автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Рынок как социальный институт эпохи Аббасидов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Рынок как социальный институт эпохи Аббасидов"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
КУНКОВА Вероника Ильинична
Рынок как социальный институт эпохи Аббасидов: этнография г. Басры (750—833 гг.)
Специальность 07.00.07 — этнография, этнология и антропология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук 2 Я ОКТ 2015
005563789
Санкт-Петербург 2015
005563789
Работа выполнена на Кафедре истории стран Ближнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель:
профессор, доктор исторических наук Михаил Анатольевич Родионов (МАЭ РАН, Санкт-Петербург)
Официальные оппоненты:
профессор, доктор исторических наук Дмитрий Валентинович Микульский (Институт Востоковедения РАН, Москва),
кандидат исторических наук Ольга Викторовна Старостина (Российский этнографический музей, Санкт-Петербург)
Ведущая организация: Библиотека Российской академии наук
Защита состоится 30 ноября 2015 года в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д. 002.123.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
2015 года
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат исторических наук
M. Е. Резван
Общая характеристика работы
Актуальность и научная значимость темы. В эпоху Аббасидского халифата рынок как социальный институт принимает специфические для Ближнего Востока этнокультурные черты, обусловленные такими факторами, как устройство городского арабского общества на основе исламского права, сильная роль государства в управлении городом, отсутствие широкой автономии городов, частично компенсировавшееся поквартальной организацией городского социума. Городской рынок рассматривается как место перераспределения прибавочного продукта, открытое для материальных и социальных инноваций и инокультурных влияний, сплав которых и сформировал неповторимый облик аббасидской культуры. Басра была жизненно необходимым для ранних Аббасидов городом-портом в Индийском океане и обеспечивала отлаженное функционирование сложившейся системы торговых контактов в экономическом пространстве той эпохи, когда мир был разделен согласно исламской концепции на дар ал-ислам, дар ас-сулх и дар ал-харб — область ислама, область перемирия и область войны.
В мировой науке неоднократно (О. Г. Большаков, Ф. Хитги, Б. Льюис, С. Гойтейн, С. ал-Афганй, X. ал-Джанханй, Н. Ма'руф и др.) предпринимались попытки составить общую модель исламского города, что в целом удалось. Однако, учитывая огромную территорию и разные темпы и особенности урбанизации регионов Арабского халифата, остается потребность в детальном изучении отдельных городов в конкретных регионах. Этим обусловлена научная значимость диссертации, посвященной рынку Басры как социальному институту раннеабба-сидского общества.
Актуальность диссертации заключается в том, что автор систематизировал и проанализировал накопленный материал, дополнил его данными из арабских средневековых рукописей (собрание Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге), опубликованных источников на арабском языке, работ отечественных и зарубежных авторов (О. Г. Большаков, Т. А Шумовский, А. Мец, Г. Э. фон Грюнебаум, Ф Хитги, Б. Льюис, С. Гойтейн, С ал-Афганй, X. ал-Джанханй, Н. Ма'руф и др.). Проведенное исследование позволило сделать выводы относи-
тельно этнокультурной роли рынка при ранних Аббасидах как социального института и выделить стадии его формирования на примере Басры. Выбор Басры в качестве объекта исследования обусловлен тем, что этот город основан арабами, что дает возможность анализа собственно арабской традиции; более того, это город, чье существование определялось исключительно торговлей и выгодным географическим и геополитическим положением.
В исследовании впервые рассматривается рынок как социальный институт эпохи ранних Аббасидов на примере рынков города Басры и дается этнографическая характеристика этого города, полезная не только для этнографов, но и для изучения средневековой истории Ближнего Востока.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования — рынок как социальный институт аббасидского общества, этапы его формирования и этнокультурные особенности. Экономические действия индивида протекают в определенном культурном пространстве, при этом важно, как общество будет реагировать на них, так как сделки, приемлемые и выгодные для одной культуры, далеко не всегда воспринимаются таким же образом в другой. Важнейшим структурообразующим фактором в экономике выступают ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека этнокультурными нормами.
Рынок Басры выбран для изучения как самый важный после Багдада торгово-экономический центр иракской провинции ас-Савад при первых Аббасидах. Под ними понимаются первые восемь аббасидских халифов, правление которых приходится на 750—833 годы, а именно: ас-Саффах (750—754), ал-Мансур (754—■ 775), ал-Махдй (775—785), ал-Хадй (785—786), ар-Рашйд (786—809), ал-Амйн (809—813) и ал-Ма'мун (813—833). В этот период, принятый в качестве хронологических рамок работы, произошли важнейшие структурные изменения всего арабского общества.
Объект исследования — город Басра. В период правления первых Аббасидов политический вектор окончательно был направлен на Восток. Это сыграло определяющую роль в развитии арабского государства и явилось эффективным решением, соответствовавшим его внешнеэкономическим потребностям, которое
обеспечило ему контроль над бассейном Индийского океана. Басра, как и другие иракские города, выступала как плацдарм для проведения этой политики поворота на Восток.
