автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Сложение рукописных традиций в Арабском Халифате (VII-X вв.)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Джари, Сабат Али
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Сложение рукописных традиций в Арабском Халифате (VII-X вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сложение рукописных традиций в Арабском Халифате (VII-X вв.)"

í

?. 'j , российская mrnrn um шжуг ' восвдюверишя

Вл сраваг румписи

• ЙАРИ Сэбьт Ara

s

(

СЛОЖЕЖЕ рткшисясй ТРАДИЦИИ В АРАБСКОМ ХАШАТЕ ( УИ - X вв.')

Спишазшкхяь 07.00.0? -'Ъ'етораогрзфЕя, ¿смчниховз/слиг и мегом асторячеокого яасле-ованяя"

-АВТСРШЕРАТ зшесертвшш аз соискание ученой а-гпсз* какдидЕта исторгчысгак нарт

Москва - 1993

Диссертация заполнена в Иксгктусг востоковедение РАН*

Наустй руководитель: кандидат иоторэтесхЕх наук В.Н,Настач Офшшальнкд ошюнваты: доктор псторв^есках на^ И.М. Сьилянская кандидат исторнческюс наук И„Е'. Вшк

Ведущая, оршшзапая: ГосуяарбтввЕвнй муззй Востока V.

Защита диссертации состоится " ¿Г" тээз г.

я часов за заседашга Ссеякалазкропанаого совета

Д.003.01.01 ео историческим наука; прз Икстатуте востоковедения РАН ( Косква, ул. Роздествевка, 12).

С даесвртапи'ей южно ознакомиться з библиотека Института востоковедения ?АН.

Автореферат разослан " " 1993 г.

Учений секретарь СпецизлизировавЕого совета

А.Г.Володня

(с) Инстатут востокоьеденая РАН, 1993

/

ОБЩАЯ Ш'АСТЕРИСША РЛБОТЫ

Предмет исследования. Рукописи, оставленные юн арабской дквшшзациёй, явлгазгся существенной составной ча=тьз шрого-го культурного наследия, которая ко врткня своего расцвета не имела себе рэвшх как по объему а количеству рукописных единиц, так а по пироте тематического охвата и степени подробности изложения. Феномен арабской рукописи ках сложного и каогоитаыозого культурно-исторического явления, ухе давно и по достоинству оцепашшй зостоковедаиа разных стран, в самом арабском *шре до сах пор не стал предмет«: всестороннего исследовгнкя. Настоящая работа иредетвазяат собой еце един кирпичик, закладываемый в здание науки о зарождении л развитии рукописной традиции в Арабской государзтве а первыз 4 столетия его существования, на которые и приходится "золотой век" расцвета арабской цявилизашш и, в часглости, ее письменной культур!.

Деле и задачи исследования.. Диссертация ставит целы) выявление главных, наиболее существенных факторов и тенденций, благодаря которым арабская рукописная традиция получила мощный импульс к быстрому, почти молниеносному по всторнческам меркам развитию. Автор пытается проследить с достаточной подробностью все исторические этапы зарождения и формирования самобытной арабской письменности, появления перзьсс рукописных памятников, последовательность иг тенитичеоюй, идейной и методологической диверсификации. Особенное витание уделяется той познавательной и воспитательной ценности, которая присуща этому взду культурного наследия, в пврзув очередь -для самих арабов, нынешнего и будущих поколений. Из такой постановки проистекает' и главная задача лсслсдсзашя: сфор-мужгоовать ясные и убедительные ценностные критерии, по которым древнее, письменное наследие арабской Еишистации южно считать' актуальным и сегодня, й-впредь и который мэгу? стать идеолоютесксй осесзой культурного возрождения арабской нации -в сложных условиях современности. Исслвдовазве имеет одной из основных задач обоснование культурной прееттвеяностж между прошлым, настоящнгг и будущим арабской диЕзгизаши, яв-

ляющейся залогам гармоничности л цельность процесса подъема национального саыосостшнля, закаты его от внутрзнни.: и внешних кризисов.

Нелегко бало приняться за разработку данной теин в ус-лзвзях, ксгда усилЕтиоь голоса, отрыхэвдне научную н культурную ценность этого наследия, г в общественной мнении по этому вопросу резко возросли разногласия'.' Источники и работы на эту теку немногочисленны и труднодоступны: рукописи разбросаны по яногим сотняи библиотек з десятяаг стран дара, существуют ограничения из работу с наш, большинство статей по теме опубликовано зкурналах без указателей, что потребовало их сквозного просмотра рада нескольких фраз, шэхг.рх отдошенэе к предмету исследования, а ссылка на ЕЕОстраяяыз источника в Еегаторпх работах заставЕдз обратиться к азда-37гл:, отсутствующим з налеЗ стране. Эгс увеличило трудности, помешавшие выполнить исследование так, как бы этого хотелось.

