автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Содержание понятия "литературно-художественная классика"

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Гаврилова, Юлия Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Содержание понятия "литературно-художественная классика"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Содержание понятия "литературно-художественная классика""

ргб оа

О * * ' ' •

На нравах рукописи

ГАВРЙЛОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЛЙТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕШ1АЯ КЛАССИКА"

Специальность 10.01.08 - теория литературы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

МОСКВА - 1996

Работа пыиолпгпа iia кафедре icopiui лшертуры и художссгасином кулыури Донецкою iocj дирстешюю упипсрсшгсги ■

Научный рукоаадтель - докшр фн.ккшигкч'кшс ниуг.,

п|н)ф( ( < (1|> М.М. Гиршмап.

Официальные ошюисти -доктор фн.ш.штчи-кил. nay/:,

нрофссеор U.K. l eii; кпндтшг фн.юлошчсскнх ши:, дпдсИг A.A. I'oci iiyc.

Цедущля организации -ЛшсращшыИ iiiicmiyr

ня. A.M. Горькою.

Защита состошсл "_"_|______I'JUli г и_____па

аассдишш сисцпалиапрошшпо!и соиега Д.053.0.1.12 ири МГУ им. М.И.Лимоиос.оиа (111)89!) , i. Москиа , Нирпбм-иы юры, МГУ, I-biit корпус гумашиаримх факулыеюи, фп.м.ини'ит-ktiii факультет ).

С лнсссргацш-.й рюп.по о.пыкориимн и (шб.шокчи- <}>■( лолш»ческою факультета Могкоигкшо ior v.тареii'cimioiо ушшерсшета.

Лнгорсфера? pa;i!)C..;ian _______"_______________1!)!»(» г.

Л.II. Лпрамопко •

/' УнсиыЙ секретарь ' riiciiila.iiiaiipoliaiiKoio сши-га доктор филолотчьских паук, профеггор гк

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы д состояние разработки проблемы. Актуальность представленного в настоящей рабсгэ исслз-дрванйя заключается в том. '- что несмотря на кяоговвковув истории энергичного осмисления понятия "классическое", со-дерааяие ого не получало достаточной конкретизация.

Будучи интеллектуальной родиной осмысления втого коня- ' тая, античность надолго предопределяла его судьбу. И дело не только в том, что до конца и в. слово "классическое" прилагалось исключительно к древнегреческое я древнеримскому искусству, выступая "подспорьем каноНкзацаи"*. Кровная связь о антйчйостьи оказалась серьезной преградой на пути превраце-нал понятия "классика" в полноценный терний п обретения им Внутреннего равенства собственному смыслу.

Исходной точкой в осиаслепии "классики" было представление о то«, „ что "<...> лишь задаем числом и в исторической

2

перспективе классик ыохэт быть признан таковкм . В соответствии с атой достаточно устойчивой и до 17 в. незыблемой иетбдологической установкой происходит оформление содержательного "пространства" понятия "классическое".

Во второй половине ив. слово "классика" утрачивает' своп однозначность и начинает соотноситься уже не только с античными образцами, но и с искусством классицизма. Расширение значения "классики" представляло собой не "расщеплении"

Г

Гурвич И.А. Русская классика XIX века как литературное явление.- II.: ИзД-ВО РОУ, 1991.- С.Ю. 2

Элиот Т. Что такое классик?// ВЛ. 1эаа.- м е.- С.1вв.

иди "удвоение" его первоначального смысла . а. скорее, было его приращением, призвашши удостоверить, сделать видшой встетическуа преемственность классицизма и античности.

Нашченная классицизмом неоднозначность понятия "классика" оказывается своего рода средой его свободного становления и последующего смыслового роста- Благодаря искусству классицистов представление о той. что классик мо~ жег быть признан только "задним число«", оказывается всего лишь одним из аспектов содержания этого понятия: классик вполне может быть а "аавш". Все а то оказывается принципиально важным для возникновения и развития новой иетодолопш освоения "классического". Б ее основе - осознание того1 что условия дричасгиосги к классике определяются не только в кругозоре "обратной перспективы'': произведение может существовать не только в "классическом прошлом", но а.в собственном, - ещв< быть иохет, ив врхшаашц,- "классическом настоящем" . .

В русла такого подхода обнаруживается некий теоретический зазор в понятии "классика" - особый методологический "перелетом" I который офорьшетея я виде проблема: возникает ли художественное нроазведенае шэвш как классическое, то есть является ли оно таковым во своему пронеховдешш, шш же качество классического проявляется только в исторической перспектива - так сказать, а-розгвеюп?

В соответствии с тец, какой из сторон атой альтернативы отдается иредоочтвщэ, работы о классике можно- условно разделить на Два корпуса-

Представителей аервдго аз них иатервчует жизнь класса-

ческого произведения " в большом исторической времени"^. Это направленна представлено именами Д-Драйдена, Ш.Сент-Бева, Э.Р.Курциуса- Большинство современных литературоведов, также работают в предела! в той исследовательской установки (П-В-Палиевский, В-Е.Хализев, А-В-Есия. В-В-Кондаков, В-Н-Гусев и др.).

В другой методологической перспективе. ориентированной на прояснение онтологических, а вэ функционально-исторических. оснований классики муслили И.В.Гете и Ф-Шидлер. По замечанию 1.В-Михайлова. "<...> кому бы ни писал Гете, он не пытается разъяснять наиболее глубокий внутренний смысл своего произведений, ш как раз рисует очень ясный образ своего произведения как феномена, с который он, Гете, штат дело (курсив мой-Ю.Г.) .

Существенная роль в осмыслении онтологии классического нринадлезжг А.С.Пушкину, чей художественный опыт с самого начала отличался (так «е, как у Гете) высочайшей степень» осознания собственной творческой уникальности. Разумеется, я Гетз, и Пушкин не столько оценивали собственное - совершенное - творчество на фоне "несовершенных" других, сколько непосредственно оздади в себе присутствие некоторой объективно существующей сищ, за судьбу которой могли ответить только окж. И в атом смысла осознанная установка на

^Яализев В.Е- Нлзссмка как феномен Ксторгческого фуикционз-ювазш-литературы// Классика й соврвшшюсть. - М., 1 э э). -С. в а: ТДнхаЙлов А.В- Стилистическая гармония а классический стиль в немецкой литературе// Теория.лятературзыя стилей- Типолз-Гня стилевого развитая койоГо времена.- !3., 1 зав.- С.Ий.

