автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Состояния общества и деятельностные формы их детерминации
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Маслова, Ольга Викентьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА.
1.1. Становление категории «состояние» в философии и научном познании.
1.2. Основные состояния общества.
1.3. Детерминация состояний общества.
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ
СОСТОЯНИЙ ОБЩЕСТВА.
2.1. Героизм.
2.2. Подвижничество.
2.3. Терроризм.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Маслова, Ольга Викентьевна
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью жизнеутвер-ждения общества в условиях новых угроз, декларируемых и фактических, выяснения того, что может позволить себе общество перед лицом этих угроз, какие масштабы социальных экспериментов, реформаторских устремлений, проектов являются оправданными, не таящими в себе воцарения социальной неопределенности и хаоса, с которыми та или иная страна окажется не способной справиться.
В настоящее время общественная жизнь России подвергается тяжелым испытаниям. В различных сферах жизни общества нарастают кризисные явления, происходит деформация жизненных устоев, поощряется информационный терроризм, происходит социальная поляризация общества, передел собственности, влекущие за собой резкое падение жизненного уровня людей, жизнь за чертой бедности, утрата социальных перспектив, доминирование в обществе настроений пассивности, апатии, незащищенности, социальной и личной нереализован-ности, страха перед будущим и т.д.
Так, на передний план философского познания выходит проблема состояний общества, раскрывающих его жизнестойкость, жизнеспособность, а также проблема изменения состояний общества, детерминации перехода общества от одного состояния к другому.
В сложные для общества периоды развития актуализируются детерминанты, обеспечивающие подъем общественной активности, направленные на разрешение необходимых социальных задач, на воскрешение духовности народа, на устранение пораженческих настроений, паники и нигилизма, на пресечение попыток дискредитации народа и его исторических завоеваний. Эти детерминанты характеризуются моментами явного и неявного, субъективного и объективного, содержательного и формального, возможного и действительного и т.д. О наличии таких детерминант свидетельствуют, в том числе, факты массового характера преступности, экстремистские формы борьбы, протестные настроения. При этом нередко власти намеренно парализуют усилия по выведению общества из состояния кризиса.
В этой связи актуализируется наличное знание о состояниях общества, переходах общества от одного состояния к другому, детерминантах этих переходов; раскрытие состояний общества средствами основных систем теоретизирования; развертывание потенциала философского знания применительно к решению задач спасения российского общества, выведения его из тупиков, в которые оно оказалось вовлеченным непродуманными устремлениями реформаторов, реализацией авантюрных проектов.
Степень разработанности темы исследования. Научный интерес к категории «состояние» возрастал в ходе исследований в фундаментальных науках при постижении сущности явлений и соответствующих законов. Исследователи оперировали этой категорией каждый в своей области, поэтому содержание категории развертывалось в соответствии с требованиями определенной области знания. Использование категории «состояние» в структуре философского знания показало свою продуктивность в работах Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция и.д., в которых состояние рассматривалось как всеобщая и существенная определенность бытия и многообразия мира. Традиция изучения состояния была продолжена в эпоху Средневековья в трудах византийских и русских философов, а затем философов Нового времени: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоб-бса, Б. Спинозы, М.В. Ломоносова, затем в работах философов эпохи Просвещения и немецкой классической философии - И. Канта, Г.Ф. Гегеля, Д. Дидро, П. Гольбаха, О. Конта, К. Маркса и др., раскрывавших содержание категории «состояние» с позиций метафизики и диалектики.
Изучение категории «состояние» в современном отечественном исследовательском творчестве представлено в трудах Б.М. Кедрова, Ю.И. Семенова, B.C. Сте-пина, А.М. Ковалева, A.A. Ивина, H.H. Моисеева, а также в работах В.П. Туга-ринова, В.И. Свидерского, В.И. Столярова, В.А. Фокса, В.И. Сифорова, Г.А.
Свечникова, В.И. Демидова, Б.Ф. Кевбрина, В.И. Кемкина, B.C. Готга, А.Д. Урсула, А.К. Уледова, В.Г. Афанасьева, A.JI. Симанова, A.M. Ковалева и др.
Категория «состояние» широко используется во всех областях научного знания: в физике, биологии, химии, кибернетике, информатике, в том числе, в трудах М. Планка, И. Пригожина, Э. Шредингера, Н. Бора, JI. Бриллюэна, К. Шеннона, У.Р. Эшби, Ст. Бира и др. Немногие работы в этой области принадлежат В.Г. Афанасьеву, A.C. Ахиезеру, М.В. Сапронову, К.Х. Делокарову, JI.E. Грини-ну.
В ходе анализа состояний общества диссертант основывался на представлении о двух типах общества и соответствующих им общественных отношений, которые раскрываются в работах Г. Гегеля, классиков марксизма, в трудах русских западников и славянофилов, затем - в работах Э. Дюркгейма, А. Бергсона, К. Поппера, С. Хантингтона, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса, Р. Арона, Ф. Хайека, Ю. Хабермаса, A.A. Ивина, B.C. Степина, Н.М. Чуринова и др.
Для различения типов состояний общества принципиально важным явилось изучение творчества русских религиозных философов Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского, Феофана Прокоповича, И.Т. Посошко-ва.