Новизна исследование Ознакомление с арабскими публикациями по теме дассертации показало, что ни одна яз них полнс-стю не отвезагг поставленной мною цезш. Большинство этих работ тасвяшэза либо практической Е^ея-гзгдахгцйи рукописей, либо лспользуеышя для этого методам. Некоторые из них ограничивайся перечисленяш клеящихся в библиогеках рукописей, з других речь вдет о публикация рукописей или о "мадкалис ал-имла" (собраниях для диктовке) и способах сочинительства. Чго хг касается изданий, в которых крут затронутых проблем рассматривается более пироко и подробно (в основном зто работы европейских' н советских востоковедов), то часть из них, ввиду трудаодоступности в арабских стразах, осталась мне известна лишь по бг&таярафяи, а те, что удалось использовать ери подготовка дассертацЕМ, тзкке не полностью отвечала поставленным аадачаи, хотя и они существенно помогли в раскрытии теш зсслэд/ганяя и использовалась мною для цка-ирования и формулировка отдельных аспектов темы. Так, прп рассмотрении вопросов раззжгия арабского письма, его стилей и почерков, материалов и орудий, применявшихся при изготовлении рукописей, и др., я пользовался в основном данными арабских авторов, но учитывал и информация, сообщенную такими исследова-

телями, как Б.Мориц, A.TpowaH, К*Юар, Т.Арнольд, Н.Аббот? (Аббуд), А.Ыэц р др. К сокалендю, в процессе работа над диссертацией те не пришлось воспользоваться одкии из наиболее коьяетентшк трудов в области изучения арабских рукописей -монографией ленинградского арабиста А.Халидова "Арабские рукописи и арабская рукописная традиция" (Москва, 1965) - пре-нде всего из-за сложностей в связи с незнанием мною русского языка; ознакомление с содераанаем клята показало, что ока непосредственно и очень близко касается практически всех проблем, затронула в коей работе;, но и в зтом случае, как явствует из сопоставления содержания обоих исследований, во многой совпадавших и в структурном плане, все же настоящая "работа прелстагляет собой вполне оригинальнее проззвадение, в котором приведены многочисленные факта я сообрагання, органически доподняшзе содержание большинства друтах публака-'ци& по этой ^зматгке, в том числе и упомянутой мож>график уважаемого коллеги Халидова.

Практическая значимость исследования. Зго исследование - результат многолетней работы по изучения всего комплекса поставленных в ¿ей вопросов'« Отдельные результаты этой работы были нслогещ ь основу лгкпай, читаемая ми® студентам библиотечного и архивного отдаления Дамасского университета. Казднй год я вносил в пих что-то новое/ шшвуи и со-ззрЕвнсовуя zz содержание, расширяя -¡шут источплнов. Работа лад леизиякэ дала мне возшшость дополнить исследование новнмк аепекташ, усилить его достоинства, ислразять некото-риз недочеты, а главное - лучше подчинить его поставленной л&ш. Нортону аеолэдевание мовет служить одним из источников для ЕС ах изучающих арабскую гшзюшзапшэ, в частности, исторгал арабекой .кузштуры.

йоточнеки исследования'.- Работа над двсзертаспеЗ потребовала aps3K¿4SH3E к тслздазанзи к основательной лроработ-та- евнше 200 источников, прежде чем бдл отсбран реобюдишй »■«терзал. Го ходу работа, я искшчил иг их чгела яе иыевяие прямого отношзьия z предаегу диссертации и подройао остановился на тех, r.oropue наиболее полно.и объективно трактушт интересузпше нас вопросы. Привлеченные источника делятся ка

2 категории. К первой из hex: относятся трупк, созданные в изучаемую зшку, - например, "Фиграс?" Ибн ан-Надкыа, "Ва-файг ал-а'йан" Ион Халликаяа, Пат-Табахаг ал-кабяр&п Ибн Са'да, "ал-Байан за-т-табйгн" .Дгахиза, "Му'дзян ал-удаба" Йакута ал-Хьаави. "Китаб ал-ггани" Ксфаханн и др. Работа с этими зомчнжза^л потребовала изучения пргншшоз расположения б нв2 каутаого катзриала и ere спвтеготизацш, Сбнару-аияось, но у каждого источника свой метод и сбоя тмпанов-:са материала, дтотая кагзгория источников - это совремеыше исследования, обращение г. каторга потребовало, в своз очередь, анализа ж жточаиховедческой стазы с целью установления степени нг. наденнсети. Потребовались удвоенныэ уешья для проработки зт-их есточкеков и. обращения к работам,. усоми-навинизя s кс тексте. категория источников - ою ра-

боты, цереведеяные с европейских языков, привлекаемые для того, чтобы исследование ноенло по возможности объективный и беспрлстрастшй характер. Наконец, зто труда «скоторых европейсклх учеккх/упоминавшихся в:ше (цроие перечисленных, отметил работы M .¿Гааз, Х.Ривер&-л~'Гарраго, Ж.Вавдз .и Зд.Лкр-соаа s асзюльЕОБанннз частично лзскэ через упошлаяия другой авторами.

