автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Жамбаева, Ульяна Баировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме"

094612335

На правах рукописи

Жамбаева Ульяна Баировна

Со гериологнческне и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме

Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

? 1 НО Я 2010

Улан-Удэ 2010

004612335

Работа выполнена в , отделе философии, культурологи и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

Ведущая организация

доктор философских наук, профессор

Янгутов Леонид Евграфович

доктор философских наук, профессор

Васильева Клавдия Кирилловна

кандидат философских наук, доцент

Чебунин Александр Васильевич

ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Защита диссертации состоится «26» октября 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Читинский государственный университет».

Автореферат разослан «24» сентября 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук ■*-■ Бернюкевич Т.В.

1. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Учение о бодхнчитте является важнейшей философско-мировоззренческой доктриной буддизма Махаяны, основополагающим принципом его сотериологии. Наиболее глубокую разработку учение о бодхнчитте получило в тибетском буддизме, где наблюдается его тесная связь с теоретическими принципами философии буддизма, и с практическими аспектами религиозного спасения. Учение о бодхичитте составляет основное содержание этической концепции тибетского буддизма и направлено на совершенствование личности на пути его просветления, характеризуя главную суть содержания медитации, составляющей необходимый компонент буддийской сотериологии.

В теоретическом плане учение о бодхичитте во многом восполняет и раскрывает сущностные характеристики таких ключевых понятий буддизма, как бодхи, дхарма, читта, шунъя, праджня. В практическом отношении оно определяет образ жизни верующего тибетца. Исключительная значимость учения о бодхичитте такова, что сегодня ни одна теоретическая и практическая концепция тибетского буддизма связана с понятием бодхичитгы.

Между тем, до сих пор само учение и его понятие бодхачитта исследовано в научной литературе недостаточно, без чего нельзя в полной мере понять сущностные характеристики буддийской философии и сотериологии, особенно в тибетском буддизме. Особый интерес к учению о бодхичитте обусловлен ее сотериологической направленностью. Сотериология является одним из доминантных учений в буддизме, ее принципы, составляющие содержание четырех благородных истин, изложенных в первой проповеди Будды, восходят к самой ранней истории буддизма.

В тибетском буддизме сотериология является доминантой нравственной деятельности его последователей: стремление человека к спасению рассматривается как своеобразный образ жизни, норма поведения каждого отдельного человека и как следствие всего общества. С одной стороны, следование пути нравственного совершенствования формирует человека как личность, дает возможность контролировать свои желания и достичь конечной цели, с другой стороны, обеспечивает общественный порядок, поэтому исследование учения о бодхичитте как важнейшей составной тибетского буддизма представляет собой не только научную, но и социальную значимость. Таким образом, анализ сотериологических и философских аспектов учения о бодхичитте позволит более содержательно понять сущность и особенности тибетского буддизма.

Степень научной разработанности. Учение о бодхичитте в научной литературе представлено работами, раскрывающими лишь отдельные ее аспекты, связанные с абхидхармической и праджняпарамитской философией. Исследование Абхидхармы представлено работами Ф.И. Щербатского, О.О. Розенберга, Б.В. Семичова. М.Г. Брянского, Е.П. Островского, В.И. Рудого, А.К. Хабдаевой. Большую значимость для понимания бодхичитты работы этих исследователей имеют в связи с тем, что в них дается подробный анализ понятия читта, представляющего собой вторую часть понятия бодхачитта, а также понятия виджпяна, раскрывающего философскую суть учения о бодхичитте.

Исследованию Праджняпарамиты посвящены работы Б.Д. Дандарона, Л. Мялля, Л.Е. Янгутова, Н.В. Абаева, И.М. Кутасовой, С.П. Нестеркина, С.Ю. Лепехова, В.Г1. Васильева, A.M. Донца, Е.А. Торчинова, Е.Ж. Баяртуевой, А.И. Бадмацыренова и др. В числе западных исследователей данной буддийской концепции

следует упомянуть имена Р. Робинсона, Д.С. Руегга, Э. Ламмота, Т. Мурти, Э. Конзе.

Несомненный интерес для нашего исследования представляет работа Б.Д. Дандарона «Мысли буддиста»1, в которой излагаются концепции буддизма, лежащие в основе теории шуньи, прсгджни, татхаты, а также обстоятельно рассматривается понятие бодхичитта.

Непосредственно бодхичитте посвящены работы И.С. Урбанаевой, среди которых, прежде всего, следует указать ее переводы, предисловия и комментарии к произведениям Шантидевы «ВосИнсагуауаТага: Вступление в практик}' Бодхисаттв»2, Геше Джампа Тинлея «Бодхичитта и шесть парамит»3 и др. В первой работе И.С. Урбанаева подробно рассмотрела метод Шантидевы, предлагаемый им для преобразования обычного ума в ум Бодхисатгвы, базирующийся на онтологии Пустоты, в традициях школы Мадхьямика Прасангика. В работе Намкха Пела «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца»4 рассматривается семичленная практика и учение о бодхичитте. С.П. Нестеркин составил перевод книги Еше Лодой Ринпоче «Комментарий к тексту Дхармаракшитьг Боевая Чакра»5, в

1 Дандарон Б.Д. Мысли буддиста, - Большой Камень, 1970.

2 Шантидева. Bodhicaryavatara: Вступление в практику Бодхисаттв ibyang chub sems dpa'i spyodpa la 'jugpa zhes bya ba bzhugs so) / Пер., предисл. и коммент. И.С. Урбанаевой-Улан-Удэ, 2007.

3 Геше Джампа Тинлей. Бодхичитта и шесть парамит / Отв. ред. и сост. И.С. Урбанаева. - Улан-Удэ, 2000.

4 Намкха Пел. Лоджонг «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца / Пер. с тиб., предисл. и коммент. И.С. Урбанаевой. -Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 192 с.

5 Еше Лодой Ринпоче. Комментарий к тексту Дхармаракшиты «Боевая Чакра». Махаянское преобразование мышления / Еше Лодой Ринпоче; Пер. С.П. Нестеркина. - Улан-Удэ : Нютаг, 1999.

которой также исследуется понятие бодхичитта. Западноевропейские источники по бодхичитте на сегодняшний день отсутствуют.

Значительный вклад в исследование учения о бодхичитте внес Шантидева, описавший в сочинении «Драгоценный Венец Нагарджуны и Вступление на путь Бодхисаттв» метод достижения бодхичитгы. Также известен труд одного из наставников Далай-ламы Куну-ламы Тензин Гьялцена под названием «Трактат о просветленном сознании», в котором наряду с изложением устных наставлений о бодхичитте использованы тексты «Лам-рим-ченмо», «Путь Бодхисаттвы» Шантидевы, «Светоч на Пути Пробуждения» Атиши.

Стремление на путь бодхичитгы рассматривается в книге Его Святейшества Далай-ламы XIV «Мир тибетского буддизма»6. В другой его работе «Комментарий на «37 практик бодхисаттвы»7 рассматривается поэма известного тибетского монаха, йогина и мыслителя Нгульчу Гьялсэ Тогме Сангпо (1295-1369), описывающая различные аспекты духовной практики буддизма Махаяны, которая, входя в свод писаний традиции Ло Чжонг, также может быть истолкована в контексте традиции поэтапного пути ламрим. Итак, несмотря на определенный уровень изученности понятия бодхичитгы в российском востоковедении, сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте нуждаются в более содержательном исследовании.

Объект исследования - учение о бодхичитте.

6 Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. - СПб.: Нартанг, 1996. - 226 с.

7 Его Святейшество Далай-лама XIV, Тензин Гьяцо. Комментарий на «37 практик бодхисатвы» / Пер. с англ. и таб., примеч. A.A. Наринъяни. - М.: Открытый Мир, 2006. - 240 с.

Предмет исследования - философское и сотериологическое содержание учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

Целью диссертационной работы является анализ учения о бодхичитте в тибетском буддизме, в философском и сотериологическом аспектах.

Задачи исследования:

- выявить сотериологическое и философское содержание понятия бодхичитты в контексте п раджняпарамитских и абхидхармических концепций;

- исследовать концепцию абсолютной и относительной бодхичитты в философском и сотерилогическом контексте;

- исследовать этические аспекты учения о бодхичитте тибетского буддизма;

- выявить медитативные аспекты учения о бодхичитте тибетского буддизма;

- дать анализ философским аспектам учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

Источниковедческую базу исследования составило произведение Гьялсэ Тогме Сангпо «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения сознания, состоящее из семи пунктов» (rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa 7 blo sbyong don bdun та 'i snyan brgyud kyi tsig mams bkral ba bzhugs so), переведенное нами с тибетского языка на русский.

