автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Сопоставительная типология западноевропейского и восточного романтизма: Байрон и Джавид

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Ягубова, Тунзала Тофиг кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Сопоставительная типология западноевропейского и восточного романтизма: Байрон и Джавид'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сопоставительная типология западноевропейского и восточного романтизма: Байрон и Джавид"

АКАДЕМИИ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени НИЗАМИ

РГь

О 2 шон ЩЦ

На правах рукописи

УДК 82.092:894.362

ЯГУБОВЛ ТУНЗАЛА ТОФИГ кызы

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО И ВОСТОЧНОГО РОЛ1ЛНТИЗМА: БАЙРОН И ДЖАВИД

10.01.03—Азербайджанская литература 10.01.05—Литература стран Западной Европы, Америки, Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

БАКУ—1997

Работа выполнена в Азербайджанском педагогическом институте русского языка и литературы им, М. Ф. Ахундова.

Научный руководитель: доктор филологических наук,

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

Ведущая организация—Азербайджанский Государетвеп• иый Педагогический Уннверсите! им. Н. Туси.

на заседании специализированного совета Д. 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы им. Низами АН Азербайджана (370143, г. Баку., пр. Г. Джавида, 31, V этаж).

С диссертацией можно ознакомиться в 'Центральной Научной библиотеке Академии наук Азербайджана.

Автореферат разослан « »__ 199 года.

профессор ГУЛ И ЕВ Г. К>.

профессор СЛДЫХОВ !\\. 3. кандидат филологических наук, доцент БАДАЛБЕЙЛ И У. И-

Защита состоится « »

1997 г. в_часов

Ученый секретарь Специализированного Совета

окцая ш>актешстш. работы

Обоснование и актуальность теми.

романтизм ш едстаьляет собок огромнуэ эпоху в историк развитая. шроаок культуры. Романтизм имел место практически во всех национальных литературах. Однако, несмотря на специфические особенности,ъо всех случаях обращают на себя ьтглание вде$шо-эстет^ческле константы, нозъоляюцие говорить о типологии мирового рсмантизьа, что на нинеинеы этапа развита каудд ухе но нуядзется в доказательствах.

!.Г«1роЕое литературоведение располагает богате&гаы опитом в области изучения романтизма - как на уровне конкретного творчества отдельных романтиков, так и в теоретико-типологическом алане. Причем ьторое направление более характерно для советское го, в том числе русского и азербаадханского,литературоведения.

Б отмеченной области несоыненнко заслуги принадлежат таким ученкм, как В.аргунский, У.^охт, В-Занслов, А.Дмитриев,!.Тимофеев, Д.ЬИрахыедов, К.Талыбзаде, З.Осмашш и др. При всем разнообразии подходов к проблеме романтизма его исследователи сходятся в одаш: это крупневшее явлешгз в миропок литературе, релевантное не только для истории культури, но и современности.

Понятие "каровой романтизм* вклвчает в себя два уровня: оСцеэстетотескке ценности, категории, позволяющие говорить о • типологии данного общего явлениями совокупность национальных роиантизмов. В пределах данных уровней иояно условно вычленить и региональные грашщы романтизма: "Запад и Восток", как известно, исторически запад я Восток раздаваясь отещдь не параллельно. Вместе с тем эта два региона никогда не раздавалась изолзроЕаняо друг от друга. Стррни Взролн и мусульманский кир всегда имела

контакты в самых различных снегах. Влесте о теы каадиИ регион вдел свею специ4;ад исторического развития. В частности неравномерность данного развития явилась причиной того, что хронологически романтизм на- Востоке раьвплся поьже, чем на Ьададе. И на Ьападе, и на Востоке толчкок к возникновению романтизма послужиди известные переломные исторические события, однако, несмотря на болыцув историческую дистанцию (столетие) и содер-

гзгельно-позтичесяую специфику, здесь обнаруживаются-созвучия,

*

■позволяющие ставить вопрос о типологии.

В нестокцоо время, в условиях новых научных подходов в облаем изучения классического наследия, отпеченных отходом от европоцентризма и тенденцией к западно-восточному синтезу, несомненную актуальность приобретает типологическое исследование эаледшЗго и восточного романтизма. в качестве первых шагов в данной области представляется цедесооСраэнш сопоставительное исследование - в контексте встетики роыантааиа - творчества ведувдх представителей этого направления в западной и восточной литературе, думется, нет необходимости доказывать роль английского рсишатизыа в западноевропейское литературе и азерба1даая-ского - в восточной. Точно таюе Г.е нуждается в аргументации место д*она Гордона Байрона в английском романташе и Гусейиа Дхавида - в а8ерба]даанскои, сопоставительное исследование творчества которых предпринято в реферируемой диссертации.

Основным объектом исследования являются образцы драматургического и диро&яического творчества Байрона ("Канн", "Паломничество ча!'льд-Г^Рольда") и даавида ("пбдис" и "Азер"), анадивируекые а аспекте романтической эстетики, а так^е литературоведческий опыт русских, азерса!даансках, английских игсле-

- 3 -

дователей в области типологии романтизма.

Недьв настоящего мсследовак1-л является сопоставзтедьнса исследование образцов творчества Байрона н дмгадв-кзх хер;:-* терных и наиболее ярких представителей ваиллгздва-.ропеЬскох'-з в. восточного роиантазма - для выявления общах д спеод?»че<здх особенностей, определяйте "роьантаческую таполекз*'«

В круг задач, поставленных в диссертации, входят ¿алекие следующие вопросов:

рассмотрение опыта азербайдазназех, английских я русскю: литературоведов ь областа г.зучения ро^гнглйг.а, в частносгл его-тлполотя.'-определенце сседардшг рогланпгческого нгшрахае;Б1л з западной ¡1 восточно!! латературлх;-сог;остаЕ^тел1Н1й енелпг образцов драь-атического и лиро-эпического творчестве ратина и Дгшгддз.

Теоретической ос;:ово" ¿'.ссегтэд: гл лсолу-.д:лд осгобололз-гзавде полойелгя трудов азсрсаГ,д£зяских, русских, англкйоягх исследователей роулнтизыа. В хеСоте гспольасьаи ссзозгак'.тэль-но-тгпологэтеск'.й метод.

Научная новизна, реферируемая работа аредстэвйдгг собой первкЬ опыт сопоставительного дсслодсвакдя вуриьзод&Ек£ г .Давида и д^.Г.БаЬрона в целях иивлеш-л типологии западноевропейского 2 восточного рсыаятиа^а. 3 частности, ¿с знзлгзу привлечены образцы характерна ралантачесгсз каагоз; дрша-икс-'е-рая "кзан" и поэма "Пелог/лачестзо Чайдвд-Г9ральдев(Д£.Г«1£йроч) а соответственно трагедия "Цблдс" ("Дешн") к ссаа-даетан "Азер" (Г.Дз^авад), рассмотренные о точек зреккя вде£на-текатя-ческого содержания, скеета, образной систем, '¿зяроао-стклеакх особенностей.

В ткполоютескоа плане ота ароазьедеаня расскзгравачгся:

впервые. Результата исследования дополняют иыеюциеся представления об эстетической ценности наследия оОопх романтиков, их .. вкладе ь романтическое искусство.

