автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Скоморохи и фольклор
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Власова, Зоя Ивановна
читателю.
1рёдисловие. лава1. Скоморохи и обряд.
Раздел 1. Скоморохи и календарно-обрядовый фольклор.
Раздел 2. Скоморохи и волочебничество.
Раздел 3. Скоморохи и свадьба (К вопросу об эволюции отдельных моментов обряда). лава П. Скоморохи и эпос.
Z истории постановки проблемы. ревние эпические певцы, их типы.
Появление скоморохов. киевский цикл былин в переработке скоморошьей среды
Иван Годинович.
Вольга и Микула.
Добрыня.л
Алеша Попович.
Чурила Поцович.,.
Соловей Будимирович.
Ставр Годинович.
Василий Игнатьевич и Батыга.
1овгородский цикл былин.
Сацко.
Василий Буслаев.
Хотен Блудович.
Былины оскоморохах.
Вавило и скоморохи.
Терентий-гость.
Московский цикл XVI века.
Кострюк».
Старина о большом быке.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Скоморохи и фольклор"
Заключение
487 ует Д. С. Лихачев, — с углублением социально-экономической ифференциации общества, фольклор постепенно отвергается пред-тавителями господствующих классов, новые эстетические вкусы ребуют новых форм, и фольклор уступает свои позиции. В резуль-ате вакуума, созданного отступлением фольклора, появляется овые жанры». л
Отступление» фольклора и вызванный им вакуум прямо зави-ели от правительственной оценки искусства скоморохов, ведуще-о фактора народной культуры в целом. Изгнание их из общества, становка на уничтожение этой социальной группыне сразу сказа-ись в фольклорном процессе. На окраинах государства, где лучше охранялась память о скоморохах, их художественно-поэтические радиции оставили наиболее яркий след и оказали влияние на раз-итие местных фольклорных форм и обрядов, сохранность празд-ичных обычаев, соблюдаемых наиболее одаренными людьми из арода: певцами, сказителями, бахарями, балагурами.
Огромна и не оценена но достоинству заслуга многих поколений родячих и оседлых («черных» — господских и частновладельчес-их деревенских) скоморохов, создававших и совершенствовавших течение столетий богатейший фонд устного поэтического творче-тва. Переписные документы ХУ-ХУП вв., исследованные В. Е. Пе-уховым, привели его к заключению, что «не было ни одного горо-а, либо уезда, где бы не жили представители этой любопытной про-ессии. Да й в наши дни (в частност;»-, йа довоенных картах. — 3. В.) :ожно отыскать десятки населенныхпунктов с названиями "Ско-орохово", "Гудцово" и т. д.»л
В заключительных словах статьи о судьбах и значении скоморо-1ьего искусства В. Е. Петухов с исчерпывающей полнотой и точно-тью определил роль его в русской народной культуре и — шире — культуре народов России. Однако со времени антискоморошьйх казов начинается эпоха угасания «великой скоморошьей игры»1 : концу ХУП столетия, «века многих мятежей», скоМорошестНо-л как социальное и культурное явление сходит с истерической сцены. Вместе с Ним праКтиНески заканчивается полнокровная творческая жизнь основных жанров фольклора. Эпос былинный сменялся истерическим еще в XVI в., отвечая новым запросам и потребностям времени, но сохраняя художественные эпические традиции и содержанием своим обогащая круг культурных интересов верхних слоев общества. В ХУП и XVIII вв. исторические песни сохранялись и исполнялись преимущественно в народе. ХУП в. стал гра
Л Лихачев Д. С. Система литературных жанров Древней Руси // Славянские литературы. Доклады советской делегации. V Международный съезд славистов. М., 1962. С. 67. Петухов В. Скоморохи на Руси // Советская эстрада и цирк. 1965. №10. С. 28-29.