В ходе исследования совершена поездка в тибетский монастырь Джудо в Северной Индии, городе Дхарамсала, где были собраны полевые материалы, которые использовались в данной диссертационной работе, в частности интервью с монахами монастыря Джудо.

Теоретико-методологическая база. При анализе понятия бодхичитта исследование конкретного текстологического и исторического материала опиралось на общенаучный принцип

системности, метод сравнительно-исторического анализа и др. При работе над диссертацией использовались источниковедческие методы исследования, философско-культурный и компаративистский подходы. Используемые подходы к анализируемому материалу в значительной мере определялись методом философской реконструкции взглядов Гьялсэ Тогме Сангпо на проблему преображения мышления. Предпринята попытка дискурсивного анализа построений мыслителя, основанных на сочетании знания рационального и полученного, благодаря мистической интуиции, потребовавшей обращения к буддийской феноменологии сознания.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- выявлено сотериологическое и философское содержание учения о бодхичитте; установлено, что понятие бодхичатта тесно привязано к категориям Абхидхармы - читте и виджняне, а также к категориям Праджняпарамиты - праджне и шунье; показано единство Абхидхармических и Праджняпарамитских принципов в понимании бодхичитты;

- исследована концепция относительной и абсолютной бодхичитты; выявлены ее теоретические истоки, восходящие к теории двух истин; установлено, что относительная бодхичитга отражает суть религиозных принципов тибетского буддизма, а абсолютная бодхичитта - суть теоретических принципов;

- проанализировано этическое содержание учения о бодхичитте, установлено, что оно органически вплетено в сотериологическое содержание буддизма и характеризует относительную бодхичитту;

- выявлено, что медитативные аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме тесно привязаны к этическим принципам, а также органически вплетены в сотериологическое содержание буддизма и характеризуют относительную бодхичитту;

- определено, что философское содержание учения о бодхичитте выражено в представлениях о пустоте и праджне и характеризует абсолютную бодхичитту;

- переведен, проанализирован и введен в научный оборот, текст Гьялсэ Тогме Сангпо под названием «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления, состоящей из семи пунктов» (rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa '/' blo sbyong don bdun ma 'i snyan brgyud kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so).

Основные положения, выносимые на защиту

1.Понятие бодхичитты отражает единство сотериологических и философских принципов буддизма, которые выражены в Абхидхармических и Праджняпарамитских построениях.

2. Понятие бодхичатта тесно связано с категориями Абхидхармы - читта и виджняиа, выражающими их философскую суть, а также с категориями Праджняпарамиты -праджня, пустота; так как праджня и бодхичитта являются наиболее значимыми понятиями в буддийской философии, то именно они являются основополагающими принципами для сотериологической теории.

3. Сотериологическое содержание понятия бодхичитта раскрывается в учении об относительной бодхичитте, главную суть которой составляют этические и медитативные аспекты; философское содержание раскрывается в абсолютной истине, отражением которой является понятие праджни.

4. Понятие бодхичитта получило наиболее глубокую разработку в тибетском буддизме, где оно раскрывается в трех аспектах: этическом (тришикша 'мораль'), практическом (самадхи 'медитация') и теоретическом (праджня 'мудрость').

5. Этические и практические аспекты учения о бодхичитте отражают относительную бодхичитту, теоретический аспект

отражает абсолютную бодхичитту, которые в свою очередь восходят к теории двух истин: парамарпгха-сатъя и самврити-сатья - являющихся основой пути спасения в буддизме.

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования состоит в том, что его результаты восполняют наше представление о бодхичитге и могут быть использованы для исследования философии тибетского буддизма. Выполненные переводы вносят вклад в разработку методологии и методики перевода тибетских текстов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использовать содержащиеся в работе положения и выводы при составлении обобщающих трудов по истории и философии буддизма, в разработке курсов лекций по специальностям «религиоведение», «всеобщая история», «культурология». Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов и средних учебных заведений при чтении курсов лекций, в подготовке методических пособий,спецкурсов и семинаров.

Апробация результатов исследования. Данные исследования апробированы в рамках работы в международных научно-практических конференций «Батуевские чтения-3: История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 2007), «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2009). Результаты исследования опубликованы в шести научных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка (114 наименование). К работе представлено приложение 16 с.

2, Основное содержание диссертационной работы

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень изученности проблемы, указываются объект и предмет исследования, формулируются цели й задачи работы, описываются методологическая основа и источншсовая база исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, выдвигаются основные положения для защиты.

Первая глава «Понятие бодхнчитты в сотериологическом и философском контексте буддизма» раскрывает понятия бодхичитта, читты и виджняны в контексте Абхидхармы.

В параграфе 1.1. «Понятие бодхичитты в сотериологическом и философском контексте Абхидхармы» раскрывается понятие бодхичитта. Бодхичитта (санскр. бодхи 'просветление' и читта 'сознание', тиб. byang chub kyi sems) является важнейшим понятием буддизма, означающим совершенное состояние индивидуума, лишенное негативных препятствий. Бодхичитта, зарождающаяся из великого сострадания, трактуется и как гармония внутренних и внешних проявлений. Это состояние чистое и совершенное, находящееся вне времени и пространства.

Читта является второй составной понятия бодхичитта, получившего наиболее глубокую разработку в абхидхармической теории, основные принципы которой были изложены знаменитым Васубандху в «Абхидхармакоше». Но сама теория существовала еще задолго до указанного произведения, своими истоками она восходит к первым двум истинам и тесно связана с понятием «дхарма».

Собственно сама читта - это сознание, которым необходимо

управлять, содержимое которого необходимо постоянно держать

под контролем. Читта есть то самое зеркало, посредством которого

мы способны видеть весь спектр ощущений, поступающих от

органов чувств. Она обладает динамическим и статичным

11

свойствами по отношению к мыслям и обрывкам информации в разуме. Мысли становятся едиными и двигаются непрерывным потоком. Сознание в смысле центрального потока элементов сознавания называется читта, или виджняна. Манас, не будучи элементом чувственным, не в состоянии касаться вишая, объективно-чувственного. Сознание опирается, с одной стороны, на чувственные дхармы (рупа), с другой - на нечувственный элемент, на сознание предыдущего момента, или мапас.

Виджняна рождается беспрерывно, но не бывает того, чтобы в один момент было две виджняны. Виджняна есть сознание, знание, познание. В буддизме непросветленное сознание, которое имеет конкретное содержание, соответствует восприятию мира на уровне низшей истины.

Бодхичитта таким образом означает просветленный ум, где просветленность распознается как состояние ясности, осознанности, растворения собственного «я», переходящее в состояние единства со всем окружающим. В сотериологическом контексте она непосредственно связана с реализацией «пути спасения», определяя принципы повседневной деятельности человека в контексте главной цели его существования -избавление от омраченного сознания и в возможности выявить свою истинную природу, тождественную всем и всему.

В параграфе 1.2. «Понятие бодхичитты в сотериологическом и философском контексте Праджняпарамиты» отражены философские предпосылки понятия бодхичитта в Праджняпарамитской традиции, а также рассмотрены понятия праджня и пустота.

Несмотря на то, что второй компонент понятия бодхичитта получил детальную разработку в абхидхармической теории, само понятие бодхичитта было тесно связано с понятиями праджня, пустота, которые разрабатывались в традиции

праджняпарамитской философии.

Праджня - это мудрость, не опирающаяся на слова, знаки, письмена и обусловливающая непосредственное постижение высшей истины, что равнозначно просветлению. Просветление -это видение вещей в их абсолюте, это есть видение пустоты. Праджня, таким образом, это и есть просветление. Это трансцендентная мудрость, отражающая высший этап сознания, этап просветленного сознания.

Пустота (санскр. шунья) - одно из основных философских понятий буддизма Махаяны. По справедливому замечанию Л.Е. Янгутова, буквальный перевод санскритского термина шунья как пустоты приводит к множеству недоразумений: «Самой распространенной ошибкой является то, что под пустотностью понимается простое ничто, полное отрицание чего бы то ни было. Однако пустотность в буддийском понимании не есть полное отрицание чего-то, буддийское отрицание - это отрицание того, что препятствует освобождению»8.