Во время правления династии Аббасидов торговые отношения на Ближнем Востоке находились в расцвете, и торговая деятельность, прежде всего, осуществлялась в крупных городах. Широкое развитие претерпевала как внешняя, так и внутренняя торговля, формировался внутренний рынок, и происходила специализация различных регионов Халифата.
Цель и задачи работы. На защиту выдвигаются следующие положения:
1)В период правления ранних Аббасидов окончательно сформировался городской рынок, функционировавший на основании исламских принципов;
2) Институт хисбы как административного механизма разрешения конфликтов сложился и применялся на городском рынке эпохи ранних Аббасидов;
3) Рынок Басры представлял собой социальный институт раннеаббасидско-го общества с характерными для него чертами, которые рассмотрены в работе. На основании проведенного исследования выделена модель типичного рынка того времени.
Основная цель исследования — систематизация и анализ накопленного наукой материала, дополнение его новыми данными. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) Произведен анализ имеющихся рукописных источников на арабском языке с привлечением археологического материала и музейных источников.
2) Изучены различные точки зрения на выбранную автором тему, высказанные в научной литературе, и на этой основе выработана собственная концепция функционирования рынка Басры как социального института эпохи ранних Аббасидов.
3) Исследован рынок как институт раннеаббасидского общества, этапы его формирования и особенности.
Предпосылки исследования. В основе данного исследования лежит несколько исходных предположений, сделанных автором в ходе работы с арабскими
средневековыми источниками. Автор исходил из того, что, несмотря на универсальность таких понятий, как «рынок» и «город», применительно к эпохе ранних Аббасидов они должны пониматься в рамках исламской аксиологии. Для наиболее полной этнокультурной характеристики торговых отношений на Ближнем Востоке необходимо коснуться их религиозно-философского аспекта. В источнике правовой системы исламского общества — Коране, нравственный аспект экономической деятельности выдвигается как один из важнейших в жизни человека. Тема торговли в Коране ярко отражена, прежде всего, из-за того, что пророк Му-хаммад был торговцем-караванщиком и с ранних лет участвовал в путешествиях с торговыми целями. Центральной концепцией исламской аксиологии, непосредственно касающейся торгово-экономических отношений, является противопоставление двух базовых понятий — дозволенного (халал) и запрещенного (харам). В исламе понятие общины верующих (уммы) является первостепенным, таким образом, индивидуальный акт купли-продажи по определению становится актом, затрагивающим интересы всей общины.
Новизна исследования. Впервые в научном исследовании рынок рассматривается именно как социальный институт, и впервые в качестве объекта для его изучения выбран средневековый город Басра 750—833 гг. В работе анализируются многие сведения о раннеаббасидском рынке, полученные автором в результате работы с арабскими источниками. На русский язык переведены отрывки произведений арабских средневековых авторов, существенные для темы исследования.
Методологические принципы работы. В основе исследования лежат принципы историзма, объективности и системности научного подхода. Правление первых Аббасидов — важнейший исторический период, когда завершилось формирование городского рынка, функционировавшего в соответствии с исламскими принципами. Автор дает характеристику рынка как социального института абба-сидского общества с учетом мнений предыдущих исследователей, которые занимались торговлей в целом. Также в работе применены методики источниковедения, а именно определение полноты, достоверности и новизны данных, содержа-
щихся в источниках: неопубликованных (части которых переведены автором) и опубликованных (перевод сверен с оригиналом).
Структура исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, словаря терминов, списка литературы и списка карт и иллюстраций.
Практическая значимость. Работа представляет практическую значимость для востоковедов, этнографов и историков средних веков. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях по этнографии, истории, культуре, экономике периода правления ранних Аббасидов; при подготовке спецкурсов в учебных заведениях, экспозиций в музеях.
Апробация работы. Апробация работы была осуществлена в виде докладов на научных конференциях:
2—3 ноября 2010 года— Международная конференция «Россия и Арабский мир: к 200-летию профессора Санкт-Петербургского университета Шейха ат-Тантави (1810—1861)», Санкт-Петербургский государственный университет.
20—22 апреля 2011 года— XXVI Международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Модернизация и традиции», Санкт-Петербургский государственный университет.
16—18 ноября 2011 года— II Международная научная конференция «Архивное востоковедение», Москва.
21 марта 2012 года— I Международная интернет-конференция «В. В. Радлов и духовная культура тюркских народов», Казань.
20—21 ноября 2012 года— VI Международная научно-практическая конференция «Китай: история и современность», Уральский государственный университет, Екатеринбург.
23 ноября 2012 года— XII Международная конференция «Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность», Российский университет дружбы народов, Москва.
8—12 апреля 2013 года— XX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Московский государственный университет.
2А—26 апреля 2013 года— XXVII Международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Локальное наследие и глобальная перспектива», Санкт-Петербургский государственный университет.
А также в процессе преподавания в Частном образовательном учреждении дополнительного образования Обучающем центре «Коннессанс» (г. Санкт-Петербург) курса «Язык и культура арабских стран» (с сентября 2013 года по настоящее время).