488
Власова 3. И. Скоморохи и фольклор ницей для творческого развития всех многообразных форм обряд вого фольклора в его традиционном выражении. Возникают нроце сы контаминации, сокращения, искажения, забывание обрядовь действий и текстов, замена их текстами необрядовой лирики, нор ход свадебных в хороводно-игровые и вечеренечные и обратное пр никновение последних в свадебный репертуар. Тот же процесс мог но наблюдать в обрядовЫх гаданиях с подблюдными песнями.
Развитие сказки, как убедительно показала Э. В. Померанцев закончилось к началу ХУШ в. Продолжалось варьирование и ко таминирование сюжетов и отдельных мотивов, постепенное обедн ние, исчезновение богатых и красочных сказочных формул и все сказочной обрядности в целом.
В народной лирике, по мНению ряда специалистов, и в их чис: такого компетентного исследователя, как В. С. Бахтин, посвяти шего всю жизнь собиранию и изданию народных песен и сказо: граница дальнейшего развития — также начало ХУП1 в., когда пр кращается возникновение народно-поэтических сюжетов в русл традиции и усиливается литературно-музыкальное влияние друге культуры, западноевропейской, со временем все более увеличива! щееся.
Не исследованы эволюционные процессы в таких жанрах, на загадки и пословицы по причине большой пестроты и подвижност материала, но они едва ли повлияли бы на выводы, касающиеся и торических процессов в фонде фольклора и его состояния в цело! Приходится признать, что с исчезновением скоморохов из народно жизни русская народная культура постепенно утрачивала искони традиционный характер, приобретая постепенно новые, не орга ничные для нее искусственнее черты. «Скоморошье искусство, -писал Петухов, — само быв1пее песней народа, веселой и жизнелю бивой, вольной и прекрасной, пережИв своих создателей, влилось широкий и чистый поток современного искусства» (с. 29). Оно обо гатило поэтическим многоцветьем, мелодическим богатством, раз нообразием актерских приемов и пляски всю народную культуру сохранялось народными художественными мастерами до тех пор пока не начался новый период пренебрежения к нему и угасани древних народных традиций вместе с их носителями, творцами хранителями.
Список научной литературыВласова, Зоя Ивановна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Агренева-Слав. — Агренева-Славянская О. X. Описание русской рестьянской свадьбы с текстом и песнями, М,, 1887.
2. Адмони — Адмони В. Г. Скальды при дворе конунгов // ТОДРЛ. . XXVni. 1985.
3. Азбелев — Азбелев С. Н.: 1. Новгородские былины и летопись // Ф. 1962. Вып. 7. С. 44-57; 2. Историзм былин и специфика фольк-ора. Л., 1982.
4. Айналов — Айналов Д. В. Очерки и заметки по истории древне-усского искусства //Изв. ОРЯС. Т. 13. Кн. 1. М., 1908.
5. Айналов, Редин — Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский coop: Исследования мозаической и фресковой живописи. СПб., 1889.
6. Власова 3. И. Скоморохи и фольклор
7. Александрова — Александрова Е. А. Заметки о философии и кусства в эносе // Проблемы изучения русского устного народно! творчества: Сб. статей МОПИ им. И. К. Крупской. Вып. 2. М., 197' С. 37-52.
8. Алексеев Н. —Алексеев Н. Н. Былины й ранние догосударстве ные формы эпоса народов нашей страны: История цикла былин Добрыне // Проблемы изучения русского устного народного тво чества: Сб. статей МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1976.
9. Ателькин — Амелькин А. О.: 1. Татарский вопрос в обществе: ном сознании России: Канд. дисс. М., 1992; 2. О времени возникнов ния песни об Авдотье Рязаночке // РФ. СПб., 1997. Вып. 29. С. 80-8
10. Английские путешественники о Московском государстве в XVI Л., 1937.
11. Андерсен В. — Андерсен Вальтер: 1. Роман Апулея и народна сказка. Казань, 1914; 2. Император и аббат. История одного ане; дота. Т. 1. Казань, 1916; Т. 2: Andersenn W. Kaiser und Abt / Folklore Fellow Communikation, № 42. Helsinki, 1923.