Апробзлая неследования. Результаты разных этапов многолетней рабогн по сбору к анализу данных по теме нрехстаглнет-шй диссертащя отражены в нескольких научных статью; и опубликованные курсах лекций для студентов Дамасского унив^рси-тега. яачшая с ÏS76 г., а тгкнз в авторском ■ разделе 14-том--кого "Каталога библиотека Даыассхого уанверегтата4 (1987 -1992)„ Автор осуществил научное руководство более 100 магистерских диссертаций по различной тематике в области истории арабской пксшеньостйг книжного дала и бийпЕогековаденаа, выполнявшиеся з те же' годы студентами Дамасского уннгереагега. Автор прщгяаз регулярное-участке в работа наогонгльнш:, региональные 2 ыездуиароднызс научшх кояфэренций д сашюзву-шв, на которых вызвал с докладам и сообщениями по проблемам, напрямую связанными с темой настоящего исследования. Диссертация сбсувдена и рекомендована к защите в Отделе памятников письыенЕостя народов Востока Института востоковеде-'ния РАН.

СОДЕРЖАНИЕ ЖССЕРТШШ

Научное наследие избой яатш - это самое цешое, что она оставляет следующим поколениям. 3 пен прздсгшепы достигнутая вацивй уровень пиншжзации, устоявшаяся самобытность, определяпвдя ер не сто средк друх'цх. нацьй, |рабскзе рукописи - это наследие, воплотившее гений арабов, их лсго-тшескай ошт, мировоззрение, дуговную я шсьиещг» культуру. Средневековые кэяускршты были и остается лузгана свидетельствами арабской ыусульиазской цтшшзацша со всеаи ее дссиаженяяадз л потерями, взлег«^ л гаданиями." Неудава-тельао, что все эта рукописи, вреяставленше во гаогнх библиотеках, шгавщах шровув известность,* привлекает внимание исследователей и ученых - арабов я неарабов, звнпых иг изучением, описанием а изданием; неудивительно, что и в арабском мире, я за его пределами проводятся конфергЕШ и симпозиумы, раскрывавшие глубину этого тугьтуршэт богатства,' выявляюцае элемента постоянно обновлгщёЗса сеыобнт-ности аребэ-мусульванской цимигазацзи. -

Это поторлно-культурное значение арабская ррсопиоэй в развитии обЦечелозе^есгой тот, огромной вниманге, уделяемое сегодня вопросу арабского наследия, интерес к нему, воплощенный в :ляогочисл8ншзс культурных акта - же его явилось сильнейшим толчком к активизации исследоаагая арабского наследия. Я исхожу из того, что возрождение л рязвитее -это не стклз от прошлого, пг разрыз с ним, а соэ«дание, опирающееся в основном на наследие, которое должно акте, поставлено на службу настоящему и буяущеиу. Возрождение не начинается на пустом местз: у зго истоков непременно фяет стоять наследие минувших веков, Да и пресде, чем зашляаовать наследие других извялизшкй, казцшй народ д£шгед_ркзобргг:гься со евокм собственный наследием. 5тк сосбрагяяия а являясь тем идеологическим импуэисом, который побудил меиа к началу исследования, илодом которого является представляемая диссертация.

Работа состоят из введения, пяти глав и закашения. В конце диссертации помешены 3 приложения, со дергаете обзор библиотек, в которых имеются арабские рукописи; завершает

работу сгшссе источников з литературы.

Введение содергит общув формулировку теш исследования, ее актуагьности и важности для современной арабской культуры, совоянае проблемы на сегодняшний день и краткий обзор Е0ТОЧН820В для хзучения арабских рукописей и рукошо-ной традиции первых веков ислама: перечислены основное источники, приажеченша к исследовании. Далее приводится конспективный пзан работы, раскрывающий ее основной замысел, внутреннею струг-гуру и содеркагше. В конце сообщается о технических особенностях помещенного в работе списка зс-отльзованных ссточшшсш е литературы (способ кодированной отсылки на номера по списку, принятые сокращения и т.п.).

