автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Содержание концептов Бог и Судьба в текстах пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Печенкина, Ольга Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Брянск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Содержание концептов Бог и Судьба в текстах пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Печенкина, Ольга Юрьевна

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Специальность 10.02.01 - русский язык

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Гехтляр С.Я.

БРЯНСК

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.

Введение.

Глава I. Вопрос об отражении в языке национальных особенностей народа и теоретические основания концептуального анализа в паремиологии.

1.1. Национальное своеобразие языка и картина мира.

1.2. Языковая картина мира как отражение национального миро-видения.

1.2.1. Психологическое направление.

1.2.2. Лингвофилософское направление.

1.2.3. Лингвокультурологическое направление.

1.2.4. Этносоциолингвистическое направление.

1.2.5. Лингвистическое направление.

1.3. Концепт - "квант структурированного знания" об окружающей действительности.

1.4. Концептуальный анализ в паремиологии.

Выводы.

Глава И. Концепт Бог в пословицах и поговорках.

2.1. Внутренние факторы, из которых складывается содержательная характеристика концепта Бог.

2.1.1. "Бог" как понятийная (логическая) основа концепта Бог.

2.1.2. Содержание понятия "бог" в лексикографии.

2.1.3. Лексические средства репрезентации концепта Бог.

2.1.3.1. Собственно лексические средства (лексема бог и синонимический ряд с доминантой бог), реализующие концепт

2.1.3.2. Синонимия и антонимия как репрезентанты содержательных компонентов концепта Бог.

2.1.3.3. Изобразительно-выразительные средства как репрезентанты концепта Бог.

2.1.4. Темпоральные и пространственные показатели и характеристики Бога.

2.1.5. Валентность и персональность как средства репрезентации концепта Бог.

2.1.6. Микрополе концепта Бог.

2.2. Внешние факторы, из которых складывается содержательная характеристика концепта Бог.

2.2.1. Бог и Человек.

2.2.2. Бог и Судьба.

Выводы.

Глава III. Концепт Судьба в пословицах и поговорках.

3.1. Внутренние факторы, из которых складывается содержательная характеристика концепта Судьба.

3.1.1. "Судьба" как понятийная (логическая) основа концепта Судьба и ее характерные черты, представленные в современных исследованиях.

3.1.2. Содержание понятия "судьба" в лексикографии.

3.1.3. Лексические средства репрезентации концепта Судьба.

3.1.3.1. Собственно лексические средства (лексема судьба и синонимический ряд с доминантой судьба), реализующие концепт Судьба.

3.1.3.2. Синонимия и антонимия как репрезентанты содержательных компонентов концепта Судьба.

3.1.3.3. Изобразительно-выразительные средства как репрезентанты концепта Судьба.

3.1.4. Темпоральные показатели и характеристики Судьбы.

3.1.5. Пространственные показатели и характеристики Судьбы.

3.1.6. Персональность как средство репрезентации концепта

Судьба.

3.1.7. Валентность как средство репрезентации концепта Судьба.

3.1.8. Микрополе концепта Судьба.

3.2. Внешние факторы, из которых складывается содержательная характеристика концепта Судьба.

3.2.1. Судьба и Человек.

Выводы.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Печенкина, Ольга Юрьевна

На современном этапе развития науки о языке ни у кого не вызывает сомнений утверждение, что язык является кладезем науки, культуры и истории. Каждый народ посредством языка по-своему представляет мир, это находит отражение, в частности, в свойственных языку данного этноса способах номинации, предикации, атрибуции и в других средствах.

Впервые вопрос о связях "этнос - язык - культура" был поднят в трудах Вильгельма фон Гумбольдта: "Язык есть как бы внешнее проявление духа народа: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык" (Гумбольдт, 1984, с. 68).

В последние годы в языкознании отмечается большой интерес к данным проблемам, идеи В. Гумбольдта активно разрабатываются. Однако, как неоднократно отмечалось лингвистами, роль человеческого фактора в языке пока недостаточно исследована, в то время как антропоцентрический подход к изучению языковых процессов позволяет выявить национальную специфику языковых механизмов, определить то, как человек влияет на язык и как язык влияет на человека и его культуру, а также, - что представляется особенно важным, - исследования подобного рода позволяют изучать народ, его менталитет непосредственно через язык.

В современных исследованиях можно отметить следующие направления:

1) язык и менталитет (В.В.Колесов, О.Г.Почепцов, И.Г.Дубов, Е.Е.Каштанова, Н.Л.Дмитриева и др.);

2) человек и картина мира (В.И.Постовалова, Б.А.Серебренников, А.А.Уфимцева, Е.С.Кубрякова и др.);

3) концепт; концептуальный анализ и картина мира (Ю.Д.Апресян, Н.Д.Арутюнова, Ю.С.Степанов, А.П.Бабушкин, А.Д.Шмелев, В.А.Лукин и др.).