12. Андреев Ю. — Андреев Ю. В. Мужские союзы в поэмах Гомера / Вест, древней истории. 1964. № 4.
13. Анимилле — Анимилле Н. Быт белорусских крестьян // Этне графический сб. СПб., 1854.
14. Аничков, Песня — Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня н Западе и у славян. СПб., 1903.
15. Аничков. Языч-во — Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь СПб., 1914.1. Литература491
16. Анфертьев — Анфертьев А. Н. Календарные обходы и мартов-сая обрядность у народов Восточной Европы: Преемственность и •нокультурные контакты. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Л., 319.
17. Аргентов — Аргентов Г. (Серебренников В. Н.): 1. Наговоры зужки на свадьбе // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. № 2. . 17-19; 2. Наговоры дружки //Уральский современник. 1940. sZ. С. 176-178; 3. Наговоры дружки // Прикамье. 1941. № 2. .101-104.
18. Дрмстаов — Аристов Н. Я.: 1. Об историческом значении русских азбойничьих песен. Воронеж, 1875; 2. Русские народные предания б исторических лицах и событиях // Труды 3-го археолог, съезда в осени. Т. Г.Киев, 1878. С. 337-343.
19. Арциховс, Янин — Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгород-кие грамоты на бересте. М., 1978.
20. Астафьева — Астафьева Л. А. Определение жанровых границ усского героического эпоса и его классификация // Фольклор: Из-ание эпоса. М., 1977. С. 112-127.
21. Астахова — Астахова А. М. Вылины: Итоги и проблемы изуче-ия. М.; Л.,19л6.
22. Аф. — Афанасьев А. Н.: 1. Поэтические воззрения славян на приеду. Т. 1-3. М., 1865-1869; 2. Древо жизни: Избр. статьи. М., 1983.
23. Багно — Багно В. Е. К вопросу о контаминации легенд об оскорб-ении черепа и о «бабьем насмешнике» (Легенды о Дон Жуане и ылины о Василии Буслаеве и Алеше Поповиче) // Филологич. ис-ледования. Памяти Г. В. Степанова. М.; Л., 1990. С. 283-291.
24. Баканурский — Баканурский А. ГосударЬ, вели извести их // аука и религия. 1985. № 7. С. 36-39.
25. Бакланова — Бакланова Н. А. О датировке повести о Ерше Ер-овиче//ТОДРЛ. 1954. Т. X. С. 310-331.
26. Власова 3. И. Скоморохи и фольклор
27. Экскурсы в область, народной песни: Юмор и сатира в народны песнях // ЭО. 1896. Кн. 29-30. № 2-3. С. 260-265.
28. Бараг — Бараг Л. Г.: 1. Сказочная фольклористика и народнк верования / / Сов. этнография. 1955. № 5. С. 15-27; 2. Этническое межэтническое в сказочном эпосе восточнославянских народов / Проблемы фольклора. М., 1975. С. 212-220.
29. Барнаул — Василенок В. А. Фольклорный кружок Барнаул! ского ГПИ // Русская народная поэзия: Фольклористические зг писки Горьковского ун-та. 1961. № 1.
30. Бардин — Бардин А. В. Фольклор Челябинской области. Чкг лов,1940.
31. Бахтин — Бахтин В. С: 1. Русская бытовая сказка. Отобрал и старых и новых книг и рукописей Владимир Бахтин. Л., 1981 2. Эксцедициив русские старообрядческие поселения Полыни, Рз мынии, Болгарии и Монголии / / ЖС. 1999. № 1. С. 40-41.
32. Бахтин М. — Бахтин М. М.: 1. Творчество Франсуа Рабле и на родная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965; 2. Литера турно-критические статьи. М., 1986.
33. Бахтина — Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочно фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о живот ных. Саратов, 1972.
34. Белецкая — Белецкая Н. Н. О новогодних русалиях // Славян и Русь. М., 1968.
35. Белинский — Белинский В. Г. Полное собр. соч. Т. 1-5. М.; Л. 1954.