Основное содержание работы
Во Введении автор обосновывает актуальность и значимость выбранной темы, обозначает географические и хронологические рамки исследования, его предмет и объект. Определяются цели и задачи работы, обосновываются ее новизна и практическая значимость, характеризуются источники и исследования.
Первая глава («Исламская деловая этика: принципы и инструменты») посвящена фундаментальным этнокультурным основам социально-экономических отношений в эпоху ранних Аббасидов. Период правления ранних Аббасидов (750—833) характеризуется огромной торгово-экономической активностью, центрами которой выступали города. Процветала морская и сухопутная (караванная) торговля.
Несмотря на обширность территории Аббасидского халифата и отчетливо проявившиеся к IX веку тенденции к распаду централизованного государства, Халифат представлял собой единое культурное и торговое пространство со сформировавшимся внутренним рынком.
В этой главе рассматриваются базовые шариатские понятия, касающиеся торговли и функционирования городского рынка, дается характеристика особенностей исламского налогообложения товаров.
Среди торговцев в арабском городе сложилась устойчивая иерархия, основывающаяся на характере продаваемого товара. Самыми богатыми и знатными купцами были те, кто вел торговлю дорогими тканями, драгоценностями и вообще предметами роскоши. Внизу социальной иерархии торговцев были те, кто
имел дело с товарами широкого потребления и с нечистыми в бытовом понимании ремеслами, такими как кожевенное производство, кузнечное дело, окрашивание тканей и пр. Торговцы в целом разделялись на два слоя-мелких торговцев и купцов.
С правлением династии Аббасидов связано утверждение поста чиновника-мухтасиба, задачей которого было контролировать исполнение шариатских норм и правил торговли в городе. Первое упоминание мухтасиба в арабских средневековых источниках связывается со временем правления халифа ал-Мансура. В городах того времени существовали специальные палаты мер и весов, где хранились эталоны гирь и мер, используемых в торговле.
Товарно-денежные отношения в халифате ранних Аббасидов были широко развиты, преобладала денежная оплата труда, в ходу находились большие товарные и денежные массы, применялась система кредитов и чеков.
При первых Аббасидах арабский городской рынок представлял собой сложившийся социальный институт, функционировавший в рамках исламской аксиологии и воплотивший в себе коранические предписания, исполнение которых началось в эпоху основателя исламского государства пророка Мухаммада на рынке Медины. Первые Аббасиды проводили эффективную политику, выбрав приоритетным направлением экономического взаимодействия страны бассейна Индийского океана, окном в которые стали Багдад — новая столица, и Басра, как главнейший аббасидский порт Персидского залива.
Торговое сословие раннеаббасидского города приобрело устойчивую иерархическую структуру, и его элита занимала высокое положение в обществе, наряду с членами правящей династии и высшими военными чинами и подпадала под категорию ал-хасса.
В этой главе автор приходит к выводу, что в эпоху первых Аббасидов окончательно сложились теоретико-правовая база исламского налогообложения, правила торговли, организация городского рынка и институт хисбы.
Во второй главе («Басра в экономическом пространстве ранних Аббасидов») говорится о роли города Басры как главного порта Аббасидского халифата в
бассейне Индийского океана. Характеризуются все направления торговли Халифата, при этом особое значение уделяется экспортно-импортным отношениям. Роскошь аббасидского двора сама по себе стимулировала международную торговлю, и со стороны халифов были также предприняты непосредственные меры по созданию благоприятных условий для дальних коммерческих поездок.
Главную роль в обогащении Халифата ранних Аббасидов сыграло дальневосточное торговое направление. Торговые отношения Аббасидского халифата с Индией носили регулярный характер и приносили огромную прибыль. Из Индии на Ближний Восток и на Запад попали такие ценные товары, как рис, хлопок, сахарный тростник, специи. Важными статьями индийского экспорта были шелковые и другие виды тканей, сандал, кожи, изделия из металлов, хлопок-сырец, жемчуг, драгоценные камни и металлы, амбра. Торговля с Аббасидским халифатом особое значение имела для Северной Индии. В этот период индийские купцы фактически не участвовали в морской торговле на собственных кораблях, этим занимались арабы и китайцы, соперничество которых тормозило развитие непосредственно индийского судоходства. Торговые отношения стимулировали культурное международное взаимодействие, примером чему может служить обмен опытом между арабами и индийцами в мореплавании. В арабском языке появились заимствования в лексике, относящейся к морским терминам, что отражает глубокое индийское влияние.
Китай, связанный с Аббасидским халифатом сухопутными и морскими путями, поставлял свои традиционные товары — шелк, фарфор, бумагу, изделия из слоновой кости. Главными китайскими торговыми портами для арабов были Ханфу (Кантон) и Зайтун (Цюань-чжоу-фу). Арабские купцы основывали торговые колонии в Китае. Одна из них существовала в Гуанчжоу до конца IX в. Из Китая в Халифат проникла технология изготовления бумаги.
