автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Военная организация Арабского халифата, 632-661 гг.
Текст диссертации на тему "Военная организация Арабского халифата, 632-661 гг."
/
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
МУСТАФА аль ШЕЙХ
ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
(632 - 661 гг.)
Специальность: 07.00.03 - всеобщая история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель - кандидат исторических наук, профессор АМБАРОВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Москва - 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................3
Раздел I. Образование Арабского халифата и его военно-политическая роль на Ближнем Востоке в первой
половине VII в..........................................................19
Раздел II. Организация исламского войска и его укрепление
при халифах праведного пути................................62
Раздел III. Войны Арабского халифата в 30-50-е гг. VII в. . . . 119
Раздел IV. Военное искусство войск Арабского халифата в
первой половине VII в............................................157
Заключение..............................................................................184
Источники и литература..................... ..................196
Приложения............................................................................214
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда в архитектонике всего мирового сообщества цивилизаций происходят существенные изменения, "времена: в которых мы живем полны угроз и опасностей"1, а мировая политическая жизнь вступает в новую фазу развития, сущность которой еще предстоит оценить ученым-гуманитариям и России, и Востока, и Запада, народы и социумы западной и восточных цивилизаций все возрастающее внимание уделяют собственной истории и особенно ее изначальному периоду. Именно этим прежде всего обусловлена актуальность предложенной диссертантом проблемы научного исследования.
Актуальность исследования военной организации Арабского халифата в начальный период его истории состоит:
Во-первых, в том, что на скрижалях истории жители современного поколения землян пытаются найти ответы на важнейшие вопросы откуда и куда развивается исторический процесс, что ждет человечество в грядущей перспективе.
Во-вторых, в менталитете населения всех типов цивилизаций вновь наблюдается возрастание доминанты национальной идеи. Особенно это имеет отношение к цивилизациям Азиатского и Африканского континентов. К этому народы и цивилизации Востока вынуждает имперская политика западной цивилизации и особенно ее американской разновидности в лице США.
В условиях, когда четче стали проявляться тенденции к созданию многополюсного мира, Запад по прежнему "доминирует в международных поли-
1 Печчеи А. Вызов 70-х годов современному миру// Римский клуб (Сост. Д.М.Гвишиани, А.И.Колчин, Е.В.Нетесова, А.А.Сейтов). - М..УРСД997. - С.319.
тических организациях по вопросам безопасности, а совместно с Японией - в международных экономических организациях"1, для народов Азии, Африки, да вероятно и для народов России, изучение истоков собственной цивилизации актуально в интересах познания источников ее жизнеспособности, возможностей ее процветания.
В-третьих, актуальность данного исследования продиктована необходимостью глубокого изучения роли арабской нации в объединяющем воздействии исламской веры на многие народы Востока. На это нацеливает арабские народы Партия арабского социалистического возрождения и ее Генеральный секретарь, президент Сирийской Арабской республики Хафез аль Ассад.
В исходных теоретических установках Партии арабского социалистического возрождения указано, что "арабская нация нуждается не только в экономических реформах и в политическом движении, но она также нуждается в новом духе и в новой психике, способных вернуть ей веру в саму себя и в ее собственные возможности"2.
Эти же установки подчеркивал в одном из своих выступлений президент Сирийской Арабской Республики Хафез аль Ассад. "Арабская нация - говорил Хафез аль Ассад, - есть историческая цивилизация и гуманная истина, которая выражала себя во все исторические эпохи благодаря ее поколениям и путем огромных научных завоеваний и крупных идейных и духовных работ, посвя-¡ценных всему человечеству с древних времен до сих пор".
В-четвертых, традиции, заложенные в Арабском халифате и его войске в первоначальный период истории этого мощного государственного образования и сегодня оказывают существенное влияние на менталитет сирийского народа,
1 Хантингтон С. Схватка цивилизаций//Российская газета, 1995, 31 марта.
2 Некоторые исходные теории Партии арабского социалистического возрождения - Дамаск, 1976. -С.9.
3 Из выступления президента САР Хафеза аль Ассада 12 апреля 1976 года.
воинов вооруженных сил Сирийской Арабской Республики, народов и армий других арабских стран.
