автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Соотношение человека и космоса в философской системе В. С. Соловьева

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Равицкий, Андрей Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Соотношение человека и космоса в философской системе В. С. Соловьева'

Текст диссертации на тему "Соотношение человека и космоса в философской системе В. С. Соловьева"

Курский государственный педагогический университет

На правах рукописи

Равицкий Андрей Дмитриеви^-"^

Соотношение человека и космоса в философской системе

Вл.С. Соловьева

специальность 09.00.03 - история философии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научные руководители: доктор философских наук, профессор Колядко В.И., кандидат философских наук, доцент Степинский М.А.

Курск -

1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...............................................3

Глава 1. Онтологические основания космологических воззрений В л. С. Соловьева.........................19

1.1. Всеединство Мирового процесса..............19

1.2. Соотношение понятий: «космос» и «природа»..38 Глава 2. Роль и место человека и человечества в Мировом процессе...................................67

2.1. Человек как свободный и активный деятель Мирового процесса...............................67

2.2.Понятие «София» и его методологическое значение в решении проблемы соотношения человека

и космоса.......................................94

2.3.Соотношение понятий: «человек», «общество», «человечество» и «Богочеловечество»............10 6

2.4. Эсхатология Вл.С. Соловьева как учение о постисторической стадии Мирового процесса.....127

Заключение............................................145

Примечания............................................152

Библиографический список использованной литературы.... 170

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема взаимосвязи человека и космоса относится к числу актуальных философских проблем. Это - особая сторона фундаментальной философской проблемы соотношения общества и природы.

В связи с начавшимся процессом непосредственного освоения околоземного пространства, развитием и обострением глобальных проблем человечества исследование философских аспектов проблемы взаимосвязи человека и космоса приобрело особую важность. Усложнение человеческого бытия влечет за собой все более усиливающееся отчуждение человека от мира, ведет к экзистенциальной атомизации, фатальному неприятию оптимистической перспективы развития .

Чтобы познать данную проблему и найти эффективные пути ее решения, необходимо обратиться к ее истокам, историко-философским корням. Особый интерес в этом отношении представляет философия русского космизма, одним из представителей которого является Вл.С.Соловьев. Русские философы и мыслители, представляющие данное направление еще задолго до начала эры полетов человека в космос выдвинули на первый план вопрос о соотношении космического и человеческого, создав плодотворный идейный запас, востребованный человечеством только в настоящее время.

Особая ценность философских воззрений Вл.С. Соловьева на проблему соотношения человека и космоса заключается в том, что его обоснование социальной сущности человека не связано с пренебрежением к его природному бытию. Напротив, у Вл.С. Соловьева отчетливо обосновывается идея

принципиальности природных оснований социального начала в человеке.

Предметом диссертационного исследования является концепция соотношения человека и космоса Вл.С. Соловьева.

Степень научной разработанности проблемы. Научные работы, посвященные исследуемой проблеме, можно подразделить на пять основных групп:

Прежде всего, это труды, в которых интерпретируется философский смысл понятия «космос» (Лосев А.Ф., Кутырев В.А., Павленко А.Н., Элиаде М. и другие).

В литературе этой группы выявляется философский смысл, рассматривается происхождение и развитие данного, ключевого для философии, понятия, освещаются его различные аспекты .

А.Ф. Лосев в работе "Античный космос и современная наука", реконструируя античные представления о соотношении человека и космоса, пишет, что демиург создает космос, а дети его создают человека по его подобию. И космос и человек после этого пускаются в самостоятельное движение. Человек и космос, произошедшие из единого, ответственны сами за себя и только на самих себя могут надеяться1 .

А.Н. Павленко в работе "Европейская космология: основания эпистемологического поворота" считает, что древнегреческом понятии космоса соединились две мировоззренческие функции: упорядочивающая (космос как "порядок", "устройство", "ранжир") и эстетическая (космос как "красота", "лепота")2.

