Исследователями показано, что в разные периоды развития общества российское образование определенным образом взаимодействовало с культурой, философией, социально-политическими, правовыми основами жизни страны. Этот процесс исследовался историками, педагогами, философами, юристами, которые, с одной стороны, - раскрывали его социокультурную специфику как в целом, так и в разные исторические периоды развития педагогических традиций, с другой - сформировали основы теории и практики российского образования.

Одной из важнейших проблем культурной эволюции, связанной с отечественным образованием, была проблема его ценностных основ, связанных с социокультурными традициями российского общества. В этом аспекте большую популярность приобрели идеи русской философии в трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. И. Гессена, А. К. Горского, Ф. М. Достоевского, В. В. Зень-ковского, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, П. И. Новгородцева, В. С. Соловьева, Л. Н. Толстого, П. А. Флоренского, С. Л. Франка. Теоретиками социалистической системы образования и профессиональной подготовки личности являлись П. П. Блонский, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, М. М. Пистрак, М. Н. Покровский, С, Т. Шацкий и др.

Несомненно воздействие традиций, принципов, законодательных основ западного образования на отечественное образование начиная с Нового времени, эпохи Просвещения и вплоть до настоящего времени (воздействие Лиссабонского, Болонского соглашений в сфере образования). Этим вопросам посвящены труды ученых, занимающихся историей, теорией и правовыми аспектами взаимодействий систем западного и отечественного образования, - Г. Д. Гриценко, Д. А. Керимова, Ю. А. Куковякина, С. В. Курова, В. А. Рыбакова, В. В. Сорокина, Т. В. Твердовой, О. Н. Смолина, А. И. Субетто, И. В. Тимош-киной, А. К. Черненко, Н. М. Чуринова и др. Значимы в этом отношении труды мыслителей, освещавших ценности права в обществе (И. Кант, В. Виндельбанд, Г. Лотце, Г. Риккерт, М. Вебер, В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, К. Маркс).

Важное значение приобретает вопрос о системном взаимоотношении материальных и идеальных факторов, действующих в обществе, и об их воздействии на сферу образования (В. С. Барулин, Л. П. Буева, А. П. Валицкая,

С. И. Гессен, С. И. Григорьев, В. И. Жуков, А. А. Зиновьев, М. С. Каган, С. В. Камашев, В. М. Кондратьев, Ф. Г. Кумбс, В. В. Миронов, К. X. Момджян,

B. Н. Никитенко, Л. К. Синцова, О. Н. Смолин, В. С. Степин). Современные проблемы образования в российском обществе многогранно раскрываются в новой отрасли социальной философии - философии образования, где работает ряд ученых - педагогов и философов: У. Асанова, Е. П. Белозерцев, Е. В. Брыз-галина, А. П. Валицкая, Б. С. Гершунскнй, В. А. Дмитриенко, В. П. Елютин,

C. Н. Еремин, В. И. Жуков, В. П. Казначеев, С. В. Камашев, А. М. Кузнецова, А. Я. Кузнецова, В. В. Миронов, В. И. Мурашов, Н. В. Наливайко, В. Н. Никитенко, Н. П. Орлова, В. И. Паршиков, Г. И. Петрова, А. И. Пискунов, Н. С. Розов, Т. А. Рубанцова, В. А. Садовничий, Л. Г. Сандакова, О. Н. Смолин, А. И. Субетто, Н. М. Чуринов и др. специалисты.

Российская традиция аксиологии права связана с осмыслением духовно-нравственного развития личности и с образованием, поскольку системное взаимодействие граждан формирует интеллектуальный потенциал всего общества, а его формирование прежде всего осуществляется в сфере образования. Важная роль отводится принципу служения Отечеству, в том числе воплощенному в идеях народного просвещения. Эти идеи развивали русские мыслители: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. К. Горский, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, Н. Я. Данилевский, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев, Л. Н. Толстой, Б. Н. Чичерин. Социально-правовые аксиологические проблемы рассматриваются в трудах С. С. Алексеева, Е. С. Аничкина, М. Я. Боброва, Г. Д. Гриценко, А. А. Гусейнова, Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца, В. В. Сорокина, И. В. Ти-мошкиной, А. Ф. Черданцева и др.

Место и роль человека в образовании как субъекта и объекта образовательных отношений реализуется в концепциях философии воспитания, формирования всесторонне развитой личности, социализации человека в социокультурном и профессиональном аспектах, качества образования (М. Р. Васильева, Б. С. Гершунский, А. В. Иванов, И. Н. Каланчина, А. Д. Косичев, Н. В. Наливайко, Г. В. Шатонов, Н. С. Розов, Л. Г. Сандакова, А. Д. Урсул, А. Е. Фирсова, И. В. Фотиева, И. Т. Фролов, С. В. Хомутцов).

Объект диссертационного исследования: изменения сферы образования в трансформирующемся обществе.