Практическая ценность диссертации обусловлена возмомюстьь использования ее положения в трудпх по истории и типологии азербайджанского романтизма, изучении наследия гусенка т^ль-л-да. Материал работы мог.ет окть полезен лги составлении спецкурсов по теории романтизма.

Апробация. работа выполнена и рекомендована к за-У1те в АПИРЯЛ ам.!,:.Ф.лхундоБа. Основные иолояяния диссертации н*и-ли отражение в докладах, зачитанных на республиканеких научных кокферекциях, в также статьях, опубликовании/, ь кьучнпх сборниках.

ртсукгуга диосеитацто: робота состоит из введения, двух глав, ваклшочия и списка использованиях литературы.

Рсноачое содержание раеотн

Во введении оооскоьиьчвтся выоор и актуальность тегы, определяются цель, задачи, методологическая основа, новизна и практическая значимость раооты.

В первой главе - "современное состояние романтизм в литературоведении" - В' соотаетсязумгах разделах рассмотрены основные тенденции русской, азерсг^датской, английской литературоведческой пауки в области исследования рокакгичесхой лите-

I

ратуры. В Целок рассмотренЯыИ опкт показю-ает за&етнуи актиьи-еащш в последние годи кок^о-.-тко-псторического и типологического кзучеетк рошштнгма.

I) русскок советском лктературэьеденпп осооке заслуга в ас-следоььшги роинтического направления принадлежат З.^игмупско-ку, К. Гуляеву, Г.Иоспелопу, у.Алексееву, у.Зсхту, В-Вансло-

ву, А.^мхтриеву и др. Методология трудов Ырмунскох-о и Поспелова исходит из концепции единства мирового историко-литературного процесса и основана на сравнительном изучении литератур. Именно Жирмунским впервые была с^орцужроваяа необходимость типологического подхода: "Цы можем и должны сравнивать м'.-глу собой аналогичные литературные явления, возникающие на одинаковых стадиях социально-исторического процесса, вне зависимости от наличия непосредственного взаимодействия мееду этими явлениями"*. ученый отмечал, что черты сходства при отсутстшш непосредственного взаимодействия и контакта могут быть названы историко-тинологическими аналогиями. Противоречия и отстава.чил общественного развития приводят к разновременности этих явлений в разных национальных литературах. Г.Поспелов, отмечая относительную ясность конкретно-исторического исследования рила нтич ее кого направления в той или иной национальной литературе, шесте с тем говорит о новой ступени в науке, связанной с сравнительно-историческим анализом: "типология позволяет понять и определить сущность данного явления, его необходимые конститутивные признаки ..., помогает вскрыть обц.чг закономерности ... изучаемого явления"^.

Все исследователи романтизма отмечает его чрезвычайную неоднородность. Романтики неоднородны по своей манере творчества, мировоззрении г т.д. романтическая по своему харак^ру идеология, психология была глубоко неоднозначной по идейной направленности и общественному значению в закисяиооти от отношения того иди иного класса, и процессу изменения обадст-

1 В.Ы.лИрйунский; сравнительное литературоведение. Восток и Запад.-.!.: Наука, 1979.- С.63.

2 Г.Посиелов. Проблемы романтизма »- д.: Наука, 1967.- С.47.

- б -

веннотполптичеекого . уклада. Например, б азербайдканской литературе представители романтизма 1905-1907 гг. отличались друг от друга не только индивидуальным почерком, щсш, тематикой произведений. но и ¿илосо^ко-эстетическими идеалаыи.Среда них были авторы, сочетавшие реализм с романтизмом,.и были поэты,' до конца оставшиеся верны только романтизму. Г.Доспелов отмечал глубокие различия в мировоззрении и творчестве английских романтиков: ВордсЕорта и Еолхридаа, с одной стороны, Байрона к Шелли -с другой. Н.Дьяконова отвечает, что "романтизм вырастает из ." всего комплекса теоретического и художественного переосмысления, наследия просветительства из необходимости реаить вопросы, поставленные французской революцией и буржуазным развитием капитализма в Европе"*. £тот комплекс переосмысления стоит за идеализированным сельским миром вордсворта, философскими поискам! Кольрпджа, утопиями щелли, историческими разыоканиякп скотта, воспеванием красоты у Китса, бунтарствсиЕайрона.

Наличие в романтическом направлении двух тенденций дод^да у»о первый .историк русского романтизма В.Г.Белинский, различавший романтизм "в духе средних веков" к 'новый", в зависимости от решения вопроса о соотношении идеала и действительности .

По мнении Н.А:. ГулЯева, художественный метод, при всей его целостности, поддается расчленении. В нем отчетливо проступает две составные часта: мировоззрение писателя и его художесввенное шяление. Если первое с наибольмей отчетливостью обнаруживается в идейной отрое произведения, то второе дает о себе знать презде всего в принципах построения образа, во всех элементах художественной формы, всевда содертательной в сьоей сущности. 1уляев

См.; Е.Дьнконова.' Английский роаантизи .- I,: Наука, 1978.' 2.230« . :

отмечал, "что рокаятлт - явление, корекяиееся в сашй' природе искусства"*.

Как бы продолжая эту мысль, у.Тохт в своей работе отмечал, что "романтические произведения возникает в условиях, пороздао-¡дах неудовлетворенность денствительностьв"^.

Крупкейвим вкладом в изучение романтического направления является работа з.Ванслоьа "Эстетика романтизма", в которой автор указывал, что для'толкования термина "романтизм" имеет значение высказывание <г.Плегеля о ток, что романтическое тождественно сапой сущности искусства 2.что только романтическая поэзия, подобно эпосу, мокет быть зеркалом округа где го иира.

указывая на «ярко выраженную антибуржуазную.... и не менее * определеннуа ионархо-аристократическув направленность3, автор ... отмечает и разочарование широких общественных слоев в результатах буржуазной революции, недовольство демократическкх сил, Л оценивающих последствия революции с точки зрения интересов народа, эта настроения выражались в "револэдионном романтизме" л который в английской литературе был предотавлен црезде земч) ... именами Байрона к шелла, тогда как "пассивное крыло" связывалось с поэтами "озерной школы" - Вордсворта, Кольридяа, Саути. Здесь идеалистическое понимание сути искусства сочетается с английской традицией сенсуалистического эмпиризма. Английские романтики хотели видеть красоту в правде.и правду в красоте; они активно искали и утверждали идеал. ." ,: ".

В работе В-Занслова определены позицш по вопросам метода . романтического искусства, его специфических особенностей у • '.•

Г Н-А.Гуляев. Вопросы роивнтазма.каз ГУ, 1969, 0.5. >, \ .г ..

2 Сл.: у.фохт. проблема романтизма,-й.: Искусство,1967.- С.27.'."