Эти традиции необходимо развивать активной идеологической работой. В конституции Партии арабского социалистического возрождения указано: "Всем отраслям жизни: идейной, культурной, экономической, политической, строительной и художественной необходимо придать арабский национальный характер, который вернет арабской нации тесную связь с ее славной историей и даст ей надежду на славное и примерное будущее"1.
В-пятых, современная военно-политическая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, экспансионистская политика Израиля, поддержанная наиболее агрессивными сферами ряда стран западной цивилизации, имперские амбиции США в этом регионе вынуждают Сирийскую Арабскую Республику постоянно крепить боевую мощь своих вооруженных сил. Изучение опыта создания и укрепления войска в Арабском халифате при жизни пророка Мухаммада и в период правления халифов сподвижников Мухаммада имеет весьма существенное значение.
В-шестых, изучение военной организации Арабского халифата имеет важное теоретическое значение для российской, сирийской и всемирной исторической науки. Военная история Арабского халифата заслуживает глубокого исследования, как важная составная часть истории Востока. А сокровищница всемирной истории сегодня остро нуждается в пополнении ее обстоятельной, свободной от какого-либо идеологического воздействия извне, обогащенной современными достижениями археологии, этнографии, лингвистики, других гуманитарных наук, историей Востока.
1 Конституция Партии арабского социалистического возрождения. Статья 44.
Хронологические рамки исследования определены диссертантом эпохой правления в Арабском халифате халифов праведного пути, непосредственных сподвижников пророка Мухаммада.
632г. умер пророк Мухаммад, халифам (его преемником, правителем первого исламского государства) был избран один из ближайших сподвижников пророка Абу Бакр аль Сидийк. Он стал первым халифом праведного пути и 632г. явился для диссертанта начальной датой исследования предложенной темы.
В 661г., в ходе разразившейся в Арабском халифате гражданской войны, погиб четвертый халиф праведного пути Али ибн Аби Талиб, завершилась эра правления халифов, непосредственных сподвижников пророка Мухаммада и была открыта новая страница истории Арабского халифата, эра правления халифов династии Омейядов. 661 годом диссертант ограничил пределы своего исследования истории военной организации Арабского халифата.
Период 632-661гг., по убеждению диссертанта, является весьма важным этапом истории Арабского халифата в целом, истории создания и развития его военной организации в частности.
В этот период не только были укреплены основы, заложенной пророком Мухаммадом военной организации первого в мировой истории исламского государства, но и была практически создана регулярная армия, сложилась ее организационно-штатная структура, система ее комплектования, вооружения, материального и финансового обеспечения. В этот исторический период исламское войско одержало ряд блестящих побед, как в борьбе за расширение веры в Аллаха, за внутреннее укрепление Арабского халифата, так и в военных походах с целью расширения границ первого исламского государства.
Исследуя избранную проблему диссертант установил, что история зарождения ислама, становления и укрепления первого исламского государства, Арабского халифата в определенной мере получила освещение в российской
исторической науке. Имеются весьма солидные научные труды о предпосылках и основах формирования философии ислама, о жизни, религиозной и политической деятельности пророка Мухаммада.1
В ряде трудов советских и российских авторов в должной мере исследована история становления и функционирования Арабского халифата2, его религиозно-политическая система, особенности хозяйственных укладов, соци-
" 3
альных отношении.
1 Авксентьев A.B., Мавлютов Р.Р. Книга о коране. Изд. 2-е, доп. - Ставрополь, Кн. изд-во, 1984; Аграномов А.И. Джихад. Священная война мухаммедан. - Казань, Тип. Коковиной, 1877; Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата// Сочинения в 9 томах. Т.6. - М.: Наука, 1966; Беляев Е.А. Джихад. Краткий научно-атеистический словарь. -М.: Наука, 1969; Васильев Л.С. История религий Востока, (религиозно-культурные традиции и общество). Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1983; Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. - М.: Наука, 1983; Ислам в истории народов Востока. Сборник статей.-М.: Наука, 1981; История стран Азии и Африки в средние века. Учебник для институтов.-М: МГУ, 1968; Климович Л.И. Ислам. Изд. 2-е, доп. -М.: Наука, 1965; Он же. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М.: Политиздат, 1986; Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. В 2 т. - М.: Мысль, 1976; Крымский А.Е. История мусульманства. В 2ч. Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. 12., Вып. 18., 1904; Панова В.Ф., Вихтин Ю.Б. Жизнь Мухаммада. (О пророке Мухаммаде, основателе исламской религии). - М.: Политиздат, 1990; Пионтровский М.Б. Коранические сказания. - М.: Наука, 1991; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. - СПб.: Тип.II отд. соб. Е.И.В.Канц., 1850; Шумовский Т.А. По страницам памяти неизданных документов. - М.: Наука, 1975 и Др.
