автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Событийный ряд культовых действий

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сидоренко, Ирина Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Событийный ряд культовых действий'

Текст диссертации на тему "Событийный ряд культовых действий"

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Философский факультет

На правах рукописи

Сидоренко Ирина Вадимовна

СОБЫТИЙНЫЙ РЯД КУЛЬТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Специальность 09.00.06 - "Философия религии" ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель -кандидат философских наук доцент В. В. Винокуров

МОСКВА 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_3

ГЛАВА I СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ_15

§1.1. Определение основных понятий темы исследования_15

§ 1.2. Культовые действия как сложная многофункциональная система_40

§ 1.3. Выделение основного элемента структуры культовых действий_62

ГЛАВА II ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ 70

§ 2.1. Событийные и функциональные модели мифа и ритуала_70

§ 2.2. Структурно-герменевтическая модель культовых действий_86

§ 2.3. Проверка полученной модели культовых действий_104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_130

БИБЛИОГРА ФИЯ_135

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Есть темы, актуальность которых постоянна благодаря константам в человеческой жизни и истории, поскольку человек всегда ищет цель жизни и смысл истории. Не только по свершённым событиям, но и по тому, во имя чего они совершались, оценивается пройденный путь человека и общества. Предмет культа, как цель поклонения и смысл многих поступков, оказывает огромное влияние на ориентацию религиозной личности. Понять, как данная ориентация осуществляется на практике, - одна из важных задач религиоведения как мировоззренческой науки.

С недавних пор исследователи мифов и культов приостановили свои поиски алгоритма культового действия и мифологического сюжета. Возникшая в последнее время пауза в исследованиях объясняется не снятием самой темы, а чрезвычайной сложностью событийного моделирования культовых действий. Существующие культовые и мифологические модели требуют уточнений и дальнейшего развития. Необходимость поиска новых, более совершенных моделей объясняется тем, что на современном этапе развития отечественного религиоведения на передний план выходят проблемы, связанные с методологией. В религиозной жизни нашего общества в последнее десятилетие произошли кардинальные изменения, вызванные процессом трансформации общественного сознания. Поле исследовательской деятельности в религиоведении чрезвычайно изменилось как количественно, так и качественно. Новые религиозные движения распространяют и внедряют культовую деятельность, которая требует религиоведческого изучения. Традиционные религии, сохранив неизменными основы своего культа, приняли в своё лоно за последние годы значительное количество верующих.

Большинство граждан нашей страны приобщилось впервые к культовой практике, что также является причиной изменения российского менталитета в настоящее время. Поэтому проблема культовых действий носит не только религиоведческий, но и философ-ско-мировоззренческий характер. Однако наработанный к настоящему времени потенциал понимания данной проблемы оказывается недостаточным, необходима концептуальная проработка принципов создания цельной методологии исследования культа.

Предмет исследования.

Предмет исследования - культовые действия - автором представляется как все психофизические проявления человека, направленные на сверхъестественные силы, как бы эти силы ни понимались. Именовать эти действия удобнее культовыми действиями, абстрагируясь от конкретных исторических условий, этносов и верований. Для обозначения предмета исследования автор, наряду с термином "культовые действия", употребляет такие понятия, как "ритуал" и "обряд". Это употребление основано на частично совпадающем общем значении данных слов, а также на том, что многими исследователями по-разному называются специальные действия, направленные на сверхъестественное. Так как мы изучаем именно такие действия, то в нашей диссертации слова "обряд", "ритуал" и "культ" мы будем употреблять как синонимы, если только это специально не оговаривается в тексте.

Объект исследования.

Систематизация культовых действий порождает основную проблему, связанную с методологическими основами изучения культа, и потому является объектом исследования. Для более глубокого изучения данной проблемы автором предпринято рассмотрение различных сторон систематизации культовых действий, разработанных российскими и зарубежными исследователями. При выработке собственного подхода к систематизации культовых действий автор использовал новейшие достижения в облас-

ти системного анализа, в частности, знакового моделирования. Одним из наиболее важных для нашего исследования моментом является положение о необходимости соединения в моделировании логической и чувственной структуры культовых действий, выявление единой структуры мифа и ритуала.