3 В.З.Ванслов. зсгетаяа ромавтнааа.- if.»I966-.r G.23., ; •'"''

прогрессивных и консервативных рошнхиков, дифференциации: романтизм ках метода, направления и роыаатши и т.д. в качестве одной аз опорных проблей эстетики романтизма рассматривается "двоешрие" романтического героя, с который связана своего рола поэтическая "семантика" странствований, бегства от общества, проаашш, уходов и т.д. исход этих искашй, как цраыло, оказывается трагический. Вместе с тш в качестве ипостаси пессимистического начала указывается лЗД'ещш опадлзи, оез чего ыеиыслии идеал, шражекие которого получает преобладаичее значение: "Положительное соэвдание духовных ценностей выдвигается яа nepeiti шшя в сравнении с критическим качалок, которое начинает играть едухебнуа ... роль"*.

Эстетика роиантйаьа чрезвычайно сложна, богата и иного-грешш. ы внешней разноречивостью п дестрото!; сувдешш, ьшеши, течении в развитая роыантивыа обнаруживается специфический круг проодек, закономерно т выдвигаемых а в определенной духе разрешаемых.

Весыда определенный интерес представляет теория западноевропейского рсмаятиаыа, разработанная проф.А.С.Днитриевыы. в предисловии к сборшсу "литературные манифесты западноевропейских романтиков" Дмитриев так хе, как и Ванслов, указывает, что понятие "ромавтааи* принадлежит отнюдь не только к сцдаре искусство знания. Наряду с известпшн общественно-политическими причинами, автор указывает на эстетические предпосылки романтизма, (¡.-ормировавихеся преимущественно в поздней Цросвецекии, задолго до Французской ревсдвцвв. романтизм есть утопия, nopoz-деняая ревультьтони французской революция, несуцая в себе отрн-

I В-Ваксдов. укав.труд, O.IC5.

цакие тех общественных отноаений, которые эта революция утьс^да-ла. как з теории, так и в художественной практике романтизм как одна из цющ идеологии не мог не отразить двоякого характзра противоречий французской ревададии, результаты которой отвергались с различных социально-политических позиций.

Проблема личности становится для романтиков центральной» вокруг которой группируются все остальные аспекты зх идейис-эстетических позиций. в исходных положениях романтической эстетики дознание мира - преэде всего самопознание. Антитеза классицизм-романтизм остается в силе (лозунг клвсйзщиамБ- - разум, романтизм - чувство). Основной эстетический принцип классицистов-аорлдок и регламентация, романтиков - свобода и произвол. По мнению А.Дмитриева, в целом справедливому, исходной (¡&ласофош& базой романтизма является ярко выракевное идеалистическое шро-воззрение, развивавдееся в основной от субъективного идеализма к объективному. обширный круг проблем, представдаодес теорж> романтизма, во многой устремлен в с^ру философскую.

В исследованиях по романтизму одно из базовых подож21^5И связано с проблемой индивидуализма, который получает ра слабое шраление в творчестве. Идашвдуадисткческое начало роланти-ческого мировосприятия получило и то существенное плодотворное выражение, что именно в творчестве ранних романтиков берет свои истоки образ "лишнего человека", прошедший через всю литературу XIX в. романтика ощутимо распирали арсенал худохествешш.х средств искусства. ИМ принадлежит заслуга шюдотаорЕОй разработки многих новых занров: романтическая драма, всихологгчееяая повест4, лирическая поэма, баллада, лирическое стгхотзорекле. для осмысления теории романтпзца немаловажное значение даее? спорный-вопрос, диселе мало исследованный з дитерагурозедческсц

науке - вопрос о возможностях романтически*. типизации. романтическая типизация в данном случае сосредоточивалась на раскрытии внутреннего духовного мира, крухшейапм вдейно-эететпчоскии завоеванием романтиков в их искакшо. сил принцип историзма, в котором романтики такх« предваряли критических реалистов.

рассмотренный материал приводит к заклаченпа, что литературоведческие изыскания русских исследователей основаны на опыте как русского, так и европейского романтизма. Однако независимо от конкретного предаете они обличаются типологический методом, основанным на обккх а специи: сскли особенностях мирового эстетического явления, именуемого романтизме«.

В азербайджанском литературоведении слохплясь салюстоятель-наА традиция в области изучения романтизма - как в историко-литературном, так и теоретико-типологическом плане1. В аспь-кте рассматриваемой проблема.т.е. типологического изучения предмета, специального внимания заслуживав? труда Ы.д^ач.ара, А.А.Гад*2бва, З.Осиаялы. хронологически азербайджанский романтизм почти на столетие моложе западноевропейского. В отношении вопроса о социально-исторических предпосылках исследователи в целом сходятся з своих позициях: азербайджанский рокекгиьм досзаг апогей X См.; М.Че«*ер Азерба^чан одвби^атщдд рбмактхзм.Ьакы!

Аэернйшр, 1963.

А.А.Гедашев.романтизм и реализм /Боку:оЛ-:, 1972.

Ы.йлиоглу.Ьус07н Чавидан роыантиши.-ьакусАзвркгар, 1575.

ЭЛЗсиа^'ылов. Дун^'а романтизма зн 'аналзри ьэ Ь/се^'н чавад.Еаку

Оазш, 1963.

. Э.Здарэ^бДоа.МэйеммедЛада.-ра'З.-^азичн, 1=85.

Б.Осмавлы. Азорбаз'чан романтиклэри.-ьакыОазычы, 1965.

К. Эли ¿ев. Образная система азербайджанского роминтиада.

Автореферат доет.диссертацииЛзапу,1Э$С.

• К-Талнбзаде.Аобас СеМэт.-1#ку;К«Н'<лп1:,19б6 и др.

з начале XX в., то есть з переломную эпоху великих социально-политических потрясений, вместе с тем в зтои вопросе обращают на себя внишое некоторые нюансы. Так, конкретизируя

исторические причины азербайджанского романтизма, указывает на русску» резолициэ 1905 года, отдавая дань политическим приоритетам своего времени. в русле традиции русского литературоведения ученый ставит вопрос о "прогрессивном" и "реакционнш" романтизме, содераачий идеологический акцент. В то же время, исследуя азербайджанский романтизм, у^ктическп всех

романтиков относит к прогрессивным, подтверждая тем саыш неприемлемость этих понятий для истинно эстетических явлений. Более приемлема в этом плана позиция К.Талыбзаде, апвлдируэдего к понятна.: "активный" и "пассивный" в отношении роглактизма. ц.джа^р отмечал, что азербайджанские роыантнка отличались друг от друга не толысо индивидуальным почерком, вкусом; тематикой произведений, но л ^илосск^ско-эстетическшш идеалами. ученый выделяет среда азербаЕдаанских романтиков писателей, сочетвваих реализм с романтизмом ц.сюаат), поэтов, до конца оставшихся верит-я романтизму (Г.Дааввд, М.Хада), а такие авторов, переведших впоследствии яа позиции реализма (А..И1аш\ дж.дааббарлы). М.даауар акцентировал внимание на "бдецицыческшс чертах, присущих азерба!1дкаясксчу романтизму (идея "мировой любви", антитеза Восток-запад, романтический стиль и т.д.). Идея мировой л>хзви, которой отдели дань все романтики, берет свое начало ь цяло-содаи сууизмз. .Однако первая мировая война доказала несостоятельность этой идеи, благодаря чецу в творчестве ряда романтиков набдадзлссь изменение интонаций. Дрсблеш яйахиоошмввжй аавадаоД и восточна цивилизации осве1^ается на пршере тьар-

честьа г.Дьавзда а. к.Хдди, в которой цоишы идеализации западной культуры, наука, техники сиекяатся разочарованней. Первая ылровая во^ьа вокаазла пно51 облик "цивилизованного запада" и изменяла откоаеше к Западу У восточных романтиков. На передай! план выступает геыа лвдского несчастья, обездоленности. оскала для роиантпческнх произведений оьиш ареоле;.д: ¡*хра, воины, угнетения, созвучные ыотиваи творчества западноевропейских романтиков. ■ .