классическое совершенство (своего собственного поэтического творчества) выступала в качестве конкретной формы их • личной ответственности за вто онтологическое "нечто", в достоверности и совершенстве которого они нисколько нэ сомневалась.

Среда современрмх работ о классике значительное изсто занимает рад коллективных исследований, проведении отделе« комплексных теоретических проблем ШЛИ им.А.М-Горького н объединенных общим названием "Теория литературных стилей". . Среди них особое значение принадлежит книге "Типология стилевого развития нового времени", прояснягацей закономерности формирования национальных классических стилей. Основной раздел книги - "Классический стиль" - включает В себя работы, определяющие содержание "классика" ,с точка зрешш условий в оснований, запрашващах шенно такой - классический -способ отношения к миру и его художественного освоения.

При егом авторы теории "классического стшш" оказыва-втея в двойственной методологической ситуации, когда привди-пнальнув значимость приобретают - одновременно - два описанные выше методологии и классика воспринтшется как ба с двух не сводашх друг к другу точек зрения (так сказать, и и "present contlnlus, и в "present Indefinite"). ИмвШО такая исследовательская установка присутствует, прежде всего, в работа? И-Ю-Подгаецкой, Н.К.Гея в А. В. Михайлова.

Представленное в в па работах понимание классики объединяет в себе и ее конкретпо-нсторнчэскув реальность к нечто, сучаствующее всегда как сейчас. В такой подходе онтологические основания классического оказываются уникальным СНОСОбОМ првТВОреНИЯ КЛаССИЧеСКИГ "present Indefinite" и "present conttniu»" в некоторую "превосходную степень" худо—

зжственности.

При довольно существенно« различии представленных подходов к проблеце классики, из: объединяет признание за ней статуса "иерархически высшей формы бытования литературы"^,

которую необходимо рассматривать "<...> как фундамент куль-

2

-туры в каздий исторический шшнт жизни народа .

Такому пониманию классики противостоят другое. основанное на предъявлении к ней довольно существенных "претензий". И список иызн в данном случае.такяе довольно представителен: И.Гердэр а Кан-Поль, Х.Ортега-а-Гассет и М-Бахтан.

Будучи, да. словам М.Бахтина, сшволаии официальной культурц и вшщая в себе лшь "шлна опыт саеца|ическоЗ части человечества, заинтересованной в стабильности"; классические образы да способны выразить "память противоречивого бггеяя" я уловить шдязиний голо о "зсеобъемлЕщего цэ-

3 " v ■

лого" . Поэтому, полагал Ортега-н-Гассет, к творениям антично! классики следует относиться "<...» не как к образцам, а как к назидательным ошибкам".

Однако такой взгляд яа проблему классики вряд ля является es абсолютным йтрацанзв!Ь поскольку сам U.Бахтин, несмотря на критическое откошензе к "офкцнаяыши" культурным сияю лам, признавал, что "<..-.» трагедии, Шекспир - з плана офщиальвой культура - корнями своими угодят во вн80$2циаль-

■'"Хализев В.В. #каз. соч.- О.еа.

2

Шхайлов A.B. Судьба классического наследия на рубеже Xvm-XiX вакоа// Классика и современность.- С.160.

3

Из наследия Ii.Ü.Бахтина// День поэзии.- М-: Сов- писатель, isaiс.7й.

ныв символы большого народного опыта"1.

Все вто свидетельствует о тон,что в самом развитии исторических противопоставлений "классического" и "неклассического" возникает предел, преодолевающий "разрыв" и полное обособление противостоящих сторон. Причем предел втот связан ■ ирежде всего с конкретными литературно-худоавстввнньая! явлениями, в качестве которых в выступили для ¡¿.Бахтина "трагедии" и "Шекспир".

В соответствии с в тем, анализ онтологии таких явлений, которые, оставаясь символами официальной культура, противостоят разрыву мззду "классическим" и "некласснчзскш" началами и препятствуют их окончательному обособлению, ксгат стать основой раскрытия внутренней логики поеягея "художественная классика".

Целью представляемой к защите диссертации к является конкретизация содзрганяя и внутренней логики понятия "лите-рэтурно-худоааствэнная классика".

- Общая цель исследования реализуется в систем слэдуицдх задач:

1. Рассмотреть кайр гомеровской апопен как яаленкз "цредклассической" архаики и проанализировать его переходный, эстетически неабсолютный характер.

г. Определить условия оформления эллинской классика в аспекте ее эстетически противоречивой сопричастности вне-встетической логике (гифа.

з. Прояснить классическую природу творчества А. С-Пушкина, основанную на установлении »гэзду человеком и мирон сггто-

1Из наследия М.Н.Бахтиаа.- С.77.

логических, отноаений совераенства. Материал исследования ■ - Б качестве материала для исследования избрани феномены эллинской и пушкинской классики. Основой их объединения в пределах настоящей диссертации послужила шешю их историческая "разноместаость"посредством которой - через явление классики - оказалась выявленной всеобще-уникальная сущность повзии в целой.

Возникая в предельно напряженных точках мирового литературного развития, явления эллинской и пушкинской классика воплотили в себе «ивуп действительность продуцирования £бще-встетических сшсяов поезии, когда "<...> все исторические содержания еще не переработаны"* и потому столь не-)& тодологической основой исследования послужил корпус философских идей М.К.Иаыардаавнлз, ' иступивших в' качестве посредственно знати-

"единой акцентной аиотеиц" (М.Бахтин), в пределах которой осуществлялась работа над диасертацээй.

Яреаде всего, мы опирались на основные положения его "метатеория сознания", цзнтральшш из которых является признание абсолютной неизвлэченноста человека из "созерцаемого им спектакля мара"^, та стихии его "думанья" а "говорения" о мире. Отсвда, до тозт И-Магардашага:, слздует пранцшгваль-

^Ынхайлов А.В- Судьба классического наследия на рубэке XVт-XIX веков." а. 151.