В глаче Т "Арабское письмо: возникновение, развитие, распространение" рассматривается значение письма как одной из первоочередных жизненных потребностей человеческой цивилизации. Учеше и истораки видят в письке один иг важнейших историко-кулмзриах факторов, обз'спечизашций фиксацию, сохранение и воецронзведение информации, передачу знаний; благодаря ему чешвеческое знание становится более доступным, точным, достовгршш. Поэтому,преаде нем затронуть вопрос о возникновении арабского письма, его развитии и распространении, я счел полезным проследить этапы, которые прошло письмо как общечеловеческое явление в целом. Этзх этапов, или стадий - пять: I) стадия изобразительного письма - примитивного способа передачи информации; 2) стадия символов - более развитая, чей предшествующая; 3) стадия слогового письма, вплотную подоэедпая к идее буквенного письма и перехода от содержания слюва к его форме; 4) стадия фонематического письма, передавшая звуки человеческой речи, и 5) стадия алфавитного письма - верпоша "развития письменности. Далее, рассматривая мнения всследователей-историков о первой нации, изобретшей алфаки, и об обстоятельствах этого изобретения, я согласился с тема, кто считает, что первыми в этом деле ©тали финикийцы, что подтверждается раскопками 1929 г. в Ра'с Шамре, в Угарате, на сирийском побережье недалеко от г.Лата-аш.

Это полевение стало как бы введенаём в проблему вознин-човения арабского письма. Многочисленные мнения исследоваге-

лей об исторических корнях арабского письма рззошлись. Причина этого заключается в чрезвычайно ограниченном фактическом материале, ка который шкет опереться исследователь. Всё, на чем базируется вывода специалистов - это надписи на скалзх и кашнных надгробиях зз 7т ая-Дкана-. да, ан-Намарн, Зебеда и Харрана, датируэине серединой Ш - 71 вь. н.э.'

Рассмотрев несколько теорий о прйзсхоздении грабско-го письма, рзспросгранедлых среди ученых - таких, как теория о божественном ниспослании, гюзная" (химьярж'огая), "северная" (об изобретении писька траля легендарншз деятелями из г. Хирн) и др.. - я припел к выводу о тогл, что ■ наиболее состоятельной и шещэй под собой лрочше исторические корна является гшотеза с происхоадении арабского письма из вабатейсного - одного из ответвлений палаарско-го алфавита, в свою очередь, рооходящего я финикийской системе письменности. Именно нзбатейскя^ ндакдж пользовались арабн в доисламскую эпоху, дяахшшйи для первых фгксаций своих доблестннх подвигов" (аййам) и записи поэтических произведений (му*ш£шсат).

Затем я рассматриваю развитие арабского письма до возникновения и слада а районы, хде оно распространилось. После этого наступает черёд новой религии - ислама, укредЕзшете позипии письма и послушавшего новым толчком его распространения. ДЪрод Медина становится центром государства, а посему ыедаинскай почерк получает большее распространение, чем меккаипкий. В этот период увеличивается чкслошкцоп. Распространение арабского письма шло вслед за походакз в завоеваниями арабов. Важным центром, где бнли изобретены и получили развитие новые' почерки, становится город Куфа.

Далее наступает период упорядочения арабского писка и закрепления его форм. Начинается использэзаяие диакритические точек и огласовок, отргзотцх растущую кордалызацпю ор-фографзи и произношения, распространившегося после завоеваний.

С наступлением эпохи Оыейедов столица халифата переносится в Дамаск, Арабское письмо делает значительней шаг гпе-

ред z своем ¿гзвигги z совершенствуется. В этот период появляется тага® известные пиоци, как Абд ал-1адад ал-Катиб и др., развл£Езгся приеш письма и появляются четыре почерка: долил, lyuap, сузс и нисф; "автором" этих почерков считается писец Кутба (ум. в 154 г.х.).

Своей бешены арабское письмо достигает в эпоху Абба-сидоз. Оно сяяозагся более совершенным и стилистически раз-ноооразнны; зачинает различаться письмо, применяете в строит аиьстве, и почерки писцов и сочинителей. Число арабских почерков досягает 12, каждый из них ишет сбою специфику. Б эпоху ал-Ш*иуна уха известно до 20 почерков, из которых 6 считаются етвссическшш и употребляются поныне, История сохранила для нас шена выдающихся мастеров каллиграфии -изобретателе$этих и некоторых других почерков: Ибн Цукла, Ибн ал-Еавваб, 1$ухашад б. Хазин и др.

