автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Смеховая культура казачества как категория поэтики

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рыжков, Лев Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Смеховая культура казачества как категория поэтики'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Рыжков, Лев Валерьевич

никаких сколько-нибудь серьезных исследований казачьего смеха не проводится, а самый феномен смеховой культуры трактуется следующим образом: «Люди не унывали, не теряли бодрости духа, несмотря на тяжелые условия жизни, на повальные болезни (то холера, то чума), стихийные бедствия (то буря, то наводнение, то град с куриное яйцо)» (10;7). По существу, работы В. П. Бардадыма носят описательный, биографический характер. Статьи другого исследователя - В. К. Чумачен-ко «От де, люде, наша слава.» и «Я давно вже по свету блу-каю.» - казачьей смеховой культуры также касаются лишь вскользь, детально ее не исследуя. Причины такого положения в научной литературе о казачьем смехе связаны, видимо, с гонениями и репрессиями против казачества, имевшими место в первой половине XX века, а также с тем, что в последующем исследования духовного облика казачества, его нравов, обычаев, фольклора, его литературы откровенно не поощрялись. Поэтому мы благодарнывсем ученым и литераторам, которые в нелегкое для подобной работы время положили начало исследованиям смеховой культуры казачества, вернули из забвения произведения замечательных кубанских авторов.

Как правило, анализ категории комического проводится вне временнных и пространственных координат, с очень слабой привязкой к истории. Психология и история народа, как правило, в подобных исследованиях мало учитывается. Учет этих компонентов производится лишь при конкретном анализе какого-либо произведения. В подобном подходе имеются как свои плюсы, так и свои минусы. Что касается последних: при исследовании смеховой культуры какого-либо людского сообщества или социальной группы происходит утрата специфических черт предмета исследования, нивелирование самой основы, природы смеха. Этот недостаток традиционного литературоведения и его терминологического аппарата обнаружили в своих трудах М. М. Бахтин, (в книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» он использует такое понятие как «карнавальный смех», привязанное к определенному историческому периоду) и Д. С. Лихачев (в монографии «Смех в Древней Руси» наряду с собственно литературоведческими терминами используется термин «антимир», имеющий центральное значение для авторской концепции смеховой культуры Древней Руси).

Сложность исследования казачьей культуры смеха связана также с несогласованностью мнений различных исследовате

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Рыжков, Лев Валерьевич

В данной работе казачество рассматривается не как этническое (или профессиональное или конфессиональное и т. д.) сообщество, Казачество определяется нами как игровая система, структурно автономный мир человека, в который все указанные черты входят с необходимостью, образуя синкретическое единство. Почему мы используем именно этот термин? В разделе первом содержится подробный ответ на этот вопрос. Сейчас же мы лишь предварительно отметим, что по большинству определений игры как системы, сформулированных нидерландским философом и культурологом Й. Хейзингой в книге «Homo Ludens», казачество типологически принадлежит к структурам игрового порядка. Таким образом, с этой точки зрения исследование казачьей смеховой культуры можно проводить под совершенно иным, отличным от предшествующих, углом зрения. Подобное исследование позволяет осмыслить совершенно по-новому казачьи литературные и фольклорные памятники, как и казачество в целом.

Цель работы.

Разработка теоретических основ для изучения смехового наследия казачества не в качестве составной части какой-либо культурной парадигмы, но как самостоятельного, оригинального феномена культуры России, как особую, подлежащую специальному изучению, категорию поэтики.

Задачи работы: критически осмыслить существующие подходы к изучению казачьей смеховой культуры; 6 разработать теоретические аспекты понимания казачьего смеха как смеха автономной игровой общности, а не «большого» народа; исследовать соотношение смеха казачьей игровой общности и смеха «большого» народа, обозначить «точки» соприкосновения и характер их связей; проследить развитие смеха казачества с этапами его истории и закономерностями развития игровой системы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшим положением нашей работы является рассмотрение казачьей общности как игровой системы. В силу этого, наиболее критическая, на наш взгляд, теория комического В. Я. Проппа, видоизеняясь, наполняется живым содержанием и становится внутренне непротиворечивой.

2. Казачий смех имел определенные структурные и содержательные черты аналогии со средневековым смехом «большого» народа (исследованным на различном материале М. М. Бахтиным и Д. С. Лихачевым).

3. В связи с постоянной опасностью для жизни членов казачьего сообщества мы наблюдаем определенную, экзистенциального характера направленность казачьей культуры вообще и смеховой культуры в частности. Смеху казачества придавалось определенное инициационное (т. е. Системообразующее) значение. В связи с этим можно констатировать, что смех являлся для казачества не просто физиологическим актом, но и интегративно-дифференциальным признаком казачьего игрового сообщества, конституирующим казака как его члена.