Р

'Мамардавгоши М., Пятигорский А. Символ а сознание (Метафизические рассуждения о сознании, символике а языке). -Иерусалим, 19es.-c.128. -

ная двойственность любого описания, предзтавляюцая состой условие "расширения сферы сознательного опыта", его существенных открытости и непредсказуемости.

По убеждении философа. задача состоит в том. чтобы "<...> максимально , далеко пойте в признании описательного характера любого описания (и одновременно, в признании, что есть вещи, которые невозможно описать), и тем сшым нейтрализовать кекоторыэ свойства описания <... >" ^. Одной из тают "нейтрализация" является феномен класса«!, предполагающий и учитывающий одновременное существование двух нротшюнологно направленных процессов, когда, с одной сторона, ноет осваивает мир посредством создания худоетствешого внсказнванкя о нем, а с другой сторопи, в процессе атого освоения обнарукп-вавтся такие аспекты ловтического битил, которые человеком не контролируются к тем более не поддаются худовоотвендаку осмыслению, йкзнш втеки неконтролируемым!! аспектами человеческого сознания определяется условия возникновения и разва-тия особой - поэтической- форш его объективации - худавзст-венвой классики.

Исходя йз етого, становление повтической реальности оказывается событием предельного (и непредсказуемого) расширения сознателыюго опыта, "открытием" сознания. С ето& точка зрения, чрезвычайно показательна работа ¿.В.Ахугаю "Отк-ритке сознапия , оказавшая серьезное шшшшй es общее на-

^Мамардашиш II., Пятигорский А. Указ.соч. - С. 118-119. ^Ахутин A.B. Открытие сознания (древнегреческая трате дин// Человек Е культур4Ивдивздуольвость в история кудапт"- -

И., 199Q.

*

правление диссертации,

Кроив того, в своем исследовании щ опираюсь на основные положения "Философии поступка" и "Зпт&тша словесного -творчества" Н.Бахтина, а т&кжа на идеи С-Франка, ЗяТ. Иванова, С.С.Аво-ринцева, Д.. 3. Михайлова, Ц.М.Рарпшавд, Н.К.Г8Я й В.В.Федорова. .

Научная 'новизна мзслвдоватгд

В работа .го-новому раскрывается содержательная сиецуфн-ка поетияескоЙ реальности Классического произведения; и на атой основе! а) намечаится ноыгэ Возможности анализа поэтической природа апозеи и законов орфарщввия влдйНской классики в ее противоречивом отношении к мифу г б) аргументируется новый .подход к изучении онтологических оснований классики Пушкина и соотношаияя в не! свобода й поэтического закона.

Пракг.-гчбсна,ч ззачшзсть работы ' Материали, иредставдетша в диссзртацта, иогуг бить использованы а вузовском а школьном преподавании теория и ИОУорш даературы, а мюкэ нря разрайогкй . спецкурсов по анализу и автерпрзтацна литературного произведения.

ДнроДадия работы

Основной шшдания диссертация излагаюсь и: обоуздались на научных сс-шларах кафедры теорий литературы и художаст-веШзбЙ культуры! на научяо-практнчеслих конференциях ДонГУ

(4990* 1991, 1Э9Й, 1983, 1994, 1998)

По тоиа диссертации подаю топлено 1 публикаций-

Структура яеслэдованад

Диесвраедй состоит из введения, двух глав и закдазче-кил- Общий объем работы - И? отраняЦ; егшеок аспользовяшгай .штературы втШйЧавт в Себя Ш позиций.

СОДЕРЖАНИИ РАБОТЫ

■ ' "Впадение" содержи- в с&бе анализ существующих подходов к проблема, а также обоснований методологических принципов, определивших пйпровлйние исследования. . .

1 глава диссертации - "Эллинская классика: соотношение . внопеи и трагедии'1 - обосновывает тезис р глубочайшей по-, г р а н и ч н о с ? и феномена классики вообвде И еллшской классик:* в чаотлости.

В лерБс;.г разделе -_"Понятие вддшсхой классики" -

првдоргатеется пасты;окка ш1(традш>& проблема гловн - . ироЛв«« обялружархя ойчсеотэтичемсях смыслов, роедаюедябя в лрсипсле £яа;?.чодэЗсШ1я двух предельно разиоквчоогазшшх • одцчкотх "зазтШ". Культурна "пространством", в рамках каюр.то аротеошла ета естотически плодотворная встреча, тступклв'элтшгскйн классика-

Погражгчяость - ив бтом смысле противоречивость - вЛ-лиыской классики раскрывается! прежде всего,, в том, что в коззия она врвдстайт в облике трагедии. .

В раздела обосновываются тезис о том, что рождение даа-г.гческой реальности било освоением нового изморойил в пределах у.ТО энякоуого и.' е8к кязмооь, вполне обжитого и запал-шиного О^нерутакэ ипиога, - "более реального" плана

бытач. осуществленное елашской классикой, было следствием попадания человека в некоторую "фиксированную точку интенсивности" (Р.Декарт - М.Мамардаиойля), открнвшув сознании полую - ряноо давздштув - перспективу превышающего зрения.

Произведете, иозпикемцов'в результате такого- попадания, йрпобротодю сирдафическиа характер, что .свидетельствовало о рвдикзлыш измрприрл* п поведении всех участников

рождающех'ос!? астатического »обитая, Сиец;фш втого пн- . теп скВ но становящегося фецом&яа опрздзляласъ б го изначальной противоречивостью, способной вцнудать вой действительность) весь мир собраться в иерасторкашн единстве поэтической ' ре-' альности. Реальность виь пргдс.таздяла собой едялство пуаиа.л-пиально нового царлдаг, абйолитео отлачаицегося-йт всех предшествующих тлшв едакста и основанное за существенна юшх законах.