Внимание к арабскому письму и его развитию на Арабском Западе было ае меньшим, чем в странах Машрика (восточной части Халифата)..В городах Магриба и Андалусии тоге кипела деятельность нисцов, создавались новые оригинальные стели а почерки. Всего, ш некоторым данным, в эту эпоху было создано около 100 различных почерков.

После этого я рассматриваю несколько основных разновидностей арабского письма, их особенности, правила, сферу употребления. Затем я прослеживав пути распространения арабского письма среди мусульыансзсих народов за пределами исторической территории Арабского халифата, обращя внимание на факторы, которые этому способствовали. Ошва завершается характеристикой декоративных свойств арабского письма -в частности, его гибкости и пластичности, способности к растягиванию горизонтальных соединений и созданию сложных лигатур: этаж другие качества способствовали развитию такой специфической сферы применения арабского письма', как изобразителжя и архитектурно-орнаментальная, а отсюда -повышению era эстетической роли!

В главе If "Материалы и орудия арабского письма" приводится обзор кроблемн, чем и на чём писали араба. Поначалу они пользозееесь материалом, который им предоставляла сре-

да обитания. Дм арабов такой средой бала пустыня, поэтому дащ письма они использовала глину, камни, прутья, пальмовые ветЕИ, кости швотных, ткань, дерево, металл, кожу.

Вполне понятно, что все эти махериашгле могли удовлетворить потребности нового государства. Завоевание му-сульмакзга Егалтя ознаменовало новый период в истории арабского письма, когда арабы познакомились с папирусом, благодаря которому письмо вступило в новый, этап своего развития. Введу важности этого материала в истории арабского письма, я подробно останавливаюсь на его производстве и использовании.

С появлением бумаги я ее производства з арабском госу--дарстве- рукопись входит з новый этап своего развития и расцвета. Для этого этапа характерно обилие письменных трудов и их доступность для читателя. С производством бумаги арабы познакомились через китайцев, по сравнении с которыми значительно усовершенствовали его и, в свою очередь, передали его европейцам (1С в.).

Орудия письма развивались шесте с его материалами и изменялись вместе с социальными условиями в арабском обществе. До того, как арабы познакоишшсь с тростниковым пером - каламом, они использовали острые инструменты, которыми выцарапывали слова на камнях, сёдлах и т.д. Познакомившись с халатам, арабы стали употреблять чернила и чернильницы. Ап-Калкашанди з сиоей работе "Субх ал-а'ша" дает подробное описание письменных приспособлений, бытовавших у арабов.

В главе Ш "Арабская рукопись': возникновение и факторы развития" рассматриваются эволюция арабской рукописи и факторы, обусловившие ее развитие и расцвет. Я прослеживаю зто, начиная с развитая записи в мусульманскую эпоху, разделяя мнение, что Коран - это первая полноценная арабская книга, с которой познакомились мусульмане. Затем я прослеживаю возникновение сочинительства в омейядскую эпоху, достигшего удивительного расцвета при Аббасвдах, когда арабская мусульманская цивилизация распространилась вширь и вглубь и завершились этапы ее вызревания. Это отразилось и на разви-

гиге арабских рукописей как б коднчеетэенноы отношении; так к с точки срекЕя разнообразия ш теяатека. Здесь ге отмечается существование в 17 нору бслыюго числа учешх, обилие научных работ; прослегиЕеется ддЕамзда 'грансфориации "ученых кружков" в мэщзое донвенич сочикдтельства, равного которому не било в мире е ту эпоху.

Далее я затрагивав развитее перевода и заимствования в эпоху Аббасддов и его воздействие та арабскую культуру вообще и эволэдшо арабской рукшшеи б частности.

Вслед за этим я касаюсь вопроса возникновения и развития арабских байпогек во всех странах ислама; книжное собрание "Дар ел-хикиа" в Багдаде становится едкой аэ крупнейших библиотек среднезеюгья. С вей соперничала каирская "Бейт ал-хияма". Е арабских справах существо вале ыногсчис-ленные z разнообразные публи-ше в часткъе библиотека, в том числе библиотека ира ыечетях, иколах, больницам, ставшие центрами учебы и средоа-очизк научных сил. В работе отмечается вниьааие, которое халв|ы 2 ааиры оказывала этим библиотекам, поощряя развитае ваук г обнаруывая при этом невиданную щедрость. В результате всего этого, развивалась культура, годучшш распространение тгукописл, покупка книг, возникло увлечение чтением п коллекционированием книг, в ¿зо» очередь поглестыш на.фонды частных библиотек, подчас насчитывавших тысячи томов.