Предмет диссертации: системные трансформации отечественного образования ХХ-ХХ1 веков.

Цель диссертации: осуществить социально-философский анализ системных социально-культурных, социально-правовых и антропосоциальных трансформаций отечественного образования на протяжении ХХ-ХХ1 веков.

Задачи диссертационного исследования обусловлены обозначенной целью и заключаются в следующем:

1) выявить материальные и идеальные факторы, воздействующие на организацию и трансформацию системы образования в современном обществе;

2) определить социокультурный базис отечественного образования (Российской империи) и социально-правовые основы советского образования;

3) установить особенности социально-правовой организации постсоветского образования;

4) исследовать идеологические факторы (социальные и социально-правовые концепции), воздействующие на характер системных трансформаций сферы современного образования;

5) проанализировать мировоззренческое значение антропосоциальных концепций, определяющих содержательные аспекты подготовки человека в системе образования современной России;

6) раскрыть основные пути трансформаций современного российского образования и возможные социальные последствия данных изменений.

Источниковедческая база исследования представлена трудами классиков социальной философии, социально-философскими, историческими, социологическими и педагогическими трудами ученых, законами СССР и Российской Федерации, справочными материалами по развитию отечественного образования.

Методологическая основа исследования представлена диалектической методологией (Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс), согласно которой постижение предмета осуществляется в его развитии, в единстве материальных и духовных оснований, во взаимодействии противоположных сторон, с выявлением посредствующих звеньев между ними и тенденций происходящих преобразований.

Применены научно-философские подходы: системный (А. А. Богданов, Ю. Ф. Абрамов, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Ю. А. Урманцев, Е. В. Ушакова, Д. Ш. Цырендоржиева, Б. Г. Юдин) при рассмотрении общества как системы и образования как его особой сферы; структурно-организационный (Л. Берталанфи, С. Т. Мелюхин, Э. Г. Винограй, В. И. Кремянский) в исследовании организации социально-правовой базы образования; оптимологический (О. С. Разумовский. Ю. М. Горский, Г. В. Дербан, В. В. Мантатов) при анализе и выборе антропосоциальных концепций и вариантов правовых основ образования; аксиологический (Н. Гартман, Р. Т. Апресян, А. А. Гусейнов, М. С. Каган, И. И. Осинский) в анализе ценностных установок полноты бытия человека в обществе и в образовании); сравнительно-правовой (Г. Гегель, С. С. Алексеев, Е. С. Аничкин, В. С. Нерсесянц, В. В. Сорокин, И. В. Тимошкина); комплексный ингегративный (В. В. Миронов, Н. В. Наливайко, Л. Г. Сандакова, О. Н. Смолин) в аспекте обобщения социальных, экзистенциальных, правовых и аксиологических аспектов отечественного образования ХХ-ХХ1 веков.

Использованы принципы: взаимодействия части и целого (парциальности и холизма) при рассмотрении сферы образования и экзистенциального развития личности в образовании; единства теории и практики (во взаимодействии процессов образования и социализации личности); неразрывности в обучении процессов познания, творческого сознания и целенаправленной деятельности личности в обществе (при философском анализе антропосоциальных и правовых основ отечественного образования).

В диссертации применены методы: взаимосвязи исторического и логического; индукции и дедукции; анализа и синтеза; сравнения, экстраполяции.

Теоретическая основа исследования представлена следующими концепциями и идеями:

- Концептуальная модель системной научно-философской картины мира, примененная к обществу и человеку в образовании.

- Идея коллективного бытия в концепциях народного просвещения, народного, гражданского образования.

- Идея существования различных концепций и стратегий развития современного общества, примененная к образованию.

- Идея преемственности традиционной культуры, разнопланового взаимодействия традиции, новаций и инноваций в образовании.

- Идеи отечественной аксиологии и философии права, примененные к сфере образования.

- Идеи философии образования о единстве рациональных и духовно-нравственных основ обучения, теоретических и прикладных знаний в подготовке человека к жизни в обществе.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Обосновано, что образование необходимо рассматривать как сложный многогранный изменяющийся социально-культурный феномен в аспекте его системных трансформаций: с одной стороны, как изменение сферы образования под действием разного соотношения материальных и идеальных факторов трансформирующегося общества, а с другой - как комплекс преобразований внутри системы образования, обеспечивающей подготовку человека к жизни в обществе в разное социально-историческое время.

2. Доказано, что социокультурный базис и традиции народного просвещения Российской империи (сохранение принципов общинного бытия в усложняющемся социуме, важная роль трудового обучения и профессионального образования, трудолюбие, живое практичное знание жизни, созидающее творчество, гуманизм, народность, патриотичность) при переходе к новой формации (советскому государству) не утрачиваются, а продолжаются в советском периоде, закрепляются в социхчьно-правовых основах законов о народном образовании, играют важнейшую роль в развитии потенциала страны.

