автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Специфика взаимодействия культового сознания и культовой реальности

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Тендит, Константин Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Хабаровск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Специфика взаимодействия культового сознания и культовой реальности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тендит, Константин Николаевич

Введение.

Глава 1. Взаимодействие культовой реальности и культового сознания: феноменологический аспект.

1.1. Феномен культовой реальности.

1.2. Культовая социализация как альтернация.

Глава 2. Взаимодействие культовой реальности и культового сознания: коммуникативный аспект.

2.1. Проблема знаковости в природе взаимодействия культового сознания и культовой реальности.

2.2. Коммуникативная структура, функции и условия взаимодействия культовой реальности и культового сознания.

2.3. Взаимодействие культовой реальности и культового сознания: опыт практического анализа.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Тендит, Константин Николаевич

Актуальность темы исследования.

Феномен культовой реальности получает сегодня все большее распространение. Он обнаруживается в политике, массовой культуре, науке, искусстве, образовании. Однако, до сих пор остается открытым в науке вопрос о том, какое явление общественной жизни определяется понятием «культ».

В современном обществе понятие «культ» и производное от него «культовость» приобрели всепоглощающий характер: если до второй половины XX века под культом понимались явления религиозной жизни общества (причем, как правило, общества архаического), то в последующую эпоху качеством культовости наделяются элементы, относящиеся практически ко всем сферам общественной жизни. Методы научного исследования, появившиеся в XX веке, позволили выявить присутствие элементов культовости во все культурно-исторические эпохи. Было установлено, что культовость в качестве компонента присутствует в различных формах общественного сознания: мы смотрим культовое кино с культовыми актерами, снятое культовыми режиссерами, читаем культовые романы, написанные культовыми авторами, слушаем культовую музыку в исполнении культовых певцов и музыкантов, поклоняемся современным культовым героям как реальным, так и вымышленными; соблюдаем культовые праздники; культовые политики определяют нам направление социального развития, а творцы культов манипулируют нашим сознанием через средства массовой информации. На сегодняшний день проблему изучения культового феномена можно обозначить следующим образом: произошла секуляризация культа, он вышел за пределы религиозного опыта и приобрел общекультурный статус, отсюда возникла необходимость по-новому оценить степень его влияния на личность и общество.

Исходным понятием нашего исследования является понятие культовости как определенного качества, присущего реальности и сознанию субъекта. Под культовой реальностью мы будем понимать всю совокупность явлений, связанных с культом: содержание соответствующих представлений, действия, которые с ними связаны, субъекты, отправляющие культ, а также объекты, на которые он направлен, и предметы культа, при помощи которых осуществляется культовая практика.

Культовость рассматривается нами под определенным углом зрения, а именно, нас интересует её роль в формировании устойчивой связи между культовым сознанием и культовой реальностью. Эта связь рассматривается нами в контексте социальной коммуникации, мы исследуем проблему соотношения интерсубъективной реальности и индивидуального сознания.

Интерес философии к вопросу о соотношении культовой реальности и культового сознания вызван, прежде всего, тем фактом, что указанные феномены выступают в качестве элементов социального взаимодействия.

Наша задача - выявить феномен культовости как некоторого свойства существования специфической культовой реальности, которая обусловливает и в то же время формирует культовое сознание.

Степень разработанности проблемы.

Вопрос о взаимодействии культового сознания и культовой реальности в том аспекте, как она понимается нами, в философских исследованиях обойдена вниманием. Изучение культового опыта, как правило, не выходит за рамки религиоведческой проблематики, что отчасти объясняется господством в науке до недавнего времени классических научных парадигм. В то же время косвенным образом данная проблема затрагивалась в различных течениях европейской научной мысли.

Так, указанная проблематика явилась предметом анализа в религиоведческой литературе. В феноменологии религии существенное внимание уделено проблеме объективности культового сознания. (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман, Б. Тедлок и др.). Общая позиция названных исследователей состоит в истолковании религиозного (культового) опыта особого типа интерсубъективной реальности, которая является одной из «конечных областей значений», наряду с повседневностью, сном, шизофренией и тому подобными реальностями. Сравнительное религиоведение и история религий (Р. Otto, М. Элиаде, Г. ван дер Jley, В. Бреде Кристенсен, Ф. Хайлер, Г. Меншинг) рассматривают взаимоотношение культового сознания и культовой реальности в связи с проблемой сакрального. Сакральное (священное) выступает в качестве ключевого понятия при характеристике религии, сакральная (культовая) деятельность рассматривается как взаимодействие субъекта (человека) и объекта (трансцендентного). М. Элиаде через соотношения мирского и священного вскрыл фундаментальную двойственную природу культовой реальности. Последняя заключается в том, что сакральное проявляет себя в формах, которые могут выступать одновременно как священное и мирское. Культовое начало имплицитно присутствует в камне, и в растении, и в животном. При этом мир сакральной реальности характеризуется аксиологической относительностью: то, что для одних является священным, другими воспринимается как профанное.

В структурной антропологии (К. Леви-Стросс) культ трактуется как особый культурный код, посредством которого определяются сходства и различия культуры и природы, а также происходит коммуникативный обмен между социальными группами.

В рамках функционального и структурно-функционального подходов (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Э. Эванс

Причард, Р. Мертон, Т. Парсонс) были открыты прямые и косвенные, явные и латентные функциональные или дисфункциональные значения культа в структуре общества и личности индивида.

Семиология или семиотика (Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, Р. Барт, У. Эко, Ю. М. Лотман и другие) склоняется к тому, чтобы толковать любое явление культуры, в том числе и культ, как особый тип знаковой системы или текст. Главной особенностью культового текста, с семиотической точки зрения, является то, что он продуцирует себя в качестве интертекста, но не в себе самом, а в окружающей реальности (В. П. Руднев).