Освещение преолецы ри£аит*чвско*1 поэзии решается в аспекте традиций и новаторства, в данное контексте рассмотрены вопросы, связанные с хэнргии и образной системой национального романтизма. В частности, предночтекие отдавалось поэзии и драхатургиа.

Что касается ^ункцп^ традиционных образов, то указывается на семантические изменения ь новок вде^оы контексте.

В более "чистом" виде типология романтической литературы становится кредаетш коногра*ан А.Хаджиева "ро-шкг'иьи и реализм", по мнеш» которого исследование рсашнтиа^а без ретроспективного взгляда на истории изучения типов художественного творчества неучно несостоятельно. Цройлеке типов творчества уделено большое место в теоретических трактатах, суждениях поэтов восточного средневековья (А.Дьу^да™» Х«Тебризи, Низами). Глубокий теоретический интерес к ваконсмерЕоотлы реззигая художественного творчества, к проблемам типов творчества характерен для последующих периодов эотетичеокой шели. в русской научной традиций лакболее бедными сторонниками данной научной позиции являются ¿.Тимофеев, Н.1Уляех>. "тип творчества" - целостное единство таких кешпоиентев, как аредаетно-те^тическая основа, обрааног-здейкое содержание, ааяроао-речевея (¿ерца соответстдухь-

^iix романтических ш реалистических произведений, совокупность которых позволяет определить и/д произведения. однш из условий романтичности произведения, пс;.аслО романтизма предмета изосра-у:еи:-л, ставится и соотьетству^ео эстетическое отложение художника. Те-атпческал основа романтических произведении мировой литературы позволяет утверждать, что романтический тип творчества познает, творчески пересоздает и воспроизводит ирз^де всего духовиуэ сторону человеческой личности, человеческой кивни. А.Гада^еа останавливается нз прс^деме специфичности романтического художественного содержания, как одной из кардинальных ь тео^: романтического творчества. В целой данная позиция, труицх^ в литературоведении, достаточно обо- ■

снована, хотя аргументация ее вшллддт чрезмерно схематичной.

Оригинальное "прочтет';" рсызкт' lecxoro наследи прадлож— не зели осу-анли, выделившего две чорын романтического творчества в азербайджанской, литературе: романтизма ь русле нацкснзльной средневековой литературы и как кшссретао-исторического литера- ' турного направления. В работе "Азербаьдаавскге романтики" Ь.0ci.iSH.-ji укаьывасс, что романтизм в азербайджанской науке стал изучаться сравнительно поздно, исследователь связывает этот (*акт с тем, что романтизм cat', по себе в азербайджанской литературе появился позхе, чем в западноевропейской, т.е. zc~ ■ следования рсмонтка-а нояк!Лпсь почта одяоьрекенко с саммя ригаятичесдйьп произведениям. Отсутствие чет кок: методологии, неразработанность пригцапоз и критериев з области изучения романтизма имели следствием зячзстуа подход к ро;.:актэтеоклм произведения* с реалистический! керкямп. выработка нужных ■ ■ критериев, по мксла. ученого, доли® исходить из самого худо-

явственного явления, его спецкшки, которую предлагается именовать-романтической художественностью, романтическая же художественность есть эстетическое качество, присущее всем романтическим литературам.

Исследование этого явления в типологическом аспекте -на уровне романтических тем и мотивов - предлагается в исследовании В.Османлн, что позволяет определить национальную специфику и общемировые особенности азербайджанского романтизма. Исследованный на уровне проблемы романтической художественности материал позволил выделить такие темы, как романтическая свободе, романтическое бунтарство, культ чувств, "мировая скорбь", одухотворение природы и т.д. В каждой из тем вычленены специфические национальные мотивы (например, мотив обездоленности в романтической свободе), на уровне рассматриваемых мотивов обращает на себя внимание "выходы" в западноевропейский, главным образом немецкий (Ткк, Нова лис, Брентанс), и восточный . (турецкий) романтизм. /

В английском я а целом ааладном литературоведения обращает на себя внимание тенденция 'рассмотрения романги-ма кок своего рода предтечу модернизме XX веке, имевшая в ¿?иду в основном -"творчество таких романтиков, как Блейк, Байрон, Нелли. Что • касается своего рода ортодоксального романтизма, то здесь акцент делается на поэтов "озерной школы" - Вордсворта,.Коль-, ; ридка ,Де Квиаса.Примером подхода к эстетике романтизма с пози-. дай современной философии может сдулям, программный доклад ;, Герберта Динста "Отяосашш мелду наукой в литературой" (прото-. колы 71 конгресса до вопросам литературу и науки, Оксфорд,. 1954 г.). заслуживает особого игашше работы другого теоретика

- 15 -

Формализма и поборника модернистской поэзии АЙворе уиатерса: "Функция критики", "Проблемы и упражнения", уинтерс обьязлязт себя почитателем фомы аквинского и поклонником средневековой схоластической "логики" в философии и искусстве, к в связи о ■ этим, вменяет в вашу романтизму "чувственность его образов", чрезмерную эмоциональность и безответственную иронию 2УШ и XIX вв., которые каяутся-ему периодом глубокого упадка поазхз, а новое ее возрождение связвно, в представлении уинтерса, с; современным декадансом. ' -

В современном английском и американском литературоведении противостоят друг другу две точки зрения по вопросу о романтическом наследии и его значении для современности. Соглаоно первой из этих концепций, вся литература нового времени, от ХУШ в. до современности, определяется, в первую очередь,романтизмом. именно так строит свое исследование "Сию я современной английской литературе" Вильям Йорк тяндаль. "литература каиого времени,- пишет от,- принадлежит к великому романтическому движению, с которым мы связываем вордсворда и руосо"*. концепция Тиндаля, определяющего романтизм как'трайсдендентальЕое гцущев". направлена против реализма, историко-литературное значение которого она призвана умалить, другая точка зрения, прямо противо-полоаная, но столь не однобокая, сводится к снисходительному • третированию романтизма как своего рода исторического курьеза. Можно сослаться в качестве примера на книгу известного авглий-. ского байроновада питера Куэянела "Байрон. Гады славы"2, а которой поэмы Байрона сравниваются с чучелами птиц, которые сыатрят

X Ж.Т.Т1зи1*П. Уогсвв ю. ИоЛвга ВгАИвЬ. 1959.

г Р.<1ч«па1Л, Йзггоа. ТЬв Т»*гв «Г Тляййк, 1390;. В^О.

на нас с темных ыусейных полок своими блестящими, но стекляя-' ными глазами.