3. Проанализировано, каким образом трансформация образования, связанная с либерализацией образовательного права при переходе от советского к постсоветскому образованию, влечет за собой нарушение исходного социокультурного принципа народного образования и опасные тенденции деградации интеллектуальной и научно-технической основы российского общества.

4. Раскрыто непосредственное воздействие на трансформацию сферы и системы образования ряда мировоззренческо-идеологических факторов - посредством господствующих в обществе социальных концепций, а также путем кардинального изменения социально-правового статуса образования в обществе.

5. Установлено, что антропосоциальные концепции могут формировать принципиально разный мировоззренческий базис и изменять систему образования относительно места и роли человека в образовании: определять или его всестороннюю, или частичную (недостаточную) подготовку к жизни. Отечественные социокультурные традиции и концепции цельного человека обосно-

вывают необходимость экзистенциально-социальной полноты человеческого существования и социальной организации системы образования, способной сформировать такую цельную созидающую личность.

6. В современном образовании нарастает поляризация социальных процессов — по характеру отношений части и целого. Парциальные стратегии системных трансформаций в образовании определяют его ограниченность, неодинаковый доступ разных слоев населения к полноценному образованию, а в обществе провоцируют нарастание социальных деформаций и конфликтов. Холистические стратегии трансформаций образования, напротив, опираются на принципы всестороннего гражданско-демократического (народного) образования, соответствующие социокультурным традициям нашего Отечества, обеспечивают всему гражданскому населению комплекс знаний и умений, необходимых для устойчивого развития российского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Системные трансформации отечественного образования в течение XX-XXI вв. определялись разнообразием соотношения факторов, воздействующих на сферу образования: материальных (характер материально-экономических отношений, формы собственности, объемы финансирования данной сферы) и идеальных факторов (социокультурная специфика, социально-правовые основы образования, мировоззренческое воздействие различных социальных и ан-тропосоциальных концепций на сферу образования), что в целом определило смену нескольких периодов трансформаций образования ХХ-ХХ1 вв.: досоветского (имперского), советского, постсоветского.

2. Системные трансформации образования имеют комплексное содержание: внешнее (связь сферы образована с общесоциальными трансформациями) и внутреннее (изменение места, роли и подготовки человека в системе образования). Несмотря на смену материального базиса общества и переход от имперского управления к социалистическому строю, в сфере образования, относящейся к надстройке общества, в советском периоде сохранился и продолжился ряд социокультурных традиций: принципы народности, общего дела, практичного знания жизни и профессионализма, трудолюбия, гуманизма, патриотизма; но также появляются новые характеристики (атеистическая направленность образования, отделение церкви от государства и образования, базовая роль государственной коммунистической идеологии).

3. Трансформации в сфере образования постсоветского периода обусловлены преобладающим односторонним воздействием на данную сферу либерального экономического базиса и рыночных отношений, закрепляемых в законах об образовании, что входит в противоречие с фундаментальной ролью образования в современном обществе, несет в себе опасности таких деформаций личности и общества, как: деинтеллектуализация, дегуманизация, депрофессионализация личности, антипатриотизм-космополитизм, общая девальвация престижа образования в обществе и духовно-интеллектуальная деградация самого общества.

4. В отношении связи общества и его сферы образования различные социальные концепции содержат полярные мировоззренческие позиции. Социопар-

циализм в образовании содержит идеи поляризации данной сферы в соответствии с элитарно-массовым устройством общества, либеральным правом в образовании. Напротив, социохолизм в образовании базируется на концепциях и принципах гражданско-демократического общества и права, обосновании фундаментальной роли сферы народного образования; открывает созидающие перспективы отечественного образования и российского общества в XXI веке.

5. Разные антропосоцнальные концепции определяют полярные мировоз-зренческо-идеологические взгляды на положение человека в образовании. Ан-тропопарциализм в образовании нацеливает на принципиально разные подходы к обучению: или человека элиты (обосновывая высокое образование лишь для избранных), или человека массы (с примитивной утилитарной подготовкой -для большинства населения). Напротив, антропохолизм в образовании создает идейные основы для всеобщего полноценного образования каждого гражданина России - как всесторонне развитой и социализированной личности; соответствует отечественным социокультурным принципам единства воспитания, обучения, практики и служения Отечеству.