В социологии культ исследуется как особый тип религиозного объединения (Д. Джексон, Г. Беккер). Такой тип религиозной группы основывается на индивидуальном опыте, в отличие от секты и церкви, где господствует опыт коллективный, единство в такой группе обычно обеспечивается харизматическим лидером, с его уходом культ распадается.

Особую роль в исследовании культового сознания сыграла историческая антропология (М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф, А. Я. Гуревич и другие). На основе исторических материалов представителями этого направления было доказано, что различные культовые традиции могут закрепляться в повседневном мире и переходить из эпохи в эпоху, базируясь в коллективной ментальности индивида и общества.

Искусствоведение и культурология (Я. Буркхардт, П. М. Бицилли, К. М. Муратова и другие) рассматривают культовые предметы и культовую деятельность как форму религиозного искусства и культуры.

Итак, можно констатировать, что изучение культовой реальности осушествляется в рамках различных школ и течений современной гуманитарной мысли, чем мотивируется необходимость синтеза применяющихся подходов и методов исследования.

Объектом данного исследования является культовая реальность как социокультурный феномен, возникающий на базе коллективной ментальности.

Предметом исследования - взаимодействие культового сознания и культовой реальности в различных аспектах.

Отсюда главная цель работы - выявить феномен культовости, как особого свойства интерсубъективной реальности и сознания индивида, возникающего в результате их специфического взаимодействия.

В рамках данной цели решаются следующие задачи исследования:

• вычленить и описать феномен культовой реальности как особого типа психической реальности, обусловленной и обусловливающей культовое сознание;

• определить ментальность и картину мира как базисные мета-структуры, в которых проявляется культовая реальность и культовое сознание;

• исследовать культовую альтернацию как особую форму вторичной социализации индивида;

• изучить особенности знаковой природы культа;

• выявить структуру, функции и условия культовой социализации индивида как особого типа коммуникации;

• в качестве подтверждения теоретических выводов о природе и характере взаимодействия культового сознания и культовой реальности рассмотреть взаимодействие культовых структур нашего общества: православной культовой реальности, интернализированной в сознании дореволюционного крестьянина, и культового сознания советского человека.

Теоретических основы и базовые методы исследования.

Методологической основой исследования являются достижения современного гуманитарного знания в области исследования культовой реальности. В исследовании предпринята попытка синтеза феноменологического, семиотического и структурно-функционального методов. В своей работе мы опираемся на учение Л. С. Выготского о психических реальностях личности и феноменологию А. Щюца. А. Щюц переосмыслил идею У. Джеймса относительно «миров опыта», превратив джеймсовские «миры» в «конечные области значений», которые конечны в том смысле, что замкнуты в себе, и переход из одной области в другую невозможен без смыслового скачка - переосмысления окружающей реальности. Отсюда процесс взаимодействия человека и общества (социокоммуникация), по мнению последователей А. Щюца П. Бергера и Т. Лукмана - это процесс социального конструирования реальности, её интерсубъективных значений. Л. С. Выготский видел специфику человеческой психики в том, что психическая деятельность опосредуется культурными и социальными знаками. С помощью знаков, считал он, человек контролирует и направляет собственные психические процессы, конструирует свою психическую реальность. Необходимым условием этого процесса, как неоднократно подчеркивал Л. С. Выготский, является социализация, в ходе которой происходит превращение внешней социальной функции и деятельности во внутреннюю, психическую. Таким образом, всякая реальность, с точки зрения классика психологии, представляет собой сложную знаковую систему, получившую в осознании статус самостоятельного бытия.

Культовость в рамках данной методологии предстает как процесс коммуникативного конструирования реальности. Культовая реальность - это результат взаимодействия культового сознания индивида и культовой природы предмета (здесь и далее термин «предмет» будет употребляться не в субстанциальном, а в интенциональном значении), в ходе их взаимоотношений происходит трансформация значений повседневной реальности индивида и возникновение новых смыслов. Особое отличие культовой реальности от других «конечных областей значений» заключается в том, что процесс трансформации смысла происходит не только на уровне значений окружающей реальности, но на уровне деятельности индивида, который заново конструирует окружающий мир исходя из своих пристрастий. Базой для появления культовости является коллективная ментальность, из которой посредством языка человек экстернализирует в качестве возможных различные объективации окружающей реальности.

Вопросы интернализации и экстернализации культовой реальности рассмотрены в работах П. Бергера и Т. Лукмана. С их точки зрения, важной особенностью культовой деятельности является то, что она выступает в качестве особой формы идентификации субъекта культа. В поклонении индивид стремится уподобиться предмету культа, стать его частью. Иначе говоря, субъект стремится превратиться в объект культа. В результате этого происходит трансформация значений элементов повседневной реальности в иную - культовую конечную область значений, что ведет за собой вторичную социализацию - альтернацию индивида, равную по силе первичной социализации. Именно благодаря альтернации культовость как свойство объекта и субъекта закрепляется в сознании индивида в качестве интерсубъективной культовой реальности.

В социальном мире культовая реальность проявляет себя как сложная знаковая система, которая сформирована людьми и которой люди пользуются в ходе своей жизнедеятельности. Но эта система сложна и разнопланова, она включает в себя множество знаковых подсистем.

Возникает вопрос о том, что является причиной возникновения культовой реальности: сознание субъекта культа, которое наделяет явление культовыми свойствами, или само явление, порождающее своим культовым воздействием чувство поклонения в субъекте, формируя, таким образом, культовое сознании индивида. Данный вопрос может быть разрешен посредством анализа культовой реальности как коммуникативной системы. При анализе структуры культовой реальности полезно обратиться к рассуждениям Р. Барта о мифе как особой знаковой системе. Особенностью взаимоотношений культового предмета и культового сознания является их инверсия в процессе коммуникации. Индивид - потенциальный носитель культовости в своем сознании, - и явление, в объективированных свойствах которого заключена возможность стать предметом культа, вступают в коммуникативное взаимодействие, в результате чего предмет (явление) вызывает определенный ассоциативный ряд и прочитывается, декодируется сознанием индивида. Идея декодирования культовой реальности человеческим сознанием и кодирования сознания культовой реальностью следует из концепции У. Эко. Коммуникативный код, при помощи которого декодируется культовость предмета, в качестве возможности или вероятности содержится в ментальности коллектива и входящего в него индивида. Чтобы возможность превратилась в факт реальности, необходима благоприятная социокультурная обстановка. Если культовое значение предмета в качестве возможного не зафиксировано в коллективной ментальности, то индивидуальное культовое сознание никогда не сможет наделить культовостью данный предмет. Справедливо и обратное утверждение: если культовость не присуща сознанию индивида, то культовый предмет не вызовет у него чувства поклонения.