Изучая общество России как традиционно коллективистическое, особое значение диссертант придавал негэнтропийному принципу информационной реальности, разработанному в трудах Н.М. Чуринова; становлению информационного общества, раскрытому в работах А. Тоффлера, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула; восполнению несовершенства, отрицательного вклада в социальную энтропию, раскрытых в трудах Е.А. Седова, A.C. Ахиезера, Н.М. Чуринова.
Исследование социальной детерминации, классификация форм детерминации представлена в работах В.Г. Афанасьева, В.И. Демидова, Я.Ф. Аскина, Б.М. Кедрова, И.Б. Новика, В.И. Кемкина.
В целях изучения состояний общества и их детерминантов существенны работы Т. Карлейля, Г.В. Плеханова, С.Н. Булгакова, Н.К. Михайловского, Ф. Ницше, Д.А. Волкогонова, а также работы С.А. Франка, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, И. Волоцкого, Д.М. Балашова, Е. Поселянина, И.М. Концевича, Ю.И. Авдеева, М.П. Одесского, Г.И. Козырева, В.В. Остроухова, Л.Н. Гумилева, Ю.В. Бромлея, A.A. Козлова, Д.В. Ольшанского, Р. Мертона и др.
Однако исследование состояний общества и форм их детерминации находится только на начальном этапе. Понятие «состояние общества» еще не получило необходимого осмысления, не разработана классификация состояний общества в различных отношениях, не изучены переходы общества от одних состояний к другим и т.д., чем и был обусловлен выбор темы исследования.
Объектом диссертационного исследования выступает общественная жизнь.
В качестве предмета исследования выступают состояния общества и деятель-ностные формы их детерминации.
Целью диссертационного исследования является изучение состояний общества и деятельностных форм их детерминации. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Проанализировать функционирование категории «состояние» в системе философского и научного знания.
2. Раскрыть особенности диалектико-материалистического и метафизического исследования понятия «состояние общества».
3. Проанализировать состояния общества с учетом особенностей коллективистического и индивидуалистического типов общества.
4. Изучить основные состояния общества в отношении его жизнеспособности, исследовать динамику перехода общества от одного состояния к другому в процессе его развития и деятельностный аспект детерминации состояний общества.
5. Рассмотреть деятельностные формы детерминации состояний общества: героизм, подвижничество, терроризм.
Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются философские методы и принципы познания. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного; а также общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. В работе нашли отражение положения и выводы по исследуемой проблеме, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Новизна исследования:
1) установлено, что категория «состояние» благодаря своей методологической функции, широко используется в различных областях научного знания, в том числе, в социальных науках, без учета контекстов основных систем философского теоретизирования;
2) показано, что в зависимости от принятой системы теоретизирования философская категория «состояние» выступает как образ действительности (диалектическая система теоретизирования) и как репрезентация действительности (метафизическая система теоретизирования); в диалектической системе категория «состояние» отражает доминирующий способ изменения и развития материальных и идеальных систем и явлений в определенных отношениях, в определенном месте и времени; в метафизической системе категория «состояние» выступает как репрезентация, которая может иметь репрезентанта, а может его и не иметь, поэтому она является теоретической фикцией, предназначенной для описания определенности технологического процесса;
3) показано, что категория «состояние», учитывая многогранность объекта исследования (например, его химическая, механическая, физическая стороны), в каждом из имеющихся отношений раскрывает свой набор основных состояний объекта;
4) установлено, что понятие «состояние общества» широко применяется в общественных науках: психологии, истории, политологии, философии истории, социологии и т.д.; при этом данная категория используется в двух основных системах теоретизирования: в диалектической системе под «состоянием общества» понимается определенность доминирующего способа изменения и развития социальных систем в данных отношениях в определенном месте и времени; в метафизической системе - как теоретическая фикция, предназначенная для описания определенности социальной технологии;
5) показано, что в соответствии с природой каждого типа общества (коллективистического и индивидуалистического) понятие «состояние общества» имеет соответствующий контекст: применительно к коллективистическому типу общества эта категория определяется как качественно определенная характеристика (отражение) этапа реализации объективной диалектики общественных отношений; применительно к индивидуалистическому типу общества эта категория выступает как репрезентация, раскрывающая тот или иной момент технологического процесса реализации определенной программы преобразований. В коллективистическом обществе «состояние общества» раскрывается как наличное содержание общественных отношений, в индивидуалистическом же обществе «состояние общества» раскрывает уровень удовлетворения его (общества) потребностей;
6) показано, что в отношении жизнестойкости и способности к самовоспроизведению на каждом новом историческом этапе различимы три основных состояния: состояние нормы, состояние вырожденности и пассионарное состояние. Состояние нормы общества характеризуется как состояние, при котором общество может благополучно и устойчиво развиваться; пассионарное состояние -это состояние активное, деятельное, направленное на повышение жизнеспособности общества; вырожденное - это состояние упадка, деградации, при котором происходит понижение жизнеспособности общества;
7) выявлено, что каждое состояние общества определенным образом детерминируется. Имеют место следующие деятельностные формы социальной детерминации: героизм, подвижничество и терроризм. В плане диалектики социальная детерминация направлена на разрешение социальных противоречий, а в плане метафизики - на восполнение паттерна трансцендентальной реальности; детерминация состояний коллективистического общества выступает как форма разрешения диалектического противоречия; а детерминация состояний индивидуалистического общества как форма реализации определенных социальных технологий;
