автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Нравственно-эстетическая сущность тибетского буддизма
Текст диссертации на тему "Нравственно-эстетическая сущность тибетского буддизма"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
На правах рукописи
Дамбаева Саяна Дашиевна НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА
Специальность 09.00.04. - эстетика
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Яковлев Е.Г.
Москва - 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Буддийское единство: человек и мир........................................................12
§1. Генезис и развитие буддизма, его историческое значение...........................12
§2. Нравственно-эстетические основания буддизма............................................30
§3. Буддийская гармония мира и человека............................................................39
Глава 2. Буддизм как нравственно-эстетическая концепция спасения. Понятие «красота» ...................................................................................................................................51
§ 1. Первый поворот Колеса Дхармы.....................................................................51
§2. Второй поворот Колеса Дхармы......................................................................60
§3. Понятие «красота» в тибетском буддизме......................................................75
§4. Гармония природы и человека в кочевой культуре и искусстве бурят. Тибетские традиции в буддийской иконографии Бурятии.......................................82
§5. Буддийская мистерия цам в Бурятии...............................................................97
Глава 3. Культ учителя в буддизме: нравственно-эстетический аспект.................119
§1. Идейное содержание культа учителя (ламы)................................................119
§2. Нравственно-эстетическое единство микрокосма и макрокосма.............130
Заключение.............................................................................................................146
Библиография.....................................................................................153
Введение
Конец XX века существенно изменил представления о путях развития человечества, формирование нового сознания является особенно актуальным. В XXI век человечество вступает с острейшими проблемами — экологическими, ресурсными, духовно-культурными и т.д., которые нуждаются в осмыслении и научном анализе. Сегодня особую остроту приобрел живой заинтересованный диалог между Востоком и Западом, направленный на поиск оптимально возможных путей решения насущных проблем современности, и, если диалог состоится, это, безусловно, станет прорывом в становлении нового сознания. В этом плане значительный интерес представляет изучение буддизма Тибета, как своеобразного культурного пространства, влияющего на мировоззрение, искусство и образ жизни народов Центральной Азии.
Гармоничное сосуществование человека и окружающего его мира, которое особенно характерно для буддийского мироощущения и мировосприятия, возможно, является решением глобальных проблем современности. Основная причина которых, по мнению буддистов, во многом определяется философией человеческого эгоизма. Алчность человеческого «Я», противопоставившего себя миру, — источник экологических, духовных, культурных бедствий и страданий. Человек лишил природу внутренней самоценности и превратил свое «Я» в абсолют.
Каков путь решения этих проблем? Буддийский ответ на этот вопрос отличается предельной ясностью и мужеством. Чтобы спасти мир, надо прежде всего уничтожить человеческий эгоизм и перевести вектор сознания с антропоцентризма на кос-моцентризм, Гармонию Единого.
С буддийских позиций, последовательность действий, которые мы должны предпринять, чтобы решить острейшие проблемы современности, должна согласовываться с философскими представлениями о Красоте, Гармонии и целостности мира,
которые непосредственно связаны с нравственно-эстетическими воззрениями в буддийском учении.
В этом контексте, автор обращается к теме нравственно-эстетической сущности буддизма Тибета.
Следует отметить тот факт, что в последнее время появилось большое количество литературы по тибетскому буддизму поверхностного характера, а научно обоснованных современных работ, анализирующих основные принципы и аспекты тибетского буддизма, крайне не хватает. Куда более сложно обстоит дело с рассмотрением особенностей эстетических и этических категорий в их неразрывной целостности, органическом единстве.
В целом, исследование нравственно-эстетического аспекта мировоззрения тибетского буддизма может носить только комплексный характер, поскольку объектом буддийской мысли является вся полнота мира без изъятия, вся целостность бытия без деления его на мир внутренний и на мир внешний. Попытка осуществить подобный комплексный подход была предпринята автором настоящей работы.