В отличие от других «конечных областей значений», например, мифа или искусства, которые могут существовать без трансформации сознания индивида, культ возникает лишь в том случае, когда индивид является одновременно и субъектом, и объектом культа. Религия может существовать как в культовом, так и в бескультовом качестве, например, в качестве религиозной философии. Верно и то, что культ индивида и коллектива не обязательно связан с религией.

Способом бытия культовой реальности в повседневном мире является интертекстуальность. Глубоко проникая в групповое сознание, культовые тексты продуцируют интертексты. Иначе говоря, культовые тексты вызывают к жизни особую интертекстовую реальность. Они являются частью структуры самой жизни, элементами повседневной жизни языка.

Важное свойство культа - его существование только в качестве группового сознания. Культовость, как разновидность интерсубъективного сознания, редко находит себе почву в массовом сознании демократических плюралистических обществ. Наиболее благоприятная среда для культа - замкнутые общественные объединения, получившие в социологической литературе название «культы» и «секты» (наиболее подробно они описаны в работах по социологии религии Г. Беккера и Д. Джексона). Культ как форма группового сознания может возникнуть не только на основе религиозных представлений. Так, культ способен сформироваться на основе творчества какого-либо писателя. Например, в начале 90-х годов поклонники произведений Дж. Р. Р. Толкина из его творческого наследия создали особый культ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основная особенность современной ситуации изучения феномена культа - расширение спектра социальных явлений, попадающих в разряд культовых, что позволяет говорить о существовании феномена культовой реальности как особой культовой системы, которая включает в себя предмет культа, культовые действия по отношению к этому предмету и культ как группу людей, осуществляющих данное действие.

2. Культовая реальность - это особая форма языковой реальности, основанием для возникновения которой является коллективная ментальность.

3. Культовая реальность может существовать только как интерсубъективный мир, экстернализированный и интернализированный индивидом в результате особой формы вторичной социализации - культовой альтернации.

4. Структура и функции механизма культовой альтернации могут быть рассмотрены в качестве особой коммуникативной системы, заключающей в себе возможность инверсии. Инверсия культовой реальности проявляет себя в самой знаковой структуре культовой реальности. Культовость как вероятностная структура знака заложена в ментальной природе и предмета, и деятельности индивида. При складывании благоприятных исторических социокультурных обстоятельств вероятностная структура интерсубъективной культовой реальности проявляет себя в сознании индивида, обусловливая тем самым возникновение субъективной культовой реальности.

6. Культовость выступает одновременно в качестве структуры и функции культовой реальности.

7. Культовая реальность советского российского общества своими корнями уходит в культовую систему православия и лишь модифицируется в сознании русского человека на протяжении XX века.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• показана бинарная сущность культа, состоящая из культовой реальности и культового сознания;

• исследован механизм взаимодействия культовой реальности и культового сознания как процесс вторичной культовой социализации;

• на основе семиотического подхода проанализирована сущность культовой социализации;

• продемонстрированы эвристические возможности предложенного феноменолого-семиотического подхода к анализу культовой реальности на примере современной российской ментальности.

Научно-практическая значимость результатов исследования.

Итоги исследования могут быть использованы как для научного исследования эмпирических данных о культовых явлениях истории и современности, так и для методического построения учебных курсов по социальной философии, семиотике, феноменологии и семиологии религии.

Апробация диссертации.

Содержание исследования отражено в четырех публикациях, учебном курсе по истории культуры Древности и Средневековья, который читался автором в течение трех лет на историческом факультете Комсомольского на Амуре государственного педагогического университета и в курсе по феноменологии и семиотике религии, который читается автором в Комсомольском филиале Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Основные идеи исследования были представлены на двух межвузовских научно-практических конференциях: «Литература в контексте культуры» (г. Комсомольск - на - Амуре, 1994 г.) и «Философские аспекты культуры» (г. Комсомольск - на - Амуре, 1997 г.), а также на международной научной конференции «Эволюция и революция: опыт мировой и российской истории» (г. Хабаровск, 1997 г.).

Структура и объем работы.

Диссертации в соответствии с содержанием и логикой материала состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы, включающего 228 источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Специфика взаимодействия культового сознания и культовой реальности"

Заключение.

Проведенный анализ взаимодействия культовости предметов культа с культовостью сознания индивида и возникающей в результате этого инверсии культовой реальности позволяет сделать следующее заключение.

Культовая реальность - это особый тип интерсубъективной реальности, объективированной в языковой форме. Основу для возникновения культовой реальности следует искать в установках коллективной ментальности, которая является обобщением и выражением общественно-исторической практики. Ментальность выступает в качестве ассоциативного поля, содержащего в себе возможности для образования интерсубъективной реальности того или иного типа. Культовость предметов и культовость как поклонение данным предметам извлекается сознанием индивида из ментальности в качестве особой вероятностной знаковой структуры, которая дешифруется как культовость и образует культовую интерсубъективную реальность. Декодирование реальности происходит в результате инверсии. Культовость предмета, заложенная социокультурной средой в качестве ментальной вероятности не будет распознана, если в сознании индивида не существует предпосылок для возникновения культовости. При благоприятных культурно-исторических условиях культовость предмета будет прочитана индивидом, погруженным в соответствующую культовую реальность. Предмет культа вызовет поклонение у индивида, тем самым обусловив превращение последнего в объект культового воздействия. Индивид как субъект наделит качеством культовости предмет, превратив его в объект поклонения. В результате данной инверсии возникает культовая реальность.