6. Различные пути трансформаций образования в XXI веке приводят к формированию двух полярных типов образования: 1) парциальный тип образования (для части общества, с недостаточным образованием и частичной социализацией, в рамках либерального законодательства об образовании); 2) холистический тип образования (для гражданского общества в целом, с полноценным обучением-воспитанием-социализацией каждого гражданина, на базе гражданско-демократического образовательного права), способный обеспечить экзистенциально-социальную полноту существования человека и устойчивое развитие российского общества в XXI веке.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость результатов диссертации заключается в том, что в ней продемонстрирована эвристнчность интегрального подхода к фило-софско-правовому анализу отечественного образования с позиций социальной философии, философии образования, философии права, общесоциологических и антропосоциальных знаний, позволяющего вскрыть некоторые общие закономерности и особенности образовательных процессов в российском обществе. Исходя из их аксиологических антропосоциальных оснований, объяснены некоторые закономерности эволюции образования в советский и постсоветский периоды; проанализированы ценностные ориентиры современной системы образования; акцентировано внимание на опасности утраты достижений в сфере отечественного образования при некритическом копировании инокультурных традиций и моделей подготовки профессиональных кадров.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий, чтения общих и специальных вузовских курсов по социальной философии, философии образования, социальной антропологии и социологии, по фштософско-правовым основам современного образования Социально-философские результаты, полученные в работе, могут быть востребованы для подготовки реферативных и библиографических трудов по философии образования, философским аспектам

права в образовании, антропосоциальным концепциям в образовании, а также в качестве теоретико-методологического источника при разработке программ оптимизации социально-правовых основ отечественного образования.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию при участии в 4 международных, 12 всероссийских 5 межрегиональных научно-практических конференциях.

Международные конференции: «Диалог культур Востока и Запада в образовании» (г. Новосибирск, 2012); «Глобализирующий мир в осмыслении философии образования» (г. Новосибирск, 2012); «Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология» (г. Барнаул, 2012); «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения»: VI Междун. конф. (г. Барнаул, 2012). Всероссийские конференции: «Интеллектуальный потенциал ученых России» (г. Барнаул, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 - 5 конференций); «Российское образование в XXI веке (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты)» (г. Бийск, 2010); «Философия, методология, история знаний» (г. Барнаул, 2011); «Первый Сибирский философский семинар» (г. Новосибирск, 2011); «Новая философия образования - ответ на вызовы времени» (г. Новосибирск, 2011): «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (г. Горно-Алтайск, 2011, 2012 - 2 конференции); «Динамика морали в контексте современной культурной жизни России» (г. Барнаул, 2012). Межрегиональные конференции: «Достижения ученых Сибири - Всемирному философскому конгрессу» (г. Бийск, 2008); «Первый Культурологический конгресс Алтайского края» (г. Барнаул, 2011); «Духовность современного образования и религии» (г. Барнаул, 2011); Школа молодых ученых «Образовательная (воспитательная) политика: эффективность и качество реформирования российской системы образования» (г. Новосибирск — с. Чемал, Республика Алтай, 2012); «Второй Культурологический конгресс Алтайского края» (г. Барнаул, 2013).

Автор неоднократно выступал с результатами диссертационного исследования на заседаниях «круглых столов» Алтайского отделения Российского философского общества РАН и Клуба профессоров Алтая (2010, 2011, 2012 гг.), а также на вузовских методологических семинарах.

По материалам диссертации опубликованы 23 научные работы, в том числе 7 статей в журнатах, реферируемых ВАК РФ.

Структура диссертации обусловлена объектом, предметом и целью исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень научной разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи диссертации, обозначаются теоретическая и методологическая основы исследования, формулируются научная новизна и положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость результатов ис-

следования, представляются формы апробации результатов работы и структура диссертации.

Первая глава «Системно-философский анализ трансформаций в сфере отечественного образования XX—XXI веков» посвящена раскрытию основных социальных факторов, воздействующих на сферу российского образования, и исследованию диалектики отечественного образования в течение XX-XXI веков.

В параграфе 1.1 «Материальные и идеальные факторы, определяющие системные трансформации сферы образования в российском обществе»

рассмотрена системная организация сферы современного российского образования и ее изменение под воздействием различных социальных факторов.

Системно-философский анализ современного образования показывает, что оно представляет собой сложную динамичную составляющую современного общества, важную часть духовно-интеллектуальной надстройки социальной жизни. Сфера образования — это фундаментальная структурно-динамическая часть российского общества. Как и любая другая социальная сфера, она имеет социальную образовательную структуру, динамику - образовательные отношения и взаимодействия, предстает как особый социальный институт образования, имеет образовательное право (законы об образовании). Это сложная система общественных (образовательных) отношений, связанная с перманентной подготовкой новых поколений к жизни в изменяющемся и усложняющемся социуме посредством их воспитания, обучения и социализации.

В настоящее время в образовании, в том числе российском, присутствуют две основные традиции - отечественная и инокультурная западная. Они проявляются в разных вариантах отношений - от противостояния до определенного взаимопроникновения, действуют от министерских структур до множества отдельных образовательных учреждений. Российская и западная образовательные традиции находят отражение и в социально-правовой сфере Российского государства. При этом важно, что в праве образовательные отношения и социокультурные традиции находят законодательное закрепление и приобретают роль социально-правовых регуляторов, действующих в образовательной сфере общества. Иными словами, от содержания и качества законов, указов, юридических норм и т. п. правовых директив зависит в целом организация образовательных отношений, судьба российского образования и в значительной мере -судьба России.

