автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Сказительство в системе фольклорной традиции народа Саха

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Илларионов, Василий Васильевич
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Сказительство в системе фольклорной традиции народа Саха'

Текст диссертации на тему "Сказительство в системе фольклорной традиции народа Саха"

На правах рукописи.

'Р V ,

п I

ИЛЛАРИОНОВ Василий Васильевич

СКАЗИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДА САХА

Специальность 10.01.09 - фольклористика

Диссертация в виде научного доклада на соискаж

На правах рукописи.

ИЛЛАРИОНОВ Василий Васильевич

СКАЗИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ

ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДА САХА

Специальность 10.01.09 - фольклористика

Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук

Якутск 1997

Работа выполнена на кафедре якутской литературы Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор С.Ж.Балданов;

доктор исторических наук Н.А.Алексеев;

доктор филологических наук, профессор, академик АН РС(Я)

П.А.Слепцов

Ведущая организация - Институт филологии СО РАН.

Защита состоится 17 декабря 1997 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских диссертаций Д 003.26.02. в Бурятском институте общественных наук Сибирского отделения Российской Академии наук (670047, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. М.Сахьяновой, 6).

С диссертацией в виде научного доклада можно ознакомиться в библиотеке Бурятского научного центра СО РАН (г.Улан-Удэ, ул. М.Сахьяновой, 6).

Диссертация в виде научного доклада разослана 1Ь ноября 1997 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук _ Цыбикова Б-Х.Б.

Общая характеристика работ

Актуальность темы. Известно, что в 70-е - 80-е^годы сказительское ис- . / кусство у народов России угасало. Иная картина в настоящее время, ког- ^ да национальное самосознание пробудилось как движение за возрождение традиционной этнической культуры. Роль фольклора в общественной жизни становится все более заметной. Восстанавливаются его корни. В памяти народа до сих пор сохранились древние обычаи и ритуалы, связанные со старинными верованиями и обычаями, с поклонением добрым божествам айыы и духам-хозяевам тайги, гор, огня и т.п., возрождается шаманизм. Круг сказителей расширяется, их искусство принимает разнообразный характер: от эпического певца-олонхосута до исполнителей культовых песнопений - шаманских камланий. Отсюда ясно, что исследование проблемы традиций сказительсгва чрезвычайно актуально.

Цели и задачи исследования: Основной целью работы является теоретическое осмысление сказитель сгва как сложного феномена единой системы духовной культуры этноса.

Углубленный анализ трудов предшественников, архивных и собственных полевых материалов диссертанта показал, что сказительство базируется на взаимодействии традиций исполнения различных жанров фольклора, на творческом использовании сказителями сложившихся канонов исполнения произведений устного народного творчества, в которых особенное значение имеет авторская импровизация.

В исследовании сказительства наиболее важными являются следующие задачи:

• показать личность сказителей как носителей, хранителей и создателей \/ фольклорных текстов.

• выявить общие и индивидуальные стороны исполнителей олонхо, сказок, преданий, песен и произведений обрядовой поэзии.

• определить характерные признаки искусства исполнителей различных жанров фольклора, проследить их взаимоотношение и взаимовлияние.

• выявить типические черты и роль индивидуального творчества в различных жанрах фольклора, создаваемых олонхосутами, сказочниками, певцами.

• проанализировать устно-поэтические традиции сказителей, соотношение импровизации и традиции, отношение сказителей к фольклорному тексту.

• рассмотреть искусство сказителей в связи с сюжетно-композиционной J структурой текста,

» определить роль традиционных формул и типических мест в реализации фольклорного знания, сохранившегося в памяти, путем анализа повторных записей одного и того же исполнителя, в особенности олонхосута.

• показать на широком фольклорном материале сказительский этикет и действия, связанные с одухотворением живого слова.

«проследить исполнительские традиции сказителей, роль живого общения с аудиторией.

• раскрыть закономерности развития роли сказительства в духовной и культурной жизни народа.

• осветить вопросы современного состояния якутского фольклора. Научная новизна работ, представленных к защите, заключается в том,

что в них впервые сказительство рассматривается как целостная система искусства исполнителей фольклора. В ее рамках выявлены сложные связи и взаимоотношения сказителей: олонхосутов, шаманов, сказочников, знатоков старины и народных певцов. Диссертантом показано, что ска-зительское искусство включает два основных аспекта: ти и передачу последующим поколениям эпических традиций исполнения фольклорных текстов; со^тветное_тво£д§£ша, выражающееся в дальнейшем развитии традиции и в создании новых фольклорных произведений с использованием исконных и новых приемов исполнения.

Методология и метод исследования. Новым словом в фольклористике является участие диссертанта в моделировании современных форм бытования фольклорных произведений, выразившихся в проведении конкурсов сказителей и запевал танца осуохай, в организации и проведении современных республиканских и районных ысыахов (диссертант неоднократно в 1989-1997 гг. был председателем жюри).

Представленные к защите работы опираются на методологию истори-ко-сравнительного изучения устной словесности, разработанной в трудах русских и тюрко-монгольских фольклористов, в частности, на теоретические положения, согласно которым фольклорное творчество - плод коллективного разума народа, из которого всегда выделяется талантливая личность, способная сохранить и приумножить фольклорное наследие родного этноса.