4. Женщина на определенном (раннем) этапе развития казачьей игровой системы в эту систему не входила, являясь внесистемным элементом. По мере исторического развития казачьей системы, женщина начинает вовлекаться в системные отношения, в результате чего видоизменяются изначальные принципы казачьей смеховой культуры, что и привело в итоге к созданию совершенно своеобразного казачьего смеха.

Научная новизна.

Несмотря на обилие работ, посвященных как казачеству, так и изучению категории комического, целенаправленного исследования казачьего смеха еще не проводилось. Работа представляет собой первый опыт рассмотрения казачьей смеховой 7 культуры как уникального эстетического феномена, появившегося в особых исторических условиях, не имевшего практически никаких сравнимых по своим масштабам аналогий в мировой культуре и литературе. Надеемся, что подобная трактовка казачьего смеха позволит поднять его изучение на более высокий уровень.

Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться в изучении духовного генезиса и метафизических основ игровой системы казачества, а также при анализе его устных и письменных памятников (не обязательно смеховых), учитывающем казачьи системные особенности. Результаты данного исследования существенно облегчат понимание специфики казачьей культуры для студентов вузов и школьников, помогут осознать и творчески переосмыслить наследие славного прошлого.

Методы исследования.

Теоретической основой исследуемой в диссертации проблемы стали труды отечественных и зарубежных филологов и культурологов: по истории культуры и философской эстетике (М. М. Бахтин, Й. Хейзинга, Д. С. Лихачев); по исторической поэтике (В. Я. Пропп).

Источниками фактического материала для работы явились сборники казачьей литературы: «Торба смеха и мешок хохота» Александра Пивня, «На вершок от счастья» Н. Н. Кани-вецкого» и др., записи результатов фольклорных экспедиций из архйва КубГУ, сборники песен линейного и черноморского казачества, составленные В. Г. Захарченко, а также отдельные журнальные и газетные публикации казачьих текстов.

Апробация работы.

Основные положения работы докладывались на студенче-ско-преподавательских научных конференциях, проводившихся в КубГУ в 1995 и 1996 гг., обсуждались на заседаниях кафедры современной русской литературы и критики филологического факультета КубГУ, легли в основу нескольких специализированных семинаров. Результаты исследований по теме диссертации опубликованы в следующих работах: «Усмешка Канивец-кого и балагурство Пивня» \\ «Кубань», 1997, № 1; «Казачий смех как разновидность народной смеховой культуры», «Филология - РЫ1о1од1ка», 1997, № 11.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографического

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Смеховая культура казачества как категория поэтики"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смех казачества следует рассматривать как неотъемлемую по чрезвычайно своеобразную и самостоятельную) часть поэтики русской литературной и фольклорной культуры. Казачество как культурно-исторический феномен, много веков назад образовавшее игровую систему, основанную на идеалах русского религиозно-утопического сознания, в отличие от прочих попыток создания подобных систем, успешно функционировавшую на протяжении нескольких столетий, породило оригинальную культуру, в которой важную конституирующую и дифференцирующую роль играл смех. Такое значение смеха в казачестве имеет объективные причины. Созданное в противовес нормам и устоям мира «обыденного», казачество всячески стремилось эти нормы и устои перевернуть, «вывернуть наизнанку», переиначить. Следовательно, главенство смехового начала в подобной культуре неоспоримо.

Назовем некоторые определенные нами особенности казачьего смеха.

Во-первых, казачий смех «агонален». Практически во всех случаях объект (или субъект) смеха противостоит кому-либо (чему-либо) - врагу, алкоголю, «обыденному» миру, мужчина женщине и женщина мужчине. Смех возникает как в случае победы казака в «атональном» противоборстве (тогда объектом осмеяния становится то, над чем казак одержал победу), так и в случае его поражения в этом противоборстве. При этом он сам становится объектом осмеяния, «выпадая», таким образом, за рамки игровой системы, становясь частью мира «обыденного».

207

Во- вторых, казачий смех экзистенциален по своему характеру. Постоянно находящийся в ситуациях, связанных с риском для жизни, в «пограничной ситуации», казак с усмешкой относится ко всем трудностям и опасностям, уподобляет их каким-либо обыденным вещам, тем самым нивелируя, преуменьшая их значение.

В-третьих, казачий смех обладает свойством очищающим, выявляющим недостатки, несоответствие индивидуальных качеств того или иного человека требованиям системы.

В-четвертых, смех казачества обладает анестезирующими свойствами, убивая в казаках страх перед смертью, болью и невзгодами жизни.