В параграфе 1.2 «Социокульту рные и правовые основы и трансформации образования в досоветский и советский периоды» раскрывается диалектика социокультурных и социально-правовых аспектов отечественного образования с начала и до 90-х годов XX века.

Исследована социокультурная специфика отечественного образования как системы народного просвещения, которая формировалась на протяжении более двухсотлетней истории. Данные принципы отечественного образования еще в начале XIX века стали основой деятельности Министерства народного просвещения Российской империи.

В диссертации для определения социокультурных традиций отечественного образования и их связи с эволюцией периодов советского и постсоветского образования, выделен досоветский период - это время первых десятилетий XX века, когда Россия была еще дореволюционной империей и носительницей соответствующих социокультурных основ страны и ее образования. В данный период ясно определяются собственные культурно-исторические корни и традиции российского образования, связанные с принципами общинного бытия, общего дела, трудолюбия, живого практичного знания жизни, созидающего творчества, гуманизма, народности, патриотичности, воплощенные в государственные системы обучения. Поскольку сфера образования относится к социальной надстройке, то со сменой общественного строя ее основы и закономерности существования не разрушаются, а при переходе к социализму транслируются в новый общественный строй. Иными словами, в первые десятилетия XX века имела место трансляция социокультурных традиций государственной системы образования от досоветского периода - к советскому.

В советский период существования страны данные принципы воплотились в системе народного образования всех уровней - от дошкольного воспитания, общего школьного обучения и начального профобразования до среднего специального и высшего профессионального образования. Анализ социально-правовой базы советского образования показал, что она закреплялась в разные периоды развития страны в соответствующих законах о народном образовании - «Об укреплении связи с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) и «Об утверждении основ законодательства Союза СССР и союзных республик о народном образовании» (1973 г.), которые в целом адекватно отражали специфику конкретно-исторических этапов жизни государства.

Таким образом, в советский период развития отечественного образования оно выстраивалось на отечественных социокультурных традициях, но также и с учетом накопленного международного опыта. По своей организации образование было народным, патриотичным; по содержанию целостным - научным, ценностно-ориентированным, практичным, предусматривало постепенное овладение человеком опытными знаниями, теорией и практикой на разных уровнях обучения - от школьного до вузовского, в том числе профессионального образования. Данные традиции в целом были адекватно представлены в социально-правовой системе общества.

Параграф 1.3 «Социально-философское содержание образовательно-правовых реформ постсоветского периода» раскрывает закономерные изменения сферы отечественного образования с 90-х годов XX века и в начале XXI века.

Исследование показало, что в течение всего постсоветского периода существования российского образования, уже более двадцати лет оно находится в состоянии перманентных реформ, где разнообразно взаимодействуют противоположные мировоззренческие установки, правовые основы и формы образовательной политики - инокультурная либеральная и традиционная для России граяаанско-лемократическая. Социально-правовую базу этого периода соста-

вили два основных закона - «Об образовании» (1992 г.) и «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Из названий постсоветских законов исчезло ключевое понятие, связанное с отечественными традициями, - «народное образование», стала закономерно нарастать их либерализация.

Постоянное давление на образовательные учреждения по внедрению ино-культурных принципов организации сферы образования до сих пор не привело к его качественному улучшению, напротив, вызвало его нарастающую деградацию, дегуманизацию, депрофилизацию. Поэтому следует с социально-философских позиций внимательно проанализировать статьи и нормы законов об образовании, имеющие переходный характер, с целью сохранения и усиления социокультурных государственнических традиций образования, исторически сложившихся в российской культуре, а также оптимальной адаптации лучших инокультурных инноваций на отечественной социокультурной основе.

С одной стороны, неоднозначность директив ряда современных правовых документов об образовании является закономерным следствием переходного периода в российском обществе. С другой стороны, именно специфика переходного периода позволяет, несмотря на принятие правового документа законодательными органами страны, проводить дальнейшую работу по его совершенствованию в связи с быстро изменяющимися социальными процессами и наступающими при этом естественными коллизиями в праве. Поэтому можно надеяться, что правотворческая работа будет продолжаться в направлении оптимизации закона об образовании, с учетом актуальных социальных процессов и мнения широких слоев трудящихся страны.

Вторая глава «Антропосоциальные концепции как идеологические факторы формирования разных типов современного образования» посвящена исследованию совокупности идеологических факторов, влияющих на сферу образования.

В параграфе 2.1 «Различие подходов к образованию в контексте разных социальных концепции и социально-правовых реформ» исследуется воздействие социально-мнровоззренческих и социально-правовых основ на процессы трансформации отечественного образования.