8) показано, что понятия «героизм», «подвижничество», «терроризм» используются в двух основных системах теоретизирования: в диалектической - как образ действительности; в метафизической - как репрезентация, имеющая репрезентанта или не имеющая его;
9) в диалектической системе теоретизирования героизм - это совершение выдающихся по своему общественному значению поступков, особенно актуальных на переломных этапах исторического развития, требующих от человека готовности к самопожертвованию; подвижничество - это последовательность деяний, основанных на самоотречении и имеющих отношение к самосовершенствованию и гармонизации общественных отношений; терроризм - это общественное явление, призванное корректировать процесс разрешения социальных противоречий в пользу террористов;
10) в метафизической системе теоретизирования героизм выступает как определенный элемент социальной технологии, актуальный для удовлетворения тех или иных потребностей социума; подвижничество - это настойчиво реализуемая, с особым упорством осуществляемая технология, направленная на удовлетворение социально значимых потребностей социума; терроризм - это социальная технология, призванная корректировать в выгодном для террористов отношении принятую властями систему управления обществом, выступающая как система крайних мер насилия;
11) показано, что героизм, подвижничество, терроризм являются детерминантами, определяющими переход общества от состояния нормы к вырожденному состоянию или от состояния вырожденности в состояние пассионарности или состояние нормы.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что л результаты анализа состояний общества могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований в области изучения социальных процессов, социальных отношений, социальной структуры. Изучение социальных процес сов как смены состояний социальной системы, понятие «состояние общества» могут быть использованы в спецкурсах «Законы и категории материалистической диалектики», «Общество как социальная система» и др., а также может быть полезно в процессе преподавания курсов «Социальная философия», «Социология», «Культурология» и т.д.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены на заседаниях кафедры философии и социальных наук Сибирского аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева (1999, 2000), на межвузовской научной конференции аспирантов и соискателей «Проблемы обществоведения» в Красноярской государственной академии цветных металлов и золота (1999, 2000), на заседании красноярского отделения россий-V. ского философского общества в докладе на тему «Героизм и подвижничество»
2002). Основное содержание диссертационного исследования отражено в 7 публикациях автора.
Структура работы. Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения поставленных в ней задач и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа в каждой, заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Состояния общества и деятельностные формы их детерминации"
Заключение
Принятая к исследованию тема «Состояния общества и деятельностные формы их детерминации» (социально-философский анализ) выявляет целый ряд актуальных вопросов философского, общетеоретического и конкретно-научного плана, связанных с представлением общественного развития как смены состояний, с детерминацией состояний и конкретизацией их деятельностных форм.
В диссертационном исследовании показано, что рассмотрение наличных состояний обществ и форм их детерминации наиболее успешно с учетом специфики общества, особенностей исторического момента, в соответствии с которыми смена и связь общественных состояний и деятельностные формы их детерминации характеризуют содержание этапов общественного развития, предстают как условия социального прогресса.
В диссертационном исследовании проведен анализ становления и развития категории «состояние», в результате которого выявлено, что, несмотря на то, что эта категория включена в понятийный аппарат многих естественных и социальных наук, ее содержательная сторона еще недостаточно философски разработана, недостаточно исследованы ее систематизирующие и прогностические функции, методологический и познавательный потенциал.
Используя в исследовании состояний общества категорию «состояние» как базовую и анализируя ее в двух системах теоретизирования - диалектике и метафизике, диссертант показывает, что в диалектической системе теоретизирования «состояние» раскрывается как образ действительности, как доминирующий способ изменения и развития материальных и идеальных систем и явлений в данных отношениях, в определенном пространственно-временном срезе. В метафизической системе теоретизирования эта категория выступает как репрезентация действительности, как характеристика произвольно выбранного положения вещей, т.е. как характеристика того или иного момента технологического процесса. Такое рассмотрение «состояния» показывает, что эта категория отражает существующее состояние общества в зависимости от различных условий, от его специфики, от своеобразия проявления относительно других состояний в данный момент времени. Отражение категорией объективной действительности позволило использовать ее в философских обоснованиях состояний в физике, химии, биологии, психологии и других частных науках.
В диссертационном исследовании рассмотрены различные состояния общества в свете категории «состояние».
Диссертантом показано, что общества формировались в различных исторических, географических, геополитических и др. условиях, что актуализировало становление обществ коллективистического и индивидуалистического типа, для каждого из которых различны показатели жизнеспособности: в индивидуалистическом обществе, где традиционно провозглашается свобода выбора, существенными являются нормы права и показателями жизнеспособности общества становится реализация этих норм права в существующих институтах государства; в коллективистическом обществе основным показателем жизнеспособности являются процессы гармонизации отношений между человеком, обществом и природой. Диссертантом показано, что несмотря на различие, два типа общества своим историческим существованием доказали свою жизнеспособность, а также то, что независимо от типа, общества могут находиться в том или ином из числа основных состояний: в состоянии нормы, в вырожденном или пассионарном состоянии в зависимости от особенностей исторической эпохи. Состояние нормы общества характеризуется как состояние, при котором общество может благополучно и устойчиво развиваться; пассионарное состояние - это состояние активное, деятельное, направленное на повышение жизнеспособности общества; вырожденное - это состояние упадка, деградации, при котором происходит понижение жизнеспособности общества.