Северное направление торговли арабских купцов (Поволжье, Русь, Скандинавия, Причерноморские степи) приносило на Ближний Восток меха, мед, воск, оружие. Большое количество арабских монет времени династии Аббасидов найдено в России и Скандинавии. Торговля происходила, как правило, через посред-
и
ников — хазар. Надписи на арабских монетах, обнаруженных в северных областях, содержат даты от конца VII до начала XI века. Существует версия, что первые шведские монеты создавались по подобию арабского дирхема.
Восточноафриканское побережье традиционно находилось под экономическим влиянием Аббасидского халифата. Основными товарами африканского экспорта были золото, ценные породы дерева, амбра, слоновая кость, серебро, железо, ладан, папирус.
Торговля в Средиземноморье велась в основном с Византией, откуда прибывали ремесленники разных профессий и заимствовались технологии производства.
В Аббасидском халифате процветала работорговля, основными направлениями которой были Африка и степи Евразии, также менее значительная часть рабов поступала из стран Европы. Особое значение экспорт рабов из других стран приобрел именно в правление династии Аббасидов, потому что арабские завоевания к этому времени уже прекратились, и вместе с этим прекратилось и пополнение числа невольников за счет военнопленных.
В заключении к этой главе автор подчеркивает, что Аббасидский халифат, как крупнейшая империя своего времени, включил в сферу своего торгово-экономического влияния все страны бассейна Индийского океана и Средиземного моря, и также страны Северной Европы. Басра была связующим звеном между всеми портами Индийского океана и Средиземного моря, торговым узлом и складом для товаров со всего мира. Процесс осуществления подобной активной международной торговли был бы невозможен без сформировавшегося в Аббасидском халифате в рамках исламских традиций социального института городского рынка.
Третья глава («Городские рынки Басры в эпоху ранних Аббасидов») посвящена эволюции и этнокультурным особенностям функционирования рынков Басры.
В этой главе автор отдельно рассматривает онтологические основы ранне-аббасидского города. Приводятся различные подходы к проблеме определения понятия «город» применительно к Ближнему Востоку. В итоге, автор приходит к выводу, что, учитывая огромную территорию и разные темпы и особенности ур-
банизации регионов Арабского халифата, остается потребность в детальном изучении отдельных городов в конкретных регионах.
Автор прослеживает этапы урбанизации на Ближнем Востоке с начала исламской эпохи. Период, предшествовавший арабскому завоеванию, в целом, характеризуется упадком городов, что было вызвано непрекращавшимися войнами между Византией и Ираном. Арабские завоевания дали новый виток урбанизации Ближнего Востока, что, прежде всего, было связано именно с династией Аббасидов.
В главе дается подробная этнокультурная характеристика центральной провинции Аббасидского халифата — Ирака. Вторым по значимости после Багдада экономическим центром средневекового Ирака была Басра, основанная арабским полководцем 'Утбой ибн Газваном, ставшим ее первым правителем. Местоположение Басры, предмета данного исследования, отличается от положения современного города; оно совпадает с современным иракским городом Зубайр.
Басра была обязательным пунктом на пути, объединявшем морскую торговлю в Индийском океане и сухопутные трассы, идущие через Багдад. Выгодное для торговли географическое положение этого города как порта на Индийском океане дополнялось его расположением на краю пустыни, откуда прибывали торговые караваны. Только благодаря этому выгодному расположению Басра превратилась из военного лагеря в жизнеспособный город, доживший до нашего времени. Ничто другое не заставило бы местных жителей мириться с местным плохим климатом и постоянной нехваткой питьевой воды.
Пика своего расцвета Басра достигла в VIII—IX веках во время правления первых Аббасидов. В это время город процветал во всех отношениях. Население по разным оценкам составляло от 200 тысяч до 600 тысяч человек.
Первый рынок Басры не имел каких-либо специальных торговых построек, а просто располагался на городской площади.
В арабских источниках упоминается много названий рынков Басры: рынок ал-Калла' («пастбище на реке»), находившийся в речном порту, куда приходили корабли достаточно большого тоннажа; Большой рынок, Ворота мечети. В Басре был рынок, состоявший из трех частей: рынок ал-хиза'а, где торговали утром;
рынок 'Усмана, где торговали днем. Также известностью пользовался местный рынок одежды.
Торговым центром Басры при Аббасидах долгое время был рынок ал-Мирбад, который находился к западу от города в сторону пустыни и по праву назывался «оком Басры». Во время правления первых Аббасидов ал-Мирбад представлял собой комплекс рынков. Там были рынок верблюдов, торговцев соломой, «взвешивающих», торговцев духами и пряностями, дубильщиков, торговцев книгами и принадлежностями для письма. Как на любом крупном арабском рынке в ал-Мирбаде проходили состязания поэтов, и он был местом соревнований племен, которые выставляли там свои лучшие товары напоказ.
Расцвет ал-Мирбада пришелся на время расцвета халифата Аббасидов, также как и его упадок совпал с упадком династии к XIII веку.