В параграфе осуществлен социально-философский анализ тех ведущих социальных концепций, которые определяют мировоззренческо-идеологические основы существования разных стран, воздействуют на их социальную организацию, в том числе на сферу образования. С позиций соотношения и взаимодействия в обществе и в социальных концепциях части и целого выделены две основные группы социальных концепций: разделенного элитарно-массового общества - парциальные социальные концепции; целостного сложноорганизо-ванного ноосферного общества - холистические социальные концепции. Отмеченные идеи согласуются с определенными формами организации социоси-стем, в качестве идеологических надстроечных факторов воздействуют на все сферы общества, в том числе на образование. Соответственно, по типу социальной организации и ее идейного обоснования, выделены два разных подхода к современному образованию со стороны общества - парциальный и холистический, или социопарциализм и социохолизм в образовании. Социопарциализм

в образовании определяет доступ к получению полноценных знаний и широкой социализации лишь для элитарных слоев, а социохолизм предусматривает полноценное образование и всестороннюю социализацию для всего гражданского населения страны.

Исследование социально-правовых основ современного общества с опти-мологических позиций привело к необходимости исследования диалектики преобразований общественных идей - от их появления и концептуализации в общественном сознании вплоть до утверждения их правового статуса органами законодательной власти и реализации в системе социального управления. Исследованы социальные механизмы, в результате которых закон может иметь разное содержание и оптимологическое значение. В данном аспекте выделены следующие виды законов: истинный действенный — оптимально-созидающий; пассивный закон - неоптимально-бездействующий; псевдозакон - неоптимально-деформирующий. Отмеченные виды законов различно воздействуют на сферу образования, вызывая или ее совершенствование, или деформацию и деградацию. Неоднозначность процессов законотворчества и правоприменения в сфере образования нарастает в переходные периоды существования общества, что влечет за собой необходимость рефлексии законов об образовании и их своевременной корректировки в переходном социуме, с учетом динамики общественных отношений.

Параграф 2.2 «Диалектика концептуальных подходов к человеку в образовании» раскрывает механизмы мировоззренческо-идеологического воздействия антропосоциальных концепций на российское образование.

Исследование концепций человека в связи с его положением в системе образования показало, что в современном обществе проявилось неоднозначное мировоззренческо-идеологаческое воздействие разных антропосоциальных концепций на сферу образования. С одной стороны, это несомненное влияние западных концепций одностороннего человека - сверхчеловека и постмодернистского постчеловека, которые в целом обозначены как мировоззренческая тенденция антропопарциализма в образовании. С другой стороны, это воздействие на обучение концепции цельного человека в отечественной традиции и в учениях некоторых западных философов (М. Шелер, Э. Фромм), которое обозначено как мировоззренческая тенденция антропохолизма в образовании.

Парадигма антропопарциализма в образовании выражает стратегию подготовки человека нецелостного, частичного, узкоутилитарного, основных полярных типов — сверхчеловека в элитарном образовании высокого уровня и постчеловека в массовом образовании примитивного уровня. Парадигма антропохолизма в образовании, напротив, опирается на педагогические принципы подготовки всесторонне развитого - духовно-нравственного, творчески интеллектуального и трудящегося человека, на стратегию полноценного общего гражданского и профессионального образования, имеет целью формирование человека, способного сохранить и облагородить социальный, природный мир и самого себя.

Первая парадигма при ее практическом воплощении в общественную жизнь чревата формированием поколений таких односторонних личностей, ко-

торые окажутся беспомощными перед лицом нарастающих конфликтов и угроз социоприродной жизни. Напротив, на базе парадигмы антропохолизма возможно воспитать поколения, обладающие полнотой созидающего бытия, которые способны творчески решать сложнейшие проблемы XXI века.

Параграф 2.3 «Динамика типов российского образования в изменяющемся обществе» посвящен системно-философскому анализу типов образования в современном обществе и их влиянию на российское образование.

Системно-философский анализ результатов, полученных в предыдущих параграфах, позволил выделить, с позиций соотношения части и целого, два типа образования в современном обществе - холистический и парциальный. Данная типология позволяет на общих теоретико-методологических основаниях соотнести разные мировоззренческо-идеологические подходы к образованию, а также проанализировать различающиеся социально-правовые основы функционирования сферы образования в обществе.

Сопоставление социокультурных традиций отечественного образования с данной типологией позволило прийти к заключению о том, что для российского общества наиболее адекватным его сущностной организации является тип холистического всеобщего гражданского (народного) образования. Данный тип, во-первых, определяет полноценную подготовку всех граждан страны к жизни в усложняющемся мире, во-вторых, подготавливая население с высоким интеллектуальным и созидательно-трудовым потенциалом, обеспечивает национальную безопасность нашей страны и достойное место России в системе стран мирового сообщества XXI века.

В заключении представлены главные результаты проведенного исследования. Формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки проблем российского образования и человека в образовании в трансформирующемся обществе ХХ-ХХ1 веков.