То, что реально, должно быть независимым, его существование и происхождение не должно зависеть от чего-либо другого. Однако все, что мы знаем, зависит от каких-то условий и, значит, не может считаться реальным. Пустота, или пустотность, проповеданная в текстах Махаяны, неизмеримо глубже по сути. Она объект беспредельного знания. Оставаясь в мире относительности, где правят законы логики, нельзя составить даже отдаленного представления об истинной пустоте или о том, что определяется в Праджняпарамите как Великая Пустота, или Махашунъята.

8 Янгутов Л. Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. - Улан-Удэ, 2007. -С. 121.

В этом смысле Великая Пустота находит свое отражение в бодхичитте. В праджняпарамитском понимании бодхичитты соединились понятия читта как сознание, ум и шунья как пустота. Согласно бодхичитте, шунья достижима тогда, когда ум начинает распознавать отсутствие сущности как таковой. Путем понимания и переживания природы ума как сущностно пустой можно прийти к дальнейшему пониманию того, что любое феноменальное состояние ума также лишено сущности. Это переживание берет свое начало в уме, оно столь же сущностно пусто и не может быть реальным.

Все, что связано с внешними и внутренними мирами, с восприятием познающего ума, есть результат неведения, а значит все является иллюзорным. Следовательно, нет ничего реального, все лишено реальности именно только в воспринимаемом нами мире. Реально только то, что находится за пределами нашего восприятия, эта реальность лишена каких - либо качеств, лишена каких-либо воспринимаемых свойств. Значит, видение пустоты и есть собственно сама бодхичитта, а это не что иное, как практика бодхичитты. Таким образом, праджня и бодхичитта являются наиболее значимыми понятиями в буддийской философии, так как именно на них основаны принципы сотериологической теории.

В параграфе 1.3. «Понятие абсолютной и относительной бодхичитты» понятие бодхичитта раскрывается как «метод» и «мудрость», где относительная бодхичитта выступает в качестве «метода», а абсолютная бодхичитта - в качестве «мудрости».

Деление бодхичитты на абсолютную и относительную своими истоками восходит к теории двух истин. «Согласно этой теории, существуют истины: парамартха-сатъя и самврити-сатья. Парамартха-сатья - это истина, которая отражает природу вещей в том виде, в каком они есть на самом деле, ее нельзя ни выразить словами, ни изобразить в знаках, ни охватить мыслью. Она может быть постигнута непосредственно целиком и полностью, через

непосредственное переживание в процессе религиозной практики. Ее постижение ведет к религиозному спасению, сшврити-сатья -это истина, связанная с мирской жизнью человека, она доступна дискурсивному познанию, поскольку может быть выражена словами и знаками. Ее постижение не ведет непосредственно к религиозному спасению, но приближает к абсолютной истине»9. Истина может быть раскрыта абсолютной истиной (истиной просветленных, святых), или парамартха-сатьей. Данная истина выявляет природу вещей в том виде, в каком они есть в действительности, не имея под собой какой-либо вербальной опоры. Если постичь эту истину непосредственно целиком и полностью, то она, в свою очередь, может привести к религиозному спасению.

Этот же принцип лежит в основе деления бодхичитга на абсолютную и относительную. Относительная бодхичитга - это реальное проявление любящей доброты и сострадания ко всем живым существам. Абсолютная бодхичитга - это осознание пустоты как всеобъемлющей истинной природы реальности. Оба аспекта бодхичитга являются частью просветленной природы ума.

Относительную бодхичитту можно разделить на бодхичитту намерения и бодхичитту действия. Первая представляет собой намерение принести благо всем живым существам, вторая -действие, когда происходит воспроизведение в реальности бодхичитга намерения. «Относительная бодхичитга - это первичный ум, побуждаемый двумя намерениями. Одно намерение - принести благо всем живым существам, а второе - достичь состояния Будды. Намерение принести благо всем живым существам побуждается сильными чувствами любви и сострадания. Относительная и абсолютная бодхичитга!

9 Там же - С. 220.

соотносятся как метод (/Лай.?) и интуиция (яНгея гаЬ), однако относительная бодхичитта без абсолютной не приведет к достижению состояния Будды. Для этого необходима интуиция, познающая пустотность. При одновременном практиковании относительной и абсолютной бодхичитты появляется возможность достижения просветления.

Феномен разумного человека заключается в том, что он может на абсолютной основе выбрать мир абстракций, раздвигая грани своих мыслительных способностей до бесконечности. Иначе говоря, он обладает способностью переживать бытие в своих мыслях одновременно в двух его ипостасях - реальном и виртуальном. Это означает, что человек в своей мыслительной деятельности придерживается определенной последовательности, главным образом опираясь на абстрактные допущения и постепенно доводя их до конкретного объекта. Все дело в том, что сам «объект может быть узнан только, когда он воспринят как целое» . Все, что связано с внешними и внутренними мирами, с восприятием познающего ума, есть результат неведения, а значит все является иллюзорным. Следовательно, нет ничего реального, все лишено реальности именно только в воспринимаемом нами мире. Реально только то, что находится за пределами нашего восприятия, эта реальность лишена каких-либо качеств, лишена каких-либо воспринимаемых свойств. Значит, видение пустоты и есть собственно сама бодхичитта, а это не что иное, как практика бодхичитты. Таким образом, праджня и бодхичитта являются наиболее значимыми понятиями в буддийской философии, так как именно на них основаны принципы сотериологической теории.

10 Витяев Е.Е. Принцип работы мозга и процесс познания в науке и искусстве. - Новосибирск, 1995. - С. 3.

I V

Вторая глава «Учение о бодхнчнтте в сотериологнческой и философской традиция тибетского буддизма» посвящена процессу становления буддизма в Тибете, где даются сущностные характеристики философии и сотериологии тибетского буддизма, место и роль понятия бодхичитта.

Атиша Дипанкара Шриджняна одним из первых начал проповедовать в Тибете учение о бодхичитте, которое состояло из «семичленной практики» и «практики замены себя на других». В его проповедях эти практики, по сути, представляли собой метод, с помощью которого достигается просветление, ради спасения других живых существ. Семичленная практика представлена в следующих семи частях:

1) предварительная практика: демонстрирование базового учения;

2) практика культивирования двух видов бодхичитты;

3) привнесение на путь просветления неблагоприятных факторов;

4) демонстрация превращения практики преображения сознания в практику всей жизни;

5) мера преображения сознания;

6) обязательства по практике преображения сознания;

7) наставления по практике преображения сознания11.

Практика «замены себя на других», в свою очередь, является

практикой принятия неблагоприятных факторов на себя и отдачи благоприятных факторов другим живым существам. «Семичленная практика» базируется на праджняпарамитских сутрах. Согласно традиции, она передавалась по линии преемственности от Нагарджуны, который передал ее своему ближайшему ученику

11 Сангло Г.Т. Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления, состоящей из семи пунктов. - Л, 2Б.

Арьядеве, тот - Чандракирти и так далее. Другая практика -зарождение бодхичитты на основе «замены себя на другого» -изложена в Аватамсака-сутре. Обе эти практики объединил Атиша. К ним было составлено большое количество комментариев, которые в более поздний период Чекава Еше Дорже (1101-1175) объединил в фундаментальный текст «Ло Чжонг Дондунма» (bio sbyongdon bdurt ma'i 'практика преображения сознания').

Этот религиозно-философский текст, состоящий из 25 листов, включает практику принятия и отдачи. Вся практика основывается на бодхичитте, на этапах пробуждения. От других наставлений работу отличает то, что в так называемой «практике преображения сознания» освещены понятия относительной и абсолютной бодхичитты.

Данная работа является универсальным сочинением, включающим все практики «JIo Чжонга Дондунма», помогающие наиболее целостно воспринять основополагающие знания данного учения. Этот текст относится к разряду очень важных наставлений, в .которых каждая фраза описывает отдельную тему практики, требующей соответствующих знаний и освоения. В тибетской книге Гьялсэ Тогме Сангпо «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления, состоящей из семи пунктов» (rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa'i blo sbyong don bdiin та 'г snyan brgyud kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so), дано описание метода спасения, или же достижения «несравненного» просветления, которое в тексте характеризуется как «непоколебимая бодхичитга. В тибетском буддизме практика преображения сознания - это путь к просветлению, включающий три необходимые практики (тришикша): мораль (шила), медитацию (самадхи) и мудрость (праджня).

