автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Смысл социального действия как предмет социологического исследования

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Степнова, Людмила Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Автореферат по социологии на тему 'Смысл социального действия как предмет социологического исследования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Смысл социального действия как предмет социологического исследования"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

На правах рукописи СТЕПНОВА Людмила Анатольевна

СМЫСЛ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Специальность 22.00.06 — Социология культуры, образования, науки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

Москва—1992

I. ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования» Актуальность исследования смысла социального действия обусловлена следущими обстоятельствами. Превде всего, методологическим значением категории смысла социального действия для социологического и психологического анализа как общественного сознания, так и сознания отдельного индивида.

Постановка проблемы смысла социального действия связана с гуманистической трактовкой человека как субъекта, творца своей истории. Эта позиция противостоит пониманию человека как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия лишь системой реакций, являющегося "винтиком" государственно-производственной системы, элементом производительных сил, продуктом общественного развития. Такое антигуманистическое понимание человека, характерное для идеологии и практики тоталитаризма, до сих пор сохраняется, часто неосознанно, во-многих теориях. Их позитивное преодоление - одна из задач, решение которой возможно с использованием категории смысла социального действия.

Проблема смысла социального действия ставится в рамках методологического положения высказанного С.Л.Рубинштейном и отражающего принцип соотношения объекта и субъекта в изучении человека: "поскольку с появлением человеческого бытия коренным образом цреобразуется весь онтологический план, необходимо видоизменение категорий, определений бытия с учетом бытия и сознания. Значит, стоит вопрос не только о человеке во взаимоотношении с миром, но и о мире в соотношении о человеком как объективном отношении"1.

Второе обстоятельство связано о тем, что оама жизнь, практика обновления общества, бурные политические и социально-экономические процессы, протекающие в стране, выводят на первый план пройлему смысла социального действия, которая на практике приобретает следующие формы:

- развитие демократических процессов у нас в стране открыло дорогу плюрализму во всех сферах жизни. За каждой из много-

I. Рубиштейи С »Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С.259.

численных политических, экономических, религиозных позиций стоит определенная смысловая направленность, некая квинтэссенция, суть которой, как правило, скрыта за отдельными декларациями, положениями, теориями и т.п. Поэтому, например, простому человеку нередко трудно оценить истинные мотивы политиков, ученых-экономистов, религиозных деятелей, предлагающих свои единственно верные пути развития, а вернее, спасения нашего общества. Исследование смысловых пространств политических партий, движений, религиозных конфессий и т.п. позволит получать более точную социологическую информацию;

- в связи с тем, что дезинтеграция нашего общества достиг ла критической отметки, политики и ученые констатируют 1физас социальной и экономической системы, а также кризис сознания, которые можно квалифицировать как утерю смыслов жизни, экцис-тенционалышй вакуум. Это, в первую очередь, связано с кризисом в области ценностей, который можно характеризовать как переход от господства сильно идеологизированной моноструктуры ценностей к плюрализму нормальных человеческих ценностей. Но цри этом человек устроен так, что он не может существовать в мире непосредственно данных смыслов, каждый раз перед ним дола на быть перспектива более отдаленных идеальных целей. Отсюда и проистекает особое значение г человеческой жизни смыслов жиэш При их утрате возникает состояние экзистенционального вакуума. Как результат этого - всплеск самоубийств - за 1991 год по ст| не их уже насчитывается более 30 тыояч. На наш взгляд, проблел смысла жизни и смысла отдельного социального действия взаимосвязаны и являются как бы двумя полюсами пристрастного отношения человека к миру, выражают иерархию осмысленного существования в нем;

- в связи с этим встает еще одна проблема, связанная с н< ойходимостью выявлять степень рефлексивности общественного сознания, то есть его опособность к переоценке ценностей.переосмыслению. Например, еще недавно понятие капитализма в общее венном сознании имело скорее негативные, чем позитивные оценк Сегодня содержание оценок меняется на прямо противоположное. Какова степень статичности общественного сознания, его ригвд

яости - эту проблему, на наш взгляд, также можно решить, используя понятие смысла социального действия.

Эти и ряд других проблем и порождают исследовательский интерес к проблеме смысла социального действия со стороны философов, социологов и психологов.

Состояние научной разработанности проблемы. Социологические традиции изучения смысла социального действия заложены в русле феноменологического направления философии и связаны с именами. И.Канта, В.Гегеля, В.Дильтея, К.Штумпфа, Ф.Брентано, Э.Гуссерля1. Повышенный интерес феноменологов к деятельности сознания был обусловлен тем, что их интересовала не сама по себе реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. В частности, суть феноменологии Гуссерля, исследованию творчества которого в диссертации отводится довольно большое место, состоит в изучении смысловых полей сознания, как инвариантных характеристик сознания, делающих возможным восприятие объекта в его целостности.

Развитие феноменологического направления в социологии было связано с появлением антипозитивистских тенденций в философии, пониманием того, что время параллельного развития естественных и общественных наук давно прошло и необходимо разрабатывать новые принципы научной методологии, которые учитывали бы как объективные, так и субъективные стороны жизнедеятельности человека.

В социологии данный подход развивался в противовес бихе-виористско-яатуралистической методологии и выразился в "субъективной" точке зрения М.Вебера, выдвигающей в качестве объекта социологии социальное действие, непременным атрибутом которого является субъективный смысл, а также в работах Г.Зиммеля, русского философа и социолога С.Л.Франка и других исследователей, вдохновленных идеями Дильтея.