Безусловно, романтизм нельзя [»осматривать как нечто универсальное: это явление, исторически обусловленное и подлежащее исторической оценке. Но шесте с тем было бы ошибкой;

о

отсечение романтизма от литературной классики, космическая широта поэтическкх обобщений английское романтической поэзга, пантеистическое отождествление природы, истории и индивздуаль-ного сознания, воскрешекке древне}) - смоленской, античной, индийской миологии и создание собственных микологических символов - все это нельзя рассматривать как наивные заблуждения или. "эксцессы" романтиков, романтизм - и в этом его коренное отличие от поздкейяего декадентского искусства - сохранил острый и наЪряхешшЬ интерес х общественной вдзни. творчество английских романтиков неоднородно, между ними существовали далеко идущие разногласия, затрагивавшие краеугольные общес-т-венно-политичеокие, философские и творческие проблемы, рассмотренный литературоведческий материал позволяет заключить, что труды о романтиаме гла'ьныи образом имеют предметом конкретное творчество того или иного романтика, причем в разных трудах нередки разные трактовки одного и того же художника, так, обращает на себя внимание целая серия трудов, посвященных Бле&ку. Книга дх.Броновского "вильям Блейк: человек без каски" (1944) положила начало сопладъно-ксторическсиу изучению и истолкованию литературного .наследия Блейка. даон даядсей посвя-. тал Блейку, наряду с Бернсоы, довольно значительное место в . общетеоретической части своей работы "После тридцатых годов" (1965). В ней ливдоей дает социально-историческую иятерпрета-

цив, связывает творчество Блейка с революционной борьбой его времени. д.Л.Мортон в своем исследовании "Английская утопил" подчеркивает актуальность всех романтических поэм Блейка.

Творчеству крупного представителя "озерной сколи" Ворсворте посвящены такие книги, как "Поздний Вордсвортв',1?ЗЭ) Э.пит с.Рйто, "Единый Вордсворт" (1942) Г'эри Э.Бертон, труды Хелеч дарбиргир. все эти работы свободны от навязчивых по.чсков "иизофренических" расцеплений или подсознательных комплексов. ТМесте с тем, в большястве этих работ приобладает стремление во что бы то ни стало вернуть Вордсворту ту цельнпоть,которой он якоон всегда обладал. ■ .

Творчеству другого поэта "озерной школы" - кольридяа посвящено оольвде количество трудов, из которых в ре<рерир~?мой диссертации рассмотрены такие работы, как "Английский романтизм" (1946), статья о поэте жена Одара, "романтические пслты" Грэхема Хау. В них Кольридж характеризуется как поэт "бессознательных движений души" (Сэлингар), автор "субъективистского символизма и мифотворчества" (Г.Хау), ыиотик-спаритуалис? (Р.Спиэйт) и т.д., что дает возможность,например,сюрреалистам объявлять его своим соратником.

Особую гладу в литература по'романтизму составляет труда, посвяценлне Байрону, библиография которых насчитывает тысячу ' названий. Если до 80-х годов отдельные страница бзйронистши являли собой скандальнув хронику его биогра(рш, то последующий период отмечается более вдумчивым,профессиональным подходом к его наследию.

Первые серьезные монографические исследования о наследия Байрона появились га рубеже Ш-1Х отодэтей. В 1938 г. амерл-

."'''.'".-■'• - 18 -каяский литературовед Э.Мэрдаярум опубликовал заа'лденную семью

. годами ранее диссертацию на звание доктора филосоч^". "Байрон -: скептик и верущий", в которой призывает не путать пренебрежение к систематичности с интеллектуальной безответственностью.

ряд исследований написан, в соответствии с принципами, школ "новой" и микологической критики, рецептивной эстетики: даются фошалистические и экзистенциалистские интерпретации наследия поэта, обзор целого ряда трудов позволяет выделить следующие характерные черта: преимущественно (¡формалистский "

"подход к творчеству Байрона, изъятие из его произведений социаль-. яого контекста, скептитизм в отношении попыток "реконструировать" его мировоззрение. . ..-" Б развернутой форме основные черты английской "школы" v подучила выражение в ишге э.Бутерчгорда "Байрон" (1965), где 'единственным критерием художественности произведения' признает« . : его форма..Поэтому оообеяяо высоко оцениваются произведешь - поэта, написанные размером "ottava prima" > "Беппо"", "дон жуан", "Видение суда". 1утерфорд признает только легкого, ироничного Байрона, а не романтика-властителя дум целого поколения. t ' Для п.Ыартина., автор труда "Байрон: поет перед своими читателями" (1982), написанного в соответствии с принципами . . школы рецентивной эотетщси, - принцип формы малосущественен. У Среда наиболее интересных работ рассмотрено исследование Б.Реосела, который считал, Что Байрон оказал влияние на континенте, а за границей его взгляды на жизнь распространялись до тех пор, пока не превратились в факторы, влиящие на большие '. события. В .сознании Байрона присутствовала гритика управления , V;мирш,'в хегда она 'ре звава дась сдюаком глубоко, то принимала

- 19 - . форму титанического самоутверждения.

В английском литературоведении есть работы, в которых творчество Байрона оценивается очень высоко. Британский иссле-'

дователь г.Уилсон Найт характеризует его как величайшего поэта

\

со времен Шекспира, однако найт впадает в другую крайность, изображая поэта "рыцарем без страха и упрека?.Неправомерное отождествление понятий "христианский" и "нравственный" дает возможность у.Найту представив поэта веруюдим христианином, что не соответствует действительности.

В диссертации освещены содержательные исследования последних лет, посвященные отдельным периодам жизни Байрона и творческой истории нейоторых вахнейлшх его произведений: книги "Байрон в Саутвелле"! (1948) Пратта, "первое паломничество лорда Байрона" (1948).Борота, Байрок. щеллк и их кружок в низе' (1952) Клайна и другие. ' ...

Во второй главе - "обвде типологические черты и различия в романтизме восточном и западноевропейском11 - указанная в " названии проблема исследована на материале сопоставительного ■. анализа творчества Байрона и дравида; : V-

При сопоставлении литературоведческих трудов по романтизму выясняется, что романтизм, независимо от периода или места возникновения, есть типологически характерное явление для всей. • мировой литературы, наглядные примеры в этой области содерккт•. сам художественный опыт, особенно характерны сопоставления на у материалах контрастно-различных во временном и региональном-плане. ' . ''■■/.■'■■■:.;■ ■ :.' V Л' '

Предмет«! соаоогаштельного анализа явдяюоя Ъйраяда. .. . творчества корифеев западного (английского)'а■восточного (азер^

- 20 -

байджанского) романтизма-Байрона и Джавида.

Сопоставление творчества двух романтиков представляется целесообразным для выявления обцах типологически черт романтизма. В этом плане творчество дзл.г.Еаяронэ и г.джаьида представляет особый интерес, творчество дж.г.Евйрона является венцом западноевропейского романтизма, творчество гхаьвда - венцом романтизма восточного, выявление общих типологических черт представляется возможным при анвлиэе известных образцов накбблее типичных романтических жанров (драмы, иоэмы) в творчестве рассматриваемых авторов: поэмы "Паломничество чаЬльд-Гврольда", драмы-мистерии "Каин" Байрона,с одной стороны,и поэмы-дастана "Азер", драмы "иблис" г.джавлда - с другой. Все эти произведения являются этапным в творчестве этих романтиков, сходными представляется жанровые формы произведений, созвучной является их тематика, овязанная с мотивами Бога, дьявола, человека.