Каждое из этих состояний обнаруживает свои специфические черты: вырожденное состояние характеризуется ростом терроризма, падением нравственных устоев членов общества; пассионарное состояние находит свое воплощение в подвижничестве, героизме, в самоотверженном служении на благо Отечества. В этой же связи происходит изменение состава социальных функций различных институциональных оформлений общества. Различение состояний общества позволяет разрабатывать адекватные стратегии и тактики перехода общества из состояния вырожденности в состояние нормы, из состояния нормы в состояние пассионарности, что предоставляет возможность разрешения не только тех или иных проблем общественной жизни, но и возможность успешного жизнеутвер-ждения общества, укрепления его социальных институтов и функций, способствующих его устойчивому развитию.
Диссертантом показано, что всестороннее рассмотрение состояний общества, переход общества из одного состояния в другое, связь состояний невозможно осуществить без раскрытия детерминирующих факторов. В диссертационном исследовании рассмотрены объективные и субъективные факторы, знание которых явилось необходимым элементом представления содержания состояния и их смены с сохранением основного качества.
Диссертантом выявлены деятельностные формы детерминации состояний - героизм, подвижничество, терроризм. Исследование деятельностных форм детерминации состояний общества проводилось с позиций жизнестойкости общества, его способности к возрождению и дальнейшему прогрессивному гармоничному развитию. Показано, что каждая из этих форм активно направлена на обеспечение различных состояний общества. Если общество находится в состоянии вырожденности, то необходим рост героических действий. Оказывая существенное влияние на состояние общества, героические действия способствуют его возвращению в состояние нормы. Напротив, для общества, находящегося в состоянии нормы, проявления героического редки.
Анализируя роль героизма, подвижничества и терроризма в детерминации состояний общества, диссертант делает вывод о необходимости объективной оценки этих детерминант. В диалектической системе теоретизирования героизм и подвижничество выступают как деятельностные формы разрешения социальных противоречий, вектор которых направлен на совершенствование общественных отношений, содействует прогрессивному развитию общества, т.е. являются отрицательным вкладом в социальную энтропию.
В метафизической системе теоретизирования героизм и подвижничество выступают как репрезентации. В индивидуалистическом обществе они проявляются в той мере, в какой личность удовлетворяет свои интересы. Суть подвижничества и героизма здесь раскрывается в самоутверждении и самореализации личности, проявлении индивидуализма и свободы воли.
Выявление состояний общества и форм их детерминации в зависимости от типа общества является необходимым аргументом для создания адекватных социальных теорий в соответствующих системах теоретизирования, поскольку теория, привносимая в тот или иной тип общества и чуждая ему, может не только быть оспоренной, но и нанести вред при практической реализации. Особенно это является актуальным для коллективистического и индивидуалистического типов общества, для которых различимы типы экономики, формы собственности, типы власти, формы государственного устройства.
Современная реальность, многочисленные кризисные и дестабилизирующие явления в обществе, проблема устойчивого состояния, функционирования и динамического развития общества в условиях воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов и т.д. - все это делает проблему состояния общества в настоящее время актуальной. Применение потенциала философского знания для решения этой проблемы имеет важное значение, раскрывает широкие возможности для ее дальнейшего изучения.
Список научной литературыМаслова, Ольга Викентьевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Авдеев, Ю. И. Терроризм как социально-политическое явление / Ю. И. Авдеев // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Проспект, 2000. - 321 с.
2. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин 2-е изд. - М.: Проспект, 1997.-568 с.
3. Аникевич, А. Г. Типы гражданского общества: Дискуссионные проблемы / А. Г. Аникевич // Теория и история. 2003. - № 2. - 162-168.
4. Антология мировой философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1 М.: Мысль, 1969.576 с.
5. Аристотель. Метафизика. Кн. IV. / Аристотель. M.-JL: Гос. соц.-экон. изд-во, 1934.-347 с.
6. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1 / Аристотель. М.: Мысль, 1978550 с.
7. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 2 / Аристотель. М.: Мысль, 1978.687 с.
8. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М.: Текст, 1993- 301 с.
9. Аскин, Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание / Я. Ф. Ас-кин. М.: Наука, 1987. - 235 с.
10. Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом / В. Г. Афанасьев. -2-е изд. М.: Политиздат, 1973. - 392 с.
11. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.
12. Ахиезер, А. С. Дезорганизация как категория общественной науки / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. -1995. № 6. - С. 42-52.
13. Ахиезер, А. С. Мифология насилия в советский период / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. 1999. - № 2. - С. 85-93.
14. Ахиезер, А. С. Россия как большое общество / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. 1993. -№ 1. - С. 3-19.
15. Ахиезер, А. С. Социокультурная динамика России. Методологический аспект / А. С. Ахиезер // Полис. 1991. - № 5. - С. 51-64.
16. Ахиезер, А. С. Критические пороги социальных систем / А. С. Ахиезер, Г. В. Гольц // Общественные науки и современность. 1992. - № 1. -С. 45-56.