Р главе ТУ "Изгоговленаг а ЕЩГик в свет арабской рукописи" я щюолевиваа движение арабской рукописи от гштора к -читатели», показывая путь созивительстваг которые шш авторы. Далее я довольно подробно рассматривав возникновение и развитие "мадзлис ал-вмла* (собраний для диктовки), орте— Ст"уе:л1х арабскими авторами.' Б работе уделено вашанпе росту про^ЕЗОдстга кошй а разватшо ремесла переписчиков, отмечено высокое положение, которое занимали шецы и каллиграфы в арабском обществе, а танке вревргзценае рынка поре-писчиков в место научннх встреч влиятельных и образованных людей общества.

Далее я касапсь этапов напуска рукописи е свет, начиная с процзоса переписки, прослезавап принципы, которых при-

дерзившие* авторы з рззммдаяии по тексту гстэрий и сведений (предисловие рукописи; названия глав, поля, расположение строк и т.д.).

После этого я сосредоточизаг заклание sz проявлениях изобразительного искусства а арабе -вот. рукописях в виде ci> гсетннх и поксЕЕтелншх рисунковукрашений а орнамента, золочения, оташчая этапа, которые проиел канднй из этих видов :хк7сетв. Конец главн посвящен искусству переплета.

3 главе У "Значение я роль рукойзсеЗ в арабской затерян" алйлизгрубтея яухьтурннй коаюнент в арабской цивилизации, форагаругтая пэпязше "арабское Еаслэдае" к прозлези-ваатся дввгжка трансфзраашя его идейного содсргзяпя на протянении двух последних стслетзй'.

ПоЕя-гие наследия (араб/ "кирас"- от корня - наследив, наследство в широком смысле, в '-г.ч; материальное; синонзш "турас" - чаще в значении культурного а научного наследия) тератологически негра а бодзэ гика, чем арифметическая совокупность его еоставлшизх; Культурное наследие -это практически все, что догаю да нас из созданного человеческим угяон и трудом за вся кеторзз его осанеланного существования'." Предаетси нашего интереса з давно! работе является наиболее зафортативвая состаалнвдая этого необъятного комплекса, а именно - письменно о неследяо, словесность бо всех видах, вклтажеря в себя записанные, кодифицированные текста по воет отраслям знанЕЯ,' лаук я искусств, а еще определеннее - -fa часть письменного наследия'; которая предстает в виде рукописной кеиги.

Далее я формулируя и рассщзрнваю освовннэ пели, мото-рне ставит перед собой исследователь рукописного наследия,' В нем, как пи в чем ином," полно я всесторонне- проявляется специфике нации, его породившей и им же питающей свои интеллектуальные потребности. Первой в истории и не имеющей себе равных во все времена существования арабо-мусуяьманской культуре, подлинно национальной - и в то хе время безусловно интернациональной - уштефсальвой и полноценной во всех отношениях книгой был и остается Благородный йзран, списки которого сегодня исчисляются многими миллионами экземпляров.

Наряду с нш ш имеем сохранившиеся в таких Ее астрономических числах сочинения арабских и н&арабскЕХ (в иерззоде на арабоий язкк) авторов древности и средневековья: потребность в знаниях вседа считалась одно?- иг взгнейшх добродетелей .цусульмашша в одновременно ^едшсывалаот, ему з качестве необходимого условия его гнзяи и творческой деятельности на зеше. Именно поэтоьгу молодая арабская цйзшшзацая в перпне века своею активного существования дала мару такой импульс к научному и идейному прогрессу, какого человечество не ис-шетвало ня до того, на позднее; надо ли добавлять, что в зерзув очередь это богатейшее наследие предназначено самим арабам? у

5 отдельном параграфе главы Г я рассматривая важность всемерного сохранения и возрождения вашего наследия, его исследования и распространение В современных условиях растущей межнационально!* и иеЕЯизЕлкзацаонной конвергенции, когда более сильные в экономическом и политизаскои отношении нации отзывается и более агрессивными в области кузгьтурно-вдеолопгческого воздействии, тольто активное обращение к ообственйому историческому васледнв иогозхт менее силхишг нациям вят-п и сохранить свою сада бытность и индивидуальность, а значит - и свои духовные л интеллектуальные ценно-сет. Арабскзк учешш - Есторикам, источниковедам, культурологам - предстоит тяакгй, гроаотлтаый труд ш оаивлена» этого огроиного, но в значительно® степени еда "Еевонахан-вого поля", и в этой яаоготруда>£ дзательноста мне евдится единственно гддехвай путь к подаанзоау и всесторонне^' воз-роядекаю аребсксЗ нвдин в дажжС