Проблема демониама затрагивалась в мировой литературе неоднократно (Гете, Бодлер, Шиллер, Лермонтов и др.). Байрон и Дхавкд, кивя и творя в разные эпохи, в разных странах, в разных традициях,обратились к одному и тому же образу - образу Сатаны. Цнтерео к религиозной тематике является органическим составлявшим романтического влечения к истории и проилоцу. 3 связи с рассматриваемой проблемой в дасселтацни затрагивается вопрос об отношении обоих романтиков к религии, которое не могло не повлиять яа идейно-образные решения в их произведениях, обе - драмы - "К8Ш" и "Иблис"-имеет обдав мимические корни. Байрон использовал библейский сюжет, но трактует образ Каина по-новому; каш - не братоубийца, а первый бунтарь-богоборец, обличитель несправедливости на земле. Основной вопрос в "каине" - это

вопрос "теодицей" т.е. бог всемогуц и всеблаг, почему же в .таре есть зло?", и встреча его с литером состоялась потому, что Кэин внутренне был готов к ней. квин сошавается э справедли- • вости кеговы, но не находит ответе на цучавдие его вопросы, более того - ему никто дахе не сочувствует. Однако и образ Лшимзра трактуется по-новому: он гордый мятежник, наделенный огромным обаянием. 3 характеристике Ляцифера есть момент, обций с драмой Джавида-. Люцифер - падший ангел, Иблио - ангел,("Möh иимди бир атеш, овгэт еььелчв мэлевдим") низвергнутый с небес. Однако здесь же заключено и различие.-в западной литературной традиции Демон либо пытается заключить союз с богом, либо, в лучшем случае, подталкивает других к борьбе с цель» отмщения богу, сатана для виде далек и от бога, и от богоборчества. Сходство у Байрона и даакуф прослеживается не только в харек-теристике сатаны, не только в его "происхссвдеюш",. но и в ми- . фических истоках. Ни 1юцифер, ни Иблис не гилеют о своем изгна-• кии из рая. Люцифер открывает глаза Каина на несправедливость;' . жестокость иеговн. Сатаяа ведет по кизни дрифа, демонстрируя . ему людские пороки, и у дравида, и у Байрона коарикт .. заключен в борьбе против насилия, и Байрон, и дкавкд поют гимн челове- ' ческому разуму. Однако, по мнению романтиков, только разум как таковой не может сделать человека счастливым. -

Сопоставительный анализ "Каан"е, "ЦблнСа, позволяет выявить следувдие философско-эстетические мотивы в обеих пьесах: а) трагедия разума; Ö) испытание чувств; в) единство разума и чувства.

В образной системе произведений Бзйрона'и дязвидвгПро-

слеживается интересная параллель ~ ьсе ми^ичес: :е образы кме,-ют в себе человеческое содержание, героям по душе правда, пусть сакая отражая, поскольку вера' в добро так или иначе опровергается действительностью. Ибллс утверждает, что зло иреоивает не на небесах, не мистическом мире, это качество,-непосредственно связанное с человеческой природой и воле£.

, .Это положение стыкуется с мнением Байрона о том, что в человеческом обществе кить; .существовать раздельно от зла'невоз-' можно, общим у Байрона и у дм вида является один очень существенный момент: как'бы нк проявлялись "демонические" характеры, оке все гак или иначе сходятся в одной точке, а именно: человек учится борьбе, вдет спасения и помогает ему в этом мятежный дух - демон, сатана не только помогает прозрений, но и i

' искушает героя. Двдицяр говорят каину: , .*; ТЫ слышал ' '

Призыв мой, Каик? Если аявдешь знанья, .. ; ияк 8а мною -

" жагда утолитзя., Иблис советует Аркфу:

Озизем, чочуг олма!

Ариф, мам бах,

эчзи бурах, Ниос» гашглма.

"В отлитае от дхавида Байрон возлагает огромную ответственность на бога, по мнению даанида, человек caí.; несет ответственность аз сделанное ш» вло. к Гайрон, и Дгаиид, деля образы на аслок«вАь.нкв и мрзартельшв,' противопоставляя их друг другу, ;'ви««гед ;кагазагь, что в хзанх нет абсолютных сил и судеб, ни

- 23 -

Канн,ни дриу не ставят corte целью причинение зла кому-либо. Содеяв зло, оба героя мучаются угразенияш совести, отношение к теме зла в мировой литературе было' различнш. отношение к дьяволу складывается в очень большой степени из индивидуального мировоззрения художника. Кроме того, есть существенная разница в постановке этой проблемы з литературах Востока и óa па да. однако и Каин, и Иблис подшлюзтея в своем про- : тесте до уровня Прометея. В муках Прометея роадаетсд человеческое достоинство. В целом все драматические произведения на теш демонизма основаны ка антогокистическоы мировоззрении. В мировой поэзии демонические образы объединяет одна идея - счастье не'кокет онть основано на несчастья других, у дхавида Сатана ведет главного героя от преступления к преступлению. И в конце концов "Арж?, оплакивавший гибель каждого ■ хпвого существа, превращается в убийцу, подняасего руку ка человека ради денег. Арио, сове пал в преступление, кие? их первопричину во внесшей среде. Однако Дед вид утверздаэт, что подлинный Сатана заключен в самих людях. Здесь главное оглк- . • чие трактовки образа Сатаны у д ¿и вида и Байрэнз..

При всей оригинальности и глубине образов Люцкфера и Кб-лиса, главнкм героем и у Байрона, и у даэвидв является человек. У дзавида это трагедия разрушения человеческой морали и многотрудности ее восстанозления. у Байрона зто торжество человеческой воли и разума.

По мнении дкавида, борьба доора и зла вдет в душе человека постоянно, она идет в душе человека, способного совершить осознанный вноор, который не в силах сспорять или отаенить ни ,• бог, ни дьявол, и если человек выбирает зло,, то вся тяаесть вины и ствественность за это ловится на него самого^

- 24 -

Байрон предлагает своп концепцию человеческой личности. В литературе европейского романтизма не било другого поэта, который бы занимал токуй крайнею позицию в утверзденш неограниченного права личности, противостоящей всему окружающему миру, эта концепция личности явилась необходимым и законшер-' цш этапом развития . европейской гуманистической мысли, начиная с эдохи ренессанса, сверхзадачей и у Байрона, а у дгавида является попытка разобраться в природе человека. Идеал дкаш-. да - гармония двух начал - разума и чувства.Каину также присущ-разлад мезду разумом и чувством, каин пркобвдлся к знаниям, но не стал счастливее от этого, потому что знания не принесли радости лгаям, об участи которых ои скорбил. Каин стремится познать, постичь.смысл бытия, обнаружить истоки зла и несправедливости, й в конечном итоге приходит к отрицанию духовной тирании. Здесь также прослеживается параллель у двух романтиков: человечество должно; обязано стремиться к избавлению от происков дьявола, к гармонии. Но здесь'заключена еще. одна проблема: в реальной кизни философия совестливости, доброты быстро изки~ • лает себя, сатонистскш йроисквм нужно противостоять, противоборствовать другими, более действенными методам.