Тибетский буддизм - уникальное явление мировой культуры, давно вышедшее за пределы своей родины. Невозможно представить себе духовное развитие сопредельных Тибету стран вне влияния тибетской литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, медицины. Буддийские философские тексты в тибетских переводах воздействовали не только на отдельных интеллектуалов-одиночек, но определяли мировоззрение целых народов. Функции тибетского языка в Центральной Азии сравнимы с функциями латыни в Средневековой Европе. В Россию тибетский буддизм пришел несколько столетий назад и стал такой же неотъемлемой частью российской культуры, как православие и ислам. По этой причине его изучение является насущной потребностью самопознания и саморазвития.
Автор, предлагаемого исследования, затронул лишь часть из обширного круга тем, связанных с тибетским буддизмом. Основной целью было выделить нравственно-эстетический аспект в его философии.
Нравственно-эстетическая сущность тибетского буддизма - это, прежде всего, философия всеединства мира. Осознание всеобщей целостности бытия, изначальное единство человека и окружающего его мира, сегодня актуально как никогда. Кроме того, рассмотрение данной проблемы носит насущный характер в условиях современных российских реалий (обретение национальной идеи...), ибо неустанный поиск всеединства мира и человека исконно присущ российской ментальности.
Непреходящее значение, актуальность буддийского учения состоит в том, что оно дает духовные ориентиры устойчивого развития. Буддизм представляет собой систему духовных ценностей, альтернативную технократической модели экономического роста. Вместо идеи владычества человека над природой и парадигмы человеческой исключительности буддизм выдвигает идею отсутствия индивидуального «Я», внутренней самоценности каждого живого существа, его способность к достижению подлинного совершенства; вместо требования покорения природы — принцип «ахим-сы» — непричинения вреда всему живому; вместо идеологии политического насилия — концепцию естественного ненасильственного пути развития; вместо отчужденных ценностей — стремление к подлинной ценности: к гармонии красоты, милосердию и состраданию.
В отечественной буддологии существует ряд исследований, посвященных теоретическому анализу философского наследия тибетского буддизма: это работы В.А. Богословского, В.П. Васильева, Б.Я. Владимирцова, О.О. Розенберг, А.И. Вострикова, Б.Д. Дандарона, А.Н. Кочетова, Л.Н. Гумилева, Ф.И.Щербатского и др.1. По отношению к рассматриваемой в данной диссертации теме выделение основ-
' См.: Богословский В.А. Проникновение буддизма в Тибет. // Труды бурятского комплексного научно-исследовательского института. Серия востоковедения, вып. 8, Улан-Удэ, 1962; Богословский В.А. Очерки истории тибетского народа. М., 1962; Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. Спб., 1857; Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. Спб., 1919; Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918; Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991; Востриков А.И. Тибетская историческая литература. М., 1962; Дандарон Б.Д. Буддизм. Спб., 1996; Кочетов А Н. Ламаизм. М., 1973; Гумилев Л.Н. Древний Тибет. М., 1996; Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма. Пг., 1919; Его же. Буддийский философ о единобожии. Спб., 1904; Stcherbatsky Th. The Conception of Buddhist nirvana. Leningrad, 1932; Stcherbatsky Th. Buddhist Logic. Leningrad, 1932.
ных положений буддизма является важным для понимания процесса формирования нравственно-эстетического мировоззрения тибетского буддизма. Для раскрытия темы диссертации необходимо было не только выделить основополагающие нравственные принципы в философии тибетского буддизма, но и показать их место и роль в формировании нравственно-эстетического восприятия, в котором нравственные и эстетические ценности существуют в неразрывном единстве. Изучению конкретных аспектов тибетского искусства посвящены работы Б.Я. Владимирцова, K.M. Герасимовой, JI.H. Гумилева, Ц.-Б. Бадмажапова, В.М. Монтлевича, С.Ф. Ольденбурга, В.Н. Топорова, В.Д. Малявина и др.1 В то же время, специфика диссертационной работы и недостаточная исследованность собственно проблемы нравственно-эстетической сущности философии тибетского буддизма, обусловили необходимость обращения к более широкому комплексу источников. Поэтому источниковедческую базу диссертации составляют произведения отечественной и зарубежной буддологи-ческой философской литературы, обширный этнографический материал, произведения деятелей буддийской церкви, в которых так или иначе затрагиваются отдельные аспекты темы, исследуемой в данной работе.