На основании археологических раскопок Басры раннеаббасидского времени, проводившихся в разные годы, был воссоздан план города, а также обнаружены предметы искусства, среди которых особый интерес представляют керамические изделия, стекло и изделия из металла. В Басре найдены предметы из абба-сидского фарфора, которые появились в результате смешения арабской и китайской эстетической традиции. Басра была признанным лидером в Ираке по производству керамики. Также здесь процветали такие виды искусства, как резьба по драгоценным камням, горному хрусталю, обработка жемчуга, золочение зеркал и приготовление пигментов.
Автор считает, что на основании изученного материала можно сделать следующие выводы относительно рынка Басры как социального института периода правления первых Аббасидов. На примере города Басры, являвшейся важнейшим после Багдада торговым городом Ирака и всего Халифата, показана реализация политики «поворота на Восток», когда основная масса торговых связей осуществлялась между арабами и странами бассейна Индийского океана. Арабский город в классическом понимании приобрел свои характерные этнокультурные черты именно в период правления первых Аббасидов, когда новые социально-
экономические концепции, базировавшиеся на нормах исламского права, были воплощены в жизнь.
Четвертая глава «Переводы отрывков о Басре, Ираке, ранних Аббасидах и торговле во время их правления из арабских источников» содержит сделанные автором переводы с арабского на русский язык. Автор приводит собственные переводы с арабского языка на русский отрывков, взятых им из неопубликованных источников (рукописей ИВР РАН) и опубликованных произведений арабских средневековых авторов, касающиеся темы исследования.
В этой главе приводится перевод отрывка из «Китаб ал-харадж» Абу Йусуфа Йа'куба ибн Ибрахйма (731—798) о налогообложении Басры (перевод осуществлен по опубликованному материалу: Al-imam Sahib Abu Hanlfa al-Qadhl Abu Yflsuf Ya'qflb ibn Ibrahim. Kitab al-kharaj. Bfllaq, 1306 h.). В существующем на данный момент переводе на русский язык части «Китаб ал-харадж» (Абу Йусуф Йа'куб ибн Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-харадж. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2001) данный отрывок о Басре отсутствует. «Китаб ал-харадж» представляет собой ценнейший источник для изучения рынка как социального института эпохи ранних Аббасидов и относится к старейшим из сохранившихся юридических произведений той эпохи.
Затем в этой главе автор делает перевод отрывка из рукописи сочинения «Мухтасар ад-дувал» Бар Гебрея, содержащего сведения о халифе ал-Мансуре (Abu al-Faraj Yuhanna BarkTrTghOrlyus ibn HarQn al-Mutatabbib Al-MulatI Al-NasranT. Mukhtasar al-duwal. Рукопись ИВР РАН №C-703, 1605, JI. 52—54). Йуханна Грйгурййус Абу-л-Фарадж (Ибн ал-'Ибрй) Бархебреус ал-Малатй (1226—1286), известный также как Бар Хебрайа, Бар Гебрей или Barhebraeus— сириец-христианин, историк, филолог и богослов. Дата переписки— 26 августа 1605 г. (13 рабй' второго 1014 г. х.). Данное сочинение представляет собой краткую мировую историю — библейские сюжеты, историю Древнего Ирана, Греции, Римской империи, Византии, Арабского халифата до монгольского нашествия включительно. Арабской истории посвящена большая часть книги. «Мухтасар ад-дувал» делится на десять частей (по названию страны - даула), которые в свою
очередь делятся на главы (фасл). Что касается истории написания данного сочинения, то первоначально оно было создано на сирийском языке и состояло из двух частей: Croniconsiriacum («Сирийская история») и Croniconecclesiasticum («Церковная история»). В связи с возникшей популярностью новой книги появилась необходимость ее перевода на арабский язык. Примечательно, что книга «Мухта-сар ад-дувал», написанная Бар Гебреем на арабском языке, значительно отличалась от вышеупомянутой книги на сирийском, как по форме, так и по содержанию. При ее создании Бар Гебрей широко использовал авторитетные арабские исторические источники и больше всего внимания уделил истории Арабского халифата и периоду правления Ильханов (сер. XIII—XIV вв.). Затем эту тему продолжает перевод отрывков из главы «Сведения об эмире верующих Абу Джа'фаре ал-Мансуре» из книги Ал-Хатйба ал-Багдадй (1002—1072) «История Багдада», одного из самых важных источников по истории и этнографии халифата Аббасидов и его городов. Перевод выполнен по изданию: Abu Bakr Muhammad ibn 'All al-Khatlb al-Baghdadl. Tarlkh Baghdad aw madlnat al-salam. Al-juz' al-awwal. Bayriit, biduna al-sana.