Б связи о тем, что именно М.Вебером впервые в социологии

I, См.: Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки, - М., 1985; Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической науки» - Мс, 19&8; Философия Гуссерля и ее критика. -. М.: ЙНИ0Нг 198Э? Гусеешт Э. Логические исследования: Пролегомены к одетой логике. - 0116,1909. - 4.1; Гуссерль Э. Фи-лосоаш- как отроги* паука* - Лоиос. - М.,1911. - Кн.1. -С. 1-56 й до,.

была поставлена проблема субъективного смысла действия, в диссертации довольно большое место отводится анализу его теории социального действия*. Основным итогом изучения Вебером данной проблемы явилось то, что был детально разработан субъективный пласт существования смысла социального действия. При этом, объективная, социальная природа социального действия и его смысла понималась им весьма ограниченно, как некоторая "усред-ненность", типичность субъективности. И даже фрагментарное использование категории деятельности для объяснения некоторых феноменов существования смысла не позволило ему выйти на принципиально новый путь теоретического анализа смысла социального действия.

В дальнейшем основные положения теории социального действия М.Вебера развивались ;в основном, в русле современной феноменологической социологии, философской базой для которой послужили идеи Э.Гуссерля, М.Шелера, М.Мерло-Понти. В диссертации рассматриваются взгляды одного из представителей этого направления социологии А.Шюца и основные положения этномето-дологии Г.Гарфинкеля^. Феноменологическая социология явилась выражением номиналистической концепции общества, в которой человек рассматривается как активный фактор социального процесса, как его субъект, при этом считая общество, культуру -абстракцией. Номиналистическая концепция противопоставлялась социологическому реализму, идущему от Э.Дюркгейма, и утверж-дапцему, что неправомерно изучать общество через индивидуальное сознание. Необходимо признать, что среди феноменологов были попытки соединения этих двух концепций в единое целое. В частности» А.швц пытался выйти за пределы субъективности черв! анализ трудовой деятельности. Но внеисторичность, абстрактность в понимании труда не позволили ему показать действитель ное значение деятельности в процессе формирования сознания.

1. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990.

2. Новые направления в социологической теории. - М.,1978; Ионин Л.Г. Понимающая социология. - М.,1979; Критика современной буржуазной теоретической социологии. - М., 1977; Григорьев Л.Г. "Социология повседневности" Альфреда Шюца /у Социологические исследования. - 1988. - И 2. - С.123-128 и др.

Именно деятельностный подход в исследовании сознания позволил отечественным психологам и социологам выйти на новый этап исследования смысла социального действия. В отечественной психологии формирование понятия "личностного смысла", "смысловых образований личности" неразрывно связано с развитием представлений о личности, а именно с проблемой субъективного, пристрастного отношения человека к окружающей его действительности. Данная проблема служила предметом анализа в работах выдавдихся советских психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна*. Этими проблемами также активно занимались Л.И.Анцыферова, К.А.Альбу-ханова-Славская, Л.П.Буева, А.В.Петровский, Б.Ф.Ломов, Ю.М. Забродин, Д.Н.Узнадзе2. Конкретно-психологическую разработку проблема смысловых образований личности получила в работах А.Г.Асмолова, Ф.Е.Василюка, Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева, Е.Т. Соколовой и др.^. Итогом данных исследований явилась разработка ряда основных положений, активно используемых в изучении смысловых образований личности. Это, во-первых, принцип дея-тельностного подхода, в .контексте которого личность как многоуровневое системное образование раскрывается через анализ скс-

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968; Ш-готский. Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1956; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975; Мяеищев В.К. Личность и неврозы. - М.,1960; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,1973.

2. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. ,1991; Анцы-ферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. - М., 1981; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968; Петровский A.B. Личность в психологии с позиции системного подхода и Вопросы психологии. - 1981. - № I; Ломов Б.Ф. Личность в системе психологических отношений // Пзихо-логический журнал. - 1981. - Т.2.; Забродин Ю.М., Сосновский Б.Г. Мотивациошо-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. - 1988. -

J6 6; Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 1949.

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.,1979; Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М.,1984; Братусь B.C. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ, серия Психология. - 1990. - $ 2; Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. - Ддсс. ... канд.психолог.наук. -М., 1987; Соколова Е.Т. Особенности самосознания при невро-тическом^зазвитим личности. - Дисс. ... докт.психолог, наук.

темы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе. Во-вторых, сшсловые образования личности, являясь единством аффективных и интеллектуальных компонентов сознания, а также включая смысловые установки, как поведенческий компонент, выступают как единила анализа структуры личности. В-третьих, принцип деятельностного опосредствования смысловых образований личности заключается в производности смысловых образований от совокупности деятельностей, от места субъекта в системе общественных отношений, а также в том, что изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредствовано изменением деятельности личности.

. Эти и ряд других положений отражают в основном деятельно-стный подход к анализу смысловых образований личности. Однако, принцип диалогичности, опосредствованности общением, который в последнее время получает все большее распространение, является на наш взгляд, не менее важным и определяющим при исследовании смысла. Теоретические предпосылки этого подхода были заложены в феноменологической социологии. Необходимость разработки имен но этого принципа осознается многими психологами, но сегодня эта работа находится на стадии первоначальной разработки, концептуального формления. Поэтому исследование смысловых образований личности в контексте общения, совместной деятельности, взаимодействия является одним из перспективных направлений.