Поскольку тибетский буддизм является полноправным правопреемником древнего индийского буддизма, диссертанту пришлось обращаться к произведениям, посвященных философии и литературному наследию Древней Индии, к работам: В.П. Андросова, Г.М. Бонгард-Левина, Т.Я. Елизаренковой, В.Н. Топорова,
'См.: Владимирцов Б.Я. Тибетские театральные представления. М., 1923; Герасимова K.M. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорции. Улан-Удэ, 1971; Бадмажапов Ц.-Б. Тибетские традиции в тибетской иконографии Бурятии. // Тибеский буддизм. Новосибирск, 1995; Монтлевич В.М. О символике ламаистских субурганов. // Центральная Азия и Тибет. История и культура Востока Азии. Новосибирск, 1972; О китайском и тибетском влиянии на иконографию бурятского божества Цагаан убугуна. Л., 1968; Олъденбург О.О. Буддийские легенды и буддизм. ЗВОРАО. М., 1895; Его же. Первая буддийская выставка в Петербурге. Спб., 1919; Топоров В.Н. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений. Тарту, 1965; Малявин В.Д. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М, 1987.
B.B. Иванова, особую помощь оказал труды С. Радхакришнана, Д.Чаттопадхьяя, Н. Dayal, а также произведения Асвагхоши, Даранаты, S. Dasgupta, Е. Conze и др.1
Процесс распространения буддийского учения в Тибете в IV-VII вв. и Бурятии в конце XVII - начале XVIII вв., а также влияние на этот процесс местных религиозных верований в Тибете - религии бон-по, в Бурятии - шаманизма, стал предметом исследований Д. Банзарова, Д.И. Бураева, H.JI. Жуковской, Б.И. Кузнецова и JI.H. Гумилева, Е.И. Кычанова, Л.С.Савицкой, М.А.Манжигеева, L. Chandra, L.A. Waddell2, которые были изучены автором и учтены в диссертационной работе.
По отношению к рассматриваемой в данной диссертации теме выделение наиболее интересного обряда богослужения цам является важным для понимания нравственно-эстетических представлений в тибетском буддизме. В связи с этим была проделана работа по изучению материалов, свидетельствующих об особенностях проведения буддийской мистерии цам-хурал в монастырях Бурятии. Мистерия цам стала предметом изучения в исследованиях Б .Я. Владимирцова, A.M. Позднеева, Вл. Гирченко, Дм. Даурского , Н.И. Конрад, Ю.Н. Рериха, Н.П. Шастиной и др.3
1 См.: Андросов В.П. Нагараджуна и его учение. М. 1990; Бонгард-Левин. Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969; Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. М., 1980; Топоров В.Н. Учение Нагараджуны о движении в связи с аксиоматикой раннего буддизма. // Литература и культура Древней и средневековой Индии. М., 1979; Иванов В.В. Эстетическое наследие древней и средневековой Индии. // Литература и культура древней и средневековой Индии. М., 1979; Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956; Чаттопадхъьяя Д. История индийской философии. М., 1966; Его же. Живое и мертвое в индийской философии. М., 1981; Dayal Н. The Bodhisattva Doctrin in Buddhist Sanskrit Literature. L., 1932; Dasgupta S. Indian Idealism. Cambridge, 1933; A History of Indian Philosophy. Cambridge, 1922.; Conze. E. Buddhist Thought in India. Oxf., 1962; Его же. Buddhist Philosophy and Its European Parallels. Oxf., 1963; Асвагхоша. Жизнь Будды. Пер. К.Д.Бальмонта. М., 1990; Его же. Пятьдесят строф благочестивого почитания Учителя. Пер. А.Бреславца. Спб., 1995.