17. Балашов, Д. М. Похвала Сергию / Д. М. Балашов // Роман-газета.1993.-№3.-86 с.
18. Барулин, В. С. Социальная философия. В 2 ч. Ч. 1 / В. С. Барулин. М.: Моск. гос. ун-т., 1993. - 336 с.
19. Бауэр, Э. С. Теоретическая биология / Э. С. Бауэр. Пущино: ПНЦРАН, 1935.-254 с.
20. Беленький, В. X. О парадигме развития России / В. X. Беленький // Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 3. - С. 26-48.
21. Берг, А. И. Проблемы управления и кибернетика / А. И. Берг // Философские вопросы кибернетики. М.: Наука, 1961. - 324 с.
22. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М.: Наука,1994.-218 с.
23. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и нач. XX века / А. Н. Бердяев // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - 541 с.
24. Берталанфи, Л. История и статус общей теории систем / Л. Берта-ланфи // Системные исследования. М.: Мысль, 1973. - 386 с.
25. Бир, С. Кибернетика и управление производством / С. Бир. М.: Наука, 1965.-432 с.
26. Бриллюэн, Л. Наука и теория информации / Л. Бриллюэн. М.: Физ-матгиз, 1960. - 392 с.
27. Бриллюэн, JI. Научная неопределенность и информация / Л. Брил-люэн; Пер. с англ.; Под ред. Т. А. Кузнецовой. М.: Мир, 1966. - 271 с.
28. Булгаков, С. Н. Героизм и подвижничество. В 2 т. Т. 2 / С. Н. Булгаков. -М.: Наука, 1993. 750 с.
29. Булгаков, С. Н. Религия человекобожия у русской интеллигенции / С. Н. Булгаков // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. -СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. 587 с.
30. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Ф. Бекон. М.: Мысль, 1972. - 590 с.
31. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2 / Ф. Бекон. М.: Мысль, 1972. - 582 с.
32. Вартофский, М. Модели: репрезентация и научное понимание / М. Вартофский. -М.: Прогресс, 1998. 506 с.
33. Василькова, В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Василькова. СПб.: Лань, 1999.-480 с.
34. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.-690 с.
35. Вернадский, В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В. И. Вернадский. 2-е изд. - М.: Наука, 1965. - 374 с.
36. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном мире и машине / Н. Винер. М.: Сов. радио, 1968. - 326 с.
37. Волкогонов, Д. А. О героях и героическом / Д. А. Волкогонов. М.: Знание, 1977.-64 с.
38. Волкогонов, Д. А. Феномен героизма / Д. А. Волкогонов. М.: Политиздат, 1985.-263 с.
39. Волоцкий, И. Просветитель / И. Волоцкий. М.: Спасо-Преобра-женский Валаамский монастырь, 1993. - 286 с.
40. Волькенштейн, М. В. Энтропия и информация / М. В. Волькен-штейн. -М.: Наука, 1986. 190 с.
41. Вольтер, Ф. М. Философские сочинения / Ф. М. Вольтер. М.: Наука, 1988.-750 с.
42. Гаврилин, М. Л. Современные буржуазные теории социальной революции / М. Л. Гаврилин, М. Л. Казакова. М.: Мысль, 1980. - 346 с.
43. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971.-501 с.
44. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971.-671 с.
45. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет. Сочинения. В 2 т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель.-М.: 1971.-671 с.
46. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. Т. 7 / Г. В. Ф. Гегель. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934.-682 с.
47. Гегель, Г. В. Ф. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1993.
48. Гозман Л. Я. Политическая психология / Л. Я. Гозман, Е. Б. Шесто-пал. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 305 с.
49. Гоббс. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Гоббс. М.: Мысль, 1989. - 623 с.
50. Гобозов, И. А. Единство и многообразие исторического процесса / И. А. Гобозов // Философия и история. 1998. - № 1. - М.: Мысль, 1989. -С. 120-153.
51. Гольбах, П. А. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 / П. А. Гольбах. -М.: Соцэкгиз. 715 с.
52. Грехнев, В. С. Феномен политического терроризма / В. С. Грехнев // Философия и общество. М.: Учитель, 1997. - № 4. - С. 193-213.
53. Гринин, Л. Е. Формации и цивилизации / Л. Е. Гринин // Философия и общество. М.: Учитель, 1997. - № 2. - С. 5-89.
54. Гринин, Л. Е. Формации и цивилизации / Л. Е. Гринин // Философия и общество. М.: Учитель, 1997. - № 3. - С. 5-92.
55. Гринин, Л. Е. Формации и цивилизации / Л. Е. Гринин // Философия и общество. М.: Учитель, 1998. - № 1. - С. 7-54.
56. Гринин, JI. Е. Формации и цивилизации / Л. Е. Гринин // Философия и общество. М.: Учитель, 1999. - № 1. - С. 5-72.
57. Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению (теория пассионарности) / Л. Н. Гумилев. М.: Рольф, 2000. - 284 с.
58. Гумилев, Л. Н. О соотношении природы и общества согласно данным исторической географии и этнологии / Л. Н. Гумилев // Вестник Ленингр. ун-та.- 1970.-№24.-С. 39-42.
59. Гумилев, Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия / Л. Н. Гумилев. М.: Институт ДИДИК, 1998. - 593 с.
60. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. СПб.: Кристалл, 2001.-638 с.
61. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4 /
62. B. Даль. М.: Рус. яз., 1980. - 683 с.
63. Даль, В. Толковый словарь / В. Даль. М.: Гослитиздат, 1982. - 723 с.
64. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М.: Политич. лит., 1950.-711 с.
65. Делокаров, К. X. Системная парадигма современной науки и синергетика / К. X. Делокаров // Общественные науки и современность. 2000. - № 6.1. C. 110-118.
66. Демидов, В. И. Состояние как философская категория / В. И. Демидов // Сб. мат. П-й науч. конф. вузов Центрально-Черноземной зоны. Воронеж: Воронежск. гос. ун-т., 1967. - С. 91-121.
67. Денбич, К. К вопросу об энтропии, беспорядке и дезорганизации / К. К. Денбич // Знание-сила. 1995. - № 9. - С. 42-51.
68. Дроздов, А. В. Человек и общественные отношения / А. В. Дроздов. -Л.: Ленингр. ун-т., 1966. 124 с.
69. Дубовский, А. В. Прогнозирование катастроф (на примере циклов Н. Кондратьева) / А. В. Дубовский // Общественные науки и современность. 1993.- № 5. С. 83-91.
70. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм // Общая теория. М.: Канон, 1996. - 430 с.
71. Емельянов, В. П. Терроризм и преступления террористической направленности / В. П. Емельянов. Харьков: 1997. - 318 с.
72. Еремин, И. П. Туровский Кирилл. Литературное наследие. Т. 12 / И. П. Еремин //Литературное наследие Кирилла Туровского. М., 1956.
73. Жаринов, К. В. Терроризм и террористы: Справочник / К. В. Жари-нов; Под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск: Харвест, 1999. - 606 с.
74. Заде, Л. Понятие состояние в теории систем / Л. Заде // Общая теория систем. М.: Наука, 1966. - 176 с.
75. Задорожнюк, И. П. Психологи о терроризме («круглый стол») / И. П. Задорожнюк // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. - № 4.
76. Зубаков, В. А. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса / В. А. Зубаков. СПб., 1995.
77. Ивин, А. А. Введение в философию истории / А. А. Ивин. М.: ВЛАДОС, 1997.-228 с.
78. Кант, И. Идея всеобщей теории во всемирно-гражданском плане. Сочинения. В 6 т. Т. 6 / И. Кант. М.: Наука, 1966. - 743 с.
79. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 1 / И. Кант. М.: Мысль, 1963. - 543 с.
80. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 3 / И. Кант. М.: Мысль, 1964. - 799 с.
81. Карлейль, Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Т. Карлейль. СПб., - 358 с.
82. Карлейль, Т. Теперь и прежде / Т. Карлейль. М.: Республика, 1994.415 с.
83. Карпов, А. Ю. Самые знаменитые святые и чудотворцы России / А. Ю. Карпов, А. А. Юрьев. М.: Вече, 2000. - 512 с.
84. Кевбрин, Б. Ф. Развитие и диалектико-материалистический детерминизм / Б. Ф. Кевбрин. Саратов: Сарат. ун-т, 1988. - 198 с.
85. Кемкин, В. И. Категория «состояние» в научном познании / В. И. Кем-кин. -М.: Высш. шк., 1983. 120 с.
86. Кемкин, В. И. Объективное содержание и гносеологические аспекты категории «состояние» в философии и физике / В. И. Кемкин // Методологические основы теории научного знания. Ч. 1. Свердловск, 1973.
87. Кемкин, В. И. Развитие и категория состояние / В. И. Кемкин // Диалектика в науках о природе и человеке. М.: Наука, 1983. - С. 248-253.
88. Ключевский, В. Речь на собрании Московской Духовной Академии в память Преподобного Сергия / В. Ключевский // Богословский вестник. 1892.
89. Ковалев, А. М. Диалектика способа производства общественной жизни / А. М. Ковалев. -М.: Мысль, 1982. 255 с.
90. Ковалев, А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир / А. М. Ковалев. М.: Моск. гос. ун-т., 1999. - 495 с.
91. Козлов, А. А. Проблемы экстремизма в молодежной среде / А. А. Козлов // Система воспитания в высшей школе. Вып. 4. - М., 1994.
92. Концевич, И. М. Оптина пустынь и ее время / И. М. Концевич // Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Издательский отдел Владимирской епархии, 1995. -603 с.
93. Конт, О. Основные законы социальной динамики или общая теория естественного человеческого прогресса / О. Конт // Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. - С. 116-130.
94. Крапивенский, С. Э. Социальная философия / С. Э. Крапивенский. -М.: Владис, 1998.-416 с.
95. Кронрод, Я. А. Законы политической экономики социализма / Я. А. Кронрод. М., 1966. - 237 с.
96. Лавров, П. Л. Исторические письма / П. Л. Лавров. СПб., 1906.
97. Ламетри, Ж. О. Сочинения / Ж. О. Ламетри. 2-е изд. - М.: Мысль, 1983.-509 с.
98. Лебон, Т. Мнения и верования толпы / Т. Лебон // Философская и социальная мысль. 1991. - № 6.