Сопоставление обособленных примеров, хотя бы в каздом отдельном случае показательных, не может обладать достаточной убедительность®, если не опирается на общий анализ поэтического стиля райрона к Дкави^а. в это» смысле представляется целесообразным сопоставление образцов лиро-зпического творчества: nossw "паломничество Йлад-гаролъда" дж.г.Байрона и поэмы-. дастаае "Азер" Г-Д»анвда. Оба эта произведения являются этап, анма з, творчестве oûoxx романтиков. Эти два произведения, так -.a« как и "каин", я "йблис*, ; .оако сравнивать в нескольких пла-

нах. оба произведения представляют собой образцы лиро-эпячес-кого жанра, несмотря на фольклоряо-дастанныз признаки произведения Дгзвида. Представив Гарольда читателю п нарисовав его психологический портрет, Байрон переходит я изложению своих личных впечатлений. Он описывает, размышляет, судит ту действительность, с которой ему пришюсь столкнуться во время путешествия на восток, дяавид в своем дястане такке пошлет своего героя в путешествие в Европу, а у азера сложатся сложные и противоречивые впечатления об этих странах.

"Азер" отличается от "паломничества ЧаЙльд-Гарольда" бо- . лее кшроким диапвзонои. Здесь поднимается вопросы нравствен- • носта, любви, антивоенная тема, протест против религиозного мракобесия, и наконец, очень важный момент - "Азер" более оптимистичен, что связано с исторической ситуацией. Байрон не питал никаких иллюзий относительно существующего строя, Киен-но поэтому всю его поэму пронизывает чувство безысходности. Поэму пронизывает облэтительный пафос: произвол насильников в Испании и грецяи породил у поэта тез против деспотизма, призыв к порабощенным народам подняться на борьбу против своих угнетателей. "Азер" татав затрагивает тему нацпоналыю-ооэобо-дительяого двткеяия.

Фор?.а эпического повествования, сакет путешествия предоставляет изрокие возможности .воссоздания самых различных ситуаций, в хоторнх виражено отпадение героя ко многим пробле- -. мам совремшшой ему действительности. Я Гарольд, в Азер,'их психологические портреты суммировали те черти а настроения, которые были свойственный современной ш молодеяз. Чайльд-Га- -рольд - типичный романтический образ больной обобгушёей силы, а песскнкзие которого огранено разочарованна целого поколения _*

демократической интеллигенции в период после крушения буржуазной революции. Герой дхаяцда более оптимистичен, вся поэма написана очень светлыми краскаш. Главное отличие Азерз от байроновского героя в том, что он восстал против одиночества. Его мечта - единение о лвдши.

В рассматриваемых поэмах сбросает на себя внимание такой признак эстетики романтизма, как романтическая условность, связанная с экзотичностью отделышх персонажей, мест странствий героев, пейзажных эпизодов и т.д. В произведениях Байрона и дкавида почти пет описания бытовых деталей, которые сознательно onynetiK, чтобы сосредоточиться на внутреннем мире героев. Отдельные образы и события тсае условны, но подчас именно они помогают раскрыть авторский замысел.

Очень большое место занялает у романтиков описание природы. Вообще »аада природы в естественности, тяга к ней является типологической особенностью романтизма, сама природа принимает участие в конфликте, в развитии сюхета, в судьбе героя. Она выполняет отведенную ей роль, выступает в своем естественной аши^уа.

И У Байрона, и у дкавида решение сдохнейа;зс социальных и нразственных проблем в поэме стало высшей шеолой познания действительности. Авторы выступам как аналитики, как наколота, оценвваздиэ своих героев.

• сопоставительный материал привода? в обобщениям, связанным с идейным содерканяем творчества зозтоз. Ods ралантика обрекались к одной у. той асе теме, поднимали одни к те морально-этические проблемы к довольно часто арноегалп к одним и тем z& прие-мам. характерным для романтического ыетода. Каковы ке эти приемы? Цразде всего оба автора заостряют свое вникание на

внутреннем мире героя, и, раскрывая действия любого яроиэьо-дения, они исходят не из реальной обстановки, а из восприятия этой реальности свог-ч героем, т.е. здесь налицо субъективизм. далее, проблемы поднимаемые обоими авторами - это проб-'леш добра и зла, чувства и разума, юс место н мире, их ро-чт в человеческом сознании, очень важный момент - все романтики, в том числе и дна вид, и Байрон, рассматривали все вопросы человеческого бнтая с точи! зрения гуманизма, обе романтика в окруяаввей шс действительности наблюдали олввжои боя^яой разрыв меяду идеалом и действительность», и именно этот.факт порождал мотивы горечи и разочарования в их творчестве, й илек-но этот чйкт вызивал протест, возмуценке, побуздал призывать к счастливому будущему, пусть даке неопределенному. П/ть з счастливое будущее лежат через борьбу - этот очень существенный ?е™ зис утверадался всеми романтиками.

Таким образом, при всем разнообразии приемов, образоъ. литературных традиций, мировоззрения и наследие Бзйрота, и наследие двавида отражает в себе характерные особенности эстетики романтизма.

В заключении резюмированы наиболее важные тюлотьял диссертации.

Основное содегиание работы отражено в алеющих публикациях:

1. романтизм дж.г.Байрона и г.Даввада//яэшсб^ые контакта и литературные связи. Тезисы докладов респ.яаучн.кс.441. моле-; да« ученых, - Баку, 1990.

2. Общие черты романтизме Байрона и Дмвдда // резясы док.1» -дов Ж респ.лаг л.кону, аспзгрангсв вузов Азербейдз.'г(-.а. гуманитарные наук;. - Баку', 2991-

3. Роль сопоставительного анализа двух литератур в развитии культуры речи // тезисы докладов респ.научи.кон®. "Акту. альные вопросы развития билингвизма и совершенствования

культуры речи в Азербайджане" (26-27 августа 1930г.). - Еа-. ку, 1991.

4. Сояоставление<как способ изучения художественного текста // тезке;: докладов межвузовской научной конкуренции "Актуальнее вопросы изучения художественного текста и его пере-

i

вод". - Баку, 1992. '

5. Гврольд и А*гер как типично романтические герои (Байрон и • Джавзд) // Вопросы георю; и истории литературы, сборник статей. Бнпуск щ. - Баку: кутаршдош, 1995.

6. Античные образы в поэмах Байрона // Вопросы филологии (Сборщ&с отетей). выпуск ш. - Баку: ыутардким, 1997.

лгубсва т.т.

гэре1 jlbpiïia вэ е'эрг рог.мнпз^жи

OTAJlICaE Т'.зтолокиаш:eajpck Ш ЛШВД

1 Y 1 А С О

диссертаск^ада инхшшс 3d Азэрба^чан чдэ биj¿атларыдан xopz$ejjiäp:i Багрен b¿ Чапвднн ¿аредычилт; асаснвда Гэрбл Ав-ропа па Еэрг рокаткзыгнЕН тшгелок^асн тэдгиг одут;увдур.