Факт возншшовзция втей новой реальности нарушил все до нее оуществумдае зшзаеншв коордааа?ц, поставил Иод сомнение привычннй порядок й&цей и иостййил ч&ловзчбсное сознание перед нейбходаыйстьы - омаз к львсех'да - считаться с 8й на- ' отъеилеишд присутствий« в пара,

Во второй разделе диосвртьцяц___-___" Зшдая ]_отаыовл&кь'а

реальности, "особого рада"- анализируется пзрекодний» астатически вбабеолатннй характер атизской аовмы.

!.!ы основывались. в п&рвуи очередь, на представлении о тем, что присутствие архааческрй опоиаи в щра новоевропейской культуру хвракузразуется .весьма сущайт&ешюЙ д а у -с м и с л в н ц а о V ь и, которая азклвчаетс»! С одной стороны, в Н2воэмо2шосгн адекватного Еоопряйтия йоаиы Гомере, а с другой, й продуктивности самого язадегштного бе воейркя-тия» шм "аегтиметшГ тюиеаьропейтщ ЬознашкЖ.' В 'атоц. смасле, йоклтятелький . по еяоэй амбивалентности материал представлен кй:йшвд«ей Г.й-Ф. Гегеля - Ьииболйе авторитетной й зшямльыоа из всад шеестша к пасгеящему крзмена.

В пярелюкташ гегал&нсг.ой логаси "особий анон^и

является следствием веко тори закономйрнистеЙ. действуши* ка только з прадглах ётбго мира, во а пне его. Кто ознячьэт,' Что 1гранцйш\пгЛно1чо различйя аввдг "миром" Ьпопеа л мирон,

как бы остающимся за ее Ьрэделаии* на сушватвует*

Но Гегёдо, опоп&я й нв оставляет ничего за своими гра-шщаш - так сказать, "to« себя": весь мир в его "всеобщэм состояния" оказывается лхлочваним-й эпическую поэму во

его далйото. к стало быть, поэтические гроюгцн бшлгеи, обрэ-двляядаэ ее целостность) "шервые полную внутри СеЯя"^, .к •грмйкда "всвобтахч 'епического состояния" мира совпа-д авт. На - в таком случав - шеет та смасд гегелевское высказывание о том, что втч&скнй мир попш - бто «йр впербыэ особый? Й есла да, то что сообщает ему статус о соек) го дара?

.Характеризуя способ отяошеялй мезду ошчоезотм'поэтом а изображаемая миром, Гегель утеерздаот: "<...> Поат должен еще целиком находиться внутри в тих условий, с г га форм созерцания. етой веры, и ему нужно только■присоединять поетз-ческое сознание, искусство изображения к првйдату, цродолиа-

щему еще составлять дал него субстяйциалънув ДеЯстйитель-

? '

ноеть"'.Двусмысленность гегелевской точки зрения заключаемся в том, что еыя вшческай мир. йодлвяйщйй йзобракеййо, действительно субстанциален, то есть, п о-н 8-стоящему " п о л о я в с е б е". то к нему решительно нечего присоединять. Ибо что ыовэт представлять собой остальной, независимый'" от изображаемого мира," нар поэтического сознания, кш: но сему оубставдиальнув дэйетаггельность? •

Тем по мэцое, гегелеиская интерпретация эпопеи допускает присутствие в повмо некоторого началё, остащегосл за пределами изображаемого -мира., в именно - "остальной" п "НЭЭВШСВМСЙ" действительности лоатичвекого сознания. "Эшз-

т

Гегель Г-В-Ф- Эстетика: В т.

?

Т'ам'яэ. С.<29.

- М- 1ST1. Т.з. C.42S.

ческий ьыр", соде радий всю суйатанцаальйущ действительность, оказышэтся вдарвиа "полним внутри себя" именно почему, чъ-о он абсолютно па предполагав т прасутствия н ceda эпического новта. Сама возможность суцвапювашя агшзской целостности определяется фахтш Н&арИС/ТО'ГВИЯ в ней сознания, ев^изобракаидаго.

Двусмысленность позиции опачоского поэта, которая, с одной стороны, является непосредственный продолжением субстанциальной действительности, s с другой - отрмцазтея миром эпической целостности, становится ноши качеством цоа-*ического сознания, навсегда расстающегося с собетвьазой "непрояснезяостьш" (Гегель). Тйкнм обравом, автор эпической поемы архаического тина определяется наш как субъект отрицательного йстетичвокого битил. Отрицание я данной случее оказияаатса конструктивной а с та -пгч а скоа-дошшантс а, в езоем родеуникальной и яадему художественаому опыту пршщшш-ально недоступной.

Эстетическая определенность с'гавбвяа^ййя шатачесяой реальности ннервые внетунйб* а. «воем положительном качестве в жааре классической алгиНсксй трагодан. Обосновании 8того вояоаейая посвя'лен тратий раздел дисскртшш - "Антипина епопея я трагедии^, оса^встетиескиа смыслы ианроваго взанш^ действия". "Отношение <...> трагедии и вносу , - ю Вяч.Иванове,- определяется именно ее шоп, ибо- .она! н«?-просто драматизация эпоса <...>, на его ■ переложена^,. транспозиция в другой лад <йодчеркнуто мною

В раздела виясняется, Что "перелошше" ешеа в другой^

"ЧЙашв Вяч. Вазшиснсшзнме трагедии// Архаический ритуал в . Золысяорных а рйШмттврагуршх цамятнякяхг - И., 1968.-■С.241.

лад. именуемый Вяч.Ивановым "античным минором", заключалось в том, что трагический поот оказался субъектом? поэтического битая, развйважщего смнош, ука содержимся в естетаческой судьбе еяичнекого поэта. Трагический поог, таким образом, обращает на' сзб'я то., что дзи эпического шзвца оставалось за' пределами- его рефдекежг. О оформлением жанра вцической поемы кпашв- ос.1ягол&ншй я традиционно освоегошй мир Осложняется прасутстаиеи в да« некоего факта, ожидавшего своего освидетельствования.