Деле г я рассматривав к:торию развития вопроса о зозро-адешш ярабегаго ексл&дея в 1И-И что ешз&яо с гаки-т вядявдаизе дастеляш арабежой культуры, как АхыадТей-«ур, Аиеад Эагв"," Тахяр ал-йазаари," Луис Еойхо, Анастас ал-Еаризже:, Ыухвммад Кущ Аля, Айд ал-Кедао ая-МагрЕби, 2асан Хусейн Абд ал-Ваххаб," ХабсЙ агкЗаййат и др." Рассмотрев в рананх аспзктах вэаааоовязь кевду исторяеЗ. арабсках народов в среднзвенэзье и новое вг-саа и их пзеигмшнм ваоладиБы, я заверив лоследнсз главу дгеезрхааги обшгрЕЕг скскурсоьт г

проблему сложения и развятия исторической науки и историографии у арабов лосле Ш ъ.х., анализируя ее на фоне исторической фэггтодогпл, гскрквал спбшэтаку в степень влияния обьскгетшх собптий на их иисшеннуя фиксации а па идейные псзицлг са^зх гсиущнх и кзучавиэ: эту регльпость ис?оряказ,-Ссобое энитнаа уделяется анализу формирования я отбора истсрнчилого материала, слок^ипа историсгргфиюсгой мето-дака а иетодоломш исторической наукк, осювн которой, за-¿ойеяше именно арабские учежгии з те далекие времена, оказнвЕзтея удэвиталыю гхтуадьвЕш и вполне продуктшзннгш л сегодня»

йхлэдояанне снабжено трет ЕрЕлоненшгга: I) о рукопис-- янх центрах з Сзряз и ызрощ>2ятяах по ждеезго каталогов руноизсей; ?-) о рунодЕснюс центрах и друтах арабских государствах;'; 3) ссбшняя арабских рукописей в остальной части мера. Зраяокеяпя сод«гркад яйфоркаш» об объеме этах цухопившг йсздов к ряд друга: сопутстзуззвдх данных,

йазет^зщ}.' Подсобно рассмотрев в аототавсо-кульг'усном аспекте такс« еяоаяое а лшогогршяоз явление, как арабская рукспась, могно сделать сдояугдда выводы:

Араб;? познакогадгось с письмсм задолго до исдама, о чем свпдетелтдтзуюг дсяэдшио до нас наскальные и вакогильаае чадхшеи, восходящяв тс набатейско."*уг а от него - к финсяий-скоцу яасх-иу. Ео это зс&комстао было не всеойьешЕшм: ¿тстробление пясьва ограютнвалось очень узки® функцисааль-яаш тскегн были, как правило, предельно краткими

а на о какой ккнгай традтна не жгло бить и рвчз.

Первый а.очень .моярнй нмщгльс развитии арабской письменности дзло возникновение в Ш в.н;э. новой монотеистической ре.'свлаи - ислама: превде всего это било обусловлено потребностью более надежной,' чем устная передача, запасу Откров.-яич и сунин (хадвсов) - преданий о деяниях и речениях пророка Жухадзкзда. Кроме того, узе з перше десятилетия нелэма араба по достоинству одедаля-н другие сферы щжмеЕэагя писька, а именно - создание ав-

торских произведений тагорстемкого, праэоведческого, есте-ственданаучЕ01х>, поэтического я иного содержания. Парал-лааьно с этим шел и процесс обогащения арабской словесно-

ста творениями соседних высокоразвитых цивилизаций - как через прямой перевод с других языков, так и путем дй идей, сюжетов и стилистики изложения.

Первой а самой важной во многих отношениях арабской рукопвсьз, в полном значении этого термина > стал Благотхш-щвй Коту;л. воплощение которого в форые кпнги ягляет собой продукт коллективного труда носкольхих поколений первых му-, суяьыавокнх книжников, высокий образец языковой и худоаест-венной форма и здейного содержания, вдохновлявшй па подражание людей творчесиа иаогие века". Вероятно, и налы потомки никогда не перестанут изумляться, с какой поистине го-ловоЕруватщшаой быстротой арабская культура совершила скачок от состязаний полуграмотных: бедуинских бардов к высокообразованным диспутам ученых - богословов и философов. Менее чем за два века Арабский халифат стал родиной а прабе-шнцем многшс сотен » еош не тысяч - авторов и лхераводчиков, представителей сашх разных стран и народов, племен и нарг-чий, писавших свои болшие и маленькие труда аа арабапом. языке. В свою очередь; эта активная делтелькость потребовала., бег преувеличения, революционных перемзк в . области письменных материалов и орудий письма. ' .. .