В параграфе 2.1. «Этические аспекты учения о бодхичитте в сотериологическом контексте тибетского буддизма»

1 о 10

доказывается, что этические аспекты в первую очередь связаны с практической стороной учения о бодхичитге, а именно практикой преображения сознания для достижения просветления. В этом контексте бодхичитга понимается как ум, направленный к пробуждению, находящийся в состоянии сна; ум который не осознает себя, упускает себя, воспринимая только феномены, но упускает себя как причину различения этих феноменов. Это ум, который находится в неведении относительно своего состояния, своих намерений, своих воззрений, узнает самого себя лишь в некоторых проявлениях, определенных феноменах, не обнаруживает причин узнавания этих феноменов, не обнаруживает этих способностей воспринимать узнавание как процесс, опирается на результаты узнавания как на самосущие явления, как на реальность.

Большую этическую нагрузку несет подготовка к просветлению сознания. Как отмечалось ранее, относительная бодхичитга практикуется с использованием обычных умственных процессов, она связана с практической жизнью. «Относительная бодхичитга - это первичный ум, побуждаемый двумя намерениями. Одно намерение - принести благо всем живым существам, а второе - достичь состояния Будды»63.

В этическом аспекте бодхичитга в первую очередь понимается как форма правильного отношения ко всем живым существам, выражающегося в правильных эмоциях: любовь, сострадание, радость, бесстрашие, то есть все то, что проистекает непосредственно из истинной природы ума. Это составляет базовую основу бодхичитга. Гордость, гнев, желание, ревность, неведение исходят из ошибочной эгоцентрической привычки ума, именно по этой причине эти эмоции исчезают или

63 Тинлей Г.Д. Лоджонг. - Екатеринбург, 2008. - С. 71.

трансформируются, когда это привычка побеждена.

Бодхичитта способна трансформировать любое действие, слово или мысль в средство для пробуждения сострадания. Все пять скандх пусты - их необходимо не просто логически осмысливать, а ясно воспринимать. Поэтому в буддизме человек и его природа объясняются как комплекс пяти скандх - телесных и духовных элементов дхарм, то есть комплекс физических и психических элементов. Сюда входят рупа - форма материальных элементов, ведана - чувства, санджня - восприятие, самскара - воля, стремление, виджняна - тонкое тело сознания. Именно сознание определяет данный комплекс нама - рупа.

В параграфе 2.2. «Медитативные аспекты учения о бодхичитте в сотериологыческом контексте тибетского буддизм» отражены медитативные аспекты, с помощью которых можно достичь просветления.

В буддизме существует ряд школ и направлений, в которых основным моментом является практика медитации, с помощью которой достигается определенное состояние сознания. Именно медитация позволяет им выйти за пределы условных и относительных представлений о пространстве и времени, т. е. за пределы трехмерного мира. В процессе такой практики им открывается многомерная реальность с иными понятиями и гораздо более совершенными измерениями. Иначе говоря, именно эта медитативность преподносит качественно новый взгляд на такие понятия, как пространство и время.

Необходимо отметить, что духовная практика, предполагающая самоизоляцию от общества, также является одним из путей освобождения от неведения, от привязанности к своем)' «я». Наиболее эффективной формой достижения глубинного «я» является медитативный путь посредством инициации состояния транса, или самадхи. Это есть постепенный путь к спасению

нашего ума. Именно в буддизме постулируется идея необходимости приложения учения к своим собственным переживаниям и тем самым создаются необходимые условия для раскрытия вечной потенции сознания, по сути, своей направленного к чему-то лучшему и большему, чем «я» сам. А это наилучшим образом реализуется в медитации.

Медитация требует огромных усилий, большой силы воли и нравственной чистоты. «Нирванирующий в промежутке смерть -рождение» - это один из множества возможных вариантов «ставших на путь», поскольку в буддизме «на самом деле их столько, сколько существует типов личностей, т.е. список практически неисчерпаем»12.

Полная медитация требует практики самоизоляции от внешнего мира. Практика самоизоляции от внешнего мира главным образом развита в Тибете. Она предполагает заточение человека в глубокой пещере, где отсутствует доступ света и всякого рода звуков. Тем самым достигается абсолютная изолированность от внешнего мира для преодоления обусловленного («омраченного») сознания. При этом острое чувство голода, в особенности на первых порах, также помогает обуздать разного рода желания и утратить биологическое время. Соблюдение данных условий ведет к нирване, к возможности мыслить о мысли. Размышления о болезнях, старости и других аспектах нашего драгоценного человеческого рождения приводят к пониманию степени привязанности к собственной версии реальности. Лишь медитативное умозрение позволяет выйти за рамки пространственно-временной обусловленности сознания человека.

В параграфе 2.3. «Философские аспекты учения о бодхичитте в

12 Брянский М.Г. Знания, ведущие к просветлению в буддизме И Философия, социология и современность. - Улан-Удэ, 2002. - С. 94.

тибетском буддизме» понятие бодхичитта рассматривается в философском аспекте. Философский аспект бодхичитгы нашел отражение в абсолютной бодхичитте, которая представляет собой познание пустоты феноменов при помощи ума, побуждаемого относительной бодхичиттой.

Косность сознания заключается в том, что человек уверовал в бездуховность материи. Все дело в том, что человек видит и воспринимает на чувственном уровне ровно столько, сколько он знает. И, соответственно, не видит и не воспринимает то, что он не знает. Именно в этом значении утверждается, что знание - ядро сознания. Такое состояние сознания в буддизме называется «омраченное сознание». Здесь важно понимать, что данное учение не пропагандирует идею бессмысленности бытия человека. По словам Будды, чтобы переплыть реку, нужно усиленно работать руками и ногами. Речь идет, скорее, о толерантном отношении к окружающему миру.

Уникальность сознания заключается в том, что оно постоянно продуцирует грани проявления бытия, расширяя мир от состояния его возможного или потенциального до состояния актуального и ноуменального. Это означает, что любой порядок построения умственных конструкций, имеющих отношение к идеальному допущению вообще (мир фантазий), всегда имеет отношение к самой действительности или реальности. Человек не может воспроизвести что-либо, не имеющее отношения к действительности или наличествующему миру. Вот почему имеет место быть потенциальное или возможное как бытие.

В этой связи находит свое подтверждение сложившееся представление о том, что философия как интерсубъективная форма мышления, имеющая социо-культурные особенности своего проявления, обусловленна главным образом историко-культурными, этническими, религиозными и другими факторами.

Утвердившееся мнение о том, что западная философия -прагматическая, а восточная - мистическая, в свете сказанного уже не актуально. Так, даосизм как учение о бытии при его практической реализации в себе обнаруживает столь значительный рационализм, что мистицизм, основанный на иррационализме, предельно нивелируется. Традиции же, доведенные до абсолютных ценностей, порождают принцип релятивности, исключающий поиск смыслов в объекте восприятия.

Феноменологический подход к предметному миру допускает наличие «чистого сознания», то есть идеальной сущности вне ее предметного проявления, Однако «омраченное сознание» человека, имеющее больше отношение к рассудку (на данном уровне мышления оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта), нежели разуму, локализует его интеллектуальную деятельность в жестких рамках устоявшейся системы координат, пребывая в состоянии неведения. В данном контексте особую значимость обретает именно практика преображения сознания.

Актуализируя тему человека, где мерой всех вещей является сам человек, следует сказать, что этот феномен, по всей вероятности, и является необходимым звеном в цепи мироздания, а также носителем кода проникновения в тайну бытия.

В Заключении подводится итог исследованию, формулируются выводы и указываются проблемы, возникшие при анализе тибетского текста Ло Чжонг Дондума в философском контексте, решение которых представляет интерес для буддологии и тибетологии. Также обосновывается учение о бодхичитге, которое является основой буддийской сотериологии и представляет собой единство сотериологических и философских принципов буддизма, выраженных в абхидхармических и праджняпарамитских построениях.

Приложение содержит перевод произведения Гьялсэ Тогме Сангпо «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления, состоящей из семи пунктов» (rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzadpa 7 blo sbyong don bdun ma 7 snyan brgyad kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so)

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Значение абсолютной и относительной бодхичитты // Вестник БГУ. Сер, Востоковедение. - Улан-Удэ, 2008. - Вып. 8. -С. 47-50 (0.4 п.л.) (реферируемое издание).

2. Категория шуньи в контексте учения о бодхичитге // Вестник БГУ. Сер. Философия. - Улан-Удэ, 2010. - Вып. 14. - С. 81-84 (0.4 п.л.) (реферируемое издание).

Публикации в других журналах и сборниках

3. Практика преображения сознания // Традиции Абидармы, Праджняпарамиты, Тантры и литературное творчество бурятских религиозных деятелей. - Улан-Удэ, 2008. - С. 131-140 (0,4 пл.).