99. Левитов, П. Д. О психических состояниях человека / П. Д. Левитов. -М., 1964.
100. Лейбниц, Г. В. Избранные философские сочинения / Г. В. Лейбниц. -М., 1908.
101. Ленин, В. И. / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1977.-Т. 1.-662 с.
102. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. - 525 с.
103. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. - 783 с.
104. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. - 623 с.
105. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. - 606 с.
106. Ленин, В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1978. - 223 с.
107. Лось, В. А. Устойчивое развитие / В. А. Лось, А. Д. Урсул. М.: Агар, 2000.-254 с.
108. Лукреций, К. О природе вещей. Т. 2 / К. Лукреций. М., 1947.
109. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - Т. 20. - 827 с.
110. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - Т. 21. - 745 с.
111. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - Т. 25. - 551 с.
112. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - Т. 32. - 804 с.
113. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - Т. 2. - 659 с.
114. Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.
115. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности. М.: Прогресс, 1966. - 415 с.
116. Михайловский, Н. К. Герои и толпа / Н. К. Михайловский // Избранные труды по социологии. В 2 т. Т. 2 СПб.: Алтейя, 1998. - 405 с.
117. Моисеев, H. Н. Алгоритмы развития / H. Н. Моисеев. М.: Наука, 1987.-302 с.
118. Московичи, С. Век толп / С. Московичи. М.: Центр психол., 1998.475 с.
119. Мощелков, Е. Н. Параднгмальные модели социальной динамики в общественной науке ХХ1П XIX вв. Аналитический обзор / Е. Н. Мощелков // Вест. Моск. ун-та. - Сер. 12. Политические науки. - 1999. - № 1. - С. 80-103.
120. Мякишев, Г. Я. Общая структура фундаментальных физических теорий и понятие состояния / Г. Я. Мякишев // Физическая теория. М., 1980.
121. Назаретян, А. П. Векторы исторической эволюции / А. П. Наза-ретян // Общественные науки и современность. 1992. - № 2. - С. 112-126.
122. Ш.Назаретян, А. П. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность.1993.-№3.-С. 82-93.
123. Ницше, Ф. Сочинения. В 3 т. Т. 3 / Ф. Ницше. М., 1903.
124. Одесский, М. П. Террор как идеологема (к истории развития) / М. П. Одесский, Д. М. Фельдман // Общественные науки и современность.1994.-№ 6.-С. 155-166.
125. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз. 1989.-921 с.
126. Ольшанский, Д. В. Психология терроризма / Д. В. Ольшанский. -СПб.: Питер, 2002. 286 с.126.0строухов, В. В. Насилие сквозь призму веков: Историко-философский анализ / В. В. Остроухов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 191 с.
127. Парсонс, Т. Новые направления в социологической теории / Т. Парсонс.
128. Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социология сегодня. -М., 1965.
129. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.
130. Пирс, Дж. Символы, сигналы, шумы / Дж. Пирс. М.: Мир, 1967.263 с.
131. Планк, М. Единство физической картины мира: Сб. статей / М. Планк. М.: Наука, 1966. - 243 с.
132. Планк, М. Динамическая и статистическая закономерность / М. Планк // Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966. - 287 с.
133. Планк, М. Принципы сохранения энергии / М. Планк. М.-Л.: ГОНТИ, 1938.-235с.
134. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 2 / Платон. М.: Мысль, 1968. - 611 с.
135. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. 1 / Платон. М.: Мысль, 1968.678 с.
136. Плеханов, Г. В. К вопросу о роли личности в истории. В 5 т. Т. 2 / Г. В. Плеханов // Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1956. - 824 с.
137. Политическая психология // Под общ. ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, 2001. - 859 с.
138. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1 / К. Поппер. М., 1992.-446 с.
139. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.-432 с.
140. Психологи о терроризме («круглый стол») // Психологический журнал.-Т. 16.- 1995.-№4.
141. Ранк, О. Миф о рождении героя / О. Ранк. М., 1997.
142. Русское подвижничество / Сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1996.572 с.
143. Сапронов, М. В. Концепция самоорганизации в обществознании / М.
144. B. Сапронов. // Общественные науки и современность. 2001. - № 1.1. C. 148-161.
145. Сахаров, А. H. Подвижники России: Исторические очерки / А. Н. Сахаров, В. Д. Назаров, А. Н. Боханов. М.: Русское слово, 1998. - 456 с.
146. Свечников, Г. А. Причинность и связь состояний в физике / Г. А. Свечников. М.: Наука, 1971. - 304 с.
147. Свидерский, В. И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития / В. И. Свидерский. М.: Мысль, 1956. - 288 с.
148. Седов, Е. А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем / Е. А. Седов // Общественные науки и современность. 1993. - № 5. - С. 92-102.
149. Седов, Е. А. Одна формула и весь мир. Книга об энтропии / Е. А. Седов. -М.: Знание, 1982. 176 с.
150. Семенов, Ю. И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве / Ю. И. Семенов // Философия и общество. 1997.-№ 1.-С. 156-217.
151. Семенов, Ю. И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность // И. Ю. Семенов. // Философия и общество. 1998. - № З.-С. 190-233.