Далее приводится перевод отрывка о торговых путях купцов в халифате Аббасидов из «Китаб масалик ва ал-мамалик» Ибн Хордадбеха (Ibn Khurdadhbeh. Kitab al-masalik al-mamalik. Laydan, 1306 h./1889). Произведение Абу-л-Касима 'Убайдаллаха ибн 'Абдаллаха ибн Хордадбеха (820—912/913) «Книга путей и стран», написано около 885 г. и представляет собой классический источник по этнографии раннеаббасидского города. В этом сочинении содержатся сведения о мусульманских странах и сопредельных государствах, описываются торговые маршруты. В частности, Ибн Хордадбех дает сведения о торговых путях русских купцов по Дону и Волге через Каспийское море на юг и еврейских купцов из Европы в Индию и Китай через Красное море или через Антакию по Евфрату. Значимым является описание морского пути в Индию, в котором содержатся детали о добывании камфары, островах, продуктах моря. Это произведение считается первым из сохранившихся, относящихся к жанру описательной арабской географии.
Перевод отрывка из «Китаб ал-а'лак ан-нафйса» Абу 'Алй Ахмада ибн 'Умара Ибн Русте (пер. пол. X в.) (по изданию: Abü 'All Ahmad ibn 'Umar ibn Rus-tah. Kitäb al-a'läq al-nafïsa. Al-mujallad al-säbi'. Laydan, 1892) содержит важные сведения о торговых путях из Басры. Произведение Ибн Русте относится к классическому периоду арабской историко-географической литературы и представляет особую ценность для изучения этнографии раннеаббасидского города, как один из древнейших сохранившихся источников.
Следующая часть главы — перевод отрывка о морских путях из «'Аджа'иб ал-махлукат» Закарййи ибн Мухаммада ал-Казвйнй (1203—1283) (по рукописи ИВР РАН № Е-7). Переведенный отрывок содержит интересные сведения о море Бахр ал-Фарс, через которое проходили все торговые пути из Басры.
Перевод отрывка из «Мухтасар Китаб ал-булдан» о Басре Ибн ал-Факйха ал-Хамаданй (к. IX — н. X вв.) (по изданию: Ibn al-Faqîh al-Hamadânï. Mukhtasar Kitäb al-buldän. BGA. Laydan, 1885) содержит сведения об этнографии Басры раннеаббасидского периода.
Затем автор делает перевод отрывка об этнографии Басры из «Му'джам ал-булдан» И акута ал-Хамауй. Для осуществления данного перевода автор использовал рукописи ИВР РАН и опубликованный материал: Abü 'Abd Allah Yäqüt ibn 'Abd Allah al-Hamawï al-Rûmï al-Baghdâdï. Kitäb mu'jam al-buldän. Мешхед, XIX в. Рукопись ИВР РАН № Д-128, Л. 183—188; Abü 'Abd Alläh Yäqüt ibn 'Abd Allah al-Hamawï al-Rüml al-Baghdädl. Kitäb mu'jam al-buldän. Алеппо, 1224/1809. Рукопись ИВР РАН № С-588. т. 1 без номеров страниц; Abu 'Abd Alläh Yäqüt ibn 'Abd Alläh al-Hamawï al-Rüml al-Baghdädl. Kitäb mu'jam al-buldän. Мосул, XIX в. Рукопись ИВР РАН № С-590; Jacut's Geographisches Wörterbuch aus den landschriften zu Berlin, St. Petersburg und Paris. F. WUstenfeld. Band 1. Leipzig, 1866. Автором были изучены три рукописи этого произведения. Первая из них рукопись из собрания ИВР РАН № С-588 «Му'джам ал-булдан» Абу 'Абд Аллаха Йакута ибн 'Абд Aorräxa ал-Хамауй ар-Румй ал-Багдадй состоит из двух томов по 356 и 310 листов. Данный список был выполнен в 1224 г.х./1809 г. в Алеппо. Во втором томе отсутствуют рубрики на арабские буквы «каф» и «лам». Вторая рукопись из собрания
ИВР РАН №Д-128 «Му'джам ал-булдан» Абу 'Абд Аллаха Иакута ибн 'Абд Аллаха ал-Хамауй ар-Румй ал-Багдадй содержит 227 листов. Данный список относится к XIX в. и выполнен в Мешхеде. Имеющиеся в рукописи словарные рубрики географических названий составляют только термины, названия которых начинаются с арабских букв «алиф» и «ба'». Третья рукопись из собрания ИВР РАН № С-590 «Му'джам ал-булдан» Абу 'Абд Аллаха Йакута ибн 'Абд Аллаха ал-Хамауй ар-Румй ал-Багдадй относится к середине XIX в., выполнена в Мосуле и содержит 313 листов. Словарные рубрики начинаются с арабской буквы «каф».
В завершении главы— перевод отрывка о Басре из «Китаб масалик ал-мамалик» («Книга путей государств») ал-Истахрй (849/850—934) (по изданию: Abu Ishaq Ibrahim ibn Muhammad al-FarisT al-Istakhrl al-ma'ruf bT al-KarkhT. Kitab masalik al-mamalik. Laydan, 1870). «Книга путей государств» — один из наиболее информативных и важных средневековых арабских источников. Абу Исхак ал-Фарисй ал-Истахрй является представителем классической школы арабских географов X в. В его произведении «Книга путей государств» содержится описание мусульманских стран, распределенных по двадцати климатам, соответствующим не климатам в астрономическом смысле, а географическим единицам. Ал-Истахрй характеризует для каждой мусульманской страны ее границы, города, расстояние на торговых путях, торговые маршруты, наиболее популярные предметы торговли, региональное производство и т. д. Возможно, ал-Истахрй был путешественником и давал некоторые описания, основываясь на увиденном. «Книга путей государств» Ал-Истахрй стала одной из наиболее цитируемых в последующей арабской географической литературе. Существуют переводы этого произведения на персидский язык, который возможно является языком оригинала.