Если в античности космос был "...конечным организмом, в котором целое (космос как таковой) и части (например,

наблюдатель) взаимосогласованы"3, если космологическому объяснению мира была присуща определенная целостность, то в Новое время появляется "монстр Нового времени - представление о Вселенной как бесконечном вместилище "бездне" Паскаля",4 которую на протяжении 17, 18 и 19 веков осваивала европейская космология. И только в 20-м столетии "...это освоение вновь - как и пифагорейско-платоновской античности, но независимо от нее - обнаружило потребность в представлении о целостности Вселенной, а, следовательно, и о взаимосогласованности целого и частей"5.

В. А. Кутырев ("Естественное и искусственное: борьба миров") под космосом понимает антипод живого, естественного, среду, в которой живое не способно развиваться. Кутырев пишет, что "...космос и природа, космос и жизнь, какую мы знаем на Земле - враги"6.

Совершенно противоположное толкование понятие можно встретить, например, в работе Мирча Элиаде "Священное и мирское", который, реконструируя представления традиционных обществ, уверяет, что космос, напротив, - это "всякая обитаемая территория", а "иной мир" - это уже хаос.7

Термин «космос» многогранен и многозначен, поэтому мы считаем, что при рассмотрении творчества конкретного мыслителя (в нашем случае Вл.С. Соловьева) необходимо четко фиксировать специфику воспроизводства его смысла в авторской версии.

Вторую группу составляет историко-философская литература, посвященная исследованию взглядов Вл.С. Соловьева (Рашковский Е.Б., Гайденко П.П., Зернов Н.М., Кувакин

В.А., Лосев А.Ф., Соловьев С.М., Трубецкой E.H. и другие) .

П.П. Гайденко в работе "Человек и человечество в учении B.C. Соловьева" исследует социально-философские воззрения B.C. Соловьева и дает их критический анализ. Учение Соловьева о человечестве как едином организме по мнению Гайденко основывается на вере в прогресс и реальность общего. B.C. Соловьев "...воспринял общую для спинозизма и немецкого идеализма пантеистическую посылку, которая и определила его учение о всеединстве"8. Следует отметить, что П.П. Гайденко, выявив действительно существенные стороны философского наследия B.C. Соловьева, не очень обоснованно, на наш взгляд, критикует его учение о человечестве как тоталитарное и сводящее личность человека до роли бездумного "винтика"9. Мы считаем, что в философии B.C. Соловьева человеческой личности, напротив, отводится роль спасителя природы, космообразующего элемента.

А.Ф. Лосев в работе "Вл. Соловьев и его время" совершенно справедливо характеризует творчество этого философа как весьма противоречивое и неоднозначное: с одной стороны, философия Соловьева - это явный идеализм со всеми вытекающими из этого последствиями, а с другой стороны, и в этом оригинальность и уникальность соловьевской философии, мы находим у Соловьева идеи вечности материи и ее способности к саморазвитию в направлении единения с безусловным. Особо А.Ф. Лосев отмечает эвристичность соловьевской софийной диалектики10.

Е.Б. Рашковский в своем исследовании "Лосев и Соловьев" выделяет две фундаментальные посылки реконструкции философии Соловьева Лосевым. Первое - это оригинальность,

самобытность и структурная целостность философского миросозерцания Соловьева, несмотря на различные в разные периоды его творчества влияния. Принципиальная неизменность комплекса исходных воззрений в философии B.C. Соловьева. В ходе творческого развития взглядов философа имели место лишь различные вариации этих исходных позиций в различных социально-экономических и духовных условиях11. Соглашаясь с данными положениями, мы утверждаем принципиальное соответствие исходных положений (речь идет, прежде всего, об онтологии) ранней и поздней систем B.C. Соловьева. В средний период творчества Соловьева имело место его увлечение теократическими иллюзиями, развеявшимися к началу позднего периода его творчества.