В рамках отечественной социологии проблема смысловой природы сознания решается в двух аспектах: как проблема активности сознания и как проблема смысложизненных ориентаций, которая, но сути, является составной частью первой проблемы. Разработкой данной проблематики занимались В.А.ЯДов. В.Г.Немцовский, В.Н. Маркин, В.С.Магун и др.х. Необходимо отметить, что эквивалентом понятия смысла в социологических теориях личносм

I. Янов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологш - М., 1975; Янов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л., 1983; Кемировский В.ГЛ циология личности: теория и опыт исследования. - Красноярск; 1988; Маркин В.Н. Дизненная позиция личности. - ¡То а1989-

в частности в концепции В.А. Яцова, выступает категория личностных диспозиций. Это на сегодняшний день наиболее целостная теория социальной регуляции поведения, поэтому ее анализу в диссертации уделяется большое внимание. Однако,на наш взгляд, данная концепция не учитывает в полной мере динамики в функционировании диспозиций, их развития, изменения. Это связано с недостаточной концептуальной проработанностью в рамках социологического подхода к исследовании личности деятельностного принципа. Именно в контексте идеи деятельностного опосредствования понятие смысла социального действия, на наш взгляд, и будет отражать динамический аспект в функционировании различных систем регуляции социального поведения.

Вопрос об эмпирическом изучении смысловых образований личности является очень сложным, поскольку смысл какого-либо социального действия может быть как рационально сформулированным, осознанным, так и проявляться в разной степени осознанности. В качестве психологических традиционных методов изучения смысловых образований личности относятся проектные методики, наиболее известными из которых являются тест Роршаха, ТАТ, • метод неоконченных предложений и др. К социологическим методам исследования смысловых установок личности относится метод включённого наблюдения, который является основным методом феноменологически ориентированной социологии. Однако, существует класс методов, связанных с техникой субъективного шкалирования в рамках психосемантического подхода к исследованию сознания, которые на наш взгляд, являются весьма перспективными при изучении смысла социального действия. Один из этих методов -метод семантического дифференциала используется нами для социопсихологического исследования экономического сознания.

Теоретические основы данной техники заложены в работах Ч.Осгуда и Дж.Келли*. Несомненным достоинством теоретических концепций этих авторов является их прекрасное воплощение в

1. Ch.Osgood, G.Suai, P. laonenbaum. The measurement of Meaning-Urbana,1953.Ые11у G.A. The psychology of personal conatructa.

конкретных исследовательских методиках: соответственно, методе семантического дифференциала и технике репертуарных решеток. Описание и возможное применение данных методов можно найти в работах В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелева, В.Н.Похилько, И.Н.Козловой, Ф.Франселла.и Б.Банистерг?.

В отечественной социологии метод семантического дифференциала довольно активно использовался в исследованиях А.И.Антон ва, Т.М.Дридзе и др.2. Однако, мы показываем в диссертации,что этими авторами недостаточно глубоко учитывались теоретические основы, связанные с данными техниками, что значительно сузило сферу и возможности их применения.

Актуальность и степень разработанности проблемы и определили цель и задачи данной диссертации.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление специфики социологического подхода к анализу смысла социального действия.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- провести теоретико-методологический анализ понятия "смысл социального действия" в рамках социологической и психог логической традиций;

- раскрыть сущность понятия "смысла социального действия' как единицы анализа личности;

- операционализировать понятие "смысла социального действия" для использования в эмпирическом исследовании;

- проанализировать методы социологического и психологического исследования смысла социального действия;

1. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику,: исследование форм репрезентации в оовденном сознании. - К. М.,1983; Петренко В.Ф. Цсихосментика сознания. -М., 1988; Похилько В.Н., Федотова к.О. Техника репертуарных решеток з экспериментальной психологии личности // Вопросы психологи - 1985. - J» 3; Козлова И.Н. Личность как система констрдкт'

ёов,некоторые вопросы психологической теории Лж.Келли /у истемные исследования. - М., 1976; Шлелев А.Г7 Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М., 1983; франседла Ф. .Банистер Б. Новый метод исследования личности, -MA,Iyd7.

2. Антонов А.И. Социология рождаемости. - М.,1980; Дридзе Т.М Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации 7 проблемы семиосоциопсихологии/. - М., 1984 ; 47 пятниц. Шф.бюллетень ССА №10 и 25. - М.,1969.

- осуществить социологическое исследование, в рамках которого провести адаптацию метода семантического дифференциала, как одного из методов изучения смысла социального действия.

Объектом исследования выступает смысл социального действия, как личностное образование, отражающее субъективное, пристрастное отношение человека к окружающей его действительности.

Предметом исследования являются: структурные и динамические аспекты функционирования смысла социального действия.