Таким образом, в четвертой главе приводятся переводы из источников, содержащих сведения о рынке раннеаббасидского времени как социальном институте и сведения для этнографической характеристики Басры.
В Заключении формулируются выводы.
1)В период правления первых Аббасидов (750—833 гг.) окончательно сформировался арабский городской рынок, являвшийся одним из важнейших гра-
дообразующих факторов, который тогда принял характерные этнокультурные черты, отличающие его от рынка европейских средневековых городов. Сложившаяся к этому времени исламская деловая этика послужила основой для функционирования всех социальных институтов раннеаббасидского общества, в том числе и городского рынка. Аксиологические принципы, отраженные в Коране и выработанные фикхом, применялись в жизни.
2) Для полного понимания онтологии торгово-экономических отношений в городе эпохи ранних Аббасидов нужно всегда учитывать важнейшую особенность исламского мировосприятия, центральной категорией которого является умма (исламская община). Таким образом, индивид, участвующий в торговле, не представляет исключительно свои личные интересы, но является интегрированной частью городского социума, или в более широком понимании всей исламской общины, независимо от географических или политических границ. Личной целью каждого торговца и ремесленника становится достижение совершенства в своей работе (иткан), чтобы вся община процветала.
3) Рынок аббасидского города функционировал на основе исламских принципов запрета риска в торговле, свободы рыночных отношений и ценообразования. Функционирование городских рынков было практически полностью под контролем государственных структур. В наибольшей степени это проявлялось в институте хисбы. Именно в период правления ранних Аббасидов чиновник мухта-сиб стал неотъемлемой частью работы городского рынка. Хисба и мухтасиб в городе эпохи ранних Аббасидов играли важную роль в институционализации моральных ценностей. Относительно эпохи ранних Аббасидов нельзя говорить о полной монополии государства в экономической сфере, наоборот купцы обладали широкой свободой, сами могли устанавливать цены, опираясь на закон спроса-предложения.
4) Правила ведения торговли и налогообложения товаров подробно приводятся в классических произведениях арабской юридической литературы (Абу Иусуф «Китаб ал-харадж», Ибн Мамматй «Правила диванов» и др.), отражающих теоретическую базу торгово-экономических отношений на аббасидском рынке.
Однако на практике торговые отношения регулировались не только фундаментальными исламскими нормами, но также существовали специальные устоявшиеся неписанные правила, составившие особую правовую систему, которую называют 'амал ат-туджжар и 'урф ас-сук.
5) Причиной самого существования Басры явилась торговля. Находясь на перекрестке торговых путей в Индийском океане и караванных дорог на суше, Басра воплощает собой реализацию аббасидской идеи поворота на Восток. Басра была жизненно необходимым для ранних Аббасидов городом-портом в Индийском океане, и обеспечивала отлаженное функционирование сложившейся системы торговых контактов в экономическом пространстве той эпохи, когда мир был разделен, согласно исламской концепции, на дар ал-ислам, дар ас-сулх и дар ал-харб. Единство торгово-экономического пространства описываемого периода обеспечивалось благодаря эффективной политике династии Аббасидов, которые превратили Халифат в безопасную для торговых караванов страну с развитой сетью дорог, караван-сараев и стимулировавшим торговую активность купцов налогообложением. Свою эффективность показало почтовое ведомство ал-барйд, следившее за коммуникациями в Аббасидском халифате, и обеспечивавшее условия для дальней торговли на территории всего государства. Басра была торговым узлом и складом, куда стекались товары со всего мира. Благодаря знанию системы муссонов Индийского океана арабские корабли могли достигать берегов Индии за один сезон. Дальневосточное торговое направление было важнейшим для Аббасидов, особенно, если говорить, об импорте предметов роскоши. Индия и Китай поставляли аб-басидскому двору неотъемлемые атрибуты роскошного образа жизни.
6) В период правления ранних Аббасидов получила развитие целая концепция «искусства красивой жизни», воплощенная двором халифа, который стал главным потребителем таких товаров, как дорогой китайский фарфор, шелк, другие ткани, благовония, экзотические животные и драгоценные камни из дальневосточного региона. Порт Басры также активно участвовал в международной работорговле. При династии Аббасидов начался экспорт рабов, в то время как ранее Халифат обеспечивал себя рабами благодаря завоеваниям.