Таким образом, инверсия в культовой реальности - это процесс особого декодигювания интеосубъективной пеальности. в котооой г -1 - - г ■> - ± ^ ± У А культовость выступает одновременно в качестве структуры и функции реальности. Культовость в качестве функции сознания индивида выражается в поклонении предметам, в результате которого предмет приобретает культовые свойства. Культовость как структура предмета -это его свойства, способные вызвать чувство поклонения у индивида.

Однако культовость без легитимизации на интерсубъективном уровне существовать не сможет. Культовая реальность в обществе обнаруживается в групповом сознании, легитимируясь через процессы экстернализации и интернализации реальности. Следовательно, культовая реальность является коммуникативной системой, возникающей в процессе вторичной социализации индивида. Особенность данного процесса социализации состоит в том, что в ходе него происходит одновременная трансформация смысловых значений предметов окружающей реальности и смысла повседневной деятельности индивида. Поэтому социализация такого вида выступает как альтернация, то есть замена первичной повседневной реальности иной - культовой. В альтернации культовость - это одновременно и структура, и функция. По своей структуре и функции культовая альтернация напоминает первичную социализацию, в ходе которой индивид через близких медиаторов интернализирует и экстернализирует реальность. В результате культовой альтернации индивид через медиаторов культа - «духовных родителей» заново интернализирует и экстернализирует реальность, придавая ей посредством культа культовые свойства. Иначе говоря, культ выступает как наделение культовыми свойствами реальности и как реальность, наделенная культовыми свойствами.

В ходе альтернации реальность повседневной жизни «здесь-и-сейчас» индивида трансформируется в «там-и-тогда» культовой реальности. Стремясь посредством поклонения восстановить контакт с предметом поклонения, индивид переводит язык обыденного окружающего мира на язык культовой реальности, перемещая реальность повседневности в реальность культовости. Таким образом, каждый объект и субъект окружающего мира, будучи вовлеченными в культовую реальность, приобретают принципиально иной статус: повседневные «эти здесь-и-сейчас» становятся культовыми «теми там-и-тогда».

Подобная трансформация не может существовать в границах индивидуального сознания, индивид выпадает из социального мира, после чего он либо погибает, либо общество возвращает его из культовой реальности в социальный мир, проведя терапевтическую социализацию. Культовое сознание экстернализируется и интернализируется в социуме, в результате чего образуется особая группа последователей и проводников культовой реальности в обществе. В социологии подобные группы описаны на примере религиозных групп и получили наименование культов. Культы характеризуются наличием харизматического лидера, экстернализирующего культовую реальность в интерсубъективный мир своих последователей. Интернализация культовых идей поклонниками лидера происходит через культовую альтернацию в форме индивидуальной эзотерической практики, повторяющей путь альтернации самого лидера. В дальнейшем культовая группа проводит альтернацию новых адептов, таким образом разрастаясь и совершенствуясь. С исчезновением лидера культ перестает существовать. Либо у него должен появиться новый лидер, либо культ распадется.

Сегодня в условиях радикальных социальных перемен мы должны учитывать, что культовость является неотъемлемой частью нашей жизни. Опыт XX века показал, что культовым может стать любой элемент социальной реальности. Сегодня культовые проблемы занимают умы ученых, изменяя их повседневный мир, культовые произведения искусства трансформируют сознание своих поклонников, мы создаем себе культовых кумиров как на основе вымышленных, так и реальных прототипов, культовые лидеры вербуют своих поклонников из наших рядов, события истории откладывают глубокий след в сознании целых народов, становясь культовыми для многих поколений людей и так далее При этом культ может нести как угрозу, так и спасение обществу.

В ходе изменений социального строя в последнее десятилетие в России была разрушена прежняя система культовости. Российское общество в недавней истории уже однажды пережило подобную трансформацию. В начале XX века с приходом советской власти старая система культовости была заменена новой. Однако происшедшая трансформация затронула только содержание культовой реальности, оставив форму в неприкосновенности. Культ советского периода истории России сохранил культовые традиции нашего общества. Именно это во многом позволило советскому обществу быстро адаптироваться к новым реалиям и восстановить утраченные позиции в мировом сообществе. Сегодня мы переживаем трансформацию культовой реальности, которая подобно той, что имела место в начале прошлого века. На смену старому культовому содержанию приходят новые значения. Они с трудом укладываются в советскую культовую форму, так как происходят из иной ментальной среды, в которой господствуют иные культы. Сегодняшняя вестернизация российского общества вновь ведет к изменению культовой реальности нашей жизни, и это происходит не только из-за «искусственного насаждения» западной культуры через массмедиа. Вовлечение России в мировое информационное пространство - объективный и неодолимый процесс. От него нельзя уклониться. Стоит надеяться, что культовая ткань российского общества сумеет приспособиться и структурировать новое содержание реальности в близкую нашей культуре культовую форму. Исторический опыт на практике доказал это уже не раз.

143

В заключение хочется наметить перспективы и направления будущих исследований. Проблема анализа культовой реальности и культового сознания в дальнейшем может быть направлена на изучение исторических форм их взаимодействия. Особое внимание при этом следует уделить характеристике инверсионных процессов. Практически в работе не уделено место анализу современных культовых форм реальности - научной, художественной, политической и так далее. Не достаточно полно проработан вопрос о соотношении культовой реальности с другими видами интерсубъективных реальностей, например, с виртуальными реальностями. Все это и многое другое может рассматриваться в качестве перспективы дальнейшего исследования.

 

Список научной литературыТендит, Константин Николаевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь /Пер. с англ. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1997. -420 с.