В-пятых, он в определенной мере кодирован, далеко не всегда понятен человеку «со стороны», представителю «обыденного» мира.

Еще одно отличительное свойство казачьего смеха: на основе расхожих фольклорных произведений создаются оригинальные смеховые произведения, наполняясь совершенно иным, подчас отличным от первоисточника содержанием.

1 Ьоомненно, казачья смеховая культура заслуживает того, чтобы быть как можно более подробно изученной. Казачество создало немалое количество литературных и фольклорных памятников до сей поры не прошедших, к сожалению, тщательного, детального исследования.

 

Список научной литературыРыжков, Лев Валерьевич, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. Очерки из истории стародавнего казачьего быта в общедоступном изложении для чтения в войсках, семье и школе. СПб, 1891.

2. Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху. \\ От мифа к литературе. М., 1993.

3. Аверинцев С. С. Бахтин, смех и христианская культура. \\М. М. Бахтин как философ. М., 1992.

4. Адрианова -Перетц В. П. У истоков русской сатиры. \\ «Известия АН СССР». Отделение литературы и языка, т. 13, вып. 1, 1954.

5. Акопян К. 3. Культура смеха. \\ Пути и средства эстетического воспитания. М., 1989. С. 179 -189.

6. Александров Н. Казаки донцы и уральцы. М., 1899.

7. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т. 4. М., 1964.

8. Афанасьев А. В. Прекрасное и безобразное. \\ Педагогика. 1987. - № 6. - с. 79 - 84.

9. Барабаш Ю. А. «Казацкие летописи» XVIII века и гоголевские барокко. \\ Филологические науки. -1992. № 4. - с. 13-24.

10. Бардадым В. П. Казачий курень. Краснодар, 1992.

11. Бардадым В. П. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993.

12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

13. Басханов А. К., Басханов М. К., Егоров Н. Д. Линейцы. Никозия, 1996.

14. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.

15. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1994.

16. Бегунова А. И. Сабли остры, кони быстры (из истории русской кавалерии). М., 1992.

17. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13-ти тт., т. 5, М., 1954, с. 596

18. Бергсон А. Смех. М., 1992.

19. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков в 2-х тт. Краснодар, 1995.

20. Блок А. А. Ирония. \\ Собрание сочинений в 12-ти тт. Т. 8. Л., 1936.

21. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971

22. Богданов А., Тайна смеха. М., 1923.

23. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970, с. 253.

24. Бондарь Н. И. Казачьему роду нет переводу. \\ Кубанские казачьи ведомости. 1990. № 1.

25. Бондарь Н. И. Кубанское казачество: этнос (народ) или? \\ Кубанские казачьи ведомости. 1991, № 4.

26. Бондарь Н. И. Основные тенденции развития казачества в XIX в. (этносоциальный аспект). \\ Вопросы общественно-политических отношений на северо-западном Кавказе в XIX в. Майкоп, 1987.

27. Борев Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970.

28. Борев Ю. Б. Комическое и художественные средства его отражения. \\ Проблемы теории литературы. М., 1958, с. 298 353.

29. Борев Ю. Б. Национальные особенности юмора. \\ Проблемы развития литературы СССР. М., 1964. С. 358 385.

30. Борев Ю. Б. Сатира. \\ Теория литературы. М., 1964.

31. Борисов С. Б. Отечественные исследования «черного юмора». \\ Социологические исследования. -1995. № 7. -с. 132-133.

32. Броэре И. Казаки. Исторический очерк. М., 1992.

33. Быкадоров И. Ф. История казачества. Кн. 1. Прага, 1930.

34. Верещагин Е. М. Апостол Петр в роли шутника, как он представлен в Макарьевских великих минеях-четиях \\ Русская словесность. № 2. - с. 7 -10.

35. Виноградов В. Б. Из истории старой станицы Прочно-окопченской. Краеведческие очерки. Армавир, 1994.

36. Виноградов В. Б. Страницы истории Средней Кубани. Армавир, 1993.

37. Власова 3. И. Скоморохи и волочебничество. -1989. № 2. С. 22-40.

38. Власова 3. И. Следы творчества скоморохов в традиционном песенном фольклоре. \\ Русская литература, 1985, № 2, с. 113-127.

39. Волков Г. Н. «Наша дерзкая, веселая проза.» М., 1986.

40. Волков Ф. К. Задунайская Сечь (По местным воспоминаниям и рассказам). Киев, 1883.

41. Вольперт Л. Мадам де Сталь о жанре комедии. О национальном облике комического \\ Ученые записки Тартуского университета. -1990. Выпуск 898. - с. 12-18.