4. Сотериологические аспекты бодхичитты в тибетском буддизме // Сотериологические учения буддизма стран Центральной и Восточной Азии, г. Улан-Удэ: ФГОУ BITO ВСГАКИ, 2009. - С. 131-138 (0,4 п.л.).

5. Научно-гуманистическое мировоззрение и ценностные формы сознания // История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии. Батуевские чтения. Вып. 3. -Улан-Удэ: ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. - С. 389-400.

6. Ценностные формы сознания в восточной философской парадигме // Наука, управление и инновации в вузах байкальского региона: практика, проблемы и перспективы, г. Улан-Удэ: ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. - С. 10-13.

Подписано в печать 23.09.10 Формат 60x84x1/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 67

Читинский государственный университет 672039, ул. Александро-Заводскаа^ЗО

Издательство ЧитГУ

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Жамбаева, Ульяна Баировна

Введение.

Глава 1. Понятие бодхичитты в сотериологическом и философском контексте буддизма.

1.1. Понятие бодхичитты в сотериологическом и философском контексте

Абхидхармы.

1.2. Понятие бодхичитты в сотериологическом и философском контексте

Праджняпарамиты.

1.3. Понятие абсолютной и относительной бодхичитты.

Глава 2. Учение о бодхичитте в сотериологической и философской традиции тибетского буддизма.

2.1. Этические аспекты учения о бодхичитте в сотериологическом контексте тибетского буддизма.

2.2. Медитативные аспекты учения о бодхичитте в сотериологическом контексте тибетского буддизма.

2.3. Философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Жамбаева, Ульяна Баировна

Актуальность исследования. Учение о бодхичитте является важнейшей философско-мировоззренческой доктриной буддизма Махаяны, основополагающим принципом его сотериологии. Наиболее глубокую разработку учение о бодхичитте получило в тибетском буддизме, где наблюдается его тесная связь с теоретическими принципами философии буддизма, и с практическими аспектами религиозного спасения. Учение о бодхичитте составляет основное содержание этической концепции тибетского буддизма и направлено на совершенствование личности на пути его просветления, характеризуя главную суть содержания медитации, составляющей необходимый компонент буддийской сотериологии.

В теоретическом плане учение о бодхичитте во многом восполняет и раскрывает сущностные характеристики таких ключевых понятий буддизма, как бодхи, дхарма, читта, шунъя, праджня. В практическом отношении оно определяет образ жизни верующего тибетца. Исключительная значимость учения о бодхичитте такова, что сегодня ни одна теоретическая и практическая концепция тибетского буддизма связана с понятием бодхичитты.

Между тем, до сих пор само учение и его понятие бодхичитта исследовано в научной литературе недостаточно, без чего нельзя в полной мере понять сущностные характеристики буддийской философии и сотериологии, особенно в тибетском буддизме. Особый интерес к учению о бодхичитте обусловлен ее сотериологической направленностью. Сотериология является одним из доминантных учений в буддизме, ее принципы, составляющие содержание четырех благородных истин, изложенных в первой проповеди Будды, восходят к самой ранней истории буддизма.

В тибетском буддизме сотериология является доминантой нравственной деятельности его последователей: стремление человека к спасению рассматривается как своеобразный образ жизни, норма поведения каждого отдельного человека и как следствие всего общества. С одной стороны, следование пути нравственного совершенствования формирует человека как личность, дает возможность контролировать свои желания и достичь конечной цели, с другой стороны, обеспечивает общественный порядок, поэтому исследование учения о бодхичитте как важнейшей составной тибетского буддизма представляет собой не только научную, но и социальную значимость. Таким образом, анализ сотериологических и философских аспектов учения о бодхичитте позволит более содержательно понять сущность и особенности тибетского буддизма.

Степень научной разработанности. Учение о бодхичитте в научной литературе представлено работами, раскрывающими лишь отдельные ее аспекты, связанные с абхидхармической и праджняпарамитской философией. Исследование Абхидхармы представлено работами Ф.И. Щербатского, О.О. Розенберга, Б.В. Семичова, М.Г. Брянского, Е.П. Островского, В.И. Рудого, А.К. Хабдаевой. Большую значимость для понимания бодхичитты работы этих исследователей имеют в связи с тем, что в них дается подробный анализ понятия читта, представляющего собой вторую часть понятия бодхичитта, а также понятия виджняна, раскрывающего философскую суть учения о бодхичитте.

Исследованию Праджняпарамиты посвящены работы Б.Д. Дандарона, JI. Мялля, JI.E. Янгутова, Н.В. Абаева, И.М. Кутасовой, С.П. Нестеркина, С.Ю. Лепехова, В.П. Васильева, A.M. Донца, Е.А. Торчинова, Е.Ж. Баяртуевой, А.И. Бадмацыренова и др. В числе западных исследователей данной буддийской концепции следует упомянуть имена Р. Робинсона, Д.С. Руегга, Э. Ламмота, Т. Мурти, Э. Конзе.

Несомненный интерес для нашего исследования представляет работа Б.Д. Дандарона «Мысли буддиста»1, в которой излагаются концепции буддизма,

1 Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. - Большой Камень, 1970. лежащие в основе теории шуньи, прадэюни, татхаты, а также обстоятельно рассматривается понятие бодхичитта.

Непосредственно бодхичитте посвящены работы И.С. Урбанаевой, среди которых, прежде всего, следует указать ее переводы, предисловия и комментарии к произведениям Шантидевы «Вос1Ысагуауа1ага: Вступление в практику Бодхисаттв»2, Геше Джампа Тинлея «Бодхичитта и шесть парамит»3 и др. В первой работе И.С. Урбанаева подробно рассмотрела метод Шантидевы, предлагаемый им для преобразования обычного ума в ум Бодхисаттвы, базирующийся на онтологии Пустоты, в традициях школы Мадхьямика Прасангика. В работе Намкха Пела «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца»4 рассматривается семичленная практика и учение о бодхичитте. С.П. Нестеркин составил перевод книги Еше Лодой Ринпоче «Комментарий к тексту Дхармаракшиты Боевая Чакра»5, в которой также исследуется понятие бодхичитта. Западноевропейские источники по бодхичитте на сегодняшний день отсутствуют.

Значительный вклад в исследование учения о бодхичитте внес Шантидева, описавший в сочинении «Драгоценный Венец Нагарджуны и Вступление на путь Бодхисаттв» метод достижения бодхичитты. Также известен труд одного из наставников Далай-ламы Куну-ламы Тензин Гьялцена под названием «Трактат о просветленном сознании», в котором наряду с изложением устных наставлений о бодхичитте использованы тексты «Лам-рим-ченмо», «Путь Бодхисаттвы» Шантидевы, «Светоч на Пути Пробуждения» Атиши.

Стремление на путь бодхичитты рассматривается в книге Его

2 Шантидева. Bodhicaryavatara: Вступление в практику Бодхисаттв (byang chub sems dpa'i spyodpa la 'jug pa zhes bya ba bzhugs so) / Пер., предисл. и коммент. И.С. Урбанаевой - Улан-Удэ, 2007.

3 Геше Джампа Тинлей. Бодхичитта и шесть парамит / Отв. ред. и сост. И.С. Урбанаева. - Улан-Удэ, 2000. 4

Намкха Пел. Лоджонг «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца / Пер. с тиб., предисл. и коммент. И.С. Урбанаевой. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 192 с.

Еше Лодой Ринпоче. Комментарий к тексту Дхармаракшиты «Боевая Чакра». Махаянское преобразование мышления / Еше Лодой Ринпоче; Пер. С.П. Нестеркина. - Улан-Удэ : Нютаг, 1999.

Святейшества Далай-ламы XIV «Мир тибетского буддизма»6. В другой его работе «Комментарий на «37 практик бодхисаттвы» рассматривается поэма известного тибетского монаха, йогина и мыслителя Нгульчу Гьялсэ Тогме Сангпо (1295-1369), описывающая различные аспекты духовной практики буддизма Махаяны, которая, входя в свод писаний традиции JIo Чжонг, также может быть истолкована в контексте традиции поэтапного пути ламрим. Итак, несмотря на определенный уровень изученности понятия бодхичитты в российском востоковедении, сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте нуждаются в более содержательном исследовании.

Объект исследования — учение о бодхичитте.

Предмет исследования - философское и сотериологическое содержание учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

Целью диссертационной работы является анализ учения о бодхичитте в тибетском буддизме, в философском и сотериологическом аспектах.