Наша работа относится к третьему направлению, которое основывается на концептуальном анализе.

В основе выбора темы лежало следующее гипотетическое предположение: так как язык является средством отражения особенностей менталитета, то в процессе анализа важнейших концептов можно получить представления о чертах русского народа. Мы выбрали для анализа концепты Бог и Судьба, их рассмотрение должно было показать:

1) какие их содержательные компоненты выражены в анализируемых текстах и как в них отражены представления народа о данных явлениях;

2) какими средствами язык делает эти компоненты доступными для восприятия.

Актуальность работы определяется тем, что этнические особенности, свойственные языку, можно выявить, обращаясь к анализу текста. По признанию большинства исследователей, ближе всего к представлению специфических для этноса черт находятся фольклорные тексты, так как они "коллективно-анонимны, минимально субъективны, традиционны, устойчивы, являются "исповедью народа" и представляют собой образцы высокой культуры" (Хроленко, 2000, с. 79). Поэтому для решения важных вопросов, связанных с человеческим фактором в языке, актуальным представляется рассмотрение прежде всего этих текстов, начинать такой анализ имеет смысл с ключевых явлений русской культуры, к которым, в частности, принадлежат концепты Бог и Судьба.

Таким образом, объектом исследования в работе стали пословицы и поговорки русского народа, собранные В.И.Далем.

Материалом послужила картотека, в которой зафиксировано около 2500 иллюстраций, составленная методом сплошной выборки из сборника "Пословицы русского народа. Сборник В.И.Даля. В 2-х томах"; анализ проводился с помощью "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И.Даля. - В четырех томах, а также других лексикографических изданий.

Непосредственным предметом исследования стало выявление набора языковых средств репрезентации и основных структурных характеристик русских концептов Бог и Судьба, как они отразились в указанном материале; концептуальный анализ паремий, содержание которых в той или иной степени имеет отношение к представлению указанных концептов.

Работой была поставлена цель: выявить набор лексических, грамматических, стилистических ресурсов языка, участвующих в реализации исследуемых концептов, а также определить набор содержательных характеристик, свойственных концептам Бог и Судьба в русском языке того времени в его отражении в исследуемом материале.

Указанная цель определила постановку исследовательских задач:

1) изучение текстов пословиц и поговорок с последующей выборкой анализируемых единиц и составление картотеки;

2) выявление набора содержательных и структурных характеристик концептов Бог и Судьба;

3) установление признаков полевой структуры описываемых концептов (ядерных и периферийных средств репрезентации);

4) определение "ближайшего соседства" анализируемых концептов в концептосфере русского народа;

5) построение схем микро- и макрополей концептов Бог и Судьба.

Задачи определили выбор методов исследования. Использованы: метод наблюдения и сплошной выборки единиц; метод концептуального анализа, который основывается на компонентном, семантическом, логическом анализах, а также прагматический подход и элементы функционального и полевого анализа.

Научная новизна состоит прежде всего в том, что впервые был осуществлен подход к анализу паремий как к разновидности дискурса, что позволяет, на наш взгляд, по содержательным элементам анализируемых концептов сделать некоторые выводы об отношении русского народа к явлениям, стоящим за ними.

Также впервые в анализе концептов применены элементы функционального подхода, когда исследуемые явления рассматриваются с позиции плана выражения и плана содержания, в результате чего были обнаружены признаки полевой структуры в их понятийном и языковом выражении.

Теоретическая значимость определяется тем, что впервые к данному материалу были применены принцип поля и принципы прагматического и валентностного анализа. Материалы диссертации вводят в научный обиход новую информацию из области паремиологии, которая может заинтересовать фольклористов, лексикологов, лексикографов, культурологов и других специалистов, участвующих в разработке проблем: "Человеческий фактор в языке"; "Язык и этнос"; "Языковая картина мира и человек" и др.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания следующих вузовских дисциплин: общее языкознание; современный русский язык (разделы: лексикология, лексикография, этимология); историческая грамматика (в частности, вопрос о старших значениях); а также в процессе преподавания культурологии, философии, этики и при переводах русских текстов на другие языки и наоборот. Сведения и результаты диссертации могут быть использованы при проведении спецкурса "Русская традиция и русская культура в зеркале языка", который включен в программу кафедры русского языка Брянского госуниверситета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходя из того, что фундаментальную основу картины мира и языковой картины мира у каждого этноса составляют концепты, которые понимаются как дискретная содержательная единица ментального лексикона, отражающая отношения к предметам и явлениям реального или идеального мира, важно выявление содержательной и структурной характеристик языковых реализаций концептов.