Начало массового птюизвоттдт&а бпгчса повлекло-, за-собой новый всплеск кашкой активности в ара<^-сусулшавскои мире, к тс;лу времени уке простиравшемся от Игдии до Испании. Поя-вались широкие возможности для размножения наиболее интересных и ваших ссчэаеннй путем их дегедиски: а поскольку эти процессы естественно сопровождались ростом княжной грамотности и повышением интереса самых развкх слоев мусульманского общества к письменной словесности различного: содержания, то в наиболее крупных политических а культурных центрах Халифата не замедлил слоится и шчал активно действовать профессиональный танок- вдрепяочнарв рукописей. Кзогам- из пгг- прв-. надазгшт заслуга дальнейшего развития и созерпевссвоыайя литературного арабского языка, несьолько веков'слугканзгз средством меадународаого. общения, языком вдутой и философ-, ской кксли на мусульманском Востоке и данз в соседних с нам областях. Б пзрзые столетия йслат были изобретены я основ-

ные "ялассзческие" почерки арабского письма, впоследствии услокнивяиеся, довбденвые до дочти математического совер-аенства и псслунивпие украпвнием ;>шогкх нз превзойденных а поныне аедевров архитектура и художеств екного ремесла. Именно араба, прзаеслл в Европу и производство бушги, и различные наука, да и собственно кяята как совокупный продукт автора, яерешкгаиа, офэрмителя, яареплаттака и других причастных нему деятелей.

НегдаловажЕой составляющей модного культурного и духовного подзема, сопрововдавшего развитие книжного дела в Ха-лафсте, Сило иоя&дэнев во многих городах публичных и част-__ гек ЗЕфчззтек. подчас насчитывавших многие сотни и тксячи — томов; Этг учреклэнЕЯ, наряду с "собраниям для диктовки" з лавками переписчиков. стали средоточием научной деятельности и яркими маякаки интеллектуальной газни исламского содзуш. Друж.' в2енем факгорош быстрого и всестороннего развитая этого зхда научной я просветительской деятельности, несомненно, была меценатская поддерпзса со стеронн богатых знатннх горозая п презде всего представителей властг - халифов", амярсв, везгрзз. Еапсшша, что все это происходило на Востоке з перьке 4 века хлдхрн - за несколько столетий до Ренессанса, когда в Европе еще только начинали слабо мерцать перхае робкие огонька знакяя, а гражтннх людей да-ке среди втхешх крутое зяатя можно было пересчитать по пальцам. '

Среда многих кшганых наук, развитием которых в средневековье гггрозая гшЕализакш обязана не в последила очередь арабским и мусульманским ученым, одно яз ведущих мест занимает история» Именно благодаря арабоязычяыи авторам ш сегодня знаэм о многих звеню: событиях прошлого, сведения о которых нигде более не зафиксированы. Подробность описаний, глубина анализа, точность хронологических привязок отличают многие работы мусульманских историков; и4ч яе принадаеетт заслуга разработки ряда прогрессивных методов объективного исторического исследования, которыми ученые пользуются и поныне. Впрочем, теыа.зе качествами славятся сотни и тысячи рукописных шедевров во многих других яаука^. получивших осо-

бенво высокое развитие в арабо-мусульманской культурной среде.

Конечно, это богатейшее наследие, к сожалению, на протяжении веков пе миновали пожары, войны, грабежи, случайные горькие потери... Но и того, что дошло до нас от минувших времен, хватит исследователям еще ке на одно столетие. Тем более невозможно одному человеку даге в общих чертах обрисовать вей самобытность и многоплановость такого исторического феномена, как арабские рукописи, и никаких шктетов и сравнений не хватит, чтобы хоть сколько-нибудь полно оценить их значение для современной арабской швютьаши, для еа культурного прогресса и роста национальной гордости. Остается лишь повторить ещз раз, немного перефразировав слова восточеого мудреца: "Как ты поступишь с прошлым, так будущее поступит с твоим сыном". ,

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

1. Лекции о библиотеках и информатике. - Дамаск: Министерство нуяьтурн, 1976. .150 с.

2. Эволюция арабской рукописи (курс лекций). - Дамаск: изд. Дамасского университета, 1986. 150 с.

3. О развитии университетских библиотек в Сирии. -Журнал "Саут ал-му'ашншин". Даыаск, 1990, с. 8.

Кроме того, ряд важных положений и выводов, непосредственно связанных с темой диссертации, излокен в авторском разделе многотомного "Каталога библиотеки Дамасского университета", изданного в Дамаске в 1987-1992 гг.; автор диссертации является главшы, инициатором указанного издания и одним из его ведущих составителей.

Несколько статей и курсов лекций, написанных автором в ходе работы, над диссертацией и связ'анкнх с ней тематически, находятся в печати.'