152. Сергеева, О. А. Соотношение новаций и традиции в цивилизованном процессе / О. А. Сергеева // Общественные науки и современность. 1992. - № 2.-С. 190-214.
153. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М., 1992.-543 с.
154. Симанов, A. JI. Понятие «состояние» как философская категория / А. JI. Симанов. Новосибирск: Наука, 1982. - 127 с.
155. Симанов, A. JI. Физическая картина мира и понятие «состояние» как ее элемент / A. JI. Симанов // Логико-методологические проблемы естественных и общественных наук. Новосибирск: Наука, 1977. - С. 154-183.
156. Спиноза, Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 / Б. Спиноза. М.: Госполитиздат, 1957.-631 с.
157. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 1999.816 с.
158. Степии, В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избранная социально-философская публицистика / В. С. Степин. М.: ИФ РАН, 1996. - 175 с.
159. Столяров, В. И. Процесс изменения и его познание / В. И. Столяров. М.: Наука, 1966. - 252 с.
160. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1991.-736 с.
161. Трахтенберг, О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии / О. В. Трахтенберг. М.: Госполитиздат, 1957. - 255 с.
162. Тюрго, А. Избранные философские произведения / А. Тюрго. М.: Соцэкгиз, 1937.-192 с.
163. Уледов, А. К. Социологические законы / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1975.-296 с.
164. Умов, Н. А. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина (сокращенное изложение) / Н. А. Умов // Антология философской мысли. Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 553 с.
165. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. -М.: Госкомиздат, 1953. 824 с.
166. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
167. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2002. - 584 с.
168. Философский словарь. М: Политическая литература, 1991. — 560 с.
169. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1960.504 с.
170. Фок, В. А. Об интерпретации квантовой механики / В. А. Фок // Успехи физических наук. 1967. - Т. 62. - Вып. 4. - 267 с.
171. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы на пути к либеральной Евгенике / Ю. Хабермас. -М.: Весь мир, 2002. 144 с.
172. Хайек, Ф. А. Дорога к рабству / Ф. А. Хайек // Вопросы философии. -1990.-№10.-С. 113-151.
173. Хайтун, С. Д. К вопросу о понятии энтропии / С. Д. Хайтун // Проблемы истории и методологии научного познания. -М.: Наука, 1974. 310 с.
174. Хайтун, С. Д. Развитие естественнонаучных взглядов о соотношении закона возрастания энтропии и эволюции / С. Д. Хайтун // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994. - 239 с.
175. Христианство: Энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 2 М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 863 с.
176. Чернышевский, Н. Г. / Н. Г. Чернышевский // Полн. собр. соч. М.: Госполитиздат, 1948. - Т. 4 - 360 с.
177. Чуринов, Н. М. Информационная рациональность / Н. М. Чуринов. -CAA. Красноярск, 1993. 171 с.
178. Чуринов, Н. М. Информационная реальность как противоречие отношения и связи / Н. М. Чуринов // Проблема диалектического противоречия (методологический аспект). Красноярск, 1987.
179. Чуринов, Н. М. Политическая теория и политическая история / Н. М. Чуринов // Россия-СССР-Россия: Матер, науч. конф. Красноярск, 1997.
180. Чуринов, Н. М. Проблема социально-информационной реальности / Н. М. Чуринов // Развитие научного и технического знания как фактор ускорения развития производства: Матер, per. науч.-теоретич. конф. Кемерово, 1986.
181. Чуринов, Н. М. Реальности: физическая и информационная / Н. М. Чуринов. CAA. Красноярск, 1995. - 233 с.
182. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода: Философские очерки / Н. М. Чуринов. CAA. Красноярск, 2001. - 432 с.
183. Чуринов, Н. М. Философские основания информологии / Н. М. Чуринов. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. - 236 с.
184. Шамбадаль, П. Развитие и приложения понятия энтропии / П. Шамбадаль. М.: Наука, 1967. - 280 с.
185. Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. - 821 с.
186. Шиллер, Ф. Собр. соч. В 12 т. Т. 6 / Ф. Шиллер. М., 1957. 791 с.
187. Шпенглер, О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность / О. Шпенглер. Новосибирск: Наука, 1993. - 584 с.
188. Шредингер, Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. 2-е изд. / Э. Шредингер. - М.: Атомиздат, 1972. - 88 с.
189. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс, К. Маркс // Соч. 2-е изд. - Т. 21. - М.: Госполитиздат. - 745 с.
190. Эшби, У. Р. Введение в кибернетику / У. Р. Эшби. М.: Иностр. лит., 1959.-432 с.
191. Les Prevens. 1980. -№ 12. - P. И.
192. Marcuse, Н. Five lectures / H. Marcuse. Boston, 1970. - P. 90.192.'Montegu, A. The American Way of Life / A. Mont'egu. N. Y., 1987. - P. 110-112.
193. Rappoport, A. Strategy and Consience / A. Rappoport. N Y., 1988. - P. 255-256.
194. Rowan, J. Psychological aspects of society / J. Rowan. L.: Academic press, 1978.-P. 4.
195. Rubin, J. A. Hippy Manifesto / J. A. Rubin. Evergreen Review, 1989. -№66.-P. 85.
196. Sartre, J. La critique de la raison dialectique / J. Sartre. Paris, 1960. The structured crowd. - P. 34.