36. Беляев — Беляев И. Д. О скоморохах // Временник ОИДР. 1854 Кн. 20. М., 1854. С. 69-92.
37. Бережков — Бережков М. Е!це несколько образцов народны исторических песен, записанных во Владимирской губернии. Не жин, 1895.
38. Берков — Берков П. П.: Русская народная драма ХУП-ХХ ве ков / Ред., вступ. статья и коммент. П. Н. Беркова. М., 1953; 2. И истории пародии ХУХП-ХХ веков // Вопросы советской литерату ры. М.; Л., 1957. Вып. 5.
39. Бернштам — Бернштам Т. А. Мяч в русском фольклоре и обря довых играх // Фольклор и этнография: у этнографических исто ков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 162-174.
40. Бес. — Бессонов П. А. Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества. М., 1871.
41. Бестужев-Рюм. — Бестужев-Рюмин К. Н. Заметки по поводу труда Д. А. Ровинского // ИВ. 1882. № 2. С. 496.
42. Бетин — Бетин Л. В. Композиция на тему повести об Анте-ско-морохе в росписи церкви Успения в Мелетове // Сб. статей к 70-летию В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 333-338.
43. Бирюков — Бирюков В. П.: 1. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск, 1936; 2. Урал в его живом слове. Свердловск, 1953.1. Литература493
44. Бломквист — Бломквист Е. Э. Свадебные указы Ростовского уез-I. К вопросу об отражении сюжетов лубочных картинок в современ-ом крестьянском быту // ХФ. М., 1927. Вып. 2-3. С. 103-111.
45. Бобровский — Бобровский Я. Е. Мифологический мир древних иевлян. Киев, 1982.
46. Бобчев — Бобчев С. И. Памятники народного быта болгар // РВ. 579. №7. С. 192-210.
47. Богатырев — Богатырев П. Г.: 1. Традиция и импровизация в ародном творчестве // VII Международный конгресс антропологи-еских и этнографических наук. М., 1964; 2. Вопросы теории на-одного искусства. М., 1981.
48. Бродский — Бродский Н. Д. Следы профессиональных сказоч-иков в русских сказках // ЭО. 1904. № 2. С. 1-18.
49. Булгаков — Булгаков М. Б. «Роспросные речи» беломестцев как сточник по хозяйственной жизни горожан в середине ХУП в. // коморохи. Проблемы и перспективы изучения. СПб., 1994. .205-215.
50. Бурилина — Бурилина Е. Л. Чин «за приливок о здравии гесу-аря» (История и особенности бытования) // Древнерусская лите-атура: Источниковедение. Л., 1984. С. 204-214.
51. Буслаев — Буслаев Ф. И.: 1. Исторические очерки русской на-одной словесности и искусства. СПб., 1861; 2. Русский богатыр-кий эпос // Сб. ОРЯС. СПб., 1881. Т. 42. С. 1-215.
52. Вагнер — Вагнер Г. К.: 1. Грифон во Владимирско-Суздальской асадной архитектуре // Сов. археология. 1962. № 3; 2. Древние отивы в домовой резьбе Ростова Ярославского // Сов. этнография. 962. № 4. С. 34-45.
53. Варганова — Варганова В. В.: 1. Плач и смех в жанровой систе-е Пинежского свадебного обряда // Вопросы жанра и стиля в рус-кой и зарубежной литературе. М., 1979. С. 1-11; 2. Сексуальное в вадебном обряде / РЭФ. М., 1995. С. 149-156.
54. Васнецов — Васнецов А. Песни северовосточной России. СПб., 894.
55. Введенский — Введенский А. А. Дом Строгановых в ХУ1-ХУ11 еках. М., 1962.
56. Вес. Калики — Веселовский А. П.: Калики перехожие и бого-ильские странники // ВЕ. 1872. № 4.
57. Вес. Разыск. — Веселовский А. Н. Разыскания в области русско-о духовного стиха. Вып. 4: I. Румынские, славянские и греческие оляды. П. Святочные маски и скоморохи // Зап. АН. Т. 43. № 1.