Рашковский также высказывает ценную для нашего исследования мысль о том, что у B.C. Соловьева происходит условное удвоение Абсолюта в модусах сущности и становления, т.е. Абсолют "...не только творит "из ничего", но и вбирает в себя динамику космоисторической эволюции12.

Среди современников B.C. Соловьева, исследовавших его творчество особо следует отметить E.H. Трубецкого, в работе которого "Миросозерцание Вл. Соловьева" дается детальный критический анализ творчества Соловьева. Ценность данного исследования заключается в том, что E.H. Трубецкой прекрасно знаком с и с самим Соловьевым и с его философией, в силу чего его критика направлена на самые существенные аспекты этой философии. Наиболее ценным элементом философской системы Соловьева Трубецкой считает его учение о Богочеловечестве13. Это учение действительно является стержневым и определяющим для всех прочих воззрений Соловьева. В идее Богочеловечества Соловьев выражает

свои идеал предельного совместного совершенства природы и общества.

Племянник философа, С.М. Соловьев, в работе "Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция" производит детальное исследование философии B.C. Соловьева. Большую ценность для нашей работы имеют его комментарии к ранним произведениям B.C. Соловьева, отличающиеся предельной ясностью. Так, ссылаясь на ненапечатанную рукопись еще юного 23-летнего философа "София" С.М. Соловьев пишет, что по мнению Вл. Соловьева "...цель космического процесса -...создание индивидуального человеческого организма", а цель процесса исторического - "...создание совершенного социального организма"14.

Из современных исследований особо хотелось бы отметить работу В.А. Кувакина "Философия Вл. Соловьева", в которой в творчестве Соловьева, в качестве центрального мотива, который "...разительно отличает этику всеединства от всякого другого идеалистического учения о нравственности", выделяется "...утверждение неразрывной связи добра с единым космоэволюционным процессом"15. Добро реализуется в процессе становления, который и составляет сущность мирового процесса, причем становление добра прежде всего зависит от выбора индивида, обладающего свободой16.

Среди значительного числа диссертационных исследований творчества B.C. Соловьева хотелось бы выделить работу Асанбаевой Г.Д. "Гуманизм этики Вл. Соловьева", в которой обосновывается мысль о гуманистическом характере философии B.C. Соловьева, о том, что в ней человек выступает как свободный и деятельный субъект мирового эволюционного процесса. Асанбаева отмечает, что в философии B.C. Со-

ловьева обосновывается непреходящая ценность каждой человеческой личности17.

В этой группе литературы анализируется целостная философская система Вл.С. Соловьева, но вопросы соотношения человека и космоса в его учении не являются предметом специального рассмотрения.

В третью группу можно включить работы по истории русской философии (Акулинин В.Н., Бердяев H.A., Лосский Н.О. и другие), где творчество Соловьева не является предметом специального рассмотрения и выступает как составляющая одной из серьезных философских школ (например, философии всеединства) .

В.Н. Акулинин в книге "Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому" рассматривает философию B.C. Соловьева в контексте развития философской школы всеединства, основателем которой является сам Соловьев. В связи с целью книги Акулинин прослеживает те идеи B.C. Соловьева, которые нашли дальнейшее развитие в трудах его последователей. Последнее относится прежде всего к метафизике всеединства, в основе которого лежит представление

об абсолютном первоначале как "заприродном", сверхчувст-

18

венном мире . В качестве основной особенности метафизики всеединства Акулинин выделяет ее христианскую (православную) ориентацию19. Ценность исследования Акулинина несомненна: в нем прослежена история развития идей B.C. Соловьева в трудах его последователей. Однако общий характер работы не позволил автору подробно остановиться на интересующих нас вопросах.