42. Вулис А. 3. В лаборатории смеха. М., 1966.

43. Гаденко А. Азовское казачье войско (1830 -1865). Кашира, 1906.

44. Галушко В. А. Казачьи войска России. Краткий историко-хронологический справочник казачьих войск до 1914 года. М., 1993.

45. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.

46. Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1968 -1973.

47. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 1 М., 1964.

48. Гоголь Н. В. Тарас Бульба.

49. Гоголь о комическом и комедии. СПб, 1880.

50. Голобуцкий В. А. Черноморское казачество. Киев, 1956.

51. Голобуцкий В. А., Гюнтер Штекль. Возникновение казачества. Мюнхен, 1953. \\ Вопросы истории. 1957. № 2.

52. Гордеев А. А. История казаков. 4.1. Золотая орда и зарождение казачества. М., 1992.

53. Гордеев А. А. История казаков. Ч. II. Со времени царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I/ М., 1992.

54. Гордеев А. А. История казаков. Ч. 3. Со времени царствования Петра Великого до начала великой войны 1914 года. М„ 1992.

55. Горлова И. И. Культура кубанских станиц 1794 -1917: Исторический очерк. Краснодар, 1993.

56. Горький М. Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1968, с.55.

57. Горяев Г. В. Скоморошьи небылицы в языке сатиры XVIII века. \\ Русская речь, 1984, № 5,с. 101 -105.

58. Гроос К. Введение в эстетику. Харьков Киев, 1899.

59. Губарев Г. В. Книга о казаках. \\ Военно-исторический журнал. 1992. № 2.

60. Гулый Е. Казачий путь: Исторический очерк. Нью-Йорк, 1960.

61. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. М., 1996.

62. Гуревич А. Я. К истории гротеска: «Верх» и «низ» в средневековой латинской литературе.\\ Известия АН СССР. 1975. Сер. лит. и яз. Т. 34, н. 4., с. 327.

63. Давыдов, Искусство спорить и острить (Составлено по сочинениям А. Шопенгауэра и проф. 3. Фрейда). Пенза, 1927.

64. Данино П., Как определить юмор? \\ «Вопросы литературы», 1963, № 1.

65. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

66. Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей. \\ Традиционная культура: природа, общество, человек. Вып. 1. Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994.

67. Детские казачьи игры и забавы. Ставрополь, 1993.

68. Дземидок Б. О комическом. М, 1974.

69. Дмитриева Н. Эвристическая роль юмора. \\ Театр. 1977. №1.

70. Дмитриенко И. И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т. 1 (1737 -1801). СПб, 1896. Т. 2 (1787 1795). СПб, 1896. Т. 3 (1787 -1795), СПб, 1896. Т. 4 (1795 - 1799). СПб, 1898.

71. Дубровин Е. Про тетю Феню и дядю Сеню: Еще раз к вопросу о юморе \\ Литературная газета. -1983. 2 марта. -с. 3.

72. Дукмасов И. О заселении черноморского побережья Кавказа казачьим войском. М., 1887.

73. Евнина Е. М. Франсуа Рабле. М., 1948.

74. Егоров И. А. Пики, шашки, шаровары, кушаки. Обмундирование степовых и кавказских казачьих войск в начале XX века. \\ Военно-исторический журнал. 1993. №3.

75. Ершов Л. Ф. Сатира и современность. М., 1978.

76. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981.

77. Живов В. М. Кощунственная поэзия в системе русской культуры конца XVIII начала XIX века. \\ Ученые записки Тартуского универстета, 1981, вып. 546. Традиция по знаковым системам. 13. С. 56 - 97.

78. Жиганова С. А. Песенная традиция Кубани и дети. Колыбельные песни. \\ Традиционная культура: природа, общес; I во, человек. Вып. 1. Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994.

79. За други своя или все о казачестве. М., 1993.8?) Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI начало XX вв.) Историк© этнографические очерки. М., 1974.

80. Захарчеико В. Г. Народные песни Кубани: из репертуара государственного кубанского казачьего хора. Краснодар, 1987, выпуск первый.

81. Захарчеико В. Г. Народные песни Кубани: Песни черноморских казаков. Краснодар, 1997. Выпуск второй.

82. Зунделович Я. Поэзия гротеска. \\ Проблемы поэтики. М. Л. 1925.

83. Зольгер К. В. Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном в искусстве. М., 1978.

84. Из дореволюционного прошлого кубанского казачества. Краснодар, 1993.

85. Ильченко А. Е. Казацкому роду нет переводу, или Мамай и Огонь-Молодица. М., 1985.