Гипотезы исследования. Разрабатывая теоретические и эмпирические основы проблемы смысла социального действия,в диссертации предполагалось доказать следующие положения:

- постановка проблемы смысла социального действия в условиях гуманизации общественных наук является,с одной стороны, возвращением к гуманистическим традициям феноменологической социологии, с другой стороны, выражением потребностей обновляющегося общества;

- смысл социального действия как одна из базисных характеристик личности, служит единицей анализа при изучении феноменов субъективного, пристрастного отношения человека к окру-кащей его действительности и включает в себя знание о предмете, отношение к нему и готовность действовать;

- изучение сущности понятия смысла социального действия возможно при осуществлении двух подходов: деятельностного и диалогического, интерсубъективного;

- операционализацию понятия смысла социального действия необходимо проводить с учетом принципа целостности личности и дознания, а именно учитывать интегрирующую роль сознания в жизнедеятельности личности;

- предполагается, что понятие смысла социального действия т уровне эмпирического исследования операционализируется в категориях прагматического значения и личностного конструкта, которые описывают ту субъективную составляющую, которая и яв-шется моделью, образом мира, с помощью которой происходит не только познание, но и оценка, прогнозирование окружающей дёй-зтвительности.

- 10 -

Методологическая база и источники исследования. В качестве методологической основы исследования выступает диалектико-материалистическая теория познания и сознания. Непосредственными методологическими посылками исследования являются следующие положения:

- принцип единства исторического и логического, онтологического, эмпирического и теоретического в постижении сущности и.развития явлений;

' - материалистическая крнцепция деятедьностной сущности человека;

- диалектическо-материалистическое представление о сознании как неоднородной реальности, включающей два уровня: уровен рационального (рефлексивного) и уровень практического (доре-фкексивного} Сознания; которые порождаются .бытием субъекта;

- принцип единства объекта и субъекта в,процессе обще- -ственно-историчеокой практики. ,,

- основные положения теории социального действия. М.Вебера исходящие из индивида и субъективной осмысленности его поведения.

Эмпирическую базу диссертации составили материалы следующих исследований: .

I. Всесоюзное социологическое исследование "Человек и рынок", проведенное в марте-апреле .1991 года на базе Центра социологических исследований АОН ЦК КШС1; ■

• 2. Социопсихологическое исследование экономического сознг ния методом семантического дифференциала, проведенное в рамка) указанного выше проекта.

Научная новизна исследования определяется теоретическими и методическими положениями,выносимыми на защиту:

- постановка проблемы смысла социального действия как предмета социологического исследования является выражением гуманистической трактовки человека; данная проблема решается на основе обновленного понимания соотношения объекта и субъек та;

I. Человек и рынок: социально-психологические аспекты // Йнф; бюллетень % 5/14 АОН ЦК КШС. - М.,1991.

- II -

- в диссертации дано определение понятия "смысл социального действия", как обозначающее сложную реальность, объединяющую отражение в сознании индивида реального предмета, действия, другого человека и т.д., и образующую субъективный образ этого предмета, проявляющийся как знание о предмете, как отношение к нему и как готовность действовать;

- осуществлено исследование динамических характеристик смысла социального действия, связанных с формированием и изменением смыслов в зависимости от изменения социального контекста. Автор выдвигает в связи с этим положение о необходимости использования принципов деятельностного и диалогического (интерсубъективного) подходов при изучении смысла социального действия;

- в качестве одного из методов изучения смысла социального действия предлагается использовать метод семантического дифференциала, который хорошо поддается адаптации к специфике социологического исследования и дает возможность исследовать семантические (смысловые) пространства явлений из различных областей социальной, политической, экономической и нравственной жизни;

- в разработке и применении методики семантического дифференциала в конкретном социологическом исследовании смысловой структуры экономического сознания в условиях перехода к рыночной экономике.

Практическая значимость исследования определяется методическими возможностями, связанными с применением методов субъективного шкалирования (метода семантического дифференциала, в частности) и созданием на их основе различных смысловых пространств, соответствующих той или иной области исследования в сфере экономического, политического, нравственного, религиозного сознания.

Техника субъективного шкалирования хорошо приложима к изучению проблемы политического лидерства, к анализу смысловых установок различных политических партий и движений.

Теоретические и эмпирические исследования, связанные с изучением смысла социального действия, дают выход на создание целостных социальных технологий, применимых к широкому спектру социальной ярагстк,-

- 12 -

Материалы диссертации могут быть использованы таете при разработке общего курса по предмету социология, а также спецкурсов по социально-психологическим и социальным технологиям.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены на методологическом семинаре аспирантов и сотрудников Центра социологических и социально-психологических исследований РАУ в 1992 году, обсуждены на научной проблемной группе кафедры социологии. Результаты теоретических и эмпирических исследований апробированы в статьях в научных сборниках АОН ЦК К1БС и РАУ "Человек и рынок: социально-психо-,логические аспекты" и "Смыбл жизни: опыт философского исследования", опубликованных в 1991-1992 годах, отражены в других научных публикациях автора.

Структура диссертации включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕНаАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, показывается степень ее научной разработанности, определена цель и основные задачи исследования, раскрывается его теоретическая и методоло гическая основа, высказывается ряд гипотез, характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.

Раздел I "Теоретико-методологическое обоснование проблемь смысла социального действия в феноменологической социологии" посвящен теоретико-методологическому анализу проблемы смысла социального действия. Материал данного раздела в соответствии с логикой анализа сконцентрирован по трем основным группам: философско-еоциодогические традиции изучения смысла социально1 действия в работах Эдмунда Гуссерля; постановка проблемы смыс; социального действия Максом Вебером в контексте теории социал! ного действия; развитие идей Э.Гуссерля, А.Бергсона, М.Вебера в рамках современной феноменологической социологии.