2. Актуальные вопросы риторики и коммуникативной лингвистики. М.: Изд-во Московского государственного педагогического университета, 1996. - 144 с.

3. Арсеньев Н. С. Что у нас общего со Средними веками //Человек. 1996. - № 3. - С. 162-171.

4. Арьес Ф. История ментальностей. //История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах /Под ред. А .Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996. - С. 26 - 30.

5. Афанасьев В. Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.200 с.

6. Байбурин А. К. Некоторые общие соображения о ритуале //Аедшпох. М.: Изд-во «Книжный сад», 1993. - С. 4-15.

7. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. - 240 с.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика /Пер. с фр. -М.: Прогресс, Универс, 1994. 616 с.

9. Белых Е. Л. Личность в системе общественных отношений. -Орел: Изд-во Орловского государственного педагогического университета, 1995. 298 с.

10. Берар П. Религия в современном мире /Пер. с румын. М.: Политиздат, 1979. - 144 с.

11. Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива /Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания /Пер. с англ. М.: «Academia - Центр», «Медиум», 1995. - 323 с.

13. Берестнев Г. И. Зов несказанного: язык в его отношении к трансцендентным смыслам //Человек. 1996. - №1. - С. 135-143.

14. Бибихин В. В. Язык философии. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 416 с.

15. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. - 272 с.

16. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка /Пер. с фр. М.: Наука, 1986. - 256 с.

17. Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль /Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-е Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 166-212.

18. Богин Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста. -Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 1993. 137 с.

19. Бородай Ю. М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания. М.: Русское феноменологическое общество, «Гнозис», 1996. - 414 с.

20. Бруно А. Предложения к ограниченной истории ментальностей. //История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах /Под ред. А .Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996. - С. 66 - 74.

21. Брысина Т. Н. Сознание в современном мире. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1993. - 79 с.

22. Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М.: РИО ГЦОЛИФКа, 1993.- 180 с.

23. Бюргьер А. Историческая антропология. //История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования вобзорах и рефератах /Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996.-с. 30- 38.

24. Бюргьер А. Понятие ментальности у Блока и Февра: две точки зрения, два пути. //История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах /Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996. - с.43- 45.

25. Вассоевич A. JL Духовный мир народов классического Востока: историко-психологический метод в историко-философском исследовании.- СПб.: Издательство «Алетейя», 1998. 540 с.

26. Вебер М. Социология религий (Типы религиозных сообществ) //Вебер М. Избранное. Образ общества /Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.-С.78- 309

27. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира //Вебер М. Избранное. Образ общества /Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - С.7- 43

28. Взаимосвязь физической и религиозной картин мира. -Кострома: Изд-во МИИЦАОСТ, 1996. 186 с.

29. Власов А. Д. Приключения объективной реальности: Об отношениях внешнего и внутреннего мира. М.: МИФИ, 1993. - 158 с.

30. Выготский JI. С. Развитие высших психических функций. -М.: Лабиринт, 1995. 435 с.

31. Выготский Л. С. Мышление и речь: психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.

32. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 223 с.

33. Вэленс А. де. Феноменология Гуссерля и феноменология Гегеля //Феномен человека: Антология /Под ред. П.С. Гуревича. М.: «Высшая школа», 1993. - С. 329-341.

34. Ганичев Р. М., Арчегова О. Р. Премственность и трансформация мировоззренческих инвариантов. Владикавказ:

35. Издательство Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, 1993.- 196 с.

36. Гараджа В. И. Социология религии. М.: Аспект Пресс,1996. 238 с.

37. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 480 с.

38. Гвардини Р. Конец нового времени //Феномен человека: Антология. М.: «Высшая школа», 1993. - С.240-297.

39. Гвардини Р. О Церкви /Пер. с итал. М.: Изд-во «Христианская Россия», 1995,- 232 с.

40. Горелова В. Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь: Изд-во Пермьского сельско-хозяйственного института, 1993. - 167 с.

41. Григорьева Е. Г. Эмблема: принцип и явление (теоретический и исторический аспекты) //Лотмановский сборник. Т.2. Составитель Е.В. Пермяков М.: Изд-во РГГУ, изд-во «ИЦ-Гарант»,1997. С. 424 - 448.

42. Грушин Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 368 с.

43. Грязнов А. Ф. Естественный язык и понимание культурно-исторических феноменов //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - С. 239-256.

44. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. -Тверь: Леан, 1997. 288 с.

45. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 320 с.

46. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. - 368 с.

47. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396 с.

48. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М.: Знание, 1985. - 64 с.

49. Давыдов А. А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: Институт социологии РАН, 1993. 198 с.

50. Дашкевич В. Психофилософский трактат (введение в психоинформатику). М.: Фонд молодежи России, 1996. - 54 с.

51. Делюмо Ж. Ужасы на Западе /Пер. с фр. М.: Голос, 1994.416 с.

52. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта /Пер. с англ. Репринт, изд. 1910 г. СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1993. - 418 с.

53. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. -М.: Новая школа, 1996. 352 с.

54. Дугин А. Конспирология. М.: историко-религиозное общество «Арктогея», 1992. - 144 с.

55. Ефимов И., священник. Современное харизматическое движение сектанства. М.: ТОО «Природа и человек», 1995. - 320 с.

56. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия /Пер. с фр.; сост. М. Рыклина. М.: РИК «Культура», 1993. - 200 с.

57. Жидков B.C. Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПБ.: Алетейя, 2001. 640 с.

58. Закон Божий: в 5 томах Paris: YMCA-PRESS, 1956.

59. Закон Божий: вторая книга о Православной Вере. М.: Изд-во «ТЕРРА», 1991.-239 с.

60. Заличев Н. Н. Энтропия информации и сущность жизни. -М.: Радиоэлектроника, 1995. 192 с.

61. Западноевропейская и американская философия 20 века /Под ред. Л.И. Пахарь. Орел: Орловский государственный педагогический университет, 1995. - 302 с.