Основные методы исследования - историко-типологическое сопоставление и системный анализ современного сказительства. В трудах соискателя прослежено, что устность и вариативность являются формой живого бытования фольклорных произведений. Основное внимание уделено выявлению соотношения импровизации и традиции, функциональной роли сказителя.

Автор обосновывает положение о том, что сказительство - высокоорганизованная устойчивая система, которая характеризуется синкретич-ностью. В исследованиях диссертанта на богатом фактическом материале прослежено как сказительская традиция отражает' историческую действительность и ее изменения во времени.

Диссертант в своих работах и публикациях широко использует магнитофонные записи носителей и хранителей фольклорных произведений, часто приводит их при расшифровке и комментариях текстов, что является совершенно новым подходом в решении сложных проблем фольклорного текста и сказительского искусства в якутской фольклористике.

Диссертант является одним из пионеров в деле разработки принципов использования фольклорных аудиозаписей, участвовал в организации студийных редких записей произведений фольклора, а также фиксации их в ходе проведения национальных праздников ысыах.

Соискателем разработана собственная методика камеральной обработки магнитофонных записей. Им впервые на практике осуществлено привлечение исполнителей и знатоков старины к уточнению и дополнению первичных записей. При этом диссертант строго соблюдал принцип сохранения в неприкосновенности начального варианта, используя дополнения и уточнения сказителей в примечаниях и комментариях фольклорного текста. Соискателем проведен и ряд повторных записей исполнения одного и того же произведения одним сказителем, что позволило получить ценные материалы для исследования вариативности (версификации) сюжетов олонхо, моделирования устойчивых формул и общих мест и т.д.

Источники. Основными источниками исследования являются тексты устного народного творчества, зафиксированные в письменной форме и на магнитофонных записях, произведенные самим диссертантом со слов носителей и хранителей в естественной обстановке, а также материалы, собранные во время традиционных праздников и обрядов. /

В основу фактологической части исследований положены двуязычные-издания фольклорных произведений, в особенности олонхо; фольклорные материалы из личных фондов, фольклорных экспедиций из рукописного отдела архива Якутского научного центра СО РАН, а также записи олонхо, народных песен и преданий из личного собрания автора.

Диссертантом исследовано творчество выдающихся олонхосутов конца XIX - начала XX веков, таких как Н.А.Абрамов-Кынат, Т.В.Захаров-Чзэбий, И.И.Бурнашев-Тонг Суорун, И.Е.Кулаковский-Оонньуулаах Уйбаан, сказителъская деятельность которых прошла в период активного живого бытования эпической традиции; также рассмотрены материалы олонхосутов В.О.Каратаева, С.И.Алексеева-Уустарабыс, Д.А.Томской, А.С.Васильева, с которьми соискатель непосредственно общался и записал, в том числе и повторно, на магнитофоне ряд олонхо в ходе участия в нолевых фольклорных экспедициях, организованных совместными усилиями институтов Якутска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга.

Практическая значимость работ соискателя видна из того, что они давно привлекаются многими фольклористами и музыковедами в качестве источников научных исследований (Б.Н.Путилов, Р.Бердибаев, Т.Мирзоев, Б.Саримсаков, Р.Кыдырбаева, Р.А.Шерхуяаев, Н.В.Емельянов, С.Д.Мухоплева, Н.Н.Николаева и др.). Результаты, достигнутые соискателем и изложенные в его трудах, помогли якутским фольклористам при составлении научно-исследовательских программ по темам "Олонхо в системе якутского фольклора" (1991-1995 гг.), "Поэтика эпического повествования" (1995-2000 гг.). Наконец, материалы диссертан-

диссертанта широко использованы в томах якутского корпуса академической серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". Опубликованными работами соискателя как учебными пособиями пользуются студенты якутского отделения и национальной культуры ЯГУ и учащиеся колледжных групп средних специальных учебных заведений Республики Саха (Якутия).

Апробация работы. Автор настоящего диссертационного доклада уже много лет изучает сказительство и творчески работает с носителями и хранителями живой устной традиции фольклора. Им опубликованы книги ("Искусство якутских олонхосутов" - Якутск, 1982. - 128 е.; "Сунтарский осуохай" - Якутск, 1994, - 96 е.; "Запевалы осуохай" -Якутск, 1996 - 80 с.) и монографические статьи "Эпический репертуар Н.А.Абрамова-Кынат" - в сб.: "Поэтика эпического повествования" -Якутск, 1993 - с.71-92; "Эпическая традиция якутов и олонхо В.О.Каратаева" - в кн.: "Якутский героический эпос «Могучий Эр Сого-тох »" - Новосибирск, 1995. - с.10-42.), в которых отражены проблемы сказительского искусства. В научных статьях, включенных в сборники, и публикациях, подготовленных соискателем, системно разработаны и обобщены исполнительские традиции народных талантов, взаимодействие и взаимовлияние устного народного творчества и духовной культуры народа саха.