Интерес к проблеме осмысленности, пристрастности человеч< ского сознания зародился давно и выразился в попытках таких крупнейших философов как Гегель и Кант,исследовать феноменологию духа, понять, как происходит зарождение в недрах сознания личности той духовной реальности, которую сегодня мы называем

- 13 -

субъективным образом предмета. В дальнейшем это направление з философии получило четкое концептуальное оформление и приобрело название антинатуралистически, антипозитивистски ориентированной феноменологии, характерной особенностью которой является обращение к внутреннему опыту субъекта, его непосредственным перекиваниям. Феноменология означала поворот к рефлексивному анализу самодеятельности сознания. С именами Ф.Брентано и В.Дильтея связана разработка основных идей'и посылок феноменологии, которые в дальнейшей были развиты в рамках социологической и психолоАгаеской верст! данного философского направления.

Б диссертации большое внимание уделяется творчеству Эдмунда Гуссерля, поскольку именно в его учении наиболее подробно рассмотрено понятие смысла, а именно, смысловых полей сознания как инвариантных характеристик сознания, делающих возможным восприятие объекта в его целостности-'-. Обращаясь к исследованию субъективного пласта человеческого существования, изучая смысловые поля, смысловые эквиваленты предметного мира в сознании человека,феноменология представляет собой исключительное явление в социальной науке. Подобно теории относительности в физике, феноменология пытается найти новую точку отсчета в исследовании человека, в феноменах сознания найти ту сущность, которая объединяет в себе два мира существования человека:объективный и субъективный. Однако, сознание в феноменологии является, по словам Гуссерля, "прака-тегорией бытия вообще", поскольку именно в ней коренятся все другие категории бытия. Поэтому одной из основных причин феноменологического пренебрежения объективным миром является абсолютизация смыслопорождающей деятельности сознания. Парадокс феноменализма состоит в том, что абсолютизация принципа активности лишает, по существу, сознание его деятельности, его активности. Рассматривая сознание в качестве абсолютного бытия, феноменологическое описание которого способно якобы выявить структуры смыслопорождающей деятельности, феноменологи, тем самым, значительно сузили- сферу исследования сознания.Оно пред-

I. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - М.: Логос, 1911. - КВ.1.

-14-

стает как замкнутое и самодостаточное образование, функционирующее по своим внутренним законам. Феноменологам так и не удалось вскрыть внутренний механизм смыслообразования, целеполагания,так как они игнорировали не только обусловленность сознания внешним миром, но и его социальную природу.

Дильтеевской концепцией понимания вдохновлялись многие из его младших современников: Г.Зиммель, М.Вебер, русский философ и социолог С.Л.Франк. Так, например, Зиммель Г, видя задачу социологии в понимании смысла социально-исторических явлений, пришел к выводу, что результатом такого понимания . является обнаружение смысла действия, заключающегося в характере его связи с человеческими представлениями, потребностями, интересами.

В работах Г.Зиммеля, М.Вебера утверждается новая методологическая позиция, отличная от тех социологических теорий, которые в качестве исходной реальности берут социальные "тотальности", например, "народ", "общество", "государство" (Конт, Спенсер, Дюркгейм и другие сторонники социологического реализма). Один из важнейших постулатов веберовской теории состоит в том, что социологическая наука не должна рассматривать "социальность" вне и помимо индивидов, она не должна допускать и тени субстанционализации социального; лишь в той мере и насколько "всеобщее" признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение, лишь постольку оно существует*.

Эта "субъективная" точка зрения М.Вебера выразилась в его теории социального действия. Разрабатывая данную теорию, М.Вебер постулировал в качестве необходимого атрибута социального действия его смысл и видел задачу в исследовании смысловой связи поведения. Итогом веберовского анализа смысла социального действия явились следующие положения: смысл социального действия является необходимым признаком любого социального действия; анализ непосредственных побудительных причин социального действия выявил четыре типа действия в зависимости от типа мотивации,степени осознанности и осмысленности поведения, причем осмысление или осознание социального дей- .

I. Вебер М„ Избранное произведения. - И., 1990. - С.631.

ствия связано с возможностями вклвчения этого действия в контекст более широкой социальной деятельности; в теории М.Вебера присутствует микро- и макроанализ понятия смысла: микроанализ -есть анализ социального действия с точки зрения его побудительных причин, макроанализ - это анализ целостных социокультурных типов с точки зрения основополагающих смыслов жизни; в понятие смысла входит также момент взаимодействия индивидов меаду собой, определяющий, по сути, все виды и формы социальных связей: именно возможность понимания и осознания общности смыслов тех или иных действий объединяет ладей в различные социальные группы, объединения, союзы и т.п.

йгак, веберовское понимание смысла социального действия основывается на реализации двух подходов к исследованию социального действия: во-первых, деятельностном подходе, связанном с пониманием того, что любое действие включено в контекст более широкой социальной деятельности, во-вторых,- интерс.убъективном подходе.исследующем объективную,, социальную природу социального действия. Необходимо признать, что оба эти подхода являются не до конца реализованными, концептуально оформленными в веберов-ской теории социального действия. Но для нашего историко-доги-ческого анализа понятия смысла социального действия важно показать то, что именно М.Вебёр наметил и частично разработал эти два направления изучения смысла социального действия, которые сегодня активно используются психологами и социологами.

Суть феноменологической социологии состоит в том, что уровень субъективных представлений действующих в обществе индивидов становится конечным уровнем социальной реальности. С этой точки зрения задача социологического исследования состоит в познании субъективных, или точнее, интерсубъекгивных, значений, лежащих в основе человеческой деятельности. Феноменологическая социология делает субъективный смысл основным предметом исследования и критерием истинности социального знания.