2. Репрезентантами концептов выступают разноуровневые языковые средства.

3. Выявление набора этих средств возможно в результате анализа определенных текстов, в число которых входят фольклорные тексты, в том числе и паремии.

4. Так как, по признанию ученых, паремии максимально отражают обыденное бытие человека во всем его многообразии, то на основании анализа паремиологических текстов возможно составить представление о содержательном и структурном своеобразии концептов Бог и Судьба в русском языке.

5. Концепты Бог и Судьба входят в число основных в концепто-сфере русского народа, содержательная и структурная характеристика их языковых репрезентантов позволяет выявить некоторые черты русского менталитета.

6. Языковая реализация концептов Бог и Судьба в исследуемых текстах обусловливается мировоззрением русского народа.

Диссертация состоит из Введения, трех глав (I глава - "Вопрос об отражении в языке национальных особенностей народа и теоретические основания концептуального анализа в паремиологии"; II глава - "Концепт Бог в пословицах и поговорках"; III глава - "Концепт Судьба в пословицах и поговорках"), Заключения, Списка использованных словарей, Списка цитируемых и упоминаемых источников, Приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Содержание концептов Бог и Судьба в текстах пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем"

Выводы:

1. Судьба представляется таким понятием, которое является важным и актуальным только для человека. В силу своей природы судьба абстрактна и многогранна, все аспекты ее изучения (философский, религиозный, лингвистический) тесно взаимосвязаны.

2. Концепт Судьба в русском языковом сознании формировался на протяжении длительного периода, это отражают лингвистические средства его репрезентации.

3. Анализ лексикографических изданий позволяет говорить о том, что описание семантической структуры слова судьба обусловливалось идеологией времени выхода тех или иных изданий. Поэтому компонентная структура лексемы судьба в словарях советского времени и изданиях 19 - конца 20 в.в. значительно отличается. Основными компонентами полисеманта судьба являются: сверхъестественная сила, предопределяющая все события в жизни людей; волеизъявление высших сил; то, что суждено свыше; то, что суждено испытать; жизнь человека.

4. Лексема судьба, как ядерная лексема исследуемого концепта, реализует семы: "сила, наделяющая человека его долей"; "то, что дано человеку высшими силами".

5. Сравнивая семантическое наполнение лексем-репрезентантов концепта Судьба в лексикографической практике и в паремиях, мы пришли к выводу, что в исследуемых текстах их семантика имеет серьезные отличия, так как особенности языка фольклора, с одной стороны, и мировоззрение народа-автора, с другой, выявляют в их семантической структуре множество не учтенных словарями смысловых оттенков. Это в свою очередь способствует возникновению окказиональных синонимов и антонимов, значительно расширяющих содержательную структуру концепта Судьба и позволяющих более глубоко проникнуть в суть исследуемого явления.

6. Возможность концепта Судьба соединять в своей структуре противоположные, а часто даже взаимоисключающие явления позволяет охарактеризовать судьбу как антиномию.

7. Практически все стилистические фигуры и тропы (эпитет, сравнение, метафора, перифраза, эвфемизм, оксюморон и т.д.) создают образное представление о судьбе. Ассоциации, возникающие у человека в процессе формирования тропов, позволяют воспринимать абстрактную сущность судьбы сквозь призму физического мира.

8. В основе значения слова судьба - "высшая сила" - лежит антропоморфная метафора, с помощью которой создаются функциональные образы судьбы (гештальты): Источник благ, Судья, Гонительница, Обидчица и т.д.

9. Время и пространство в пословицах и поговорках являются сферой развертывания и реализации судьбы, которая обладает свойствами этих философских категорий (линейность / цикличность; необратимость / обратимость; объективность / субъективность; упорядоченность; объем / протяженность).

10. В ходе анализа выявлено, что лексемы-репрезентанты характеризуются активной и пассивной валентностью. Наиболее часто они вступают в синтаксические связи с глаголами, что позволяет говорить о судьбе как активно действующей силе, способной совершать определенные действия и оказывать влияние на человека.

11. Центральным элементом в содержательной структуре концепта Судьба является "предопределение", которое разворачивается в схему:

253 а) субъект предопределения; б) объект предопределения; в) содержание судьбы; то, что предопределено.

12. "Ближайшими" концептами Судьбы в концептосфере русского народа являются концепты Бог и Человек.