Задачи исследования:

- выявить сотериологическое и философское содержание понятия бодхичитты в контексте праджняпарамитских и абхидхармических концепций;

- исследовать концепцию абсолютной и относительной бодхичитты в философском и сотерилогическом контексте;

- исследовать этические аспекты учения о бодхичитте тибетского буддизма;

- выявить медитативные аспекты учения о бодхичитте тибетского буддизма;

- дать анализ философским аспектам учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

6 Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. - СПб. : Нартанг,

1996.-226 с.

7 Его Святейшество Далай-лама XIV, Тензин Гьяцо. Комментарий на «37 практик бодхисатвы» / Пер. с англ. и тиб., примеч. A.A. Нариньяни. - М.: Открытый Мир, 2006. - 240 с.

Источниковедческую базу исследования составило произведение Гьялсэ Тогме Сангпо «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения сознания, состоящее из семи пунктов» (rgyal sras togs med bzang po dpa! gyis mzad pa 'i blo sbyong don bdiin ma 'i snyan brgyud kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so), переведенное нами с тибетского языка на русский.

В ходе исследования совершена поездка в тибетский монастырь Джудо в Северной Индии, городе Дхарамсала, где были собраны полевые материалы, которые использовались в данной диссертационной работе, в частности интервью с монахами монастыря Джудо.

Теоретико-методологическая база. При анализе понятия бодхичитта исследование конкретного текстологического и исторического материала опиралось на общенаучный принцип системности, метод сравнительно-исторического анализа и др. При работе над диссертацией использовались источниковедческие методы исследования, философско-культурный и компаративистский подходы. Используемые подходы к анализируемому материалу в значительной мере определялись методом философской реконструкции взглядов Гьялсэ Тогме Сангпо на проблему преображения мышления. Предпринята попытка дискурсивного анализа построений мыслителя, основанных на сочетании знания рационального и полученного, благодаря мистической интуиции, потребовавшей обращения к буддийской феноменологии сознания.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- выявлено сотериологическое и философское содержание учения о бодхичитте; установлено, что понятие бодхичитта тесно привязано к категориям Абхидхармы - читте и виджняне, а также к категориям Праджняпарамиты - праджне и шунье; показано единство Абхидхармических и Праджняпарамитских принципов в понимании бодхичитты;

- исследована концепция относительной и абсолютной бодхичитты; выявлены ее теоретические истоки, восходящие к теории двух истин; установлено, что относительная бодхичитта отражает суть религиозных принципов тибетского буддизма, а абсолютная бодхичитта - суть теоретических принципов;

- проанализировано этическое содержание учения о бодхичитте, установлено, что оно органически вплетено в сотериологическое содержание буддизма и характеризует относительную бодхичитту;

- выявлено, что медитативные аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме тесно привязаны к этическим принципам, а также органически вплетены в сотериологическое содержание буддизма и характеризуют относительную бодхичитту;

- определено, что философское содержание учения о бодхичитте выражено в представлениях о пустоте и праджне и характеризует абсолютную бодхичитту;

- переведен, проанализирован и введен в научный оборот, текст Гьялсэ Тогме Сангпо под названием «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления, состоящей из семи пунктов» {rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa 7 blo sbyong don bdun ma 7 snyan brgyud kyi tsig mams bkral ba bzhugs so).

Основные положения, выносимые на защиту

1 .Понятие бодхичитты отражает единство сотериологических и философских принципов буддизма, которые выражены в Абхидхармических и Праджняпарамитских построениях.

2. Понятие бодхичитта тесно связано с категориями Абхидхармы — читта и еиджняна, выражающими их философскую суть, а также с категориями Праджняпарамиты - праджня, пустота; так как праджня и бодхичитта являются наиболее значимыми понятиями в буддийской философии, то именно они являются основополагающими принципами для сотериологической теории.

3. Сотериологическое содержание понятия бодхичитта раскрывается в учении об относительной бодхичитте, главную суть которой составляют этические и медитативные аспекты; философское содержание раскрывается в абсолютной истине, отражением которой является понятие праджни.

4. Понятие бодхичитта получило наиболее глубокую разработку в тибетском буддизме, где оно раскрывается в трех аспектах: этическом (триишкша 'мораль'), практическом (самадхи 'медитация') и теоретическом (праджня 'мудрость').

5. Этические и практические аспекты учения о бодхичитте отражают относительную бодхичитту, теоретический аспект отражает абсолютную бодхичитту, которые в свою очередь восходят к теории двух истин: парамартха-сатъя и самврити-сатъя — являющихся основой пути спасения в буддизме.

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования состоит в том, что его результаты восполняют наше представление о бодхичитте и могут быть использованы для исследования философии тибетского буддизма. Выполненные переводы вносят вклад в разработку методологии и методики перевода тибетских текстов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использовать содержащиеся в работе положения и выводы при составлении обобщающих трудов по истории и философии буддизма, в разработке курсов лекций по специальностям «религиоведение», «всеобщая история», «культурология». Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов и средних учебных заведений при чтении курсов лекций, в подготовке методических пособий, спецкурсов и семинаров.

Апробация результатов исследования. Данные исследования апробированы в рамках работы в международных научно-практических конференций «Батуевские чтения-3: История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 2007), «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2009). Результаты исследования опубликованы в шести научных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка (114 наименование). К работе представлено приложение 16 с.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме"

Заключение

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада исследует натурфилософские, онтологические, методологические, эстетические, правовые проблемы. В исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа мышления и жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этическими нормами, практическими наставлениями старшим и младшим по возрасту людям. Западная философия обращается к человеку не через его психическое бытие или этические нормы, а предлагает ему общие принципы бытия и познания. Именно практический подход к проблеме человека показывает, что человек не может быть лишь объектом рационального анализа, а главным образом той сущностью, занимающей промежуточное звено между миром идеального и материального. И в зависимости от интенции мышления чаша весов может перевесить в ту или иную сторону, обусловливая собой мировоззрение человека.

Развитие современной мировоззренческой парадигмы, идущее в русле антропоцентризма, очередной раз актуализирует вопрос: кто «я»? Интерес к этому вопросу обусловлен на сегодня изначальными знаниями, характерными буддийской философии. В связи с этим, Н.Л.Жуковская отмечает, что в бурятском буддизме обновленческое движение «приняло такой размах, что о нем можно говорить не только как об идейном течении внутри ламства, пытающегося ценой некоторой модернизации спасти устои церкви, но как о социальной и культурной платформе группы передовой для своего времени интеллигенции, пытающейся путем ряда реформ (церковной, общеобразовательной, административной) возродить дух нации, освободить ее от пут мракобесия и язычества, которыми оброс первоначальный буддизм, очистить, обновить его (отсюда — обновленчество), восстановить первоначальное философское учение Будды, установить точки соприкосновения буддизма и современной европейской науки и тем самым перевести буддизм, отказавшись от термина «ламаизм», из ранга религии в явление культуры, «убежище национального духа»124.

Самоценность изучения духовного наследия Будды вырисовывается на фоне узко предметного восприятия мира, характерного для ментальности современных людей. В буддизме важно проникновение на сущностном уровне в сферу инобытия, ибо идеальное составляющее в человеке всегда больше, чем его индивидуальное воплощение при этом различные теоретические раскладки, присущие буддийской философии, находят свое подтверждение на практике (например, феномен Итигилова).

Именно в этой части на передний план выходит сознание как высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, как способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и которое определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми на уровне его социальной обусловленности только посредством общения с другими людьми, навыками предметной вовлеченности в деятельности. Однако, имея в виду феноменальную природу самого сознания, в метафизической философии активно преодолевается идея того, что человеческое сознание и творчество лишь детерминированы самим социумом.

Уникальность сознания заключается в том, что оно постоянно продуцирует грани проявления бытия, расширяя мир от состояния его

124 См.: Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты // Священный Байкал. - 1994. возможного или потенциального до состояния актуального и ноуменального. Это означает, что любого порядка построение умственных конструкций, имеющих отношение к идеальному допущению вообще (мир фантазий), всегда имеют отношение к самой действительности или реальности. Человек не может воспроизвести что-либо, не имеющее отношения к действительности или наличествующему миру. Вот почему имеет место быть потенциальное или возможное как бытие.

Человеческому разуму свойственно упорядочивать предметный мир вокруг себя для ориентации в пространстве, наделяя его для удобства значением и смыслом. Здесь собственно срабатывает стереотипное мышление, которое необходимо расценивать как слепок материи, которой свойственно самоорганизовываться. В данном же контексте обретает свою актуальность буддийская интерпретация действительности как продукта лишь омраченного сознания.