ЦутаЗисэли тэЬлилнн объекты кдми роканэтэм учу к сочх]-jàEiî о лам канрларнв нтгмуналзря к&пгрглл:\гадгр: драи-иистерк--' ja "1Са::н", лирик-еглас ссека "Ча^лд вароздуя сэjaharraркн (Eajpon) еэ - мгмфиг олараг - "Лблис" ¿¿таэсг, "/зэр" псека-дастаны.

Тздгпгатда рсиоктпзмгп »jpainmuacniM дагр (рус, Asapöej- • чан, лнкгтлес) едабкзЗатпупаслш' т«рубгспна мурсткэт ervr.'.¡/jk« ■ • ла йргаднрвдая едки осэркн осес кститаматларн асхараоиар: кошо-ет рв/аятлкяя зарад^л^иалшп гаркхд-бэдиг ойп^до т«д~ . гзп: eô гухсф:г естетек г.адасе:п:я гагу kcj j::y :/.•;уишл■. ца— ззрл-тпположп плшка (Прошлое к.

Дук^а вдэби-гйр:а:1 прсеесякик £ahz£3t5,jz кодсепс^аслгт эсаслаяан каээря-тиолоая истаг&матш ife.«a«i ¿»тэтзсняяа dap' capa рус вэ Азарбадчак osaisapjäKZK хидкатлзри odjeKsaz: «rapt--. хслик i.!«srejm«afi зогсуег олерат зуррулашявсяьр. .'

Eajv.oayn гэ Чаандия квсггр&"зи зсэрлоргглн .'.гггатийолк тэЬлили savaHu'oíLicpíJH пдеЗ&-£элсз£:! .»."¡»згупу, оерсзлар с::с~. те:-гт, ганр-тслуб хгсусг^отлэрхг r.ia бсалы ' касалэлэрэ дигкт Зет7г,::лг.:кгд::р. I.öcajair, "Кг-ян" еэ' "Пблзс" эсэриможотга-

jîîcacir иэттюсиижэ иЗесдарин «seje гстагаюкаа? му®33ми»в-лсран Еэканын "^аадгосг", "гмбин (Ьксслогкн) сыншахсы", "езлын ы галвкв ChjpaitfK* хаав catntfjasif кссимор кчтаЖгда олукур.

"Кшгн" bö "Лблпс" есэрхоряшт бадап мозкуку ила Сами куиаЬкдэлар бела йяр гакаата калш^а асас веркр ки, hip ккк муалл?:£ "EifCfîK - тами^ат" срсблемйпк ¿»¡"¿»¿ОБ;; Д1гии-ми£алсзк обр&злилыг Агусгогисиндо еггигиар. £jva'c;:çiep Ej ¡¡блсс

оброэяарннын оржищаллыри ил» Сэрабар Ыр или дроАшн башь-те гаЬрамацы икс an оидудур: Чьадздг бу кнсшг ахлагк, ¿атикын даяшшссмзшв ф&чиосн кпт, Ба^ровда пса инеан града-си г? вакасыкык танганосЕ кима верилмкЕдир.

"Ча^ад Ьарсиццш са^аЬатлзрЕ" ва "Азар" кклп посг-сдарип шть^псали тэЬл.идя кэтичасяпда бу асарлар учуг. сачк^авп одёк ersteт асаси (hap икв мгэдли$кк Авропа cajàharaapzimon еддагы тйвсстратлары), канр гавсуСпЗЗатг, тосв::р слагал ha-дкеэ ¿еркнвн еэтплг.уг, зьЬирп cvsc-ïkh агхасыцт.а реод Ьодлс* (мустаклака- «»лквларинда ккллг-азагл-аг Ьзракиы), ?абкат лввЬэлари ri с. етлчрлыгларла Сами кс;ьт-.v «uhада-лэр алда едплптидгтр. Еукукла <5«лз мелля, бгдпи а:-:"аяа ьа Заредлаакгдав калан ¿эргхар да к^стог-:й1г; ♦ Тагдим одупак материал, бела Сир гакаэта каляэ^а

веке верир ки, $ард2 иотеть» ъ"1Ебаргла адайп au"yH«,

дгнЗакоугиу, дэст-хаттЕ йехь.-.^ндг-;: ггхт^лгс-лнмгОа ccxütje.-раг, БаЗрсв ез Чазздин Зьрадычыаящ aynje. ропш^-гмя тгсоло-ккЗаешж акд бип сыра гк; о?лп »от.аЬсдалат: y4yi: гада;

вэвхск материал sepsp. "

Tagabova T.T».

The Coaparatlve Typology of Europe« a»& Eaateru roaanticlaai Byron and. Jatid.

» B S ff H JS

In thio dissertation the res«s.ch of typoloey of European and Eastern ro»antleisa ia undertaken. It's done on tho aaterlal of creation oi two autataudins representatives of English and. Aierhaljaa literature - Byron and Javld. "he object of comparative tnalyala ara tha patterns of typical roaantic gecr»el draaa. - mystery "CalRH and poaot "Child-Harold* B Pilgrimage" bjf Byron and the traredy "Halis" and poea-daatan "Azer" by Jartd»

Tha philological aiparienca of Huaalaa, Azerbaijan, and Engliafi ■ hvestlgatora is «.onsiderad la this vork. Th.e aain. twdioil»«, ahlcjt ara reduced to historical-literary and. theorotlcal-typoloeieal approach, to creation ot every rcaantlciat. or the «hole literary iireatlon are a Leo considered.

Tha aerita of Russian and Azerbaijan. Balaatiata about tha. unity of world hlatorital-litsrary procedd ar« urked especially.Canparatlva analysis of paintad work» are appaalsd :o prohleoa, connected »1th Ideological and philosophical «aintanane». leeuliarltlas of style and sanres_ Casparskti*» eoaaldaratloa of ■hyioeoiWcal and. ethical nalntsaano» of "Cain" and "Iblls" allows to Ilatinguiah such problems, as tha tragedy of Bind, the unity oi eLad .ad aanee, and tha dialsctlca of relations batsaan. then defines tha deological direction of glaya».

Tha series of observations on artistic quality of "Cain" and Iblia" lead to conclusion, that both of authors decided tha pro hi eta huaan beicg-aoclety" In tradiUond relisiaua- nytholaglcal approach.

- 32 -

Th« ealn h«rt> or both, plays la Ьшаао balng, though the Image, of Iblis and Lucifer la very original» It's the tragedy of destruction оi кши personality in Jarid's tragedy, and It's л trlmph of huean mind and will la Byron'» myctery. As a result of comparative reeeachlng of роелл "Child-Harold'a Pllgriaado" and "Az*r" tie following ohcerratians are got: there Is a unity of pier? (Impressions of travfilllAg In Europe of both of author), the real thair.a avoid the outward, plot (national and emancipatory novenent), there is also a hero, which expressed the mood of «bole gecatatlon and otiiars. But, thbre are shown also the differences, connected Kith, nations! tpQClflci.tloa of rooanticlsn and lodivlcheal peculiarilioR of Byrou'a and Jaiid'a creation. The considered material leads to conclusion, that in spite of еоие defferences bot*e«a literary trailtiona, world outlook as Byron'e creation as Jaxid's one contain, such sufficient «aterials for observations which can be ierj UltoKe froa point of Tiow of typology of world rcoabticlf.a»