В диссертационной работе осуществлено социально-философское исследование комплексных, системных трансформаций российского образования на протяжении ХХ-ХХ1 веков на базе диалектического и системно-философского подходов. Основу исследования составило понимание образования как сложного многогранного социального феномена, как особой социальной сферы, имеющей закономерности социокультурного развития и организации, характерной для российского общества в целом. Исследован комплекс материальных и идеологических факторов, воздействующих на структуру и динамику сферы российского образования. При исследовании закономерностей трансформаций отечественного образовании в течение ХХ-ХХ1 веков данный исторический промежуток был рассмотрен в виде трех взаимосвязанных периодов - досоветского, советского и постсоветского.

Значение для исследования досоветского периода состояло в том, что в нем четко проявились отечественные социокультурные традиции образования как народного просвещения, которые затем перешли в структуру и содержание советского образования (всеобщего, народного, многоуровневого, со стратегией всесторонней подготовки личности к жизни в обществе). Постсоветский период характеризуется значительным отступлением от народной сущности и социо-

культурных традиций российского образования на пути активного внедрения западных принципов обучения на основе рыночных механизмов (подход к образованию только как к сфере услуг). Принципиальное различие российского и западного образования выражено в предложенных диссертантом двух типах образования - парциальном и холистическом. По-видимому, реформы постсоветского периода, длящиеся уже четверть века, не дают позитивных результатов, т. к. они изменяют саму социокультурную основу, тип российского образования — от холистического к парциальному, что входит в противоречие с социокультурным базисом системной организации сферы образования в российском социуме.

Основные положения диссертационной работы отражены в 23 публикациях, семь из которых опубликованы в журналах, реферируемых ВАК РФ: I. Публикации в изданиях, входящих в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК

1. Кулипанова, Н.В. Философия права и философия образования: познавательно-практические аспекты взаимодействия / Н.В. Кулипанова, Н.В. Нали-вайко, Н.П. Орлова, В.И. Паршиков, Е.В. Ушакова // Профессиональное образование в современном мире. - 2011. —№3. - С.16-24. - 0,56 п.л. / 0,15 п.л. авт.

2. Кулипанова, Н.В. Философский анализ профессиональных и образовательных стандартов с позиций полноты человеческого бытия / Н.В. Кулипанова, Е.В. Ушакова // Философия образования. - 2012. - №4. - С. 180-187. - 0,5 п.л. / 0,25 п.л. авт.

3. Кулипанова, Н.В. Антропохолизм и антропоиарциализм как альтернативные парадигмы образования XXI века / Н.В. Кулипанова, Е.В. Ушакова // Философия образования.-2012,-№5.-С. 54-61. -0,5 п.л./0,25 п.л. авт.

4. Кулипанова, Н.В. Проблема трансформации целевых установок образования в политико-правовых процессах (иностр. издание, Чехия, Прага): Kulipano-va N.V. The problem of the educational goals transformation in the political-legal processes / N.V. Kulipanova, N.V. Nalivayko, E.V. Ushakova / Praga // Philosophy of education. - 2012. - № 5. - P. 137-145. - 0,56 п.л. / 0,2 п.л. авт.

5. Кулипанова, Н.В. Многообразие концепций человека в глобальном обществе и их связь с российским образованием / Н.В. Кулипанова, Ю.И. Орлов, П.В. Ушаков // Философия образования. - 2012. - №6. - С. 163-169. - 0,43 п.л. / 0,15 п.л. авт.

6. Кулипанова, Н.В. Многообразие современных социальных систем и стратегий глобализирующегося образования / Н.В. Кулипанова, Н.В. Наливайко Н.П. Орлова, Е.В. Ушакова // Философия образования. - 2012. — № 6 (45). - С. 64-77. - 0,88 п.л. / 0,22 п.л. авт.

7. Кулипанова, Н.В. Философский анализ взаимосвязи и специфики советского и постсоветского профессионального образования (статья в реферируемом журнале ВАК РФ, иностр. издание) / Н.В. Кулипанова // Вестник Кыргыз-

ско-Российского Славянского Университета; КРСУ. 2013. №3. - С.11-16. -0,37 п.л.

II. Другие всероссийские и межрегиональные публикации.

8. Кулипанова, Н.В. Взаимодействие педагогики и философии образования в реальном педагогическом процессе / Н.В. Кулипанова // Достижения ученых Сибири - Всемирному философскому конгрессу: Мат-лы межрегион, науч. конф. - Бийск: БПГУ, 2008. - С. 157-161. - 0,25 п.л.

9. Кулипанова, Н.В. Современные методы активизации познавательной деятельности студентов / Н.В. Кулипанова // Интеллектуальный потенциал ученых России. Сб.науч. тр. - Вып. X. - Барнаул-Москва: АлтГУ, 2009. - С. 343-348. -0,38 п.л.