Так называемое «чистое» ни чем не обусловленное сознание проецируется на принцип пустотности, выходящей за рамки явленного или предметного мира. На уровне «чистого сознания» человек обладает потенциальной возможностью выхода в сферу инобытия, прерывая мир сансары. Для постижения же данного уровня сознания необходимо суметь родить в себе «бодхичитту», что предполагает состояние сострадания ко всему живому и вообще определенный нравственный образ жизни. Отсюда обретает свою значимость знание и главным образом соблюдение основ этических норм и правил в образе жизни.

Таким образом, во всех иных сценариях развития действительности вряд ли удастся преодолеть фатализм, характерный для нисходящего бытия. И в этом смысле вышеизложенное видение проблемы сознания вносит определенный вклад в общее русло теоретических и практических разработок, при этом, реинтерпретация учения о пустоте так же соответствует вектору развития различных духовных практик. Как свидетельствуют материалы исследования, духовный опыт буддистов может быть верифицирован сложными математическими расчетами, лабораторными и теоретическими исследованиями.

Своеобразие буддистского толкования природы бытия заключается в том, что он не выступает против материи как вещественной основы мироздания, а рассматривает ее как внешнюю проекцию сознания человека. По справедливому замечанию П.В.Алексеева, А.В.Панина, «материя как понятие - это, прежде всего, результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок».

Косность сознания заключается в том, что человек уверовал в бездуховность, он видит и воспринимает на чувственном уровне ровно столько, сколько он знает. И, соответственно, не видит и не воспринимает то, что он не знает. Именно в этом значении утверждается, что знание -ядро сознания. Такое состояние сознания в буддизме называется «омраченное сознание». Лишь медитативное умозрение позволяет выйти за рамки обусловленности сознания человека. И, как показывает исследование, сама наука во многом подтверждает достоверность учения о пустоте.

За грань чувственного мира уводит только мысль человека, способного рассуждать категориями возможности, вероятности, потенциальности и др. Именно данные категории с философской точки зрения не исключают идею многомерности понятия сознание. Таким образом, «сознание» остается самым загадочным понятием в мировоззрении конкретного человека.

В контексте вышеизложенного, особый интерес вызывает в целом духовный мир человека, его этическая сторона, которую также следует воспринимать как субстанциональную единицу бытия. Данную работу отличает от других наставлений то, что в так называемой практике «семи пунктов» подробно рассмотрены понятия «относительной бодхичитты» и «абсолютной бодхичитты», помогающие наиболее целостно воспринять основополагающие знания данного учения. В целом работа написана в русле традиций тибетской философской мысли, которые с новой силой актуализируются в свете общеизвестного факта — феномена нетленности тела XII Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигилова. С другой стороны, работа представляет собой попытку разрешения экзистенциональной проблематики.

108

 

Список научной литературыЖамбаева, Ульяна Баировна, диссертация по теме "Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология"

1. Алексеев В.М. В старом Китае / В.М. Алексеев.- М. : Вост. лит., 1958.-312 с.

2. Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, A.B. Панин. -3-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

3. Альбедиль М. Забытая цивилизация в долине Инда / М. Альбедиль. СПб. :Наука, 1991- 176 с.

4. Анжиганова JI.B. Мировоззрение человечества как целостности: этапы эволюции / JT.B. Анжиганова // Восток-Запад: диалог культур: тез. докл. Междунар. науч.- практ. конф., 20-26 июня 1996 г. Улан-Удэ, 1996. -С. 17-19.

5. Аюшеева Д.В. Философские решения глобальных проблем в традиции тибетской Тантры / Д.В. Аюшеева // Шестая буддологическая конференция: тез. докл. СПб., 1999. —С. 5-10.

6. Балханов В.А. Проблемы бытия и судьбы цивилизации: учеб. пособие / В.А. Балханов. Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004. - 65 с.

7. Балханов В.А. Синергетика: общая характеристика, сущность и основные понятия / В.А. Балханов, В.В. Халзагарова. Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. - 92 с.

8. Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов / Д. Банзаров // Избранные произведения. Улан-Удэ, 1997. - С. 29-56.

9. Барьядаева В.А. Китайская классическая «Книга перемен» / В.А. Барьядаева // Конфуций и конфуцианство: материалы науч. конф. Улан-Удэ, 2005.- С. .

10. Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы / H.A. Бердяев. Париж : YMCA-Press, 1969. - 270 с.

11. Бредовые идеи Владимира Леонова // На грани невозможного. -2002. № 4. Режим доступа: http://anomalia.kulichki.ru/tcxt4/166htm.

12. Брянский М.Г. Знания, ведущие к просветлению в буддизме / М.Г. Брянский // Философия, социология и современность. — Улан-Удэ, 2002. -С.

13. Бхактиведанта А.Ч. Бхагавад-Гита как она есть. Калькутта : Бхактиведанта бук траст Сор., 1984. - 832 с.

14. Бхактиведанта А.Ч. Бхагавад-Гита как она есть: Полн. изд. с подл, санскрит, текстами, рус. транслитерацией, дослов. и лит. пер. и подроб. коммент. / Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. -М. : Дварака, 1992. 832 с.

15. Васильев Л.С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Книжный дом «Университет», 1998. -432 с.

16. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер. М. : Прогресс, 1990. - 804 с. — (Социол. мысль Запада).

17. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в живом и машине / Н. Винер. — М. : Сов. радио, 1968. 328 с.

18. Витяев Е.Е. Принцип работы мозга и процесс познания в науке и искусстве. Ч. 1: Физиологические теории / Е.Е. Витяев. — Новосибирск : НГУ, 1995.-61 с.

19. Восток: Афро-азиатские острова: история и современность. — М. 1992.-№3.

20. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев // Русские философы. — М., 1993. —С.

21. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. 1997. - № 3. - С. 90-102.

22. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: пер. с англ. / Л.Р. Грэхэм. М. : Политиздат, 1991. - 480 с.

23. Губернаторов И.Ф. Найди ключ к самому себе / И.Ф. Губернаторов // Тайна жизни. — 2006. — № 11. —С.

24. Гумилев JI.H. Этнические процессы: два подхода к изучению / Л.Н. Гумилев, К.П. Иванов // Социс. 1992. -№ 1. -С. 50-55.

25. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. 496 с.

26. Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера / Л.Н. Гумилев // Природа. -1970.-№ 1.-С. 46-55.

27. Гуревич П.С. Этот зыбкий, фантомный мир (Общекультурный смысл размышлений Кастанеды) / П.С. Гуревич // Философские науки. — 1991.-№ 10.-С. 140-149.

28. Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. СПб. : Нартанг, 1996. - 226 с.

29. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста / Б.Д. Дандарон. Владивосток : Восток России, 1970. - 180 с.

30. Джалса Тогмед Занбо. Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления состоящая из семи пунктов (rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa'i blo sbyong don bdun ma'i snyan brgyud kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so).

31. Джампа Тинлей, Геше. Лоджонг / Геше Джампа Тинлей. -Екатеринбург, 2008. 316 с.

32. Доржигушаева О. Бодхисаттва как идеал экологического отношения к миру / О. Доржигушаева // Легшед. 1998. — № 3. —С.

33. Доржиев А. В. Бурятии живьем замуровывают людей в скалах / А. Доржиев// Номер один. — 2001. -13-19 сент. —№ .—С.

34. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания / Т.Я. Дубнищева. Новосибирск : ООО «Изд-во ЮКЭА», 2000. - 832 с.

35. Дубров А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. М. : Совмест. сов.-амер. предприятие "Соваминко", 1989. - 279 с.

36. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса / В.Е. Еремеев. М. : АСМ, 1993.-381 с.

37. Ермакова E.E. Философия: учебник для вузов / Е.Е. Ермакова. — М. : Academia: Высш. шк., 1999. -270 с.

38. Еше Лодой Ринпоче. Комментарий к тексту Дхармаракшиты «Боевая Чакра». Махаянское преобразование мышления / Еше Лодой Ринпоче; Пер. С.П. Нестеркина. Улан-Удэ : Нютаг, 1999. —С.

39. Жамбаев Э.Б. Пространственно-временные отношения в буддизме в контексте энергоинформационной парадигмы / Э.Б. Жамбаев, Б.Ц. Жамбаев. Улан-Удэ, 2005. - С. 20-38.

40. Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты / Н.Л. Жуковская // Буддийский мир. -1994.-С. 6-16.