H.A. Бердяев в своей автобиографической работе "Самопознание" дает глубокий анализ развития русской фи-

10

I

лософии. Немало внимания уделил он и философским взглядам B.C. Соловьева. "У Вл. Соловьева, - писал H.A. Бердяев, -была своя первичная интуиция... Это была интуиция всеединства. У него было видение целостности, всеединства мира, божественного космоса, в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора, нет ничего отвлечен-

2 0

ного самоутверждающегося. То было видение Красоты" . Это исходное положение философии Соловьева, верно выявляемое Бердяевым, для нашего исследования является очень важным, т.к. красота есть основная характеристика космоса, присущая ему по определению. Особо ценными оказались замечания Бердяева об эсхатологических воззрениях Соловьева. Он вполне справедливо замечает, что в эсхатологии позднего периода творчества у Соловьева происходит "суживание идеи Богочеловечества". Действительно, решение богочеловече-ской задачи в "Трех разговорах" Соловьев относит на постисторию, но, как мы считаем, не совсем точен вывод Бердяева о том, что Богочеловеческий процесс целиком вытеснен из истории, и что Соловьев разочаровался в исторических задачах. У Соловьева на заре исторического процесса происходит объединение христианских конфессий в единую церковь, что есть для него достижение социального идеала и выполнение главной исторической задачи - подготовление к процессу богочеловеческому, который и начинается на заключительном этапе процесса исторического.

В своей "Истории русской философии" Н.О. Лосский отмечает, что "...основным делом жизни Соловьева стало создание христианской православной философии, раскрывающей богатство и жизненную силу основных догматов христианства, которые в умах многих людей превратились в мертвую букву,

О 1

оторванную от жизни и философии" . Создание такой философии преследовало, прежде всего, цель превращения христианства в активную идеологию, направляющего человека на любовное преобразование природы.

В указанных работах речь идет о целостном пласте русской философской культуры, о влиянии ее на Соловьева. Общий характер изложения материала в данных источниках исключает возможность детального изложения в них интересующей нас проблемы.

Четвертая группа представлена исследованиями русского космизма как особого направления в русской философии конца XIX - первой половины XX века (Алешин А.И., Гаврю-шин Н.К., Гиренок Ф.И., Мапельман В.М., Семенова С. С. и другие).

Ф.И. Гиренок в своей статье "Интуиции русского космизма" развивает мысль о том, что в русском космизме возрождается космоцентризм древних греков, однако с оставлением возможности для свободного доопределения мира человеком22.

С.С. Семенова в статье "Активное христианство Н.Ф. Федорова в контексте нашего времени" проводит отличие космоса русских космистов, а в их числе и Соловьева, от космоса античных авторов. Отличие это, по мнению Семеновой, заключается в признании мира одновременно и несовершенным, и эволюционирующим.23 Для объяснения сути русского религиозного космизма Семенова использует, очень ценное, на наш взгляд, понятие "активного христианства", в основе которого "...лежит интуиция эволюционирующего, становящегося, незавершенного универсума и видение пути к Царствие Небесному как преображающей активной эволюции"24.

А.И. Алешин в статье о русском космизме в малом энциклопедическом словаре "Русские философы" выделил ряд общих черт, характерных для большинства представителей этого философского направления, в том числе и для B.C. Соловьева. Это - космоцентризм (точнее антропоцентризм), уверенность в наличии смысловой установленности целого и определенной (космической) миссии человека, идеи эволюционизма в самом широком смысле. Кроме того в данной статье отмечается, что русский космизм как предмет истории философии сохраняет свою актуальность и еще недостаточно изу-чен25.

Из диссертационных исследований по указанной проблеме хотелось бы выделить работу Савина А.Ю. "Проблемы взаимосвязи человека и космоса в русском космизме", где автор проводит мысль о том, что "...в концепциях русских косми-стов, несмотря на большое влияние на их творчество идей социального утопизма, социального преобразования в обществе не являются самоцелью, а лишь средством достижения единения человечества для решения глобальных проблем, возникающих в результате взаимодействия с природой, космосом"26. Савин справедливо пишет, что "...в русском комизме преобладает идея о зависимости судьбы космоса от человека, его разума и воли"27. В исследовани