л _ ,

Продотввленшй в диссертации анализ позволяет сделать вывод о том, что доявлегтэ трагического йоета оказывается ответом на ето онтологическое требование. запрашивавшее человека оглянуться и соотнестсь с етой новой ''метиной факта" (Р. Декарт). Трагический поет ничего не. совершйет в мире: полнота его присутствия в бытии возможна благодаря pro па-Ейцтг трагического бездействия, или "вмсхзпии". Сущность отой позиции - d интерпретации того, что уже случилось в миро с появлением в нем фигуры отческого позм. Принвдкзетцая Арийютелш формула, онределкщая крайние но-лгса Трагической вшш, не случайно столь классически уравновешена: "сделвть нз зная; а сделав - узнать". Именно в в том алгоритме "трагического райаовосия" связываются воедино, в "круговую шруку едапой вншд' и ответственности" Ш. Бахтин) встетачески неравноценные судьбы епического и трагического поэтов.

Четвертый раздел - "Мифологический и поэтический космос (ми4> об Эдипе и трагедия Софокла "Эдип- царь")" - является опытом конкретизации понятия "классика" на материале одной из древнегреческих трагедий.

0 реферируемом раздели определяются усястм оформления еаМйШсой классики в асдаяге ее естатяодоки »ргшпюгочяаой сояраэдетло'сгя шеесгетнтссксй логике яяфч. Гязпад содертг-. в себе аойоотяттелышЯ алкдаз рчзлнтомх оиосохК"? упорядочивания мкра, в результате дейсувчя поторик а1оуи:ыцтсп, с одной стсрога, ггс^лоГтгеесмйЯ косчпе, п с другой - юсчос яоп-тиЧескай-

Трагедия ш роздршмжтг Л йе легвосмзсдоолот только один из фрагментов мифа, а ориентируется на яг-оЗто - по всей его полноте. ВожеогвешшЛ йссмуо уступая па территории становящейся ноетичеекой реодыюсга, иэ оставляет ничего за ее прзделпчи. Вез микологически?. заяонн "игодят" г» кир трагедия.

Трагедия обращавт свое худауусгаегтоо внвяшю та сдана способ связп из жду мифом л человеком. Ш сшол йолзгюзешгаго космоса, на Целесообразность челов5ческого пре&пзтглл в нем при втом нэ ставятся шд вопрос. Проблемой оказмваетед способность человеческого понимания соответствовать тем косшиеско! силам, которые .упорядочивают шр и дсляит- нэ~ дзеоофазннм присутствие человека в нем.

"Мифологический" Эдип, иытащийся уклониться от судьбн, поступает так потому, чте! он оэрадае соотнесен со оммелом богэств^ншгО космоса, изначально соразмерен ему. ,

КагдыЙ шаг "геологического" Эдипй заранее обусловлен механизмом тождества. Эдил пэ имеет никакой йоокотооти уклониться-от судьбн: уклоняясь, он подчиняется ей с точностью Часового механизма. Нейзвлоченность Эдипа из дара мифа' является условие» его полного, абсолютного присутствия в "смысле божественного космоса. Исходное неприятии Эдшои соб ственной судьбы - это способ.п снимания мирз, которое

ue ucauíi' би\ъ рагайочииц постольку» поскольку шшшш в vaicmi ивдз судама ему фороа уч&сшя в божественной космосе .

йдш - х-ерой ^рагедан Софокла оббсшкоьи "шдшщостью конкретного облика истшлг ш-ш^аадшаши) - тох-о, "что есть ua самой деда", z, coodcmmoi с етого начинаемся тра-Гддия. ЕроЛпймой ддл Эдипа окамшаемя то. что ов находится как tíu Ш( пзри^рл! истицы: ohi как С^дта близок к шк, но она. Ш£ ска&ать, "уйдадшатси* ov наго. Но сем факт попадания и ситуацию закрш'ос'т кстшш неушлима увлекав? Здипа в еш-центр нвуистрьфйчьши раскрывающей Тайны- И уклониться от втого Эди уже. из ía соезодша.

Исгпшное содеряанзд судьби бдаиа представлено даскрьт-но, " Kopo'íKtuiii всиашкаш "того, что есть", которые свидз-'seAbctB/iKí о сущвсжвовашв сграшой связи иеаду.' Вдшюы н веша dosajovütflHKM коомоссм. Присутствие Здада в и тон мире дискретного-бь&сяа абсолютно -немафодагидао * Преступав однажды звкани иафа - обеспокоившись недашшстью истины - он становится слабив ввеши в цеш .непрерывно возвращавдейся к се-<¡e ш^логэдеской дотаем. Й«шю. через ото слабое» звено -через сознааие царя Вдала - весь ошсл шфа, выведенный из тождества себе, со стрецитедьяой Скоростью устремляется В другой шр- BtiiíJ другим. topou, устровшны щашцщхаалъно но-другому, шхметсн становящаяся "реадьдос^ь особого рода" (С.АвершЦев)» .

Рассиотреааий в диссертации мзтерлал позволяет заключить, что шэтичвекай )íoí;)'íoc трагедии вцстраавается в строгом cooTtiS'tcTbHií'с ч'рпнмиг?;а$ ошибкой, совершенной героем. Одиночное шетуцает в качестве принципа новой поете-

ческой оаределецаосей мира, откриващей человеку возможности непредсказуемого сознательно!« опыта, который до

Совершаете сдабкя бал абсолютно йтот яогнй ознт

обуслййлииаёт офр^лог«« волоките лшэй вотвтичепкоП установки худо- жестйепйогр твор-Ьстпа. В отлягёай от впячвокого поэта, сущеструщего по законам отрзШ/п-елмЫч) йстетиЧвс-КОГО 6ЙТШ1, . ТР8ГОТ9СММЙ почт ич толпкс» Вб ЯСКДетВОТСЯ йз йгрп ЯЗОбрЙЖЯбЦИХ еобитлй« Во йвляотей ЯОПОСрвДСТовИНЮД я Яеобходкунм участником поатйчеекого целого трагедии- 3 соответствия с втяч, трагический поэт, лришзтшЬий пя себя ОТ-ветственшсть &а судьбу поеточеской целостности, яредстйет • в .качестве -субъекте нолс.тачельггого цотетячегкого бытть

Вторая главе диссертаций - "Путинская классика: отология совершенства'' - газет в ряду прояензвяв классической иряроди творчества А.0.Пуийаша< В глале $фзд«тзвлс1| апчлвэ трэгедаи "Скупой рыцарь" к повзстя "Пиковая двмч" л педактп их сопричастаосге собйтиЬ £азв&ртш»а?пгя кдяссяческого слова Пушкина ■

В парном раздело главк - "Ilrj.it а закон, проблема повтз-чеслого закона" - отделяются ЬакошЛерпости сеотяпшепгя свобода и йеоблодяностй в койтексто йуйкиИского творчества.