10. Кулипанова, Н.В. Философско-антропологические аспекты современного образования / Н.В. Кулипанова // Российское образование в XXI веке (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты). - Бийск: БПГУ, 2010. - С. 148-151 с./0,25 п.л.

И. Кулипанова, Н.В. Соотношение традиций, новаций и инноваций в системе профессионального образования России / Н.В. Кулипанова, Н.П. Орлова, С.В. Шлегель // Интеллектуальный потенциал ученых России. Сб.науч. тр. Вып. XI. - Барнаул-Москва: АлтГУ, 2011. - С. 101-105. - 0,31 п.л. / 0,11 п.л. авт.

12. Кулипанова, Н.В. Осмысление роли и проблем среднего профессионального образования России с позиций философии образования / Н.В. Кулипанова // Интеллектуальный потенциал ученых России. Сб.науч. тр. Вып. XI. - Барнаул-Москва: АлтГУ, 2011. - С. 271-277. - 0,38 п.л.

13. Кулипанова, Н.В. Философский анализ системы мониторинга качества профобразования (федеральный и региональный аспекты) / Н.В. Кулипанова // Социальные процессы в современной Западной Сибири. Сб.науч. тр. - Вып. XI. - Горно-Алтайск: 2011.-С. 101-105. / 0.31 п.л.

1.4. Кулипанова, Н.В. Антропосоциальные основания современных концептов образования / Н.В. Кулипанова, Н.П. Орлова, Е.В. Ушакова // Интеллектуальный потенциал ученых России. Сб.науч. тр. - Вып. XII. - Барнаул-Москва: ФОА, АГМУ, 2012. - С. 172- 185. - 0,81 п.л. / 0,27 п.л. авт.

15. Кулипанова, Н.В. Философско-правовые и социальные проблемы современного законодательства об образовании / Н.В. Кулипанова, Е.В. Ушакова // Интеллектуальный потенциал ученых России. Сб.науч. тр. - Вып. XII. - Барнаул-Москва: ФОА, АГМУ, 2012. - С. 199-226. - 1,7 п.л. /' 0,84 п.л. авт.

16. Кулипанова, Н.В. Здоровье молодежи и образование: философский анализ (статья) / Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология / Мат-лы междуиар. конф. - Барнаул: Алт ГПА, 2012. — 148-153. - 0,38 п.л.

17. Кулипанова, Н.В. Современные социологические концепции и их связь с российским профессиональным образованием / Н.В. Кулипанова // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. Мат-лы V Между-

народ, науч.-практ. конференции. Т.1. - Барнаул: АлтГУ, 2012. - С. 127-131. -

18. Кулипанова, Н.В. К вопросу о трансформации социальных и морально-правовых отношений в современной России / Н.В. Кулипанова, Е.В. Ушакова// Динамика морали в контексте современной культурной жизни России — Барнаул: АлтГПА, 2012. - С. 29-34. - 0,36 п.л. /0,18 п.л. авт.

19. Кулипанова, Н.В. К вопросу о специфике подходов к формированию человека в российском и западном образовании / Н.В. Кулипанова, Ю.И. Орлов, Н.П. Орлова // Динамика морали в контексте современной культурной жизни России-Барнаул: АлтГПА, 2012. -С. 110-116.-0,44 п.л. / 0,15 п.л. авт.

20. Кулипанова, Н.В. Социокультурные и аксиологические аспекты современной образовательной политики России / Н.В. Кулипанова // Человек и культура в третьем тысячелетии / Сб. статей Второго культурологического конгресса Алтайского края. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - С. 296-301.-0,38 п.л.

21. Кулипанова, Н.В. Разнообразие парадигм образования в современном трансформирующемся обществе / Н.В. Кулипанова // Интеллектуальный потенциал ученых России. Сб.науч. тр. - Вып. XIII. - Барнаул-Москва: ФОА, АГМУ, 2013. - С. 148-152. - 0,31 п.л.

22. Кулипанова, Н.В. Социально-правовые трансформации российского профессионального образования: философский аспект проблемы / Н.В. Кулипанова // Философия, методология, история знаний: Сб. науч. тр. Вып. XI. -Барнаул-Москва: АлтГУ, 2014. - 186-190. - 0.31 п.л.

23. Кулипанова, Н.В. Проблема качества профессионального образования в системе здравоохранения // Н.В. Кулипанова, Е.В. Ушакова // Философия, методология, история знаний: Сб. науч. тр. Вып. XI. - Барнаул-Москва: АлтГУ, 2014. - 221-225. - 0.31 п.л. / 0,15 п.л. авт.

0,25 п.л.

Кулипанова Наталья Викторовна

СИСТЕМНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XX-XXI ВЕКОВ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Автореферат

Пописано в печать 20.08.2014. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,05 Тираж 110 экз. Заказ № 677

Отпечатано в РИО КГБУ «АКУНБ им. В. Я. Шишкова» 656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 5 Тел. 380-067, e-mail: rio_akunb@mail.ru