2 Арабский халифат. Арабы в VII-XIbb. Завоевания арабов в VII-XIbb. (сост., оформ. и подг. к печати научн. ред. картосост. частью ГУГК. Ред. Мосолова Г.Н. - М.: ГУГК, 1972; Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. 2-е изд. - М.: Наука, 1966; Грамовский Г.Н. Лекции по истории средневековья. - М.: Наука, 1986; Древний и средневековый Восток. В 2ч. Отв. ред. ДД. Васильев и др. -М.: Наука, 1988; История средних веков. В 2т. (С.В.Близнюк , Л.И. Врагина, В.М.Володарский и др. - М.: Высшая школа, 1990; История стран Азии и Африки в средние века. Учебник для институтов. - М.: МГУ, 1968; Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной (Корана, фыкха, сунны и пр.) в 3-х частях. - М.: Лазаревский институт восточных языков, 1911-1912; Надирадзе Д.И. Проблемы феодальных отношений в халифате VII-IXbb. Авто-реф. дисс... докт.-ра ист.наук. - М.: 1975; Трофимов И.И. Хронологическая таблица мусульманских династий. -Ташкент, 1897.
3 Арабский сборник./ Краткие сообщения Института востоковедения. Т.58 - М.: Изд-во АН СССР, 1968; Аркун М. Личность в исламе// Социологические исследования. - 1989, - N2; Аширов Н. Ислам и нации. - М.: Политиздат, 1975; Большаков О.Г. История халифата. В 2т. -М.: Наука, 1993; Васильев Л.С. История Востока. В 2т. - М.: Высшая школа, 1994; Иг-натенко A.A. Как жить и властвовать: секрет успеха, добычи в старинных арабских назиданиях правителям. - М.: Прогресс, 1994; Ислам: проблемы идеологии, права, политики и
Российская научная литература располагает трудами, в которых объектом исследования является война за веру в Аллаха, рассматривается гносеология джихада. К одной из первых работ такого типа диссертант относит книгу А.И.Аграномова1. Однако, ее содержание страдает христианской апологетикой. Обстоятельный философско-социологический анализ джихада сделан Х.В.Дельмаевым . Но это не исторический, а философский научный труд, ему недостает историко-фактологической основы. Исследование джихада содержится в трудах Е.А.Беляева, К.А.Паюсова, Ю.А.Попова, А.В.Сагадеева3.
Имеются исторические исследования, в которых в той или иной степени полноты освещены войны, которые вел Арабский халифат4.
Важные сведения о войнах за веру в Аллаха содержатся в трудах некоторых европейских авторов. Сравнительная оценка "священной борьбы" и священной войны дана западногерманским исследователем религий А.Натом5.
экономики. Сборник статей. - М.: Наука, 1985; Левада Ю.А. Социальная природа религий. -М.: Наука, 1965; Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VIIbb. - М.: Наука, 1981; Фролов Е. Ранний ислам, его социальная сущность и историческая роль// Наука и религия. -1971. - N10.
1 Аграномов А.И. Джихад. Священная война мухаммедан. - Казань. Тип. Коковиной, 1877.
2 Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль концепции джихада (критический, философско-социологический анализ), Дисс... канд.филос.наук. -М.: ВПА, 1987.
3 Беляев Е.А. Джихад. Краткий научно-атеистический словарь. - М.: Наука, 1969. - С. 198199; Паюсов К.А. Война и религия. (Анализ религиозного сознания по вопросам войны и армии): Дисс...докт-ра филос.наук.- Харьков: Воен.инж. радиотехн. академия ПВО, 1975; Попов Ю.А. Концепции современной войны в военно-философской и общественно-политической мысли некоторых стран Арабского Востока. Дисс... канд.филос.наукк. - М.: Воен.академия им.М.В.Фрунзе, 1975; Сагадеев A.B. Джихад//Наука и религия. - 1986, -N6.