Работы, итоговые теоретические положения которых представлены к защите, предварительно апробировались на многих научных конференциях, симпозиумах, семинарах, состоявшихся в г. Элисте, Ташкенте, Новосибирске, Алма-Ате, Санкт-Петербурге, Якутске (1978-1996).

Структура научного доклада построена следующим образом:

Раздел первый: Носители и хранители народного творчества.

Раздел второй: Устно-поэтические традиции фольклора.

Раздел третий: Исполнительский стиль.

Раздел четвертый: Сказительство и среда.

Раздел первый: Носители и хранители народного творчества.

Традиционная культура якутов всегда являлась мощным пластом духовного развития. Дух и душа народа, мировоззренческие устои и творческие возможности его выплескивались через систему народно-обрядовых систем и религиозно-философских традиций. Духовно-нравственная высота и наследие народа саха остаются феноменом культурных достижений самобытного этноса.

В сложной системе народной культуры особенно выразительно вырисовываются устно-поэтические и музыкальные традиции. В них, как в капле утренней росы, отразился весь спектр многогранной структуры духовного мира народа.

Как исторический этнос народ саха окончательно сложился на нынешней территории своего обитания. Вместе с тем, вся система языковой семантики, религиозно-философских представлений, культово-обрядовых традиций говорит о том, что в ее недрах сокрыты драгоценные жемчужины великой степной культуры. Одновременно многие признаки материальных и духовных достижений культуры современных якутов исторически связаны с глубинными традициями таежной зоны и, даже, элементами приполярной арктической культуры. Если внимательно проследить многовековой путь якутской культуры, то зримо ощущается синтез взаимодействия и взаимообогащения наследий южных и северных образований. Естественный процесс развития обогатил духовный уровень народа. Он и сейчас остается востребованным коренным историческим этносом.

Сегодня в традиционной культуре народа саха тоже идут обширные глубинные процессы. С одной стороны, ее сфера интенсивно подвергается инокультурным влияниям западных моделей развития, с другой стороны, энергично работает национальная интеллигенция над возрождением вековых ценностей традиционной культуры. Есть еще перспективное направление современной культуры - выявление нового типа и феномена циркумполярной, т.е. арктической, цивилизации.

На фоне общих культурообразующих систем усиленным вниманием пользуется народное творчество. Ибо это - один из выразительных признаков национально-культурного возрождения народа.

Современный этап развития народа саха характеризуется новыми позитивными изменениями в области бережного сохранения непреходящих ценностей материальной и духовной культуры прошлого. Наметившийся подъем этнического самосознания становится питательной средой возрождения основ религиозных и философских воззрений. Подтверждающими факторами являются: возврат народа к сложившимся порядкам летних обрядовых праздников-ышаж; всеобщий интерес к феномену ша-манистского культа, возрождение кругового-хороводного танца-осуохай, восстановление ремесленных традиций домашнего производства. Кроме того, появился целый ряд научных публикаций по основным направлениям культурно-исторических достижений.

Все это подталкивает заинтересованные стороны к углубленному изучению новых тенденций современного развития градационной культуры народа саха. В контексте культурообразующих систем особое место занимает народное творчество, в частности, его устно-поэтические традиции. Они проявляются не только устно, но и образно-наглядно, выразительно и убедительно. Их воспринимает народ как знак традиционной культуры, как систему культурно-творческой деятельности. Устно-поэтический пласт фольклорного наследия народа саха всегда отличался и ныне гордится величественными высотами и изумительным долголетием эпического творчества. Устно-литературные памятники народа

указывают глубину, широту и высоту его художественного гения. Они и сегодня играют роль базовой основы для оживления родниковых источников духовной культуры. А носителями, хранителями фольклорных традиций выступают знатоки старины, исполнители сказок, песен, народно-музыкальных произведений.

Среди яркой плеяды таких людей особо выделяются выдающиеся исполнители героических сказаний. Их живые традиции продолжают сегодня самобытные таланты, мастерство которых, конечно, несравнимо с колоритными фигурами национальной культуры предшествующих поколений. Однако, в условиях интенсивной утери национальных различий, в особенности у малочисленных народов, все же, единичные народные таланты составляют ядро системы культур о о бр азующих элементов. Народ их знает, любит. Естественно, гордится. Эпическое наследие саха переживает период постепенного и медленного угасания. С учетом такого процесса, прямые носители устно-поэтических традиций особо ценятся обществом, притом, не только с научной точки зрения, но и со стороны значимости глубинных пластов культуры. Такой подход также обуславливается характером синкретичности этого жанра народного фольклора, которому присущи черты и признаки многих жанров устно-поэтической и певческо-музыкальной традиций народа саха.

Вместе с тем, как глашатаи духовной культуры и общественного развития, они одновременно являются дух опр о явлениями и видопроявле-ниями достаточно трансформированной, а в целом - интегрированной культуры. Как это проявляется внешне в сегодняшней действительности, показывают отдельные разделы национальной духовной структуры, выразителями которых, прежде всего, выступают одаренные, профессиональные исполнители жанров устно-фольклорной культуры народа саха. В современной жизни они выступ