86. Казачество: истоки и возрождение. Библиографический указатель литературы. Ставрополь, 1991.

87. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем, будущем казачества. Ростов-на-Дону, 1992.

88. Казачий словарь-справочник. В 3-х тт. М., 1992.

89. Казин В. X. Казачьи войска. Краткая хроника казачьих войск и иррегулярных частей. М., 1992.

90. Какому богу молилась Запорожская Сечь? \\ Наука и религия, 1990, №8.

91. Калмыков М. К. Черкасск и войско Донское в 1802 году по описанию Де Романо. Новочеркасск, 1896.

92. Камю А. Человек бунтующий. М, 1991.

93. Канивецкий Н. Н. На вершок от счастья. Краснодар, 1993.

94. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. Т. 5. М., 1966.

95. Карамзин И. М. История государства Российского. Т. 5. СПб, 1892,с. 243 244.

96. Карасев Л. В. Мифология смеха \\ Вопросы философии. 1991, №7.

97. Карасев Л. В. Парадокс о смехе. \\ Вопросы философии. 1989. № 5.

98. Карасев Л. Философия смеха. М., 1996.

99. Картины былого Тихого Дона. Краткий очерк истории войска Донского. В 2-х тт. М., 1992.

100. Карягин А. А. Комическое. \\ Марксистско-ленинская эстетика. М., 1973, с. 119-128.

101. Киле П. О «парадоксальных» героях и тайне иронии \\ Нева. -1984. № 11. - с. 153 - 160.

102. Козлов С. А. Пополнение вольных казачьих сообществ на Северном Кавказе в XVI XVII вв. \\ Советская этнография. -1990. - № 5. - с. 47 - 56.

103. Козловский А. О комедии и комическом. В защиту жанра. \\ Современная драматургия. -1988. № 4. - с. 180 -184.

104. Коржева П. Б. Язык юмора и сатиры: (из истории развития речевых средств в русской литературе). Алма-Ата, 1979.

105. Королев В. Н. Были ли казаки сословием? \\ Голос казака. 1953. № 1.

106. Короленко П. П. 200 лет кубанского казачьего войска. Минеральные Воды, 1992.

107. Короленко П. П. Черноморские казаки. Исторический очерк политической и общественной жизни с 1775 по 1842 го, в 2-х частях. Киев, 1877.

108. Короленко П. П. Черноморцы. Исторический очерк. СПб, 1874.

109. Краснов П. Н. Казаки в начале XIX в. Исторический очерк. СПб, 1896.

110. Краснов П. Н. Казаки, их прошлое, настоящее и возможное будущее: книга в журнале. \\ Дон. -1997. №7. - с. 411.

111. Краснов П. От двуглавого орла к Красному знамени. Кубань, 1991. №4

112. Креминская В. Ю. Живая старина станицы Бесленеев ской. \\ Кубанский краевед. Вып. 2. Краснодар, 1990.

113. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы. М., 1967.

114. Куракаева М. Ф. Свадебная обрядность казачества Верхней Кубани (Конец XIX начало XX вв.). \\ Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1993.

115. Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб, 1997.

116. Курень. Антология кубанской литературы конца XVIII -начала XX веков. Краснодар, 1994.

117. Кухаренко Я. Г. Вороной конь. \\ Кубань. 1988. № 4.

118. Кухаренко Я. Г. Запорожский артикул (Казак Мамай). \\ Кубанские новости. 1992. 29 июля.

119. Кухаренко Я. Г. Овцы и чабаны в Черномории. \\ Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.

120. Кухаренко Я. Г. Пластуны. \\ Вольная Кубань. 1993, 11 марта.

121. Куценко И. Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1993.

122. Лакассен Ф. Сравнительный анализ архетипов популярной литературы и комикса \\ Новое литературное обозрение. 1996. - № 22. - с. 129 - 141.

123. Ламонов А. Д. Исторический очерк о заселении станицы Кавказской и жизнь ея с 1794 по 1914 гг\\ Захарченко В. Г. Песни станицы Кавказской, записанные от Анастасии Ивановны Сидоровой. Краснодар, 1993.

124. Ленин В. И. Философские тетради. М., 1947.

125. Лимантов Ф. Об эстетической категории комического. \\ Ученые записки ЛГПИ им. А. Герцена, т. 162, ч. 2, Л., 1959.

126. Линник Ю. В. Эстетика парадокса. \\ НТР и развитие художественного творчества. Л., 1980, с. 49-61.

127. Липпс Т. Эстетика. \\ Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Освальда, В. Вундта, Г. Эбингаузена, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха, Т. Лип-пса. СПб, 1909.

128. Лихачев Д. С., ПанченкоА. М., Понырко А. В. Смех в Древней Руси. М., 1984.

129. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. \\ Лихачев Д. С. Избранные работы в 3-х тт. Л., 1987, т. 1.

130. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.

131. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

132. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968.

133. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1978.

134. Луначарский А. М. Основы позитивной эстетики. М., -Петроград, 1923.

135. Лунин В. Гроза Кавказа казак Я. П. Бакланов и его битвы с Шамилем. Рассказ Кукеля, заимствованный из достоверных источников. М., 1899.

136. Луночкин А., Михайлов А. Григорий Засс и Яков Бакланов. \\ Родина. 1994. № 3-4.

137. Любимова Т. Б. Комическое, его виды и жанры. М., 1990.

138. Любимова Т. Б. Понятие комического в эстетике. \\ Вопросы философии. 1980. № 1.

139. Мазеин В. А., Рощин А. А., Темиров С. Г. Атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск. \\ Кубанский краевед. Вып. 3. Краснодар, 1992.

140. Майор фон Кохенгаузен. Казачество в его историческом значении для Росии \\ Кубань. 1993 № 5-6.

141. Макарян А. М. О некоторых вопросах теории сатиры. \\Ученые труды заочного педагогического института. Ереван, 1954. № 1.

142. Макарян А. М. О сатире. М., 1967.

143. Максименко Е. В. Полиеемический каламбур как один из примеров создания неоднозначности в комическом тексте. \\ Вестник Киевского университета. Романо-германская филология, 1981, выпуск 15, с. 68 -69.

144. Маркграф О., Минтварев П. И другие. Статистические монографии по исследованию станичного быта Терского казачьего войска. Владикавказ, 1881.

145. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. \\ Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве С. Шептун. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995.

146. Матвеев О., Ратушняк О. Казачество в истории России. \\ Отечественная история. -1994. № 6. - с. 270 - 274.

147. Мейман Э. Введение в современную эстетику. М., 1909.

148. Милль А. Комедия и ее время над чем смеялись древние? \\Радуга. -1988. - № 8. - с. 68 - 72.

149. Молдавский Д. М. Товарищ смех. Л., 1981.

150. Московский А. П. О природе комического. Иркутск, 1968.

151. Нелин И. Грустное о смешном: Литература и эстрада \\ Вопросы литературы. 1993. - Выпуск 6. - с. 316 - 322.

152. Несин А. Приходите развлекаться. М., 1966.

153. Николаев Д. Смех оружие сатиры. М., 1962.

154. Николаев С. И. Из истории польской сатирической литературы в России (XVII первая половина XVIII вв. в России. \\ Труды отделения древнерусской литературы. \

155. Российская АН, Институт русской литературы. -1992. т. 45.-с. 305-314.

156. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1990.

157. Нодиа Г. О. Человек смеющийся в контексте философии культуры. \\Философия, культура, человек. Тбилиси, 1988.

158. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М., 1986.

159. Овчинникова С. Церковнославянская книга как образ мироздания. У истоков казачьего благоустроения на Кубанской земле. \\ Православный голос Кубани. Краснодар, 1991. №1.

160. Озмитель Е. К. О сатире и юморе. М., 1971.

161. Омельченко И. И. Терское казачество. Владикавказ, 1991.

162. Орел В. Н. Атаман Кухаренко и его друзья. Краснодар,1994.

163. Павлов А. М. Казачьи истории. \\ Кубанский краевед. Вып. 1. Краснодар, 1989.

164. Павловский И. Ф. О переселении полтавских казаков на Черноморию и Тамань в начале прошлого столетия. Полтава, 1915.

165. Паси А. Ирония как эстетическая категория. \\ Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. М., 1980.

166. Первые жители Екатеринодара. Краснодар, 1990.

167. Пивень А. Е. Кто такие казаки? \\ Казачьи вести. 1992. № 10 -11. Плотников Н. Д. Собственный Его Величества конвой \\ Военно-исторический журнал. 1991, № 5.

168. Пивень А. Е. Торба смеха и мешок хохота. Краснодар,1995.

169. Пивень А. Е. Казачьи побрехеньки. Югополис , 1995. № 1.

170. Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Символ и ирония (Опыт характеристики романтического миросозерцания). Кишинев, 1990.Покрасс Г. С. Некоторые речевые средства и приемы создания комического в советском фельетоне. М„ 1970.

171. Покровский М. В. Из истории адыгов в конце XVIII первой половине XIX вв. Краснодар, 1989.

172. Покровский М. В. Поселение Черноморского казачьего войска на Кубани. Краснодар, 1989.