4 Ибрагим Мустафа аль Махмуд. Военное искусство арабов в крестовых походах 12 века. Дисс... канд.ист.наук. - М.: Гуманитарная.акад.ВС, 1994; История стран Азии и Африки в средние века. - М.: МГУ, 1968; Крымский Е.А. История сасанидов и завоевание Ирана арабами// Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып.21, Изд.2-е. - М.: 1905; Кривое М.В. Завоевание восточных провинций Византии арабами в середине VIIb. (на материале Сирии и Палестины). Автореф.дисс... канд.ист.наук.-М.,1986; Фарух Н.И. Морские отношения арабов и Византии в VII - первой половине VIII вв. Автореф. дисс... канд.ист.наук. -М., 1971.
5 Noth A. Heiliger Krieg und heiliger Kampf in Jslam und Chritentums// Bonner hist forsch. B.28. -Bonn: L.Ruhrsehid Verl, 1966.
Отношение различных конфессий, в том числе и мусульманства к проблеме войны и мира проанализировано в работе английского социолога Г.Фергюсона1.
Однако, исследования многих авторов западной цивилизации страдают тенденциозностью, оценка ими военных проблем Востока в период раннего средневековья имеет слабую историческую базу2. А в ряде трудов этот период вообще выпал из внимания их авторов3.
Поверхностное освещение военной истории арабов очевидно при ознакомлении с многими фундаментальными трудами авторов европейских стран. Так, в Энциклопедии общей истории цивилизаций4, подготовленной профессорами Парижского университета из почти семи тысяч страниц печатного текста большого формата исламской цивилизации в средние века уделено лишь 17 страниц, а Голландии - 70 страниц. Правомерно ли подобное освещение арабской нации в период, когда ею было создано государство, простирающееся от Великой Китайской стены на Востоке до Касабланки на Западе, от Адена на Юге до Пирейских гор на Севере, что составляло почти четверть известной в то время человечеству суши? Это было исламское государство с высоким уровнем культурной эволюции, имевшее мощную военную организацию, талантливых полководцев, осуществивших многочисленные успешные военные походы.
1 Ferduson G. War and peace in the world's religions. - London: Scheldon press, 1977.
2 Жомени. Очерки военного искусства. В 2т. Пер. с франц. изд-я 1855 года. - М.: Воениздат, 1939; Jansen G.H. Militant Islam. - London, Sidney: Pan books, 1980; Tyan E. Djihad// The Encyclopeadia ofislam. - Leiden. - London, 1965.vii. - P.538-540.
3 Меринг Ф. Очерки по истории войн и военного искусства. Изд. 6-е испр., Воениздат, 1956; Лиддел Гарт Б.Х. Стратегия непрямых действий. Пер. с англ. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1957.
4 См.: Моусаа тарих альхадарат альаам/ М.Крозье, А.Имар, Р.Монве и др. В 6т. - Бейрут: Увейдот, 1964.
Такая тенденция освещения военной организации и в целом военной истории арабов наблюдается в трудах и других исследователей Запада1.
Не получили дальнейшего освещения военная организация и военное искусство Арабского халифата и в трудах российских историков2. Так один из известных исследователей истории военного искусства А.А.Строков в своей "Истории военного искусства", анализируя военное искусство эпохи средневековья, военную организацию и военное искусство арабов попросту обходит своим вниманием3.
Анализ научной литературы по истории арабов и Арабского халифата убедил диссертанта, что несмотря на значительное количество публикаций по истории и социологии ислама и первого арабского государства, его военная организация не была объектом специального, исторического научного исследования.
В Российской исторической литературе нет научного труда, в котором были бы комплексно исследованы проблемы становления, развития и функционирования вооруженных сил Арабского халифата в начальный период его истории.
Объектом исследования данного научного труда диссертант избрал военную организацию Арабского халифата.
Предметом исследования явилось исламское войско, его организация, система управлен