62. Зиммель Г. Социология религии //Зиммель Г. Избранное: том 1 /Пер. с нем. М.: Юрист, 1996. - С. 545-662.

63. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб.: Языковой центр фил. фак. СпбГУ, 1995.- 86 с.

64. Информационная культура. Информационные модели. М.: Дрофа, 1995. - 54 с.

65. Иорданский В. Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 319 с.

66. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах /Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996 - 255 с.

67. История ментальности в Европе. Очерки по основным темам. Под ред. П. Динцельбахера. //История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах /Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996 - С. 97-119.

68. Капитонов Э. А. Социология XX века: история и технология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.

69. Карасик В. И. Язык социального статуса. М.: Институт языкознания РАН, Волгоградский государственный педагогический институт, 1992. - 329 с.

70. Касавин И. Т. Магия: ее мнимые открытия и подлинные тайны //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - С. 58-82

71. Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. - 288 с.

72. Кассирер Э. Техника современных политических мифов //Феномен человека: Антология. М.: «Высшая школа», 1993. - С. 108123.

73. Киприянов Б. А. Общество, культура, цивилизация, личность. Орел: Военный институт правительственной связи, 1995. - 92 с.

74. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. -М.: «Аспект-Пресс», 1996. 368 с.

75. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

76. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 510 с.

77. Климов Е. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза //Общественные науки и современность. -1995. -№ 6.

78. Когнитивная эволюция и творчество. М.: Институт философии РАН, 1995. - 226 с.

79. Когнитивный аспект делового общения /Сост. Л. В. Меньшикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1995. - 20 с.

80. Колокольникова М. Ю. Проблема интертекстуальности. -Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 1996. 18 с.

81. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М.: Международный ун-т бизнеса, 1997. - 304 с.

82. Коэн Э. Перекрестки правосудия. Закон и культура в позднесредневековой Франции. //История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах /Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996. - С. 164 - 174.

83. Красноглазов А. Б. Семиотика. М.: Институт молодежи, 1995. - 121 с.

84. Крестьянство и индустриальная цивилизация/ Отв. ред. Ю. Г. Александров, С. А. Панарин. М.: Наука, Изд-во «Восточной литры», 1993. - 276 с.

85. Кривенко Б. В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1993. - 138 с.

86. Кузнецов А. И. Внутренний мир человека. Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 1994. - 290 с.

87. Культурология 20 века. СПб.: Университетская книга, 1997,- 640 с.

88. Кутолин С. А. Философия интеллекта реального идеализма. Новосибирск: Изд-во Сибирской академии путей и сообщений, 1996. -116 с.

89. Лаздин Р. X. Приглашение к переосмыслению объективной реальности. Екатеринбург: Дом науки и техники; МП «Уралинфо», 1992.- 59 с.

90. Ле Гофф Ж. Ментальности: двусмысленная история. //История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах /Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996, с. 40-43.

91. Лебедев С. П., Лидин А. С. Карма повседневности: Аура материального мира. М.: Яуза; Омега, 1995. - 224 с.

92. Леонович Е. Н. В мире языка и речи /Под общ. ред. М. Р. Львова. М.: Изд-во «Дидакт», 1993. - 68 с.

93. Лотман Ю. М. Выход из лабиринта //Эко У. Имя розы. -СПб.: Симпозиум, 1998. С. 650-670.

94. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Прогресс, 1992. - 271 с.

95. Лотман Ю. М. Между эмблемой и символом. //Лотмаиовский сборник. Т.2. Составитель Е.В. Пермяков М.: Изд-во РГГУ, изд-во «ИЦ-Гарант», 1997, с 416 - 423.

96. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель /Пер. с англ. -М.: Прогресс-Культура, 1993. 352 с.

97. Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев /Сост. И.Т. Касавин. М.: Республика, 1994. - 527 с.

98. Малиновский Б. Магия, наука и религия: Сб. /Пер. с англ. -М.: «Рефл-бук», 1998, 304 с.

99. Малькольм Н. Состояние сна /Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 176 с.

100. Мануйлова Д. Е. Социальные функции религии. М.: Знание, 1972. - 62 с.

101. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: «Алетейя», 1999. - 304 с.

102. Марков Б. В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - 232 с.

103. Мартин У. Царство культов /Пер. с англ. СПб.: СП «Логос», 1992. - 351 с.

104. Массовое сознание и массовые действия /Под ред. В. А Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1994. 149с.

105. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 2-е изд. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Школа «Языки русской культуры», 1995. - 408 с.

106. Мертон Р. К. Явные и латентные функции //Американская социологическая мысль /Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-е Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 393461.

107. Милов JI. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства //Общественные науки си современность. 1995. -№1.

108. Муратова К. М. Мастера французской готики. М.: Искусство, 1988. - 350 с.

109. Мышление и текст. Иваново: Изд-во Ивановского государственного университета, 1992. - 168 с.

110. Найдыш В. М. Фольклорная родословная квазинаучных мифологем//Человек. 1996. - №1. - С. 5-19.

111. Недельская М. В. Творческая личность: реальность и перспективы. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 1993. - 198 с.

112. Некоторые проблемы исследования социо-культурной среды: Вып. 1. Иваново: Изд-во Ивановского инженерно-строительного института, 1995. - 130 с.

113. Николаев И. В. Происхождение понятий. СПБ.: Образование, 1995. - 24 с.

114. Новое в социальной практике. М.: Институт социологии РАН, 1996.- 156 с.

115. О'Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: Операторы и Вещи /Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1996. - 135 с.

116. Образ жизни и состояние массового сознания / Отв. ред. А. А. Возьмитель. М.: Институт социологии РАН, 1992. - 132 с.

117. Образ мыслей и образ жизни. М.: Институт социологии РАН, 1996. - 165 с.

118. Орлов Б. В. Субъект. Объект. Эстетика: версии Бахтина, Гадамера, Лукача. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 1992. - 80 с.