Неуловимая ореолок лхйоста Пушкйяа. глубок:« ещущеяяем внутренней свобода! проткнута его слоя а; "Ппйтя долито еу-Дить по йакойа^. ш самим над собой Нр;пишт»г? 'Ч В самой способе цостропвия пушкинского пвекпзкяаИяЛ о "зякотих" содержатся условия йиходй к реелйнш* осНоеаяили, ири'Ыпш феномена пушиШскоЭ свободч, за которой стоит и подаогя.Онтая, и полнота воли к бытии. Слова Пуикййя о законе*, по которвч "должно" судить поэта, как бМ устояевлиялот р«етм класск-

^Путшсия А-С-Полн-соб-соч.: В Ю-та тоне*.- М. 1Ч5в.Т.т.С.1г4.

чьскагр рпюшйщц и ызиа, которое иак^ичае^са- $ "уцьаьш ьд-дэть фьгдьиами и ыц)1А?&аць\i парорскткис'ЧС.фрьш;)^•

В ре4йр:»руьши раздала ойоейийшшйтм терис о той,' что в ь/ыкяивкйх пойтцчйскоц цйрз отводится рвалыхаб. действие тел&ков iíscto чахт вийктш óutjh, которые на поддаются вдракЯ огрг,шюеш|ас-л* человеческого рассудка- В кругозоре nyi¿¿-uaeí«vo. ^эрчеекого зреная шф как бы "ианеща^ся в скоби'ЧЦ.Машрдаоьшш), sa ьоиъ одцойрешнао учитывается к б'го "натурааьЕОб", объьттщщтис» состояние, и то, что с<5гьн'тт*глйатьйя - а силу сеоз& щьчльтй ираради - но ш-сознат&дмюй деятельности, в результате чего сцимаеюя дацо-щт• "40'лоаек-шф", "eyöifm - оЗъект" поаыанид". В coût--ветствиа b ьичш ^щшадаа&аац уназашш eirtjUKWÜ • йцтае ¡est, но oí* aï-oi'û иь muss д ь & с т в в « е л ь ц о. Слово Дуфлиаа - ыо слово, и котором "есть асе", à к шцу вполне нришаиш ипрйдзл^ниа Ц.Цаиьрдщоилд! evo- "локальное совер-кейв?ьо"> м ьсти Човерабнсгыа На.насте Достигается его ÄOKfijibapi ccuejiiBñHcíüo йос!р9дсТарм,«б]релаичбния pea&jtó аааей крйдетаат как Некая йЗоолютнап цьлсжушость, а человек - как нэчто. cyaiscïBêiiHo ыавмчдьнишв -из атого нршщипивльйс» пе-Прзр1.Ш®'Я\1 ЦУрй.

• Высказывание Пужчкнй о законах восцроизвадат щшвдш непрерывного судасгвствния мира* в ши как бы наьазыошо Поставить "точку" в сшсдв невозможности остановиться е Что-то, да кййцй дал а£бя tíu попадчеы в ситуацию са-

иадостатечного и всео^еилйцего тожества,' когда все. нахо-

^Франк 64lei»CTBacßsoö//ipäffit С.Л.Сочаазная.- М- ,18в0,-С.й05. ^Маыардашш'ла а.К- Картезкааскиз размышления.- 1.Ь, 1993. -C.iiî. ' ■

дящэеся за его пределами становится нэякгувАьжн. Цуияля утвгрздает. что поэта " должно судить" по нэкоторкл законам. . Но бдицс'гвепноА характеристикой ' атих законов является то обстоятельство. что их признал "иод собой" поят. Узким образе»!. новт определяется через-звкогш. а законы определяется через поета. й отлекой третьей поселки, никакого того основания в словах Пуптсша' пет.

Поэт и 08КОЦ прелстовляст собой тн бы "едтий конструктивный влечект" Ш.Вят'г.га) поп-п'шг.кого творчества. Й когда ьи берем его в аспекте свобода, ч-п во.'шлязтея фигура яоёта;я взятый й аспекте леобтолг.-юсти он д«т нем поатн-. чеокий закон.

Эакош» а которнх гоборп? Пустил, шэт "упнать" лиэь в той меро. л какой ЬсудестохшСя ;\х прпз:_'аниз "пчд Собой"; Узнавзняе в дя;*асм случве язлязтод глубоко шдампна поступком: Шжгзкаэ "судьи" по могут вслед за пойтом пройти этот путь узпаванил-нгизцэнтш законов ттсрческсго бытия. Позлим сул'-л оНтолопм6 скй нелозмежг^ : она абсолютна исшймеиа "транерэ^оналиш" (С.4ракй)хйректером того типа законов, по которым только и можно било б!< судгть поэта.

б разделе обосдавгапвтся гавоД о тем. что згкея становится повтичвеким только тогда, когдч человек (йсшт) осуществляет свои свободу зияния йтого закона. Только в процессе признания над собой. яспбЕодаиой логйяа становящегося мира, возможна идентификация законов втого станпачепвя квк поэтически. *

Во втором разделе гласи - "Скупой р.ш,арь" А..С..Пуккяна• Интерпретация классической произведения ..." - рас»фмгавтсп пршшипн, обеспгшяавдиз полноту классического присутствия в миро» ' а , также обосйовноаются услович с^ормотяяя единого и

едоственнохч? ра&тиэдского дашся,

' Герой урзгедий "Скучр& рыдарь" Ддьбер с сешгр начала действия прабцвьэт в накр?орой "мертвой точке", гак как "ва-коуи", Kovopiiiüi он руноводсгнонглся до вг>зх дар, исчерпали себя и теперь НбдзйатадаельЕн, Казд^рая ситуация, а которой находится Альйер о моцантз своего появления на сцэнз, опра-^олеий *a?awaafl "варйходицость - невоамокность", 0 одной • сторону, он дохшая "ю чт би то на стало" явиться на рыцарской a-ypfinpsi s о другой сторона, в слошшшейся ситуищш осуществить öto наийр&н?й нйкак нельзя-

Дальибйаеэ шьзданиэ Альб&ра определяется в силу действия шах-на другйэс законо«9рцосте.Й| наторив изнутри логики АяЦера бвсодатно щковд'родйруема.