Степень научной разработанности проблемы.

Попытка выделить основные элементы и представить структуру системы культовых действий и мифов встречается в трудах представителей самых разных школ. К. Леви-Строс, основоположник структурализма, провёл глубокие исследования мифов и обрядов у так называемых "примитивных" народов. Его труды в области этнологии, в особенности, "Мифологичные" (Т. 1-1У, 1964-1971)1 и "Структурная антропология" (1967) , получили широкое признание в учёном мире. Основным достижением К. Леви-Строса в этом направлении было выявление структуры мифа и ритуала, а также объяснение действия так называемой "медиации", посредством чего снимается социальный, психологический или иной конфликт, отображённый в культе или мифе.

Признанный структуралист Ж. Дюмезилъ исследовал трёхфункциональную структуру власти в индоевропейской религии. Результаты данного исследования изложены в его обобщающем труде "Миф и эпопея

" (Т. 1-Ш, 1968-1973)3. Ж. Дюмезиль исходил из принципа, что в религиозной структуре должна отражаться социальная структура народа, носителя данной религии. Общество древних ариев делилось на брахманов (жрецов), кшатрий (воинов) и вайшьей (хозяйственников). Соответственно, религия индоевропейцев, имеет трёхфункциональную структуру власти: религиозную, военную и хозяйственную.

' Lévi-Strauss C. Mythologiques. - I-IV. - Paris, 1964-1971.

2 Lévi-Strauss C. Antrhropologie structurale. - Paris, 1967.

3 Dumézil G. Mythe et epopee. - I-III. - Paris, 1968-1973.

Французский структуралист Р. Барт в "Мифологиях" (1957)4, анализируя знак и миф, экстраполировал воздействие мифа на современность и выявил принципы формирования современного мифологического сознания. Австралийский этнограф Э. Станнер в труде "Религия аборигенов" (1966)5 представил структурное единство мифов и ритуалов на примерах этнографического материала Австралии. В последнее время в структурном анализе мифов и обрядов активно используются космогониче-

6 7 8 9

ский , семантический принципы и информационные методы ' .

Российский мифолог А. Н. Веселовский стоял у истоков структурного подхода к изучению мифов и обрядов и разрабатывал в "Поэтике сюжетов" (1913)10 понятие мотива, что нашло свое развитие в фундаментальных исследованиях литературоведов Ю. М. Лотмана и Е. М. Мелетинского. Представитель отечественной школы структурализма В. Я. Пропп в книге "Морфология сказки" (1969)11 провёл структурный анализ и создал функциональную "модель волшебной сказки, сюжетная интрига которой в большинстве случаев совпадает с обрядовым действием. Французский структуралист А. Ж. Греймас в "Структуральной семантике" (1966)12, синтезируя исследования К. Леви-Строса и В. Я. Проппа, создаёт структурную функциональную модель мифа и обряда, основанную на субъектно-объектной структуре действующих лиц и трёх функциях: испытания, присоединения-отсоединения и договорной. Последователь А. Ж. Греймаса, Ж. Курте, развивает структурализм К. Леви-Строса, выстраивая сим-

1 -5

волическую логику отношений в мифе и ритуале на уровне целых "предложений" .

4 Barthes R. Mythologies. - Paris, 1957.

5 Stanner W. E. H. On Aboriginal Religion. - Sidney, 1966.

6 Griaule M., Dieterlen G. Le mythe cosmogonique // Le renard pale, t. 1. - Paris, 1965.

7 Bremond С. Logique du récit. - Paris, 1973.

8 Maranda P. Cendrillon. Theorie des graphes et des ensembles // Semiotique, narrative et textuelle. - Paris: ed.

parc. Chabrol, 1973.

9 Buchler I. R., Selby N. A. A Formai Study of Myth. - Austin, 1968.

10 Веселовский A. H. Поэтика сюжетов. - Собрание сочинений, сер. 1. -1.2. - Вып. 1. - СПб, 1913.

" Пропп В.Л. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969.