119. Останин А. Н., Короткова О. В. Внутренний мир человека. Гармония формы и цвета. СПб.: Санкт-Петербургский Государственный университет технологии и дизайна, 1996. - 127 с.

120. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль /Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-е Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С.494-525.

121. Парсонс Т. Социальные системы. М.: Гнозис, 2000. - 672 с.

122. Парсонс Т. Структура социальной активности. М.: Социум, 1998.-400 с.

123. Парсонс Т. Функциональая теория изменения //Американская социологическая мысль /Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-е Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С.478-493.

124. Пешков И. В. М. М. Бахтин: от «К философии поступка» к «Риторике поступка». М.: Лабиринт, 1996. - 176 с.

125. Пиз А. Данкелл С. Язык жестов: как читать мысли людей по их позам, мимике, жестам. Позы спящего. /Пер. с англ. Минск: Парадокс, 1995. - 416 с.

126. Порус В. Н. Искусство и понимание: сотворение смысла //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - с. 256-278.

127. Православный обряд погребения: по учению Православной Церкви. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, Новая книга, 1996. - 47 с.

128. Принс Д. Вера как образ жизни /Пер. с англ. М.: Рус. Духовный Центр, 1993. - 144 с.

129. Проблема сознания в философии и науке. М.: Кафедра философии РАН, 1996. - 216 с.

130. Пространство и время в архаических культурах /Под ред. И. В. Следзевского. М.: Изд-во института Африки РАН, 1992. - 92 с.

131. Психология эмоций /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 304 с.

132. Пятигорский А. А. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 590 с.

133. Пятигорский А. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа /Пер. с англ. М.: Языки русской культуры, 1996. -280 с.

134. Рабинович В. Л. Алхимический мир и химеры собора Парижской Богоматери (К проблеме сопоставления) //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - С. 97-117

135. Раджиндер Сингх. В поисках внутреннего мира /Пер. с англ. М.: Информэкспресс, 1996. - 151 с.

136. Религиозная символика /Сост. Д. В. Пивоваров и др. -Оренбург: Книжное издательство, 1995. 22 с.

137. Религиозные верования /Отв. ред. В.Н. Басилов, И. Винкельман. М.: Наука, 1993. - 293 с.

138. Религиозные традиции мира: В 2 томах /Пер. с англ. М.: Крон-Пресс, 1996.

139. Религия и общество /Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. -М.: «Аспект-Пресс», 1996. 775 с.

140. Рихтер М. Латынь ключ к пониманию мира Раннего Средневековья? //Одиссей: человек в истории. 1991. - М.: Наука, 1991.1. С. 125-136.

141. Розин В. М. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 256 с.

142. Руднев В. П. Словарь культуры 20 века. Ключевые понятия и тексты. М.: Изд-во «Аграф», 1994. - 384 с.

143. Руткевич M. Н. Макросоциология: методологические очерки. М.: Отделение философии, социологии, психологии и права РАН, 1995. - 188 с.

144. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак: Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приокинское книжное издательство, 1993. - 264 с.

145. Сапронов П. А. Феномен героизма. СПБ.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. - 491 с.

146. Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. СПб.: Титул, 1993.- 184 с.

147. Слово и образ. Псков: Издательство Псковского государственного педагогического института, 1996. - 134 с.

148. Современная семья у народов зарубежной Европы: опыт этносоциального исследования /Под ред. О. А. Ганцкая, М. С.Кашуба. -М.:Наука, 1993.- 192 с.

149. Солсо P. JI. Когнитивная психология /Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. - 600 с.

150. Соссюр Ф., де. Курс общей лингвистики /Пер. с фр. М.: изд-во «Логос», 1998. - 296 с.

151. Социальная идентификация личности. М.: Институт социологии РАН, 1993. - 168 с.

152. Социальная структура и общественное сознание: новые тенденции. Н. Новгород: Изд-во ВВКЦ, 1993. - 86 с.

153. Социальные ориентиры изменяющегося общества /Под ред.

154. В. 3. Роговин. M.: Институт социологии РАН, 1993. - 178 с.

155. Социодинамика культуры: Вып. 2. Социокультурная дифференциация: в 2-х кн. М.: Изд-во института социологии РАН, 1993.

156. Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» /Под ред. Ю. JI. Бессмертного. М.: Наука, 1993. - 208 с.

157. Станеки-Козвоски М., Хейнс У., Фелленц-Усами Д. Мой мир и я: путь к единению. М.: Международный Фонд Образования, 1993. -218 с.

158. Структура общества и массовое сознание. М.: Институт социологии РАН, 1993. - 196 с.

159. Судас J1. Г. массовое сознание: в поисках новой парадигмы. -М.: ПМЛ Института Африки РАН, 1996. 112 с.

160. Тайсина Э. А. Философские вопросы семиотики: гносеологический аспект. Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.- 192 с.

161. Тарнас Р. История западного мышления /Пер. с англ. М.: Крон-Пресс, 1995. - 444 с.

162. Тендрякова М. В. Еще раз о социально-исторической прародине личности //Одиссей. Человек в истории. 1995. М.: Наука, 1995.-С. 125-140.

163. Тихонравов Ю. В. Религии мира. М.:ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1996. - 334 с.

164. Топров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. - 624 с.

165. Тэрнер В. Символ и ритуал /Пер. с англ. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1983. - 277 с.

166. Уилхелм Д. Коммуникации и власть /Пер. с англ. Б. Диановой. СПб.: МП «ГРОТ», ТОО «ПНД-Систем», 1993. - 144 с.

167. Фаминицын А. С. Божества древних славян. СПб.: «Алетейя», 1995. - 365 с.

168. Фатиев Н. И. «Возможные миры» в философии и логике. -Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 1993. 150 с.

169. Федотова В. Г. Истина и правда повседневности //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - с. 175-210.

170. Феноменология искусства. М.: Институт философии, 1996.264 с.