7) Говоря о Ближнем Востоке в целом, можно утверждать, что в этом регионе существует непрерывность городской традиции. Рынок как социальный институт был градообразующим фактором. В восприятии жителей Аббасидского халифата главными центрами любого города были соборная мечеть и рынок, как это можно увидеть на сохранившихся миниатюрах. Преобладание денежной оплаты труда и расцвет денежной системы как таковой — черта Халифата ранних Абба-сидов. Наличие чеков и расписок говорит о высоком уровне международной и внутренней торговли в этот период.
Источники и исследования. Важными источниками при написании исследования стали рукописи произведений арабских средневековых авторов из коллекции ИВР РАН в Санкт-Петербурге. Автор обращался также к опубликованным источникам: произведениям арабских средневековых авторов, отечественным и зарубежным монографиям и научным статьям (И. Ю. Крачковский, О. Г. Большаков, М. А. Родионов, Ф. Хитга, Б. Льюис, С. Гойтейн, С. Аль-Афгани, X. ал-Джанхани, Н. Маруф и др.).
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
Статьи в рецензируемых научных журналах ВАК:
1) Город как главный участник торгово-экономических отношений эпохи Аббасидов (на примере Египта и Ирака). // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13, Вып. 4, СПб: Изд. СПб. университета, 2010, С. 61-69.
2) Индия в морской торговле Аббасидов в 750—1258 гг. // Вопросы истории, № 1, М.: ООО Редакция журнала «Вопросы истории», 2011, С. 155-158.
3) «Искусство красивой жизни» при Аббасидах. // Восток (Oriens), № 3, M.: Наука, 2011, С. 17-25.
4) Новая эстетика эпохи Аббасидов и искусство Самарры. // Искусствознание, № 3-4, М.: Государственный институт искусствознания, 2011, С. 233-246.
5) Торговые отношения арабов до династии Аббасидов. // Общество. Среда. Развитие, № 1, СПб.: ООО Центр информационных технологий «Астерион», 2011, С. 57-60.
6) Торгово-экономическая активность городов Кавказа в составе Аббасид-ского халифата. // Вестник Российского университета дружбы народов. Всеобщая история. № 4. М: Изд. Российского университета дружбы народов, 2012, С. 93-103.
Статьи в научных журналах:
7) Особенности средневековых городов в Арабском халифате (VIII—XIII вв.). // Вопросы гуманитарных наук, № 3, М.: Компания Спутник +, 2010, С. 35-36.
8) Сведения о халифе Ал-Мансуре в рукописи сочинения «Мухтасар ал-дувал» Бар Гебрея. // Восточный архив, № 1, М.: Институт востоковедения РАН, 2013, С. 4-8.
9) Торговые отношения Арабского халифата и Китая в VIII-IX вв. // Всеобщая история, № 2, М.: ООО Изд. «Приборостроение», 2012, С. 41-44.
10) The Abbasids' Commercial Activity in the Arab Gulf. // El Watheekah, № 62, Manama: Markaz al-wathâ'iqal-tarïkhïya, 2012, P. 176-185.
Тезисы докладов на научных конференциях:
11) Арабо-китайская торговля при первых Аббасидах (VIII—IX вв.). // Китай: история и современность. Материалы VI международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 20-21 ноября 2012 г. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2013, С. 122-125.
12) Арабский город в период своего торгово-экономического расцвета при Аббасидах (на примере Басры). // Материалы международной конференции «Россия и Арабский мир: к 200-летию профессора Санкт-Петербургского университета Шейха ат-Тантави (1810—1861)», 2—3 ноября 2010 г., СПб.: Изд. СПб. университета, 2010, С. 283-284.
13) Иракский регион в экономике Халифата ранних Аббасидов. // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. Сборник статей участников XII Международной конференции. Москва, РУДН, 23 ноября 2012 г. М.: Российский университет дружбы народов, 2012, С. 95-105.
14) Рукописи произведений арабских географов как источник по торгово-экономической истории халифата Аббасидов. // II Международная научная конференция «Архивное востоковедение». Москва, 16-18 ноября 2011 г. Программа. Тезисы докладов. Список участников, М., 2011, С. 54-55.
15) Торгово-экономические отношения раннесредневековых городов Узбекистана. // В. В. Радлов и духовная культура тюркских народов. Сборник трудов I Международной Интернет-Конференции. Казань, 21 марта 2012 г., Казань: Альянс, 2012, С. 114-121.
16) Торгово-экономическое значение Басры при первых Аббасидах. //ХХУИМеждународная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на Востоке. 24—26 апреля 2013 г. Тезисы докладов. СПб.: ВФ СПбГУ, 2013, С. 19-20.
17) Торговые отношения Аббасидов со странами Индийского океана. // «Модернизация и традиции»: XXVI международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 20—22 апреля 2011 г.: Тезисы докладов. СПб.: Изд. РХГА, 2011, С. 26-27.
18) Формирование рынка-города Басра и его роль в экономике ранних Аббасидов. // Материалы Международного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» [Электронный ресурс], М.: МАКС Пресс, 2013, ЬПр://1огпопо5оу-msu.ru/archive/Lornonosov 2013/тс^х.Ыт.