В частности, в социологии "повседневности" А.Шюца развивается представление о том, что в противоположность миру природы социальный мир - это мир, конституированный смыслом. Наше знание о мире представляет набор типологических конструкций, "обыденных типов", которые направляют и определяют наше пони-

- 16 -

мание социальных ситуаций,а также других индивидов.

В эткометодологии Г.Гарфинкеля также разрабатывается проблема смысловой природы сознания. Гарфиякель вводит понятие "фоновые ожидания", которые, по существу, являются швдевскими "обыденными типами", т.е. стихийно формулируемыми понятиями и закономерностями, служащими основой практических решений и действий. "Фоновые ожидания" - это формы существования и функционирования обыденного сознания, это социально одобренные и безо всякой рефлексии существующие в сознании индивида образ действия, личности, объекта и т.п., одинаковый для всех членов социальной общности, в рамках которой он сложился и функционирует.

Концепции А.Швца и Г.Гарфинкеля являются вариантами понимающей социологии, поскольку в данных теориях анализируются также процессы интерсубъективности, коммуникаций между людьми, представляющие собой скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы социального взаимодействия между людьми. Основным методом понимающей социологии является метод включенного, или участвующего наблвдения. Феноменологам принадлежит заслуга его углубленной разработки и выяснения его гораздо больших, чем это обычно признается, возможностей в качестве источника ср-циологических данных.

Таким образом, при всех своих недостатках, разделяемых с традиционной феноменологией, современная западная феноменологическая социология разработала богатый набор концептуальных характеристик субъективности, смыслового отношения к миру.

Во втором разделе "Анализ проблемы смысла социального де{ ствия б отечественной психологической и социологической литере туре" показывается,что в отечественной психологии д социологи: понятие смысла социального действия разрабатывалось на основе ряда марксистских положений,связанных с обоснованием деятельнс стной сущности человека,разработкой принципа активности сознания и неразрывно связано с развитием представлений о личности.

Психологические представления о смысловых образованиях личности развивались в русле основных положений школы Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. Истоки современных представлений о смысле лежат в положении Л.С.Выготского о единстве аффектив-

- 17 -

ных и интеллектуальных процессов, которое образует динамически е смысловые системы, являющиеся единицей исследования личности . Л.С.Выготский показывает, что во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее. Это позволяет понять прямое движение от потребностей и побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности. В такой единице анализа структуры личности как "динамическая смысловая система" снимается традиционное противопоставление мотивационно-эмоциональной и познавательной сфер личности.

Высказанное Л.С.Шготским предположение о динамической смысловой системе как возможной единице анализа структуры личности успешно развивалось и развивается до последнего времени его учениками и последователями.

Так, в теории деятельности А.Н.Леонтьева выделяется понятие личностного смысла - отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели^. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Саше различные проявления культуры: социальные нормы, роли, понятия языка, ценности и идеалы, действия и поступки других лвдей могут приобрести для человека личностный смысл, стать "значением -для - меня". В личностных смыслах действительность открывается перед человеком со стороны жизненного значения для самого человека знаний, предметных и социальных норм, а не оо стороны объективного их значения.

А.Г.Асмолов, опираясь на основные положения Л.С.Выготского, более подробно разрабатывает само понятие "динамической смысловой системы",выделяя в ней два составляющих: личностный смысл и смысловая установка личности и показывает производность

1. Выготский Л.С.,Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. — ГЛ., 1956. - С.54.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

этой системы от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией. Из принципа деятельностного опосредствования мотивационно-смысловых отношений вытекает, что перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности. В ряде случаев резкая перемена социальной позиции человека может привести к глубокой перестройке всей совокупности личностных смыслов,порой драматически проявляющихся в феноменах "потери себя" и утраты смысла существования*.

В конце 80 - начале 90 гг. в отечественной психологической литературе появилось несколько статей по проблеме смысловых образований личности, которые открывают новую грань этой проблемы: изучение не отдельных личностных смыслов, связанных с той или иной специфической деятельностью, а интерес к целостной личности, совокупность смысловых образований которой формирует определенное отношение к миру. Авторы подчеркивают необходимость изучения личностного пространства бытия человека, которое свершается в плоскости вертикального, смыслового отношения к миру^.смыслового описания мотивов человека, перевода их симптоматики на язык смыслов^.

В социальной психологии проблема смысла конкретизируется при изучении явлений роциальной фрустрации и типологии сециал! ных групп, дифференцированных по признаку отношения личности I данной общественно-политической системе4. Необходимо отметить, что социально-психологическое воплощение проблемы смысловых образований личности является пока слабо.дифференцированным, концептуально неоформленным. Это связано с тем, что долгое вр< мя в нашей стране общественная психол9гия не развивалась.

1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М. ,1991. - С.315.

2. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. - 1990. - № 6.

3. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивациошо-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.

4. Ропдан С.К. Общественно-политические процессы перестройки с

позиции социальной психологии // Психологический журнал. .Т.Н. -Н. - 1990.