ЦредойнятыЙ В'рафарйруецзм разделе еналаз 1 сцены трагедии позьржя ьаяьетъ сд'уёвдш вахода Альбера за ' уедала привычного для .него порядна аоцвй и его вступления в сферу действия Зйкоаоа нрщщишалько иного порядка. Gjjosü росгоа-шдка Соломона й то«, Что смерть БароНа мошат наступить нескоро (<...» Bor даст - лет десять, двадцать/ И даадц^ь пять и тридцать прощает он)"''",в буквальном рмнслэ выводят Альбера из себя. Роекэдак вннуздее^ fefo занять тану® позиции, с точки зрения которой смерть Барона не Только желательна i ко и необходима! "iu вргиь <■.• - бросает Альбер Соломону. Втмми аейрторожншад словами ¿льбер косвенно признается в свайй йьояэдййна открывшейся "правде"» в свете Которой отец Ее долааН) не ИУэет нрава пережить сына. Но Когда носителем атой "правды'' выступает не отец, а сын, ей "истйн-

1Пушаш А.р, Полн.ьоб.сочЛ'.б.О.гба. ^Гам Ае.О.ёев.,

ность" искажается . а сан становится преступником.

В соответствии с отид мир "Скупого рыцаря" претерпевает внутреннее превращение, увлекавдее его к "конечной катастрофе" (Гегель)". Таким образом, в 1-ой сцене трагедта представлена ситуация, когда "jra поздно", когда «яр "сцепился" за спинов Альбера невидшшм законом. И в атом случав - перед лицом этого' зшеона - "любое проявление человеческого достоинства узе бесполезно" (М.ИанардвЕвили)^.

В разделе обосновывается вшгод о том, что "неконтролируемое" поведение Альбера как бы прорывает последовательную цепь собатвй а продуцирует нозяде есгетзческне смысла, прев?.;-иащке созшшяе Альбрра п существующие, го ныели М.Бахтина,

"понт-го сетслз з цплз era собственной направленной шеезд о

Я1зш" . .Попадая вслед за Альйзроа з точку, г/п оя порастпзт лгать , ка csseu ваход и сомлу сознательному опыту s Альбеп окагь'пезтся гкяггетюм и ©которое нргшшщео его - яовга* чссдазз - созпйши, которое познает нгпроятзЕояькогть его состояний.

. Кар "Скупого рнцаря" ка:г бн "ехввчэп" в саетй ююаг рогкденшт поэтического закона, Наконтродаруейсо слово Аяьбэрэ ("Та upssi><.. .>") оказывается огаистенциальпым ирорапои о SE3I&, • СбеСП5ЧЯТИПЦ!3< сед полноту присутствия в бИТВЯ. СЕ0Я1 тщюЕэвояшт словэсшш поступком Альбер осутаг-чявг его'} перкай з реяажкдей шаг п сторону о'ятал, "вкгягяруя" себя п кен и разрешая себя к подяяяяой гзяня.

Поэтическая логика нэ внетуияот в качество шкоТОроЯ Первоосйош, еэ себя - едижй$У- пороадящой Йльберя ' ,

%ашзрдяпгршт U.K. йз лгзкцст о .Прустэ .G.2P0-р

•Бахтин Я-М. 8етика словесного творщегвя.- М.:йиэвв.с.»т.

категорически дектуицвй еиу каадой шаг. В известном смысле, саы Альбар иожет рассцатряваться как причина, шроадаащая шетическув логику. Многообразные астатические связи, благодаря когорны устанавливается поетическая непрерывность трагедий. ' разворачиваются из кивой действительности поведения героя, а с втой точка зрения, слова .Галилея о том, что в акстенсизаоу сдасло, конечно, мы не равны по цощи Богу, а в сшсде интенсивности - ш сощагаестщ шш еоприродоы его бесконечному шалаш», вршавиш а в нашей случае. В основ© в той интевсшзэй еоорачастдаста героя акту поэтического твор-чесг'ва - его попадание в "зазор первичного шага иира", когда все, что руководило поведением героя до вти* пар,ухе не имеет значения. В атоа "зазоре", в етой среде свободного становления, когда рефлексия Альбера сводится к нули - когда он себя "забывает1", его присутствие » бытии прпобретвет ва-Еэдуиашшй. "настоявщй" характер. И наоборот, становясь действительный для Альбера. бытие признает действительными такие его действия, которые до етих пор не била таковша. В втои гю&ои рекаме - реааш присутствия Альбера в бытиа- слова стазовятся вполне достаточными действиями, способными существенно повлиять на общее состояние шра.

В результате оказывается сполна реальный убийство олово«, которое совершает Альбер в'ш,сцепе трагедии-

В третьем разделе главк "Повествование как форца выявления полноты бытия в "Паковой даме"_А-С.-Пункта -

представлен анализ пушкинского повествования как . прозаического способа классического отношения к миру-

В разделе обосновывается тезис о том, что известкование "Паковой связано с установлением факта такого

присутствия в чире, которой им&ут последствия дм самого ий-

pa. Слово в «ире Пушкина - это способ участия в структура мара. В соответствии с этим, пушкинское слово но привносит в !Щ> недоствщуп полноту в качестве некоторой абсолютной шз~ жизненной идеи - как ато было в условиях морально-риторической системы, а виявляет всегда преОиванцув , но лазь изредка открывавшуюся сознании сущностную сторону бытия. Со-Критость отой стороны битая преодолевается в пушкинском повествования, которое является ве столько событием рассказывания» сколько рефлексом самого рассказиваши; не столько

"сознаваемым содержанием", сколько "феноменом сознавашгл" -

т

самим "собиткеи, явлением сознания" . И именно в качестве етого феномзна созназашм повествование Пушкина оказывается феноменом полного, непрокзволыюго прзбяваяия в бытии.