41. Жуковская Н.Л. Тибетский словарь буддизма / Н.Л. Жуковская. Тибет. Ру . Режим доступа:

42. Загуменова Б.Ч. Гимн преодолевшему сансару / Б.Ч. Загуменова // Легшед. 1998. -№ . -С.

43. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. —3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд. корпорация «Логос», 2000. - 344 с.

44. Капра Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока / Ф. Капра. — СПб. : ТОО «ОРИС» 1994.-302 с.

45. Кастанеда К. Сила безмолвия / К. Кастанеда. М. : КОР, 1999. — 301 с.

46. Кастанеда К. Сказки о силе / К. Кастанеда. — М. : София, 2003. -396 с.

47. Кашницкий С. Силу тяжести скоро отменят / С. Кашницкий // Московский комсомолец. 2001. — 25 окт.

48. Кинжалов Р.В. Культура древних майя / Р.В. Кинжалов. Л. : Наука, 1971.-364 с.

49. Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя / Ю.В. Кнорозов. —JI. : Наука, 1975. -272 с.

50. Конрад Н.И. Запад и Восток / Н.И. Конрад. М. : Наука, 1986. -910 с.

51. Кузьмин A.B. Метафизика Я: Восток Запад / A.B. Кузьмин, А.Г. Кислов // Восток-Запад: диалог культур: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., 20-26 июня 1996 г. - Улан-Удэ, 1996. - Ч. 1. - С. 12-14.

52. Кьянце Джамьян. Наставления по практике Ло Чжонг с разъяснениями практики белой тары//М:б,1996. С. 126.

53. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 18. —С.

54. Леонов В. Бредовые идеи Владимира Леонова / В. Леонов // На грани невозможного. —2002. — № 4.

55. Лепехов С.Ю. «Пустое сознание» в буддизме и неоконфуцианстве / С.Ю. Лепехов // Конфуций и конфуцианство: материалы науч. конф. 25 марта 2005 г. Улан-Удэ, 2005. —С.

56. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. -М., 1991.-525 с.

57. Малявин В.В. Китайские импровизации Паунда / В.В. Малявин // Восток Запад: Исследования. Переводы. Публикации. - М., 1982. — С. 246-277.

58. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: сб. статей / М.К. Мамардашвили. -М. : Прогресс: Культура, 1992. 414 с.

59. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. / Гл. ред. С.А. Токарев. М. : Сов. энциклопедия, 1987-1988. - Т. 1. - 1987. - 671 е.; Т. 2. - 1988.-719 с.

60. Михайлов В.А. Религиозная мифология / В.А. Михайлов. Улан-Удэ : Соел, 1996.- 111 с.

61. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы / З.П. Морохоева. Новосибирск : ВО «Наука». Сиб. изд. фирма, 1994. - 199 с.

62. Мур А. Космос Хокинга / А. Мур // Поиск. 2007. - 2 февр.

63. Налимов В.В. Спонтанность сознания / В.В. Налимов. М., 1989. -287 с.

64. Намкха Пел. Лоджонг «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца / Пер. с тиб., предисл. и коммент. И.С. Урбанаевой. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 192 с.

65. Нестеркин С.П. Образование в буддийских монастырях / С.П. Нестеркин // Буряты. М., 2004. - С. 423.

66. Никифоров К.А. Наука. Технология: проблемы современного общества / К.А. Никифоров. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 84 с.

67. Новиков И.Б. Кибернетика: философские и социологические проблемы / И.Б. Новиков. — М. : Госполитиздат, 1963. 208 с.

68. Пел, Намкха. Лочжонг "Лучи Солнца": тренировка ума, подобная лучам солнца. Bio sbyong nyi ma'i od zer bzhugs so / Намкха Пел; Пер. с тиб., предисл. и коммент. И.С. Урбанаевой. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2006.-192 с.

69. Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. — М. : Прогресс, 1983.-605 с.

70. Пригожин И. Введение в термодинамику необратимых процессов / И. Пригожин; Пер. с англ. В.В. Михайлова. — М., 1960. 127 с.

71. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. М. : Наука, 1985. - 327 с.

72. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; Пер. с англ. Ю.А. Данилова. — М.: Прогресс, 1986.-431 с.

73. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. -Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 814 с.

74. Рассел Б. Мистицизм и логика / Б. Рассел // Почему я не христианин? М., 1987. - С. 37-60.

75. Реверс: Философско-религиозный и литературный альманах / Гл. ред. С.Д. Чечуга. СПб., 1992. -С.

76. Розенберг О.О. Труды по буддизму / О.О. Розенберг. М. : Наука, 1991.-294 с.

77. Савченкова И. Пленники пещер / И. Савченкова // Номер один. -2001.- 13-19 сент.

78. Садохин А.П. Этнология / А.П. Садохин. —М. : Гардарики, 2002. -254 с.

79. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция / И.И. Семененко. — М. : . Изд-во МГУ, 1987. 299 с.

80. Ситников Б. Канада: если дом в себе разделится. / Б. Ситников // Федерация. 1992. - № 10.

81. Словарь античности: Пер. с нем. М. : Эллис Лак; Прогресс, 1993.-704 с.

82. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 1632 с.

83. Тарт Ч. Состояние сознания / Ч. Тарт; Пер. с англ. В.Н. Поруса // Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992.-С.

84. Тейяр де Шарден. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. — М. : Наука, 1987.-239 с.

85. Тибетский буддизм: теория и практика / Под. ред. Н.В. Абаева. -Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма, 1995. 251 с.

86. Торчинов В. Введение в буддологию: курс лекций / В. Торчинов.- СПб. : Санкт-Петербургское философское общ-во, 2000. 304 с.

87. Торчинова Е.А. Даосизм: поиск бессмертия и свободы / Е.А. Торчинова // Реверс. СПб., 1992. - С. 224-235.

88. Тулку Т. Пространство. Время. Знание / Т. Тулку // Режим flocTyna:http://tispkn.narod.ru/

89. Урбанаева И. С. Эзотерические смыслы учения о Тэнгэри и боо мургэл / И.С. Урбанаева // Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. Улан-Удэ, 1997. - С. 3-47.

90. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии: философия истории / И.С. Урбанаева. —Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.-288 с.

91. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Избр. филос. произв. — М., 1955. Т. 2. —С.

92. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. М., 2004. -С.

93. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.- 2-е изд., перераб. и доп. М. : Акад. Проект: Трикста, 2004. - 685 с.

94. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

95. Философский энциклопедический словарь. 2 изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 814 с.

96. Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3-х т. / М.Н. Хангалов. -Улан-Удэ, 1958-1960. 1958. -Т. 1. -551 е.; 1959. - Т. 2. - 443 е.; 1960. -Т. 3.-421 с.

97. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени / С. Хокинг. М. : Мир, 1990. - 166 с.

98. Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии / Д. Чаттопадхьяя. -М. : Прогресс, 1981. 416 с.

99. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1995. 526 с.

100. Черные дыры тушите свет! // На грани невозможного. —2001. — № 22 (275).

101. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения / Чже Цонкапа. СПб. : Нартанг, 1997. — Т. 3: Этап духовного развития высшей личности. - 341 с.

102. Чокьи Нима Ринпоче. Путеводитель по жизни и смерти/ Чокьи Нима Ринпоче. СПб. : Ясный свет, 1995. - 204 с.

103. Шантидева. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара) / Пер. с англ. СПб. : Фонд «Карма Йеше Палдрон», Уддияна, 2000. - 232 с.

104. Элиаде М. Космос и история / М. Элиаде. М. : Прогресс, 1987. -311 с.

105. Эспинель Суарес А. Особенности философской мысли инков / А. Эспинель Суарес // Вопросы философии. 1997. - № 3. - С. 132-144.

106. Янгутов Л.Е. Единство тождество и гармония в философии китайского буддизма / Л.Е. Янгутов. Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма, 1995. - 222 с.

107. Янгутов Л.Е. Конфуцианство в эпоху Вэй (221-262) и Цзинь (265^420) / Л.Е. Янгутов // Конфуций и конфуцианство: Материалы науч. конф. Улан-Удэ, 2005. -С.

108. Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае / Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2007. - 272 с.

109. Dalai Lama. Gesang der inneren Erfahrung. Die Staffen auf dem Pfad zur Erleuchtung. Hamburg: Dharma-Ed, 1998. -351 p.

110. Gold P. Navaho and Tibetan Sacred Wisdom. The Circle of the Spirit.- Rochester, UK: Inner Trad. Int., 1994. 334 p.

111. Prigogine I. From become to the being. — San Francisco, 1989.