Перечисленные выше теоретические представления о смысловых >бразованиях личности развивались в рамках деятельностного под-:ода. Менее разработанным является принцип диалогичности. опо-¡редствованности общением. В исследованиях Е.Т.Соколовой денется попытка анализа пристрастного отношения человека к ми-jy с точки зрения его взаимодействия с 01фужагацей действитель-юстью*. Автор вводит понятие "смысловая позиция" личности и )аскрывает его через известное уже нам понятие личностного ¡мысла. Известно, что личностный смысл не всегда доступен со-¡нанию, он может выступать как в виде сознательного словесного федставления, так и может быть "замаскирован" в ткани непо-¡редственных перекиваний, т.е. быть неосознанным и выступать в ¡воей эмоционально чувственной форме. В этом случае субъект ¡тоит перед задачей саморефлексии, задачей на поиск смысла ши напротив - на сокрытие его. Система действий субъекта ^внутренних и внешних) по поиску или сокрытию личностных смыс-юв и составляет смысловую позицию личности. Автор выделяет ?ри типа смысловых позиций в зависимости от стиля отношений шчности с окружающим ее миром. Наиболее гармоничной является ¡мысловая позиция, вбирающая в себя диалогические отношения ! миром, означающая "вслушивание" - в другого человека, в ¡ебя, в мир всего живого, расширяющая сознание и самосознание, 'впускавдее" в него мир во всех его противоречиях и конфликтах.

Развитие представлений о пристрастности человеческого бы-?ия в отечественной социологии, на наш взгляд, было ограниче-ю невозможностью обращения ученых к опыту западной социологи-1еской мысли, в частности, к богатейшему наследию М.Вебера, а ?акже недостаточно глубокими связями со смежными науками -кзихологией и социальной психологией, в которых проблема смыс-ха получила наибольшее развитие.

Социология личности по существу рассматривает процессы внутренней регуляции социального поведения: как "организован" .lKthüho действующий субъект, каков внутренний механизм, натравляющий его деятельность . Данные проблемы решаются в ос=

[о Соколова 3/1 о Особенности самосознания при пеьаотическом развития лшлосгл. - дисс. ... докг.психол.наук. - В форме на-пяо^о доклада* -М„}1991. 2, Ядов В. A, Ü днслозиционной регуляции социального поведения

lOTíScrvi,/,/ г,ег.:'.'с;шглчесш1е вроолеш социальной пслхозсрия,

= '¡U ) -

- 20 -

яовном с позиции структурно-функционального описания систем регуляции поведения. Так, например, В.С.Магун пишет, что в состав оценки входит субъект оценки, ее предмет, характер ц основание. Предмет оценки при этом отражает когнитивную сос-тавлявдую- ценности, характер оценки соответствует эмоциональной составляющей1. в.А.Ядов также выделяет когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты своей диспозиционной . системы^. Надо заметить, что при социологических исследованиях личности стало традицией упоминать об этих трех составляющих образа какого-либо явления. При этом не используется опыта псе хологической науки, где, как было показано выше, решена проблема их единства посредством анализа динамических смысловых систем. Именно недостаточная йроработка динамического аспекта в функционировании различных систем регуляции социального поведения но позволяют подняться на более глубокий уровень анализа м0х.шшзмов социального поведения.

В диссертации большое внимание уделяется теории диспози-цжчшой perуяяции В.1.ДцоваР которая является одкой из наиболе дедоох-яшь л эвристичных социологических теорий 'личности. Понятие дйойоэвдии, отражающее различные состояния и различные уровни яредрас долаженности или прадуго'говлешшсти человека к восприятию условий деятельности!, соответствует по своему со-дераанкв понятию смысловой установки (А.Г.Асмолов), выделяемой как компонент динамической смысловой системы. В связи с тем, что в качестве единицы анализа личности используется диспозиция, или установка, многие моменты его теории остаются деклг рируемыми, но не доказанными. Эго связано, на наш взгляд, с недостаточной проработанностью деятельностного подхода к исследованию внутренних механизмов социальной регуляции поведения. Перспективы социологического подхода к исследованию смысловой природы сознания связаны, на наш взгляд, с анализом социального действия (предстающем в каждом конкретном случае как индивидуальное человеческое действие) и его решающих мотивах. Поскольку же глубинной проблемой человеческой мотивации

1. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельност] личности. - Д., 1983.

2. ЯДов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального пове^ денкя личности. -JI.,I979.

- 21 -

является в конечном счете вопрос о смысле жизни, постольку зажнейшеС составлянцей проблемы мотивации является социология лировоззрений. Мировоззрение при этом рассматривается в контексте типичных действий человека, как элемент образа жизни, эбъединявдего образ действия и образ мысли. Основополагающая лировоззренческая проблематика, связанная с вопросами выбора провоззрения, предпочтения одного мировоззрения другому и пр., будет успешно решаться с привлечением понятия смысла социального действия как носителя основополагающей сути любого мировоззрения, веры. Содержательное наполнение понятия смысла зоциального действия в контексте как смысла единичного действия, так и мировоззренческого смысла всей жизни является, яа наш взгляд, основной задачей социологического анализа змысла социального действия и развитием социологического наследия М.Вебера.

В третьем разделе "Изучение смысла социального действия" методом семантического дифференциала" раскрываются возможности эмпирического исследования смысла социального действия.Струк-тура раздела подразделяется на две части, в первой дается теоретико-методическое описание метода семантического дифференциала, во второй приводятся результаты и анализ социологического исследования экономического сознания методом семантического дифференциала.