Одним нз воплощений пушкинского ' nose ствсв это дьшлх) принципа является сливасвза поведение Гермаика. Изнутри сознания Германия существует зазор нзгду дйумл аскявчамзша друг друга начаяакя - страсгьз игрока и расчетом, протеворе-чивш соприсутствием которых определяется оятолятнееккй диско?4»РТ его направленной природа.

Двойственной природой Германва обусловлена онтологическая неоднозначность поэтического шра, астетическйи субъектом которого он является. Предельная аибшалектность втого-Ш!ра преломляется в нескольким сумсяовых' епткпоетлх: "фантастическое - реальное", "прошлое - будущее", "красота -уродство", "игра - расчет", "Ночь- день", "сон - язь", "ггро-

^Мамардашвиш U.K. Классический я зекяассяческий идеала ра-ЦЕОНаЛЬШСТН. - Тб. »984.0.7. .

ннчесхои и серьезное начала".

В диссертации обосаовнваэтся полозение о тоы, что двойственность оказывается нэначалънш», пврввгпшм состояниеи. поэтического сознанйя, соответствующего классическому отношению к бита. С етой »очки зрелая, повествование предстает способом савшадеаия шсовазсташг, казалось бы, сторон бытия-Посредством такого совмещения образуется вынужденная,.'па зависящая от волн сашхчз сознания встетзчзская позиция, суцэст-- вущая по законам, которые нз выводима на кз одной из совае-щаеша сторон. Позиция ата обретается няпрякенанм гудоаест-важшы усилаеы, в результате которого поэтическая реальность " IIekobqS да 1Ш" разрешается к биткв. Вне втого творческого усшшя ее ыовтаческое батш невозможно, поскольку оно начинает существовать только в случае енерпгшого преодолевая обцдз<ших "ирашчек- сознашш".

Двойственная природа "Шковой даш" определяет умовая, в которых происходит обращение сознания на себя, посредством чего устанавливается факт его аэсошешюго и шевдзго последствия существования. Такие условна как ба провоцаруш, ищшднюч к казна некоторые совершение особые сознательные , действия, которые, ta замечании U.Кайдехтера, являйся скорее йагаеы. чем сознанием. Пуишшскоз повествование есть.область онтологического уравнения, винуздавдаго поэтическое сознание существовать в режима наприавшого уяснения свозго равенства 0уиш, так как только в процессе 'втого самоотоа-десгвлгшя с шш ыоазиа иэггэу tíuvb ven, чч'о действительно существует и шеет шследствая.

В заЬерш&аие гяаш форм/даруется ышод о том,' что Сашм существенны!«}.- "уравнением", я&ааврад и основе иушклнской. классжса, явлис.-сй плодотворная »антология доэзиа а битая.

В "ЗазшстешпГ диссертации формулируются сбобщегарэ т~

воду.

- Основнне положения диссертация отраязпн в слэдущет публикации:

1. №,!ф - автор - худокествепная целостность: аспекты взаш:освязи(в соавторстве с И-У-Гиршано«)// Проблема автора в худоагствошюй литература. ИенвузовскЕЗ сборнщ научных трудов. - Каевск- 19эз.- С..50-64.

г., Миф-автор- худошствекнял целостность: аспекты взан-иосвязй (в соавторстве с Ы - ?1.Гиркханои> / /. Филологические пауки. - Ы.1зэз. N 3.-с.41-47.

3. "Пиковая дша" А.С.Пушкина: яапр а геро2// Дужовноо пвследоэ Пугооша ж соврекзнная культура: Тозпса конф. (2730 ОК*. 1590ГО- Дошщ, 1990. 0.42-44.

4. Белкпн как фсрнв рэалззацйа гйнрспого приншша го-всстя ("Нетель" А.С.Пушсшш)// Актуальнее запроси преподавания творчества А.С.Цушкзна а средней и шсшгЙ икём»: Тез.

конф. (28-30 октября "1991Г.}~ ДрНеЦК, 1991. 0.20-27.

5. Литературный род и 1гаф: сшцгфяса отношения (на материале новеста А. С. Путкайа "Пгкозйя дгив")// Целссяюсть художественного дрожзЕэдзнзя а проблзк! его еналзза п ш-торпрвтащш: Тез. ковф.(13-1в октября 1992г.) - • Донэгр, •

1932.- 0.67-68.

в. Эллянская гслассЕка: проблема соотноябягя зпогоя й трагедш// Тезисы докладов вузовской ковференщз профессорско-преподавательского состава ш итогом научво-нсслэ-дпват.и кэтод. работа: фал.науки.- Донецк, 199S.-C.40.

7. Литературной род п квф: дзалектнка взавюопроделэ-ния// Архетипы а стереотипа в еовроишгэй культуре - Дотвтр, 1995 (в печати). - а с.

Gsvrilova Yu.ïu. The content of the notion "the literary and art-classics",

Dissertation for $ candidate's degree in philology (speciality 10.01,08 - the theory of literature'). Donetsk State University, Donetsk, 1996.

By the copyright

ïfcis dissertation presents the experience of specifying the content and the inner logic of the notion "the literary and art classics". Clarified in this work is the sense centre of the notion "the classics" which is orientated to the ontologiçal "nodel" of the completeness of entity effeptively accomplished in"tbe local perfection" of a work of art. In accordance with this aim analysis has been made pertaining to the'relation between such genres as -epopee and tragedy, çhe correlation of poetic freedom and law, the role of Pushkin's narration and e nuuber of other specific problems. The principal proposition of the dissertation is the thesis .that the , classics ià the eabo<iifflent of real and live creation of general aesthetic senses Of poetry.

Key words: the plessics, rtiyth, epopee, tragedy, poetic language, narration.

3aic./■A-i'StCp. /00 SKS.PoTaiipHHT ynpciar