171. Филиппов В. Н. Проблема сознания в философии и педагогической практике. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1993. - 160 с.

172. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.324 с.

173. Фомичев П. Н. Современные социологические теории социального времени: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1993.-46 с.

174. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. /Пер. с нем.; сост. А. М. Руткевич. М.: Ренессанс, 1991. - 296 с.

175. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия /Пер. с нем. М.: Наука, 1993. - 173 с.

176. Фулканелли. Тайны готических соборов /Пер. с англ. и фр. -M.: «REFL-book», «Ваклер», 1996. 227 с.

177. Хаджж: Путеводитель паломника в Священный дом Аллаха /Пер. с арабск. М.: Международный журнал «Панорама», 1993. - 104 с.

178. Хазанк Э. Значение. Понятие. Имя /Пер. с нем. Иваново: Изд-во Ивановского государственного университета, 1995. - 96 с.

179. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет /Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993.- 334 с.

180. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества /Пер. с нем. М.: «Высшая школа», 1991.-192 с.

181. Хакер.- 2000 г. № 6 - 25 с.

182. Хачатурян Н. А., Хачатурян В. М. Средневековая культура России и Западной Европы: идентичность и расхождения //Цивилизации. Вып. 3. М.: Наука, 1995. - С. 62-80.

183. Христианство: Энциклопедия: в 3-х тт. /Под ред.

184. С. С. Аверенцев и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-95.

185. Цейтлин Б. М. Кос(т)ность языка. (Фантазия на тему Х.Г. Гадамера) //Человек. 1996. - №1. - С. 121-133.

186. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени /Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М.: Изд-во РГГУ, 1996. - 376 с.

187. Черепанова И. Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М.: Изд-во «КСП», 1996. - 384 с.

188. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться: Письма епископа Феофана. М., 1914. С. 185-186

189. Шабес В. Я. Речь и знание. СПб.: Образование, 1993. - 84 с.

190. Шимин Н. Д. Социально-философские проблемы семьи. -Воронеж: Изд-во Воронежской государственной технологической академии, 1996. 136 с.

191. Шпрандель Р. Мои опыты в области истории ментальностей. // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах /Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Издательство РГГУ, 1996. - С. 49 - 53.

192. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках //Американская социологическая мысль /Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-е Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С.526-541.

193. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» //Эко У. Имя розы. -СПб.: Симпозиум, 1998. С. 596-645.

194. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию /Пер. с итал. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.

195. Элиаде М. Азиатская алхимия: Сб. /Пер. с румын., англ., фр. -М.: Янус-К, 1998.- 604 с.

196. Элиаде М. Аспекты мифа /Пер. с фр. М.: Инвест-ППП, 1995.-240 с.

197. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения /Пер. с англ. М.: НИЦ «Ладомир», 1999. - 488 с.

198. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии /Пер. с англ. М.: Рефлбук, 1996. - 288 с.

199. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1996. 342 с.

200. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа /Сост. А. Д. Кошелев. М.: Гнозис, 1994. - 547 с.

201. Юнг К. Г. Йога и Запад /Пер. с нем. Львов: Инициатива, 1994.-230 с.

202. Язык и наука конца 20 века. М.: Изд-во РГГУ, 1995. - 432 с.

203. Язык и общество: Особенности и функционирования общей и специальной лексики. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1993.- 140 с.

204. Язык и эмоции /Под ред. В. И. Шаховского. Волгоград: Перемена, 1995. - 250 с.

205. Яковлев А. А. Модель мистического познания и рефлексия //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - С. 82-97.

206. Ястребицкая A. JI. Средневековый человек как историко-культурный тип //Средневековая Европа глазами современников и историков: часть 3 /Под ред. A. JI. Ястребицкой. М.: Интерфакс, 1995.1. С. 7-122.

207. Bally Ch. Linguistica generale. Milano: «Bompiani & C.», 1963

208. Barthes R. Mythologies. London: Cape, 1972.

209. Barthes R. Sade, Fourier, Loyla. London: Cape, 1976.

210. Barthes R. The Pleassure of the Text. London: Cape, 1976.

211. Barthes R. Writing Degree Zero. London: Cape, 1967.

212. Becker H. S. Outsiders: Studies in the sociology of deviance. -Glencoe: Free Press, 1963.

213. Berger P. L. Invitation to Sociology. N.Y.: Doubleday, 1963.

214. Foucault M. The Archaeology of Knowledge. London: Tavistock, 1974.

215. Foucault M. The Order of the Things: An archaeology the human sciences. London: Tavistock, 1974.

216. Gofman E. Asylums. N.Y.: Doubleday, 1961.

217. Guilbaud G. T. La Cybernetique. Paris: «P.U.F.», 1954.

218. Dürkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. -London: Allen & Unwin, 1954

219. Jackson J., Jobling R. Towards an analysis of contemporary cults //A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1968. - vol. 1. - pp. 94105.

220. Luckmann T. The Invisible Religion: The problem of religion in modern society. N. Y.: Macmillan, 1967.162

221. Ludovico Geymonat. Saggi di filosofla neorazionalistica. Torino.1953.

222. Mead G. Mind, Self and Society. Chicago. Chicago University Press, 1934.

223. Parsons T. Essays in Sociological Theory. N. Y.: Free Press, 1954

224. Pasquinelli A. Linguagio, scienza e filosofla. 2a ed.- Bologna,1964.

225. Rosiello L. Strullura, uso e funzioni della lingua. Bologna, 1965

226. Saussure F. de. Cours de linguistique generale. Paris: Payot,1972.

227. Schutz A. Collected Papers: vols. 1 and 2. The Haque, Nijhoff,1971.

228. Schutz A. The Phenomenology of Social World. London: Heinemann Educational Books, 1972.

229. Schutz A., Luckmann T. The Structures of the Life-World. -London: Heinemann Educational Books, 1972.

230. Weaver W. The Mathematics of Communication //Scientific American. -1949. № 181.