Метод семантического дифференциала был разработан в начале 50-х годов группой американских психологов во главе с Ч.Оогудом*. Концепцию Ч.Осгуда относят к необихевиористской теории, где в связку "стимул - реакция" вводятся различные промежуточные переменные представляющие сознание индивида. В теории Осгуда такой переменной является прагматическое, или в терминологии автора, ноннотативное значение. Понятие прагматического значения отражает субъективный аспект значения и по мяешш некоторых авторов, достаточно близко по своему содержанию к понятиям "личностного смысла" (А.Н.Леонтьев) "дис-

1. Osgood Ch.,Susi G., Tannenbaum Р. The maaaureraant of Maa-ning.- Urbana, 1957.

позиций" (В.А.Ядов} "отношений" (В.Н:Мясищев), "ценностно-ориентационной деятельности" (М.С.Коган). На практике хорошо доказана возможность измерения с помощью метода семантическогс дифференциала таких субъективных, ценностных феноменов, как аттиткды. В связи с этим необходимо отметить принадлежность теории и метода семантического дифференциала к классу проективных методик, поскольку проективные методики ориентированы на изучение неосознаваемых или малоосознанных форм мотивации и являются методом проникновения в наиболее интимные области человеческой психики.

В диссертации также рассматривается теория личностных ко* структов Дж.Келли*, поскольку по своим теоретическим положения она близка теории прагматического значения Ч.Осгуда. Келли вв« понятие личностного конструкта, понимаемого как система бинарных оппозиций, используемых субъектом для категоризации себя, других лвдей или объектов среды.

На основе теории личностных конструктов Келли разработал новый экспериментальный подход к исследованию личности - техш : ку репертуарных решеток, основная задача которого реконструировать индивидуально определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений, и обобщений, лежащую в основе субъективных оценок, отношений и предсказаний.

Подход Ч.Осгуда и Дж.Келли ориентированы на описание личности как особой уникальной целостности, и в этом смысле продолжают традиции понимающей психологии и социологии. Шесте с тем это уже не та понимающая психология, которая строилась на интуитивном познании другого, проницательной способности исследователя, использующего метод включенного наблюдения. Хотя до сих пор ставится под сомнение возможность разработки метод? способного реконструировать личность как уникальную неповтори« мую целостность, анализируемый нами подход представляет собой серьезную попытку создать научный метод, способный решать данные задачи.

В диссертации дается подробное описание метода семантиче-

i.ICfilly GcAe the psychology of р&шапо! ксг.з;ruct®.-Н. Y<-'¡955

¡кого дифференциала, показываются возможности его адаптации с условиям социологического исследования на примере конкретно-'о социологического исследования экономического сознания, [ри этом новизна в использовании данного метода ) социологическом исследовании состоит в применении факторного щализа и построении психосематических пространств, отражающих ¡мысловое богатство субъективного образа изучаемого явления.

Исследование семантического пространства ряда экономиче-:ких понятий было проведено в марте-апреле 1991 года*. Результатом данного исследования явилось выделение трехфакторной ¡шсловой структуры экономического сознания. В первом факторе, >бъединяицем в себе ряд оценочных параметров и названном нами 'Эффективность - Организованность - Нравственность", привлекает ишмание единство экономических и нраственных категорий при щенке экономических явлений., что отражает стойкость сформи-юванных ранее стереотипов экономического сознания. Факторы 'Деловая активность - Свобода предпринимательства" и "Прогрес-¡ивность" показывают многомерность оценки явлений, их неодно-¡начность, что особенно важно учитывать при формулировке вопро-;ов в анкете и дальнейшей интерпретации результатов опросов. 1оказано, что непонимание этого момента приводит к искажениям з результатах социологических опросов.

Перспективы применения техники семантического дифферен-щала в социологических исследованиях связываются с дополне-шем ее элементами техники репертуарных решеток Дж.Келли. 3 частности, на этапе отработки основного измерительного ин-зтрумента этой методики - шкал предлагается использовать цро-16ДУРУ классификации, когда шкалы отбираются самим респондентами, а не предлагаются им уже готовыми.

Исходя из этого, метод семантического дифференциала может ^пользоваться: I) в качестве экспериментального пилотажного доследования для получения факторной смысловой

I. Степнова Л., Сафонова Т. Исследование экономического сознания методом семантического дифференциала // Человек и рынок: социально-политические аспекты. Инф. бюл. й 5(14). -

М.,1991.

структуры наследуемого класса понятий; 2) в качестве основной документа при изучении общественного мнения.

В эактаяении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы теоретического, и эмпирического анализа проблемы смысла социального действия, намечаются пер-опективине направления дальнейших исследований.

х х х

Оексшшз положения работы освещены в следующих пубдикацш

I» Ноокедование экономического сознания методом семантического дифференциала // Человек и рынок: социально-политические асвоят - Инф.йол. 5(14). - М.,1991. - 0,6 п.л.

2с, Омаег жаэни и. смысл социального действия // Смысл жизни; оши философского исследования. - М.,1992. - 0,5 п.л.

3, Оапгоялие современного нравственного сознания и социо-лагятесжио матодн его изучения // Этика и проблемы современно] едавотеенкой. сктуации. - М., 1991 (в печати). - 0,5 п.л.

4* Кспользовагшс, метода семантического дифференциала при аосдедоэавай &коноатаескоро сознания // Социологические исследования Св портфеле редактора). - 0,8 п.

' Тпр..¿К.

¡МБ

г.Мос®аг 117605, прДврЕадокого,И