2 См.: Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов. «Собрание сочинений». М., 1955; Бураве Д. И. К истории изучения религии бон. // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986; Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М. 1977; Ее же. Влияние монголо-бурятского шаманства и дошаманских верований на ламаизм. // Проблемы этнографии и этнической истории народов центральной Азии. М., 1968; Кузнецов Б.И., Гумилев Л.Н. Бон (древнетибетская религия). Л., 1970; Кузнецов Б.И. Главные божества тибетской религии бон. Улан-Удэ, 1976; Кычанов Е.И, Савицкая Л.С. Люди и боги Страны снегов. М., 1975; Манжигеев М.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М., 1978; Chandra L. Materials for the History of Tibetan Literature. New Delhi, 1963; Waddel L.A. The Buddhism of Tibet or Lamaism with its Mystic Cults, Symbolism and Mythlogy and its Relation to Indian Buddhism. Cambridge, 1958.
3 См.: Владимирцов Б.Я. Тибетские театральные представления. М., 1923; Позднеев A.M. Очерки быта
Большую помощь в раскрытии понятия «красота» с точки зрения тибетского буддизма оказали произведения деятелей буддийской церкви - труды Его Святейшества Далай-Ламы XIV, Геше Джампа Тинлея, Ламы Анагарики Говинды1 и др.
Таким образом, диссертантом были собраны, изучены и критически осмыслены работы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся исследуемой проблемы. Их немногочисленность, узкая специализированность, и нередко, лишь фрагментарное освещение проблематики, связанной с изучением нравственно-эстетической сущности буддизма Тибета, вынуждали использовать более широкий спектр литературы.
Основной целью данного исследования является анализ нравственно-эстетической сущности тибетского буддизма, его философско-мировоззренческие основания. Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Выделить системообразующие теоретические положения тибетского буддизма, их философскую аргументацию, понятийный аппарат, выражающий сущность и специфику нравственно-эстетического мировоззрения тибетского буддизма, ядром которого является идея единства человека и мира.
2. Рассмотреть Первый и Второй повороты колеса Дхармы, показать, что соте-риологическое учение тибетского буддизма ведет к пониманию Красоты как Абсолюта (Пустоты).
3. В качестве примера органической связи нравственного и эстетического, автор рассматривает особенности кочевой культуры и искусства бурят — почвы, на которой впоследствии распространилось буддийское учение; влияние тибетских тради-
буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. // Записки Русского Географического общества по отделению этнографии. Т.XVI, Спб., 1987; Гирченко Вл. Цам-хурал. По родному краю. Верхнеудинск, 1922; Даурский Дм. По Забайкалью. (Путевые заметки). Сибирь. 1910. №249, 268.; Конрад Н.И. О литературном посреднике. Запад и Восток. М., 1966; Рерих Ю.К. К изучению Калачакры. Харьков, 1990; Шастина Н.П. Религиозная мистерия Цам в монастыре Дзун-хуре. // Современная Монголия. 1935. №1. ! См.: Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. Рига, 1991; Его же. Мир тибетского буддизма. Спб., 1996; Его же. Сострадание и всеобщая ответственность. М., 1995; Его же. Обоснование, наука и духовные ценности. // Путь к себе. 1995; №3.; Геше Джампа Тинлей. К Ясному свету. Улан-Удэ, 1995; Лама Анагарика Гоеинда. Творческая медитация и многомерное сознание. М., 1993.
ций на живописную иконографию Бурятии, их символику; проведение буддийской мистерии цам-хурал в монастырях Бурятии и его значение в постижении сущности учения.
4. Раскрыть нравственное содержание буддийского культа Учителя (ламы), которое является важной и составной частью традиционного культурного наследия тибетского буддизма.
5. Выявить особенности нравственно-эстетической сущности тибетского буддизма, на основе центрального положения буддизма о сущностном единстве Санса-ры и Нирваны, единстве микро- и макрокосма.
Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составляет онтологическо-феноменологический метод исследования духовных явлений.
До настоящего времени не предпринималось комплексное рассмотрение нравственно-эстетической сущности тибетского буддизма, что настоятельно требует, по мнению автора, рассмотрения основных положений философии тибетского буддизма, а именно: Учение о Четырех Благородных Истинах о страдании, которое буддисты называют Первым поворотом колеса Дхармы, представляющее собой общий план всего буддий