173. Попко И. Д. Черноморские казаки в гражданском и военном быту. Очерк края, общества, вооруженной силы и оружия. СПБ, 1858.

174. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Краснодар,1993.

175. По страницам истории Кубани (Краеведческий очерк). Краснодар, 1993.

176. Потто В. А. Два века терского казачества (1577 -1801). Владикавказ, 1912.

177. Потто В. А. Кавказская война. В 5-ти тт. Ставрополь, 1993-1994.

178. Пронштейн А. П. Земля Донская в XVII в. Ростов-на-Дону, 1961.

179. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1997.

180. Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре.

181. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Ч. 1. С древнейших времен до 1917 г. Краснодар,1994.

182. Пудавов М. В. Досадная «цыдулка» донского казакомана в станицу Гниловскую к односуму. СПб, 1899.

183. Пудавов М. В. Рассказы и письма из старинного донского казачьего быта. Из оставшихся рукописей 30 -х гг. Сочинения полковника Василия Михайловича Пудавова. Новочеркасск, 1895.

184. Рассадин С. «Надо, надо умываться.». Не очень веселые размышления о законах и превратностях юмора \\ Огонек. -1990. № 43. - с. 9 - 11.

185. Ратушняк В. Н. В. А. Голобуцкий- советский исследователь истории Черноморского казачества. \\ Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991.

186. Рюмина М. Тайна смеха или эстетика комического. М., 1998.

187. Савельев А. М. Трехсотлетие войска Донского. СПБ, 1870.

188. Сакетти Л. Эстетика. СПб, 1913 -1917, с. 300 448.

189. Сахновский-Панкеев В. О комедии. Л. М., 1964.

190. Селли Д. Смех, его физиология и психология. СПб, 1905.

191. Сенютин М. X. Донцы. Исторические очерки военных действий, биографии старшин прошлого века, заметки из совоеменного быта и взглял на мптопию войпка Донского М., 1866.

192. Скрючкина И. В. Жизнь и творчество кубанского украин ского писателя М. С. Мовы (1842 -1891) \\ Новейшие исследования по истории Кубани. Краснодар, 1992.

193. Соловьев С. М. Из истории Древней России. М., 1993, с 281)

194. Спенсер Г. Слезы, смех и грациозность. СПб, 1898.

195. Спенсер Г. Физиология смеха. СПб, 1881.

196. Ообриевский А. К вопросу об укладе экономического благосостояния кубанского казачества. Несколько цифр и мыслей неказака. Без выходных данных.

197. Солодухин Г. Жизнь и судьба одного казака \\ Кубань, 1991. №2-5.

198. Спаль А. Гении и Гулливеры. Природа нашего смешного. \\ Новый мир. -1992. № 5.-е. 192- 203.

199. Сретенский Н. Н. Историческое введение в поэтику комического. Часть 1. Ростов-на-Дону. 1926.

200. Станиславский Л. Г. Гражданская война в России в конце XVII века. Казачество на переломе истории. М., 1990.

201. Старосельская Н. Д. Осветитель спектакля жизни. \\ Во просы литературы. -1996. Выпуск 5. - с. 36 - 55.

202. Стеблин-Каменский М. И. Апология смеха. \\ М. И. Стеблин-Каменский. Историческая поэтика. Л., 1978.

203. Суворин А. С. Историческая сатира \\ Русская словесность. -1995. № 4. - с. 13 -17.

204. Сухих И. Период ремонта гильотины. \\ Нева. -1989. -iv- 3.-е. 178- 182.

205. Телепень С. В., Виноградов В. Б. Заметки о казаках-линейцах(В помощь любителям истории). Армавир, 1994.

206. Ткачев П. И. «Сатиры злой звенящая строка.»: Природа смеха в памфлете. Минск, 1980.

207. Толстов В. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696 -1896. Тифлис, 1901.

208. Туренко А. М. Исторические записки о войске Черноморском (со времени поселения оного на всемилостивей-ше пожалованной земле по 1831 год). Киев, 1867.

209. Тхамокова И. X. Традиционная казачья свадьба (По материалам Кабардино-Балкарии) \\Мир культуры. Вып. 1. Нальчик, 1990.

210. Тэн И. Философия искусства. М., 1933, с 313 316.

211. Федь H. М. Жанры в меняющемся мире: искусство комедии или мир сквозь смех. Русская литературная сказка. М., 1989.

212. Фелицын Е. Д. Кошевые, войсковые и наказные атаманы бывших Черноморского, Линейного и кубанского казачьих войск. Екатеринодар, 1888.

213. Филимонов А. Кубанцы. \\ Белое дело. Избранные произведения в 16-ти книгах. Кн. 2. Ледяной поход.М., 1992.