12 Greimas A. J. La semantique structurale. - Paris, 1966.

ь Courtes J. Lévi-Strauss et les contraintes de la pensee mythique. - Paris, 1974.

Моделирование мифа и ритуала у многих исследователей имеет архетипическую основу. М. Элиаде во многих трудах, наиболее важным из которых в аспекте изучения архетипа является "Миф о вечном возвращении"(1949)14, исследует модель культового действия как заданную в ритуально-мифологических сценариях культурным героем. Это подтверждается исследованиями российского религиоведа К. С. Семенцова в книге "Проблемы интерпретации брахманической прозы" (1981)15. Яркий представитель ритуально-мифологической школы Н. Фрай в "Анатомии критики" (1957)16 классифицирует все мифотемы по четырём фазам, которые символизируют четыре сезона в году. Эта основа зиждется на действительно существующих в природе, обществе и человеческом познании цикличных закономерностях.

В диссертации особое внимание уделяется событийным моделям вследствие того, что в качестве основного элемента культовых действий автором выделяется именно событие. Российский литературовед А. П. Гринцер, исследуя индийский эпос и сопоставляя с ним эпос других народов в книге "Типология древнеиндийского эпоса" (1974)17, вывел его основные мифологические мотивы и возвёл всю их структуру к календарному кругу. В теории доктора философских наук К. А. Кедрова, чья модель в "Поэтическом космосе" (1989)18 носит ярко уфологический характер, разрабатывается парадигматический образ модели культа, интерпретируются основные мифологические и культовые события, большинство из которых изначально были выделены А. П. Грин-цером. В контексте общего изучения событийного моделирования культовых действий, представляется интересной система немецкого теолога и феноменолога религии Ф. Хайлера, изложенная в труде "Религии человечества' ' (1959)19. Ф. Хайлер выделяет три основных события в ритуале и мистике: очищение, просветление, соединение или

14 Eliade M. Le muthe de l'éternel retour. - Paris, 1949.

|5Семенцов K.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. - M.: Нация, 1981.

16 Frye N. Anatomy of Criticism. - Princeton, 1957.

17 Гринцер П. А. Типология древнеиндийского эпоса. - M.: Наука, 1974.

18 Кедров К.А. Поэтический космос. - М.: Советский писатель, 1989.

слияние - причём в ритуале данным трём событиям предшествуют охранительные действия. Отличительной особенностью обладает оригинальная модель шаманских камланий у Е. С. Новика в работе "Обряд и фольклор в сибирском шаманизме" (1984)20, в которой структурированы взаимоотношения со сверхъестественным.

Таким образом, на основании краткого обзора работ по систематизации культовых действий можно сделать вывод, что, при несомненных успехах, событийный метод моделирования находится только в начале своего развития и ряд его проблем пока остаётся не достаточно исследованным. Основной из этих проблем, в связи с переходом науки в информационную фазу, можно считать поиски применения информационных методов в моделировании культовых действий, что позволит рассматривать больший объём материала и более детально изучать структуру и функции культа во всём многообразии его проявлений.

Цель и задачи исследования.

Основная цель данной работы состоит в построении и исследовании модели культовых действий. Для достижения поставленной цели в диссертации решается ряд следующих взаимосвязанных задач:

выбор методологического подхода к созданию модели; анализ общего значения и различий основных понятий предмета исследования, рассмотрение его семантического развития и выявление отправной точки генезиса;

рассмотрение культового действия как системы по основным системным принципам и выявление основного элемента системы культа;

19 См. напр. Heiler Fr. Die Religionen der Menschheit. - Stuttgart: Philipps Reclam, 1982.

20 Новик E. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. - М.: Восточная литература, 1984.

выявление отечественного и зарубежного опыта в моделировании культовых действий и мифа с целью определения направлений дальнейшего развития исследований в данной области; создание обобщённой логической структуры культовых действий по принципу герменевтического крута;

создание знакового круга археактов, связанного с логической структурой культовых действий;

сравнение исходной модели с мифотемами и проведение систематизации мифотем с составлением каталога;

проверка полученной модели на материалах культовой практики. Методология исследования.

Чтобы иметь возможность более полно и глубоко рассмотреть ритуал как сложную многофункциональную систему, применён инструментарий системного анализа, использованы приёмы структурно-функционального исследования-, при этом употребляется терминология, выработанная систематической философией. Построение модели совмещает в себе герменевтику, применение теории множеств и элементы психоанализа. Методы системного анализа соединяются с историческим подходом и

способами сравнительного анализа мифологической и исторической иерархии:

01

"1) анализом внешних факторов, 2) этимологией теонима, 3) сравнением" .

В качестве отдельного метода можно выделить сравнение культовых действий и театральной игры. Применение этого метода в диссертации мотивируется, прежде всего, тем, что театр так же, как и культ, моделирует действительность, заставляя проживать эту модель на всех психологических уровнях. Такое сравнение обосно-

21 Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. - М.: Восточная литература, 1986. - С. 155 - 156.

вано не только генетически22, но, как предполагается показать в данной работе, и типологически. Модель культовых действий разработана методом действенного анализа. Данный метод ввёл российский режиссёр и актёр К. С. Станиславский, который "призывал актёров к тому, чтобы они поняли, что связь между физической и душевной жизнью неразделима, и, следовательно, нельзя разъединять и процесс творческого анализа внутреннего и внешнего поведения человека" . Театр, являясь творческой лабораторией, применяет метод действенного анализа, совмещающий теоретические и практические компоненты. В качестве практического изучения используется эксперимент.

Источниковедческая база диссертации.

Основополагающую теоретическую базу составили фундаментальные работы исследователей событийной структуры мифа и культа: А. Н. Веселовского, А. Греймаса, П. А. Гринцера, Ж. Дюмезиля, К. А. Кедрова, К Леви-Строса, Е. С. Новика, В. А. Проппа, С. А. Токарева, Н. Фрая, Ф. Хайлера. Использовано системное изложение культа, данное в религиоведении И. Н. Яблоковым. Общее описание системного анализа, метода моделирования и герменевтики автор находит у следующих исследователей: Л. Берталанфи, А. А. Богданова, Г.-Г. Гадамера, П. Рикёра, В. Н. Сидоренко, М. Хай-деггера, Ф. Шеллинга.

Построение культовой модели невозможно без использования работ Р. Барта, М. М. Бахтина, Г. Башляра, П. Брюнеля, Р. Грейвса, Э. Дюркгейма, М. Евзлина, В. В. Иванова, Л. Леви-Брюля, А. Ф. Лосева, М. М. Маковского, Е. М. Мелетинского, М. Мюллера, А. А. Потебни, А. М. Пятигорского, Н. Румянцева, К. С. Семенцова,

22 См. напр. Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков./ Искусство слова. - М.: Наука, 1973. - С. 310. История зарубежного театра. В 4-х частях. - Часть 1. - М.: Просвещение, 1981. - С. 10-12. Образцова А. Г. Предисловие./ История зарубежного театра. В 4-х частях. -Часть 1. - М.: Просвещение, 1981. - С. 5. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. - М.: Восточная литература, 1978гС. 230. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - С. 286. Лидова Н. Р. Драма и ритуал в древней Индии. - М.: Наука, 1992. - С. 7.

С. А. Токарева, В. Н. Топорова, Д. Д. Фрезера, 3. Фрейда, М. Элиаде, К. Г. Юнга. Большое значение для исследования имели труды религиозных философов, в особенности, П. А. Флоренского. При изучении психологии культа были использованы концепции, научно-практические подходы, разработки и методики отечественных и зарубежных психологов. Системный анализ культа проводится на общем культурологическом и антропологическом фоне, который отражён в трудах виднейших исследователей. В диссертации проанализирован этнографический материал культовой деятельности в разных культурах. В изучении обряда оказали помощь исследования по теории театра в области изучения действия. В этимологическом исследовании основных понятий автор опирался на фундаментальные труды по этимологии. В диссертации также отражены взгляды представителей естественных наук на связанные с культовыми действиями явления.

Научная новизна.

- в ходе философско-религиоведческого анализа мифа и ритуала показана эвристическая значимость применения приём