214. Фотинский О. А. О происхождении южно-русского казачества. Житомир, 1903.

215. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1925.

216. Харузин М. Сведения о казацких общинах на Дону: Материалы для обычного права. Вып. 1. 1885.

217. Харченко В., Харченко А. Кистерев А. Между Илем и Шебшем. Очерки истории Северского района Краснодарского края. Краснодар, 1993.

218. Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992.

219. Хлодовский Р. И. Комическое в поэзии позднего Средневековья. (Экскурс в предысторию ренессансного стиля). \\ Средние века. \ Институт всеобщей истории АН СССР, 1980, вып. 43, с. 105-143.

220. Хорошхин М. Очерки казачьих войск. СПб, 1884.

221. Чаплыгин Ю. А. Смех в наступлении. М., 1960.

222. Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. М., 1978.

223. Чумаченко В. К. Идея самосознвания казачества в литературе кубанской эмиграции \\ Человек в мире искусства: информационные аспекты. Краснодар, 1994.

224. Чумаченко В. К. «Я давно вже по CBiTy блукаю.» (о творчестве А. Пивня) \\ Югополис. 1994. № 1.

225. Шапошникова О. В. Гротеск и художественная условность. \\ Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, 1982, № 3, с. 16 23.

226. Шаховский В. М. Задунайские запорожцы. СПб, 1899.

227. Шаяков Н. Начало казачества в России. Харьков, 1906.

228. Шевченко Г. Н. Иван Диомидович Попко (1819 -1893). Историко-биографический очерк. \\ Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991.

229. Шевченко Г. Н. Черноморское казачество в конце XVIII -первой половине XIX вв.: сословный строй, социальные отношения. Краснодар, 1995.

230. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.

231. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. В 2-х тт. Т. 1 М., 1983.

232. Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. Тт. 1-4. М., 1901 -1910. "

233. Щербина Ф. А. История кубанского казачьего войска. В ?-хтт. Краснодар, 1992.

234. Щербина Ф. А. Петро-Кубанец. Героическая поэма. \\ Кубань. 1989, № 9.

235. Эко У. Маятник Фуко. Киев, 1996.

236. Элиаде Мирча. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

237. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

238. Эльсберг Я. Е. Трагическое и комическое. \\ Основы марксистско-ленинской эстетики. М., 1960, с. 445 461.

239. Эсадзе С. С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Исторический очерк Кавказскс-горской войны в Закубанском крае и на черноморском побережье. Майкоп, 1993.

240. Яворницкий Д. И. История запорожских казаков. Т. 1 -3.1686-1734. Киев, 1991.

241. Якаев С. Н. Одиссея казачьих регалий. Краснодар, 1992.

242. Яранцева H. А. Трагическое и комическое. \\ Природа и функции эстетического. М., 1968, с. 255 280.

243. Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

244. Auboin Е. Les genres du risible. Ridicule, Comique, Esprit, Humour. Marseille, 1948.

245. Barasch F. The grotesque. Hague, 1971.

246. Bateson G. The role of humor in human communication. New York, 1953.

247. Bergler E. Laughter and the sense of humour. New York, 1956.

248. Collins-Swabey M. Comic Laughter. A philosophical Essay. New Haven & London, 1961.

249. Fry W. F. Sweet Madness. A study of Humour. Polo Alto, 1968.

250. Goldstein J. H. & McGhee P. E. (eds.) The psichology of Humour. Theoretical perspectives and empirical issues. New York, 1972.

251. Gradmann E. Phantastik und Komik. Berlin, 1957.

252. Grothjan M. Beyond Laughter. Humour and Subconscious. New York, 1966.

253. Highet G. Anatomy of Satire. Princeton, N. J., 1962.

254. Jeanson F. Signification humaine du rire. Paris, 1950.

255. Jecels L.On the Psicology of Comedy. London, 1952.

256. Kayser W. Das Grotecke. Seine Gestaltung in Malerei und Dichtung. Oldenburg Hamburg. 1957.

257. Knox The Mechanisme of Satire. Cambridge, 1951.

258. Koestler A. The Act of Creation. New York, 1967, p. 27 97.

259. Lauter P. Theories of Comedy. Garden City (N. Y.), 1964.

260. Meredith G. An essay on comedy and the uses of the comic spirit. Ithaca (N. Y.), 1956.

261. Monro D. H. Argument of Laughter. Melbourne, 1951.271 ) Reinach S. Le rire rituel. Cultes. Mythes et Religions. Paris, 1908.

262. Simon K. G. Das Absurde lacht sich tot. W «Akzente», 1958,5.

263. Victorov D. Le rire et le risible. Paris, 1952.